Прародина древних славян. Прародина славян. Версии и споры о происхождении и прародине славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какая она – древняя прародина славян? Прародина древних славян


Прародина славян. Версии и споры о происхождении и прародине славян

Где находится прародина славян? Какие версии выдвигают учёные по этому поводу? Читайте статью и вы узнаете ответы на эти вопросы. Этногенезом славян называют процесс образования этнической древнеславянской общности, который привёл к выделению этого народа из массы индоевропейских племён. Сегодня не существует общепринятой версии созревания славянского этноса.

Первые свидетельства

Прародина славян интересует многих специалистов. Этот народ впервые был засвидетельствован в византийских документах VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянах в IV веке. Более ранняя информация относится к народам, участвовавшим в этногенезе славян (бастарны), однако степень их причастности в разных исторических реставрациях варьируется.

прародина славян

Письменные подтверждения авторов VI века из Византии говорят об уже устоявшемся народе, разделённом на антов и склавинов. Венеды упомянуты как предки славян в ретроспективном направлении. Доказательства авторов римской эпохи (I-II вв.) о венедах не позволяют их соединить с какой-нибудь старой культурой славян.

Определение

Прародина славян до сих пор точно не определена. Археологи называют русскими подлинниками некоторые архаические культуры, начиная с V века. В академическом учении отсутствует единая точка зрения по этнической родословной носителей более ранних цивилизаций и их связи с более поздними славянскими. Языковеды также имеют разные мнения о времени возникновения языка, который можно было бы назвать славянским или праславянским. Нынешние научные версии подозревают выделение русской речи из праиндоевропейской в колоссальном диапазоне от 2-го тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.

восточный славянин

История образования, происхождение и ареал античных русинов изучаются особыми методами на стыке разнообразных наук: истории, лингвистики, генетики, палеоантропологии, археологии.

Индоевропейцы

Прародина славян сегодня будоражит умы многих. Известно, что в эпоху бронзового века в Центральной Европе бытовала этноязыковая общность индоевропейской расы. Отнесение к ней отдельных речевых групп является спорным. Немецкий профессор Г. Краэ сделал вывод, что в то время как индоиранские, анатолийские, греческий и армянский языки уже отделились и развивались самостоятельно, кельтский, италийские, иллирийский, германский, балтский и славянский языки являлись лишь диалектами единого индоевропейского языка. Древние европейцы, населявшие среднюю Европу севернее Альп, создали общую терминологию в районе земледелия, религии и социальных отношений.

Восточная раса

А где была расположена прародина восточных славян? Племена этого народа, успевшие слиться в единое целое (по мнению многих учёных), составили основное население средневековой Древней Руси. В итоге последующего политического расслоения этих людей, к XVII веку образовались три народа: белорусский, русский и украинский.

 прародина восточных славян

Кто такие восточные русины? Это культурно-языковое общество русских, использующих в своей речи восточнославянские языки. Некоторыми ранними исследователями также использовалось обозначение «русские славяне». Восточный славянин… О его истории мало кому известно. Причиной тому является не только отсутствие собственной письменности, но и отдалённость от цивилизованных центров того периода.

Восточный славянин описан в византийских, арабских и персидских письменных источниках. Некоторые сведения о нём нашли с помощью сравнительного анализа славянских языков и в археологических данных.

Экспансия

Прародина славян и их расселение обсуждаются многими исследователями. Одни считают, что экспансия произошла из-за демографического взрыва, вызванного потеплением климата или появлением новейшей техники земледелия, а другие – что по вине Великого переселения народов, опустошившего в первые века нашей эры часть Европы в ходе вторжений сарматов, германцев, авар, гуннов, булгар и русских.

Предположительно происхождение и прародина славян связаны с населением пшеворской культуры. Этот народ на западе граничил с кельтским и германским племенным миром, на востоке - с финно-угорцами и балтами, на юго-востоке и юге – с сарматами. Некоторые изыскатели думают, что в этот период ещё имелась беспрерывная славяно-балтская совокупность, то есть эти племена ещё не вполне раздробились.

происхождение и прародина славян

В те же времена произошла экспансия кривичей в Смоленском Поднепровье. В этом районе ранее существовала тушемлинская цивилизация, на этническую принадлежность которой археологи смотрят по-разному. Её заменила чисто славянская старая культура, а тушемлинские городища были разрушены, так как в то время славяне ещё в городах не жили.

Выводы

Древнейшие славянские племена изучал знаменитый академик лингвист О. Н. Трубачёв. Он проанализировал славянскую лексику кузнечного, гончарного и прочих ремёсел и сделал вывод, что носители древнеславянских диалектов (или их праотцы) в то время, когда образовывалась подобающая терминология, активно контактировали с италиками и германцами, то есть индоевропейцами Центральной Европы. Он считает, что племена древних русичей выделились из индоевропейского общества на районе Дуная (северная часть Балкан), после чего перекочевали и смешались с иными этносами. Трубачёв говорит, что невозможно выявить средствами языкознания момент отделения праславянского говора от индоевропейского в связи с их архаичной близостью.

Многие лингвисты утверждают, что общеславянская речь начала образовываться в первые столетия н. э. Некоторые называют середину I тысячелетия н. э. По данным глоттохронологии, славянский был обособленным языком в середине II тысячелетия до н. э. Некоторые лингвисты называют более ранние сроки.

Анализ лексики

Версии прародины славян существуют разные. Многие пытались определить древнее отечество русичей с помощью анализа их старой лексики. Ф. П. Филин считает, что этот народ развивался в лесной полосе с обилием болот и озёр, вдали от моря, степей и гор.

На базе знаменитого букового довода польский ботаник Ю. Ростафинский пробовал локализовать праотечество славян в 1908 году: «Общеиндоевропейское наименование бука славяне перенесли на иву, вербу и не знали бука, пихты и лиственницы». Слово «бук» заимствовано из германской речи. Сегодня восточный рубеж иррадиации этого дерева находится примерно на линии Одесса - Калининград, однако тестирование пыльцы в ископаемых находках свидетельствует о его более широком ареале в древности.

древнейшие славянские племена

В бронзовый век бук рос почти на всех землях Восточной Европы (кроме северных). В железный век, в период формирования славянского этноса (по мнению большинства историков), остатки бука найдены на большей части России, Карпатах, Кавказе, в Крыму и Причерноморье. Отсюда следует, что вероятным местом славянского этногенеза могут быть юго-запад России, северные и центральные районы Украины, Белоруссия.

На российском северо-западе (Новгородские владения) бук произрастал ещё в Средневековье. Буковые леса сегодня есть в Северной и Западной Европе, Польше, Карпатах, на Балканах. В естественной среде обитания пихта не растёт на землях Карпат и восточной границе Польши до Волги. Благодаря этому нюансу отечество русинов можно разместить где-то в Белоруссии или на Украине, если догадки лингвистов о ботаническом лексиконе этого народа верны.

Во всех славянских языках (и балтском) имеется слово «липа», обозначающее одно и то же дерево. Отсюда появилась гипотеза о перекрытии ареала липы с отчизной русских племён, но из-за внушительной распространённости этого растения, она не была принята во внимание.

Отчёт советских филологов

Прародина славян и их этногенез вызывают интерес у многих специалистов. Земли северной Украины и Белоруссии относятся к району широкой распространённости балтской топонимики. Специфическое изучение советских академиков филологов О. Н. Трубачёва и В. Н. Топорова показало, что балтские гидронимы в Верхнем Поднепровье зачастую оформлены суффиксами славян. Это означает, что этот народ там появился позже балтов. Данное несоответствие ликвидируется, если признать соображения отдельных лингвистов о выделении праславянского говора из общебалтского.

