Похоронные обряды и устройство кладбищ в Египте. Похороны в древнем египте
Похоронные обряды и кладбище в Египте
Тему смерти и похорон приятной не назовешь. Но как ни крути, все мы смертны и периодически сталкиваемся с необходимостью присутствовать на похоронах и соблюдать соответствующие ритуалы.
В моем случае это было обычное посещение могилы отца моего мужа. Вернее для мужа все происходящее было вполне обычным делом, а вот для меня совсем нет, потому что российские и египетские традиции в этой области, как оказалось, отличаются друг от друга, как день и ночь.
Пребывая под впечатлением после посещения кладбища, я провела небольшое исследование по теме и сегодня расскажу вам о египетских обрядах захоронения.
Похоронные обряды
Итак, человек умер. Прежде всего необходимо сказать, что по исламской традиции умерший должен быть захоронен в день смерти до захода солнца. Если это сделать физически невозможно, например, потому что человек умер незадолго или даже уже после захода солнца, то похоронить его надо на следующий день. Никаких трех дней в морге или в гробу посреди комнаты. Обязательного вскрытия тоже нет, потому что это опять таки противоречит законам ислама.
Конечно, бывает, что вскрытие произвести крайне необходимо, например, для того, чтобы определить было ли это убийство и тд. Такие случаи считаются исключением из правил.
Если человек умер своей смертью или по вполне понятным причинам, то в первую очередь женщины из семьи делают умершему полное омовение, как перед молитвой. То есть его не просто моют, как у нас, а омывают особым образом (по три раза руки, ноги и тд.). Затем, заворачивают в белый саван так, чтобы тело было закрыто полностью с головы до ног, оставляя открытым лишь лицо.
Пока женщины разбираются с телом, мужчины организуют собственно процесс похорон. Им необходимо известить соответствующий государственный орган о смерти родственника и получить разрешение на захоронение. Затем арендовать (!!!) гроб (гробы здесь многоразовые, объясню чуть позже), машину для перевозки, оповестить родственников и тп.
Те, кто не участвует в организационном процессе (друзья, дальние родственники, знакомые, мимопроходящие), собираются в одном месте, рассаживаются по кругу и читают определенные суры из Корана. Как правило, это происходит на улице, а не дома, потому что места в доме не хватает. Например, однажды в нашем районе умер мужчина. Прямо во дворе между пятиэтажными домами был натянут тент от солнца, под которым и собрались друзья и знакомые умершего.
Когда тело подготовлено и все орг.вопросы решены, семья сопровождает умершего на кладбище.
Устройство кладбищ
Обычное египетское кладбище представляет из себя целый город из маленьких одноэтажных домиков. Один домик – это склеп одной семьи. В домике есть два входа, которые ведут под землю (под пол) — в женскую и мужскую комнаты.
Семейный склеп на кладбище в Египте
Здесь умершего достают из гроба (поэтому он и многоразовый – гробы не хоронят, в них только перевозят тело до кладбища), заносят в соответствующую комнату и кладут на скамью. Читают суры из Корана. Кладут цветы. Дверь закрывается.
Здесь есть несколько моментов, которые являются скорее египетской традицией, нежели исламской. Дело в том, что по правилам ислама человек должен быть захоронен в земле, причем яма должна быть вырыта в форме английской буквы L. Тело укладывают не на дно вырытой ямы, а вот в это «ответвление», и получается, что когда яму засыпают землей, она не падает непосредственно не тело, которое остается как бы в подземной камере.
Но по каким-то своим соображениям египтяне не переняли эту традицию, и хоронят своих умерших в домиках (видимо это пережитки древнеегипетских гробниц). Хотя по сути тело все равно находится под уровнем земли.
улица на кладбище в Египте
Другой вопрос, который меня смутил – а если кто-то в семье умрет вот прям сразу после похорон первого? Ну или допустим через месяц, то что? То вот что: комнату откроют и вновьумершего положат на соседнюю скамейку, не обращая внимания на разлагающийся рядом труп. И так далее со всеми последующими умершими. Через много лет от первого тела остается только горстка сухих костей, ее собирают в кучку и складывают в специальный ящик в углу в этой же комнате.
В самом же домике, наверху, родственники будут оставлять цветы, собираться в дни памяти и тд. Это вроде как у нас ставят скамеечки около могил.
