Прически древних славян мужчин. Зачем мужчины на Руси носили длинные волосы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какие мужчины на Руси заплетали косы . Прически древних славян мужчин


Зачем мужчины на Руси носили длинные волосы

С давних времен волосы имели для человека особое значение. Недаром именно пряди волос использовали колдуны в своих магических ритуалах. Причем, чаще всего целью таких обрядов являлось нанесение вреда здоровью.

Сила в волосах

Нельзя сказать, что в древности длина мужских волос была абсолютно равна длине женских. Славяне мужского пола регулярно стриглись, но тем не менее их прически никогда не были слишком короткими. Мужчинам волосы стригли так, чтобы затылок и уши оказывались прикрытыми. Волосы расчесывали от макушки по кругу или попросту зачесывали назад. До Х века среди князей оставался популярным прямой пробор, при этом длина волос доходила до плеч.

Наши предки считали, что именно через волосы они приобретают особую силу от богов, окружающей природы и своих предков. Недаром волосы часто сравнивали с пшеничным полем. Длинные колосья получают больше животворящей влаги от Матери Сырой Земли и больше света от Солнца – Ярила. Да и предостережение славянского бога Сварога гласило: «Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете».

Длинные волосы на Руси ассоциировались не только с силой, но и мудростью. Считалось, что чем больше их длина, тем мудрее их обладатель. Получает он эту мудрость свыше, как бы сказали сейчас – из космоса. Не зря слово «космы» так похоже на «космос».

Как стригли

Детей до определенного возраста на Руси не стригли вообще. До совершения обряда пострига маленькие славяне считались бесполыми. Мальчики и девочки носили одинаковую одежду и одинаково длинные волосы. В возрасте 3-7 лет, в зависимости от местности, мальчиков стригли, предварительно усаживая их рядом с предметами, символизирующими мужское начало. Это могла быть борона, топор или сабля. Только после стрижки мальчиков одевали в мужскую одежду.

Традиции

В старину с волосами бережно обращались не только женщины, но и мужчины. Стричь мужчинуимела право только его жена или другой близкий родственник. Состриженные волоски бросали в горящую печь или закапывали под плодовым деревом, дабы мужчина не потерял жизненную силу, а также для того, чтобы никто не смог воспользоваться его волосами в недобрых целях.

Славянские мужчины с детства приучались содержать волосы в чистоте для того, чтобы не терять связь с богами и предками. Мужчины ухаживали за волосами так же тщательно, как и женщины: использовали для мытья различные настои трав, кислое молоко и глину. Ухоженные и красивые волосы привлекали внимание особ женского пола, так как говорили о силе их владельца.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Магия косы — Славянская культура

Магия косы

На первый взгляд, коса – самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. Заплела и пошла. А на самом деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности. 

С помощью кос показывали семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов.

Косы служили охранным амулетом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую магию. Мы с тобой тоже можем приобщиться к старине и попробовать использовать свои волосы не только для создания имиджа.

Плетение косы у женщин

На Руси две косы, обернутые вокруг головы и убранные под кику, служили показателем того, что женщина замужем.

Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более – распустить волосы. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники, когда молодая жена распущенными волосами «приманивала» беременность.

В других случаях «опростоволоситься» означало покрыть себя и своего мужа позором. Молодые девушки и девочки тоже заплетали косу, одну, украшали ее лентами, гордились ей.

Утрата косы была еще большим позором, чем испачканные дегтем ворота. Девушка запиралась дома и ждала, пока волосы отрастут заново – без косы у нее просто не было шансов выйти замуж. Поэтому такую беду скрывали от посторонних глаз с помощью различных ухищрений.

А вот друидессы перед алтарем волосы распускали. Так они показывали жрецам и будущему мужу, что не использовали магию и привороты для околдовывания и для достижения замужества, что любовь пришла сама, что жених ведет ее к алтарю по доброй воле и что в будущем добрая жена не будет воздействовать на супруга колдовством. Впрочем, обещать, не значит – выполнить… Дамы разных эпох и народов заплетали косы и в качестве украшения.

