Занятия древние славяне. Персональный сайт учителя начальных классов Березуцкой Светланы Ильиничны
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру "Жизнь древних славян". Занятия древние славяне


КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру "Жизнь древних славян"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №10»

КОНСПЕКТ

УРОКА

ТЕМА УРОКА:

ПРЕДМЕТ:

Жизнь древних славян

Окружающий мир

УМК:

ШКОЛА РОССИИ

ДАТА:

КЛАСС:

УРОК РАЗРАБОТАЛА:

18.02.2016 г.

4-д КЛАСС

учитель начальных классов первой категории Прищепа М.П.

Чехов

2016 год

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока:

- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;

- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;

- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование:

презентация «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться: ”Доброе утро!”Доброе утро солнцу и птицам!Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.Доброе утро длится до вечера.

2. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.

– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (история: как жили наши предки)

– Что изучает наука история? (жизнь наших предков)

– На какие 5 эпох делят историю ученые?

1.первобытная эпоха 2.древний мир 3.средневековье 4.новое время 5.новейшее время 

– Какая из них самая длинная? (средневековье )

– Какая самая короткая? (новейшее время )

– Новейшая история – это какое время? (почему её называют “жестоким временем”, “мудрым временем”?) (это время великих открытий и войн)

– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица” (Слайд 2)

Слава нашей стороне!Слава нашей старине!И про эту старинуЯ рассказывать начну,Чтобы дети знать моглиО делах родной земли.Времена теперь другие, Как и мысли и дела –Далеко ушла РоссияОт страны, какой была. Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд, А преданья стариныЗабывать мы не должны.

– Мы продолжаем путешествие по дороге истории. Куда лежит наш путь? По страницам истории нашего Отечества. Поговорим о жизни людей, населяющих территорию Древней Руси. Как вы думаете, как их называют? Перед вами ребус-

подсказка.

hello_html_m4156ef9.pngнет` Тема нашего урока «Жизнь древних славян».

ЗАДАЧИ

  1. Узнаем кто такие славяне.

  2. Проследим территорию расселения славян

  3. Опишем дома и предметы быта славян

  4. Узнаем о занятиях и верованиях древних славян

3) Актуализация знаний.

– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как наши предки славяне жили до этого времени?

- Кто такие славяне?

Ульянова Вика

Первые рассветные лучиНа ворота древнего посёлкаОтблески оставили свои.Здесь живет народ,Высокий и красивый, – Светлоокие и сильные мужи,Женщины, изящные как ивы,Дети, словно крепкие дубы

Какими описывает поэт славян в этом стихотворении? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».

4. Первичное усвоение новых знаний

Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.

- Изначально древние славяне селились племенами.

- Перед вами КАРТОЧКА № 1, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.

Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»

- Название, каких вы встретили в тексте?

4) Первичное усвоение новых знаний

Работа с картой.

- Рассмотрите карту (с. 35 учебника).

Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)

- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам)

Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы

– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи (поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне)

– Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен (родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи и др.)

Ильменские славяне – жители у озера Ильмень

Вятичи – основатель рода Вятко

поляне – жители полей

древляне – жили среди “дерев”

дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото

– Значит, они жили у … (болот)

  1. Первичная проверка понимания

Работа в тетради. (контурная карта с. 13) В парах взаимопроверка

Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте

стр 13 контурную карту. Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.

- А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.

- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:

- Почему именно на этих территориях остановились славяне?

Даша Переверзева:

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)

- Не всё было все так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраивались.

4. Быт древних славян.

Титова Яна

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Б) Занятия древних славян.

- Для того, чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности.

Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34

- Чем могли заниматься мужчины в этой местности?

- Какую работу выполняли женщины?

Чтение текста, выяснение занятий славян (стр.36-37)

– Объясните значения слов "собирательство", "бортничество", используйте иллюстрации (бортничество — сбор меда и воска диких пчел.)

IV. Физминутка

- Накануне каждая группа получила задание

I группа расскажет нам как выглядело жильё древних славян.

В) Жилище древних славян. (слайд № 6 )

(выставка рисунков «жилище древних славян»)

Егор Лукьянчиков:

Жильем служили землянки, выкопанные в земле.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду.

Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.

В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.

Г) II группа расскажет нам о внешнем виде древних славян. (Слайд № 7)

(рисунки детей)

- А как выглядели древние славяне нам расскажет

Запорожская Виталина:

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.

5. Верования славян (боги).