В Каире есть кладбище, где в домиках над могилами живут бедные люди. Только подумайте, целое кладбище, заселенное людьми, которые по каким-то причинам остались без жилья и нашли вот такой вот выход из ситуации. Мне сложно это понять и принять, но видимо, эти люди уже давно свыклись с жизнью на кладбище и уж точно не боятся мертвых.
У каждой семьи в Египте есть свой домик-склеп. Они не стандартные, а каждый может украсить его на свой вкус, так же как у нас выбирают памятники или кресты. Бывает, что у семьи нет возможности или желания строить полноценный домик, поэтому они оставляют его без крыши, или стены делают высотой в пол метра, получается такой как бы заборчик, который определяет границы домика-захоронения.
«Недостроенные» домики на кладбище
Кладбищенская улица
После похорон
Итак, после похорон родственники возвращаются домой и присоединяются к собравшимся друзьям умершего, чтобы вместе почитать Коран и помолиться. Иногда, готовятся поминальные сладости и чай. Полноценных в нашем понимании поминок с салатами, горячим, компотом и водкой здесь не бывает. Весь помин — это чай, сладости и молитвы.
Такой же помин устраивают через неделю после похорон и на сороковой день.
Родственники могут приходить на кладбище в любое время. Причем никто не стремиться пойти на могилку с утра, как у нас. Мы с мужем подождали, пока спадет жара, и выехали из дома уже ближе к закату.
По пути на кладбище мы купили.. кактус! Под словами «цветы на кладбище» египтяне понимают как раз кактус в горшочке. И продавцы в цветочных магазинах даже имеют в ассортименте специальные кладбищенские кактусы.
На кладбище нас встретил сторож. Он принес ведро воды и посадил наш кактус у входа в склеп (так что кактусы у входа в домик на фотографии — это как раз цветы от родственников) . Родственники мужа не бросились доставать из-за оградки метелку и приводить в порядок захоронение – в пустыне на кладбищах достаточно чисто. А мусор между могилами подметает сторож.
Также, пока мы стояли около склепа, к нам подошел мужчина — «читатель заупокойных молитв». За небольшую плату он сел у входа в наш склеп и прочитал несколько специальных поминальных сур из Корана.
А потом стали подтягиваться другие «читатели» и мы решили, что пора домой, иначе это посещение влетит нам в копеечку.
Вот так, собственно, все и заканчивается в Египте.
Написав эту статью, я впервые задумалась о том, где я хочу быть похороненной и пришла к выводу, что для меня это не имеет совсем никакого значения. Может быть это не правильно, и я должна стремиться воссоединиться после смерти с родной землей? Но мне почему-то кажется, что после смерти для меня не будет иметь совершенно никакого значения, где будет покоиться мое тело. Я даже готова отдать свои органы на пересадку незнакомым людям. Главное, чтобы моим родственникам не пришлось сильно напрягаться и тратиться на транспортировку.
А как считаете вы, для вас имеет значение, что произойдет с вашим телом после вашей смерти?
Людмила С. Кузнецова
Не забывайте подписываться на обновления моего блога, чтобы первыми получать уведомления о выходе новых статей!
summer-life.com
Как в Древнем Египте хоронили простых горожан | MANSDEN
О шикарных гробницах древнеегипетских фараонов знают все. Золотые саркофаги, десятки умерщвленных рабов, дорогая утварь, мебель, одежды.
В общем, все, что может понадобиться избалованному монарху в загробном мире. Еще и пирамиду строили. А как хоронили простых египтян? Недавнее открытие говорит о том, что для этого создавали целые городские кладбища.
О чем говорят мужчины
Три гробницы времен 27-й династии Египта (от 525 года до 395 года до н.э.) были обнаружены в провинции Минья в центральной части Египта южнее Каира. В первой могиле исследователи нашли погребальную камеру с четырьмя саркофагами и девятью погребальными отверстиями. Во второй могиле было две погребальные камеры. В одной находилось два саркофага, а также шесть захоронений — пять взрослых и одно детское. В другой камере остались только части деревянного гроба. В районе третьей гробницы в настоящее время ведутся раскопки.