Мнение В. Н. Топорова

прародина славян и их этногенез

В. Н. Топоров считал, что балтская речь наиболее близка к исходной индоевропейской, в то время как все иные индоевропейские языки в процессе развития отошли от исконного состояния. Он утверждает, что праславянский говор являлся прибалтийским южно-периферийным диалектом, который перешёл в праславянский примерно с V века до н. э. и далее самостоятельно трансформировался в древний язык русинов.

Версии

Споры о происхождении и прародине славян продолжаются и сегодня. В советскую эпоху были распространены две основные версии этногенеза русинов:

  1. Польская (определяет прародину славян в междуречье Одера и Вислы).
  2. Автохтонная (возникла под воздействием теоретических взглядов советского учёного Марра).

Оба воссоздания заранее соглашались со славянским происхождением ранних архаических культур на землях, которые в Средневековье населяли русины, и некоторую исконную древность говора этого народа, автономно сформировавшегося из праиндоевропейского.

Накопление сведений в исследованиях и отклонение от патриотически обусловленных пояснений привели к появлению новых версий, базирующихся на выделении касательно сосредоточенного ядра созревания славянского этноса и распределении его путём миграций на соседние территории.

прародина славян и их расселение

Академическая дисциплина не произвела единой точки зрения на место и время формирования этногенеза славян. Сегодня не существует общепризнанных условий отнесения старых культур к этому народу. Перспективным в этом плане может быть признак бездиалектности древнего языка русинов.

Не удалось создать убедительную версию этногенеза русских на базе сведений какого-либо только одного научного предмета. Нынешние теории стараются объединить сведения всех исторических дисциплин. В целом допускается, что славянский этнос появился ввиду слияния этнически разных индоевропейских общин на рубеже между скифо-сарматами и балтами при участии финского, кельтского и других субстратов.

Гипотезы учёных

Учёные не уверены в том, что славянский этнос до н. э. существовал. Об этом говорят лишь противоречивые предположения лингвистов. Нет никаких доказательств того, что славяне произошли от балтов. Используя разные источники, профессора строят гипотезы о корнях русских. Однако они не только неодинаково определяют место славянской прародины, но и называют разное время выделения славян из индоевропейской общины.

Существует множество гипотез, согласно которым русины и их праотечество существовали уже начиная с конца III тысячелетия до н. э. (О. Н. Трубачёв), с конца II тысячелетия н. э. (польские академики Т. Лер-Сплавинский, К. Яжджевский, Ю. Костшевский и другие), с середины II тысячелетия до н. э. (польский профессор Ф. Славский), с VI в. до н. э. (Л. Нидерле, М. Фасмер, П. Й. Шафарик, С. Б. Бернштейн).

Самые ранние научные догадки о праотчизне славян можно найти в трудах русских историков XVIII-XIX вв. В. О. Ключевского, С. М. Соловьёва, Н. М. Карамзина. В своих исследованиях они опираются на «Повесть временных лет» и делают вывод о том, что древним отечеством русинов были река Дунай и Балканы.

fb.ru

Гипотезы о прародине славян

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО Филологический факультет

РЕФЕРАТ

ГИПОТЕЗЫ О ПРАРОДИНЕ СЛАВЯН.

ДРЕВНИЕ СОСЕДИ СЛАВЯН.

Выполнила студентка 3 курса, группы 1221 Кадкина С.А.

План

Введение

  1. Данные языка

  2. Гипотезы расположения славянской прародины:

  • дунайская

  • карпатская

  • гипотеза двух славянских прародин (А.А.Шахматов)

  • висло-днепровская

  • висло-одерская

  • неодунайская

Заключение

Литереатура

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о происхождении славян считается одним из основных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Проблему составляет не только определить прародину славян, но даже и ответить на вопрос об их происхождении. По этой проблеме существует множество версий, однако, ни одну из них нельзя признать полностью достоверной. На её решение направлены усилия разных сᴨȇциалистов-историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов, чьи совместные изыскания должны, в конце концов, привести к определенным положительным результатам. Наибольшие споры возникают при определении территории формирования славян, хронологических рамок сложения славянской общности. Одна из причин этого - отсутствие сколько-нибудь полноценных письменных источников о славянах до середины 6 века н.э.

Целью данной работы является - попытаться проанализировать и изложить точки зрения, теорий ученых-историков изучавших проблему этногенеза славян.

1. ДАННЫЕ ЯЗЫКА

Говоря об этногенезе славян, мы должны опираться на несколько источников. К ним следует отнести:

1) Легенды и предания самого народа, раннесредневековые летописи и хроники (былины, сказки, «Повесть временных лет» и др.).

2) Свидетельства соседних народов, имевших письменность.

3) Данные археологии, археологические культуры.

На основе этих данных в разные времена учёные строили гипотезы, согласно которым в ранний ᴨериод существования славяне занимали те или иные территории. Гипотезы объединяют в две группы: генерализирующего плана, сторонники которой исповедуют идею единства антропологического состава славян, и дифференцирующего, этот подход отрицающие. Первые рассматривают историю славянских народов как сложение на определенной территории общности физического типа, включавшей единых предков, и ее расселение при участии на окраине их ареала инородных элементов разного происхождения. Вторые полагают: славяне формировались из разных расовых компонентов, не связанных между собой происхождением.

Гипотезы происхождения славян: 1. дунайская, 2. карпатская, 3. гипотеза двух славянских прародин (А.А.Шахматов), 4. висло-днепровская, 5. висло-одерская, 6. неодунайская.

2. ГИПОТЕЗЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ СЛАВЯНСКОЙ ПРАРОДИНЫ

Используя перечисленные выше источники, ученые строят гипотезы об истоках славянства. Однако разные ученые не сходятся не только в определении места славянской прародины, но и во времени выделения славян из индоевропейской группы. Существует целый ряд гипотез, согласно которым о славянах и их прародине с уверенностью можно говорить, начиная с конца III тысячелетия до н.э. (О.Н. Трубачев), с конца II тысячелетия до н.э. (польские ученые Т. Лер-Сплавинский, К. Яжджевский, Ю. Костшевский и др.), с середины II тысячелетия до н.э. (польский ученый Ф. Славский), с IV в. до н.э. (М. Фасмер, Л. Нидерле, С.Б. Бернштейн, П.Й. Шафарик).

Дунайская гипотеза

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.

По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIП вв. Так, В.О. Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. Сторонниками дунайского происхождения славян были многие русские и западноевропейские исследователи. Более того, в конце XX в. российский ученый О.Н. Трубачев уточнил и развил ее. Однако на протяжении XIX – ХХ вв. у этой теории было и немало противников.

Карпатская гипотеза

Один из крупных историков-славистов чешский ученый П.И. Шафарик считал, что прародину славян следует искать в Европе, по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он считает, что славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и Восточной Европы, а в IV в. до н.э. под натиском кельтов переселились за Карпаты. Однако и в это время они занимают весьма обширные территории - на западе - от устья Вислы к Неману, на севере – от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке – до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.

Гипотеза двух славянских прародин

В конце XIX – начале ХХ вв. акад. А.А.Шахматов развил идею двух славянских прародин: района, в пределах которого сложился праславянский язык (первая прародина), и района, который праславянские племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе (вторая прародина). Он исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II в.н.э. продвигаются на юг и освобождают бассейн р. Вислы, куда и приходят славяне (вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и восточную. Западная ветвь продвигается в район р. Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов (вторая половина V в.н.э.) разделилась на две группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая – Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов).

