Поучение это в древней руси. Культура Киевской Руси в эпоху правления Владимира Мономаха
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Подробно о том, что такое поучение. Поучение это в древней руси


Слово ПОУЧЕНИЕ - Что такое ПОУЧЕНИЕ?

Слово поучение английскими буквами(транслитом) - pouchenie

Слово поучение состоит из 8 букв: е е и н о п у ч

Значения слова поучение. Что такое поучение?

Поучение

ПОУЧЕНИЕ — в узком смысле церковная проповедь, в широком же — вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от П. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства…

Лит. энциклопедия. — 1929-1939

Поучение метод воспитания человека, способ передачи ему опыта предшествующих поколений, состоящий в наставлениях, назиданиях, советах нравоучительного характера.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - 2000

Поучение Агапита

«Поучение» Агапита («Поучение благаго царьства» – в первом переводе; «Изложение совещателных глав царю Иустиниану, сложеных Агапитом, диаконом святейшиа божиа великиа церкви» – во втором переводе) – одно из византийских «зерцал»…

Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1987-1989

Поучение (Агапит)

«Поучение» («Эктезис») Агапита (др.-греч. Έκθεσις κεφαλαίων παραινετικῶν) — одно из византийских «Зерцал» (наставлений правителю), переводы которого получили широкое распространение в Западной Европе, Древней Руси и у южных славян.

ru.wikipedia.org

Поучение Владимира Мономаха

«Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям») — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом.

ru.wikipedia.org

ПОУЧЕНИЕ, Поучение детям Владимира Мономаха

ПОУЧЕНИЕ, Поучение детям Владимира Мономаха — памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053-1125).

Педагогический словарь бибилотекаря. - Спб: РНБ, 2005-2007.

"ПОУЧЕНИЕ", "Поучение детям" Владимира Мономаха

«ПОУЧЕНИЕ», «Поучение детям» Владимира Мономаха памятник древнерус. лит-ры и пед. мысли. Автор — великий князь киевский, полит. и воен. деятель, писатель (1053—1125). Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей…

Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. - 1993

Поучения

Поучения Поучения литературно-дидактическое произведение Древнего Египта. Большинство "поучений" облечено в сложившуюся уже в эпоху Древнего царства традиционную литературную форму наставления отца сыну.

Энциклопедия мифологии

Поучения древнеегипетские

"ПОУЧЕНИЯ" ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ — лит. дидактич. произведения Др. Египта, ценный источник для изучения взглядов древних египтян на различные аспекты человеческой жизни.

Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982

Поучения древнеегипетские. Лит. дидактич. произв. Др. Египта. Большинство «поучений» облечено в сложивш. уже в эпоху Др. царства традиц. лит. форму наставл. отца сыну. «Поучения» Др. царства (до нас дошли в копиях Ср. царства) приписыв.

drevniy_mir.academic.ru

Русский язык

Поуче́ние, -я.

Орфографический словарь. — 2004

По/уч/е́ни/е [й/э].

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова поучение

В ложах поместился поначалу детский хор, потом Ильдар Абдразаков обратил хрестоматийную арию дона Базилио из "Севильского цирюльника" о клевете в поучение трем пацанам из хора.

  1. поучаствовать
  2. поучать
  3. поучающий
  4. поучение
  5. поучивать
  6. поучившийся
  7. поучивший

wordhelp.ru

Подробно о том, что такое поучение

Сегодня мы расскажем о том, что такое поучение. Данный термин можно рассматривать как в узком смысле, так и в более широком. Разные источники предлагают немного отличающиеся толкования. И сегодня мы рассмотрим основные из них.

Литература

что такое поучениеДля того чтобы разобраться в том, что такое поучение, обратимся к литературной энциклопедии. Согласно данному источнику, в узком смысле термин подразумевает церковную проповедь. Если говорить о том, что такое поучение в литературе, следует отметить, что это дидактическое высказывание, которое обращено к читателям. Источник называет данное явление проповедью, оформленной в традициях ораторского искусства.

Воспитание

Теперь посмотрим, какой ответ на вопрос о том, что такое поучение, предлагает пособие Безруковой В.С. под названием «Основы духовной культуры». Данный источник утверждает, что речь идет о методе воспитания человека, способе передачи опыта от предшествующих поколений, который состоит в советах, назиданиях и наставлениях нравоучительного характера.

