Религия древнего китая википедия. Религия в Китае
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религия в Китае. Религия древнего китая википедия


Религия в Китае — WiKi

Контакты с Индией, Арабским миром и Европой исторически способствовали религиозному и культурному разнообразию на территории Китая.

Конституция КНР гарантирует право граждан на свободу вероисповедания[1].

Традиционно в китайской религии и философии сплетаются конфуцианство, даосизм и буддизм. Они благополучно сосуществуют, причём зачастую — в пределах одного храма. Конфуцианство, первым обретшее влияние в Китае, по сути, стало кодексом подчинённости индивида обществу и его ответственности перед ним. Даосизм развивает идеи личного совершенствования и единения с природой; конфуцианскому учению о предопределённости социальных ролей он противопоставляет концепцию относительности. Буддизм, привнесённый в Китай извне и сосредоточенный на развитии духовного начала, выступает альтернативой китайскому прагматизму. В годы культурной революции религия в Китае была запрещена.

Китай — государство, где сосуществуют различные религии. Помимо трёх мировых религий — буддизма, ислама и христианства — в Китае ещё существует своеобразное традиционное религиозное учение — даосизм. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств всё ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожие.

Китай — страна с различными религиозными культами. Хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяне, салары и баоань исповедуют ислам, в то время как религия тибетцев, монголов, так и югуров — буддизм, у некоторых представителей мяо и яо распространено христианство, а у большинства дауров, орочонов и эвенков — шаманизм. Некоторые китайцы (ханьцы) являются приверженцами христианства или буддизма, но большинство верующих исповедуют традиционную китайскую религию — даосизм.

В декабре 2001 года на Всекитайской конференции по религиозной работе Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что в период социализма религия носит массовый и долговременный характер[2].

Разработанное Конфуцием (551—479 гг. до н. э.) и развитое его последователями, конфуцианство защищает структурированность социума, опирающуюся на моральные принципы, которые связывают индивидов и определяют пять типов общественных отношений, как-то: родитель-ребёнок, правитель-подданный, брат-брат, муж-жена и друг-друг. В императорском Китае конфуцианство было философией учёных-мыслителей. Долгие годы в КНР оно считалось реакционным учением аристократии.

В Китае распространён буддизм Махаяны, обещающий избавление от страданий всем, кто его страждет обрести. Просветлённые, или бодхисатвы, остаются в этом мире, чтобы помочь достичь просветления другим. Своими деяниями и набожностью верующие заслуживают общения с бодхисатвами, приближающими их к нирване. В Китае есть две буддийские традиции: собственно китайский буддизм и Тибетский буддизм.

Среди этнических тибетцев распространён Тибетский буддизм.

В Китае ислам распространён среди хуэйцев, саларов, дунсянов, баоаньцев, уйгуров, казахов, киргизов, узбеков, татар и таджиков. Количество мусульман по разным оценкам насчитывается от 19,5[3] до 29[4] миллионов человек. Высшим органом мусульман в Китае является Китайская исламская ассоциация.

В Китае насчитывается более 70 млн. христиан (5,1% от общего населения Китая).[5]

Православие

В результате революции и гражданской войны около 100—200 тысяч белоэмигрантов осели в Харбине и в Шанхае. Однако, из-за сложных исторических судеб и позиции современных китайских властей деятельность структур Русской Православной Церкви практически заморожена. Религиозное законодательство КНР не позволяет совершать им официальные богослужения, можно только молиться в домах прихожан. Официально в Китае действует один православный приход.

Католицизм

Связи папского престола с Китаем восходят к XIII веку[6]. В настоящее время в Китае количество католиков исчисляется несколькими миллионами. Точная цифра неизвестна. В 1951 году коммунистическое руководство страны запретило китайским католикам иметь какие-либо связи с Ватиканом. Однако в конце ХХ—начале XXI века положение стало постепенно изменяться. Власти Китая теперь, как правило, принимают во внимание желания Ватикана, когда назначают католических священников на важные посты. Тем не менее, эта практика иногда всё ещё нарушается[7].

ru-wiki.org

Религия в Китае

Религия в Китае отличается плюрализмом с начала истории страны. Ни одна из религий не является господствующей. Китайские религии не требуют безусловной приверженности. Один человек может быть верующим в несколько религий сразу. Некоторые учёные сомневаются в правильности применения термина «религия» к буддизму, даосизму и конфуцианству, и используют термины «духовные практики», «системы правил» и «философские школы». Вопрос о том, что в Китае считать религией и что считать религиозным, является предметом для обсуждений.

