Зависимое население древней руси. 2.3 Дискуссия об институте рабства на Руси. Категории зависимого населения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Зависимое и свободное население Киевской Руси. Зависимое население древней руси


Зависимое население Древней Руси |

 /   /  Зависимое население Древней Руси

Категории зависимого населения Древней Руси

Зависимое население Древней Руси делилось на части:

· Смерды, являющиеся особой группой полусвободного зависимого населения, которая была близкой по юридическому положению к так называемым западноевропейским литам.

При этом, зависимость от феодала могла быть меньшей или большей, однако главным образом она проявлялась в фактической обязанности выплат податей и отбывании феодальной повинности. Свободный общинник-смерд имел некоторые преимущества (например, он мог завещать детям землю). Если же он не имел детей, то имущество переходило общине.

Имущество и жизнь смердов охранялось по закону в меньшей мере, чем у феодалов. Как гласит «Русская правда» за убийство смерда убийце надлежало выплатить сумму в пять гривен, за кражу коня – две гривны и за муки, причиняемые смерду – три гривны.

· Закупы – то есть, взявшие «купу» (заём), в роли которой могли выступать деньги, зерно, скот, земля и др.

Данный долг нужно было отработать. При этом, установленных эквивалентов и нормативов для такой отработки не существовало, а объём работы устанавливал сам кредитор. Поэтому с нарастанием процентов такая кабальная зависимость значительно усиливалась и могла продолжаться очень долго. Историки различают «неролейный» и «ролейный» закуп.

· Рядовичи – люди, заключившие с землевладельцем так называемый «ряд», то есть договор об условиях пользования орудиями труда или землёй. Данный вид юридически был очень близким к закупам.

· Изгои. Люди, вышедшие (покинувшие) из общины, которые фактически лишились поддержки своей социальной группы. Греков Б. предложил различение изгоев на сельских и городских.

· Прощенники – люди, которые попали под «покровительство» светских феодалов, монастырей или церкви, обязавшиеся осуществлять трудовую деятельность в их хозяйстве. По своему положению прощенники были близки к сельским изгоям.

· Холопы.

В холопство попадали путём фактической самопродажи (к примеру, для выплаты виры), рождения от рабыни, женитьбы на рабыне, купли-продажи, поступления в ключничество (при служении в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения некоторых видов преступления (так называемая «выдача головой»). Кроме того, в холопство переходили, не сумевшие выплатить закуп.

За все действия холопов обязан был отвечать его господин, но в некоторых случаях разрешалось самостоятельно наказать холопа.

Интересные материалы:

student-hist.ru

3. За­ви­си­мое на­се­ле­ние Древ­ней Руси

О раз­лич­ных ка­те­го­ри­ях за­ви­си­мо­го на­се­ле­ния Древ­ней Руси мы можем су­дить по той же «Рус­ской Прав­де», но по­сколь­ку этого ис­точ­ни­ка явно не до­ста­точ­но, то в ис­то­ри­че­ской науке до сих пор не пре­кра­ща­ют­ся споры в оцен­ке со­ци­аль­но­го ста­ту­са раз­лич­ных ка­те­го­рий за­ви­си­мо­го на­се­ле­ния Ки­ев­ской Руси.

а) Смер­ды. Б.Гре­ков делил всех смер­дов на две ос­нов­ные груп­пы: смер­дов-об­щин­ни­ков, неза­ви­си­мых от част­ных вла­дель­цев и пла­тив­ших дань толь­ко го­су­дар­ству, и смер­дов-страд­ни­ков, ко­то­рые были по­зе­мель­но за­ви­си­мы от фе­о­да­лов и несли в его поль­зу фе­о­даль­ные по­вин­но­сти — бар­щи­ну и оброк. И. Фро­я­нов утвер­ждал, что смер­ды де­ли­лись на «внут­рен­них», т. е. плен­ных, по­са­жен­ных на землю фе­о­да­ла, и «внеш­них», т. е. по­ко­рен­ные пле­ме­на, пла­тив­ших дань (во­ен­ную кон­три­бу­цию) ве­ли­ко­му князю. В. Клю­чев­ский, Л. Че­реп­нин, Б. Ры­ба­ков счи­та­ли смер­дов го­су­дар­ствен­ны­ми (кня­же­ски­ми) кре­стья­на­ми, ко­то­рые на­хо­ди­лись в фе­о­даль­ной за­ви­си­мо­сти от го­су­дар­ства и несли в его поль­зу по­вин­но­сти в форме дани. С. Юшков по­ла­гал, что ста­тус смер­да был срод­ни пра­во­во­му ста­ту­су кре­пост­но­го кре­стья­ни­на ХVI–ХVII вв.

Рис. 4. Вос­ста­ние смер­дов 1071 г. (Ис­точ­ник)

б) Че­лядь (хо­ло­пы). Б. Гре­ков делил всех хо­ло­пов на «обель­ных», т. е. пол­ных, ко­то­рые не вели са­мо­сто­я­тель­но­го хо­зяй­ства и яв­ля­лись лич­ной двор­ней фе­о­да­ла, и «най­ми­тов» — быв­ших сво­бод­ных об­щин­ни­ков, по­пав­ших в раз­ряд рабов за долги. А. Зимин по­ла­гал, что тер­ми­ном «че­лядь» обо­зна­ча­лось все за­ви­си­мое на­се­ле­ние Древ­ней Руси, а тер­ми­ном «холоп» — толь­ко рабы. И. Фро­я­нов утвер­ждал, что че­ля­дью были ра­бы-плен­ни­ки, а хо­ло­па­ми — рабы мест­но­го про­ис­хож­де­ния и т. д.

К этому спору вплот­ную при­мы­ка­ет про­бле­ма о месте раб­ства в древ­не­рус­ском об­ще­стве. По мне­нию боль­шин­ства ис­то­ри­ков (Б. Гре­ков, М. Ти­хо­ми­ров, А. Кузь­мин), раб­ство на Руси су­ще­ство­ва­ло толь­ко в виде до­маш­не­го и не иг­ра­ло су­ще­ствен­ной роли в об­ще­ствен­ном раз­де­ле­нии труда. По утвер­жде­нию их оп­по­нен­тов (И. Фро­я­нов, П. Пьян­ков) раб­ство иг­ра­ло клю­че­вую роль в Древ­ней Руси.

в) Ря­до­ви­чи. По мне­нию боль­шин­ства ис­то­ри­ков (Б. Гре­ков, М. Ти­хо­ми­ров, А. Кузь­мин), за­ви­си­мость ря­до­ви­ча от фе­о­да­ла но­си­ла чисто фе­о­даль­ный ха­рак­тер, по­сколь­ку через под­пи­са­ние спе­ци­аль­но­го до­го­во­ра (ряда) он всту­пал в за­ви­си­мое по­ло­же­ние от зем­ле­вла­дель­ца и нес в его поль­зу фе­о­даль­ные по­вин­но­сти.

