Поличное в древней руси. Общественный строй в период Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ. Поличное в древней руси


ПОЛИЧНОЕ - это... Что такое ПОЛИЧНОЕ?

  • ПОЛИЧНОЕ — в Древней Руси название вещественных доказательств. Отсюда известное выражение поймать с П …   Юридический словарь

  • ПОЛИЧНОЕ — ПОЛИЧНОЕ, ого, ср.: с поличным (поймать, захватить, попасться) при явных уликах, на месте преступления. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • поличное — сущ., кол во синонимов: 1 • вещественное доказательство (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Поличное — в древнем русском праве похищенный предмет, находящийся в руках преступника. Лицо, захваченное с П., имело право доказывать, что предмет перешел к нему на законном основании. В этом случае похитителя разыскивали, опрашивая всех лиц, державших П.… …   Энциклопедия права

  • Поличное — похищенный предмет, захваченный в руках совершителя преступления. По древнему русскому праву лицо, захваченное с П., имело право доказывать, что предмет этот перешел к нему законным путем; тогда разыскивали похитителя путем расспроса всех лиц,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОЛИЧНОЕ — в Древней Руси название вещественных доказательств. Отсюда известное выражение поймать с П …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Поличное — ср. Вещественное доказательство, изобличающее кого либо в преступлении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • поличное — в Древней Руси название вещественных доказательств. Отсюда известное выражение поймать с П. . * * * в древнем русском праве похищенный предмет, находящийся в руках преступника. Лицо, захваченное с П., имело право доказывать, что предмет перешел к …   Большой юридический словарь

  • поличное — пол ичное: с пол ичным (вз ять, пойм ать) …   Русский орфографический словарь

  • поличное — с поли/чным …   Орфографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    ПОЛИЧНОЕ - это... Что такое ПОЛИЧНОЕ?

  • ПОЛИЧНОЕ — ПОЛИЧНОЕ, поличного, мн. нет, ср. (офиц.). Вещественное доказательство, найденное у подозреваемого в преступлении и изобличающее его в совершении преступления. ❖ С поличным (офиц.) при явных уликах, на месте преступления. Пойман с поличным.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПОЛИЧНОЕ — ПОЛИЧНОЕ, ого, ср.: с поличным (поймать, захватить, попасться) при явных уликах, на месте преступления. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • поличное — сущ., кол во синонимов: 1 • вещественное доказательство (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Поличное — в древнем русском праве похищенный предмет, находящийся в руках преступника. Лицо, захваченное с П., имело право доказывать, что предмет перешел к нему на законном основании. В этом случае похитителя разыскивали, опрашивая всех лиц, державших П.… …   Энциклопедия права

  • Поличное — похищенный предмет, захваченный в руках совершителя преступления. По древнему русскому праву лицо, захваченное с П., имело право доказывать, что предмет этот перешел к нему законным путем; тогда разыскивали похитителя путем расспроса всех лиц,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОЛИЧНОЕ — в Древней Руси название вещественных доказательств. Отсюда известное выражение поймать с П …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Поличное — ср. Вещественное доказательство, изобличающее кого либо в преступлении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • поличное — в Древней Руси название вещественных доказательств. Отсюда известное выражение поймать с П. . * * * в древнем русском праве похищенный предмет, находящийся в руках преступника. Лицо, захваченное с П., имело право доказывать, что предмет перешел к …   Большой юридический словарь

  • поличное — пол ичное: с пол ичным (вз ять, пойм ать) …   Русский орфографический словарь

  • поличное — с поли/чным …   Орфографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    Что значит поличное - Значения слов

    Примеры употребления слова поличное в литературе.

    Мы возьмем Белого Бумажного Веера с поличным, и ему будет грозить смертная казнь.

    Вдруг Расси встрепенулся и с полной непринужденностью, улыбаясь будто Фигаро, пойманный с поличным графом Альмавива, воскликнул: - Ей-богу, граф, я не буду ходить вокруг да около.

    Впервые Герреро задумался над тем, что будет, если его поймают с поличным.

    Семен вошел в кабинет вместе с Ласом - подталкивая того перед собой, будто пойманного с поличным мелкого Темного колдуна.

    Для успешного налета небесполезно знать, когда лотерейщиков можно застать с поличным.

    Во-первых, Остроумов хотел предупредить соучастников, что попался с поличным, и договориться с ними давать одинаковые показания.

    Грузчик Родионов, сорока лет, имеющий пять классов образования, попался с поличным, когда перекидывал через забор фабрики мешок с паковочной сорочкой в количестве 160,1 метра стоимостью 34 копейки за метр.

    Если поймают вора в другой раз с поличным, пусть оно и десяти грошей не стоит, во всяком случае предавать его смерти.

    Разве не хуже было бы, если бы он их, пойманных с поличным под амбаром, доставил со всеми этими скрипицами и жалейками в полицию?

    О церковном суде собор постановил: весь священнический и иноческий чин судят сами святители с великим истязанием и обыском, соборно, по священным правилам, во всех духовных делах и в прочих, кроме душегубства и разбоя с поличным, или судят те, кому святители велят судить, а не от мирских.

    И в мгновение ока, подобно распутникам, которые возбуждаются, если их застанут с поличным где-нибудь под открытым небом у воды, или в саду Тюильри на садовой скамейке, или в номерах, дез Эссент ненадолго снова обретал силы, и, пока голос чревовещательницы басил и ругался за дверью, он набрасывался на нее и испытывал неслыханное наслаждение от ругани, от собственного испуга, будто ему и впрямь пригрозили, помешав спокойно предаваться грязным играм.

    Лифтер, разговаривая, поглядывал зорким и неподкупным оком, как бы опасаясь, что Глебов юркнет в лифт и уедет без разрешения, а Глебов чувствовал себя почти злоумышленником, пойманным с поличным.

    И нынче, перед открытием в Ирбите ярмарки, соблазнил он Ивана отправиться туда тайно и высмотреть все творящиеся там нарушения, а потом, поймав с поличным наблюдающих за торговлей таможенников, донести губернатору и в знак благодарности за изобличение ждать немалой награды.

    Фесс не увидел следов пыток или побоев - зачем, если злодейка схвачена с поличным и уличать ее не в чем?

    В это время Богдан возьмет под пристальное наблюдение младшего Ландсбергиса, а также и ризницу Александрийской Патриархии, дабы взять Берзина с поличным в момент выноса наидрагоценнейшей реликвии.

