Чем отличается классическое рабство от патриархального? Патриархальное рабство - это... Патриархальное рабство древнего востока
Чем отличается классическое рабство от патриархального? Патриархальное рабство
Всем известно, что рабство – это система взаимоотношений в обществе, когда один человек имеет право собственности на других людей. Вместе с тем не все знают, что существуют различные виды данного явления. Например, патриархальное и классическое рабство. Каждый из видов имеет свои концептуальные отличия. Давайте выясним, чем отличается классическое рабство от патриархального, и узнаем суть данных понятий.
Определение рабства
Нужно разобраться, что означает данный термин в целом, прежде чем перейдем к нюансам, которые отличают классическое и патриархальное рабство. Определение понятия постараемся дать максимально широко.
Как уже сказано было выше, рабство является наиболее жесткой формой подчинения одного человека другому, когда он переходит в частную собственность к лицу, называемому рабовладельцем. Впрочем, существовали и государственные формы рабовладения. По большому счету, правовое положение рабов даже в этом случае остается неизменным. Только собственником невольника является не человек, а государство. Но государственную власть зачастую тоже представляет отдельное лицо: царь, император или другой правитель. Подобная форма рабства процветала на Древнем Востоке.
Позиция марксизма
Согласно классовой теории Карла Маркса, рабовладение является самой первой формой эксплуатации одного человека другим. По сути, раб был средством производства. Именно производственные отношения, основанные на эксплуатации хозяевами невольников, послужили фундаментальной основой рабовладельческого строя, который господствовал в мире до середины первого столетия нашей эры.
Хотя в настоящее время экономическая теория Маркса поддается критике многими учеными, тем не менее большинство из них согласны с тем, что понятие рабства у автора «Капитала» раскрыто довольно точно и основательно.
Источники рабовладения
Существует целый ряд источников, посредством которых к рабовладельцам шел поток рабов. К наиболее распространенным из них относятся:
войны;
пиратство;
долговое рабство;
продажа себя или членов семьи в рабство;
превращение свободных крестьян в государственных рабов;
рождение в рабстве.
Подробное описание путей обращения свободных в рабов
Войны являются, наверное, тем источником рабства, который возник прежде, чем остальные. Впрочем, военнопленные превращались в рабов на протяжении всей истории Древнего мира, а также частично в Средние века и даже в Новое время. Войны между различными племенами случались ещё до возникновения государственности. Сначала пленных просто убивали, так как при использовании их как рабочей силы в лучшем случае можно было надеяться, что они смогут прокормить только себя. Но когда процесс производства и обработки земли вышел на новый технический уровень, были созданы условия для создания прибавочного продукта, а значит, и предпосылки для эксплуатации одним человеком другого. Хотя значительное развитие рабство получило только после образования государств и создания мощного принуждающего аппарата, который мог контролировать рабов и подавлять восстания.
Пиратство и похищение людей также относятся к одному из первых источников рабства. Впрочем, в некоторых регионах мира эта форма обращения свободных людей в невольников существует до сегодняшнего времени.
Долговое рабство возникло уже во время существования государств. Если человек не мог рассчитаться по своим обязательствам, то он и его семья обращались в рабов. Функции контроля за этим процессом были возложены на государство.
Также бывали случаи, когда человек не был в состоянии прокормить себя или семью. Таким образом, он вынужден был добровольно продавать себя в неволю. Мог он это сделать и с любым из членов семьи, в которой он был главой. Патриархальное рабство – это как раз полностью зависимое состояние всех членов семьи от её главы.
Также государство могло законодательным образом превратить свободных крестьян в рабов. Особенно распространена подобная форма обращения в рабство была на Древнем Востоке.
Зарождение патриархального рабовладения
Патриархальная форма рабства, согласно имеющимся у историков данным, зародилась на Древнем Востоке. Именно там, на землях так называемого Плодородного полумесяца, впервые образовались условия для производства прибавочного продукта, а значит, и для развития рабовладельческой формы эксплуатации.
Патриархальное рабство – это форма рабовладения, при которой невольник жил вместе с семьей, имеющей право на него. Он выполнял наиболее сложные и тяжелые работы, а в некоторых регионах трудился наравне со всеми. Бывали даже случаи, когда такого человека принимали в лоно семьи. Полное право собственности на раба принадлежало главе семьи, которого в более поздних источниках принято называть патриархом, что с древнегреческого переводится как «власть отца». Отсюда и пошел термин «патриархальное рабовладение».
Но не стоит забывать, что патриархальное рабство – это ещё и полная зависимость детей от своего отца. Юридически патриарх имел такую же власть над собственными чадами, как и над рабами. Он мог заставлять их выполнять различные работы, продавать и даже убивать. Наиболее наглядно власть отца над детьми в патриархальной семье продемонстрирована в одной из книг Библии, где рассказывается, как Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Впрочем, в большинстве случаев отношение родителей к детям было, конечно же, мягче, чем к невольникам, но в то же время имели место отдельные случаи продажи в рабство и даже убийства собственных отпрысков.
Дальнейшее развитие рабовладения в Древнем Востоке
С возникновением государств на Древнем Востоке, в частности, в междуречье Евфрата и Тигра, а также в Египте, были созданы предпосылки для дальнейшего развития и укрепления рабовладения. Государственный аппарат помогал рабовладельцам контролировать невольников, подавлять их восстания, что способствовало ещё более жесткой форме эксплуатации зависимых людей.
Впрочем, само государство в лице царя превратилось в крупнейшего рабовладельца. Оно превращало в рабов тысячи до тех пор свободных крестьян, а также военнопленных. Особенно ярко подобная форма рабовладения проявлялась в Вавилоне. Царь этого государства, Хаммурапи, законодательно закрепил положение невольников, в том числе и государственных, а также установил меры наказания за неповиновение.