У египтянок короткие волосы были заплетены в огромное количество косичек, которые доходили до ушей.

Светские дамы Европы плели объемные косы, когда в моду вошел деревенский стиль.

Азиатские девушки до сих пор плетут от пяти и более косичек. А мы с тобой используем многовековой опыт и различные способы плетения, чтобы стать еще краше.

Плетение косы у женщин

Плетение косы у мужчин

Косы плели не только женщины. Древние русы выбривали голову, оставляя на макушке длинный клок волос и заплетая его в косу, чтобы Сварогу было удобнее вытаскивать своих сынов с поля битвы. Считалось, что так он спасает от гибели своих лучших воинов и забирает в Вирий павших героев. Оставляли оселедец (чуб) и украинцы, заправляя его за ухо. Только этот клок волос не был заплетен в косу, хотя и имел сходное значение.

В некоторых славянских племенах косички, опускавшиеся вдоль лица, при остальных распущенных волосах были признаком того, что воин идет на битву, задумал месть или собирается жениться. Отличалось количество косичек и способы их плетения. В мирное и спокойное время славянские мужчины носили распущенные волосы, перехваченные на лбу кожаным ремешком или обычной веревкой.

У мужчин-китайцев косы долгое время считались признаком порабощения и самой низшей касты. Так называемые кули – бедняки, продающие себя в рабство за копейки, не имели права носить никакую другую прическу, чтобы сразу было видно их статус.

В одной из индийских каст до сих пор коса у мужчины – признак духовной силы, знак служения одному из богов. Причем волосы не стригутся с самого рождения, и к пожилому возрасту коса может достигать полутора метров. Потерю косы по тем или иным причинам – происки врагов, болезнь, пожар и т. п. – приравнивают к утрате силы и влияния. Сейчас мужчина просто теряет уважение соплеменников, а раньше его могли выгнать из касты и даже убить, чтобы он не принес неудачу остальным, не накликал на касту беду, мор и гнев богов.

Индейцы некоторых племен, мужчины и женщины, заплетали по две косы, но делали это с разными целями. У женщин косы символизировали женственность и покорность своему мужчине, а мужчины с помощью кос, кстати, так же, как и древние славяне, показывали, что с ними происходит в данный момент. Только они не плели какие-то особые косы, а отражали происходящее, украшая их, в зависимости от ситуации: перьями и глиняными бусинами – в мирное время и перед охотой, костями и клыками животных – выходя на тропу войны, костяными и деревянными тотемными изображениями – перед ритуальными племенными праздниками и советами. 

Плетение косы

Ритуал плетения: отгоняем злых духов О косах можно говорить бесконечно, но я предлагаю тебе перейти от слов к делу и освоить несколько заговоров, используя которые при плетении кос, ты сможешь не только запутать злых духов, уберечься от чужой недоброй воли, от сглаза и откровенного вредительства, сохранить себя в неприкосновенности, но и обрести любовь. Заговор от порчи молока Если ты – кормящая мама, то, заплетая сложную косу, например, колосок, ты огородишь себя от порчи и от потери молока, не дашь недобрым людям воздействовать на тебя и на твоего малыша дурными мыслями.

Сначала расчеши волосы три раза по семь раз, перекидывая их с одной стороны на другую, а потом заплети любую сложносоставную косу, произнося: «Косу заплетаю, молоко сберегаю, оберегаю от горечи. Речи чужие, мысли дурные прочь, слово должно помочь, волос к волосу ластится, мягко стелется, стелятся речи добрые, светлые, льется молоко сладкое, дитятке моему на радость и на здоровье. Слово мое крепкое».

И последний штрих – закрепи косу красной лентой или заколкой с красными и белыми элементами. Заговор от сглаза Если ты подозреваешь кого-то из своих знакомых в дурном глазе, перед встречей с этим человеком заплети косу и укрась ее гребнем – отличным охранным амулетом от сглаза. Заплетенные волосы запутают недобрые мысли, а гребень нейтрализует зло.

