Полиса древней греции. Рождение греческого полиса, его характерные особенности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Города-государства в Древней Греции. Полиса древней греции


Города-государства в Древней Греции – полис и полисная система

Система государственности в Древней Греции была уникальной и нехарактерной для античного мира. Рассмотрим, почему именно греки являются изобретателями демократии.

Полисная система Древней Греции

Несмотря на то, что всю территорию Древней Греции объединяли общий язык, культурные ценности, религия, традиции, искусство, быть и многое другое, что в себя включают социальная, культурная и духовная сферы жизни общества, политически Древняя Греция представляла собой разрозненное государство. Каждый крупный город, именуемый полисом, имел подконтрольную себе территорию, действующие на ней законы, свою систему управления. Именно в греческих полисах находит свое отражение практически достигшая идеалов демократия, когда народ определял власть и политический курс на предстоящее время.

Карта греческих полисов

Рис. 1. Карта греческих полисов.

Не во всех городах Греции власть была выборной. Например, в Спарте власть принадлежала сразу двум царям, которые и осуществляли управление городом.

Классический город-государство в Древней Греции включал в себя не только населенный пункт, но и окрестные пашни, пастбища, а также более мелкие поселения. В каждом городе-государстве жили граждане полиса, обладающие правом голоса, свободные чужеземцы и рабы. Полис в Древней Греции был центром ремесла и торговли, центром сосредоточения ресурсов и формирования политических и социальных институтов.

В некоторых полисах число свободных граждан было меньше, чем чужеземцев или рабов.

Размеры полисов были различны. Наибольшую площадь занимала Спарта (8400 кв. км), у которой Лакония была исторической областью, а позже была присоединена Мессения. Аттика со столицей в Афинах, владеющая островами Саламин и Ороп, имела 2650 кв. км. Размер прочих областей как правило не превышал 1000 кв. км.

Воин-спартанец

Рис. 2. Воин-спартанец.

В полисной системе заметны некоторые зачатки специализации районов. В некоторых полисах не хватало скота, в других – пшеницы. Наибольший урожай хлеба собирался на афинской, элевсинской и марафонской равнинах. В Беотии скотоводство и рыболовство пользовались успехом.

Всего же в Древней Греции было несколько крупных и полисов, которые играли значимую роль в политических играх греческих архонтов-правителей. Это, прежде всего, Афины и Спарта. Но немалую роль в жизни греков играли Фивы и Микены, Коринф и Дельфы.

Колонизаторская деятельность полисов

Известна колонизаторская деятельность греков в античные времена. Имея быстрые и крепкие суда, они бороздили просторы Средиземного моря. Греческие колонии были основаны в Крыму и на Кавказе, на побережье Киренаики и Южной Италии, в Испании и Малой Азии. На берегах пролива Босфор была основана колония-город Византий, на месте которого через тысячи лет будет и поныне стоять Константинополь (Стамбул).

Первая волна колонизации была вызвана ростом рождаемости. Грекам в Греции попросту не хватало места на полуострове. Люди искали лучшей жизни в других, неосвоенных землях.

Карта греческих колоний

Рис. 3. Карта греческих колоний.

Вторая волна произошла из-за вторжения в Грецию племен дорийцев, которые вытеснили часть коренного населения.

Что мы узнали?

Греческие полисы в античное время оказались островком демократии в окружающих Балканы монархических государствах. В полисах тысячи лет назад прошел первый опыт народной власти, который обрел широкую популярность в настоящее время.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Полисы в Древней Греции - путеводитель

Полисы в Древней Греции

Полисы - это не просто города-государства, это способ общественного устройства, когда вся территория полиса принадлежит его гражданам. Все граждане (мужчины) могут управлять полисом, участвовать в решении его проблем, принимать законы, решать вопросы о войне и мире и многое другое.

Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.

Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.

С установлением рабовладельческого строя полис становится формой рабовладельческого государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно к кризису полиса. Кризис полиса в Греции (пережившей период наивысшего расцвета полиса в 5 в. до н.э.) приходится на начало 4 в. до н.э.