Впрочем, патриархальное рабство в Вавилоне было тоже довольно распространенным и не переставало играть значительную, пусть и не ведущую роль в хозяйстве государства вплоть до его падения. Хотя и в значительно более поздний период эта форма рабовладения была распространена на Востоке, а в некоторых регионах фактически существует и по сегодняшний день.
Классическая форма рабовладения
Классическое рабовладение в традиционной своей форме возникло гораздо позже патриархального в Древней Греции, но наибольшего развития достигло в Древнеримском государстве. Данная форма эксплуатации была ещё более жесткой. Согласно концепции рабовладения в Древней Риме, раб считался просто говорящей вещью, в то время как на Востоке он был, хотя и низшим, но все-таки почти членом семьи.
Кроме того, нужно заметить, что труд невольников в Древнем Риме являлся основой экономики государства. В то же время на Востоке рабство, хотя и играло значительную роль в создании продукта, но уступало в этом плане труду крестьян. Древний Рим известен своими латифундиями - поместьями, в которых работали тысячи зависимых людей. Поэтому неудивительно, что рабовладелец зачастую даже в лицо мог не знать собственных рабов и, соответственно, абсолютно не питать к ним каких-либо чувств.
А вот патриархальное рабство в Риме существовало лишь на начальной ступени зарождения государства. Позже оно было полностью была вытеснено так называемым классическим.
Главные различия между формами рабства
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что патриархальное рабство – это все-таки более мягкая форма эксплуатации, чем классическое. Если в первом случае рабовладение было только дополнительным способом производства, то в эпоху классического рабства оно стало основным движущим механизмом экономики.
В настоящее время все формы рабства считаются незаконными и экономически неэффективными.
fb.ru
ПАТРИАРХАЛЬНОЕ РАБСТВО | Энциклопедия Всемирная история
ПАТРИАРХАЛЬНОЕ РАБСТВО - начальная форма рабства, связанная с натуральным хозяйством патриархальной семьи.
Патриархальное рабство не составляло основы производства и было рассчитано на удовлетворение потребностей патриархальной семьи, в состав которой рабы входили как наиболее бесправные члены. Они жили в одном доме с хозяином, часто имели собственные семьи; рабыни могли быть наложницами хозяина, их дети включались в число наследников. В целом патриархальное рабство характеризовалось относительно лёгким положением рабов, хотя известны случаи (например, у индейцев Северо-Запада Северной Америки) чрезвычайно жестокого обращения с домашними рабами.
Патриархальное рабство существовало во всех позднепервобытных обществах, преобладало на Древнем Востоке, сохранялось в античных Греции и Риме, а также в раннем Средневековье; в виде пережитка - в феодальных и капиталистических обществах. Там, где был большой спрос на невольников со стороны более развитых стран, патриархальное рабство могло сочетаться с массовым вывозом рабов (период работорговли в Африке, у народов Кавказа, кочевников Средней Азии и других).
Аверкиева Ю.П. Рабство у индейцев Северной Америки. М.; Л., 1941
Статью разместил(а)
Шибин Владимир Эдуардович
редактор
w.histrf.ru
Патриархальное рабство — Letopisi.ru
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Первоначально, когда главной ценностью человека была семья, зародилось патриархальное рабство. Это очень интересный и сравнительно нетяжелый вид рабства. Рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены, жили обычно под одной крышей с хозяином и выполняли практически такую же работу, что и остальные члены семьи.
Патриархальное рабство не составляло основы производства, не являлось основным способом производства, и было рассчитано на удовлетворение потребностей патриархальной семьи: рабы выполняли более тяжелую работу, при некоторых обрядах с человеческими жертвоприношениями таких рабов приносили в жертву.
Однако в большинстве случаев патриархальное рабство характеризовалось относительно удовлетворительным положением рабов, сравнительно легким приобретением ими статуса свободных. Но некоторые его виды, например, у индейцев Северной Америки (тлинкитов, хайда и др.), отличались жестоким обращением с рабами. У ряда народов Африки, горцев Кавказа, кочевников Средней Азии патриархальное рабство сочеталось с работорговлей, особенно там, где был большой спрос на рабов со стороны более развитых в экономическом отношении стран. Патриархальное рабство существовало и при позднем матриархате (у северо-западных индейцев, у ирокезов). В виде пережитка патриархальное рабство встречалось и в других общественных формациях – рабовладельческой, феодальной.
В раннерабовладельческих государствах (в Древнем Египте, Вавилонии, Древнем Китае, Древней Индии) рабство достигло более высокого уровня развития по сравнению с патриархальным рабством, что было связано с развитием производительных сил. Рабы принадлежали государству, а также храмам или отдельным представителям знати. Рабский труд использовался в первую очередь на ирригационных, строительных работах, в горном деле; большое число рабов было занято в качестве домашних слуг. В сельском хозяйстве труд рабов не играл решающей роли. Вообще, положение рабов в раннерабовладельческих государствах Древнего Востока было значительно хуже, но рабы еще пользовались некоторыми правами.
letopisi.org
2.3. Патриархальное рабство в Средние века
2.3. Патриархальное рабство в Средние века
Наряду с феодальным рабством в Средние века существовало также прямое рабство (право собственности на человека). Вместе с тем это было не классическое, а патриархальное рабство. Вот выдержка из энциклопедии, показывающая, где, в каких формах и в каких масштабах прямое рабство сосуществовало с феодальными отношениями:
«В период раннего Средневековья в возникших на территории Римской империи «варварских» государствах, особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании, рабство как таковое играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К 13 веку рабство фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до
XVI в. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шёл значительно медленнее, чем в Западной Европе, так в X—XI веках рабство сохраняло там ещё экономическое значение. Но в конце XI—XII вв. и в Византии практически завершается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян рабство было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало ещё в IX-XII вв. в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (на Руси их называли холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (занятых на тяжелых промыслах — работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии рабство существовало до IV-VI вв. Пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья.
