История китайского фарфора. Древний китайский фарфор
Китайский фарфор. История
Исторический путь развития китайского керамического искусства насчитывает несколько тысячелетий. В продолжение всего этого огромного периода шла весьма интенсивная, последовательная работа по усовершенствованию качества черепка и глазури, по поискам новых форм и художественных приемов.
Этот длительный творческий процесс подготовил изобретение настоящего фарфора, появление которого опередило Европу на восемь столетий. Повидимому, в этом сыграли немалую роль попытки довести керамическую массу до уровня наиболее ценимых за твердость, звонкость и богатую расцветку материалов, как нефрит, а может быть, и других полудрагоценных камней, имевших издавна большое распространение в Китае.
Мы не имеем еще достоверных данных, чтобы с точностью установить, когда именно фарфоровидный черепок (а по китайскому понятию – уже настоящий фарфор) стал вполне отвечать тому, что мы обычно подразумеваем под этим термином.
Раскопки, производимые в течение последних лет в Китае, не принесли убедительного материала для решения этого вопроса и не дают оснований для новой датировки. Китайские источники относят изобретение фарфора к периоду Хань (206 г. до н. э. – 221 г. н. э.). Опубликование маленькой коллекции американского ученого Лауфера, относящейся к этому времени, несколько объясняет нам точку зрения китайских исследователей, повидимому, считающих уже настоящим фарфором глиняные изделия, по составу черепка несколько отличающиеся от ранее известной ханьской керамики.
Подлинным историческим свидетельством времени появлений настоящих фарфоровых изделий в европейском понимании этого слова, подразумевающем твердость спекшегося черепка при его абсолютной белизне и способности просвечивать, для нас являются фрагменты китайского фарфора, найденные при раскопках развалин города Самарры в Месопотамии, возникшего и разрушенного в IX в. Это дает нам право с уверенностью отнести изобретение фарфора не позднее, чем к периоду Тан, а историческая обстановка делает возможным для нас отнесение крупнейшего изобретения именно к этому времени. Первая половина правления династии Тан (618 – 907) является периодом большого подъема в истории феодального Китая. Значительное политическое усилие, сопровождавшееся необычайным территориальным расширением, привело Китай к соприкосновению с многими государствами. В это время происходит оживленнейшая торговля на юге Китая. Возникшие в Кантоне торговые колонии иностранных купцов-арабов, персов, евреев, греков – свидетельствуют о размахе и налаженности морской торговли. Через восточные порты велась торговля с Японией. По «Великому шелковому пути» осуществлялась торговая связь Китая с Передней Азией и Европой, а в столице Китая – Чанъани, являвшейся центром северо-западной торговли, также встречались представители различных национальностей. Рост производительных сил и общее развитие экономики дали огромный толчок для бурного развития культуры и искусства Китая в эту пору. Это проявилось в высоком развитии сложнейшей организации государства и государственного управления, в расцвете науки, литературы, особенно поэзии. Отразилось это, наконец, и в достижениях в области художественно-ремесленной промышленности, среди которой одно из первых мест занимало производство керамики, обогатившейся в это время наивысшим достижением – изобретением фарфорового черепка.
Керамические изделия этого времени непосредственно отразили в своих формах соприкосновение китайской культуры с другими странами, как, например, с Индией, а может быть, и многими другими, откуда проникали и перерабатывались на китайской почве элементы чужой культуры.
Среди сосудов этой эпохи нередко можно встретить форму, напоминающую очертаниями, характером горловины или ручек, греческую амфору или другой иноземный образец.
Наряду с этим, на керамических изделиях Танского периода сильно ощущается как в формах, так и в орнаментации влияние изделий из бронзы. Примером служит нередкое использование в качестве декоративного элемента некоторых деталей, в бронзовой форме имевших конструктивное назначение, как, например, полу шарики или рельефные ободки.
Широко применялись в этот период свинцовые глазури – зеленая, бирюзовая, янтарно-желтая и пурпурно-коричневая – из тех же металлических окисей, которые послужили основой для аналогичных более поздних минских глазурей.
Уже появились шпатовые глазури, требующие при обжиге высокой температуры – белая, коричневато-серая, шоколадно-коричневая, пурпурно-черная, зеленая. Они отличались большой яркостью и нередко, накладываемые пятнами одна рядом с другой, давали характерный для этого времени красочный эффект.
Технические приемы декоровки, как гравировка, вырезанные или отформованные рельефные рисунки, постоянно наблюдаемые на керамических изделиях Танского времени, глубоко внедряются в китайское производство и, особенно развиваясь в следующий, Сунский период, существуют затем на протяжении многих веков.
www.kefa.ru
История китайского фарфора | Чай и все о нем!