    Источник: библиотека Максима Мошкова

    xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

    Общественный строй в период Древней Руси — КиберПедия

    1. Население Древней Руси носило очень разнообразный характер. В этот период еще не сформировались четкие сословия или классы.

    2. Все население делилось на две большие части: свободное население и несвободное население. Выделялась также категория полусвободных. Свободные люди делились на привилегированных и непривилегированных.

     

    3. Категории населения:

    a. Феодалы: князья, бояре, княжьи мужи – свободные, привилегированные люди, лица, обладающие государственной властью и большими земельными владениями.

    b. Огнищане и тиуны – свободные, привилегированные люди, лица, занимающие должности управленцев у феодалов.

    c. Посадские люди – свободные, непривилегированные, жители посада (города) – ремесленники, купцы.

    d. Духовенство – свободные, привилегированные, священники и монахи

    e. Смерды – свободные, непривилегированные, земледельцы.

    f. Закупы – полусвободные лица, работающие на других людей в оплату полученного займа (купы).

    g. Холопы – несвободные лица, рабы.

     

    Критерии деления на привилегированные и непривилегированные группы

    1. Уголовно-правовой критерий: за убийство обычного (непривилегированного) субъекта уплачивалась одинарная вира (штраф), а за убийство привилегированного субъекта выплачивалась двойная вира (двойной штраф)

    2. Гражданско-правовой критерий: наследовать имущество после смерти обычного субъекта могли только сыновья, а наследовать имущество после смерти привилегированного субъекта могли и сыновья, и дочери.

     

     

    Церковь в период Древней Руси

    1. Принятие христианства. В 988 году произошло крещение Руси. В результате на Руси была создана церковная организация.

    Церковная организация

    · Вся территория Древней Руси стала Киевской митрополией Византийской православной Церкви.

    · Сама Древнерусская митрополия территориально делилась на епархии. Всего за Х — первую половину ХIII в. в Киевской митрополии было учреждено 16 епархий.

    · В епархиях создавались монастыри и храмы с приходами. Однозначных сведений о действовавших тогда храмах и монастырях не существует.

    Церковные органы

    a) Митрополит – высший церковный орган, назначался византийским патриархом (затем великим князем), распространял власть на всю Киевскую митрополию.

    b) Епископы – высший орган власти в епархиях.

    c) Игумены (настоятели) - управленцы в монастырях /Священники – управленцы в приходах

    3. Права церкви.Церковь получила от государства право на:

    1) на приобретение земель, населенных смердами,

    2) на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении "церковных людей", дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы), пошлины за которые передавались церкви

    3) на специальный налог в свою пользу – церковную десятину

     

    Право в период Древней Руси

    С возникновением на территории восточного славянства классового общества и государственности стало развиваться и право.

    Источниками права в этот период были:

    Обычаи.

    Обычаи были основным источником права в Древней Руси. Обычай – это правило поведения, сложившееся в обществе в результате многократного повторения. Обычаи в Древней Руси регулировали: семейные отношения, гражданские отношения, уголовные отношения. Примером обычаев того времени выступает обычай кровной мести.

    Договоры Руси с Византией.

    Древнерусское государство активное взаимодействовало с Византийским государством. Между ними были даже заключены международные договоры. Известны Договоры Руси с Византией 907, 912, 945 и 972 гг. Договоры регулировали: торговые отношения между Русью и Византией, правовое положение русских купцов на территории Византии, правовое положение византийских купцов на территории Древней Руси, порядок привлечения к ответственности за уголовные преступления, порядок разрешения гражданско-правовых споров.

     

    Церковные уставы Русских князей.

    Церковные уставы русских князей – это источники церковного права государственного происхождения. То есть: они исходили от государства (князя), а регулировали церковные отношения. Церковные уставы регулировали следующие виды отношений: Брачно-семейные отношения, Преступления против нравственности и семьи, Преступления против церкви.

    Кормчая книга

    Кормчая книга – сборник церковных правил и относящихся к ним государственных законов, принятый православной русской и другими славянскими церквами от Византии. Нормы Кормчей книги регулировали церковные отношения.

    Русская Правда.

    Русская Правда – первый письменный сборник права Древней Руси, регулировавший гражданские, уголовные и процессуальные отношения.

     

     

     

    Русская правда

    1. Понятие.Русская Правда – первый письменный сборник права Древней Руси, регулировавший гражданские, уголовные и процессуальные отношения.

    2. Общая характеристика РП.

    a. Редакции РП.

    В результате тщательного и длительного исследования все списки были сгруппированы в три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Эти редакции отражают различный уровень в становлении и развитии древнерусского права.

    b. Источники РП.

    i. Обычаи.

    ii. Судебная практика.

    iii. Уставные грамоты русских князей.

    c. Структура РП:

    i. Деления на статьи не было

    ii. Деления на отрасли права не было

     

    1. Гражданское право: в Русской Правде есть нормы о вещном праве, обязательственном праве, наследственном праве. Упомянутые договоры:купля-продажа, займ, кредитование, личный найм, хранение, поручение. Договор составлялся при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. Регламентировалось наследование по закону.
    2. Уголовное право.Преступление по Русской Правде понималась какОбида, т.е. причинение морального или материального вреда.Виды преступлений: 1) Против личности (например, убийство), 2) против имущества (например, татьба – кража). Цели наказания– возмещение вреда, возмездие. Виды наказаний: 1) поток и разграбление – т.е. конфискация имущества и выдача преступника в холопы, 2) вира – т.е. штраф за убийство, выплачиваемый в пользу государства, 3) головничество - штраф за убийство, выплачиваемый в пользу родственников убитого, 4) продажа – штраф за другие преступления (не убийство) в пользу государства, 5) урок – штраф за другие преступления (не убийство) в пользу потерпевшего.
    3. Судебный процесс.

    a. Судебный процесс носил состязательный характер. Он начинался только по инициативе суда, стороны в нем обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным. На суде могли присутствовать как сами стороны, так и их родственники.

    b. Следствие включало три стадии:

    i. Заклич – стадия, на которой объявлялось о совершившемся преступлении

    ii. Свод – стадия, на которой лицо, у которого обнаружили вещь указывал от кого он её получил.

    iii. Гонение следа – стадия, на которой происходил поиск доказательств и преступника по его следу.

    c. Система доказательств

    i. Свидетельские показания (видоки и послухи)

    ii. Вещественные доказательства (поличное)

    iii. Ордалии (испытание огнем, водой, железом)

    iv. Присяга.