г) За­ку­пы. Б. Гре­ков счи­тал за­ку­па­ми быв­ших сво­бод­ных смер­дов, ко­то­рые через по­лу­че­ние де­неж­ной ссуды (купы) по­па­да­ли в за­ви­си­мое по­ло­же­ние от фе­о­да­ла. А. Зимин, И. Фро­я­нов, В. Ко­брин утвер­жда­ли, что за­ку­пы — это «необель­ные» хо­ло­пы, ко­то­рые либо ра­бо­та­ли на бар­ской за­паш­ке, либо со­став­ля­ли двор­ню фе­о­да­ла. Глав­ное от­ли­чие за­ку­пов от обель­ных хо­ло­пов со­сто­я­ло в том, что они вели лич­ное хо­зяй­ство и могли со вре­ме­нем, отдав долг, вновь по­лу­чить сво­бо­ду.

д) Изгои. Боль­шин­ство со­вет­ских ис­то­ри­ков раз­де­ля­ли точку зре­ния Б. Гре­ко­ва, ко­то­рый счи­тал из­го­ев быв­ши­ми хо­ло­па­ми, по­са­жен­ны­ми на землю фе­о­да­ла, т. е. кре­пост­ны­ми.

 

Спи­сок ре­ко­мен­до­ван­ной ли­те­ра­ту­ры для изу­че­ния темы "По­ли­ти­че­ское, со­ци­аль­но–эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Ки­ев­ской Руси":

1. Гор­ский А. А. Русь от сла­вян­ско­го рас­се­ле­ния до Мос­ков­ско­го цар­ства. М., 2004

2. Гре­ков Б. Д. Ки­ев­ская Русь. М., 2004

3. Да­ни­лев­ский И. Н. Древ­няя Русь гла­за­ми со­вре­мен­ни­ков и по­том­ков. М., 2001

4. Зимин А. А. Хо­ло­пы на Руси с древ­ней­ших вре­мен до конца XV века. М., 1973

5. Кузь­мин А. Г. Ис­то­рия Рос­сии с древ­ней­ших вре­мен до 1618 г. М., 2003

6. Ти­хо­ми­ров М. Н. Древ­няя Русь. М., 1975

7. Сверд­лов М. Б. До­мон­голь­ская Русь. СПб., 2003

8. Сте­фа­но­вич П. С. Бояре, от­ро­ки, дру­жи­ны. Во­ен­но-по­ли­ти­че­ская элита Руси в X–XI вв. М., 2012

9. Фро­я­нов И. Я. На­ча­ла рус­ской ис­то­рии. СПб., 2005

10. Юшков С. В. Рус­ская Прав­да. Про­ис­хож­де­ние, ис­точ­ни­ки, ее зна­че­ние. М., 2002

studfiles.net

Зависимое население на Руси X-XII вв.

Зависимое население на Руси X-XII вв.

Контрольная работа на тему:

ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ НА РУСИ Х-ХII ВВ.

Содержание

Введение

Процесс ограничения прав лично свободного населения в 9-10 вв.

Социальная структура феодально-зависимого населения в 10-12 вв. (смерды, холопы, рядовичи, закупы, холопы)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Рассматривая разные виды личной зависимости человека в Древней Руси, можно сделать предположение о том, как примерно шел процесс, который привел к процессу фактического порабощения (закрепощения) большей части населения страны, сведения значения бывшего рядового члена общины буквально до предмета, пребывающего в абсолютном распоряжении феодала, а также узнать об особенностях формирования права на Руси.

Данный процесс происходит (при многих других особенностях) посредством предоставления возможности аренды, следовательно, он идёт параллельно с процессом развития законодательства и частной собственности. При этом особенно интересной является роль законов, направленные на процессы укрепления и сбережения хозяйства (вотчины) князя или боярина. Процесс бурного роста населения, рост посевных площадей, строительство новых поселений, низкие цены на землю, дороговизна рабочей силы повлекли за собой процессы развития помещичьего землевладения, аренды и ростовщичества.

Несовершенство сельскохозяйственных орудий, взимаемая дань, неурожаи обусловливали разорение рядовых общинников. Таким образом происходил процесс формирования зависимого населения Древней Руси.

Целью нашей работы явилось изучение процессов становления зависимого населения в Древней Руси. В соответствии с поставленной целью работы нами были поставлены и реализованы такие задачи:

изучить литературу, посвященную проблеме работы;

проанализировать сущность зависимого населения Древней Руси и его структуру.

Процесс ограничения прав лично свободного населения в 9-10 вв.

зависимый русь население социальный

В Древнерусском государстве IX-X вв. консолидирующемуся господствующему классу противостояло простое лично свободное население сел и развивающихся городов, центров ремесла, торговли, административного управления, социальная структура которых качественно отличалась от социальной структуры сельских поселений. Общим обозначением этого населения стало понятие «люди», которое, впрочем, и позднее, в XI - XIII вв., продолжало сохранять самый широкий смысл с семантической близостью: люди - народ - язык как обозначения всего народа в целом, а также подданных князя без различия, правящие это группы пли низшие слон населения.

Политический строй древнерусского государства в середине X в. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Возглавлял государство великий князь Киевский. Он руководил совместно с советом других князей, которые составляли боярскую думу. В первой половине X в. племенные княжения восточных славян еще сохраняли определенную автономию. Местные князья находились в вассальной зависимости от Киева. Они платили ему дань и привлекались как союзники к участию в походах. Большое значение в то время имела военная дружина князя, которая осуществляла сбор дани и судебные функции. Верхушка жены была господствующим слоем государства. С помощью жены князь укреплял свою власть над населением. Киевская Русь во времена Олега (882-912) и его племянника Игоря (912-944) вела успешные войны против соседних государств и кочевников (печенегов, половцев). Походы Олега и Игоря на Византию завершились заключением русско-византийских договоров, что создавало благоприятные условия для развития торговли русских купцов. Первой серьезной попыткой ограничить власть местной знати стали реформы княгини Ольги (945-962). Ольга заняла великокняжеский стол после трагической гибели своего мужа - князя Игоря. Самовольно удвоив дань, взималась киевским правительством с населения Древлянской земли, Игорь был убит восставшими в 944 г. Собрав достаточно войска, Ольга выступила войной на землю древлян. Вследствие этого похода было ликвидировано местное правящую династию, после чего введен более строгий порядок сбора дани. Налоги стали регламентироваться. Во времена Ольги связи Руси с Византией укрепились. В княжение Святослава (964-972), сына Игоря и Ольги, отважного воина и талантливого полководца, Киевская Русь разгромила Хазарский каганат, одержала победу над Волжско-Камская Булгария, утвердилась на Северном Кавказе и в Восточном Крыму, где в то время уже существовало Тьмутараканское княжество. Святослав совершил несколько походов на Дунай. Ему не удалось реализовать свои грандиозные планы на Балканах, поскольку Руси противостояли две силы - Византия и печенеги. Итак, времена Аскольда, Олега, Игоря, Ольги, Святослава - это период наибольшей экспансии Киевского государства, в результате которой Русь значительно расширила свои границы, утвердилась на Черном море, а почти все причерноморские страны вошли в сферу ее влияния.

