Правители Древнего Израиля и Иудеи. Древний иудейский царь
Эпоха царей. Цари израильские
Иудея (2 колена) — Южное царство Столица – Иерусалим
№
Царь:
Описание
деятельности
Ссылки на Св.Писание
Правил,
лет
1
Ровоам
Предавался идолослужению. Неразумным правлением (отказался снизить налоги) привёл к разделению 12-ти колен на 2 царства. Во всё царствование Ровоама между ним и Иеровоамом I шла война.
3Цар. 12-152Пар. 10-13
17
2
Авия
Единственное событие царствования Авии — ожесточённая война с Иеровоамом I. Подобно своему отцу Ровоаму, Авия был повинен в распространении идолопоклонства в Иудее.
3Цар. 15:1-82Пар. 13
3
3
Аса
Уничтожил языческие жертвенники и восстановил жертвенник Бога, привел народ к поклонению Богу, построил крепости, собрал много богатств за счет военной добычи, запретил царице-матери поклоняться Астарте, установил в стране мир, пользовался любовью соотечественников.
3Цар. 15:18-262Пар. 14-16
41
4
Иосафат
Старался идти по стопам Давида, бывшего для него высшим образцом жизни и деятельности. При Иосафате Иудейское царство достигло высшей степени процветания. Укрепил границы государства, боролся с идолопоклонством, поручив некоторым из своих приближенных, вместе с левитами и священниками, учить народ закону Божию. При нём Иудея находилась в мире с окружавшими её народами.
3Цар. 222Пар. 17-20
25
5
Иорам
Призвал народ к поклонению идолам. Убил своих братьев и приближенных своего отца, Иосафата. Недолгое правление Иорама отмечено экономическим и политическим упадком Иудейского царства.
4 Цар. 8:16-292Пар. 21
8
6
Охозия
«Делал неугодное в очах Господних». Участвовал вместе со своим дядей, царем Израиля, Иорамом, в неудачном для иудейского войска походе в Сирию, против арамеев. Был смертельно ранен стрелой израильскими мятежниками.
4 Цар. 8:24-292Пар. 22
1
7
Гофолия
Жена Иорама. Предавалась идолослужению. Казнила потомков Давида по всей Иудее, пыталась уничтожить «все царское племя дома Иудина». Однако упустила одного сына Охозии — Иоаса, ставшего царём Иудеи. Казнена мечем.
4 Цар. 112Пар. 22:8-12
6,5
8
Иоас
Следуя советам первосвященника Иодая, восстановил Иерусалимский храм в его прежнем благолепии. Со смертью Иодая во дворце водворилась прежняя «мерзость». Восставший против этих порядков пророк Захария был убит во дворе Храма. Результатом стало нашествие сирийцев на Иудею и её опустошение, а сам Иоас был убит своими приближёнными.
4 Цар. 11, 122Пар. 24, 25
40
9
Амасия
Провел успешную военную кампанию против Идумеи, после победы над которой в Иудее получили распространение культы идумеян, поддерживаемые самим царём, что было негативно воспринято народом. Потерпел поражение от израильтян, попал в плен. Был убит войсками своего сына.
4 Цар. 142Пар. 25
29
10
Азария
(Озия)
Был благочестивым и богобоязненным правителем, удачно воевал с окрестными народами, укрепил Иерусалим, имел большое войско. В конце жизни нарушил Божий закон об обязанностях священников, умер от проказы.
4Цар.14:21-29, 15:1-7 2Пар.26
52
11
Иофам
На царствование Иофама пришлось начало деятельности пророка Исайи, который считал его благочестивым царем. Иофам поддерживал Иерусалимский храм и заботился о подъёме религиозно-нравственного состояния народа. При нём выступали также пророки Осия и Михей, которые содействовали благополучию царства. Укреплял обороноспособность Иудеи.
4 Цар. 152Пар. 27
16
12
Ахаз
Предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных своих детей языческим богам. Установил в Иерусалиме статую Ваалу. При Ахазе в Иудее всё большее распространение стали получать финикийские и сирийские культы. Вызвал возмущение иерусалимских жрецов и пророков.
4 Цар. 162Пар. 28
16
13
Езекия
Находившийся под влиянием пророка Исайи, Езекия приступил к существенным реформам. Идолослужение было искоренено (был уничтожен даже медный змей Моисея). В иерусалимском храме восстановлено богослужение и, как бы в знак восстановления завета с Богом, была торжественно отпразднована Пасха.
4 Цар.18, 19, 202Пар.29, 30, 31, 32
29
14
Манассия
Отменил религиозные реформы своего отца Езекии и ввёл языческие элементы в храмовую службу. Идолопоклонство царя, согласно Иеремии, было одной из причин разрушения Храма. Даже в Иерусалимском храме Манассия установил идола Астарты. Жертвовал детей в честь Молоха. Его вероотступничество повлекло за собой нашествие на иудеев ассирийцев. В плену Манассия раскаялся, и Бог, услышав мольбу царя, возвратил его на царство.
4 Цар. 21 2Пар. 33
50
15
Аммон (Амон)
«И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его». Был убит в результате заговора, организованного родственниками.
4 Цар. 21 2Пар. 33
2
16
Иосия
Любил Бога всем сердцем, восстановил Храм, нашел свиток закона (обещал исполнять его), лично наблюдал за уничтожением идолов и языческих святилищ, учредил священство, праздновал Пасху с таким рвением, какого не было со времен Самуила. Был любим народом.
4 Цар. 22, 23 2Пар. 34, 35
31
17
Иоахаз
«И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его». Был пленен. Умер в плену в Египте.
4 Цар. 23:30-342Пар. 36:1-4
3 мес.
18
Иоаким
Был ставленником египетского фараона. Отличался крайним нечестием и, не обращая внимания на опасность, грозившую со стороны Вавилона, проводил время в необузданных увеселениях и преследовал пророков. При нем была угнана в Вавилон первая группа пленных, в которой находился пророк Даниил.
4 Цар. 23:34-37, 24:1-72Пар. 36:5-8
11
19
Иехония
Продолжал делать «неугодное в очах Господних», как и его отец Иоаким. 36 лет находился в вавилонском плену. Упоминается в родословии Господа Иисуса Христа (Мф 1:11), что по мнению блж. Августина, подчеркивает судьбоносное переселение евреев в Вавилон и предобразует появление «Христа, имевшего перейти от обрезания к необрезанию, как бы из Иерусалима в Вавилонию». Иосиф Флавий прославляет Иехонию за то, что тот «сам покинул город и … сдался в добровольный плен для того, чтобы не быть вынужденным отдать это святилище врагу и спасти храм Божий от сожжения».
4 Цар. 24:8-162Пар. 36:8-10
3 мес.
20
Седекия
Последний царь Иудеи перед Вавилонским пленом, очередной царь, "делавший неугодное в очах Господних". При нем Храм был сожжен, Иерусалим разрушен, и остаток народа был угнан в плен.
4 Цар. 24:18-20, 25:1-212Пар. 36:10-21
11
Южное царство просуществовало свыше 300 лет (930-600 до Р.Х.), было захвачено Навуходоносором, жители были переселены в Вавилон. Часть из них смогла вернуться (1 Ездр.2), когда через полстолетия Вавилония была завоёвана персидским царём Киром II.