     

    cyberpedia.su

    КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

    Анты

    - название объединения славянских племен у византийских и готских писателей 6 ‑ начала 7 вв. Жили преимущественно между Днестром и Днепром.

    Авары

    - ираноязычные кочевые племена, пришедшие в Северное Причерноморье с востока. Они создали государство ‑ Аварский каганат, которое достигло наибольшего могущества во второй половине 6 в.

    Бояре

    - в Киевской Руси – потомки родоплеменной знати, старшие дружинники – вассалы и члены княжеской думы, крупные землевладельцы. С 15 в. в Русском государстве – высшие чины служилых людей, первые чины Боярской думы. Занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами.

    Варяги

    - в русских источниках – скандинавы, наемные дружинники русских князей 9 ‑ 11 вв. и купцы, торговавшие на Руси по пути из Скандинавии в Грецию.

    Вервь

    - сельская община в Древнерусском государстве

    Вече

    - народное собрание в Древней и средневековой Руси 10 ‑ 14 вв. Наибольшее развитие получило в русских городах (Новгород Великий, Псков и др.) в 11-12 вв. Судебное собрание общины.

    Видоки

    - очевидцы преступления

    Вира

    - штраф, который назначался за убийство свободного человека, равнялся 40 гривнам.

    Вотчина

    - наследственная земельная собственность бояр.

    Временнообязанные

    - крестьяне, освобожденные от личной зависимости, но несущие пониженные нормы барщины и денежного оброка.

    Головничество

    - деньги, которые отдавались семье убитого. Сумма была равна вире (40 гривен).

    Головщина

    - убийство.

    Гонение следа

    - третья стадия процесса – поиск доказательств и преступника.

    Гости и гостинная сотня

    - купцы, торгующие за рубежами государства.

    Громада

    - судебное собрание общины в Древней Руси.

    Губернатор

    - главе губернии в дореволюцинной России, объединявший в своих руках всю административную, судебную и военную власть.

    Гунны

    - кочевой народ, сложившийся во 2 ‑ 4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад (с 70-х годов 4 в.) дало толчок Великому переселению народов. В 5 в. н.э. союз гуннских племен распался.

    Готы

    - группа германских племен, жившая в 3 в. в Северном Причерноморье.

    Дань

    - налог и феодальная рента, взималась князем. В 13 ‑ 15 вв. собиралась в пользу Золотой Орды

    Дикая (повальная) вира

    - штраф, накладываемый на всю общину

    “Домострой”

    - свод этических правил и обычаев для семейного права в XV-XVI вв.

    Доски

    - частные расписки

    Дулебы

    - союз восточно-славянских племен на территории Западной Волыни. С 10 в. в Киевской Руси под именем бужан и волынян.

    Живот

    - движимое имущество.

    Житьи люди

    - лица, которые занимались торговлей и ростовщичеством

    Жрецы

    - в Древней Руси – лица, обладавшие искусством познавать волю богов.

    Закладники

    - лица, поступившие в кабалу.

    Заклич

    - стадия судебного процесса, означавшая объявление о совершившемся преступлении.

    Закуп

    - человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца («господина») вернуть полученную у него «купу» (заем).

    Записи

    - официально заверенные документы

    Земские соборы

    - сословно-представительные орган государства, состоял из Боярской Думы, “Освященного собора”, выборных от дворянства и посадов

    Изгой

    - в Древней Руси 11-12 веков лица, вышедшие из своей обычной социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.). Известны изгои свободные и изгои зависимые.

    Кабальное холопство

    - рабство, которое отличалось от полного тем, что дети не передавались по наследству

    Казуальная система

    - система, при которой законодатель пытался предусмотреть все возможные жизненные ситуации

    Конзилия министров

    - объединение чиновников, входящих в канцелярию.

    Копа

    - судебное собрание общины.

    Кормление

    - система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси. Ликвидирована земской реформой 1555 – 1556 гг.

    Люди

    - в Киевской Руси все свободные, преимущественно крестьяне-общинники.

    Майорат

    - наследование недвижимости только одним старшим братом

    Министериалы

    - в Киевской Руси служилые люди князя, выполнявшие придворные, хозяйственно-административные и военные обязанности.

    Мировые судьи

    - судебные чиновники, рассматривавшие дела, за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму на выше 300 руб.

    Новоприходцы

    - зависимые крестьяне, пользующиеся определенными льготами. Получали кредиты и займы.

    Облихование

    - применение пыток сразу к обвиняемому в том случае, если его обвиняли как “ведомо лихого человека”

    Оговор

    - показания, данные под пыткой

    Ордалии

    - испытания осуждаемого, используемые как доказательства в судебном процессе

    Отморщина

    - наследование по закону

    Отношения сюзеренитета – вассалитета

    - отношения, которые ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей

    Отчина

    - недвижимое имущество

    Перевет

    - преступление против государства; измена

    Печенеги

    - объединение тюркских и сарматских кочевых скотоводческих племен в заволжских степях в 8 ‑ 9 вв., в 9 в. – в южно ‑ русских степях. В 1036 г. разбиты и покорены русичами. Часть печенегов откочевала в Венгрию.

    «Повесть временных лет»

    - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 в. монахом Нестором. Текст включает летописные своды 11 в. и другие источники.

    Позовник

    - судебный исполнитель

    Поле

    - судебный поединок

    Поличное

    - вещественные доказательства

    Половники

    - зависимые крестьяне, работающие за часть продукта на господской земле

    Половцы

    - тюркоязычный народ в 11 в. в южно ‑ русских степях. Занимались кочевым скотоводством, ремеслами. В 1055 – начале 13 в. разгромлены и покорены Золотой Ордой. Часть перешла в Венгрию.

    Полюдье

    - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. Институт прямого внеэкономического принуждения населения.

    Поместье

    - земельная собственность, которая давалась за службу князю и под условием данной службы.

    Посадник

    - исполнительный орган веча, избранный им на один – два года, руководил деятельностью всех должностных лиц.

    Посадские люди

    - городское население.

    Послухи

    - поручители, свидетели доброй славы.

    Посул

    - взятка.

    “Поток и разграбление”

    - конфискация имущества и выдача преступника (вместе с семьей) “головой”, т.е. в рабство.

    Приказное

    - наследование по завещанию.

