Расцвет древней руси кратко. шпоргалка / otvety_na_voprosy / Древнерусское государство (Киевская Русь) предпосылки образования, расцвет, причины распада
Расцвет Древней Руси во времена Ярослава Мудрого (первая половина XI века). Расцвет древней руси кратко
Рассвет древней руси: период расцвета древнерусского государства
Расцвет Древнерусского государства
В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.
Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла иМокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.
Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.
Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами,Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философскойсистемой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.
Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.
Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.
Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).
В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.
Время Ярослава — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.
"Русская правда"
Первые сведения о существовавшей на Русисистеме права содержатся в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не
знаем.
Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник — "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода.
О расцвете киевской Руси вкратце
Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого — "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.
В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.
За уголовные преступления "Русская правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.
Владимир Мономах
После смерти князя Всеволода его сынВладимир Мономах имел реальные шансы занять княжеский престол. Но наличие в Киеве достаточно могущественной боярской группировки, настроенной против потомков Всеволода в пользу детей князя Изяслава, имевших больше прав на княжеский стол, заставило Владимира Мономаха отказаться от борьбы за киевский стол.
Новый великий князь Святополк II Изяславич (1093-1113) оказался слабым и нерешительным полководцем и плохим дипломатом. Его спекуляции хлебом и солью во время голода, покровительство ростовщикам вызывали озлобление среди киевлян. Смерть этого князя послужила сигналом к народному выступлению. Горожане разгромили двор киевского тысяцкого, дворы ростовщиков. Боярская дума пригласила на киевский стол популярного среди народа князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Летописи в большинстве своем дают восторженную оценку княжению и личности Владимира Мономаха, называя его образцовым князем. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю.
После его смерти единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132), после чего Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные земли-княжества.
Билет № 5
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 194 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Ярослав (1019—1054), прозванный за свою политику Мудрый, одержал победу в схватке за власть со Святополком Окаянным и возглавил Древнерусское государство. Период его правления считается расцветом Киевской Руси, при нем получило широкое распространение обучение грамоте, каменное строительство.
Усложнение социальной структуры общества, развитие экономических отношений, культуры привело к необходимости установить порядок и законность. При Ярославе Мудром возник письменный свод законов— «Русская Правда».
3. Расцвет Киевской Руси при Владимире и Ярославе Мудром. Принятие христианства на Руси.
Свод защищал людей от насилия, драк, убийств, вместе с тем еще допускалась кровная месть, но лишь ближайшие родственники могли воспользоваться этим правом и отомстить обидчику. Свод демонстрирует установившуюся иерархию общества: так, за убийство людей, приближенных к князю, полагались очень высокие денежные штрафы, а за убийство холопа (зависимые люди) требовалось уплатить в несколько раз меньше.
В конце XI в. «Русская Правда» была дополнена рядом статей сыновьями Ярослава Мудрого. Отличительной чертой новых статей была защита вотчин и увеличение разницы виры (штрафов) за убийство знатных и незнатных людей.
В области внешней политики Ярослав Мудрый добился немалых успехов. Киевский князь укрепил отношения с соседними государствами (Польшей, Швецией), нанес сокрушительное поражение в 1036 г. печенегам, заключил династические браки с представителями правящих домов Норвегии, Византии, Франции, Германии, Венгрии. Ярослав Мудрый скончался в 1054 г., завещав новую систему престолонаследия. Если раньше великим князем становился старший сын правителя, то теперь престол должен был переходить старшему в роду. Новая система вскоре привела к многочисленным спорам по поводу старшинства и, как следствие, междоусобицам
Tags: Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый
Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром
Принятие христианства князем Владимиром имело огромные последствия для страны. Данное событие заложило основы будущего расцвета Руси. Но проявился этот расцвет в полной мере лишь при потомках Владимира.
После смерти Владимира в 1015 году вновь разгорелась борьба за власть между его сыновьями. Наиболее агрессивным в этой борьбе был Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба. Народ очень любил Бориса и Глеба за их праведный образ жизни и потому эти люди стали первыми русскими святыми мучениками, а сам Святополк получил в народе прозвище «Окаянный».
Но для того, чтобы получить власть над всей Русью, Святополку Окаянному необходимо было расправиться с еще одним своим братом – Ярославом. Для борьбы с Ярославом Святополк заручился поддержкой поляков, сам же Ярослав нашел союзников в варяжской среде. Четыре года, с переменным успехом, продолжалась междоусобица Ярослава и Святополка. В итоге, Святополк бежал в Польшу, а Ярослав стал князем Киевским и всей Руси и правил с 1019 по 1054 гг.
Ярослав, как считается, был человеком очень умным, знал языки, проявлял качества талантливого правителя, за что и получил в народе прозвище «Мудрый».
Еще в 1016 г., будучи князем Киевским, Ярослав создал первый письменный свод законов Древней Руси – «Русскую Правду». Изначально «Русская Правда» распространялась только на Новгород, но как только Ярослав Мудрый стал правителем всей Руси, так и «Русская Правда» стала общерусским законом. Это был еще один очень большой шаг в деле укрепления единства страны.
В 30-егг. XIв. Ярослав разбил печенегов, освободив Русь от постоянных набегов этих кочевых народов. В честь этого события в то же время были построены Софийский собор и Золотые ворота в Киеве.
