Вырубка лесов в Древней Греции. Почва древней греции
Почва и храмы Древней Греции. - Сергей Алданов
Хочу коротко изложить одну интересную работу по Древней Греции, которую сделал не историк, но геолог и почвовед. /Gregory J. Retallack Rocks, views, soils and plants at the temples of ancient Greece Antiquity, 2008, 82 (317): 640–657/.
Его статья получилась замечательным примером того, как специалист из совершенно иной, и даже не гуманитарной области может сделать весомый вклад в понимание закономерностей истории. Грегори Реталлак – профессор Орегонского университета несколько лет заинтересовался почвами, на которых стоят древнегреческие храмы. И вот к чему это его привело.
Автор исследовал взаимосвязь между 84 храмами классической Греции (480-338 гг. до н.э). расположенными в материковой Греции, на нескольких островах в Эгейском море и Кипре, и почвами, на которых они были построены. (рис. 1). Помимо почв исследовалась геология, ориентация храмов, и растительность.
Рис. 1. Схема храмов, которые были исследованы (черные кружки) и которые намечены для дальнейшего исследования (светлые кружки). На схеме отмечены также места, в которых находятся храмы.
Греция неровная - 29% территории страны находится выше 800 м, 49 процентов составляют земли с наклоном не менее 10%. Почвы там разные – от аллювиальных в долинах рек до подзолистых и черноземных (далее будут примеры). Существенно, что почвы можно характеризовать по их развитости, плодородию.
Так вот, существенный результат – ассоциация божеств, которым были посвящены храмы, с типом почв, и, конечно, с типом вегетации на них.
На рис. 2 показана эта связь.
Рис. А. Степень развитости почвы и ее глубина в связи с посвященностью храмов божествам. B. Степень развитости почвы и ее тип в связи с посвященностью храмов божествам. C. Посвященность храмов божествам и растительность.
Я привожу также таблицу (табл. 1), которая показывает связи между божествами и почвами, позволив себе лишь дать вместо специальных названий почв более привычные российские эквиваленты. Понятно, что почва обуславливает и характерную растительность, а та также связана с возможностями ее хозяйственного использования.
Табл 1. Божества, почвы, растительность.
Рис. 3. Иллюстрация связи почв и храмов.
В результате профессор Реталлак пришел к замечательному виду детерминизма – обусловленности культа бога почвами - через хозяйственные условия, через аграрную экономику, поскольку поклонение божеству было связано с той деятельностью, которой оно покровительствовало. И тогда, когда аграрная деятельность была невозможна или становилась не основной, се равно возникающее занятие и, соответственно покровительство божества, сохраняло черты того же детерминизма. Автор сформулировал эти связи.
Храмы Афины и Зевса – городские жители.
Так, храмы городских жителей были посвящены Зевсу и Афине. Храмы Афины располагались на высоких местах, храмы Зевса в долинах на возвышениях. В том и другом случае выбор места задавался стратегическими соображениями, не плодородностью почвы. Геродот цитирует персидского царя Кира, который говорил в подобном случае: «Мягкие земли растят мягких мужчин. Твердые мужчины и прекрасные фрукты растут не на такой земле».
Храмы Артемиды и Аполлона – охотники.
Расположенные по всей Греции на местах от гор до морей, они объединены почвами, которые неплодородны, содержа мало органического углерода, тонки по структуре, ярко окрашены, поскольку включают в себя выветренные минеральные породы. Это почвы не земледельцев, но охотников, храмы Артемиды и Аполлона расположены вне поселений. Эти занятия относятся к раннему периоду существования Древней Греции. Платон жаловался, что когда-то и эти почвы были более богаты, но вырубка лесов привела к эрозии почв, вымыванию относительно плодородных слоев.
Храмы Гермеса и Геры – пастухи.
Почвы глинистые, пригодные больше для занятий скотоводством. Следы культа коровы отражены в имени Геры - волоокая.
Храмы Деметры и Диониса - земледельческие семьи
Наиболее богатые, годные для выращивания пшеницы почвы, служили важным источником питания для всей Древней Греции. С ними связаны культы богов Деметры, заведшей культивацию пшеницы, и Диониса, аналогично принесшего грекам виноград. И они подвергались эрозии, которая в данном случае приносили куда большие неприятности..
Храмы или святилища Ареса, Гефеста, Гестии – земледельческие общины
Расположенные по рекам долины плодородной земли, намываемой реками во время разливов. Требовали, однако, коллективного освоения, поскольку эти земли нуждаются в орошении в сухой период..