В крупнейших странах Востока — Китае, Индии и других — рабство, в его патриархальной форме, сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником рабства в Средние века здесь было долговое рабство.
В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников рабства в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государственных рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело рабство и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в рабство мусульман, то основным источником поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с «неверными» и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжёлых работах — в рудниках, в войсках мусульманских государей (мамлюки состояли полностью из рабов, после этой службы им могли «даровать» свободу, но, как правило, до этого момента никто не доживал), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал)»[123].
Даже этот краткий обзор (кстати, из издания советского времени) показывает, что никакого «чистого» феодализма ни в Европе, ни тем более в мире не было. Это противоречит той примитивной схеме исторического процесса, когда на смену одной общественно-экономической формации приходит другая, причем каждая формация «гомогенна», то есть не содержит «примесей» других формаций.
В дополнение к приведенным в обзоре сведениям о существовании рабства в Средние века приведем еще несколько фактов и цифр.
«В Японии в VIII-XI вв. число рабов достигало 10—15% всего населения, формы рабской зависимости возникали также и в условиях кочевого хозяйства. И хотя рабство здесь оставалось патриархальным и архаичным, не выходило за пределы домашнего рабства, жизнедеятельность общества была немало опосредована эксплуатацией рабов»[124].
«Одним из факторов устойчивости рабства были непрерывные крупномасштабные завоевания, и прежде всего те, которые осуществлялись теми или иными племенами и сопровождались захватом в плен и депортацией десятков и сотен тысяч людей. По мнению исследователей, арабское завоевание Ирана и ряда других стран укрепило на известное время терявший свое значение рабовладельческий уклад. В хулагуидском Иране оказались возрожденными, в полном соответствии с «Ясой» Чингисхана, рабско-крепостнические формы эксплуатации в казенных мастерских. Рост числа рабов и ухудшение их положения имели место в Китае при Юанях и позднее при маньчжурах»[125].
«На рабском труде африканцев держалась экономика Южного Ирака вплоть до восстания зинджей (это восстание происходило в 869—883 гг. — В.К.). В Нижнем Ираке труд восточноафриканских рабов, известных как «зинджи», использовался в массовых масштабах для крайне трудоёмких работ по поддержанию в порядке и развитию южномесопотамской мелиорационной сети, обеспечивавшей высокую продуктивность земледелия в данном регионе»[126].
«Согласно «Книге Страшного суда» (свод материалов всеобщей поземельной переписи), в 1086 году 10% населения Англии все еще оставались рабами. Вновь широких масштабов в Европе оно (рабство. — В. К.) достигло с экспансией Османской турецкой империи на Балканах»[127].
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Классическое рабство
Полис – это специфическая форма государства античного типа.
Принципы функционирования полисов:
Единство государственной и частной форм собственности. Верховное право на землю принадлежало полису. Собственниками земли могли стать только граждане полиса.
Самообеспеченность как экономическая основа свободы.
Деление граждан по имущественному принципу и защита их интересов.
Общинные формы управления (народное собрание, совет старейшин).
Существовало два типа полисов: торгово-ремесленный и аграрный.
В торгово-ремесленном полисе наблюдается больший удельный вес ремесла и торговли, складываются товарно-денежные отношения, осуществляется внедрение рабского труда в производство, ему присуще демократическое устройство общества. К торгово-ремесленным полисам относят Афины, Коринф, Милет, Сиракузы.
Для аграрного полиса характерны преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли, больший удельный вес зависимых работников, олигархическое устройство общества. К ним относят Спарту, Фессалию, Беотию.
Классический период экономики Древней Греции. Черты классического периода:
Господство полисов.
Формирование рабства классического типа.
Классическое рабство. В развитии рабовладельческой экономической системы можно выделить две основные макромодели: восточную, основанную на патриархальном рабстве, и западную, связанную с классической формой рабства.
Основные черты классического рабства выявим в ходе сравнения с патриархальным рабством.
Таблица 1 – Сравнительный анализ патриархального и классического рабства.
Основные черты
Восточное (патриархальное) рабство
Античное (классическое) рабство
1. Цель производства
Создание средств существования рабов и рабовладельцев
Создание прибавочного продукта в натуральной и денежной форме
2. Связь с рынком
Слабая
Тесная (торговля излишками)
3. Количество рабов
Небольшое
Огромное при ухудшении юридического и общественного положения
4. Собственность на рабов
Преимущественно государственная
Преимущественно частная.
Внутри данных макромоделей можно выделить микромодели на уровне отдельных стран, а также смежные формы типа спартанского рабовладения в Древней Греции, более близкого к восточному типу. Оно характеризовалось военным государственным рабовладением, но при жесточайшей эксплуатации.
Основными особенностями классического рабства были следующие
В отличие от патриархальной системы при классическом рабстве производство
направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельческом хозяйстве (поместье
или ремесленной мастерской) организуется товарное производство, которое колеблет
устои натурально-хозяйственных отношений. Ранее изолированные хозяйства
устанавливают более или менее тесные связи с рынком. Во II-I вв. до н.э.
владельцы вил и мастерских стремятся не только к получению большего прибавочного
продукта, но и к денежной его реализации. Стремление к получению большего
прибавочного продукта приводило к усилению эксплуатации рабов, усложнению
внутренней структуры хозяйства, росту предпринимательского начала в обществе.
Возрастала и численность рабов. Рабы стали многочисленным классом
римско-италийского общества. Рабовладение распространилось в решающих отраслях
хозяйства - в сельском хозяйстве, горнодобывающем деле, металлургии,
строительстве. Однако труд свободных и полузависимых работников продолжал
применяться во всех сферах и составлял во II-I вв. до н.э. другой важнейший
сектор римского народного хозяйства.
