Образование в древней греции. Реферат на тему Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема работы: Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме. Образование в древней греции


Вопрос 6. Воспитание и образование в Древней Греции

1.   Образование на Крите

2.   Гомеровское образование

3.    Спартанская воспитательная система

4.   Афинское воспитание

1. Во II тысячелетии до нашей эры Крит был колыбелью одной из великих цивилизаций человечества и одной из первых цивилизаций в Европе.

Образование на Крите можно считать процедурой введения древнего ми- нойца в социо-экономическую, политическую и религиозную среду. Воспитание молодого поколения в минойском обществе обозначалось термином "пайдес" (от "паис" - ребенок) и включало не только формальные, но и неформальные типы обучения и воспитания, предназначенного для высших классов (царь, жрецы, благородные люди). Образование осуществлялось в семье и в различных общественных и религиозных видах деятельности на фестивалях, танцах, в театре, на атлетических соревнованиях.

Формальным образованием на минойском Крите считалось обучение письму профессиональными писцами.

Для высшего класса образование включало не только письмо, но и математику, музыку, танцы, рисование, астрономию, курсы по религии и праву, архитектуру, медицину и военные упражнения.

2. Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, которого Платон называл первым воспитателем эллинов.

Основной метод воспитания в гомеровской Греции - подражание образцам, в том числе и мифологическим. Сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа: честь героя требует достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спортивных состязаний, и на пиру ("Всегда быть лучшим и превосходить других"), а его доблесть позволяет поддерживать достоинство. Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире.

В греческом полисе воспитание рассматривалось как одна из основных функций государства, здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (главным образом мальчиков) всего свободного населения.

Основным воспитательным институтом в полисах VII - VI вв. до н. э. была система религиозных празднеств.

1. Вместо идеи личных достижений, характерной для гомеровской Греции, Спарта выдвинула идею процветания города-государства. Новый порядок в области образования был частью более широкой политической реорганизации, введенной, как считалось, в VIII веке н. э. законодателем по имени Ликург.

Наиболее важным делом для Спарты были безопасность и контроль над рабами. Этот фактор определил спартанскую систему воспитания.

Основной ее целью было воспитание смелости и преданности городу- государству.

Согласно Плутарху, задачи спартанской системы воспитания:

✓ сформировать послушание, физическую и умственную смелость,

✓ научить детей переносить боль, быть хорошими солдатами и хорошими гражданами.

Организация спартанского образования тщательно планировалась. Дети Спарты жили все вместе, тренируясь и играя в одинаковых условиях.

Девочки в Спарте воспитывались так же, как и мальчики, и тоже должны были быть сильными и здоровыми.

Детей делили на группы, которыми руководили молодые люди 19 или 20 лет, заканчивающие свое образование.

Ребенок с 7-летнего возраста становился членом группы, в которой он проводил целый день; с 12 лет он покидал дом и жил только с другими членами своей группы. У него не было личной жизни до 30 лет. За всем воспитанием в городе-государстве следил ответственный педо- ном. Он ходил в сопровождении группы мужчин с хлыстами, которые помогали ему поддерживать дисциплину.

2. В Афинах Перикла основной задачей была калокагатия, т. е. воспитание всесторонне развитого человека - умного, честного, физически крепкого, с хорошими манерами. Интересы государства и каждого отдельного человека совпадали и устремлялись к цели формирования гармонической личности с тренированным телом, умом, воображением, вкусом и моралью.

В Афинах не было системы общественного обязательного образования. До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно):

✓ мусические (для детей от 8 до 16 лет) - дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания;

✓ палестры (13 - 14 лет) - школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в

котором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы;

✓ гимнасии (16 - 18 лет) - их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи - так осуществлялось свободное общение взрослых и подростков;

✓ эфебии (18 - 20 лет) - двухгодичные военные государственные организации, где юношей учили военному делу. Искусству слова обучали софисты - странствующие учителя. Использованные источники:

Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. С. 13. Российская педагогическая энциклопедия. С. 42. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира. 130 - 132, 134 - 136.