Храмы Посейдона и Афродиты - рыбаки.
Расположенные на побережьях, они связаны с рыбацким промыслом, поскольку прибрежные земли содержат много песка, известковых пород и соли, для земледелия пригодны мало. Но зато эти территории благоприятны для занятий рыболовством и местные жители компенсируют им невозможность обрабатывать землю. Собственно, и моряки и купцы естественным путем возникают из рыбаков, так что приморские земли социально важны для развития общества.
Храмы Аида и Персефоны – отшельники.
Эти храмы расположены в крайне бесплодных местах, связанных, как предполагалось, с входом подземный мир. Но, собственно пустынные места хороши и для пиратов.
Таким образом, греческий политеизм (многобожие) отражает не только разные занятия, но и разнородность общества (воины, земледельцы, пастухи, рыбаки, купцы, отшельники, и разные периоды развития общества. Идея замечательная.
aldanov.livejournal.com
Земельные отношения в Древней Греции — КиберПедия
Древняя Греция – это период в истории Греции с III тысячелетия до н.э. до римского завоевания во II в. до н.э.
Зачатки земельных отношений в Древней Греции складываются в XXII — VIII вв. до н.э. – это период разложения в греческом обществе первобытнообщинного строя и зарождение рабовладельческих отношений. В это время частная собственность на землю отсутствовала, и население преимущественно состояло из свободных земледельцев, работающих на полях родовой аристократии. Тем не менее, в этот период греки уже различали такие понятия как «земля» и «почва», рассматривая землю, как «элемент космоса», а почву — как «свойство обрабатываемой земли».
В дальнейшем возникший рабовладельческий строй привел к обнищанию массы свободных общинников, и мелкие земледельцы вошли в долги вплоть до потери своих владений и оказывались в рабстве.
Это приводило к острой борьбы между родовой знатью и демосом. В 594 г. до н.э. архонт Афин, один из семи мудрецов древней Греции, Солон (между 640 635 г. до н.э. – около 559 г. до н.э.) с помощью ряда реформ сумел восстановить общественный порядок.
Самой значительной из этих реформ была так называемая «сейсахтея» (буквально — «стряхивание бремени») — аннулирование прежних долгов с земельных наделов, что привело к укреплению частной собственности на землю. По этой реформе даже ранее проданные за долги в рабство афиняне были выкуплены и возвращены на родину, а долговое рабство впредь запрещалось. Прежнее деление общества по родовому принципу заменялось делением по имущественному цензу.
По другому складывались земельные отношения в Спарте, которая в отличие от каменистой Аттики, где были расположены Афины, находилась в плодородной долине реки Эврот. В древнеспартанском государстве земледелие было основой хозяйственной жизни. Земля принадлежала государству, а каждый полноправный член спартанской общины (это было незначительное меньшинство спартанского общества), получал в пользование земельный участок с прикреплёнными к нему илотами — принадлежащими государству членами общества, фактически находящимися на положении рабов.
В период наивысшего расцвета Афин (V — IV вв. до н.э.) земельные отношения наполняются качественной оценкой земель. В частности, древнегреческий учёный Ксенофонт (не позже 444 до н.э. – не ранее 356 до н.э) в конце V в/ до н.э. в своём сочинении «Экономика» указывал, что для правильного ведения хозяйства необходимо знать, какие культуры можно сеять на данной земле, а для этой цели следует определить качество почвы путём ознакомления с посевами на соседних участках. Им даются практические советы по обработке почвы, посеве, уборке хлеба и т.п. Данный труд считается одним из первых произведений по экономике.
Развитие межевания в данную эпоху напрямую было связано с эволюцией геометрии. Именно греческие ученые смогли привнести в стройную систему способы землемерия, придав им характер теоретического знания. Сравнительно небольшое количество плодородной земли в Древней Греции требовало точных измерений земельных наделов. Это стало возможным с развитием геометрии.
Земельные отношения в Древнем Египте
История Древнего Египта составляет около 40 веков. Временные рамки существования Древнего Египта заключаются примерно с середины IV тысячелетия до н.э. и по IV век н.э. уже в составе Византии.
Развитие Древнего Египта предопределили регулярные разливы Нила, достигающие наивысшего уровня осенью. Почвы нильской долины представляли собой речные наносы, гумус, богатый калием, и как результат – она была плодородной и легко обрабатывалась. Поэтому племена, населявшие Египет, рано перешли к земледелию. Площадь, пригодная для земледелия была невелика, ее можно было увеличить только проведением оросительных каналов. Ежегодные разливы Нила приводили к необходимости восстановления земельных участков и определению их площадей.
