Архитектура Древней Индии (стр. 5 из 6). Архитектура древнего индии
Архитектура Древней Индии. Огюст Шуази
До настоящего времени далеко не установлена та роль, которую Индия играет во всеобщей истории, а следовательно, не ясны и ее роль и влияние в области истории искусства. Долгое время Индию рассматривали как колыбель цивилизации и единственный очаг ремесел. Потом, когда дошедшие до нас памятники были по-настоящему датированы, произошло обратное, и стали даже подвергать сомнению древность самой цивилизации, свидетелями которой эти памятники являлись. Веды и индийский эпос приобрели свою теперешнюю форму лишь в первые века н. э. Пещерные храмы, считавшиеся современными египетским, относятся ко времени не ранее III в. до н. э.; их время — эпоха первых преемников Александра Великого.
Пока изучение открытых в долине Инда древностей по большей части ограничивается лишь комментированием публикуемого материала. Несмотря на то, что культура Мохенджо Даро и Хараппы имеет очень много общих черт с месопотамской и эламской, следует отметить ряд моментов, заставляющих видеть в ней предшественницу культуры исторической Индии. Главное, что остается неясным в той картине, которая предстает перед глазами исследователя, это момент и причина гибели данной культуры. Пока не удается уточнить, как этого хотели некоторые, этноса носителей этой цивилизации. На основании классической индийской литературы пришельцев-арийцев привыкли рассматривать как начинателей культурного начала, тогда как археологические работы заставляют их считать «завоевателями-варварами», а местных жителей — носителями большой культуры.
Во всяком случае, уже то, что известно сейчас о доисторической Индии, заставляет говорить об этой стране, как об одном из древнейших очагов цивилизации. См. Marshall Sir John. Mohenjo Daro and the Indus civilisation. 3 vols. London, 1931
В действительности эти поздние памятники поэзии, религии и искусства созданы в чрезвычайно древних традициях.
Ограничивая тему нашего специального изучения, как обычно, лишь архитектурой, мы должны заметить, что эта последняя, в своих более или менее бессознательных подражаниях, несет всегда элементы того искусства, которое характерно для одной только Индии и происхождение которого вытекает из свойств самих материалов. Это — система деревянных конструкций, которая могла зародиться только в местностях, богатых лесами. В Индии деревянная конструкция была настолько распространена, что в первые времена употребления камня к нему применяются приемы деревянной конструкции.
Одним из самых любопытных образцов архитектурных памятников из камня, выполненных в приемах деревянной конструкции, является ограда ступа в Санчи (рисунок 102), которая датируется II в. до н. э. и считается одним из древнейших памятников Индии. (Здесь, очевидно, имеется в виду большой и наиболее известный из ступа в Санчи, различные части которого датируются III — I вв. до н. э. См. специально Marshall, Sir John.— A guide to Sanchi, Calcutta: 1918. Coomeraswamy, A.— Geschichte d. Indischen u. Indonesischen Kunst. 1927. Leipzig, puc. 51-56.)
Рис. 102
Каменными являются и стойки, представляющие собой столбы, вбитые в землю, и верхняя обвязка, состоящая из брусьев, связанных шипами между собой и со стойками, и брусья, заполняющие пролеты между столбами и пропущенные в сквозные гнезда,— все, как если бы это было в деревянной конструкции.
В пещерах Карли и Аджанты все части деревянных конструкций, которые могут быть воспроизведены скульптурно, высечены в самой толще скалы; что касается частей, не выполненных в камне, строитель их просто вытачивает из дерева и прикрепляет к своду, который они якобы поддерживают. И эти бесполезные фермы вовсе не являются продуктом чисто декоративной фантазии; их искусное построение доказывает, что они являются настоящими фермами, удовлетворяющими своему назначению, фермами, в которых умелое применение дерева и всего оборудования свидетельствует о многовековом опыте. Именно здесь обнаруживаются следы древней индийской архитектуры; остальное — наносное, полученное из Греции, Персии или Китая.
Как здесь, так и в дальнейшем, в ряде мест, Шуази говорит о влиянии на Индию Китая. Подобная мысль не находит себе подтверждения при внимательном исследовании индийской архитектуры. В китайском искусстве мы действительно можем констатировать наличие ряда элементов индийского происхождения, но они попадают туда вместе с буддизмом и никогда не могут быть старше III в. н. э. Что же касается влияния Китая на Индию, то подобное утверждение является заведомо несоответствующим действительности.
В нашем изложении истории индийской архитектуры мы главным образом будем стремиться к тому, чтобы в этих сложных памятниках выделить черты местного туземного искусства.