Другие толкования

что такое поучение в литературеВ некоторых источниках упоминается «Поучение» Агапита. Речь в данном случае идет об одном из византийских «Зерцал», наставлений правителю. Переводы данного документа широко распространились в Древней Руси, Западной Европе, а также среди южных славян.

Большое значение также имеет «Поучение Владимира Мономаха». Это литературный памятник, относящийся к XII веку. Он был написан Владимиром Мономахом - великим киевским князем. В «Педагогическом словаре библиотекаря» также упоминается этот документ. Там он называется памятником педагогической мысли. В «Российской педагогической энциклопедии» подчеркивается, что «Поучение Владимира Мономаха» состоит из 3 частей, которые первоначально были абсолютно самостоятельными.

Теперь обратимся к «Энциклопедии мифологии». Данный источник называет «Поучениями» литературно-дидактические произведения Древнего Египта. Большая их часть облечена в форму наставления отца сыну. Данный жанр сложился уже во времена Древнего царства. Упомянуты Древнеегипетские поучения и в «Советской исторической энциклопедии». Там говорится, что это литературные дидактические произведения. Они являются ценным источником для подробного изучения взглядов жителей Древнего Египта на разнообразные аспекты человеческого существования.

Теперь посмотрим на то, какое определение дает издание «Русский язык». Оно называет этим термином литературные дидактические произведения Древнего Египта. Вот мы и разобрались в том, что такое поучение.

fb.ru

Поучение Владимира Мономаха - это... Что такое Поучение Владимира Мономаха?

«Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям»[1]) — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.[2]

До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и словах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.

История

«Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377).[1] Оно хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и по чистой случайности не сгорело при московском пожаре 1812 года — как раз в это время она была взята оттуда Карамзиным.[3] Академик Лихачёв называет «Поучение» «своеобразным собранием сочинений» Мономаха и добавляет:

Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом.[3]

С «Поучения» в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов.[4]

Примечания

  1. ↑ 1 2 Александр Ужанков. Русское летописание и страшный суд. Православие.ru. Архивировано из первоисточника 23 марта 2012. Проверено 10 января 2013.
  2. ↑ Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 1. — С. 64. — 400 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-691-00712-2
  3. ↑ 1 2 Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 2. — С. 133-154.
  4. ↑ Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 1. — С. 65. — 400 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-691-00712-2

Ссылки

dic.academic.ru

Ответы на вопрос "6. Литература Древней Руси: «Поучение» В. Мономаха ..."

 С XIV в. отчетливо проявляются особые книжные традиции, приведшие к образованию русской (великорусской) литературы, а с XV в. – украинской и белорусской (например, общерусская по характеру Белорусская первая летопись около 1441 г.). В филологии понятие древнерусская литература используется традиционно применительно ко всем периодам в истории русской литературы XI–XVII вв.

«Поучение Владимира Мономаха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям») — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.

До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и ловах»(автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.

«Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377). Оно хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и по чистой случайности не сгорело при московском пожаре 1812 года — как раз в это время она была взята оттуда Карамзиным. Академик Лихачёв называет «Поучение» «своеобразным собранием сочинений»

Произведение содержит более подробные, чем в «Повести временных лет», сведения о событиях 1070-х—1110-х годов, прежде всего касающиеся борьбы с половцами и Всеславом Полоцким, при аналогичной последовательности.

«Слово о полку Игореве» — известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Перед нами как бы народная история, народная эпопея в книжном изложении писателя конца XII в. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события. «Слово о полку Игореве» стоит в ряду крупнейших достижений средневекового эпоса. «Слово о полку Игореве» состоит из пяти глав: 1 Поход Игоря, 2 Золотое слово Святослава, 3 Обращение к князьям, 4 Плач Ярославны, 5 Бегство Игоря из плена

www.konspektov.net

Жанр поучений | Инфошкола

29 Ноябрь 2016       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   567

Аннотация. В статье рассмотрены аксиологические и эстетические установки поучений древнерусской литературы: раскрываются духовно-нравственные и художественные ценности жанра, проявляющиеся в позициях авторов и героев, традиционно передающих христианские идеалы новым поколениям.

Аксиологическое изучение литературы позиционируется в современном литературоведении как новое направление в филологии. Между тем и фольклор, и русская литература, и история их изучения были связаны с ценностным мировосприятием от исходных жанровых форм, особенностей их функционирования и восприятия в обществе.

Дидактизм как важнейшая особенность художественного метода древней литературы способствовал формированию жанров, нацеленных на введение в национальное сознание русского человека ценностного мира христианской культуры в органичном её соединении с вековечными ценностями русского и других народов России и соседствующих народов.