Первые свидетельства о ведении кадастра в древнем Египте совпадают с процессами социального расслоения древнеегипетского общества, когда формируется господствующий социальный слой. Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы. Такие свидетельства относят к IV-III тысячелетиям до н.э. Можно говорить, что именно на этом этапе и появляется земельный кадастр как юридическая форма учета и оформления земель. Съемки осуществлялись египтянами в целях установления границ разрабатываемых земельных участков. При съемках регистрировались подробные данные о земле, включая границы, площади участков и имена их владельцев. Ежегодные паводки в долине Нила требовали повторения геодезических съемок для восстановления границ земельных участков.
Для построения прямых углов египетские землемеры использовали веревку или шнур, разделенный узлами на 12 частей, и связанный своими концами. Треугольник, построенный натяжением такого шнура с соотношением сторон 3:4:5 образовывал египетский треугольник. Известно, что Пифагор в 535 г. до н.э. посещал Египет для изучения астрономии и математики, и волне возможно был знаком с египетским треугольником, что привело его к доказательству знаменитой теоремы.
Одновременно с проведением съемок выполнялась и оценка земель, земли оценивались как количественно, так и качественно. данные учёта использовались для определения размера налога (1/5 дохода с земли) и установления прав собственности на землю. Такой учёт два раза в год проводили специальные чиновники фараонов — таксаторы. Первые сведения о кадастровых работах содержат элементы графического отображения кадастровых данных на специальных глиняных табличках.
Высокий уровень землемерных знаний древних египтян подтверждается наиболее древними из дошедших до наших дней задачниками. К примеру, математический папирус Ахмеса, который был переписан около 1650 г. до н.э. писцом по имени Ахмес и обнаружен в 1858 г., включает условия и решения 84 задач, среди которых встречаются задачи, связанные с землеизмерением и определением площадей земельных фигур. В папирусе приводятся точные формулы вычисления площади треугольника, прямоугольника, трапеции, сферы, хотя площадь произвольного четырехугольника вычислялась по приближенному правилу, как произведение полусумм пар противоположных сторон. Установлено, что оригинал, с которого был переписан папирус Ахмеса, относится ко второй половине XIX века до н.э. Отдельные исследователи предполагают, что он мог быть составлен на основании ещё более древнего текста III тысячелетия до н.э.
В V в. античный философ Прокл Диадох (412 н.э. – 485 н.э) писал, что «согласно большинству мнений, геометрия была впервые открыта в Египте, имела свое происхождение в измерении площадей».
Попутно заметим, что писец был чиновником, состоявшем на государственной или храмовой службе. Он являлся носителем научных знаний. В одном из папирусов говорится, что «писец – он руководит всеми, и не обложена налогами работа в письме. На нее нет налогов. Заметь себе это».
В 1870 году до н.э. фараон Сенусерт III повелел разделить всю землю на прямоугольные участки и сдавать ее в аренду. Особая комиссия устанавливала границы земель после разливов Нила. Вот что пишет про этот период древнегреческий историк Геродот (484 до н.э. – 425 до. Н.э): «Этот царь, как передавали жрецы, также разделил землю между всеми жителями и дал каждому по квадратному участку равной величины. От этого царь стал получать доходы, повелев взимать ежегодно поземельную подать. Если река отрывала у кого-нибудь часть его участка, то владелец мог прийти и объявить царю о случившемся. А царь посылал людей удостовериться в этом и измерить, насколько уменьшился участок для того, чтобы владелец уплачивал подать соразмерно величине оставшегося надела. Мне думается, что при этом-то и было изобретено землемерное искусство и затем перенесено в Элладу».
История Египта в течении I тысячелетия до.н.э. – это полоса упадка страны и господства иностранных завоевателей, сначала эфиопов, затем ассирийцев и персов. После завоевания Египта Александром Македонским начинается процесс объединения греческой и египетской цивилизаций. В это время привилегированным слоем населения Египта стали греческие рабовладельцы. Часть рядовых граждан-греков стала землевладельцами, нёсшими военную службу за предоставленные им земельные наделы. Греки стали формировать в Египте те земельные отношения, которые существовали на земле их предков, в Древней Элладе. Все земли делились на две категории: царские земли и «земли в отпуску», передававшиеся частным лицам с оставлением за царём права собственности на неё. В царскую собственность были переданы даже земли храмов. Доходы царской династии с земель, получавшиеся в виде произвольно устанавливаемой арендной платы, были очень велики. Причём, для крестьян-общинников аренда царских земель была обязательной. Как видим, этот период характерен привнесением нового элемента в древнекадастровые работы, а именно — введением земель в товарно-денежный оборот, в частности, появлением такого понятия, как аренда земель.
