Макет русской избы своими руками (13 фото). Поделка древняя русь
История рукоделия на Руси — Славянская культура
Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все - от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха.
Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.
История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе наборы для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес.
Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.
В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Появились и китайские наборы для вышивания: СМС и прочие восточные компании, пытающиеся возродить традиции вязания, сегодня продают почти такие же. В них можно было найти сразу всё: и иглы, и нити, и даже канву. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде.
Похожие статьи:
История → В поисках библиотеки Грозного
Рукоделие → Орловский спис
Русский народный костюм → Одежда и украшения Древней Руси
История → Основание Москвы и Юрий Долгорукий
Традиции → Обряды славян
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Древняя Русь | Club.Umnitsa.ru
Завяжи, говорят, узелок на память. Узелок на нитке – слово. Сматываются слова в клубок-рассказ. Тяни за ниточку, читай, да на ус мотай…Поведали мы с Акимом, как жили наши предки – славяне. Красивая, светлая и огромная наша земля. Здесь русский дух – здесь Русью пахнет…
Акиму очень понравилось играть в Богатыря и Соловья-разбойника. Менялись ролями. Играли оооооооооочень долго, устали свистеть оба))).
Плетение кольчуги увлекло сына. С удовольствием резал, клеил. Как всегда вместо цветной бумаги использовала глянцевые журналы. Получилось отлично!
Ролевая игра «Купец-Разбойник» имела успех. Акиму больше понравилось быть Купцом, прятать украшение и отбиваться от Разбойника.
Нарубили монет:
Куклу-Оберег мы уже делали с Акимом, когда занимались по комплекту «Россия», но там был немного другой вариант выполнения. Аким здорово мне помогал: наматывал нитки на картон, резал ножницами и держал заготовку, чтобы я смогла перевязать нитками кое-какие части куклы. Мы с удовольствием с ней поиграли)))
Любые подвижные игры и физкультминутки проходят на УРА!!!Лодочка:
Перетягивание каната:
Провели репетицию Масленицы))). Аким первый раз потрогал пепел. Сказал, что похож на мел, а когда дуешь, то на снег.Потренировались к празднику Купалы: попрыгали через костёрКакой праздник Святки без гаданий? Погадали..))) Вот что нагадали:Нагадали себе поездку на остров!
С 2-х лет Аким играет в игры с печкой. То большую коробку приспособит, то тазик. А тут сложил из кирпичей!!!
Про изготовление льна Акиму особо не пришлось рассказывать. Помнит по чехослов. мультфильму «Как кротик раздобыл штанишки», там подробно показан весь технологический процесс от начала и до конца.
Вышивает иголкой первый раз!!!
Как рассказать ребенку о родстве при супружестве? Очень просто – на наглядных примерах. У Акима есть подружки и мы взяли для обсуждения этой темы реальных людей. Если ты женишься на Полине (Насте), кем будет тебе ОНА? А её мама (имя)? А её папа (имя)? И кем будет тебе брат Полины (имя)? А я и мама/папа Полины - кем будем мы друг другу? Аким с лёгкостью запомнил все эти родственные отношения при супружестве (жена, тесть, тёща, свекровь, деверь) и его ответы были незамедлительными, т.к. он представлял себе знакомых ему людей.Сыну очень понравилось ткать!!! Я сделала рамку из картона. Сначала попробовали переплетать разные нитки, чтобы было нагляднее видно что к чему. А потом перешли к однотонным нитям. Вставили длинную шпажку в рамку и вот наш мини ткацкий станок готов к работе. Поехали!!!
Аким пишет… и ему нравится этим заниматься!!! А я одновременно в шоке и в восторге от того, что сын ни с того ни с сего начал писать…
Ложки Аким уже расписывал около 10 месяцев назад (тогда ему было 2г 8м), занимаясь по комплекту «Россия». Но мне было интересно, насколько Аким усовершенствовал владение кистью по сравнению с прошлым годом и какова будет его роспись в этот раз. Да, прогресс налицо…
Решила рассказать Акиму о русских мерах длины. Этим занятием дополнили курс Древняя Русь. Мерили длину кровати в саженях, аршинах, шагах, футах, локтях, ладонях, пядях.
Дополнили курс следующим: рассмотрели славянский символ солнца Коловорот/Коловрат и славянский календарь. Календари висели на стенах в домах вышитые. Вот такие интересные названия месяцев были у славян: студень, снежень, Зимобор, березозол, травень, кресень, червень, серпень, вересень, жёлтень, грудень, хмурень.
Поводили хоровод – танец солнечный!
