Социальные проблемы и их решение в Древнем Риме. Социальная сфера древнего рима
Тема 3. Социальная структура и общественные отношения в Древнейшем Риме: патронат и клиентела
Количество просмотров публикации Тема 3. Социальная структура и общественные отношения в Древнейшем Риме: патронат и клиентела - 325
Царский период в Риме. В VII–VI вв. до н.э. этруски установили свое господство в Северной и Средней Италии. Рим тоже попал в сферу их влияния. Неизвестно, был ли Рим завоеван этрусками; скорее в VII в. до н. э. происходило мирное взаимодействие между ними и латино-сабинской общиной. В VI в. до н.э. Рим сложился как город-государство. По преданию, в Риме правили семь царей; последние трое были этруски. Ученые считают этих трех последних царей – Тарквиния Древнего, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого – реальными историческими личностями.
При этрусских правителях Рим стал значительным центром ремесла и торговли. В это время в нем поселилось много этрусских ремесленников, возникла Этрусская улица. Рим был обнесен каменной стеной, в городе была устроена канализация; сооруженная при Тарквинии Древнем так называемая Большая клоака – облицованный камнем широкий подземный сточный канал – действует в Риме и поныне. При Тарквинии Древнем в Риме был построен первый цирк для гладиаторских игр, еще деревянный. На Капитолии этрусские мастера воздвигли храм Юпитера, который стал главной святыней римлян. От этрусков римляне унаследовали более совершенный вид плуга, ремесленную и строительную технику, медную монету – асс. У этрусков было заимствовано и одеяние римлян – тога, форма дома с атрием (внутренним помещением с очагом и отверстием в крыше над ним), письменность, так называемые римские цифры, способы гадания по полету птиц, по внутренностям жертвенных животных.
Общественный строй Древнейшего Рима. Царский период в истории Рима (VIII–VI вв. до н.э.) был эпохой разложения первобытных отношений и возникновения классов и государства в Риме. ʼʼРимский народʼʼ (populus Romanus) в начале своей истории являлся родо-племенным объединением. Согласно традиции, в Риме было 300 родов, которые составляли 30 курий (по 10 родов каждая) и 3 трибы (по 10 курий). Правда, эту традицию нельзя считать вполне надежной. Римская триба, в известной степени соответствующая греческой филе, - ϶ᴛᴏ Римская курия представляла собой объединение близкородственных родов. Каждый род якобы состоял из десяти семей. Строгая правильность римской родо-племенной структуры носит на себе печать позднейшего искусственного переосмысления или следы вмешательства государства в первоначальный строй древнейшего Рима. При этом, при этом не исключено, что ядром каждого из трех племен могло служить подлинное старое племя. Возможно, древняя родо-племенная организация римского общества была преобразована путем численного уравнивания родов и курий в каждой трибе с целью упорядочения войска и государственного управления.
Согласно теориям некоторых современных ученых, родо-племенное деление римского народа уже очень рано стало дополняться, а впоследствии вытесняться территориальными общинами – пагами; в результате объединения этих пагов и возник Рим. Древние авторы считают паг основной единицей, во главе которой стоял какой-либо магистрат, наблюдавший за тем, чтобы жители пага хорошо обрабатывали землю и не покидали свою общину.
В царский период в Риме родичи были связаны обычаями кровной мести и взаимопомощи. Члены рода вели свое происхождение от общего предка и носили общее родовое имя (к примеру, Юлии, Клавдии).
В пределах родов существовали семейные общины. Римская патриархальная семья называлась ʼʼфамилиейʼʼ (familia). В царский период она обычно являлась большесемейной домашней общиной, сходной с древневосточным ʼʼдомомʼʼ и включавшей детей, внуков, жен сыновей и внуков, а также рабов. Глава патриархальной (агнатической) семейной общины назывался pater familias – ʼʼотец семьиʼʼ или dominus – ʼʼгосподин, хозяинʼʼ. Женщины, выходя замуж, утрачивали связь со своей семейной общиной и вступали в патриархальную семью мужа, но не в его род и в связи с этим сохраняли свое добрачное родовое имя. У каждой семейной общины был свой культ домашних божеств, в т.ч. культ семейных предков. Фамильные культы переплетались с культами пагов. Наиболее характерным для семейной и территориальной общин был культ ларов.
Во владении патриархальной семьи находились дом, скот, оружие, домашние вещи, украшения и небольшой приусадебный участок земли. Пахотная земля делилась между семейными общинами по жребию. Время от времени производились земельные переделы. Пастбища использовались членами соседской (территориальной) общины коллективно. Пустующая земля оставалась всенародной – ager publicus.
В римском обществе верховным собственником всей земли являлась община – государство.
Землевладение же (за исключением коллективного использования общинных угодий – лесов, пастбищ и т. п.) было частным. Общественное производство существовало в виде частных хозяйств патриархальных семей. Право участия в общинной собственности на землю было неразрывно связано с гражданством в общине: только римские граждане могли владеть землей и арендовать участки ager publicus в Римском государстве. Общинный, государственный характер земельной собственности обусловил и коллективный характер государственного управления. Политическими органами гражданской общины в Риме были царь, сенат и народное собрание.
Старейшие римские роды объединялись под названием патрициев. Из них выделилась родовая аристократия, состоявшая из глав наиболее знатных фамилий. Эта знать впоследствии чаще всего и принято называть патрициями в узком смысле слова. Οʜᴎ захватывали в свои руки значительную долю имущества распадавшейся родовой общины, прежде всего землю, а также большую долю военной добычи.
Пришельцы и лица, утерявшие родовые связи, попадают в положение клиентов, зависимых от патрициев. Οʜᴎ втягиваются в патрицианские фамилии в качестве патриархально-зависимых лиц. Здесь наблюдается аналогия с древневосточными патриархально-зависимыми работниками, втянутыми в хозяйства богатых и знатных ʼʼдомовʼʼ. Патриархально- зависимыми могли стать не только обедневшие сородичи, но и чужаки, включая вольноотпущенников. Клиенты носили родовые имена своих покровителей – патронов, участвовали в общих праздниках фамилии своего патрона; хоронили клиентов на фамильном кладбище. Земельный надел клиент получал из рук патрона.
Клиент обязан был прислуживать в доме патрона, сопровождать его в военных походах, а также во время торжественных выходов, обеспечивать некоторые платежи, к примеру при выкупе патрона из плена. Патрон оказывал покровительство клиенту, защищал его в суде. И патриции, и клиенты участвовали в народном собрании, где клиенты, конечно, голосовали по указке своих патронов. Голосование в Риме в данный период было открытым.
