Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции. Полис древней греции
Полис (античность) - это... Что такое Полис (античность)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Полис.
Полис (др.-греч. πόλις, πολιτεία, лат. civitas) — форма государства, представлявшая собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, а также социально-экономическая организация при которой эти землевладельцы и ремесленники будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Примерно соответствует современному понятию «свободное народное государство» и является антагонистом «деспотии».
Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, вольноотпущенники, рабы.
Государственный строй в полисах был различен: олигархия, демократия, монархия (монархия была типична для полисов в период архаики) и др. В демократических полисах власть принадлежала народному собранию, в аристократических - совету знати, в олигархических — цензовому собранию. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (экклесия, синод, консилии, комиции), совета (народные советы — синедрион, буле, трибунат, дефензорат, аристократические советы — герусия, сенат) и магистратов (стратеги, полемархи, консулы, преторы, аристократические магистраты — басилевсы, архонты, рексы, принцепсы, народные уполномоченные — эдилы, агораномы), правосудие осуществляли выборные суды (дикастерии, квестионы), вооружёнными силами являлись армии набираемые из всех граждан. Решения народа, совета и судов, приказы магистратов и армейских командиров носили обязательный характер, при этом сами граждане обладали личной, экономической и политической свободой. В некоторых полисах за отправление должностей членов советов, судей, магистратов и армейских командиров полагалось жалование, жалование также полагалось и за службу в армии.
Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства». Последнее обозначение в данном случае, впрочем, представляется крайне некорректным, так как было показано Г. А. Кошеленко что типичный полис не был городом, и как было показано М. Берентом, он не был и государством. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.
Города-государства Микенской Греции не являлись классическими полисами. Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период. Интенсивный рост полисов, называемый городской революцией, начался в середине VIII века до н. э. Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин — фем (Римский аналог фемы — триба) — в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию полисного правительства.
В период римского господства, полисы распространились по всей территории империи, используясь как удобная форма местного самоуправления. В ряде регионов (например, в римском Египте) полисы были только формой территориального управления, а их граждане не имели римского гражданства. На собственно римских территориях существовала аналогичная полису система муниципий.
Библиография
Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). — Л.: Издательство Ленинградского ун-та. 1976.
Берент М. Безгосударственный полис: раннее государство и древнегреческое общество // Режим доступа: http://abuss.narod.ru/Biblio/AlterCiv/alterciv.htm. - [Без даты] 2000.
Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. — М.: Наука, 1979.
Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
dic.academic.ru
Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции
В этой статье мы поговорим о Древней Греции. Точнее, постараемся найти ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции.
В 8-9-м веке до н. э. Греция не являлась единственным государством, как, например, государства Древнего Востока во время своего расцвета. Греция была страной полисов.
Полис в Древней Греции - это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью - агорой, храмом, посвященным богу-покровителю города, различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины.
Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции.
Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их - Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.
Афины
Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, - это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.
Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам - государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).
Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.
Реформы Солона
В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса - купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне - разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.
В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции - это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!
Солон ввел разделение граждан на четыре разряда - самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки - в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством.
Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.
Тирания в Афинах
Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.
Земли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.
Завершение формирования Афинского полиса
Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей - приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено.
Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.
Спарта
Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, получившее название Лакедемон (Спарта).
В статье мы ищем ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции. Поэтому подробнее остановимся на государственном устройстве Спарты.
Государственное устройство
Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет.
Ликург позаботился о том, чтобы все граждане Спарты имели равные права, чтобы среди них не было ни бедных, ни богатых. Спартанские семьи получали во владение одинаковые земельные участки, их нельзя было продавать или дарить, поскольку вся земля в Спарте считалась собственностью государства.
Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота - семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.
Быт спартанцев
Анализируя вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, расскажем коротко о быте спартанцев.
Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей - пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться.
Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.
загрузка...
fjord12.ru
Полис древней Греции: его общая характеристика
Полис древней Греции: его общая характеристика
Греческие полисы представляли собой город с прилегающими к нему сельскими территориями. Самым крупным был афинский полис, располагавшийся на площади 2500 кв. км, тогда как большинство других полисов имели территорию около 250 кв. км.
Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.
Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов - благородных, геоморов - земледельцев идемиургов - ремесленников.
К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам - архонтам. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.
Полис древней Греции: его общая характеристика
Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис - город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.
Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).
Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.
Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.
Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.