Сами греки никогда не говорили, например, «полис Афины», но говорили «полис афинян», подчеркивая этим важность людей, которые живут в городе, а не город сам по себе. За пределами города находились сельскохозяйственные угодья. Граждане полиса являлись владельцами этой земли, лишь немногие люди, содержавшие себя, например, ремеслом или торговлей, не владели землей. В некоторых полисах владение землей было обязательным условием гражданства, а в некоторых других случаях, например в Афинах, – не обязательным.

Долгое время власть в городе богини Афины принадлежала знати. Демос в управлении полисом практически не участвовал. На холме, посвящённом богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг, который ежегодно выбирал из своего окружения девять правителей – архонтов. Но после реформ архонта Солона управлении Афинами произошли перемены. Они оказали большое влияние на развитие демократии в Афинах. Солон запретил долговое рабство, вернул крестьянам землю, которая когда-то перешла богатым гражданам в уплату долгов. Всех граждан Афин Солон разделил на 4 разряда. В первый и второй разряды входили самые богатые и знатные граждане, они могли быть избраны на высокие должности.

Каждый год из числа афинян, которые достигли 30-летнего возраста, по жребию выбирали 500 человек. В течение следующего года они входили в Совет пятисот. Он рассматривал вопросы необходимые внести на обсуждение Народного собрания, следил за исполнением законов, деятельностью чиновников и общественными работами. В его ведении находились финансы полиса. Совет регулярно отчитывался перед Народным собранием.

Высшим органом судебной власти в Афинах был Народный суд. Народными судьями могли стать свободные граждане, которым исполнилось 30 лет. В состав суда входило 6000 человек, которые избирались по жребию. Рассмотрение гражданских дел происходило обычно в присутствии 200-400 судей, а на уголовных делах должны были присутствовать 500 судей. Судьи для каждого конкретного процесса выбирались в результате жеребьевки, их имена хранились в тайне до начала заседания, это должно было гарантировать неподкупность правосудия.

В середине 7 в. до н.э. из-за недостатка собственных земель греки начали основывать колонии в Средиземноморье и Причерноморье. На новых местах они старались построить города-полисы по подобию тех, откуда сами приехали. Родной полис стали называть метрополией. Жители метрополии в колониях пользовались особым почетом и уважением. Вновь созданные полисы пользовались покровительством метрополии. Если она предавала их, то колонисты отрекалось от неё и строили собственное государство. Греки очень любили свой родной полис, покинуть его для них означало лишиться покровительства богов, поэтому если люди переезжали на новое место, то брали с собой горсть родной земли, огонь из родного очага, что-то, что бы им напоминало о доме.

Рекомендуем ознакомится: http://biofile.ru

worldunique.ru

Роль полиса в Древней Греции

Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.

 Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.

 Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. 

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенно греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т.е. на историю цивилизации в прошлом.

 Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на востоке), но и городское. Членом общины модно было стать при двух условиях:

 - если человек является греком по национальности;

 - если он был свободным и владел частной собственностью.

 Все члены общины - свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности.

 Государство в Греции существовало не «над общиной» (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.

 Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии.

В одних полисах правление было олигархическим, в других – демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборная власть – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Сельское хозяйство и ремесло

Демократия выражалась и в том, что государство охраняло законами крестьянское хозяйство. Каждый гражданин имел право владеть лишь небольшим участком земли, таким участком, который могла обработать его семья. Крупное землевладение не допускалось, а, следовательно, применение труда рабов в сельском хозяйстве было ограниченным. Прогресс в сельском хозяйстве здесь выразился в переходе от зернового хозяйства к интенсивному виноградарству и садоводству. Вначале крестьяне Греции выращивали в основном пшеницу и ячмень. Но потом, когда из колоний (о них мы будем говорить позднее) стали ввозить много дешевого зерна, заниматься зерновым хозяйством в самой Греции стало невыгодным. И главное место в сельском хозяйстве Греции заняли виноградники и оливковые плантации. Оливковое масло и вино стали в больших количествах вывозить в другие страны.