Период расцвета Киевской Руси (конец X - первая половина XI в.) Период расцвета Киевской Руси приходится на время княжения Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого. Борьба с печенегами стала в X в. основной задачей внешнеполитической деятельности Киевского государства. Огромные просторы лесостепи, обильно покрыты городами и селами, были беззащитны перед неожиданными набегами кочевников. Поэтому оборона от печенегов была не только государственной, но и всенародной проблемой. Конечно, князь, возглавивший эту борьбу, стал народным героем. Им был молодой из сыновей Святослава Владимир, который в 980 г. после нескольких лет междоусобиц с братьями занял великокняжеский стол в Киеве. Утвердившись в Киеве, Владимир энергично принялся укреплять и развивать государство. На северо-востоке до Руси были присоединены вятичи и радимичи. Впоследствии Владимир отправляется в поход против Польши и Венгрии и возвращает западные русские земли, ранее попавших под их власть.

При Владимире завершилось объединение восточнославянских земель в составе Киевского государства. Значительное возвышение получило земледелие, произошли качественные сдвиги в развитии ремесла, оживилась торговля. Местное управление отныне было сосредоточено в руках великокняжеских наместников и посадников. В важных политических центрах Руси - Новгороде, Полоцке, Турове, Ростове, Муроме, Искоростене - Владимир посадил своих сыновей, чем ввел династическое правление в государстве. Развитие ремесел и культуры Киевской Руси Киевская Русь характеризовалось высоким уровнем культурного развития, что было обусловлено развитием феодальных отношений, становлением древнерусской государственности; отделением ремесла от сельского хозяйства; оживлением торговли; активизацией и расширением международных контактов; введением христианства и др. Тесные контакты Киевской Руси с передовыми странами Европы, особенно с Византией, безусловно, повлияли на ее культурное развитие, но роль этого воздействия не была решающей. Древнерусская культура является своеобразным синтезом местных традиций и достижений соседних народов Запада и Востока. Следы культурных традиций, которые достигают глубины веков, четко прослеживаются в жилищном фортификационном строительстве, прикладном искусстве, литературе, музыке. Неотъемлемой их частью были языческие песни, танцы, фольклор, свадебные и похоронные обряды, эпические легенды. Введение христианства способствовало распространению письменности, которую славянские племена знали раньше.

В хозяйственном развитии Киевской Руси приобретало все больший вес ремесленничество, важнейшими отраслями которой являлись металлургия и металлообработка. Древнерусские кузнецы владели всеми известными на то время приемами обработки железа: ковкой, закаливанием, сваркой стальных лезвий, инкрустацией цветными металлами. Ассортимент изделий насчитывал до 150 наименований, от простых гвоздей до сельскохозяйственного инвентаря и замков. Особенно развивалось оружейное дело. Тогдашний Киев был значительным центром производства перегородчатой эмали. Развивались также гончарство, плотничество.

Княжение Владимира и Ярослава является завершением целой эпохи истории Киевской Руси X-XI вв. Оценивая ее, необходимо отметить, что в данный период было образовано одно из самых мощных государств тогдашней Европы, государство, отвечавшее высоким образцам тогдашней цивилизации.

Славу Владимиру и Ярославу принесла не экспансия на чужие земли, а оборона своих забота о своем народе, установления государственного порядка в своей стране. Они ввели новую административную организацию, новое государственное право, способствовали развитию культуры и письменности среди населения.

В договоре 944 г. «все люди Руския земля» указаны после князей и бояр в названии русской договаривающейся стороны, что свидетельствует о более низком по сравнению с князьями и боярами положении «людей», купцов, ремесленников, земледельцев, скотоводов, охотников, независимо от рода занятий, социального положения, иола и возраста, что соответствовало феодальной социальной иерархии в раннесредневековой Европе.

Проблема происхождения и развития крепостного права в России - одна из наиболее сложных проблем в нашей истории. Подобный процесс проходил и в других европейских государствах, и в каждой стране он имел свои характерные особенности. Рассмотрим особенности возникновения и развития крепостного права в России.

Особенность крепостного права в России заключается, в частности, в более позднем сроке возникновения; большей, нежели на Западе, длительностью существования; особенной связью данного процесса с развитием земельной собственности.

Законодательное оформление крепостного права продолжалось на протяжении долгого времени, нескольких веков. И, не рассматривая подробно условий крепостного права, можно утверждать, что от судебника к судебнику прослеживается тенденция ко все большему закрепощению землепашца, благо в данном случае в союзниках у власти была сама община землепашцев.

Крепостное право в России - существовавшая система правоотношений, которые вытекали из зависимости земледельца, крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. Причем юридически данная зависимость оформлена не была, а когда стала оформляться (с XV века, со введения ограничения права перехода от одного помещика к другому), то имела подтверждающий характер того, что уже существовало фактически. Крепостное право существовало уже в Киевской Руси XI века.

С развитием производительных сил значение простого свободного населения Древней Руси неизменным образом происходило возрастание в социально-экономической жизни страны. Но море возникновения классов и более мелких общественных групп значительно увеличивалась, его социальная активность в системе межклассовых и внутриклассовых отношений, в качественно изменяющихся семье-общине.

Однако диалектика исторического развития такова, что с усложнением общественных отношений, возникновением и развитием государства роль непосредственных производителей в политическом управлении страной быстро падает, поскольку основной функцией государства наряду с внутренним управлением и внешней защитой страны становится организация классового господства правящего класса и подавление сопротивления эксплуатируемых непосредственных производителей, что предопределило социально-политическую активность последних в форме классовой борьбы и участия в органах местного самоуправления.

Социальная структура феодально-зависимого населения в 10-12 вв. (смерды, холопы, рядовичи, закупы, холопы)

В течение 10-12 вв. в Древнерусском государстве было сформировано крупное княжеское, боярское и церковное землевладение. Вместе с лично свободными крестьянами-общинниками и горожанами существовали обширные группы зависимого и полузависимого населения (смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы, рабы и др.).

Несвободное население Древней Руси делилось на две большие категории - полузависимые и люди, находящиеся на положении рабов.

К первым необходимо отнести закупов и рядовичей. Человека, который отрабатывает ранее взятый долг («купу»), «Русская правда» именует закупом. За закупом сохранялось личное имущество и большая часть юридических прав, а главное - возвращалась полная свобода, если он расплатился с кредитором. Однако до выплаты долга закуп был обязан работать на хозяина, терпеть побои «про дело». В случае попытки бегства пойманный закуп превращался в холопа. «Устав Владимира Всеволодовича» (1113 г.) позволял закупам «искать кун» (устраиваться на работу) в другом хозяйстве, чтобы вернуть купу.

Категорией, близкой к закупам, были рядовичи. Так называли людей, заключивших с господином многолетний договор («ряд»), в соответствии с которым они теряли большую часть прав, но приобретали покровительство влиятельного человека. Чаще всего рядовичи служили старостами или надсмотрщиками в господском хозяйстве.

Полностью зависимых людей в Древней Руси именовали холопами, челядью или робами. В «Русской правде» указывается на три главных источника «обельного» (полного) холопства:

) добровольная самопродажа в рабство;

) женитьба на робе без особого договора-ряда;

) найм на работу в должности огнищанина или тиуна без особого договора-ряда. Обельные холопы считались собственностью господина и не имели никаких прав.

