5.Древний Египет Новое царство. Новое царство древнего египта
Новое царство (Древний Египет) | 61vek вики
Новое царство (25-30 века). Известный наибольшим числом древнеегипетских памятников период расцвета древнеегипетской государственности и создания крупного египетского «мирового» государства, приходящийся на время правления трёх манефоновских династий египетских фараонов— XVIII, XIX и XX. Хронологические рамки Нового царства определяются 2449—2932 по «краткой» хронологической схеме или 2419—2931 по «средней». Период Нового царства наследовал Второму переходному периоду— времени упадка Древнего Египта и завоевания страны семитским народом гиксосов — и предшествовал Третьему переходному периоду.
Исторический очерк Править
Восстановление независимости Египта Править
Внутренние неурядицы, приведшие к социальным катаклизмам, положившим конец правлению XII династии, ослабили Среднее царство Египта и открыли путь для завоевания страны интервентами-гиксосами. Хотя после вторжения гиксосов из Азии к 2361 вся страна формально подчинилась захватчикам, на юге сохранялся мощный очаг сопротивления— Фивы. Начиная с правления Таа I и Таа II Секененры противостояние Фив и Авариса приняло характер открытого военного конфликта. При Камосе (2446—2449) фиванцы скопили достаточно ресурсов, чтобы начать изгнание гиксосов из страны и нейтрализовать возможность союза гиксосов и кушитов против Фив.
Наконец, борьба против захватчиков увенчалась успехом— в 2449 фараон Яхмос I (Яхмес) (2449—2474) положил конец их владычеству в Египте, взяв столицу гиксосов Аварис, а после затяжной трёхлетней осады в 2452 лишил их и опорного пункта в Палестине Шарухена. Гиксосы были рассеяны среди народов Ближнего Востока. Так началось Новое царство Египта (2449—2932) — самая блистательная эпоха египетской цивилизации. Подавив мятежи нубийцев и Тетиана, Яхмос распространил власть своей династии на весь Египет. По сути, фараоны основанной им XVIII династии (2449—2696) были прямыми потомками предшествовавшей ей XVII династии, однако по манефоновской традиции она выделяется в отдельную династию.
Таким образом, походы Яхмоса не приобрели ещё ярко выраженный завоевательный характер, поскольку были направлены на установление безопасности южной и северо-восточной границ, но его преемники в силу одного факта обладания высокоэффективной армией были фактически обречены проводить экспансионистскую политику. После смерти Яхмоса в 2474 к власти пришел его малолетний сын Аменхотеп I (2474—2495), регентом при котором была провозглашена его мать Яхмес-Нефертари. В результате военных походов первых двух царей Нового царства Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего царства — от Синайского полуострова на севере до II нильского порога на юге. Поскольку Аменхотеп I умер, не оставив наследников, Яхмес-Нефертари возвела на престол мужа своей дочери Мутнофрет, своего зятя Тутмоса.
Создание египетской мировой державы. Правление Хатшепсут и Тутмоса III Править
Начало масштабных завоевательных походов связано с именем Тутмоса I. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции войска Тутмоса I были отправлены на север, в Переднюю Азию, разоряя Палестину и Сирию. Египетские войска впервые достигают хурритского государства Митанни на Евфрате, названного ими «Перевёрнутой водой». Восстановления Тутмосом I влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к экспансионистской политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в Долине Царей близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных пирамид, предпочтение стали отдавать более защищённым и дешёвым скальным усыпальницам.
Фараоны XVIII династии превратили Египет в ведущую силу древнего мира. Во время правления царицы Хатшепсут (2512—2533) закончилось возрождение Египта. Она расширила границы царства, лично возглавив один из двух походов в Нубию и воюя в Палестине, восстановила уничтоженные гиксосами монументы в Луксоре и Карнаке, развернула активную торговлю с таинственной страной Пунт на востоке Африки (вероятно, современная территория Сомали). По поручению Хатшепсут зодчим и приближённым царицы Сенмутом был создан целый ряд выдающихся архитектурных сооружений, в том числе храм Джесер-Джесеру в Дейр эль-Бахри. Началось интенсивное развитие науки и искусств, распространялось использование стекла и вертикального ткацкого станка.
Преемник Хатшепсут, ее пасынок, у которого она в раннем детстве отняла власть, Тутмос III (2533—2565), «Наполеон Древнего мира», стал крупнейшим фараоном-воителем и создал крупнейшую империю от Северной Сирии до Нубии, победив в 17 кампаниях в Передней Азии и потеснив сильные государства Ближнего Востока, включая Митанни. Уже в мае 2533 Тутмос III разбил при Мегиддо коалицию восставших сирийских, палестинских и гиксосских князей во главе с правителем Кадеша, через семь месяцев взял саму крепость Мегиддо, и этой блестящей кампанией подчинил себе земли практически до самого Евфрата, однако, ему приходилось ходить сюда походами почти каждый год, чтобы закрепить египетское верховенство над Сирией, Палестиной и Финикией. В 2553 фараон наносит окончательный удар Кадешу и митаннийцам, доходя до столицы Митанни Вашшукани. Поэтому апогей могущества Египта припадает на правление наследников Тутмоса III, включая фараона Аменхотепа III (2596—2634), который, пользуясь полученными в ходе походов своих воинственных предков ресурсами, создал несколько грандиозных храмов в честь фиванского бога солнца Амона, отождествлённого с Ра в образе Амона-Ра.
Религиозная реформа Эхнатона Править
Формирование новой привилегированной прослойки служилой знати, которую преимущественно составляли выходцы из средних слоёв населения, создало предпосылки для введения поклонения солнечному диску Атону, чей культ имеет ряд признаков монотеистической религии. Это случилось около 2642, при фараоне-реформаторе Аменхотепе IV (2637 год), взявшим себе имя Эхнатон, что означает «угодный полезный Атону». Иногда утверждается, что Эхнатон был первым достоверно известным нам монотеистом в мировой истории. Реформа Эхнатона сильно потрясла Египет, а пацифистская политика этого фараона привела к потере обширных азиатских владений, вскоре занятых хеттами из Малой Азии Однако, культ Атона был запрещен после смерти фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) в 2654 бывшим жрецом Атона и военачальником Хоремхебом, регентами малолетнего наследника Эхнатона, Столица государства была обратно перенесена из построенного Эхнатоном Ахетатона в Фивы а сам фараон— объявлен еретиком.