Власть Ярослава была настолько сильной, что он впервые в истории православной Руси позволил себе самостоятельно назначить митрополита всея Руси без ведома византийского патриарха (раньше митрополиты нам всегда назначались из Византии). Так первым русским митрополитом стал священнослужитель Иларион. Иларион известен не только как первый русский митрополит, но и как автор выдающегося памятника литературы Древней Руси – «Слово о законе и благодати» (примерно 1037 г.).
3. Расцвет Киевской Руси при Владимире и Ярославе Мудром. Принятие христианства на Руси.
У Ярослава Мудрого, помимо всего прочего, было много дочерей, которых он с удовольствием выдавал замуж за европейских королей и принцев, тем самым укрепляя авторитет Руси на международной арене и свои собственные связи с европейскими правителями. Наиболее известной является младшая дочь Ярослава Анна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I. Династические браки также стали немаловажным фактором расцвета Древней Руси в первой половине XIвека.
Таким образом, в годы правления Ярослава Мудрого, Руси достигла расцвета во всех сферах: экономической, социальной, политической и духовной. Желая предотвратить ссоры между своими сыновьями, Ярослав перед своей смертью разделил земли Руси между потомками с той целью, чтобы каждый имел свое княжество, его развивал и не имел желание что-то отнять у брата. Но после смерти Ярослава все получилось с точность наоборот: опираясь на полученные княжества, сыновья Ярослава Мудрого начали воевать друг с другом, с целью захватить еще больше земель, власти и богатства, и вся вторая половина XIвека стала периодом постоянных междоусобиц и отсутствием единства и стабильности в стране.
Основные даты по теме
Правление Ярослава Мудрого – 1019-1054 гг.
Термины
Русская правда – первый письменный свод законов Древней Руси
Печенеги – кочевой народ, проживавший на южных границах Руси
Слово о законе и благодати – памятник древнерусской литературы. Произведение написано митрополитом Иларионом в 30-е гг. XIвв.
Династический брак – брак между представителями разных королевских династий (как правило, иностранных) с целью укрепления дружеских отношений между государствами, представители которых вступают в брак.
Закрепить материал на тренажере ЕГЭ по истории
Читать другие статьи по теме
comments powered by HyperComments
magictemple.ru
Образование и расцвет древнерусского государства
Образование Киевской Руси – закономерный результат социально–экономического развития восточнославянской этнической общности. Сложившееся государство представляло собой раннефеодальную монархию. Главой государства считался великий князь киевский. Его дружина правила страной, вершила суд, собирала налоги, дань.
Молодое государство вынуждено было напрягать усилия для защиты своих границ от набегов кочевников, домогательств Византии, хазар, Волжской Болгарии. Это накладывало свой отпечаток на внутреннюю и внешнюю политику киевских князей.
Возникновение Новгородско-Киевской Руси. Процесс складывания в единое государство восточных славян, как и происхождение династии киевских князей, недостаточно ясны. По версии летописца XII ., решающую роль в этом сыграл варяжский князь Рюрик с братьями. Но переход власти в Новгороде к Рюрику (даже если это была реальная историческая личность) не означал создания древнерусского государства.
Известно, что в 860 г. киевские князья Аскольд и Дир совершили удачный военный поход против Византии, из чего можно предположить существование в то время славянского государства в среднем Поднепровье.
После смерти Рюрика (ум. в 879 г.) власть в Новгороде захватил Олег – один из варяжских князей, т.к. Рюрик не оставил после себя наследника (существует версия, что наследником был Игорь, отсюда принятые в исторической литературе выражения – династия князей Рюриковичей, держава Рюриковичей). В 882 г. Олег захватил Киев, киевские князья Аскольд и Дир (как полагают, потомки Кия) были убиты. Киев стал центром объединенного государства.
Расцвет Киевской Руси. Сын Святослава Владимир (980–1015) собрал все земли восточных славян в составе Киевской Руси. При нем совершенствуется государственный аппарат. Крупные центры страны были переданы под управление княжеских сыновей и старших дружинников. Благодаря системе крепостей укрепились границы государства.
К этому времени в Киевском государстве утвердились феодальные отношения, сформировались и основные классы феодального общества – феодалы и крестьяне; феодалы возникли из родоплеменной знати, за счет оседания на земле дружинников князя и выделения наиболее богатых общинников.
Крестьянство формировалось за счет превращения бывших свободных общинников в феодально зависимых людей при захвате общинных земель феодалами, при раздаче князем земель дружинникам за службу и при разорении хозяйств общинников от стихийных бедствий, войн и т.д.
Феодалы выступали в роли владельцев земли, а крестьяне – ее держателями, получая от феодала участок земли на определенных условиях: либо отрабатывая на господской земле, либо внося натуральный или денежный оброк. Крестьянин был лично зависим от феодала, и в этом был смысл внеэкономического принуждения. Крестьянская собственность состояла из орудий труда, скота, жилища.
Распространенной хозяйственной единицей в то время стала феодальная вотчина (вотчина – отцовское владение, передаваемое по наследству) боярина или князя. Помимо вотчины, существовало хозяйство свободных крестьян – общинников, выплачивавших дань великому князю.
Все свободное население Киевской Руси называлось "люди", поэтому сбор дани – "полюдье".
Основную массу сельского населения составляли "смерды", жившие либо в свободных крестьянских общинах, либо в вотчинах. Жизнь смердов в вотчинах была более тяжкой, поскольку они находились в крепостной зависимости. В крепостную зависимость смерд попадал через закупничество, т.е. когда брал у феодала в долг "купу" – часть урожая, деньги, скот. Таких крестьян называли "закупы", они освобождались от зависимости при возвращении долга. Кроме смердов и закупов в вотчине были рабы – "холопы", или "челядь", пополнявшиеся за счет пленных и обедневших соплеменников. Развитие феодальных отношений требовало соответствующего идеологического обеспечения, что было связано в то время с религиозными представлениями.