Буддизм остаётся самой популярной религией в Китае с момента его появления в Китае в I веке н. э. Другой популярной религиозной группой является китайская народная религия, включая даосизм, поклонение местным божествам, духам, героям, предкам и персонажам мифологии. Конфуцианство популярно среди образованных людей. В страну были принесены также христианство и ислам.

С приходом к власти коммунистической партии в 1949 году, атеизм стал официальной идеологией, религии стали восприниматься как пережитки, а христианство - как инструмент западного колониализма. В ходе реформ 1980-хх. годов были предоставлены определённые религиозные свободы, а традиционные религии, как буддизм и даосизм, официально поддерживаться в качестве неотъемлемых элементов китайской культуры.

История

Современная история

Китайская народная республика провозглашена 1 октября 1949 года. Её правительство официально являлось атеистическим. Религия рассматривалась как пережиток феодализма и агент иностранного колониализма, было проведено отделение государства и церкви. Во время «Культурной революции» ситуация сильно усугубилась. В 1966-1967 годах отрядами радикальной молодёжи проводилось искоренение религий и разрушение храмов. В 1970-хх годах политика искоренения религий смягчилась.

С окончанием «Культурной революции» была введена религиозная свобода. Нынешняя конституция 1978 года в статье 36 гарантирует свободу вероисповедания. «Ни один государственный орган, общественная организация или частное лицо не имеет права принуждать граждать верить, или не верить в любую религию; не допускается дискриминация граждан по религиозной принадлежности. Государство охраняет нормальную религиозную деятельность». «Не допускается использовать религию для проведения мероприятий, нарушающих общественный порядок, приченения вреда здоровью граждан или вмешательства в систему образования». С середины 1980-хх годов проводится массовое восстановление буддистских и даосских храмов. Подчёркивается значение традиционных религий как неотъемлемой части китайской культуры и важного элемента жизни граждан.

Демография

Китайские буддисты равномерно распределены по стране. На юге популярна народная китайская религия и южные школы даосизма. Центральные и северо-восточные провинции в основном светские, но народная религия также распространена. Буддизм и северные школы даосизма присутствуют на севере. Провинция Сычуань является оплотом даосизма с многовековой традицией. Христиане в основном проживают в восточный и прибрежных районах. Тибетский буддизм является основной религией в Тибете и других районах проживания тибетцев, а также среди монголов Внутренней Монголии. Ислам исповедуют большинство хуэйцев, а также уйгуры Синьцзяна. Многие этнические меньшинства имеют свои собственные традиционные религии. Конфуцианство в качестве религии популярно среди интеллигенции.

Огромное, более чем миллиардное население затрудняет точные социологический опросы. Также ситуация усугубляется тем, что в Китае один человек может быть последователем нескольких религий. В официальную перепись населения вопрос о религии не включается. Опросы о религиозной принадлежности проводились Шанхайским университом и различными экспертными организациями. По одним данным, в Китае 100 миллионов верующих (8% населения), а по другим, только буддистов более 300 миллионов (18-20% населения).

Наиболее распространёнными религиями являются буддизм и народная китайская религия вместе с даосизмом - примерно по 300 миллионов верующих (по 20% населения). Религиозным меньшинством являются христианство (между 40 млн., 3% и 54 млн., 4%) и ислам (20-30 млн., 1,5% -2%). Нерелигиозных около 700 миллионов (59%) и 8-14% считают себя атеистами.

Основные религии

Китайская народная религия

mazuСтатуя Мацзу в Мэйчжоу

Китайская народная религия (中国民间宗教, Zhongguo minjian zongjiao), или Шэнизм (神教, Shenjiao, Шэньцзяо, Вера в духов) - собирательное название различных народных религиозных традиций. Шэнизм включает в себя китайскую мифологию и поклонение Шэням, которыми могут быть природные, национальные, городские и клановые божества, духи, драконы, полубоги и герои древности, предки. Народная религия является политеистической. Наиболее почитаемые божества - Мацзу и Хуанди.