Поучение как жанр литературы отразило и само отношение к книге как к «учению книжному», в котором и раскрывается «неизмеримая глубина» всех жизненных ценностей каждого человека как члена общества.

Ценностные основы авторского мировосприятия (создателя поучений) развиваются в тех нравственных постулатах, которые оставляются современникам и потомкам, считающим книги «реками, наполняющими вселенную». Эти «реки» вобрали в себя все «ручейки» системы ценностей каждой конкретной эпохи, каждого литературного жанра, пронеся их в новые времена.

Эстетические установки художественного метода древней русской литературы связаны с ориентацией на идеальные духовные ценности: отсюда «чинность, урядность», «ритуальность», «литературный этикет», понуждающие писателя блюсти традицию, особенно в части мировоззренческой, духовной, где и определяются незыблемые ценности книжника, любого человека, нации, а затем уже эпохи.  Наиболее показательным в этом аспекте для эпохи Киевской Руси можно считать жанр поучений.

Рассмотрим духовно-нравственный, ценностный мир жанра поучений, проявляющийся в позициях авторов и героев, мировосприятии средневекового русского человека, показывающих идеальную духовно-нравственную традицию, передающуюся новым поколениям людей.

Вопрос о том, чему же учила древняя литература, был поставлен в литературоведении хх века Лихачёвым, но учёный был вынужден оговориться: «Оставим в стороне те религиозные и церковные вопросы, которыми она была занята. Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотична. Она учила деятельной любви к Родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.

В те годы подробно была изучена светская составляющая древней русской литературы, но сосредоточить внимание на единстве религиозных и светских представлений по идеологическим соображениям в то время не было возможности. До революции не было разделения словесности на светскую и духовную: был единый литературный процесс. Тем более это важно учитывать в постижении ценностных смыслов древней русской литературы) её жанров.

Поучение, созданное светским человеком или монахом, по своим глубинным устремлениям связано с христианским мировоззрением, которое было доминантой духовной жизни общества в целом. Большинство книжников, писателей Древней Руси были людьми воцерковлёнными и глубину жанра поучения и ценностный мир сограждан оценивали с таких позиций.

Постигнуть ценностные пласты древней русской культуры) в том числе и патриотическую составляющую, возможно только на основе системного постижения её духовных принципов в их единстве. «Глубоко патриотичная светская стихия» имела глубинный фундамент, и его изучение — насущная проблема современного литературоведения. Жанр поучений, религиозных и светских, в полной мере обнажает эти системные основы ценностного мира древнерусской культуры, обращённой к христианскому вероучению.

Авторы поучений концентрировали духовный, душевный и бытовой опыт не одного поколения для передачи или, как принято говорить трансляции традиции новым наследникам, сознательно решающим для себя, что из традиции нужно им воспринять.

Причём трудно представить более терпимого отношения между поколениями, какое открывается в поучениях. Владимир Мономах отмечает в самом начале повествования: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь) но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё..» или: «Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтёт: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным».

Мономах не настаивает на обязательности и непреложности восприятия своих принципов и правил жизни новыми поколениями, оставляя выбор за потомками, но просит принять их в сердце по закону любви. Основа всего ценностного духовного мира с точки зрения древнерусского писателя — любовь и диалог с людьми, Божий закон в душе.

В поучениях сходятся два мира: мир вечный — небесный и временный — земной. Ещё ранее, в 1054 году, летописец приводит наставления сыновьям, которые давал и при жизни) и перед смертью великий князь русский Ярослав: «Вот Я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой … если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить».

Основная забота авторов поучений направлена на воспитание православного человека «с Богом в душе», ибо такой человек может сохранить любовь, защитить гонимого: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают». Защищать обижаемого, вне разбора и суда (прав — виноват), по справедливости, — это также заповедь любви.

Жить мирно — следующая ценностная доминанта для книжника и любого русского человека, что неоднократно подчёркивается в разновременных произведениях древней литературы. Мирная жизнь — это величайшая ценность, к которой стремились люди из поколения в поколение: «худой мир лучше доброй ссоры». Мирная жизнь – это тот идеал, который будут воспевать новые поколения русских писателей и в иные времена. По мнению Ломоносова, «тишина» принесёт процветание родине.

Тысячу лет назад и князь Ярослав предупреждал: «будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом великим … ».  Истоки этого ценностного посыла очевидны: «стяжите дух мирен, и тысячи вокруг вас спасутся».