Владимир попытался реформировать языческую Древнюю Русь. С этой целью в Киев свезли статуи всех племенных богов. Но превратить язычество в государственную религию Владимиру не удалось, поскольку каждое племя поклонялось своим богам.
В 988–989 г.г. Владимир проводит еще одну религиозную реформу. Государственной религией было выбрано христианство византийского толка. Около 988 г. Владимир крестился сам, а затем приказал крестить бояр и народ. Христианство внедрялось медленно, особенно на окраинах государства, народ сопротивлялся.
Принятие христианства имело большое значение для Киевской Руси. Оно укрепляло власть феодалов, государственную власть и территориальное единство страны. Русь стала теперь равной другим христианским странам, значительно возросли внешние связи. Христианство оказало свое влияние и на культуру Руси.
С принятием христианства появляется особая организация – церковь. Во главе ее был поставлен митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом, в отдельных областях Руси появились епископы, которым подчинялись священники на местах. Все население было обязано платить церковную "десятину" (десятую часть дохода). Церковные учреждения вскоре становятся крупнейшими феодальными собственниками, оказывающими огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.
После смерти Владимира Ярослав, названный Мудрым (1019–1054), укрепил границы государства от набегов кочевников. Возросший авторитет Руси позволил Ярославу впервые назначить митрополита, минуя Константинополь. Им стал русский писатель и государственный деятель Илларион. Сам великий князь стал называться царем, как и правитель Византии.
При Ярославе Мудром Киевское государство пользовалось широким международным признанием, крупнейшие королевские дворы Европы стремились породниться с киевским князем.
С именем Ярослава связано появление "Русской правды" – своеобразного кодекса законов, регулирующего взаимоотношения между отдельными группами населения. Так, "Русская правда" ограничивала кровную месть между ближайшими родственниками, разбирала споры между свободными людьми и т.п. Она была дополнена рядом статей в защиту вотчины. Новый документ получил название "Правда Ярославичей".
Из этого документа стало известно, как была устроена вотчина. Центром ее был княжеский или боярский двор с хоромами феодала, домами приближенных, скотным двором, конюшней. Вотчиной управлял огнищанин ("огнище" – дом). Богатством вотчины была земля, она охранялась огромным штрафом. На господской земле работали феодально–зависимые смерды, холопы, челядь. За их работой следили старосты. В вотчине жили и ремесленники.
"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, защитив собственность, жизнь феодалов и близких к ним людей.
В 1113 г. после народного восстания в Киеве по приглашению киевских бояр великим князем стал Владимир Мономах (1113–1125). Владимир Мономах вынужден был пойти на уступки народу, дополнив "Русскую правду" Уставом, по которому упорядочивалось взимание процентов ростовщиками, улучшалось положение купечества. Уделялось Уставом внимание холопам и закупам, тем более, что закупничество стало распространенным явлением и закабаление смердов ускорилось.
Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю, хотя признаки раздробления все более усиливались. При нем возрос международный авторитет Киевской Руси. Была составлена летопись "Повесть временных лет".
После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава в 1132 году Киевская Русь окончательно распалась. Наступил период феодальной раздробленности.
studfiles.net
РАСЦВЕТ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Как внутренняя, так и внешняя политика князя Владимира существенно отличалась от политики его предшественников. Основные его усилия направлены на консолидацию территории и укрепление властных структур Древнерусского государства. Он решительно уничтожает последних независимых скандинавских правителей в Полоцке, присоединяет новые регионы на западе (Перемышль, Червенские города, Среднее Побужье), усмиряет восставших радимичей и вятичей, создает систему оборонительных линий вдоль южных рубежей Руси, страдавших от нападений печенегов.
Впервые в его деятельности важное место занимает формирование общерусской государственной идеологии. Видимо, в его правление формируется династическая легенда о происхождении княжеского рода от Рюрика — первого «легитимного», пришедшего к власти по договору, правителя в одной из важнейших областей Руси. Идеологической консолидации государства служит и попытка укрепить позиции язычества: по рассказу летописцев конца XI–XII в. (его достоверность подвергается сомнению), Владимир учреждает языческий пантеон в Киеве, объединивший богов балто-славянского (Перун — глава пантеона), славянского (Велес, Мокошь, Даждьбог) и иранского (Хоре, Симаргл) происхождения. Следующим шагом в этом направлении, имевшим непреходящее значение для дальнейшего развития Руси, стало принятие Владимиром христианства как официальной государственной религии. Это событие отразилось в ряде преданий, включенных как в летопись, так и в жития св. Владимира.
Летописное «Сказание о выборе вер» повествует о приходе к Владимиру представителей четырех вероисповеданий: мусульманина из Волжской Булгарин, иудея из Хазарии, христианина-«немца» из Рима и христианина, «присланного от грек». Выслушав рассказы каждого о своей религии (в «Речи философа»-грека кратко изложена библейская история и основы христианской догматики), Владимир вместе с боярами выбирает восточное христианство. Этот выбор был обусловлен всей предшествующей историей Руси с ее ориентацией на Византию и южных славян, с которыми она находилась в тесных политических, экономических и культурных связях. Истории собственно крещения Владимира посвящена «Корсунская легенда»: Владимир захватил византийский город Корсунь в Крыму (античный Херсонес, в черте совр. Севастополя) и потребовал от императоров-соправителей отдать ему в жены их сестру Анну. По настоянию византийской стороны, Владимир в 988 или 989 г. принимает крещение в Корсуни и затем женится на Анне. Вернувшись в Киев, Владимир разрушает языческое святилище, на месте которого воздвигает христианский храм («Десятинную» церковь Богородицы) и заставляет под угрозой силы киевлян принять новую веру, а в Новгород отправляет своего дядю Добрыню для крещения новгородцев («огнем»).