Иногда даосизм считают ответвлением народной религии, так как он вырос из неё и китайской философии. Божества даосизма практически все взяты из народной религии. Несмотря на то, что в течение почти двух последних веков народная религия подвергалась гонениям, сейчас она испытывает возрождение и поддерживается правительством КНР. По оценкам, в Китае более 400 миллионов (30% населения) последователей народной религии.

Даосизм

Даосизм (道教, dàojiào, Даоцзяо, Учение о Пути) - это различные философские и религиозные школы, появившиеся начиная с VI века до н. э. и восходящие к трактату «Дао дэ цзин», приписываемому Лао-цзы. Другим основным сочинением является «Чжуан-цзы». При династии Мин было завершено формирование даосского канона «Дао цзан», состоящего из 1488 книг. Даосская мысль сосредоточена на вопросах здоровья, долголетия, обретения бессмертия и естественности поведения.

longhu shan 02Храм горы Лунху

Даосизм зародился из народной религии, которая считается низшей ступенью даосизма. Главное понятие религии - «Дао», Путь, Всеобщий Закон. Цель даосов - познание Дао, слияние с ним для получения «Дэ» - добродетели и благодати. Другим понятием является «У-вэй», недеяние - отказ от действий, противоречащих естественному ходу вещей, Дао. Даосская практика включает в себя тренировку дыхания цигун, некоторые виды боевых искусств, геомантию Фэншуй, астрологию, алхимию и траволечение. Существует множество различных школ, сект и ответвлений, основных школ две: Северная (Цюаньчжэнь, Школа Совершенной Истины) и Южная (Чжэнъидао, Школа Истинного Единства). Практикующие даосизм объединены в Китайскую даосскую ассоциацию, которая насчитывает до 100 миллионов членов. Даосов обычно причисляют к последователям народной религии, вместе их в Китае насчитывается до 30% населения.

Буддизм

Буддизм (佛教, Fójiào, Фоцзяо) Зародился в Индии в V веке до н. э. В Китае он появился во время династии Хань, в I веке н. э. К IX веку буддизм укоренился в стране, воспринял многие идеи из китайской философии, в свою очередь повлияв на неё, стал самой популярной религией, особенно среди простолюдинов. Вначале китайцы считали буддизм чуждым и противоречащим традиции, богатство буддистских монастырей вызывала зависть у правительства. Позднее буддизм полностью вписался в китайскую культурную традицию.

Целью буддизма является избавление от страданий и освобождение от бесконечного круга перерождений. Избавление от страданий производится посредством прохождения «Восьмеричного пути» и соблюдения десяти заповедей буддизма.

Большинство китайских буддистов представляет направление Махаяны (Большой колесницы), крупнейшими школами которой в Китае являются Школа Чистой Земли и Чань-буддизм. На юге, в Юньнани, Гуйчжоу и Гуанси, проживают последователи Тхеравады, или Хинаяны. Тибетцы и монголы исповедают Ваджраяну (Алмазную колесницу). Буддисты в Китае составляют 18-20% населения, или около 300 миллионов человек. Буддистские храмы, монастыри и общины объиденены в Буддийскую ассоциацию Китая.

Конфуцианство

Конфуцианство (儒教, Rújiào, Жуцзяо) в качестве религии является достаточно новым явлением, распространяющимся среди интеллигенции. Конфуцианство зародилось в VI веке до н. э. с философских трудов Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Основными трудами конфуцианства являются сборник высказываний Конфуция «Луньюй», Четверокнижие, Пятикнижие и Тринадцатикнижие. Изначально конфуцианство являлось этико-философским учением. В этом качестве оно традиционно поддерживалось китайским правительством и было официальной идеологией императорского Китая. Религиозный аспект конфуцианства состоит в поклонении Конфуцию, его потомкам и ученикам, Небу, совершении ритуалов и жертвоприношений.

Главной темой конфуцианства являются общественные отношения и их гармонизация. Одним из основных понятий является Цзюнь-цзы - Благородный муж, стать которым должен стремиться каждый конфуцианец. Цзюнь-цзы человеколюбив, сострадателен, любит учиться, обладает чувством долга, сыновней почтительностью, знает этику и ритуалы.

