Политический строй древней руси. 3. Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в XI в.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государственно-политический строй Древней Руси (862–1237/1242). Политический строй древней руси


Политический строй Древней Руси |

 /   /  Политический строй Древней Руси

В девятом – двенадцатом веках Древняя Русь представляла собой так называемое протогосударство, только формирующееся своим политическим строем. Бывшие ранее разрозненные общины начали постепенно соединяться в одно государство, во главе которого решено было поставить династию Рюриковичей.

При этом, историки сходятся во мнении, что в тот период (ранний) Киевская Русь имело в качестве формы правления феодальную монархию.

Древняя Русь сформировалась на территории восточных славян в конце десятого века. Во главе данного государства ставится князь, который обещает защиту и покровительство окрестным феодалам. Взамен на данные услуги феодалы отдают ему в пользование часть собственных территорий в качестве платы.

В это же время часть территорий, которые были завоёваны в результате военных походов отдаётся боярам, которые взымают дань с данных земель. Для данной процедуры нанимаются дружинники, которым было разрешено оставаться жить на территории к которой они были прикреплены. Так начала формироваться феодальная иерархия (Князь – вотчинники – бояре – мелкие земельные держатели).

Данная система способствовала тому, что сам князь из военного руководителя стал превращаться в фактического политического деятеля. Так появляются зачатки монархии и развивается феодальная власть.

Социально-политический строй Древней Руси

Первым правовым документом была «Русская правда», которую создал Ярослав Мудрый.

Основной задачей этого документа являлась защита людей от всяческих беспорядков, а также регулирование общественных отношений.

Однако, кроме этого, данный документ разделял общество на определённые социальные категории. Например, существовали зависимые и общинники. Первые считались неполноправными гражданами и вовсе не располагали свободами (также не имели права служить в армии). Их делили на временно зависимых, холопов (слуг), а также простолюдинов (смердов).

Свободные же общинники делились на людей и смердов.

Особенности политического строя Руси

Во главе государства стоял князь, которому подчинялись дружинники и бояре, при помощи которых он реализовывал государственное управление. Дружина делилась на старшую и младшую.

Окончательное формирование государственного политического строя Руси было окончено только к концу двенадцатого века.

Интересные материалы:

student-hist.ru

Социально-политический и общественно-политический строй Древней Руси

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11-й вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7-м вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (сначала варяги, а в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10-му в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11-го в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9-м в. она резко возросла.

Русь 9-12-го вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в Древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12-го в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В Древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11-го в.) и Владимира Мономаха (1113-1125).

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Политический строй Древней Руси — КиберПедия

Политический строй Древней Руси

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

 

Князья Руси в хронологическом порядке

· Князь Рюрик

· Князь Олег (Вещий)

· Князь Игорь

· Княгиня Святая Ольга

· Святослав Игоревич

· Ярополк Святославович

· Владимир Святославович

· Святополк Владимирович

· Ярослав Владимирович (Мудрый)

· Изяслав Ярославович Первый

· Святополк

· Владимир Мономах

· Мстислав и Распад Киевской Руси

В начале ответа в назывном порядке с обязательной опорой на карту указываются важнейшие направления внешней политики Киевской Руси:

1. Южное - отношения с Византией.

2. Восточное - отношения с Хазарским каганатом и кочевниками (со Степью).

3. Западное - отношения со странами Западной Европы.

После этого следует приступить к последовательному раскрытию содержания каждого из направлений.

Выводы

Таким образом, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.

На что следует обратить внимание при ответе:

  • Точность в датах и именах. Умение показать любой названный пункт на карте.
  • Не следует увлекаться подробностями боевых действий, следует уделить первостепенное внимание целям и результатам внешней политики Руси. Важно сравнить договоры с Византией Олега и Игоря.
  • Говоря о Святославе, следует кратко и ярко охарактеризовать князя - воина, обратить внимание на завоевательный характер его походов, показать, как война в союзе с Византией превратилась в войну против Византии.