Китай-родина фарфора. Китай по-английски – China -Чайна – что означает также и фарфор. Можно сказать, что фарфор является вершиной традиционного прикладного искусства Китая.
История фарфора насчитывает более 3-тысяч лет. Начало производства фарфор в Китае относится примерно к 6-7 веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка.
После династии Восточная Хань производство китайского фарфора получило быстрое развитие. В разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы. Например, известный фарфор Цзюнци провинции Хэнань, отличающийся красноватым блеском, переливами синего, фиолетового и белого цветов и прозрачностью является лучшим фарфором династии Сун. В этот период (10-12 века) были сделаны большие успехи в изготовлении изделий из фарфора. Примером может служить фарфор марки «Яобянь», который обладает очень высоким качеством. Такой фарфор мог по ценности и изысканности соперничать с золотом и нефритом. Наиболее известными в то время являлись изделия мастерских Дэхуа и Лунцюань.
Изделия Дэхуа, как правило, покрывались лишь белой глазурью, зачастую украшались гравировкой и рельефным рисунком. В мастерских Лунцюань создавались изделия, покрытые нежно-голубой или светло-зеленой глазурью, получившей в Европе название «селадон». В этот период, хотя и довольно редко, встречались росписи на сосудах, сделанные зеленой, коричневой или желтой эмалью, а также монохромные, покрытые красной глазурью сосуды.
Известный синий фарфор Цинцы, изготовленный в фарфоровой печи «Лунциняо» в провинции Чжэцзян славен многими достоинствами. О нем люди говорят, что его синева подобна нефриту, чистота – зеркалу, а звук, который он издает при прикосновении, подобен звучанию Цина. Это древний ударный музыкальный инструмент в виде изогнутой пластины, сделанной из нефрита, камня или меди. Изделия из синего фарфора со времен сунской династии широко покупались в странах Восточной Азии, Европы, Америки и арабских странах. Например, сегодня в Турции в Стамбульском музее хранится более тысячи изделий из синего фарфора Лунцюань времен династии Сун, Юань, Мин и других.
В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси, который впоследствии стал известен под именем Цзиндэчжень. Он находится на берегу многоводного озера Поянху. С его названием ассоциируется одно из самых древних, чудесных достижений китайского народа-фарфор.
Китайские историки затрудняются точно установить дату основания этого города. Впервые его имя упоминается в летописях династии Хань, т.е. 2 тысячи 200 лет назад. В 6 веке нашей эры город был известен под названием Чаннаньчжэня. Позже, уже в годы Сунской династии, на изделиях знаменитых мастеров фарфора было принято писать: «Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ». Это и определило новое название города – «Цзиндэчжэнь».
Издавна фарфоровые изделия из Цзиндэчжэня отличались высоким качеством. Молва гласит, что они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору. Их краскам свойственны прочность и чистота. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, его флора, очень жизненны. Среди художников по фарфору были блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы. хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука. Лучшее, что создавали мастера из Цзиндэчжэня, приобреталось императорским двором или шло на экспорт.
Еще в 14 веке здесь были созданы печи, которые работали для нужд двора. Вместе с парчой и бархатом. отправляемыми по «шелковому пути», на Средний Восток и в Европу, за рубеж шел и китайский фарфор.
История Цзиндэчжэня, которому больше 2 тысяч лет, является яркой страницей истории китайской культуры. Город возник у самых разработок каолиновой глины на горе Гаолин. Число печей росло с каждым годом и в пору расцвета Цзиндэчжэня достигло нескольких сот. При раскопках были найдены остатки печей, построенных еще в эпоху Танской династии, то есть 1200 лет назад. Черепки древних фарфоровых изделий дают представление о том, что здесь обжигался фарфор на редкость красивой расцветки. Раскопки позволили восстановить целые этапы в истории китайского фарфора. Первые фарфоровые изделия минской эпохи были чисто белыми, без художественной росписи, только слегка покрытые глазурью. В более поздние времена широко используется для росписи изделий сине-голубая краска, которую привозили с Явы и Суматры. Как ни наряден фарфор, расписанный этой краской, по своей художественной ценности он уступал белому фарфору. Белый фарфор сохранил свою ценность и после того, как китайские мастера стали наносить на свои изделия крупный рисунок. Раскопки подтвердили, что техника китайского фарфорового производства находилась в те времена на очень высоком уровне. Достаточно сказать, что в то время температура в печах достигала 1400 градусов.