Израиль (10 колен) — Северное царство Столица – Самария
№
Царь:
Описание деятельности
Ссылки на Св.Писание
Правил,
лет
1
Иеровоам I
Укрепил границы своего царства, строил новые города. Всячески стремился к отчуждению своего народа от Иерусалима. Апогеем его политики стала религиозная реформа: были установлены идолы золотых тельцов, Иеровоам лично совершал им жертвоприношения.
3Цар. 11:26 — 3Цар. 15:302Пар. 9:29 — 2Пар. 13:22
22
2
Нават
В свое царствование следовал всем порокам и нечестию своего отца Иеровоама. Был убит заговорщиком Ваасою, и тогда весь дом Иеровоама был истреблен, а на престол Израильский вступил Вааса.
3Цар.14:203Цар 15:30
2
3
Вааса
Составил заговор против Навата и убил его, не оставил в живых ни одного из семейства нечестивого царя. Не имел успеха в войне. В нравственном отношении Вааса был нисколько не лучше Иеровоама, а идолослужение, введенное последним, оставалось в полной силе.
3Цар. 15:16-16:6
24
4
Ила
Предавался идолопоклонству. Был жестоко убит своим полководцем Замврием, когда находился в состоянии алкогольного опьянения.
3Цар. 16:8
2
5
Замврий
Был рабом и командиром колесниц у Илы. Убил своего господина, его родственников и близких, провозгласив себя царем, но не получил поддержки народа и был свергнут. В отчаянии поджег царский дворец и погиб в огне. Идолопоклонник.
3Цар. 9:20
7 дней
6
Амврий
Как и другие цари Израиля, он не пошёл по путям Божьим. Под всё возраставшим влиянием финикийцев вырождение царского дома Амврия прогрессировало. Основал столицу Самарию. Заключил мир с Иудеей.
3Цар. 16:23-28
12
7
Ахав
Вследствие брака с дочерью сидонского царя Эфбаала, ввёл в своё царство культ Ваала-Астарты и подверг преследованию пророков, не перестававших, однако, обличать пагубную для народа деятельность царя. Вел войны с сирийским царем Бенгададом II и в последней был убит.
3Цар. 16:28-343Цар. 17-21
22
8
Охозия
Предавался идолопоклонству, обращался об исцелении к Вельзевулу, чем вызвал гнев пророка Ильи. От болезни так и не оправился.
3Цар. 22:51-534 Цар. 1
2
9
Иорам
От своего отца Ахава унаследовал наклонность к идолопоклонству, хотя и ниспроверг идола Ваала. На время его царствования выпадает большинство чудес пророка Елисея, который не раз избавлял его от сирийцев.
4 Цар.3:1
12
10
Ииуй
Уничтожил в Самарии культ Ваала и преследовал идолопоклонство, но, тем не менее, поддерживал культ золотого тельца. Был ответственным за смерть царя Израиля Иорама, царя Иудеи Азарии и других людей.
4 Цар. 10
28
11
Иоахаз
Поклонялся Астарте, правление его названо «нечестивым». В наказание за своё идолопоклонство потерпел поражение от царей сирийских.
4 Цар. 13:1-9
17
12
Иоас
Хотя почитал пророка Елисея, придерживался политики Иеровоама и был идолопоклонником. Возвратил Израилю города, которых царство лишилось при его отце Иоахазе. Взяв Иерусалим, Иоас забрал из него сокровища Храма, царскую казну и пленных.
4 Цар. 13:10-25, 14:1-16
16
13
Иеровоам II
Был язычником, вёл успешные войны с Сирией, моавитянами, аммонитянами, взял Дамаск и Емаф и восстановил древние пределы своего царства до Евфрата и Мертвого моря. Израиль достиг высшего расцвета во дни его царствования. Современные Иеровоаму пророки Осия и Амос выступали против нечестия и беззаконий, процветавших при спокойной внутриполитической обстановке.
4 Цар. 14:23-29
41
14
Захария
Правил в смутное время. Образ его жизни и царствования характеризуется общими, но в то же время нелестными словами: «Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его; не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех».
4 Цар. 15:8-11
6 мес.
15
Селлум
Убил своего друга и царя Захарию, и захватил власть в стране. Убит военачальником Менаимом.
4 Цар. 15:13-15
30 дней
16
Менаим
Ввел большие налоги, угнетал свой народ. «Делал он неугодное в очах Господних».
4 Цар. 15:17-22
10
17
Факия
Как и его отец Менаим, «делал неугодное в очах Господних». Убит своим сановником Факеем.
4 Цар. 15:22-26
2
18
Факей
Его царствование знаменовалось тем же нечестием и развратом, как и царствования многих прежде него бывших царей Израильских. Факей был непримиримым врагом Иудейского царства. Стал жертвой заговора. Потерял жизнь и престол, подобно своему предшественнику, которого он некогда убил.
4 Цар. 15:27-31
20
19
Осия
Последний царь Израильского царства. Достиг престола через цареубийство Факея. Царствование его было бесславно: Самария взята ассирийцами, царство уничтожено, население переселено в Ассирию. Как и его предшественники, делал «неугодное в очах Господних». Умер в вавилонском плену.
4Цар.15:30-31, 17:1-6
9
Северное царство просуществовало чуть более 200 лет (930-721 до Р.Х.) и было разрушено Ассирией. Оставшиеся самаряне были верны идее, что благочестие не в Иерусалиме, а в их храме на горе Гаризим (был разрушен за столетие до Р.Х.), рядом с которой находился колодец Иакова.
* Праведные цари
Цари
Предполагаемые годы правления
События
Ровоам
926-910
Основание Иудейского царства в 928 г. Война с Северным Царством. Поражение от египтян.
Авия
910-908
Война с Северным Царством.
Аса
908-868
Борьба с идолопоклонством. Победа над царем Зараем Ефиоплянином (египетским фараоном).
Иосафат
868-847
Борьба с идолопоклонством. Иудейское царство достигает высшей степени процветания.
Иорам
847-845
Начало эпохи религиозного упадка. Отделение Идумеи от Иудеи. Опустошительный набег филистимлян и кочевников Аравийского полуострова.
Охозия
845
Неудачный военный поход в Сирию.
Гофолия
845-840
Внутренние раздоры, репрессии.
Иоас
840-801
Восстановление Иерусалимского храма и возвращение к язычеству. Убийство пророка Захарии. Опустошение Иудеи сирийцами.
Амасия
801-773
Успешная военная компания против Идумеи и распространение идумейских культов. Поражение от Израиля, захват Иерусалима.
Азария (Озия)
Середина VIII в.
Удачные военные походы, укрепление обороноспособности царства.
Иоафам
756-741
Удачная военная компания против Аммона, укрепление обороноспособности царства. Отказ от коалиции с Израильским и Дамасским царствами.
Ахаз
742-725
Нашествие израильтян и арамеев. Религиозный упадок, усиление идолопоклонства.
Езекия
725-697
Борьба с идолопоклонством, религиозные реформы. Укрепление и внутреннее благоустройство царства. Вассальная зависимость от Ассирии.
