В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой.
Кроме практической необходимости в такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.
История рукоделия на Руси
Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами.
Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г., где их называют «золотыми». Действительно, некоторые московские мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались по истине уникальные изделия, которые можно было считать произведениями искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари. Тогда большую ценность составлял сам материал, нежели труд мастерицы. Были кружева, которые продавали на вес.
Особенности вещей, созданных своими руками
Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.
С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов.
В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому) запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.
Мастерицы в Петровские времена
Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.
Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.
Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.
skazka-dubki.ru
Ящик пандоры – История рукоделия на Руси
Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все – от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха.
Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.
История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе наборы для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес.
Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.
В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Появились и китайские наборы для вышивания: СМС и прочие восточные компании, пытающиеся возродить традиции вязания, сегодня продают почти такие же. В них можно было найти сразу всё: и иглы, и нити, и даже канву. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде.
Источник: slavyanskaya-kultura.ru
pandoraopen.ru
Костюм Древней Руси | Поделки дома
Основными деталями русской мужской одежды издавна были рубаха и штаны. Рубаха (рис. а) шилась из белого холста, полотна или шелка. (Вам эти материалы заменят сатин и пионерское сукно — «чертова» кожа.) Кроилась свободной, широкой, без отложного ворота, с разрезом на груди.
Края выреза у шеи и рукавов обшивались полоской красной материи и украшались вышивкой из цветного шелка. На груди и на спине красными нитками подшивалась треугольная подкладка. У рукавов под мышками вшивались ластовицы из красной тафты. Рубаха была почти до колен, носилась навыпуск и подпоясывалась низко по бедрам цветным шнуром.Боярские и княжеские рубахи дополнялись пристяжными воротниками I 2 — 3 пальца шириной, низанными жемчугом, который можно заменить белым матовым бисером. Жемчугом обильно расшивалась и нижняя часть рукавов. Штаны (рис. 6) делались из Холста или полотна, окрашенного в синий цвет, считавшийся на Руси практичным. В верхней части они кроились широкими, в поясе собирались сборками на тесьме, а книзу зауживались и заправлялись в сапоги или обматывались онучами. Состоятельные люди поверх месили еще одни штаны из сукна или шелка, а бояре и князья — из золотой или серебряной ткани (се с успехом заменит обивочный материал нужной расцветки) на тафтовой цветной подкладке.
Самой распространенной на Руси одеждой был кафтан — его носили ^юди всех сословий. Однако боярский кафтан делался из дорогих тканей — бархата, шелка и парчи, кафтан людей зажиточных — из сукна, кафтан простонародья — из грубой шерсти. Вы же используйте вместо шерсти окрашенную в подходящий цвет тарную ткань (мешковину), вместо парчи — мешковину, но покрытую золотым или серебряным узором, а вместо бархата — драпировочный материал или пионерское сукно.Поверх рубахи надевали узкий до колен зипун (рис. в). Зипун было принято считать комнатной -одеждой. Но молодые люди того времени, пристегнув к нему унизанный жемчугом и драгоценными камнями (кусочки разноцветного стекла) стоячий воротник, сделали его своим излюбленным выходным костюмом. Богатый зипун делался из атласа, плотного шелка (их заменит сатин) с золотыми и серебряными узорами, парчи. Крестьяне и простой люд ходили в зипунах, сшитых из грубой шерсти и даже овчины.Зажиточные люди среднего возраста поверх зипуна надевали кафтан, выполняющий роль верхней и комнатной одежды. Если кафтан служил для улицы, его подбивали мехом и делали с опушкой из собольего или горностаевого меха с хвостами. Вам, конечно, следует приобрести вместо них дешевые синтетические ткани под мех.Кафтаны были очень разными по назначению: парадные, домашние, столовые, ездовые и прочие. В основном покрой кафтанов представлял собой расширяющуюся книзу трапецию. Застегивались кафтаны то на крючки, то на мелкие пуговицы с петлями из шнура, то на пуговицы с длинными петлями. По бокам иногда делались разрезы, украшавшиеся галуном, пуговицами, серебряными и золотыми застежками. К богатым кафтанам пристегивалось шитое шелком, жемчугом и драгоценными камнями оплечное ожерелье. На рукава надевали украшенные нарукавники — запястья — шириной 15—20 см.Вот наиболее типичный крой кафтана. Парадный кафтан свободного покроя, слегка расширяющийся в нижней части. Его шили довольно коротким — до середины икры — и застегивали спереди на потайные крючки. Особенность кафтана — узкие, длинные, почти вровень с длиной кафтана рукава, которые собирались на руке множеством поперечных складок, открывая кисть. При ходьбе рукава распускались во всю длину, целиком закрывая руки. Такие кафтаны шились из шелка с крупным растительным орнаментом, в который иногда вплетались фигуры людей, животных, птиц.К парадным кафтанам молодых людей пристегивался высокий, закрываший весь затылок стоячий воротник — козырь. Делался он атласным или бархатным, вышивался золотом, серебром, жемчугом и придавал короткому кафтану щеголеватый вид.Домашний кафтан делался длинным и плотно облегал верхнюю часть тела, кроился без воротника и шился из гладкого шелка.Платье ездовое и воинское — чуга — кроилось нешироким, с короткими, по локоть, рукавами и подпоясывалось кушаком или поясом. По бокам делались разрезы, чтобы удобно было ездить верхом. Шилась чуга из атласа, бархата, сукна и парчи, на груди — нашивки с пуговицами и петлями.В простонародье носили что-нибудь одно — или зипун, или кафтан, причем бедняки шили свои кафтаны короткими: удобнее работать и ходить.Верхней одеждой в Древней Руси служили ферязь и охабень. Ферязь (рис. г) делалась длинной, до лодыжек, с очень длинными рукавами, которые носились собранными в гармошку. Шилась ферязь из бархата, шелка и застегивалась спереди на пуговицы с длинными петлями или на завязки с кистями. Застежка шла только до пояса. Простые горожане — посадские люди — носили ферязь из белой натуральной шерсти или шерсти, окрашенной в синий цвет. Надевали ферязь прямо на рубаху.
Название «охабень» происходит от древнерусского слова «охабить» — охватывать. Делалась эта одежда в верхней части облегающей, со свободно расходящимися поясами, с боковыми разрезами. Застегивался охабень на пуговицы из витого шнура. Хотя по покрою охабень близок с ферязью, его отличали отложной, украшенный драго ценными камнями четырехугольный воротник, спускавшийся до середины спины, и длинные узкие рукава, свободно свисавшие по бокам; руки продевались в специальные прорези под рукавами.