Усиление эксплуатации рабского труда, продиктованное интересами товарного
производства, привело к ухудшению общественного и юридического положения рабов.
Остатки человеческих прав, некоторые моральные - 5 ограничения эксплуатации
рабов, существовавшие при патриархально рабстве, в новых условиях начинают
стеснять рабовладельца. Теперь он заинтересован в том, чтобы работник был
передан в его полное и бесконтрольное распоряжение и мог быть подвергнут любой,
даже самой чрезмерной, эксплуатации. Раб приравнивается к вещи, к животному: он
поступал в абсолютное распоряжение господина, который мог его безнаказанно убить,
бросить на съедение хищным рыбам или диким зверям.
Возрастание степени эксплуатации, ухудшение положения рабов, увеличение их
численности обострили естественное противостояние рабов и их господ. Рабы теперь
не только копили обиды и недовольство в своей среде, не только оказывали
пассивное сопротивление (бегство, поломка орудий труда) , не только участвовали
в движении других слоев населения. Они поднимали грандиозные, "чисто" рабские
многолюдные восстания, которые констатировали серьезное неблагополучие в римском
рабовладельческом обществе. Наиболее крупными из них были Сицилийские восстания
рабов во 2 в. до н.э. и восстание Спартака (74 - 71 гг. до н.э.).
Восстания рабов жестоко подавлялись, однако они в значительной мере
способствовали расшатыванию основ рабовладельческого строя. Это привело, в
частности, к некоторому изменению правового положения рабов. В Древнем Риме в
эпоху империи был принят ряд законов, частично охранявших рабов от произвола их
хозяев (осуждение убийства рабов, регламентация торговли рабами и т.п.).
Классовая борьба рабов стала играть большую роль в той общей системе
социально-классовых противоречий, которые приводили в движение весь сложный
механизм римского общества.
При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства (в
земледелии и ремесле) к более крупному, централизованному хозяйству, где
получила применение простая и отчасти сложная кооперация труда. Если при
патриархальной системе господствующим типом хозяйства были мелкие участок или
мастерская, где работали 2-3-5 человек, то во II-I вв. до н.э. они сменяются
имениями в 100-250 югеров земли с рабочим персоналом в 13-20 единиц. Отказ от
мелкого хозяйства, переход к более крупному производству означали общую
интенсификацию экономики, привели к расцвету римское сельское хозяйство, ремесло
и строительство.
Раб был основным производителем, и потребности развивающегося хозяйства
требовали постоянного притока новых масс рабов. Потребность в рабах в римском
обществе была постоянной, и удовлетворялась она из разных источников (удачный
исход войн, долговое рабство, внутреннее - 6 воспроизводство рабской силы,
морское пиратство, работорговля).
Во II-I вв. до н.э. рабы становятся весьма многочисленным классом. В руках
отдельных рабовладельцев скапливались тысячи рабов. Однако подобные богачи были
исключениями. Более распространенным типом рабовладельца был собственник
полутора- трех десятков рабов. Рабы, принадлежавшие одному господину, составляли
его фамилию. Фамилия делилась на две части - городскую и сельскую. В городскую
входили рабы, занимающиеся ремеслом и обслуживающие хозяина (слуги) , в сельскую
- рабы, занятые в сельскохозяйственном производстве. Сельское хозяйство -
основная отрасль производства в древности, а сельские рабы - главные
производители - подвергались в самой большей степени эксплуатации. Городские
рабы находились в несколько лучшем положении и относились с презрением к свои
братьям по рабству, живущим в деревне. Перевод из городской фамилии в сельскую
рассматривался как тяжелое наказание.
Античное рабство с его сравнительно высокой интенсификацией труда рабов
способствовало росту производства, созданию больших материальных ценностей.
Переложение тягот физического труда на плечи рабов облегчило выделение групп
людей, занятых политикой, наукой и искусством, и привело к большим успехам в
этих областях, достигнутым в античном мире. Постепенно, однако, рабство изживало
себя экономически, превращаясь в тормоз дальнейшего развития производства. Новые
орудия труда и технические нововведения (усовершенствованный плуг, молотилка,
водяная мельница и др.) требовали от работников более высокой квалификации и
нового отношения к труду. Рабы небыли заинтересованы в росте производительности
труда. В первые века н.э. рабовладельческое хозяйство клонится к упадку. Число
рабов сокращается в связи с уменьшением притока их извне, с ростом числа
вольноотпущенников (сохранявшим по отношению к прежнему господину ряд
обязанностей) ; многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с
колонами; возникновение системы колоната знаменовало кризис рабовладельческого
способа производства.
biofile.ru
Развитие рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира [04.02.15]
Вид работы: Контрольная работа
Тема: Развитие рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира
Дисциплина: История экономики
Скачивание: Бесплатно
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Уфа 2014
Дата размещения: 04.02.15 в 17:52
Содержание
Причины возникновения и особенности рабовладельческого способа производства. 3
Варианты развития рабовладения (восточное и античное рабство). 6
Тест 11
Литература 13
Причины возникновения и особенности рабовладельческого способа производства
Производственные отношения рабовладельческого строя в его наиболее развитой форме характеризуются полной собственностью рабовладельца на все условия производства: землю, орудия труда, предметы труда и на самих работников производства — рабов.
Важным объектом собственности рабовладельцев была земля. На различных этапах развития рабовладельческого общества и в отдельных государствах земельная собственность проявлялась в различных формах — общинной, храмовой, государственной и индивидуальной (частной). Но наиболее распространенной формой земельной собственности являлась частная собственность.