Основной ячейкой ремесленного производства в Древней Греции были эргастерии — большие мастерские, в которых трудились рабы. Поскольку труд рабов обходился дешевле труда свободных людей, то и продукция эргастерии была дешевле продукции свободных ремесленников. Ремесленники не могли выдержать конкуренции и разорялись. Таким образом, труд рабов в Древней Греции применялся преимущественно в ремесле, а не в земледелии.

Торговля и колонии

Греческие полисы были обращены лицом к морю: обычно располагались в выходящих к морю долинах или на островах. Одной из особенностей полисного устройства было то, что население полиса не могло превышать определенного предела. Когда это население разрасталось и всем уже не хватало земли, избыточная часть населения на кораблях переселялась за пределы Греции, и там, где-нибудь на морском берегу, строила город и основывала новый полис. Вот этот новый полис и считался колонией прежнего. Жители колонии, естественно, завязывали торговлю (точнее — обмен товарами) с местным населением, обменивая у него сельскохозяйственную продукцию и сырье на греческие ремесленные изделия, вино и оливковое масло. Таким образом, колонии стали посредниками в торговле греков с другими народами. Такие колонии были разбросаны по всем берегам Средиземного моря. Были они и на Черном море: Херсоне на месте нынешнего Севастополя, Кафа — на месте Феодосии, Пантикапей — в районе Керчи. В отличие от Древнего Египта в Греции уже торговали при помощи денег. Свои деньги чеканил каждый полис, поэтому не каждый человек мог знать соотношение ценности разных монет. Это обстоятельство породило "банкиров" — менял, которые обменивали деньги одного полиса на деньги другого. Часто банкир принимал вклады от своих клиентов и сам расплачивался за купленные ими товары. Таким образом, в его распоряжении оказывались довольно крупные суммы чужих денег, и он уже начинал давать их в рост — в долг под проценты, т.е. выступал как ростовщик.



biofile.ru

Древнегреческий полис, его характерные особенности

История древнего мира: Восток, Греция, Рим. Ладынин И.А. и др.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: Восток, Греция, Рим/ И.А.Ладынин и др. М.: Эксмо, 2004 

Раздел 

ГРЕЦИЯ

Глава II.

История Греции в IX—IV вв. до н. э.

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

2.5. Рождение греческого полиса, его характерные особенности

Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской цивилизации. Полис — уникальное и принципиально новое явление древнегреческой ци­вилизации, ее высшее достижение. Эта типично греческая соци­ально-политическая структура обеспечила создание рациональ­ной экономики, функционирование сложных форм социальной жизни, республиканскую, в том числе и демократическую, фор­мы управления, непревзойденные и совершенные достижения в культурной области.

Принято считать, что полис — это особый тип общины, а именно община граждан-земледельцев; причем, в отличие от об­щинных структур Древнего Востока, включавших в себя исклю­чительно сельское население, греческий полис состоял как из крестьян-земледельцев, так и из городских жителей. Сами древ­ние греки не сомневались в том, что полисы, в рамках которых они живут, являются определенным типом объединения, некоей общинной структурой, созданной для «благой жизни» граждан, ее составляющих, структурой, способной к самодовлеющему, не­зависимому существованию и процветанию.

Главными структурообразующими элементами греческого полиса, определившими условия его становления и развития, были следующие. Прежде всего это экономическая основа любого полиса — т.н. античная форма собственности, в которой органи­чески сливались собственность государственная и собственность частная, причем частная была опосредована государственной. Отсюда обязательно вытекало то, что непременной и безусловной предпосылкой права собственности на землю в полисе была при­надлежность к числу граждан этого общинного объединения. В классическом полисе только его гражданин мог быть собственни­ком земли и, соответственно, каждый гражданин должен был владеть участком земли на полисной территории. Верховное пра­во контроля и распоряжения землей, этого основного средства производства античного времени, принадлежало коллективу граждан, самой гражданской общине.

Античная форма собственности никогда не находилась в ста­тике, она развивалась вместе с поступательным развитием эконо­мики Греции в направлении к полной частной собственности. В зависимости от уровня развития античной формы собственности определялось и качественное состояние всех элементов полисной структуры: от зарождения полиса в архаическую эпоху, через эпоху его расцвета в классическое время, к кризису, обусловлен­ному ее эволюцией к полной частной собственности, при которой, в сущности, уже невозможно было четкое функционирование ан­тичного полиса и его структурообразующих составляющих.

Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло из полноправ­ных, неполноправных и бесправных категорий жителей. Но толь­ко граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой, всем набором прав — и экономических, и политиче­ских, и социальных. Именно граждане полиса являлись, таким образом, наиболее привилегированной категорией его населения.

Понятие гражданин включало в себя совокупность ряда его непременных прав и обязанностей по отношению к гражданско­му коллективу полиса. Главным качеством гражданина был его статус свободного человека. Дело в том, что после отмены в Греции долгового рабства граждан они ни при каких условиях (кроме плена) не могли утратить своей свободы. В связи с этим в грече­ском мире постепенно складывается убеждение, что никакой эл­лин не может быть рабом. Позднее это положение найдет свое те­оретическое обоснование в трудах Аристотеля, сформулировав­шего тезис о том, что только варвары — это рабы, причем рабы «по природе».

Грек получал гражданский статус в силу своего рождения от родителей-граждан, хотя это правило во многих полисах было установлено только в последующий, классический период. Даровать гражданские права могло народное собрание полиса, но эта практика характерна уже для времени кризиса полиса. В оли­гархических государствах наличие статуса гражданина могло предполагать некоторые условия — имущественный ценз, нали­чие земельной собственности, способность иметь комплект тяже­лого вооружения.

Одним из главных прав и непременной чертой гражданского статуса полита было его право на земельную собственность. Сельское хозяйство, труд на земле образовывали экономическую основу полиса. Землевладение, а значит, земледельческий труд долгое время оставались одной из главных привилегий гражда­нина полиса. Именно земельная собственность, с которой человек был связан либо наличием собственного участка, либо через си­стему общественного землевладения, делала его членом граждан­ского коллектива. Поскольку крестьянское хозяйство в идеале изначально автаркично, самодостаточно, постольку и полис так­же в идеале автаркичен и мог существовать без обращения к внешним связям, так как он с точки зрения земли как основного средства производства являлся совокупностью крестьянских зам­кнутых хозяйств, составлявших для него сумму автаркий.

Отсюда считалось, что экономическая независимость как от­дельного гражданина, так и всего гражданского коллектива была необходимой предпосылкой свободы для полиса и политической и экономической свободы для граждан-сочленов, его составляю­щих. В связи с этим меньшим престижем, особенно в период ста­новления основ полисной системы, пользовался труд ремеслен­ников и торговцев, извлекающий доходы отнюдь не от земледе­лия. К этим видам деятельности допускалось население полисов, не обладавшее гражданскими правами.

Если иметь в виду недостаток плодородных и возделываемых земель в Греции, существование института гражданства преду­сматривало стабильность и замкнутость коллективов землевла­дельцев, составлявших полисные организации. При этом числен­ные рамки сочленов таких коллективов должны были жестко контролироваться. Важно отметить, что полис как коллектив граждан-земледельцев и землевладельцев всегда выступал в роли и верховного собственника земли, и в качестве гаранта земельной собственности своих сочленов. Именно полис, и только он мог вмешиваться в отношения собственности своих сограждан. Таким образом, государство в Греции рождалось и существовало как ап­парат принуждения не над совокупностью общин его подданных (как это было на Древнем Востоке), а как бы вырастало из отдель­ной общины ее граждан-сочленов, выполняя свои регулирующие и властные функции в интересах как отдельных членов граждан­ской общины, так и всего коллектива граждан, ее составлявших.

Следующая характерная черта полисной организации древ­них греков — это отношение граждан к военной организации по­лиса. Важнейшим правом и одновременно обязанностью каждого гражданина было его личное участие в защите своего полиса. Учитывая то, что в классическом полисе регулярная армия отсут­ствовала, все его граждане являлись потенциальными воинами, членами гражданского ополчения, призываемого к оружию по мере появления военной угрозы. Дело в том, что греческие поли­сы, как относительно небольшие политические образования, не могли содержать постоянную армию, как это было, например, в древневосточных государствах, и защита своего полиса от внеш­ней угрозы целиком ложилась на плечи мужчин-граждан.