Правление XX и XXI династий Править
После скорой смерти молодого Тутанхамона XVIII династия пала, а престол перешел сначала к Эйе, затем— к Хоремхебу (2668—2696), восстановившему былую мощь страны до уровня, достаточного для эффективной борьбы с хеттами за Восточное Средиземноморье, и, наконец, к престарелому визирю Рамсесу I (2696—2698) и его наследнику и соправителю Сети I (2698—2712). Тем временем началась вражда между египтянами и хеттами, так как последние за правление Эхнатона и Тутанхамона заняли Сирию, принадлежавшую египтянам. Противостояние закончилось при фараоне Рамсесе II Мериамоне (Великом) (правил в 2712—2777) из XIX династии (2696—2815). Он сумел вывести часть своей армии из ловушки, подготовленной ему хеттами в битве под Кадешем в 2717, а через некоторое время вновь напал на Хеттское царство и в 2731/2732 подписал с царём Хатти Хаттусили III мирный договор— древнейший Библдоговор, текст которого сохранился до нашего времени (если не учитывать договора между шумерскими городами Умма и Лагаш, известный нам по «стеле коршунов»). Рамсес II также примечателен как активный строитель. Он приказал построить множество храмов (крупнейший из которых находился в Абу-Симбеле в Северной Нубии), а также новую резиденцию Пер-Рамсес, но при этом активно пропагандировал собственные достижения, зачастую преувеличенные. Рамсес II правил почти 67 лет и имел множество сыновей, но вскоре его династия пала.
После Рамсеса II начался медленный закат Египта. В исторических документах сообщается о волнениях, вторжениях «Народов моря» из Балканского и Малоазийского региона, которых с большими усилиями в морской битве смог отразить фараон Мернептах (2777—2797), тринадцатый сын Рамсеса II, в 2782, и отсутствии порядка ок. 2815 Стабилизировать ситуацию удалось вельможе Сетнахту, который стал основателем XX династии (2815—2932). Его преемник получил имя Рамсес III (2817—2848). Он восстановил боеспособность армии, победив армию и флот «народов моря» и союзных им ливийцев в 2828 Понимая всю шаткость своего положения, Рамсес III во всем пытался подражать Рамсесу II, но и это не уберегло его от многочисленных заговоров.
После смерти Рамсеса III все последующие правители династии носили имя Рамсес, откуда и получили общее название Рамессиды, однако не обладали удачливостью своих предшественников. Авторитет некогда могучего государства упал (о чём наглядно свидетельствует находящееся в московском Музее изобразительных искусств им. Пушкина произведение «Путешествие Уну-Амона в Библ»), а бюрократический аппарат стал распадаться. После смерти Рамсеса XI (2932) XX династия прекратилась: жрец Амона-Ра Херихор провозгласил себя новым фараоном (этот факт ныне оспаривается; более того, даже известно, что Херихор мог умереть раньше Рамсеса XI), что дало начало Третьему переходному периоду (2932—3337).
Общие черты периода Править
Военное дело Править
Именно при Новом царстве благодаря успешным военным кампаниям Яхмоса I, Тутмоса I и Тутмоса III была создана крупнейшая по территории египетская держава, простиравшаяся от IV или даже V порога Нила в Куше (Южной Нубии) на юге до реки Евфрат и юга Анатолии на севере, а Египет стал наиболее влиятельной силой на Ближнем Востоке. Как свидетельствуют дипломатические архивы этого времени (правления Аменхотепа III и Эхнатона), сохранившиеся в развалинах столицы Эхнатона Ахетатона— Телль-эль-Амарне, — Египет в период Нового царства определял общие тенденции в отношениях между странами. Египетская цивилизация восприняла целый ряд достижений передназиатских культур и сама оказала огромное влияние на окружающие страны.
Египетская армия, очистившая Египет от гиксосских захватчиков, не могла оставаться бездейственной и в новых условиях. Практически для всей истории Нового царства, за исключением поздней XVIII династии и правления Рамессидов, была характерна агрессивная внешняя политика, необходимая для поддержания ранней формы античного рабовладельческого общества с помощью добытых материальных богатств и рабов. Тем не менее, отношение к рабам в Египте Нового царства было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства, предусматривавшего интеграцию раба в общину.
Реформированная египетская армия и по своему вооружению, и по организации превратилась в одну из самых лучше всего вооружённых и многочисленных армий своего времени. Немалую роль в этом сыграл опыт освободительной борьбы против гиксосов, начатой фиванскими фараонами XVII династии. Унаследованная от гиксосов тактика ведения боя с помощью элитных боевых колесниц и применённые в ходе борьбы с ними же технические нововведения типа гиксосской боевой секиры, короткого меча и составного лука превращала армию Египта в самую грозную силу на Ближнем Востоке. Опираясь на армию, XVIII династия была способна проводить активную внешнюю политику на всех направлениях. Экспансия в Нубии, Палестине (Ханаане) и Сирии требовала мобилизацию доступных материальных и людских ресурсов страны, однако выгоды от успешных завоевательных кампаний полностью окупали расходы, стимулируя развитие египетской экономики, науки и культуры.
Пехота египтян продолжала состоять из лучников, вооружённых передовыми образцами оружия— составным слоёным луком, стреляющим с куда большей силой (благодаря стрелам с медными наконечниками) на значительно большие расстояния, — а также копьеносцев со щитами, вооружённых копьями, секирами, прямыми и изогнутыми в форме серпа мечами, которые отныне не только кололи (как обычные кинжалы), а и резали. Для защиты тела пехотинцев и колесничих начали использовать броню, а лучники научились стрелять залпом. При Новом Царстве границы Египта охранялись ливийскими наёмниками, и наёмники из соседних регионов вскоре стали преобладать в египетской армии. После знакомства египтян с «народами моря» даже личная гвардия фараона формировалась из шерданов.
Колесничие войска составлялись из отборных лучников на колесницах, внушавших ужас окружающим народам. Повсеместное использование лошади в стране было введено гиксосами, однако, вопреки распространённому мнению, конь в Египте появился ещё в Среднее царство. Боевые колесницы могли использовать свою скорость, чтобы пробить ряды противника и разбить организованные формации войск. Во времена XIX династии в египетской армии впервые было применено разделение на меньшие оперативные группы путём введения армейской структуры из 4 подразделений, названных в честь главных богов— отрядов Ра, Амона, Сета и Хора.
