Затонувшие корабли, которые видны с поверхности. Древние затонувшие корабли
Самые крупные сокровища затонувших кораблей
Останки около трёх миллионов затонувших кораблей разбросаны по всему дну мирового океана. И вместе с этими обломками в недрах морской пучины прячутся настоящие сокровища, которые периодически находят исследователи или простые рыболовы – золотые монеты, бронзовые статуи, драгоценности и многое другое.
Затонувшее судно возле бухты Салькомбе
Пожалуй, это одно из самых древних кораблекрушений в мире. Торговое судно занималось перевозкой медных слитков и олова ещё в 900 году до н.э. Найденный груз является свидетельством того, что уже в давние времена была развита коммерция.
Затонувший корабль из Белитунга
Аравийское судно затонуло в далёком 820 году, а найдено оно было рыбаком неподалёку от побережья Индии в 1998 году. На корабле было обнаружены многочисленные золотые и серебряные предметы времён династии Тан, а также керамические изделия, выполненные в единственном экземпляре. Всего сокровищ было насчитано на сумму 80 млн $.
Корабль SS Центральная Америка
Американский пароход затонул в 1857 году. 153 человека, в основном, женщины и дети, смогли спастись, остальные 400 человек, находившиеся на борту корабля, погибли. Вместе с ними затонуло около 15 тонн золота, добытых во время Калифорнийской золотой лихорадки. Потерянные сокровища оцениваются в сумму около 100-150 млн $.
Затонувшие сокровища Антикитеры
Затонувший античный римский корабль был обнаружен в 1901 году в Эгейском море неподалёку от острова Антикитера. Ныряльщикам за губками удалось достать бронзовую статую юноши и множество других артефактов. Также на судне обнаружили антикитерский механизм, использовавшийся для расчёта движения небесных тел. Стоимость обнаруженных сокровищ оценивается в 120-160 млн $.
Судно S.S. Republic
У берегов Джорджии был найден морской клад на сумму 120-180 млн $. В трюмах затонувшего парохода были обнаружены тысячи золотых двадцатидолларовых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 годов.
Судно Bom Jesus
Когда геологи «De Beers», международной корпорации, занимающейся добычей, продажей и обработкой природных алмазов, у берегов Африки нашли судно, буквально врытое в пляж, они были очень сильно удивлены. На корабле было обнаружено невероятное количество золотых монет, пушек, мечей и бивней слонов.
Корабль SS Gairsoppa
Британское судно с тоннами серебра, чугуна и чая было атаковано немецкой подводной лодкой U-37. Стоимость клада оценивается в 200 млн $.
Флагманский корабль Вайда
Этот корабль примечателен тем, что это единственный когда-либо найденный пиратский корабль. На судне было обнаружено много ценного пиратского оружия, монет и других артефактов на общую сумму 400 млн $.
Нуэстра Сеньора де Аточа
Испанский галеон затонул у побережья Флориды в результате шторма. Корабль перевозил исключительно ценности, поэтому среди его останков было найдено множество золотых и серебряных слитков, серебряных монет, драгоценностей, меди, оружия на общую сумму 450 млн $.
Нуэстра Сенбора де лас Мерседес
Испанский фрегат затонул у Гибралтарского пролива. Груз, составлявший тонны золота и серебра в испанских монетах, был оценён в 500 млн $. Этот клад считается самым ценным из когда-либо найденных на морском дне.
похожие записи
perekop.org
Самые удивительные затонувшие корабли
У многих людей при словосочетании «затонувшие корабли» возникает ассоциация с деревянными суднами, которые покоятся на дне океанов или морей. На самом же деле, среди затонувших кораблей очень мало объектов, выполненных из дерева — в основном кораблекрушение случалось с металлическими суднами. Как недавно выяснилось, существует порядка 3 млн затонувших кораблей.
«Титаник»
«Титаник», пожалуй, — самый известный корабль, который затонул. Это судно поглотила пучина Атлантического океана в 1912-м году. Это был первый и последний рейс «Титаника», которого называли самым роскошным, непотопляемым и безупречным кораблем. Катастрофа унесла жизни более полутора тысяч человек, которые находились на борту лайнера в тот злополучный день. Около десяти лет «Титаник» пролежал в полной темноте на дне океана. И только двадцать лет назад исследователи нарушили покой этого гиганта. В 1995-м году известный режиссер Джеймс Кэмерон самостоятельно спускался к кораблю, чтобы иметь возможность качественно снять одноименный киношедевр. К настоящему моменту фильм «Титаник» до сих пор является для многих зрителей самой душевной кинокартиной.