По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Один из наиболее крупных полисов Лакедемон (Спарта) имел территорию в 8400 км2 и население около 150- 200 тыс. человек. Аттика (Афины) как полис располагался на территории в 2500 км2 с населением около 125 - 150 тыс. человек. Однако мог ли существовать полисы на площади в 30-40 км2 (5х8 км) с населением в несколько сотен жителей. Большинство греческих полисов имели территорию в 100 - 200 км2 с населением 5-12 тыс. человек, из которых полноправных граждан, мужчин-воинов, могло быть от одной до двух тысяч человек.
Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.
studopedya.ru
Полисы Древней Греции - презентация
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1
ПолисыД/ЗПараграф №26,п. 2,3,4 пересказ
Слайд №2
Полисы возникли в VIII- VI векахПолис – это город-государство;В полис входил город, окружавшие его земли, мелкие поселки и деревни.
Слайд №3
Полис
Слайд №4
Слайд №5
Органы власти полисаЗаботился о своих гражданах
ЧеканилСвоюмонету
Имелвойско
Имелказну
Полис
Слайд №6
Народное собрание – верховная власть в полисеНародное собрание
Принималозаконы
Распоряжалосьвсейземлей
Избиралодолжностныхлиц
Слайд №7
Решающее слово в Народном собрании было за знатными людьми
Слайд №8
В полисеВсе граждане были равны;Граждане имели права и обязанности;Получали землю и работу.
Слайд №9
Устройство полисаЦентром каждого полиса была АГОРА.Она служила местом народных собраний.
Слайд №10
Портики – галерея под крышей, расположенной в колоннах, перед входом в здание.
Слайд №11
Излюбленное место горожан
Слайд №12
Священное место — АКРОПОЛЬПространство вокруг оливы на Акрополе стало одним из самых священных мест в городе. Жители превратили Акрополь в святилище, а сами заселили подножие холма.
Акрополь
Слайд №13
Акрополь, или «верхний город», был построено на высоком скалистом холме. Первые афиняне выбрали это место, потому что оно было труднодоступным для врагов и там находился источник питьевой воды.Акрополь, или «верхний город», был построено на высоком скалистом холме. Первые афиняне выбрали это место, потому что оно было труднодоступным для врагов и там находился источник питьевой воды.
Слайд №14
Акрополь
Слайд №15
Слайд №16
АкропольВ акрополе находился главный храм, посвященный покровителю города.В акрополе хранилась казна и священные реликвии.
Слайд №17
Граждане полиса(параграф № 26, стр. 11)Гражданин полиса считался тот, чьи отец и мать были гражданами.Если один из родителей был продан в рабство, ребенок лишался гражданства и становился рабом.Женщины не могли быть гражданами полиса, т.к. не несли военную службу и не защищали полис.
Слайд №18
Граждане полиса
Слайд №19
Гречанки
Слайд №20
Люди, приехавшие в полис их других земель назывались – МЕТЕКИ, не являлись гражданами
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Похожие записи:
volna.org
Понятие полиса в Древней Греции
Древняя Греция занимает уникальное место в истории человечества. Именно в Греции, в восточной части Средиземноморья, в тесном контакте с древнейшими цивилизациями Востока, несколько тысяч лет назад, зародилась европейская цивилизация. Античную Грецию характеризует высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. Эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества.
Античная цивилизация возникла в Древней Греции, где достигла своего расцвета. Затем достижения Греции продолжил развивать Древний Рим, и с падением Римской империи завершила свое развитие и античная цивилизация.
Основным феноменом, отличавшим цивилизацию античного мира от других древних цивилизаций, является возникновение городской гражданской общины как основной социально-экономической, политической и социокультурной структуры.
В античной Греции государство, существовавшее в рамках гражданской общины, получило название пoлис. Полисный тип государства отличался рядом особенностей. Важнейшей из них было появление понятия «гражданин». Это был свободный, независимый член общества, пользовавшийся всей полнотой гражданских и политических прав, которые рассматривались в неразрывном единстве с его обязанностями. Государство-полис в лице гражданского коллектива гарантировало соблюдение всех политических прав и свобод, а также социально-экономические и духовные условия достойного существования каждого своего члена.
Система ценностей в гражданском коллективе имела гуманистическую направленность. На первое место выдвигались интересы общины, гражданского коллектива. Это означало, что коллективное, общественное благо превалировало над индивидуальным, частным. Но при этом в период расцвета античной цивилизации гражданину были созданы все условия для всестороннего развития своей личности, проявления всех способностей. Это обеспечивало гармоничную и нерасторжимую связь личности и коллектива.