Социально-экономические отношения Править
Военные успехи вызвали подъём во всех отраслях египетского хозяйства. Бронза окончательно утверждается в качестве основного металла, тем не менее, продолжают использоваться орудия труда из чистой меди, камня и дерева. Увеличилось и количество изделий из метеоритного железа, но к разгадке секрета обработки и литья железа из руды египтяне так и не подошли, что и было одной из причин успехов хеттов в Сирии. Важнейшим изобретением в сельском хозяйстве явился новый водоподъёмный инструмент под названием шадуф. Неэффективный ручной полив был заменён механическим, что резко повысило производительность труда в сельском хозяйстве, в частности, в садоводстве, обычно требовавшем подъём воды из каналов. Торговля вышла на качественно новый уровень, и к правлению царицы Хатшепсут Египет превратился в пример экономического процветания
Религия и искусство Править
Наука и техника Править
Бесспорным является тот факт, что Новое царство Египта было вершиной развития египетской цивилизации: было не только собрано воедино наследие предыдущих двух тысячелетий развития Египта, но и появились уникальные явления типа вселенского государства Тутмоса III или феномена атонистской революции, оставившей глубокий след в религии и искусстве. Некоторые исследователи рассматривают Египетское государство в качестве первой империи в мировой истории. Другие специалисты, учитывая тот факт, что в подчинённых Египтом землях не была установлена жёсткая централизованная система управления, как в зависимых территориях классических империй, предпочитают называть первой империей Новоассирийское царство.
В теории цивилизаций Арнольда Джозефа Тойнби Новое царство Древнего Египта соответствует второму (после Среднего царства) универсальному государству египетской цивилизации. Поскольку всё развитие египетской цивилизации не вписывалось в построения Тойнби относительно распада цивилизаций, в «Постижении истории» историк считал египетскую цивилизацию Нового и Позднего царств «окаменевшей». В марксистской историографии, основанной на оригинальных теориях Маркса и Энгельса, Новое царство считается периодом попытки становления античного рабовладельческого строя на базе архаического (называемого азиатским по причине обнаружения его пережитков у племён Индии).
Beckerath, J. von. Chronologie des ägyptischen Neuen Reiches. Hildesheim, 1994 (Hildesheimer Ägyptologische Beiträge, 39). ISBN 3-8067-8132-X
5. Культура и изобразительное искусство Древнего Египта (Новое царство)
После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов, искусство Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства (ок. 1580 — ок.1085 гг. до н.э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими. Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности.
Архитектура
В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н.э.) — находится в Дейр-эль-Бахри в Фивах, храм освящен Хатхор — богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра.
Храм в Дейр-эль-Бахри — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сененмут, царский фаворит. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые, служа сооружению оригинальным фоном, в то же время сливаются с ним в единое, неповторимое целое. Храм состоит из двух ярусов террас, соединенных пандусами и обрамленных портиками, обнесенного колоннадой открытого двора и вырубленного в скалах святилища. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в образе Осириса, колонны, на капителях которых была высечена голова богини Хатхор, а также росписи и рельефы. На террасах располагались водоемы, росли деревья.
Храм в Карнаке
Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Наиболее совершенными воплощениями культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные богу Амону-Ра. Ныне они известны как храмы в Карнаке и Луксоре.
Храм Амона в Карнаке строился на протяжении многих веков — от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Результатом этого является множество пилонов, площадей, ворот, залов, обелисков, коридоров и т.п. Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства. Храм, имеющий в плане форму буквы «Т», в основной своей части (идущей с запада на восток) имеет структуру, типичную для храмов Нового царства — с пилонами, открытым двором, гипостильным залом и святилищем.
Храм в Луксоре
Храм в Луксоре значительно уступает в размерах Карнакскому храму, однако считается наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением периода Нового царства.
Отличительной особенностью Луксорского храма являются его гигантские колоннады. Всего в залах и дворах храма насчитывается свыше двухсот колонн. Колоннады придают храму подчеркнутую монументальность; колонны символизируют заросли папируса, в которых появился на свет бог солнца Амон.
Храм, имеющий форму прямоугольника, вытянут с севера на юг. Вход в храм оформлен в виде пилона, построенного Рамсесом II. Перед пилоном были воздвигнуты шесть колоссов Рамсеса II: четыре гигантские статуи изображали стоящего фараона, две статуи запечатлели фараона сидящим. У входных ворот храма возвышались два обелиска высотой 35 м.
Храм в Луксоре — сложный архитектурный ансамбль, в котором отразились различные эпохи истории Египта. Так, в общий ансамбль храма включен храм Александра Македонского, добившегося от египтян своего обожествления и объявившего себя сыном бога Амона. Есть здесь и христианская часовня, относящаяся к первым векам нашей эры.
Изобразительное искусство
Сохранилось огромное количество великолепных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты — от хозяйственных работ до погребальных процессий. В рельефах господствует невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж. В то же время изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: одежде, прическам, драгоценностям. Удлинненные легкие тела приобретают гибкость, очертания плеч — округлость. Тонкой красотой отмечены женские профили. Миндалевидные глаза слегка прикрыты веками, что придает взгляду некую таинственность. Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Исчезает условность раскраски человеческих фигур: оттенки светлой и темной кожи становятся близкими к реальным. На женских лицах появляется румянец, сквозь прозрачные одежды просвечивают тела. Нередко изображаются нагие служанки, танцовщицы и музыкантши. В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, XVI в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, XV в. до н. э.)
Скульптура
Во времена Нового царства получает развитие скульптура колоссальных размеров. Создаются огромные по размеру фигуры, колоссы, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и представляют собой две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (XVIII династия).
Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета украшаются изображениями юных девушек, несущих сосуды, играющих на арфе, плывущих с лотосом, уткой или рыбой в руках. Впервые появляются изделия из стекла, в том числе скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступают место так называемым ушебти (ответчикам). Это статуэтки из терракоты, фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми головой и руками, изображающие тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире.
Амарнский период
В XIV в. до н.э. фараон XVIII династии Аменхотеп IV (1368—ок. 1351 гг. до н.э.) провел религиозную реформу, оказавшую значительное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона — бога солнца, точнее, сам солнечный диск. На шестом году царствования он покинул Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу — Ахетатон. Появляется арманский стиль искусства.
В центре Ахетатона находились Большой дворец и храм Атона, в котором вместо традиционных колоннад были большие открытые дворы с жертвенниками. Дворец украшали статуи фараона, многоцветные рельефы, росписи с инкрустацией и позолотой. Особенной красотой отличались росписи полов, изображающие бассейны с плавающими рыбами, заросли цветущих растений с порхающими птицами и бабочками.
