Культурное достижение древней месопотамии. Реферат: План Особенности культурной эволюции Древнего Востока Достижение культуры Месопотамии и Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История и культура Древней Месопотамии (Двуречье). Культурное достижение древней месопотамии


История и культура Древней Месопотамии (Двуречье)

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов.

Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.

Клинопись.

Народы Месопотамии создали богатую культуру. Одним из величайших культурных достижений явилась письменность. Создание письменности способствовало развитию науки и искусства. Творцами письменности были шумеры. Древнейшее письмо было рисуночным. Трудность передачи рисунком отвлеченных понятий вызвала замену рисуночного письма клинопйсью.

Значки, состоящие из клиньев, стали обозначать не только отдельные слова, но и слоги.

Клинописная система письма была сложной и громоздкой. Один и тот же клинописный знак имел до десятка различных значений, всего же знаков было свыше 600.Однако, несмотря на все неудобства, клинопись для своего времени имела большое значение и оказала влияние на развитие письменности народов Востока. Из клинописи вышли алфавитные системы 29. Клинописные таблички. письма.

Клинописью писали на глине, имевшейся в изобилии в Месопотамии. Обожженные таблички из глины Клинописные таблички

Клинописные таблички лучше сохраняются, чем папирус или другой писчий материал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличеки.

 Научные знания.

Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию научных знаний. Нужды земледельческого хозяйства заставили жителей Месопотамии обратиться к изучению небесных светил. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом. Вавилонские астрономы. из числа неподвижных звезд, или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд, имеющих самостоятельное движение (планет), и довольно точно определили их сложный путь. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.

Развитие астрономических знаний позволило создать календарь. Год делился на двенадцать лунных месяцев, каждый из которых состоял или из 29, или из 30 дней, так что в году было 354 дня. Ошибка по сравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года, состоявшего из 13 месяцев.

Значительного развития достигла в Месопотамии медицина. Хирурги умели делать сложные операции. Болезни лечились при помощи лекарств. Лекарства изготовлялись главным образом из растений. Непонимание причин болезней вызвало применение врачами всевозможного рода заговоров и заклинаний для изгнания «злого духа», будто бы вселившегося в человека.

Развиваются знания в области математики. Для практических нужд были составлены многочисленные таблицы на четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Система чисел у вавилонян основывалась на числах 12 и 60. Остатки этой системы в нашем делении дня и ночи на 12 часов,  часа на 60 минут, года на 12 месяцев. В Месопотамии были выработаны единицы мер веса, длины, площади, объема, денежного счета, заимствованные впоследствии другими народами.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Месопотамии умели изготовлять стекло. Сохранились клинописные таблички, описывающие устройство стеклоплавильной печи, а также украшения из стекла. Были созданы прочные краски (эмали) для покрытия кирпичей. Изразцы, изготовленные при их помощи, пролежав тысячелетия в земле, выглядят так, словно сделаны совсем недавно.

Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Они впервые научились складывать своды, широко применяемые в архитектуре более позднего времени. Из сырцового, реже обожженного, кирпича сооружались величественные царские дворцы с множеством залов, внутренних дворов, коридоров. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э. Вавилонский храм. Мощные, подни¬мающиеся уступами стены с зубцами башен придают ему вид крепости. Верхняя часть храма использовалась как площадка для наблюдений за звез¬дами. Реконструкция.

Вавилонский храм. Мощные, подни¬мающиеся уступами стены с зубцами башен придают ему вид крепости. Верхняя часть храма использовалась как площадка для наблюдений за звез¬дами. Реконструкция.

владевших всей Передней Азией и Египтом.Стены дворцов художники часто покрывали изображениями придворной жизни, битв и охоты. Они искусно передавали напряжение боя, ярость хищников, преследуемых охотниками и раненных стрелами, а нередко и вереницы пленных, безжалостно подгоняемых воинами. Возводились также храмы в виде поднимающихся уступами башен. Верхние площадки этих башен использовались для наблюдений за небесными светилами.

Искусство

В XXIV—XXII вв. до н. э., когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада. На стеле царя той же династии Нарам-Суэна, увековечивающей победу над племенами луллубеев, он изображен в воинственной позе в момент поражения копьем врага. Там же представлены еще двенадцать пленников. Один из них валяется на коленях у ног царя, другой поднимает руки вверх, делая ими умоляющий жест, а третий летит в пропасть; остальные пленники пребывают в ужасе. Над фигурой царя-триумфатора высечены две многоконечные звезды, символизирующие благосклонность богов к победителю.

В период III династии Ура в XXII— XXI вв. до н. э., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.

Во дворце царей Мари, сооруженном в начале II тысячелетия до н. э., археологи нашли многочисленные фрески с изображениями жертвоприношений и сцен дворцовой жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу и после этого накладывали краски.

Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников, представлявших различные народы и племена. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для рельефов из дворца Ашшурбанапала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами.

Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.

Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705— 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии. Она занимала 728,7 га земли и была расположена в форме вытянутого треугольника. Город окружала стена, которая имела пятнадцать ворот. На городской территории кроме дворцов и частных домов располагался громадный царский парк со всевозможными экзотическими деревьями и растениями, включая хлопчатник и рис, семена которых были доставлены из Индии. Ниневия снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В ассирийской столице, по всей вероятности, обитало более 170 000 человек. Еще больше людей было в Вавилоне (по-видимому, около 200 000), который в значительной мере был перестроен при Навуходоносоре II в VI до н. э. и занимал площадь в 404,8 га. В Вавилоне имелись улицы протяженностью в пять и более километров. Стены домов часто были толщиной двух метров. Многие дома имели два этажа и были снабжены всеми необходимыми удобствами, включая ванные комнаты. Как правило, комнаты располагались вокруг центрального двора. Полы были покрыты обожженным кирпичом, тщательно залитым природным асфальтом, а внутренние стены покрыты известковым раствором. Рядом домами богачей площадью до 1600 кв.м. имевшими несколько дворов и более двадцати комнат, находились дома бедняков, площадь которых не превышала 30 кв.м.

В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты изготовления относятся еще к XVII до н. э. Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий да и оружия началось лишь несколько столетий спустя.

Следует отметить, что достижения обитателей Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности, литературе, и сфере научных знаний играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.

students-library.com

Реферат - План Особенности культурной эволюции Древнего Востока Достижение культуры Месопотамии и Древнего Египта

Культура Древнего Востока План

Особенности культурной эволюции Древнего Востока

Достижение культуры Месопотамии и Древнего Египта

Особенности культуры Древней Индии и Китая

 

История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н э) . Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.

Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую очередь там, где были благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства. Со временем они возникали в долинах рек Хуанхе, та Янцзы в Китае, Инду и Гангу в Индии.

В древних цивилизациях и их культурах еще много нерасшифрованного, неизученного.

^ Культура Египта

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тис до н э в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры.

Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н э) , второй - Среднее Царство (2050 - 17—л до н э) , третий - Новое Царство (1580 - 1070 л до н э) . Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.) . Это действительно необыкновенный памятник неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов.

Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за поставой (физически) , так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность.

В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов) . Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.

Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской из золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.

Очень интересны росписи гробниц у Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в УІІ в до н э в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.

Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятковой системой обчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.

Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

^ Культура Месопотамии

Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н э. На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносно значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое впечатление на последующий прогресс на только в Месопотамии, а ай всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система обчисления (счеты) .

Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии.

В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек) . Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.

Достаточно высокая художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью.

В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамет".

В конце ІІ тыс. до н э шумеры ассимилировались из вавилонянами. Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до УІ в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.

^ Культура Индии

Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. (Паклетан) существовали уже в ІІІ тыс. до н э на берегах Инда, но действительного развития она достигла в 2 тыс до н э, в эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" было создано своеобразную духовно-мировозренческую систему индуизма - что есть (сердцевиной) ядром индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты) :

Брахманов (жрецов) . Кшатриев (волнов) . Вайшвив (землеробы) Шудры (слуги)

Было выработано целую систему жизни и поведения человека в зависимости от стана. Например, законным считался брак в пределах одной варны (эндогамия) , это ж относилось и к выбору профессии, занятия определенным ремеслом.

Индийская каста - это результат длительного процесса становление производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены между собой за происхождением, профессией, обычаями и законами.

Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. 1 тыс. до н э) . Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. 3 в до н э) . Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество.

На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.

Художественно-образное восприятие через призму названых религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Впечатляющими есть фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале.

Еще одна характерная черта старо индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространенное в храмах.

^ Культура Китая

Китай - страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ХІУ в до н э сформировалось первое рабовладельческое государство Инь. В инскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо-праобраз современной иероглифической каллиграфии.

Древний Китай есть родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.

На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые было написано "Фармакологию", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.

Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал (2000 л - поч с 11 в до н э - по 19 в н э) - сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения води и Великая китайская стена.

В духовной культуре древнего Китая важное место занял феномен повседневного сознания, известный в истории как "китайская церемония". Это строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления, которые сложились на основе придерживания культа старовины. Этико-ритуальные принципы заменили религиозно-мифологическое восприятие мира. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, которые остались в шане, избавились самого малого человека подобия и стали холодными, абстрактными божествами-символами, как от Небо, Дао. Великий Дао - это всеохватывающий, всеобщий Закон и Абсолют, бесформенный и безымянный, невиданный и неслыханный, недоступный органам чувств человека, но всемогущий создатель мира.

www.ronl.ru

Тема 9 Культурное наследие Древней Месопотамии — Мегаобучалка

 

Месопотамией («страной между реками») древнегреческие географы назвали обширную область в бассейнах Тигра и Евфрата, отличавшуюся исключительным плодородием и выгодным географическим положением на пересечении важнейших торговых путей. На этой территории жили многочисленные народы, говорившие на разных языках. Первые государства возникли в Южной части Месопотамии, где жили шумеры – народ загадочный по происхождению и языку. Древние шумерские города – Ур, Урук, Лагаш, Ниппур возникли в конце 4-го тыс. до н. э. В начале 2-го тыс. до н. э. крупнейшим городом Месопотамии становится Вавилон, а в восточной части Северной Месопотамии возникло государство Ассирия с центром в г. Ниневии. Культурные достижения шумеров были усвоены и развиты вавилонянами и ассирийцами.