Произноси во время плетения: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

Заговор для обретения любви

Если ты хочешь найти свою любовь, то, на растущую луну, в полночь, распусти волосы и расчеши их перед окном, желательно, если на тебя будет попадать лунный свет, или хотя бы в окно ты будешь видеть луну.

Расчесывай волосы до тех пор, пока твое желание не появится перед твоим мысленным взором – ты должна ясно представлять себя рядом, рука об руку, со своим избранником – конкретным или абстрактным, потенциальным. Когда картинка проявится, начинай плести обычную косу из трех прядей, плети как можно туже, произнося: «Как волосы плету, так и любовь найду, как коса туга, так любовь крепка, как три пряди в косе, так и любовь во мне. Прядь к пряди пряду, любовь приведу». А потом, не расплетая косы, ложись спать.

И напоследок – старинный цыганский обряд: если ты сомневаешься в верности своего супруга или возлюбленного, то возьми прядь его волос, в полнолуние сплети или соедини со своим локоном, скрепи волосы красной нитью и, представляя рядом с собой своего мужчину, произнеси: «Вспыхнет любовь с новой силою, милый останется рядом, прочь, мысли постылые, верность мне будет наградою. Волосы соединяю, судьбы сплетаю в единую, милый мой будет рядом, отныне мы неделимы».

Повтори этот обряд три полнолуния подряд. Ты можешь наговаривать на одну и ту же прядь, но лучше, если каждый раз ты будешь сплетать волосы заново. Только не увлекайся стрижкой, а то после третьего обряда вы с милым будете неразлучными, но лысыми…

Похожие статьи:

Традиции → Славянские заговоры

Традиции → Славянские Игрища

Традиции → Дела славянских волхвов или смысл древней поговорки

Славянская магия → Гадания Славян

Боги, духи и существа → О тьме и хаосе в начале времен.

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Какие мужчины на Руси заплетали косы — Рамблер/новости

Волосам и бороде языческие народы, и в том числе древние славяне, издавна придавали сакральное значение, считалось, чем длиннее волосы, тем больше в человеке жизненной силы, тем дольше он проживет на этом свете. Особенно берегли бороду — она считалась красой и честью любого мужчины.

О том, какие прически носили в древности на Руси судить трудно, потому что на большинстве изображений волосы мужчин скрыты головными уборами или шлемами, но известно, что пращуры славян — скифы носили довольно простые прически, знать и воины отращивали волосы ниже плеч, и только модники, насмотревшись на греков и римлян, стригли их в виде длинного каре и завивали локонами и волосы, и бороду.

Варяги

На Руси косы заплетали варяжские воины, которые служили в княжьих дружинах, — то есть шведы, датчане и норвеги. У этих народов издревле были замысловатые прически и обычай часто мыться, ухаживать за волосами и бородой. Делалось это в практических целях: чтобы по запаху немытого тела враг не смог обнаружить засаду.

Когда в Норвегии в городе Тронхейм в одном из имений во время случайных раскопок была найдена погребальная ладья викингов, предположения о сложности причесок норманнов подтвердились: было найдено барельефное изображение мужской головы викинга. У воина волосы были разделены ровным пробором на две стороны и аккуратно заплетены в косички, затылок был выбрит, а длинная борода — заплетена в косу. [С-BLOCK]

Отращивать волосы викинги начинали сызмальства, и сызмальства же им брили волосы на висках и на затылке. На темени волосы отрастали до тех пор, пока она не становились слишком длинными и не начинали мешать, тогда их собирали в пучок, а позже, когда они отрастали еще, начинали заплетать в косу. Обычно коса прикрывала затылок воина. Норманны верили, что за нее валькирии вытаскивают павших на поле брани воинов из битвы и забирают в Валгаллу.

Бороду варяги часто брили, это видно по изображению на гобелене XI века из Байё, на котором англосаксы сражаются с норманнскими завоевателями, по видимому, никакой особой сакральной силы в ней не было, зато у некоторых норманов изображены пышные усы.

