Общественный строй древней индии. 2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

   Особенности общественного строя Древней Индии. Общественный строй древней индии


2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы. Особенности общественного строя Древней Индии

Похожие главы из других работ:

Восточные славяне

Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян

В отличие от других племен, расселившихся в период великого переселения народов на территории государственных образований и под воздействием их общественно-социальных...

Восточные славяне в древности

3. Особенности социально-экономического и политического строя Древней Руси

«Повесть временных лет» говорит о том, что главой древнерусского государства был князь. Он возглавлял и владел княжеством, управлял им, как старшина в своем роде, возглавлял земской строй, рать. Возглавлял войско...

Выявление характерных особенностей индийской цивилизации

2.1 Особенности современного правового развития Индии

Индия в настоящее время принадлежит к правовой семье религиозного права (индусское право общин Индии). Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: Ш главный творец права - Бог, а не общество, не государство...

Государственное управление в Древней Руси

3. Особенности развития государственности княжеств Древней Руси

древнерусский власть государственное управление Говоря о системе территориального деления и территориального управления при первых киевских князьях (до начала эпохи феодальной раздробленности) (18)...

Государственный строй России на рубеже XIX-XX веков

1. Особенности государственного и общественного строя в России на рубеже ХIX- XX вв

Период с 70-х годов XIX века и начала XX века был временем относительно мирного развития, когда Запад в основном уже покончил с буржуазными революциями, а Восток до них еще не дозрел...

Государство западное Чжоу

3. Особенности общественного развития.

Как выглядело западночжоуское общество и что было харак-терным для процесса его трансформации...

Исторический портрет Генриха IV как человека и как правителя

Глава I. Особенности общественного развития Франции в XVI веке

генрих наваррский франция король К началу XVI в. Франция была одной из крупнейших и развитых европейских стран. В ней насчитывалось около 15 млн. населения. Париж был самым крупным европейским городом с населением свыше 300 тыс. человек...

История государства и права Беларуси

2. Особенности общественного и государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси

В 9-12 вв. классовая структура общества еще четко не сложилась, шло формирование двух основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Так, как экономика была многоукладной, существовали такие социальные группы, как холопы...

Образование и основные этапы развития государственности в Спарте

1.3 Особенности социально-экономического и общественного строя Спартанского полиса

До Мессенских войн характерной чертой социально-экономического строя Спарты было господство родовой аристократии. После же захвата Мессении в Спарте складывается строй так называемой «общины равных» [2]. По словам Крушкол Ю.С....

Особенности общественного строя Древней Индии

3. Особенности рабства в Древней Индии

Источники права подтверждают, что в Древней Индии существовало рабовладение. Законы Ману упоминают семь разрядов рабов: "захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный...

Особенности общественного строя Древней Индии

4. Трансформация варновой социальной системы древнеиндийского общества. Возникновение каст

Однако, несмотря на незыблемость "извечного правила жизни четырех варн" с течением времени в их положении происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них...

Особенности рабовладельческих отношений в Индии

2. Особенности положения рабов в Древней Индии

Само собой разумеется, что рабства, как мы понимаем его из классической литературы (в основном, по истории Древнего Рима), в Индии не было...

Система физического воспитания Древней Греции

Глава 1. Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции

Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души, и поэтому физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы. Суриков И...

Система физического воспитания Древней Греции

Глава 2. Особенности системы физического воспитания Древней Греции

Тем временем мальчики приобретали всестороннее интеллектуальное развитие, всячески совершенствуя культуру тела. Иногда мальчики 7-14 лет учились в частных школах грамматистов и кифаристив. Занятие проводили учителя...

Социальный строй Древней Руси

2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода. I период (IX - середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава)...

hist.bobrodobro.ru

Особенности общественного строя Древней Индии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

"История государства и права зарубежных стран"

Тема: "Особенности общественного строя Древней Индии".

МОСКВА - 2009

Содержание

1. - В в е д е н и е -

2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы

3. Особенности рабства в Древней Индии

4. Трансформация варновой социальной системы древнеиндийского общества. Появление каст

5. Заключение

6. Список использованной литературы

 

1. - В в е д е н и е -

Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инд, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганг, где были наиболее благоприятные условия для занятия скоᴛᴏʙодством и земледелием. Предполагается, что первые неолитические поселения земледельцев в предгорьях долины Инда относятся к 6 - 4 тысячелетиями до н. э. Урбаʜᴎϲтическая культура индов оформилась уже к середине 3 тысячелетия до н. э., свидетельством чему являются древнейшие города - Хараппа и Мохенджо-Даро - крупнейшие центры древней цивилизации и столицы политических объединений индов, относящиеся примерно к 24 в. до н. э. Кроме прочего , об этом периоде развития древнейших обществ Индии в объективной действительности известно довольно мало ввиду скудности доступных источников. Причина этого кроется в том, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована. Более поздние хорошо изхученные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений, в том числе, и в доарийские времена.