Висло - днепровская гипотеза

Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян является висло-днепровская. По мнению таких ученых, как М.Фасмер (Германия), Ф.П.Филин, С.Б.Бернштейн (Россия), В.Георгиев (Болгария), Л.Нидерле (Чехия), К. Мошиньский (Польша) и др., прародина славян располагалась между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере. Таким образом, прародина славян определяется ими как современная северо-западная Украина, южная Белоруссия и юго-восточная Польша. Однако в исследованиях отдельных ученых встречаются те или иные вариации. Л. Нидерле считает, что место славянской прародины может быть определено только предположительно. Он высказывает предположение о принадлежности к славянам таких племен, как невры, будины, скифы-пахари. На основании сообщений историков римского времени и данных языкознания, в частности топонимики, Л. Нидерле очень осторожно очерчивает область славянского расселения в начале I тыс. н.э. Она, по его мнению, находилась к северу и северо-востоку от Карпат, на востоке достигала Днепра, а на западе - верховьев реки Варты. При этом он отмечает, что западные границы славянского ареала, возможно, придется передвинуть к реке Эльбе, если будет доказана славянская принадлежность могильников - полей погребений лужицко-силезского типа.

Ф.П. Филин определяет область расселения славян в начале н.э. между Западным Бугом и Средним Днепром. Он, опираясь на лингвистические и экстралингвистические данные, предлагает периодизацию развития языка праславян. Первый этап (до конца I тыс. до н.э.) - начальная стадия формирования основы славянской языковой системы. На втором этапе (от конца I тыс. н.э. до III-IV вв. н.э.) - в праславянском языке происходят серьезные изменения в фонетике, эволюционирует его грамматический строй, развивается диалектная дифференциация. Третий этап (V-VII вв. н.э.) совпадает с началом широкого расселения славян, что в конечном счете привело к делению единого языка на отдельные славянские языки. Эта периодизация во многом соответствует основным этапам исторического развития ранних славян, восстанавливаемого на основе данных археологии.

Дальнейшее расселение славян из висло-днепровской района происходило, по мнению С.Б.Бернштейна, на запад до Одера, на север до озера Ильмень, на восток до Оки, на юг к Дунаю и Балканам. С.Б.Бернштейн поддерживает гипотезу А.А.Шахматова о первоначальном разделении славян на две группы: западную и восточную; из последней в свое время выделились восточная и южная группы. Именно этим объясняется большая близость восточнославянских и южнославянских языков и некая обособленность, в частности фонетическая, западнославянских.

К проблеме этногенеза славян неоднократно обращался Б.А. Рыбаков. Его концепция также связана с висло-днепровской гипотезой и основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке. Историю славян Б.А. Рыбаков начинает с эпохи бронзы - с XV в. до н.э. - и выделяет пять ее этапов.

Первый этап он связывает с тшинецкой культурой (XV-XIII вв. до н.э.). Область ее распространения, по его мнению, была "первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся праславян ... эта область может быть обозначена несколько туманным словом прародина" [Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981. С. 221]. Тшинецкая культура простиралась от Одера до левобережья Днепра. Второй этап - лужицко-скифский - охватывает XII-III вв. до н.э. Славяне в это время представлены несколькими культурами: лужицкой, белогрудовской, чернолесской и скифскими лесостепными. Племена лесостепных скифских культур, занимавшиеся земледелием, были славянами, объединенными в союз под именем сколотов. Падение лужицкой и скифских культур привело к восстановлению славянского единства - наступил третий этап истории праславян, продолжавшийся со II в. до н.э. по II в. н.э., и представленный двумя близкими между собой культурами: пшеворской и зарубинецкой. Их территории простирались от Одера до левобережья Днепра. Четвертый этап он датирует II-IV вв. н.э. и называет  его пшеворско-черняховским. Этот этап характеризуется усилением влияния Римской империи на славянские племена. Пятый этап - пражско-корчакский, датируется VI-VII вв., когда после падения Римской империи славянское единство было восстановлено. Совпадение ареалов всех перечисленных культур, в том числе и достоверно славянской - пражско-корчакской, - является, по мнению Б.А. Рыбакова, доказательством славянской принадлежности всех этих культур.

В последние десятилетия проблемам этногенеза славян посвящен ряд работ В.В. Седова. Древнейшей славянской культурой он считает культуру подклешевых погребений (400-100 гг. до н.э.), поскольку именно начиная с этой культуры прослеживаются элементы преемственности в эволюционном развитии древностей вплоть до достоверно славянской эпохи раннего средневековья.

Культура подклешевых погребений соответствует первому этапу истории праславянского языка по периодизации Ф.П. Филина[11]. В конце II в. до н.э. под сильным кельтским влиянием культура подклешевых погребений трансформируется в новую, получившую название пшеворской. В составе пшеворской культуры выделяются два региона: западный - Одерский, заселенный, главным образом, восточногерманским населением, и восточный - Висленский, где преобладающим этносом были славяне. Хронологически пшеворская культура соответствует, согласно периодизации Ф.П. Филина, среднему этапу развития праславянского языка[12]. Зарубинецкую культуру, сформировавшуюся при участии пришлых подклешево-поморских племен и местных милоградских и позднескифских, он считает особой в языковом отношении группой, занимавшей промежуточное положение между праславянским и западнобалтским языками. С пшеворской культурой связана своим происхождением славянская пражско-корчакская культура. По мнению В.В. Седова, славяне составляли один из компонентов полиэтничной черняховской культуры.

Висло - одерская гипотеза

Висло-одерская гипотеза, как показывает ее название, относит славянскую прародину к территории между Вислой и Одером; северной границей этой территории было Балтийское море, что примерно соответствует территории современной Польшы. В I веке нашей эры начинается расселение славянских племен на юг, через Карпаты и Венгерскую низменность к Дунаю и на Карпаты,  – и на восток, к Днепру и далее. Широкое расселение славян вызвало распад их древних диалектов, сложившихся еще на прародине. Они распадаются на самостоятельные этно-языковые единства, что положило начало исторически известным славянским народам и языкам. Висло-одерская гипотеза была сформулирована польским ученым Т. Лер-Сплавинским в работе "О происхождении и прародине славян" (1946).

Однако, как отмечает С. Б. Бернштейн ("Очерк сравнительной грамматики славянских языков"), у нас нет оснований считать, что в I веке нашей эры славяне жили на берегу Балтийского моря. Если бы великий путь за янтарем пролегал по славянским территориям, влияние античных языков и античной культуры у славян было бы гораздо глубже и древнее.

