2. Основные источники по истории Древнего Египта. Письменные источники древнего египта
2. Основные источники по истории Древнего Египта
16
к Египту. Однако страна не располагала запасами олова, важнейшего компонента для получения бронзы, серебра — главного товарного эквивалента древности, и железа, отсутствие которого сдерживало развитие техники и ремесленного производства.
В специфических природных условиях нильской долины сформировался определенный этнический тип, переданный на сохранившихся фресках: древние египтяне были среднего роста, плотного телосложения, брили бороду и коротко стригли волосы. Слегка скуластое лицо с толстыми губами и несколько продолговатым черепом имело некоторые «негритянские» черты, которые контрастировали с обликом азиатов, часто изображаемых на рельефах. Одежда египтян была простой: при работе надевали один небольшой передник, набедренную повязку или короткую юбку. Более торжественной одеждой для мужчин была юбка особого покроя чуть ниже колен и узкая рубашка с короткими рукавами. Женщины носили плотно облегавшие тело длинные платья на одной или двух лямках. Основной пищей древнего египтянина были ячменные лепешки, каша из эммера (этот злак из-затвердой оболочки зерна непригоден для приготовления лепешек или хлеба), свежая, но особенно сушеная рыба (в жарком климате свежая рыба быстро портилась), овощи (лук,салат-латук,чеснок, возможно, огурцы). Излюбленным напитком было ячменное пиво. Мясо употребляли очень редко.
Древнейшее оседлое население появляется в долине Нила в конце VI тысячелетия до н. э. Это были племена, которые приходили из Сахары, Ливийской пустыни и областей современной Эфиопии. Из слияния этнических групп постепенно сформировалась египетская народность. Некоторые статуэтки, изображающие древнейших жителей Египта, черепа, найденные в погребениях Негады, черты сходства древнеегипетского языка с рядом африканских, а также с некоторыми берберскими языками Северной Африки подтверждают факт слияния различных этнических групп в долине Нила. В египетском языке прослеживаются и некоторые заимствования из древнесемитских языков, объяснимые как результат культурных и политических контактов Египта и стран Восточного Средиземноморья (Палестины, Финикии, Сирии). Однако в целом
древние египтяне представляли собой вполне сложившуюся устойчивую народность со своим языком, собственной письменностью и глубоко оригинальной культурой.
Историю и культуру Древнего Египта на протяжении почти 4 тыс. лет изучают на основе многочисленных и разнообразных источников, сохранившихся до настоящего времени в виде памятников письменности, обычаев, духовной жизни, предметов материальной культуры, языка.
Можно выделить семь больших типов источников: 1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др. 2. Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные предметы культа и др. 3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания. 4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д. 5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время. 6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках или рельефах. 7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и др.
Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж.Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников. Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии, упоминает
17
наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.
Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Рав Карнаке (город Фивы). Придворный писец не только перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III, но и развил определенную концепцию истории его царствования: он рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего мира. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.
Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона (Мер-не-Тхути),написанное вIV—IIIвв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.
Архивы. Деловые и юридические документы.
Ценнейшими источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либоархиве. Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее
древним является архив, найденный в храме царя Нефериркара (V династия. XXV— XXIV вв. до н. э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.
Интересные документы о частном хозяйстве средних размеров, включая организацию рабочей силы, хозяйственных отраслей, связи с рынками, взаимоотношения владельца поместья с арендаторами соседних районов, дошли от времен XI династии (XXI в. до н. э.; архив жреца Хеканахта).
Один из богатейших архивов был найден при раскопках города Ахетатона (совр. Эль-Амарна)— столицы фараона Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н. э. Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии, которые характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н. э., дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад коалиций различных государств. Ценность документов из Ахетатона повышается еще и потому, что некоторые письма этих фараонов обнаружены в архиве хеттских царей Богазкёя (около совр. Анкары), что позволяет определить степень достоверности содержащейся в документах информации. Материалы эльамарнского архива помогают установить время правления упомянутых фараонов, азиатских царей, важных событий, поскольку в них приводятся датировки по местным летосчислениям, из них некоторые надежно определяются по астрономическим данным.
Дополнением к дипломатическим материалам эль-амарнскогоархива служат сохранившиеся тексты договора (1280 г. до н. э.) между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н. э.— Хеттским царством. Тексты этого договора
18
сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Рав Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме). В богазкёйском архиве найдена табличка с текстом того же договора, написанная клинописью.
Из других документальных материалов следует отметить длинную надпись фараона Сети I в Наури (около 3-гонильского порога), где перечислены дары фараона жречеству его поминального храма в городе Абидосе. Надпись с аналогичными привилегиями жречеству нескольких храмов с любопытным описанием тревожных событий правления была составлена при Рамсесе III (XX династия, XII в. до н. э.; «Большой папирус Харрис»).