Фрегат «356»
Удивительная история этого затонувшего корабля не может оставить равнодушными любителей загадочных и необъяснимых фактов. Причина крушения судна и по сей день не известна.«Фрегат» затонул в водных просторах Кайман-Брак, неподалеку от Кубы. Судно покоится на глубине в 28 метров. Во время кораблекрушения тонущее судно раскололось пополам. Строительство этого корабля было завершено в 80-х годах на территории СССР. «Фрегат» после того, как Советский Союз распался, пытались перевести в военно-морской флот, который располагался в Кубе. Чуть позже «Фрегат 356» был продан Кайманским островам. Местные власти специально затопили этот корабль, дабы привлечь сюда дайверов со всего мира.
Шхуна «Свипстейкс»
Канадская шхуна «Свипстейкс» нашла свой последний причал в бухте на шестиметровой глубине, расположенной возле берегов города Томермори. Шхуна «Свипстейкс» была построена в далеком 1867-м году и использовалась для перевозки угля. После восемнадцати лет беспрерывной эксплуатации, судно получило серьезные повреждения близ острова Ков, впоследствии,пошло ко дну.
«P29»
Корабль (50 м в длину) потерпел крушение девять лет назад. К настоящему моменту нет практически никаких сведений об истории крушения «Р29». Сейчас место, где затонул корабль, очень популярно у дайверов, которые ежегодно прибывают на Мальту, дабы попытаться разгадать тайну затонувшего корабля.
Военный американский корабль «Юта»
Этот корабль был выстроен в 1909-м году и служил помощником моряков в период Первой мировой войны. Крушение судно класса линкор потерпело, когда в 1941-м году со стороны Японии проводилась операция операция по захвату Перл-Харбора. Известно, что длина этого корабля составляла 160 метров. В момент, когда судно было затоплено, на борту находилось порядка ста человек. Более пятидесяти членов экипажа погибли в момент крушения корабля и большинство из них до сих пор покоятся в полузатопленном ржавом судне. В память о погибших власти острова Форд установили мемориал.
Корабль-госпиталь
В период Первой мировой войны этот океанический лайнер был военным госпиталем. В 1935-м году судно буксировалось в Японию, но в момент буксировки корабль-госпиталь внезапно исчез. Обнаружить его удалось лишь через три дня. Сильная буря отбросила судно к берегам австралийского острова. Экипажу чудом удалось выжить — все люди были эвакуированы, а корабль больше никогда не покидал этого места.
«Летучий голландец» из Гитио
Во время сильного шторма этот корабль вынесло в открытое море. Через какое-то время судно удалось остановить, однако якорь так и не смог выдержать сильной нагрузки — «Летучий голландец» вновь подчинился воле волн. Кораблекрушение произошло на мелководье неподалеку от Греции.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl + Enter.
hsl.guru
как разгадать тайны океана? — Альтернативный взгляд Salik.biz
Затонувшие корабли ассоциируются с пиратами и сокровищами, однако по факту всё далеко не так романтично. Современные кораблекрушения уже не связаны с этими атрибутами. Тем не менее затонувшие суда продолжают пополнять океан, создавая экологические и навигационные проблемы.
По данным ООН, в мировом океане разбросано около трёх миллионов затонувших кораблей. Некоторые из них стали жертвами непогоды, другие пострадали в войнах или затонули в результате несчастных случаев. Часть затонувших судов беспокоит учёных, поскольку они перевозили топливо и теперь могут стать источником загрязнений. Другие могут лежать неглубоко и стать помехой для судов, вплоть до кораблекрушения.
Определить точное местоположение всех этих судов достаточно сложно. Однако группа европейских учёных нашли способ обнаружения затонувших кораблей с помощью спутников. Исследователи разработали специальную программу на основе данных американского спутника дистанционного зондирования Земли Landsat 8. С помощью этой программы учёные смогут составить карту затонувших кораблей.
«Титаник» и его «собратья» по несчастью
Правда, у новой программы есть один недостаток — она может изучать морское дно лишь до глубины 15 метров. Многие корабли покоятся гораздо глубже. В частности печально известный «Титаник» после кораблекрушения опустился на глубину 3 750 метров. Корабль затонул в 1912 году, нашли его только 1985 году. Множество учёных и изобретателей предлагали разные способы, чтобы поднять судно на поверхность, однако до их практического применения дело так и не дошло. По мнению учёных, «Титаник» полностью рассыплется на небольшие фрагменты на рубеже XXI и XXII века.