Неодунайская гипотеза

О.Н.Трубачев в своих работах отвергает и висло-днепровскую гипотезу, и ее висло-одерский вариант. Как альтернативу он выдвигает так называемую «неодунайскую» гипотезу прародины славян. Местом первичного их расселения он считает Среднее Подунавье – территорию стран бывшей Югославии (Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории), юг Чехословакии и земли бывшей Паннонии (на территории современной Венгрии). На какое-то время около I  в.н.э. славяне были вытеснены кельтами и уграми на север, в Повисленье, и на восток, в Поднепровье. Связано это было с великим переселением народов. Однако уже в середине I тыс.н.э. славяне, «храня память о своих прежних местах обитания», «снова занимают Подунавье, земли за Дунаем, Балканы». Таким образом, «движение славян на юг было возвратным»[ Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян // Вопросы языкознания. – 1985. - № 4. – С.9]. Свою гипотезу О.Н.Трубачев аргументирует лингвистическими и экстралингвистическими фактами. Он считает, что, во-первых, продвижение славян сначала на север, а затем на юг вписывается в общий процесс переселения народов в пределах Европы. Во-вторых, подтверждается записями летописца Нестора. В-третьих, именно у южных славян, которые жили по р. Дунаю, раньше всех появилось самоназвание *slověne – словэне, которое постепенно утверждается в трудах византийских историков VI в., готского историка VI в. Иордана (склавины). В то же время западных и восточных славян они именуют венедами и антами, то есть чуждыми славянам названиями. Сам этноним славяне О.Н.Трубецкой соотносит с лексемой слово и толкует его как «ясно говорящие», то есть говорящие на понятном, не чуждом языке. В-четвертых, в фольклорных произведениях восточных славян  очень часто упоминается р. Дунай, что О.Н.Трубачев считает сохранившейся живой памятью о Подунавье. В-пятых, он считает, что Угры, придя на территорию Подунавья и основав в I в.н.э. свое государство, застали там славянское население и славянские топонимы: *bъrzъ, *sopot, *rěčina, *bystica, *foplica, *kaliga, *belgrad, *konotopa и др. [Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез. Древние славяне по данным этимологии и ономастики // Вопросы языкознания. – 1982. - № 5. – С.9] Таким образом, О.Н.Трубачев считает, что «южный висло-одерский ареал… приблизительно совпадает с северной периферией среднедунайского ареала» [Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян // Вопросы языкознания. -  1985. - № 5. – С.12], а район первичного расселения славян совпадает с районом первичного расселения носителей общеиндоевропейского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Славяне, выделившись из индоевропейской семьи, составили некий массив родственных племен, выделяющихся, прежде всего, в языковом отношении. Но нельзя считать, что этот массив был изолирован от других этносов, развивался сам по себе, пока не сложились славяне. На самом деле процесс этногенеза гораздо труднее и противоречивее. Древнейшие праславяне занимали довольно значительную площадь и контактировали с населениями разных культур, смешивались с разными племенами.

Некоторые исследователи уже в этом склонные видеть будущее, то, что славяне с самого начала были отнюдь неоднородны, с глубокой древности шли чуть ли не разными путями. Но на самом деле этот долгий подготовительный процесс завершился образованием племенных групп или союзов племен. Действительно в VI-VII вв. у славян было несколько больших группировок и множество малых племен, но главное, что у них было единое самосознание. К тому же в это время шло активное перемещение славян по обширной территории. С одной стороны – это вело к смешиванию славян различных регионов и усиления сознания единства во всем славянском мире. Но с другой, именно в это время славяне начинают продвигаться на новые территории и смешиваться с разными иноязычными группами. Это привело к дальнейшему (VIII-IX вв.) разделению славянской общности на три ветви: западную, восточную и южную.

Но, несмотря на противоречивость изложенных точек зрения на начало формирования славянской общности и этническую принадлежность отдельных культур, почти все исследователи единодушно сходятся в том, что в первой половине I тыс. н.э. территория между средним Днепром и Бугом были заняты славянскими племенами. Этнические процессы происходят непрерывно, и все археологические культуры, оставленные славянским или неславянским населением, имели больше или меньше отношения к сложению славянских раннесредневековых общностей, внеся при этом свой определенных вклад в создание физического типа славян, в развитие их материальной, духовной и производственной деятельности.

Вопрос о прародине славян продолжает оставаться открытым. Ученые выдвигают все новые и новые доказательства в пользу той или иной гипотезы. В частности Г.А.Хабургаев полагает, что праславянские племена возникли в результате скрещивания западнобалтийских племен с италиками, фракийцами (в районе современной северной Польши) и иранскими племенами (на р. Десне).

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян по данным антропологий. - М., 1973. Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков, М., 1961.

Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. – М., 2001.

Калашников В.Л. Славянская цивилизация. – М., 2000.

Кобычев В.П. В поисках прародины славян. – М., 1973.

Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского  государства (VIII - первая половина IX в.). Историко-археологические очерки - Л., 1968.

Нидерле Л. Славянские древности, пер. с чеш. - М., 2000.

Погодин А. Л. Из истории славянских передвижений. – СПб., 1901.

Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994.

Семенова М. Мы – славяне. – СПб., 1997.

Славяне накануне образования Киевской Руси. - М., 1963.

Третьяков П. Н. У истоков древнерусской народности. - Л., 1970.

Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. - М. - Л., 1962.

Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени.- П., 1919.

studfiles.net

Раздел 2. Славяне в древности2.1 Вопрос о прародине славян

Вопросы происхождения славян и их древнейшей истории заключают в себе много трудностей и более менее окончательного решения проблемы не существует. Поиски прародины славян опираются на следующие доказательства:

  1. существенные языковые контакты между праславянскими племенами и их родственными и неродственными соседями;
  2. на данные топонимики;
  3. на данные других наук - археологии, палеоботаники, палеозоологии.

Особо важное значение имеют сведения древних писателей, относящиеся к жизни древних славян и их соседей.

Самые ранние сведения о славянах в античных письменных источниках относятся к первым векам нашей эры. Они весьма отрывочны, а в географическом отношении неконкретны. От более древних периодов жизни славян не дошло иных свидетельств, кроме археологических находок, обнаруженных при раскопках старинных поселений и погребений, которые выявляют некоторые черты раннеисторических славянских поселений - тип гончарных изделий, тип построек, хозяйственные орудия, украшения, способ погребения умерших.

Своим именем славяне в античных источниках не называются. Античные авторы говорят о венедах, и имеются все основания считать, что этим этнонимом называли славян.

Римские и александрийские писатели (Плиний Старший, Тацит, Птоломей) называют венедов самым значительным и многочисленным народом между южным берегом Балтийского моря и Карпатами.

Сведения о славянах середины І тысячелетия н.э. более значительны и разнообразны. Теперь славяне называются своим именем. По словам готского историка VI в. епископа Иордана, от венедов произошли склавены и анты, которые обитали в верховьях Вислы на огромных пространствах. В III-IV вв. их территория расширяется, охватывая области Поднестровья.

Византийский ученый Прокопий Кесарийский пишет, что анты вместе со славянами жили на северном берегу Дуная. Он подчеркивает, что славяне и анты говорят на одном языке и по внешнему виду не отличаются друг от друга; в древности даже имя у славян и антов было одно и то же.

Древнейшие данные о славянах свидетельствуют, что ещё в начале І тысячелетия н.э. праславянский этнос был относительно цельным образованием. Сознание этнического родства не исчезает у славян и в последующие столетия.

По вопросу о прародине славян в современной науке существует две основные гипотезы: висло-одерская и висло-днепровская.

Висло-одерская гипотеза была выдвинута польскими учеными (археологами, лингвистами, этнографами, историками), поддерживается и развивается в Польше и в других странах. В Беларуси висло-одерскую теорию разрабатывает В.В.Мартынов.

Согласно этой гипотезе, славяне сформировались как самостоятельная этническая и языковая группа между Вислой и Одером, причем начало их формирования хронологически остается неопределенным (указываются различные приблизительные даты). Позже с этой территории славяне распространяются на юг через Карпаты и на восток. Однако новейшие исследования дают основания утверждать, что западная часть висло-одерского района была в начале новой эры занята восточногерманскими племенами и лишь затем колонизирована древними славянами.

Шахматов А.А. выдвигает гипотезу о двух прародинах славян. Первая из них, по мнению Шахматова А.А., находилась на территории, прилегающей к устью рек Западной Двины и Немана.