Кроме клиентов в раннем Риме существовал еще один неполноправный общественный слой – плебс, несколько похожий на афинских метеков или спартанских периеков. Плебеи были лично свободными людьми, но стояли вне родо-племенной организации римского народа, считались чужаками в римской общине, а в связи с этим не обладали правами общинников.
Предполагается, что плебеи – потомки древнейшего покоренного римлянами населения Лация; впоследствии масса плебеев, вероятно, пополнялась пришельцами, оторвавшимися от своих общин, которые по собственной инициативе или по принуждению переселялись в Рим и получали там землю. Современные ученые высказывают предположения, что эти люди получали наделы или из царской земли, о существовании которой упоминают источники, или из ager publicus, поскольку общественный земельный фонд еще далеко не весь был занят. (Из такого предположения следовало бы, что земельные наделы плебеев не являлись их частной собственностью, но есть и другое мнение; юридическое основание приобретения земельных участков плебеями остается для раннего периода истории Рима неясным.). Есть основания предполагать, что в древнейшем Риме часть ager publicus была закреплена за определенными пагами, а часть оставалась в общей собственности всех объединившихся пагов. Из такого фонда могли предоставляться наделы переселенцам, из которых и пополнялся плебс.
Некоторые плебеи занимались ремеслами и торговлей, а часть отдавала себя под покровительство патрициев, становясь их клиентами.
Плебеи привлекались к несению военной службы, но не участвовали в дележе военной добычи; не допускались они и к разделу земель из общественного фонда, увеличивавшегося в результате завоеваний. В следующую, республиканскую эпоху аграрный вопрос стал основным в борьбе между патрициями и плебеями.
Низшую социальную категорию составляли рабы. Рабами являлись преимущественно чужаки (купленные, пленные), но в рабство попадали путем долговой кабалы и люди из свободного местного населения.
Итак, в древнейшем Риме существовало четыре базовых слоя: патриции, плебеи, клиенты и рабы. Рабовладельцами становились не только богатые патриции, но и богатые плебеи.
referatwork.ru
Социальные проблемы и их решение в Древнем Риме
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 10Следующая ⇒
древнеримское государство берет свое начало с основания города Рима в 753 г. до н.э. В результате объединения трех племен - древних латин, сабин и этрусков - образовалась римская община, в которую входило 300 родов.
Во главе римской общины стоял выборный вождь - рекс (rex) - царь. Его полномочия сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.
Органом управления был совет старейшин - сенат.
Общие вопросы рассматривались на народном собрании.
Члены старейших римских родов назывались п а т р и ц и я м и.
Вокруг Рима селилось пришлое население, оказавшееся вне римской родовой общины и получившее название п л е б с а.
Плебеи были свободными, но ограниченными в имущественных и личных правах. Основным занятием плебса были ремесло и торговля. Численный рост плебеев превратил их в своеобразную и достаточно сильную общину.
Значение плебеев в римском обществе возросло в связи с их участием в военных походах.
Такое несоответствие между большой ролью, которую стали играть плебеи, и их бесправным положением, породило борьбу плебеев за уравнение в правах с патрициями.
Эта борьба закончилась победой плебеев, которая была закреплена реформами Сервия Туллия в VI в. до н.э. Эти реформы положили в основу общественного устройства Рима имущественный и территориальный принципы.
Все свободное население Рима - и патриции, и плебеи – делилось на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек.
К первому разряду относились люди, владевшие полным наделом, ко второму - владевшие тремя четвертями надела и т.д. К последнему, шестому разряду относились безземельные - пролетарии.
.
В период Римской республики положение личности характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи.
Только лицо, обладавшее всеми тремя статусами, было полноправным гражданином. По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов.
По статусу гражданства все свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов).
К последним относились также свободные жители провинций, то есть стран завоеванных Римом и находящихся за пределами Аппенинского полуострова.
Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью обладали только главы римских семей - домовладыки.
Все остальные члены семьи находились под его властью.
В конце III - начале II вв. до н.э. среди рабовладельцев возникло привилегированное сословие нобилей и всадников.
Большую роль в истории Рима играла армия. Первоначально, все свободные граждане в возрасте от 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны выступить в поход со своим оружием и продовольствием.
С 405 г. до н.э. в римской армии появились добровольцы, которым государство платило жалование набиравшиеся главным образом из малоимущих и неимущих слоев населения.
Государство обеспечивало их вооружением и жалованием. Кроме этого, легионерам полагалась часть военных трофеев, а ветераны могли получить земли за счет конфискованных или свободных земель в завоеванных территориях Северной Африки, Галлии и Италии. Таким образом, армия становилась постоянной профессиональной и к тому же самостоятельной политической силой.
Древний Рим, так же как и Древняя Греция, развивался на основе частной собственности и товарного производства.
Что ожидало мелкого собственника, если он лишался своей земли, мастерской или лавки?
Некоторая часть потерявших землю земледельцев оставалась в деревне и переходила на положение арендаторов чужой земли, батраков или наемников в более крупных хозяйствах.
Однако многие земледельцы уходили из деревни в город. Здесь часть из них шла на постоянную военную службу, часть вливалась в ряды люмпен-пролетариата.
В эпоху античности эти деклассированные слои обладали номинально правами римского гражданства. Они участвовали в выборах магистратов, в народных собраниях, но не имели собственного хозяйства и, вместе с тем, как правило, не работали.
Они жили за счет подачек богатых людей, становились их к л и е н т а м и, поддерживали их кандидатов при голосовании и оказывали разные услуги.
В I в. до н.э. содержание этого слоя люмпенов взяло на себя государство. Так, по закону Кассия в 73 г. до н.э. каждому люмпен-пролетарию выделялось около полутора килограммов хлеба на один день.
Дальнейший рост числа малоимущих и неимущих свободных граждан, естественно, вел к росту социальной напряженности, и период II–I вв. до н.э. отмечен широким движением протеста неимущего населения.
Во главе этого движения встали братья Тиберий и Гай Гракхи.
Тиберий Гракх, получивший должность народного трибуна, сумел провести в 133 г. до н.э. аграрный закон. Закон определял максимальный размер участка земли, получаемый от государства. За счет изъятия образовавшихся излишков создавался земельный фонд, из которого получали неотчуждаемые участки безземельные и малоземельные граждане.
Таким образом, эта мера должна была предотвратить обезземеливание и тем самым ослабить социальную напряженность и недовольство малоимущих римских граждан. Благодаря этой реформе несколько десятков тысяч граждан получили землю и, следовательно, улучшили свое материальное и социальное положение.
