Тайны Древнего Египта до сих пор будоражат наше воображение, вызывая желание как можно лучше понять дохристианскую цивилизацию, оказавшую огромное влияние на всю историю человечества. Древние египтяне хоронили умерших в богато украшенных гробницах и возводили величественные памятники в те времена, когда представители других зарождающихся культур еще одевались в шкуры и обитали в примитивных жилищах. Для своих построек египтяне использовали камень, и такой выбор строительного материала очень помог тем, кто изучал 3000-летнюю историю египетской цивилизации. Вырубленные в скалах гробницы с росписями на стенах, храмы из известняка и гранитные статуи дали нам полное представление об их жизни и культуре.
Египтяне верили в удивительных богов с головами животных и мумифицировали умерших, готовя к путешествию в загробный мир. Они строили грандиозные каменные сооружения, используя лишь инструменты бронзового века, а их страна хранила самобытность и никем не была завоевана на протяжении более трех тысячелетий.
Откуда они пришли? Как им удалось создать такую уникальную культуру и столько времени сохранять ее? Какие тайны еще не раскрыты археологами? Какие откровения ждут нас в песках египетских пустынь? И наконец, какое наследие египтяне оставили нам, вступившим в третье тысячелетие новой эры?
Итак, Древний Египет за час.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Введение. Древний Египет
Люди никогда не перестанут интересоваться загадками погибших цивилизаций и утраченными знаниями, тайнами монументов и сооружений, воздвигнутых древними, странными сообщениями, которые содержатся в великих мифах и легендах, загадками ранних географических исследований и даже возможных свидетельств паранормальных феноменов истории или контактов наших далеких предков с представителями иных миров и цивилизаций. Список увлекательных тем исчисляется десятками, если не сотнями названий, полки книжных магазинов ломятся от книг о древних тайнах. Зачем, казалось бы, повторять уже пройденный путь?
Всю массу подобных книг можно разделить на две группы. Первые, как правило, написаны авторами, которые не имеют специального образования в соответствующих областях знаний, но полны энтузиазма. Многие из этих книг содержат в себе поразительные откровения об атлантах, погибших цивилизациях, внеземных существах и «тайной мудрости» древних; обычно они очень плохо проработаны и вводят читателей в заблуждение. Авторы не проявляют критического отношения к материалу и умышленно сгущают покров тайны, стараясь создать впечатление о своей причастности к невероятным секретам, потрясающим человеческое воображение.
На другом полюсе находятся книги о древних тайнах, написанные профессиональными историками и археологами. К сожалению, эти труды чаще всего представляют собой сухие, формальные разоблачения книг первой категории, часто создаются ортодоксальным, а не пытливым разумом. Авторы таких книг нередко впадают в менторский тон, размеренно и терпеливо внушая читателю, что такие-то и такие-то вещи и явления являются абсолютной чепухой, а другие – окончательно доказанной истиной.
Конечно, было бы хорошо взять от каждой позиции их достоинства и оставить за скобками промахи. Чтобы было авторитетно, объективно, без явного вздора, но при этом увлекательно, захватывающе и интересно. Очень хочется проложить некий средний курс между восторженными энтузиастами и профессиональными скептиками. Пусть любознательный читатель знакомится с основными теориями, линиями рассуждений и объяснениями, хотя они, разумеется, не могут быть исчерпывающими. Пусть судит сам и получает удовольствие, придумывая собственные объяснения.
Итак, Древний Египет. В его истории существует множество интереснейших фактов и загадок; археологические изыскания и кабинетные размышления ежегодно приносят огромное количество материала, рассмотрение и анализ которого иногда приводит в замешательство, а порой повергает в изумление. Вообще вся египтология похожа на фундаментальную науку, от которой бессмысленно ожидать быстрых результатов. Многие поколения ученых вносят в нее свой вклад, пытаясь как можно полнее описать найденное, систематизировать все это и, проанализировав, сделать хоть какой-то вывод. Но именно на стадии выводов и возникает та несуразица, которая дезориентирует и сводит на нет всю работу исследователей, десятилетиями добывавших материальные свидетельства. Далеко не всегда те, кто блестяще проводит раскопки и диагностирует находки, способны извлечь верный вывод из найденного. Порой правильно интерпретировать находку труднее, чем найти и откопать ее. Поэтому-то так много неоднозначных версий и гипотез окружают «древнеегипетскую тему».
Загадки встречают нас, что называется, «у порога». С самого детства мы слышим слова: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды», «египетский Сфинкс». Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В отличие от укрытой песком цивилизации Двуречья, египетская практически постоянно была на виду. Сами египтяне называли свою страну Кем (Кемет, Та Кемет), что в переводе значит «Черная земля», а себя – «людьми Черной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности контактировавшие с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср – «Населенное место, город». Их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Название Миср сохранилось и сейчас – современные египтяне так называют свою страну.
Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет»? Это название страна получила от греков, которые произвели его от египетских наименований города Мемфиса (Хет-ка-Птах, «Владение души Птаха»). Греки образно называли Египет «даром Нила». Египтяне поклонялись этой реке как богу и у них были на то основательные причины. Нил – единственный источник пресной воды в окружавшей их пустыне. Вызываемое таянием снегов в горах Судана начало разлива Нила, совпадавшее с летним солнцестоянием, было наиболее важным событием древнеегипетского календаря. Нил заливал большой район и, отступая, оставлял немалое количество черного ила, который был превосходным удобрением – настолько превосходным, что в год египтяне собирали по несколько урожаев.
В начале I тысячелетия до н. э., когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис – город на рубеже Дельты и долины Нила. Его название «Хикупта» или «Айгюптос» греки взяли за обозначение всей страны. Так что слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло в европейские языки не непосредственно из египетского языка, а из древнегреческого. Вообще, очень много египетских слов и названий мы знаем в греческой транскрипции, например имена фараонов.
Географически Древний Египет делился на два района – узенькие (около 3 км) полоски, тянущиеся вдоль берегов Нила на 600 км – Верхний Египет, и обширные земли треугольной по форме Дельты у впадения его в Средиземное море – Нижний Египет. Такое разделение привело к тому, что возникли два царства – Верхнего и Нижнего Египта. Столицей Верхнего Египта был город Некхеб, располагавшийся неподалеку от Иераконполя[1]; покровительницей города считалась Некхебет – богиня с головой грифа. Столицей же Нижнего Египта был Пе, город в Дельте, который греки называли Уто; ему покровительствовала богиня Эджо с головой кобры.
Как два царства относились друг к другу в додинастические времена, неизвестно. Египтологи полагают, что впервые царства были объединены Менесом, могущественным повелителем Верхнего Египта, которого называли «королем скорпионов». Считается, что примерно в 3100 году до н. э. он покорил Нижний Египет, объявил себя владыкой объединенной страны и основал I династию. С этой датой обычно и связывают начало египетской истории, хотя сами египтяне считают, что их цивилизация намного древнее и восходит к «золотому веку», когда обоими царствами правили боги.
Факт существования двух царств не забывался никогда, поэтому всех фараонов именовали Повелителями Двух Стран или Царями Верхнего и Нижнего Египта. Обе святые покровительницы – Эджо и Некхебет, распространили свое благоволение на территорию всего Египта и стали изображаться с двойной короной: красная обозначала Нижний Египет, а белая – Верхний.
Всего Египтом со времени объединения страны Менесом правили 32 династии, включая греческих Птолемеев, воцарившихся здесь после завоевания Египта в 332 году до н. э. Александром Великим. Последней царицей – до тех пор, пока могучий Рим не сделал Египет своим владением – была Клеопатра. Долгая история династического правления – с 3100 по 30-е годы до н. э. – археологами разделена на несколько периодов; каждый включает несколько династий.
Самым известным, пожалуй, является время Древнего царства, называемого Эпохой пирамид. Оно включает в себя династии с III по VI (около 2686–2181 гг. до н. э.). Этот период известный английский египтолог, автор многих трудов по египтологии доктор И. Эдвардс назвал «расцветом эпохи пирамид»; апофеоз этой эпохи приходится на IV династию, во время которой были возведены наиболее грандиозные пирамиды.
Столицей своего царства Менес избрал Мемфис. То, что столица находилась у самого начала Дельты, имело и политическое, и символическое значение, поскольку именно здесь проходила граница между Нижним и Верхним Египтом. Во времена Нового Царства столицей стали Фивы в Верхнем Египте, но Мемфис продолжал процветать примерно до середины I века н. э. Сейчас же от этого некогда великолепного города не осталось почти ничего – между пальмами, растущими на месте бывших дворцов и храмов, пасется домашний скот.
В нескольких километрах к западу от Мемфиса расположен древний некрополь Саккара, место погребения царственных особ, которое использовалось по своему назначению на протяжении почти всей истории Древнего Египта. Именно там находятся знаменитая ступенчатая пирамида Джосера и несколько других пирамид меньшего размера, в частности пирамида Унаса, последнего фараона V династии. На противоположной Мемфису стороне реки, примерно в тридцати километрах к северу, находится легендарный священный город Иуну (библейский Он, или, как его позднее назвали греки, Гелиополь) – религиозный центр Древнего Египта. Именно жрецам Гелиополя принадлежала основная роль в проведении церемоний государственного культа; эта школа мудрости, о которой с большим уважением отозвался Геродот, была широко известна даже до периода Птолемеев. Гелиополь связан с легендой и о птице Феникс, или, по-египетски, Бенну, и с культом обелисков – священных колонн, существовавших еще во времена, предшествовавшие эпохе пирамид. С ними же связан и таинственный Камень Бен Бен. Считается, что именно этот культ привел к возникновению пирамид.