Изначально предполагалось, что речь идет о военных захоронениях. По словам археологов, если бы в гробницах нашли останки мужчин в возрасте от 15 до 35 лет, то это указывало бы на последствия военного конфликта или большой битвы. Но так как здесь хоронили не только мужчин, но также женщин и детей, теперь ученые склоняются к версии, что найденные гробницы — часть большой системы городского кладбища.
Персидские фараоны
Интересно, что о 27-й династии Египта в целом известно не так много. Считается, что последней коренной династией египетских царей была 26-я, которая продлилась до персидского завоевания в 525 году до н.э. Разбивший египтян персидский царь Камбис II был провозглашен царем Египта. От части из-за такого бурного периода истории археологи и ожидали увидеть в гробницах военные погребения.
Даже под иноземным гнетом Египту удавалось сохранять и развивать свою самобытную культуру и науку. Сюда приезжали учиться даже древние греки, в том числе философ Платон и математик-астроном Эвдокс.
Несмотря на попытки восстания, правителям Персии и их наместникам удавалось более века удерживать Египет в составе Персидской империи. Так что 27-я династия стала первой в череде сменяющих друг друга фараонов-завоевателей из других земель. Следующим пришлым правителем Египта после поверженных им персов стал Александр Македонский.
Подписывайтесь и читайте наши лучшие публикации в Яндекс.Дзен. Смотрите красивые фотографии со всех уголков планеты на нашей странице в Instagram
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
mansden.ru
Траурные ритуалы в Египте. Обряды, обычаи, законы страны.
смерть - это только начало...Я думаю, не секрет для всех, что "все мы ходим под Богом" и когда-нибудь в нашей жизни предстоит столкнуться со смертью лицом к лицу.печаль,скорбь...это все понятно но надо быть реалистами в жизни и понимать, что необходимо делать и как себя вести в каждой, пусть и не очень приятной, ситуации.мы - в Египте...Вот и хотелось бы узнать, как поступают египтяне, будь то христиане или мусульмане, в таких ситуациях.Например, в России, смерть должен освидетельствовать врач, по необходимости отправить в морг на процедуру вскрытия. это по закону, далее идут обряды похороны, поминальный стол и т.д.
Вот что мне удалось узнать про исламские похороны.
Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребёнок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву....Последний долг перед умирающим — дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Желательно давать по каплям священную воду зам-зам или сок граната.Возле умирающего не принято вести слишком длинный разговор или плакать.После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» — обмывание загрязнённых частей тела. Затем делают гусуль.Для умерших мусульман используется специальное посмертное покрывало, различия есть для мужчин и женщин в количестве слоев савана, в котором погребают тело. Для женщин используется бОльшее количество ткани, так как у женщины как при жизни, так и при смерти подлежит закрытию бОльшая поверхность тела.А шахидов не обмывают,хоронят в одежде,но поверх одежды наматывают ткань и завязывают над головой.Женщины не идут на кладбище,это грех,причитать и рвать на себе одежду нельзя,покойник подвергается мучениям из-за этого.Плакать можно,мы же не без сердца!(да и вообще по исламу женщинам не рекомендуется присутствовать на похоронах)Я как-то просила знакомого свозить меня к мусульманским склепам посмотреть и рассказать как у них принято хоронить.Сама присутствовала на похоронах.Интересно и не так как у русских.Как правило склепы находятся рядом с мечетью.В Каире выглядят как небольшие домики вокруг мечети,и на первый взгляд напоминает как отдельный город.У родственников знакомого 1 склеп.Просто камень, а под песком как небольшая комната куда складывают тела.Очень неприятное ощущение,кажется песок провалится и ты окажешься там.Чтобы попасть внутрь под землю,есть специальный камень.Его отодвигают и вносят тело.Женщинам не положено спускаться вниз.Если человек умирает дома приглашаю работника health ofisa засвидетельствовать смерть.Он выдаёт сертификат о смерти.Вроде бы эта же организация выдаёт разрешение на погребение.Если человек скончался в госпитале, то почти такая же схема.Чем скорее захоронить,тем лучше.потом приглашается человек, чтобы сделать полное омовение(гусль)покойному.После этого его заворачивают в саван(спец.материал).Вроде бы матреиал один,но женщин не обтягивают сильно. Далее везут в мечеть для джаназы(похоронная молитва) и после на кладбище.Во время перевозки тело находится в так называемом временном гробу(простой деревянный ящик), который можно взять на прокат.На кладбище читают Коран,открываю камень и вносят тело вниз(на это есть спец. люди на кладбище).