Манассия
696-642
Резкое усиление идолопоклонства.
Аммон
641-640
Внутренние раздоры.
Иосия
640-609
Духовно-религиозное возрождение, религиозные реформы, борьба с идолопоклонством, строительство новых районов Иерусалима. Восстановление власти над большей частью территории царства Давида и Соломона, но последующая вассальная зависимость от Египта.
Иоахаз
608
Политический кризис. Вассальная зависимость от Египта.
Иоаким
607-597
Вассальная зависимость от Египта. Нашествие вавилонян. Вассальная зависимость от Вавилона.
Иехония
597
Восстание против Вавилона и последующее поражение. Часть народа уведена в Вавилон.
Седекия
597-586
Большая часть иудеев уведена в Вавилон. В Иерусалиме осталось только беднейшее население.
Цари
Годы правления
События
1-я династия
Иеровоам I (Ефремялянин)
926–907
925 Поход фараона Сусакима (Шешонка) на Израиль.
Столица: Сихем, Пенуэл, Фирца.
Нават (Надав), сын Иеровоама
907–906
2–я династия
Вааса Стал царем, убив Навата
906–883
Нападение арамеев во главе с Вендадом
Ила, сын Ваасы
883–882
Междуцартвие
Замврий
882
Начальник колесниц, убив Илу, семь дней на троне
3–я династия
Фамний и Амврий
882–878
(Ком. армией) царствуют вместе
Амврий – царь
878–871
Основание города Самарии.
Ахав, сын Амврия
871–852
Союз с Иудеей. Культ Ваала.
853 Битва при Каркаре
853 Поражение Ахава и Иосафата при Рамофе Галаадском. Смерть Ахава
Охозия, сын Ахава
852–851
Иорам, брат Охозии
851–845
Моавитяне стали независимы от Израиля.
Военачальник Ииуй
845
Убивает Иорама и Охозию, царя иудейского.
4–я династия
Ииуй
845–818
Уничтожение культа Ваала.
Подчинение Ассирии и выплата дани.
Иоахаз
818–802
Отражение нападения Асаила Дамасского.
Иоас
802–787
Отвоевывает у Сирии потерянные области.
Платит дань ассирийцам. Смерть пророка Елисея
797 Иеровоам II становится соправителем отца.
792 Иоас овладевает Иерусалимом и разрушает часть стены.
Иеровоам II, сын Иоаса
787–747
Восстановление прежних границ.
Последний расцвет Израильского царства.
Внутренние раздоры. Религиозный упадок.
Пророки Амос и Осия
Захария, сын Иеровоама
747
На престоле 6 месяцев. Убит Селлумом.
Отдельные правители
Селлум
747
На престоле 1 месяц. Убит.
Менаим
747–738
Факия, сын Менаима
737–736
Продолжение идолопоклонства. Убит Факеем.
Факей
735–732
Союз с Сирией против Ассирии. Поход на Иудею.
733 Тиглатпалассар III превращает большую часть Израиля в провинцию Ассирии.
Факей сменен Осией, за которым остается только гора Ефремова и Самария.
Осия
732–722
725 Осия прекращает выплату дани. Начало осады Самарии.
722 Падение Самарии. Прекращение существования Израильского царства.
azbyka.ru
Правители Древнего Израиля и Иудеи — WiKi
Имя в рус. традиции Имя в оригинале В Ветхом Завете Годы правления[1] Комментарии
1.
Ровоам, сын СоломонаРехов‘ам бен Шломо
3Цар. 12 — 14
928—911978—960932—913
2.
Авия, сын РовоамаАвиям бен Рехав‘ам
3Цар. 14:1 — 15:8
911—908960—958913—911
3.
Аса, сын АвииАса бен Авиям
3Цар. 15:8 — 15:24
908—867958—917911—870
4.
Иосафат, сын АсыЙегошафат бен Аса
3Цар. 15:24 — 22:50
сопр. с
870—846917—892870—848
5.
Иорам, сын ИосафатаЙегорам бен Йегошафат
3Цар. 22:50 — 4Цар. 8:24
сопр. с 851895853
846—843892—888848—841
6.погиб
Охозия, сын ИорамаАхазия бен Йегорам
4Цар. 8:24 — 8:24
843—842888—887841
7.погибла
Гофолия, дочь АмврияАталия бат Омри
4Цар. 8:26 — 11:20
842—836887—881841—835
жена Иорама и мать Охозии
8.погиб
Иоас, сын ОхозииИегоаш бен Ахазия
4Цар. 11:2 — 14:16
836—798881—840835—796
регент
ИодайИегояда
4Цар. 11:4 — 12:9
836—826881—871835—825
первосвященник
9.погиб
Амасия, сын ИоасаАмация бен Иегоаш
4Цар. 12:21 — 14:17
798—769840—811796—767
10.
Озия/Азария, сын АмасииУззияу/Азария бен Амация
4Цар. 14:21 — 15:7
сопр. с
791
785—733811—758767—740
11.
Иоафам, сын ОзииЙотам бен Уззияу
4Цар. 15:32 — 15:38
сопр. с
760
759—743758—742740—732
12.
Ахаз, сын ИоафамаАхаз бен Йотам
4Цар. 15:38 — 16:20
сопр. с
735
743—727742—727732 — 716
722—612 вассал Ассирии
13.
Езекия, сын АхазаХизкияу бен Ахаз
4Цар. 16:20 — 20:21
727—698727—698716—687/6
14.
Манассия, сын ЕзекииМенашше бен Хизкияу
4Цар. 20:21 — 21:18
сопр. с 696/5
698—642698—642687/6 — 642/1
15.погиб
Аммон, сын МанассииАммон бен Менашше
4Цар. 21:18 — 21:26
641—640642—640642/1—640/39
16.погиб
Иосия, сын АммонаИошияу бен Аммон
4Цар. 22:1 — 23:30
639—609640—609640/39—608
17.погиб
Иоахаз, сын ИосииЙегоахаз бен Иошияу
4Цар. 23:30 — 23:33
609609608
правил три месяца
18.погиб
Иоаким, сын ИосииЙегоаким бен Иошияу
4Цар. 23:33 — 24:6
608—598609—598608—597
брат Иоахаза
19.
Иехония, сын ИоакимаЙегояхин бен Йегоаким
4Цар. 24:6 — 24:17
597598597
умер ок. 560
20.
Седекия, сын ИосииЦедкияу бен Иошияу
4Цар. 24:17 — 25:7
596—586598—587597—586
дядя Иехонии
27 августа, 586 г. до н. э. Разрушение Первого Храма
586—539 гг. до н. э. Вавилонское завоевание (Вавилонский плен)
539—331 гг. до н. э. Персидское завоевание
ru-wiki.org
Царь Иудейский. Путеводитель по Библии
Царь Иудейский
Придя в Иерусалим, волхвы задали простой вопрос:
Мф., 2: 2. Где родившийся Царь Иудейский?..
Другими словами, они искали Мессию.
В счастливые времена Маккавеев был некоторый спад напряжения страстной тоски по Мессии, но эта тоска не исчезла совсем. В конце концов, Маккавеи не основали полностью идеальное государство, которое правило бы всем миром, и, в любом случае, они не были из рода Давида.