Другие народные религии

Кроме китайской народной религии, национальные меньшинства Китая имеют свои народные религии. По оценкам, последователей народных религий насчитывается до 60 миллионов, или около 4% населения страны. Правительство КНР поддерживает религии нацменьшинств, как ключевой элемент сохранения их национальной идентичности.

Численно наиболее значимой из религий нацменьшинств Китая является Моз, последователи которой составляют 80-90% из 18 миллионов Чжуанов. Моз включает в себя многобожие, элементы анимизма и шаманизма, а также мифологию, закреплённую в священном писании, эпосе «Булуотуо». Схожую религию с тем же названием имеет родственный чжуанам народ буи.

Бон является традиционной религией тибетцев, доминировавшей до прихода буддизма. Основателем религии Бонпа является мифологический персонаж Тонпа Шенраб Мивоче. Бон включил в себя элементы буддизма, и в свою очередь повлиял на него, приведя к созданию Тибетского буддизма. По оценкам, 10% из 5,5 миллионов тибетцев являются последователями бон.

Традиционной религией народа Цян (200 тысяч человек, в основном проживающих в Сычуани) является так называемая Религия Белого Камня, последователями которой являются большинство цянцев. Религия Белого Камня пантеистична и анимистична, в основном это поклонение природе.

Народ наси имеет религию Дунба. Хотя Дунба свойственна только наси, она не является родной для них. Религия Дунба возникла в XI или XII веке под влиянием Бон. Дунбаисты поклоняются природе персонализированной в химере человека и змеипо имени Шу. Дунбаисты составляют две трети от 300-тысячного народа наси.

Поклонение Небу и предкам

circularmound-sinАлтарь в Храме Неба

Поклонение Небу входило в практику практически всех династий императорского Китая, от Шан и Чжоу и до последней, Цин. Император Китая считался «Сыном Неба», и обладал «Небесным мандатом» на управление Поднебесной. Небо, позже слившееся с Шанди («Верховным владыкой») было пантеистично и не было представлено в иконографии. Поклонение Небу входило в обязанности императора, простые подданные пользовались посредничеством меньших богов, предков или императора. Небу и Шанди поклонялись и приносили жертвы лишь члены императорской семьи в специальных храмах, крупнейшим из которых является Храм Неба в Пекине. С отречением последнего императора от власти эта религия практически исчезла.

Почитание предков восходит к китайской предыстории и является неотъемлемой частью китайской культуры и народной религии, а также играет важную роль в конфуцианстве. Почитание предков считается проявлением высшей добродетели, сыновьей почтительности и уважением ушедших предков. Почитание предков может распространятся на легендарных или исторических деятелей, таких как основатели одной из китайских фамилий, добродетельных лиц, например Конфуция или Гуань Юя, или мифологических персонажей, как например Хуанди - Жёлтый император, который считается патриархом всех китайцев. Почтение предков происходит во время фестиваля Цинмин, праздника Двойной Девятки, а также во многих других церемониях: на свадьбах, похоронах и посвящениях. Происходит это в виде молитв и принесения в жертву пищи, ладана, свечей или сжигания жертвенной бумаги и специальных церемониальных денег. Местом поклонения предкам являются могилы, гробницы, храмы предков или домашние кумирни.

Христианство

Христианство впервые появилось в Китае в VII веке, когда епископ Алобэнь принёс из Персии несторианство. Несторианская церковь пользовалась поддержкой императора Тайцзуна и расширялась вплоть до 845 года, когда император Уцзун запретил христианство, а также буддизм и даосизм. Вторично христианство было принесено в XIII веке с монголами, а в XIV веке запрещено минскими императорами. В XVI веке в Китае появились иезуитские миссионеры, а в XIX веке в стране развернулась активная деятельность христианских миссионеров всех направлений. В 1696 году в Пекине была освящена первая в Китае православная церковь, организованная для пленных албазинцев. Тайпинское восстание 1850—1864 возникло под влиянием христианства, а восстание Ихэтуаней 1900 года - антихристианским.

harbin soborСофийский собор в Харбине

Деятельность христиан разрешена только в рамках зарегистрированных религиозных организаций. Официально признанными являются католики, протестанты и православные. По подсчётам правительства КНР, в стране насчитывается 4 миллиона католиков и 10 миллионов протестантов. Православных насчитывается около 15 тысяч человек.