Кроме крупной земельной собственности, в рабовладельческом обществе существовала мелкая земельная собственность свободных производителей — крестьян, а в городах — мелкая собственность на орудия производства ремесленников. По мере дальнейшего развития производительных сил, концентрации земельной собственности и орудий производства собственность мелких производителей как в деревне, так и в городе все более вытеснялась и переходила в руки рабовладельцев.
Специфической чертой рабовладельческой формы эксплуатации, отличающей ее от всех других видов, является полная собственность рабовладельцев на рабов. Рабы не только не имели никакой собственности на средства производства, но и сами были низведены до положения «говорящего орудия». Для рабовладельческого способа производства характерно внеэкономическое принуждение к труду. Рабов заставляли работать при помощи самого грубого насилия.
Такой характер эксплуатации в рабовладельческом обществе объясняется состоянием производительных сил. Несмотря на более совершенные по сравнению с первобытным обществом орудия труда и повысившуюся производительность труда, уровень развития производительных сил и производительности труда на данном этапе все еще оставался настолько низким, что выжать прибавочный продукт из раба можно было только путем прямого принуждения.
Насильственное принуждение к работе не только не создавало никаких стимулов к труду у рабов, но вызывало у них ненависть к труду и орудиям труда, которые они подвергали порче. «Поэтому, - писал К. Маркс, — экономический принцип такого способа производства — применять только наиболее грубые, наиболее неуклюжие орудия труда, которые как раз вследствие своей грубости и неуклюжести труднее подвергаются порче». В связи с этим производительность рабского труда была крайне низкой.
Рабочее время раба распадается на необходимое и прибавочное время, а труд — на необходимый и прибавочный труд. В течение необходимого времени раб производил продукт, обеспечивавший воспроизводство его рабочей силы и возвращавшийся ему в виде предметов потребления — пищи, одежды, жилища и т. д. В течение прибавочного времени он создавал прибавочный продукт для рабовладельца. Но в условиях бесправного положения раба и низкой производительности труда рабовладелец присваивал не только прибавочный, но и значительную часть необходимого продукта, предоставляя рабу ничтожное количество средств существования.
Раб и созданный им продукт составляли собственность рабовладельца, и поэтому весь труд раба внешне выступал как неоплаченный труд, труд только на рабовладельца. Это обстоятельство еще более усиливало ненависть раба к труду, лишало его стимулов к труду, как материальных, так и моральных.
Жесточайшая эксплуатация рабов приводила к их быстрому вымиранию. Рабовладельческое хозяйство могло существовать лишь при условии постоянного пополнения численности рабов. Рабы в редких случаях имели семьи, и поэтому воспроизводство их естественным путем было незначительным. Основным источником пополнения рабов были войны, которые вели между собой государства Древнего Востока, Греции и Рима. Важными источниками увеличения количества рабов были работорговля, пиратство.
Варианты развития рабовладения (восточное и античное рабство)
Классики марксизма-ленинизма выделяют как основные три исторические разновидности рабства: патриархальное, восточное и античное рабство.
При патриархальном рабстве рабский труд еще не являлся основой всего хозяйства и не определял собой способа производства. Количество рабов было еще незначительно, и рабовладельцы сами принимали участие в производительном труде. В качестве рабов использовались главным образом военнопленные. Хозяйство носило почти полностью натуральный характер.
Другой разновидностью рабства является восточное рабство, существовавшее в странах Древнего Востока — Египте, Ассирии, Вавилонии, а также в Персии, Индии, Китае. Эта форма рабства характеризуется значительным преобладанием коллективной собственности на землю и на рабов в форме государственно-общинной и храмовой собственности. В сельском хозяйстве земля находилась преимущественно во владении соседских общин. Хозяйство было натуральным, товарные отношения были развиты еще слабо, численность рабов сравнительно невелика, а рабство носило полупатриархальный характер. Особенности восточного рабства в значительной мере обусловливались тем, что при природных условиях этих стран для ведения земледелия было необходимо создание ирригационных систем, что требовало совместного труда не только членов отдельной общины, но и всего государства. Этим же объясняется и особая устойчивость восточной общины, более медленный процесс ее разложения по сравнению со странами Западной Европы.
Наиболее зрелой и развитой формой рабовладельческого общества является античное рабство. Эта классическая форма рабства характеризуется преобладанием рабского труда над трудом свободных, широким распространением частной собственности на средства производства и на рабов, развитием товарно-денежных отношений. Рабство становится основой общества.
Утверждение рабовладельческих производственных отношений способствовало дальнейшему развитию производительных сил.
Рабовладельческий способ производства открыл большие возможности для развития производительных сил на основе кооперации рабского труда в крупных масштабах. Возможность широкого использования рабского труда в сфере материального производства создала условия для развития обмена.
Развитие товарно-денежных отношений привело третьему крупному общественному разделению труда — выделению класса купцов. Купцы сами не принимали участия в производстве товаров. Они являлись посредниками в операциях по обмену товаров, покупая их у производителей и продавая потребителям. Используя разницу в ценах на покупаемые и продаваемые товары, купцы присваивали себе часть прибавочного продукта, создаваемого рабами и мелкими производителями — ремесленниками и крестьянами.
Воздействие купеческого или торгового капитала на развитие рабовладельческого общества имело двойственный характер: с одной стороны, купеческий капитал способствовал укреплению рабовладельческого строя, стимулируя рабовладельцев к расширению производства для продажи продуктов и доставляя им рабов из других стран; с другой стороны, он подрывал рабовладельческое натуральное хозяйство, превращая его в товарное производство, побуждая рабовладельцев до крайней степени усиливать эксплуатацию рабов, способствуя тем самым обострению классовых противоречий.
Под воздействием торгового капитала происходила быстрыми темпами дифференциация мелкотоварных крестьянских и ремесленных хозяйств. Незначительная часть их обогащалась, а основная масса мелких товаропроизводителей разорялась.