Один из родственников должен спуститься и проверить, что тело положили в сторону Мекки.Тело нельзя хоронить на восходе и закате солнца.Потом родственники устраивают азу.В мечети арендуют помещение куда приходят люди, чтобы соболезновать родным, если мусульманин присутствует при погребении покойного или выражает соболезнования родным,то ему обещан большой саваб.(награда Аллаха).Там просто стоят столики и пьют чай.Причём родственники стоят перед входом и встречают людей.Что меня больше всего покоробило,это то,что на кладбищах живут люди,даже целыми семьями прямо в склепах.Среди могил готовят и спят....Они присматривают за склепами и знаю где кто захоронен.Причем комната по землей совсем не глубоко.Покойные под песком, а живые на песке между камнями.Крыша и стены склепа есть и слава Богу.Они там поколениями живут, поэтому для них такие условия привычны.Кстати,там много попрошаек.Если заехать на машине сразу облепят, как мухи.А во время похорон свой бизнес.Члены семьи делятся среди родственников покойного и почти насильно выпрашивают деньги.Это меня больше всего огорчило,ведь у людей горе а они этим пользуются.Ещё хотела добавить что по исламу должны хоронить каждого в отдельной могиле(как в Саудии).В Египте это не соблюдается.
lo-horse.livejournal.com
Египетские похороны
Важнейшим элементом религиозных представлений древних египтян была вера в загробную жизнь, тесно связанная с заупокойным культом. Загробная жизнь виделась не только как переход человеческой души из одного состояния в другое, но и как сложное взаимодействие ее с «воскресшим» телом после смены ипостаси.
Одно из проявлений бессмертной души — Ах, или «преображенный дух», покидающий, согласно верованиям египтян, тело после смерти для возрождения на небесах. Менее далекий путь совершала Ба умершего — его «душа», изображавшаяся как птица с человеческой головой; она могла на время оставлять мертвую плоть, но всегда возвращалась в свое «гнездо» — тело покойного. Третий элемент, Ка, был связан с телом еще более тесными узами, представляя собой жизненную силу умершего. Ка принимал дары, принесенные родственниками покойного для поддержания его сил во время путешествия в загробный мир, о чем свидетельствует, например, такая заупокойная запись: «Тысяча хлебов и кувшинов с пивом и остальная хорошая и свежая еда для Ка усопшего».
Специфика древнеегипетской религии состояла в достижении воскрешения не только «души», но и «тела». Чтобы продолжить жизнь в гробнице и вне ее, тело мертвеца должно было сохраниться. Забота о сохранности останков привела к развитию бальзамирования и мумификации. Тело обертывали пропитанными смолой льняными бинтами, и оно сохраняло форму, даже когда под бинтами начинался процесс распада. Эта несложная процедура давала поразительный эффект. В одной из гробниц нашли обернутый бинтами фрагмент руки, возраст которой около 5000 лет. Предположительно, она принадлежала фараону I династии Джеру (Дену).Уже в Древнем царстве предпринимались попытки создания мумий. Удаленные через разрез в брюшной полости внутренние органы помещались в канопы — сосуды, наполненные специальным раствором. Затем полое тело высушивали и заворачивали в пропитанную смолами ткань. После завершения этой процедуры тело одевали, а на лицо наносили зеленую краску.
Одной из атрибутивных и важных черт древнеегипетской религии было обожествление царя — фараона. Согласно надписи на одной из гробниц, фараон был «распорядителем всего, что послано небом и вскормлено землей». С момента становления государственности фараон считался живым богом на Земле, воплощением бога Гора. В Древнем царстве его представляли как земного сына бога Ра, в Среднем царстве — сыном Амона-Ра.
Считалось, что земная природа фараона получена от матери, а божественная — от верховного бога. После смерти фараона хоронили с необычайной пышностью в специально возведенной гробнице с богатейшим погребальным инвентарем. Египтяне полагали, что его божественная натура удалялась в потусторонний мир, где воссоединялась с остальными богами. Подобно богам, фараоны имели свои храмы, где им при жизни приносились жертвы и в их честь проводились богослужения.
ritorg.by
Найдены древние египтяне, похороненные заживо с коровой :: Культура
Археологи обнаружили крупнейшее древнеегипетское захоронение. В разграбленной могиле сохранились останки семи человек и голова коровы. Ученые полагают, что четверо из египтян были принесены в жертву
Крупнейшее захоронение времен древнейшего Египта удалось обнаружить местным и американским археологам в 600 км к югу от столицы страны Каира, в районе Аль-Ком аль-Ахмар вблизи г. Идфу. В могилах были найдены останки семи человек и голова коровы, вырезанная из кремня. Ученые полагают, что четверо из египтян были принесены в жертву и похоронены заживо.