Ко времени династии Юань быстро растущий город Цзиндэчжэнь стал уже центром производства фарфора в стране. Фарфоровые изделия этого города отличаются изысканной формой, легкостью, красивой расцветкой. В частности, изделия из фарфора «цинхуацы»-синие цветы, «фэнхуацы»-розовые цветы», и Цинхунлинлунцы»-миниатюрные синие цветы, «Ботайцы»-прозрачный фарфор -считались бесценным сокровищем и служили лучшим подарком среди императорской фамилии и дворцовой знати. Известный китайский мореплаватель Чжэнхэ времен династии Мин 7 раз отправлялся в дальнее плавание в страны Восточной Азии и Африки. В числе его товаров и подарков было немало изделий именно из такого фарфора.
В эпоху Мин (14-17 века) и Цин (17-20 века) широкое распространение получил способ украшения фарфоровых изделий подглазурным кобальтом. Ранние минские изделия с подглазурной росписью кобальтом отличались светлым серо-голубым оттенком, чаще всего в росписи использовался растительный орнамент. В начале 15 века одновременно с кобальтом начинает употребляться красная краска естественного происхождения. С середины 16 века очень распространенным стал метод украшения, известный под названием «доуцай» (соперничающие краски)-сочетание подглазурного кобальта с пестрыми эмалевыми красками. Для минской эпохи в целом характерно изобретение новых видов цветной глазури и эмалевых красок, которые нашли широкое применение в фарфоровом производстве.
В эпоху Цин продолжалось производство всех раннее существовавших видов фарфора. Самым блестящим периодом в развитии фарфора эпохи Цин является 18 век, когда по всему Китаю работали сотни мастерских. Среди них выделялись заводы Цзиндэчжэня, выпускавшие высокохудожественную и высококачественную продукцию. Богатством и разнообразием цветов отличалась глазурь, которой покрывались изделия. В это время предпочтение отдавалось монохромной глазури. До сих пор большой известностью пользуются сосуды и вазы, покрытые т.н. «пламенеющей глазурью» и глазурью «цвета бычьей крови». К 18 веку относится изобретение розовой эмалевой краски, которая начинает широко употребляться в сочетании с эмалью других цветов. В Европе в зависимости от цвета преобладающей эмалевой краски или глазури фарфор стали подразделять на желтый, розовый, черный и зеленый. В это время фарфоровые изделия отличались чрезвычайным многообразием форм, появилось большое количество статуэток. Поиск мастерами новых форм иногда приводил к чрезмерной вычурности, а подчас и к потере чувства материала, что выражалось в имитации бронзы, дерева и т.д.. Изделия из фарфора не только шли на внутренний рынок, но и превратились в одну из главных статей экспорта. В конце 19 века в фарфоровом производстве стал наблюдаться упадок.
Надо сказать еще о нескольких центрах фарфорового производства в Китае-это Лилин в провинции Хунань, Таншань в провинции Хэбэй, Исин в провинции Цзянсу, Цзыбо в провинции Шаньдун. Фарфоровые изделия, производимые в разных местах, отличаются своим стилем и колоритом.
После образования КНР народное правительство приступило к восстановлению разрушенных фарфоровых заводов. К работе были привлечены известные мастера своего дела. Была проделана большая работа по восстановлению утраченных рецептов красителей и способов обжига. Современные высококачественные фарфоровые изделия свидетельствуют о продолжении лучших традиций прошлого и значительных новых достижениях.
Источник: China-voyage.com
Ищете хороший чай? Хотите заказать в интернете? — Заходите в интернет-магазин чая и кофе! Большой выбор чай (китайский, цейлонский), а также кофе. Доставка по Киеву и Украине.
Похожие статьи:
i-tea.com.ua
Фарфор – древняя тайна Китая — Дом фактов
Изобретение китайского фарфора приблизительно датируется историками VI-VII веками – в период правления в Китае великой династии Тан (618-907 годы), а вся его история насчитывает более 3 тысяч лет. В сравнении с Китаем, производство фарфора в Европе было начато на тысячу лет позже, поскольку многие века секрет его производства был одной из наиболее тщательно хранимых тайн китайских умельцев, разглашение которой каралось неминуемой смертью.
Считается, что жители древнего Китая пришли к изготовлению фарфоровой посуды после длительных поисков наиболее подходящего для этих целей недорогого и эстетичного материала. Таинственное сырьё для изготовления фарфора, вернее одна из его составных частей – фарфоровый камень был случайно обнаружен в китайской провинции Цзянси. В городе Цзиндэчжень этой местности и было впервые основано «промышленное» производство знаменитого китайского фарфора.
