Право древнего мира таблица. Периодизация истории государства и права зарубежных стран
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государство и право античного мира. Право древнего мира таблица


Периодизация истории государства и права зарубежных стран

Периодизация – деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды.

Научная периодизация строится в соответствии с объективными законами развития природы и общества.

История государства и права Новейшего времени

- XX столетие

История государства и права Нового времени

- XVII в. – XIX в.

История государства и права Средних веков

- V в. - XVII в.

История государства и права Древнего Мира

- IV тыс. до н.э.- V в. н.э.

Часть 1. Государство и право древнего мира

Р

Разновидности рабовладельческих государств

Примечание. Восточная деспотия – это:

- форма государственной власти и политический режим с неограниченными полномочиями обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем, высшим судьей и жрецом;

- централизованное государство с жестоким полицейским режимом, в котором власть осуществляется всеохватывающим разветвленным административным аппаратом, где подавляется личность и отсутствуют политические свободы.

Восточная деспотия: форма государственного устройства в странах Древнего Востока

Периодизация истории государства и права Древнего Египта

Раннее царство

(около 3200 – 2800 гг. до н. э.)

Древнее царство

(около 2800 – 2400 гг. до н. э.)

Среднее царство

(около 2160 – 1700 гг. до н. э.)

Новое царство

(около 1580 – 1087 гг. до н. э.)

Позднее царство

(около 1087 – 525 гг. до н. э.)

Общественный строй Древнего Египта

Система местных органов власти и управления в Древнем Египте

Право Древнего Египта

Система права

Источники права:

О б ы ч а и

Право собственности:

Наследственное

право

право.

З а к о н ы, исходящие от фараонов

Обязательственное право.

Наследование:

- по закону

- по завещанию.

Договоры:

Займа

Найма

Купли – продажи

Аренды земли

Товарищество

Поклажи.

Недвижимое

имущество:

Земли:

Государственные

Храмовые

Частные

Общинные

Движимое

имущество:

Рабы

Рабочий скот

Инвентарь

У г о л о в н о е п р а в о

Преступления:

измена, заговор,

мятеж, разглашение государственной тайны,

убийство священ-

ных животных,

чародейство,

убийство, кража

прелюбодеяние,

изнасилование.

Наказания:

смертная казнь,

отрезание носа,

ушей,

избиение палками,

заключение в тюрьму,

отдача в рабство,

денежные штрафы.

Государство и право Древнего Египта.

Основные понятия.

Везир (джати) – верховный сановник, ближайший помощник фараона в сфере управления государством.

Деспотия – форма государственного устройства в странах Древнего Востока.

Жречество – социальная группа, основным занятием которой являлось отправление религиозных культов.

Источники права – акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права.

Ном – административный округ, имевший политический и религиозный центр, статус, герб и прочие атрибуты.

Номарх – правитель нома – царский ставленник.

Обычай – правило поведения, сложившееся в результате непосредственного его применения в течение длительного периода времени.

Обычное право – совокупность обычаев, санкционированных государством в качестве общеобязательных правил поведения.

Талион – принцип ответственности в уголовном праве, состоящий в причинении виновному равного возмездия («око за око, зуб за зуб»).

studfiles.net

Античный мир Законы XII таблиц

Законы XII таблиц – основной источник древнейшего римского права. Его появление относят к 451 – 450 гг. до н.э. Оригинал не сохранился.

Они представляют собой кодификацию государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (decemviri legibus scribundis) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли.

Законы Двенадцати таблиц сохранились только в отрывках, но их содержание хорошо известно из других источников.

Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н.э. было принято 10 таблиц, а в следующем 450 г. — ещё две.

Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт - введение денег (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

Структурно он выглядит следующим образом:

Таблица I—III — процессуальное право (I — приглашение на процесс, II — виды исков и жалоб, III — исполнительное право).

Таблица IV — семейное право (признание отцовства, продажа-покупка детей).

Таблица V — наследственное право (завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).

Таблица VI — виновное право (договор, купля-продажа, заём, кредит и кредитные ставки, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).

Таблица VII — право соседское.

Таблицы VIII—IX — уголовное право (наносящее вред колдовство, телесные повреждения, кража, обман клиентов, предательство; IX - публичное право)

Таблица Х — погребальное право.

Таблицы XI-XII — разное (например, запрет браков между патрициями и плебеями)

Предлагаемый текст систематизирован в XX в. Он состоит из отрывков, содержащихся в произведениях древних римских и греческих авторов.

Слова, заключенные в скобки, поясняют суть мысли, лаконично выраженной в подлиннике.

(Извлечения)

Таблица I

1. Если вызывают [кого-нибудь] на судоговорение, пусть [вызванный] идет. Если [он] не идет, пусть [тот, кто вызвал] подтвердит [свой вызов] при свидетелях, а потом ведет его насильно.

2. Если [вызванный] измышляет отговорки [для неявки] или пытается скрыться, пусть [тот, кто его вызвал] наложит на него руку.

3. Если препятствием [для явки вызванного на судоговорение] будет его болезнь или старость, пусть [сделавший вызов] даст ему вьючное животное (jumentum). Повозки (arceram), если не захочет, представлять не обязан.

4. Пусть поручителем [на судоговорении] за живущего своим хозяйством будет [только] тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйственного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает.

6. На чем договорятся, о том пусть [истец] и просит [на судоговорении].

7. Если [тяжущиеся стороны] не приходят к соглашению, пусть [они] до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают [свое дело].

8. После полудня [магистрат] утвердит требование той стороны, которая присутствует [при судоговорении].

9. Если [на судоговорении] присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком [судоговорения].