При упоминании слова «пирамида» мы, естественно, представляем себе три самые знаменитые пирамиды на пустынном плато Гиза (в настоящее время почти поглощенном Большим Каиром). Гиза находится на самой границе с пустыней, на противоположном от Гелиополя берегу реки, немного выше по течению Нила. Какие только тайны не хранят египетские пирамиды… По большому счету, на вопросы «кто построил?», «зачем?», «из чего?» и прочие до сих пор нет однозначных ответов. В Гизе также находится множество небольших пирамид-«спутников», менее значительных по размерам погребальных сооружений, храмов и, конечно же, легендарный Большой Сфинкс – всемирно известный памятник, на протяжении многих лет вызывавший самые бурные споры. Эта скульптура, вырубленная из скалы, представляет собой фантастическое существо с телом льва и головой (так, по крайней мере, думает большинство исследователей) фараона Хефрена. Сфинкс лежит на каменистом плато и с таинственной полуулыбкой смотрит вдаль. Возможно, он был призван охранять храм от грабителей. Легенда гласит, что когда падет покров последней тайны Сфинкса, он рассмеется и мир окончит свое существование.
«Владыка тайн» – так не без основания называют египтяне фараона Тутанхамона, правившего Древним Египтом с 1361 по 1352 год до н. э. Властитель страны умер рано – в возрасте 18 лет. О его странной смерти ученые вновь заговорили, когда датские исследователи, изучавшие одежду фараона, пришли к заключению, что он страдал какой-то непонятной болезнью. Возможно, именно эта болезнь и стала причиной его смерти, а также причиной так называемого «проклятия фараонов» – странной и скоропостижной гибели членов экспедиции лорда Карнарвона, открывшей миру могилу Тутанхамона. Распространено также мнение, что Тутанхамон пал жертвой дворцового переворота. Кого последним увидели миндалевидные глаза фараона, прежде чем закрыться навсегда? Кто стоял за дворцовым переворотом, если таковой действительно имел место? Гипотезы существуют, но будут ли доказательства?
Удивительны и судьбы женщин, занимавших в разное время трон Верхнего и Нижнего Египта, так называемых Священных Правительниц. Фараоны в Древнем Египте никогда не ставились на одну доску с простыми людьми, они считались реинкарнацией бога-мужчины Гора, сына Ра, то есть приравнивались к богам. Слово «фараон», или же «царь», в Древнем Египте имело только мужской род, а слово, которое традиционно переводится как «царица», на самом деле означает «великая жена фараона». В древнеегипетском языке даже не было выражения, чтобы обозначить правящую особу женского пола. Как же так случилось, что на троне воцарилась женщина, и не как жена монарха, но сама – монарх?
Некоторые имена уже давно стали нарицательными, например Нефертити и Клеопатра, но прочие, дошедшие до нас из глубины веков, знакомы, пожалуй, только историкам, хотя судьбы этих цариц – Нейтикерт, Себенокфру, Хатшепсут – не менее, а то и более удивительны.
Кроме уже перечисленных, есть еще одна загадка, не дающая покоя профессионалам и любителям истории Египта. Это так называемый «темный период египетской истории» – время правления гиксосов. Около XVII столетия до н. э., в эпоху Среднего царства, в Египет вторглись полчища пришельцев – гиксосов. Гиксосы были не слишком многочисленны, но их военная организация превосходила египетскую, а применение запряженных конями колесниц определило победу над Египтом, переживавшим период упадка центральной власти. Скудные свидетельства о владычестве гиксосов содержатся в ряде египетских памятников и в трудах египетского жреца Манефона (III в. до н. э.)[2], фрагменты из которых приводит Иосиф Флавий[3]. Манефон, как свидетельствуют Юлий Африканский[4] и Евсевий Кесарийский[5], считал их финикийцами, но при этом отождествлял с иудеями. Кстати, по мнению отдельных представителей исторической науки именно в период гиксосского владычества советником одного из фараонов был библейский Иосиф. Наиболее вероятное время переселения древних евреев в Египет совпадает по времени с эпохой гиксосского завоевания. Но как такую могучую державу, как Древний Египет, могли завоевать племена кочевников? Кем должны были быть гиксосы, чтобы Египет пал перед ними? Кто они? Откуда пришли? На каких просторах взращивали свою военную силу и почему обрушили ее не на более слабых соседей, а именно на Египет?
При перечислении всех этих загадок и тайн невольно вспоминается строка Пастернака: «Здесь прошелся загадки таинственный ноготь…» Безусловно, вышеперечисленными темами не исчерпывается все интригующее многообразие древнеегипетских тайн. И, конечно же, представленная на суд читателя книга не является попыткой дать однозначный ответ типа «все было именно так и никак иначе». Скорее, это некий свод вероятных ответов, версий и гипотез, некое «меню», смысл которого – разбудить «исторический аппетит» уважаемого читателя к тому, чтобы искать и находить свои ответы.