    Присяжные заседатели

    - выборные лица, в возрасте от 25 до 70 лет, обладавшие цензом оседлости (два года). Заседали по делам, влекущим за собой лишение всех прав гражданского состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ.

    Продажа

    - штраф за другие виды преступлений.

    Путные бояре

    - лица при княжеских дворах великих князей, которые ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственной территорией.

    Работные дома

    - учреждения, где содержались неимущие (бродяги, мелкие воры, беспризорники).

    Рекетмейстер

    - должность для принятия жалоб и апелляций.

    Рента

    - взималась собственником земли с тех, кто проживает на ней и пользуется ею.

    Рецидив

    - повторное преступление.

    Розыскной процесс

    - применялся в наиболее серьезных уголовных делах.

    Сарматы

    - объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, савроматы, языги и др.). В 6 ‑ 4 вв. до н.э. жили на территории от реки Тобол до Волги. В 3 в. до н.э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов. В 4 в. н.э. разгромлены гуннами.

    Свод

    - вторая стадия судебного процесса, очная ставка

    Своеземцы

    - своего рода хуторяне.

    Святейший Синод

    - высший орган церковного управления в Русской Православной Церкви.

    Серебряники

    - зависимые крестьяне, работающие за проценты.

    Слободы

    - ремесленные кварталы и цехи.

    Смерд

    - свободный крестьянин-общинник, обладавший определенным имуществом, которое он мог завещать своим детям.

    Снема

    - феодальный съезд, на котором решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

    Скифы

    - древние племена в северном Причерноморье в 7 в. до н.э. – 3 в. н.э.). В 4 в. до н.э. создали Скифское государство. После разгрома готами Скифское государство растворилось среди других племен.

    Состязательный процесс

    - форма судебного процесса, которая использовалась при ведении гражданских и менее тяжких уголовных дел.

    Суконная, черная сотни

    - средние, мелкие розничные торговцы.

    Татьба

    - кража.

    Тиун

    - княжеский или боярский слуга, управляющий феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах в 11 ‑ 15 вв., в Русском государстве 15 ‑ 17 вв.

    Тысяцкий

    - должностное лицо, которое занималось вопросами торговли и торгового суда. Возглавлял народное ополчение

    Тягло

    - прямая государственная подать, стрелецкая подать, ямские деньги и т.д.

    Урок

    - денежное возмещение за причиненный ущерб

    Урочные лета

    - сроки сыска и возвращения беглых крестьян – от 5 до 15 лет

    Фискал

    - лицо, в обязанности которого входило выступление в суде в качестве обвинителей, доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях

    Хазары

    - тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.), и кочевавший в Западно ‑ Прикаспийской степи. По вероисповеданию – иудеи.

    Холопы

    - категория феодально-зависимого населения в Древней Руси и России из числа соплеменников (10 – нач. 18 в.), наиболее бесправный субъект права; раб. Мог выступать в суде в качестве «видока» – свидетеля преступления.

    Челядь

    - в Киевской Руси рабы ‑ пленники, позже – широкий круг феодально ‑ зависимых людей России; в 18-19 вв. дворцовые люди помещиков.

    Шкодник

    - в Древней Руси – преступник.

    Юрьев день

    - определенный и очень ограниченный срок перехода крестьян от одного хозяина к другому (26 ноября).

    studfiles.net

    Кто такая Обавница? — Славянская культура

    Кто же такая Обавница? В наши дни никто, пожалуй, не владеет полноценным знанием об Обавницах и культе их особенного мира, таинственного, обворожительного и чародейного! Древняя женская магия позабыта в круговороте современного мира, в стремлении к образам с обложек модных журналов, женщины перестали понимать, что главное — не замученная красота глянца, а внутреннее обаяние, чары любви и притяжения, гармоничное сочетание внешней привлекательности и богатства внутреннего мира.Кто же такая Обавница?

    Обавница — прекрасная женщина из древнеславянского ведического мира, обладающая ценным даром очаровывать.

    Обавница — от древнеславянского слова "обавить","обаять", делать хорошо всем, кто находится рядом с ней, нести свет и тепло. Обавница в совершенстве владела наукой любомудрия — наука о создании и сохранении семьи. Всегда, особенно во время значительных событий, она знала кому, когда, как и что сказать, чтобы человек включился в необходимые действия: "А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит" - это все об Обавнице.

    Гипноискусство чародейного голоса Обавницы дарило любому мужчине полноценное ощущение благополучия. Забыв о жизненных невзгодах, отдохнув душой и собравшись с мыслями, "обаянный" Обавницей стремительно добивался высот успешности и благосостояния. Точно так же, она могла навести чары, на беседе светской, на противников своего супруга и те стремительно теряли успех, уступая супругу дорогу.

    Обавница – живое произведение искусства – создавала счастье ручной работы! Особое изящество мудрости в каждом движении, в каждом действии, к каждой эмоции и каждом звуке. Непростая наука Обавницы постигалась годами. Не выражая своих чувств открыто (как сейчас принято) и не говоря вслух о своих желаниях Обавница покоряла мир своим дивным мастерством.

    Обовниц всегда было очень мало. В Древней Руси для мужчин любого сословия, включая князей, взять в жены Обавницу считалось неимоверной удачей. Замужнюю Обавницу называли Берегиней.

    Достоинство таинственной и волнующей, почти идеальной женщины, создающей комфорт везде, где бы она ни появилась. Хитромудрости, уму и упорству Обавницы может позавидовать даже самая гламурная современница.

    Источник

    Похожие статьи:

    История → Общинное устройство славянских племен

    История → Куликовская битва и Куликово поле

    История → Основание Москвы и Юрий Долгорукий

    Традиции → Обряды славян

    История → В поисках библиотеки Грозного

    Рейтинг

    последние 5

    slavyanskaya-kultura.ru

    Судебные приставы средневековой Руси (Очерк истории развития института судебных исполнителей с древних времен до начала XVI века)

    В Киевской Руси был создан государ­ственный аппарат, ведавший вопросами повседневного управления, сбором дани и податей, судом, взысканием штрафов. Как правило, исполнением решений вели­кокняжеского суда занимались доверенные воины из младшей дружины князя, реше­ния же представителей княжеской адми­нистрации на местах проводили в жизнь дружинники наместников. Древнейший юридический памятник отечественной ис­тории — Русская Правда упоминает о раз­личных лицах («мечнике», «детском», «от­роке» и иных), взимавших судебные пошлины и выступавших в качестве вспо­могательных судебных органов.