Таблица II

1. Гай, Институции, IV. 14: По искам в 1000 и более ассов1 взыскивался [в кассу понтификов] судебный залог [в сумме 500 ассов], по искам на меньшую сумму - 50 ассов, так было установлено законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, однако, тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге [за человека, свобода которого оспаривалась, всего лишь] в размере 50 ассов).

2. Если одна из таких причин, как ... тяжкая болезнь или [совпадение дня судебного разбирательства] с днем, положенным для обвинения [кого-либо] в измене, [будет препятствовать] судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне [явиться на судебное разбирательство], то [таковое] должно быть перенесено на другой день.

3. Пусть [тяжущийся], которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома [не явившегося на разбирательство свидетеля] и в течение трех дней во всеуслышание взывает [к нему].

Таблица III

1. Пусть будут [даны должнику] 30 льготных дней после признания [им] долга или после постановления [против него] судебного решения.

2. [По истечении указанного срока] пусть [истец] наложит руку [на должника]. Пусть ведет его на судоговорение [для исполнения решения].

3. Если [должник] не выполнил [добровольно] судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть [истец] ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.

4. [Во время пребывания в заточении должник], если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть [тот, кто держит его в заточении,] выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.

5. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 1. 46: Тем временем, [т.е. пока должник находился в заточении], он имел право помириться [с истцом], но если [стороны не мирились, то [такие должники] оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум и [при этом] объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр.)

6. В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им [в вину].

7. Пусть сохраняет [свою] силу навеки иск против изменника.

Таблица IV

1. (Цицерон, О законах, III. 8. 19: С такой же легкостью был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, [отличавшийся] исключительным уродством.)

2. Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен [от власти] отца.

3. (Цицерон, Филиппики, II. 28. 69: [Пользуясь] постановлением XII таблиц, приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв [у нее] ключ, изгнал [ее].)

4. (Авл Геллий, Аттические ночи, III. 16. 12: Мне известно, что [когда] женщина... родила на одиннадцатом месяце после смерти мужа, то [из этого] возникло дело, будто бы она зачала после того, как умер ее муж, ибо децемвиры написали, что человек рождается на десятом, а не на одиннадцатом месяце.)

Таблица V

1. (Гай, Институции, I. 144-145: Предки [наши] утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою... Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки1. Так было постановлено законом XII таблиц.)

2. (Гай, Институции, II. 47: Законом XII таблиц было определено, что res mancipi, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности, за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи с согласия опекуна.)

3. Как кто распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки [над подвластными ему лицами], так пусть то и будет ненарушимым.

4. Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе [его] ближайший агнат.

5. Если [у умершего] нет агнатов, пусть [оставшееся после него] хозяйство возьмут [его] сородичи.

6. (Гай, Институции, I. 155: По закону XII таблиц опекунами над лицами, которым не было назначено опекуна по завещанию, являются их агнаты.)

7а. Если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут его агнаты или его сородичи.

7б. (Ульпиан, I. I pr. D. XXVII. 10: Согласно закону XII таблиц расточителю воспрещалось управление принадлежащим ему имуществом.) (Ульпиан, Lit", sing. regul., XII. 2: Закон XII таблиц повелевает безумному и расточителю, на имущество которых наложено запрещение, стоять на попечении их агнатов.)

8а. (Ульпиан, Lib. sing. regul., XL. I: Закон XII таблиц передавал патрону наследство после римского гражданина из вольноотпущенников в том случае, если последний, не имея подвластных ему лиц, умирал, не оставив завещания.)

8б. (Ульпиан, I. 195. § 1. D. L.I 6: Говоря [об отношениях между патроном и вольноотпущенником], закон [XII таблиц] указывает, что имущество вольноотпущенника переходит из той семьи в эту семью, [причем в данном случае] закон говорит [о семье как совокупности] отдельных лиц.)

9а. (Гордиан, 1. 6. с. III. 36: По закону XII таблиц имущество, состоящее в долговых требованиях [умершего к другим лицам], непосредственно, [т.е. без выполнения каких-либо юридических формальностей], распределяется между сонаследниками в соответствии с их наследственными долями.)

9б. (Диоклетиан, 1. 26. с. II. 3: Согласно закону XII таблиц, долги умершего непосредственно разделяются [между его наследниками] соразмерно полученным [ими] долям наследства.)

10. (Гай, 1. 1. pr. D. X. 2: "Иск [о разделе наследства] основывается на постановлении закона XII таблиц".)

Таблица VI

1. Если кто заключает сделку самозаклада [Nexum]1 или отчуждения вещи [в присутствии 5 свидетелей и весовщика], то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми.

2. (Цицерон, Об обязанностях, III. 16: По XII таблицам считалось достаточным представить доказательства того, что было произнесено [при заключении] сделки, и отказывавшийся от своих слов подлежал штрафу вдвое.)

3. (Цицерон, Тор. IV. 23: Давность владения в отношении земельного участка [устанавливалась] в два года, в отношении всех других вещей -в один год).

4. (Гай, Институции, 1. 3: Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею].)

5а. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 17. 7. 8: Собственноручно отстоять [свою вещь] при судоговорении... это значит наложить свою руку на ту вещь, о которой идет спор при судоговорении, [т.е. иными словами], состязаясь с противником, ухватиться рукой за спорную вещь и в торжественных выражениях отстаивать право на нее. Наложение руки на вещь производилось в определенном месте в присутствии претора на основании XII таблиц, где было написано: "Если кто-нибудь собственноручно отстаивает свою вещь при судоговорении".)

5б. (Павел, Fragm. Vatic., 50: Закон XII таблиц утвердил [отчуждение вещи] путем сделки, совершавшейся в присутствии 5 свидетелей и весовщика, а также путем отказа от права собственности на эту вещь при судоговорении пред претором.)

