Марон, Публий Вергилий — Энциклопедия знаков и символов
Пу́блий Верги́лий Маро́н — лат. Publius Vergilius Maro Виргилий[1] — 15.X.70 г. до н. э. (Андес близ Мантуи) — 21.IX.19 г. до н. э.(Бриндизи)
Один из наиболее известных и значительных древнеримских поэтов; создатель нового типа эпической поэмы.
Своё первое воспитание Вергилий получил в Кремоне; шестнадцати лет получил тогу зрелости. Это торжество совпало с годом смерти Лукреция, так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника певца De Natura Rerum. Дальнейшее образование Вергилий получил в Милане, Неаполе и Риме; там он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием, Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению; его привлекали Платон и стоики. К этому времени относятся его мелкие стихотворения, из которых самое достоверное — Culet, признаваемое за вергилиевское Марциалом, Светонием и Стацием. После смерти Цезаря Вергилий вернулся в Мантую и предался там изучению Теокрита; но его покой нарушен был гражданскими войнами. Во время раздачи земель ветеранам — сторонникам триумвиров после битвы при Филиппах Вергилий два раза подвергался опасности потерять свои владения в Мантуе; но каждый раз его спасало личное вмешательство Октавиана, которому благодарный поэт посвятил вскоре две хвалебные эклоги (I и IX). В Риме, куда Вергилий часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошелся с Меценатом и окружавшими его поэтами; впоследствии он ввел в этот круг Горация, и оба поэта совершили вместе с своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундузий. В 37 г. закончены были Bucolica, первое зрелое произведение Вергилия, и он взялся по просьбе Мецената за Georgica, написанные в Неаполе в 30 г. В 29 г. после многих предварительных работ Вергилий приступил к Энеиде и, проработав над ней несколько лет в Италии, отправился в Грецию и Азию, чтобы изучить на месте театр действия своей поэмы и придать своему труду больше жизненной правды. В Афинах он встретил Августа, который уговорил его вернуться в Италию. По дороге в Рим Вергилий заболел и умер в Брундузии в 19 г. до Р. Х. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Эту просьбу некоторые ученые (Бартенштейн, напр.) объясняют так: царствование Августа убедило Вергилия, что он всю жизнь воспевал тирана, и он почувствовал перед смертью раскаяние, что своей эпопеей доставит ему бессмертие.
В первом произведении своем — «Bucolica» (состоящем из 10 эклог и написанном в 43-37 гг.) — Вергилий хотел внести в латинскую поэзию особенности греческой, ее простоту и естественность, и начал подражанием Теокриту. Но ему совершенно не удалось достигнуть цели, несмотря на прямой перевод во многих местах сицилийского поэта — именно простота-то и естественность отсутствуют в Буколиках Вергилия. В то время как пастухи Теокрита в самом деле живут непритязательной жизнью детей природы, весь интерес которых в процветании стад и любви пастушки, пастухи Вергилия — поэтическая фикция, художественный образ, прикрывающий сетования римлян на невзгоды гражданских войн. В некоторых из них Вергилий представляет выдающихся лиц той эпохи; так напр., в Дафнисе представлен Цезарь. Самая знаменитая и на самом деле самая интересная по торжественности настроения и тонкости деталей — эклога IV (Pallio), в которой Вергилий предсказывает будущий золотой век и скорое рождение ребенка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно (omnis fert omnia tellus), и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника. Вероятнее всего, что Вергилий имел в виду в этом стихотворении сына Августа, Марцелла, раннюю смерть которого он впоследствии воспел в поэтическом эпизоде VI песни «Энеиды». В общем характере Х-ой эклоги, ее ненависти к войне и жажде спокойной жизни Вергилий отразил стремление к миру, охватившее все римское общество. Литературное значение Буколик состоит главным образом в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Рим.
«Георгики», вторая поэма Вергилия, написаны с целью возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, награжденных землями. Взявши за образец Гесиода, Вергилий, однако, не входит, подобно своему греческому образцу, во все подробности сельскохозяйственного дела — его цель показать в поэтических образах прелести сельской жизни, а не написать правила, как сеять и жать; поэтому детали земледельческого труда его занимают лишь там, где они представляют поэтический интерес. Из Гесиода Вергилий взял лишь указания счастливых и несчастных дней и некоторых земледельческих приемов. Лучшая часть поэмы, то есть отступления натурфилософского характера, большей частью почерпнута из Лукреция.