Владимир Мономах особое внимание уделяет воспитанию и самовоспитанию доброты и ответственности, ибо только на их основе возможно строительство того ценностного мира, который представлялся ему идеальным.

Сбережение родной земли, земли дедов и отцов, для детей, внуков и правнуков — важнейшая нравственная задача, завещанная новым поколениям древнерусскими писателями в поучениях. Земля отцов — отчизна, «светло светлая и красно украшенная» — это важнейшая ценность, на сбережение которой должны быть направлены все духовные силы современников. Воспитать такое отношение потомков на примерах жизни предков, современных поколений и собственным примером — основная задача автора поучений.

В древнейшем литературном жанре вырабатывались и основные ментальные принципы воспитания: научить «жить в любви» и прощении — основной завет предков. Так наставляли своих сыновей и Ярослав, и Мономах, так они жили и сами. Мономах в знаменитом письме к Олегу Святославичу (Гориславичу) раскрывает величие своего духовного мира и в умении подняться над личным мщением даже за погибель сына.

Принимая за основу отношений договор и примирение, Мономах руководствовался христианскими правилами, которые не устаёт повторять в поучении и в письме: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный».

И в политической своей деятельности Мономах руководствуется духовными принципами: «А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим».

Авторы поучений стремятся направить читателей на сохранение души в чистоте и верности Божьим заповедям: «Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете! Не от нужды говорю я это, не от беды какой-нибудь, посланной Богом, но душа своя мне дороже всего света сего».

С устройством души каждого конкретного человека Мономах связывает и всё устройство русского мира: «не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле».

Подведём итоги. Высшей ценностью для писателей Древней Руси, проявившейся и в жанре поучений, было воспитание и сбережение души человека, от которой только и зависит состояние государства. Деятельная любовь к Отечеству возможна, по мнению авторов поучений, только на основаниях духовных ценностей христианства. Все жанры древней русской литературы раскрывают эту взаимозависимость личного, духовного, и общественного патриотического настроя.

Поэтому изучить древние жанры, оставляя в стороне религиозную составляющую их ценностного мира, невозможно. Каждое произведение средневековой литературы соединяет в себе богословские, исторические и художественные ценности, требуя адекватных методологических подходов. «Истинное просвещение есть разумное просветление всего духовного состава в человеке или народе», — писал А.С.Хомяков. Вот этому духовному просветлению и способствовал жанр поучений древней русской литературы.

Жанр поучений пронизывают гуманные принципы, тот «нравственный И духовный закон», В котором из поколения в поколение воспитывались русские люди. Именно эти традиционные принципы жизнеустройства России способствовали укреплению России как государства.

    

info-shkola.ru

Культура Киевской Руси в эпоху правления Владимира Мономаха

Восприняв от Византии христианство, Киевская Русь, уже обладавшая высоким культурным потенциалом, приобщилась к европейской средневековой цивилизации и во времена Владимира Мономаха пережила бурный культурный расцвет. Это не было результатом простого заимствования: творчески переработав разнообразные влияния (византийское, южнославянское, частично романское и восточное), Древняя Русь создала органичную систему культурных ценностей, которая на века определила пути развития самобытной культуры восточнославянских земель – великорусского, украинского, белорусского народов. Во многом, возможно, греческие корни помогли Владимиру Мономаху сохранять и развивать культурные связи с Византией.

Выйдя на мировую арену во главе с Владимиром Мономахом значительно позднее своих европейских соседей, Русь за короткий промежуток времени прошла сложный путь своего развития, который складывался из многих, в разное время возникавших компонентов. Возникнув в VI в. и имея культурный уровень близкий к первобытному, Русь уже в XI в. сумела превратиться в страну с высокоразвитой культурой и достичь уровня передовых стран средневекового мира. В эпоху Киевской Руси складывается общность древнерусского народа, которая выражалась в выработке литературного языка, покрывшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства всего народа, в появлении общей культуры.

В эпоху Киевской Руси Владимира Мономаха был задан тип культурно-исторического развития русского народа в рамках тесного переплетения двух векторов его духовной жизни: христианского и языческого. В это время она создала свою собственную самобытную культуру. Ее светлые начала прошли через века и оказались очень стойкими.