Князья и дружинники

Известно, что в древности русские князья, и очевидно, дружинники голову брили наголо, но оставляли волосы на темени. Был ли это знакомый нам оселедец, или же они заплетали из этих волос косу, доподлинно неизвестно, потому что древние летописи обращали на внешность людей мало внимания. Однако сохранилось воспоминание византийского писателя Льва Диaкoнa, который в X веке описывал внешность новгородского князя Святослава, сына князя Игоря и княгини Ольги: «Голова у него была выбрита, но с одной стороны свисал клок волос — признак знатного рода».

Был ли этот клок волос чубом или же выглядел как-то по другому, в воспоминаниях Диакона не уточняется. Однако известно, что и варяжские и славянские воины имели полное право заплетать косички по обе стороны от лица перед важным делом: сечей, дальней поездкой и даже женитьбой. То есть делали это не только для тогою чтобы волосы не мешали в бою или в дороге, но и для красоты.

Колдуны

В косы заплетали волосы и длинные бороды ведьмаки и колдуны, они считали, что заплетая их особым образом они как бы окутывают себя оберегами, а длинная кос, на спине якобы оберегала человека с тыла — от злых глаз. С волосами в язычестве вообще было связано очень много суеверий. Их не стригли, чтобы не лишаться силы, их сжигали, чтобы никто не мог навести порчу, а если состриженные волосы уносила птица, то верили, что это к болезни — ждали, что человека вскоре начнет крутить так, как скручены волосы в птичьем гнезде. Волосы использовали для приворотов, для проклятий, для заговоров. Особой гордостью волхва была борода. Ее ни в коем случае не стригли, считая, что в ней находится вся мужская и колдовская сила.

Миряне

В мирное время древние славяне ходили с распущенными волосами средней длины, перехваченными шнурком, чтобы не мешались в работе. Волосы и бороду аккуратно стригли. Для маленьких мальчиков был даже особый обряд — пострижины. В этот день ножницы не только в первый раз касались волос ребенка, но еще будущему воину в первый раз давали посидеть на коне.

После принятия христианства и князья, и простолюдины волосы стали стричь короче, под горшок или скобкой и перестали заплетать их в косы, поскольку такой обычай был признан языческим и неподобающим христианину. Например, есть гравюра, на которой изображен внук Ярослава Мудрого киевский князь Изяслав, на которой князь совершенно точно пострижен под горшок. Примерно такие же прически были и у князя Ярополка, и у Всеволода Большое Гнездо. [С-BLOCK]

В «Географических известиях» 1850 года есть интересная запись, где говорится следующее: «О костюме находим у де-лануа, что женщины в Новгороде распускают две косы на спине, а мужчины носят одну косу. Головной убор новгородский досель не был еще никем описан и из наших сказаний мы не можем не подтвердить, не опровергнуть свидетельство рыцаря о косичках новгородцев, которые ныне остаются на Руси уделом только церковных причетников».

Очевидно, в статье журнала подразумевается путешественник и дипломат Жильбер де Лануа из Фламандии, который посетил Новгород в 1413 году и оставил об этом литературные воспоминания. Правду ли он написал, судить сложно, так как в этих же воспоминаниях он рассказал, как новгородцы за деньги продают своих жен друг другу.

news.rambler.ru

Славянские прически

 

Для того чтобы причесать волосы в славянские времена люди использовали, скорее всего, щетки, которые получили название от щетины. Кроме бритвы также использовали зеркала и ножницы. Замужние женщины носи волосы, спрятанные и собранные под платком, а девушки – открытые волосы. Их волосы были либо заплетены в косу, либо распущены. У мужчин были длинные волосы, иногда борода и искусно завитые усы. У женщин прически были очень разнообразны. Девушки, которые работали, носили короткие стрижки под гребенку.

Давным-давно…

Славянские прически

 

 

На Руси всегда существовало множество обрядов и традиций, связанных с волосами. К ним относились бережно и считали главным украшением женщины. Существовали дни, когда что-либо делать со своими волосами было категорически запрещено. Женщины четко соблюдали этот запрет. К примеру, расчесывание волос во время похорон могло ослабить их и привести к обильному выпадению. К тому же это всегда служило предвестником беды.