А сам некрополь, который имеет прямоугольную форму, - это место захоронения правителя древнего города Хиероконполис. Он умер примерно в 3600-х гг. до н. э., когда этот город был крупнейшим поселением на Ниле и, как считают ученые, постепенно распространял свое влияние на север, подчиняя соперников. Объединение Верхнего и Нижнего Египта в итоге положило начало правлению фараонов.
Надо сказать, что много лет назад египтяне особой почтительностью к усопшим не отличались – еще в древние времена могила была разграблена. Однако останки довольно хорошо сохранились. Главный археолог Египта Захи Хавасс утверждает, что находка поможет узнать намного больше о малоизученном периоде истории Древнего Египта, когда зарождалась его государственность. Раскопки в этом месте начались в 2000 г., и здесь уже были обнаружены одни из самых древних египетских мумий.
А между тем, подобные находки, как сообщало Yтро, чреваты для археологов неприятностями. Причем как со стороны ныне живущих, так и со стороны самих мумий. Напомним, в начале года японцы, на радостях поторопившиеся сообщить о своей находке в Египте, были отстранены от работ. Такое решение принял генеральный секретарь Высшего совета древностей Египта Захи Хавас. Хорошо сохранившееся захоронение, датируемое временем правления в Египте 13-й династии фараонов, обнаружила в пригороде Каира команда японских египтологов во главе с профессором Сакудзи Иосимурой. Ученые предположили, что это древнейшая мумия , найденная в Египте и поведали об этом миру. Однако по условиям лицензии на произведение археологических раскопок, сведения обо всех находках должны сообщаться совету, и только после этого дается разрешение на их обнародование.
А ученые, обнаружившие 14 лет тому назад на леднике в Тирольских Альпах мумию, получившую имя Отци, один за другим уходят в мир иной. На протяжении последних лет умерло уже 5 человек, которые были связаны с обнаружением и изучением "ледяного человека". И на днях появилась новая жертва: Конрад Спиндлер, доцент Инсбрукского университета, занимавшийся изучением Отци.
utro.ru
В Древнем Египте | Обряды похорон у разных народов | Глава 1 Обрядовая культура | Читать онлайн, без регистрации
В Древнем Египте
Ни у какого другого народа древности не был настолько тщательно выработан культ смерти и загробного мира как у египтян. Реальная тленная жизнь воспринималась ими как иллюзия, некое отражение жизни потусторонней. Кончина человека отмечалась близкими и родственниками в самых экспрессивных формах. Мужчины не брились до окончания ритуала похорон, женщины обмазывали лица илом и ходили в белых траурных одеждах по улицам, выкрикивая: «Ах, какая беда!».
Всю жизнь человек готовился предстать перед глазами самого могучего изо всех богов, приговор которого решал вопрос о дальнейшем существовании: в раю или в аду. Только если сохранилась оболочка, внешняя часть, тело может воскреснуть во второй, «настоящей» жизни. Чтобы приготовить тело для мумификации, высокочтимые жрецы в собачьих масках, уподобляясь богу Анубису с головой шакала, удаляли мозг и внутренности покойника. Потом их, уже в мумифицированном виде, в особых сосудах (канопах), размещали рядом с саркофагом. Останки умершего вымывались пальмовым вином и наполнялись смесью из льняных, пропитанных смолой тканей, опилок, воска, кедрового масла и толченых ароматических веществ, таких как мирра и анис.
Потом тело помещалось на 70 дней в поваренную соль и в момент торжественного окончания мумификации тщательно обматывалось льняными бинтами, длиной до нескольких сот метров.
Амулеты, положенные на определенные места тела между отдельными слоями льна, должны были защищать умершего на его пути в потусторонний мир.