Примерно с начала II тысячелетия до н. э. со стороны Причерноморья и Прикаспия (некоторые ученые полагают, что по маршрутам через Малую Азию и Закавказье) начинается миграция индоевропейских (арийских) племен, которые к XIV - XIII вв. до н. э. проникают через Афгаʜᴎϲтан сначала в Пенджаб, а затем в долину Ганга, покоряя, оттесняя к югу либо ассимилируя населяющих Северную Индию местных неолитических земледельцев (преимущественно относящихся к этническим общностям мундов и дравидов).

2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы

Несмотря на малый объем доступного фактологического материала о характере развития общества того врем

bigreferat.ru

Реферат – Общественный строй Древней Индии

ОглавлениеСВведение 31. Общественный строй Древней Индии 42. Государственный строй Древней Индии 11Заключение 18Библиографический список 19

Введение

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что для Древней Индии, как и для многих других древневосточных обществ, характерна трехсоставная структура основных классов с небольшими модификациями – это классы, или сословия, жрецов, воинов и земледельцев. Подобную структуру можно увидеть и в египетских номах, и в городах-государствах Междуречья, и даже в Греции и Риме.Уже Ригведа и другие тексты, письменно зафиксированные в IX в. до н.э., упоминают четыре сословные группы, именуемые варноми: варна жрецов (брахманы), воинов (кшатрии), земледельцев (вайшьи) и слуг (шудры). Веды проводят различие между понятиями "душа мира" (пуруша) и "сущность" (пракрити). Первое понятие отождествляется с космической жертвой, которая необходима для поддержания порядка в жизни. Поэтому различные части "мировой души" служат поддержанию общественного порядка в человеческом обществе. Ее уста (брахманы) отвечают за духовный порядок, руки ее (раджи, позднее названные кшатриями) управляют, бедра ее составляют земледельцев и купцов (вайшьи), а стопами ее служат крестьяне, ремесленники и работники (шудры). Слово "варна" означает цвет. Предполагают, что это название вызвано было поначалу резким размежеванием между первыми тремя группами и шудрами, которые состояли из населения покоренных ариями племен и выделялись цветом кожи (арии были светлокожими в отличие от темнокожих индийцев).Целью настоящей работы является рассмотрение сословно-варновой структуры древнеиндийского общества.

1. Общественный строй Древней Индии

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города – центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. – середина 1 тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III–II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев (XIV–XIII вв. до н.э.) была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были либо оттеснены к югу, либо ассимилированы ариями, носителями более высокой материальной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к этому периоду литературные памятники религиозного содержания – веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса. Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индо-арийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов долины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до настоящего времени свои культурные ценности цивилизаций Востока. Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения (при их общей бедности и ограниченной научной ценности) относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина 1 тысячелетия до н.э. – до 1 в. н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования – империи Маурьев (IV в. до н.э. – II в. до н.э.) Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций –дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название "Законы Ману" (II в. до н.э. – 11 в. н.э.). Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы.

refbox.org

Реферат – Общественный строй Древней Индии

Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами. Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп – варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы – Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев. Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия – кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", т.е. кшатриев по обету, а не по рождению. Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" – народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников – вайшиев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии – полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных. В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа. По мере консолидации высших варн – брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян. С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую. В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20–25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54–55). В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других – эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения – к рабам).

refbox.org

Варновый общественный строй Древней Индии

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия русского балета имени А.Я. Вагановой»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Специальность – хореографическое искусство

РЕФЕРАТ

По Всемирной истории

на тему:

Варновый общественный строй Древней Индии

Содержание

  1.  Введение.......................................................................................................3
  2.  Историография............................................................................................4
  3.  Основная часть
    1.  История формирования и описание варнового общественного строя........................................................................................................5
    2.  Значение кастового общественного строя в истории Древней Индии......................................................................................................8
  4.  Вывод...........................................................................................................10
  5.  Список использованной литературы........................................................11

Введение

Индийская цивилизация – одна из древнейших в мире, ее история – уникальный объект исследований многих ученых на протяжение столетий, привлекающий к себе интерес своей самобытностью и несхожестью с историей любого другого государства.

К сожалению, на сегодняшний день наука располагает достаточно скудным количеством достоверных письменных источников по истории Индии. В основном, при ее изучении приходится опираться на труды религиозного характера или художественные произведения.

Первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда  датируются VI–IV тысячелетиями до н. э., очаги урбанистической культуры зародились в Индии примерно в III тысячелетии до н.э., а первой древнеиндийской цивилизацией принято считать Хараппскую. Однако сведений о ней практически не сохранилось во многом потому, что письменность того периода еще не расшифрована. Дальнейшее развитие культуры полуострова Индостан предопределило начавшееся приблизительно в начале II тысячелетия до н.э. переселение в долину реки Ганг племен индоариев, о причине которого до сих пор известно немного. Именно в период Ведийской цивилизации, культуры индоариев, просуществовавшей до V в до н.э., которая ассоциируется с Ведами, самыми ранними источниками об истории Индии, впервые появляется разделение общества по родовому признаку. Это разделение усилилось во времена империи Маурьев – первой великой индийской империи.

Хотя признаки кастового общественного строя засвидетельствованы у многих народов, Индия дает нам один из самых ярких примеров данной организации.

Историография

Научное изучение истории и культуры Индии началось в середине XVIII века. Именно тогда большой интерес привлек к себе санскрит, изучением которого активно занялись английские и немецкие ученые, переведшие некоторые наиболее известные произведения древнеиндийской литературы на европейские языки. Пионерами индологии считаются Генри Томас Колбрук, Уильям Джонс, Август Вильгельм Шлегель и другие, первым русским индологом считается Г.С. Лебедев, составивший описание быта и обычаев индийцев и грамматику хиндустани.

Зарождение индийской эпиграфики произошло в первой половине XIX века, а первые археологические раскопки провелись только в конце столетия, после того, как А. Кеннингэм составил археологическую карту Индии.  В XX веке, когда начались систематические раскопки, английские ученые Маршалл и Маккэй и индийские археологи Сахни и Банерджи, а также многие другие обнаружили развалины древних городов на Северо-Западе страны.

С самого возникновения индологии в этой науке сложилось несколько разных школ и направлений. Для многих трудов западноевропейских ученых характерен европоцентризм, для русской школы индоведения, внесшей большой вклад в современную индологию, характерен объективный и строго научный подход. На рубеже XIX – XX веков появление интереса к изучению собственной истории в Индии было связано с начавшейся борьбой за независимость.

Сегодня история Индийского государства привлекает к себе все больше внимания, ведь так и продолжают существовать и множиться вопросы без ответов, появляются новые факты, новые неизученные материалы.

История формирования и описание варнового общественного строя

Слово «каста» в переводе с португальского языка означает «род, качество», оно стало употребляться, когда португальцы в XVI в. проникли в Индию и познакомились с индийской социальной организацией. Изначально же в Индии существовали группы, которые обозначались словом «варна», которое соответствует понятиям «вид», «разряд». Уже с глубокой древности это слово использовали для противопоставления основных социальных слоев. О том, что разделение общества берет свое начало в конце II – начале I тысячелетия до н.э., можно судить по сведениям из «Ригведы», одного из четырех индуистских религиозных текстов, сборника религиозных гимнов, составленного приблизительно в 1700 – 1100 гг. до н.э., древнейшего памятника древнеиндийской литературы и древнейшего религиозного текста в мире. Несмотря на то, что в первоначальной версии «Ригведы» нет прямого упоминания о варнах, в этом сборнике уже говорится о существовании жрецов, знати и простого люда, хотя и деление это пока не жесткое и не контролируется.

И только в позднем гимне из «Ригведы», в X мандале, в знаменитом «Пуруша-сукте», содержится миф о том, что четыре варны произошли от первочеловека Пуруши. Из уст Пуруши произошла высшая варна – «брахманы», это жрецы, которые должны были служить богу, из рук произошли «кшатрии», военные, полководцы, из бедер – «вайшьи», ремесленники, земледельцы, скотоводы, а из ступней произошла низшая варна – «шудры», слой неимущих и неполноправных людей. Считается, что три высшие варны были генетически связаны с ариями и поэтому назывались «дваждырожденными», что давало им право на обряд «второго рождения», то есть обряд инициации. Он проводился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнурка, цвет которого соответствовал положению в обществе, и впоследствии обеспечивал обучение профессии и занятиям предков, что позволило бы затем стать домохозяином.

Более позднее описание варн изложено в «Ману-смрити», также известном как «Законы Ману». Этот документ – свод законов и правил Древней Индии, в котором освещены такие аспекты, как социальный строй, имущественные и семейные отношения, а также преступления и наказания. Точной датировки текст не имеет, однако есть предположения, что составление законов в нем ограничивается временными рамками со II века до н.э. до II века н.э. Считается, что после распада империй Маурьев и Шунга сложился период социальной нестабильности, влияние брахманов было под угрозой неведических движений, поэтому вышеупомянутый документ и другие Дхарма-шастры (сборники правил) были реакцией брахманов на эти угрозы. В «Законах Ману» подробно описывается создание четырех варн и значение каждой из них в обществе:

«А ради процветания миров он [Брахма или Брама - один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде] создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.»