Как говорили китайские мудрецы: «Путь в тысячу ли начинается с одного шага». Так сделаем этот шаг…
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Религия древнего Египта. Введение. | Журнал Пробудження
Египет — колыбель человеческой цивилизации, едва ли не самая загадочная из стран, которые когда-либо существовали и будут существовать на нашей планете. Многочисленные загадки древнего Египта (знаменитые пирамиды Хеопса, Сфинкс, тайны мумификации и еще много всего) будоражат человеческие головы уже много веков. Еще один из первых блогеров-журналистов античности древнегреческий историк Геродот удивлялся египетским тайнам, пытаясь их разгадать. Стоит отметить, что пирамиды и первые египетские династии для Геродота были такой же древностью, как для сегодняшних людей древний сам Геродот, живший в 5 веке еще до нашей эры.
Религия древнего Египта неразрывно связана с его историей, в которой немало белых пятен. Это и неудивительно, ведь египетские жрецы не очень охотно стремились раскрывать свои тайны всяким заезжим блогерам вроде Геродота, ибо тайны на то и тайны, чтобы о них молчать, как говорится: «молчание золото» (кто-кто, а египетские жрецы молчать умели). «Вы греки, как маленькие дети и всегда будете оставаться детьми», — говорили уважаемые жрецы Геродоту, когда он пытался выведать у них их тайны или взять хоть какое-то интервью, поэтому приходилось Геродоту наделенному не малой фантазией много всего додумывать и допридумывать самому (а это он умел делать прекрасно).
Не лучше Геродота и многочисленные современные историки, занимающиеся исследованием Египта, а пространства для исследований там немало, есть даже целая отдельная наука, которая так и называется — египтология. Египтология зародилась еще в 19-м веке, когда в кругах образованных европейцев заиграл в одном месте огромный интерес к древней египетской цивилизации.
Великий французский император-завоеватель Наполеон Бонапарт во время египетского похода стоит перед мумией. Наполеон хоть и был бы «просвещенным», однако его «просвещенность» не помешала ему ради забавы из пушки отстрелить носа египетском Сфинксу.
Много бесценных экспонатов из египетских сокровищ были вывезены французами и англичанами на свои родины (в Парижском Лувре огромный отдел посвящен древнему Египту, еще больше экспонатов в Британском музее). Наконец ученые египтологи даже научились немного расшифровывать египетские письмена — древнейшие граффити которыми исписаны стены и потолки египетских гробниц и первые древние папирусы, которые хоть немного при открыли нам завесу таинственности над великой египетской цивилизацией и религией древнего Египта, которая совсем не такая, как может показаться на первый взгляд.
На первый взгляд древние египтяне, как и многие другие языческие народы, верили во многих различных богов, многочисленные изображения которых можно видеть на стенах египетских гробниц, в середине пирамид и в глубине древних храмов. Однако многочисленные боги существовали лишь как проявление одного великого единого Бога, имя которого было большой тайной доступной лишь посвященным жрецам. Сердцевина, сакральная суть египетской религии всегда была закрыта для простых людей, которым было достаточно лишь следовать установленным ритуалам и хорошо ловить крокодилов в реке Нил, а настоящие искатели истины с амбицией стать мудрыми должны были пройти через тяжелые испытания, чтобы доказать — они достойны быть посвященными в тайные знания, которыми обладали египетские жрецы.
Эта статья является лишь началом большого цикла статей посвященных древнему Египту, его религии, пирамидам, мумификации, мистериям и многому другому, так что заходите еще.
P. S. А еще очень интересно узнать, какой была обыденная жизнь древних египтян, какую они носили одежду, чем занимались в свободное время, какими куклами играли их дети. Кстати о куклах, случалось в древнеегипетских захоронениях археологи помимо прочей утвари находили и куклы. Часто такие куклы были не простыми игрушками и символизировали разные вещи, например, времена года, когда родился или умер тот или иной знатный египтянин/египтянка. Вот было бы здорово купить куклу Весны (или Осени) и почувствовать себя знатным египтянином времен фараона Хеопса.
waking-up.org
Реферат - Древний Египет
Оглавление:
Введение 3
1. Организация управления на различных этапах развития Древнего Египта 4
1.1. Раннее и Древнее царство 4
1.2. Расцвет цивилизации в эпоху Среднего царства 7
1.3. Эпоха Нового царства 9
1.4. Поздний период Египетской цивилизации 14
2. Формирование государственно-правовой системы 16
Заключение 29
Список литературы: 31
Введение
Один из древнейших центров зарождения Цивилизации находился в северо-восточной части Африки, где с юга на север течет широкая многоводная река Нил. Жители долины Нила называли свою страну Та кемет (Черная земля) по цвету блестящей как черный лак местной почвы, в отличие от окружающей пустыни, которую именовали Красной страной. Древние греки от труднопроизносимого имени города Хет-ка-Птах (одно из названий города Мемфиса) произвели привычное для нас название Айгюптос Египет. Египет в древности это собственно долина Нила. По словам древнегреческого историка Геродота, Египет Дар Нила. Специфика египетской Цивилизации, ее индивидуальность определяются особой ролью в ее судьбе этой реки. Цивилизация Египта речная Цивилизация, которая возникла в гигантском оазисе долины Нила, протяженностью 6500 км.