Пожалуй, самым тяжелым было положение было у изгоев - лиц, которые не относились ни к городской, ни к сельской общине, были лишены покровительства князя и, разумеется, вынуждены были рассчитывать лишь на собственные силы.

Существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодально-зависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, которая была сходна с мелким рыцарством. Но преимущественная часть полемики ведется по линии свободные - зависимые.

Смерд выступает как крестьянин, который владеет домом, имуществом, лошадью. За кражу его коня законом устанавливается штраф 2 гривны. За "муку" смерда устанавливается штраф в 3 гривны. В Русской Правде конкретным образом не указывается на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы (продажу), которые характерны для свободных граждан.

В Русской Правде всегда указывается при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.). В ряде статей о свободных людях именно свободные и подразумеваются, о смердах речь заходит только там, где их статус необходимо специальным образом выделить.

Возможно, было два вида смердов - свободный (государственный) и зависимый (господский). В Русской Правде говорится, главным образом, о зависимых смердах. Они судятся хозяином, их убийство рассматривается как имущественный ущерб хозяину, возникает право мертвой руки.

На начальной стадии государственности смерд существовал в барском хозяйстве рядом со старой челядью. При данных условиях и на смерда порой распространялись черты, которые были характерны для челядина и которые значительно роднили его с положением патриархального раба.

СословиеОсобенности положенияСмердыПодавляющее большинство крестьянства, лично свободные крестьяне, имевшие собственное хозяйство, земельные наделы, платившие дань державе и выполнявшие в его пользу определенного рода повинностиЗакупыВременно зависимые крестьяне, по разным причинам разорившиеся и обязанные работать в имении господина в обмен на «купу» (помощь деньгами или товарами)РядовичиВременно зависимые крестьяне, заключавшие договор с землевладельцами (ряд) о найме, в соответствии с которым работали на него в его хозяйствеЧелядьРазличные категории зависимого населения, разорившиеся и работавшие на землевладельца. Их разрешалось продавать, дарить, передавать по наследствуХолопыЛица, пребывавшие в полной собственности землевладельца

О социальной природе, а так же функциях рядовича также нельзя сказать ничего однозначно. У Сергеевича о рядовичах два мнения. Он считает рядовича, который упоминается в «Правде Русской», «рядовым» рабом на том основании, что «ценят его в 5 гривен, а это цена обыкновенного раба». Он же допускает, что рядович - не всегда раб. «Рядович - всякий по ряду (договору) у кого-либо живущий». Так же есть мнение, что рядович - несвободный приказчик или низший агент хозяйственного или административного управления. Доказательством данного мнения служит текст из Даниила Заточника: «Тиун бо его (князя) яко огньтрепетицею накладен, а рядовичи его яко искры», потому не держи двора или села рядом с князевым.

Если принять характеристику: «рядович - всякий, по ряду у кого-либо живущий», то из неё следует, что рядович - это не холоп. Если рядович не раб, то он также и не наемный рабочий капиталистического общества. Его зависимость чисто феодальная, так как рядович через договор вступает в зависимость крепостнического характера и становится принадлежностью зависимого населения вотчины рядом с холопом, т. е. входит в состав челяди.

В самой «Правде Русской» имеются данные для объяснения социальной сущности рядовича: «А холопство обельное трое:... поиметь робу без ряду; поиметь ли с рядом, то како ся будет рядил, на том же и стоить. А се третие холопство: тиунство без ряду или привяжеть ключ к собе; с рядом ли, то како ся будеть рядил, на том же и стоить». Отсюда видно, что человек, собирающийся жениться на рабе, имел основание предварительно заключить ряд с господином невесты. Но необходимо было сначала, до женитьбы, оговорить условия. По ряду можно было поступить в ключники или тиуны.

Эти указанные два случая не исчерпывают все возможные виды ряда при поступлении на службу или на работу, потому что оба эти случая приводятся «Правдой Русской» только в связи с происхождением обельного холопства. Также в «Русской Правде» рассматривается случай, когда рядович умирает, и жена его отрабатывает какие-то предусмотренные рядом обязательства. «Выряд» - это аннулирование «ряда», выход из зависимого положения, созданного рядом. Таким образом, рядович не раб, так как может отработать или откупиться от своего господина.

Закуп - несвободный человек, который находился в тяжелейших условиях зависимости. Это одна из обычных категорий феодальной зависимости населения, в какой пребывали непосредственные производители в средние века вообще. Закуп, названный наймитом, - это человек, который не просто продал свою рабочую силу, но при помощи «долга», посредством особенного рода «ряд», то есть договор, который попал в особого вида личную зависимость. Условия договора займа можно обнаружить в «Правде Русской», но задолжавший человек еще не является закупом.

Закуп не свободный наймит, а человек, который пребывал на грани холопства.

Закупу гарантировалось право суда со своим господином и право ухода от господина «искать кун»: довольно точно определялись случаи ответственности закупа за господское имущество, значительным образом защищались имущественные и личные права закупа. Господин может безнаказанно бить закупа лишь «про дело», но никак не «без вины», «не смысля» или на пьяную голову.

Возможно, закуп - вид челяди со своеобразным рядом. В таком случае есть два вида челяди: челядин полный, т. е. холоп обельный, и челядин-наймит, или «закупный». Закуп может разорвать свои закупнические отношения с господином. Он на это имеет право, но должен в этом случае вернуть своему господину задаток в определенном размере.

Таким образом закупный наймит выступает в виде зависимого человека, весьма мало похожего на капиталистического рабочего, продавшего свою рабочую силу.

Заключение

Постепенно феодальное землевладение: княжое, монастырское, боярско-дружинное - широко распространяется по всей территории русской земли. Оно приводит к вытеснению и подчинению себе общинного землевладения. Князья, бояре-дружинники, монастыри быстро осуществляют захват земель и угодий общинников, подчинение последних себе и закабаление их, превращая в зависимый, феодально-эксплуатируемый люд, в рабочую силу своих вотчин.

Чем больше происходил процесс роста и укрепления феодальной земельной собственности, чем более происходило развитие вотчинного хозяйства князей и бояр, тем большее значение приобретали слуги-управители. Князь постоянно окружен ими, он советуется с ними, делится с ними частью своих доходов (даней, вир, военной добычи).

Реализуя выполнение определенных поручений князя, данные «княжие мужи» кормятся за счет населения. Огнищане и тиуны, которые ведали княжеской вотчиной, приобретают все большее и большее значение в политической жизни княжества и становятся правой рукой князя по управлению его вотчиной.

Основную же массу населения древней Руси составлял сельский люд. Челядь, люди - всякого рода зависимый люд. Это рабы, приобретаемые в результате захвата в плен ("полона"), в процессе войн, и соплеменники, которые по причине той же войны или неурожая попадают в зависимость, распространяется ростовщичество.

В это же время наблюдается быстрый рост населения, который приводит к разложению сельских общин.

Со временем, с развитием частной собственности и общественного права население становится весьма разнообразно по степени и роду зависимости: смерды, закупы, рядовичи, изгои.