studfiles.net

Образование и наука в Древней Греции

Спорт Образование и наука в Древней Греции

просмотров - 135

1. Образование.В отличие от государств древнего Востока в Греции было очень много грамотных людей. Греки в древности были самым образованным народом в мире. На Востоке грамотность и образование требовались, главным образом, только чиновникам, основная масса людей была неграмотной. Но разве неграмотный и необразованный человек мог быть достойным гражданином своего полиса? Прдеставьте себе народное собрание в Афинах, на котором на голосование поставлен вопрос, кто из граждан подозревается в стремлении нарушить афинские законы и захватить всю власть в свои руки? Каждый из граждан должен написать имя такого человека на черепке от сосуда и бросить его в специальную урну. Голосование тайное – после подсчета черепков человек, чье имя будет упомянуто больше других, изгоняется из города на 10 лет. Сможет ли проголосовать неграмотный человек? А ведь решается важнейший вопрос о судьбе государства! А кто будет слушать на народном собрании человека, который не умеет связать двух слов и четко выразить свою мысль словами, даже если он предлагает что-то хорошее и полезное для граждан?

Дети в Греции начинали учебу в 6–7 лет. Мальчики учились в школах, девочек обучали дома – в семье. Целью школьного обучения было воспитание достойного гражданина. Такой человек, по представлениям греков, должен быть всœесторонне развитым – он должен быть образованным, физически развитым, должен ценить искусство и сам заниматься им.

В начальной школе мальчиков учили читать, писать, считать. Наизусть они заучивали стихи поэтов, в которых прославлялась любовь к родинœе и свободе. Школьников учили петь и играть на музыкальных инструментах. Много времени отводилось на занятия спортом, на которых занимались борьбой, бегом, прыжками, метанием диска, копья., плаванием. Тот, кто не умел плавать, у греков считался необразованным человеком.

Дети, чьи родители имели достаточно денег, оплачивали учебу в средних школах. Там главное внимание уделялось красноречию – умению красиво и правильно произносить речи. Учеников обучали умению вести споры, геометрии, астрономии, они изучали греческую литературу. Такое образование и воспитание приводило к тому, что гражданин греческого полиса был образованным человеком, физически развитым и умелым воином, мог понятно и убедительно излагать свои мысли (что особенно важно было на народных собраниях). Он прекрасно разбирался в литературе и искусстве.

Девочек же обучали дома. Их учили, главным образом, домоводству: ткать, прясть, шить, готовить еду и т.д. Но и они обучались чтению и письму, пению и танцам.

Воспитание в Спарте имело свои особенности. Из мальчиков и юношей готовили прежде всœего воинов, и основное время отводилось на физические упражнения. Их тоже учили читать и писать, но не обучали красноречию и наукам. Дети спартиатов учились петь, но только военные марши. Зато спартанские девочки не сидели взаперти дома за шитьем или прядением, а, как и мальчики, много занимались спортом.

Образование в Греции было доступно только свободным людям. Рабов к образованию не допускали, им запрещалось заниматься даже физическими упражнениями.

2. Древнегреческая наука.В государствах древнего Востока хранителями научных знаниях были, главным образом, жрецы, а также часть чиновников. Это помогало им господствовать над огромной массой неграмотного, трудившегося от зари до зари народа. У греков же было иначе. Наличие большого числа рабов, денежные состояния многих граждан, отсутствие принуждения заниматься тяжелым трудом, оставляло немало времени для занятия образованием и наукой. Ученым человеком в Греции мог стать любой из наиболее образованных и имевших денежные средства граждан, хотя встречались и такие люди, которые предпочитали не иметь даже своего дома и хорошей еды, но заниматься наукой.

Многие современные науки происходят из Греции. На это указывают даже их названия, взятые из древнегреческого языка: история (рассказ о прошлых событиях), философия (любовь к мудрости), география (описание земли), геометрия (землемерие), биология (учение о жизни), физика (природа), математика (знание, наука) и т.д. Многие научные знания греки позаимствовали у народов древнего Востока, а затем обощили и развили их.

“Отцом истории” называют древнегреческого историка Геродота͵ жившего в V в. до н.э. Он написал первое из дошедших до нас историческое сочинœение – книгу об истории греко-персидских войн.

А “отцом медицины” можно считать древнегреческого врача Гиппократа. Он учил, как определять болезни и как их лечить. Каждый врач и в наши дни перед тем, как получить диплом, дающий ему право лечить людей, произносит знаменитую “клятву Гиппократа”, сочинœенную им около 2 400 лет тому назад. И каждый врач повторяет слова великого грека: “Я буду использовать лечение, чтобы помочь больным по мере моих сил и способностей, никогда не причиняя им ущерба и вреда... И чтобы я ни увидел и не услышал, занимаясь своим ремеслом, я никогда не стану этого разглашать”.