«Георгики» считаются самым совершенным произведением Вергилия по чистоте и поэтической законченности стиха. В них, вместе с тем, глубже всего отразился характер поэта, его взгляд на жизнь и религиозные убеждения; это — поэтические этюды о достоинстве труда. Земледелие в его глазах — святая война людей против земли, и он часто сравнивает подробности земледельческого быта с военной жизнью. «Георгики» служат также протестом против распространившегося в последнее время республики атеизма; поэт помогает Августу возбуждать в римлянах угасшую веру в богов и сам искренно проникнут убеждением в существовании высшего Промысла, управляющего людьми. «Энеида» — незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями. По всей вероятности, «Энеида» была рассчитана, подобно «Илиаде», на 24 песни; 12-ая заканчивается лишь победой над Турном, между тем как поэт хотел рассказать самое поселение героя в Лациуме и его смерть. Сюжет эпопеи — Эней, основывающий новый Илион в Риме и делающийся родоначальником gens Julia, из которой произошел Август. Вергилий занялся этим сюжетом по просьбе Августа, чтобы возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей и, с другой стороны, для защиты династических интересов Августа, будто бы потомка Энея через его сына Юлия или Аскания. Вергилий в «Энеиде» близко примыкает к Гомеру; в « Илиаде» Эней является героем будущего. Поэма начинается последней частью скитаний Энея, его пребыванием в Карфагене, и затем уже рассказывает эпизодически прежние события, разрушение Илиона (II п.), скитания Энея после этого (III п.), прибытие в Карфаген (I и IV п.), путешествие через Сицилию (V п.) в Италию (VI п.), где начинается новый ряд приключений романического и воинственного характера. Самое исполнение сюжета страдает общим недостатком произведений Вергилия — отсутствием оригинального творчества и сильных характеров. Особенно неудачен герой, «благочестивый Эней» (pius Aeneas), лишенный всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов, которые покровительствуют ему как основателю знатного рода и исполнителю божественной миссии — перенесения Лар на новую родину. Кроме того, на «Энеиде» лежит отпечаток искусственности; в противоположность Гомеровскому эпосу, вышедшему из народа, «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями; греческие элементы перепутаны с италийскими, мифические сказания — с историей, и читатель постоянно чувствует, что мифический мир служит лишь поэтическим выражением национальной идеи. Зато Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют бессмертную славу эпопеи. Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. Стоит только вспомнить патетическое, несмотря на свою простоту, описание дружбы Низуса и Эриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду, чтобы простить поэту его неудачную попытку возвеличить славу Августа на счет преданий старины. Из 12-ти песней «Энеиды» шестая, где описывается сошествие Энея в ад, чтобы повидаться с отцом (Анхизом), считается самой замечательной по философской глубине и патриотическому чувству. В ней поэт излагает пифагорейское и платоническое учение о «душе мироздания» и вспоминает всех великих людей Рима. Внешняя постройка этой песни взята из XI п. «Одиссеи». В остальных песнях заимствования из Гомера тоже весьма многочисленны.
Из мелких стихотворений, кроме названного выше Culet, Вергилию приписываются еще Ciris, Moretum и Сора. Вергилий в своей поэзии, так же как и в личной жизни, более человек чувств, чем мысли. «Bonus», «optimus», «anima candida» — вот постоянно сопровождающие его имя эпитеты у Горация, Доната и др. В своей поэзии Вергилийменее всего философ, хотя его сильно увлекают философские проблемы, занимавшие республиканский Рим, и ему хотелось бы идти по следам Лукреция. Но он чувствует свое бессилие и грустно восклицает по адресу Лукреция (Geor. II):
Felix qui potuit rerum cognoscere causas… Fortunatus et ille deos qui novit agrestos…
Все, касающееся философских систем в «Энеиде» и «Георгиках», прямо заимствовано из разных греческих авторов[2]. В политике Вергилий один из самых искренних сторонников Августа. Полный энтузиазма к великому прошлому Рима, он от души славословит водворителя мира в Италии. Август для него — представитель национальной идеи, и он поклоняется ему без всякого оттенка заискивания, чуждого его чистой душе.