После освобождения готами западных территорий в связи с движением их на юг славяне направились на запад в Повисленье, которое и составило вторую прародину, а затем уже расселились по разным направлениям и заняли области, в которых сформировались современные славянские народы. В Повисленье начинается, по А.А.Шахматову, распадение славянской общности, в начале разделившейся на две части: западную, которая дала образование западных славян, и южную, которая позднее распалась на две группы - восточных и южных славян.

Распадение славян на две группы А.А.Шахматов подтверждает языковыми данными, обращая внимание на то, что некоторые языковые черты являются общими для восточных и южных славян и своеобразны у западных славян.

Согласно концепции А.А.Шахматова, западная группа продвинулась далее на запад, а южная после продвижения к югу и освобождения Балкан от гуннов распалась на южных и восточных славян. Южные славяне двинулись на Балканы, а восточные - к Поднестровью и к среднему течению Днепра.

Эта концепция схематична, она основана на незначительном количестве фактов. А.А.Шахматов не имел возможности использовать в полной мере данные топонимики, археологии.

Большое внимание топонимике и археологическим данным уделял чешский исследователь Любомир Нидерле, который ограничивает славянскую родину Вислой, южной частью Беларуси, северной частью Украины и Десной.

В настоящее время большинство ученых при определении прародины славян придерживаются висло-днепровской концепции. Данные, говорящие о ее преимуществах, обобщены в работе Ф.П.Филина "Образование языка восточных славян".

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян была выдвинута в конце XIX в., поддерживалась и развивалась такими крупными славистами, как Л.Нидерле, М.Фасмер и др. Согласно этой гипотезе, древнеславянские племена в последние века до н.э. и в начале н.э. занимали территорию приблизительно между Западным Бугом и средним течением Днепра. На севере их примерной границей была река Припять, на юге их землями были правобережные лесостепные районы. Иными словами, прародиной славян была южная часть современной Беларуси и северная (на запад от Днепра) Украина. Эта концепция обосновывается совокупностью различных факторов:

1. Данные общеславянской лексики. Язык древних славянских племен включал большое количество слов, обозначающих лесную растительность, обитателей лесов, озер, болот. В то же время отсутствуют названия, связанные с горной местностью, с морем.

2. Сходство праславянского языка и древних балтийских языков. Это можно объяснить только тем, что древнеславянские и древнебалтийские племена к концу I тысячелетия до н.э. находились в тесных взаимосвязях, в течение веков соседили друг с другом.

3. Славянская топонимика. Именно на этой территории наблюдается компактное употребление славянской топонимики, в частности гидронимов: названия рек - Десна, Березина, Припять; озер - Тетерев.

Наряду с данными топонимики при изучении истории славян используются данные палеоботаники и палеозоологии.

Эти науки достигли определенных успехов, и их данные могут быть сопоставлены с данными лингвистики, что в некоторых случаях необходимо для лингвистических реконструкций.

 

ebooks.grsu.by

Какая она – древняя прародина славян?

 Какая она – древняя прародина славян?

Её долго считали вымышленной страной, которой в действительности никогда не существовало. Только в ХХ столетии учёные нашли доказательства, подтверждающие её реальность. Эти находки стали сенсацией в научном мире. Гиперборея (она же Арктида), как и Атлантида, погибла из-за глобального катаклизма. Но есть все основания предполагать, что страшная участь постигла не всех её жителей. Существует огромная вероятность, что именно гиперборейцы стали нашими прародителями.

Вопрос исчезнувшей северной страны всегда волновал учёных. Как погибла Гиперборея? Что сообщают источники древних цивилизаций? Как предки славян уцелели после глобальной катастрофы? В какие места могли отправиться выжившие?

Итальянский историк Мавро Орбини в своей книге «Славянское царство» (1601год) написал: «Народ славян намного старше египетских пирамид и многочислен настолько, что полмира заселяет». Хотя письменная история народности, жившей до нашей эры, ничего не рассказывает, следы древнейшей культуры на Русском Севере – научный факт. Древнегреческий учёный и философ Платон писал, что многовековые корни русского народа берут своё начало в Арктиде.

Доказательства существования легендарной Гипербореи. Карта Меркатора

Средневековые карты, находящиеся в музеях мира, показывают, что Гиперборея была расположена на островах вокруг современного Северного полюса. Некоторые учёные уверены, что она занимала также Гренландию и Скандинавию.

О факте существования славянской прародины свидетельствуют работы величайшего путешественника и картографа ХVI века Герарда Меркатора. В его открытиях никогда никто не сомневался, даже в наше время. Как мог этот человек составить точную карту Гипербореи – осталось загадкой. Ведь к тому времени, когда она была составлена (1595 год), этой территории уже не существовало.

Картограф описывал легендарную северную страну, как округлый материк, разделённый огромными реками на четыре одинаковые части. Изучая карту, современные учёные узнают в Арктиде территорию Ледовитого океана. Точное описание северной части побережья Америки и Евразии полностью подтверждает достоверность работы Меркатора. Найденные археологами гравюры древних народов также подтверждают существование Гипербореи. На карте также есть изображение горы предков Меру. Эта вселенская возвышенность находилась на Северном полюсе. По рассекреченной информации, под водой Северного океана на территории России была обнаружена гора — весьма высокая, касающаяся ледяного покрытия. Кроме того, на древней карте изображается пролив, соединяющий Америку и Азию. Интересно, но открыл его русский мореход Семён Дежнёв лишь в 1648 году. Спустя 80 лет этот путь снова прошла русская экспедиция под руководством Вигуса Беринга. Впоследствии пролив назвали в честь командора. Откуда Меркатор знал о Беринговом проливе? Как он попал на его карту?

Доказательство существования Гипербореи можно найти также в работах Якова Гаккеля — известного советского картографа и океанографа. Его исследования дна Ледовитого океана подтверждают существование данной цивилизации. По словам учёного, потомками гиперборейцев стали восточные и западные славяне, расселившиеся по Скандинавскому полуострову, а также в северной части континентальной Европы.

Катастрофа, постигшая северную страну

В древних мифах народов мира о Гиперборее говорилось, как о «райской земле». Например, эллины назвали её так, потому что она расположена за северным ветром Бореем. Они считали, что именно мудрые гиперборейцы заложили основание современной цивилизации. Гомер описывал Арктиду как высокоразвитую цивилизацию, а её представителей — как великанов со славянскими чертами лица. Древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший, который считался одним из самых беспристрастных учёных своего времени, называл народность реальной. «Цивилизация живёт у круга Полярного, имеет свою культуру и внешне схожа с эллинами. Гиперборейцы – народ счастливый, доживающий до ветхих лет, имеющий удивительные легенды. Там солнце не заходит за горизонт полгода. Вся страна залита солнечным светом. Благодатный климат, никакого холодного ветра. Жилищами для людей служат рощи и леса. Им неведомы болезни, раздоры, ненависть. Умирает человек лишь когда пресытится жизнью», — писал Плиний Старший. Но Гиперборея исчезла. Что произошло? Почему она ушла под воду?

У многих народов Сибири существуют легенды с описанием бедствия, постигшего «райскую землю». Ханты, манси, сахалинские нивхи, нанайцы – все эти народности говорят о потопе. Но перед этим событием присутствует огонь с неба. Затем — резкое похолодание, и в итоге – гибель всего живого.