Римский кадастр
Возникновение Древнего Рима, как рабовладельческого государства-полиса, историография относит к 7 веку до н.э., точнее к 753 - 754 гг.
До наступления мрака средневековья, земельный кадастр достиг пика своего развития в древнем Риме, представляя собой продолжение древнегреческих землеустроительных работ. Примером тесной связи кадастров двух цивилизаций может служить VII таблица важнейшего памятника римского права – Закона XII таблиц, в которой приводится прямая ссылка на законодательство Солона: «Нужно заметить, что при иске о размежевании границ необходимо соблюдать указание закона [XII таблиц], установленное как бы по примеру следующего законодательного распоряжения, которое, как говорят, было проведено в Афинах Солоном».
Первые упоминания о введении частной собственности на землю относятся к периоду правления шестого римского царя — Сервия Туллия (6 век до н.э.). К этому времени, римское общество разделяется на две группы – патрициев и плебеев. Рост численности плебеев, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, общину, социальное значение и сила которой возрастали. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой — патрициями. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами Сервия Туллия, которыми завершился первый этап этой борьбы. По сути, эти реформы положили начало римскому кадастру, получившему в то время наименование «Табулес Цензуалес». В этом кадастре производилась съемка периметра недвижимого имущества и устанавливался налог с учетом типа почвы, ее возделывания, качества и продуктивности. Данные съемки были получены со слов собственников. Составлялся специальный реестр, в который вносились сведения о размере земельных участков, способах их обработки, качестве и доходности земель. Площадь земельных наделов определялась в югерах – мерой поверхности, служившей для измерения площади, которую можно вспахать в день парой быков.
Октавиан Август (27г. до н.э – 14г. н.э.), уделял взиманию земельного налога значительное внимание. За время его правления для более полного взимания земельного налога было введено точное измерение земель с определением их качества и составлением статистических описаний и карт, что позволило вдвое увеличить земельный налог деньгами и натурой.
Приемы межевания были близки к планировке военных лагерей и использовались преимущественно в колониальном межевании. По форме римское межевание делится на два вида: центуризация и стригация.
Способ центуризации, сложившийся в стройную систему при Августе, в результате стал общегосударственной системой.
Вся межуемая земля делилась на квадраты, составляющие единицу межевания, называемой центурией. Ее площадь – 200 югеров или 400 актусов (20x20 актусов). Два актуса составляли югер, равный 120×240 футов. Сторона центурии всегда была кратной актусу. Сторона стандартной центурии равнялась 708 м. (в Северной Африке, по результатам измерений сохранившихся центурий).
Последовательность разбивочных работ при центуризации в целом такова:
1. Выбиралась центральная точка, с которой начиналось межевание. Эта центральная точка играла большую роль: она являлась центром прямоугольной системы координат в данном регионе; центром системы дорог и, по существу, центром хозяйственной жизни. Поэтому эта точка, центр, размещалась или возле стен города (или в центре юрода), или на пересечении главных дорог и на самом высоком месте. Последнее вызвано тем, что трассирование межевых линий начиналось с этой точки - в ней устанавливалась обычно грома.
2. Место, выбранное в качестве центра, выравнивалось. На полученной площадке устанавливался гномон, стела или шест, с помощью которых одним из трех способов определялись два, взаимно перпендикулярных, главных направления – декуманус максимум (ДМ) и кардо максимум (КМ). Один из этих методов описан Гигином Громатиком и заключается в следующем.
На площадке, из центра, где стоит гномон проводился круг. На нем отмечались места пересечения тени стелы в первой и второй половине дня. Затем эти точки соединялись прямой, которая делилась пополам. Через полученную точку на прямой и центр проходила линия кардо максимум, а ей перпендикулярная линия была декуманус максимум. Затем с помощью громы или другого типа землемерного креста эти две главные линии выносились на местность - трассировались.
3. По главным осевым линиям, ДМ и КМ, откладывались отрезки равной длины (20 актусов), в которых выставлялись перпендикуляры и проводились декуманусы и кардо (их еще называли терминиями – 1-й, 2-й и т.д.), которые иногда нумеровали последовательно, начиная от ДМ или КМ.
4. От всех осевых линий (ДМ и КМ) откладывались отрезки по 20 или 10 футов (половина ширины дороги) или меньшей длины, чтобы вынести на местность дороги.