Принятие Владимиром христианства проходило в исключительно благоприятных для Руси обстоятельствах: византийский император Василий II Болгаробойца остро нуждался в военной помощи для подавления внутреннего мятежа и в нарушение строжайших византийских традиций согласился отдать замуж за «варвара» багрянородную принцессу, что заставило византийские власти максимально ускорить организацию русской церкви: почти сразу была учреждена митрополия в Киеве с подчиненными ей епархиями в Новгороде, Белгороде, Полоцке и Чернигове; к концу XI в. уже насчитывалось девять епархий. Однако христианство далеко не сразу распространилось на Руси: на протяжении первого столетия оно постепенно охватывало лишь верхушку общества и горожан. Лишь к концу XIII в. оно укоренилось в сельской местности.
Принятие христианства сыграло важнейшую роль в консолидации государства: оно конфессионально объединило разноэтничные народы, вошедшие в состав Древней Руси, идеологически легитимизировало княжескую власть Рюриковичей и поддерживала ее своим авторитетом. Не меньшее значение христианизация имела и во внешнеполитическом плане: Русь вошла в семью христианских народов Европы, стала полноправным партнером в системе европейских политических связей, обрела доступ к сокровищнице европейской культуры.
Внутриполитическая стабильность, которой стремился достичь Владимир, разместив в крупнейших городах своих многочисленных сыновей в качестве посадников, была нарушена после его смерти 15 июля 1015 г. Согласно летописному рассказу, Святополк, «сын двух отцов» (беременная вдова Ярополка Святославича, убитого по приказу Владимира, была взята им в жены) и главный претендент на киевский стол, устранил своих младших братьев Бориса, Глеба и Святослава, первому из которых Владимир, видимо, намеревался передать власть. Сидевший в Новгороде Ярослав, сын Владимира и полоцкой княжны Рогнеды, узнав об убийстве братьев, выступил против Святополка и после битвы у Любеча (1016 г.) вынудил его бежать. Однако в 1018 г. при поддержке своего тестя, польского короля Болеслава I Храброго
Святополк захватил Киев, а Ярослав вернулся в Новгород, где собрал новое войско, подкрепленное отрядом варягов, присланных из дружественной ему Швеции. В битве на р. Альта (1019 г.) Святополк потерпел сокрушительное поражение и бежал (обстоятельства его смерти неизвестны). В Киеве вокняжил Ярослав.
Начало его правления не отличалось спокойствием: в 1023 г. с претензией на киевский стол выступил княживший в Тмуторокани его брат Мстислав Владимирович (ум. 1036 г.). Ярослав в это время находился в Новгороде, но киевляне отказались впустить Мстислава в Киев, и он сел в Чернигове. Попытка Ярослава изгнать Мстислава в следующем году окончилась неудачей: он потерпел поражение в битве возле Листвена в Черниговской земле и бежал обратно в Новгород. Лишь в 1026 г. по предложению Мстислава был заключен мир, по которому Южная Русь была разделена: Киев с Правобережьем остался за Ярославом, Чернигов с Левобережьем — за Мстиславом. Смерть Мстислава в 1036 г. оставила Ярослава Владимировича единственным правителем Руси.
Княжение Ярослава Владимировича Мудрого (ум. 1054) — эпоха завершения процессов становления Древнерусского государства. В это время происходят кардинальные изменения практически во всех областях общественной жизни Руси. На смену дружинной форме управления государством, еще сохранявшейся при Владимире, приходят властные институты со специализированными функциями. Силовые методы борьбы за власть уступают место договорным разделам княжений, которые в последующем станут предметом соглашений на княжеских съездах. Происходит первая запись правовых норм — в 1015 г. Ярослав дает новгородцам «Правду Русскую» («Правду Ярослава»). Первый русский судебник был предназначен для ограниченного круга субъектов права — свободного городского населения, но уже через полвека он дополняется нормами, охраняющими княжеское хозяйство («Правда Ярославичей»).
В эпоху Ярослава создается государственная идеология: устанавливается общерусское прославление свв. Бориса и Глеба как небесных покровителей династии Рюриковичей и всей Руси, возникает концепция богоданности княжеской власти. Укрепляется материальное обеспечение церкви (десятина с княжеских доходов была установлена еще Владимиром): Ярослав предоставил церкви право взимания штрафов по делам, подпадавшим под церковную юрисдикцию. В своем церковном уставе Ярослав впервые законодательно разграничил сферы светского (княжого) и церковного права, передавая церковному суду юрисдикцию по вопросам семьи и брака, преступлений против нравственности, проявлений язычества и прочего; ей также подлежали духовенство и «церковные люди» (миряне, служившие в церкви, сироты и вдовы и т. п.). Ярослав делает первую попытку ослабить зависимость древнерусской церкви, подчиненной Константинопольскому патриархату, от Византии. В 1051 г. киевским митрополитом впервые стал русский священнослужитель Иларион, поставление которого состоялось, вопреки церковным нормам, не в Константинополе, а на соборе русских епископов. Написанное им незадолго до этого «Слово о Законе и Благодати» обосновывает права Руси на равенство среди других христианских народов. Возникают и получают княжескую поддержку монастыри, прежде всего Киево-Печерский, основанный, по преданию, Антонием и занявший главенствующее положение в культурной жизни Руси во второй половине XI в. В нем и в других монастырях осуществляются переводы византийских сочинений, как богословских, так и исторических, на древнерусский язык, закладываются основы летописания, создаются первые литературные произведения.