В гробнице Рехмира, одного из везиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.
Для изучения ливийско-саисскоговремени (первая половина I тысячелетия до н. э.) большое значение имеют документы из архива богатой египетской семьи в северной части Верхнего Египта. По этим документам можно проследить быт, хозяйство жреческой и сановной семьи, ее взаимоотношения с номовой и центральной администрацией на протяжении почти двухсот лет (XXVI династия,VII—-VIвв. до н. э.).
О завоевании Египта кушитским царем Пианхи подробно повествуется на стеле Пианхи, поставленной в городе Напате (между четвертым и пятым нильскими порогами). Текст составлен в духе победных египетских надписей, написан хорошим литературным языком, проникнут определенной авторской концепцией, имеет продуманную композицию.
Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажуимущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие. Многочисленные документальные данные —
надежная основа для восстановления египетской истории.
«Поучения» и «пророчества» как источник.
Распространенным видом египетской литературы являются так называемые поучения и пророчества, которые можно отнести к дидактическому жанру. Как правило, они написаны конкретными авторами, чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на два разряда: «поучения» фараонов (т. е. написанные от их имени), например гераклеопольского царя Ахтоя или фараона-основателяXII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной и являющиеся политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства; «поучения» частных лиц, как, например, «Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими (ремесленника, земледельца, пастуха, стражника и др.), «Поучение Аменемопе», в котором отец дает наставление своему сыну, как вести себя в обществе, как делать карьеру, достичь богатства и благополучия.
Особой разновидностью дидактической литературы стали так называемые пророчества, наиболее известные из которых «Речение Ипусера» и «Речение Неферти». «Речения» представляют собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни. Различные бедствия, о которых «пророчествуют» авторы Ипусер и Неферти, настолько реалистичны и живы, красочны и точны, что исследователи считают их описанием подлинных народных восстаний против существующего порядка, которым авторы придали форму пророчества. Как свидетельства о взрывах народного возмущения «Речение Ипусера» и «Речение Неферти» являются ценнейшими историческими источниками по истории Древнего Египта.
Произведения собственно художественной литературы, как, например, «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рассказ Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», сказания о фараоне Хуфу, несмотря на наличие художественного вымысла и сказочные мотивы, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из
19
жизни египетского общества. Среди сказочных сюжетов были довольно популярными сказания о далеких морских путешествиях. Ярким примером является «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». В ней описывается далекая морская экспедиция, скорее всего в загадочную страну Пунт, во время которой буря уничтожила корабль, а сам герой был выброшен на неведомый остров, наполненный всевозможными плодами и богатствами; на острове царствовал огромный и добрый змей. Описания заморских приключений пополняют наши сведения о внешних связях Египта, особенно усилившихся в эпоху Нового царства. Видимо, такие сказания создавались на основе рассказов путешественников, которых правительство посылало в далекие страны с официальными поручениями. Сохранились два отчета о реальных экспедициях. Один из них был записан на стенах храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахрис подробным изложением подготовки, пребывания в Пунте и возвращения экспедиции в Египет (XVI в. до н, э.). Другим примером является «ПутешествиеУну-Амонав Библ» (XI в. до н. э.), рассказывающее о злоключениях египетского посла в Финикии и Сирии. Подлинные описания путешествий позволяют не только получить сведения об окружающих Египет странах, но и определить степень политического влияния Египта в тогдашнем мире.
Сохранилось множество произведений религиозного характера. Древнейшие сведения о египетской религии содержат так называемые «Тексты пирамид», т. е. надписи богословского характера, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V—VIIIдинастий(XXIV—XXIIвв. до н. э.). Во времена Среднего царства появляются тексты аналогичного содержания на стенках деревянных саркофагов, принадлежавших вельможам. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» наряду с Другими религиозными текстами послужили основой для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии — так называемой «Книги мертвых», содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, чтобы достичь вечного блаженства на «полях Иалу» (ср. «Елисейские поля» греческой мифологии). Интересные сведения о египетской религии содержатся в «Мемфисском богословском трактате», в котором рассказывается о том, как бог Птах (покровитель Мемфиса) своим словом творит мир. Этот трактат, в своей основе восходящий к эпохе Древнего царства (III тысячелетие до н. э.), дошел до нашего времени в записи конца VIII в. до н. э.
Сохранившиеся медицинские папирусы (они называются по именам их современных владельцев или по месту хранения: Большой папирус Эберса, Хирургический папирус Эдвина Смита), математические произведения (Лондонский математический папирус Ринд и Московский математический папирус из собрания ГМИИ им. A.C. Пушкина и др.) дают представление о развитии научных знаний в Древнем Египте.