Главы раздела «Архитектура Древней Индии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
totalarch.ru
Архитектура Древней Индии - часть 3
К ранним произведениям пластического искусства, связанного с Буддизмом, относятся рельефы на оградах и воротах ступа в Бхархуте ( II в. до н.э. ), Санчи(I в. до н.э. ) и на многочисленных сооружениях пещерного зодчества в Бхадже, Насике, Карли и др. В этих памятниках, не утративших связей с народным искусством резьбы по дереву и по слоновой кости, особенно ярко проявляются черты самобытности индийского искусства. Более плоские ( по сравнению с рельефами Санчи ) рельефы Бхархута отличаются той же силой обобщения образа и монументальностью форм, которые характерны для статуй маурийского периода. В изображениях на сюжеты из легендарной жизни Будды, наряду с жанровыми бытовыми сценами, встречаются знакомые нам мифологические фигуры якшей и якшинь. Фигуры и предметы показаны как бы с птичьего полета.
Ограда и ворота ступа в Бхархуте и Санчи были первоначально деревянные; когда они пришли в ветхость, их заменили каменными, повторяющими прежние формы деревянных конструкций. Приходится удивляться прочности и устойчивости каменных ворот, простоявших, например в Санчи, в целости и сохранности около двух тысячелетий. Ворота в Санчи создавались в разное время. Лучшими из них считаются северные ворота, выполненные, повидимому под руководством одного мастера, в то время как в других воротах принимали участие несколько ремесленных корпораций ( известно, например, что среди них были и резчики по слоновой кости) – отсюда отсутствие цельности в общей композиции и разнохарактерность манеры исполнения рельефов.
Рельефы в Санчи значительно отличаются от Бхархутских. Они показывают дальнейшее совершенствование техники резьбы по камню – рельефы в Санчи более пластичныеи выпуклые, переходящие иной раз в круглую скульптуру (например фигуры якшей и слонов на воротах). Измельченность форм, тонкость и изящество деталировки развились скорее всего под влиянием искусства резьбы по слоновой кости. В тематику рельефов принесены новые сюжеты, отражавшие происходившие события: сцены сражений и битв, осада города. То там, то здесь в рельефах сцены из легендарной жизни Будды раскрывают нам жизнь древнеиндийского общества, окружающий его буйный растительный и животный мир джунглей. Жизненно правдивые образы переплетаются с вымышленными.
Связанная непрочными узами, разобщенная на племена и касты, империя Ашоки распалась вскоре после его смерти на более мелкие, враждовавшие между собой государства. На юге Индии с I в. до н.э. по III в.н.э. доминировала империя Андхра со столицей Амаравати. Границы империи в период ее расцвета простирались от Бенгальского залива на востоке до Аравийского моря на западе, а с севера на юг – от реки Годавари до реки Кришна.
В памятниках искусства, созданных после распада Ашоки, постепенно исчезают следы персидского влияния, а вместе с тем проникают в первых веках до н.э. влияния греко-бактрийского и позднеримского искусства.
Наблюдавшийся уже в рельефах Санчи отход от крупных лапидарных форм, появление некоторой измельченности и изысканности в полной мере дают себе знать в более позднем искусстве Амаравати, представленном в отдельных фрагментах рельефов ограды и ворот ступа. Уже сам материал – мрамор, избранный для облицовки ступа вместо камня, придает этому сооружению рафинированный характер. Удлинённость пропорций тела и конечностей делают фигуры особенно невесомыми и подвижными.
Индийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. В более позднее время место для культовых сооружений тщательно выбиралось. Зодчие Индии возводили не только храмы-ступы и дворцы, но и хорошо спланированные города. Например, в долине Инда были обнаружены руины города Мохенджо-Даро, построенного в III тыс. до н.э. Открытие Мохенджо-Даро показало, что здесь когда-то процветала хараппская цивилизация.
В нижней части города сохранились развалины древнего храма, внутри его найдены алебастровые кувшины и фрагменты скульптур, имевших ритуальное и церемониальное значение. Внимание археологов привлекли развалины Большой купальни, которая является чудом строительной техники и архитектуры. В этот комплекс, кроме огромного бассейна, окруженного колоннами, входило множество комнат и коридоров. По всей вероятности, здесь совершался священный обряд омовения.
Среди руин Мохенджо-Даро выделяется древнее культовое буддистское сооружение в виде полусферы, воздвигнутое во II в. н.э., так называемая ступа. Утверждение буддизма повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. Ранние ступы служили для хранения останков Будды. Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Тогда он постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Отсюда родилась полусферическая форма буддийских храмов, символизировавшая небо и бесконечность.
Знаменитая Большая ступа в Санчи (Центральная Индия), по преданию, была воздвигнута в III в. до н.э. на месте захоронения Будды. Она лучше других сохранилась и хорошо отреставрирована. Полушарие ступы размещено на круглом цоколе с террасой, служившей для культового обхода. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса — в красный.
В органичной простоте ступы в Санчи заключен глубокий символический смысл. Полусферический купол символизирует небесный свод, надстройка с квадратным основанием в форме балкончика на вершине купола — священную гору Меру. Возвышающийся над куполом стержень с навершием в виде священного трехъярусного каменного зонта уподоблялся мировой оси, а три яруса зонта означают три неба. В ступе, как считается, хранятся священные реликвии Будды. Двойная лестница в южной части ступы ведет с нижнего уровня наверх, к круговому обходу. Здесь, на возвышении, верующие могли лучше ощутить божественную красоту природы и ее связь с высшими силами.