Поклонение, которым имя Вергилия было окружено при жизни, продолжалось и после смерти поэта; уже начиная с Августовского века сочинения его изучались в школах, комментировались учеными и служили для предсказываний судьбы, как оракулы Сибилл. Так называемые «Sortes Virgilianae» были в большом ходу во времена Адриана и Севера. Имя Вергилия окружалось таинственной легендой, превратившейся в Средние века в веру в него как в волшебника. Основанием многочисленных легенд о его чудодейственной силе послужили некоторые непонятые места его сочинений, как например IV и VIII эклоги. Рассказ о загробной жизни в VI п. «Энеиды» и т. д. и, кроме того, толкования скрытного значения его имени (Virga — волшебный жезл) и имени его матери (Maia — Maga). Уже у Доната встречаются намеки на сверхъестественное значение поэзии Вергилия. Фулгенций («Virg. Continentiae») придает «Энеиде» аллегорическое значение. Затем имя Вергилия встречается в испанских, французских и немецких народных книгах (см. Simrock, «Eine sch öne Hi storie von dem Zauberer Virgilius»), которые относят его или ко времени сказочного короля Октавиана, или короля Сервия; бретанские сказания говорят о нем как о современнике короля Артура и о сыне рыцаря из «Кампаньи в Арденском лесу». Театром его подвигов служат всегда Рим и Неаполь[3]. Высшее проявление значения, приписываемого средними веками Вергилию, — это роль, которую ему дает Данте в «Divina Comedia», выбрав его как представителя самой глубокой человеческой мудрости и сделав его своим руководителем по кругам ада.
Сочинения В. дошли до нас в большом количестве рукописей, из которых самые замечательные: Медицейская, написанная, вероятно, до падения Западной Римской империи (изд. Foggini в Флоренции в 1741 г.), и Codex Vaticanus (изд. Bottari, Рим, 1741 г.). Из edid. princ. отметим небольшой folio 1469 г., изданный Свейнгеймом и Панарцом, Альдинское издание в Венеции 1501 года, несколько изданий XV и XVI вв. с комментариями Сервия и др., изд. I. L. de la Cerda, Мадрид, 1608—1617 гг., изд. Ник. Гельзиуса в Амстерд., 1676 г., Буркмана в 1746 г., Вагнера в 1830 г., исправленное по рукописям и снабженное замечаниями об орфографии многих слов Вергилия — «Handbuch der classischen Bibliographie» Schweigger’a содержит перечисление всех остальных изданий и указание их достоинств.
Первоисточниками для сведений о жизни и сочинениях Вергилия служит «Vita Vеrgilii» Доната, некоторые другие vitae, которыми снабжены рукописи, комментарии Сервия и биография Вергилия в стихах Фоциуса. Из критических и исторических книг о Вергилии замечательны: этюд о Вергилии в «Real Encyclop é die» Paolli; Sainte Boeuve, «Virgile»; отдельные статьи G. Boissier в «Religion des Romains», «Promenades arch éologiqu es etc.», введения в немецк. издан. Вагнера, Форбигера и др. О Вергилии в средние века: Comparetti, «Virgil im Mittelaller» (перев. с итальянского, 1875).
См. также:
www.symbolarium.ru
Вергилий - это... Что такое Вергилий?