6. (Тит Ливии, III. 44: Защитники [Вергинии] требуют, чтобы [Аппий Клавдий], согласно закону, им же самим проведенному, дал предварительное распоряжение относительно девушки в благоприятном для нее свободы смысле.)

Пусть [собственник] не трогает и не отнимает (принадлежащие ему ) бревна или жердей, использованных [другим человеком ] на постройку здания или для посадки виноградника.

(Ульпиан, I, I pr. D. XLVII. 3: Закон XII таблиц не позволял ни отнимать, ни требовать как свою собственность украденные бревна и жерди, употребленные на постройку или для посадки виноградника, но предоставлял при этом иск в двойном размере [стоимости этих материалов] против того, кто обвинялся в использовании их.)

Когда же виноград будет срезан.., пока [жерди] не убраны.

Таблица VII

1.  (Фест, De verb. signif., 4: Обход, [т.е. незастроенное место], вокруг здания должен быть шириною в два с половиной фута.)

2. (Гай, 1. 13. D. X.~ 1: Нужно заметить, что при иске о размежевании границ необходимо соблюдать указание закона [XII таблиц], установленное как бы по примеру следующего законодательного распоряжения, которое, как говорят, было проведено в Афинах Солоном: если вдоль соседнего участка выкапывался ров, то нельзя было переступать границы, если [ставить] забор - то нужно отступать [от соседнего участка] на один фут, если - дом для жилья, то отступать на два фута, если копают яму или могилу, отступить настолько, насколько глубоко выкопана яма, если колодезь, - отступить на 6 футов, если сажают оливу или смоковницу, отступить от соседнего участка на девять футов, а прочие деревья - на 5 футов.)

3. (Плиний, Естественная история, 19. 4. 50: В XII таблицах не употреблялось совершенно слово "хутор", а для обозначения его [пользовались] часто словом hortus [огороженное место], [придавая этому значение] отцовского имущества.)

4. (Цицерон, О законах, 1. 21.55: XII таблиц запрещали приобретение по давности межи шириною в 5 футов.)

5. (Цицерон, О законах, 1. 21. 55: Согласно постановлению XII таблиц, когда возникает спор о границах, то мы производим размежевание с участием 3 посредников.)

6. (Гай, 1.8. D. VIII. 3: По закону XII таблиц ширина дороги по прямому направлению определялась в 8 футов, а на поворотах - 16 футов.)

7. Пусть [собственники придорожных участков] огораживают дорогу, если они не мостят ее камнем, пусть [каждый] едет на вьючном животном, где пожелает.

8а. Если дождевая вода причиняет вред...

8б. (Павел, I. 5. D. XLIII, 8: Если протекающий по общественной земле ручей или водопровод причинял ущерб частному владению, то собственнику [последнего] давался иск на основании закона XII таблиц о возмещении убытков.)

9а. (Ульпиан, I. 1. § 8. D. XLIII, 27: Закон XII таблиц приказывал принимать меры к тому, чтобы деревья на высоте 15 футов кругом обрезывались для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку.)

9б. (Помпоний, I. 2. D. XLIII. 27: Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его.)

10. (Плиний, Естественная история, XVI. 5. 15: Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка.)

11. (Юстиниан, I. 41. I. II. 1: Проданные и переданные вещи становятся собственностью покупателя лишь в том случае, если он уплатит продавцу покупную цену или обеспечит ему каким-либо образом удовлетворение [его требования], например, представит поручителя или даст что-либо в виде залога. Так было постановлено законом XII таблиц.)

12. (Ульпиан, lib. sing. regul. II. 4: Если [наследодатель] делал следующее распоряжение: отпускаю раба на волю при условии], что он уплатит моему наследнику 10 000 сестерциев, то хотя бы этот раб был отчужден от наследника, он все-таки должен получить свободу при уплате покупателю указанной суммы. Так было постановлено в законе XII таблиц.)

Таблица VIII

1а. Кто злую песню распевает.

1б. (Цицерон, О государстве, IV. 10. 12: XII таблиц установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали необходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложил или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого.)

2. Если причинит членовредительство и не помирится с [потерпевшим], то пусть и ему самому будет причинено то же самое.

3. Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу - 150 ассов.

4. Если причинит обиду, пусть штраф будет 25.

5. Сломает, пусть возместит.

6. (Ульпиан, I. pr. D. IX. 1: Если кто пожалуется, что домашнее животное причинило ущерб, то закон XII таблиц повелевал или выдать [потерпевшему] животное, причинившее вред, или возместить стоимость нанесенного ущерба.

7. (Ульпиан, I. 14. § 3. D. XIX. 5: Если желуди с твоего дерева упадут на мой участок, а я, выгнав скотину, скормлю их ей, то по закону XII таблиц ты не мог предъявить иска ни о потраве, ибо не на твоем участке паслась скотина, ни о вреде, причиненном животным, ни об убытках, нанесенных неправомерным деянием.)

8а. Кто заворожит посевы... 8б. Пусть не переманивает на свой участок чужого урожая.

9. (Плиний, Естественная история, 18. 3. 12: По XII таблицам смертным грехом для взрослого было потравить или сжать в ночное время урожай с обработанного плугом поля. [XII таблиц] предписывали [такого] обреченного [богине] Церере человека предать смерти. Несовершеннолетнего, [виновного в подобном преступлении], по усмотрению претора или подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере.)