Процесс бурного роста населения, роста посевных площадей, строительства новых поселений, низкие цены на землю, дороговизна рабочей силы обусловили процессы развития помещичьего землевладения, аренды и ростовщичества.

Несовершенство сельскохозяйственных орудий, взимаемая дань, неурожаи обусловливали разорение рядовых общинников. Таким образом происходило формирование зависимого населения Древней Руси.

зависимый русь население социальный

Список использованной литературы

1.Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 752 с.

.Греков Б.Д. Киевская Русь. - М.: Госполитиздат. 1953г. - 567 с.

.История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Изд-во «Проспект», 2011. - 544 с.

4.История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 727 с.: ил.

.История отечественного государства и права. Ч. 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. - 430 с.

6.История отечественного государства и права. Ч. 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 430 с.

.История России (ІХ-ХХ в.) /Я. Перехов. - М., 2002.-623 с.

.История России (ІХ-ХХ) /Под ред..А. Дворниченко, В. Измозика - М., 2003. - 530 с.

.История России XIII-XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. - 784 с.

.История России с древнейших времен. - М. Голос, 1993. - 768 с.

.Отечественная история. Часть I. Учебно-практическое пособие. / Под научной редакцией профессора Еремина Ю.В. Авторы - составители: Неверов В.Н., Вьюнов И.А. - М., МГУТУ, 2007 - 119 с.

.Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г.: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. - 3-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2004. - 536 с.: карты.

.Рыбаков Б. А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987

.Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л.: "Наука", 1983. - 240 с

.Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Наука, 1979. 154 с.

.Третьяков П.Н. У истоков Древнерусской народности. - М., 1970. - 456 с.

17.Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. XVIII века // Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. - М., 1989

18.Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Послеоктябрьский период. - М., 1994. - 468 с.

diplomba.ru

Зависимое и свободное население Древней Руси — Мегаобучалка

Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде». Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами». С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп). Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными. В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия. Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

 

Билет №10.

Политическая раздробленность на Руси

В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками.Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах.Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода.В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.

Ледовое побоище

Ледовое побоище состоялось 5-ого апреля 1242 года. Противником русского воинства были рыцари ливонского ордена. Ливонский орден, воспользовавшись ослабленностью Руси в результате нашествия монголо – татар, намеривался захватить Псковские и Новгородские земли, насадить католичество. Рыцари овладели Псковом, Изоборском, Копорьем.

Новгород не пришел на помощь, так как псковские бояре были в ссоре с новгородскими боярами. Так же не было и Александра Невского. Новгородцы, чуя опасность, просили вернуться Александра Ярославовича и помочь в беде. А тем временем, отряды крестоносцев стояли в 30 километрах от города.

Александр Невский собрал дружину и изгнал немцев из захваченных городов. Но Ливонский орден, узнав об этом, собрал силы на новый поход в Новгород. Численность армии составляла 20тыс. человек. Невский решил встретить противника на вражеской территории, собрав около 15 тысяч ополченцев.

Немцы рассчитывали легко справиться с русскими, зная их боевой строй, но ошиблись. Александр их перехитрил. Пока передовой отряд рыцарей пробивался через строй новгородской пехоты, княжеские дружины не трогались с места, а на флангах стояли конные отряды. Был приказ пехоте отходить дальше на лёд.

Немцы давили русских, упёрлись в берег, и незаметно втянулись на Чудское озеро. С флангов ударила русская конница по врагу, и окружила немцев в кольцо. И вот тут-то ударила мощная княжеская дружина. Немцы оказались в западне. Пытаясь спасти бегством, многие рыцари стали тонуть. Весенний тонкий лёд не мог выдержать тяжеловооружённых немцев.

Вес одного рыцаря достигал 120 килограммов. Это была одна из самых знаменитых битв русского средневековья, получившая название – Ледовое побоище. После поражения на Чудском озере, Ливонский Орден был вынужден заключить мир и отказаться от всех завоёванных новгородских и псковских земель.

 

Билет №11.

megaobuchalka.ru

Зависимое и свободное население Киевской Руси

Содержание

 

 

1. Введение;

2. Социальный строй;

3. Зависимое и свободное население Руси;

4. Феодальная вотчина;

5. Городские поселения;

6. Хозяйство;

7. Торговля;

8. Разделение Руси на удельные княжества;

9. Заключение;

10. Список используемой литературы;

 

Введение.

 

История зарождения русского государства необычна – она во многом отличается от соответствующих этапов в развитии других стран мира. Возможно, это обусловлено особым географическим положением русских земель между Востоком и Западом, Азией и Европой. Но не менее очевидно и другое предположение: определенную роль сыграли неординарность мышления и необъяснимая для иностранцев сила духа восточных славян. «Древнее былинное время Руси стало эпохой не только суровой борьбы за существование, упорного труда, жестких войн и тяжелых потерь. Именно в это время развивалась древнерусская культура, которая стремительно достигла, а затем и превзошла византийский уровень».[1]

В период с 10 по 12 века в Киевской Руси произошел ряд событий, которые в дальнейшем очень повлияли на развитие государства. Например, Крещение Руси. Это событие я считаю одним из важнейших в данный период. Во-первых, на Руси появилась единая государственная религия, которая объединяла столь разноплеменное государство. Нужна была единая вера для единой власти. Во-вторых, с крещением Руси качественно изменилось ее международное положение. Русь языческую сменила Русь христианская, которая со временем на равных вошла в систему европейских христианских государств. И, в-третьих, христианство дало мощный толчок в развитии культуры. Вместе с единой религией в русские земли пришла письменность, стала складываться традиция летописания. Состоявшееся в 10 веке крещение Руси способствовало ускорению политического, социального, культурного и духовного развития восточных славян. «Принятие христианства Русью было, безусловно, исторически значимым событием, определившим, судьбу страны и ее народа на много столетий вперед».[2]

Также в это период был создан первый свод законов, который назывался Русская Правда. Его автором является Ярослав Мудрый, хотя свое дополнение внесли сыновья Ярослава и Владимир Мономах. Русская Правда регулирует многие стороны в жизни общества – делает священной частную месть, определяет откуп за различные преступления, допускает судебный поединок, устанавливает кроме княжеских судей суд из 12 граждан.

Некоторые историки считают, что этот период был самый смутный в истории Русской земли период. Стремление князей владеть уделами продолжало преобладать над идеей политического единства, территория Руси подверглась разделам. Все это привело к ослаблению Киева. С падением Киевского княжества русская земля лишилась своего исторического центра, поэтому общественно-политическая активность сосредоточилась в княжествах, которые прежде считались окраинами

 

Социальный строй

 

Древнерусское государство можно отнести к раннефеодальным монархиям. Во главе стоял великий князь. Он постепенно возвысился над подчиненными местными племенными князьями и над своим окружением («всяким княжьем»). Они стали вассалами великого князя, обязанными ему службой и наделенными правами, привилегиями и землями. Княжеская власть была центральным элементом в структуре государственной власти. Великий князь – глава государства, был высшим судьей и законодателем, управителем и защитником земли. В его ведении была внутренняя и внешняя политика, вопросы войны и мира. «На князя возлагалась защита интересов общества в целом, поддержание своеобразного социального равновесия, позволяющего избежать губительных потрясений, оборона земли».[3] Киевский князь правил, рассаживая своих сыновей и родственников по землям – волостям. Наместники великого князя, управлявшие небольшими городами, назывались тысяцкими и посадниками. Внутри своей волости такой князь обладал большими правами: он правил, судил, собирал дань – княжил. Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществляли специальные дружинники, называвшиеся мечниками, вирниками. Но власть местных князей была ограничена в пользу киевского князя. Однако и власть самого великого князя не была абсолютной. Он должен считаться с волеизъявлением свободного сельского и городского населения земли – волости, которое собиралось на народное собрание – вече.