При Ярославе проводится масштабная перестройка Киева по константинопольскому столичному образцу с храмом ев. Софии, Золотыми воротами и пр. В Киеве, как и в других крупнейших центрах государства, строятся новые оборонительные сооружения, возводятся соборы и церкви, в первую очередь кафедральные Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.
Чрезвычайно расширяется круг международных контактов Руси: более или менее прочные отношения связывают молодое государство и со старыми, традиционными партнерами: Византией, Швецией и (после периода военного противостояния) с Польшей, а также с новыми партнерами — Данией, Норвегией, Германией, Францией и Венгрией. Радикально меняется характер и направление внешней политики Руси. Многочисленные, но личностные, не объединенные едиными целями контакты с Византией, Болгарией и Скандинавскими странами перерастают в систему межгосударственных отношений, в которых доминанта переносится с Византии на Запад и Север. Переориентация внешней политики диктовалась обстановкой начального периода правления Ярослава: необходимостью обеспечить себе союзников в борьбе со Святополком и поддерживающей его Польшей. Германия и Дания выступали естественными противниками Польши, Швеция была связана с Ярославом как издавна сложившейся традицией, так и новыми родственными узами — в 1019 г. Ярослав женится на дочери шведского конунга Ингигерде (в крещении Ирине). Разнообразнее становятся формы теперь уже межгосударственных отношений. Военно-политические и торговые контакты осуществляются через обмен посольствами, подвергаются регламентации и становятся предметом договоров (древнейший из известных нам, хотя его текст и не сохранился, с Норвегией 1024–1027 гг.), заключаются многочисленные династические браки: к концу своего правления Ярослав оказывается в родственных отношениях с правителями Швеции, Византии, Польши, Франции, Дании, Венгрии и Норвегии. Имя Ярослава становится широко известно в Европе.
znaew.ru
Расцвет Древнерусского государства
В княжение Владимира Святославича к
Древнерусскому государству были присоединены червенские города - восточнославянские земли по обе стороны
Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более
действенную защиту страны от кочевников-печенегов.
Владимир стремился не только к политическому
объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством
религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих
богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории
своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла иМокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом
на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун-бог громовержец, покровитель
князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.
Однако языческая реформа, получившая
название первой
религиозной реформы,не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом
и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась
на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая
Русь воспринималась как варварское государство.
Давние и прочные связи Руси и Византии
в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в
православном его
варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной
государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства
уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, Христианство оказало огромное
влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство,
с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным
и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.
Чтобы укрепить свою власть в различных
частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные
города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная
борьба за власть.
Один из сыновей Владимира, Святополк
(1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка
были убиты трое его братьев - Борис ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский.
Занимавший престол в Новгороде Ярослав
Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка,
призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и
наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка
в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого
князя Киевского (1019-1054).
В 1024 г. против Ярослава выступил
его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство
на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее
Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единодержавным
князем Киевской Руси.
Время Ярослава - это время расцвета
Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные
государи стремились в это время к союзу с Русью.
"Русская правда"
Первые сведения о существовавшей на
Руси системе права содержатся в договорах киевских князей с греками, где
сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не знаем.
Наиболее ранний из дошедших до нас юридический
памятник - "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют
"Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она
представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения
княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. Кроме "Древнейшей
правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления
сыновей Ярослава Мудрого - "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира
Мономаха" (принят в 1113
г.) и некоторые другие юридические памятники.
В "Правде Ярослава" говорится
о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот
обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой)
в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания
за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство
беглого холопа, порчу оружия и одежды.
За уголовные преступления "Русская
правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего.
За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества
и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались
разбой, поджог, конокрадство.
Владимир Мономах
После смерти князя Всеволода его сын Владимир Мономах имел реальные шансы занять княжеский престол. Но наличие в
Киеве достаточно могущественной боярской группировки, настроенной против потомков
Всеволода в пользу детей князя Изяслава, имевших больше прав на княжеский стол,
заставило Владимира Мономаха отказаться от борьбы за киевский стол.
Новый великий князь Святополк II Изяславич
(1093-1113) оказался слабым и нерешительным полководцем и плохим дипломатом. Его
спекуляции хлебом и солью во время голода, покровительство ростовщикам вызывали
озлобление среди киевлян. Смерть этого князя послужила сигналом к народному выступлению.
Горожане разгромили двор киевского тысяцкого, дворы ростовщиков. Боярская дума пригласила
на киевский стол популярного среди народа князя Владимира Всеволодовича Мономаха
(1113-1125). Летописи в большинстве своем дают восторженную оценку княжению и личности
Владимира Мономаха, называя его образцовым князем. Владимиру Мономаху удалось удержать
под своей властью всю Русскую землю.