После смерти Аменхотепа при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе жрецы добились восстановления культа старых богов. Столицей Египта вновь становятся Фивы. Тем не менее искусство амарнского периода оказало значительное влияние на дальнейшее развитие египетской культуры, которое особенно заметно в сокровищах, обнаруженных в гробнице фараона Тутанхамона.
Гробница Тутанхамона
В четырех залах гробницы содержались бесчисленные богатства: сундуки с разноцветными инкрустациями, богато украшенные ложа и складные кровати, троны, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Почти все пространство погребальной камеры занимал огромный, обитый листовым золотом ящик с двустворчатой крышкой. В нем, вложенные один в другой, находились несколько саркофагов. В последнем саркофаге, сделанном из чистого золота, весом более 110 кг, находилась мумия Тутанхамона с золотой маской на лице. Мумия с головы до ног была осыпана драгоценностями — от простых золотых бляшек до изысканных изделий ювелирного искусства. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изысканная красота находок производят ошеломляющее впечатление.
Один из шедевров парадной мебели — изготовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку трона украшают гибкие фигуры царственной четы, выгравированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.
Архитектура периода XIX династии
Борьба между Аменхотепом и жречеством ослабила Египет: в первой половине XIV в. государство утратило почти все завоеванные прежде владения. При фараонах XIX династии — Сети I, Рамсесе II и Рамсесе III — военная мощь Египта была восстановлена, в страну снова потекли богатства и рабы. Это позволило возобновить грандиозное строительство. Архитектурные памятники этого периода отличаются колоссальными размерами, обилием колонн и статуй, богатством и пышностью убранства. В Абидосе, одном из крупнейших городов Верхнего Египта был сооружен заупокойный храм фараона Сети I, законченный его сыном Рамсесом II. Особую известность абидосскому храму принесли великолепные рельефы, покрывающие стены и колонны храма, а также врезанный в стену одной из галерей так называемый «Абидосский царский список» — перечень египетских фараонов.
Самым выдающимся представителем XIX династии был Рамсес II, правивший в течение 67 лет (1317—1251 гг. до н.э.). Культ Рамсеса II, почитание его обожествленных изображений достигли предела возможного — это было время самых пышных славословий в честь фараона, богов и даже царской колесницы. Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах, известный как Рамессеум, намного превосходил размерами храм его отца в Абидосе. Особенностью Рамессеума, дошедшего до наших дней в сильно разрушенном виде, было соединение в одном комплексе храма, дворца, жилых помещений, складов, конюшен. Фасад храма украшали колонны и огромные статуи Рамсеса II в облике Осириса.
Традиция дворцово-храмовой архитектуры была продолжена в фиванском ансамбле Рамсеса III близ современного арабского селения Мединет-Абу. Окруженный двумя рядами зубчатых стен, храм напоминал крепость. По сторонам входных ворот стояли две башни, также увенчанные зубцами.
Но самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи считаются два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), построенные в ознаменование военных успехов фараона. Оба храма целиком вырублены в скале на левом берегу Нила. Фасад большого храма, посвященного Рамсесу II и богу Амону-Ра, украшают четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры матери и детей фараона. По сравнению со статуей самого фараона, эти фигурки кажутся небольшими, однако на самом деле достигают высоты человеческого роста. Храм включает целый ряд помещений, в том числе гипостильный зал и святилище. В первом зале установлены восемь статуй бога Осириса, символически поддерживающих потолок помещения. Дважды в году, 22 февраля и 21 октября, можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входные ворота храма в длинный проход, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и РамсесаII. Малый храм, построенный в честь царицы Нефертари, представляет собой сооружение более простое и меньшее по размеру. На фасаде храма в глубоких скальных нишах стоят четыре статуи Рамсеса II и две статуи Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор, которой, собственно, и была посвящена эта святыня.
Поздний период в истории Древнего Египта — пора тяжелых войн и иноземных вторжений. Свой последний расцвет египетское искусство пережило при фараонах Саисской династии (VII в. до н.э.). Однако в целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода свидетельствуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали.
studfiles.net
Египет в эпоху Нового царства (Новое царство)
Здравствуйте друзья блога ancient-east.ru сегодня продолжаю тему история Египта раздел Новое царство статья получилась очень большая но информативная надуюсь у вас хватит силы воли дочитать ее. Новое царство – период наибольшего расцвета в древнеегипетской истории, длившийся с середины XVI до середины XI вв. до н. э. Это было время создания Египетской империи, подъема экономики и утверждения рабовладения, правления трех могущественных династий – XVIII-й, XIX-й и XX-й.
Яхмос I
Так как тема большая я разделил эпоху Нового царства на четыре раздела
Возрождение могущества при XVIII династии
Общество и экономика Египта Нового царства
Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)
Правление XIX и XX династии
Возрождение могущества при XVIII династии
Свою историю Египет Нового царства ведет с фиванского фараона Яхмоса. Захватив столицу гиксосов Аварис и изгнав интервентов с египетской земли, он положил начало широкой политике завоеваний. Опорой этих завоеваний была реформированная армия. Появляются колесницы, вводятся постоянные тренировки воинов, возрастает и общая численность армии, где также присутствуют и наемники. Такие изменения в египетской политике были продиктованы историческими условиями той эпохи. Начиная со II тысячелетия до н. э. весь кочевой азиатский мир приходит в движение: гиксосы захватывают Египет, касситы – Вавилон, индоевропейские племена хеттов обосновываются в Малой Азии. Азиатская опасность теперь становится для Египта постоянной. А как известно, лучшая защита – это нападение.
При Яхмосе, однако, происходит в основном замирение южных земель. Нубия снова была присоединена к Египту. Этот регион был чрезвычайно важен для страны, ведь именно оттуда шли важные ресурсы – золото, слоновая кость, рабы. Преемники Яхмоса Тутмос I и Тутмос II доходят уже до 3 порога на юге и Ефрата – на севере. Но это были лишь одноразовые походы без полного присоединения земель.
Хатшепсут
При Хатшеспут, правившей более 20 лет, налаживаются торговые связи и стабилизируется внутреннее положение, создаются роскошные памятники искусства, среди которых заупокойный храм царицы в Дейр-эль-Бахри. Подлинные завоевания совершает ее пасынок Тутмос III (1479 – 1425 гг. до н. э.), несомненно, величайший фараон-завоеватель в египетской истории. Особое внимание он уделяет покорению Восточного Средиземноморья – Сирии, Финикии и Палестины, земли которых никогда не были едины.