 

Крещение Руси

До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Ментальность славян - язычников основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца. У славян существовал собственный пантеон, в который входили Перун, Семаргл, Стрибог, Велес, Даждьбог, Мокошь.

Но укрепление государства требовало принятия единой веры. Именно это стало одной из важнейших причин крещения Руси. Подробно выбор Владимиром веры описывается в «Повести временных лет». Согласно летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же, еще до 988 г, года крещения Руси, многие в жители Киева уже приняли христианство по византийскому образцу.

Датой крещения Киевской Руси считается именно 988 г. В этом году в Корсуни принял новую веру князь Владимир Красно Солнышко. Вернувшись в Киев, он начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым. Восточное христианство, напротив, привлекло настроем на взаимодействие власти религиозной и светской.

Массовое крещение на Руси начавшееся при князе Владимире далеко не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведенья о насильственном крещении Руси. Стоит отметить, что в народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков.

Историческое значение крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 г. Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры э то событие, так же, стало эпохальным.

Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) является одной из важнейших вех в истории нашей страны. В честь этого события отмечается ежегодно праздник 28 июля День крещения Руси.

 

Объединение Руси

Объединение Руси – это процесс политического объединения разрозненных русских земель в единое государство.

Биография Дмитрия Донского

Дмитрий I Иванович Донской (1350 – 1389) – великий князь Московский и Владимирский. Свое прозвище (Донской) получил после победы в Куликовской битве.

Ранние годы

Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. В 1359 году, когда умер его отец, в биографии Дмитрия Донского появился опекун и наставник – митрополит Алексий. С ним Дмитрий советовался в политических делах. Кроме того, хорошие отношения у Донского сложились с Сергием Радонежским – настоятелем монастыря.

Именно к нему князь пришел перед Куликовской битвой за благословением.

Борьба за княжение

С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.

В 1363 году Дмитрий Донской стал княжить во Владимире. После большого пожара в Москве князь в 1367 году построил новый белокаменный Кремль.

Будучи человеком верующим, князь поддерживал православные храмы, делал пожертвования, а также основал монастыри в Московском княжестве во время своего правления.

Великие победы

Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже).

А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды – Тохтамышем.

Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.

Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.

Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.

Смерть и наследие

Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.

Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. День памяти отмечают в день его смерти – 19 мая (по н. с. – 1 июня)

Именем великого князя названы улицы и площади в городах России и Украины, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.

 