10. (Гай, 1. 9. D. XLVII. 9: [Законы XII таблиц ] повелевали заключить в оковы и после бичевания предать смерти того, кто поджигал строения или сложенные около дома скирды хлеба, если [виновный] совершил это преднамеренно. [Если пожар произошел] случайно, т.е. по неосторожности, то закон предписывал, [чтобы виновный] возместил ущерб, а при его несостоятельности был подвергнут более легкому наказанию.)

11. (Плиний, Естественная история, 17. 1. 7: В XII таблицах было предписано, чтобы за злостную порубку чужих деревьев виновный уплачивал по 25 ассов за каждое дерево.)

12. Если совершавший в ночное время кражу убит [на месте], то пусть убийство [его] будет считаться правомерным.

13. При свете дня... если сопротивляется с оружием [в руках], созови народ.

14. (Авл Геллий, Аттические ночи, XI. 18. 8: Децемвиры предписывали свободных людей, пойманных в краже с поличным, подвергать телесному наказанию и выдавать [головой] тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; но [в отношении несовершеннолетних] было постановлено: или подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыскивать с них возмещение убытков.)

15а. (Гай, Институции, III. 191: По закону XII таблиц был установлен штраф в размере тройной стоимости вещи в том случае, когда вещь отыскивалась у кого-либо при формальном обыске или когда она была принесена к укрывателю и найдена у него.)

15б. (Гай, Институции, III. 192: Закон XII таблиц предписывает, чтобы при производстве обыска [обыскивающий] не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу.)

16. Если предъявляется иск о краже, [при которой вор не был пойман с поличным], пусть [суд] решает спор [присуждением] двойной стоимости вещи.

17. (Гай, Институции, II. 45: Законом XII таблиц запрещается приобретение краденой вещи по давности.)

18а. (Тацит, Анналы, VI. 16: Впервые XII таблицами было постановлено, чтобы никто не брал более одного процента [в месяц], тогда как до этого бралось по прихоти богатых.)

18б. (Катон, О земледелии. Предисловие, 1; предки наши имели [обыкновение] и положили в законах присуждать вора к уплате двойной стоимости [украденной вещи], ростовщика к [взысканию] в четырехкратном размере [полученных процентов].)

19. (Павел, Libri V sentiarum, II. 12. 11: По закону XII таблиц за вещь, сданную на хранение, дается иск в двойном размере стоимости этой вещи.)

20а. (Ульпиан, 1. 1. п. 2. D. XXVI. 10: Следует заметить, что обвинение [опекуна в недобросовестном отправлении своих обязанностей] вытекает из закона XII таблиц.)

20б. (Трифониан, 1. 1. § 55. D. XXVI. 7: В случае расхищения опекунами имущества их подопечного следует установить, не допустим ли в отношении каждого из этих опекунов в отдельности тот иск в двойном размере, который был установлен в XII таблицах против опекунов.)

21. Пусть будет предан богам подземным,, [т.е. проклятию], тот патрон, который причиняет вред [своему] клиенту.

22. Если [кто-либо] участвовал [при совершении сделки] в качестве свидетеля или весовщика, [а затем ] отказывается это засвидетельствовать, то пусть [он будет признан] бесчестным и утратит право быть свидетелем.

23. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 1. 53: По XII таблицам уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы.)

24а. Если брошенное рукою копье полетит дальше, чем целил, пусть принесет [в жертву] барана.

24б. (Плиний, Естественная история, XVIII. 3. 12. 8-9: По XII таблицам за тайное истребление урожая [назначалась] смертная казнь... более тяжкая, чем за убийство человека.)

25. (Гай, I. 236 pr. D. L. 16: Если кто-нибудь говорит об яде, то должен добавить, вреден ли он или Lampo. Decl. Im Catil., 19: Как мы знаем, в XII таблицах предписывалось, чтобы никто полезен для здоровья, ибо и лекарства являются ядом.)

26. (Порций, не устраивал в городе ночных сборищ.)

27. (Гай, I. 4. D. XLVII, 22: Закон XII таблиц предоставлял членам коллегий [сообществ] право заключать между собою любые соглашения, лишь бы этим они не нарушали какого-нибудь постановления, касающегося общественного порядка. Закон этот, по-видимому, был заимствован из законодательства Солона.)

(Текст приводится по «Хрестоматии по Истории Древнего Рима / Под ред. С.Л. Утченко. М., 1962.)