Вергилий — Publius Vergilius Maro … Википедия
Вергилий — (полное имя Публий Вергилий Марон Publius Vergilius Maro, 70 19 до христ. эры) (написание Виргилий, возникшее в поздней древности и укрепившееся в эпоху гуманизма, неправильно) римский поэт. Р. в семье ремесленника, ставшего мелким… … Литературная энциклопедия
ВЕРГИЛИЙ — Публий Марон (70 19 до н. э.) Римский поэт, родившийся в окрестностях Мантуи, получил образование в Кремоне и Милане, а затем переехал в Рим, где присоединился к кругу Мецената и стал близким другом Горация. Помимо ранних произведений… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
ВЕРГИЛИЙ — Публий Марон (70 19 до н. э.) Римский поэт, родившийся в окрестностях Мантуи, получил образование в Кремоне и Милане, а затем переехал в Рим, где присоединился к кругу Мецената и стал близким другом Горация. Помимо ранних произведений… … Список древнегреческих имен
вергилий — проводник Словарь русских синонимов. Вергилий см. проводник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Вергилий — (Vergilius) Вергилий Марон Публий (Publius Vergilius Maro) (70 19 до н.э.) Римский поэт. Родился в окрестностях Мантуи. Образование получил в Кремоне и Милане. Приехав в Рим, присоединился к окружению Мецената и стал близким другом Горация. В 42… … Сводная энциклопедия афоризмов
ВЕРГИЛИЙ — (Vergilius) Марон Публий (70 19 до нашей эры), римский поэт. Сборник Буколики ( Пастушеские песни ) рисует идиллический мир пастушеской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию. В поэме Георгики ( Поэма о земледелии )… … Современная энциклопедия
Вергилий — (Vergilius, в позднейшем написании Virgilius) Марон Публий (15. 10. 70 до и. э., Анды близ Мантуи, 21. 9. 19 до н. э„ Брундизий), римский поэт и мыслитель. В молодости принадлежал к эпикурейскому кружку Сирона в Неаполе; в одном из юношеских… … Энциклопедия культурологии
ВЕРГИЛИЙ — [Публий Вергилий Марон; лат. Publius Vergilius (Virgilius) Maro] (15.10.70 до Р. Х., с. Анды, близ Мантуи 21.09.19 до Р. Х., Брундизий, ныне Бриндизи), рим. поэт. Род. в семье состоятельного земледельца. Начальное образование получил в Мантуе и… … Православная энциклопедия
Вергилий — I Вергилий (в позднейшем неправильном написании Виргилий) Марон Публий (Publius Vergilius Maro) (70 19 до н. э.), римский поэт. Очевидец крушения Римской республики, В. в сборнике «Буколики» («Пастушеские песни», 42 38 до н. э.) пытался… … Большая советская энциклопедия
dic.academic.ru
Поэт Вергилий «
Автор: Дементьева Светлана
Жан-Жозеф Тейясон.Вергилий читает Энеиду Августу и Октавии. 1787
К книгам Древнего Рима относятся произведения величайшего поэта того времени Вергилия. Полное имя его звучит так: Публий Вергилий Марон. Родился этот великий поэт в семье зажиточного землевладельца в 70 г. до н.э. близ Мантуи. Вергилий получил прекрасное образование, изучая различные науки, включая риторику, литературу и философию. Уже в свои 16 лет талантливый юноша и будущий поэт получил тогу зрелости. Это событие совпало со смертью Лукреция, что послужило для многих римлян поводом считать Вергилия избранным преемником автора поэмы «О природе вещей». Однако Вергилий не пошел путем Лукреция и не примкнул к философскому течению эпикуреизму.
К ранним художественным произведениям великого поэта относятся «Буколики» и «Георгики». «Буколики» или «Bucolica» были написаны в 43 — 37 гг. и представляли собой 10 эклог, т.е. 10 небольших стихотворений о сельской жизни. (Следует уточнить, что существует еще и такой литературный термин, как идиллия, темой которой тоже являлась жизнь земледельцев и пастухов. Однако между этими терминами существуют некие отличия: эклог подразумевает больше действий, а идиллия концентрирует внимание на чувствах.) «Георгики» были написаны в 29 г. до н.э. и представляли собой 4 книги или 2188 стихов. Тема все той же сельской жизни, где Вергилий неустанно воспевает красоту природы, трудный, но благодатный труд земледельцев, скотоводов, пчеловодов и виноделов. «Георгики» считаются одним из лучших поэтических произведений поэта по чистоте и законченности стиха.