Взаимоотношения Руси, Орды и Литвы в XIV в. 1. Точки зрения современников на ордынское иго 2. Великая замятня в Золотой Орде 3. Великое княжество Литовское и Русь Точки зрения современников на ордынское иго Основная тяжесть от ига лежала на плечах простого народа, поэтому естественно, что «снизу» стремление к независимости было очень сильным. Периодически вспыхивали восстания, но в основном, они были спонтанными и стихийными, хотя последствия были порой весьма серьезными. Пример 1 Вспомним, к примеру, Тверское восстание 1327 года, в ходе которого было перебито ордынское войско во главе с двоюродным братом хана Чолханом. После этого восстания Орда вместе с Иваном Калитой разорила Тверские земли. Здесь мы подходим к другому ракурсу взгляда на иго. Князья, в отличие от простого народа, осознавали масштабы военной мощи Золотой Орды. Кроме того, пример карательного похода на Тверь, как и в целом, деятельность московских князей показывают, что местные интересы были сильнее центростремительных сил. При этом необходимость рано или поздно сбросить иноземное владычество также осознавалась князьями. В данном вопросе любопытно положение христианской церкви на Руси. Монголо-татары до принятия ислама были язычниками. И после перемены религии для них оставалась характерной веротерпимость. Церковь ничего не платила Орде, гарантировалось свободное исповедание христианства на Руси. При этом на богослужениях необходимо было произносить молитвы за здравие хана, но также очень силен был культ мучеников-князей, погибших в Орде. Великая замятня в Золотой Орде К середине XIV века в Золотой Орде начались усобицы. Проблемы вспыхнули после смерти хана Узбека в 1341 году. Жестоко расправившись с другими претендентами, в основном своими братьями, к власти пришел Джанибек. Учитывая способ захвата власти, у него было множество врагов. В самом деле, Джанибек был убит собственным сыном в 1357 году. Так началась «Великая замятня», продолжавшаяся до 1380 года, за это время сменилось 25 ханов. В условиях развернувшейся смуты в Орде давление на Русь ослабло. В связи с этим некоторые источники называют Джанибека добрым ханом, хотя по-настоящему к хорошим отношениям с Русью стремился не он, а его жена Тайдула, потому что ее болезни лечил будущий митрополит Алексий. Великое княжество Литовское и Русь В XIV веке в истории Руси большое значение приобрело Великое княжество Литовское. Замечание 1 Особенностью этого государства являлся его этнический состав – его наполовину населяли русские и православные люди. Представители русских и литовских княжеских родов часто заключали браки и становились, таким образом, родственниками. В истории Руси активно проявили себя сыновья князя Гедимина Ольгерд и Кейстут, а также сын Кейстута Витовт. Князь Ольгерд предъявлял претензии на правление русскими землями, хотя в целом к Руси тяготел менее отца. Любопытно, что Ольгерд оставался язычником, хотя в самой Литве преобладало православие. Расширение территории Великого Литовского княжества происходило за счет земель Древней Руси – заняты были земли до Днепра, а также Смоленск и Верховские княжества. Кейстут был соправителем Ольгерда и больше внимания обращал на защиту Литвы от крестоносцев. После смерти Ольгерда его сын Ягайло выступил на стороне Мамая в походе на Москву, однако в Куликовской битве не участвовал. Кейстут сверг племянника, поскольку состоял в союзе с Москвой против Орды. Но в 1382 году Ягайло восстановил свою власть, а Кейстут попал в плен, где и был задушен. Сын Кейстута Витовт еще при жизни получил прозвище Великий. Его дочь София стала женой князя Василия I. Именно при Витовте был захвачен Смоленск, а граница Литвы дошла до Черного моря. Отношения с Русью были неоднозначными, поскольку Витовт три раза вторгался в границы Московского княжества и вообще всячески встревал в дела Руси. Замечание 2 Стоит отметить, что именно на попечение Витовта в завещании оставил жену и сына князь Василий I. До смерти Витовта великое княжение Василия II опасались оспаривать его противники во главе с дядей Юрием Дмитриевичем. Таким образом, в отличие от Орды в течение XIV века Великое княжество Литовское и Северо-Восточная Русь сильно возвысились.

\

 

Укреп централь власти при иване 3 и вас 3В последней четверти XV — первой трети XVI в. были сделаны крупные шаги по. централизации, по внутренней перестройке государства от феодальной раздробленности к централизованному государству. Деятельность Ивана III в этом направлении была успешной.

Изменился характер отношений великого князя с другими феодалами, из «первого среди равных» он превратился в «государя». Феодальное право «отъезда» крупных феодалов было отменено. «Отъезд» к другому государю теперь приравнивался к государственной измене. Из вассалов великого князя, имевших определенные феодальные привилегии, удельные князья и бояре превратились в подданных. Опираясь на большое войско из дворян и «детей боярских», «Иван III повел решительное наступление на права феодальной знати, за претил им принимать на свои земли военных слуг великого князя, требовал беспрекословного повиновения. Даже своего младшего брата Андрея великий князь приказал заточить в тюрьму, когда тот отказался прислать войско. Непокорных бояр Иван III казнил или подвергал «опале».