Поподробнее рассмотрели славянский алфавит, где каждая буква несёт в себе определенный образ. Расшифровали имя «Аким», опираясь на эти образы и вот, что получили:
Аким попробовал почитать на старо-славянском языке. Кое-что смог разобрать!!!
Только наступал ЗИМОБОР (так назывался МАРТ), дети начинали просить птиц привести поскорей весну. Изготовили солнечную птицу, посвященную Яриле в двух вариантах:
Русская матрёшка – любимая игрушка Акима с 1 года. До сих пор с ней любит поиграть.А теперь настал такой возраст, когда матрёшку можно расписать самому! Сын очень любит синий цвет, поэтому выбрал такую цветовую гамму. Получилась «зимняя матрёшка»
Изъявил желание побыть матрёшкой. Почему бы и нет?
Отгадывали загадки. Загадки – это не развлечение. Это подсказки. Подсказки, как наш мир устроен.Почитали, какие славянские имена давали детям и какие дошли до наших дней.Нашли вот такую информацию о детях русов:Как только исполнялось мальчику 3 года отец сразу сажал его на коня. Удержится сын – богатырём будет. Всем хотелось удержаться. Ведь после такого испытания можно было носить штаны (до этого дети только в рубашках бегали). В 11-13 лет мальчик уходил в лес со своими сверстниками на испытания. Опасностей в лесу много, но если не испугался, то никто больше ребенком считать тебя не будет.Девочку ждали другие испытания. В 3-5 лет ей давали в руки веретено. К шести годам она и нитку первую спрядёт. Будет дочка замуж выходить, мама этой ниткой её подпояшет. Волшебная она, первая нить. И первый клубочек тоже необычной силой обладает.
Вот тебе и клубок-клубочек – человек это оказался. Стало быть, по ниточке шли мы, чтобы не просто истории про давние времена послушать, а чтобы и про себя многое узнать.
Подробный фотоотчет с занятий можно посмотреть здесь: http://club.umnitsa.ru/user/12420/photo/385898Видеоролик "Роспись ложек": http://club.umnitsa.ru/node/384321/video/346269
club.umnitsa.ru
Макет русской избы своими руками
Как мы с дочкой (9 лет) строили макет русской избы. Это было домашним заданием в школе в 3 классе. Макет сделан из картона (коробки для обуви). На изготовление ушло 4 дня по 3-4 часа в день. Фотографировать начали только со второго дня постройки, так как сначала даже и не думали, что у нас что-либо получится. В помощь - фото и материалы из интернета и фотопринтер.
Немного истории: Изба́ — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России. Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма. До XIII века избы не имели печей, имелся лишь очаг, дым выходил через входной лаз или появившиеся к этому времени специальные отверстия в стене. В золотордынский период и вплоть до XV века, печи не были распространены, этим и объясняется появление самого слова «очаг», слово очаг является тюркским словом, судя по всему было привнесено кочевниками и так стали называть специальное место в избе где разжигался огонь. К XV веку в избах стали получать распространение примитивные печи, которые также топились по чёрному. В период до XVII века печи не имели ни труб, ни иных приспособлений для отводы дыма, затем стали появляться устройства для вывода дыма сверху, а не через двери. Это ещё не было печной трубой в современном понимании. В верхней части, в потолке, делалось отверстие, откуда горизонтально вел деревянный короб, называемый боров, при помощи которого дым выводился наружу. В период с XVII по XIX век, у зажиточных людей и в городах, стали получать распространение печи с трубами. Однако избы многих крестьян вплоть до конца XIX века топились по-чёрному. В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол. Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, краснапирогами»), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках»). Вид снаружи. Экспериментируем с деревьями.
fishki.net
Резьба по дереву в Древней Руси...
Ремесло резьбы по дереву применялось на Руси с древнейших времён.
Правда до нашего времени дошли лишь некоторыеобразцы. Это произошло вследствие их небольшой стоимости и хрупкости самого материала, из которого они состоят. Из дерева мастера и простые люди изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, которые передавались из поколения в поколение. Жители того времени верили, что дерево является связующим звеном между солнцем и обычным человеком.
Но очень часто изделия из дерева носили чисто практический характер или были культовыми предметами, которыми пользовалась практически вся семья.
По некоторым письменным источникам, которые дошли до наших дней, мы можем судить о культуре того времени, когда они были изготовлены.
Ведь изготовлением этих изделий занимались ещё древние славяне, которые населяли территорию современной европейской части России. Так как изготовлением подобных предметов занимались в основном мастера, то дерево приобретало как бы вторую жизнь.