Египетскую Цивилизацию создавали египтяне, древневосточный Народ, который сложился в процессе смешения различных Племен Северо-Восточной Африки. Египтяне говорили на одном языке с многочисленными диалектами, что благоприятно сказалось на темпах объединения Египта и формирования единого Государства.
Одна из древнейших Цивилизаций на земле сформировалась в регионе с выгодным географическим положением, богатым своими природными ресурсами, находящимся на перекрестке торговых, политических и культурных связей. Все необходимое для создания материальной основы Цивилизации имелось в самом Египте или в окрестных близлежащих землях.
Целью данной курсовой работы является анализ основных этапов в становлении государственного управления Древнего Египта.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
referatbox.com
Введение. Религия Древнего Египта - реферат
Религия Древнего Египта
Актуальность работы. Египетская цивилизация является самой ранней цивилизацией в мире, зародившаяся в третьем тысячелетии до н.э., которая имеет достаточно своеобразную культуру. Религия, тесно связанная с мифологией, хранит в себе много тайн и полностью еще не изучена, тем самым она привлекает к себе многих исследователей. Величайшие пирамиды, устрашающие проклятья, мумии самых знатных фараонов - всё это вызывает интерес не только ученых, но и простых людей. На формирование своеобразной религии повлияли природно-климатические и географические особенности Древнего Египта, что затрудняло внешние контакты древних египтян, а, следовательно, и заимствование культурных достижений других народов.
Изучение египетской религии начинается с расшифровки иероглифов, французским египтологом Ж.Ф. Шампольоном, благодаря чему было переведено множество различных письменных памятников, таких как Книга мертвых, «Большой папирус Гарриса», составленный при Рамзесе IV, в котором очень подробно перечисляются все дары, сделанные Рамзесом III храмам, а также всё имущество крупнейших храмов Египта, краткие надписи, сохранившиеся на «больших исторических скарабеях», «Поучение Ипувера» и «Поучение Ноферреху», гимны богам и царям, ритуалы, мифы, заупокойные тексты и магические заклинания. Геродот, греческий историк, в своем труде «История» подробно останавливается на описании египетской религии и высоко оценивает египетскую культуру. Он описал обрядовый характер египетской религии, отметив огромные богатства и большое влияние египетского жречества. Внимание Геродота не мог не привлечь своеобразный, доведённый до крайности культ священных животных, в частности собак, кошек и даже крокодилов. Подробно описывает Геродот праздники и мистерии древних египтян, в частности связанные с культом Озириса, который получил широкое распространение во всём античном мире. Огромное значение для изучения египетской религии имеет книга Плутарха Херонейского (50-125 гг. н.э.) «Об Изиде и Озирисе», содержащая единственное полное сохранившееся до нашего времени описание широко распространённого в Египте и во всем античном мире мифа и культа богов природы Изиды и Озириса. Также ценные сведения оставили Платон и Евдокс, которые лично посетили Египет, а именно Гелиополь. Они дали подробные описания о жизни и деятельности жрецов так, как жили с ними около 13 лет.
Первые последователи Шампольона, Бругш и Лепетгус в Германии, Девериа, де-Руже и Шаба во Франции, Розеллини в Италии, Берч в Англии, сосредоточили свои усилия на изучении и издании главным образом памятников древнеегипетской письменности. Немецкий египтолог А. Видеман в своем труде «история религиоведения: религия древних египтян» писал, что эту религию, можно было видоизменять и объяснять настолько по-разному, что, по мнению египтянина, никакой отказ от старых воззрений ради новых идей - какими бы желаемыми они ни были, по нашим понятиям, - оказывался совершенно не нужен. Основателем русской египтологии был крупный учёный, обладавший огромными научными знаниями, академик Б. А. Тураев (1868-1920 гг.). Главным плодом его научной деятельности было составление обширной и прекрасно документированной «Истории древнего Востока», в которой весь древневосточный мир рассматривается как единое культурно-историческое целое. В труде М.А. Коростовцева «Религия Древнего Египта» подробно описаны религиозные представления разных номов, их сходства и различия. Также множество интересных фактов о религии Древнего Египта собрано в «Словаре египетской мифологии» Н.Н. Швец, «История Древнего Востока» В.И. Кузищина, «Мифы народов мира» Токарева, и т.д.