Мытье волос было непростым делом. Обычно женщины делали это один раз в неделю, в банный день. Для того, чтобы лучше очистить волосы использовали отвары лечебных трав, смешанные с золой. Иногда добавляли в полученную смесь луковый отвар. Это позволяло не только смывать грязь с волос, но и укреплять их.

Также были косы, уложенные в корзину, многие не сильно хотели обрезать волосы, поэтому они подвивали их надо лбом и делали прически из длинных волос, которые были завернуты сзади в виде пирожки. Косы всегда украшались всевозможными лентами и цветами. Девушки из богатых купеческих или дворянских родов могли позволить себе вплетать в косу жемчужные нити или ленты, украшенные самоцветами. Кончик косы всегда украшался особенно. Чаще всего это украшение представляло собой шнур с кисточкой, сплетенный из золотых нитей.

Полудлинные волосы мужчины на Руси давно носили, они прикрывали затылок. Если они их стригли, то делали это ровным полукругом под традиционную скобку. У восточных славян издавна существовал обычай, в котором только девочкам разрешалось ходить простоволосыми. Если замужняя женщина выходила на люди, то должна была прикрывать свои волосы.

Женский пол

Славянские прически

Славянские прически

На Руси девочки носили распущенные волосы, богатые носили повязки из шелка, которые вышивались узорами. С 10 по 13 век девочки могли носить одну косу. Она была не туго затянутой и толстой. Если женщина была замужней, то она должна была подобрать волосы на макушке и прикрыть их побойником. Замужество всегда было особенным днем в жизни женщины, который не только менял всю ее жизнь, но и прическу. Прямо на свадебном торжестве происходил обряд смены прически, в котором невесте помогали незамужние подружки. Они прилюдно расплетали косу девушки, показывая все собравшимся красоту и длину ее волос. Затем, разделив волосы на пробор, плели две косы, которые красиво укладывались поверх головы. Только после этого прическа покрывалась платком. Даже дома, занимаясь обычными делами, женщина не оставалась простоволосой. С этих времен пошел термин «опростоволоситься», то есть оконфузиться, сделать что-то неприличное. После того, как в моду вошли налобные повязки, вышитые шелковыми нитками и замысловатыми узорами, женщины стали использовать их вместе с привычными платками

Французы

Славянские прически

В России, что касается моды, то там ориентировались на Францию. Многие салоны держали французские мастера. Из Парижа даже выписывать модные журналы, где проходили конкурсы мастеров парикмахеров. С этого периода в моду входят прически, основанные на завитых прядях, свободно обрамляющих лицо. Парикмахеры оставляли свободными только пряди у лица, а основную массу локонов укладывали с помощью шпилек и зажимов. Завивали волосы специальными щипцами, которые нагревали на углях. Через некоторое время французские парикмахеры сумели пристрастить русских женщин к замысловатым и высоким прическам. Сделать ее самостоятельно было практически невозможно, поэтому хорошие парикмахеры пользовались большим спросом и зарабатывали целые состояния. Так как специальных средств для укладки тогда не существовало, то использовались подручные средства. Чаще всего в этой роли выступали яичные белки. Иногда использовалась мука. Такие прически были неудобны и весили несколько килограмм. К тому же, на ее создание уходило порой до десяти часов. Не удивительно, что такую роскошь могли позволить себе только аристократы.

В связи с переменами, которые произошли в 1890-1900 годах в общественной жизни, прически поменялись. Мода стала более интернациональной, появился деловой стиль, который выражался в простоте и рациональности причесок.

Для того чтобы сформировать прическу пользовались лентами и гребнями. Стандартная прическа женщин была коса. При необходимости ее можно было декорировать ленточками. Косой можно было обернуть голову в замысловатой форме. Коса это всегда был символ женственности.

brand-mag.com

Власы наши — Традиции славян

Не стригите свои власы русые, власы разные да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигните и здоровие потеряете! Заповедь Бога Сварога.

Берегите, дщери Божии, сызмальства власы русые — честь Родов своих, заплетайте свои власы русые в кocы дивные, покрывайте их берегинями! Заповедь Лады — БОГОРОДИЦЫ.