Деревянной резьбой украшали предметы мебели, посуду, игрушки и другие изделия. Ведь в то время дерево было очень ходовым материалом. Резьба по дереву широко применялось в деревянном зодчестве того времени, подарив нам немало памятников архитектурного искусства. Мастера по дереву в Древней Руси обладали огромными знаниями в этой области искусства, отличным чувством прекрасного, богатой фантазией и чувством прекрасного. Всё это позволяло им создавать настоящие произведения искусства и среди деревянных игрушек, и среди архитектурных строений.
Весомым доказательством стали найденные в Новгороде при археологических раскопках артефакты. Особый интерес вызывает фрагмент деревянной колонны, которая относится современными учёными к 11 веку нашей эры. Она украшена по всей своей длине узором, который не повторяется по всей её длине.
Кстати, такие узоры доказывают тот факт, что развитие творчества было ещё ранее этого периода на достаточно высоком уровне у жителей той эпохи. Уже по тем предметам, которые были найдены намного позже их применения, современные учёные могут судить о развитии культуры того времени. Именно они и внесли ту недостающую часть, которая помогла современным историкам воссоздать общую картину быта той эпохи.
О деревянном убранстве можно также судить по тому, как украшали деревянные постройки ещё четыреста лет назад. Это отображено в многочисленных летописях тех лет. Они живо и ярко рассказывают о быте людей, которые жили в то время, их укладе жизни как культурном, так и религиозном. Данные памятники архитектуры того времени и предметы быта внесли много информации в копилку истории нашей страны.
info-grad.com
фотогалерея "Древняя Русь"
Страница обновлена 18.07.2017
фотогалерея "Древняя Русь"
лепка из глины гр.№13
"Делаем куколок" гр.№14
"Русская матрешка" дети гр."14
"Русские музыканты"гр.№14
Наши работы гр №13
выставка "Русь златоглавая" гр №13
выставка поделок гр.№14
знакомимся с посудой гр.№13
мастерим кукол гр.№13
наши работы гр.№13
наши работы гр.№13
наши работы гр.№13
плетем коврик гр.№13
поделка "Древний кремль" гр№14
ткем коврик гр.№13
mdou5.edu.yar.ru
Обработка древесины на Руси | Культура Руси
Города древней Руси
Железные кованые ножи с костяными рукоятками. Неревский конец, Новгород. XII – XIII вв. ГИМ.
Основным же материалом на Руси было дерево. Из него строили дома, оборонительные стены, мосты; его применяли при изготовлении средств передвижения (сани, волокуши, лыжи, лодки и суда), многочисленных бытовых вещей, начиная от мебели и кончая столовой посудой и предметами туалета. Мастерам были хорошо известны особенности разных древесных пород. Так, на строительные нужды употреблялись в основном хвойные, на производство предметов быта шли лиственные. Иногда работали с привозной древесиной: двусторонние гребни делались из самшита, для иконок использовали дорогой кипарис.
Инструмент для обработки древесины был разнообразным и в большинстве своём в ходу до сих пор. Правда, главным был топор. Им рубили брёвна и кололи доски. Брёвна никогда не опиливали, так как пила нарушает структуру дерева, и оно быстрее гниёт. Дома и церкви покрывали лемехом — русской черепицей, сделанной чаще всего из сосновой коры. Пила, всевозможные резцы, токарный станок использовались при выполнения мелких бытовых предметов. Многие из них украшалась резьбой: детали домов (наличники, карнизы, балясины), мебель, посуда, гребни, ложки, рукояти ножей, копылы саней, доски кораблей и уключины для вёсел. Иногда дерево покрывали краской, но она плохо сохраняется. Вырезали и мелкие, но весьма выразительные фигурки человекоподобных существ и животных.
Декор, использовавшийся в резьбе по дереву, чаще всего представлял собой циркульный, спиралевидный и волютообразный орнамент. Таким же орнаментом украшали изделия из кости. Не исключено, что резчики умели работать с обоими видами материалов. Но хорошо известны и изображения мифологических существ (драконы, русалки), скульптурные головки хищных птиц, выполненные очень живо. Многочисленные находки деревянных и костяных орнаментированных бытовых предметов дают представление о художественной культуре средневековых русских городов, которая, вливаясь в русло архитектуры и живописи того времени, создавала яркий образ Руси домонгольской эпохи.
Конечно, люди не только работали, но и развлекались. В древних городах найдены музыкальные инструменты (гусли, гудки, варганы, трещотки), многочисленные костяные шашки, шахматные фигурки из кости и дерева, игральные кости, бабки и кожаные мячи, костяные коньки. Известны также детские игрушки из дерева и глины: куклы, коники, мечи, кинжалы, луки и стрелы, свистульки, фигурки животных.