studfiles.net

Государство и право античного мира

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ Дисциплина: История государства и права зарубежных странРЕФЕРАТ Тема: Государство и право античного мира (Рим)                                 Студент: Содержание: 1.          Древний Рим – общая историческая характеристика и историческая периодизация. 2.          Общественный строй и государственное устройство Древнего Рима в соответствии с историческими периодами. 3.          Законы XII таблиц: а) история создания; б) важнейшие нормы публичного права; деликты; в) правовое положение основных групп населения; г) отрасли права; д) суд и судебный процесс. 4.    Институции Гая:        а) источники и система римского частного права в          институциях Гая; б) правовое положение основных групп населения; в) отрасли права; г) иски и судебный процесс. 5.    Литература. 1.    Древний Рим – общая историческая характеристика и историческая периодизация. Древние римляне принадлежали к народности, обитавшей на западе и в древней части Италии (Апеннинский полуостров). Здесь же располагалась область, именующаяся, Лациумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а к югу – греческие колонисты, представители наиболее развитой в культурном и экономическом отношении народности. Римское государство сложилось поначалу из городской общины (civitas) и первоначально очень походило на типичный   древнерусский полис – с народным собранием, царем и знатью. Римское государство, представшее последовательно царством, республикой и империей, просуществовало 12 веков. Хронологические рамки истории римского права охватывают период от царского правления, датируемого годом основания Рима (753 г. до н.э.) до его падения в 476 г. до н.э. В истории римского государства различают три основных периода. Первый – древнейший царский – от основания Рима первым его царем Ромулом в 753 г. до н.э. до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н. э. Второй период – республиканский – охватывает примерно пятивековую историю и делится на два подпериода: а) период ранней республики характеризуется непрекращающейся борьбой между патрициями и плебеями (VI – III вв. до н.э.) б) период поздней республики характеризуется захватническими войнами, оформлением рабства (III – I вв. до н.э.). И третий – имперский – распадается на два подпериода: а) период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики – главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др. (27 г. до н.э. – 284 г. н.э.) б)   период домината (от dominus - господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи (284 – 476 гг.). 2.    Общественный строй и государственное устройство Древнего Рима Царский период: Общественный строй: Если рассматривать эпоху царского Рима, то мы можем увидеть, что в основе его лежали ценности, которые основывались на вере в Бога, в стремлении жить по справедливости, по неписанным законам, жить по смыслу пути, сохраняя те исконные традиции и обычаи, которые из века в век живут в наших генах. Царский Рим – это период самоорганизации, саморегуляции. Многие историки: С.Л. Утченко, Н.Н. Трухина, В.Г.Графский, описывая эту эпоху, отмечают: «Римское общество «царского периода» не было еще классовым обществом. Римляне жили родовым строем». По преданию, все население древнейшего Рима состояло из 300 родов. Каждые 10 родов объединялись в курии, которых насчитывалось 30, а каждые 10 курий объединялись в трибу, всего их было 3. В каждом роде все его члены сообща владели землей, имели общее кладбище, общие религиозные праздники, общее родовое имя. Старшина рода, избирался по вече, всеми его членами. К XVII в. до н.э. население Рима делилось на патрициев – выходцев из старинных родов и плебеев – людей пришлых. Полноправными в римской общине были только лица, принадлежащие к одному из родов и зачисленные в курию. Их называли патрициями. Из этого следует, что плебеи – люди пришлые не входили в рода, и на наш  взгляд они во многом повлияли на формирование новых ценностей местного населения. Как пишет Черниловский, «Происхождение плебеев неясно и спорно несомненно только, что они стояли вне племенной организации, и потому не могли принять участие в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались ремеслами, торговлей… Торговое и промышленное богатство главным образом было сосредоточено в их руках ». Интересно, что появление плебеев в Риме хронологически совпадает с «великой греческой колонизацией», когда греки торговцы, только что пережившие архаическую революцию, устремились в новые земли. Вокруг Рима постепенно сжимается кольцо греческих торговцев. Они расселяются в начале по границам, а затем внутри, организуют рынки, постепенно за счет торговли усиливается их влияние. Они проникают в армию, не прекращая своей деятельности. Деньги, торговля, жажда обогащения, культивируемые торговцами, потомками Европы, становились тем раздражителем, который постепенно оказывал все большее влияние на народы в среде которых растворились «европейцы» - колонизаторы. Это была тихая, ползучая мировоззренческая колонизация, которую местные народы так и не замечали, постепенно сами, подчиняясь её ценностям и образом. Государственный строй: В царский период власть осуществляли: царь, сенат и народное собрание. Царь командовал войсками, осуществлял руководство в управлении общины, был облечен функциями верховного жреца. Сенат в царский период являлся формально совещательным учреждением  власти при царе. Он также был выборным, и первоначально его членами были главы римских родов. Сенат также утверждал законы. В народные собрания входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. Собрание обладало правом наделять выбираемого им царя высшей властью (империумом), оно же утверждало все принимаемые законы. Республиканский  период. Государственный строй: Теперь государством вместо царей правили два консула (магистраты), которые избирались только из числа патрициев. «Власть консулов была очень велика они были главнокомандующими римской армией на войне, правителями и судьями Римской общины в дни мира. Им принадлежало право созыва народного собрания» (С. Л. Утченко). Наряду с консулами в римской республике большую роль играл сенат. Состоял из патрициев, ведал государственными финансами, внешней политикой, утверждал все законы и руководил выборами должностных лиц. Также в республике существовало народное собрание (comite - комиции), они считались законодательными органами. И были трех видов. К первому относились собрание по центуриям (центурия – воинское подразделение, состоявшее из ста человек). Они решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистров, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни. Ко второму виду комиций относились собрания по территориальным трибам. Здесь преобладало влияние плебеев. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, т. к. их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан. Третий вид народного собрания составляли куриатные комиции. При  родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства её утратили. Они решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов. Общественный строй: В первом пункте ответа было указано, что ранняя республика характеризуется непрекращающейся борьбой патрициев и плебеев. За равные права с патрициями плебеи использовали малейшую возможность. Т. к. плебеи являлись основным ядром римской армии в 494 г. до н.э. отказались участвовать в очередном походе, и ушли на Священную гору в полном вооружении. Патриции вынуждены были пойти на большую уступку – был принят Священный закон народных трибунов, которые избирались из числа плебеев. Личность народного трибуна являлась священной и неприкосновенной. Народный трибун имел право останавливать действие всякого патрицианского начальника, произнеся слово «вето». Но  окончательно  патриции  и  плебеи  были уравнены в правах только в III в. до н.э., когда один из двух консулов теперь непременно выбирался из плебеев. Когда, казалось бы, все уравнены в правах, должен быть расцвет но период поздней республики характеризуется оформлением рабства. Как отмечает Иловайский, «хотя  различия между патрициями и плебеями уничтожились, и все граждане римские имели равные права… в действительности этого равенства не существовало. В Риме осталось только два класса богачей и бедняков». В результате захватнических войн во II – I вв. до н.