Некоторые корабли лежат не так глубоко, поэтому могут быть доступны для туристов и дайверов. Например, к таким относится корабль «Уида», больше известный как «Уайда». Корабль был спущен на воду в 1715 году и вначале использовался для работорговли. В 1717 году корабль был захвачен пиратом Чёрный Сэм, который орудовал в Карибском море. За год пират разграбил на «Уиде» более 50 судов, после чего попал в сильную бурю и потерпел кораблекрушение.
«Уида» была обнаружена в 1982 году, спустя 250 лет после катастрофы. На корабле нашли множество сокровищ, пиратского оружия и других артефактов. Судно находилось на глубине всего пять метров. Оно стало первым пиратским кораблём из когда-либо обнаруженных.
Сокровища и корабли-призраки
Самой громкой находкой XX века стало судно «Нуэстра Сеньора де Аточа», а точнее, сокровища с этого судна. От самого корабля, затонувшего в 1622 году, мало что осталось. Ветер разбросал его останки по всему побережью Флориды. Но вместе с кораблём затонули 47 тонн золотых и серебряных монет и слитков. Они усеяли морское дно на протяжении более 50 миль. Это был почти годовой доход Испанского королевства.
Сокровища нашёл кладоискатель Мел Фишер, который посвятил поискам более 20 лет. В результате многолетних работ экспедиция Фишера подняла с морского дна драгоценностей на сумму $250 млн. Приблизительная сумма ещё остающихся под водой сокровищ «Аточи» оценивается не менее чем в $100 млн.
Многие затонувшие корабли часто окутаны легендами. Таким является пассажирский пароход «Валенсия», затонувший в 1906 году недалеко от Ванкувера. Это место моряки называют Кладбищем Тихого океана, поскольку корабли там тонут довольно часто. В ночь на 22 января корабль из-за шторма напоролся на рифы и получил пробоины. Капитан принял решение посадить судно на мель, но ситуация усугублялась плохими погодными условиями.
На воду были спущены несколько спасательных шлюпок. Однако они были неправильно укомплектованы и сразу стали жертвами мощной бури. Помощь не смогла подойти к судну близко из-за урагана. По неофициальным данным, в катастрофе погиб 181 человек, выжило 37. В 1933 году моряки обнаружили дрейфующую шлюпку с «Валенсии». По одним данным, она была пустой, по другим — с останками пассажиров. Это послужило источником легенды о корабле-призраке, которым стала «Валенсия» после катастрофы.
Как бы там ни было, затонувшие корабли будут и дальше привлекать внимание историков, туристов и дайверов. Стремление заглянуть за кулисы чужой беды влечёт любителей приключений в морские пучины. Учитывая, что большая часть мирового океана не исследована, людям ещё предстоит сделать много сенсационных открытий и найти пропавшие и забытые всеми подводные сокровища.
salik.biz
Удивительные находки с затонувших кораблей
Древний механизм, соус из рыбьей крови, кольцо с гигантским изумрудом, скала из серебряных слитков… Что еще таится на дне мирового океана, где за всю историю человечества затонуло около 3 млн кораблей?Счастливчик Фишер
Король Испании Филипп IV был разгневан: вместе с одним только галеоном Nuestra Señora de Atocha, 6 сентября 1622 года налетевшим на коралловые рифы у побережья Флориды, на дно отправились более 40 т драгоценного груза — золота, серебра, драгоценных камней и оружия. Такая же участь постигла и другие восемь кораблей, следовавших из испанских колоний Нового Света в метрополию. Всего потерь — около 550 человек и ценностей более чем на 2 млн песо. Срочно снарядили экспедицию для вызволения груза. Казалось бы, этому все благоприятствовало: глубина затопления Atocha составляла всего 16 м, имелся точный ориентир — торчащие на поверхности обломки бизань-мачты. Но пока капитан Гаспар де Варгас с рабами-ныряльщиками добрался до места, шторм сравнял останки судна с океанской гладью. Поиски оказались безуспешны. Через три года попытку повторили, и снова безрезультатно.Видимо, чтобы поднять историю со дна забвения должен был появиться Мел Фишер — человек, посвятивший жизнь поиску испанского Серебряного флота. Поисковики по документам пытались обозначить хотя бы район поисков. Периодически что-то находили: огромный якорь, горсть золотых монет, оправленные в серебро пистолеты… В 1975 году — бронзовые пушки с Atocha, но главного груза все не было. Понадобилось еще десять лет, чтобы магнитометр на поисковом катере зафиксировал скопление металла. Скала, к которой подошло судно, оказалась спекшимися воедино серебряными слитками — основной частью груза Atocha. Всего было обнаружено 3200 изумрудов, 150 000 серебряных монет и более 1000 серебряных слитков — каждый весом свыше 40 кг.