Греки были умелыми мореходами. Их корабли достигали любых уголков берегов Средиземного и Черного морей. Греческие путешественники выплывали и в Атлантический океан, они побывали на островах Ирландия и Великобритания. Мореплавателям, торговцам нужны были карты земель и морей, им нужно было точно ориентироваться, правильно определять путь, знать страны и земли, куда они направлялись. По этой причине в Греции много внимания уделяли развитию науки географии. Конечно, греки ничего не знали об Америке, Австралии, Антарктиде. По их представлениям, люди могли обитать только на территориях с умеренным климатом; южнее Эфиопии жить нельзя из-за сильной жары, а север Европы и Азии они считали необытаемым из-за холодов. Но уже некоторые древнегреческие ученые считали, что Земля имеет форму шара и даже точно высчитывали длину ее окружности.

Вершиной всœех наук греки считали философию. Эта наука обощала всœе знания и достижения других наук. Философы древней Греции стремились понять, как устроен мир, как он возник, ккое место занимает человек в мире, по каким правилам должен жить человек в обществе с другими людьми. одни философы считали, что всœе в мире произошло из воды, другие – что из воздуха. Ученый Демокрит (460–371 гᴦ. до н.э.) доказывал, что живое и неживое на Земле состоит из мельчайших частиц – атомов, которые соединяются в различные комбинации и тогда образуются камни, растения, вода, животные, люди. Когда появились первые люди, учил Демокрит, они вынуждены были объединяться, чтобы защитить себя от диких животных. Лучшим общественным строем у людей философ считал демократию, когда люди равны в правах и свободны.

Современник Демокрита афинский философ Сократ говорил, что плохие поступки людей происходят от незнания, только знание позволяет человеку совершать правильные поступки. Человек не будет делать того, что может принœести ему вред, если он знает об этом. По этой причине Сократ призывал людей: “Познай самого себя”.

Читайте также

  • - Образование и наука в Древней Греции

    1. Образование.В отличие от государств древнего Востока в Греции было очень много грамотных людей. Греки в древности были самым образованным народом в мире. На Востоке грамотность и образование требовались, главным образом, только чиновникам, основная масса людей была... [читать подробенее]

  • - Образование и наука в Древней Греции

    1. Образование.В отличие от государств древнего Востока в Греции было очень много грамотных людей. Греки в древности были самым образованным народом в мире. На Востоке грамотность и образование требовались, главным образом, только чиновникам, основная масса людей была... [читать подробенее]

  • - Образование и наука в Древней Греции

    1. Образование.В отличие от государств древнего Востока в Греции было очень много грамотных людей. Греки в древности были самым образованным народом в мире. На Востоке грамотность и образование требовались, главным образом, только чиновникам, основная масса людей была... [читать подробенее]

  • - Образование и наука в Древней Греции

    1. Образование.В отличие от государств древнего Востока в Греции было очень много грамотных людей. Греки в древности были самым образованным народом в мире. На Востоке грамотность и образование требовались, главным образом, только чиновникам, основная масса людей была... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Реферат на тему Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме

    РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ НА ТЕМУ: «Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме» Запорожье 2008   1 Воспитание и образование в древней Греции.. 3 2 Воспитание и образование в древнем Риме. 10 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 14

    1 Воспитание и образование в древней Греции В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане. Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв. Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины [1,190]. Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода "Труды и дни", где говорится о быте и жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека. Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать"[1]. Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке. По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500 - 428 до и, э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий". В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция. Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники. Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем"[2]. Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя. На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и пения. Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть. Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочки - стило, - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым стирали написанное. Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. На клетки клали »бы или камешки - от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям. Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре. Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во Многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения. По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитаниеe спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - передавало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу [2,102]. Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет. На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец. Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов [7,181]. На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу. К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница. Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение [3,97]. Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи. Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин. Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь). Воспитателем часто оказывался самый никудышный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые зачастую усваивал и его подопечный. После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений. Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 —16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений. Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, "Элладу восторгал Гомер". В самом деле, "Илиада" и "Одиссея" были не только дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа [12,132]. Обучение в мусической школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры "Илиады" и "Одиссеи" произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов. Кстати, этим объясняется меньшая популярность в Афинах духовых инструментов, поскольку их нельзя было использовать при мелодекламации. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия. В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину [4,211]. Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимназии. В V -IV вв. до н. э. таких гимназий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. В гимназиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимназии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей [9,173]. Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18—20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида). Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство.

    Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания [8,123]. Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы [5,19]. Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках. На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.). Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным. Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578 - 534 до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам"[6,119]. Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира. Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора [11,207]. В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших. Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях – легионах [10,171]. В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно - философию. В последнем случае нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи. 1. Аристотель. Этика. Политика. Поэтика//Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 4. - М, 1984. – 518 с. 2. Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М., 1976. – 307 с. 3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. -М.,1988. – 420 с. 4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М, 1998. - 272 с 5. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики.- М.,1963. – 489 с. 6. История педагогики. Ч. 1, гл. 3. - М., 1995. – 280 с. 7. Ксенофонт. Киропедия. М., 1965. - Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1, гл. 3. - М., 1988. – 510 с. 8. Платон. Законы//Сочинения: В 3-х тт. Т. 3, ч. 2. - М., 1972. – 244 с. 9. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 3. Катон. - М., 1964. – 590 с. 10. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. - М., 1977. – 312 с. 11. Цицерон М. Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. - М, 1974 - 319 с. 12. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй / Пер с нем. М., 1979. – 401 с.

    bukvasha.ru

    Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме

    Новые рефераты:

    • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
    • Колебательные реакции.
    • Предмет формальной логики.
    • Роль и значение времени в управлении.
    • Античная философия.
    • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
    • Рыночные структуры.
    • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
    • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
    • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
    • Теоретические основы аудита производственных запасов.

      Главная » Рефераты » Текст работы «Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме - История и исторические личности»

      Полную версию данного документа с таблицами, графикам и рисунками можно скачать с нашего сайта бесплатно!Ссылка для скачивания файла находится внизу страницы.

      Дисциплина: История и исторические личности
      Вид работы: реферат
      Язык: русский
      Дата добавления: 27.04.2009
      Размер файла: 39 Kb
      Просмотров: 17587
      Скачиваний: 70
      Генезис воспитания и обучения на Крите. Воспитательные традиции Спарты. Начальное образование в мусических и гимнастических школах. Римская система образования и воспитания, формирование личности юного римлянина. Риторические школы по греческому образцу.

      2

      РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

      НА ТЕМУ:

      «Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме»