Именно гражданин полиса, который выступал одновременно как мелкий свободный производитель (прежде всего крестьянин – собственник и труженик), как носитель высшей государственной власти и как воин, защитник полисных институтов и ценностей, был олицетворением и носителем античной цивилизации.
Но кроме полноправных граждан, которых было запрещено порабощать, в античном полисе существовал и антипод свободного гражданина – стоящие вне гражданского общества подневольные работники. Древнегреческое общество породило наиболее полную и развитую форму зависимости в древнем мире – классическое рабство. Раб не был человеком в Древней Греции, а считался «орудием труда». Но именно благодаря таким орудиям труда стали возможны многие достижения античной цивилизации. поэтому роль рабов в Древней Греции, да и во всём Древнем мире не стоит недооценивать. Они также внесли свой вклад в развитие цивилизации Древней Греции.
vladhistory.com
Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Северо-западная академия государственной службы
Факультет государственного и муниципального управления
РЕФЕРАТ
Античный полис как особая форма культуры в истории древней Греции
Санкт-Петербург 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Греция в XI-IX вв. до н. э.
1.1 Гомеровская Греция XI-IX ВВ. до н. э
1.2 Данные археологии
1.3 Новые явления в общественной жизни XI-IX вв. до н.э
2. Греческий полис
2.1 Полис древней Греции: его общая характеристика
2.2 Греческий полис как социально-политический организм
3. Культура Греции архаического и классического периодов
3.1 Особенности формирования греческой культуры в VIII-IVвв. до н. э
3.2 Греческая религия и общественные праздники
3.3 Литература и театр
3.4 Архитектура и изобразительное искусство
3.5 Живопись
3.6 Философия, естествознание, образование
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Реферат, как вы уже знаете, называется «Античный полис как особая форма культуры в истории древней Греции». Выбор пал на эту тему не случайно, ведь Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветом. Общество и культура Древней Греции уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII - V вв. до н.э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. Это греческие полиса, города-государства.
В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии. Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры?
Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину “греческого чуда” в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности.
Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. ”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого — это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом”.
1. Греция в XI-IX вв. до н. э.
1.1 Гомеровская греция XI-IX ВВ. до н. э.
В условиях родовых отношений греческое общество находилось около трех веков (ХI-IX вв. до н. э.). Основным источником, по данным которого можно восстановить картину жизни греков в эти столетия, являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые легендарному слепому сказителю Гомеру. На этом основании весь период ХI-IX вв. до н. э. получил название гомеровского. Описание Гомера показывает, что население проживало в сельских поселениях и не имело представления о городах. Главным занятием людей являлось земледелие, виноградарство и оливководство имели второстепенное значение. Более важную роль играло свиноводство. Ремесленники ходили по деревням в поисках работы, их услуги были мало востребованы населением.
Упоминаний о торговой деятельности очень немного. Гомеровские греки практически ничего не знали о других странах и жадно расспрашивали о них у случайных иностранцев, оказавшихся среди них. Каждая семья жила своим нехитрым натуральным хозяйством.
Быт даже верхушки гомеровского общества близок к быту рядового члена местного коллектива. Гомер упоминает и о рабах, работающих в домах басилеев, но рабов было немного и их бытовое положение в доме довольно близко к положению хозяина. Ничего не известно Гомеру и о существовании государственного бюрократического аппарата, централизованной власти царя, областных начальниках, налоговом обложении. Гомеровская Греция делилась на мелкие племенные образования, которые управлялись авторитетными в народе вождями. В случае внешней опасности они собирали ополчение племенной верхушки, поскольку какого-либо особого военного отряда, отличного от общего ополчения, не существовало. Иначе говоря, признаков государства как особого института в гомеровских поэмах не просматривается.
В структуре гомеровского общества важную роль играют институты родового строя: филы и фратрии. По филам и фратриям строится общинное ополчение, народ сходится на народное собрание для обсуждения важных вопросов. Человек, не при надлежащий к какой-либо фратрии или роду, считался изгоем, и исключался из общественной жизни. Продолжал существовать жестокий институт родового строя - кровная месть.
1.2 Данные археологии
Археологические данные – а их очень немного подтверждают картину, нарисованнyю Гомером. От XI - IX вв. до н. э. практически не сохранилось не только монументальных, но даже значительных построек. Погребения гомеровского времени поражают своей простотой, Их незамысловатый инвентарь включает несколько примитивных глиняных сосудов, бронзовый или железный меч, наконечники стрел и копий в мужских могилах, простеньких украшений – в женских.