Поиски дорого обошлись «счастливчику» Фишеру — еще тогда, в 1975 году, его сын Дирк с женой попали в кораблекрушение на поисковом буксире и погибли. Тем не менее, внук Шон продолжил семейное дело и во главе компании Mel Fisher’s Treasures ищет сокровища Серебряного флота неподалеку от острова Ки-Уэст, Флорида. Он полагает, что находок хватит еще надолго: «Где-то неподалеку лежат еще три корабля этой флотилии». В июле 2011 года дайверами Фишера было найдено золотое кольцо с изумрудом в 10 карат, оцененное в $500 000.
Серебро и субмарина
Вышедший из Калькутты в составе конвоя британский торговый корабль SS Gairsoppa вез в Великобританию чай, чугун и серебро. В феврале 1941 года во время шторма он отстал от сопровождения и был торпедирован немецкой подводной лодкой. В 300 км к юго-западу от Ирландии судно пошло ко дну. Из 85 человек выжил только один — помощник капитана Ричард Айрес, добравшийся до берега на спасательной шлюпке через 13 дней одиночного плавания.Корабль затонул на очень большой глубине — 4700 м. Тем не менее, надежда достать ценный груз с рекордной глубины не угасала. Великобритания заключила контракт с американской компанией Odyssey Marine Exploration, специализирующейся на подъеме покоящихся на морском дне грузов. И в 2011 году, через 70 лет после кораблекрушения, на поверхность было поднято около 50 т серебра (более 1200 слитков), что составляло примерно пятую часть груза. Компания, весьма заинтересованная в контракте (по условиям, она получает 80% от найденного), продолжила работы. В 2013 году успех повторился: с глубины достали более 1500 серебряных слитков. Их стоимость составляет около $35 млн.Примерно в 160 км от места работ, на глубине 2500 м, американцами было обнаружено еще одно британское судно, также пущенное ко дну немецкой субмариной, но еще во время Первой мировой войны. Груз Mantola оценивается примерно в $19 млн.
Сокровища Черного Сэма
Whydah Gally — первый пиратский корабль, обнаруженный подводными кладоискателями, но примечателен он не только этим. Судно принадлежало в своем роде чемпиону среди морских разбойников — Сэмюэлю Беллами по прозвищу Черный Сэм, ухитрившемуся всего за год взять на абордаж в Карибском море более 50 судов. Трехмачтовый парусник Whydah Gally был захвачен в марте 1717 года. Сэм сделал его своим флагманским кораблем. На нем будто бы и хранились все награбленные за год сокровища. Говорили, что катализатором подвигов Сэмюэля стала любовь. И вот, когда он уже развернул корабль на север, чтобы кинуть добытое богатство к ногам возлюбленной, парусник отнесло к берегу и выбросило на отмель. Корабль опрокинулся и развалился. Из 146 человек выжили только двое.Известный американский кладоискатель Барри Клиффорд обнаружил Whydah Gally в 1982 году — всего в нескольких сотнях метров от пляжа Кейп-Код на побережье Флориды. На поверхность были подняты богатства примерно на $15 млн: золотой песок, старинные монеты и оружие. Но одной из самых ценных находок считается обычная судовая рында. Когда колокол очистили от вековых наростов, на нем явственно читалась надпись «The Whydah Galle 1716», полностью подтвердившая догадки исследователей.
Вместо алмазов — слоновьи бивни
Найти затонувшие сокровища случайно шансов мало, уж слишком глубоко они «закопаны», но с португальским кораблем Bom Jesus получилось именно так. Геологи международной корпорации, специализирующейся на добыче алмазов, в 2008 году неожиданно наткнулись на обломки древнего судна у побережья Намибии, неподалеку от Берега Скелетов. Останки покоились под внушительным слоем песка на месте рукотворной морской лагуны, превратившейся в настоящее время в соленое озеро. Со дна были подняты множество испанских, португальских и венецианских золотых монет, слоновьи бивни, медные слитки и оружие. Общая стоимость извлеченного груза оценивается более чем в $13 млн. Bom Jesus, исчезнувший в 1533 году по дороге в Индию, — одна из старейших находок подводных кладоискателей.