Волосы и головные уборы в славянской народной культуре

Волосы – орган восприятия и накопления тонких энергий. Чем длиннее волосы человека, тем больше Духовной Силы Всевышнего он получает, ибо эта сила питает все его тела и оболочки. В ведических писаниях сказано: «Состричь человеку волосы и сбрить ему усы и бороду, это все равно, что убить его». Но при особой необходимости и овладении определенными навыками, человек может выводить отрицательную энергию в свои волосы и состригать их, освобождаясь таким образом от мешающих его развитию энергий – в этом смысл обряда «пострижения в монахи». Славяне первый раз стригут своих детей только по достижении семи лет, а состриженные волосы прячут под коньком крыши или матицей (основной потолочной балкой избы). Если волосы ребенку состригать до одного года – приостанавливается развитие его речи, если до семи лет – замедляется развитие умственных способностей.

Женщину, обстригшую волосы, называли карной (по имени богини Карны, ответственной за исполнение закона причинно-следственной связи), — то есть это та, которую Карна покарала.

Мужчины, живущие в миру, стали постригать волосы до плеч, или заплетать их в косы (XIII-XV вв., А.В.Арциховский). C XV-XVI вв. появились более короткие мужские стрижки, как следствие недопонимания Ведической Культуры Предков. В настоящее время людям, живущим в городах, занимающимся общественной деятельностью, ведущим обыкновенный мирской образ жизни, но пытающимся жить по заветам Предков, следует помнить, что правильное отношение к своим волосам, как к залогу физического и энергетического здоровья, определяется здравомыслием: временем, местом, обстоятельствами. Фанатизм мешает правильному выбору причёски и головных уборов, зачастую являясь причиной болезней людей.

Головной убор – предмет, защищающий голову и волосы от неблагоприятных природных и энергетических воздействий. На голове человека расположено несколько важнейших энергетических центров: на лбу (макушке) – центр связи с духовным эгрегором, на темени («Родник») – центр связи с Родовым эгрегором, на челе между бровями – центр ясновидения. Волосы на голове являются органом восприятия и накопления тонких энергий из окружающей среды и космоса (отсюда древнее название волос — «космы»).

До прихода христианства на Русь славяне жили в единении с природой, используя её живительные силы для собственной жизнедеятельности. Из головных уборов они использовали очелья, перевязки, венчики и лобные ленты, не закрывающие макушки. Зимой волосы сами предохраняли голову от переохлаждения. С наступлением цивилизации изменялись и головные уборы наших Предков. Девичьи повязки стали шире, опускаясь на брови и возвышаясь «на палец» надо лбом. Появились платки

и шапки, воинские шлемы. Теряя истинный смысл узорочья, женский головной убор иногда превращался в простое украшение: такой праздничный убор женщины с золотым шитьем и каменьями мог весить до 12 килограммов.

В северных областях Руси дольше сохранялись в чистоте обычаи Предков. Женщины ещё долго не принимали христианских правил покрытия головы, не желая экранировать себя от Ярилы-Трисветлого. В послании митрополита Симона от 22 августа 1501 г. князю Матвею Пермскому и всем пермичам говорится: «…а жены все ваши ходят простоволосы, непокрытыми головами ино то чините не по закону христианскому. А которым у вас женитися и они бы женились с благословением от священника… по закону христианскому, а ни в Роду, ни в Племени, а жены бы ваши имели покрыты головы». Уже позднее XVIв. вошло в обычай (т.е. стало обыденным, каждодневным, привычным) обязательно покрывать головы замужним женщинам. Тогда же официальная церковь стала бороться с рогатыми кичками Староверов, уничтожая разноцветные кики-обереги (символы плодородия и единения двух начал – Ян и Инь) и преследуя их носительниц. Христиане объясняли, что плат («покрывало») на голове женщины был знаком власти, мужа над женой. На самом же деле русская женщина никогда не была в рабстве у своего мужа, а была ему «милой подругой» и «Ладой-супругой». Прикосновение мужчины к волосам своей супруги было знаком обоюдного доверия, лаской и обменом энергиями. Дома все женщины продолжали ходить простоволосыми. На людях, на выход замужние женщины стали убирать волосы на повойник, кичку, шамшуру, платок, чтобы уберечь свою энергетику и волосы от отрицательного воздействия из вне.