Несомненно, Маккавеи поняли, что мечты о Мессии будут направлены против их собственной династии левитов, если должным образом не изменить тенденцию, и они, должно быть, одобряли те писания, которые имели такую склонность.
Например, во время маккавейского периода появилась апокрифическая работа «Заветы Двенадцати Патриархов». Подразумевалось, что она является записью последних слов двенадцати сыновей Иакова, когда те лежали на своем смертном одре. Отрывки из нее ясно указывают на Мессию-левита. Псалом 109 с его упоминанием о Мельхиседеке как царе и первосвященнике, который хотя и не Давидова рода — фактически он жил почти за тысячу лет до Давида, — возможно, также использовался в поддержку Маккавеев. (Действительно, некоторые подозревают, что этот псалом, возможно, был написан в раннемаккавейские времена и попал в канон в последнюю минуту.)
Однако все стремления обосновать, что Мессия — левит, должно быть, в целом не смогли воодушевить большинство иудеев. Пророческие писания были слишком ясны в вопросе о Давидовом происхождении Мессии, и священная память о самом Давиде и о той империи, которую он основал, оставалась слишком отчетливой и ясной. При Маккавеях мессианские чаяния могли ослабеть, но то упование, которое оставалось, было упованием на Мессию из рода Давида.
А затем время Маккавеев прошло. Несмотря на героизм Иуды Маккавея и его братьев, несмотря на завоевания Иоанна Гиркана I и Александра Ианнея, этот период был кратким и закончился он неудачно для еврейской истории. Те же, кто благочестиво ожидал Мессию, скорее всего, были довольны провалом Маккавеев. Ведь в конце концов Маккавеи были не из рода Давидова; как же в таком случае они могли преуспеть?
Теперь под тяжестью власти Ирода, чужака из Идумеи, и под еще большей тяжестью власти римлян, которые его поддерживали, иудеи становились все более беспокойными. Несомненно, это было подходящее время для прихода Мессии, который станет идеальным Царем Иудейским, будет судить язычников-угнетателей и будет милосердно править всем миром, а все народы отовсюду смогут наконец прийти в Иерусалим поклониться.
Не стоит удивляться тому, что мессианский энтузиазм в Иудее стал ощутимым далеко за пределами этой страны. Вне Иудеи были большие колонии иудеев, особенно в Александрии и в Вавилонии. Три волхва с Востока могли, очевидно, прослышать о таком от иудеев, живущих на их земле, и впечатлиться этой историей.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
religion.wikireading.ru
Израильско-Иудейские цари - это... Что такое Израильско-Иудейские цари?
Имя в рус. традицииИмя в оригинале В Ветхом Завете Годы жизни Длительность правления Комментарии
1.
Иисус НавинИехошуа Бин-Нун
Нав.1 — Суд.2:8
8 лет вассал Кушан-Ришатаим
2.
Гофониил, сын КеназаОтниэль бен Кназ
Суд.3:9-11
40 лет мира
воевал против Хусарсафема, царя Месопотамского (Кушан-Ришатаим, царь Арама).
18 лет вассал аммонитян и амаликитян
3.
Аод, сын ГерыЭхуд бен Гера
Суд.3:11-29
80 лет мира
воевал против Еглона, царя Моавитского (Эглона, царя Моава)
4.
Самегар, сын АнафовШамгар бен Анат
Суд.3:31
20 лет вассал ханаанеев
5.
ДевораДвора
Суд.4 — 5
40 лет
вместе с военачальником Вараком (Бараком) воевала против ханаанского царя Иавина Асорского (Явина, царя Хацора) и Сисары (Сисры), его военачальника
7 лет вассал Мидьяна
6.
ГедеонГид’он
Суд.6 — 8
40 лет
воевал с мадианитянами, амаликитянами и «жителями востока»
Авимелех, сын ГедеонаАвимелех бен Гид’он
Суд.9
3 года
формально узурпировал царскую власть и не является Судьёй. Воевал с израильтянами, протестовавшими против его власти
7.
Фола, сын ФуиТол’а бен Пуа
Суд.10:1,2
23 года
8.
Иаир из ГалаадаЯир ха-Гиль’ади
Суд.10:3-5
22 года
18 лет вассал филистимлян и аммонитян
9.
ИеффайИфтах
Суд.11 — 12:7
6 лет
воевал с аммонитянами
10.
ЕсевонИвцан
Суд.12:8-10
7 лет
11.
Елон ЗавулонянинЭйлон ха-Звулуни
Суд.12:11,12
10 лет
12.
Авдон, сын ГиллелаАвдон бен Гилель
Суд.12:13-15
8 лет
вассал филистимлян
13.
СамсонШимшон
Суд.13 — 16
40 лет
воевал с филистимлянами
14.
ИлийЭли ха-Кохен
1Цар.1:1 — 4:18
15.
СамуилШмуэль
1Цар.1 — 28
Имя в рус. традицииИмя в оригинале В Ветхом Завете Годы правления[1] Комментарии
1.
Ровоам, сын СоломонаРехов‘ам бен Шломо
3Цар.12 — 14
928—911978—960932—913
2.
Авия, сын РовоамаАвийам бен Рехав‘ам
3Цар.14:1 — 15:8
911—908960—958913—911
3.
Аса, сын АвииАса бен Авийам
3Цар.15:8 — 15:24
908—867958—917911—870
4.
Иосафат, сын АсыЙегошафат бен Аса
3Цар.15:24 — 22:50
сопр. с
870—846917—892870—848
5.
Иорам, сын ИосафатаЙегорам бен Йегошафат
3Цар.22:50 — 4Цар.8:24
сопр. с 851895853
846—843892—888848—841
6.погиб
Охозия, сын ИорамаАхазия бен Йегорам
4Цар.8:24 — 8:24
843—842888—887841
7.погибла
Гофолия, дочь АмврияаАталия бат Омри
4Цар.8:26 — 11:20
842—836887—881841—835
жена Иорама и мать Охозии
8.погиб
Иоас, сын ОхозииИегоаш бен Ахазия
4Цар.11:2 — 14:16
836—798881—840835—796
регент
ИодайИегояда
4Цар.11:4 — 12:9
836—826881—871835—825
первосвященник
9.погиб
Амасия, сын ИоасаАмация бен Иегоаш
4Цар.12:21 — 14:17
798—769840—811796—767
10.
Озия/Азария, сын АмасииУззияу/Азария бен Амация
4Цар.14:21 — 15:7
сопр. с
791
785—733811—758767—740
11.
Иоафам, сын ОзииЙотам бен Уззияу
4Цар.15:32 — 15:38
сопр. с
760
759—743758—742740—732
12.
Ахаз, сын ИоафамаАхаз бен Йотам
4Цар.15:38 — 16:20
сопр. с
735
743—727742—727732 — 716
722—612 вассал Ассирии
12.
Езекия, сын АхазаХизкияу бен Ахаз
4Цар.16:20 — 20:21
727—698727—698716—687/6
13.