Широкое развитие в рабовладельческом обществе получил ростовщический капитал, который подтачивал основы рабовладельческого строя, способствуя росту роскоши и паразитизма среди рабовладельцев и быстрому разорению мелких товаропроизводителей. Ростовщичество истощало хозяйство рабовладельцев и мелких производителей путем взимания высоких процентов по ссудам.
Важным результатом развития торгового и ростовщического капитала явилось то, что земля наряду с другими товарами стала объектом купли-продажи, а также стала закладываться ростовщикам в качестве обеспечения ссуды. Это обстоятельство способствовало развитию долгового рабства и еще большему разорению мелких свободных крестьян.
Так развитие торгового и ростовщического капитала способствовало дальнейшему обострению противоречий рабовладельческого строя.
Характерной чертой рабовладельческого строя является противоположность между умственным и физическим трудом. Весь физический труд был возложен на рабов; это создало условия у господствующего класса — рабовладельцев — для занятий политикой, наукой, искусством. Многие отрасли знания — математика, астрономия, механика, архитектура, философия и др. — достигли в рабовладельческих государствах высокого развития.
Таким образом, разрыв между умственным и физическим трудом в рабовладельческом обществе имел свою положительную сторону — высокий уровень развития науки и искусства. С другой стороны, этот разрыв обусловливал все возрастающий паразитизм господствующего класса, а рост непроизводительного потребления рабовладельцев подрывал возможности для дальнейшего развития производительных сил.
Важным противоречием рабовладельческого строя была противоположность между городом и деревней. Представители господствующего класса рабовладельцев обычно жили в городах: в деревне же имелось много свободных мелких производителей — крестьян. Деревня была главным поставщиком военной силы рабовладельческих государств и в значительной мере поставщиком главных сельскохозяйственных продуктов. Рабовладельческий город, являясь центром политической и культурной жизни господствующих классов, экономически и политически эксплуатировал деревню путем высоких налогов, неэквивалентного обмена, используя крестьянство в качестве военной силы и т. д. Рабовладельческий строй был исторически необходимой и закономерной ступенью в развитии человеческого общества, обеспечив значительно более высокий уровень развития производительных сил по сравнению с первобытным обществом. На определенном этапе развития производственные отношения рабовладельческого строя находились в соответствии с характером производительных сил. По мере же дальнейшего роста производительных сил производственные отношения рабовладельческого общества начинают отставать от уровня производительных сил, сдерживать их развитие.
Возникает острый конфликт между производительными силами и производственными отношениями, свидетельствующий о том, что рабовладельческий строй вступил в стадию упадка и разложения. Причинами разложения и гибели рабовладельческого строя явились присущие ему внутренние противоречия, достигшие крайнего обострения на его последнем этапе.
Основное противоречие рабовладельческого общества вытекало из способа соединения рабочей силы со средствами производства. Рабы ни в какой мере не были заинтересованы в повышении производительности труда и не могли быть двигательной силой общества. Рабовладельцы же, имея полную возможность использовать в широких размерах даровую рабочую силу, совершенно не принимали участия в создании материальных благ. Поэтому они также не могли способствовать совершенствованию производства и улучшению орудий труда.
Превращение рабовладельцев в паразитический класс и растущая ненависть рабов к труду уничтожили всякие стимулы к развитию производительных сил. Свободные крестьяне забрасывали свои участки земли и массами переходили в города, пополняя ряды городского люмпенпролетариата. Армии Римской империи стали формироваться из наемников, что в значительной мере ослабило их силу и приводило к неудачным войнам. Результатом этого явилось то, что иссяк главный источник пополнения рабов — за счет военнопленных. Цены на рабов резко повысились. Применение рабского труда стало невыгодным. Все это привело к кризису рабовладельческого способа производства.
Наступил период, когда «рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства. Вывести из этого состояния могла только коренная революция».
Противоречия рабовладельческой экономики привели к обострению классовых противоречий. Последний период рабовладельческого общества характеризуется крайним обострением борьбы рабов против рабовладельцев. К восстаниям рабов часто присоединялись крестьяне, ремесленники, колоны, которые также подвергались беспощадной эксплуатации со стороны рабовладельческого государства, торговцев и ростовщиков.
Все эти восстания в конечном итоге терпели поражения, так как в значительной степени носили стихийный, неорганизованный характер. Тем не менее они имели огромное революционное значение, в корне подрывая рабовладельческий строй, способствуя разрушению его производственных отношений. На смену рабовладельческому строю пришел феодальный строй, производственные отношения которого зародились уже внутри рабовладельческого общества в виде колоната.
Пережитки рабовладельческого способа производства сохранялись и после гибели рабовладельческих государств как при феодализме, так и при капитализме. Остатки рабства сохраняются и до настоящего времени в некоторых странах Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока и в некоторых странах Юго-Восточной Азии.
Тест
Установите соответствие между этапами феодализма в Западной Европе, их хронологией и главными событиями:
Ранний феодализм
Расцвет феодализма
Разложение феодализма
А. XI – XV вв.
Б. Конец XV – середина XVII вв.
В. V – X вв.
а. Великие географические открытия
б. Аллод, бенефиций, феод
в. Цех, гильдия
Ранний феодализм (V – конец X вв.). Аллод, бенефиций, феод.
Низкий уровень развития производительных сил, отсутствие городов, ремесел, аграризация экономики.
Натуральное хозяйство, отсутствие денежного обращения. Становление феодальных отношений – формирование классов земледельцев и зависимых крестьян. Закладываются экономические и правовые основы средневекового общества. Распределение общинной земли – аллод – бенефиции (пользование за военную службу без передачи по наследству). В IX-X вв. пожизненный бенефиций постепенно превращается в наследственное земельное владение, или фактически в собственность – феод.