И наконец, огромное погребальное шествие провожало мумию усопшего в деревянном саркофаге, близком по форме к человеческому телу. Музыканты и певицы с траурным пением шли впереди, оплакивая покойного, а танцовщицы в легких одеяниях несколько скрашивали этот последний земной путь.
В конце процессии слуги несли бесчисленное количество погребальных даров, которые предназначались для удобной жизни в «Доме Вечности»: мебель, одежду, украшения и игры.
Роспись на стенах гробницы, скульптуры людей и животных, модели домов и другие вещи не только демонстрировали «первую» жизнь умершего, но и воссоздавали привычную для него обстановку.
Само собой разумеется, что только цари и очень богатые люди могли позволить себе помпезные похороны. Бедных просто оборачивали рогожей, выносили из населенного пункта на запад и зарывали в песок.
Но никому: ни царю, ни слуге не удавалось обойти суд Осириса. На весах перед его престолом сердце покойного сравнивалось со страусиным пером – символом истины и знаком богини Маат. Только в тех случаях, когда сердце было так же легко, как перо (свободно от грехов и зла), умерший попадал в рай, называемый «Край Блаженных». В противном случае его пожирал «Великий Обжора» Амт – громадное и ужасное чудовище с головой крокодила, телом льва и крупом бегемота. По другой версии. Амт бесцеремонно тащил грешника в пылающую преисподнюю.
Саркофаги первых фараонов размещались в подземных гробницах, число помещений в которых доходило до 50. Над гробницей строилась «мастаба» – древняя первоначальная форма пирамид – удлиненное сооружение с наклоненными внутрь внешними стенами.
В период Древнего Царства (2665–2115 гг. до н. э.) наступило время пирамид – блистательная эпоха египетской истории. Выше и выше хотелось подняться властным царям, которым казалось, будто они из своего Мемфиса (называвшегося тогда Мефер Пепи) управляют всем миром. В своем блеске они стремились сравняться с солнечным диском Атоном – воплощением бога солнца Ра, дарящим жизнь, любовь и счастье. Помог им в этом стремлении уникальный всесторонне развитый человек по имени Имхотеп. Он был не только врачом или жрецом, но в первую очередь – гениальным зодчим. Именно он способствовал развитию каменной архитектуры, создавая предпосылки для строительства «небоскребов» – пирамид.
Хеопс, которого первоначально звали Хуфу, или Хнум-хуфу (Хнум – бог плодородия, владыка водопадов, Хуфу – защитник), – второй фараон четвертой династии – был склонен к гигантомании. Его гробница, строившаяся возле Гизы с 2551 по 2526 год до н. э., по замыслу, должна была оставаться самой высокой во все времена. Отчасти это удалось осуществить: в древние времена она считалась одним из семи легендарных чудес света, и сегодня эта пирамида остается самым высоким каменным сооружением в мире.
Как видим, правители всех времен и народов стремились увековечить себя не только в настоящей жизни, но и в будущей. Оказывается это веяние не старит время.
velib.com
Первые погребения древних египтян | Рефераты KM.RU
Египетские пирамиды тысячелетиями поражают воображение ученых и путешественников, и все задаются вопросом о цели возведения этих гигантских сооружений. На пирамиды с удивлением взирали греческие путешественники и римские легионеры, арабские халифы и европейские паломники, попадавшие в Египет по пути в Святую землю. После того как египетское государство одряхлело и сделалось добычей молодых и сильных соседей, смысл и назначение этих удивительных сооружений со временем были забыты, и вокруг них стали создаваться легенды. Ученые высказывали мнения, что они служили зернохранилищами, обсерваторией, убежищем от наводнений и даже эталонами геометрических мер, возникших по воле богов. В свою очередь, фантазия многих народов создала о пирамидах целый цикл сказаний, привязанных к тем или иным легендарным героям. Друзы, например, называют строителем пирамид своего мессию, а евреи утверждают, что они воздвигнуты (как и город Мемфис) библейским Иосифом, сыном Иакова и Рахили, в бытность его главным казначеем Египта. Пирамиды служили ему теми амбарами и житницами, в которых хранился хлеб на 7 предстоящих голодных лет. Христиане считают пирамиды гробницами Сифа и Еноха, еще дальше пошли арабы, сказания которых относят их возведение к временам, предшествовавшим жизни Адама. Не менее интересно предание коптов, согласно которому ...за 1000 лет до Всемирного потопа приснился царю Суриду страшный сон, будто вся земля провалилась, а небо покрылось черными тучами. Падавшие с неба звезды превращались в белых птиц, которые уносили в своих когтях обезумевших от страха людей. Встревоженный Сурид созвал своих гадателей и звездочетов и потребовал у них объяснить этот сон. И мудрецы предсказали ему надвигающийся потоп. Тогда царь повелел построить пирамиды и спрятать в них все сокровища, прах своих предков и книги, в которых заключались все знания Египта. На самой большой из пирамид он повелел выбить надпись: «Эту пирамиду построил я, царь Сурид... Пусть венценосец, воображающий, что он равен мне по могуществу, попытается разрушить ее за 600 лет, а уничтожать легче, чем созидать. Я одел ее шелком, пусть он покроет ее рогожами».