Существует версия, что до «большой воды» произошло столкновение Земли с метеоритом. В результате Гиперборея исчезла под водой. Однако сначала это была часть материка. Потом под воду ушла вся территория, за исключением нескольких островов. А куда делись гиперборейцы? Учёные предполагают, что одна часть жителей Гипербореи мигрировала в южные земли. Другая – на территорию современной Германии, Польши и Белоруссии. Смешиваясь с коренным населением кочевых племён, возникали новые языки, обычаи, менялось культурное наследие.

Легенды русских тамплиеров рассказывают, что Леля (когда-то спутник Земли), вращающийся вокруг планеты за 7 дней, упал на её поверхность. Но упал не случайно. Его уничтожили в космическом сражении. Именно это падение стало причиной глобальной катастрофы, в результате которой Гиперборея погибла. Земная ось сместилась, что повлекло за собой смену климатических условий, а гиперборейцы мигрировали в другие благоприятные места.

Согласно астрономическим вычислениям древних египтян, а также календарю народности майя, катастрофа, обрушившаяся на Гиперборею, датируется 11 542-м годом до нашей эры. Всемирный Потоп, резкое изменение климатических условий заставили наших прародителей покинуть свою страну и расселиться практически по всей земле. Многие учения, дошедшие до нас из древности, упоминают народ на Севере, который владел огромными знаниями.

Другие научные подтверждения существования Гипербореи. Климат

Палеонтологи и океанографы из России, США и Канады определили, что климатические условия Арктики (с 30 по 15 тысячелетие до нашей эры) были мягкими. Воды Северного Ледовитого океана были тёплыми, никаких вечных льдов на континенте не существовало. Современные подводные хребты Менделеева и Ломоносова возвышались над водной поверхностью океана. Северный полюс имел умеренный климат, который был благоприятным для жизни человека.

Перелётные птицы и их миграция

То, что климат Арктики в прошлом был благоприятным, свидетельствуют ежегодные миграции перелётных птиц. Это можно объяснить генетически запрограммированной памятью о тёплой прародине. Сегодняшнее состояние дна Ледовитого океана показывает, что раньше оно было огромным плато с речными долинами. Учёные считают: это материк, который когда-то возвышался над океаном. Если карту дна Ледовитого океана наложить на карту Герарда Меркатора, совпадения будут удивительными. Поэтому простой случайностью это нельзя назвать.

Сооружения из камня

То, что в северных широтах существовала древняя высокоразвитая цивилизация, свидетельствуют каменные сооружения. Так, на побережье Новой Земли был обнаружен лабиринт. Это является исключительной находкой, ведь ещё ни разу подобные сооружения не обнаруживали в этих широтах. Учёные продолжают находить следы жизни древних цивилизаций по всей Земле, начиная от Ленинградской области, Якутии и заканчивая Новой Землёй.

Поиски легендарной цивилизации

Как показывает история, такие известные личности как Иосиф Сталин и Адольф Гитлер верили в существование Гипербореи. Немецкий вождь даже снаряжал на её поиски несколько экспедиций. Советский Союз не отставал от Германии. По приказу Дзержинского были организованы три экспедиции. Две из них пропали (вероятнее всего, погибли), но одна вернулась в Москву с доказательствами существования Гипербореи. Но по неизвестным причинам руководителя экспедиции Барченко вскоре расстреляли, а остальные члены его группы бесследно исчезли. Что же искали все эти экспедиции? Просто археологический интерес? Нет. Вероятнее всего, им нужны были потерянные знания гиперборейцев. Ведь древние жители северной страны могли приспособить силы природы себе на пользу, для своих нужд.

Все современные экспедиции, направленные на поиски Гипербореи – древней прародины славян, ставят новые вопросы. Появляются новые доказательства реального существования этой страны. Но и загадок становится всё больше. Главное – никто не сомневается, что Арктида имеет отношение к истории древней России. Ни у кого не вызывает сомнения, что русский народ, его язык связан с этой исчезнувшей страной. Пройдёт время, и учёные найдут больше доказательств существования северного материка. Это изменит представления о последних тысячелетиях в истории всего человечества. Возможно, гиперборейцы окажутся не только предками славян, но и потомками внеземной высокоразвитой цивилизации. Время покажет…

Источник

welemudr.mirtesen.ru

В поисках прародины славян. История, мифы и боги древних славян

В поисках прародины славян

Проблема происхождения славян состоит в том, что в письменных источниках они под своим именем впервые упоминаются в VI веке нашей эры. Если считать венетов тоже славянами (а ниже будут приведены разные варианты их принадлежности), то упоминания углубляются до II века н. э. Но откуда-то праславяне появились?

Древнеславянский язык как общий для всех славянских племён существовал, скорее всего, ещё в первой половине I тысячелетия н. э. Даже в IX в., когда в русских летописях уже упоминались отдельные славянские народы — болгары, чехи, ляхи и др., летописцы отмечали, что все они говорят на одном языке. Отдельные славянские языки появились лишь в тот период, когда славяне давно уже пользовались железом и имели значительно развитые ремёсла. Также общеславянской является ремесленная терминология, как и само название «ремесло», и многочисленные названия профессий — кузнец, гончар, суконщик, ткач и т. д. При этом лингвисты установили, что славянский язык сохранил архаичные черты некогда общего индоевропейского языка. А это значит, что славяне уже в глубокой древности могли отделиться от общей семьи индоевропейских народов.

Встает вопрос: где же находились предки славян до середины I тысячелетия н. э.? На этот счет существует множество теорий с разной степенью доказательности.

По данным, полученным из изучения и реконструкции языка славян, получается, что:

— отделение праславянских племен от родственных или соседних индоевропейских племен произошло около 4000–3500 лет назад;

— соседями славян из индоевропейских народов были германцы, балтийцы, иранцы, дако-фракийцы, кельты ит. д.;

— судя по общим для всех славянских народов обозначениям элементов ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны, озера, болота, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразделы, но не было высоких гор.

Вот в таких местах ученые и ищут прародину славян, ориентируясь на легенды о перемещениях разных народов, на антропологические и генетические исследования, на данные археологии.

Итак, считается, что древние славяне обитали в областях Центральной и Восточной Европы: на территории от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Поднестровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Северными соседями славян были германцы и балты, восточными соседями — западноиранские племена (скифы, сарматы), южными — фракийцы и иллирийцы, западными — кельты. А вот где жили праславяне — этот вопрос до сих пор порождает много споров.

Так, чешский ученый П. Шафарик в XIX веке писал, что прародина славян находится в Европе, по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он утверждал, что славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и Восточной Европы, ав IV в. до н. э. под натиском кельтов переселились за Карпаты. Однако это не значит, по его мнению, что все славяне жили в Карпатах. Их территория расселения простиралась от устья Вислы и Немана до Дона, на севере доходила до нынешнего Новгорода Великого, а на юге доходила до низовьев Днепра.

В конце XIX — начале XX вв. академик А.А. Шахматов различал две прародины. На одной, по его мнению, сложился праславянский язык, а вторая та, из которой славянские племена начали расселяться по Центральной и Восточной Европе. Он считал, что сначала из индоевропейцев выделилась балтославянская группа, и произошло это на территории Прибалтики. Когда эта общность распалась, славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины. Здесь и сложился праславянский язык. Когда началось Великое переселение народов, германцы в конце II века н. э. ушли на юг и освободили бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне — это их вторая прародина. Здесь славяне разделились на две ветви: западную и восточную.

Еще один вариант предложил академик А.И. Соболевский в начале XX века. Он считал, что названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян являются более древними, дославянскими, по его версии — иранского происхождения (скифскими). Эти скифы слились с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Академик Б.А. Рыбаков поддерживает висло-днепровскую гипотезу, о которой сказано ниже, и считает, что две тысячи лет предки славян жили на одной территории, хотя и очень обширной: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке.