Ступу окружает массивная каменная ограда. По ее четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, сделаны ворота (они называются торена). Через них в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда, который заключался в обходе вокруг ступы и восхождении на верхнюю часть платформы.
Ворота ограды Большой ступы — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры, получившее всемирную известность и ставшее символом Индии. Схема ворот проста — два столба с тремя горизонтальными перекладинами, покрытыми разнообразными рельефами и скульптурами. В сюжетах изображений переплетаются буддийское вероучение и древние индийские народные мифологические сказания. На рельефах можно видеть фантастические образы птиц, слонов, летающих львов. Скульптуры отвратительных существ, словно поддерживающих ворота, отождествляются с невежеством и отрицательной кармой. Ворота богато украшены барельефами, на которых представлены эпизоды из прошлых жизней Будды. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма (колесо закона, дерево, лотос) и скульптуры духов природы — якшинь. Их фигуры определили идеал женского телосложения, на много столетий став эталоном индийской скульптуры.
Древние культовые сооружения сохранились в различных уголках Индии. Например, в горных районах можно увидеть удивительные храмы — чайтьи. Древнейшие из них возникали в естественных пещерах, более поздние обычно высекались прямо в скалах. Они имели просторные залы, украшенные колоннами, скульптурными изображениями и росписями.
В конце VI в. н.э. был высечен скальный индуистский храм Дхумар Лена. Его охраняют каменные львы и слоны, олицетворяющие власть бога Шивы. Всех входящих в храм приветствуют статуя богини реки Ямуны и скульптура сидящего в позе благословения Шивы. Все внутреннее пространство поделено на части с помощью четырех рядов массивных колонн, увенчанных резными тяжеловесными капителями округлой формы.
В пещерах Аджанты находятся выдающиеся памятники древней индийской архитектуры — буддийские храмы. Начало их строительства специалисты датируют по-разному: от I до III в. н.э., окончание — от VII до IX в., но несомненно, что основная работа по строительству и оформлению проходила в IV—VI вв. Комплекс включает 29 пещер (пять из которых — храмы, а остальные — монастыри), соединенных широкой тропой. Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала и расположенных вокруг него маленьких монашеских келий. Отделенные колоннадами боковые проходы предназначались для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны. Резные колонны стоят также у входов в пещеры. Древний монастырь был и местом обучения монахов, и центром паломничества.
В VII—VIII вв. продолжали возводить грандиозные пещерные храмы, крупнейшими из которых были поздние пещеры Аджанты (VII в.), храм Шивы на острове Элефанта (VII в.) и храм Кайласанатха в Эллоре (VIII в.). К IX в. трудоемкую технику вырубания храма из скалы заменило строительство из тесаного камня (известняка, песчаника, мрамора, гранита). Каменные блоки скреплялись деревянными клиньями или металлическими скобами. В постройках использовали сочетания камня с деревом и кирпичом.
На рубеже IX—X вв. отчетливо выявились характерные различия между северными и южными типами построек. В целом система индуистского храма была следующей: в центре святилище с небольшим внутренним пространством, где помещалась главная святыня, за ним следовал притвор и многоколонный зал или галерея, где собирались молящиеся. Святилище увенчивала высокая башня. В северном типе она имела мягкие, криволинейные, словно набухающие очертания и заканчивалась символическим кольцом. В южных храмах башня представляла собой многоярусную пирамиду, в XIII—XVII вв. венчавшую уже не сам храм, а входные ворота.
На юге Индии, где на протяжении Средневековья исповедовали индуизм, сложилась более жесткая система канонов, чем на севере, подверженном завоеваниям мусульман. Они стали возводить, используя кладку на растворе, мечети, минареты, мавзолеи с широкими арками и большими куполами. Столкновение двух различных эстетических систем привело к тому, что при постройке мусульманских зданий индийские мастера научились искусно сочетать разные породы камня, придавая тем самым архитектуре национальное своеобразие. Начало объединению двух архитектурных принципов было положено во время строительства огромного минарета Кутб-Минар в Дели. Новый этап в развитии индийской архитектуры приходится на период правления Великих Моголов (XVI—XIX вв.), выходцев из Средней Азии. В это время складывается архитектурный стиль, отличающийся монументальностью и декоративностью форм.
mirznanii.com
Архитектура Древней Индии - часть 5
Величественное и пропорциональное здание Тадж-Махала — квадратное в плане, с четырьмя минаретами по углам и большим куполом, точное и строгое и вместе с тем исключительно гармоничное по композиции и деталям — богато и изысканно украшено инкрустацией самоцветами по белому мрамору. Декоративное убранство дополняет каллиграфически точно выполненный орнамент из черного мрамора. Облик мавзолея удивительно соответствует образу Мумтаз-Махал, памяти, которой он посвящен. Так в архитектурных формах удалось отразить чисто человеческие качества. К несомненной удаче архитекторов следует отнести огромный, но необычайно изящный купол мавзолея, в Индии его сравнивают с «облачком, застывшим на воздушном троне». Именно в куполе достигают кульминации четкость и гармоничность, присущие всем частям и деталям Тадж-Махала.