э. Рим стал гигантской державой, границы которой охватывали все средиземноморье. Расцвет торговли и прямое ограбление захваченных территорий привели к развитию в Риме товарно-денежных отношений, что принципиально изменило жизнь римского крестьянства. Крестьяне разорялись, нередко насильно сгонялись с земли, труд свободных людей заменялся трудом рабов. Лишившиеся земли крестьяне становились арендаторами или батраками, другие же превращались в пролетарий, существовал за счет государственных раздач хлеба и денег, или щедрот политиков, стремящихся завоевать популярность у избирателей. Имперский период. Государственный строй: В 27г. до н.э. Октавиан объявляется сенатом  пожизненным императором    и получает имя и титул Августа. Так начался императорская эпоха римской цивилизации. Августу удалось на время успокоить внутренние конфликты. Император не злоупотреблял своими огромными полномочиями, он поддерживал уважение к республиканским традициям и вообще считал, что восстановил республику. Сенаторы при Августе сохраняли свои привилегии, неимущие граждане ежемесячно получали бесплатно зерно, император также сумел привлечь на свою сторону всадников (самый высокий класс в Римской империи) и новую торговую знать. «Золотой век», так называли современники годы правления Августа. Однако краткий период попытки оздоровления общественной жизни скоро закончился. После смерти основателя империи наследники Августа почувствовали себя неограниченными владыками и стали искоренять последние остатки народовластия. Народное собрание потеряло всякое значение, сенаторы подверглись преследованиям и казням. Был издан закон «об оскорблении величества», по которому привлекались к суду люди, дурно говорившие о правителях. Запрещались и сжигались неугодные императору книги. В Риме расплодились доносчики, при которых было опасно сказать лишнее слово даже на домашнем пиру. Страх и молчание воцарились в Римском государстве на долгие годы, почти до самого конца V в. н.э. Общественный строй: В римской империи рабовладельческий строй достигает кульминации в своём развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия. Но со временем происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн уходит в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности рабов, начинает иссякать. Положение рабов несколько (правда, временно) улучшается. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Не случайно первым векам империи почти неизвестны крупные восстания рабов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остаётся важной задачей государства, и по постановлению сената в 10 году н.э. в случае убийства хозяина подлежали казни все рабы, находившиеся в это время в его доме. Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится всё более неустойчивым, что влечёт за собой во II – III вв. распространение  самопродажи в рабство и особенно колоната. 3.    Законы XII таблиц: а) история создания; Законы XII таблиц (451 – 450 гг. до н.э.)представляют собой, выполненные на 12 медных досках, краткие изречения по различным вопросам правового общения и нормы, относящиеся к отправлению правосудия, семейным отношениям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям. Законы были созданы и обнародованы по настойчивому требованию плебеев, грозивших покинуть город и уже предпринявших такую попытку, удалившись в знак недовольства и угрозы из города. Их требования сводились главным образом к уравнению их в политических правах с патрициями. Кроме этого они требовали  освобождение от тягот долгового рабства, более справедливого дележа ager publicus (общественного земельного фонда), права вступать в брак с представителями патрицианских родов. После изгнания царей, по трибунскому закону, все царские законы вышли из употребления. В течение полувека римские граждане пользовались обычаями и лишь некоторыми законами. В этих условиях было решено избрать 10 человек из патрициев, с тем, чтобы они подготовили законы для города-государства. Первые 10 таблиц вызвали у плебеев нарекания за их неполноту. И на следующий год выбрали снова 10 мужей, но уже с равным представительством от патрициев и плебеев, которые добавили к старым еще две таблицы. После прибавки собрание получило название «Законы XII таблиц» (Leges Duodecim tabulorum). Эти же законы иногда именуются Законами десяти (мужей) (Decemviri legibus scridundi). Законы были одобрены народным собранием в 449 году. Но в своём первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI- XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остаётся неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода. В исследованиях некоторых учёных (Е. Паис, Э. Ламбер, Р. Шульц и др.) без достаточно веских аргументов оспаривается время принятия этих Законов (их относят к последующим векам), ставится под сомнение их характер и сам факт существования. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в деньгах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения. б) важнейшие нормы публичного права; деликты Норма права – установленное государством общеобязательное привило общественного поведения. В Законах XII таблиц нормы права выражены в IX таблице: 1-2. (Цицерон. О законах. 111,4,11,19,44). Привилегий, т.е. отступлений и свою пользу от закона, пусть не испрашивают. Приговоров о казни римского гражданина пусть не выносят иначе, как в центуриатных комициях…  Преславные Законы XII таблиц содержали два постановления, из которых одно уничтожало всякие отступления от закона в пользу отдельных лиц, а другое запрещало выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях. 3. (Авл Гелий. Аттические ночи. XX. 17). Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертной казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении для разбирательства дела и были уличены в том, что приняли денежную мзду по этому делу? 4. (Помпоний. Во 2 титуле 1 кн. Дигест). Квесторы, присутствовавшие при исполнении смертных приговоров, именовались уголовными квесторами, о них упоминалось даже в законе XII таблиц. 5. (Марциан. В 4 титуле 48 кн. Дигест). Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага римского народа к нападению на Римское государство, или того, кто предает врагу римского гражданина. 6. (Сальвиан. Оправлении божьем. VIII). Постановления XII таблиц запрещали лишать жизни без суда какого бы то ни было человека. Деликты (от delinquere - отклоняться) подразделялись на частные и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                публичные. Деликт частный возникал вследствие кражи, личной обиды (включая членовредительские действия) или причинения вреда (порубка чужого леса, неосторожный поджег строения, скирды около дома) (Законы XII таблиц, VIII, 10 - 11). Деликт публичный возникал как преступление, которое наказывалось от имени римского народа, а взыскания и конфискации шли в казну. Подобные преступления совершали лица, которые обвинялись в подстрекательстве «врагов римского народа» к нападению на Рим, а также лица, предавшие «врагу римского гражданина» (X, 5). Такие преступления именовались термином «crimina», от которого произошли современные выражения типа «криминальный кодекс», «криминалистика» и др. Сюда же были отнесены убийцы, сочинители песен с клеветой (или просто позорящие других лиц) и их исполнители. К тому же роду относились лжесвидетельства, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая или потрава или жатва в ночное время и др. в) правовое положение основных групп населения; Совокупность правомочий, которые цивильное право предоставляло римскому гражданину, открывало перед ним возможность (во всяком случае формально) участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные преимущества, в том числе на выделение земельного  участка из государственного фонда. Борьба плебеев с патрициями за равноправие, красной нитью проходившая через всю историю ранней республики, завершилась в конечном счете их приобщением ко всем привилегиям, предусмотренным в цивильном праве. г) отрасли права; Публичное право,      - уголовное право,   Сакральное право, Личное право:      - семейное право,      - наследственное право, Вещное право д) суд и судебный процесс; Во времена Законов XII таблиц суд, по свидетельству Цицерона, имел состязательный характер. «Судебным спором называется состязание доброжелателей, а не тяжба врагов… то есть закон считал, что близкие спорят, а не бранятся» (О государстве. 