Видный советский археолог В.В. Седов выделяет три крупные группировки славян на территории Европы. Первая находилась на территории от Эльбы до Припятского Полесья. Вторая располагалась в лесостепных землях междуречья Днепра и Дуная, в Среднем и Нижнем Подунавье и на Балканском полуострове. Третья группировка, по данным археологии, располагалась на северо-западе Европы.

О.Н. Трубачев на основе фактов языка считал местом первичного расселения предков славян Среднее Подунавье — территорию стран бывшей Югославии (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория), юг Чехословакии и земли бывшей Паннонии (на территории современной Венгрии).

ГА. Хабургаев полагает, что праславянские племена возникли в результате скрещивания западнобалтийских племен с италиками, фракийцами (в районе современной северной Польши) и иранскими племенами (на р. Десне).

Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванов, авторы крупнейшего советского труда об индоевропейцах, считают, что в IV тысячелетии индоевропейскую прародину можно размещать «от Балкан (включая Ближний Восток и Закавказье) вплоть до Южной Туркмении». И любой участок можно обосновать результатами изучения языка. Народы, как уже было сказано, не сидели на месте, и за тысячу лет могли пройти достаточно большое расстояние. А могли не пройти. Может быть, это другие племена, проходя мимо, осели рядом с ними на какое-то время и поконтактировали.

Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян является вислоднепровская. Ее поддерживали М. Фасмер (Германия), Ф.П. Филин (Россия), В. Георгиев (Болгария), Л. Нидерле (Чехия) и другие. По их мнению, прародина славян располагалась между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере. В общем, это территория современной северо-западной Украины, южной Белоруссии и юговосточной Польши. Эта гипотеза поддерживает то, что написано в древнейшей русской летописи. Летописец Нестор в «Повести временных лет» утверждает:

«…сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».

Примерно в XIII веке появилась «скифо-сарматская» теория прародины славян. Возможно, ее придумали еще раньше, но записана она была в Баварской хронике как раз в XIII веке. Потом ее поддержали многие западноевропейские авторы. По ней считается, что предки славян пришли из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны древним авторам под этнонимами (именами племен) «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселялись на запад и юго-запад.

И это еще не все теории. Существует и «азиатская», выводящая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки пришли из Ютландии и Скандинавии, расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, и еще разные теории.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Славянская прародина. Введение в славянскую филологию

Славянская прародина

Славяне — коренные жители Восточной Европы (автохтоны). Многие исконные названия ряда географических местностей, водоемов и т. д. здесь заведомо славянские, хотя наряду с ними встречаются германские, балтийские и т. п. наименования — древние племена жили «чересполосно» и государственных границ еще не знали. Например, на территории белорусского Полесья изобилуют славянские древние названия — топонимы, гидронимы и т. п.[43]

В то же время в западной части Полесья, там, где начинается Беловежская пуща, встречаются следы жительства балтов-ятвягов[44].

Иордан еще лишь в общих чертах представлял себе места расселения славян. Он писал:

«От истока реки Вислы на неизмеримых пространствах основалось многолюдное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различных племен и местностей, однако главным образом они именуются склавинами и антами. Склавины живут от города Новиетуна и озера, которое именуется Мурсианским, до Данастра, а на севере до Вислы. Место городов занимают у них болота и леса. Анты же, храбрейшие из них, живя на изгибе Понта, простираются от Данастра до Данапра. Реки эти отстоят друг от друга на много дневных походов».

Тут в названиях и самих сведениях много неясного и неточного; «Новиетун» и «Мурсианское озеро» Иордана так и не опознаны.

Историки стремятся локализовать территорию славянской прародины на основе анализа археологических данных (многое осложняет «немота» последних). Например, из взглядов академика Б. А. Рыбакова следует, что наиболее древней археологической культурой, связанной с деятельностью славян, была, возможно, уже тшинецко-комаровская, существовавшая за много веков до нашей эры на территории севернее Карпат между Одером (по-славянски Одрой) на западе и средним Поднепровьем на востоке — на севере же ограниченной бассейном реки Припять, протекающей по югу нынешней Белоруссии. Однако весьма вероятно, что это была смешанная культура, и археологи имеют дело не только с предками славян, но и со следами пребывания здесь других народов.

Часть историков предполагала, что праславянской можно считать относящиеся ко II веку до нашей эры пшеворскую культуру (ее следы находят между Одером и Вислой). Однако более доказательна принадлежность славянам, что особенно интересно, зарубинецкой культуры (среднее Поднепровье).

Филологические данные, относящиеся к праславянской эпохе, весьма скудны, что побуждает в целях научной осторожности «на всякий случай» еще несколько сузить изначальную территорию расселения славян, зато уверенно обозначив ее «ядро». Можно утверждать, что их земли располагались между Вислой и Днепром севернее Карпат, а северная их граница была в бассейне реки Припяти — дальше к северу, по берегу Балтийского моря, жили уже племена балтов. Едва ли не сердцевина территории славянской прародины, территории «славянских древностей» — Полесье[45].

Белорусское Полесье (главный город Гомель) имеет протяженность более 500 км (от Западного Буга до Днепра). Здесь протекают Припять и ее притоки (Пина, Ясельда, Цна, Случь, Птичь, а также Стырь, Горынь, Ствига, Уборть).

Хотя за истекшие века многое изменилось (в XX в. в Белоруссии были, например, проведены мелиоративные работы и т. п.), тут все же сохраняется немало заболоченных мест. Ранее Полесье ими славилось. В наиболее сохранившемся виде условия жизни на славянской прародине сегодня еще можно почувствовать, посетив, например, Беловежскую пущу или ландшафтный заповедник Ольшанские болота.

Заповедник Беловежская пуща, расположенный на границе Белоруссии и Польши, по сей день сохранил уголок древней славянской природы и животного мира, славян окружавшего.

Это обширный участок дремучего первобытного леса в пределах Полесья и Мазовецко-Подлясской низменности (примерно 1250 км2). Его белорусская часть находится на территории Брестской и Гродненской области. Основная река Полесья Припять орошает эти земли, более чем наполовину поросшие сосняком, а также елью, ольхой, дубом, грабом и т. д.

До сих пор сохранились деревья-гиганты, которые в древности произрастали на территории славянской прародины во множестве, а также, например, такие уникальные ныне породы деревьев, как скальный дуб, белая пихта и др.

Среди торфяных болот, когда-то почти непроходимых, возвышаются холмистые участки, которые были пригодны для жизни древних людей. Здесь племена славян «чересполосно» жили с племенами ятвягов. И те и другие были немногочисленны по составу и не мешали друг другу. Хватало и земли, и злаков земных, и животных для охоты.

В Беловежской пуще сохранились зубры, медведи, олени, кабаны, рыси, барсуки, куницы, лисы, косули, бобры, выдры; такие мелкие животные, как зайцы, белки, горностаи и др., а также всевозможные птицы средней полосы — хищники коршун, сокол, орел; боровая дичь — глухари, рябчики, тетерева; кулики, совы, филины, утки, вальдшнепы и т. д. и т. п. Естественно, в древности их было несравненно больше, и водились они по всем окрестным бескрайним лесам, а не только на территории нынешней пущи, находящейся под государственной охраной.