Длинная, сплетённая из трёх прядей коса девушки, опущенная вдоль позвоночника, где расположено множество энергетических каналов, служит таким же оберегом и олицетворяет единение трех миров: Навь, Явь, и Правь. Для усиления защитного действия косы, в нее вплетали цветные ленты или узорную тесьму, часто украшали накосниками.

Длинные волосы во все времена продолжали носить ведуны, живущие вдали от мирской суеты и соблазнов в пустыньках. Из головных уборов они, живя на природе, всегда использовали только очелья и простые перевязки для поддержания волос.

До сих пор на купальские праздники женщины приходят простоволосыми, с берестяными очельями-берегинями или тканными лобными повязками, девушки – лентами, т.к. среди своих друзей и родичей им нет надобности от кого-то защищаться.

Окрашивание волос в другой цвет не позволяет организму излучать и принимать нужный именно ему спектр биоэнергий. Такие волосы организм отторгает, стараясь вырастить новые, неиспорченные антенны.

No related links found

tainy.net

Были ли у мужчин – язычников длинные волосы? Как относились к волосам в древности?

Сегодня в кругах родноверов бытует мнение, что у мужчины должны быть длинные волосы. Дескать, это показатель духовности. Так даже делятся по семантическому признаку понятии власы и космы.

Космы — женские волосы, через которые они подпитывают себя и мужчину, а власы это мужские волосы. Такая схема даже представлена в цикле романов Алексеева «Сокровища Валькирии».

Сложно в этом увидеть рациональные зёрна. Но, тем не менее, число мужчин отращивающие длинные волосы в среде родноверия растёт. В принципе это неплохо, просто к славянской языческой традиции отношения не имеет.

Хрестоматийное описание внешности Святослава дал Лев Диакон:

«Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода».

Чуб считался в те времена знатным, в последствии с этой причёской стали отождествлять казаков.

Найти упоминание длинных волос у мужчин в повсеместном обиходе нам не удалось, но скажем коротко остриженные волосы считались признаком рабства.

На Руси мужчины издавна носили полудлинные волосы, которые прикрывали затылок. Подстригали их на затылке ровным полукругом под традиционную «скобку» или в «кружок». Волосы расчесывали или «шапкой» во все стороны от макушки, нередко со свободно свисающей на лоб челкой, или зачесывали назад. Общераспространенными у восточных славян были бороды и усы как признак мужской зрелости. Бороды отращивали смолоду, начиная от щек, и носили или полными и широкими, или подстриженными. Формы бороды были разные: лопатовидные, двойные, клиновидные и т.п. Усы отращивали полными и опускали вниз в бороду. Считалось, если у юноши не растёт борода, с ним ещё нельзя вести дел. Борода, была важным инициационным моментом в жизни мужчины. Поэтому, когда Пётр велел брить бороды, это рассматривалось как позор.

Мирослав Курганский приводит ценные данные о детской инициации: «В возрасте одного года или нескольких лет от роду (в разных местах – в два, три, пять или семь лет) совершали постриги (или заплетение косы девочке). До этого обряда дитё считалось бесполым существом. Ритуал совершался по такой схеме: ребёнка садили на объект или рядом с объектом, связанным с мужской или женской сферой деятельности (для мальчиков это конь, сабля, топор, борона и т.д.; для девочек — веретено, прялка, чесальный гребень, пряжа и т.п.), обстригали волосы или заплетали косу, впервые одевали в мужскую или в женскую одежду, угощали всех участников обряда. Обряд этот известен издревле – согласно летописям, ещё в Древней Руси совершали постриги над княжескими детьми». Можно добавить, что мальчиков стригли «под горшок». В прямом смысле надевали мальчику на голову горшок, и все выступающие волосы из под горшка отстригали. Так добивалось ровность в причёске.