Манассия, сын ЕзекииМенашше бен Хизкияу
4Цар.20:21 — 21:18
сопр. с 696/5
698—642698—642687/6 — 642/1
14.погиб
Аммон, сын МанассииАммон бен Менашше
4Цар.21:18 — 21:26
641—640642—640642/1—640/39
15.погиб
Иосия, сын АммонаИошияу бен Аммон
639—609640—609640/39—608
16.погиб
Иоахаз, сын ИосииЙегоахаз бен Иошияу
609609608
правил три месяца
17.погиб
Иоаким, сын ИосииЙегоаким бен Иошияу
608—598609—598608—597
брат Иоахаза
18.
Иехония, сын ИоакимаЙегояхин бен Йегоаким
597598597
умер ок. 560
19.
Седекия, сын ИосииЦедкияу бен Иошияу
596—586598—587597—586
дядя Иехонии
27 августа, 586 г. до н. э. Разрушение Первого Храма
586—539 гг. до н. э. Вавилонское завоевание (Вавилонский плен)
539—331 гг. до н. э. Персидское завоевание
Имя в рус. традицииИмя в оригинале В Ветхом Завете Годы правления[1] Комментарии
I династия
1.
Иеровоам I сын НаватаИеров‘ам бен Нават
3Цар.11:26 — 15:7
928—907977—956932—910
2.погиб
Надав, сын ИеровоамаНадав бен Иеров‘ам
907—906956—955910—909/8
II династия
3.
ВаасаБааша
906—883955—932909/8—886/5
4.погиб
Ила, сын ВаасыЭла
883—882932—931886/5—885/4
III династия
5.погиб
ЗамврийЗимри
882931885/4
правил 7 дней
IV династия
погиб
ФамнийТибни
931—927884—881
претендент
6.
АмврийОмри
931—927884—881
882—871927—920885/4—874/3
7.погиб
Ахав, сын АмврияАхав бен Омри
873—852920—900874/3—853
8.погиб
Охозия, сын АхаваАхазиа бен Ахав
853—851900—899853—852
9.погиб
Иорам, сын АхаваЙегорам бен Ахав
851—842899—887852—842
брат Охозии
V династия
10.
ИиуйЙегу
842—814887—859842—814
11.
Иоахаз, сын ИиуяЙегоахаз бен Йегу
817—800859—842814—798
12.
Иоас, сын ИоахазаЙегоаш бен Йегоахаз
800—784842—825798—782
13.
Иеровоам II, сын ИоасаИеров‘ам бен Йегоаш
сопр. с
793
788—747825—799 и 788—773782—753
799—788 вассал Сирии
14.погиб
Захария, сын ИеровоамаЗахариа бен Иеров‘ам
747773—772753—752
правил 6 месяцев
VI династия
15.погиб
ШаллумШаллум
747772752
правил один месяц
VII династия
16.
Манаим IМенахем бен Гади
747—737772—761752—741
17.погиб
Факия, сын МанаимаПкахиа бен Менахем
737—735761—759741—740
VIII династия
18.погиб
ФакейПеках
в Гилеаде с
752
735—732759—744 и 735—730740—732
744—735 вассал Ассирии
Манаим IIМенахем II
744—735
вассал Ассирии, Тиглатпаласар III
IX династия
19.погиб
Осия, сын ИлыХошеа бен Ила
732—724730—721732—722
вассал Ассирии
721 г. до н. э. Разрушение Самарии
722—612 гг. до н. э. Ассирийское завоевание
612—539 гг. до н. э. Вавилонское завоевание
539—331 гг. до н. э. Персидское завоевание
Вожди восстания против греков, первосвященники, этнархи и цари Иудеи. Столица: Иерусалим.
Имя в рус. традицииИмя в оригинале титул Годы жизни(до н.э.) Длительность правления(до н.э.) Комментарии
Маккавеи
1.
Маттафия ХасмонейМатитьягу ха-Хашмонай
вождь воставших
? — 166
170 — 166
2.
Иуда Маккавей, сын МаттафииИехуда ха-Маккаби
вождь воставших
? — 161погиб
166 — 161
Этнархи и Первосвященники Иудеи
1.
Ионатан, сын МаттафииЙонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай
первосвященник и этнарх
? — 143погиб
152 — 143
положил начало первосвященнической династии Хасмонеев
2.
Симон, сын МаттафииШимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис)
первосвященникпервосвященник и этнарх
? — 134погиб
143 — 140140 — 134
положил начало независимому правлению династии Хасмонеев
3.
Иоанн Гиркан I, сын СимонаЙоханан Гиркан
первосвященник и этнарх
134 — 104
Цари и первосвященники Иудеи
4.
Аристобул I, сын Иоанна Гиркана IИехуда Аристобул
царь и первосвященник
? — 103
104 — 103
узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев
5.
Александр I Яннай, сын Гиркана I
царь и первосвященник
126 — 76
103 — 76
6.
Саломея АлександраШломцион
царица
139 — 67
76 — 67
жена Аристобула, позже жена Александра Янная
7.
Аристобул II, сын Александра Янная
царь и первосвященник
? — 49погиб
67 — 63
последний независимый царь из династии Хасмонеев
63 до н. э. — 6 н. э. вассал Рима.
8.
Иоанн Гиркан II, сын Александра ЯннаяЙоханан Гиркан
царьэтнарх и первосвященник
103 — 30погиб
6563 — 40
Антипатр ИдумеянинАнтипатр II
фактически соправительпрокуратор Иудеи
? — 43погиб
63 - 4747 — 43
был назначен Юлием Цезарем
Александр II, сын Аристобула II
соправитель
погиб
56 — 48
40—37 до н. э. тетрархия (раздел Иудеи на четыре части)
9.
Маттафия Антигон II, сын Аристобула IIМатитьягу Антигон
царь и первосвященник
? — 37?погиб
40 — 37
последний царь династии Хасмонеев
10.
Аристобул III
первосвященник
36
Иродиады — царская династия, правившая под покровительством Рима в Иудее или на части её територии в 37 до н. э. — 76 г. н. э. Родоначальником династии Иродиадов был Ирод I, сын Антипатра II, ставшего в 47 году до н. э. прокуратором Иудеи. Ирод получил в 37 г. до н. э. от римлян царский титул.
Имя в рус. традицииИмя в оригинале титул Годы жизни Длительность правления Комментарии
Антипатр ИдумеянинАнтипатр II
прокуратор Иудеи
? — 43погиб
47 — 43
был назначен Юлием Цезарем
Фазаил, сын Антипатра IIПецаэль
тетрарх Самарии
75 — 40 до н.э.погиб
43 — 40 до н.э.
Ферор, сын Антипатра II
тетрарх Переи
68 — 5 до н.э.
20 — 5 до н.э.
Ирод I, сын Антипатра IIХордус
тетрарх Галилеи и Переицарь Иудеи, Идумеи и Переи
74 — 4 до н.э.
43 — 40 до н.э.40/37 — 4 до н.э.
получил титул тетрарха от Марка Антония; в 40 г объявлен царём Иудеи в римском Сенате; в 37 захватил Иерусалим и стал царём Иудеи
Ирод Архелай, сын Ирода I
этнарх Иудеи, Идумеи и Самарии
23 до н.э. — 18 н.э.