Из существовавших в прошлом и научно опровергнутых теорий происхождения славян так называемая «сибирская» чисто фантастична, «балканская» же основывалась на факте нынешнего присутствия нескольких славянских народов на Балканах (на самом деле предки представителей этих народов постепенно переместились на Балканы с вышеописанной территории прародины). «Дунайская» теория происхождения славян основывалась на факте частого присутствия этой реки в славянском фольклоре. Последнее объясняется тем, что соответствующие произведения фольклора создавались в позднейшие времена, когда славяне уже расселились по берегам этой реки (видимо, еще раньше они расселились на западе по берегам Одера).

Локализация прародины славян между Днепром на востоке и Вислой на западе, на юге выше Карпат, на севере по бассейну Припяти — в целом доказанный факт (напомним, что о Висле как западной границе славянских земель знал во II в. Птолемей). Когда некоторые историки и археологи на основании косвенных данных распространяют ее на запад от Вислы в сторону Одера, это уже несколько сомнительно.

Славяне расселились, распространяясь с территории прародины, на запад и на юг. И там и там они заняли горные районы (Карпаты, Судеты, Татры, Балканы). О событиях этой эпохи образно повествует старинное сказание о трех братьях — Чехе, Лехе (лях — поляк) и Русе, из которых каждый поселился отдельно от других.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru

В поисках прародины древних славян — Мегаобучалка

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………… 3

1. В поисках прародины древних славян………………………………………….4

2. Исследования лингвистов………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………....18

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

Введение

Проблема происхождения славян состоит в том, что в письменных источниках они под своим именем впервые упоминаются в VI веке нашей эры. Если считать венетов тоже славянами (а ниже будут приведены разные варианты их принадлежности), то упоминания углубляются до II века н. э. Но откуда-то праславяне появились?

Цель работы -определение нахождения предков славян до середины I тысячелетия н. э.

Задачи исследования:

1) изучить литературу, источники;

2) изучить особенности происхождения и расселения славянских

племён.

Объекты исследования - славянские племена и территории населённые ими.

Методы - изучение литературных источников, в том числе учебников по истории.

 

В поисках прародины древних славян

Древнеславянский язык как общий для всех славянских племён существовал, скорее всего, ещё в первой половине I тысячелетия н. э. Даже в IX в., когда в русских летописях уже упоминались отдельные славянские народы — болгары, чехи, ляхи и др., летописцы отмечали, что все они говорят на одном языке. Отдельные славянские языки появились лишь в тот период, когда славяне давно уже пользовались железом и имели значительно развитые ремёсла. Также общеславянской является ремесленная терминология, как и само название «ремесло», и многочисленные названия профессий — кузнец, гончар, суконщик, ткач и т. д. При этом лингвисты установили, что славянский язык сохранил архаичные черты некогда общего индоевропейского языка. А это значит, что славяне уже в глубокой древности могли отделиться от общей семьи индоевропейских народов.

Встает вопрос: где же находились предки славян до середины I тысячелетия н. э.? На этот счет существует множество теорий с разной степенью доказательности.

По данным, полученным из изучения и реконструкции языка славян, получается, что:

— отделение праславянских племен от родственных или соседних индоевропейских племен произошло около 4000–3500 лет назад;

— соседями славян из индоевропейских народов были германцы, балтийцы, иранцы, дако-фракийцы, кельты ит. д.;

— судя по общим для всех славянских народов обозначениям элементов ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны, озера, болота, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразделы, но не было высоких гор.

Вот в таких местах ученые и ищут прародину славян, ориентируясь на легенды о перемещениях разных народов, на антропологические и генетические исследования, на данные археологии.

Итак, считается, что древние славяне обитали в областях Центральной и Восточной Европы: на территории от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Поднестровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Северными соседями славян были германцы и балты, восточными соседями — западноиранские племена (скифы, сарматы), южными — фракийцы и иллирийцы, западными — кельты. А вот где жили праславяне — этот вопрос до сих пор порождает много споров. Так, чешский ученый П. Шафарик в XIX веке писал, что прародина славян находится в Европе, по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он утверждал, что славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и Восточной Европы, ав IV в. до н. э. под натиском кельтов переселились за Карпаты. Однако это не значит, по его мнению, что все славяне жили в Карпатах. Их территория расселения простиралась от устья Вислы и Немана до Дона, на севере доходила до нынешнего Новгорода Великого, а на юге доходила до низовьев Днепра.

В конце XIX — начале XX вв. академик А.А. Шахматов различал две прародины. На одной, по его мнению, сложился праславянский язык, а вторая та, из которой славянские племена начали расселяться по Центральной и Восточной Европе. Он считал, что сначала из индоевропейцев выделилась балтославянская группа, и произошло это на территории Прибалтики. Когда эта общность распалась, славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины. Здесь и сложился праславянский язык. Когда началось Великое переселение народов, германцы в конце II века н. э. ушли на юг и освободили бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне — это их вторая прародина. Здесь славяне разделились на две ветви: западную и восточную. Еще один вариант предложил академик А.И. Соболевский в начале XX века. Он считал, что названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян являются более древними, дославянскими, по его версии — иранского происхождения (скифскими). Эти скифы слились с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Академик Б.А. Рыбаков поддерживает висло-днепровскую гипотезу, о которой сказано ниже, и считает, что две тысячи лет предки славян жили на одной территории, хотя и очень обширной: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке.

Видный советский археолог В.В. Седов выделяет три крупные группировки славян на территории Европы. Первая находилась на территории от Эльбы до Припятского Полесья. Вторая располагалась в лесостепных землях междуречья Днепра и Дуная, в Среднем и Нижнем Подунавье и на Балканском полуострове. Третья группировка, по данным археологии, располагалась на северо-западе Европы. О.Н. Трубачев на основе фактов языка считал местом первичного расселения предков славян Среднее Подунавье — территорию стран бывшей Югославии (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория), юг Чехословакии и земли бывшей Паннонии (на территории современной Венгрии). ГА. Хабургаев полагает, что праславянские племена возникли в результате скрещивания западнобалтийских племен с италиками, фракийцами (в районе современной северной Польши) и иранскими племенами (на р. Десне). Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванов, авторы крупнейшего советского труда об индоевропейцах, считают, что в IV тысячелетии индоевропейскую прародину можно размещать «от Балкан (включая Ближний Восток и Закавказье) вплоть до Южной Туркмении». И любой участок можно обосновать результатами изучения языка. Народы, как уже было сказано, не сидели на месте, и за тысячу лет могли пройти достаточно большое расстояние. А могли не пройти. Может быть, это другие племена, проходя мимо, осели рядом с ними на какое-то время и поконтактировали. Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян является вислоднепровская. Ее поддерживали М. Фасмер (Германия), Ф.П. Филин (Россия), В. Георгиев (Болгария), Л. Нидерле (Чехия) и другие. По их мнению, прародина славян располагалась между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере. В общем, это территория современной северо-западной Украины, южной Белоруссии и юговосточной Польши. Эта гипотеза поддерживает то, что написано в древнейшей русской летописи. Летописец Нестор в «Повести временных лет» утверждает: «…сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской». Примерно в XIII веке появилась «скифо-сарматская» теория прародины славян. Возможно, ее придумали еще раньше, но записана она была в Баварской хронике как раз в XIII веке. Потом ее поддержали многие западноевропейские авторы. По ней считается, что предки славян пришли из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны древним авторам под этнонимами (именами племен) «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселялись на запад и юго-запад. И это еще не все теории. Существует и «азиатская», выводящая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки пришли из Ютландии и Скандинавии, расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, и еще разные теории.

 

megaobuchalka.ru