В целом многочисленные письменные источники позволяют воссоздать историю, жизнь и культуру Древнего Египта с достаточной полнотой. Однако историю Древнего Египта невозможно изучать без археологических материалов, памятников материальной культуры, необычайно разнообразных и благодаря современным методам исследования дающих богатую информацию о его истории и культуре. Огромное количество отдельных категорий вещей (керамики, посуды, предметов быта и культа, орудий труда, статуй, рельефов, фресок и др.) хранится во многих музеях мира. Особую ценность представляют большие археологические комплексы: остатки гробниц-пирамиди мастаб, городов, храмов, крепостей, морских портов, некрополей. Из погребальных комплексов кроме великих пирамидIII—IVдинастий можно назвать одно из древнейших погребений, возможно, правителя верхнеегипетского царства в городе Энхаб (Нехен) и гробницу фараона Тутанхамона, найденную в 1922 г. неразграбленной. Из других царских захоронений большую ценность представляет своего рода «склад« мумий фараонов Нового царства, которые были изъяты из своих первоначальных погребений и тайно перезахоронены в скалахДейр-эль-Бахри(к западу от Фив) при XXI династии, чтобы предохранить мумии фараонов от надругательства грабителей. Обнаруженные в тайнике мумии фараонов позволяют с помощью современных методов исследования установить фи-
20
зический тип, болезни, возраст египетских владык и другие данные, важные для уточнения хронологии правления.
Кроме царских обнаружено большое количество погребений номовой знати. Если в эпоху Древнего царства многие ее представители строили гробницы около пирамиды своего повелителя-фараона,то во времена Среднего и Нового царств знать предпочитает устраивать захоронения в своих номах. Хорошо сохранившиеся вельможные гробницы обнаружены в Антилопьем номе (совр.Бени-Хасан).Они вырублены в скалах и представляют собой просторные помещения, стены которых покрыты великолепными фресками и рельефами, реалистически отражающими земную жизнь вельможи, показывающими его хозяйство, поля, мастерские, работающих там людей. Эти изображения — ценнейший источник по изучению экономики и социальных отношений египетского общества.
Примерами массовых захоронений являются некрополь раннединастического времени, насчитывающий около 10 тыс. могил (около Мемфиса), захоронение воинов в Фивах, павших при осаде Гераклеополя (XXI в. до н. э.), и знаменитый некрополь в Абидосе. В этом общеегипетском религиозном центре культа Осириса со времен Среднего царства многие жители со всего Египта стремились построить себе кенотафы (т. е. параллельные гробницы с пустым саркофагом; погребение же умершего производилось там, где он умирал). Некрополь Абидоса — около полутора тысяч стел, жертвенников, статуй, миниатюрных моделей храмов — содержит богатейший материал по религии, культуре, общественному устройству Египта.
Обильную информацию дают раскопки древнеегипетских городов. Наиболее древним археологически исследованным городом является город Энхаб — предполагаемая столица верхнеегипетского царства (вторая половина IV тысячелетия до н. э.). Со времени Среднего царства сохранились остатки города Иллахуна (или Кахуна) у входа в Фаюмский оазис, построенного по плану с делением на жилые кварталы с однотипными жилищами для средних прослоек и особняками для знати, ремесленными мастерскими. Одним из лучших памятников египетского градостроительства является столица фараона Эхнатона —
город Ахетатон в средней части Верхнего Египта (совр. Эль-Амарна),представленная обширным царским дворцовым комплексом, храмами Атона, особняками знати, административными зданиями, жилыми кварталами, пристанями и некрополем. Город Ахетатон, построенный в короткий срок по специально разработанному плану, был покинут вскоре после смерти Эхнатона и заброшен, что и определило его хорошую археологическую сохранность.
Из городов более позднего времени хорошо исследован город Танис в Дельте. Раскопки городов дополняются исследованием египетских крепостей. Наиболее крупные из них обнаружены на территории Нубии. На берегу Красного моря был открыт древнеегипетский порт Гасуу.
Величественными памятниками монументального строительства являются многочисленные храмы, обнаруженные в огромном количестве в разных местах. Из них можно назвать заупокойный храм при пирамиде Джосера (III династия), храмы бога Ра, возведенные в Абусире и Бубастисе (V династия), храмовопогребальный комплекс Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахрии грандиозные храмыАмона-Рав Фивах (в Луксоре и Карнаке). Оригинальными формами храмового строительства стали храмы, вырубленные в скалах, например, полупещерный храм царицы Хатшепсут (XVIII династия) и храм Рамсеса II вАбу-Симбелев Северной Нубии.