Переход из одной варны в другую был абсолютно невозможен, была установлена строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны): «Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - шудрянка и своей варны, для кшатрия - те обе и своей варны, для брахмана - те три, а также своей варны. Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры». Все профессии были наследственно закреплены, законы образа жизни каждой из варн были сформулированы в дхармах, существовала разная степень наказания за причинение вреда более или менее знатным субъектам.

Варна кшатриев осуществляла управление государством, она возникла в результате войн, со временем превратившись в правящую. В отличие от варны брахманов, она не была такой замкнутой. Но несмотря на это, брахманы занимали самое почетное место в обществе: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными люди, между людьми - брахманы. Само рождение брахмана — вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отождествления с Брахмой. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит - свое и дает - свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана» («Законы Ману»), их называли «авадхъя» - неприкосновенные. Важной особенностью положения брахманов было то, что их нельзя было казнить, самым существенным наказанием могло быть только изгнание.

К варне вайшьев принадлежали по большей мере свободные общинники, которые занимались земледелием или ремеслом, они являлись основным податным сословием. В ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел, однако с течением времени вайшьи теряли свои привилегии в обществе, в том числе обряд «второго рождения», поэтому линия раздела стала проходить уже между знатью, брахманами и кшатриями, с одной стороны и беднотой, вайшьями и шудрами, с другой.

Предполагается, что варна шудр возникла в результате участившихся войн, к ней первоначально причислялись те люди, которые по родовому признаку не принадлежали ни к одной варне. Права шудр были значительно более ограниченными, чем права остальных: как было сказано ранее, все, что мог делать шудра – это прислуживать более знатным людям, они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, шудрам изначально было запрещено накапливать богатства, они не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн.

Со система варн не только не распадалась, но, напротив, становилась все жестче и сильнее. Укрепляясь, она обрастала новыми разрядами, более дробными подразделениями, превращалась в систему каст, которая дожила до наших дней.

Значение варнового общественного строя в истории Древней Индии

Варновый, а впоследствии кастовый общественный строй можно назвать одной из самых устойчивых и незыблемых моделей разделения общества, ведь он до сих пор существует в современной Индии. Очевидно также и то, что вышеописанный строй достаточно сильно влиял на менталитет жителей Древней Индии, на существовавшую тогда монархию, на решение внутренне- и внешнеполитических проблем, на историю Индийского государства в целом.

Так, например, можно сказать, что разделение общества в Древней Индии повлияло на создание одного из важнейших компонентов социального и экономического строя – сельской общины, ведь наиболее многочисленной варной были вайшьи. Структура сельской общины была многослойна, так как процесс имущественной дифференциации глубоко проник в нее: существовала верхушка, которая эксплуатировала рабов и наемных работников и рядовые общинники, сами работавшие на своих участках. Также община была в определенном роде самостоятельна в своих внутренних делах: свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления.

Существование разделения именно на варны привело к спецефической модели рабства. В отличии от других государств Древнего Востока, в решающих отраслях экономики Индии рабский труд значительной роли не играл.  В законах отсутствовало противопоставление свободных и рабов, касты заслоняли собой классы. Особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение. Рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование.

Нужно еще отметить, что, несомненно, кастовый строй влиял на управление государством во времена монархии, ведь вследствие того, что в древних законах было сказано о значительности брахманских родов, немаловажную роль при дворе играл царский жрец. Также большую роль в управлении государством играл совет царских сановников – паришад, который состоял из знати – военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.

В целом варновый строй сильно влиял на ход истории Индии. Большое влияние представителей высших варн и знатных родов не способствовало прочности возникавших в то время империй. Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастового поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам.  

Вывод

Система разделения общества в Индии выступала в роли своего рода альтернативы слабой центральной политической власти, а быть может, и главной ее причины. Она вполне могла существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ведь ее внутренние законы итак успешно выполняли политико-административные функции.

Варновая система не только не распалась со временем, но, обрастая новыми разрядами, более дробными подразделениями, претерпев множество изменений, просуществовала несколько тысячелетий, существует и по сей день.

Именно благодаря уникальности варнового строя его формирование и особенности до сих пор являются предметом пристального интереса исторической науки.

Список использованной литературы

  1.  З.М. Черниловский, В.Н. Садиков. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.
  2.  К.И. Батыр. Всеобщая история государства и права.
  3.  Л.С. Васильев. История востока.
  4.   О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран.
  5.  К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии.
  6.  Н.В Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.
  7.  Л.Б. Алаев. Средневековая Индия.
  8.  Свободная интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.

Работу выполнила студентка 6/I А курса Хорева Мария Владимировна

Научный руководитель _______________________

преп. Т.И. Пелипенко

refleader.ru