Не безоблачной была жизнь древних славян.   Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи.  Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день.   Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам.

Шилова Маша:

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило.) Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

Неяскина Катя

б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.

Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.

Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.

6. Славянские праздники.

- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Многие из них сохранились до наших дней.

- Как вы думаете, какие это праздники? (ИКТ).

Масленица. (слайд № 11)

Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Слышали праздник «Иван-Купала»?

Иванов день. (слайд № 12)

Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

Троица. (слайд № 13)

Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот

праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.

  1. Первичное закрепление

Более подробно о жизни славян вы можете узнать из дополнительных книг, в библиотеке.

А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.

ТЕСТ

Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

А теперь групповая проверка. На доске ответы. Капитан группы проверяет у ребят правильность ответов . Определим, какая команда лидирует.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

  1. Кто такие славяне? древние жители Восточной Европы.

  2. Какова территорию расселения славян?

  3. Опишите дома и предметы быта славян?

  4. О каких занятиях и верованиях древних славян вы узнали? (с природой)

Что вам запомнилось и понравилось на уроке более всего?

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1,3(устно)

Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3

infourok.ru

Жизнь древних славян.  Цели урока

Урок с использованием ИКТ

«Жизнь древних славян»Тема урока: Жизнь древних славян. Цели урока: Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;развивать устную речь, умение работать по карте; обогащать словарный запас учащихся.прививать интерес к истории Отечества.Оборудование: карта расселения восточных славян, картины  с изображением жизни славян, карточки, презентация «Жизнь древних славян», музыка. Ход урока:I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались. (Слайд 1)

Чтобы узнать к какому народу отправляемся, разгадайте кроссворд. (Слайд 2).II.  Работа над новой темой урока.

  1. Вводная беседа.
Ребята, а вы знаете, кого можно назвать предками? Бабушки, дедушки, прабабушки,

прадедушки..  Вспомните, как  их звали, где они жили, чем занимались?   Вы назвали предков своей семьи. Но есть предки и у целых народов. Кто же  были предками русских, украинцев, белорусов? – Кто были наши предки? - Откуда они пришли? - Где жили? - Какие они были? - Чем занимались?

Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – это восточные славяне. Они жили по берегам рек Ока, Волга, Дон, Днепр,  Западная Двина.(Слайд 3)

2. Славянские племена, расселение славян.

На Днепре, где кончался лес и начиналось чистое поле – степь, жили поляне, то есть жители полей. Древляне жили   среди «дерев», поэтому и назывались древлянами.По реке Оке расселились вятичи. Называли их так по имени основателя рода Вятко. В верховьях Днепра поселились радимичи. Своим предком они считали Радима. В лесной зоне обитали дреговичи. Их название произошло от слова «дрягва», что означает болото, трясина. - Перед вами фотография скульптуры  древней   девушки славянки, всмотритесь в её лицо, и вы увидите,  как она похожа на нас. Мы с вами тоже славяне.  СЛАВЯНЕ – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные восточные, южные. Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы, белорусы. Они селились племенами, каждое племя состояло из нескольких родов. Род – это несколько семей, живущих вместе. На карте вы видите славянские племена: словене, кривичи, радимичи, древляне, поляне, северяне, вятичи и другие.(Слайды 4,5)

3. Поселения древних славян. (Слайды 6,7, 8)Картинка с изображением поселения древних славян.--Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.  Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.4. Жилище древних славян.В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место, стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. (Слайд 9)5.    Быт и занятия древних славян. (Слайды 10, 11)Работа по учебнику (стр. 36-37)^ Ча, ча, ча, Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)Чи, чи, чи, Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)Печет печка калачи (4 приседания)Чу, чу, чу, Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)На санях всех прокачуЩу, Щу, Щу, Щу, Щу, Щу,Всех блинами угощу