Центральный зал - большое восьмиугольное помещение, в середине которого, прямо напротив входной арки, возвышается гробница Мумтаз-Махал, - торжественен и величествен. Рядом находится гробница Шах-Джахана. Яркий солнечный свет и жара не проникают внутрь мавзолея - тут царят приятная прохлада и полумрак. Стены как внутри, так и снаружи, богато орнаментированы.
Мавзолей органически связан с окружающей природой: здесь использована и искусственная, и естественная среда. В то время как с юга, востока и запада Тадж-Махал окаймлен парковым и архитектурным ансамблем, с севера он словно встает из вод реки Джамны. Отсюда мавзолей производит своеобразное впечатление: уровень воды на 8 м ниже уровня парка, и потому боковая сторона платформы из красного песчаника круто поднимается из воды, обрамляя берег, и Тадж-Махал четко выступает на фоне неба. Четыре минарета соединяют мавзолей с воздушной средой и как бы помогают ему раствориться в пространстве. Таким образом, зодчие учли все возможные факторы воздействия на архитектурные качества памятника и блестяще смогли связать мавзолей как с землей, создав парковый ансамбль, так и с небом, использовав свойство белого мрамора реагировать на влияние светоносной воздушной среды.
Одной из особенностей интерьера является акустический эффект: слово, прозвучавшее под куполом, но значительно усиленное, слышно на протяжении 16 секунд. В одном из помещений Красного форта, на троне, облокотившись на подушку, сидит падишах, держа на правой руке, одетой на кожаную перчатку, охотничьего сокола, по сторонам стоят сокольничий и человек с опахалом, а кругом свита, смуглые и светлолицые, седые и безбородые. В центре, с золотой печатью, висящей на груди – первый министр государства. Все изображены художником с портретным сходством. Одежды даны в тонких сочетаниях белого, сиреневого, оранжевого, зеленого. Но более всего поражает разнообразие выражений лиц.
При ярком солнце облицовочные мраморные плиты сияют, что придает Тадж-Махалу воздушность, легкость, усиливает его и без того замечательные стройность и цельность. На закате мавзолей окрашивается в нежно-розовый цвет. Проплывающие облака отбрасывают на него воздушные, как на прозрачной воде, тени, выявляя осязаемость и материальность форм. При полной луне Тадж-Махал превращается в гигантское видение, будто сотканное из матового зеленоватого лунного света. Кажется, что купол висит среди звезд. Не забыт и дополнительный эффект - отражение Тадж-Махала в воде каналов парка. При этом главным зеркалом служит большой центральный бассейн. Храм Минакши (Большой храм) в Мадурай. Это храм на юге Индии и посвящен обручению принцессы Минакши с богом Шивой.
Основные постройки комплекса относятся к XVI в., но есть и более древние и более поздние добавления. Храм представляет собой типичный пример южноиндийского зодчества. Внешняя, почти квадратная ограда имеет четыре башенных входа. Далее идут еще несколько концентрически расположенных оград, многочисленные внутренние крытые дворы, залы и коридоры с многоколонными галереями. Среди этих сооружений выделяется тысячеколонный зал Шивы со скульптурами богов, богинь, эпических героев, драконов, фантастических существ, различных животных, а также танцовщиц и музыкантов.
Главное святилище Шивы скрыто в небольшом таинственном, сумрачном помещении, входить в него имеют право только ограниченное число священнослужителей и немногие избранные. Но по праздничным дням изображение бога Шивы в золотой колеснице, куда впряжен слон, выносят к верующим и торжественно провозят вокруг храма. Во всем комплексе построек Большого храма в Мадурай чувствуется утрата монументальности, перегрузка скульптурой, композиционная раздробленность и сухость форм.
В храмовой архитектуре, строящейся на основе строгих канонов, было меньше возможностей вариаций в творчестве, чем в дворцовых и прочих сооружениях нерелигиозного характера. Светская архитектура выработала местные формы, отвечающие художественным требованиям и учитывающие климатические особенности: палящее солнце, разрушительные муссонные ливни, пыльные бури и наводнения. Из гражданских сооружений Великих Моголов большой интерес представляют крепости-форты Дели и Агры. Комплекс общественных построек, расположенный среди парков и цветников, был обнесен стеной с башнями.
Главный вход оформляли башни, увенчанные шлемовидными куполами. Основные павильоны Красного форта в Дели - зал общественных приемов из красного песчаника и зал частных приемов из белого мрамора, представляют собой одноэтажные здания, стены которых прорезаны аркадой, ведущей во внутренние помещения. По углам плоских крыш поставлены такие же купола, как и над главным входом. Интерьеры богато украшены резным и инкрустированным мрамором.