Изделия гомеровских ремесленников значительно уступают по качеству и художественному исполнению изделия других мастеров этой эпохи.
1.3 Новые явления в общественной жизни XI-IXвв. до н. э.
Особое значение приобрело освоение и некоторое распространение нового металла - железа. Общая численность железных изделий, найденных на территории Греции и датированных Х в. до н. э., составляет около 200 единиц, в то время как для развитой Сирии только около 100. Это стало выдающимся техническим достижением гомеровских греков.
Имеющиеся данные, относящиеся ко второй половине Х- IX вв. до н.э., показывают, что активизировался процесс имущественного и социального расслоения, разложения коллективных родовых отношений, что получило отражение в поэме «Одиссея».
Существенные сдвиги наметились и в искусстве. Примитивный протогеометрический стиль сменился более элегантным геометрическим стилeм с новой манерой вазописи, которая стала отправной точкой для рождения классического греческого искусства.
2. Греческий полис
2.1 Полис древней Греции: его общая характеристика
Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис – город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.
Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).
mirznanii.com
Контрольная работа - Греческий полис
Контрольная работа - Греческий полисскачать (119 kb.)
Доступные файлы (1):
содержание
1.doc
Реклама MarketGid: ПЛАН ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ПОЛИС КАК ФЕНОМЕН ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. СТРУКТУРА ПОЛИСА…………………………...………..5
Древнегреческий полис как исторический феномен…………………….…5
Структура древнегреческого полиса…………………………………...……9
ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИСА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ……………15
2.1 Афинская демократия и олигархия в Спарте………………………………15
2.3 Кризис полиса………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….23
ВВЕДЕНИЕ
Древней Греции принадлежит особое место в истории мира и его культуры. В эпоху античности в Древней Элладе, в период появления и расцвета государств-полисов, родилась философия, возникла история как рациональная форма познания.
Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных земель, особенно таких которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Особенности становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов. Полис в обоих его вариантах: греческом и римско-италийском - представляет собой лишь частный случай, определенную разновидность гораздо более широкой почти универсально распространенной категории городов-государств.
Цель данной контрольной работы - исследовать сущность древнегреческого полиса, выявить причины и пути образования полисной организации. Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи:
Рассмотреть Древнегреческий полис как исторический феномен.
Выявить структуру Древнегреческого полиса.
Изучить пути развития полиса в Древней Греции.
Изучение Древней Греции началось еще в античную эпоху. В настоящее время историческая наука располагает значительным числом разнообразных источников, отражающих различные стороны жизни древних греков. Самыми ранними из дошедших до нас литературных памятников являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Ряд интересных и ценных сведений по истории древней Греции содержится в трудах Геродота, Фукидида, Платона, Плутарха и др.
В сводном труде «Античная Греция» история возникновения, расцвета и кризиса греческого полиса рассматривается как основа развития всего древнегреческого общества и государства.
Хаммонд И., используя труды древнегреческих историков, философов, политиков и данные современной науки, воссоздает важнейшие этапы развития Древней Греции.
В работе Яйленко В.А «Архаическая Греция и Ближний Восток» показано сильное и многоплановое воздействие ближневосточных культур на формирование эллинское развитие полисной культуры в архаический период.^
Древнегреческий полис как исторический феномен
Появлению множества полисов способствовали географические факторы Античной Греции. Греция - страна, иссеченная Балканскими горными хребтами, затрудняющими соединение разных частей государства. Что пресекало всякие возможности для политического объединения и определило отсутствие централизованного управления. Так что естественные условия предопределили возникновение и развития многочисленных, небольших изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полис представлял собой закрытое государство со своими священными для жителей формами политического устройства, традициями обычаями, правом. Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению полисной системы организации государства. «Возникновение полиса считается с того момента, когда верховная власть переходит в руки коллектива – общего собрания полиса»1.
Гибель дворцов и цитаделей в конце XIII - начале XII в. сопровождалась распадом группировавшихся вокруг них больших ахейских государств. Отдельные общины освобождались от своей прежней зависимости от дворца и переходили на путь совершенно самостоятельного экономического и политического развития.
Гомеровский полис был в одно и то же время и городом и деревней, так как никаких других соперничающих с ним поселений на подвластной ему территории не существовало. И все же полис гомеровской эпохи трудно признать настоящим городом из-за того, что основную массу его населения составляют крестьяне-земледельцы и скотоводы. Как правило, владения отдельной общины не простирались слишком далеко. Чаще всего они были ограничены или небольшой горной долиной, или маленьким островком в водах Эгейского или Ионического моря. «Государственной» границей служил обычно ближайший горный кряж, господствующий над полисом и его окрестностями. Между отдельными общинами существовали весьма напряженные отношения. Обычным явлением были ожесточенные распри и пограничные конфликты между соседними общинами, нередко перераставшие в кровопролитные затяжные войны.