Основным соперником Египта в тот момент было мощное Митаннийское государство, которое смогло создать антиегипетскую коалицию из княжеств Леванта (собирательное название стран Восточного Средиземноморья). По одним данным, он совершил 15, по другим – 17 походов, утверждая египетскую гегемонию в регионе. Наибольшую славу фараону принесли победы у Мегиддо, где были разбиты объединенные силы антиегипетской коалиции, и захват крепостей Кадеш и Тунип – основных очагов недовольства. Тутмос не забывал и о южных границах, расширив египетские владения до 4 порога. Это был пик могущества Египта, территории которого простирались от Напаты на юге до Ефрата на севере.
Митанни (Нахарин).
Дальнейшая политическая история сводится к попытке сохранения гегемонии и противостоянию с Хеттской державой, которая стала новым соперником Египта. Фараоны Аменхотеп II, Тутмос IV и Аменхотеп III сближаются с Митанни для отпора хеттам. Последние, в свою очередь, сплачивают отдельные княжества Передней Азии в новую антиегипетскую коалицию. Опасность потерять влияние в регионе становится все более реальной.
Новое царство — общество и экономика Египта
Завоевание огромных территорий и захват добычи оказали благотворное влияние на экономику Египта. Одним из главных факторов стало развитие рабовладения. Труд рабов используется уже не только в царских и вельможных хозяйствах. Появляются и мелкие рабовладельцы, которые имеют одного–трех рабов.
Экономика древнего Египта.
Основой экономики продолжает оставаться сельское хозяйство. Благодаря облагораживанию Дельты становится возможным выращивание новых культур (например, чечевица). В Египет идут ресурсы из покоренных стран: с юга – золото и слоновая кость, с севера – олово, серебро, ливанский кедр. Покоренные территории были поставлены под контроль царских управителей и наместников с постоянным гарнизоном и администрацией. Египетские правители были прямым образом заинтересованы в получении доходов и ресурсов. Полученные средства вливались в широкое каменное строительство. Храмовые комплексы в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле, огромные колоссы фараонов были построены именно в эпоху Нового царства. Кроме того, полученные богатства помогали содержать большую армию.
В организации общества коренных изменений не происходило. Во главе государства все так же стоял фараон с неограниченной властью. Служилая знать являлась опорой его власти, как и в период Среднего царства. Все больший вес приобретают командиры и офицеры армии. В противовес служилой знати и офицерам все так же существовала старая знать и фиванское жречество. Жрецы Амона-Ра приобретают огромный вес в обществе, распоряжаясь несметными богатствами и землями. Опираясь на могущество, они начинают влиять и на политику государства, что создает опасность для самой власти фараона и централизации страны. Пик конфликта пришелся на правление Аменхотепа IV (1372 – 1354 гг. до н. э.).
Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)
Идеи противодействия фиванскому жречеству витала в воздухе еще при предшественниках Аменхотепа IV, но именно он решился на открытую борьбу. В противовес Амону-Ра он продвигает солнечное божество Атона, а вскоре объявляет его единственным богом. Атон – это солнечный диск, дарующий тепло и жизнь, у него нет ни жены, ни сына, ни какой-либо сложной символики, ни даже облика. Культ его отправлялся прямо на открытом пространстве, то есть потребность в храмах также отпадала.
Эхнатон и Нефертити.
Сменив имя на Эхнатон, фараон переезжает в основанную им новую резиденцию Ахетатон со своей свитой и женой Нефертити. Все это подорвало могущество старых жрецов, но сам культ не встретил поддержки ни среди простого населения, ни среди знати. Уже при его преемнике, Тутанхатоне-Тутанхамоне все возвращается на круги своя. Несмотря на провал, реформа оказала благотворное влияние на египетское искусство того времени, которое носит название амарнского.
Правление XIX и XX династии
Новое царство и социальные потрясения, вызванные религиозными брожениями, и слабость преемников Эхнатона поставили под угрозу все то, что было добыто тяжелым трудом в правление Тутмосидов. Стабилизация положения происходит при фараоне Хоремхебе, который фактически направлял всю внешнюю политику еще со времен Эхнатона. Он был родом из номовой знати, поэтому с начала правления сделал ставку на компромисс между старой и новой знатью. Восстановив жесткую централизацию, он заложил плацдарм для возврата к политике завоеваний.
Представители новой, XIX по счету, династии, такие как Сети I и в особенности Рамзес II в жестокой борьбе с хеттами в конце XIV – начале XIII вв. до н. э. смогли вернуть Египту былое величие. Между тем над страной надвигалась угроза с запада в лице агрессивных ливийцев. Появляется опасность и с побережья, т. н. народы моря, сокрушившие хеттов.
Начиная с конца XIII века до н. э. и правления фараона Мернептаха Египет постепенно теряет все завоеванные территории, и даже усилия некоторых фараонов XX династии (Сетнахта и Рамзеса III) дали лишь временный эффект. Со смертью Рамзеса XI в середине XI в. до н. э. заканчивается период Нового царства и начинается очередной, третий по счету Переходный период.
Окончание Среднего царства ознаменовалось такими событиями, которые говорили явно не в пользу Египта. Восстание бедноты и рабов не могло не сказаться пагубно на развитии государства. В стране был полный беспорядок, что привлекло семитский народ гиксосов, которые и воспользовались моментом, начав свое вторжение на территорию Египта.
Египтяне записывали основные собития на стенах храмов
Явным преимуществом гиксосов было использование ими боевых колесниц, которые были запряжены лошадьми.
Вскоре гиксосами была занята Дельта, а столицей стал Аварис. Отсюда иноземные племена начали постепенное завоевание остальной территории Египта. В конце концов, они стали править в стране в качестве XV и XVI династий. Конечно же, ни жители Египта, ни правители из Фив не могли позволить сложившейся ситуации укорениться. Они всячески противостояли власти гиксосов.
Однако период Нового царства характеризуется вовсе не этими печальными событиями, а, наоборот, правлением трех династий — XVIII, XIX и XX, при которых Египет стал поистине крупным мировым государством. Как же удалось египтянам вновь обрести независимость?
Еще во время правления Таа I и Таа II Секененры Фивы и Аварис жестко противостояли друг другу. А уже при Камосе фиванцы, набравшись сил и обеспечив себя всеми необходимыми ресурсами, смогли начать изгнание гиксосов из страны.
Слава фараону Яхмосу I, которому удалось окончательно изгнать иноземные племена с территории Египта! Столица гиксосов была захвачена и подвергалась осаде целых три года! Победа фиванцев и ознаменовала собой начало Нового царства.