Фарфоровый камень — это горная порода, включающая кварц и слюду, из которой, с добавкой каолина (белой глиной), формировали порошкообразные брикеты. Фарфоровую массу хранили несколько десятков лет – до приобретения свойства пластичности, а после этого, в специальных печах производили обжиг этого сырья. В результате фарфоровая масса становилась прочной, водонепроницаемой и прозрачной. Матовый блеск глазури достигался путём добавления особых компонентов и совмещения нескольких прозрачных слоёв.
Во времена правления в Китае династии Тан его торговля с Азией и Европой происходило по Великому Шелковому Пути, о чём свидетельствуют археологические находки остатков китайского фарфора – полированные, бесценные вазы и сосуды бледно голубого и бледно-зелёного цветов с нанесённым на них рельефным орнаментом («селадон»), обнаруженные в Месопотамии и Самарре. Позже в раскопках обнаруживались китайские сосуды молочно-белого цвета («бей-дин»), изделия небесно-голубого цвета («жу-яо») и глазурированные ёмкости, отливающие богатой палитрой красного, фиолетового, синего и белого цветов («цзинь-яо» и «цзюн-ци»), производства китайской провинции Хэнань.
Последние были датированы специалистами-археологами периодом правления последующей китайской династии – Сун (X-XII века), когда шедевры китайских «фарфоропроизводителей» ценились наряду с драгоценными изделиями из нефрита и золота. Эти изделия времён династии Сун – изысканные и баснословно дорогие — были доступны для приобретения за очень большие деньги только правящим династиям Восточной Азии, Европы и шейхам арабских стран.
Расцвет производства и совершенствования качества китайского фарфора пришелся на XIII-XIV века, когда изумительные фарфоровые изделия из Китая завоевали европейский рынок – естественно, прежде всего, апартаменты правящих европейских династий. Привозными драгоценными изделиями из Китая – вазами, сосудами, кубками, статуэтками — были украшены покои самых могущественных фамилий Европы. Кроме этого, европейские придворные дамы носили украшения из китайского фарфора – бусы, брошки др., которые называли porcelain (по названию моллюска – porcellana c прозрачной, перламутровой раковиной).
Драгоценный китайский фарфор изготавливался, как для собственного императорского двора –блюда, тарелки, чашки, так и на экспорт – утончённые вазы прекрасных форм и огромные, красочные, парадные сервизы на сотни персон, расписанные своеобразной китайской символикой и обильно украшенные рельефами, изображающими могучих, священных драконов, диковинных птиц и чудесные цветы. Позже экспортные варианты китайских парадных сервизов из фарфора стали украшаться символикой, характерной для европейских стран, а сам ассортимент фарфоровых изделий пополнился часами, подсвечниками и канделябрами, тазиками для омовений и бритья, кофейниками, специализированными приборами для хранения масла, сахара, сыра, специй и т.п. Основными орнаментами, украшавшими китайские изделия, становятся всевозможные композиции из цветов, изображения зверей и птиц. Начался настоящий «бум» — увлечение Востоком, когда каждый высокопоставленный придворный считал своим долгом иметь среди предметов обихода драгоценные изделия китайского экспорта.
В 1575-97 годах во Флоренции, (во времена правления великого князя Тосканского – Франческо ди Медичи), было начато производство отечественного «фарфора Медичи». Этот фарфор – ни мягкий и не твёрдый – был таким же прозрачным. Как фарфор Китая, но отнюдь не таким же белым. Он был слабо желтоватого цвета и не обладал не столь высоким качеством. Однако начало производства фарфора в Европе было положено.
После «фарфора Медичи» стали открываться и другие его производства во Флоренции, Франции и Англии, но вплоть до XVIII истинный химический состав китайского твёрдого фарфора, в полной мере обладающего всеми присущими ему свойствами, оставался загадкой.
Позже совместные исследования молодого учёного – Бетгера, содержавшегося под стражей в городе Мейсен, а также исследования другого учёного – физика Эренфрида Вальтер фон Чирнхауза из Саксонии позволяют Европе совершить настоящий прорыв в области изготовления фарфора, не уступающего по качеству изделиям древних китайцев, на множестве открытых фарфоровых мануфактур. Фарфоровое производство Европы вступило на свой собственный путь, а произведения искусства в виде утончённых фарфоровых статуэток до сей поры притягивают к себе восхищенные взгляды многочисленных посетителей музеев. Но это уже совсем другая история фарфора…
Похожие статьи:
Древний мир → Загадочная цивилизация этрусков
Механизмы и транспорт → Первый успешный электровертолет E-Volo VC200
Механизмы и транспорт → Энергоэкзотика - немыслимые электростанции