^ 6.    Верования славян (боги). (Слайд 12)  А знаете ли вы, что прежде, чем приступать к какому-то важному делу наши предки обращались за помощью к богам. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян.•    Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями  Это был грозный бог, его считали ещё богом войны.  В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна. - Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла. •    Ярило - божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах  о теплом лете и хорошем урожае.•    Сварог – бог неба, (Сваро – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является покровителем кузнецов. Капризный бог, редко кому открывает секреты.•    Даждьбог – сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.•    Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.•    Стрибог – бог ветра.•    Макоша. Одна из самых главных богинь восточных славян. «ма» - мать, «кошь» - корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая, зависела судьба человека, поэтому и была ещё названа богиней судьбы.7. Духи, божества природы. (Слайд 13)Родной, привычный им мир славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой. Сообщения о домовом, лешем, водяном.Домовой.Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит там хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около очага, т.е. печки.Леший."Леший" на старославянском языке означает "лесной дух".Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда идет он лесом, то равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда является в образе человеческом.  Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым  огнем.  Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.Водяной. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников  Русалка. Полудухи женского рода. Живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего, бросаются на дно реки.8.   Славянские праздники. (Слайды 14, 15, 16)- Чтобы боги были к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Прослушайте сообщения ребят славянских  праздниках. Многие из них сохранились до наших дней. Масленица.Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.СемикДевичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этотпраздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.Иванов день.Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.- Сохранялись ли эти праздники до наших дней?- Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?V.  Подведение итогов урока.

Тест по теме урока.( Слайд 17)Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

(Слайд 18) VI.  Домашнее задание. Прочитать текст на стр. 34-38. Задание в тетради: стр. 14, № 3.   

odtdocs.ru

Персональный сайт - Открытый урок "Жизнь древних славян" в 4 классе

Ссылка для скачивания: Урок открытия новых знаний по теме "Жизнь древних славян"

Видеофрагмент урока

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока: способствовать знакомству обучающихся с появлением древних славян и местом их расселения, выявлению особенностей жилища, предметов быта, одежды, образа жизни, выяснению верований древних славян;

развивать воображение, приемы анализа объектов, мышление, обобщение;

воспитывать интерес к прошлому, к своим предкам.

 

Планируемые результаты:

  • Личностные: дети будут отличать, что они знают, а чего нет, будут учиться добывать новые знания на основе изученного ранее.
  • Предметные: дети узнают о появлении своих предков, об их укладе жизни, будут учиться ориентироваться в ленте времени.
  • Метапредметные:

- Познавательные: дети будут учиться анализировать карту и делать выводы, сопоставлять, сравнивать, обобщать.

- Регулятивные: ставить учебные задачи и стремиться к их выполнению, пользоваться схематическим рисунком (лентой времени), вносить коррективы.

- Коммуникативные: строить монологические высказывания, вступать в учебный диалог, следить за правильностью и точностью речи.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, ноутбук, проектор.

Ход урока.

I.Мотивационный этап.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно». А.С.Пушкин.

- Подтвердите мысль великого поэта.

II.Актуализация знаний.

1)Перед вами лента времени. Расположите в правильном порядке основные исторические эпохи. Поставьте точку, соответствующую сегодняшнему времени.

- Для чего нам нужно держать в голове  ленту времени? Как поможет она нам на уроках в этом полугодии?

3)Сообщение обучающегося о Восточно-Европейской равнине.

Начинается Восточно-Европейская равнина от Уральских гор и уходит далеко на запад. На равнине есть небольшие возвышенности, холмы.

Равнина находится в умеренном климатическом поясе. Много влаги на северо –западе. Южнее и восточнее влаги меньше. На равнине много лесов, плодородных земель. Наша Курская область располагается на восточно-европейской равнине, относимся мы к Черноземью.

Крупные реки: Волга, Ока, Дон, Днепр.

- Ребята, а кто первым появился на этой равнине, т.е. кто были наши предки?

III.Самоопределение к деятельности.

- Чему же мы посвятим сегодняшний урок? (Древним славянам)

- Давайте определимся, что именно мы хотим узнать о наших предках.

1. Время и место поселения древних славян.

2. Основные занятия.

3. Дом, предметы быта, одежда

4. Представления о мире.

IV.Работа по теме урока.

1.Время и место поселения древних славян.

Учитель: история нам говорит о том, что полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы началось расселение славян.

- Кто покажет на ленте времени, в каком веке появляются первые упоминания о славянах?

- С этой территорией нас уже познакомила Кристина.

- Ребята, чем могла привлечь эта местность?

- Рассмотрите карту расселения древних славян. О чем вам рассказала карта?

- Славяне разделились на восточных (розовый цвет), западных (темно-зеленый) и южных (светло- зеленый).

- О славянах какой группы мы можем узнать больше? Почему?

- Ребята, а вам интересно узнать, какие народы произошли от восточных славян? (Русские, украинцы, белорусы). Вот почему на карте показана больше именно эта территория. Ведь мы будем говорить именно о наших с вами предках. Заметьте, что украинцы и белорусы были нашими братьями.