4 до н.э. — 6 н.э.
был отправлен в ссылку в Галлию
6 н.э.: римская аннексия Иерусалима
Ирод Филипп II, сын Ирода I
тетрарх Итуреи и других северо-восточных областей: Трахонеи, Батанеи, Гавланитиды, Панеады и Авранитиды (Южная Сирия)
20? до н.э. — 34 н.э.
4 до н.э. — 34 н.э.
Ирод Антипа, сын Ирода I
тетрарх Галилеи и Переи
20 до н.э. — после 39 н.э.
4 до н.э. — 39 н.э.
был отправлен в ссылку в Испанию императором Калигулой
Агриппа I, сын Аристобула
тетрарх Трахонеи, Батанеи, Авранитиды и Абиленытетрарх Галилеи и Переицарь Иудеи и Самарии
10 до н.э. — 44 н.э.
37 — 4139 — 4141 — 44
стал преемником Ирода Филиппа, Ирода Антипы, а затем и всего царства Ирода Великого
Ирод II (Халкидский), сын АристобулаХордус Халкидон
царь Халкиды
15 до н.э. — 48 н.э.
41 — 48
[Марк Юлий] Агриппа II, сын Агриппы I
царь Халкидыправитель Самариицарь Иудеи (Галилеи, Трахонеи, Батанеи и Авранитиды)
28 — 96
49 — 5448 — 7653 — 91
после разрушения Иудеи в 70 году сохранил власть на севере Израиля
70 — 395: Иудея — римская провинция
Резиденция: Ямния (Явне), с 220 Сепфорис (Ципори), с 230 Тивериада (Тверия).
dic.academic.ru
Правители Древнего Израиля и Иудеи — википедия орг
Имя в рус. традиции Имя в оригинале В Ветхом Завете Годы правления[1] Комментарии
1.
Ровоам, сын СоломонаРехов‘ам бен Шломо
3Цар. 12 — 14
928—911978—960932—913
2.
Авия, сын РовоамаАвиям бен Рехав‘ам
3Цар. 14:1 — 15:8
911—908960—958913—911
3.
Аса, сын АвииАса бен Авиям
3Цар. 15:8 — 15:24
908—867958—917911—870
4.
Иосафат, сын АсыЙегошафат бен Аса
3Цар. 15:24 — 22:50
сопр. с
870—846917—892870—848
5.
Иорам, сын ИосафатаЙегорам бен Йегошафат
3Цар. 22:50 — 4Цар. 8:24
сопр. с 851895853
846—843892—888848—841
6.погиб
Охозия, сын ИорамаАхазия бен Йегорам
4Цар. 8:24 — 8:24
843—842888—887841
7.погибла
Гофолия, дочь АмврияАталия бат Омри
4Цар. 8:26 — 11:20
842—836887—881841—835
жена Иорама и мать Охозии
8.погиб
Иоас, сын ОхозииИегоаш бен Ахазия
4Цар. 11:2 — 14:16
836—798881—840835—796
регент
ИодайИегояда
4Цар. 11:4 — 12:9
836—826881—871835—825
первосвященник
9.погиб
Амасия, сын ИоасаАмация бен Иегоаш
4Цар. 12:21 — 14:17
798—769840—811796—767
10.
Озия/Азария, сын АмасииУззияу/Азария бен Амация
4Цар. 14:21 — 15:7
сопр. с
791
785—733811—758767—740
11.
Иоафам, сын ОзииЙотам бен Уззияу
4Цар. 15:32 — 15:38
сопр. с
760
759—743758—742740—732
12.
Ахаз, сын ИоафамаАхаз бен Йотам
4Цар. 15:38 — 16:20
сопр. с
735
743—727742—727732 — 716
722—612 вассал Ассирии
13.
Езекия, сын АхазаХизкияу бен Ахаз
4Цар. 16:20 — 20:21
727—698727—698716—687/6
14.
Манассия, сын ЕзекииМенашше бен Хизкияу
4Цар. 20:21 — 21:18
сопр. с 696/5
698—642698—642687/6 — 642/1
15.погиб
Аммон, сын МанассииАммон бен Менашше
4Цар. 21:18 — 21:26
641—640642—640642/1—640/39
16.погиб
Иосия, сын АммонаИошияу бен Аммон
4Цар. 22:1 — 23:30
639—609640—609640/39—608
17.погиб
Иоахаз, сын ИосииЙегоахаз бен Иошияу
4Цар. 23:30 — 23:33
609609608
правил три месяца
18.погиб
Иоаким, сын ИосииЙегоаким бен Иошияу
4Цар. 23:33 — 24:6
608—598609—598608—597
брат Иоахаза
19.
Иехония, сын ИоакимаЙегояхин бен Йегоаким
4Цар. 24:6 — 24:17
597598597
умер ок. 560
20.
Седекия, сын ИосииЦедкияу бен Иошияу
4Цар. 24:17 — 25:7
596—586598—587597—586
дядя Иехонии
27 августа, 586 г. до н. э. Разрушение Первого Храма
586—539 гг. до н. э. Вавилонское завоевание (Вавилонский плен)
539—331 гг. до н. э. Персидское завоевание
www-wikipediya.ru
Иудейский царь Википедия
Имя в рус. традиции Имя в оригинале В Ветхом Завете Годы правления[1] Комментарии
1.
Ровоам, сын СоломонаРехов‘ам бен Шломо
3Цар. 12 — 14
928—911978—960932—913
2.
Авия, сын РовоамаАвиям бен Рехав‘ам
3Цар. 14:1 — 15:8
911—908960—958913—911
3.
Аса, сын АвииАса бен Авиям
3Цар. 15:8 — 15:24
908—867958—917911—870
4.
Иосафат, сын АсыЙегошафат бен Аса
3Цар. 15:24 — 22:50
сопр. с
870—846917—892870—848
5.
Иорам, сын ИосафатаЙегорам бен Йегошафат
3Цар. 22:50 — 4Цар. 8:24
сопр. с 851895853
846—843892—888848—841
6.погиб
Охозия, сын ИорамаАхазия бен Йегорам
4Цар. 8:24 — 8:24
843—842888—887841
7.погибла
Гофолия, дочь АмврияАталия бат Омри
4Цар. 8:26 — 11:20
842—836887—881841—835
жена Иорама и мать Охозии
8.погиб
Иоас, сын ОхозииИегоаш бен Ахазия
4Цар. 11:2 — 14:16
836—798881—840835—796
регент
ИодайИегояда
4Цар. 11:4 — 12:9
836—826881—871835—825
первосвященник
9.погиб
Амасия, сын ИоасаАмация бен Иегоаш
4Цар. 12:21 — 14:17
798—769840—811796—767
10.
Озия/Азария, сын АмасииУззияу/Азария бен Амация
4Цар. 14:21 — 15:7
сопр. с
791
785—733811—758767—740
11.
Иоафам, сын ОзииЙотам бен Уззияу
4Цар. 15:32 — 15:38
сопр. с
760
759—743758—742740—732
12.