Задачами данной работы являются:
1) Рассмотреть ранние верования древних египтян
2) Изучить особенности представлений о сотворении мира разных городов
3) Дать представление о реформе Эхнатона и узнать причины ее неэффективности
При выполнении курсовой работы автор применял методику по систематизации информации, а также ее анализ, для подробного изучения данной темы, выделения определенных фактов, сформирования своего вывода. Нисколько не пренебрегая научными реконструкциями генезиса и древнейшего состояния египетской религии, в интересах полной объективности целесообразно начать ее описание, опираясь на письменные памятники, т.е. со времен Древнего царства. Уже в то отдаленное время египетская религия приобрела в основном все те характерные черты, которые были ей свойственны на всем дальнейшем протяжении ее существования. Это, конечно, не означает, что она не подвергалась изменениям. Но изменения эти не носили такого характера, который мог бы привести к качественно иному состоянию.
rel.bobrodobro.ru
Введение | Читать онлайн, без регистрации
Введение
Люди никогда не перестанут интересоваться загадками погибших цивилизаций и утраченными знаниями, тайнами монументов и сооружений, воздвигнутых древними, странными сообщениями, которые содержатся в великих мифах и легендах, загадками ранних географических исследований и даже возможных свидетельств паранормальных феноменов истории или контактов наших далеких предков с представителями иных миров и цивилизаций. Список увлекательных тем исчисляется десятками, если не сотнями названий, полки книжных магазинов ломятся от книг о древних тайнах. Зачем, казалось бы, повторять уже пройденный путь?
Всю массу подобных книг можно разделить на две группы. Первые, как правило, написаны авторами, которые не имеют специального образования в соответствующих областях знаний, но полны энтузиазма. Многие из этих книг содержат в себе поразительные откровения об атлантах, погибших цивилизациях, внеземных существах и «тайной мудрости» древних; обычно они очень плохо проработаны и вводят читателей в заблуждение. Авторы не проявляют критического отношения к материалу и умышленно сгущают покров тайны, стараясь создать впечатление о своей причастности к невероятным секретам, потрясающим человеческое воображение.
На другом полюсе находятся книги о древних тайнах, написанные профессиональными историками и археологами. К сожалению, эти труды чаще всего представляют собой сухие, формальные разоблачения книг первой категории, часто создаются ортодоксальным, а не пытливым разумом. Авторы таких книг нередко впадают в менторский тон, размеренно и терпеливо внушая читателю, что такие-то и такие-то вещи и явления являются абсолютной чепухой, а другие – окончательно доказанной истиной.
Конечно, было бы хорошо взять от каждой позиции их достоинства и оставить за скобками промахи. Чтобы было авторитетно, объективно, без явного вздора, но при этом увлекательно, захватывающе и интересно. Очень хочется проложить некий средний курс между восторженными энтузиастами и профессиональными скептиками. Пусть любознательный читатель знакомится с основными теориями, линиями рассуждений и объяснениями, хотя они, разумеется, не могут быть исчерпывающими. Пусть судит сам и получает удовольствие, придумывая собственные объяснения.
Итак, Древний Египет. В его истории существует множество интереснейших фактов и загадок; археологические изыскания и кабинетные размышления ежегодно приносят огромное количество материала, рассмотрение и анализ которого иногда приводит в замешательство, а порой повергает в изумление. Вообще вся египтология похожа на фундаментальную науку, от которой бессмысленно ожидать быстрых результатов. Многие поколения ученых вносят в нее свой вклад, пытаясь как можно полнее описать найденное, систематизировать все это и, проанализировав, сделать хоть какой-то вывод. Но именно на стадии выводов и возникает та несуразица, которая дезориентирует и сводит на нет всю работу исследователей, десятилетиями добывавших материальные свидетельства. Далеко не всегда те, кто блестяще проводит раскопки и диагностирует находки, способны извлечь верный вывод из найденного. Порой правильно интерпретировать находку труднее, чем найти и откопать ее. Поэтому-то так много неоднозначных версий и гипотез окружают «древнеегипетскую тему».
Загадки встречают нас, что называется, «у порога». С самого детства мы слышим слова: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды», «египетский Сфинкс». Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В отличие от укрытой песком цивилизации Двуречья, египетская практически постоянно была на виду. Сами египтяне называли свою страну Кем (Кемет, Та Кемет), что в переводе значит «Черная земля», а себя – «людьми Черной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности контактировавшие с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср – «Населенное место, город». Их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Название Миср сохранилось и сейчас – современные египтяне так называют свою страну.
Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет»? Это название страна получила от греков, которые произвели его от египетских наименований города Мемфиса (Хет-ка-Птах, «Владение души Птаха»). Греки образно называли Египет «даром Нила». Египтяне поклонялись этой реке как богу и у них были на то основательные причины. Нил – единственный источник пресной воды в окружавшей их пустыне. Вызываемое таянием снегов в горах Судана начало разлива Нила, совпадавшее с летним солнцестоянием, было наиболее важным событием древнеегипетского календаря. Нил заливал большой район и, отступая, оставлял немалое количество черного ила, который был превосходным удобрением – настолько превосходным, что в год египтяне собирали по несколько урожаев.
В начале I тысячелетия до н. э., когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис – город на рубеже Дельты и долины Нила. Его название «Хикупта» или «Айгюптос» греки взяли за обозначение всей страны. Так что слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло в европейские языки не непосредственно из египетского языка, а из древнегреческого. Вообще, очень много египетских слов и названий мы знаем в греческой транскрипции, например имена фараонов.
Географически Древний Египет делился на два района – узенькие (около 3 км) полоски, тянущиеся вдоль берегов Нила на 600 км – Верхний Египет, и обширные земли треугольной по форме Дельты у впадения его в Средиземное море – Нижний Египет. Такое разделение привело к тому, что возникли два царства – Верхнего и Нижнего Египта. Столицей Верхнего Египта был город Некхеб, располагавшийся неподалеку от Иераконполя[1]; покровительницей города считалась Некхебет – богиня с головой грифа. Столицей же Нижнего Египта был Пе, город в Дельте, который греки называли Уто; ему покровительствовала богиня Эджо с головой кобры.
Как два царства относились друг к другу в додинастические времена, неизвестно. Египтологи полагают, что впервые царства были объединены Менесом, могущественным повелителем Верхнего Египта, которого называли «королем скорпионов». Считается, что примерно в 3100 году до н. э. он покорил Нижний Египет, объявил себя владыкой объединенной страны и основал I династию. С этой датой обычно и связывают начало египетской истории, хотя сами египтяне считают, что их цивилизация намного древнее и восходит к «золотому веку», когда обоими царствами правили боги.
Факт существования двух царств не забывался никогда, поэтому всех фараонов именовали Повелителями Двух Стран или Царями Верхнего и Нижнего Египта. Обе святые покровительницы – Эджо и Некхебет, распространили свое благоволение на территорию всего Египта и стали изображаться с двойной короной: красная обозначала Нижний Египет, а белая – Верхний.
Всего Египтом со времени объединения страны Менесом правили 32 династии, включая греческих Птолемеев, воцарившихся здесь после завоевания Египта в 332 году до н. э. Александром Великим. Последней царицей – до тех пор, пока могучий Рим не сделал Египет своим владением – была Клеопатра. Долгая история династического правления – с 3100 по 30-е годы до н. э. – археологами разделена на несколько периодов; каждый включает несколько династий.
Самым известным, пожалуй, является время Древнего царства, называемого Эпохой пирамид. Оно включает в себя династии с III по VI (около 2686–2181 гг. до н. э.). Этот период известный английский египтолог, автор многих трудов по египтологии доктор И. Эдвардс назвал «расцветом эпохи пирамид»; апофеоз этой эпохи приходится на IV династию, во время которой были возведены наиболее грандиозные пирамиды.
Столицей своего царства Менес избрал Мемфис. То, что столица находилась у самого начала Дельты, имело и политическое, и символическое значение, поскольку именно здесь проходила граница между Нижним и Верхним Египтом. Во времена Нового Царства столицей стали Фивы в Верхнем Египте, но Мемфис продолжал процветать примерно до середины I века н. э. Сейчас же от этого некогда великолепного города не осталось почти ничего – между пальмами, растущими на месте бывших дворцов и храмов, пасется домашний скот.
В нескольких километрах к западу от Мемфиса расположен древний некрополь Саккара, место погребения царственных особ, которое использовалось по своему назначению на протяжении почти всей истории Древнего Египта. Именно там находятся знаменитая ступенчатая пирамида Джосера и несколько других пирамид меньшего размера, в частности пирамида Унаса, последнего фараона V династии. На противоположной Мемфису стороне реки, примерно в тридцати километрах к северу, находится легендарный священный город Иуну (библейский Он, или, как его позднее назвали греки, Гелиополь) – религиозный центр Древнего Египта. Именно жрецам Гелиополя принадлежала основная роль в проведении церемоний государственного культа; эта школа мудрости, о которой с большим уважением отозвался Геродот, была широко известна даже до периода Птолемеев. Гелиополь связан с легендой и о птице Феникс, или, по-египетски, Бенну, и с культом обелисков – священных колонн, существовавших еще во времена, предшествовавшие эпохе пирамид. С ними же связан и таинственный Камень Бен Бен. Считается, что именно этот культ привел к возникновению пирамид.