4.8.8). Одной из важных гарантий такого варианта разбирательства была традиция истолкования суда как процедуры отыскания справедливого решения (пользование правом – это искусство извлечения пользы и справедливости, по Цельсу-младшему). Кроме того, судебное состязание предполагало некоторую связанность правилами, накладываемую на участников их волеизъявлением и предполагающую в некоторых случаях добровольное исполнение судебного решения. Отсюда возникло выражение iudicio contahimus – судебным разбирательством мы вступаем в договор (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Дальше мне бы хотелось рассмотреть легисакционный процесс. Это  древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая – ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определённых для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.  С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения. Таблица I         1. Если вызывают (кого-нибудь) на судоговорение, пусть (вызванный) идет. Если (он) не идет, пусть (тот, кто вызвал) подтвердит (свой вызов) при свидетелях, а потом ведет его насильно. 2. Если (вызванный)измышляет отговорки (для неявки) или пытается скрыться, пусть (тот, кто его вызвал) наложит на него руку. 3. Если препятствием (для явки вызванного на судоговорение) будет его болезнь или старость, пусть (сделавший вызов) даст ему вьючное животное… Повозки, если не захочет, предоставлять не обязан. 4. Пусть поручителем (на судоговорении) за живущего своим хозяйством будет (только) тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйственного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает. 5. На чем договорятся, о том пусть (истец) и просит (на судоговорении). 6. Если (тяжущиеся стороны) не приходят к соглашению, пусть (они) до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают (свое дело). 7. После полудня (магистрат) утвердит требование той стороны, которая присутствует (при судоговорении). 8. Если (на судоговорении) присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком (судоговорения). 4. Институции Гая: а) источники и система римского частного права в Институциях Гая; Гай резюмировал всю совокупность источников права в таких словах: «Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императора, эдиктов тех сановников, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов» (Институции. 1.2). Указы императора имели несколько разновидностей: конституции, декреты, мандаты и рескрипты. Решения собрания именовались плебисцита и имели силу закона. Гай опускает, но подразумевает обычное право, а также естественное и общенародное право. О двух последних он говорит при разборе конкретных казусов или институтов права. «И не только то, что делается нашею собственностью посредством передачи (traditio), принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем приобретаем путем завладения, так как вещи эти  были бесхозяйственными, как, например, те, которые захватываются на земле (дикие звери), в море (рыбы) или в воздушном пространстве (птицы)… По общенародному праву нам принадлежит также и то, что мы захватываем у неприятеля» (Институции. 1.2). б) правовое положение основных групп населения; Все лица по отношению к публичной правоспособности делятся на свободных и рабов. Свободные в свою очередь могут быть свободнорожденными и вольноотпущенными, причем последние подразделяются ещё на три категории: полноправные граждане, латиняне и покорённые с оружием в руках. Это деление лиц отнесено к разряду высшего деления. В отношении свободы и её взаимосвязи с правоспособностью Гай выстраивает градацию из нескольких статусов: с наибольшей утратой правоспособности (лишение свободы, утрата дееспособности по возрасту, болезни), с частичной (изгнание, выселение, взятие в плен) и малой (изменение в семейном статусе, переход из-под власти отца под власть мужа). В случае совершения тяжкого преступления гражданин мог уйти на положение латина либо перегрина (с отказом от прав гражданства). По отношению к частной правоспособности все лица делятся на самовластных, имеющих гражданскую самостоятельность («в своём праве»), и на подчиненных чужой власти («в чужом праве»). К первым относятся лица вполне самостоятельные, свободные, а ко вторым – лица, находящиеся под опёкой и попечительством. Лица второй разновидности подразделяются по роду власти (и тем самым роду зависимости), которой они подчинены, на лица в потестарной власти (родительской и власти домовладыки), и лица под властью мужа или обязательства, оформленного обрядом манципации. в) отрасли права; Гражданское право, Вещное право, Публичное право,      - уголовное право. Частное право:      - семейное право,      - наследственное право, г) иски и судебный процесс; Если законы устанавливают общезначимые ограничения произвола, гарантируя тем самым определенный уровень социальной свободы, то защита актуальных субъективных юридических ситуаций реализуется посредством организованного спора частных лиц при посредничестве особой публичной власти – судебной. Утверждая основанную на законе претензию против другого лица и выявляя в суде обоснованность этой претензии, субъект права добивается признания своего правомочия и воплощает в жизнь положение закона. На практике само существование средств защиты придавало такую действенность норме закона, что одна угроза судебного преследования зачастую обеспечивала беспрепятственное осуществление специфических отношений, в законе прямо не упомянутых. Термин «законный иск - legis actio» указывает не столько на формальный источник иска – lex populi, сколько на фиксированный характер самого иска: «lege adere» означает «certis verbis agere» - искать в суде посредством определенных слов фиксированного заявления (lex private – частного закона), текст которого почитался неизменным, как слова закона. Во всей четвертой книге Институций Гая говорится об исках, в ней рассматривается история гражданского процесса, права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и защиты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде. Суд во времена перехода к авторитарному правлению становился нередко опорой диктаторской власти. Цезарь в связи с этим установил высокий имущественный ценз для судей, который фактически лишил возможности занимать эти должности не только малоимущий, но и средний класс. Во времена империи большую роль в делах правосудия стали играть Совет при принцепсе и начальник императорской гвардии. В число членов суда стал входить также начальник полиции. В правление Нерона и затем Траяна стали процветать доносчики. Социальная напряженность содействовала появлению ускоренных и упрощенных форм судебного разбирательства. Появляются постоянные уголовные комиссии по делам о взятках и вымогательствах (после 149 г. до н.э.). учреждаются экстраординарные суды по делам о заговорах против устоев государственной жизни. Вся организация уголовной репрессии функционирует под началом императора, и подобные авторитарно-монархические тенденции сводят на нет провозглашенные в IV в. императором Константином принципы равенства граждан перед законом и правосудием. Литература: 1.          Дождев Д.В.  Римское частное право: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Академика РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. 2.          Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА - М), 2001. 3.          История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч.1 / под общ. Ред. д. ю. н., проф. О.А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н.А. Крашенниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Норма, 2004. 4.          Трухина Н.Н. История Древнего Рима: Эксперимент. учебник для VI класса средних учебных заведений. – 2-е изл., испр. и доп. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1995.