Поучение Владимира Мономаха

Русская литература XI-XII вв. удивительна по своему характеру. Почти каждый памятник литературы этой эпохи воспринимается как своего рода небольшое чудо. Правда, каждое из этих чудес в той или иной мере объясняется литературоведами: мы можем вскрыть его истоки в русских, византийских и других книжных традициях, в общественной жизни Руси, в исторической обстановке. Тем не менее каждый памятник в той или иной мере удивляет своей непохожестью на другие.

Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием "Поучения", написаны в конце XI - начале XII в.

"Поучение" дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком "Слова о полку Игореве" в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.

То, что мы называем "Поучением" Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: здесь собственно "Поучение", его автобиография и письмо к князю Олегу.

Особенно поражает и удивляет замечательное письмо Мономаха знаменитому Олегу Святославичу ("Гориславичу"), как называет его автор "Слова о полку Игореве" за то горе, которое он принес своими братоубийственными войнами Русской земле). Письмо это частное, личное. Обстоятельства, которые дали повод для написания письма, исключительны, и сама тональность письма, его содержание также совершенно исключительны и производят на современного читателя сильнейшее впечатление.

О чем мог писать могущественнейший князь, владения которого были тогда самыми обширными в Европе, своему заклятому врагу, потерпевшему страшное поражение? Преступление Олега было тем более ужасно, что убитый Изяслав приходился крестным сыном Олега. Со средневековой точки зрения Олег был сыноубийцей. Он крестил Изяслава в один из коротких промежутков между войнами с Мономахом. Может быть, Мономах торжествует свою победу над ним? Может быть, он пишет ему злорадное письмо? Может быть, он ставит ему какие-либо условия и требует принести повинную, отказаться от своих прав на владения в Русской земле?

Нет! Письмо Мономаха поразительно. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды.

Письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу начинается в покаянном тоне: "О, многострастный и печальны аз! Мономах излагает повод, послуживший к написанию письма - убийство Олегом сына их обоих, - и высказывает мысль, что жизнь человеческая в руках божьих (то есть - виноватых нет!), а затем пишет: "Егда же убиша детя мое и твое пред тобою, и бяше тебе, узревше кровь его и тело увянувшю (следовало бы тебе, увидя кровь его и тело увянувшее), яко цвету (цветку) нову процветшю, яко же агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи в помыслы души своей: "Увы мне! что створих! И пождав его безумья, света сего мечетнаго кривости ради налезох грех собе, отцю и матери слезы.

Мономах всячески подчеркивает, что он не собирается мстить Олегу: "Дивно ли, оже мужь умерл в полку (в сражении) ти? Лепше суть измерли и роди наши". Перед нами поразительная для своего времени переделка обычной воинской формулы ободрения воинов перед битвой: "аще мужь убьен есть на рати, то кое чюдо есть?"

Мономах очень смело переделал традиционную формулу ободрения воинов перед битвой здесь не случайно: Мономах ведь обращается к суровому воину Олегу и стремится говорить с ним на понятном для него языке воина. Князья обычно говорили воинам перед сражением: "Что удивительного (разве это чудо?), что муж убит на войне?" Этим они стремились вселить бесстрашие в своих воинов. Вместо побуждения к битве Мономах этой же формулой оправдывает свой отказ от мести за убитого сына и добавляет: "неси ти ворожбит, ни местьник (я не враг тебе и не мститель)". Мономах готов добром отдать побежденному Олегу его волости.

Мономах призывает Олега вернуться в Русскую землю и начать княжить в своем наследственном княжестве. Больше того, Мономах просит его простить старую вражду.

Письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Он заботится о правде и о своей стране.

Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана.

Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную.

Чрезвычайно важно проследить, как тема необходимости морального упорядочения нового политического строя пронизывает собой все сочинения Владимира Мономаха: его "Поучение", автобиографию и письмо к Олегу.

Повод, по которому написано "Поучение", отмечен самим Мономахом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчины. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое "Поучение" - к детям и к "иным, кто его услышит". Под этими "иными" Мономах явно разумел всех русских князей. Именно к князьям обращены "Поучение" и другие примыкающие к нему "списания". Он учит в своем "Поучении" князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д. Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели - призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа.

"Поучение" начинается с тех слов Псалтири, которые он нашел в ней и которые как бы ответили его мыслям: "Не ревнуй лукавнующим (то есть не соревнуйся со злодеями), ни завиди творящим безаконье, зане (потому что) лукавнующии потребятся (то есть истребятся, погибнут), терпящий же господа - ти обладають землею". Эта мысль развивается Мономахом особенно подробно, здесь явно имеются в виду князья-современники. Он призывает их довольствоваться малым: малое у праведника лучше многих богатств нечестивых, нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. Практическое применение всех этих мыслей псалма в феодально-княжеской практике XII в. означало только одно: каждому князю довольствоваться своей отчиной, хотя бы и малой, как бы законны ни казались ему его права на землю соседа.