Сооружения форта Агры обладают теми же достоинствами, что и делийские. Огромные дворцы, как правило, возводились из светлого камня, имели просторные помещения, открытые галереи, окна с декоративными решетками, благодаря чему в комнатах было прохладно. Снаружи и внутри дворцы богато украшались орнаментальной резьбой по камню, скульптурами и росписями с истинно восточным великолепием.
Интересным образцом архитектуры Джайпура (штат Раджастан, западная часть Индии) является дворец Ветра (Хава-Махал), построенный в 1699 г. В нем применена оригинальная композиция этажей, система выступающих окон, улавливающих ветер, приносящий во дворец прохладу. Все это создает удивительную пластическую выразительность сооружения.
Веды – древнее индийское писание с законами, по которым проходило развитие искусства этой удивительной страны.
Конец первой половины II тысячелетия до нашей эры. Это время когда в Индию с Иранского плоскогорья приходят ариевские племена. Вместе с собой он приносят новые культурные формы и свой собственный язык, которые постепенно начинают проникать в индийское искусство. Этот период принято считать временем формированием культуры Индии. В это время складывается и архитектура Древней Индии.
Жители древней Индии обладали могучей фантазией и собственными представлениями о Вселенной, и все это они смогли отразить в своем искусстве. Все философские учения, эстетика, да и искусство в целом было пронизано идеей единства жизни. Именно это способствовало развитию такого искусства, в котором отлично друг с другом сочетались архитектура, музыка, скульптура, живопись и поэзия.
Древняя архитектура Индии нераздельно существует со скульптурой. Стены многих индийских храмов украшали скульптуры, выполненные из камня, которые зачастую просто гигантские размеры и тем самым притягивали к себе взгляды людей. Главенствующее место в архитектуре Индии занимает рельеф, который активно использовался мастерами при возведении различного рода зданий, особенно религиозных.
С течением времени развивается и индийское искусство. Постепенно в этой державе начинают возводить грандиозные постройки, которые поражают сложностью своей планировки. Скульптуры, используемые для украшения сооружений, выполнялись в соответствии религиозным индийским предписаниям и в то же время удачно отображали жизнь населения во всех ее проявлениях.
Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно во II тысячелетии до нашей эры, а может быть и раньше. В доисторический период строятся первые города, при создании которых жители Индии руководствовались регулярной планировочной схемой. В это время в строительстве используется обожженный кирпич, улицы вымащиваются и уже существует городская система канализации.
После того как были проведены раскопки городов Мохенджо-Дар и Харрапа стало ясно, что регулярная планировка индийскими строителями начала применяться еще в первой половине III тысячелетия до нашей эры. К такому выводу ученые пришли, сравнив эти города, которые по планировке очень сильно похожи друг на друга, хоть и разделены 600 км.
За несколько столетий до начала Новой эры в индийскую только развивающуюся культуру проникают элементы более зрелой иранской культуры. Первые архитектурные памятники, посвященные Будде, были выстроены в первой половине III тысячелетия до нашей эры, для сотворения которых использовались долговечные материалы.
Несколько ранее в строительстве применялись древесные материалы, например из бамбука в Древней Индии строили круглые постройки, характерные архитектуре этой державы. Несколько позднее начинает использоваться глина и камень. Из них мастера так же учились возводить сооружения традиционной круглой формы.
Середина II тысячелетия – середина I тысячелетия до нашей эры – время, когда активно развивается литература на санскрите и такое философское направление как брахманизм. По памятникам культуры этого времени ученые многое смогли узнать о жизни древних индийских городов и характере их материальной культуры.
mirznanii.com
Архитектура Древней Индии - часть 4
В XVII в. медленное угасание мощи государства Великих Моголов знаменуется отходом от монументальности и тягой к роскоши и изяществу, особенно в храмовом и гражданском строительстве.
Храмы в Эллоре. Недалеко от Аджанты в базальтовом откосе сохранился комплекс из 34 пещерных храмов, создававшийся на протяжении VIII—IX вв. Большинство из них являются индуистскими, а двенадцать — буддийскими. Несомненно влияние на Эллору более ранних пещерных храмов Аджанты, но если в них главную роль играла живопись, то природные особенности и веяния нового времени привели к тому, что в Эллоре стала главенствовать каменная скульптура. Пещерные залы Эллоры отличаются от предшествующих скальных храмов размерами и более сложным планом. В скалах проложены длинные галереи, площадь некоторых залов достигает 1600 м2. Стены залов в изобилии украшены статуями и рельефами.