Вече, не обращая внимания на порядок наследования, могло призывать на княжение угодного ему князя; могло отказать князю и заставить его покинуть престол; могло не поддержать то или иное начинание князя и построить с ним взаимоотношения на договорных началах, заключив с ним договор –ряд. Никакой закон не определял компетенцию вече: оно действовало исходя из традиций, которые предполагали участие вече в решении наиболее важных для волости проблем, к которым относились, прежде всего, вопросы взаимоотношения с князем и войны и мира. Князья вынуждены были считаться с волей вече, за которым стоял вооруженный народ – народное ополчение. Разумеется, оно уступало в вооружении и выучке профессиональным воинам – дружинникам. Но ополчения были сильны своей многочисленностью, готовностью сражаться до конца, отстаивая интересы земли. Но по мере развития общества и укрепления власти князя значение вече в отдельных землях постепенно падает.

Одновременно вокруг князя складываются дружины – группы боевых постоянных соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Дружина представляла собой военный класс общества. Каждый из князей опирался на свою дружину. Князь славен и силен своей дружиной. Он пирует вместе с ней, прислушивается к ее мнению. «Тесная связь великого князя с боярами и дружинниками побуждала его искать поддержки, прежде всего именно у этой части общества. Княжеская власть, таким образом, наделяется еще одной функцией – оберегать интересы слоев имущих и правящих».[4] Князь решал проблему их содержания, награждал за службу. Само многочисленной и сильной была дружина великого князя, великокняжеская дружина.

Дружина делилась на старшую (высшую) и младшую (низшую) дружину. Старшая дружина состояла преимущественно из бояр и мужей, которые были ближайшими советниками и помощниками князя: с ними он держал совет, думу, им он давал разнообразные ответственные поручения, отправлял по городам посадникам. Совет из князей и старших дружинников составлял боярскую думу при великом князе, который собирал ее для принятия важных решений: выступление в поход, заключение мира и т.п. Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения. Но создавало предпосылки для этого процесса.

Младшая дружина состояла из людей менее знатных или еще не успевших возвыситься своими заслугами и попасть в думу, т.е. отроки, детские. Они выполняли поручения, нередко схожие с боярскими, но всегда менее значительные. Младшие дружинники – это, прежде всего воины, хорошо вооруженные и наученные воинскому ремеслу. Выделение дружины – существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Основной общественной ячейкой землевладельческого населения продолжала оставаться вервь – соседская община. Она могла состоять из одного большого или нескольких небольших поселений. Каждая община владела своей территорией, на которой жили несколько семей, иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр – полтора ниже уровня земли. Площадь такой полуземлянки была обычно невелика, примерно 10 – 12 м2. Все владения общины делились на общественные и личные. Личной собственностью каждого человека являлись дом, инвентарь, приусадебная земля, скот. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками. Важнейшие вопросы в жизни родовой общины решались на народных собраниях – вечевых сходах. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной, и не пользовавшийся ее покровительством и не имевший права на пользование общинной землей назывался изгоем.

В связи с тем, что обработка земли стала возможна силами одной семьи, существование прочных родовых коллективов стало излишним. Выходцы из родовой общины больше не были обречены на гибель, так как могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов. Распаду первобытно - общинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники военных походов получали большую часть военной добычи. Из-за выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель, также возникал класс феодалов. А также расширению феодального землевладения способствовали прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати.

 

 

Зависимое и свободное население Киевской Руси

С развитием феодального землевладения, экономического и политического роста появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее значительной роли в экономике страны. В рабство попадали, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга.

Рабы назывались холопами или челядью. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством. Зависимый крестьянин должен был обрабатывать не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала. Он являлся также собственником жилища, орудий труда и т.д. Холопы по своему положению близкие к рабам. Источники холопства были достаточно разнообразны: плен, рождение в холопстве, продажа в холопство и т.д. Холопами становились вольные люди, утратившие по каким-то причинам свой прежний статус. Многие холопы были доверенными слугами своих господ и занимали привилегированное положение. Военные холопы сопровождали своих господ в военных погодах. Их положение было достаточно высоким. Но основная масса холопов составляла низы общества, была неполноправна и подвергалась эксплуатации. Однако холопство в Киевской Руси отличалось от античного рабства. Оно было смягчено христианством. Например, за убийство холопа осуждалось церковью.

Также распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу – помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян или орудий труда и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям – рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор – ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. Нарушение или невыполнение обязательств этими категориями людей грозило им полным холопством. Известно, что во владениях феодалов трудилисьсмерды. Долгое время считалось, что именно они составляют массу сельского населения. Однако это не так. Свободный смерд – общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления он нес личную имущественную ответственность. Основной фигурой Киевской Руси были свободные общинники, люди, жизнь была защищена в «Русской правде» штрафом в 40 гривен, тогда как жизнь холопа оценивалась в 5 гривен. Жизнь смерда ценилась наравне с жизнью холопа. Все это говорит о том, что смерд – человек несвободный, несший повинность в пользу князя.

Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимого населения. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег – превращение в полного холопа. Но все же в Киевской Руси оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства.

 

Феодальная вотчина

В 10 – 12 веках в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение, Формой земельной собственности становится вотчина (т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая с правом купли – продажи, но и передаваемая по наследству.

Княжеское хозяйство – это целый хозяйственный комплекс, куда входят поля, луга с сенокосами, луга, огороды, сады, бортные и охотничьи угодья. В центре хозяйства находится княжеский двор с жилыми и хозяйственными постройками, с многочисленной челядью. Но господский двор это не только место проживания владельца, но и центр управления зависимым населением, которое проживает в селах и деревнях. Различными отраслями хозяйства занимаются специальные управляющие – тиуны и ключники. Во главе всей вотчинной администрации стоит огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Какая-то часть крестьян отрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк. Однако значительное число жителей составляли независимые от бояр крестьяне – общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг.

Весь это комплекс, в основе которого лежит натуральное хозяйство, называется феодальная вотчина. Именно в вотчине выразились черты, характерные для феодального способа производства. Непременный элемент феодального способа производства – феодальная поземельная собственность. Однако само владение землей не обеспечивает существование феодалов, необходимо заставить трудиться на земле земледельца. Землевладельцы, опираясь на дарованные властью права и привилегии, все чаще прибегают к принуждению, заставляя трудиться на себя население вотчин. Феодальная зависимость – еще один необходимый элемент феодального способа производства. Феодализм характеризуемся полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения.

Киевская Русь – раннефеодальное общество. Было бы ошибочно преувеличивать степень развития феодализма. «Подобно христианству, проступавшему редкими островками в языческом океане, феодальные вотчины долгое время существовали в окружении свободных общин»[5]. Тем не менее, важно качество, а не количество: феодальные отношения определили направление развития древнерусского общества и государства.

Незрелость феодальных отношений, сочетание и переплетение в общественном строе элементов старого и нового дали основание историкам характеризовать древнерусское общество как раннефеодальное.

В 11 веке все большее значение для господствующих слоев приобретает земельная собственность. Наряду с княжеским возникает боярское и церковное землевладение. Земля чаще всего присваивалась князем силой, забиралась у общинников. С упрочнением представления, что князь является собственником земли, получает распространение практика земельных пожалований.

Городские поселения

 

Древняя Русь была страной сельской, как и большинство европейских стран в эпоху феодализма. Тем не менее, город занимал важное место на Руси. Например, к началу 11 века их насчитывалось около 20 – 25, при этом численность населения городов была небольшая – примерно 1 – 1,5 тысячи человек. Выделялись лишь крупные центры, которые со временем превратились в самостоятельные княжения. Наиболее известные из них: Киев, Новгород, Рязань, Суздаль. Скромная для нашего времени численность населения, например в Киеве к середине 13 века более 40 тысяч человек, была впечатляющей для средневековья. Киев уступал Парижу, но превосходил Лондон и многие другие столицы.

Лучшим местом для возведения города считался высокий берег у слияния двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту от нападения кочевых племен и являлось удобным с точки зрения торговли. Крутые склоны берегов не застраивались и включались в городской пейзаж в своем естественном виде. «Сбегающие с возвышенных мест ручьи и овраги делили город на несколько холмов, на которых чаще всего возвышались храмы. Отсюда необычайное разнообразие городского пейзажа, индивидуальность облика каждого Русского города»[6].

К моменту расцвета Киевской Руси ведущее положение заняли города, которым удалось совместить ряд функций. Во-первых, возникнув в удобной географической точке, они стали торговыми и ремесленными центрами. Крупнейшие города возникали часто на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь «из варяг в греки». Во-вторых, это были города, ставшие административными, а если они были столицами княжений, то и политическими центрами. Здесь находился княжеский двор, откуда он управлял землей, и куда стекались налоги. Сюда же сходились военные отряды.

Археологические раскопки показали, что в русском городе преобладали усадебно - дворовые застройки. При этом дома городского населения были просторнее крестьянских изб. Богаче и разнообразнее была и утварь. Высоким был также уровень грамотности. Что свидетельствует о культурном развитии города. Но также как крестьянам, горожанам приходилось много трудиться (в ремесленных мастерских, на торгу). Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники и рабочие), наряду со свободными были и зависимые смерды. Доходом надо было делиться: дань – князю и его людям, десятину – церкви. Трудно сказать, сколько из заработанного доставалось семье, но обращение к ростовщику и кабала были явлениями распространенными. Городское население тоже попадало в зависимость от княжеской администрации или верхушки. Укрепленная центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, нередко придавала городам военно-стратегическое значение. Эта часть города называлась кремлем. Как правило, кремль со всех сторон был окружен водой. К нему примыкалислободы – поселения ремесленников. Историки спорят о существовании цехов в городах. Ученые считают, что профессиональная и территориальная общность располагала к совместным действиям. Такие поселения вблизи городов часто организовывали крупные феодалы. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы: например временное освобождение от налогов и т.д. Поэтому такие поселения называли также свободами. Эта часть города называлась посадом.

Средневековый город не был отгорожен, как в более поздние времена, от сельской округи. «Связанный с селом тысячью нитями, город выступал как глашатай, выразитель воли всей земли – волости, с которой вынуждены были считаться местные князья и даже киевский князь».[7]

В крупных городах сосредотачивалась жизнь. Но не только потому, что они служили княжеской резиденцией. В городе существовало народное собрание – вече. А также города – это центры культурной и церковной жизни. В Киеве, например, находился двор митрополита, в других крупных городах – кафедры епископов.

Соединение всех этих элементов отражалось даже на внешнем облике города. Здесь были дворы феодалов и купечества, духовенства и княжеской администрации. Больше всего дворов было за посадско – ремесленным населением.

Несомненно, что многие ремесленники уже работали на рынок. Это первые признаки мелкотоварного производства вовсе не противоречат факту господства в раннем средневековье натурального хозяйства. При натуральном хозяйстве все производится не для рынка, а для внутреннего употребления.

Конечно, древнерусские города отличались от западноевропейских, но различия эти еще не были настолько существенными, чтобы говорить о принципиально ином пути развития городов Киевской Руси. По интенсивности хозяйственной жизни они мало в чем уступали европейским городам. Город выступал носителем нового. Это связано с особенностями городской жизни, ее укладом, скоплением здесь материальных и духовных ценностей, с более напряженным и быстрым ритмом. Горожане имели возможность вмешиваться и влиять на события через народное собрание.

 

Хозяйство

Средневековая Русь – это сельская Русь. Основной тип поселений – небольшие неукрепленные деревни и села, в которых проживало абсолютное большинство население. Жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

Основу хозяйства составляло пашенное сельское земледелие. На юге пахали в основном плугом или ралом с двойной упряжкой волов. Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различием в природно-климатических условиях, плодородием почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели более давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья. На севере – сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми.

Важная роль скотоводства видна из того, что в древнем русском языке слово «скот» означало также деньги. У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Они разводили коз, коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе – лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян занимали охота, рыболовство и бортничество. Бортничество - это не просто сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские племена обычно селились по берегам рек.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками. При которых были обнаружены семена злаков: ячмень, просо, рожь, и огородных культур: репа, капуста, морковь, свекла, редька. Выращивались также и технические культуры: лен, конопля.

Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла – обработка льна, конопли, дерева и железа. Собственное ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

 

Торговля

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников, оружейников, кузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. С развитием торговли увеличился спрос на пушнину. Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного слоя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками. Что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей. Внутренняя торговля состояла в том, что ремесленные изделия менялись на сельскохозяйственные.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь «из варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно это путь сложился к 9 веку. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

 

 

stydopedia.ru

II. Смерды в древнерусском обществе. Зависимое население Древней Руси: смерды, закупы, рядовичи

Похожие главы из других работ:

Григорий Распутин

7.Отношение к Распутину в обществе

В отношении к Распутину общество можно разделить на три группы: одни боготворили его и верили в его «святость» (часть дворянства, крестьяне...

Делопроизводство в древнерусском государстве

развитие государственного управления в Древнерусском государстве;

...

Делопроизводство в древнерусском государстве

этапы становления делопроизводства в Древнерусском государстве;

основные виды документов в системе делопроизводства в IX-XV вв. Методика исследования включает использование следующих методов: методы системного структурного анализа, общенаучные методы, исторический метод исследования...