Типичная гомеровская община ведет совершенно обособленное существование, почти не вступая в соприкосновение даже с ближайшими к ней другими такими же общинами. Хозяйство общины носило по преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем второстепенную роль.
В общественной жизни гомеровского полиса немалую роль играют все еще сильные традиции родового строя. Объединения родов – филы и фратрии – составляют основу всей политической и военной организации общины. Человек, не принадлежащий ни к какой фратрии, стоит вне общества. Гражданами полиса являлись главы входящих в него патриархальных семей. Каждая семья представляла экономически самостоятельную единицу, что определяло и их политическое равенство. Полис-община выполняла две важные функции: защита земли и населения от притязаний соседей и регулирование внутриобщинных отношений.
«Независимые общины вследствие общих интересов объединялись не в прежние племенные организации, а в небольшие группы соседских деревень. Такая группа и становилась примитивным полисом. По словам Аристотеля «содружество нескольких деревень образует полноценный полис, который уже настолько велик, что обладает практически полной самодостаточностью»2
Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. На смену централизованному государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем из таких общин выросли первые города-государства, или полисы. В недрах греческого общества происходит в этот период упорная борьба нового со старым, идет ломка традиционных норм и обычаев родового строя и не менее интенсивный процесс образования классов и государства. Все эти важные сдвиги подготовили переход греческих полисов на совершенно новый путь исторического развития.
В истории Греции VIII-VI вв. до н.э. называют архаическим периодом. Это время формирования социально-расчлененного общества и государства в виде полисного строя. Происходит интенсивное развитие античного общества. Расширяется добыча рудных ископаемых, железа и меди, совершенствуется обработка металла и изготовляемые из него орудия труда, значительный прогресс наблюдается и в земледелии, ремесле, строительстве, кораблестроении.
Почти все греческие города, за исключением колоний, выросли из укрепленных поселков гомеровской эпохи — полисов, сохранив за собой это древнее название. Между гомеровским полисом и сменившим его полисом архаическим имелось весьма существенное различие. Архаический полис, представлял собой столицу карликового государства, в состав которого кроме него самого входили также деревни (комы), располагавшиеся по окраинам территории полиса и политически от него зависевшие. В сравнении с гомеровским временем греческие полисы архаического периода стали крупнее. Это укрупнение происходило как за счет естественного прироста населения, так и за счет искусственного слияния нескольких поселков деревенского типа в один новый город. К этой мере, называвшейся по-гречески синойкизм, т.е. «совместное поселение», прибегали многие общины для того, чтобы укрепить свою обороноспособность перед лицом враждебных соседей. Но больших городов в современном понимании этого слова в Греции еще не было. Полисы с населением в несколько тысяч человек были исключением: в большинстве городов численность жителей не превышала, по-видимому, и тысячи человек. Пример архаического полиса — древняя Смирна, территорию которой можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Городской центр полиса окружен кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город-государство.
У каждого полиса был свой особый покровитель или покровительница. Храм бога - «градодержателя» находился обычно в городской цитадели, которую греки называли акрополем, т. е. «верхним городом». Здесь хранилась государственная казна полиса. Сюда поступали Штрафы, взимавшиеся за различные преступления, и все другие виды доходов государства.
Среди множества греческих городов-государств выделяются два основных типа: полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большой долей труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии (Лакедемон, Спарта). Другой тип представлял собой общество и государство с большой долей ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением труда рабов в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством (Афины).
Архаическая эпоха отмечена таким важнейшим достижением, как Великая греческая колонизация.
Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, в рамках которого были созданы благоприятные условия для развития экономики, общественных отношений, политических учреждений, культуры.
Классический период в истории Древней Греции / рубеж VI-V вв. до 338 г. до н.э./ время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства социально-экономической и политической организации общества, как полис.
Основной экономический принцип полиса – идея автаркии, т.е. самообеспеченности. Автаркия выступала в качестве экономической основы свободы. В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит, прежде всего, от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса во многом зависело от его граждан. Они почитали древние традиции. Но главное – ощущали себя полноправными и свободными людьми.