Главный пещерный храм Эллоры носит название Тин Тхал. Это крупнейший подземный храм, когда-либо созданный в Индии. Он состоит из трех этажей и располагается в глубине прямоугольного двора, напоминающего узкий колодец. Вход в него открывают узкие монолитные ворота. Фасад храма предельно прост и аскетически суров — три ряда квадратных колонн, опирающихся на монолитные скальные платформы. В храм ведет высеченная в камне неширокая лестница. Когда человек попадает внутрь подземного святилища, его взору открываются обширные залы с бесчисленными мощными квадратными колоннами и изваяниями буддийских божеств. Залы Тин Тхала подавляют своими колоссальными формами. Мрачное мистическое настроение усиливается благодаря эффекту сгущающегося в глубине храма сумрака, в котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния.
Подобное впечатление производят и другие, меньшие по размерам пещерные храмы Эллоры. В храме Рамешвара скульптурный рельеф и каменная резьба господствуют практически на всей поверхности стен и колонн. Огромные настенные горельефы буквально обступают зрителей. Фантастические изваяния, вырубленные в скале, пугают своей пластической мощью и ярким контрастом света и тени. Фасады храма Рамешвара украшают четыре колонны и две полуколонны с покрытыми сложной резьбой капителями и большими женскими фигурами-кариатидами, расположенными по обе стороны колонн.
Огромный скальный храм Кайласанатха, высеченный в монолитной, одиноко стоящей скале, является центральным сооружением Эллоры. По величине его можно сравнить со скальным храмом Древнего Египта в Абу-Симбеле. Белоснежный силуэт Кайласанатхи ярким пятном выделяется на фоне скал, возвышаясь среди окружающих пещер-храмов. В середине храма высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 м, словно держащие на своих спинах его тяжесть. Эта идея огромного сооружения, покоящегося на спинах слонов и львов, носит мифологический характер — ведь мир представлялся древним индийцам стоящим на трех слонах. Только слонов в Кайласанатхе гораздо больше. Сверху донизу храм покрыт искусно выполненной каменной резьбой. Многочисленные рельефы посвящены Шиве («Шива-победитель», «Похищение Ситы» и др.) и поражают драматизмом изображенных событий.
Храмовый ансамбль в Махабалипураме расположен на морском берегу юга Индии, среди песчаных дюн и скал, и включает в себя центральный Прибрежный храм Шивы, пять маленьких скальных храмов — р а т х и несколько пещерных храмов. Этот храмовый ансамбль, возведенный в VII в., словно соединил две стихии — воду и землю. Главная его идея — торжество всего живого, питаемого священной рекой Ганг. Эта идея воплощена прежде всего в непревзойденном шедевре средневекового индийского искусства — грандиозном скальном рельефе «Нисхождение Ганга», составляющем смысловое ядро комплекса в Махабалипураме. Высеченный из розоватого гранита, расположенный прямо под открытым небом, на главной площадке комплекса, он, судя по всему, был предназначен для массовых религиозных представлений и ритуалов. При этом рельеф служил своеобразной декорацией. Здесь присутствуют различные сценки: жрецы-аскеты молятся у стен небольшого святилища, женщины ведут буйволиц и пр.
Центром рельефа является расщелина, из которой во время торжественных церемоний через специально встроенную систему водопадом низвергались потоки воды, символизирующие священные воды Ганга. Вода, так необходимая для благополучия жителей тропической страны, является объектом общего поклонения. К ней устремлены все живые существа, изображенные на монументальном рельефе. Единый порыв объединил представителей «верхних» и «нижних» сфер мира. Всю композицию освящает бог Шива, изображенный слева от расщелины.
Рельеф «Нисхождение Ганга» в Махабалипураме сыграл огромную роль в искусстве Индии и соседних стран. Его мотивы отчетливо прослеживаются во многих индийских постройках, в рельефах храмов Индонезии.
Величественно возвышаются на берегу Бенгальского залива руины храма бога солнца Сурьи — одного из самых больших древних святилищ во всей Индии. Фантастическое здание храма солнца когда-то украшала башня 60-метровой высоты. Сегодня от нее осталась лишь груда развалин. Европейские моряки издавна прозвали ее «Черной пагодой»: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс служил им ориентиром в плавании.
Для возведения храма Сурьи в XIII в. тщательно выбирали местность, так как она должна была быть связана с культом солнца. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть. Она выполнена в виде гигантской колесницы — это образ божественной колесницы, запряженной семью разноцветными (по другим преданиям — белыми или золотыми) священными конями, на которой солнечный бог едет по «верхнему» и «нижнему» небу. Храм-колесница уходит в небо тремя большими уступами-террасами, на которых установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают трехметровые каменные колеса, по двенадцать с каждой стороны, богато орнаментированные и украшенные резьбой. Колесо олицетворяет солнечный диск — символ повторяющегося ритма времени. Два колеса, соединенные осью, обозначают союз неба и земли. Среди каменной резьбы на колесах встречаются и многочисленные индийские символы солнца: лотос, конь, колесо.
Восточный фасад разрушенной башни украшал исполинский каменный лев. Величественные скульптурные изображения загадочно улыбающегося бога Сурьи размещены на всех четырех сторонах храма. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма. Храм Сурьи является высшим достижением средневековой архитектуры Восточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод».