Однако самым известным художественным произведением, принесшим поэту великую славу, является бессмертная эпическая поэма «Энеида». Она была заказана Вергилию римским императором Октавианом Августом. Цель поэмы — убедить своих слушателей и читателей в исключительности римлян. Римляне — избранный народ, который имеет право покорять и порабощать другие народы, завоевывать их земли и повелевать миром. «Энеида» состоит из 12 песен, рассказывающих о похождениях троянца Энея, потомком которого стал римский император Октавиан Август. Когда пала Троя, Эней направился в Лациум, расположенный в Италии. Впоследствии Лациум станет державой Энея. Вергилий при написании «Энеиды» опирался на поэтический опыт Гомера. Первые шесть песен были написаны по образцу знаменитой гомеровской «Одиссеи», а следующие шесть — по образцу «Илиады». Первые шесть песен повествуют о странствиях главного героя Энея, последующие шесть рассказывают о его войне с итальянскими племенами. Следует отметить, что Вергилий создавал свое детище 10 лет. Однако поэма «Энеида» так и не была закончена. Работа над ней начата была в 29 г. Опубликовали ее уже после смерти Вергилия друзья поэта в 19 г. Сама поэма была в черновом варианте. Но и этого было достаточно, чтобы восхититься талантом Вергилия, который создал новую технику эпического повествования, служившую многие века в качестве образца для поэтов. Есть мнение, что Вергилий в конце своей жизни был очень разочарован в «Энеиде» и ее целях. Он якобы даже попытался сжечь бессмертную поэму. Но «рукописи не горят». Сам император Август вмешался в судьбу «Энеиды» и спас ее от огня, давая высокую оценку великому произведению Вергилия. Октавиан Август сравнивал «Энеиду» с произведениями Гомера и считал, что работы Вергилия ни в чем не уступают великим и талантливым произведениям Гомера.
demsvet.ru
Вергилий — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Вергилий (имя).
{{#if:|{{{название}}}}}{{#if:{{#if: Вергилий | Вергилий | Шаблон:Сначала имя }}|
{{#if: Вергилий | Вергилий | Шаблон:Сначала имя }}
}}{{#if:Шаблон:Wikidata|
Шаблон:Wikidata
}}{{#if:Шаблон:Wikidata|
Шаблон:Wikidata {{#if:Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе|Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе}}
}}{{#if:{{#if:|[[q:{{{Викицитатник}}}|Цитаты]] в Викицитатнике}}|
{{#if:|[[q:{{{Викицитатник}}}|Цитаты]] в Викицитатнике}}
}}{{#if:|
{{#invoke:Navbar|navbar}}
}}
{{#if:||{{#invoke:CategoryForProfession|mainFunction}}{{#if:Шаблон:Wikidata|{{#ifeq:Шаблон:Wikidata|Replace this image male.svg|}}{{#ifeq:
ensiklopedya.ru
Публий Марон Вергилий - биография, список книг
Publius Vergilius Maro
Римский поэт
Публий Вергилий Марон родился в 70г. до н.э. в окрестностях Мантуи, в небогатой семье. Он получил хорошее образование, до 15-летнего возраста в Кремоне, а затем в Медиолане (Милан). Примерно в возрасте 19 лет Вергилий приехал в Рим обучаться риторике (в те времена непременной части высшего образования, необходимого для политической карьеры) в риторическую школу Эпидия, где обучались юноши из знатных фамилий, в том числе и будущий император Октавиан Август. И хотя Вергилий не достиг успеха на поприще ораторского искусства – речь его была медлительна, манера держаться не отличалась уверенностью, а внешность столичным лоском, дружеские связи, сложившиеся здесь, обеспечили Вергилию доступ в высшие круги римского общества.
45 до н. э. – пробыв в Риме около года, Вергилий переехал в окрестности Неаполя, где стал слушателем философской школы эпикурейца Сирона. Он увлекался медициной, математикой и мечтал целиком посвятить себя занятиям философией. В согласии с учением Эпикура он прожил жизнь уединенно, окруженный друзьями в небольшом поместье неподалеку от Неаполитанского залива.
42-39 до н. э. – к этому периоду относится создание первого крупного произведения Вергилия – сборника «Буколики» («Пастушеские песни»). «Буколики» состоят из 10 эклог (отдельных стихотворений) и близки по форме «Идиллиям» Феокрита, знаменитого в Риме древнегреческого поэта Александрийской школы.
38-30 до н. э. – в эти годы Вергилий работает над дидактической поэмой о земледелии «Георгики» («Земледельческие стихи»), созданной по просьбе Мецената, ближайшего сподвижника Августа. Воспевая спокойствие и достоинство трудовой сельской жизни, Вергилий следует за древнегреческим поэтом Гесиодом.
29-19 до н.э. – Вергилий создает «Энеиду», последнее своё произведение, ставшее национальным римским эпосом и чтившееся в веках как самое полное и законченное выражение римской культуры. «Энеида» представляет собой поэму в 12 книгах о деяниях родоначальника римского народа – троянца Энея, сына Анхиса и Венеры. Литературным образцом «Энеиды» является самое классическое из классических произведений древности – эпос Гомера. Свою поэму Вергилий не успел завершить (в поэме остались начатые и неоконченные стихи), она была издана посмертно.