(К общему сведению я могу вам сообщить, что от западных славян произошли чехи, словаки, поляки, а от южных - сербы, хорваты, македонцы, болгары)

Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о появлении древних славян, которые еще жили семьями, еще не было никакого государства, а разделение на русских, украинцев и белорусов произойдет намного позже.

- Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в VI веке в среднем течении Днепра, примерно там, где сейчас находится город Киев. На новом месте славяне селились обычно по берегам рек и озёр несколькими большими семейными группами. Правда, семьи тогда были по 15-20 человек: глава семьи с женой, их взрослые сыновья с жёнами, их дети, а иногда и внуки. Три - четыре двора селились вместе.

 - Мы нашли ответ на первый наш вопрос?

- Дайте полный ответ на него.

- Чтобы лучше запомнить, отметим на контурной карте расселение славян и обозначим условные знаки.

Подпишите, от какой ветки произошли русские.

- Какой следующий вопрос должны мы решить?

2. Основные занятия.

1) Собирательство и охота.

(На основе иллюстрации дети выясняют, чем занимались древние славяне)Они собирали  ягоды, грибы, орехи, охотились на кабанов, лосей, косуль,  медведей. Сейчас мы тоже ходим в лес по грибы-ягоды. Но для нас это отдых, а для наших предков это был огромный труд, и нелёгкий. Ведь продуктов нужно было заготовить на весь род.

2)Рыболовство.

3)Земледелие.

Основным занятием древних славян было земледелие. В этом они преуспели как нигде. Для того, чтобы пережить холодную зиму и не умереть с голоду, люди очень трепетно относились к земле, и пытались вырастить на ней все, что только можно (напомним, что картошки тогда ещё не было, и поэтому племена питались кашами и хлебом). Чтобы земля была плодородной, её начинали обрабатывать ещё зимой. Сначала они вырубали участок леса (деревья рубали не до конца, чтобы те засохли и их можно было легко повалить), пни корчевали и всю древесину сжигали. Такой месяц так и называли «сечень», от слова «сечь», «рубить». После этого весной народ посыпал участок золой, разрыхлял землю специальной деревянной сохой и сеял семена. Основными зерновыми растениями были просо, рожь, пшеница и ячмень. Из овощей репа и горох.

4)Скотоводство - второй по значимости вид хозяйства, который занимались древние славяне. Разводили овец, коров, кур и свиней.

5)Бортничество.

- Это совершенно новое для вас слово. Что оно обозначает найдите в учебнике. с.36.

Бортничеством у славян называлось пчеловодство, а бортниками — соответственно пчеловоды. По началу сбор меда больше напоминал охоту, в ходе которой люди собирались в группу, шли в лес, отыскивали дупла с находящимися в них пчелами и диким медом. Разоряли гнезда, вынимали мед и уносили его к себе. Безусловно, это занятие было очень опасным, требовало немало наблюдательности, ловкости, смелости и умения. Нужно ведь было не только отыскать в лесу дупло с диким медом, но каким-то образом влезть на дерево, выломать соты и суметь остаться в живых, избежав нападения разъяренных пчел. Пчелиную семью после этого, как правило, ждала гибель.

Славяне приманивали пчёл мёдом, а затем прослеживали их путь до дупла. Наконец придумали борть - обрубок дерева с дуплом или выдолбленный чурбан. Так появилось бортничество. Сейчас борть заменили ульем.

- Как вы считаете, занятия мужчин и женщин разделялись или нет? Каким был труд славян?

Женщины готовили пищу, устраивали огороды, ткали, пряли, шили. Многие искусно занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав.

3. Групповая работа.

- Обсудите вместе и запишите, какими качествами должен был обладать древний славянин.

Трудолюбие, выносливость, смекалка, крепкое телосложение, упорство.

А что означает слово «Славяне»? Вот как ответил Великий ученый М.В.Ломоносов: «Славяне — это «славный народ», «славящийся своей доблестью». С тех пор это толкование получило довольно широкое распространение.

  1. Дом, предметы быта, одежда.

- В этом нам поможет иллюстрация.

- Почему поселение выбирали возле реки?

- Какие постройки можно отметить? (частоколом обнесена территория, на которой располагается изба, постройки для животных)

- Что же собой представляет дом древних славян?

В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

- Ваше мнение о таком доме?

- А что находилось в доме?

В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному .

- А что это означало? Ответ найдите в учебнике на с.38.

(дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле.)

Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было.В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.

- Какие предметы быта могли быть у древних славян? Из чего они изготовлялись? (из дерева и глины)

Гончарство появилось немного позже кузнецкого ремесла, и особенно оно улучшилось когда изобрели гончарный круг. Из глины изготавливали посуду, детские игрушки, кирпичи, рукомойники и т.д.

- Что вы можете сказать об одежде древних славян?

- Из чего она изготовлялась?

Первоначально главным материалом для изготовления одежды была обработанная шкура убитого зверя, а также мех. Шкуры диких животных считались предметом роскоши, поэтому чаще всего использовали шкуры домашних животных. Славянские умельцы научились изготавливать обувь из кожи, а также ремни и головные уборы. Основной материал назывался усма – это обработанная кожа коров, коз, а также лошадей. Научились прясть пряжу из шерсти овец.

Известно, что с первой половины I тысячелетия н.э. для изготовления одежды использовались только лен и конопля. По этим причинам основным цветом был белый и серый, о крашении тканей ничего неизвестно. Насколько трудоемка работа получения полотна  из льна вам известно из третьего класса «Получение ткани из льна» (демонстрация)

Когда у растений бурели головки (что говорило о созревании семян), их выдёргивали с корнем. Чтобы отделить семена (из них делали пищевое масло) от волокнистого стебля, коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепами, вальками, "лапами" – изогнутыми тяжёлыми и очень прочными палками

  Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Для этого лён чаще "мочили" – опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине. Использовалась только стоячая вода. Обработанный лён сушили, затем мяли, отделяя волокно от "кострики" – посторонних тканей стебля. Сохранились старинные мялки, которые дробили и плющили стебли между двумя деревянными брусками, зачастую ребристыми. Иногда лён ещё дополнительно толкли в ступах.       Чтобы окончательно вышелушить кострику, а также отделить тонкое, нежное волокно от более короткого и жёсткого (оно шло на пряжу для изготовления мешковины и других тканей не самого высшего сорта), лён трепали.

 

ФИЗМИНУТКА

Выбираем ведущего, который будет показывать деятельность Древних славян, все за ним повторяют и угадывают, что было задумано.

 

  1. Самостоятельная работа.

- Насколько вы поняли, как жили Древние славяне, покажет выполненный тест.

Тест по окружающему миру

«Жизнь древних славян», 4 класс

ФИ ученика: ___________________

1.Где поселились первые славяне.

  • на Западно-Сибирской равнине по берегам реки Лена
  • на Восточно – Европейской равнине по берегам реки Волга
  • на Восточно – Европейской равнине по берегам реки Днепр

2.Укажите правильный век появления древних славян.

  • VI век до нашей эры
  • VI век нашей эры
  • IV век нашей эры

3.К какой группе славян относятся наши предки.

  • восточные
  • западные
  • южные

4.Что не относится к основным видам деятельности древних славян.

  • бортничество
  • земледелие
  • оленеводство

5.Где жили древние славяне.

  • в пещере
  • в доме из бревен
  • в доме из соломы

6.Из чего делали одежду. Выбери правильную строку.

  • Лен, шерсть, шкура животных
  • Шерсть, шелк, лен
  • Лен, шкура животных, вискоза

7.Из чего были сделаны первые предметы быта и орудия труда?

  •  глина и железо
  •  глина и дерево
  •  дерево и медь

Оценивание

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибка

«3» - 3 ошибки

6. Взаимопроверка и сверка с эталоном на доске.

7. Представления древних славян о мире.

- Каким представлялся мир древним славянам?

- Во что верили наши предки? Был ли у них один Бог?

- Кто были предки по верованию? (Язычники)

- Мы подготовили небольшой проект о веровании древних славян и сейчас представим главных богов того времени.

Перун  - Бог-громовержец. У других народов известен как Зевс.  Считается одним из главных божеств славянских племен. Был покровителем князя и его дружины.

Бог-громовержец ассоциировался с возвышенностями, поэтому его идолы устанавливали на холмах. Святым деревом Перуна был дуб.

 Ему приносили жертву, закалывая быка, а именем бога закрепляли клятвы и договора.

Образу Перуна подражали многие славянские военачальники – красный плащ, могучий конь и палица. Символ этого бога – секира, которая является одновременно и оружием и оберегом для воинов. Молитвы Перуну всегда произносились защитниками родной земли, которые шли за правое дело. В христианстве о Перуне не забыли – его просто заменили на образ пророка Ильи. 