Завоевание Индии мусульманами привело к возникновению крупных централизованных государств. Времена Делийского султаната (XIII в.) и империи Великих Моголов (XVI—XIX вв.) были ознаменованы расцветом архитектуры. Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии — ислама, ставшего вскоре государственной религией и оказавшего значительное воздействие на все виды искусства. Однако на юге страны, не подвергавшемся завоеваниям, продолжали развиваться местные культы.
На севере Индии в XIII в. началось широкое строительство новых культовых сооружений — минаретов, мечетей и мавзолеев. Изменения в строительной технике позволили возводить широкие арки и купола. Ислам запрещал изображать людей в культовых зданиях. Это внесло существенные перемены в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. В храмах четкий геометрический и растительный орнамент заменил скульптуру. Вместе с тем новые архитектурные традиции приобрели и свои местные особенности: применение сочетаний разных сортов камня, возведение храмов на платформе, украшение по углам шлемовидными куполами. В огромном централизованном государстве строились новые города (Агра, Фатхпур-Сикри), мощные крепости, дворцы и мавзолеи.
Индийские мастера в совершенстве овладели новым искусством. Наиболее знаменитым сооружением этого периода, которое даже назвали жемчужиной архитектуры Индии, является Тадж-Махал – усыпальница, строительство которой велось несколько десятков лет, и было завершено в 1652 году
Излюбленным материалом становится белый мрамор. Из него был возведен один из самых значительных мавзолеев - Тадж-Махал, расположенный менее чем в 2 км к югу от Агры. В нем выражены все лучшие качества классического индийского зодчества.
Уникальный характер мавзолея во многом определяется историей его создания. У падишаха Шах-Джахана была любимая жена Арджурманд Бану Бегам, прозванная за свою красоту и мудрость Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), или, по-другому, Тадж-Махал («Венец дворца»). Ее безвременная кончина повергла Шах-Джахана в неописуемое горе. В память о жене он решил воздвигнуть мавзолей, равного которому не было бы на свете.
Архитектурный ансамбль с садом окружен высокой стеной из красного песчаника. Лучший вид на него открывается через арку монументальных и очень красивых южных ворот, от которых тянется главный канал, обрамленный дорожками из красного песчаника. В центре пересечения главного и боковых каналов находится водоем с фонтанами, рыбами и цветущими лотосами.
mirznanii.com
Формы и пропорции в архитектуре Древней Индии | Архитектура и Проектирование
Исследуя формы индийского зодчества, мы видим, что они сводятся почти целиком к подражанию местным древним конструкциям с добавлениями некоторых иноземных элементов — персидских и греческих. Эти последние проникают в Индию ко II в. до н. э. Потом мы видим их постепенно меняющимися под влиянием местных традиций. Стремление все детализировать, вкус к фантастическому придают им совершенно особый отпечаток, характеризующийся одновременно излишеством деталей и грандиозностью.
Колонна. — Колонны — первое, что Индия заимствует в Персии. Тип колонны проник в Индию в эпоху распространения буддизма благодаря завоеваниям Ашоки. Столбы, отмечающие победы и религиозные подвиги Ашоки,— не что иное, как персеполитанские колонны. Мы даем чертеж одной из них в рисунке 113, А: в их профиле легко узнать персидскую кампанулу, в деталях их украшений — пальметту.
Нет сомнения, что форма капителей колонн Ашоки и, помимо этого, многочисленные декоративные элементы заимствуются искусством эпохи Маурия из персидского искусства ахеменидского периода, однако, они тотчас же настолько основательно перерабатываются в Индии, что предстают перед нами, обнаруживая вполне определенную самобытность при общем налете персидского влияния. Сейчас есть все данные думать, что ахеменидские элементы попали в Индию не непосредственно из Персии, а уже видоизмененными, причем это произошло на почве Бактрии, одной из восточных провинций ахеменидской империи. См. Coomeraswamy, A. Op. cit. Abb. 12, 14, 34, 33.
При преемниках Ашоки эта персидская колонна применяется в убранстве пещерных храмов, воспроизводящих сводчатые строения предшествующей эпохи. Рисунок 113, В воспроизводит колонну из Карли. Но здесь колонны так чужды общему замыслу, они так мало соответствуют основной идее конструкции, бессознательным подражанием которой являются эти храмы, что архитекторы по большей части даже и не заставляют их нести функции столбов: они их помещают рядами внутри строения, не заставляя их поддерживать своды, и ставят их у входа в виде простых столбов, увенчивая их символическими изображениями.
Рис. 113
Рис. 114
В ту же эпоху индийского искусства, но там, где колонны несут функцию столба-подпорки, они увенчиваются капителями (рисунок 114, А), напоминающими одну из деталей традиционной деревянной конструкции, отдельные элементы которой говорят о персидском влиянии. И эта капитель быстро видоизменяется: кампанула округляется и вырождается в луковицу, как видно на рисунке 114, В.