www.coolreferat.com

История права Древнего мира

ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА

План

1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты

2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства

3. Демократия и право античной Греции

4. Законы XII таблиц - первооснова римского права

1. Законы Хаммурапи древнейший памятник права планеты

В 1902 году французская археологическая экспедиция проводила раскопки одного из древнейших городов Месопотамии Сузы (на территории современного Ирака). Среди предметов материальной культуры, многочисленных глиняных табличек с текстами, написанными клинописью, была обнаружена сенсационная находка. Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стела 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стелы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком свод клинописных знаков...".

Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права Законник царя Вавилона Хаммурапи.

Свода законов состоял из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.

Законник Хаммурапи был составлен в казуистической форме, то есть в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Пример: "Ст.200. Если человек выбьет зуб равного себе, то должно выбить его зуб". Законник не имеет сколько-нибудь строгой системы изложения правового материала. Нормы гражданского, уголовного и процессуального права соединены воедино.

Свободное население Вавилона делилось на два разряда: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Ответственность за кражу скота у авилум в три раза больше, чем за кражу скота у мушкенум. Даже если авилум наносил тяжкие телесные повреждения мушкенум, то ему достаточно было уплатить штраф, чтобы освободиться от ответственности. Рабство еще не приобрело классические формы. Раб, хотя и являлся вещью господина, но с согласия последнего мог иметь свое небольшое имущество, вступать в брак, совершать гражданско-правовые сделки. После смерти раба половина имущества оставалась хозяину, а другая половина оставалась у детей умершего.

Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.

Верховным собственником земли являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог ренту. За несение службы воин получал от царя "имущество илку", в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. "Имущество илку" было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.

Значительное развитие в Вавилоне получило обязательственное право. Обязательства возникали: 1) из договора; 2) из причинения вреда. Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех и даже шестикратном размере.

Изменить договор можно было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь. Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма найме домов, судов, повозок и др.

Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкупа за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

В классовом обществе огромную роль играл институт наследования, с помощью которого накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи.

В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:

1. Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.

2. Долю умершего наследника получают его дети.

3. Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками.

4. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования.

Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или в той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.

В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:

1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности "равным" преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома должно убить сына строителя". В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело.

2) Принцип "устрашения" проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях.

3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.

4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родоплеменного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.

Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему"). Суть ордалия заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял "истину". Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь.

Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

2. Законы Ману памятник права и произведение древнеиндийского искусства

Другим важным памятником права стран Древнего Востока является свод древнеиндийских законов Ману. Их составление относят ко II в. до н.э. I в. н.э. Авторами законов являлись брахманы (жрецы), которые дали им имя Ману мифического покровителя древних индусов. Написаны законы в форме двустиший (шлок), что облегчало их запоминание. Всего в законах 2685 статей. Содержание законов Ману выходит за пределы права, т.к. в них имеются положения, относящиеся к политике, морали, религиозным предписаниям и др. Правовые нормы и религиозные установления нередко представляли единое целое. Поэтому обычным для этих законов является сочетание правовой санкции с точно сформулированным последствием, ожидающим нарушителя закона, в земной и загробной жизни. Смешение правовых норм и религиозных предписаний придавало законам Ману особую силу воздействия.

По содержанию законы Ману имеют много общих черт с Законником Хаммурапи. Но вместе с тем налицо и существенные отличия. Наибольший интерес представляют те статьи, в которых говорится о положении различных групп населения. Все свободные жители древней Индии делились на четыре социальные наследственные группы (варны): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Представители первых трех сословий считались дважды рожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны назывались драхмой. К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога.

ua.coolreferat.com