В архаическое время в связи с развитием экономики грече­ских полисов и ростом благосостояния значительной части их граждан, тяжелое вооружение, ранее доступное только предста­вителям аристократии, получает более широкое распростране­ние. Теперь основной фигурой полисного войска становится го­плит — представитель среднего класса крестьянства, воин, имев­ший комплект оборонительного (панцирь, шлем, поножи и щит) и наступательного (копье и небольшой меч) вооружения. Роль аристократической конницы сходит на нет. Благодаря тому что появляется возможность вооружить значительный по числу от­ряд ополченцев, рождается новый тип боевого построения вой­ска — т.н. греческая фаланга.

В отличие от системы боевых единоборств аристократов, ра­нее определявших исход сражений, фаланга, состоящая из не­скольких сотен, иногда и тысяч воинов, являлась неким единым целым, сметавшим, как мощный таран, боевые порядки против­ника. Именно в монолитности построения, в одновременности действий гоплитов, составлявших фалангу, заключались ее сила, наступательные и оборонительные возможности. От фалангита вовсе не требовались индивидуальная отвага, личная храбрость или какие-либо профессиональные навыки бойца. Его главная обязанность в бою — это мужество и дисциплина, полное доверие гоплитов друг к другу. В этом боевом построении успех боя опре­делялся умением не только не испугаться врага, но и поддержать своим самообладанием и смелостью соседа. Поэтому важным ка­чеством, которому учила фаланга, была не только уверенность гражданина полиса в себе, но и полное доверие к своим согражда­нам-воинам.

Хотя крестьяне-земледельцы среднего достатка и являлись костяком полисного ополчения, тем не менее граждане иного ма­териального положения не были отстранены от военной органи­зации полиса. Всадники-аристократы, уступив свою ведущую роль в ведении боя, все же по-прежнему составляли важную бое­вую единицу ополчения, точно так же, как и граждане малого до­статка, выполнявшие вспомогательные функции в особых под­разделениях. Следовательно, к обороне полиса были привлечены все слои его гражданского населения, что позволяет видеть в по­лисном ополчении граждан с точки зрения его состава аналог его народного собрания, мобилизованного для ведения боевых дей­ствий.

Особые формы самоуправления в гражданском коллективе — это еще одна неотъемлемая черта греческого полиса. Народное со­брание, объединявшее исключительно граждан, — важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитыва­лось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входив­шего в его состав. Другие органы политического управления — совет, суд, разветвленная сеть полисных должностей, осущест­влявших исполнительную власть, — также были в руках граж­данского коллектива и никогда от него не отделялись. Отсюда принцип исключительности, ставивший гражданина полиса, его способности на недосягаемую высоту по сравнению с иными кате­гориями населения.

В полисном обществе складывалась особая система отноше­ний между властью и отдельным гражданином. Здесь источни­ком правовых норм становится закон, выработанный граждана­ми на народном собрании, являвшемся высшим законодательным органом. Участие в принятии законов или решений, касающихся интересов всего населения, было его важнейшим неотъемлемым правом. Убежденность в том, что лично от гражданина, от его ре­шения зависит судьба государства и его личное благополучие, стимулировало политическую активность граждан. Политическая безучастность считалась недостойной статуса гражданина.

Следовательно, никто, кроме граждан полиса, не имел права владеть землей на его территории, а также права распоряжения (через решение всего коллектива граждан) общественными зем­лями, принадлежавшими всему коллективу граждан-политов. Никто, кроме граждан полиса, не имел права участия в его воен­ной и политической организации. Поэтому в классическом грече­ском полисе имело место характерное триединство облика члена его гражданского коллектива: одновременно он являлся и граж­данином, непременным участником политической жизни своей гражданской общины, и собственником, и воином. Нарушение хотя бы одной из составляющих этой непременной связки вело к подрыву стабильности функционирования или даже к кризису любого полисного организма.

Таким образом, члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, составляли сплоченный, весь­ма замкнутый коллектив, строго хранивший и контролировав­ший все права и привилегии своих сочленов. Стабильность граж­данского коллектива и небольшие размеры территории полиса (в условиях Древней Греции она не могла быть расширена без кон­фликта с соседями) — это еще одна из непременных черт полис­ной организации.