19 до н.э. – собираясь придать «Энеиде» законченный вид, Вергилий отправляется в путешествие по Греции и Малой Азии, чтобы самому увидеть описанные у Гомера места. В Греции он тяжело заболевает и на корабле Августа, которого он встречает в Афинах, отправляется обратно на родину. Во время морского переезда болезнь усиливается.
20 сентября 19 до н.э. – вскоре после прибытия в Брундизий Вергилий скончался.
Значение произведений Вергилия для римской культуры сопоставимо с тем значением, которое имели поэмы Гомера для культуры античной Греции и Библия для христианского средневековья. «Энеиду» изучали в римской школе, о её громадной популярности свидетельствуют, в частности, надписи, найденные на стенах домов в Помпеях. Древнейшие из дошедших до нас латинских рукописей (конец IV - начало VI веков) содержат по преимуществу произведения Вергилия (среди них выделяется иллюстрированный Codex Vergilius Vaticanus, V в.). Рукописи эти снабжались пространными комментариями (наиболее известный многотомный труд Мавра Сервия Гонората (IV век).
В средние века Вергилий почитался как великий поэт, мудрец и философ; в «Божественной комедии» Данте делает его своим спутником и проводником по Аду и Чистилищу. Наряду с древними мудрецами и пророками Вергилий как предсказатель рождения Христа был представлен на фреске Благовещенского собора Московского Кремля (1560-е годы).
Одновременно в средневековье возникает миф о Вергилии-колдуне и чернокнижнике, с чарами которого, согласно Хронике Иоанна Солсберийского (XII век) было связано основание Неаполя. В рыцарском романе «Парсифаль» Вергилий считается дедом и наставником в магии злого волшебника Клингсора.
Первые печатные издания Вергилия появились в Италии в 1469г. (Рим), 1475г. (Венеция), в 1501г. в знаменитой типографии Альда Мануция.
Первый перевод «Энеиды» на древнегреческий язык был выполнен в I веке Полибием, вольноотпущенником императора Клавдия. В эпоху Возрождения издаются переводы Вергилия на английском, французском, итальянском языках: они оказали большое влияние как на сложение буколической традиции в новоевропейской литературе, так и на создание героических литературных эпосов («Франсиада» П.Ронсара, 1572; «Лузиады» Л.Камоэнса, 1572; «Освобожденный Иерусалим» Т.Тассо, 1581).
В конце 18 века вышел русский перевод «Энеиды» александрийским стихом, выполненный В.Петровым. В 1822г. В.А.Жуковский опубликовал под названием «Разрушение Трои» перевод второй книги «Энеиды», сделанный гекзаметром. Над переводом «Энеиды» много работал В.Я.Брюсов. В современных изданиях «Энеида» представлена в переводе С.А.Ошерова. Перевод «Буколик» и «Георгик» был выполнен в 1930-х годах С. Шервинским.
Произведения можно отнести к таким жанрам:
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
velib.com
Вергилий - БиблиоГид
«Латынь из моды вышла ныне», — сетовал А.С.Пушкин в 1823 году, однако «молодой повеса» Евгений Онегин «помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха». Латинский язык по «Энеиде» учили школьники разных времён и народов. В дореволюционной России «Энеиду» издавали «для употребления в гимназиях» «как необходимое руководство для учащихся и экзаменующихся». За два тысячелетия в подражание «Энеиде» появилось немало торжественных поэм, среди которых «Генриада» Вольтера, «Петриада» Ломоносова. Возникли и «Энеиды», «вывороченные наизнанку». Например, «Енеида, на малороссийский язык перелицованная И.Котляревским» начиналась стихами: «Эней был парубок бедовый и хлопец хоть куда, казак…»