5. По всем размежеванным центуриям закладывались центурийные столбы (камни) с двойной нумерацией и принятой аббревиатурой, определявших номер и положение центурий. Центурийные камни устанавливались на всех пересечениях дорог.
6. По главным дорогам закладывались мильные камни - миллиарии.
7. Производилась съемка – нанесение всех центурий, дорог, межевых линий, топографических подробностей на план (на медную или бронзовую доску). План и карты составлялись в 2-х экземплярах, один из которых передавался местным властям, другой сдавался в центральный архив, в Рим. В главном землемерном римском "Своде" – источнике информации о римском землемерии - сохранились такого рода планы и карты в миниатюрах, преимущественно обучающие модели. Настоящих металлических карт не сохранилось – слишком высоко ценилась бронза.
Способ скамнации (или стригации). Основной ячейкой (единицей) межевания являлись, в отличие от центурий, горизонтальные и вертикальные прямоугольники, называвшиеся стрики (с севера на юг) или скамнумы (с запада на восток).
Главные оси именовались так же как и при центурийном способе – ДМ и КМ. Но второстепенные (или параллельные декуманусу и кардо) линии называли ригорес. Способ стригации или скамнации использовался преимущественно в гражданском межевании, не в колониях.
Следует отметить, что у древних римлян во времена Августа, начинает сформировываться коллегия агрименсоров, которая в дальнейшем играла заметную роль не только в землеустройстве, но и в аграрном праве Древнего Рима. К примеру, кроме непосредственно измерений, установки граничных камней и съёмочных работ, они должны были высказывать свои мнения в юридических вопросах, возникавших по поводу земельной собственности, и при спорах, в которых был замешан вопрос о границах, исполняли обязанности судьи. Во времена империи, когда само имя агрименсор и громатик (по названию геодезического инструмента грома) было почётным, они сделались государственными чиновниками, которые образовали многочисленный и сильный класс, ставший основой фискального налогообложения.
Земельный кадастр Римской империи представлял собой работы по разделению земель на участки, по определению их границ, составлению карт, определению качества земель, и нанесению на камни всей необходимой информации о данных участках. Ведение этого кадастра строго регламентировалось инструкциями и указаниями на проведение кадастровых съёмок и применение юридической терминологии. Этот кадастр получил впоследствии название «Римский кадастр». Именно с этого периода мы и ведём историю официального кадастра и кадастровых отношений, и именно этот кадастр в дальнейшем лёг в основу кадастров всех европейских стран.
Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным "варварским" королевствам, а в конечном счете – к централизованным национальным государствам.
cyberpedia.su
Почва у античных греков
Маленький жизнелюбивый народ, издавна населявший юг Балканского полуострова, побережье Малой Азии и соседние острова, подарил миру более двух тысяч лет назад завершенную философию и первую науку. Его понимание почвы было натурфилософским, иногда легендарным, но ярким и образным. К древним эллинам восходят первые специальные, сохранившиеся до нашего времени агрономические, биологические и географические сочинения, в которых немало говорится о земле-почве, ее плодородии, свойствах. Эти высказывания, порой мифологичные по форме, отражают агрикультуру и природу Греции, «детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее...» 7.[ ...]
Трижды в году хлебодариая почва героям счастливым Сладостью равные меду плоды в изобилии приносит.[ ...]
Ревностно все за работу борись,— батраки и хозяин.[ ...]
Вспашешь весной, а летом вздвоишь,— н обманут пе будешь.[ ...]
Передвоив, засевай, пока еще борозды рыхлы.[ ...]
Через столетие после Господа философ, основатель элейской школы Ксенофан (VI—V вв. до п. э.), писал, что из почвы «все возникло» и в пес «все обратится в конце концов» (Досократи-кн, 1914, с. 113).[ ...]
Из поэмы Гесиода мы знаем, что в «суходольной» Греции существовали разные плуги, приспособленные к тем или иным почвам, но борона еще не была известна, и для разбивания па пашне комьев и глыб употребляли колотушки: перед посевом почва должна быть равномерно комковатой, это нужно для экономии влаги. «Работы и дни» изложены в стихотворной форме для облегчения запоминания их наизусть. Таковы же были древнейшие географические сочинения — описания путешествий «от пункта до пункта»; туг встречались упоминания о землях и их достоинствах в разных местах.[ ...]