Ахаз, сын ИоафамаАхаз бен Йотам
4Цар. 15:38 — 16:20
сопр. с
735
743—727742—727732 — 716
722—612 вассал Ассирии
13.
Езекия, сын АхазаХизкияу бен Ахаз
4Цар. 16:20 — 20:21
727—698727—698716—687/6
14.
Манассия, сын ЕзекииМенашше бен Хизкияу
4Цар. 20:21 — 21:18
сопр. с 696/5
698—642698—642687/6 — 642/1
15.погиб
Аммон, сын МанассииАммон бен Менашше
4Цар. 21:18 — 21:26
641—640642—640642/1—640/39
16.погиб
Иосия, сын АммонаИошияу бен Аммон
4Цар. 22:1 — 23:30
639—609640—609640/39—608
17.погиб
Иоахаз, сын ИосииЙегоахаз бен Иошияу
4Цар. 23:30 — 23:33
609609608
правил три месяца
18.погиб
Иоаким, сын ИосииЙегоаким бен Иошияу
4Цар. 23:33 — 24:6
608—598609—598608—597
брат Иоахаза
19.
Иехония, сын ИоакимаЙегояхин бен Йегоаким
4Цар. 24:6 — 24:17
597598597
умер ок. 560
20.
Седекия, сын ИосииЦедкияу бен Иошияу
4Цар. 24:17 — 25:7
596—586598—587597—586
дядя Иехонии
27 августа, 586 г. до н. э. Разрушение Первого Храма
586—539 гг. до н. э. Вавилонское завоевание (Вавилонский плен)
539—331 гг. до н. э. Персидское завоевание
wikiredia.ru
Ирод Великий - царь Иудеи. Биография
Иудейский царь Ирод Великий остается одной из самых противоречивых фигур в античной истории. Больше всего он известен благодаря библейскому сюжету об избиении младенцев. Поэтому и сегодня само слово «Ирод» является фразеологизмом, означающим подлого и беспринципного человека.
Тем не менее личностный портрет этого монарха был бы неполным, если бы он начался и закончился упоминанием о расправе над младенцами. Ирод Великий получил свое прозвище за активную деятельность на престоле в сложную для евреев эпоху. Такая характеристика идет вразрез с образом кровожадного убийцы, поэтому к фигуре этого царя стоит приглядеться повнимательнее.
Семья
По своему происхождению Ирод не принадлежал к царской иудейской династии. Его отец Антипатр Идумеянин был наместником в провинции Идумее. В это время (I век до н. э.) еврейский народ оказался на пути римской экспансии, которая прокладывала себе дорогу на восток.
В 63 г. до н. э. Иерусалим был взят Помпеем, после чего иудейские цари стали зависеть от республики. Во время гражданской войны в Риме в 49-45 гг. Антипатру пришлось выбирать между претендентами на власть в Сенате. Он поддержал Юлия Цезаря. Когда тот победил Помпея, его сторонники получили значительные дивиденды за лояльность. Антипатр был награжден титулом прокуратора Иудеи и, хотя формально не был царем, фактически стал главным римским наместником в этой провинции.
Еще в 73 году до н. э. у Идумеянина родился сын – будущий Ирод Великий. Помимо того что Антипатр был прокуратором, он являлся еще и опекуном царя Гиркана II, на которого имел большое влияние. Именно с позволения монарха он сделал своего сына Ирода тетрархом (губернатором) провинции Галилеи. Это произошло в 48 году до н. э., когда молодому человеку было 25 лет.
Первые шаги в политике
Тетрарх Ирод Великий было наместником, лояльным к римской верховной власти. Такие отношения осуждались консервативной частью еврейского общества. Националисты хотели независимости и не желали видеть римлян на своей земле. Однако внешняя обстановка была таковой, что Иудея могла иметь защиту от агрессивных соседей только под протекторатом республики.
В 40 году до н. э. Ироду в качестве тетрарха Галилеи пришлось столкнуться с нашествием парфян. Они захватили всю беззащитную Иудею, а в Иерусалиме поставили в качестве марионеточного царя своего ставленника. Ирод благополучно бежал из страны для того, чтобы заручиться поддержкой в Риме, где он надеялся получить войско и изгнать интервентов. К этому времени его отец Антипатр Идумеянин уже умер от старости, поэтому политику пришлось принимать самостоятельные решения и действовать на свой страх и риск.
Изгнание парфян
По дороге в Рим Ирод остановился в Египте, где встретился с царицей Клеопатрой. Когда наконец иудей оказался в Сенате, ему удалось договориться с могущественным Марком Антонием, который согласился выделить гостю войско для возвращения провинции.
Война с парфянами шла еще два года. Римские легионы при поддержке еврейских беженцев и добровольцев освободили всю страну, а также ее столицу Иерусалим. До этого момента цари Израиля принадлежали к древней монаршей династии. Еще в Риме Ирод получил согласие на то, чтобы самому стать правителем, однако его родословная была худородной. Поэтому претендент на власть женился на внучке Гиркана II Мириамне, чтобы легитимизоваться в глазах соотечественников. Так, благодаря римскому вмешательству, в 37 году до н. э. Ирод стал царем Иудеи.
Начало правления
Все годы своего правления Ироду приходилось балансировать между двумя полярными частями общества. С одной стороны, он старался поддерживать хорошие отношения с Римом, так как его страна фактически была провинцией республики, а потом и империи. В то же время царю нужно было не растерять авторитет среди своих соотечественников, большая часть которых негативно относилась к пришельцам с запада.
Из всех методов сохранения власти Ирод выбрал самый надежный – он беспощадно расправлялся со своими внутренними и внешними противниками, чтобы ничем не показать собственную слабость. Репрессии начались сразу после того, как римские войска отбили Иерусалим у парфян. Ирод приказал казнить прежнего царя Антигона, посаженного на трон интервентами. Для новой власти проблема заключалась в том, что свергнутый монарх принадлежал к древней династии Хасмонеев, которая правила Иудеей уже больше века. Несмотря на протесты недовольных евреев, Ирод остался непреклонен, и его решение было воплощено в жизнь. Антиоха вместе с десятками приближенных казнили.
Выход из кризиса
Многовековая история евреев всегда была полна трагедий и тяжелых испытаний. Эпоха Ирода не стала исключением. В 31 году до н. э. в Израиле произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни больше 30 тысяч человек. Тогда же южные арабские племена напали на Иудею и попытались ее разграбить. Государство Израиль было в плачевном состоянии, но всегда деятельный Ирод не растерялся и принял все меры для того, чтобы минимизировать ущерб от этих напастей.
В первую очередь ему удалось победить арабов и изгнать их со своей земли. Кочевники напали на Иудею еще и потому, что в Римском государстве продолжался политический кризис, эхо которого распространялось и на Израиль. В том достопамятном 31 году до н. э. главный защитник и патрон Ирода Марк Антоний потерпел поражение в сражении при Акциуме против флота Октавиана Августа.
Это событие имело самые долгоиграющие последствия. Царь Иудеи почувствовал перемену политического ветра и начал слать послов Октавиану. Скоро этот римский политик окончательно захватил власть и провозгласил себя императором. Новый Цезарь и царь Иудеи нашли общий язык, и Ирод смог вздохнуть с облегчением.