Важно иметь в виду еще одно важное обстоятельство. Гражданский коллектив полиса являлся совокупностью свобод­ных, политически равноправных, экономически независимых граждан-землевладельцев. Стремление сохранить единство чле­нов полисного коллектива перед лицом внешнего враждебного окружения или же потенциальной опасности изнутри, имея в виду угрозу со стороны значительного рабского контингента, об­служивавшего экономические запросы как всего полисного кол­лектива, так и отдельного гражданина, делало необходимым со­хранение экономического (регулируемого особыми законами и установлениями) и политического равенства граждан. В услови­ях ограниченной территории полиса это вело к господству мелко­го сельского хозяйства свободных, самостоятельно обеспечиваю­щих себя крестьян.

С другой стороны, полис являлся совокупностью города и окружавшей его сельской территории (хоры). Экономическое единство граждан (либо неграждан, как это было в Спарте), зани­мающихся сельским хозяйством и ремеслом, было необходимо для осуществления принципа полисной автаркии. Городской центр становится местом сосредоточения ремесленного производ­ства, причем в идеале мелкого производства, рассчитанного на непосредственный товарообмен с земледельцами, на удовлетворе­ние нужд сельского населения.

Основной задачей ремесленников, первоначально сравни­тельно немногочисленных, было снабжение земледельческой ча­сти населения теми наиболее необходимыми изделиями ремес­ленного производства, которые они в силу реализации своих не­посредственных экономических возможностей (работа на земле) не могли сделать в собственном домашнем хозяйстве. Следовательно, только наличие этих двух взаимосвязанных групп населения — земледельцев и ремесленников — могло обе­спечить автаркию, самодостаточность, экономическую независи­мость по отношению к внешнему миру.

Если земледелец производит подавляющую часть продуктов для своего личного потребления и нуждается в получении необхо­димых орудий труда и предметов жизненного обихода, то труд ремесленника направлен не на личное потребление. Ремесленник изначально изготавливает предметы, предназначенные исключи­тельно для обмена на продукты питания, и результатом его труда является фактически товар, предназначенный для обмена или продажи. Поэтому необходимость обеспечения продуктами пита­ния ремесленников и всего населения полиса приводила к тому, что и сельское хозяйство постепенно становилось товарным.

Существовала определенная мобильность в занятиях граж­дан полиса, охранявшая их гражданский статус. Если они в силу обстоятельств лишались (добровольно или за долги) своего участ­ка земли, им в любом случае со стороны полиса, непременной час­тью которого они по-прежнему себя ощущали, гарантировался прожиточный минимум. Для того чтобы поправить свои дела, они могли заняться ремеслом, а затем купить или взять в аренду земельный участок. Наконец, такой гражданин мог покинуть свой полис и с отрядом таких же переселенцев уехать в основыва­емую колонию, став уже на новом месте земледельцем, сохранив и там свои гарантированные гражданские права. Кроме всего про­чего, в силу жизненных обстоятельств гражданин-земледелец мог заняться торговлей.

Таким образом, греческий полис являлся и собственником земли, и гарантом отношений между согражданами, которых следует рассматривать и как совладельцев общественных земель, и как владельцев своих частных земельных наделов. Полис был также организатором и политической жизни, и своей обороны, и предпринимавшихся к всеобщей пользе общественных работ. Он являлся для своих сограждан наивысшей ценностью, будучи не­обходимым условием их жизни и деятельности.

Наиболее традиционным путем, по которому шло становле­ние полиса, была интеграция мелких первичных общин в более крупные политические образования. Обычно это происходило в форме т.н. синойкизма, или слияния нескольких расположенных по соседству сельских поселений в единую общину, центром кото­рой становился город, в качестве места сосредоточения всех ее по­литических и идеологических институтов. Отсюда рождалась планировочная схема организации территории такого типичного греческого полиса, отличающаяся достаточной простотой, — это городской центр, который окружала сельскохозяйственная зе­мельная округа (хора). При этом, как уже подчеркивалось, соб­ственно гражданский коллектив полиса представляли крестьяне- владельцы земли в хоре и горожане, либо владевшие, либо сохра­нявшие свои права на владение участком земли на ее территории.