При упоминании слова «пирамида» мы, естественно, представляем себе три самые знаменитые пирамиды на пустынном плато Гиза (в настоящее время почти поглощенном Большим Каиром). Гиза находится на самой границе с пустыней, на противоположном от Гелиополя берегу реки, немного выше по течению Нила. Какие только тайны не хранят египетские пирамиды… По большому счету, на вопросы «кто построил?», «зачем?», «из чего?» и прочие до сих пор нет однозначных ответов. В Гизе также находится множество небольших пирамид-«спутников», менее значительных по размерам погребальных сооружений, храмов и, конечно же, легендарный Большой Сфинкс – всемирно известный памятник, на протяжении многих лет вызывавший самые бурные споры. Эта скульптура, вырубленная из скалы, представляет собой фантастическое существо с телом льва и головой (так, по крайней мере, думает большинство исследователей) фараона Хефрена. Сфинкс лежит на каменистом плато и с таинственной полуулыбкой смотрит вдаль. Возможно, он был призван охранять храм от грабителей. Легенда гласит, что когда падет покров последней тайны Сфинкса, он рассмеется и мир окончит свое существование.
«Владыка тайн» – так не без основания называют египтяне фараона Тутанхамона, правившего Древним Египтом с 1361 по 1352 год до н. э. Властитель страны умер рано – в возрасте 18 лет. О его странной смерти ученые вновь заговорили, когда датские исследователи, изучавшие одежду фараона, пришли к заключению, что он страдал какой-то непонятной болезнью. Возможно, именно эта болезнь и стала причиной его смерти, а также причиной так называемого «проклятия фараонов» – странной и скоропостижной гибели членов экспедиции лорда Карнарвона, открывшей миру могилу Тутанхамона. Распространено также мнение, что Тутанхамон пал жертвой дворцового переворота. Кого последним увидели миндалевидные глаза фараона, прежде чем закрыться навсегда? Кто стоял за дворцовым переворотом, если таковой действительно имел место? Гипотезы существуют, но будут ли доказательства?
Удивительны и судьбы женщин, занимавших в разное время трон Верхнего и Нижнего Египта, так называемых Священных Правительниц. Фараоны в Древнем Египте никогда не ставились на одну доску с простыми людьми, они считались реинкарнацией бога-мужчины Гора, сына Ра, то есть приравнивались к богам. Слово «фараон», или же «царь», в Древнем Египте имело только мужской род, а слово, которое традиционно переводится как «царица», на самом деле означает «великая жена фараона». В древнеегипетском языке даже не было выражения, чтобы обозначить правящую особу женского пола. Как же так случилось, что на троне воцарилась женщина, и не как жена монарха, но сама – монарх?
Некоторые имена уже давно стали нарицательными, например Нефертити и Клеопатра, но прочие, дошедшие до нас из глубины веков, знакомы, пожалуй, только историкам, хотя судьбы этих цариц – Нейтикерт, Себенокфру, Хатшепсут – не менее, а то и более удивительны.
Кроме уже перечисленных, есть еще одна загадка, не дающая покоя профессионалам и любителям истории Египта. Это так называемый «темный период египетской истории» – время правления гиксосов. Около XVII столетия до н. э., в эпоху Среднего царства, в Египет вторглись полчища пришельцев – гиксосов. Гиксосы были не слишком многочисленны, но их военная организация превосходила египетскую, а применение запряженных конями колесниц определило победу над Египтом, переживавшим период упадка центральной власти. Скудные свидетельства о владычестве гиксосов содержатся в ряде египетских памятников и в трудах египетского жреца Манефона (III в. до н. э.)[2], фрагменты из которых приводит Иосиф Флавий[3]. Манефон, как свидетельствуют Юлий Африканский[4] и Евсевий Кесарийский[5], считал их финикийцами, но при этом отождествлял с иудеями. Кстати, по мнению отдельных представителей исторической науки именно в период гиксосского владычества советником одного из фараонов был библейский Иосиф. Наиболее вероятное время переселения древних евреев в Египет совпадает по времени с эпохой гиксосского завоевания. Но как такую могучую державу, как Древний Египет, могли завоевать племена кочевников? Кем должны были быть гиксосы, чтобы Египет пал перед ними? Кто они? Откуда пришли? На каких просторах взращивали свою военную силу и почему обрушили ее не на более слабых соседей, а именно на Египет?
При перечислении всех этих загадок и тайн невольно вспоминается строка Пастернака: «Здесь прошелся загадки таинственный ноготь…» Безусловно, вышеперечисленными темами не исчерпывается все интригующее многообразие древнеегипетских тайн. И, конечно же, представленная на суд читателя книга не является попыткой дать однозначный ответ типа «все было именно так и никак иначе». Скорее, это некий свод вероятных ответов, версий и гипотез, некое «меню», смысл которого – разбудить «исторический аппетит» уважаемого читателя к тому, чтобы искать и находить свои ответы.
Как говорили китайские мудрецы: «Путь в тысячу ли начинается с одного шага». Так сделаем этот шаг…