Градостроительная деятельность
Разрушительное землетрясение уничтожило множество зданий во всем Израиле. Для того чтобы поднять страну из руин, Ироду нужно было предпринять самые решительные меры. В городах началось строительство новых зданий. Их архитектура получила римские и эллинистические черты. Центром подобного строительства стала столица Иерусалим.
Главным проектом Ирода стала реконструкция Второго храма – главного культового сооружения евреев. За прошедшие столетия он сильно обветшал и казался устаревшим на фоне новых великолепных построек. Древние евреи относились к храму как к колыбели своей нации и религии, поэтому его реконструкция стала делом всей жизни Ирода.
Царь рассчитывал, что эта перестройка поможет ему заручиться поддержкой обычного народа, который по многим причинам недолюбливал своего правителя, считая его жестоким тираном и ставленником Рима. Ирод вообще отличался честолюбием, а перспектива оказаться на месте Соломона, соорудившего Первый храм, и вовсе не давала ему покоя.
Реставрация Второго храма
Город Иерусалим несколько лет готовился к реставрации, которая началась в 20 году до н. э. В столицу со всех краев страны привозили необходимые строительные ресурсы – камень, мрамор и т. д. Повседневная жизнь храма была полна священных ритуалов, которые нельзя было нарушать даже во время реставрации. Так, например, существовала отдельная внутренняя секция, куда могли попасть только иудейские священнослужители. Ирод распорядился обучить их строительному мастерству, чтобы они сами могли проделать всю необходимую работу в запретной для мирян зоне.
Первые полтора года ушли на то, чтобы перестроить основной храмовый корпус. Когда эта процедура была закончена, сооружение было освящено и в нем продолжились религиозные службы. На протяжении последующих восьми лет шла реставрация дворов и отдельных помещений. Менялся интерьер для того, чтобы посетителям было уютно и удобно в новом храме.
Долгострой царя Ирода пережил своего вдохновителя. Даже после его смерти реконструкция все еще продолжалась, хотя основная часть работ была уже завершена.
Римское влияние
Благодаря Ироду древние евреи получили в своей столице первый амфитеатр, в котором проходили классические римские зрелища – гладиаторские бои. Эти сражения проводились в честь императора. Вообще Ирод старался всячески подчеркнуть, что он остается лояльным центральной власти, что помогло ему усидеть на троне до самой смерти.
Политика эллинизации не нравилась многим евреям, которые считали, что, насаждая римские привычки, царь оскорбляет собственное вероисповедание. Иудаизм в ту эпоху переживал стадию кризиса, когда по всему Израилю появлялись лжепророки, убеждавшие простой люд принять их собственное учение. С ересью боролись фарисеи – члены узкой прослойки теологов и священников, старавшихся сохранить старый религиозный уклад. Ирод часто советовался с ними в особенно щекотливых вопросах своей политики.
Помимо символических и религиозных сооружений, монарх улучшал дороги и старался дать своим городам все, что было необходимо для удобной жизни их жителей. Не забывал он и о собственном достатке. Дворец Ирода Великого, построенный под его личным контролем, поражал воображение соотечественников.
В критической ситуации царь мог поступить и крайне великодушно, несмотря на всю свою любовь к роскоши и величию. В 25 году в Иудее начался массовый голод, страдающие бедняки заполонили Иерусалим. Правитель не мог прокормить их на средства казны, так как все деньги в то время были вложены в строительство. С каждым днем ситуация становилась все более устрашающей, и тогда царь Ирод Великий повелел продать все свои драгоценности, на вырученные средства от которых были куплены тонны египетского хлеба.
Избиение младенцев
Все положительные черты характера Ирода с возрастом поблекли. К старости монарх превратился в беспощадного и подозрительного тирана. До него цари Израиля часто становились жертвами заговоров. Отчасти поэтому Ирод стал параноиком, не доверяющим даже своим близким. Помрачнение ума царя ознаменовалось тем, что он приказал казнить двух собственных сыновей, которые оказались жертвами лживого доноса.
Но гораздо известнее стала другая история, связанная с болезненными вспышками гнева Ирода. В Евангелии от Матвея описывается эпизод, согласно которому к правителю пришли загадочные волхвы. Маги рассказали правителю о том, что они идут в город Вифлеем, где родился настоящий царь Иудеи.
Новость о невиданном претенденте на власть перепугала Ирода. Он отдал приказ, которого еще не знала история евреев. Царь повелел перебить всех новорожденных младенцев Вифлеема, что и было сделано. В христианских источниках даются разные оценки о количестве жертв этой расправы. Возможно, были убиты тысячи младенцев, хотя современные историки оспаривают эту теорию в силу того факта, что в античном провинциальном городке не могло быть столько новорожденных. Так или иначе, но «царь Иудеи», к которому направлялись волхвы, выжил. Им был Иисус Христос – центральная фигура новой христианской религии.
Смерть и похороны
Ирод недолго прожил после истории с избиением младенцев. Он скончался приблизительно в 4 году до н. э., когда ему было 70 лет. Для античной эпохи это был крайне солидный возраст. Старик покинул этот мир, оставив после себя нескольких сыновей. Он завещал старшему отпрыску Архелаю свой трон. Однако эта кандидатура должна была быть рассмотрена и одобрена римским императором. Октавиан согласился дать Архелаю лишь половину Израиля, отдав другую половину его братьям и таким образом расколов страну. Это был очередной шаг императора на пути к ослаблению еврейской власти в Иудее.
Ирода похоронили не в Иерусалиме, а в крепости Иродион, названной по его имени и основанной в его царствование. Организацией траурных мероприятий занялся сын Архелай. К нему прибывали послы из самых разных провинций Римской империи. Гости Иудеи стали свидетелями невиданного зрелища. Усопшего хоронили пышно – в золотом ложе и в окружении большого скопления народа. Траур по умершему царю продолжался еще неделю. Государство Израиль долго провожало в последний путь первого своего правителя из династии Иродиадов.
Гробница царя была найдена археологами совсем недавно. Это произошло в 2007 году. Находка позволила сопоставить с действительностью многие факты, приведенные в древних письменных источниках.
Заключение
Личность Ирода была неоднозначно принята его современниками. Эпитет «Великий» был дан ему уже современными историками. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть ту большую роль, которую царь сыграл в интеграции своей страны с Римской империей, а также сохранении мира в Иудее.
Больше всего достоверных сведений об Ироде исследователи подчерпнули из работ историка Иосифа Флавия, который был его современником. Все успехи, достигнутые государем за время правления, стали возможны благодаря его честолюбию, прагматичности и уверенности в принимаемых решениях. Нет сомнения, что царь часто жертвовал судьбами своих конкретных поданных, когда речь шла о жизнеспособности государства.
Ему удалось продержаться на троне, несмотря на противоборство двух партий – римской и националистической. Его наследники и потомки не смогли похвастаться таким успехом.
Фигура Ирода является важной для всей христианской истории, хотя его влияние зачастую не так очевидно, потому что он умер накануне событий, связанных с деятельностью Христа. Тем не менее вся новозаветная история происходила в том Израиле, который оставил после себя этот античный царь.