Расцвет феодализма (XI-XV вв.). Цех, гильдия.
Крестьяне поставлены на личную и поземельную зависимость, представители господствующего класса находились в иерархическом подчинении, переход к феодальной раздробленности. Рост производительных сил, Специализация работников, ремесло отделяется от земледелия, растут города, рост обмена, расширение торговых связей. Появляются купеческие гильдии. Ремесленники одной специальности объединяются в особые корпорации – цехи.
Разложение феодализма (XV-середина XVII вв.). Зарождение и укрепление капиталистических отношений. Ликвидация поземельной и личной зависимости крестьян. Заканчивается процесс экономической и политической централизации государств в рамках абсолютизма. Значительное развитие техники, науки, рост производства, расширение торговых связей, рост внутреннего и внешнего рынка, возникновение мирового рынка. Капиталистические мануфактуры, использующие наемный труд. Первая научная революция XVI-XVII вв. Значительным фактором, ускорившим разложение феодализма, стали Великие географические открытия конца XV – начала XVI вв.
Литература
История мировой экономики: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-727 с.: ил.
Андреев Ю. В. История Древней Греции. М., 1996.
Агапова И.И. История экономики: учебное пособие. – М.: Магистр, 2007
История мировой экономики./Под ред. М. В. Конотопова, С. И. Сметанина. — М., 1997.
0
04.02.15 в 17:52 Автор:mdasha
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Похожие бесплатные Контрольные работы:
studrb.ru
Чем отличается классическое рабство от патриархального? Патриархальное рабство
Образование 7 декабря 2015
Всем известно, что рабство – это система взаимоотношений в обществе, когда один человек имеет право собственности на других людей. Вместе с тем не все знают, что существуют различные виды данного явления. Например, патриархальное и классическое рабство. Каждый из видов имеет свои концептуальные отличия. Давайте выясним, чем отличается классическое рабство от патриархального, и узнаем суть данных понятий.
Определение рабства
Нужно разобраться, что означает данный термин в целом, прежде чем перейдем к нюансам, которые отличают классическое и патриархальное рабство. Определение понятия постараемся дать максимально широко.
Как уже сказано было выше, рабство является наиболее жесткой формой подчинения одного человека другому, когда он переходит в частную собственность к лицу, называемому рабовладельцем. Впрочем, существовали и государственные формы рабовладения. По большому счету, правовое положение рабов даже в этом случае остается неизменным. Только собственником невольника является не человек, а государство. Но государственную власть зачастую тоже представляет отдельное лицо: царь, император или другой правитель. Подобная форма рабства процветала на Древнем Востоке.
Позиция марксизма
Согласно классовой теории Карла Маркса, рабовладение является самой первой формой эксплуатации одного человека другим. По сути, раб был средством производства. Именно производственные отношения, основанные на эксплуатации хозяевами невольников, послужили фундаментальной основой рабовладельческого строя, который господствовал в мире до середины первого столетия нашей эры.
Хотя в настоящее время экономическая теория Маркса поддается критике многими учеными, тем не менее большинство из них согласны с тем, что понятие рабства у автора «Капитала» раскрыто довольно точно и основательно.
Видео по теме
Источники рабовладения
Существует целый ряд источников, посредством которых к рабовладельцам шел поток рабов. К наиболее распространенным из них относятся:
войны;
пиратство;
долговое рабство;
продажа себя или членов семьи в рабство;
превращение свободных крестьян в государственных рабов;
рождение в рабстве.
Подробное описание путей обращения свободных в рабов
Войны являются, наверное, тем источником рабства, который возник прежде, чем остальные. Впрочем, военнопленные превращались в рабов на протяжении всей истории Древнего мира, а также частично в Средние века и даже в Новое время. Войны между различными племенами случались ещё до возникновения государственности. Сначала пленных просто убивали, так как при использовании их как рабочей силы в лучшем случае можно было надеяться, что они смогут прокормить только себя. Но когда процесс производства и обработки земли вышел на новый технический уровень, были созданы условия для создания прибавочного продукта, а значит, и предпосылки для эксплуатации одним человеком другого. Хотя значительное развитие рабство получило только после образования государств и создания мощного принуждающего аппарата, который мог контролировать рабов и подавлять восстания.
Пиратство и похищение людей также относятся к одному из первых источников рабства. Впрочем, в некоторых регионах мира эта форма обращения свободных людей в невольников существует до сегодняшнего времени.
Долговое рабство возникло уже во время существования государств. Если человек не мог рассчитаться по своим обязательствам, то он и его семья обращались в рабов. Функции контроля за этим процессом были возложены на государство.
Также бывали случаи, когда человек не был в состоянии прокормить себя или семью. Таким образом, он вынужден был добровольно продавать себя в неволю. Мог он это сделать и с любым из членов семьи, в которой он был главой. Патриархальное рабство – это как раз полностью зависимое состояние всех членов семьи от её главы.
Также государство могло законодательным образом превратить свободных крестьян в рабов. Особенно распространена подобная форма обращения в рабство была на Древнем Востоке.
Зарождение патриархального рабовладения
Патриархальная форма рабства, согласно имеющимся у историков данным, зародилась на Древнем Востоке. Именно там, на землях так называемого Плодородного полумесяца, впервые образовались условия для производства прибавочного продукта, а значит, и для развития рабовладельческой формы эксплуатации.
Патриархальное рабство – это форма рабовладения, при которой невольник жил вместе с семьей, имеющей право на него. Он выполнял наиболее сложные и тяжелые работы, а в некоторых регионах трудился наравне со всеми. Бывали даже случаи, когда такого человека принимали в лоно семьи. Полное право собственности на раба принадлежало главе семьи, которого в более поздних источниках принято называть патриархом, что с древнегреческого переводится как «власть отца». Отсюда и пошел термин «патриархальное рабовладение».