Аменхотеп I — сын Яхмоса, который пришел к власти сразу же после смерти своего отца. А мать Аменхотепа Яхмес-Нефертари была регентом при нем. Какого величия достиг Египет во время военных походов первых двух царей Нового царства! В этот период его можно было сравнить со Средним царством.
Однако крупные завоевательные походы непосредственно связаны с именем Тутмоса I. Дело в том, что Аменхотеп I после своей смерти не оставил наследников, и его мать возвела на престол мужа своей дочери Мутнофрет — Тутмоса. Чего стоят его походы в Переднюю Азию, в Палестину и Сирию! При нем Египет вновь стал влиятельным государством в Восточном Средиземноморье.
Именно Тутмос был первым, кого похоронили в Долине Царей. Гигантские каменные пирамиды не были популярны в период Нового царства, предпочитали более защищенные и недорогие скальные усыпальницы.
Решительность царицы Хатшепсут также сыграла колоссальную роль в развитии Египта. Расширение границ царства, восстановление монументов в Луксоре и Карнаке, активная торговля со страной Пунт на востоке Африки — все это заслуга Хатшепсут. Некоторые выдающиеся архитектурные сооружения также были созданы во время ее правления, в том числе и храм Джесер-Джесеру в Дейр эль-Бахри. Развитие науки и искусств, использование стекла и вертикального ткацкого станка — неужели этого недостаточно, чтобы причислять Египет к стремительно развивающимся государствам?
Вход в пирамиду
Известно ли вам, что в Древнем мире был свой Наполеон? Так называли преемника Хатшепсут Тутмоса III. Фараон-воитель создал крупнейшую империю от Северной Сирии до Нубии! Победа в 17 кампаниях в Передней Азии — ну, чем не Наполеон? В результате сильные государства Ближнего Востока, включая Митанни, были потеснены.
Время правления Аменхотепа III называют эпохой процветания и могущества Египта, а сам он считается одним из величайших строителей в истории Египта.
При Аменхотепе IV, который назвал себя Эхнатоном в знак отрицания своей связи с богом Амоном, повсеместно был распространен культ Атона. А его новой столицей и вовсе стал Ахетатон. Нельзя сказать, что его 17-летняя борьба с традиционной религией оказала положительное влияние на развитие государства, ведь Эхнатон пренебрегал своими прямыми царскими обязанностями, что привело к потере азиатских владений, которые вскоре заняли хетты из Малой Азии. От огромной державы практически ничего не осталось! Поэтому неудивительно, что после смерти этого фараона культ Атона был запрещен регентами наследника Эхнатона — Тутанхатона, который был переименован в Тутанхамона. Сам Эхнатон при этом был объявлен еретиком.
Эйе и Хоремхеб были регентами Тутанхамона, поэтому после его смерти престол перешел именно к ним: сначала к Эйе, потом к Хоремхебу. Последнему удалось собрать все необходимые ресурсы, чтобы начать борьбу с хеттами за Восточное Средиземноморье. Рамсес I и его наследник Сети I — вот кому принадлежала власть после Хоремхеба. При Сети I Палестина, Финикия и южно-центральная Сирия были возвращены под власть Египта. Однако борьба с хеттами закончилась при Рамсесе II, который еще, ко всему прочему, известен как активный строитель. Множество храмов, новая резиденция Пер-Рамсес — его рук дело. Только представьте себе: у власти он находился целых 67 лет!
И вот незадача: после смерти Рамсеса II Египетское царство стало давать сбой. Иноземные племена из Балканского и Малоазийского региона не заставили себя долго ждать! Слава фараону Мернептаху, которому удалось их отразить. Однако все это было временно, так как и вельможа Сетнахт, который основал XX династию, и Рамсес III, его преемник, неоднократно принимали участие в столкновениях с «народами моря». Рамсесу III удалось противостоять их полчищам, однако войны, восстания населения, заговоры и интриги членов его же семьи отрицательно сказывались на управлении фараоном могущественной державой.
После смерти Рамсеса III все последующие правители династии носили имя Рамсес. Отсюда и произошло общее название — Рамессиды.
Некогда могучее государство постепенно стало утрачивать свои позиции. Египет распался на две части — Фиванскую область, во главе которой стоял верховный жрец Амон Херихор, и государство, объединяющее Средний и Нижний Египет, с центром в городе Танис.
sitekid.ru
Новое царство (Древний Египет)
Новое царство — освещаемый наибольшим числом древнеегипетских памятников период расцвета древнеегипетской государственности и создания крупного египетского мирового государства, припадающий на время правления трёх манефоновских династий египетских фараонов – XVIII, XIX и XX. Хронологически рамки Нового царства определяются 1552 — 1069 до н. э. по «поздней» хронологической схеме или 1582 — 1070 до н. э. по «средней». Период Нового царства наследовал Второму переходному периоду — времени упадка Древнего Египта и завоевания страны семитским народом гиксосов — и предшествовал Третьему переходному периоду.
Исторический очерк
Восстановление независимости Египта
Внутренние неурядицы, приведшие к социальным катаклизмам, положившим конец правлению XII династии, ослабили Среднее царство Египта и открыли путь для завоевания страны интервентами-гикосами. Хотя после вторжения гиксосов из Азии к 1640 до н. э. вся страна формально подчинилась захватчикам, на юге сохранялся мощный очаг сопротивления – Фивы. Начиная с правления Таа I и Таа II Секененры противостояние Фив и Авариса приняло характер открытого военного конфликта. При Камосе (1555—1552 до н. э.) фиванцы скопили достаточно ресурсов, чтобы начать изгнание гиксосов из страны и нейтрализовать возможность союза гиксосов и кушитов против Фив.
Наконец, борьба против захватчиков увенчалась успехом — в 1552 до н. э. фараон Яхмос (Яхмес) (1552—1527 до н.э.) положил конец их владычеству в Египте, взяв столицу гиксосов Аварис, а после затяжной трёхлетней осады в 1549 до н.э. лишил их и опорного пункта в Палестине Шарухена. Гиксосы были рассеяны среди народов Ближнего Востока. Так началось Новое царство Египта (1552–1069 до н.э.) — самая блистательная эпоха египетской цивилизации. Подавив мятежи нубийцев и Тетиана, Яхмосом распространил власть своей династии на весь Египет. По сути, фараоны основанной им XVIII династии (1552—1305 до н.э.) были прямыми потомками предшествовавшей ей XVII династии, однако по манефоновской традиции она выделяется в отдельную династию.