После его смерти единство Руси еще держалось
при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132), после чего Русь окончательно распалась
на отдельные самостоятельные земли-княжества.
biofile.ru
Принятие христианства, Расцвет Древней Руси - История России
Принятие христианства
В первые годы своего правления Владимир был ревностным язычником и поклонялся древним славянским богам. Он воздвигал капища - святилища языческих идолов. Но во имя укрепления княжеской власти Владимир выбрал для себя и своих подданных другую религию - христианство, которое было перенесено на Русь из Византии. Предпочтение было отдано окончательно оформившейся после 1054 г. греко-православной ветви христианской религии.
Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу христианства, так как это было одним из способов, позволяющих ликвидировать изоляцию Руси от общеевропейского христианского мира. Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и сакрализировало сословную иерархию, складывавшуюся в древнерусском обществе. Христианство формировало иную мораль, ставшую основой для развития новых принципов взаимоотношений между людьми. Кроме того, на Русь были привнесены и те огромные достижения христианской культуры, которые накопились за всю многовековую историю и аккумулировали важнейшие ценности духовного воспитания древнейших цивилизаций.
Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской царевне Анне (сестре императоров-василевсов Василия и Константина). В связи с этим событием 988 г. считается годом принятия Русью христианства в качестве государственной религии. В Киеве была учреждена русская митрополия, а в важнейших русских городах стали создаваться епископства. Но между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь в 990 г. великий князь предпринял первые шаги по введению христианства на всей подвластной ему территории. Поначалу крещение приняло все население Киева. Прежние языческие идолы были повержены, а жители города по приказу Владимира вошли в воды Днепра и византийские священники произвели над ними обряд крещения. Однако не всегда обращение в новую веру проходило мирно. Например, в Великом Новгороде дядя Владимира Святославича Добрыня крестил языческое население силой, преодолевая вооруженное сопротивление. С таким же трудом вводилось христианство и в Ростове.
Расцвет Древней Руси
Тесный союз государственной и церковной властей длительное время служил на Руси укреплению единства русских земель, ликвидации автономии прежних союзов племенных княжеств. Уже в правление Владимира Святого киевский князь лично направлял своих наместников в другие города. Чаще всего таковыми становились его сыновья. Вместе с тем уничтожение власти местных князей так и не смогло окончательно устранить сепаратизма и межкняжеских распрей. В ходе междоусобицы, возникшей после смерти Владимира (1015), по приказу старшего сына князя Святополка I Окаянного (ок. 979-1019) были убиты его сводные братья Борис и Глеб, ставшие первыми русскими святыми великомучениками Русской православной церкви. Однако возобладали все-таки объединительные тенденции, позволившие сохранить общерусскую государственность. Изгнавший с престола Святополка Окаянного новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый в 1019 г. стал княжить в Киеве.
Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый (1019- 1054) в годы своего правления в Киеве сумел подчинить почти всю Русь, за исключением лишь Полоцкого княжества. В историю Ярослав Мудрый вошел как крупнейший государственный деятель, который вывел Русскую державу на международную арену, сумел одержать значительные победы над внутренними и внешними противниками и на долгие годы сохранил единство государства.
Будучи для своего времени высокообразованным человеком, великий князь способствовал развитию грамотности. При нем открывались школы, появились первые библиотеки, переводились древние богословские и исторические труды на славянский язык. При правлении Ярослава активно развивались градостроительство и архитектура, возводились новые города на Волге, берегах Балтики, южных границах Руси, строились церкви, поражавшие современников своим великолепием. Выдающимся вкладом Ярослава Мудрого в укрепление единства Руси стало установление порядка передачи великокняжеской власти но старшинству, что закрепило систему престолонаследования в разросшемся роде Рюриковичей.
Вся эпоха правления князя Ярослава ознаменована развитием древнерусской государственности. Уже в середине XI в. впервые сложилась концепция закономерной связи Древнерусского государства с мировой историей, с крупнейшими державами мира. Как особо подчеркивал первый киевский митрополит из русского, а не константинопольского духовенства Илларион в "Слове о Законе и Благодати", Русь в эту эпоху уже рассматривалась как наследница Римской империи.
geum.ru
Расцвет Древней Руси во времена Ярослава Мудрого (первая половина XI века)
Поиск Лекций
Учитель:В начале XI века Древнерусское государство опять было охвачено междоусобной войной. Владимир Святославич умер в 1015 году, не назначив наследника. Его многочисленные сыновья, рождённые от разных матерей, вступили в борьбу за великокняжеский престол.