Учение греков о почве достигло расцвета в V—IV вв. до и. э., во времена Эмпедокла (ок. 490—430 гг. до н. э.), Аристотеля (384—322 гг. до и. э.) и его учеников. Они обобщили не только богатый опыт использования почв в земледелии Греции, по и сведения, почерпнутые у народов других стран, особенно Египта и Двуречья, а также собранные во время военных походов и путешествий, которые тогда уже охватили большую часть ойкумены. Существенную роль в оформлении этих знаний, придании им практической направленности играли развитие производительных сил Греции, заморская торговля продуктами сельского хозяйства— зерном (ввоз из Скифии), вином, оливковым маслом (вывоз в разные страны). Греческие купцы и путешественники, стремившиеся колонизовать различные местности на берегах Черного и Средиземного морей, тоже хотели знать климат и земли этого обширного региона.[ ...]
Профиль почвы, как видим, трактуется преимущественно в агрономическом аспекте. «Жировая прослойка», конечно, теперь— архаизм, но представление о ней могло зародиться из реальных наблюдений. В бурых и коричневых лесных почвах, которые преобладают в Греции, иллювиальные горизонты и по плодородию, и внешне действительно выглядят как «жировые». Еще вероятнее мысль об этом могла возникнуть при ознакомлении с погребенными слоями аллювиальных и делювиальных почв, которые высоко ценились в то время и в самой Греции, и в соседних странах — Египте и Двуречье.[ ...]
Вернуться к оглавлению
ru-ecology.info
Вырубка лесов в Древней Греции
В современной научной и популярной литературе мы постоянно встречаем высказывания, например, о том, что Аттика уже в V веке до нашей эры оказалась совершенно лишенной лесов в результате деятельности человека, а горы, потеряв почвенный покров, превратились в почти голые скалы – древесный уголь активно использовался в металлургическом производстве, строевой лес – при постройке домов и особенно в кораблестроительстве. По свидетельству греческого ученого Феофраста, во второй половине IV века до нашей эры корабельный лес, например, рос только в Аркадии, а за пределами Греции – в Македонии, Фракии, Италии, на северо-восточном и северном побережьях Малой Азии, а также в Сирии.
Надо полагать, что такое исчезновение лесов отражало потребительское отношение к ним наших предков. Философское обоснование этому мы находим в трактате греческого мыслителя Аристотеля «Политика». Рассуждая о собственности и искусстве ее наживать, Аристотель пишет следующее: «...растения существуют ради живых существ, а животные – ради человека... Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все вышеупомянутое ради людей... Ведь и политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа; точно так же и природа – земля, море и т. п. – должна доставлять человеку необходимое пропитание, и на обязанности домохозяина лежит всему тому, что получается из этих источников, дать соответствующее назначение».
Читая знаменитый трактат «Об архитектуре» римского архитектора конца I века до нашей эры Марка Витрувия Поллиона, находим две главы, посвященные лесу.., но лесу как древесному строительному материалу, строевому лесу. Здесь подробно описывается, когда, почему и как надо производить его рубку, рассказывается о свойствах древесины ели, дуба, вяза, тополя, кипариса, кедра, лиственницы, о транспортировке древесины.
Как мы показали выше, очень часто считают, что дикие леса Греции были величественными, как впрочем, и обильными, и что они были постепенно и необратимо уничтожены стравливанием, вырубкой и пожарами. Почва, некогда укрепленная корнями лесных деревьев, больше не удерживалась корнями маквиса, который заменил их, и смывалась на равнины или в море, что постепенно привело к изменению климата. Даты этого процесса, в общем-то, неясны, но большинство авторов думают, что дикий лес еще оставался в классическую эпоху и исчез позднее.
Подобная точка зрения родилась в Европе и появилась в сочинениях путешественника XVIII века С. Соннини (после этого ее приписали древнегреческому философу Платону, но Платон писал, что потеря почвы – причина, а не следствие исчезновения деревьев). По этому поводу существуют два направления мысли. Одно из них восходит к студентам и художникам, обучавшимся классической литературе, представления которой бессознательно переносились на пейзаж их родных стран. Так, французский или английский путешественник, воспитанный в традициях аббата Бартелеми, написавшего роман «Путешествие юного Анахарсиса по Греции», изданный в Париже в 1788 году, ожидал увидеть героев, пронзающих копьем кабана в благородных лесах, или нимф, плавающих в кристально чистых источниках. Обнаруживая вместо этого дубы с запутанными ветвями, произрастающие в реальной Греции, он делал вывод, что земля испортилась по сравнению с классической эпохой. Другое направление мысли – взгляд, что деревья, будучи вырубленными, могли быть восстановлены только благодаря вмешательству человека. Приверженцы этой теории забывали, что уничтожение леса – это результат того, что гибель деревьев не была сбалансирована их приростом. Они без достаточных оснований полагали, что последовательно сменявшие друг друга строители античных кораблей, пастухи, армии мародеров, турки, лесорубы внесли свой вклад в уничтожение дикорастущего леса Греции.