Через 1000 лет наступил потоп, но он оказался бессилен перед пирамидами.
Так рассказывают легенды, но все имеющиеся исторические сведения говорят о том, что в первую очередь пирамиды были усыпальницами фараонов или, по крайней мере, их воплощений. Как только на трон возводили нового фараона, он немедленно начинал строительство собственной гробницы. Место для царской усыпальницы выбирали в Западной пустыне, в Стране мертвых — там, где садится солнце. Здесь божественный дух фараона следовало выпустить на волю, чтобы он мог воссоединиться с богами на небесах.
Когда фараон умирал, жрецы и жрицы молились за него, семья и придворные оплакивали его; народ пребывал в страхе, уверенный в том, что верх взяли темные силы. Завтра царем станет сын умершего, он начнет править страной, и равновесие между силами добра и зла восстановится, а пока требуется сохранить тело покойного от разрушения максимально дольше, «дабы душа не скиталась по свету».
Человек, по представлениям древних египтян, имел несколько душ. В саркофаге фараона оставалась «ка» — жизненная энергия, которой боги наделяли каждого смертного при рождении Эта сила была невидимой, но изображалась в облике того, кого одухотворяла*. Со смертью человека «ка» покидала его тело, но продолжала по-прежнему заботиться о своем хозяине. После смерти покойный получал жизненную силу из жертвоприношений. «Ба» (собственно душа) при желании могла путешествовать где угодно и принимать любую форму. Обычно она изображалась птицей с человеческой головой и представляла собой «чистый дух», который в подземном царстве представал перед судом высших сил. Был еще и «акх» — сияющий, благословенный дух, путешествующий с негасимыми звездами и изображавшийся в виде ибиса с гребнем. Благополучие этих сил зависело от состояния тела умершего, поэтому в Древнем Египте большое значение придавали бальзамированию.
Существовало несколько видов бальзамирования. Обряд первой категории предназначался для фараонов и знати и стоил очень дорого. Тело покойного фараона переправляли на другой берег Нила — в храм, находящийся в Долине царей. Здесь происходило вскрытие полостей тела, которые промывались пальмовым вином и квассией; потом они наполнялись воском и писифальтом с берегов и со дна Мертвого моря. Потом тело натирали ароматическими маслами, посыпали благовонным порошком и помещали в раствор меди и смол на три недели. По прошествии этого времени на покойного надевали рубахи и бинтовали тело пропитанным гипсом шелком, которого требовалось около 500 метров, и лакировали. Из храма в подготовленную пирамиду траурная процессия шествовала по закрытому проходу, свет в который проникал только через отверстия в крыше.
Умершие цари получали жертвоприношения каждый день, простые люди только в день поминовения усопших. Если жертвоприношения прекращались, их роль продолжали играть заклинания и рисунки на внутренних стенах заупокойных храмов, которые строили рядом с гробницами.
Таким образом, для древних египтян загробная жизнь была возможна только при физическом сохранении тела или хотя бы точного портретного изображения человека. Поначалу умерших хоронили в простой яме с крышей — небольшим курганом из камней и щебня, чтобы защищать могилу от животных-падалыциков. В последующие времена захоронения стали производиться в подземных помещениях, защищенных от грабителей и похожих на обычный дом В науке такие сооружения называются мастаба, которые и были предшественниками известных нам пирамид.
Гробницы людей состоятельных превращались в своего рода «сейфы» с обширными кладовыми. Несколько таких мастаба образовывали целые «города мертвых», располагавшие своим обслуживающим персоналом и стражами — жрецами заупокойного культа, ремесленниками, художниками, мастерами бальзамирования, администраторами и охранниками.