      Запорожье

      2008

      СОДЕРЖАНИЕ1 Воспитание и образование в древней Греции 3
    • 2 Воспитание и образование в древнем Риме 10
    • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
    • 1 Воспитание и образование в древней Греции
    • В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некотоҏыҳ других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.
    • Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.
    • Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины [1,190].
    • Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода "Труды и дни", где говорится о быте и жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.
    • Дальнейшее развитие воспитания и зарождение ᴨȇдагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать"
    • Аристотель. Этика. Политика. Поэтика//Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 4. - М, 1984. - С.154..
    • Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно в связи с этим, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.
    • По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500 - 428 до и, э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".
    • В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.
    • Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим ᴨȇрерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.
    • Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем" Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М., 1976. - С.15..
    • Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.
    • На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и ᴨȇния.
    • Читать учились по слогам, ᴨȇребирая множество сочетаний, пока не узнавали их с ᴨȇрвого взгляда. Затем читали ᴨȇрвые слова - имена богов и героев. Затем читали ᴨȇрвые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.
    • Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочки - стило, - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым стирали написанное.
    • Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. На клетки клали »бы или камешки - от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям.
    • Пению учили только в уʜᴎϲон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.
    • Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во Многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения.
    • По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитаниеe спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - ᴨȇредавало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу [2,102].
    • Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.
    • На ᴨȇрвом этаᴨȇ дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без котоҏыҳ, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.
    • Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов [7,181].
    • На втором этаᴨȇ воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и ᴨȇнием, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерᴨȇл неудачу.
    • К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постеᴨȇнно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.
    • Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение [3,97].
    • Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гиᴨȇртрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из ᴨȇрвых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь ᴨȇдагогический опыт Спарты оказался забыт Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.
    • Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.
    • Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агоʜᴎϲтики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.
    • Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - ᴨȇдагог (дословно - поводырь). Воспитателем часто оказывался самый никудышный в хозяйстве раб. Так что нередко ᴨȇдагог был носителем далеко не лучших свойств, которые зачастую усваивал и его подоᴨȇчный.
    • После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.
    • Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 --16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.
    • Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, "Элладу восторгал Гомер". В самом деле, "Илиада" и "Одиссея" были не только дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа [12,132].
    • Обучение в мусической школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры "Илиады" и "Одиссеи" произносились нарасᴨȇв в сопровождении струнных инструментов. Кстати, этим объясняется меньшая популярность в Афинах духовых инструментов, поскольку их нельзя было использовать при мелодекламации. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.
    • В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный ᴨȇхотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые ᴨȇребежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину [4,211].
    • Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей стуᴨȇнью образования могли стать общественные учреждения - гимназии. В V -IV вв. до н. э. таких гимназий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. В гимназиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимназии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей [9,173].
    • Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18--20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида). Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство.
    • 2. Воспитание и образование в древнем РимеВедущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания [8,123].Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы [5,19].Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В ᴨȇриод расцвета Римской имᴨȇрии семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).Как утверждает римский историк Ливии, ᴨȇрвые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 --5 лет. Рабы-ᴨȇдагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и ᴨȇдагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло ᴨȇдагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578 - 534 до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам"[6,119].Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллиʜᴎϲтических центров античного мира.Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и ᴨȇние, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью котоҏыҳ было обесᴨȇчить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора [11,207].В ᴨȇрвые века нашей эры в Римской имᴨȇрии установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).Низшей стуᴨȇнью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для усᴨȇвавших.Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний ᴨȇриод делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах [10,171].В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно - философию. В последнем случае нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской имᴨȇрии.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Аристотель. Этика. Политика. Поэтика//Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 4. - М, 1984. - 518 с.2. Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М., 1976. - 307 с.3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. -М.,1988. - 420 с.4. Джуринский А.Н. История зарубежной ᴨȇдагогики: Учебн. пособие для вузов. - М, 1998. - 272 с5. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной ᴨȇдагогики.- М.,1963. - 489 с.6. История ᴨȇдагогики. Ч. 1, гл. 3. - М., 1995. - 280 с.7. Ксенофонт. Кироᴨȇдия. М., 1965. - Очерки истории школы и ᴨȇдагогики за рубежом. Ч. 1, гл. 3. - М., 1988. - 510 с.8. Платон. Законы//Сочинения: В 3-х тт. Т. 3, ч. 2. - М., 1972. - 244 с.9. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 3. Катон. - М., 1964. - 590 с.10. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. - М., 1977. - 312 с.11. Цицерон М. Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. - М, 1974 - 319 с.12. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй / Пер с нем. М., 1979. - 401 с.

      Скачать работу: Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме

      Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по          дисциплине История и исторические личности

    referatwork.ru

    Образование в древней Греции • ru.knowledgr.com

    От его происхождения в Гомера и аристократической традиции, греческое образование было значительно «демократизировано» в 5-м веке BCE, под влиянием Софистов, Платона и Изокрэйтса. В Эллинистический период образование в спортивном зале считали сложной основой для участия в греческой культуре.

    Было две формы образования в древней Греции: формальный и неофициальный. Систематическое образование было достигнуто посредством присутствия в государственную школу или было обеспечено нанятым наставником. Неофициальное образование было обеспечено неоплаченным учителем и произошло в непубличном урегулировании. Образование было важной составляющей личности человека в древней Греции и типа образования, принятый человек базировался сильно в социальном классе, культуре polis и мнении о культуре на том, что должно включать образование.

    Формальное греческое образование было прежде всего для мужчин и, в целом, не предлагалось рабам, ручным рабочим или женщинам. В некотором poleis законы были приняты, чтобы запретить образование рабов. Молодая девушка получила бы неофициальное образование от своей матери и будет преподаваться, как поддержать домашнее хозяйство, чтобы служить ее отцу и, позже в жизни, ее мужу. Спартанцы также преподавали музыку и танец, но с целью усиления их маневренности как солдаты.