- Гай Гракх, и в 123–122 гг. до н.э. провел законы, которые должны были улучшить положение малоимущих и неимущих. Эти законы позволили организовать поселения (колонии) неимущих римских граждан в провинциях и наделить их там землей. Кроме этого, законы предусматривали продажу зерна по очень низким ценам из государственных складов нуждающимся гражданам
Следует иметь в виду, что успешная завоевательная политика Рима превратила Средиземное море во внутреннее море римского государства и привела к массовому порабощению завоеванного населения и резкому увеличению количества рабов в Риме. Тяжелые условия труда и жестокое обращение обусловили протест рабов, который выливался в мощные восстания рабов, как например, восстание рабов под руководством Спартака в 74–70 гг. до.э. Это восстание поставило под угрозу само существование римского государства. Одновременно с восстаниями рабов Рим охватили гражданские и союзнические войны, что свидетельствовало о глубоком политическом кризисе римского государства. (Какой выход из кризиса?)
Выход из кризиса был найден на пути установления сильной единоличной власти. Вначале это была диктатура Суллы; после некоторого перерыва власть оказалась в руках первого триумвирата - Помпея, Красса и Цезаря. Затем устанавливается диктатура одного Цезаря, который в 45 г. до н.э. получил титул императора, дававшийся иногда до этого как награда полководцам.
После смерти Цезаря власть перешла ко второму триумвирату - Антонию,Липиду и Октавиану. После распада этого триумвирата и победы над Антонием, власть перешла к Октавиан, который получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 г. до н.э. получил почетное наименование Август.
Эта дата считается началом нового периода в истории Рима - периода империи, который продолжался до 476 г. н.э.
Важными событиями для Римской империи явились во-первых, решение императора Константина перенести в 330 г. столицу в новый город, названный в его честь Константинополем, и,
во-вторых, распад в 395 г. единой империи на две части: Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Восточная Римская империя имела еще одно название - Византийская империя. Если Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476 г., то Византийская просуществовала еще целое тысячелетие и пала под ударами турок-османов в 1453 г.
Древнеримское общество периода республики и империи сталкивалось в социальной сфере с теми же проблемами, что и в Древней Греции.
Как это видно из вышеизложенного, общие проблемы решались похожими методами (Какими? Запишите сейчас) восстановление собственности для свободных, полноправных граждан - наделение их землей, переселение неимущих в отдаленные районы, привлечение на военную службу малообеспеченных граждан, организация народных празднеств, которые помогали гражданскому сплочению общества.
Особый размах эта деятельность получила в Древнем Риме
. Как отмечалось ранее, организация зрелищ для бедного гражданства преследовала несколько целей. (Какие?)
Прежде всего таким образом власть покупала политическую лояльность деклассированных элементов и вместе с тем обеспечивала социальную стабильность в обществе.
Увеселения и зрелища, которые были столь популярны среди римлян,можно разделить на несколько групп:
1. И г р ы в ц и р к е. Преобладающим видом увеселений здесь были
бега колесниц, выступления кулачных бойцов и борцов. Иногда устраивались сражения и военные парады.
2. И г р ы в а м ф и т е а т р е. Главным событием здесь были бои
гладиаторов. Гладиаторами становились военнопленные, обращенные в рабов, преимущественно соседних с римлянами племен - германцев, галлов,фракийцев, негров и др. Гладиаторами становились также осужденные преступники, иногда добровольцы. В зависимости от вида оружия, к которому они прибегали, различались несколько категорий гладиаторов. Их игры были простыми и жестокими одновременно. Жизнь побежденного определяли зрители: поднятый вверх палец означал жизнь, опущенный вниз - смерть для побежденного гладиатора. Впечатляющими были также зверинные бои. Так например, документы сохранили информацию, что во время одного из праздника было убито 17 слонов, до 600 львов и 410 других африканских животных.
Столь жестокие и кровожадные развлечения не осуждались общественным мнением, так как, с точки зрения свободного римского гражданина, военнопленные, рабы и преступники не были полноценными людьми.
3. Т е а т р а л ь н ы е п р е д с т а в л е н и я. Наибольшей популярно-
стью у римлян пользовались народные комедии - аттелана, действие которых было обычно одноактным с традиционным набором действующих лиц. Эти народные комедии отличали грубоватый юмор и довольно часто непристойности. Эти же черты были присущи и еще одному виду народной комедии мимам. Пантомима представляла из себя бытовые сцены, взятые из обыденной жизни и переданные игрой лица и жестов. Эти представления часто сопровождались пением хора, шествием участников и т.п.
4. И г р ы н а с т а д и и. Стадии - это специально устроенное при те-
атре место для спортивных состязаний. Атлетические игры и гимнастические
соревнования в Риме, которые получили название «капитолийских игр», про-
водились на манер олимпийских игр в Греции один раз в четыре года и поль-
зовались большой популярностью у римлян.
Привлекательность этих развлечений усиливалась фейерверками, ил-
люминацией, выступлениями фокусников, жонглеров и акробатов.
Но еще более заманчивым было то, что во время всех этих празднеств зрителям раздавали съестные припасы - фрукты, вино, сыр и др. Иногда зрителям выдавали жетоны на получение более или менее ценных вещей. Например, во времена правления Нерона (54–68 гг.) в праздники неимущие римляне могли получить жетоны не только на хлеб, одежду, но и на драгоценные камни, картины, животных, виллы и др.
Организация подобных мероприятий в Древнем Риме приобрела гран-
диозные масштабы в смысле грандиозности увеселений и зрелищ. В период
республики общая продолжительность праздников составляла 66 дней в году, в период империи - уже 175 дней в году. Из этого количества 10 дней отводились на бои гладиаторов, 64 - на игры в цирке, 101 день - для театральных представлений. Существовала практика проведения ч р е з в ы ч а й н ы х празднеств по каким-то конкретным случаям. Иногда такие чрезвычайные празднества могли длиться месяцами. Например, в 106 г. в ознаменование победы над даками римский император Траян организовал праздник, который считается самым продолжительным в истории человечества - он продолжался 123 дня.
Фактически, изложенная выше практика организации «хлеба и зрелищ» в Древнем Риме может быть классифицирована как своеобразная государственная филантропическая деятельность.
Но государственная филантропия в Древнем Риме не ограничивалась
только организацией «зрелищ», она приобрела социально организованный
характер, вылившийся в создание правовой базы для решения некоторых социальных проблем.
В частности, в р и м с к о м п р а в е имелся ряд статей, которые касались проблем усыновления и попечительства.
1. У с ы н о в л е н и е осуществлялось в двух видах и преследовало
разные цели.
усыновление имело цель получить наследника при отсутствии детей, процедура совершалась в народном собрании в присутствии понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов. После расследования обстоятельств усыновления в присутствии усыновителя и усыновляемого народное собрание совершало усыновление в виде общественного узаконения. Поскольку на усыновляемого распространялись права наследства, вводились некоторые ограничения на круг лиц, которых можно было усыновить. Усыновлению подлежали только свободные римские граждане, имевшие право участвовать в народном собрании. Исключались из круга усыновляемых женщины и несовершеннолетние. Усыновителем мог стать только свободный римский гражданин - мужчина.
усыновление использовалось для привлечения дополнительной рабочей силы. В этом случае происходила трехкратная фиктивная продажа члена семьи в рабство с последующей мнимой переуступкой прав. Эта процедура совершалась, чтобы освободить сына от власти отца. В данном случае было возможно усыновление и женщин, и несовершеннолетних.
2. О п е к а и п о п е ч и т е л ь с т в о.
Римское право выделяло «правоспособность» и «недееспособность». Первое означало наличие в обществе лиц, у которых есть права.
Второе предполагало, что у таких лиц нет достаточной степени разумности и зрелости воли для самостоятельных действий и управления своими делами. К недееспособным римское право относило несовершеннолетних, безумцев, женщин и расточителей.
Эти категории лиц должны были находиться под чьей-либо охраной, прежде всего семейной.
Если же такой естественной семейной охраны не было, возникал вопрос об организации для таких лиц искусственной защиты.
Для решения этой проблемы в римском праве были разработаны порядок опеки и попечительства.
По мере развития древнеримского государства и права содержание этих институтов менялось.
Так, в архаичную эпоху, когда были достаточно сильны родовые связи, опека над недееспособными лицами возлагалась на родственников. При таком подходе на первый план выдвигалась не забота о подопечном, а забота о его имуществе в интересах ближайших наследников. Следовательно, опека имела характер некоторой предварительной охраны возможного в будущем наследства. В последующий период положение изменилось. В Законах ХII таблиц глава семейства в своем завещании мог изменить порядок назначения опекунов для своих несовершеннолетних или слабоумных детей. Таким образом, завещатель мог назначить опекуном человека, не являвшегося ближайшим наследником опекаемых.
Первоначально опека была правом опекуна, а не его обязанностью, что автоматически давало ему силу и власть в отношении личности ребенка и его имущества.
Постепенно на первый план стали выдвигаться обязанности, что коренным образом изменило цели опеки. Опека стала не охраной своих возможных в будущем наследственных прав, а забота о чужих правах.
В случае, если у опекаемого не было опекуна ни по закону, ни по завещанию, забота о нем переходила к государству, то есть становилась общественной повинностью.
Начиная со II в. до н.э. в указанных случаях опекунов назначали должностные лица - магистраты при участии народных трибунов. При таком порядке опекунами становились лица, вообще не имевшие родственных связей с опекаемым и назначаемые государством. Государство же контролировало деятельность опекунов.
Опекунских дел было так много, что в привинциях ими занимались органы муниципального управления, а в центре - консулы.
Опекунство могло быть также общественной обязанностью отдельных граждан, и освободиться от него можно было только при наличии уважительныхпричин.
Поначалу опекун был свободен в своей деятельности, действовал бесконтрольно, что создавало возможности для злоупотреблений и расхищения имущества опекаемого. Остановить злоупотребления опекунов могли либо уголовное преследование, либо возбуждение иска по окончании опеки. Недостаточность этих средств привела к тому, что во II–I вв. до н.э. получило распространение требование опекаемого по окончании опеки отчета опекуна и возмещения возможных убытков не только опекуном, но и его наследниками. Хотя закон не предусматривал какого-либо вознаграждения за опекунство, по окончании опеки опекун мог потребовать возмещения понесенных им расходов. Эти и некоторые другие меры привели к тому, что роль опекуна све лась к роли хранителя имущества и ведению неотложных дел опекаемого.
В Древнем Риме существовало несколько форм опеки:
1. П о п е ч е н и е о н е с о в е р ш е н н о л е т н и х. Римское право
предусматривало правоспособность для свободного римского гражданина с момента его рождения: он мог уже в младенчестве оказаться обладателем состояния и стать участником юридических отношений. Но ввиду его физической и психической незрелости за ним нельзя было признать дееспособность.
Трудности возникали в связи с тем, какие же признаки могли быть доказательством совершеннолетия.
Римское право не связывало наступление совершеннолетия с каким-либо определенным возрастом. Единственным принимаемым во внимание признаком была половая зрелость. Однако у разных людей она наступает в разное время, и этот признак оказался непригоден.
Потребность юридически зафиксировать единый возраст совершеннолетия привела к тому, что для мужчин он был определен в 14 лет. Недостаточность зрелости 14-летнего молодого человека для ведения самостоятельных дел обусловила принятие особого закона в 190 г. до н.э. Этот закон установил уголовную ответственность мужчин по достижении 25 лет. Таким образом, реальный возраст достижения совершеннолетия сдвинулся до 25 лет.
2. О п е к а н а д ж е н щ и н а м и. Как отмечалось выше, женщина по римским законам не была дееспособной вообще. Это было обусловлено древним порядком, по которому правами могло обладать только лицо, владеющее оружием. При таком подходе женщина была обречена находиться под контролем либо отца, либо мужа, либо опекуна по завещанию отца или мужа.
Положение начало меняться ко II в. до н.э. Безусловный характер опеки над женщиной изменился: постепенно исчезла опека над взрослыми женщинами и они могли самостоятельно вести свои дела
. Окончательно женщины в Древнем Риме освободились от опеки только во 2 веке.
Но это не означало равноправность женщин и мужчин: женщин не допускали к заниманию государственных должностей; они не могли представлять чьи-либо интересы в суде; они могли быть опекунами только по отношению к своим детям или внукам.
Изменилось положение замужней женщины в смысле ослабления власти мужа. Если прежде женщина, выходя замуж, порывала всяческие отношения со своими кровными родственниками, то в новых условиях такие связи не порывались, она сохраняла определенную имущественную самостоятельность и получала некоторые права в отношении детей.
В условиях кризиса патриархальной семьи частой стала практика разводов: брак мог быть расторгнут по требованию одного из супругов. Поскольку достаточно часто мужчины вступали в брак с женщинами из состоятельных семей исключительно из корысти, закон встал на защиту имущественных интересов богатых римлянок. Со времени правления Октавиана Августа мужья в случае развода теряли права на приданое своей жены.
Распад патриархальной семьи проявился также в ослаблении власти отца: прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматриваться как тяжкое преступление.
3. П о п е ч и т е л ь с т в о н а д б е з у м н ы м и. Римские законы пе-
редавали вопрос об установлении опеки над безумными в руки местных органов власти.
Назначению опеки должно было предшествовать исследование психического состояния больного. Попечительство над безумными и их имуществом возлагалось на ближайших родственников и наследников, давая им полную власть и над личностью, и за имуществом опекаемого. Государство оставляло за собой контроль над действиями попечителя.
4. П о п е ч и т е л ь с т в о н а д р а с т о ч и т е л я м и. Римское право обеспечивало защиту несовершеннолетним детям и женщинам от возможного ухудшения их материального положения в результате необдуманных действий отца и мужа.
По заявлению ближайших родственников магистрат должен
был провести расследование относительно расточительной наклонности заявленного лица.
Если расследование подтверждало факты, изложенные в заявлении, на такого человека налагалась опека. Форма запрета была следующей: «Поскольку ты имущество отцовское и дедовское расточительством своим губишь и ведешь детей своих к нищете, по этой причине запрещаю тебе распоряжаться этим имуществом». Дееспособность расточителя ограничивалась, и его деятельность ставилась под контроль попечителя. Продолжительность опеки зависела от поведения опекаемого и отношения к нему его родственников.
Особо следует сказать о попечительстве для защиты интересов еще неродившегося ребенка. Если умирал или погибал мужчина, жена которого ждала ребенка, для охраны имущества умершего назначался опекун. Если рождался мальчик, то по закону он становился собственником имущества своего отца, и опекун выполнял свои обязанности до совершеннолетия наследника. Если рождалась девочка, то имущество переходило вдове, котора осуществляла опекунские функции над своим ребенком.
Античная цивилизация, которая существовала на протяжении тысячелетия и параллельно с соседними восточными обществами, отличалась от них своеобразием практически во всех сферах: политической, экономической, социальной.
Будучи классическим воплощением рабовладельческого способа производства, древнегреческое и древнеримское общества оставляли вне какой-либо сферы жизни сотни тысяч рабов. Этим людям отводилась роль не более, чем инструментов труда. В центре политических, экономических и социальных отношений находился свободный гражданин, собственник. Рыночные отношения и частная собственность неизбежно порождали среди свободных граждан имущественное неравенство, чреватое социальными противоречиями и конфликтами.
Государство в античной цивилизации в целях сохранения социальной стабильности предпринимало определенные шаги по поддержанию лишившихся собственности сограждан. Именно этим диктовали конкретные и очень умеренные шаги власти в социальной сфере, преимущественно в устроении зрелищных мероприятий и угощений. Кроме этого, власть пыталась решить некоторые социальные проблемы правовым путем, прежде всего в сфере семейно-брачных отношений и в вопросах установления опеки и попечительства.
Читайте также:
lektsia.com
Социальные проблемы и воспитание в Древнем Риме
По истории Древнего Рима можно проследить расцвет и упадок рабовладельческого общества. Античная система социализации строилась на идеях рациональности и гражданственности личности, примата социального, общественного начала, на идеях развития личности и знания как добродетели. Ведущей идеологией была идеология гражданской общины-государства (полиса) как единство более или менее равноправных и свободных граждан, связанных общими обязанностями перед государством.
Внешняя привлекательность в Древнем Риме выразилась визуально в прекрасных городах и статуях, в эстетике театра, в эпической поэзии, в рассуждениях философов, в публичных выступлениях риторов, которые могли влиять на социальную жизнь населения, а иногда даже менять политический строй государства. Так случилось после выступления оратора Гая Гракха, когда он простым поворотом тела от сенаторов (законодателей) обратился к всадникам, изменил существующее положение и государство пошло по демократическому пути развития.
Под стать великому Риму «были люди: с величавой осанкой, с гордо поднятой головой, открытым взором, полные достоинства, внешней сдержанности и внутренней энергией» [Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М.: Издание Московского университета. 1979.- с. 10]. Существующее рабство отрицательно влияло и на господина, развивая у него жестокость, высокомерие, презрение к труду. Этими людьми труд за плату презирался, а плата юриста, других чиновников уклончиво называлась гонораром. В конце концов, роскошь и безнравственность высших классов общества навлекли на голову древних приговор истории, а эмансипация римской женщины и ослабление брачных уз в среде правящих классов подорвали основы общества.
Кроме аристократов и просто зажиточных людей в обществе жили пролетарии (Рroles - потомство). Считалось, что от пролетариев нет пользы, кроме производства потомства – это были самые бедные, но свободные граждане, которых не брали на войну, так как они не могли купить оружие.
Многочисленной стратой римского общества были рабы. У широкой массы рабов нет ни пекулия (скот) ни моногамного брака. Общение полов – своего рода систематическая проституция с премиями рабыням за выращивание детей - за воспитание троих детей иные господа дарили свободу.
Помещение для «говорящего инвентаря» (instrumentum vocale) было рядом со стойлом для скота (instrumentum «semivocale»). Оно состоит из спален, лазарета (valetudinarium) карцера (carcer), мастерской для ремесленников поместья (ergastulum). Жизнь раба - это и есть казарменная жизнь. Спят и едят все вместе под надзором villicus'a; парадная одежда сдается в «камеру» жене надзирателя (villica), ежемесячно происходит ревизия платья. В работах соблюдается строгая военная дисциплина: по утрам собираются отрядами (decunae) и маршируют на работу под командой «погонщиков» (monitores). История учит, что производить для рынка продукты при помощи несвободного труда нельзя было без кнута.
В римском обществе у раба не было никаких прав, а чтобы благополучно прожить, ему нужно было заслужить милость хозяина, а это достигалось не столько честным трудом, сколько сообразительностью, изворотливостью и хитростью.
Античный мир не знал нищенство, как социального явления. В Древнем Риме, также как и в Древней Греции, аристократы регулярно раздавали пожертвования, но в отличие от греческих традиций, делали это уже по существующим законам. Все свободные граждане Рима получали зерно, одежду и другие материальные блага бесплатно или за умеренную плату.
Гай Юлий Цезарь (100 44 гг. до н. э.) – древнеримский государственный деятель и полководец, занимал должности военного трибуна, эдила, диктатора, консула, а с 45 года стал монархом, первым императором Рима. Чтобы создать себе политический авторитет, Цезарь безудержно спекулировал. Бесчисленные миллионы он тратил, будучи римским эдилом, который занимался зрелищами, на полные блеска представления с травлей диких зверей и боями гладиаторов. Реализуя лозунг «хлеба и зрелищ», он купил популярность неимущих масс. Его долг составлял 100 миллионов сестерций, поэтому его всегда преследовали кредиторы.
После галльской войны он смог с ними рассчитаться, так как победитель не только имел лавровый венок, но и получал золото. За 8 лет военных походов он стал самым богатым человеком в Риме. За деньги было продано в рабство ряд галльских племен.
После гражданской войны против Помпея Цезарь стал властелином Рима, походя, захватил бесчисленные государственные сокровища, которые в спешке не вывезли противники. Когда враги были повержены, Цезарь мог демонстрировать свое великодушие. Для неимущих римлян в гигантских размерах проводились раздачи зерна и устраивались блестящие спектакли. Верные солдаты получали внеочередные денежные выплаты, а каждому гражданину Рима было вручено золотое изделие. Даже по завещанию (после покушения) император подарил каждому гражданину Рима 300 сестерций, что равнялось среднему заработку за четверть года.
Божественный Август для наведения порядка в государстве утвердил новые должности для обеспечения социальной политики. Им были введены должности отвечающих за общественные работы на дорогах, водопроводах, за русло Тибра, за распределение хлеба народу и т.д. В правление Августа социальная политика стала проводиться на более низком уровне – в префектурах и комиссиях, а филантропия принимает социально организованный характер со своей системой управления, подчинения и контроля. Император Август, чтобы остаться в мнении народа «добродетельнейшим и добрейшим», повышал ценз (зарплату) сенаторам и был благосклонен к народу: раздавал ему денежные подарки, не всегда одинаковые – то по триста, то по двести пятьдесят сестерциев на человека, при этом не обходил и малолетних, хотя мальчики обычно допускались к раздачам лишь с одиннадцати лет. В голодные годы по приказу Августа часто раздавали хлеб по самой низкой цене или даже даром, а денежные выдачи удваивали. Своей социальной помощью он приобретал любовь народа и предотвращал появление смут и недовольства своих приближенных. Подобную социальную помощь устраивали и другие императоры, что вошло в традицию.
Итак, в Древней Греции и Древнем Риме впервые в сфере социального благополучия постепенно зарождаются традиции помощи нуждающимся, многие из которых закрепляются законодательно в виде снабжения бедных зерном и товарами (в Греции), а в Риме в виде хлеба, зрелищ и денежных вознаграждений. В те далекие времена появляются прообразы социальных комиссий по делам беднейших слоев населения, официальные лица, опекающие сирот. При этом опекуны за свою деятельность поощрялись выдвижением в консулы, что известно со времен императора Клавдия. Все эти зарождающиеся формы социальной работы были факторами ослабления социальной напряженности. Также поступали и другие государственные служащие.
М.Т. Цицерон – государственный деятель и знаменитый оратор служение государству видел в обогащении бедных, выкупе соотечественников из плена, в уплате долгов, в выдаче приданного дочерям и помощи друзьям. Ему же принадлежит перевод с греческого языка на латинский слова «этика» и он сформулировал термин «moralic» (моральный). Отсюда произошло понятие «moralitas» – мораль.
Мораль включает обычаи, традиции, нравы, нормы поведения людей. В них заключаются представления о том, как должен поступать человеку. Регуляция поведения осуществлялась посредством строго фиксированных законов и психологического принуждения и контроля. Все это отвечало парадигме «культуры стыда».
Социальной особенностью Древнего Рима считается значительная роль семьи в жизни римлян. Каждую семью возглавлял патерфамилиас (отец семейства). В состав семьи входила его жена и дети, жены и дети его сыновей, а также рабы. После смерти патерфамилиаса каждый из его сыновей мог стать главой новой семьи, связанной общим именем с семьей отца. Возникающая при этом группа семей, имеющая общее происхождение, образовывала клан или род. Люди, не имеющие обычной правовой поддержки семьи (например, поселившиеся в Риме чужестранцы, вольноотпущенники или люди, покинувшие свои семьи) могли присоединиться к чьей-либо семье. Таких людей называли клиентами, а их покровители именовались патронами. Клиенты оказывали своим патронам политическую и социальную поддержку, а те в свою очередь, поддерживали их в финансовом и юридическом отношении.
По требованиям плебеев (простолюдинов) был опубликован в 450 году до н. э. Свод законов известный под названием «Двадцати таблиц (Римское право)», чтобы судьи не могли игнорировать законы в юридической деятельности.
В законах Древнего Рима нашла отражение идея опекунства:
– над мальчиком без отца. Ее осуществлял опекун;
– над юношей с 14 до 25 лет. Для этого назначался куратор для контроля над сделками юноши;
– опеку над вдовами осуществлял опекун из родственников, который следил за сделками этой женщины. Женщины в Древнем Риме не могли занимать государственные должности и не могли защищать себя в судах. Причиной этого был древний обычай, согласно которому правом обладает тот, кто умеет владеть оружием. Однако, они имели право при правонарушениях сослаться на незнание законов. Долг мужа на вдову не распространялся;
– опеку над безумными осуществляли родственники безумца, они имели право распоряжаться его имуществом. Срок опеки был пожизненным;
– опека над расточителями. Расточителями признавались те, кто, с точки зрения, родственников неправильно распоряжались своим имуществом. Государство назначало им опекуна, и тот следил за их сделками. Срок опекунства был временным.
Еще одна узаконенная проблема Древнего Рима – проституция. Легальная проституция поддерживалась традициями. Профессиональные проститутки заносились в особые списки и им выдавалось разрешение на занятие этим промыслом. Сами проститутки и их сводники облагались налогом на содержание общественных зданий. Проституткам не разрешалось носить белые одежды. Замужняя женщина не могла быть проституткой, даже та, которая жила с двумя мужчинами за деньги. В Римском праве было выделено три формы брачного союза:
1. Брачный обряд с приношением в жертву хлеба. Дети от этого брака считались законнорожденными.
2. Полубрак, который узаконивался при сожительстве не менее одного года, но дети считались при этом незаконнорожденные.
3. Наложничество. Наложница не считалась супругой, а только заменяла ее. Дети были также незаконнорожденными.
Культура полиса была скорее устной, чем письменной. Отсюда исходит искусство красноречия (риторика) и искусство расстановки слов (логика). Эта культура была направлена на практическое приготовление личности с учетом требований сограждан, формирование культуры стыда перед другими людьми, а не на внутренние психологические переживания. Социальную направленность в Древнем Риме можно проследить по риторским выступлениях перед плебсом на площадях и в гражданских судах.
Расслоение римского общества привело к делению школ на элементарные и грамматические. При этом во многом на развитие воспитания в школах оказали влияние идеи педагогики Древней Греции. Плебеи учились письму, чтению и счету. Богатые учили своих сыновей сначала дома, а потом отдавали их в частные школы, где их обучали риторике, греческому и латинскому языкам. Позднее появились школы риторов, которые готовили юношей к занятию высших должностей в государстве. Риторы были двух видов: народные трибуны и работники судов.
Марк Фабий Квинтилиан ( 42-118 гг. н.э) был создателем первой риторской школы, которая получила статус государственного учебного заведения. До нас дошло его произведение «О воспитании оратора» (из 12 томов нам известны только три), где он исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана школьное (общественное) образование имеет гораздо больше достоинств, чем домашнее (индивидуальное). Квинтилиан высоко оценивает природные способности детей, где неспособность и тупость – редкие явления. В своем произведении он обосновывает индивидуальный подход, вводит запрет на легкую раздачу поощрений и наказаний, необходимость для учителя быть образцом для учеников и ставит задачу уберегать учеников от дурного влияния. Есть у него идея о необходимости позитивной конкуренции в учении между учениками в школе. Есть основания труд М.Ф. Квинтилиана считать первым среди научных трудов по педагогике.
Милость государственных деятелей в последний период существования Римской империи проявлялся не в дележе материальных благ и в организации увеселительных зрелищ, как было при ранней филантропии, а в предоставлении определенных свобод, что происходило не от душевных щедрот, а от суровой необходимости. С учетом такой необходимости было провозглашение христианства официальной религией в конце римского владычества.
Как известно, христианство возникло в I-ХI столетии нашего летоисчисления в восточных провинциях Римской империи. Сначала оно формировалось, как движение угнетенных масс и в нем выражался их протест против своего социального положения. Христианское учение давало надежду на лучшее бытие в посмертной жизни. Это учение медленно, но неуклонно завоевывало умы людей, которые объединялись в христианские общины и церковные организации. Первые христианские общины объединялись на новых традициях и ритуалах погребения умерших.
Несмотря на жестокие гонения со стороны римских властей, христианство как идеология завоевывало прочные позиции в общественном сознании. И, наконец, во времена правления императора Константина Великого (306-337гг.) христианство стало официальной государственной религией. У церкви появляется общественный статус, капитал, земельные участки, ей отчисляется часть государственных налогов. Церковь превращается в»государство в государстве», так как она становится финансово самостоятельной и должна поддерживать социальный мир и равновесие. Духовенство было обязано совершать обряды, украшать храмы и содержать нищих. Возникновение и распространение христианства было обусловлено изменениями в идеологии и социальной психологии, поисками единого универсального божества, как носителя высшей справедливости. Все эти изменения привели к реформации социальной политики. Благотворительная деятельность постепенно переходит к церкви. Церковью утверждаются правила подачи милостыни:
- ценится только непосредственная милостыня;
- она должна подаваться тайком;
- милостыня должна быть слепой, то есть нельзя расспрашивать нищего о причинах его положения и как он хочет потратить деньги;
- нищий должен знать имя подающего милостыню, чтобы за него молиться.
Особое место в жизни Древнего Рима занимала военная служба, где большинство воинов были профессионалами. Военная служба была тяжелой. Каждый день все воины тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротиков и фехтовании. Трижды в месяц войска совершали марш-броски на 30 километров со скоростью 6,5 и даже 8 километров в час. Помимо военного дела воины изучали ремесло землемера, каменщика, учились строить дороги, сооружать каналы и различные здания. Срок службы был 25 лет, а после службы ветераны получали определенную сумму денег или небольшие земельные наделы – в этом заключалась их социальная защита.
Однако, ни раздача продуктов, денег народу, ни устройство зрелищ, ни военные успехи не привели к социальному миру и, наоборот, постепенно приближали конец Римской империи. Уже в начале III века умолкает римская литература. Юриспруденция и риторские школы пришли в упадок. Греческая и латинская поэзия уже не поражает воображение людей. Истории почти не существовало, и даже эпитафии (надгробные надписи) начинают безмолвствовать. Латинский язык был близок к полному вырождению.
В гибели Римской империи решающую роль сыграли экономические причины. Так, с расселением обитателей рабских казарм по крестьянским хижинам производство для сбыта исчезло. Труд принадлежащих к поместью людей покрывал все потребности поместья, содержал себя сам и делает покупку излишней. Если женщины помещичьего двора издавна пряли, ткали, а также мололи и пекли хлеб домашним способом, то теперь и все кузнечные, плотничные, штукатурные, столярные работы и, наконец, и все ремесленные поделки в поместье совершались при помощи несвободных крепостных ремесленников. Но вместе с тем еще больше терял свое относительное значение и тонкий слой городских свободных наемных рабочих, так как передовые в экономическом смысле хозяйства землевладельцев покрывали свои потребности путем натурального хозяйства.
Покрытие собственных потребностей землевладельца путем разделения труда становится все более и более главной хозяйственной задачей. Большие имения порывают свою связь с городским рынком. В соответствии с этим масса средних и маленьких городов все более и более теряют почву, питавшую их хозяйственную жизнь, лишаясь обмена труда и продуктов с окрестными поместьями. Поэтому и приходят в упадок города. Так случилось и с Великим Римом!
В 476 г. Западная Римская империя перестала существовать, когда германский военачальник Одоакр захватил в Риме власть. Начавшееся с наступлением новой эры переселение народов, привело к гибели Римскую империю, так как нахлынувшие массы людей из покоренных областей уже не считали себя гражданами Рима, а поэтому легко отдались под владычество варваров.
Последствием падения Западной Римской империи и нашествий варваров стало наступление так называемых «темных веков» (V-VII вв.).
infopedia.su
Социальные отношения в Римском государстве История
Римская республика территориально и демографически многократно увеличилась, однако
полными гражданскими правами обладали только римляне, даже латиняне и италики
были неполноправны, а жители завоеванных стран – провинций – стояли в правовом
отношении еще ниже: они обязаны были платить трибутум, содержать войска,
предоставляя треть своего жилища, третью часть продовольствия и т.д. (терции). Не
соответствовали мировому характеру Римского государства военная организация,
включавшая только римлян, и система управления, остававшаяся, по сути, городской.
Социальные отношения в Римском государстве не исчерпываются противостоянием
патрициев и плебеев или борьбой рабов и рабовладельцев. Конечно, основным
делением было деление на свободных и несвободных, но и те, и другие включали в
себя множество различных социальных групп. Свободные делились на квиринов, или
квиритов, то есть обладавших римским гражданством, латинов, перегринов и вольноотпущенников.
Квирины обладали правом собственности на землю, гражданской и имущественной
правоспособностью, правом заключения сделок (ius commercii), правом вступления в
законный брак (ius connubii), правом голоса в народных собраниях (ius suffragii)
и правом занимать должности (ius honorum).