Иван III старался возвеличить великокняжескую власть, подчеркнуть ее принципиальное отличие отвласти прежних князей. Он называл себя «божией милостью государем всея Руси», а в некоторых дипломатических документах — даже «всея Руси императором». При Иване III были приняты особые знаки великокняжеского достоинства: «шапка Мономаха», которая ста да символом самодержавия, драгоценные оплечья-бармы и скипетр; государственным гербом стал двуглавый византийский орел. Идеологическим обоснованием неограниченной власти великого князя была так называемая «теория третьего Рима», смысл которой заключался в признании великого князя наследником римских и византийских императоров. Монах Филофей писал: «Блюди и внемли, яко два Рима падоша, и третий (Москва) стоит, а четвертому не быти!» Не без дальнего политического прицела Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, ввел пышный придворный церемониал по византийскому образцу. Великий князь гордо и независимо держался с самыми могучими государями Европы. Когда германский император предложил ему титул короля, Иван III ответил: «Мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от бога, как наши прародители. Поставления как прежде мы не хотели ни от кого, так и теперь не желаем!» Послы римского папы, венгерского короля, молдавского господаря, персидского шаха искали дружбы с могущественным «государем всея Руси».

При Иване, III началось формирование центральных органов власти — приказов. Делопроизводство в приказах вели дьяки и подьячие. В начале XVIв. в Российском государстве насчитывалось до десяти приказов, часть из которых выросла из старого дворцового управления. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский — внешними сношениями, разрядный — военными делами и т. д.

Важную роль в централизации страны сыграл общерусский Судебник 1497 г., который устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности, важнейшие дела передавались великокняжескому суду, по остальным бояре должны были судить вместе с шорными из местных дворян «судными мужами» и дьяками. Одной из главных задач Судебника было упрочение власти феодалов над крестьянами. Выступления против феодального строя («татьба», «разбои») карались смертной казнью. Судебник положил начало Юридическому оформлению крепостного права в массах всей страны, установив единый ограниченный срок крестьянского перехода от одного феодала к другому. Статья 57 гласила: «А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина...»

Значительные изменения произошли в организации военных сил страны. Военные отряды отдельных феодалов и «пешие рати» горожан и крестьян-ополченцев объединялись в полки, воеводы которых назначались великим князем; назначения воевод заносились в «раз рядные книги». Основу войска составляли «государевы служилые люди», дворяне и «дети боярские», получавшие за службу землю в условное держание. Они «испомещались» на дворцовых и черных землях, их число быстро увеличивалось. Дворянская поместная конница несла постоянную службу по охране границ. В полном распоряжении великого князя были также полки «служилых царевичей», татарских феодалов, переходивших на службу к Ивану III. В случае военной опасности набиралась «посошная рать» из крестьян. Русское войско имело на вооружении огнестрельное оружие: пушки, пищали и «ручницы». Великий князь считался верховным командующим всеми вооруженными силами страны.

Однако, несмотря на крупные шаги по пути централизации, в стране сохранялись пережитки феодальной раздробленности. Бывшие удельные князья, влившиеся в состав московского боярства, сохраняли свое привилегированное положение и в системе единого государства. При великом князе постоянно действовал совет крупных феодалов — Боярская дума, с которой великий князь обсуждал важнейшие вопросы. Сложилась система местничества, по которой главные посты в государстве и войске замещались феодальной аристократией. На местах власть находилась в руках наместников и волостелей, которые назначались из знатных бояр, часто потомков удельных князей. Они сами собирали налоги на свое содержание («корм»). Бояре-кормленщики мало зависели от центральной власти. Феодальная автономия отдельных уделов сохранялась и в рамках единого государства. Политическое влияние крупных феодалов основывалось на их экономической мощи: в руках «княжат» и бояр-вотчинников оставалась большая часть земель и крестьянских дворов.

Политику централизации продолжил великий князь Василий III. Он ограничивал феодальные привилегии княжеско-боярской аристократии, выдвигал на государственные должности людей незнатного происхождения, из дворян и «детей боярских». Постоянной заботой великого князя было расширение поместного землевладения. Усиление дворянства способствовало укреплению центральной власти. Однако земель для раздачи дворянам-помещикам было мало. Удобные для обработки и населенные земли были давно уже захвачены боярами и монастырями. Перед Василием III остро встал вопрос о перераспределении земельного фонда. Видимо, с этим связана поддержка, которую великий князь оказал «нестяжателям» (противникам церковного землевладения). Нил Сорский и другие «заволжские старцы» призывали к аскетическому образу жизни, к отказу церкви от богатств и земельных владений. Противниками «нестяжателей» были «осифляне» (по имени игумена Иосифа Волоцкого, сторонника сильной и богатой церкви). В конечном итоге Василий III встал на сторону «осифлян» — сильная церковь была опорой великокняжеской власти. Церковный собор 1533 г. осудил Нила Сорского и его сторонников.