По преданию, мать Вергилия разрешилась от бремени в октябрьские иды, направляясь с мужем в ближнее селение. Придорожную канаву, в которой родился автор прославленной «Энеиды», ещё показывали любопытствующим путешественникам в XI веке. Сын владельца мастерской керамических изделий, Публий Вергилий Марон в юные годы учился риторике и философии в Кремоне, Милане и Риме. Затем дружба и покровительство богатого римского всадника Гая Цильния Мецената и самого императора Цезаря Августа доставили ему отрадную возможность безбедно жить в собственном поместье, занимаясь сельским хозяйством и поэзией. По свидетельству биографов, утром он обычно сочинял много стихов и диктовал их, а потом в течение дня сокращал и переделывал. «Буколики», или «Эклоги», — сборник из десяти пастушеских стихотворений — сочинялись три года, «Георгики» — поэма о земледелии — семь лет, а «Энеида» — писанная по образцу Гомера эпическая поэма о странствиях и подвигах троянского героя Энея — одиннадцать лет. «Энеида» создавалась во славу Цезаря Августа, который считал мифического полубога Энея предком императорского рода Юлиев.Чтобы совершенствовать «Энеиду», на пятьдесят втором году жизни Вергилий отправился путешествовать в Грецию и Малую Азию, где разворачивались начальные события поэмы. Во время морского переезда он заболел и, не доехав домой, умер в чужом городе.Римский историк Гай Светоний Транквилл рассказывает, что, будучи при смерти, Вергилий требовал сжечь ларец с «Энеидой», так как не успел закончить в ней несколько стихов. Друзья не исполнили его волю и вскоре издали поэму, чем обеспечили её триумфальное шествие сквозь тысячелетия.С наступлением христианской эпохи Вергилий прослыл величайшим пророком, предсказавшим Рождество Иисуса Христа, — в IV эклоге «Буколик» он предрёк рождение божественного младенца и пришествие золотого века. Кроме того, Вергилий, подробно описавший церемонию волшебства и схождение в пределы мёртвых, почитался могущественным магом и чернокнижником. Недаром Данте Алигьери в «Божественной комедии» взял его своим проводником по вечным селениям Ада и Чистилища.
Светлана Малая
ВЕРГИЛИЙ. БУКОЛИКИ; ГЕОРГИКИ; ЭНЕИДА: Пер. с лат. / Вступ. ст. С.Шервинского; Ил. Д.Бисти. — М.: Худож. лит., 1971. — 417 с.: ил. — ( Б-ка всемирной лит.).
ВЕРГИЛИЙ. БУКОЛИКИ; ГЕОРГИКИ; ЭНЕИДА: Пер. с лат. / Вступ. ст. М.Гаспарова. — М.: Худож. лит., 1979. — 550 с. — (Б-ка антич. лит.: Рим).
ВЕРГИЛИЙ. БУКОЛИКИ; ГЕОРГИКИ; ЭНЕИДА: Пер. с лат. / Вступ. ст. С.Шервинского. — Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. — 510 с. — (Б-ка антич. лит.).
«Буколики». Название сборника — греческого происхождения, и означает оно — «пастушеские стихи». В благословенной Аркадии в часы полуденного зноя, пока козы мирно пасутся на лугу, пастухи в тени густолиственных буков состязаются в искусстве песни слагать и дуть в тростинки свирели.«Георгики» — поэма о земледелии. Наставления поэта, понимающего толк в земледелии, — земледельцу, понимающему толк в поэзии, «как урожай счастливый собрать, под какою звездою землю пахать… как за стадами ходить… и каков с бережливыми пчёлами опыт».«Энеида». По традиции, в первых стихах поэмы Вергилий намечает её сюжет:
Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои —Роком ведомый беглец — к берегам приплыл Лавинийским.Долго его по морям и далёким землям бросалаВоля богов, злопамятный гнев жестокой Юноны.Долго и войны он вёл…
ВЕРГИЛИЙ. ЭНЕИДА // Европейский эпос античности и средних веков. — М.: Дет. лит., 1989. — С. 307-472. — (Б-ка мировой лит. для детей).
В этом издании текст «Энеиды» печатается с сокращениями.
ЖУКОВСКИЙ В.А. РАЗРУШЕНИЕ ТРОИ: Из «Энеиды» Вергилия / Рис. А.Дудина. — М.: Дет. лит. 1992. — 55 с.: ил.
В 1822 году В.А.Жуковский перевёл из Вергилиевой «Энеиды» книгу II, в которой по просьбе карфагенской царицы Дидоны Эней рассказывает, «как погибла Троя, как Приамово царство греки низринули».
Занимательные пересказы мифа об Энее, выполненные по поэме Вергилия:
СКИТАНИЯ ЭНЕЯ // Мертлик Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. — М.: Респубика, 1992. — С. 443-462.