Ученый-архивариус: Старшим среди братьев был князь Святополк (усыновлённый племянник Владимира), но он не пользовался любовью великого князя. Своим наследником Владимир, скорее всего, хотел сделать Бориса, которого держал при себе в Киеве, поручал государственные дела и ставил во главе дружины. Когда умер Владимир, Борис как раз возвращался из очередного похода на печенегов. Гонец из Киева сообщил ему, что Святополк занял великокняжеский дворец и собирается править на Руси. Дружинники Владимира предложили Борису идти в Киев и силой добыть великое княжение, но Борис отказался со словами «не хочу поднять руку на брата старшего». Дружина покинула князя на реке Альте, и вскоре туда прибыли верные Святополку люди. Они окружили шатёр Бориса и пронзили его копьями. Ещё живого, истекающего кровью князя привезли в Киев к Святополку и там по его приказу добили мечами. Опасаясь мести единокровного брата Бориса – муромского князя Глеба, Святополк вызвал его в Киев. Только на Днепре Глебу стало известно о коварстве Святополка. Молодой князь и его дружинники растерялись. Отправленный Святополком отряд без труда захватил корабль Глеба и расправился с князем. В открытую борьбу со Святополком вступил Ярослав, княживший в Новгороде. Четыре года полыхала война в Русской земле. Решающая битва состоялась в 1019 году на реке Альте, где дружина и наёмные печенеги Святополка были разбиты, сам он вскоре умер. По настоянию Ярослава Святополк был проклят православной церковью и прозван «окаянным», а Борис и Глеб причислены к лику святых. Новый великий князь Ярослав Владимирович (1019-1054) был сыном гордой полоцкой княжны Рогнеды, которую Владимир силой заставил стать своей женой. С детства Ярослав был хромым, но этот недостаток не помешал ему водить в бой дружины. Стремясь к власти, он использовал природный ум, хитрость, железную волю и изворотливость. Рождённый ещё в языческие времена, Ярослав был воспитан христианином и много времени уделял молитвам. Князь ценил образованность и начитанность и сам порой до глубокой ночи засиживался за книгами. Ярослав женился на дочери шведского короля, слыл любящим мужем и заботливым отцом. За 35 лет своего княжения он заслужил прозвание «мудрого» правителя.
Государственная деятельность Ярослава Мудрого.После победы над Святополком Ярослав стал старшим князем на Руси, а после смерти брата Мстислава (правителя Тьмутаракани и Чернигова) Ярослава по праву называли «самовластцем всей Русской земли». Продолжая дело своего великого отца, Ярослав оборонял Русь от печенегов и в 1036 году под стенами Киева нанёс им сокрушительное поражение. В результате обескровленные печенежские орды откочевали подальше от русских границ. Расправившись со своим главным внешним врагом, Древнерусское государство окрепло и возмужало. Чтобы не допустить новых междоусобных войн после своей смерти, Ярослав заранее установил порядок передачи государственной власти от своего старшего сына к младшим.
При Ярославе Мудром Древнерусское государство было самым большим в Европе. Постоянно богатела княжеская казна, в городах развивались ремёсла, расцветала торговля. Осваивались и далёкие окраины страны. На северо-западе на земле чуди появился город Юрьев. На северо-востоке в мерянской земле – Ярославль.
Украшением Руси стал Киев, который после строительства новых каменных стен превратился в один из самых больших городов мира. На его территории размещалось 8 рыночных площадей, 400 церквей и множество дворов, хором, теремов. В западной части города над крепостной стеной возвышалась огромная кирпичная башня с церковью наверху. Дубовые створы её ворот были обиты сверкающими медными листами, за что башня называлась «Золотыми воротами». В центре нового города на месте битвы с печенегами встал новый митрополичий храм – собор Святой Софии. Пирамида его 13 куполов была видна ещё при подходе к городу, а под каменными сводами собора, украшенными фресками и сверкающими мозаиками, могли уместиться несколько сотен человек. Иностранцы стали называть Киев вторым Константинополем, а самого Ярослава Мудрого на Руси величали, как и византийских императоров, царём.
Дружественные отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Своих дочерей он выдал замуж за европейских монархов (Анну – за французского короля Генриха I, Елизавету – за норвежского короля Гарольда, Анастасию – за венгерского короля Андрея). Для обеспечения безопасности западной границы старший сын Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира, а Всеволод в знак мира и дружбы с Византией женился на «царевне» - дочери императора Константина Мономаха.
Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем расцвета Древнерусского государства: укрепления внутренних порядков, международных связей.
Ученый-археолог: Начало русского законодательства.В XI веке Древнерусское государство уже не могло использовать древние родовые обычаи для разрешения споров между людьми. Требовалось записать новые правила поведения и придать им силу государственного закона.
Суд
Великий князь
Киевский
Законы
Удельные князья (наместники великого князя)
Старшая дружина (бояре великого князя)
Посадники городов
Младшая дружина
великого князя
Городские веча
Дружины удельных князей
Городские ополчения
Сельские ополчения
Городские общины
Общины земледельцев
В 1016 году Ярослав Мудрый установил для Новгородской земли «Правду Ярослава»(то есть записал, как надо справедливо вершить суд). Потом он дополнял этот свод новыми законами. Его сыновья в 1072 году на специальном съезде в Любече после совета со своими боярами издали новый свод законов для всей Руси – «Русскую правду».
Все самые важные преступления разбирал княжеский суд. Если происходило убийство, драка или кража, всех замешанных в этом вели на княжеский двор. Сам князь или его наместники в присутствии народа разбирали дело: слушали свидетелей, определяли виновных и наказание. Если дело было запутанным, прибегали к
: подозреваемый должен был дать клятву, что он не совершал преступления, держась при этом за раскалённое на огне железо, или выйти со своим обвинителем в поле на поединок. Считалось, что невиновному в этом случае поможет «божья сила».
По «Правде Ярослава» ещё сохранялся обычай кровной мести, и государство не карало убийцу. По закону отомстить ему имели право только ближайшие родственники убитого (сын, родные или двоюродные братья, племянники). Если таких не было, то преступник должен был выплатить государству (князю) виру – штраф за убийство, равный 40 гривнам (8 кг серебра, или стоимость 20 коней). Если он не мог собрать этой огромной суммы, то вполне вероятно, что продавали всё имущество преступника или его самого в холопы. «Русская правда» Ярославичей отменила кровную месть, полностью заменив её вирой. При этом размер штрафа зависел от положения человека в обществе. Жизнь управителей княжеских и боярских вотчин (огнищанина, тиунов) защищалась двойным штрафом-вирой – 80 гривен (стоимость 40 коней!). Если же убийцу не находили, то платить виру должны были все жители той общины, где произошло убийство, за то, что они его не предотвратили. Жизнь зависимых неполноправных людей (закупов, рядовичей) защищалась меньшей вирой – 5 гривен. На особом положении находились холопы. С одной стороны, за совершённые ими преступления расплачивались не они, а хозяин. С другой стороны, за их убийство не платили виру, а только возмещали владельцу стоимость «потерянного имущества» - 5 гривен. Если же сам холоп поднимал руку на свободного человека, то закон разрешал убить его за это без всякого суда.