Некоторые деревья находились под запретом вырубки. Так человека, срубившего оливковое дерево, в Древней Греции могли казнить. С некоторым деревьями связаны легенды. По одной из легенд дочь греческого царя Кария была возлюбленной бога Диониса, но случилось несчастье - девушка умерла. И превратил ее опечаленный Дионис в ореховое дерево. Царю Карию поведала печальную весть богиня охоты и плодородия Артемида и повелела построить храм в свою честь. Колонны храма сделали в форме молодой женщины и назвали их кариатидами - нимфами грецкого ореха.
Будучи уже в преклонном возрасте, ореховое дерево продолжает щедро плодоносить. Такая способность дерева казалась людям удивительной, поэтому в Древней Греции и Риме орех был символом изобилия, достатка и долголетия. Раньше в доме каждого юного римлянина хранился запас орехов. Собираясь жениться, молодой человек выходил на улицу и кидал их своим младшим друзьям. Он как бы отдавал им свою уходящую юность, а орех в этом случае выступал символом вечной молодости. В Риме это лакомство было принадлежностью свадебных пиршеств, так как грецкий орех считался символом брака.
Священное для греков Оливковое дерево. Фото: Evan Bench
За последние десятилетия наука получила в свое распоряжение многочисленные методы естественнонаучных дисциплин, позволяющие вполне обоснованно реконструировать экосистемы прошлого. Так, например, пыльцевой анализ из стратифицированных отложений в озерах позволяет восстановить, какая растительность была в данном регионе в ту или иную эпоху. Недавно такая работа была проведена в одной из областей Греции – Беотии университетами Кембриджа и Бредфорда совместно с Британской археологической школой в Афинах. Вкратце о результатах этих исследований, основанных на данных пыльцевого анализа из отложений Копаидского озера.
Как до недавнего времени представлялась ученым растительность этой части Греции? Считали, что доисторический дикорастущий лес был простым – равнины были покрыты сосновыми лесами, а современные виды сосны произошли от кустарниковых и подкустарниковых компонентов, оставшихся после гибели сосен. Предполагалось, что самой главной определяющей произрастания различных видов деревьев была высота над уровнем моря. Эта гипотеза была основана на простой форме климатической теории вегетации – вере в то, что в данном климате вся земля, будучи непотревоженной достаточно длительное время, произведет ту же растительность. Растительность Беотии была восстановлена путем пыльцевого анализа и исследования реликтовых сообществ. В древности она включала значительный нелесной компонент, очевидно, в форме небольших участков степи, впрочем, этого можно было ожидать от полузасушливой земли, где не было достаточно воды, чтобы поддерживать растущие деревья. Не похоже, чтобы лесистые участки были простой смесью деревьев, это во многом зависело от почв. Сосны играли незначительную роль в диких лесах Беотии. Пыльцевые анализы с Крита и Пелопоннеса свидетельствуют о том, что здесь сосны местами преобладали, однако этот тезис был ошибочно распространен географически и хронологически. Наиболее характерными деревьями в Беотии были дубы, хотя некоторые современные разновидности не были так широко распространены, как сейчас. Лиственных деревьев было гораздо больше, чем в настоящее время, причем они росли на более низких высотах над уровнем моря. На больших высотах дикорастущие леса состояли в основном из лиственных деревьев и можжевельника.
Ученые пришли к выводу, что если бы не человеческое вмешательство, примерно так же выглядели бы беотийские леса и сейчас, однако перемена к более сухому климату, возможно, привела бы к увеличению пропорции степи и сокращению пропорции деревьев северного типа, таких, как граб. Несомненно, что изменения в структуре леса имели место еще в доисторическую эпоху и к классическим временам были уже завершены.
Можно получить представление о ландшафте и растительности Беотии классической эпохи и Нового времени. В каждый период здесь было очень много гористых лесов, рощ, болот, сельскохозяйственных угодий. Во многих случаях, когда речь идет о деталях, они были примерно такие же, как сейчас. Только путем тщательного анализа данных можно обнаружить какие-либо изменения. Так, например, рощи классического времени не всегда были там, где они имеются сейчас. После 1700 года среди серьезных изменений структуры леса произошло умеренное увеличение пропорции сосны и некоторое увеличение пихты. В целом же беотийская растительность за 2500 лет, по оценке исследователей, изменилась меньше, чем растительность Англии за последнее тысячелетие или Новой Англии за последние 180 лет.