Владимир Мономах дал в своем письме к Олегу образец того, как надо прощать противнику даже смерть сына, - ибо смерть невозвратима, заботу же необходимо проявлять только о живых. Вот почему письмо к Олегу тесно примыкает к "Поучению" и по содержанию, и по ходу изложения. Оно как бы продолжает заключительные слова "Поучения", где Мономах говорит: "а иже от бога будет смерть, то ни отец, ни мати, ни братья не могут отъяти". Не мог отнять у смерти своего сына и Владимир Мономах. Не исключена возможность, что свое смелое и сильное письмо именно сам Владимир Мономах присоединил к "Поучению" в качестве практического образца нового поведения.

Громадная политическая тема - подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй - была разрешена в "Поучении" с удивительным художественным тактом. Весь тон "Поучения" - задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный - строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего "Поучения", когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он "в печали" взял Псалтирь, а затем собрал "словца си любая и складох по ряду и написах". Вынувшийся Мономаху стих из Псалтири: "векую печалуеши, душе?", "будучи обращен к гадающему, как бы сам собой присваивал его душевному строю названье печалования; а слово это на языке той эпохи значило много больше, чем значит теперь - к этому верному наблюдению исследователя "Поучения" - В. Л. Комаровича добавим от себя, что слово "печалование" имело в Древней Руси именно тот политический оттенок, который требовательно лежит на всем "Поучении". Печалование означало заступничество старших за младших и обиженных.

Мономах призывал своих детей, своих потомков заботиться о народе (челядь, смерды). Не лениться в учении, совершать ратные подвиги. Кроме того, учил: какие задачи должны решаться в первую очередь князьями - продуманная внутренняя и внешняя политика, забота о подданных, о церкви. Мономах называл нравственные критерии правителя: образованность, трудолюбие, отвага, решительность, заинтересованность в делах и умении их делать.

Большую роль Владимир Мономах отводил самовоспитанию: “Воспитай себя”, призывал постоянно учиться, читать книги: “Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!”

Свое знаменитое «Поучение» Владимир Мономах создал на закате жизни и многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей, расходилось с заповедями, изложенными в произведении, но тем более эта исповедь, на наш взгляд, была удивительна.

Роль Владимира Мономаха в развитии литературы и художественного искусства Киевской Руси

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и литературной деятельности на Руси. Языческая Русь, различные слои населения и области русских земель X в. обладали достаточной культурой, наследием которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубин первобытности. До возникновения литературы словесное художественное творчество восточнославянских племен существовало в устной форме. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность. Но литература началась не с записи памятников фольклора: литература и фольклор как художественные системы в древней Руси противостояли друг другу. Вплоть до XI в. памятники устной словесности не записывали, не только потому что был дорог материал для письма и было еще мало грамотных людей, но, прежде всего потому, что не испытывали в этом необходимости. Литература – как письменная форма воспроизведения памятников словесности возникает при Владимире Мономахе и носит характер единственной возможности ознакомления древнерусского общества с чужими и чуждыми текстами.

Крупных писателей в Древней Руси было немало: Иларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Серапион Владимирский многие другие. Тем не менее, литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она, как и народное творчество была искусством надиндивидуальным. Литература предстает перед потомками как одно колоссальное произведение, подчиненное одной теме с борением идей и контрастами и имевшая мало развлекательного. Древнерусские писатели обладали замечательным "чувством плеча", они создавали циклы, своды и ансамбли произведений. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом и всегда ясно, к какому реальному историческому времени и реальному географическому пространству они могут быть отнесены авторами. Древнерусскую литературу времен Киевской Руси можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни. Чувство величия, значительности происходящего было основным ее стилеобразующим элементом. Она стремится рассказывать о реальном, открытый вымысел древними авторами не допускался. Древнерусская литература не знает условных персонажей. В ней упоминаются только лица сыгравшие значительную роль в исторических событиях.

Естественно, что имея правителя, интересам которого было бы чуждо желание жить в культурно развитой державе, Киевская Русь вряд ли смогла достигнуть тех высот литературной и культурной жизни, к коим пришла во главе с Владимиром Мономахом.