Таким образом, походы Яхмоса не приобрели ещё ярко выраженный завоевательный характер, поскольку были направлены на установление безопасности южной и северо-восточной границ, но его преемники в силу одного факта обладания высокоэффективной армией были фактически обречены проводить экспансионистскую политику. После смерти Яхмоса в 1527 до н. э. к власти пришел его малолетний сын Аменхотеп I (1527—1506 до н. э.), регентом при котором была провозглашена его мать Яхмес-Нефертари. В результате военных походов первых двух царей Нового царства Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего царства — от Синайского полуострова на севере до II нильского порога на юге. Поскольку Аменхотеп I умер, не оставив наследников, Яхмес-Нефертари возвела на престол мужа своей дочери Мутнофрет, своего зятя Тутмоса.
Создание египетской мировой державы. Правление Хатшепсут и Тутмоса III
Начало масштабных завоевательных походов связано с именем Тутмоса. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции войска Тутмоса были отправлены на север, в Переднюю Азию, разоряя Палестину и Сирию. Египетские войска впервые достигают Митанни на Евфрате, названного ими «Перевёрнутой водой». Тутмос I окончательно возобновил влияние Египта на Восточное Средиземноморье. Поворот к экспансионистской политике своеобразно отразился и в захоронении Тутмоса I: он был первым похоронен в Долине Царей близ Луксора. Новое царство было не периодом строительства гигантских каменных пирамид, предпочтение стали отдавать более защищённым и дешёвым усыпальницам.
Фараоны XVIII династии превратили Египет в ведущую силу древнего мира. Во время правления царицы Хатшепсут (1489—1468 до н. э.) закончилось возрождение Египта. Она расширила границы царства, лично возглавив один из двух походов в Нубию и воюя в Палестине, восстановила уничтоженные гиксосами монументы в Луксоре и Карнаке, развернула активную торговлю с таинственной страной Пунт на востоке Африки. По поручению Хатшепсут зодчим и приближённым царицы Сенмутом был создан целый ряд выдающихся архитектурных сооружений, в том числе храм Джесер-Джесеру в Дейр эль-Бахри. Началось интенсивного развитие науки и искусств, распространялись использование стекла и вертикального ткацкого станка.
Преемник Хатшепсут, ее пасынок, у которого она в раннем детстве отняла власть, Тутмос III (1468—1436 до н.э.), «Наполеон Древнего мира», стал крупнейшим фараоном-воителем и создал крупнейшую империю от Северной Сирии до Нубии, победив в 17 кампаниях в Передней Азии и потеснив сильные государства Ближнего Востока, включая Митанни. Уже в мае 1468 до н. э. Тутмос III разбил при Мегиддо коалицию восставших сирийских, палестинских и гиксосских князей во главе с правителем Кадеша, через семь месяцев взял саму крепость Мегиддо, и этой блестящей кампанией подчинил себе земли практически до самого Евфрата, однако, ему приходилось ходить сюда походами почти каждый год, чтобы закрепить египетское верховенство над Сирией, Палестиной и Финикией. В 1448 до н. э. фараон наносит окончательный удар Кадушу и митаннийцам, доходя до самой столицы Митанни Вашшукани. Поэтому апогей могущества Египта припадает на правление наследников Тутмоса III, включая фараона Аменхотепа III (1402–1364 до н. э.), который, пользуясь полученными в ходе походов своих воинственных предков ресурсами, создал несколько грандиозных храмов в честь фиванского бога солнца Амона, отождествлённого с Ра в образе Амона-Ра.
Религиозная реформа Эхнатона
Формирование новой привилегированной прослойки служилой знати, которую преимущественно составляли выходцы из средних слоёв населения, создало предпосылки для введения поклонения солнечному диску Атону, чей культ имеет ряд признаков монотеистического. Это случилось около 1359 до н. э., при фараоне-реформаторе Аменхотепе IV (1364—1347 до н. э.), взявшим себе имя Эхнатон, что означает «угодный [полезный] Атону». Можно сказать, что Эхнатон был первым достоверно известным нам монотеистом в мировой истории. Реформы Эхнатона сильно потрясли Египет, а пацифистская политика этого фараона привела к потери обширных азиатских владений, вскоре занятых индевропейцами-хеттами из Малой Азии. Однако, культ Атона был запрещен после смерти фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) в 1347 до н. э. бывшим жрецом Атона Эйе и военачальником Хоремхебом, регентами малолетнего (дожившего до восемнадцатилетнего возраста) наследника Эхнатона, Тутанхатона, переименованного в Тутанхамона (1347—1337 до н. э.). Столица государства была обратно перенесена из построенного Эхнатоном Ахетатона в Фивы, а сам фараон — объявлен еретиком.
Правление XIX и XX династий
После скорой смерти молодого Тутанхамона XVIII династия пала, а престол перешел сначала к Эйе, затем — к Хоремхебу (1333–1305 до н. э.), восстановившему былую мощь страны до уровня, достаточного для эффективной борьбы с хеттами за Восточное Средиземноморье, и, наконец, к визирю Рамсесу I (1305—1303 до н. э.) и его наследнику Сети I (1303—1289 до н.э.). Тем временем началась вражда между египтянами и хеттами, так как последние за правление Эхнатона и Тутанхамона заняли Сирию, принадлежавшую египтянам. Война закончилась при фараоне Рамсесе II Мериамоне (Великом) (правил в 1289—1224 до н. э.) из ХIХ династии (1305—1186 до н. э.). Он сумел вывести часть своей армии из ловушки, подготовленной ему хеттами в битве под Кадешем в 1284 до н. э., а через некоторое время вновь напал на Хеттское царство и в 1270/1269 до н. э. подписал с царём Хатти Хаттусили III мирный договор — древнейший договор, текст которого сохранился до нашего времени. Рамсес II также примечателен как активный строитель. Он приказал построить множество храмов (крупнейший из которых находился в Абу-Симбеле в Северной Нубии), а также новую резиденцию Пер-Рамсес, но при этом активно пропагандировал собственные достижения, зачастую преувеличенные. Рамсес II правил почти 67 лет и имел множество сыновей, но вскоре его династия пала.