    Эти должностные лица занимались, в основном, исполнением денежных взыска­ний по решению суда, поскольку в качестве основного наказания по древнерусским законам виновные уплачивали различные штрафы. Высокими уголовными штрафами обеспечивалась и относительная безопас­ность судебных исполнителей. К примеру, за убийство «мечника» Русская Правда предусматривала немалую по тем временам сумму штрафа в 40 гривен, а за нанесение побоев и увечий — 12 гривен.

    В законе оговаривалось также причита­ющееся вознаграждение за производство процессуальных действий. «В ст. 86 мечник упомянут в качестве одного из судебных исполнителей при испытании железом; в его пользу идет часть судебной пошлины»(3). В частности, за испытание железом «мечни­ку» полагалось 5 кун, «детскому» полгрив­ны. За помощь в связывании беглого крес­тьянина «отроку» следовало 10 кун, но платы за поимку он не получал.

    Помимо производства взысканий и сбора судебных пошлин, вышеупомянутым лицам приходилось обеспечивать явку в суд ист­цов и ответчиков, вызывать свидетелей, обеспечивать безопасность судей и охранять порядок при разбирательстве дел. За при­вод ответчика в суд они получали отдельную плату. «Но все указания Русской Правды о вызове в суд и об особых служителях суда, употреблявшихся при этом случае, служат только неясными намеками тому, что была какая-то форма вызова в суд и были при суде для этого особые служители, но какая это форма была именно и какие права и обязанности судебных служителей, зани­мающихся вызовом в суд, того из статей Русской Правды не видно»(4).

    Ослабление власти великого князя и усиление крупных феодалов на местах привели к распаду единой Киевской Руси на ряд суверенных княжеств. С 30-х годов XII века наступает период феодальной раз­дробленности, продолжавшийся до конца XV столетия. Каждое княжество стремилось стать полностью независимым от соседей государством, при этом количество уделов постоянно увеличивалось. В XIV веке на­считывалось более двухсот крупных и мел­ких удельных владений.

    «Си я Князь Велики Иванъ Васильевич пожаловал есмь Троицького Сергеева монастыря Игумена Макария зи братьею, или кто по немъ иный игуменъ будеть, — что деи ихъ лесы монастырские въ Переаславле Засоминской лесъ, до Молитвинской, да Копнинской; и въ те деи въ ихъ лесы ездя секут лесъ Боярсюе люди и волостные безъ ихъ доклада; и хто въ те въ ихъ лесы поедетъ безъ ихъ доклада монастырьского, чей кто ни буди; и язъ на техъ на всехъ далъ своего пристава Палку Ворону, а велел есми ему въ техъ монастырьскихъ лесехъ техъ людей всехъ имати, которые безъ монастырьского доклада въ ихъ лесы поедутъ. А въ торгу есми велелъ закликати изъ рубля, а велелъ есми техъ всехъ ставити передъ своими наместники передъ Переаславскими; и они на техъ велятъ имати рубль заповедной по сей Грамоте.

    Лета девятдесятъ третьяго. Генваря».

    Каждый князь был суверенным правите­лем на своих землях, поэтому продолжав­шие действовать нормы Русской Правды были дополнены положениями межкняжеских соглашений и торговых договоров русских городов с иноземными. При воз­никшей удельной системе судебный испол­нитель одного княжества не ездил за ответ­чиком — подданным другого князя, не заручившись предварительно содействием коллег из этого княжества. Такое же прави­ло действовало и в отношении иностранцев. К примеру, по договору, заключенному в середине XIII в. смоленским князем Мсти­славом Давыдовичем с немецкой общиной, княжеский пристав не мог по решению суда забрать иноземца, не получив прежде на то согласия руководства общины.

    В своем уделе князь являлся верховным судьей, судившим подданных как непос­редственно, так и утверждавшим приговоры своих наместников и посадников. «При них, как и при самом князе, были отроки, или детские, которых они посылали для проверки показаний на месте, для приве­дения в исполнение судебных решений (например, делить наследство), для при­сутствия при испытании железом, на роте или присяге и т.д.»(5). Охраной порядка на княжеском суде занимался «мечник», по­лучавший за это часть судебных пошлин.

    Необходимо отметить, что в данный ис­торический период лица, занимавшиеся исполнением судебных решений, в разных частях Руси имели различные названия («княжеские отроки», «пристава», «дворя­не» и другие). В удельных княжествах от­правление правосудия происходило, в основном, посредством осуществлявших судебные функции «тиунов», вызывавших стороны в суд «доводчиков», исполнявших судебные решения «праветчков». «Доводчики» и «праветчики» практически повсеместно набирались из дворовых лю­дей управителей.

    Во время феодальных междоусобиц представители церкви выступали арбитрами в спорах князей. На Руси церковь обладала судебной властью над всем христианским населением по делам, не входившим в компетенцию княжеского суда, а также осуществляла правосудие на церковных землях. Нередко великий князь в виде пожалования наделял какой-либо монас­тырь своим приставом, обязанным призы­вать в суд ответчиков по жалобам монас­тырских людей и исполнять судебные решения на землях этого монастыря. Вмешательство иных судебных исполнителей в компетенцию данного пристава не допускалось.

    Вероятно, именно такой пристав упоми­нается в нормативном акте «А се есть пра­восудие митрополичье», датируемом XIII‒XIV вв. Согласно ст. 26 этого документа пристав освобождался от ответственности за побег из-под его стражи неосужденного, однако, если преступник уже был осужден — пристав обвинялся и с него брали убытки истца: «А тать у пристава убежит, а не осуж­ден — приставу в том несть вины; а осужден — вина; убежит — приставу вина, а исцева дати»(6).

    В период феодальной раздробленности политическим и экономическим центром Северо-Западной Руси была Новгородская республика. Великий Новгород — один из крупнейших городов Европы того времени — властвовал над многими окрестными землями. Высшим органом власти было вече — собрание свободных граждан, при­зывавшее князя, оформлявшее согласием законодательные акты, контролировавшее и смещавшее должностных лиц, влиявшее на исполнение судебных решений, произ­водившее непосредственное разбиратель­ство дел и предоставлявшее судебные льго­ты. Высшей судебной инстанцией был приглашенный князь, деливший свою власть с посадником и бывший не вправе издавать или изменять законы, а также вершить суд за пределами города. Посад­ник руководил деятельностью должностных лиц. Судом по торговым делам ведал ты­сяцкий, судебные полномочия имел архи­епископ новгородский.