Типичный греческий полис был очень небольшим по своей территории, занимая площадь, как правило, от 100 до 200 кв. км. В таком полисе проживало от 5 до 10 тыс. человек, из которых лишь меньшая часть, примерно 1-2 тыс. человек, имели права гражданства. Такую территорию можно было пересечь, исполь­зуя тогдашние примитивные виды транспорта, за несколько ча­сов. Однако в Греции были и более крупные полисы: Спарта име­ла территорию площадью в 8400 кв. км., площадь Афинского по­лиса составляла 2500 кв. км. В таких государствах число жителей могло достигать 200 тыс. человек, из которых граждан насчиты­валось не более 30-35 тыс.

Каждый греческий полис являлся суверенным государством, имеющим свое гражданство, свои законы, органы власти и управ­ления, а также все внешние обязательные архитектурные атри­буты такого рода гражданской общины — храмы полисных богов, комплекс общественных сооружений, театр, площадь для заседа­ния народного собрания, палестры, стадионы, общественные во­дозаборные сооружения и т.п.

Греческая цивилизация по сути своей была цивилизацией го­родского типа. Поэтому город являлся составляющей любого гре­ческого полиса (может быть, за исключением Спарты, являвшей­ся объединением пяти сельских поселков). Город был прежде все­го и укрепленным пунктом, под защиту стен которого могло укрыться все население полиса, (включая и жителей сельской округи), и центром ремесленного производства и торговли, куль­туры, религиозной и политической жизни.

Указанные выше наиболее характерные черты полисной ор­ганизации греческого общества были присущи в той или иной степени каждому полису, однако среди множества этих специфи­ческих общинных структур эпохи античности можно выделить два основных типа: спартанский и афинский. Если первый пред­ставлял собой полисную структуру аграрного характера, со сла­бым развитием торговли и ремесла, большим удельным весом труда зависимых работников рабского типа и, как правило, го­сподством олигархии в политической жизни, то второй тип — это полис с большим удельным весом ремесленных производств и торговых операций, значительной ролью рабского труда во всех сферах производства, активным участием граждан в политиче­ской жизни в ее демократическом варианте.

Столь логичное и сбалансированное сочетание интересов раз­личных слоев гражданства в греческом полисе было достигнуто в ходе длительной, нередко острой социальной и политической борьбы в процессе формирования этой общины граждан-земле­дельцев и землевладельцев, а также членов ополчения. Такая борьба стала следствием деятельности законодателей и реформа­торов, взявших на себя ответственность по письменной фиксации существовавшего законодательства и переустройству основопо­лагающих структур рождающихся полисов в интересах и с согла­сия всех их граждан, наделивших их для осуществления этого особыми полномочиями. Имена некоторых из них известны. Это полулегендарный Ликург (скорее всего, VIII в. до н.э.), и Хилон (сер. VI в. до н. э.) в Спарте, Драконт, Солон и Клисфен в Афинах (VII-VI вв. до н. э.), Фидон в Коринфе и Филолай в Фивах (оба — в первой половине VII в. до н. э.), Питтак в Митилене на острове Лесбос (ок. 620 — ок. 570 гг. до н. э.). Подобные преобра­зования осуществлялись в это время и на периферии греческого мира. Античные авторы называют Залевка в Локрах Эпизефирских (сер. VII в. до н. э.), Харонида в Катане (Сицилия) в конце VII в. до н.э и др.

Благодаря их деятельности формирующиеся полисные струк­туры приобретают свой законченный вид, начинают четко функ­ционировать в рамках устоявшейся политической организации гражданства (демократической или олигархической), спадает острота социальных противоречий, так как полисная граждан­ская община, объединив в своем составе всех собственников, и рабовладельцев, и мелких землевладельцев, возделывавших свои участки земли без применения рабского труда, гарантировала всем им необходимый набор политических, экономических и со­циальных прав и привилегий, а также личную свободу.

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

 

alpan365.ru


Смотрите также