«Русская правда» защищала не только жизнь человека. За увечье (перелом ноги, отсечение пальцев), за оскорбление чести (выдирание бороды и усов), за лишение собственности (кражу скота, лодки, поджог пасеки) полагалось двойное наказание: преступник платил компенсацию потерпевшему (за обиду) и выплачивал особый штраф государств (продажу).
«Русская правда» стала первым письменным сводом законов Древнерусского государства, который свидетельствует о высоком уровне развития цивилизации.
Учитель: Развитие культуры на Руси, так же как и в средневековой Европе, было тесно связано с положением христианской церкви. Ярослав Мудрый заботился о распространении веры среди населения. Его наместники беспощадно боролись с языческими волхвами, которые были ещё сильны на северных окраинах. На государственные средства строились новые церкви и монастыри. Приглашали образованных греческих монахов, талантливых художников и архитекторов. Мастера, построившие в Киеве Софийский собор, продолжали работать на Руси. Ими были созданы Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Но в церковных делах, как и в государственных, Ярослав соперничал с Византией. По его воле впервые митрополитом на Руси стал не назначенный Константинопольским Патриархом грек, а русский священник Илларион, избранный собором епископов в 1051 году. Этот человек был простым священником в церкви великокняжеского села Берестово. Он отличался скромностью и набожностью, любил молиться в одиночестве на берегу Днепра. Илларион прочёл множество книг и создал одно из первых ярких литературных сочинений Руси «Слово о законе и благодати» - торжественный гимн христианству на Руси и её крестителю великому князю Владимиру. Вместе с верой по Руси распространялось и школьное образование. При церквах священники учили желающих прихожан грамоте. В монастырях будущие священнослужители осваивали богословие. А в Киеве и Новгороде в специальных училищах при Софийских соборах дети священников, бояр и горожан изучали философию, риторику, иностранные языки.
По приказу Ярослава множество книг переводилось с греческого языка на славянский. На Руси читали теперь не только Библию, но и сочинения Иоанна Златоуста, византийские хроники античной и средневековой истории, полуфантастические повести о жизни и подвигах Александра Македонского и т. д. Появились русские мастера книжного дела, переписчики. Долгими днями и ночами на дорогих пергаментах они выводили чёткие линии букв «уставного письма», украшали страницы яркими изображениями цветов или «диковинных птиц», сопровождали текст картинками-миниатюрами, переплетали книги в обшитые бархатом доски с золотым тиснением и самоцветными камнями. При монастырях и церквах книги собирали в библиотеки. Самой богатой из них была великокняжеская при Киевском Софийском соборе. Тогда же, по мнению учёных, при Софийских соборах в Киеве и Новгороде были составлены первые летописи – записи событий русской истории, расположенные по годам. Эти сочинения начинались преданиями о первых князьях и заканчивались описанием княжения Ярослава.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром и союз великого князя с православной церковью способствовали бурному развитию культуры, цивилизации на Руси. Об этом свидетельствуют памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы и законодательства.
poisk-ru.ru
шпоргалка / otvety_na_voprosy / Древнерусское государство (Киевская Русь) предпосылки образования, расцвет, причины распада
4. Древнерусское государство (Киевская Русь): предпосылки образования, расцвет, причины распада.
Вопрос о происхождении древнерусского государства исходит из двух основных теорий: норманнской и антинорманнской (славянской).
Норманнская теория обоснована Миллером и Байером в 18 веке, поддержана Ключевским и Соловьевым. Основанием для этой теории послужило сообщение в "Повести временных лет" о призвании славянами варягов со своими дружинами княжить на Руси.
Антинорманнская (славянская) теория была выдвинута Ломоносовым в 18 веке и наиболее полно была разработана академиком Рыбаковым. По этой теории, происхождение Киевской Руси имеет южное начало. Доказательства: в районе Киевской Руси протекает река Рось, где проживали племена россоланы.
Предпосылки образования древнерусского государства:
Этническая общность древнерусской народности, говорящих на одном языке.
Стремление объединить силы в борьбе с кочевниками.
Экономические интересы древнерусских князей по речному пути из варяг в греки.
Объединение древнерусского государства произошло в ходе похода новгородского князя Олега на Киев в конце 9 века.
Территориальный рост Киевской Руси в основном закончился к началу 11 века при Владимире I.
В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа:
вторая половина IX - Х в. Основное содержание - объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации;
конец Х - первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения;
вторая половина XI - начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси.
В Киевской Руси верховным собственником земли являлось государство. С середины XII в., успешно развивается княжеское, боярское и монастырское землевладение. Параллельно этому шел рост феодальной зависимости многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, закупов, рядовичей, изгоев. В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.
Феодальный уклад существовал вместе с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания.
С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Владимир Мономах и его старший сын Мстислав еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, и наступил период раздробленности, или удельный период.