    Самые ранние сведения о новгородских судебных исполнителях содержатся в бе­рестяных грамотах XII столетия. «В докумен­тах на бересте, которые датируются XII‒XV вв., названы «ябедник», «детский», «бирич», «дворяно», «приставе», «праведьщик», «сотский»(7). Разные названия судебных ис­полнителей отражают их различные функ­ции. К примеру, если «детские» исполняли функции сборщиков долгов и участвовали в делах по ложному обвинению высокопоставленных лиц, то «биричи» рассылали судебные повестки — «бирицы», проводили испытания железом, взимали денежные штрафы. Судебные исполнители были пред­ставителями княжеской администрации, суда архиепископа («софьяне») и новгород­ского вече.

    В упомянутых берестяных грамотах име­ются сведения и об исполнении судебных решений. Грамота середины XII века (№ 235) содержит жалобу на деятельность «ябедни­ков»: «...Жадко послал двух судебных ис­полнителей и они ограбили меня за братний долг. А я поручитель [за брата] перед Жадком. Запрети же ему, пусть не посылает на меня стражи...»(8). Другая грамота сооб­щает о том, как судебные приставы опеча­тывают имущество, предъявляя официаль­ные «рукописания».

    Сведения о судебных исполнителях име­ются также в Новгородской Судной Грамоте — памятнике права Новгородской респуб­лики XV века. Среди судебных чинов наря­ду с дьяками и писцами Грамота упоминает «приставов», «ПОЗОВНИКОВ», «ПОДВОЙСКИХ» и других исполнителей, выполнявших раз­личные функции в судебной системе Великого Новгорода. Обязательными участ­никами процесса были два «пристава», пред­ставлявшие интересы тяжущихся сторон. Ст. 25 Новгородской Судной Грамоты дове­ряла быть в приставах «людем добрым», требуя «судити им в правду» после прине­сения присяги с целованием креста. Ст. 29 предусматривала для истца в затянувшейся земельной тяжбе «...взять от Великого Нов­города приставов (для контроля) над судьею, который в присутствии этих приставов дол­жен закончить процесс»(9).

    Характерно, что уже к XIV веку вызов ответчиков в суд производился посредством исполнителей по решению самого суда, тогда как ранее вызов ответчика должен был обеспечить истец. Судебная повестка — «позовница» вручалась должностным лицом ответчику по месту его нахождения, после чего на него брались приставом по­ручительства от родных или соседей. Когда же за ответчика не находилось поручителей он задерживался судебным исполнителем и принудительно, часто в оковах — «желе­зах», доставлялся в суд или содержался подстражей до начала процесса. За вызов далеко живущих свидетелей приставы по­лучали от тяжущихся 4 гривны за каждые 100 верст проезда для покрытия своих издержек при таком вызове.

    Следует отметить, что по Новгородской Судной Грамоте тяжело карались люди, вздумавшие оказать неповиновение закон­ным требованиям судебного пристава. К примеру, ст. 34 в случае уклонения ответ­чика от суда предписывала: «...взять на него приставы с веча, да имать его в городе и в селе с тыми приставы; а почнет хорониться от приставов, ино его казнить всим Великим Новым городом»(10). Строго наказывались новгородцы за негостеприимную встречу «позовника» со штрафной грамотой за не­явку в суд, за воспрепятствование исполни­тельным действиям на своем дворе, за воо­руженное или массовое выступление против должностных лиц суда, за попытку силой отбить у приставов арестованного и т. п. К сожалению, нередко подобная суровость закона потворствовала произволу отдельных судебных исполнителей. Изготовив подлож­ные грамоты на взыскания и подобрав со­общников, они начинали вымогательства по селам, волостям и даже в пределах са­мого Великого Новгорода.

    В середине XIV века из состава новгород­ских владений выделилась юридически независимая Псковская феодальная рес­публика. Сохранился до наших дней свод законов этого государства под общим на­званием Псковская Судная Грамота. Из текста Грамоты видно, что «...для вызова в суд были особые служители суда, называв­шиеся во Пскове позовниками, приставами, дворянами и подвойскими; эти служители суда, или позовники и приставы, были двух разрядов, одни княжие, а другие от Пскова; первые именовались дворянами, а вторые подвойскими»(11). При каждом вызове они ездили сообща, причем уплачиваемая ви­новными по суду пошлина — «езд» делилась между ними поровну.

    Княжеские и городские приставы вызы­вали тяжущихся и свидетелей в суд, произ­водили обыски, совершали выемки полич­ного, присутствовали при размежевании границ спорных земельных владений, на­блюдали за продажей господином имущес­тва беглого или умершего без наследников землепашца, приводили в исполнение су­дебные решения. Выполнение этих функций требовало усилий честных и добросовестных людей, известных и князю и посаднику. Псковская Судная Грамота требовала: «...ино князю и посаднику приставы отпустить люди добрые неизменны, а тым приставом где будет татьба обыскивати...»(12)

    Обыск и выемка поличного производи­лись псковскими судебными исполнителями обязательно в присутствии 2‒3 понятых, а изъятые вещи сдавались для сбережения третьим лицам или направлялись на хране­ние в суд. Если подозреваемый в «татьбе» препятствовал производству обыска, что подтверждалось присягой приставов и по­казаниями понятых, — то он признавался вором и привлекался к ответственности. Потерпевший проигрывал дело, если при­ставы не находили улик у подозреваемого или же пытались сами оклеветать невинного.

    Необходимо отметить, что Псковская Судная Грамота упоминает среди судебных чинов особых привратников — «подверников», которых «при суде было двое: один являлся представителем Пскова, другой представлял интересы князя. Перед вступ­лением в должность они приносили при­сягу в том, «што правого не погубити, а виноватого не оправити». С каждого дела, которое рассматривалось в суде, подверники получали по 2 деньги на двоих»(13). Они были обязаны следить за порядком в помещении суда и не допускать в судебную палату никого, кроме тяжущихся.

    Бывало, что родственники и сторонники тяжущихся пытались насильно проникнуть в помещение судебного заседания, оказывая активное неповиновение требованиям «подверников» и даже нанося им побои. Виновного в таком проступке ст. 58 Псковской Судной Грамоты предписывала заклю­чать в колодки — «всадити его в дыбу», оштрафовать на рубль в пользу князя и дополнительно взять с него 10 денег в поль­зу «подверников» в качестве компенсации.