Стабильность может быть в какой-то степени иллюзией. В конце XIX века влияние выпасов и особенно вырубки леса было более сильным, чем сейчас.
«Было ли уничтожение дикорастущего леса обязательно плохой экологической политикой?» – задают себе вопрос английские ученые. Об этом надо судить с точки зрения самой Беотии. Большая часть дикорастущего леса в древности состояла из небольших, крепких, твердых и плохо поддающихся обработке деревьев, создающих тень, в которой ничего не росло. То, что их сменило, не было ни в коем случае «бесполезным кустарником», как это часто предполагается. Это была сложная, красивая мозаика растительности, состоящая из широкого круга видов и дающая обилие продуктов, в том числе тех, благодаря которым Греция получила известность за своими пределами: мед, сыр, съедобные растения, лекарственные травы, красители – продукты не дикорастущего леса, а исторической растительности. Маквис и степь были ценным дополнением к пахотной земле и культивируемым деревьям. В классическую эпоху и ранее, когда перечень культивируемых растений был меньше, чем сейчас, они были существенным дополнением. Конечно, маквис не давал древесины, но это оказало незначительное влияние на каменное строительство, торговлю и морское дело, которыми жили греки. Этот народ, как позднее голландцы, практиковал импорт леса для строительства кораблей из стран, расположенных в лучших условиях для того, чтобы его выращивать.
Выводы, к которым пришли английские исследователи, сделаны на основании изучения лишь одного из районов Греции, сравнительно хорошо обеспеченного документальными свидетельствами, на базе которых мог быть осуществлен синтез исторической экологии. Несомненно, что вопрос «Было ли уничтожение дикорастущего леса обязательно плохой экологической политикой?» должен в каждом конкретном случае решаться на основании тщательного исследования реликтовых сообществ с применением данных пыльцевого анализа.
biofile.ru
туры в Грецию,Почва Греции
Для почвенно-растительного покрова Греции характерны высотная поясность, частая смена в одном поясе разных видов растительности, разных типов почв. В Греции плодородной земли немного. Только приморские равнины и долины внутри страны покрыты характерными для субтропиков черно- и красноземными почвами. Из-за широкого распространения известняков преобладают маломощные почвы, во многих местах на поверхность выходят известняки. Почвы равнин сформировались преимущественно на аллювиальных отложениях и довольно плодородны, но сильно пересыхают летом. Во времена седой древности Греция была покрыта обширными лесами и зарослями колючих кустарников. Из-за сухого климата и недостатка хорошей земли только в немногих районах страны земледелие развивалось как основной вид хозяйственной деятельности. Нижние склоны гор в Греции, кроме обрабатываемых земель, покрыты зарослями маквиса. Маквис – это высокие и густые заросли ксерофитных кустарников (земляничного дерева, мирта, ладанников, древовидного вереска, дикой фисташки, дикой маслины, розмарина, можжевельников). Маквис вырождается в разреженные и скудные растительные группировки, известные под названием гаррига. Первоначальный лесной покров сохранился на более высоких и труднодоступных склонах Пинда, Олимпа и Родопских гор. Там на средних частях склонов растут леса из дуба, бука, граба и каштана, выше появляются хвойные.
Другие статьи Греция
Халкидики-Мини Классика и отдыхАнтичность-Византия-СовременностьАквапарки в ГрецииДжип-сафари (из региона Крит)Ретимно и пещера Сфендони (из региона Крит, целый день)Сития – Топлу – Вай (из региона Крит, целый день)Неизведанный Крит (из региона Крит, целый день)Курталиотское ущелье – монастырь Превели (из региона Крит, целый день)Путешествие по Южному Криту (из региона Крит, целый день)Острова Элафониси (из региона Крит, целый день)Фестос – Гортина – Матала - Спили(из региона Крит, целый день)Ущелье Самарья (из региона Крит, целый день)Плоскогорье Лассити и пещера Зевса (из региона Крит, целый день)Круиз на Спиналонгу с остановкой в Агиос-Николаос (из региона Крит, целый день)Кносский дворец (из региона Крит, целый день)Круиз на остров Санторини (из региона Крит, 15 часов)Круиз на остров Грамвуса (из региона Крит, целый день)Круиз на остров Дия из региона КритСаронические островаКиклады