Василий III значительно ограничил права владетелей последних «уделов», запретил им чеканить собственную монету, но окончательно ликвидировать уделы не решился. Им была введена централизованная система государственных налогов, которые были распространены и на боярские вотчины. Однако крупные феодалы часто получали от великого князя «тарханные грамоты», освобождавшие их владения от «тягла». В результате экономические и политические позиции крупных феодалов остались достаточно сильными. Великокняжеской власти предстояло вести длительную и сложную борьбу за внутреннюю централизацию страны. Весь XVI век за полнен ожесточенными столкновениями между велико княжеской властью и княжеско-боярской оппозицией. Особенной остроты достигла эта борьба при Иване IV Васильевиче (1533 — 1584).

 

Политический строй Древней Руси

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

cyberpedia.su

Ящик пандоры – Политический строй Древней Руси

Политический строй Древней РусиВ исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) – раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период – кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 веке она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, – «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

Похожие статьи:

Источник: www.slavyanskaya-kultura.ru

pandoraopen.ru

3. Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в XI в.

3. Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в XI в.

3.1. Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной оценки социально-экономического строя.

И. Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во второй половине XI в. пришли города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашавшее или выбиравшее князя для выполнения служебных функций.

Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским – защитником Русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

3.2. Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи «военной демократии» и ограничивающих княжескую власть.

• К ним относится вече, которое, например, активно действовало в Новгороде на протяжении всего XI в. и позднее. В Киеве же о его существовании нам известно меньше, но и здесь летописи фиксируют его созывы в кризисные моменты, когда вече было призвано исправлять ошибки княжеской власти или компенсировать ее временную слабость.

• Двоякую роль играла и княжеская дружина. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а с другой – сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Владимир «думал» с дружиной «о строе земленем и о ратех» (о делах государственных и военных), вынужден был считаться с ее мнением. Так, летописец приводит случай, когда дружина выказала свое недовольство скупостью Владимира, выставившего во время пира деревянную посуду. Князь, посчитав, что потеря дружины стоит дороже «злата и серебра», удовлетворил ее требование.

Наиболее авторитетные, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет («думу») князя, назывались боярами. Младшие дружинники – рядовые воины – именовались отроками и гриди.

•  Вооружение свободных общинников – «воев», характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и во все уменьшавшемся масштабе. В летописи зафиксировано участие общинников в военных действиях. Само существование массы свободных вооруженных людей поддерживало могущество веча.

•  Родовой (династический) характер наследования власти. В Древней Руси власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась современниками как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало так называемое лествичное право наследования, т. е. передачу власти по старшинству (например, не старшему сыну, а брату умершего князя, ставшему старшим в роду). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имел власть только как представитель всего рода. Складывался родовой, или династический, сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.

• Продолжалась, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя (ее теперь считали священной), что создавало духовные предпосылки для развития самовластия и укрепления княжеской власти. Важно, что в Средние века поведение людей определялось религией не в меньшей мере, чем социально-экономическими и политическими факторами.

3.3. Эволюция древнерусской государственности.

•  Усобицы. Смерть князя Владимира (1015) положила начало длительной и кровавой борьбе его сыновей за киевский престол, в ходе которой Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба [2] , за что получил прозвище Окаянный. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, победу в усобице одержал Ярослав Владимирович (1019–1054). Вскоре против него выступил другой сын Владимира – Мстислав. После ряда столкновений братья пришли к соглашению, разделив Русь на две части: левобережье Днепра с центром в Чернигове отошло к Мстиславу, правобережные земли с Киевом, а также Север Руси с Новгородом остались за Ярославом. В 1036 г. умер не имевший наследников Мстислав, что позволило Ярославу восстановить под своей властью единство Руси. Периодически вспыхивавшие усобицы свидетельствовали о непрочности объединения русского государства.