Причем, следует отметить, что первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся именно ко времени правления на Руси Владимира Мономаха. Среди них такие выдающиеся памятники как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе», собственно «Поучение». Жанровое разнообразие древнерусской литературы на тот момент уже было достаточно велико: летописание, житие, слово, мифы и былины. Летопись занимает центральное место среди древнерусских литературных жанров. Она развивалась в течение восьми веков, и взяла свое начало именно в первых столетиях XII века. Этот факт, как нам кажется, тоже достаточно ярко говорит о создававшихся в то время благоприятных условий для развития литературы, и, конечно же, культуры в целом.

Древняя Русь времен Владимира Мономаха оставила много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивалось, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства; книги открывают "розмысл сердечный", в них красота, и они нужны праведнику, как оружие воину, как паруса кораблю. Развитие художественной культуры Киевской Руси мы также склонны соотносить со связями, которые благодаря Владимиру Мономаху были налажены с Византией. Хотя уместнее говорить о взаимосвязях, поскольку русское народное творчество, в свою очередь, в древнюю византийскую традицию добрые, жизнелюбивые устремления и это в первую очередь относится к художественной традиции.

В процессе храмосоздательной и градообразующей деятельности Владимира Мономаха основные сферы художественной практики: стенопись, иконопись, рукописная и иллюминированная книга, как в свою очередь архитектура, и все виды декоративно-прикладного искусства, явились предметом исключительного внимания и напряженного художественного творчества. Процессы взаимодействия художественных культур были глубокими и сложными. Сам отбор идейного и культурного наследия Византии был сделан столь глубоко и тонко, что определил едва ли не на века дальнейшие пути развития культуры и духовной жизни Руси, вплоть до настоящего времени.

Из «Поучения» мы вынесли мысль о том, что из многочисленных и разнообразных задач христианской культуры была выбрана ее основная цель – "воспитание внутреннего человека", а отсюда постоянная обращенность к внутреннему миру с целью его (человека) очищения и совершенства. Именно это было главным, что выбрала для себя и прочно усвоила в практике своей художественной культуры Древняя Русь. "Внутренний человек", его жизнь, борения и духовное восхождение стали подлинным стержнем всех сокровищ русской художественной культуры вплоть до наших дней.

Древнерусское искусство было делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы, еще не зная расхождения между профессиональным и народным, складывались как приемы искусства "хитрого" ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека. Оно питало особую любовь к "узорочью", но при этом в полной мере обладало чувством величия, свойственным органическим культурам средневековья.

Древнерусское искусство не было ни ответвлением византийского, ни аналогом западного, у него был свой путь. Русское искусство можно назвать искусством былинно-эпического склада. Как ни многим оно было обязано Византии, ее церемониал, пышность, официозность, а также ее утонченный спиритуализм не нашли на Руси почвы.

Художественные идеалы и устремления эпохи Владимира Мономаха наиболее ярко отразились в монументально-декоративном искусстве, в котором будучи средоточением произведений всех видов искусства – архитектуры, станковой и монументальной живописи, многих видов художественного ремесла и искусства книги – древнерусские храмы стали концентрированным выражением высокого уровня художественного развития средневековой Руси.

Развиваясь также как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, древнерусское искусство оставалось преимущественно церковным, культовым и соблюдало установленную иконографию. Во множестве на Руси строились церкви, которые стали частью ее ландшафта.

Монастыри были центрами распространения духовных знаний и сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники.

Большое каменное строительство началось в XI в. с возведения христианских храмов по византийскому образцу, но в него были привнесены и некоторые черты самобытного деревянного зодчества, уходящего своими корнями в глубь веков. Для храмового строительства Владимир привлекает греческих зодчих. Они приносят на Русь вполне сложившуюся систему крестово-купольного храма. Грандиозная по замыслу и исполнению она была увенчана, по словам летописи, 25 главами и занимала площадь 900 кв.м.

В XI в. широко и богато обстраивались города. Были заложены храмы Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке. Храм Софии Киевской, с венчавшими его 13 главами, являлся гордостью Киева. Ее внутренние стены были украшены мозаиками и фресками работы приезжих греческих мастеров. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией.