Одним из самых выдающихся достижений древних шумеров было изобретение письменности – клинописи. Шумерская клинопись была заимствована многими народами Передней Азии. Богатая шумерская литература была представлена поэмами, лирикой, мифами, гимнами, эпическими сказаниями. Особый жанр представляли плачи – произведения о гибели шумерских городов в результате набегов соседних племен. Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше, царе Урука, который искал бессмертие для себя и других людей. В поэме содержится рассказ о всемирном потопе, повторенный затем в библейской книге Бытия. В литературе народов Месопотамии значительное место занимают произведения, в которых повествуется о жизни богов, сотворении мира, например, эпос «Когда вверху…», составленный во 2-м тысячелетии до н. э. и посвященный главному вавилонскому богу Мардуку. К VII в. до н. э. восходит самое знаменитое ассирийское произведение – «Повесть об Акихаре», мудром писце и советнике ассирийских царей. Текст ее был очень популярен на Востоке и даже в Европе (на Руси это произведение было известно под названием «Повести об Акире Премудром»).

Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек. Крупнейшую из них основал ассирийский царь Ашшурбанапал (VII в. до н. э.) в своем дворце в городе Ниневии. Это было первое в мире систематическое собрание книг, где глиняные книги были размещены в определенном порядке. Глина была основным материалом для письма в Древней Месопотамии. Даже человек и тот, согласно древнему шумерскому мифу, был сотворен из глины.

В Шумере сформировался определенный тип храмового зодчества, характеризующийся применением высоких искусственных платформ, на которых устанавливался центральный храм. Такие Храмовые башни – зиккураты – являлись непременной принадлежностью каждого города. Одним из самых древних являлся зиккурат бога луны Сина высотой 18 м, который был открыт археологами в городе Уре. Однако самым известным стало святилище вавилонян Эсагила – Храм бога Мардука. Это было квадратное здание, к которому примыкал семиступенчатый зиккурат высотой 91 м – Этеменанки. Названный в Библии Вавилонской башней, он стал символам неумеренной человеческой гордыни.

Больших успехов зодчие Древней Месопотамии достигли в сооружении дворцовых комплексов. Примером могут служить дворец вавилонского царя Навуходоносора II (VII–VI вв. до н. э.), частью которого были знаменитые Висячие Сады, еще в древности названные «чудом света».

Специфика месопотамской культуры состоит в том, что на нее сильный отпечаток наложила окружающая среда. Жизнь в Междуречье была подвержена опасности из-за непредсказуемости разливов Тигра и Евфрата, поэтому человек не склонен был переоценивать свои силы, и признавал правоверность смерти. У народа Месопотамии не было развитого заупокойного культа, такого как в Древнем Египте. Напротив, ценность жизни стимулировала человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей. Шумеры, а затем их преемники – вавилоняне и ассирийцы – смогли передать другим народам многие удивительные достижения. Шумеры знали лунный календарь, установили продолжительность солнечного года. Они изобрели колесо к повозке, гончарный круг и цветное стекло, бронзу, первыми поставили на лодку парус. Шумеры создали правовые кодексы; около 2300 г. до н. э. была сформирована первая профессиональная армия; приблизительно в 2000 г. до н. э. была создана арифметика, в основе которой лежала шестидесятеричная система исчисления.

В XIX в. до н. э. были записаны законы царя Вавилона Хаммурапи, где утверждалась мысль о божественном происхождении законов и идея обращения к объективному судье. Кодекс законов Хаммурапи стал образцом законодательства для многих государств Ближнего Востока.

Накопленные народами Месопотамии материальные и духовные ценности оказали огромное воздействие на культуру соседних народов. Особенно велико было влияние месопотамской литературы на формирование ветхозаветных сюжетов. К ним относятся: идея рая – сада богов; сюжет создания человека из праха (глины), а женщины – из ребра мужчины; описание всемирного потопа и спасение по воле богов единственного человека на заранее построенном судне («Ноев Ковчег»). И таких сюжетов, включенных в культуру других народов, можно насчитать немало.

Таким образом, культура Месопотамии, существовавшая одновременно с египетской, носила своеобразные черты. Многие её элементы вошли в культуру современных народов.

 

megaobuchalka.ru