^
В Гомеровской Греции родовая структура еще лежала в основе общественной организации. Но уже возникает довольно примитивная территориальная община-демос, занимавшая небольшую территорию. Политическим и экономическим центром общины был так называемый полис. Каждая община имела своего басилея и была независима от других. Основную массу населения полиса составляли крестьяне-земледельцы и скотоводы. Для раннегомеровского общества характерен патриархальный род. Деление полиса на филы, фил – в свою очередь на фратрии, фратрий – на роды являлось основой общественного деления. Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.
Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство, со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно замкнутый коллектив, составлявший экономическое, политическое целое.
Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис занимался не только внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов. Армия представляла собой, прежде всего гражданское ополчение, участие в нем было одновременно и обязанностью, и правом гражданина. Роль тех или иных социальных групп в военных силах государства влияла на их положение в политической жизни и в мирное время. Однако, являясь владельцем земельного надела, каждый гражданин являлся также и воином. В истории архаической Греции зафиксированы и всаднические олигархии, где воинская доблесть почиталась выше и давала больше возможностей для управления своими согражданами, нежели чисто имущественное положение. Ряд полисов признавал гражданами только тех, кто имел возможность вступить на войну в полном гоплитском вооружении. Военная сторона полисной олигархии, служба в фаланге была исполнением основной гражданской обязанности. Фаланга мыслилась как продолжение полиса, а война – как естественное занятие свободных людей.
Политическая организация гомеровского общества была еще очень далека от подлинной демократии. Реальная власть сосредотачивалась в руках наиболее могущественных и влиятельных представителей родовой знати, басилеев.
Таким образом, общество, сложившееся в Греции в эпоху «темных веков» и ставшее затем отправной точкой древнегреческой цивилизации, представляло собой довольно сложную социальную систему с ярко выраженными признаками классовой стратификации.
В архаический период происходит усложнение традиционной социальной структуры. Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов3.Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан.
Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены. Полис (коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также неподеленной, свободной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.
В общественном владении находились определенные категории земель; а право на земельный участок в пределах полисной территории имели только граждане. Этот «принцип исключительности» в отношении собственности на землю только для граждан полиса являлся фундаментальным принципом античной гражданской общины.
Таким образом, полис как коллектив граждан являлся и верховным собственником, и гарантом земельной собственности отдельных граждан. Отсюда нередки случаи общественного недовольства, когда среди граждан раздавались требования перераспределения земли.
Подобное отношение к владению землей привело к складыванию полисной политической системы, когда политическими правами наделялись только собственники земли. Такой принцип, когда глава домохозяйства (ойкоса) имеет право на участие в политической жизни (чего не имели его взрослые сыновья) не мог не препятствовать общественной жизни. В обществе владение землей было доминирующей тенденцией, так как это являло собой требование социального престижа.
Описанные требования к политической жизни реального древнегреческого полиса привели к тому, что все граждане являлись равными соучастниками политической жизни. Таким образом, полис был, с одной стороны, суммой ойкосов, с другой – обладал сложной организацией, в основе которой лежит такая единица, как ойкос.
Тип полиса определяется соответственно основному механизму решения общеполисных проблем. Примером раннедемократического полиса можно считать общественное устройство Хиоса. Гражданскими правами здесь было наделено все свободное население. Всю свою внутреннюю жизнь демократический полис регулировал посредством законов, принимаемых с согласия и при участии своего свободного населения. Стимулируя частную инициативу, полис закреплял вновь приобретенные земли за своими гражданами. Полисная жизнь разнообразилась вступлением во владение новых эпойков и переделом участков. Земельная собственность давала право голоса в городском собрании. Кроме того, существовал еще Совет (101 человек), куда избирались наиболее достойные граждане полиса. Но, по мере ослабления старых демократических связей и концентрации имущества в руках отдельных людей, демократическая форма правления полиса приобретала все более явственные олигархические черты4.
С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Доминирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.
В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага. Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису. Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город — и он превращался в бесправного метека. Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город-государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность.
Большое значение в политическом развитии Греции в VII-VI вв. до н.э. оттеснении родовой знати от власти в целом ряде полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов. Захватившие власть тираны проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев. Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Вскоре правление тиранов стало носить деспотический характер. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с родовой знатью, расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.
^
2.1 Афинская демократия и олигархия в Спарте
На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта и каждый из них развивался особым путем. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.
Общим у этих двух государств было существовании так называемой демократии для избранных, так как в этих государствах демократия существовала при наличии рабовладельческой формы общественного устройства. Вместе с тем существовали определенные различия. Спартанскую демократию, говоря современным языком, можно назвать аристократической демократией, правлением верхушки общества, тогда как в Афинах сложилась форма правления наиболее близкая к современным демократическим государствам.