Культура эпохи Владимира Мономаха сопровождалась развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Это значительно обогащало общерусскую культурную сокровищницу. В это время русское искусство приобретает свое самостоятельное неповторимое лицо, с этим временем связан расцвет монументальных видов изобразительного искусства: архитектуры, фресковой живописи и иконописи. От византийско-русского искусства Киевской Руси пошло уже собственно русское искусство отдельных княжеств, выделившихся из первоначально целого – земель Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской, Новгородской.

Если мы приглядимся ко всей деятельности Владимира Мономаха, ко всем его сочинениям, то убедимся в одном чрезвычайно важном факте: ни одно его действие не было вызвано случайным настроением или случайными политическими обстоятельствами.

У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики, искусства, образования и литературы. Эта этическая система довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно "Поучением", и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу.

Можно с уверенностью сказать, что Владимир Мономах как владыка Киевской Руси сделал для нее так много, что смог достигнуть высот развития других европейских государств.



biofile.ru

Значение древнерусской литературы для современного читателя

Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература XI - XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI - XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”). Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела. Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим. Переделай своими словами просто, или замени

Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература XI - XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI - XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”). Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела. Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим. Переделай своими словами просто, или замени

Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература XI - XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI - XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”). Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела. Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим. Переделай своими словами просто, или замениЗначение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература XI - XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI - XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”). Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела. Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников др

Все наши знания и представления об этом мире, о роли добра и зла, о нормах поведения уходят корнями в глубокое прошлое. Каждый из нас проходит заново путь развития, и вместе с тем каждый неразрывно связан с опытом предшествующих поколений, с целой галереей суждений и образов, рождённых за много сотен лет до него. Что же такое древнерусская нравственность? Откуда берут корни извечные вопросы и проблемы, которые ставит перед собой современный нам человек? Была ли также актуальна многими веками ранее человеческая добродетель, рассуждал ли древнерусский человек о долге, чести, доблести? Были ли важны семейные узы и кровная обида? Сегодня мы даже не сомневаясь отвечаем утвердительно на каждый вопрос. Но откуда же мы берём подобные знания - ведь никто не изобрёл машину времени, не побывал в тех временах и не проникся той атмосферой, не осознал в полной мере той жизни, существенно отличающийся от нашей. И тем не менее, мы многое знаем о людях и нравах того времени. Один из важнейших источников - древнерусская литература - духовная, несомненно развитая и цельная, она составляет целый период в общем собрании всех художественных ценностей. Вспомним древнерусские былины... Богатыри, храбрые дружинники и поселяне - разве не отвагу и смекалку прославляли в них старинные писцы?! А "поучение" и "слово" - разве не вложен в этот жанр высший сакральный смысл, вся мораль и нравственная позиция тех лет. Чего только стоит знаменитое "Слово о полку Игореве" - кульминационное произведение древнерусской литературы. Вопросы долга, личной и общественной пользы, сплочённости людей и чистой безотчётной любви - множество вечных, актуальных сегодня тем затрагивается и раскрывается в этом "памятнике русской словесности"... Только объединив опыт своих предшественников, анализируя его и обобщая, мы можем здраво оценить понятие современной морали. Древнерусская нравственность - важнейший нюанс в совокупности наших взглядов и суждений, отказаться от этой кладези нельзя. Не знаю точной темы, но это вполне можно взять за основу. Написано эксклюзивно для вас, сегодня бесплатно. Удачи!)))

Здравствуйте сегодня я хотел бы рассказать о значении древнерусской литературы для современного общества. В первую очередь я хотел-бы рассказать что такое древнерусская литература. Древнерусская литература создавалась в период с 11 по 16 век и её основными жанрами были: житие-жанр который создавали люди которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти. Повесть-это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. Первые книги было церковно - служебные и повествовательно - исторические. Они были написаны на церковно - славянском языке. Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Древнерусский писатель в своих произведениях прославляет милосердие, скромность, бескорыстие, и открытость. И всё-же как современному обществу относится к древнерусской литературе? Лично я отношусь к древнерусской литературе с интересом потому что мне интересно узнать чем тогда люди занимались, как они разговаривали, и вообще как отличалась жизнь тех людей от нашей. Ещё читая древнерусские произведения из них можно усвоить какие-либор жизненные уроки. Вообще древнерусская литература очень сильно отличается от современной с точки написания, но с точки самого смысла некоторые произведения очень схожи, и именно это говорит нам что современное общество прислушивается к народным мудростям и это значит что современное общество до сих пор прислушивается к наших предков. Ссылка:

Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература XI - XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI - XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”). Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела. Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим. Переделай своими словами просто, или замени

touch.otvet.mail.ru