    Хотя служба судебных исполнителей псковского государства была нелегкой, она неплохо оплачивалась. К примеру, при вызове ответчика в суд приставы получали с истца прогоны на каждые 10 верст пути по 1 деньге. Если же они ехали «обыскивати татьбы» сумма удваивалась и выплачива­лась уличенным в воровстве или истцом, когда «татьба» не подтверждалась. Закон предусматривал выплату судебной пошли­ны двум приставам за организацию судеб­ного поединка — «поля». Они получали по б денег с побежденного, когда тяжущиеся сражались, и по 3 деньги — когда мирились, не доводя дело до вооруженного противо­борства. Существовали и иные выплаты в пользу судебных приставов.

    Одновременно с Новгородским, Псков­ским и другими государственными образо­ваниями периода феодальной раздроблен­ности существовало Московское княжество, постепенно становившееся объединяющим центром русских земель. «В московских владениях в это же время вызов в суд был гораздо строже, чем в Новгороде и Пскове. В Москве, как свидетельствует губная устав­ная запись I486 года, тогда при вызове в суд, также как в Новгороде и Пскове, упот­реблялись приставы; в записи сказано: «А во Езерецкое село, тамо судья с Москвы не ездит, да ездит пристав, да возмет себе товарища...» (14)

    Московским князьям принадлежала вы­сшая судебная и административная власть над проживающими в государстве людьми. Укрепление княжеской власти шло парал­лельно с формированием централизован­ной системы управления владениями Мос­квы. Наряду с московскими судебно-административными учреждениями и разъ­ездными судами создавались смешанные — «смесные» суды из представителей центра и местных «лучших людей». Постепенное расширение сферы великокняжеской юрисдикции в XIV столетии способствовало упрочению политического авторитета Мос­квы как столицы объединявшихся русских земель. В середине XV века «Московская запись о душегубстве» засвидетельствовала, что в «удельные владения в Московском уезде стал посылаться великокняжеский пристав, т.е. сыск и дознание перешли в руки великого князя»(15).

    Назначенные великим князем наместни­ки и волостели, помимо управления пору­ченной им территорией, ведали и судебны­ми делами на местах. Когда же на на­местника поступала обоснованная жалоба, он приглашался для разбирательства в Москву, а при неявке — обвинялся без суда, и пристав великого князя ехал для взыска­ния в наместничество. Об этом свидетель­ствует, в частности, «Уставная грамота вели­кого князя Василия Дмитриевича Двинской земле», датируемая концом XIV в. Эта же грамота установила, что в иных случаях тяжущиеся вызывались в суд «дворянами» И «ПОДВОЙСКИМИ».

    В судах наместников действовали вспо­могательные должностные лица, осущест­влявшие вызов сторон в суд, производив­шие расследование обстоятельств со­вершения преступлений, исполнявшие при­говоры и взыскивавшие судебные пошли­ны. Набранные из дворовых людей намес­тника «тиуны» разбирали тяжбы, «довод­чики» вызывали в суд и вели следствие, «праветчики» производили взыскание по­ложенных по судебному решению денеж­ных сумм с должника путем «правежа» ежедневного битья прутьями по ногам не­плательщика до полного погашения иска. Белозерская уставная грамота 1488 г. пред­писывала наместнику иметь 2 «тиунов» и 10 «доводчиков», причем оговаривалось денежное содержание судебных исполни­телей. Они получали 1 деньгу — «хоженое» за несение обязанностей в городе, а при служебных поездках — «езд» из расчета 1 деньга за две версты. Судебные пошлины удваивались, когда исполнители расследовали обстоятельства дела на месте. Помимо денег, «доводчику» с каждой единицы по­датного обложения — «сохи» выдавались продукты натурой. С «сохи» же он получал в качестве оговоренного вознаграждения 4 деньги на Рождество Христово и 2 деньги на Петров день. «Доводчикам» строго за­прещалось самим собирать пошлины и поборы. Назначаемые на год судебные исполнители наместника ведали только закрепленные за ними округа и не имели права ездить по иным волостям и станам. Каждый «доводчик» должен был ездить по своему округу на одной лошади и без ра­ботника, при этом ему возбранялось ноче­вать там же, где он отобедал.

    Постепенная централизация управления Великим княжеством Московским привела к сосредоточению судебной власти в сто­личных инстанциях. В конце XV века судеб­ными полномочиями обладали великий князь, Боярская Дума, ответственные «пут­ные бояре» и зарождающиеся «приказы» ведомства в Москве. На местах сохранялся суд наместников и волостелей, однако на­иболее серьезные дела передавались на «доклад» великому князю. Существовали также вотчинные суды светских и церков­ных властителей, обладавших правом су­дить зависимое население по всем или некоторым категориям дел.

    К концу XV столетия увеличившееся в шесть раз Московское княжество превра­щается в Русское централизованное госу­дарство. Вошедшие в состав Великого кня­жества земли бывших независимых го­сударственных образований на первых порах пользовались некоторыми льготами. К примеру, при ликвидации Новгородской республики в последней трети XV в. вели­кий князь Иван III Васильевич оставил нов­городцам суд «по старине» без обязатель­ного вызова в Москву. Вызов в суд по нов­городским волостям должен был осуще­ствляться великокняжескими «позовниками» и его «подвойскими» в самом Новго­роде наравне с местными судебными ис­полнителями.

    Принятый в 1497 году первый свод за­конов Русского государства — Судебник зафиксировал организацию судебно-административной власти в центре и на местах. В Судебнике 1497 г. упоминались особые судебные исполнители — «недельщики» и впервые излагались их права и обязанности. В отличие от наместничьего «доводчика», вызывавшего тяжущихся в местный суд, «недельщик» нес службу «...в Москве при государе и при государевых боярах, и вызывал в Москву тяжущихся из всех городов и областей Московского госу­дарства, по челобитным, поданным госуда­рю или боярам. Недельщик получил свое название от недель, потому что он исправ­лял свою должность не постоянно круглый год, а только в передовые недели» (16).

    Понятие «недельщик» было известно русскому законодательству как минимум за четверть века до принятия этого Су­дебника. «Первое точно датированное упо­минание о недельщике — в жалованной грамоте князя Михаила Андреевича Ве­рейского-Белозерского, выданной 1 июня 1467 г. Троицкому Сергиевскому монасты­рю на село Илемна: «А недельщику моему к ним в Илемну не въезжати, ни на поруку не дати без моей приставной грамоты» (17).