История Афин в архаическую эпоху – это история становления демократического полиса. Афины были главным городом Аттики. Население постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми, но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах. Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Афиняне активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.
Рождение полисного строя в Аттике проходило через постепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития. Этот процесс завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса, афинской демократии с относительно сплоченным гражданским коллективом.
Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона. Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда Клисфен усовершенствовал законы Солона: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами. Была изменена система территориального деления. Кроме граждан, в афинском обществе были метеки, многочисленные рабы. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для афинского гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.
Народное собрание стало верховным органом власти и получило широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами. Большую роль в системе государственных органов имел Совет 500 и Совет Ареопага. Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур: коллегии архонтов и стратегов. Одним их важнейших органов афинской демократии был Суд присяжных – гелиея. В Афинах, как и в любом другом демократическом полисе, опасались чрезмерного усиления власти отдельного магистрата. Соответственно подчеркивалась основополагающая роль таких принципов организации управления в Афинах, как коллегиальность, выборность (в большинстве случаев путем жеребьевки), подотчетность Совету и Народному собранию, кратковременность нахождения в должности (обычно, как правило, в течение года).
Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.
Древнегреческая, в частности афинская, демократия представляла собой выдающееся явление в истории человечества.
Спарта располагалась на юге Пелопоннесского полуострова. Жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседскими общинами. Спартанцы захватывали их земли, скот, а население превращали в рабов-илотов. Сами спартанцы были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться товарно-денежные отношения.
В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. В полисе не допускалась частная собственность на землю. В полисе господствовал принцип уравнительности, что было гордостью спартанцев, называвших себя «общиной равных».
Существовали три основных класса-сословия спартанского общества: полноправные граждане – спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. Каждый спартиат имел земельный надел (клер), с прикрепленными к нему рабами - илотами. Формально спартиаты были равны: они носили одинаковою одежду, вооружение. Для поддержания единства организовывались общественные трапезы - сисситии. Также поддержанию единства способствовали правила против роскоши и правила, запрещающие торговлю. Однако эти ограничения не могли предотвратить имущественнойдифференциации, подрывающей единство и "равенство" спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы.
Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Для полисного устройства Спарты были характерны ярко выраженные олигархические черты. Высшим органом государственной власти в Спарте считалось Народное собрание, именовавшееся апеллой. В отличие от афинской экклесии участниками спартанской апеллы могли стать только граждане, достигшие 30-летнего возраста. Народное собрание в Спарте созывалось нерегулярно. Хотя оно и считалось формально высшим органом, но не имело большого влияния на политическую жизнь. Никакое частное лицо не имело права вынести на Народное собрание те или иные предложения. Участники апеллы соглашались или отвергали законопроекты, но не обсуждали их. Апелла не спорила, не обсуждала, а только голосовала. Все законопроекты исходили от членов геруссии или эфоров.
Важная роль в государственном управлении принадлежала Совету геронтов - геруссии. Геронтами становились пожизненно представители спартанской аристократии старше 60 лет. Помимо 28 геронтов членами геруссии являлись два спартанских царя. Власть царей была сильно ограничена законом. В своей деятельности геруссия не была подконтрольна ни апелле, ни какому-либо другому органу. Более того, Совет геронтов мог кассировать решение апеллы, считая его неприемлемым. Обладая широчайшими полномочиями, геруссия включала в круг своего ведения руководство всеми делами, в том числе принимая решения по военным, финансовым, судебным вопросам. Перед геронтами отчитывались всесильные эфоры по истечении срока своих полномочий.
Спартанским законодателем Ликургом были проведены социальные реформы, в результате которых изменился весь облик спартанского государства, превратив его в единый военный лагерь, все обитатели которого были подчинены строгой дисциплине.
Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались и за счет строгой изоляции от других государств. Спартанцы пытались распространить свое влияние и на другие греческие государства, в том числе и на Афины. Однако великодержавные претензии Спарты опирались лишь на ее военное могущество. В экономическом и культурном отношении она сильно отставала от других греческих государств.
^
IV в. – период распада полиса. Все греческие общины вышли из Пелопонесской войны ослабевшими и разоренными. В экономически развитых частях Греции невозможность территориальных захватов приводит к интенсификации производства, рабский труд все более вытесняет свободных ремесленников, денежное хозяйство проникает глубоко в деревню, обнищание мелких собственников достигает небывалых размеров, захватывая и экономически более отсталые области. Поэтому наряду с постоянными мелкими войнами в IV в. почти всюду происходит борьба между беднотой и богатыми слоями населения. Большая часть греческих общин прибегает к помощи наемных войск. «Наемничество, распространение, которого было прямым следствием развивающегося кризиса полиса, в свою очередь являлось фактором, усугублявшим этот кризис»5.