Но не стоит забывать, что патриархальное рабство – это ещё и полная зависимость детей от своего отца. Юридически патриарх имел такую же власть над собственными чадами, как и над рабами. Он мог заставлять их выполнять различные работы, продавать и даже убивать. Наиболее наглядно власть отца над детьми в патриархальной семье продемонстрирована в одной из книг Библии, где рассказывается, как Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Впрочем, в большинстве случаев отношение родителей к детям было, конечно же, мягче, чем к невольникам, но в то же время имели место отдельные случаи продажи в рабство и даже убийства собственных отпрысков.
Дальнейшее развитие рабовладения в Древнем Востоке
С возникновением государств на Древнем Востоке, в частности, в междуречье Евфрата и Тигра, а также в Египте, были созданы предпосылки для дальнейшего развития и укрепления рабовладения. Государственный аппарат помогал рабовладельцам контролировать невольников, подавлять их восстания, что способствовало ещё более жесткой форме эксплуатации зависимых людей.
Впрочем, само государство в лице царя превратилось в крупнейшего рабовладельца. Оно превращало в рабов тысячи до тех пор свободных крестьян, а также военнопленных. Особенно ярко подобная форма рабовладения проявлялась в Вавилоне. Царь этого государства, Хаммурапи, законодательно закрепил положение невольников, в том числе и государственных, а также установил меры наказания за неповиновение.
Впрочем, патриархальное рабство в Вавилоне было тоже довольно распространенным и не переставало играть значительную, пусть и не ведущую роль в хозяйстве государства вплоть до его падения. Хотя и в значительно более поздний период эта форма рабовладения была распространена на Востоке, а в некоторых регионах фактически существует и по сегодняшний день.
Классическая форма рабовладения
Классическое рабовладение в традиционной своей форме возникло гораздо позже патриархального в Древней Греции, но наибольшего развития достигло в Древнеримском государстве. Данная форма эксплуатации была ещё более жесткой. Согласно концепции рабовладения в Древней Риме, раб считался просто говорящей вещью, в то время как на Востоке он был, хотя и низшим, но все-таки почти членом семьи.
Кроме того, нужно заметить, что труд невольников в Древнем Риме являлся основой экономики государства. В то же время на Востоке рабство, хотя и играло значительную роль в создании продукта, но уступало в этом плане труду крестьян. Древний Рим известен своими латифундиями - поместьями, в которых работали тысячи зависимых людей. Поэтому неудивительно, что рабовладелец зачастую даже в лицо мог не знать собственных рабов и, соответственно, абсолютно не питать к ним каких-либо чувств.
А вот патриархальное рабство в Риме существовало лишь на начальной ступени зарождения государства. Позже оно было полностью была вытеснено так называемым классическим.
Главные различия между формами рабства
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что патриархальное рабство – это все-таки более мягкая форма эксплуатации, чем классическое. Если в первом случае рабовладение было только дополнительным способом производства, то в эпоху классического рабства оно стало основным движущим механизмом экономики.
В настоящее время все формы рабства считаются незаконными и экономически неэффективными.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Автомобили Чем отличается двухтактный двигатель от четырехтактного - сравнительный анализ
Чем отличается двухтактный двигатель от четырёхтактного? Самое заметное отличие - это режимы воспламенения горючей смеси, что сразу можно заметить по звуку. Двухтактный мотор обычно издаёт пронзительный и очень громк...
Автомобили Чем отличаются полуприцепы-рефрижераторы от других?
Полуприцеп-рефрижератор – это одна из разновидностей большегрузных прицепов, которые предназначаются для перевозки грузов, требующих особого температурного режима. К таким грузам относится мясо, морепродукты, ли...
Бизнес Чем отличается сахарная свекла от кормовой? Основные признаки
Корнеплод, добавляемый хозяйками в борщ или свекольник, произошел от дикой свеклы, которая произрастает в Индии и на Дальнем Востоке. У этого овоща есть несколько видов, но самыми распространенными являются кормовые и...
Бизнес Чем отличается кастрированный баран от некастрированного?
Сегодня некоторые горожане начинают заниматься сельским хозяйством, в частности разведением скота. И тут им приходится сталкиваться с незнакомыми доселе вещами.
Бизнес Чем отличается подкалиберный снаряд от обычного бронебойного
Сразу же после появления броневой защиты боевой техники конструкторы артиллерийского вооружения начали работы по созданию средств, способных ее эффективно разрушать.
Дом и семья Чем отличается стаффордширский терьер от питбуля? Фото
Чем отличается стаффордширский терьер от питбуля? Сейчас разберемся. Корни у этих собак общие. Предки данных пород обитали в Англии. Оттуда берут свое начало и стаффордширский терьер, и питбуль.Бойцовые псы
Дом и семья Чем отличается британский вислоухий от шотландского вислоухого. Чем отличаются британские котята от шотландских
Среди тех, кто только собирается завести котенка, но еще не до конца разбирается в породах, бытует мнение, что вислоухими бывают и британские, и шотландские представители семейства кошачьих. Но это мнение является оши...
Дом и семья А вы знаете, чем отличаются шотландские кошки от британских?
Чем отличаются шотландские кошки от британских? Да ничем. "К...
Домашний уют Чем похожа и чем отличается керамическая плитка от керамогранита
Различные облицовочные материалы имеют много общего. Но между тем, каждый из них имеет свою область применения.Популярный материалСовременные производители предлагают большой ассортимент товаров, предн...
Домашний уют Чем отличаются алюминиевые радиаторы от биметаллических и какие лучше?
После завершения отопительного сезона вопрос о смене радиаторов выходит на первый план. Если в вашей квартире прохудившиеся чугунные батареи, то их пора отправить на заслуженный отдых, установив вместо них современные...