Можно смело говорить, что большое значение для мужчин это разделение по гендерному признаку. Где ключевыми маркерами выступали средний тип волос для мужчин и борода.

Для девушек и женщин всё обстояло несколько иначе.

Распускать волосы на Руси на людях было не то, что не принято, а просто неприлично, потому как длинные распущенные волосы символизировали беспорядочное растрачивание энергии и сексуальный призыв, поэтому носили их разве что падшие женщины, или, как их называли, «распутницы» Благопорядочным же скромным девушкам предполагалось заплетать косы и повязывать головы платком. Длинная коса символизировала о сохранении энергии для будущего мужа, потому носили их девушки незамужние. Позже, когда они выходили замуж, косы менялись на пучки, символизировавшие концентрацию энергии для чего-то одного, то есть, для мужа и для семьи. Тут играет роль числовая семантика. Одна коса – девушка одна. Две косы- девушка замужняя.

В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать волосы. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. Поэтому сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т. е. опозориться.

С волосами связано много поверий и обычаев, так нельзя выбрасывать обстриженные волосы, их нужно сжигать в печи. Остриженная коротко женщина на Руси приравнивалась к ведьме и т.д. Некоторую энергетику женских волос этнография отмечает, что говорит о сакральности отношений с мужем. Думается, нужно некоторым язычникам пересмотреть свои позиции по отношению к длинным волосам у мужчин.

Похожие Статьи

Вконтакте

Facebook

Google+

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

Twitter

slaviy.ru

Прически древних славян, скифов. Разное от Славяне

Археологические раскопки показали, что в первом тысячелетии до нашей эры степи Северного Причерноморья населяли племена скифов. Это один из древнейших народов, населявших территорию Советского Союза.

Греческий историк Геродот, живший в V веке до нашей эры, ярко и красочно описал обряды скифских племен. В его книге нашли отражение не только быт и нравы, но и греческие легенды о происхождении скифов, об их несметных сокровищах. Раскопки скифских курганов оказались захоронениями царей или вождей.

Они подтвердили в основном рассказы Геродота о воинственном и смелом характере скифов. Курганы Чертомлык Мелитопольский и другие дали археологам много ценного материала — предметы быта, древнего искусства,— по которому можно судить о скифской культуре V—III веков до нашей эры, о внешнем облике населения.

На вазах, украшениях, найденных в курганах, мы можем увидеть изображения скифов. Они запечатлены во время охоты, военных походов и сражений, бытовых занятий — укрощение и подковывание лошадей. Возможно, древние умельцы изображали силу и воинственность своих сородичей как качества, какими, они считали, должны обладать идеальные люди. Женских изображений не встречается, поэтому трудно судить, каков был у скифов идеал женской красоты.

Основные виды и формы причесок быта, украшениям можно составить представление о прическах. Мужские прически были в основном очень просты. Волосы длинными прядями спускались на плечи. Мужчины носили волосы, зачесанные назад, с челкой до середины лба.

Встречаются на изображениях мужские прически, на которых волосы подстрижены эллипсообразно, слегка завиты и перевязаны ремешком. Возможно, скифы переняли от греков обычай завивать волосы. Прически состояли из локонов разной формы -трубчатых, ленточных, спиральных.

Дополняли прически бороды и усы. Бороды завивали и подстригали. Трудно что-либо говорить о других прическах, так как на изображениях они часто наполовину закрыты головными уборами — остроконечными колпаками из войлока.

Но те изображения, которые дошли до нас, все же дают представление о мужских прическах скифской знати, самого царя и его сыновей. Все они изображены с густыми длинными волосами до плеч и бородами.

Женских изображений, как уже было сказано, не сохранилось, но найденный изящный золотой гребень с длинными зубцами и фигурами по краю позволяет думать, что скифские женщины носили длинные волосы.

И воины и знатные люди изображены в кожаных островерхих колпаках и войлочных шапках конусообразной формы. Одеты в рубахи-туники, штаны. Украшений на одеждах, кроме пряжек, нет, но отдельные найденные в захороне ниях вещи говорят, что скифы носили пекторали, бусы, серьги. ссылка

fanparty.ru