После Рамсеса II начался медленный закат Египта. В исторических документах сообщается о волнениях, вторжениях «Народов моря» из Балканского и Малоазийского региона, которых с большими усилиями в морской битве смог отразить фараон Мернептах (1224—1204 до н. э.), тринадцатый сын Рамсеса II, в 1219 до н. э., и отсутствии порядка ок. 1186 до н. э. Стабилизировать ситуацию удалось вельможе Сетнахту, который стал основателем XX династии (1186–1069 до н.э.). Его преемник получил имя Рамсес III (1184—1153 до н. э.). Он восстановил боеспособность армии, победив армию и флот «народов моря» в 1173 до н. э. Понимая всю шаткость своего положения, Рамсес III во всем пытался подражать Рамсесу II, но и это не уберегло его от многочисленных заговоров.
После смерти Рамсеса III все последующие правители династии носили имя Рамсес, откуда и получили общее название Рамессиды, однако не обладали удачливостью своих предшественников. Авторитет некогда могучего государства упал (о чём наглядно свидетельствует «Путешествие Уну-Амона в Библ»), а бюрократический аппарат стал распадаться. После смерти Рамсеса XI (1069 до н. э.) ХХ династия прекратилась: жрец Амона-Ра Херихор провозгласил себя новым фараоном, что дало начало Третьему переходному периоду (1069—664 до н. э.).
Общие черты периода
Военное дело
Именно при Новом царстве благодаря успешным военным кампаниям Яхмоса I, Тутмоса I и Тутмоса III была создана крупнейшая по территории египетская держава, простиравшаяся от IV или даже V порога Нила в Куше на юге до реки Евфрат и юга Анатолии на севере, а Египет стал наиболее влиятельной силой на Ближнем Востоке. Как свидетельствуют дипломатические архивы этого времени (правления Аменхотепа III и Эхнатона), сохранившиеся в развалинах столицы Эхнатона Ахетатона – Телль-эль-Амарне, — Египет в период Нового царства определял общие тенденции в отношениях межу странами. Египетская цивилизация восприняла целый ряд достижений передназиатских культур и сама оказала огромное влияние на окружающие страны.
Египетская армия, очистившая Египет от гиксосских захватчиков, не могла оставаться бездейственной и в новых условиях. Практически для всей истории Нового царства, за исключением поздней XVIII династии и правления Рамессидов, была характерна агрессивная внешняя политика, необходимая для поддержания ранней формы античного рабовладельческого общества с помощью добытых материальных богатств и рабов. Тем не менее, отношение к рабам в Египте Нового царства было намного гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах.
Реформированная египетская армия и по своему вооружению, и по организации превратилась в одну из самых лучше всего вооружённых и многочисленных армий своего времени. Немалую роль в этом сыграл опыт освободительной борьбы против гиксосов, начатой фиванскими фараонами XVII династии. Унаследованная от гиксосов тактика ведения боя с помощью элитных боевых колесниц и применённые в ходе борьбы с ними же технические нововведения типа гиксосской боевой секиры, короткого меча и составного лука превращала армию Египта в самую грозную силу на Ближнем Востоке. Опираясь на армию, XVIII династия была способна проводить активную внешнюю политику на всех направлениях. Экспансия в Нубии, Палестине (Ханаане) и Сирии требовала мобилизацию доступных материальных и людских ресурсов страны, однако выгоды от успешных завоевательных кампаний полностью окупали расходы, стимулируя развитие египетской экономики, науки и культуры.
Пехота египтян продолжала состоять из лучников, вооружённых передовыми образцами оружия — составным слоёным луком, стреляющим с куда большей силой (благодаря стрелам с медными наконечниками) на значительно большие расстояния, — а также копьеносцев со щитами, вооружённых копьями, секирами, прямыми и изогнутыми в форме серпа мечами, которые отныне не только кололи (как обычные кинжалы), а и резали. Для защиты тела пехотинцев и колесничих начали использовать броню, а лучники научились стрелять залпом. При Новом Царстве границы Египта охранялись ливийскими наёмниками, и наёмники из других стран вскоре стали преобладать в египетской армии. После знакомства египтян с «народами моря» даже личная гвардия фараона формировалась из шерданов.
Колесничие войска составлялись из отборных лучников на колесницах, внушавших ужас окружающим народам. Повсеместное использование лошади в стране было введено гиксосами, однако, вопреки распространённому мнению, конь в Египте появился ещё в Среднее царство. Боевые колесницы могли использовать свою скорость, чтобы пробить ряды противника и разбить организованные формации войск. Во времена ХIХ династии в египетской армии впервые было применено разделение на меньшие оперативные группы путём введения армейской структуры из 4 подразделений, названных в честь главных богов — отрядов Ра, Амона, Сета и Хора.
Социально-экономические отношения
Военные успехи вызвали подъём во всех отраслях египетского хозяйства. Бронза окончательно утверждается в качестве основного металла, тем не менее, продолжают использоваться орудия труда из чистой меди, камня и дерева. Увеличилось и количество изделий из метеоритного железа, но к разгадке секрета обработки и литья железа из руды египтяне так и не подошли, что и было одной из причин успехов хеттов в Сирии. Важнейшим изобретением в сельском хозяйстве явился новый водоподъёмный инструмент под названием шадуф. Неэффективный ручной полив был заменён механическим, что резко повысило производительность труда в сельском хозяйстве, в частности, в садоводстве, обычно требовавшем подъём воды из каналов. Торговля вышла на качественно новый уровень, и к правлению царицы Хатшепсут Египет превратился в пример экономического процветания
Религия и искусство
Наука и техника
Оценки периода
Бесспорным является тот факт, что Новое царство Египта было вершиной развития египетской цивилизации: было не только собрано воедино наследие предыдущих двух тысячелетий развития Египта, но и появились уникальные явления типа вселенского государства Тутмоса III или феномена атонистской революции, оставившей глубокий след в религии и искусстве. Некоторые исследователи (в том числе Джеймс Генри Брэстед) рассматривают Египетское государство в качестве первой империю в мировой истории. Другие специалисты, учитывая тот факт, что в подчинённых Египтом землях не была установлена жёсткая централизованная система управления, как в зависимых территориях классических империй, предпочитают называть первой империи Новоассирийское царство.
В теории цивилизаций Арнольда Джозефа Тойнби Новое царство Древнего Египта соответствует второму (после Среднего царства) универсальному государству египетской цивилизации. Поскольку всё развитие египетской цивилизации не вписывалось в построения Тойнби относительно распада цивилизаций, в «Постижении истории» историк считал египетскую цивилизацию Нового и Позднего царств «окаменевшей». В марксистской историографии, основанной на оригинальных теориях Маркса и Энгельса, Новое царство считается периодом становления античного рабовладельческого строя на базе архаического (азиатского).