    «Недельщикам» поручалось разыскивать ответчиков для вручения им грамот о вы­зове для судебного разбирательства в Мос­кву только в тех городах, где сами приставы не имели жительства. Отдельная статья Судебника — «Указ о езду» определяла по­лучаемые ими пошлины за служебные по­ездки. Так, за проезд от Москвы до Дмит­рова «недельщику» причиталось 10 алтын, до Звенигорода — 2 гривны, до Коломны или Можайска — полтина, до Калуги или

    Ростова — рубль, до Устюга — 5 рублей, до Холмогор и Двины — 8 рублей. Прогоны платились истцом, который возмещал свои расходы позднее за счет проигравшего дело ответчика. Пешее перемещение пристава по Москве для вызова тяжущихся в суд оценивалось в 10 денег, но при расследо­вании им дела на месте сумма удваивалась.

    Когда истец подавал челобитную в суд, дьяк в присутствии судебного исполнителя рассматривал ее. Если издержки на вызов ответчика не превышали сумму иска, дьяк подписывал заготовленную «приставную память» грамоту, выдававшуюся приставу о даче на поруки ответчика и вызове его в суд. В документе указывались также назна­ченный пристав, суть дела и основание иска, ответчик и место его жительства. «Помимо приставной, давалась срочная грамота с указанием срока явки в суд, которую недельщик обязан был вручить сторонам и либо собственноручно доставить ответчика в суд, либо взять его на поруки (ст. 36, 37 Судебника 1497 г.)» (18).

    По получении «приставной памяти» су­дебный исполнитель уплачивал установлен­ные пошлины дьяку и хранителю печати, после чего отправлялся за ответчиком или посылал за ним своих помощников. Хотя ст. 31 Судебника запрещала «недельщикам» посылать за себя наемных людей — «урочников», приставы были вправе доверить свои обязанности либо родственникам, либо своим зависимым людям. «Приехав в город или волость, прописанные в при­ставной, недельщик или его помощник должен был представить приставную на­местнику или волостелю, а те передать ее местному доводчику, который и приводил недельщика к ответчику» (19). Местные власти обязаны были давать судебным исполните­лям стражу для поимки обвиняемого в уголовном преступлении.

    Как правило, пристав, получивший от ответчика письменное обязательство явить­ся в Москву к назначенному сроку суда, оставлял подлежащего суду на поруки родственников и соседей. Однако если за ответчика не было поручителей, «недельщику» следовало арестовать его и держать у себя до начала суда. Пойманного же уголовного преступника «недельщик» дол­жен был везти с собой под караулом в тот суд, от которого был послан. Прибыв в Москву, пристав держал обвиняемого под арестом до и во время судебного разбира­тельства. Судебник 1497 г. строго запрещал «недельщикам» брать взятки за отдачу на поруки, попустительствовать «татям», ис­пользовать арестованных в хозяйстве или иным каким образом распоряжаться ими, без ведома судей отдавать на поруки или «продавати» истцу до отработки долга.

    Судебным приставам приходилось орга­низовывать проведение судебного поедин­ка — «поля» за особую плату, регулярно отъезжать из столицы для вылавливания «татей» в наиболее неспокойные местности, расследовать преступления на месте их совершения. Наиболее яркое представле­ние о деятельности московских «недельщиков» дает ст. 34 Судебника: «А которому дадут татя, а велят его пытати, и ему пытати татя бесхитростно, а на кого тать что взговорит, и ему то сказати великому князю или судии, который ему татя дасть <...> А пошлют которого недельщика по татей, и ему татей имати бесхитростно, а не норовити ему никому. А изымав ему татя, не отпустити, ни посула не взяти, а опришних ему людей не имати»(20).

    Судебник 1497 г. регламентировал также деятельность местных судебных исполни­телей. К примеру, ст. 44. утвердила обычай получения приставами наместников «хоже­ного» и «езда» на основании уставных гра­мот тех областей государства, где они несут службу. В иных случаях «доводчики» полу­чали 4 деньги за исполнение обязанностей в пределах города, а за его пределами — брали «езд» из расчета по деньге за версту. Привлечение местного пристава к исследо­ванию обстоятельств дела на месте оплачи­валось вдвойне.

    Законодательно установленные размеры судебных пошлин должны были препятст­вовать поборам недобросовестных испол­нителей.

    Примечания: 

    1. Михайлов М. История образования и развития систе­мы русского гражданского судопроизводства до Уложения 1649 года. — СПб., 1848. С. 118.
    2.  Памятники русского права. Вып. 1 — М., 1952. С. 11‒12.
    3.  Горский А. А. Древнерусская дружина (К истории генезиса классового общества и государства на Руси). — М., 1989. С. 68.
    4.  Беляев И. О вызове в суд по древним русским законам до Уложения 1649 года. — СПб., 1869. С. 3.
    5.  Любавский М. И. Лекции подревней русской истории до конца XVI века. — СПб., 2000. С. 209.
    6.  История государства и права СССР (сборник доку­ментов). Ч. I. — М., 1968. С. 124.
    7.  Безус H. Б. Судебные исполнители в Новгороде XI‒XV вв. (по материалам берестяных грамот) // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 12. — Новгород, 1998. С. 171‒172.
    8.  Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977‒1983 гг.). — М., 1986. С. 171‒172.
    9.  Памятники русского права. Вып. 2. — М., 1953. С. 224.
    10.  Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век — 1917 год). — М., 1998. С. 24.
    11.  Беляев И. О вызове в суд по древним русским законам до Уложения 1649 года. — СПб., 1869. С. 4‒5.
    12.  Хрестоматия по истории... С. 31.
    13. Мартысевич И. Д. Псковская Судная Грамота. Исто­рико-юридическое исследование. — М., 1951. С. 120.
    14. Беляев И. Указ. соч. С. 15‒16.
    15. Кучкин В. А. Судебник 1497 г. и договорные грамоты московских князей XIV-XV веков // Отечественная история. — М., 2000. № 1. С. 107.
    16. Беляев И. Указ. соч. С. 17.
    17. Алексеев Ю. Г. Статьи о недельщиках. Реформа центрального судебно-полицейского аппарата при Иване III // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. Вып. 1. — СП6., 1999. С. 3.
    18. Развитие русского права в XV — первой половине XVII в. — М., 1986. С. 228.
    19. Беляев И. Д. История русского законодательства. — СПб., 1999. С. 451.
    20.  Хрестоматия по истории... С. 42.

    rus-istoria.ru