К этому же времени относится возникновение в Санчи портика с переплетающимися перекладинами (рисунок 115), явно китайского типа. В IX в. в храмах холма Абу преобладает колонна с откосами в 45° (рисунок 110).
К тому же времени и к той же школе относится колонна, увенчанная крестообразно расположенными рядами брусьев (рисунок 108, В). Колонна эта китайского типа, только воспроизведенная в камне.
Портик в Санчи, без сомнения, является памятником чисто индийского типа, не имеющим каких бы то ни было посторонних черт и элементов. Единственное, о чем можно говорить в данном и аналогичных случаях, это — о существовании некоторого относительного сходства в определенных приемах в деревянном зодчестве вообще, поскольку в Китае деревянная конструкция играет большую роль.
Позже декорация на фантастические сюжеты постепенно скрывает архитектурные линий, и храмы Шрирангама или Мадуры имеют целые колоннады, подпорками в которых являются изображения животных, переплетающихся в судорожных движениях.
Аркада — В убранстве индийской арки ясно выразилось ее строение из горизонтальных балок. Лучше всего это видно в обработке свешивающихся камней в форме консолей (в кронштейнах) — рисунок 112, М. Иногда (рисунок 112, М") профиль свода дан в виде сплошной кривой, а порой в его зените образуется килевидный выгиб с обращенной вверх вершиной свода. Вершина выгиба отвечает сшиву двух каменных плит, находящемуся в замке свода. В данном случае форма вполне соответствует конструкции.
Карниз — При отделке фасадов или портиков индусские архитекторы применяют лишь один тип карниза — выступ со скатом. Его разрез точно соответствует профилю, который приобретает терраса в результате воздействия дождей (рисунок 116).
Рис. 115
Рис. 116
Детали убранства — В индусской архитектуре распушка применяется в весьма незначительном количестве. В эпоху Ашоки индийское искусство заимствует из Персии мотив пальметты (рисунок 113). В период сношений с селевкидами оно получает из Греции мотивы ионика и сердечек, а главным образом, общий характер декоративной пластики.
В первые века нашей эры снова получают преобладание персидские элементы, но на этот раз элементы Персии сасанидов. Мы встречаемся с ними даже в декорации портиков в Санчи, где весь замысел чисто китайский.
Рельефы, изображенные на рисунке 115, того же происхождения, что и капители из Исфагани: те же мотивы, та же перегруженность деталями, та же тяжеловесность форм. По-видимому, лишь в VI в. н. э. проник в Индию сасанидский орнаментальный мотив с изображениями животных в манерном стиле.
Резьба заборов ступа в Санчи ничего общего не имеет с орнаментальным убранством эпохи сасанидов. Рельефы датируются П — I вв. до н. э. и уже хотя бы поэтому не могут являться возникшими под воздействием сасанидской Персии. Недоразумение проистекает, по-видимому, по той причине, что Шуази дает неточные и ошибочные датировки персидским памятникам.
Краски — Как и во всех южных странах, в Индии одним из главных декоративных эффектов в архитектуре является раскраска, которой придается большое значение. Скрывая зерно камня под слоем штукатурки, кстати, сохранившейся в гротах Аджанты, индусы покрывают стены богатейшими росписями, которые никогда не умаляют архитектурных форм и не доводят иллюзии до обмана зрения. Основные тона всегда спокойны. Представление об этом нам может дать расцветка индийских ковров.
В Индии законы симметрии проводятся так же строго, как и в Египте. Что касается методов, которыми руководствовались при применении законов пропорций, мы имеем возможность ознакомиться с ними на памятниках мадрасской школы, описанных в книге Рам-Раза, имеющей для индийской архитектуры не меньшее значение, чем труд Витрувия для истории римского искусства. Рам-Раз изложил не только приемы, применявшиеся в его время (он писал в XVIII в.), но использовал и все трактаты. Размеры всех зданий вытекают из диаметра колонны и кратны этому последнему. Закон модульных отношений применялся в Индии самым строгим образом.
Дело идет о книге Ram Raz.— Essay on the Architecture of the Hindus. London. 1834, в которой рано погибший индийский ученый сделал попытку изложить один из трактатов Silpa sastra Manasara. Silpa sastra представляет собой собрание правил, которыми должен руководствоваться индийский зодчий. Столетие отдаляет появление этой книги от современности, но за истекший век мало что сделано в данном направлении. Лишь весьма недавно приступлено к изучению индийских архитектурных трактатов, а, по-видимому, один из ключей к пониманию зодчества Индии лежит именно тут. Профессия архитектора в феодальной Индии была, как и большинство индийских профессий, наследственной. Каста архитекторов была чем-то близка к организации средневековых каменщиков. Описываемые в трактатах строительные приемы до сих пор живы в стране, и все указания и правила Шильпашастра широко применяются на практике. См. Acharya, Pr. Kumar. Hindu Architecture. Allahabad India 1930; Manasara transe, by Acharya, London, 1930.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture