Экономические взгляды мыслителей эпохи Древнего мира. Экономические взгляды древнего мира
Экономические взгляды мыслителей эпохи Древнего мира
Эпоха Древнего мираявляется для экономической науки, как впрочем, и для других наук, лишь первой ступенькой развития. В период появления первых государственных образований и становления государственных форм управления экономикой началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели человеческой цивилизации.
Самыми известными представителями того периода являются древнегреческие философы Ксенофонт (430–355 гг. до н. э.), Платон (428–347 гг. до н. э.) и Аристотель (384–322 гг. до н. э.).
Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства.
Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. По его мнению, гражданина полиса достоин только умственный труд. Основной отраслью Ксенофонт считал земледелие как наиболее достойный вид занятия и противопоставлял его ремеслам, торговле как занятиям, пригодным только для рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве свободным гражданам надлежит осуществлять только управление и контроль.
Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности. Важным достижением была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка. В крупных городах человеку достаточно знать одно ремесло или даже отдельные его операции. В мелких городах, чтобы прокормится, человеку нужно выполнять различные работы.
Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т. е. того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара: полезность товара (потребительную стоимость) и способность товара к обмену (меновую стоимость). Деньги он рассматривал, прежде всего, как богатство, но признавал и функцию денег как средства обращения.
Основные произведения Ксенофонта: «Домострой», «О доходах».
Знаменитый греческий философ Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, касающихся совершенствования системы государственного устройства.
Идеи Платона получили выражение в проекте идеального государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обязанностей – естественное явление. В идеальном государстве жители должны распределяться на три сословия: философы (правители), воины, ремесленники. Рабы находятся вне социальной структуры общества. Правители и воины, по его мнению, не должны иметь частной собственности, чтобы ничто не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.
Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом деятельности, достойным гражданина полиса. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов.
Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность. С другой стороны, допускал мелкую торговлю, которую считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную структуру полиса.
Основные произведения Платона: «Государство», «Законы».
Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в трудах Аристотеля – знаменитого древнегреческого философа, ученика Платона.
Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое, а все, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники.
Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности – экономику и хрематистику. Производство необходимых для жизни продуктов – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономикой». Совокупность средств, необходимых для удовлетворения насущных жизненных потребностей, составляет «истинное богатство». Подобная форма богатства естественна и небезгранична. В противоположность ей деятельность, направленная исключительно на обогащение – противоестественная сторона хозяйственной деятельности, заслуживает осуждения, ее он называет хрематистикой. Данная форма богатства не имеет предела.
Согласно концепции Аристотеля об экономике и хрематистике следует двойственная характеристика обмена. Если обмен рассматривается как акт удовлетворения потребностей, то потребительную стоимость товара можно отнести к категориям сферы экономики, с другой стороны, если обмен символизирует акт наживы, это позволяет отнести меновая стоимость к категории хрематистики.
С этих же позиций Аристотель анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. Так, ранние формы торговли (прямой товарообмен, товарообмен посредством денег) он относил к сфере экономики, а движение торгового капитала, когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных денежных средств – к сфере хрематистики.
Рассматривая отношения обмена, Аристотель отмечает, что различные товары, участвующие в обмене, должны быть каким‑то образом уравнены. Он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребности людей в этих вещах, т. е. фактически полезности товаров. Он выделил особую функцию денег как меры стоимости.
Основные произведения Аристотеля: «Политика», «Никомахова этика».
infopedia.su
Доклад - Экономическая мысль Древнего мира 5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Воронежский филиал
Кафедра экономики на предприятиях торговли
Контрольная работа
по дисциплине: «История экономических учений»
Тема № 2: «Экономическая мысль Древнего Мира»
Выполнила:
Проверила: доцент
Кирьянова З.Г.
Воронеж 2011
План:
I . Введение — 3
II . Содержание:
Глава 1: Экономическая мысль Древнего Востока.
1.1. Вавилония. Законы царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.) — 4
1.2. Китай. Конфуций (552 — 479 гг. до н. э.). Коллективный трактат
«Гуань-цзы» (IV-III вв. до н. э.) — 5
1.3. Индия. «Артхашастра» (между IV-III вв.до н.э.) — 8
Глава 2: Экономические учения Древней Греции.
2.1. Ксенофонт (около 430 – около 354 гг. до н.э.) — 11
2.2. Платон (427 – 347 гг. до н. э.) — 12
2.3. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) — 13
Глава 3: Экономическая мысль Древнего Рима — 15
III . Заключение — 17
IV .Список использованной литературы — 18
I . Введение.
В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели мировой цивилизации.
Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились все более злободневными проблемы сосуществования государственной, общинной и частной собственности. В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического (античного) рабства.
Глава 1: Экономическая мысль Древнего Востока.
1.1. Вавилония. Законы царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.).
Одним из наиболее крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское. Из дошедших до наших времен ранних письменных источников – памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н. э. царем Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.). Консолидировавший общество и экономическую жизнь старовавилонского государства кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью.
В законах царя Хаммурапи отражается стремление ослабить классовую борьбу в целях укрепления рабовладельческого строя. Они охраняют экономическую основу рабовладельческого строя – частную собственность, считают ее незыблемой; покушение на частную собственность карается смертной казнью либо в лучшем случае обращением виновного в рабство. В связи с увековечением частной собственности деление общества на рабов и рабовладельцев также считается вечным и естественным явлением. Рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев и поэтому тот, кто пытался увести к себе чужого раба, тоже подвергался смертной казни.
Законы Хаммурапи ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Вместе с тем они выражали заботу правителя о развитии товарно-денежных отношений, но при этом стремились поставить их на службу рабовладельческому хозяйству. Законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.
1.2. Китай. Конфуций (552 — 479 гг. до н. э.). Коллективный трактат
«Гуань-цзы» (IV-III вв. до н. э.).
В Китае в период VIII – VII вв. до н. э. получают распространение железные орудия, ускорившие развитие земледелия и ремесла. Расширяются товарно-денежные отношения, и усиливается купечество. Община разлагается, а наследственная аристократия вытесняется частным рабовладельческим хозяйством. Происходит обострение межклассовых противоречий и внутри господствующего класса, нашедшее идеологическое отражение в конфуцианстве – по имени идеолога Китая Конфуция. Он защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную, нравственную и юридическую философию. Согласно теории естественного права, бог является лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, подчиненной естественным законам, которые открываются разумом – даром божиим – и охраняются гражданскими законами, составляющими естественное право. Эта теория развивалась на протяжении веков, но меняла свое классовое содержание и служила впоследствии защитой феодальной, а затем была приспособлена к защите буржуазной собственности. Отстаивая рабовладельческий строй, Конфуций стремился доказать, что он не противоречит прошлому строю, и в связи с этим стоял на стороне потомственной аристократии. Боясь усиления богатых, непотомственных рабовладельцев, Конфуций отстаивал интересы низшего, служилого класса рабовладельцев, который находился между аристократией и народом, вследствие чего социально-экономические взгляды ученого носят противоречивый характер. Он добивался осуществления принципа социального «равновесия» или сохранения рабства.
Конфуций различает «великую общность» (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном счете отдает предпочтение ей. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа. Однако в конечном счете Конфуций заботился о том, чтобы за счет народа увеличивалось богатство рабовладельцев. Он призыва народ больше работать и меньше потреблять. Вместе с тем, стремясь укрепить власть, Конфуций учил правителя, как заставить народ «трепетать» перед ним.
В IV – III вв. до н. э. появляется коллективный экономический трактат «Гуань-цзы», в котором допускалось вмешательство государства в экономическую жизнь; рекомендовалась борьба со спекуляцией путем создания хлебных запасов, которые позволяли добиваться стабилизации цен; признавалось целесообразным некоторое повышение цен на хлеб с целью развития земледелия; считались опасными высокие налоги; земледельцы трактовались как главная производительная сила.
Расширение функций государства объяснялось необходимостью создания ирригационной системы, строительство которой было возможно только на основе государственной поддержки.
В трактате содержатся рассуждения о стихийных закономерностях рынка, который является регулятором всех товаров; о законах колебания спроса и предложения; о взаимоотношениях между натуральным и товарным хозяйствами; о пределах вмешательства государства в торговлю.
В финансовой программе «Гуань-цзы» отвергались прямые налоги как вредные для экономической жизни, наиболее разумным признавался налог на потребление соли и железа.
Изменения в общественной жизни объясняются в «Гуань-цзы» сменой урожайных и неурожайных лет, а основой существовавших классов считается «высшее начало – дао». Труд провозглашается источником могущества государства, и выдвигается важная идея об эквивалентности обмена. Авторы считают недопустимым, чтобы в результате обмена «мастеров» и «земледельцев» «продуктами труда» «выгоды у одних были больше, чем у других», и ратуют за то, чтобы «весь народ трудился одинаково и (тем самым) приобретал все поровну». Указывается, что «золото является той мерой, в которой исчисляются ресурсы государства», и оно «служит для народных масс средством обращения». В «Гуань-цзы» содержится вывод о том, что народ создает доход для знатных и прибыль для торговцев. Однако он используется для увековечения сословий: «Если бы все были знатны, то некому было бы трудиться и страна оставалась бы без доходов, но тогда не было бы знатных», без которых народ не смог бы жить по естественным законам. Составители «Гуань-цзы» хотели видеть «государство богатым, а народ довольным».
1.3. Индия. «Артхашастра» (между IV- III вв.до н.э.).
Экономическая мысль Древней Индии представлена сборником древних молитв, религиозных гимнов и магических заклинаний под названием «Веды»; законами Ману и сочинением «Артхашастра».
В «Ведах» отразились экономические воззрения периода общинного строя и начала формирования рабовладельческих отношений. В них группировка людей осуществлялась исходя из естественного качества человека (варны), его долга.
Законы Ману трактовали рабство как извечное явление, утверждающее существование кастового строя и сформировали его принципы. Учение о кастах объясняло генезис рабства. Точно определялись обязанности рабов и рабство приравнивалось к общественному долгу. Кастовое направление в индийской экономической мысли позволяло представить классовое деление общества извечным и божественным установлением.
Однако для индийских мыслителей характерно своеобразное понимание рабства, которое состояло в том, что в законах шудр объявляли коллективным достоянием высших каст (брахманов), что позволяло признавать нормой коллективное рабовладение.
Сочинение «Артхашастра» (наука о политике), автором которого является Каутилья, илиВиншнагупта, — советник царя Чандрагупты (321 – 297 гг. до н. э.), представляет собой свод правил, адресованных царям и правителям которые они должны использовать в государственной деятельности.
Данное сочинение – это политико-экономический трактат, относящийся к числу наиболее выдающихся древнеиндийских источников, соответствующих периоду разложения рабовладельческого строя и возникновения феодальных отношений.
В трактате развивается учение о кастах. Население страны делится на четыре касты ариев (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры), за которыми закрепляется их социальное неравенство.
Законом для брахманов являются учение, обучение, жертвоприношение; для кшатриев – учение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом, охрана; для вайшьи – учение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля; для шудры – послушание и ведение хозяйства в повиновении у дваждырожденных, ремесло и актерство.
«Артхашастра» также развивает учение о рабовладении. В трактате допускается совместимость рабства с наличием имущества, право на получение наследства и подарков.
В сочинении анализируются различные форму рабовладения. Для ариев исключается состояние рабства, но допускается для чужеземных племен, иноземцев, варваров.
Трактат рекомендовал меры, позволяющие ограничивать развитие рабства путем взимания штрафов за продажу детей до восьмилетнего возраста; освобождение от рабства потомства свободного человека, продавшего себя в рабство и пр.
В «Архашастре» поднимается вопрос об экономической роли государства и допускается самое широкое его вмешательство в хозяйственную жизнь. Среди функций государства называются: колонизация окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения, поощрение иммиграции иноземцев, строительство колодцев и резервуаров, поддержание ирригационной системы, поощрение землевладения, скотоводства и садоводства.
Так развиваются идеи о государственном землевладении. Царю рекомендуется развивать земельные владения, свободные от штрафов и налогов; оплачивать администрацию земельными пожалованиями. В трактате допускается частная собственность на землю; оберегается привилегированное землевладение брахманов, которые не платили налогов.
Финансовая программа для царя базировалась на множестве натуральных и денежных налогов, пошлин (поземельный налог в виде урожая, натуральные поборы с фруктовых садов, огородов, разных видов скота и т.д.). Важным источником доходов было царское хозяйство. Среди расходов на первом месте были затраты на богослужение, гаремы и кухню.
Одним из средств увеличения казны являлась торговля, в связи с этим в сочинении уделяется внимание надзору за торговлей, необходимости выяснения положения на рынке, развитию сухопутной и водной торговли, поощрению купцов, возводящих иноземные и экспортирующие царские товары. Отмечается, что торговая прибыль не должна приносить вреда подданным.
Для привлечения иноземных товаров предлагалось предоставлять льготы, освобождая торговцев от поборов, объявлять «беспошлинным» полезный товар.
Таким образом, в «Архашастре» содержится учение о хозяйстве.
Глава 2: Экономические учения Древней Греции.
2.1. Ксенофонт (около 430 – около 354 гг. до н.э.).
В своих произведениях Ксенофонт отразил стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства. Поэтому, с одной стороны, Ксенофонт рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, то есть потребительных стоимостей. В это связи он первый их древнегреческих писателей обратил внимание на значение разделения труда и вместе с тем учил рабовладельцев, что для «обогащения хозяйства» необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов. С другой стороны, как отметил К. Маркс, в высказываниях Ксенофонта имеется наличие буржуазного инстинкта. Ксенофонт указывал связь между разделением труда и размерами рынка, на меновую стоимость продукта, наряду с его потребительной стоимостью и признавал кроме функций денег в качестве средства обращения и накопления сокровищ их обращение в качестве капитала.
2.2. Платон (427 – 347 гг. до н. э.).
Мысль о разделении труда и трудовой кооперации как основе человеческого общежития проводит в социальных проектах, основанных на идеальных, по его понятиям, принципах справедливости, Платон (427 – 347 гг. до н. э.). В работе «Государство» он делит общество на несколько групп: земледельцы, торговцы, ремесленники и войны. Управление государством Платон вручает прошедшим военную школу философам. Эта высшая группа населения, ответственная за соблюдение справедливости в государстве, не может владеть личным имуществом: философы-правители должны жить сообща, не пользоваться деньгами, иметь общий стол и т. д. Хозяйственные обязанности – это удел остальных граждан, на них не распространяется отказ от семьи, собственности и личного хозяйства. Платон допускает обмен продуктами с другими странами (так как и между ними существует разделение труда), поскольку обмен происходит на частной основе, предполагается сохранение рынка и средств обмена – денег. Утопия Платона направлена против его родины – Афин, где все граждане были допущены к управлению государством; образцом справедливого государственного устройства ему служила Спарта, где правящий слой и войны были свободны от хозяйственной деятельности, а трудовое население – илоты – не допускалось к управлению страной.
В более позднем труде «Законы» Платон отказался от идеи общности имущества правителей государства. Новый проект наделял землей всех поровну, а участок, выделенный семье, должен был, во избежание дробления и последующего хозяйственного упадка измельчавших частей, наследовать один из сыновей по выбору отца. Справедливость рабства в «Законах», как и в «Государстве», Платон под сомнение не ставил.
2.3. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.).
Особенно ярко основные черты греческой социально-экономической мысли выражены в трудах Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.), их содержание пережило свое время и внимательно изучалось экономистами XIX –XX вв. В центре внимания философа домашнее хозяйство как деятельность, направленная на производство и потребление. В нем сохраняется место для рабов, хотя Аристотель и создает свой проект, в противовес господствующим в Греции хозяйственным отношениям. На рабов возлагаются тяжелые, монотонные, нетворческие обязанности, они – исполнители, такова их природа.
Мысль Аристотеля не останавливается на домашнем хозяйстве, им создано учение об экономике хрематистике. Приобретение новых благ он считает естественным, когда одних продуктов производится больше необходимого для удовлетворения потребностей домашнего хозяйства, других – меньше, на основе чего становиться возможным натуральный обмен. Это естественная сфера хозяйственной деятельности – экономика. Обмен, рассчитан не на потребление, а на получение торговой прибыли, философ считает противоречащим природе вещей, называют эту сферу хозяйственной деятельности хрематистической. Особо предосудительно взимание процентов по денежным ссудам. Деньги в руках ростовщика, по Аристотелю, получают превратное значение, служат не тем целям, для которых изобретены.С данных позиций он определяет богатство как совокупность натуральных продуктов, призванных обеспечивать потребности людей. Лишенные этого свойства деньги богатством не являются.
Аристотель расходиться с Платоном, стремившимся к установлению имущественного равенства между гражданами, так как считает собственность учреждением, соответствующим природе человека. Владение ею обеспечивает определенную свободу частной жизни, государство же должно следить, чтобы владение (философ признаёт только его основной вид – землю) не выходило за установленные пределы. Эксплуатацию имущества собственник возлагает на рабов, так как гражданин должен иметь досуг для главного – участия в общественных делах.
При таких исходных данных ясно, что Аристотель не считает вложенный в производство труд мерилом ценности. Его учение о ценности, изложенное в работе «Никомахова этика», принимает в качестве мерила всех вещей потребность. Деньги – лишь средство, по договорённости людей служащее мерой существующих в обществе потребностей, ценность самих денег определяется потребностью в них. Совершая меновую сделку, люди соотносят свои потребности в обмениваемых предметах, затем выражая их в деньгах. Эта идея получила развитие много позже – в созданной в XIX в. теории предельной полезности.
Экономические взгляды Аристотеля были реакцией на явления, развившиеся в денежном хозяйстве. Злоупотребление в этой сфере заставляли его высказываться против торговли, денежного хозяйства и кредита, поскольку и в его время сосуществовало полнокровное, самодостаточное домашнее хозяйство.
Глава 3: Экономическая мысль Древнего Рима.
Римляне оставили менее заметный след в истории экономической мысли. Практический склад ума заставлял их интересоваться прикладной стороной всяких знаний. Землевладельцы Марк Порций Катон (324-149 до н.э.), Марк Терренций Варрон (116-27 до н.э.) и Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.) составил подробные руководства по рациональному ведению хозяйства. Римлянам недоставало недовольства существующими в обществе отношениями, которое греческие мыслители испытывали в отношении демократических институтов V-IV вв. до н.э. Римское государство и царившие в нем порядки были предметом их гордости. Область экономических отношений римские авторы затрагивали лишь в связи с вопросами права; собственно, наука о праве – юриспруденция – родилась и развилась именно на римской почве. В отличии от Греции, где город-государство предъявлял права на имущество и личность отдельных граждан, в Риме их частная жизнь была отделена от государства и пользовалась защитой закона.
Использование труда рабов в Риме было такой же нормой жизни, как и в Греции, поэтому труды Катона, Варрона и Колумеллы содержат рекомендации по организации рабовладельческого хозяйства. Рабов предполагается использовать специализированными группами в соответствии с отраслью производства, включать в них не более десяти разноплемённых невольников и не оставлять их без занятия. В связи с повышением требований к качеству рабского труда, надсмотрщикам рекомендовалось прибегать не только к силе но и действовать словом и собственным примером. Однако уже в I в. до н.э. в Риме появляются противники института рабства, одним из которых был философ Сенека (54 до н.э. – 39 н.э.). Он жил в эпоху кризиса традиционной римской морали, искал новые ценности и находил их, провозглашая равенства людей по природе и перед законом. Его идеи были восприняты и развиты представителями политических и экономических учений XVIII в. в Европе и США.
III . Заключение.
Итак, рассмотрение экономических взглядов авторов древнего мира показывает, что все они стремились увековечить рабство. Вместе с тем она даёт возможность глубже понять указание К.Маркса и Ф.Энгельса на начало действия закона стоимости за несколько тысячелетий до нашего летоисчисления и их высказывание о том, что древние авторы в своих экскурсах в область товарного производства и обращения обнаруживают гениальность и оригинальность, в силу чего их воззрения исторически образуют теоретические исходные пункты политической экономии капитализма.
IV .Список использованной литературы:
1. История экономических учений: учебник / С.А. Бартенев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2007. – 478 с.
2. История экономических учений: учеб. пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.; под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – 4-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2005. – 340 с.
3. История экономической мысли / Под ред. В.В. Круглова, Е.В. Балахоновой. – СПб.: Питер, 2008.- 240 с.
4. Покидченко М., Чаплыгина И.Т. История экономических учений: Учеб пособие.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 271 с.
www.ronl.ru
Экономические взгляды ученых древнего мира
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20
История экономических учений.
1. Экономические взгляды ученых древнего мира.
Первоначально политическая экономия возникла как наука о богатстве. Экономическая наука возникла в древнем мире, но не была самостоятельной.
Ксенофонт 430-355г. до н.э.
1) отдавал предпочтение натуральному хозяйству на земле
2) одобрял штрафы за накопление в личном пользовании золота и серебра
3) ремесленный труд относился снисходительно, но ремесленник может достичь большего умения за счет специализации (разделение труда).
Платон (427-347г. до н.э.)
1) государство не может существовать длительное время, если оно основано только на натуральном хозяйстве и деньги имеют ограниченное хождение
2) горожан надо наделять землей
3) имущество граждан не должно быть чрезмерным
4) запрещаются ссуды под %
5) государственное регулирование цен
6) правители и воины не имеют частной собственности
7) крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками
8) имущество граждан подлежит учету, и государство отнимает у них любой излишек превышающий максимум
Вывод: исчезнет соперничество и раздоры, суды, золото и серебро станут ненужными.
Аристотель (384-322г. до н.э.)
Человек общественное животное, которое может жить только в обществе и государстве.
созданию государства способствует обмен между людьми
ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов, так как орудия труда не могут сами работать
рабы - источник богатства
должен быть средний достаток
частная собственность
одну и ту же вещь можно использовать по-разному: по назначению (потребительская стоимость) и не по назначению (меновая стоимость)
деньги - средство сравнивать разные блага, поэтому их нельзя давать в ссуду под %.
2. Средние века.
Фома Аквинский (1225-1274)
все принадлежит Богу и человек может этим только пользоваться
частная собственность нужна для эффективного удовлетворения личных нужд
богатство делится на естественное (плоды земли и ремесла) искусственное (золото)
обмен товаров по справедливым ценам
земельная рента оправдана, так как это часть продукта производимого силами природы
запрещены кредит и % (каноническим правом)
Далее было придумано оправдание %: если человек занимает кому-то деньги, то он лишается того дохода, который мог бы получить с их помощью и в качестве компенсации он вправе требовать возврата большей суммы, чем у него брали.
3. Меркантилизм.
Экономическая наука стала самостоятельной, так как появились самостоятельные экономические работы.
Меркантилизм- богатство общества это деньги.
16 век ранний М.(монетаризм) - политика на увеличение количества денег в стране любым путем.
Поздний М. возник после великих географических открытий, когда не торговать было невозможно и поэтому:
развитие торговли (цель внешней торговли приток золота и серебра в страну)
отказ от запрета на вывоз денег за границу
отказ от запрета на импорт
завоевание рынков, в том числе колониальных
активный торговый баланс (тратить меньше чем получать)
зарплата на относительно низком уровне (прибыли будут высокими)
поддержка национальной промышленности (импорт дешевого сырья и высокие пошлины на остальной импорт)
Томас Мен (1571-1641)
Термин «политическая экономия»
Джон Локк (1632-1704)
внешняя торговля-главное средство увеличения богатства
труд - главный источник богатства
значение имеет не только номинальное количество денег, но и скорость обращения
Страна, не имеющая рудников, может обогатиться только
завоевания
торговля
Джон Лоу (1671-1729)
Организатор выпуска бумажных денег во Франции
Бумажные деньги не имеют никакой естественной цены, но нужно строго регулировать их выпуск в соответствии с потребностями обращения и торговли.
4. Физиократы.
Первыми представителями классической политической экономии являются физиократы (власть природы) Франция
Франсуа Кенэ (1694-1774)
источник богатства - земля и труд, а не внешняя торговля
деньги - средство обмена и не представляют собой богатства
все богатство создается в земледелии
производительный труд - только земледельческий
прибыль (чистый продукт) дает только земля - что остается от суммы всех благ если вычесть затраты на их производство
промышленный труд лишь изменяет форму
разграничение капитала на основной (первоначальные авансы) и оборотный (ежегодные авансы)
5. Классическая экономическая наука.
Разложение меркантилизма и зарождение классической экономии 18век период развития отдельных отраслей промышленности и называемый «мануфактурным периодом капитализма».
Появились новые проблемы, связанные с процессом производства и требовавшие своего решения.
Вильям Петти (1623-1687)
богатство властителя зависит от богатства всех его подданных
чем богаче подданные, тем больше средств можно собрать в виде налогов
богатство Англии не только деньги, но и земля, железо, лес, зерно
государственное вмешательство в экономику
предостерегает от излишней роскоши
богатство создается в сфере материального производства, а сфера обращения обеспечивает его распределение
источником стоимости является труд
естественная цена (внутренняя основа рыночной цены, определяемая трудом) - стоимость определяемая временем затраченным на производство товара
рыночная цена политическая цена
зарплата естественная цена труда (минимум средств существования рабочих)
прибыль та часть продукта, которая остается после выплаты зарплаты и семян (сводилась к земельной ренте создается в сельском хозяйстве в связи с различным плодородием и местоположением по отношению к рынку земельных участков)
денежная рента есть %, а величина процента зависит от спроса и предложения денег и не должна регулироваться законом
Адам Смит
двоякая задача экономической науки:
а) анализ объективной экономической реальности и выяснение закономерностей ее развития
б) выработка рекомендации для экономической политики фирмы и государства
истинное богатство состоит не в деньгах, а в земле строениях предметах потребления
источник богатства труд
разделение труда важнейший фактор всей истории человечества
одобрение законов об ограничении ставок % нормой (5%)
3 класса общества: зарплата - наемные рабочие, прибыль (конечная цель производства) капиталисты, рента землевладельцы
валовой годовой продукт страны - сумма цен всех продаж в денежном выражении
чистый годовой продукт сумма всей зарплаты, прибыли и ренты
капитал запасы, необходимые для дальнейшего производства; накопление капитала главное условие увеличения богатства общества
терминология «основной и оборотный капитал»
размер зарплаты определяется соглашением между рабочим и капиталистом
потребность хозяина в работнике меньше, поэтому это ведет к уменьшению зарплаты
минимум зарплаты определяется ценой средств существования работника
колебания зарплаты определяются действием рыночного спроса и предложения на рынке труда
3 состояния общества:
прогрессирующее увеличение богатства и рост спроса на рынке труда
стационарное положение рабочих тяжелое
регрессирующее - положение рабочих плачевное
отделение земельной ренты от арендной платы
предпочтение земледелию по сравнению с мануфактурами
разделение труда на:
производительный создающий стоимость богатства общества
непроизводительный остальная деятельность (слуги)
цель надо вкладывать капитал в производство
3 функции государства:
обеспечение военной безопасности
правосудие
обязанность создавать и содержать общественные учреждения
налог должны платить все пропорционально их имуществу
4 правила взимания налогов:
пропорционально
определенность (четкая сумма и время)
минимальность налога (должен покрывать только самые насущные нужды)
удобства для плательщика
самым подходящим объектом для обложения налогом является земельная рента, налог с прибыли неэффективен, налог на зарплату нецелесообразен
значительное внимание уделяется внешнеэкономическим связям (свободная внешняя торговля выгодна всем и чем богаче партнер, тем лучше
Давид Рикардо (1772-1823)
все доходы создаются в производстве
основная задача политэкономии установление законов распределения «продукта земли» (национального дохода и богатства общества) между тремя классами общества
«теория стоимости»
потребительная стоимость (полезность) не является мерой стоимости хоть и необходима для последней
меновая стоимость (стоимость) определяется затратами труда на их производство а не полезностью
цена как денежное выражение стоимости
естественная цена выражение стоимости
рыночная цена связана с отклонением от цены под действием спроса и предложения
цена складывается в процессе производства
рост производительности труда ведет к уменьшению стоимости
рента доля продукта земли, которая уплачивается землевладельцу за ее пользование
величина ренты зависит от
плодородия
местонахождения
величины вложенного капитала
капитал часть богатства, употребляемая в производстве
основной
оборотный
деньги бумажные деньги существуют, если они размениваются на золото по твердому соотношению, но их ценность зависит только от их количества в обращении
«теория заработной платы»
зарплата рыночная цена труда, которая колеблется вокруг своей основы естественной цены
естественная цена труда (стоимость средств существования рабочего и его семьи, которая зависит от количества предметов жизни, которые можно на них купить)
прожиточный минимум зависит от исторических условий и традиций и сложившихся норм потребления
принимал «теорию народонаселения» Мальтуса
кризисы перепроизводства невозможны
выгодность международной торговли и специализации стран на производстве отдельных товаров
Томас Мальтус (1766-1834)
«теория народонаселения»
общество в состоянии равновесия (количество продуктов потребления соответствует численности населения)
при отклонении возникают силы, возвращающие к равновесию (война, болезни)
цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения
скорость роста населения больше чем предметов потребления
2) регулирование роста населения через изменение зарплаты
важное значение имеет не номинальная зарплата, а реальная определяемая ценой потребляемой пищи
против уравновешивания доходов
средний класс основа общества
Жанн Батист Сей
Французский экономист.
политэкономию разделил на три самостоятельные части:
производство
распределение
потребление
противопоставил трудовой теории стоимости «теорию полезности»
стоимость отождествлялась с потребительной стоимостью
три фактора участвующих в процессе производства и три основных дохода:
земля земельная рента
труд заработная плата
капитал процент
главный интерес производителей состоит в обмене одних продуктов на другие, деньги играют роль посредника
сделал неверный вывод: каждый продавец является в то же время и покупателем
в масштабе общества предложение и спрос уравновешиваются и общее перепроизводство становится невозможным
заинтересованность каждого производителя в благополучии всех других
Джон Стюарт Милль (1806-1873)
попытка «примирить непримиримое» интересы труда и капитала
законы производства неизменны и заданы техническими условиями (имеют характер «свойственный естественным наукам»)
законы распределения являются управляемыми «человеческой интуицией»
теория производительного труда (только производительный труд, результаты которого осязаемы, создает богатство) новое труд на охрану собственности и приобретение квалификации
заработная плата плата за труд зависит от спроса и предложения на рабочую силу
заработная плата при прочих равных условиях ниже, если труд менее привлекателен
теория ренты «компенсация уплачиваемая за пользованием землей»
теория народонаселения единственное средство для обеспечения полной занятости и высокой заработной платы за счет добровольного ограничения роста численности населения
стоимость - понятие относительное
- создание стоимости трудом, требующимся для производства товарных благ (именно количество труда имеет первостепенное значение для изменения стоимости)
изменение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров (количественная теория денег)
суждения и трактовки о социалистическом устройстве общества (преодоление злоупотреблений с правами собственности)
важную роль в социально-экономическом развитии общества отводилась государству
6. Марксизм.
Карл Маркс
совокупность производственных отношений, в которые вступают люди в общественном производстве составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка
капитализм отрицает демократию, трудятся ради получения прибыли и имеет место эксплуатация одного класса другим
неизбежный крах капитализма, потому что не обеспечивается полная занятость
идеалом считает коммунистическое общество, состоящее из двух фаз:
низшей социализма
высшей коммунизма
в этом обществе средства производства не станут более объектом индивидуального присвоения, и каждый человек обретет подлинную свободу
в центре своей теории он поставил борьбу классов; в первоначальном варианте «Капитала» нет и намека на революцию, а речь идет о развитии науки и техники
ключевой теорией является теория прибавочной стоимости
рабочая сила как товар продается по стоимости
источником прибавочной стоимости является «неоплаченный труд» рабочих, продающих свою рабочую силу
рабочий день делится на «необходимое время» и «прибавочное время» (создается прибавочная стоимость)
капитал средство эксплуатации рабочего и установления власти над рабочей силой
постоянный (часть капитала, которая воплощена в средствах производства)
переменный (часть, которая воплощена в рабочей силе)
трудовая теория стоимости (стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем)
законы рыночной экономики (обмен в любом обществе должен осуществляться с соблюдением закона стоимости связь между общественным трудом, стоимостью и ценами товаров)
заработная плата вознаграждение рабочего за его труд как результат обмена с капиталистом за продаваемую рабочую силу, а не сам труд
теория ренты помимо дифференциальной ренты еще и абсолютную связанную со специфически низкой в сельском хозяйстве органической структурой капитала и с монополией частной собственности на землю
теория воспроизводства (экономический цикл начинается с подъема вызванного ростом совокупного спроса с целью накопления ради максимизации прибыли капиталистов и заканчивается спадом снижение нормы прибыли и замедляется накопление
причина кризисов бедность и ограниченность потреблений масс, которая противодействует стремлению капиталистического производства развивать производительные силы
7. Австрийская школа.
Е. Бем-Баверк
ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи
основа ценности наименьшая польза, которая позволяет в конкретных условиях потреблять эту вещь рациональным образом
цена товара как следствие субъективных оценок материальных благ участникам обмена
теория ожидания (рабочие в отличие от капиталистов недооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда)
признает возникновение прибавочной стоимости в процессе переноса капиталом своей ценности на продукт, но за основу самовозрастания стоимости берется время, в течение которого оборачивается капитал
процент на капитал является общеэкономической категорией там, где имеет место обмен текущего и будущего потребления
8. Кембриджская школа.
Альфред Маршал
Один из представителей неоклассической экономической теории.
центральное место проблема рыночного формирования цен
рыночная цена результат пересечения цены спроса и предложения
равновесная цена в точке равновесия спроса и предложения (крест Маршала)
идеальная картина рыночного взаимодействия спрос и предложение в равной степени влияют на изменение цены
на разных отрезках времени проявляются разные закономерности (в краткосрочном периоде спрос берет на себя роль главного регулятора цены, в долгосрочном предложение)
концепция об эластичности спроса показатель зависимости объема спроса от изменения цены
эластичности спроса зависит от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода
чтобы иметь более низкие издержки разумная производительность будет стремиться к самому эффективному сочетанию факторов производства
теория распределения (условия спроса и предложения, которыми определяется цена факторов) четыре фактора производства:
земля рента
труд заработная плата
капитал - процент
фактор организации - прибыль
что составляет в сумме национальный дивиденд
9. Американская школа.
Дж. Кларк
все виды труда носят производительный характер
полезность и возможность присвоения (свойство блага делающего возможным установления собственности на него) необходимые предпосылки определения богатства
основные положения:
хозяйственная система покоится на частной собственности и индивидуальной свободе
стоимость проистекает из полезности
участие государства ограничивается принуждением отдельных участников к соблюдению условий игры
капитал и труд состоит из мобильных единиц, легко перемещающихся
несмотря на все отклонения в действительности, заработная плата и процент на протяжении длительного периода должны устанавливаться в соответствии с естественным (статическим) уровнем
факторы, поддерживающие общество в динамическом состоянии и возвещающие о своем наличии воздействием на социальную структуру:
рост народонаселения
новая техника производства
изменение организационных форм предприятия
накопление капитала
изменение вкусов потребителей
в системе распределения опирается на законы, которые проявлялись в ценах; рынок средство позволяющее товарам получить общественную оценку и обуславливает распределение общественного продукта; в основе лежит индивидуальная предельная полезность
принимает принцип приоритетности микроэкономического анализа
главная заслуга закон предельной производительности (распределение доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства; цена фактора производства обусловлена ее относительной дефицитностью)
основная идея предельная отдача каждого основного фактора производства для достижения наиболее эффективного производственного процесса
факторы подчинены принципу предельной оценки
труд и капитал, подвижные фонды
доходы определяются производительностью последних затрат факторов производства
справедливая зарплата соответствует предельной производительности труда
Сущность: фактор производства увеличивается, пока стоимость продукта производимого с его помощью не будет равна цене фактора
10. Кейнсианство.
Дж. Кейнс
Основная идея система рыночных и экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой и максимально возможную занятость, и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономические процессы.
Новое:
макроэкономика как самостоятельный раздел экономической теории
с ростом доходов склонность к потреблению понижается, а склонность к сбережению возрастает
присущая человеку склонность сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема инвестиций
поставил проблему спроса в центр исследований (экономическая теория спроса)
вынужденная безработица (заработная плата зависит от спроса на труд, а он ограничен уровень занятости)
обеспечение нормального размера инвестиций упирается в проблему перевода всех сбережений в реальные капиталовложения (инвестиции = сбережениям)
реальный размер инвестиций зависит от:
ожидаемого дохода капиталовложений или их предельной эффективности
нормы процента
мультипликатор увеличение инвестиций в одной отрасли вызывает увеличение потребления и дохода, как в данной отрасли, так и в сопряженных отраслях
чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, что в свою очередь расширяет границы занятости
samzan.ru
Экономические взгляды мыслителей эпохи Древнего мира. — КиберПедия
Эпоха Древнего мираявляется для экономической науки, как впрочем, и для других наук, лишь первой ступенькой развития. В период появления первых государственных образований и становления государственных форм управления экономикой началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели человеческой цивилизации.
Самыми известными представителями того периода являются древнегреческие философы Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.), Платон (428 – 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).
Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства.
Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. По его мнению, гражданина полиса достоин только умственный труд. Основной отраслью Ксенофонт считал земледелие, как наиболее достойный вид занятия, и противопоставлял его ремеслам, торговле, как занятиям, пригодным только для рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве, свободным гражданам надлежит осуществлять только управление и контроль.
Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности. Важным достижением была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка. В крупных городах человеку достаточно знать одно ремесло, или даже отдельные его операции. В мелких городах чтобы прокормится человеку нужно выполнять различные работы.
Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. того «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара: полезность товара (потребительную стоимость) и способность товара к обмену (меновую стоимость). Деньги он рассматривал, прежде всего, как богатство, но признавал и функцию денег как средства обращения.
Основные произведения Ксенофонта: «Домострой», «О доходах».
Знаменитый греческий философ Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, касающихся совершенствования системы государственного устройства.
Идеи Платона получили выражение в проекте идеального государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обязанностей – естественное явление. В идеальном государстве жители должны распределяются на три сословия: философы (правители), воины, ремесленники. Рабы находятся вне социальной структуры общества. Правители и воины, по его мнению, не должны иметь частной собственности, чтобы ничто не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.
Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом деятельности, достойным гражданина полиса. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов.
Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность. С другой стороны, допускал мелкую торговлю, которую считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную структуру полиса.
Основные произведения Платона: «Государство», «Законы».
Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в трудах Аристотеля – знаменитого древнегреческого философа, ученика Платона.
Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое, а все, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники.
Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности – экономику и хрематистику. Производство необходимых для жизни продуктов – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономикой». Совокупность средств, необходимых для удовлетворения насущных жизненных потребностей составляет «истинное богатство». Подобная форма богатства естественна и не безгранична. В противоположность ей деятельность, направленная исключительно на обогащение – противоестественная сторона хозяйственной деятельности, заслуживает осуждения, ее он называет хрематистикой. Данная форма богатства не имеет предела.
Согласно концепции Аристотеля об экономике и хрестиматике следует двойственная характеристика обмена. Если обмен рассматривается как акт удовлетворения потребностей, то потребительную стоимость товара можно отнести к категориям сферы экономики, с другой стороны, если обмен символизирует акт наживы, это позволяет отнести меновая стоимость к категории хрестиматики.
С этих же позиций Аристотель анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. Так, ранние формы торговли (прямой товарообмен, товарообмен посредством денег) он относил к сфере экономики, а движение торгового капитала, когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных денежных средств – к сфере хрестиматики.
Рассматривая отношения обмена, Аристотель отмечает, что различные товары, участвующие в обмене, должны быть каким-то образом уравнены. Он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребности людей в этих вещах, т.е. фактически полезности товаров. Он выделил особую функцию денег как меры стоимости.
Основные произведения Аристотеля: «Политика», «Никомахова этика».