Соус из рыбьей крови, вино 150-летней давности и астрономический механизм
Кроме находок, имеющих перманентную стоимость (драгоценные металлы и камни), обнаруживается и то, что приобретает особую ценность только со временем. Так, в 1900 году в Эгейском море, неподалеку от острова Антикитера, греческим водолазом был найден остов античного корабля. Среди обломков находился удивительный механизм, время создания которого ученые датировали приблизительно 100 годом до н. э. Устройство имело деревянный корпус, на котором спереди и сзади были размещены бронзовые циферблаты со стрелками, а внутри — около 30 шестеренок. По мнению исследователей, «антикитерский механизм» использовался для расчета движения небесных тел.В 2015 году в Лигурийском море было найдено римское судно I или II века, курсировавшее, предположительно, между Римом и Кадисом и перевозившее высоко ценившийся соус гарум. Приправа готовилась из рыбьей крови и внутренностей. Ингредиенты в течение нескольких месяцев выдерживались в каменных ваннах на солнце. Из-за специфического запаха изготовление гарума в городах было запрещено. Соус запечатывался в сосуды и поставлялся в римские провинции. Оценить вкус деликатеса археологам не довелось — море оставило только его следы.Зато вино 150-летней выдержки дошло до нас в целости и сохранности. Бутылку обнаружили в 2011 году среди обломков судна Mary Celestia, во время Гражданской войны в США перевозившего груз для армии Конфедерации и затонувшего в 1864 году у побережья Бермудских островов. Дегустация «выдержанного» напитка состоялась в 2015 году на кулинарном фестивале в Южной Каролине. По мнению сомелье, находившаяся в бутылке мутная желтовато-серая жидкость по вкусу напомнила смесь бензина, уксуса и соленой воды.
www.colors.life
Древние затонувшие корабли найдены на дне Черного моря | Голплан
Кладбище кораблей или по-другому «мертвую зону» обнаружили на дне Черного моря археологи.
Морские исследователи давно подозревали, что есть такое кладбище кораблей в глубинах Черного моря. Предположения эти складывались из исторических доказательств того, что по Черному морю, как и по Средиземному, проходили во Времена Византийской и Османской империй торговые пути между странами, и велись морские бои, и были пираты со своими армиями. Именно кладбище кораблей этого времени нашли археологи.
Это считается сенсационной находкой потому, что много утонувших кораблей, пролежавших много веков на дне моря очень хорошо сохранились.
Почему не нашли раньше?
Глубина, на которой обнаружили почти 40 древних судов, составила 1800 метров и это повлияло на два фактора: из-за недостатка кислорода корабли так хорошо сохранились и много лет не было возможности до них добраться.
Сейчас появились новые приборы и технологии, которые позволили археологам подтвердить их догадку о «мертвой зоне» на дне Черного моря.
Основной целью историков, археологов и геофизиков теперь является раскрыть картину предыстории событий, которые привели к гибели кораблей.
Ученые считают, что где-то посреди Черного моря было поселение, которое имело связи с разными странами, но в Турки в 1453 году завоевали Константинополь и торговый путь был закрыт. Открылся он только через 400 лет благодаря парижскому договору с Турцией.
Ученым предстоит большая задача по изучению находки и восстановлению истории о взаимоотношениях людей, которые жили в те далекие времена.
Читайте также: НИБИРУ ПРИБУДЕТ В ГОСТИ ЧЕРЕЗ 278 ДНЕЙ: ЧТО СЛУЧИТСЯ С ЗЕМЛЕЙ?
golplan.ru
Затонувшие корабли, которые видны с поверхности » Военное обозрение
Сквозь горько-солёную воду проступают палубы затонувших на малой глубине кораблей. Словно призраки из параллельного мира, они погрузились в небытие и теперь пугают случайных свидетелей из глубины.
В часы отлива они подступают к самой поверхности, там, где нога неосторожного пловца может задеть ржавый и слизкий борт мертвеца.
Когда же приходит прилив, море скрывает трофей, унося его в пучину волн, под тяжесть вышних вод. Туда, где все покрыто мраком глубины: и обломки кораблей, и погрузившиеся города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом...
Кладбище кораблей в бухте Труда
Эсминцы, сторожевики, подлодки, десантные корабли — всего 42 объекта в затопленном и полузатопленном состоянии. Главная достопримечательность острова Русского на снимках из космоса.