•  Княжение Ярослава Мудрого и начало новых усобиц.

Продолжив политику отца, киевский князь послал в крупные земли и города своих сыновей. Он требовал от них беспрекословного подчинения. При Ярославе, который заслуженно носил имя Мудрый, Русь достигла своего расцвета и превратилась в одно из самых сильных государств Европы. Так, отразив в 1036 г. натиск кочевников-печенегов, она до начала 60-х гг. XI в. не знала вражеских нашествий.

С правящим в Киеве родом Рюриковичей мечтали породниться многие христианские монархи. Дочери Ярослава – Анна, Анастасия и Елизавета – вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Киев превратился в крупный культурный центр. При Ярославе началось составление письменных законов – знаменитой «Русской Правды». Однако политическая стабильность эпохи правления Ярослава была недолгой. Ее сохранение, как и территориальная целостность государства, зависели от единства княжеского рода (земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род).

Однако уже после смерти Ярослава Мудрого и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом, посаженным в Киеве и почитаемым младшими «в отца место», начались усобицы уже между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Особенно острой была борьба между детьми Святослава Ярославина, правившего в Черниговской земле, и Всеволода Ярославина, которому отошел Переяславль и далекая северо-восточная окраина – Суздальская земля.

•  Местные княжеские династии. С изменением социально-экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом общей для всех половецкой опасности по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха в г. Любене (1097) был созван съезд князей. Здесь были приняты решения, подрывавшие основы общеродового старейшинства, но укреплявшие монархический принцип. Князья решили быть «во едино сердце» в борьбе с половцами и утвердили принцип: «Каждо да держит отчину свою», соблюдение которого привело к замене родового владения семейным, а родового старейшинства – политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии – отдельные ветви рода Рюриковичей. В то же время в таких династиях прямое наследование еще не стало единственно возможным, иногда применялся принцип передачи власти по старшинству. Так, например, внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславич, заняв силой киевский престол и оттеснив дядю Вячеслава Владимировича, вынужден был под влиянием политической обстановки и культурной традиции пригласить его в 1150 г. в качестве соправителя.

Развитие новых принципов вело к политической раздробленности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Государственно-политический строй Древней Руси (862–1237/1242)

Государственно-политический строй Древней Руси (862–1237/1242)

Высшая власть в стране находилась в руках великого князя киевского, старшего князя среди Рюриковичей. Великий князь был высшим политическим и военным руководителем. Он осуществлял центральное государственное управление, устанавливал порядок сбора налогов, который назывался полюдьем (повозом). Княгиня Ольга установила размеры, сроки и места сдачи налога – погосты. Великие князья чеканили золотые и серебряные монеты. Великий князь руководил дружиной, пополнял общий военный арсенал, пытался улаживать конфликты между Рюриковичами, покровительствовал церкви, образованным людям, иконописцам. Великие князья, как правило, держали в своих руках внешнюю политику, стремились расширить свои владения, заключали договоры, вступали в брачные союзы с европейскими и восточными правителями. Они руководили секретной агентурой, знали по 5–8 языков.

Высшую (центральную) власть вместе с князем составляли Боярская дума и вече, народное собрание свободных мужчин-воинов.

Местную власть на разных по размеру территориях осуществляли князья, посадники, воеводы, выборные тысяцкие в городах, выборные старосты в общинах.

Суд велся по «Русской Правде». Вместе с князьями, посадниками, воеводами в определении правых и виноватых участвовали присяжные заседатели из свободных мужчин, составлявшие извод (обычно 12 человек).

Вооруженные силы состояли из дружинников – профессиональных воинов, к которым по решению вече или князя присоединялось народное ополчение – вооруженные свободные мужчины.

Христианская церковь (с 988) находилась под защитой государства, получая десятую долю всех доходов и поддерживая князей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Политический строй Древней Руси

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) — раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период — кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 веке она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, — «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info