Делопроизводство в древнерусском государстве

1.2 Этапы становления делопроизводства в Древнерусском государстве

На ранних стадиях развития Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности (до конца XV в.) государственных учреждений еще не существовало. Их функции выполняли чаще всего отдельные должностные лица или органы...

Зависимое население Древней Руси: смерды, закупы, рядовичи

III. Закупы и рядовичи в древнерусском обществе

смерд закуп рядович древнерусский Рядовичи. О социальной природе, а так же функциях рядовича тоже нельзя сказать ничего однозначно. У Сергеевича о рядовичах два мнения. Он считает рядовича, упоминаемого в «Правде Русской»...

Зависимое население на Руси X-XII вв.

Социальная структура феодально-зависимого населения в 10-12 вв. (смерды, холопы, рядовичи, закупы, холопы)

В течение 10-12 вв. в Древнерусском государстве было сформировано крупное княжеское, боярское и церковное землевладение...

История и перспективы развития почтового дела в Украине

1.6 Почта в капиталистическом обществе

Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных служб посыльных и почт городов...

Княжеская власть в Древнерусском государстве и система государственного управления по "Русской правде"

2. Система государственного управления в Древнерусском государстве

Центральное управление в Древнерусском государстве олицетворяли Великий князь, боярский совет, княжеские съезды (снемы) и вече. Каждый из этих институтов был проявлением соответственно монархической...

Конфуций и его учение

2.2 Учение об обществе

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал...

Лестничный принцип организации власти в древнерусском государстве

2. Организация власти в древнерусском государстве

...

Политические и социально-экономические взгляды Ж.Ж. Руссо по работе "Общественный договор"

2.3 Об обществе

Народ подобно человеку переживает разные этапы и у него есть пора зрелости, когда он в силах подчиняться законам. Но если ввести законы преждевременно, то можно все испортить. Поэтому Руссо предлагает общество...

Правовое положение населения Киевской Руси

3.1 Смерды

Положение смердов в Древней Руси с давних пор привлекало внимание исследователей. Предлагались различные варианты его решения. Наиболее распространенные из них следующие: смерды были свободными (Болтин, Карамзин, Рейц), несвободными (Полевой...

Принятие христианства на Руси

Глава 1. Взаимоотношения язычников и христиан в древнерусском обществе

Любая религия - это форма ориентации в мире, которая основана на подтверждении заранее имеющегося мифологического знания. Великие религии (мировые, исторические, традиционные) тем не менее, сильно отличаются от языческих, архаических религий...

Проблемы и противоречия горбачевской перестройки: экономика, политика, общественная жизнь (историческое исследование, роль личности в истории)

2. Политические преобразования в обществе

2.1 Демократизация политической системы После прихода к власти в 1985 г. М.Горбачёв не планировал проводить реформирование политической системы СССР. XXVII съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1986 г....

Развитие предупредительных мер борьбы с пожарами в древнерусском государстве

1. Развитие предупредительных мер борьбы с пожарами в древнерусском государстве

...

hist.bobrodobro.ru

2.3 Дискуссия об институте рабства на Руси. Категории зависимого населения. Общественно-политический строй Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Анализ концепции Карла фон Клаузевица "О природе войны"

1.1 Научная дискуссия о роли войны

Военная деятельность является одним из основных проявлений человеческой активности и составляет часть человеческой культуры в широком смысле слова, в силу чего она оказывает влияние на мировосприятие...

Зависимое население на Руси X-XII вв.

Социальная структура феодально-зависимого населения в 10-12 вв. (смерды, холопы, рядовичи, закупы, холопы)

В течение 10-12 вв. в Древнерусском государстве было сформировано крупное княжеское, боярское и церковное землевладение...

История - наука или художественное творчество

Объективные научные категории истории

Историческое движение (объективная категория) включает в себя историческое время и историческое пространство. Историческое время (объективная категория) движется только вперед...

Керамическая посуда в погребальном обряде населения Томского Приобья развитого средневековья

1.3 Дискуссия о правомерности выделения басандайской АК

«Басандайская культура» до сих пор остаётся понятием дискуссионным. В Новосибирском Приобье целенаправленные работы по исследованию памятников развитого средневековья велись А.А. Адамовым. Им изучено одиннадцать новых памятников...

Киевская Русь в работах И.Я. Фроянова

3.1 О характере рабства в Киевской Руси

землевладение рабство киевская русь Наше знакомство с зависимым населением древней Руси IX - XII вв. показывает, что среди несвободного люда той поры весьма существенное место занимали рабы. Их труд, пожалуй...

Монголо-татарский поход на русские земли

2. Монголо-татарские вторжения и перемещение населения северо-восточной Руси во второй половине X в.

Одним из последствий монголо-татарского нашествия XIII в. были значительные изменения в размещении населения Северо-Восточной Руси...

Нюрнбергский процесс: уроки и значение для современного мира

1.2 Категории обвинений

Всего было проведено 216 судебных слушаний, председателем суда был представитель Великобритании Дж. Лоуренс. Были представлены различные доказательства, среди них впервые появились т. н...

Общественно-политический строй Древней Руси

3.3 Изменения в положении зависимого населения

В период раздробленности произошёл заметный сдвиг в статусе крестьян. Численность зависимого от феодалов населения всё более и более возрастала. Появились новые категории поземельно зависимых крестьян - половники, закладники и прощеники...

Правовое положение феодально-зависимого населения

Глава 2. Правовое положение феодально-зависимого населения

...

Псковская судная грамота. Конституция РСФСР 1918 года

Правовое положение зависимого населения

Правовое положение зависимого населения, согласно Псковской Судной Грамоте, мало чем отличается от их положения по Русской Правде. Самой распространенной категорией зависимого населения были половники - крестьяне...

Пятая Всероссийская конференция профсоюзов России. Дискуссия о профсоюзах

2. Дискуссия о профсоюзах

Центральный комитет партии большевиков решил не выносить на широкое обсуждение наметившихся разногласий в новой обстановке актуальных вопросов профсоюзного движения. Однако Л.Д. Троцкий отказался в ней работать...

Развитие русского права Древней Руси

Категории населения

Свободные общинники Основную массу сельского и городского на -свободные населения Киевской Руси составляли общины; "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора да-ни...

Роль исторической личности в истории Октябрьской революции

4. «ЛИТЕРАТУРНАЯ ДИСКУССИЯ»

Авторитет Троцкого в 1924 году, несмотря на его дискредитацию среди общественности, был еще слишком был велик. Однако, статья «Уроки Октября» стала дальнейшим поводом для Сталина в развенчании славы Троцкого...

Феодальное поместье каролингской эпохи

Глава 5. Положение зависимого крестьянства

Крестьянское население вотчины не было единым по своему происхождению и правовому положению. Оно делилось на три основные группы - колонов (coloni, ingenui), литов и рабов-сервов (servi, mancipia)...

Юридическая система Древней Руси

2.2 Правовое положение населения Киевской Руси

В IX - X вв. начинает формироваться общественная верхушка Древней Руси. В ее составе представители старой родо-племенной знати, дружинники. Начинает формироваться слой феодалов...

hist.bobrodobro.ru