Ислам

Ислам был принесён в Китай в 651 году, и пользовался поддержкой императоров династий Юань и Мин. Мусульманами являются хуэйцы и уйгуры, из 55 китайских национальных меньшинств 10 народов являются преимущественно мусульманами. По различным оценкам, от 20 до 30 миллионов (от 1,5% до 2%) граждан Китая являются мусульманами.

infokitai.com

Религия в Китае — Википедия РУ

Контакты с Индией, Арабским миром и Европой исторически способствовали религиозному и культурному разнообразию на территории Китая.

Конституция КНР гарантирует право граждан на свободу вероисповедания[1].

Традиционно в китайской религии и философии сплетаются конфуцианство, даосизм и буддизм. Они благополучно сосуществуют, причём зачастую — в пределах одного храма. Конфуцианство, первым обретшее влияние в Китае, по сути, стало кодексом подчинённости индивида обществу и его ответственности перед ним. Даосизм развивает идеи личного совершенствования и единения с природой; конфуцианскому учению о предопределённости социальных ролей он противопоставляет концепцию относительности. Буддизм, привнесённый в Китай извне и сосредоточенный на развитии духовного начала, выступает альтернативой китайскому прагматизму. В годы культурной революции религия в Китае была запрещена.

Китай — государство, где сосуществуют различные религии. Помимо трёх мировых религий — буддизма, ислама и христианства — в Китае ещё существует своеобразное традиционное религиозное учение — даосизм. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств всё ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожие.

Китай — страна с различными религиозными культами. Хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяне, салары и баоань исповедуют ислам, в то время как религия тибетцев, монголов, так и югуров — буддизм, у некоторых представителей мяо и яо распространено христианство, а у большинства дауров, орочонов и эвенков — шаманизм. Некоторые китайцы (ханьцы) являются приверженцами христианства или буддизма, но большинство верующих исповедуют традиционную китайскую религию — даосизм.

В декабре 2001 года на Всекитайской конференции по религиозной работе Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что в период социализма религия носит массовый и долговременный характер[2].

Разработанное Конфуцием (551—479 гг. до н. э.) и развитое его последователями, конфуцианство защищает структурированность социума, опирающуюся на моральные принципы, которые связывают индивидов и определяют пять типов общественных отношений, как-то: родитель-ребёнок, правитель-подданный, брат-брат, муж-жена и друг-друг. В императорском Китае конфуцианство было философией учёных-мыслителей. Долгие годы в КНР оно считалось реакционным учением аристократии.

В Китае распространён буддизм Махаяны, обещающий избавление от страданий всем, кто его страждет обрести. Просветлённые, или бодхисатвы, остаются в этом мире, чтобы помочь достичь просветления другим. Своими деяниями и набожностью верующие заслуживают общения с бодхисатвами, приближающими их к нирване. В Китае есть две буддийские традиции: собственно китайский буддизм и Тибетский буддизм.

Среди этнических тибетцев распространён Тибетский буддизм.

В Китае ислам распространён среди хуэйцев, саларов, дунсянов, баоаньцев, уйгуров, казахов, киргизов, узбеков, татар и таджиков. Количество мусульман по разным оценкам насчитывается от 19,5[3] до 29[4] миллионов человек. Высшим органом мусульман в Китае является Китайская исламская ассоциация.

В Китае насчитывается более 70 млн. христиан (5,1% от общего населения Китая).[5]

Православие

В результате революции и гражданской войны около 100—200 тысяч белоэмигрантов осели в Харбине и в Шанхае. Однако, из-за сложных исторических судеб и позиции современных китайских властей деятельность структур Русской Православной Церкви практически заморожена. Религиозное законодательство КНР не позволяет совершать им официальные богослужения, можно только молиться в домах прихожан. Официально в Китае действует один православный приход.

Католицизм

Связи папского престола с Китаем восходят к XIII веку[6]. В настоящее время в Китае количество католиков исчисляется несколькими миллионами. Точная цифра неизвестна. В 1951 году коммунистическое руководство страны запретило китайским католикам иметь какие-либо связи с Ватиканом. Однако в конце ХХ—начале XXI века положение стало постепенно изменяться. Власти Китая теперь, как правило, принимают во внимание желания Ватикана, когда назначают католических священников на важные посты. Тем не менее, эта практика иногда всё ещё нарушается[7].

http-wikipediya.ru