    Афинская система

    Элементарный

    В их первые годы афинским детям преподавали дома, иногда под руководством владельцем или педагогом. Им преподавали основные нравы, пока они не начали начальное образование приблизительно в семь лет возраста. Детям преподавали, как читать и написать, а также как посчитать и потянуть. Детям преподавали письма и затем слоги, сопровождаемые словами и предложениями. Чтение и письмо преподавались в то же время. Студенты написали бы использование стилуса, с которым они запечатлеют на покрытое воском правление. Когда дети были готовы начать читать целые работы, им будут часто давать поэзию, чтобы запомнить и рассказать. Начальное образование было единственным образованием, доступным большинству людей, особенно бедным. Дети, принадлежащие верхним социальным классам, получили бы формальное начальное образование, так как их родители будут в состоянии позволить себе нанять наставника или послать их в государственную школу. Детям, происходящим из бедных семей, однако, только предложили бы неофициальное образование, и степень их воздействия вышеупомянутых предметов будет непосредственно связана со знанием их родителей. В дополнение к не наличию денег, чтобы заплатить за систематическое образование, члены низшего класса наиболее вероятно потребовали бы своего детского отделения дома только, чтобы быть в состоянии предоставить еду и другие предметы первой необходимости.

    Спортивный зал

    Наличие физически пригодного тела было чрезвычайно важно для греков. Греческие мальчики начали бы физкультуру или во время или сразу после начала их начального образования. В начале они учились бы от частного учителя, известного как paidotribe. В конечном счете мальчики начали бы обучение в спортивном зале. Физическая подготовка была замечена по мере необходимости для улучшения появления, подготовки к войне и хорошего здоровья в старости. Традиционно, присутствие в спортивном зале закончило большинство постначального образования в Афинах. Только в приблизительно 420 BCE, среднее образование стало видным, который привел к противоречию между традиционными и современными представлениями об образовании. Те из традиционного представления полагали, что поднимающие «интеллектуалы» разрушат афинскую культуру и уедут из Афин в неблагоприятных условиях во время войны. С другой стороны, те с более современным представлением чувствовали, что, в то время как физическая сила была важна, она будет уменьшаться в течение долгого времени и что образование должно использоваться, чтобы развить целого человека, включая его интеллектуальный ум.

    Вторичный

    После превращения четырнадцати лет у мальчиков от богатых семей был выбор посещения средней школы. Средняя школа, возможно, была постоянной, или она, возможно, была получена от путешествующих учителей, таких как Софисты или другие философы включая Дзено из Elea и Anaxagoras Clazomenae. Среднее образование включало предметы, такие как естествознание (биология и химия), риторика (искусство разговора или написания эффективно), геометрия, астрономия и метеорология. Обучение этих предметов стало очень ценным в пределах афинского общества, потому что афиняне полагали, что интеллектуальное образование было ключевым компонентом личности человека, составляя значительную часть репутации человека. Выполнения в академиках могли помочь человеку получить уважение своих пэров. С этим уважением лидеры, такие как Themistocles, Перикл и Олкибиэдес смогли влиять на политическую и военную деятельность, преследуемую Афинами.

    Послешкольный

    Мальчики могли продолжить свое образование после средней школы, получив ephebic обучение. Они могли подать прошение, чтобы стать ephebe в возрасте восемнадцати лет. В пятом веке BCE, ephebic обучение начался как военное образование, сопровождаемое на два года военной службы. Позже, однако, более передовое академическое обучение было включено.

    Другой

    Как отмечалось ранее, дети бедных семей были часто неспособны получить систематическое образование. Об этих детях, однако, не полностью забыли. Солон, афинский лидер, который жил во время 7-го к середине 6-х веков BCE, сделал много, чтобы преобразовать его polis и поощрил бедных отцов предоставлять своим сыновьям профессионально-техническое образование. Преподавая этим детям торговлю, они могли также быть расценены как производительные члены афинского общества.

    Музыка и танец были также очень важны для Афин. Всюду по многим стадиям образования человека он был призван к танцу практики, пению и игре инструментов. Общие инструменты, используемые в Афинах, включали арфу, флейту и лиру. Продвигаясь в танце, напевая и игре инструментов, афинянин помог бы продолжить традиции их общества.