Большинство из них — списанные корабли Тихоокеанского флота. Многие дожидаются своей участи с середины 1970-х гг., и уже утратили всякую надежду на утилизацию в нормальных условиях. В наши дни бухта Труда стала популярным местом для катаний на сапсерфинге благодаря своим великолепным и пугающим видам на лежащие под водой ржавые хребты кораблей.
Останки «Феникса» и БЕКА-1 на Черноморском побережье в районе Одессы
Затонувшее судно в гавани Копенгагена
«Остров погибших кораблей» у берегов Австралии
Палубный истребитель F6F «Хэллкэт», сбитый над лагуной тихоокеанского атолла
Легендарный «Мод» (Maud) — экспедиционное судно Р. Амундсена, затёртое льдами у арктического побережья Канады
Десантный корабль «Спигель Грув» (LSD-32) с необычного ракурса. Полузатопенный корабль в перевернутом положении буксируют на океанический шельф, где он навсегда останется в виде искусственного кораллового рифа
Уже упомянутая в предыдущем обзоре затонувшая шхуна на озере Гурон. На этот раз — вид с воздуха
Крейсер «Мурманск», налетевший на скалы Хаммерфеста. Самый героический представитель всей коллекции погибших кораблей
Бывший флагман Северного флота, КРЛ «Мурманск» прослужил 36 лет, оставив за кормой свыше 240 тысяч морских миль. В 1989 году старый крейсер был исключен из действующего состава флота и выведен в отстой; спустя три года продан на металл.
В декабре 1994 года, во время буксировки в Индию, старый воин сорвался с буксирных тросов. Смерть на смердящем пляже Аланга показалась недостойной флагману СФ. Словно самурай, выбравший сэппуку, крейсер предпочел пасть грудью на острые скалы.
Он провел у побережья Норвегии долгие 15 лет, превратившись в местный аттракцион для желающих поглазеть на советский боевой корабль. Однако, опасения норвежских экологов взяли вверх — в 2010 году начались работы по разделке «Мурманска» в импровизированной осушенной «лагуне». К настоящему времени от него уже не осталось следов.
Живописный силуэт яхты «Mar Sem Fim» («Бесконечное море»). Залив Максвелла в Антарктиде, 2012 г.
Далее — корабли со всего мира.
Для всех, кто еще не имел возможности ознакомиться с первой половиной выставки затонувших кораблей, которых видно сквозь толщу воды, приглашаю перейти по ссылке: «Затонувшие корабли, которые видны сквозь толщу воды». Там вас ожидают линкоры Перл-Харбора, немецкий крейсер «Принц Ойген» и еще много других интересных объектов, навсегда оставшихся в Мировом океане.
Автор: Олег Капцов
topwar.ru
Древний корабль со дна моря » Военное обозрение
Ей Богу, хороший у нас президент, что и говорить. Причем, на мой взгляд, даже не тем, как он президентствует, а тем, что… ведет себя как нормальный человек, то есть берет от жизни все, что может и этого не стесняется. Имел возможность полетать на боевых самолетах – полетал, нырнуть на батискафе на дно Байкала – нырнул. А теперь вот опустился на дно Черного моря и посмотрел на останки корабля Х века и целую кучу амфор! Не каждый день такое удается, не так ли?! На мой взгляд, это просто интересно, увидеть древний корабль на дне моря. Но теперь «дело за малым»: поднять его со дна моря и восстановить в надлежащем виде. Опыт такой есть! Это и судно «Ваза», пролежавшее на дне Балтики с XVII в., и английское судно «Мэри Роз», зато на острове Кипр находится, пожалуй, самая необычная реплика древнего корабля, сделанная на основе находки на дне моря древнегреческого торгового корабля!Корабль должен был видеть, куда он плывет. Поэтому греки и на военных, и на торговых кораблях всегда рисовали глаза! «Таласса мусейон», Айя-Напа, республика Кипр.
Даже у нас в России, стране от Греции довольно-таки далекой, наверное, все знают, как в целом выглядели древнегреческие корабли. Ведь они же были нарисованы в нашем учебнике по истории Древнего мира. Кроме того, есть их рисунки и в Интернете, и в книгах. Так что это не диковина. Археологам встречались их изображения на керамических вазах, вот только узнать по ним, как они были устроены, а также из каких материалов их строили в то далекое от нас время нельзя. Наконец, что возили торговые, а не военные суда, плававшие между островами Эгейского и Средиземного моря? Что ж – видимо сама природа позаботилась о том, чтобы мы обо всем этом узнали, хотя может быть, и узнали далеко не все…
Кирения-II – вот так выглядит это судно целиком. «Таласса мусейон», Айя-Напа, республика Кипр.