Латины считались союзниками, составляли союзные войска и могли пользоваться
отдельными из перечисленных прав, кроме ius honorum, в порядке личной привилегии
за заслуги перед республикой.
Перегрины, или иностранцы, с точки зрения римского права были бесправны. Чтобы
интегрироваться в римское общество, они вынуждены были отдаваться под
покровительство квиринов и превращались в клиентов. Практиковалось фиктивное
манципирование перегрина под власть римлянина с обещанием последующей
эмансипации. Вольноотпущенники, хотя и считались римскими гражданами,
пользовались их правами далеко не в полном объеме, нередко ограничиваясь лишь ius commercii.
Несвободные (servus), или рабы, также не были однородными. Из них выделялись
детитиции, то есть те, кто были взяты в плен с оружием в руках. Положение их
было наихудшим. Источниками рабства были плен, долги и рождение в неволе. За
долги практиковалась самопродажа римлян или продажа членов семьи. Продажа
совершалась публично, устанавливался срок 60 дней для удовлетворения кредитора,
предписывалось трехкратное выведение на форум для продажи в рабство.
Помпеи, цветущий и социально порочный город Римского государства.
Только в 326 году до нашей эры долговое рабство было отменено. Рабы участвовали в отправлении
религиозных культов, в празднествах; существовали праздничные дни, когда рабы
вели себя как равные господам. Существовали обычаи отпуска рабов на волю по
завещанию, виндиктой и по цензу. В период империи рабы стали сажаться на землю,
получая пекулий, стали превращаться в колонов, пользовавшихся землей, имевших
дом, личное имущество, порой даже семью. Но в целом раб считался «животным,
наделенным даром речи» и мог подлежать купле-продаже как res mancipi.
Право вступать в брак (ius connubii) и, стало быть, создавать семью являлось
исходным правом римского гражданина. Брачные союзы всех прочих социальных групп
считались всего лишь сожительством. Наличие ius connubii определяло статус
наследников: при ius connubii дети наследовали состояние отца, при его
отсутствии дети наследовали состояние матери; например, если отец был свободным,
а мать рабыней, с которой невозможен брак, то сын становился рабом, если отец
был римским гражданином, а мать латинкой, имеющей право вступать в брак, то
ребенок от этого союза получал римское гражданство.
Основой римского брака являлось владение землей в составе ager publicus, которая не облагалась налогом,
передавалась безвозмездно, не подлежала купле – продаже и могла наследоваться
детьми. Во главе семьи стоял отец (pater familiae), наделенный огромной властью;
он мог убивать детей до трех лет, а при наличии отклонений и старше – мог
продавать их; даже позднее высвобождение старших сыновей из-под власти отца
совершалось в форме фиктивной продажи. Отец вправе был судить мать, но совместно
с родственниками. Мать (mater familiae) считалась подвластной отцу, хотя отец
мог доверить ей вести хозяйство дома. Различались две формы брака – cum mano и
sine manu. В первом случае заключение брака сопровождалось наличием свидетелей,
весовщика с весами, совершением ритуала манципации (прикосновения рукой). Во
втором случае брачный союз носил неформальный характер. Однако жена должна была
в течение года покинуть дом мужа на три дня и ночи. Если она этого не делала, то
по праву приобретательной давности переходила под власть мужа. То есть жена
рассматривалась в категориях вещного права. Помимо жены мужчина мог иметь наложниц.
В Риме различались две системы родства – агнатское и когнатское. Агнатское
родство объединяло родственников по мужской линии; оно давало право на
наследование, на опеку над женщинами, подвластными. Когнатское родство
объединяло родственников по женской линии.
В императорский период можно отметить падение рождаемости в Риме,
распространение практики адоптации, то есть усыновления или удочерения; наблюдалась
деградация самого института семьи, ее членами считались не только адоптированные
лица, но и клиенты, и другие люди, отдавшиеся под покровительство главы семьи на
каких-либо условиях. Некоторые исследователи констатируют даже физиологическое
вырождение римского общества в последние столетия существования империи.
История древних цивилизаций →
Экономика Древнего Рима →
godsbay.ru
2. Социальное положение населения Древнего Рима. Древний Рим. Реформы Сервия Туллия
Похожие главы из других работ:
Государственный и общественный строй Древнего Рима
1. Государственный и общественный строй Древнего Рима
...
Древний Рим
5.2 Государственный строй Древнего Рима в период республики
509 г. до н.э. - установление республиканского строя после изгнания Тарквиния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась...
История Древнего Рима
1.1 История возникновения Древнего Рима
Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось...
Культура Древнего Рима в период республики
IV. Поэзия Древнего Рима
Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле-ние различных размеров, известных в греческой поэзии...
Особенности инженерного искусства античного мира
2. Канализация Древнего Рима
Рим зачастую так и называли - Город ("urbs"), этого было достаточно, чтобы понять, что речь идет именно о нем. "Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали своим землякам о великолепных зданиях...
Особенности инженерного искусства античного мира
3. Водоснабжение Древнего Рима
Водопроводов в Риме было много, они снабжали водой частные и общественные постройки (в I в. н.э. - 9, к концу III в. н.э. - 13). Первый водопровод был построен в 312 г. до н.э. цензором Аппием Клавдием (вода по трубам под землей текла более 2 км...
Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕГО РИМА
...
Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме
1.2 Особенности государственного устройства Древнего Рима в царский период
Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации...
Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме
2.1 Управленческие идеи Древнего Рима
римский государство право управленческий В каком направлении развивались управленческие идеи древнего Рима? В Древнем Риме, так же как и в Древней Греции, сложилось общество, отличающееся от обществ других стран той эпохи...
Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме
2.3 Известные личности в истории управленческой мысли Древнего Рима
Важное место в истории римской управленческой мысли принадлежит Колумелле, написавшему трактат «О сельском хозяйстве» в 12 книгах. Колумелла был большим знатоком сельскохозяйственной литературы и хорошим практиком...
Римская цивилизация
4. Экономическая система древнего Рима
В экономической сфере римлянам также принадлежат значительные достижения. Известно, что у греков не существовало даже понятия собственности, не говоря о спецификации частной собственности...
Становление государства в Древнем Риме
1.1. История возникновения Древнего Рима
Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось...
Формулярный процесс в Древнем Риме
1. Судебная система Древнего Рима
...
Частная жизнь древних римлян
Глава 3. Современность через призму Древнего Рима
Рассмотрение исторического быта и повседневности античной эпохи дает нам возможность попытаться понять мышление древних римлян и их самих...