 У громовержца Перуна есть и свои обереги. Когда хотели защитить себя и свою семью, обычно выбирали щит Перуна. Его выбирали и воины, идущие в бой. Считалось, что щит Перуна в силах отвести от воина смертельную рану и сохранить его. Но самым важным его назначением было, то что он придавал отвагу и вёл дух воина до самого конца.

Вторым по значению богом был Сварог. Сварог по праву считался первым земным образом Рода и являлся отцом первого поколения славянских богов. В начале не было ничего. Пустота и безмолвие. Но родился Род Великий, и это стало началом. И родил он сына своего первого Сварога. От искры рождённый, сам он был огнём живым и небесным. И молвил голос Рода: «Твори и рождай мир сей». И тогда Сварог ступил на землю. Взял он молот свой чудодейственный и ударил о камень. И искры посыпались и родились боги первые — Сварожичи.

Ему приписывают образование суши, на которой обитают люди. В славянской мифологии он был покровителем труда, так как только труд позволяет сотворить что-то великое и значимое. Бог был одновременно мирным кузнецом и сильнейшим воином, который не выпускал из рук молот, превращавшийся из орудия труда в грозное оружие.

Сварог куёт в первую очередь не орудия войны, а простой плуг, которым он учит первых людей возделывать землю. Сварог бог созидатель и труженик, приобщивший к труду и смертных.

Дажьбог – один из главных славянских богов, олицетворение солнечного света. Дажьбог был еще и божеством плодородия. Он играл двойную функцию в мифологии древних славян. Как олицетворение солнечного света и тепла, он дарил плодородие почве и одновременно был источником царской власти. Дажьбога считают сыном Сварога, бога-кузнеца.

Велес был хозяином лесов и все животные в нём, от мала до велика, поклонялись и боялись его. И Велес от леса людей хранил и сам лес от рук человеческих, не ведающих жалость. Медведем перекинувшись он защищал путников и ночлег их от своры голодных зверей, ибо он был царём леса. Поэтому люди, веровавшие в спасительную силу его, носили при себе всегда печати Велеса. Могучая лапа медвежья, подобно куполу накрывала судьбу человека и защищала от всех напастей, от болезней и врагов. И печать Велеса эта, путниками была любима и купцами, что в далёкие земли держали путь. Потому как, Велес царь лесной с ликом медвежьим и лапа его закон и сила на землях его.

После хорошего урожая люди оставляли на полях связки колосьев золотых и пышных, чтобы задобрить бога своего покровителя Велеса. Называли дар сей «Волосьей бородкой», потому как представлялся бог людям в образе мужчины с широки плечами, с бородой длинной и густой и в одеждах лохматых, словно шкура медвежья. И урожай, и плодородность во власти Велеса были, поэтому много молились на него люди, возделывающие землю.

Учитель: это далеко не все боги, которым поклонялись наши предки.

- До какого времени сохранялось язычество у древних славян? (До принятия Христианства, 988г.)

- А сохранились ли отголоски язычества до наших дней? Приведите примеры.

V.Подведение итога урока.

- Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы  вначале урока

- Где и когда поселились древние славяне? (На Восточно-Европейской равнине, в 6 веке н.эр.

- На какие группы разделились славяне? (Восточные, западные, южные)

- Мы относимся к какой группе? (Восточной)

- Как жили славяне? (Семьями по 20 человек, в одном дворе объединялись 2-3 семьи)

- Какими основными видами деятельности занимались Древние славяне? (Охота и собирательство, бортничество, рыболовство, земледелие)

- Назовите предметы быта. (глиняные горшки, соха)

- Из чего делали одежду? (шкура животных, шерсть, лен,)

- Кем были славяне по вероисповеданию? (язычники)

Учитель: Ребята, заметьте, сегодня мы не говорили о Древнерусском государстве, оно появилось позже. Постепенно осваивая новые земли, восточные славяне расселились на огромной территории и к VIII веку восточнославянские племена объединялись в союзы племен. Их возглавляли князья. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

VI.Рефлексия.

- Ваше отношение к уроку.

- Кто открыл для себя что-то новое? Что показалось особенно интересным? Где испытали затруднения?

VII.Оценки за урок

VIII.Задание на дом: подготовить рассказ о древних славянах, проиллюстрировать эпизод из жизни.

 

 

 

berezutskayas.ucoz.net


Смотрите также