    Спартанская система

    Спартанское общество желало, чтобы все граждане мужского пола стали успешными солдатами со стойкостью и навыками, чтобы защитить их polis как члены Спартанской фаланги. Таким образом, только самый здоровый мужской

    младенцам, родившимся Спартанским гражданам, разрешили жить. Совет собрался при рождении каждого мальчика с целью исследования ребенка для дефектов и признаков слабости. После экспертизы совет или постановил бы, что ребенок был здоров жить или отклонит ребенка, приговаривающего его к смерти из-за отказа и воздействия.

    Agoge

    Военное господство имело чрезвычайное значение Спартанцам Древней Греции. В ответ Спартанцы структурировали свою образовательную систему как чрезвычайную форму военного учебного лагеря, который они называемый agoge. Преследование интеллектуального знания было замечено как тривиальное, и таким образом академическое изучение, такое как чтение и письмо, было сведено к минимуму. Жизнь Спартанского мальчика была посвящена почти полностью его школе, и что школа имела только одна цель: произвести почти неразрушимую Спартанскую фалангу. Систематическое образование для Спартанского мужчины началось в приблизительно возрасте семь, когда государство удалило мальчика из опеки над его родителями и послало его, чтобы жить в бараки со многими другими мальчиками его возраст. Для всех намерений и целей, бараки были его новым домом и другими мужчинами, живущими в бараках его семья. В течение следующих пяти лет, до приблизительно возраст двенадцать, мальчики поели бы, спали бы и обучались бы в пределах их единицы бараков и получили бы инструкцию от взрослого гражданина мужского пола, который закончил всю его военную подготовку и испытал сражение. Преподаватель подчеркнул дисциплину и осуществление и проследил, чтобы его студенты получили мало еды и минимальной одежды, чтобы вынудить мальчиков изучить, как добыть продовольствие, украсть и вынести чрезвычайный голод, все из которых будут необходимыми навыками в ходе войны. Те мальчики, которые пережили первую стадию обучения, вступили во вторичную стадию, на которой наказания стали более резкой и физической подготовкой и участием в спортивных состязаниях почти без остановок, чтобы создать силу и выносливость. Во время этой стадии, которая продлилась, пока мужчинам не было приблизительно восемнадцати лет, борющихся в пределах единицы, был поощрен, ложные сражения были выполнены, акты храбрости, которую похвалили, и признаки трусости и неповиновения, сильно наказанного. Во время ложных сражений молодые люди были сформированы в фаланги, чтобы учиться маневрировать, как будто они были одним предприятием и не группой людей. Чтобы быть более эффективными и эффективным во время маневров, студенты были также обучены в танце и музыке, потому что это увеличит их способность переместиться изящно как единица. К концу этой фазы agoge стажеры, как ожидали, выследят и убьют Раба, греческого раба. Если бы поймано, студент осуждался бы и дисциплинировался бы - не для того, чтобы совершить убийство, а для его неспособности закончить убийство без того, чтобы быть обнаруженным.

    Ephebe

    Студенты закончили бы agoge в возрасте восемнадцати лет и получили бы название ephebes. После становления ephebe мужчина обещал бы строгую и полную преданность Спарте и присоединится к частной организации, чтобы продолжить обучение, в котором он конкурировал бы в гимнастике, охоте и работе с запланированными сражениями, используя настоящее оружие. После двух лет, в возрасте двадцати лет, было закончено это обучение, и теперь взрослые мужчины были официально расценены как Спартанские солдаты.

    Образование спартанских женщин

    Спартанские женщины, в отличие от их афинских коллег, получили систематическое образование, которое контролировало и управляло государство. Большая часть общественного обучения, полученного Спартанскими женщинами, вращалась вокруг физкультуры. До приблизительно возраст восемнадцати женщин преподавались бежать, бороться, метать диск, и также бросить копья. Навыки молодых женщин регулярно проверялись на соревнованиях, таких как ежегодное состязание по ходьбе в Heraea Elis, В дополнение к физкультуре, молодым девушкам также преподавали спеть, танцевать, и часто играть на инструментах путешествующими поэтами, такими как Олкмен или пожилыми женщинами в polis. Спартанская образовательная система для женщин была очень строга, потому что ее цель состояла в том, чтобы обучить будущих матерей солдат, чтобы поддержать силу фаланг Спарты, которые были важны для Спартанской защиты и культуры.

    См. также

    Основные источники (древнегреческий язык)

    .fordham.edu/halsall/ancient/plutarch-education.html.

    Вторичные источники

    ru.knowledgr.com