Ныряйте и найдете!Понятно, что если вам захотелось бы найти останки древнегреческого корабля, искать их следовало бы там, где они когда-то плавали, то есть где-нибудь в Средиземном море. Но ведь море-то велико! Следы кораблекрушений занесло песком, так что, спустившись под воду, найти их вам вот так сразу вряд ли удастся. Однако нет в этом и ничего невозможного! Так в 1967 году кипрский водолаз Андреас Кариолоу нашел древний затонувший корабль. Потом ученые целых два года старались зафиксировать местоположение каждого предмета под водой. Ведь очень важно было точно знать, как именно каждая деталь судна соединялась с другой. Иначе как соединить их в одно целое? Поскольку поднимать обломки древнего корабля вот так сразу невозможно. Дерево, пролежавшее тысячи лет под водой, становится хрупким. Грекам взялись помогать сотрудники Пенсильванского музея из США, и все вместе они сумели освободить останки корабля от песка и поднять их на поверхность, причем вместе с грузом. Там провели их консервацию, которая была необходима, чтобы избавить дерево от избыточного содержания морской соли. Причем требовалось при этом его не пересушить и сохранить это морское судно – самое древнее среди всех обнаруженных у нас на Земле – для потомков!
Камни древних якорей.
Старое дерево рассказываетИсследования судна (вернее того, что от него осталось, а осталось не так уж и много!) начались с анализа древесины, которая была использована для его строительства. Потом выяснилось, что оно совершало плавания в течение примерно 80 лет до кораблекрушения, то есть было своего рода долгожителем, хотя оно и было деревянным! Груз состоял из амфор и емкостей с миндалем, и по нему установили наиболее точную дату его гибели – 288 год до н. э. То есть было так, что в этом году небольшое судно, нагруженное мельничными жерновами и грузом амфор (всего 400 амфор!), вышло из порта Кирения на острове Кипр. Сразу после этого начался шторм, и оно потерпело крушение недалеко от гавани. Команда судна во время этого злосчастного плавания, по мнению ученых, насчитывала четыре человека, что подтверждают найденные на борту четыре миски и четыре ложки, и до посещения острова Кипр занималась каботажным плаванием в Средиземном и Эгейском море. Ели моряки рыбу и миндаль, ну, и, разумеется, все это они запивали вином из этих же амфор. Может быть, что они им просто упились, отчего произошло нарушение правил безопасности мореплавания, либо на корабль… напали пираты?! Вот он и затонул. Однако скелетов экипажа на месте крушения археологи не нашли, так что можно надеяться, что моряки с него попытались спастись вплавь и остались живы!
А вот так на нем располагался груз амфор. Только их было намного больше!В таких амфорах на Кипре хранили зерно. В девочке, что стоит рядом для масштаба 152 см. Археологический музей в Ларнаке
Когда политика выступает против истории!Выяснилось также, что корпус судна был сделан из сосны, длиной он был всего 15 метров, поэтому 400 амфор и 29 мельничных жерновов (хотя они, скорее всего, их взяли в качестве балласта) были для него неподъемной ношей. То есть оно могло просто утонуть в сильный ветер, когда его захлестнуло волнами. В тоже время столь небольшие размеры давали возможность построить это судно заново и посмотреть: а каким оно могло быть ну хотя бы на основе рисунков на тех же греческих вазах. Ведь как оно было устроено изнутри ученым теперь уже было известно.
Кирения-II – общий вид.
Работы над репликой судна были начаты в 1970 году, и шли несколько лет, пока она не была изготовлена. Но тут вот в историю прошлого самым драматическим образом вмешалась современная политика. На Кипр высадились турецкие войска… Началась братоубийственная война, и кончилось все тем, что остров поделили на две части: северную, не признанную республику Северного Кипра, где и сегодня находятся турецкие войска, а в музее венецианской крепости в порту Кирения останки этого корабля в Музее Кораблекрушения, и южную – республику Кипр. Попасть на северную сторону можно либо через Турцию, либо из южной части острова, в том числе и на обычном экскурсионном автобусе.
Устройство рулевых весел.