Царей додинастического периода истории Египта (IV тыс. — 3000 г до н.э.) и времени правления фараонов первых династий тоже хоронили в больших богатых мастаба, сложенных из необожженного кирпича с отдельными элементами из неосвоенного еще тогда камня. Самая большая из всех найденных к настоящему времени мастаба принадлежала Птах-шепсесу: она состояла более чем из 40 помещений.
Мастаба предназначались, с одной стороны, для захоронения тел умерших фараонов и представителей привилегированных классов. С другой стороны, в ней совершались жертвоприношения. Поэтому мастаба разделялись на две части: погребальную камеру и наземные сооружения для поминовений (молельни). Наружная часть представляла собой четырехугольное строение, которое- издали было похоже на пирамиду. Боковые стены, возведенные из кирпича или камня и строго ориентированные по частям света, имели чаще всего гладкую поверхность. Над дверью, обращенной на запад — в «Страну теней», писали молитву богу Анубису, прося его даровать усопшему хорошее погребение, исправным приношением даров облегчить ему путешествие в загробном мире.
Перед входной дверью иногда строили перистиль с колоннами, за которыми и помещались молельни. В семейных мастаба каждый усопший имел собственную молельню, которые порой занимали половину, а то и три четверти наземной части гробницы. В отличие от погребальных камер, молельни никогда не закрывались и в любое время были доступны для жрецов и родственников, которые приходили сюда с жертвоприношениями и молились.
Погребальные камеры и молельни оформлялись настенными рельефами и изображениями. В некоторых мастаба от жертвенника в погребальную камеру шло специальное отверстие, закрытое со стороны камеры плитой, на которой изображался хозяин гробницы за столом с едой. Такое изображение должно было магически «кормить» и «поить» умершего, а также помогать его душе, вылетающей и возвращающейся через это отверстие, узнавать свое тело Исследователь А.О. Большаков считает, что мысль о том, будто сам покойный мог «выходить» наружу, в это время особой роли не играла Особенно ярко это проявилось в гробницах в долине Саккара под Мемфисом, где под мастаба, в скале, было высечено множество помещений, которые передают план жилого дома со спальней, комнатами, женской половиной, жилищем для прислуги и т.д. Таким образом, в этот период загробная жизнь ограничивалась только подземными помещениями, которые и играли главную роль.
Со временем, а именно после сооружения гробниц в Из-бет эль-Вальда, изображения полностью исчезают из погребальных камер до правления фараонов VI династии. Появляется страх перед изображениями, которые, по мнению древних египтян, могут повредить живым, так как настенные росписи специально предназначались для загробной жизни. Хотя изображения на личных вещах покойного, которые клали вместе с ним, допускались.
Древнейшие мастаба строились из массивных плит, изготовленных из кирпича-сырца, с наклонными внешними стенами. Погребальные камеры всегда располагались в подземелье, обычно на глубине 2—3, но иногда 10 и более метров. Чаще всего они высекались в скале, а если выкапывались в песке, то стены их выкладывали кирпичом, а потолок перекрывали крепкими бревнами. Самые маленькие погребальные камеры занимали площадь всего в один квадратный метр, и мертвые тела помещались там наискось — из угла в угол.
В погребальной камере больших размеров помещался саркофаг с мумией усопшего. Саркофаг всегда делался из камня, обычно из одной каменной глыбы, отполированной или украшенной небольшим рельефом. В одних мастаба саркофаги стояли у стены и ничем не были прикреплены к полу, в других, наоборот, накрепко вделывались в плиты пола. Но стояли они всегда у западной стены погребальной камеры. Саркофаг в нее помещали уже во время строительства, и он стоял там в ожидании гроба с покойным Гроб, имевший форму человеческого тела (или забинтованной мумии), обычно был сделан из дерева, снаружи и изнутри его украшали рисунки и надписи. Установив гроб с мумией в саркофаг, его плотно закрывали крышкой, а вокруг раскладывали различные предметы погребальной утвари После совершения погребальных обрядов в пространство между передней камерой и шахтой опускали тяжелую каменную плиту, потом шахту засыпали песком и камнями. Таким образом, доступ в погребальную камеру навсегда закрывался, и усопший получал вечный покой.