ЭНЕИДА: Приключения Энея / Адаптация С.Стефани; Ил. П.Каттанео. — Минск: Белфакс, 1995. — 96 с.: ил.
НЕМИРОВСКИЙ А.И. ЛЕГЕНДЫ РАННЕЙ ИТАЛИИ И РИМА. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. — 400 с.: ил.
В первой части книги излагается и комментируется «Энеида» Вергилия.
Светлана Малая
Артамонов С.Д. Вергилий // Артамонов С.Д. Литература Древнего мира: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1988. — С. 196-217.
Венгерова З. Вергилий // Древний Рим / Под. ред. В.Бутромеева. — М.: Современник, 1997. — С. 34-38.
Вергилий // Словарь античности: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1989. — С. 95-96.
Гаспаров М. Вергилий — поэт будущего // Вергилий. Буколики; Георгики; Энеида. — М.: Худож. лит., 1979. — С. 5-33.
Книга о жизни Вергилия, и о его смерти, и о многих чудесах, которые он совершил благодаря колдовству и некромантии при помощи дьяволов преисподней // Великие некроманты и обыкновенные чародеи. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 221 с. — (Азбука средневековья).О Вергилии — легендарном чародее.
Светоний. Вергилий: [Из книги «О поэтах»] // Светоний. Жизнь двенадцати цезарей: Пер. с лат. — М.: Правда, 1991. — С. 310-316.
Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики; Георгики; Энеида. — М.: Худож. лит., 1971. — С. 5-26.
С.М.
bibliogid.ru
ВЕРГИЛИЙ - это... Что такое ВЕРГИЛИЙ?
Вергилий — Publius Vergilius Maro … Википедия
Вергилий — (полное имя Публий Вергилий Марон Publius Vergilius Maro, 70 19 до христ. эры) (написание Виргилий, возникшее в поздней древности и укрепившееся в эпоху гуманизма, неправильно) римский поэт. Р. в семье ремесленника, ставшего мелким… … Литературная энциклопедия
ВЕРГИЛИЙ — Публий Марон (70 19 до н. э.) Римский поэт, родившийся в окрестностях Мантуи, получил образование в Кремоне и Милане, а затем переехал в Рим, где присоединился к кругу Мецената и стал близким другом Горация. Помимо ранних произведений… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
Вергилий — Известный римский поэт Вергилий (Публий Вергилий Марон, 70 19 до н. э.) считался тонким знатоком человеческих душ и дел. Поэтому итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265 1321) в своей «Божественной комедии» именно Вергилия избирает себе… … Словарь крылатых слов и выражений
вергилий — проводник Словарь русских синонимов. Вергилий см. проводник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Вергилий — (Vergilius) Вергилий Марон Публий (Publius Vergilius Maro) (70 19 до н.э.) Римский поэт. Родился в окрестностях Мантуи. Образование получил в Кремоне и Милане. Приехав в Рим, присоединился к окружению Мецената и стал близким другом Горация. В 42… … Сводная энциклопедия афоризмов
ВЕРГИЛИЙ — (Vergilius) Марон Публий (70 19 до нашей эры), римский поэт. Сборник Буколики ( Пастушеские песни ) рисует идиллический мир пастушеской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию. В поэме Георгики ( Поэма о земледелии )… … Современная энциклопедия
Вергилий — (Vergilius, в позднейшем написании Virgilius) Марон Публий (15. 10. 70 до и. э., Анды близ Мантуи, 21. 9. 19 до н. э„ Брундизий), римский поэт и мыслитель. В молодости принадлежал к эпикурейскому кружку Сирона в Неаполе; в одном из юношеских… … Энциклопедия культурологии
ВЕРГИЛИЙ — [Публий Вергилий Марон; лат. Publius Vergilius (Virgilius) Maro] (15.10.70 до Р. Х., с. Анды, близ Мантуи 21.09.19 до Р. Х., Брундизий, ныне Бриндизи), рим. поэт. Род. в семье состоятельного земледельца. Начальное образование получил в Мантуе и… … Православная энциклопедия
Вергилий — I Вергилий (в позднейшем неправильном написании Виргилий) Марон Публий (Publius Vergilius Maro) (70 19 до н. э.), римский поэт. Очевидец крушения Римской республики, В. в сборнике «Буколики» («Пастушеские песни», 42 38 до н. э.) пытался… … Большая советская энциклопедия