«В земельных отношениях проявляются новые черты, свидетельствующие о том, что поколеблена была материальная основа полисной структуры – связь гражданского полноправия с земельной собственностью»6.
«Эти новые явления в области землевладения и землепользования не могли сказаться на отношениях между гражданами и государством. Привязанность к земле была одним из важных факторов преданности полису. Теперь, когда эта привязанность слабеет, иссякает один из источников внутриполисной солидарности»7.
Распад полисных связей, отрыв индивида от полиса ощущаются во всех областях идеологии. Слабеет традиционная религия с ее богами, покровителями полиса; для философских проектов переустройства полиса характерна полная отрешенность от политической практики.
Греческий полис, как мелкое суверенное государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Преодоление кризиса греческого полиса стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.
«Полисы продолжали существовать (и даже вновь возникали) в эллинистический и римский периоды, но, хотя многие структурные элементы их совпадали с полисами периода независимости Греции, привнесено было столько новых обстоятельств и черт, что можно говорить уже об ином качестве. Эти полисы существовали и эволюционировали в рамках более обширных государственных объединений или в прямой зависимости от них, развитие было не спонтанным, а нередко обусловливалось прямым волеизъявлением могущественных правителей или косвенным воздействием более сильных политических организмов»8.
Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распада мировой империи Александра Македонского.
Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политический учреждений и культуре, открыли новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Греческий полис, возникший в начале I тысячелетия до н.э. оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.
Греческий полис предоставил благоприятные возможности для развития экономики, формирования социальной структуры, политической организации и культуры греческого народа. Эти благоприятные возможности создались потому, что форма мелких государств оказалась хорошо приспособленной к естественным условиям, рельефу и природной среде. В такой замкнутой общине, с достаточным количеством земель, сырья для ремесленных производств, связанной по морю с другими аналогичными общинами, были созданы все условия для развития разных отраслей экономики, и не возникло необходимости в обширном территориальном объединении.
Именно в рамках полисного строя древние греки создали в классический период своей истории блестящую цивилизацию, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу почетное место во всемирной истории.
Но греческий полис мог существовать как независимое государство лишь в том случае, если он представлял собой сплоченный коллектив жителей, равноправных граждан, обеспеченных земельным участком, активно принимающих участие в политической жизни полиса и защищающих его в ополчении. Единство гражданского коллектива – основа основ устойчивости полиса. Отсюда рождалась политика по сохранению этого единства, сдерживания имущественной концентрации, с одной стороны, и поддержания достаточного прожиточного минимума беднеющих сограждан – с другой, поощрение политической активности граждан через участие в Народном собрании.
Древнегреческие полисы подарили миру множество разнообразных форм правления, включая тиранию, монархию, демократию, власть олигархии, аристократии. Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика /афинская демократия/. Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан.
Одним из важных достижений политической мысли древних греков была выработка понятия гражданина, наделенного совокупностью неотъемлемых юридических прав.
Греческий полис включал в свою структуру рабовладельческие отношения. Внедрение рабства, превращение его в важный элемент общественных отношений предполагало господство частной собственности, рост товарных связей.
Для своего времени полис может считаться наиболее совершенной формой политической организации.
Сформировавшийся в силу ряда особенностей природных условий Эллады и своеобразия ее социально-экономического и политического развития полис был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций переднего Востока, резко отличным от существовавших там форм организации общества. Формирование и развитие полиса было явлением всемирно-исторического значения, поскольку полисный мир создавал принципиально новую цивилизацию, новый вариант развития.
^
Античная Греция. Проблемы развития полиса: кризис полиса. Т.2. – М.: Наука, 1983. – 382 с.
Всемирная история: в 24 т. Т. 3. Век железа. – Мн.: Современ. литератор, 1999. – 512 с.
Древние цивилизации /С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др. – М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил.
Древняя Греция. История. Быт. Культура. – М.: Московский лицей, 1997. – 380 с.
История Древнего мира. Древняя Греция / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, 1999. – 800 с.
История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.: Знание, 1983. -210с.
Хаммонд И. История Древней Греции /Пер.с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2003. – 703 с.
Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. – М.: Наука, 1990. – 271 с.