Возможности у меня, конечно, не президентские, но не посмотреть своими глазами на самое древнее в мире судно (потом нашли еще более древнее, но ведь это же еще и реконструировано!), оказавшись на Кипре, я не мог никак. И поехал на север! В венецианской крепости зал с останками корабля является самым прохладным помещением в музее, и там при неизменной температуре и влажности хранится его корпус, который можно обойти и рассмотреть. Однако его реплика, сделанная на основе всех его обломков, в этом музее отсутствует! Так что если вы отдыхаете на Северном Кипре, вам, чтобы ее увидеть, надо будет съездить на юг, и, наоборот – с юга на север, если вы пожелаете полюбоваться не на макет, а на оригинал!
А вот так выглядит то, что осталось от этого судна в музее в венецианской крепости в Кирении. Снимать приходится через стекло, поэтому качество снимков не очень высокое.Целая куча амфор вот именно так и лежала на дне моря…
Все точно так, как и у Гомера!В местечке Айя-Напа, что в переводе на русских язык значит «Святой Лес», в местном, очень небольшом, но стильном здании «Таласса мусейон» – то есть в морском музее, вы и увидите этот корабль. Однако, прежде чем идти к самому кораблю, обязательно осмотрите сам музей, так как он довольно интересен, хотя корабль, конечно, для любителя истории, затмевает всех этих сушеных черепах и чучела рыб, ведь выглядит он точь в точь, как это описано у Гомера.
Кстати, для любителей настольного моделирования кораблей из дерева китайская фирма Shicheng model выпустила отличную модель этого судна в масштабе 1:43 со всеми деталями набора и обшивки, вырезанных лазером!
Судно называется «Кирения II», поскольку оригинал так и остался на турецкой стороне. Кроме реплики этого корабля тут выставлены и те самые амфоры для вина и зерна, что находились у него на борту, якорные камни с отверстиями для заостренных кольев, и… шлем морион, принадлежавший венецианцам, которые в свое время обосновались на Кипре. Есть здесь и копия «папиреллы» – тростникового греческого суденышка еще мезолитического времени (9200 г. до н.э.). И получается, что не только индейцы с озера Титикака и древние египтяне использовали папирусные и тростниковые суда. Еще в незапамятные времена киприоты тоже не брезговали этим материалом, то есть это было общей традицией!
Лодка пирелла
Корабль поставлен в музее таким образом, что его можно обойти по кругу и осмотреть со всех сторон, и даже заглянуть к нему внутрь через его открытую сверху палубу. Он с мачтой и парусом, но без весел, так как весельными были у греков лишь боевые суда. Два больших весла сзади – рулевые. Отклоняя их в разные стороны, кормчий как раз и управлял таким судном. Известно, что для корпуса судна применялась высококачественная сосновая древесина и, видимо, именно на такие-то корабли, жители Кипра в прошлом и пустили свои роскошные леса, от которых сейчас совсем уже ничего не осталось. Все деревянные части судна покрывал специальный лак, защищавших их от воды и личинок. Причем корабль и в самом деле «чернобокий», то есть такой, какими греческие суда и описал Гомер, что говорит о том, что традиции кораблестроения в то время менялись очень медленно.
Когда-то из таких вот сикомор местные жители и строили свои корабли. А теперь расплачиваются засухой за сведенные леса.
Конечно жалко, что такая археологическая находка разделена таким образом: оригинал на севере, а его реплика на юге. Вот они реальные и драматические последствия военных конфликтов и для людей, и для истории. Причем ни греки, ни турки уступать не хотят, поэтому вряд ли в обозримом будущем оба этих памятники истории соединятся. Так что если вы будете отдыхать на острове Кипр, постарайтесь посетить хотя бы один из этих двух музеев. Ведь там вы увидите одно из самых древних морских судов, о судьбе которого, чтобы там ни говорили ученые, мы можем сегодня только гадать!
Впрочем, теперь это уже не самый древний корабль Средиземного моря, обнаруженный подводными археологами. С того времени под водой было обнаружено еще несколько различных судов, в том числе и с грузом амфор. Самый древний из известных нам кораблей найден на корабельном «кладбище» возле побережья Малой Азии у рифа Яссыджа – он затонул около трех с лишним тысяч лет тому назад.
Интересно, что в 2002 году было начато строительство Kyrenia Liberty (на тот момент уже третьей копии Киренийского корабля). Строительство шло с соблюдением основ конструкции, но с использованием современной техники. Корабль был закончен к Олимпийским Играм 2004 года и отправился в Афины с символичным грузом меди, из которой отлили Олимпийские бронзовые медали.