Египетские письменные материалы и памятники археологии являются основными для реконструкции древнеегипетской истории и культуры, но не исчерпываются ими. Довольно значительную информацию можно получить из источников, происходящих из соседних с Египтом стран — Нубии, Палестины, Сирии, других областей Восточного Средиземноморья. В богазкёйском архиве хеттских царей, некоторых книгах Библии содержатся любопытные материалы о взаимоотношениях этих стран с Египтом, о системе международных связей тогдашнего мира. На территории Нубии, в различных областях Восточного Средиземноморья, входивших в состав египетской империи в период ее наивысшего расцвета, сохранилось большое количество собственно египетских надписей и памятников материальной культуры, а также местных над-
studfiles.net
Основные источники по истории Древнего Египта.
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
Историю и культуру Древнего Египта на протяжении почти 4 тыс. лет изучают на основе многочисленных и разнообразных источников, сохранившихся до настоящего времени в виде памятников письменности, обычаев, духовной жизни, предметов материальной культуры, языка.
Можно выделить семь больших типов источников: 1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др. 2. Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные
предметы культа и др. 3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы,
поговорки, легенды, эпические сказания. 4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д. 5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время. 6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках или рельефах. 7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и др.
Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж.Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников. Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии, упоминает
наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.
Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (город Фивы). Придворный писец не только перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III, но и развил определенную концепцию истории его царствования:
он рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего
мира. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.
Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона
(Мер-не-Тхути), написанное в IV—III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.
сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Рав Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме). В богазкёйском архиве найдена табличка с текстом того же договора, написанная клинописью.
Из других документальных материалов следует отметить длинную надпись фараона Сети I в Наури (около 3-гонильского порога), где перечислены дары фараона жречеству его поминального храма в городе Абидосе. Надпись с аналогичными привилегиями жречеству нескольких храмов с любопытным описанием тревожных событий правления была составлена при Рамсесе III (XX династия, XII в. до н. э.; «Большой папирус Харрис»).
В гробнице Рехмира, одного из везиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.
Для изучения ливийско-саисскоговремени (первая половина I тысячелетия до н. э.) большое значение имеют документы из архива богатой египетской семьи в северной части Верхнего Египта. По этим документам можно проследить быт, хозяйство жреческой и сановной семьи, ее взаимоотношения с номовой и центральной администрацией на протяжении почти двухсот лет (XXVI династия,VII—-VIвв. до н. э.).
О завоевании Египта кушитским царем Пианхи подробно повествуется на стеле Пианхи, поставленной в городе Напате (между четвертым и пятым нильскими порогами). Текст составлен в духе победных египетских надписей, написан хорошим литературным языком, проникнут определенной авторской концепцией, имеет продуманную композицию.
Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажуимущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие. Многочисленные документальные данные —
надежная основа для восстановления египетской истории.
«Поучения» и «пророчества» как источник.
Распространенным видом египетской литературы являются так называемые поучения и пророчества, которые можно отнести к дидактическому жанру. Как правило, они написаны конкретными авторами, чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на два разряда: «поучения» фараонов (т. е. написанные от их имени), например гераклеопольского царя Ахтоя или фараона-основателяXII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной и являющиеся политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства; «поучения» частных лиц, как, например, «Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими (ремесленника, земледельца, пастуха, стражника и др.), «Поучение Аменемопе», в котором отец дает наставление своему сыну, как вести себя в обществе, как делать карьеру, достичь богатства и благополучия.
Особой разновидностью дидактической литературы стали так называемые пророчества, наиболее известные из которых «Речение Ипусера» и «Речение Неферти». «Речения» представляют собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни. Различные бедствия, о которых «пророчествуют» авторы Ипусер и Неферти, настолько реалистичны и живы, красочны и точны, что исследователи считают их описанием подлинных народных восстаний против существующего порядка, которым авторы придали форму пророчества. Как свидетельства о взрывах народного возмущения «Речение Ипусера» и «Речение Неферти» являются ценнейшими историческими источниками по истории Древнего Египта.
Произведения собственно художественной литературы, как, например, «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рассказ Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», сказания о фараоне Хуфу, несмотря на наличие художественного вымысла и сказочные мотивы, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из
studfiles.net
Основные источники по истории Древнего Египта
Историю и культуру Древнего Египта на протяжении почти 4 тыс. лет изучают на основе многочисленных и разнообразных источников, сохранившихся до настоящего времени в виде памятников письменности, обычаев, духовной жизни, предметов материальной культуры, языка.
Можно выделить семь больших типов источников: 1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др. 2. Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные предметы культа и др. 3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания. 4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д. 5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время. 6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках или рельефах. 7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и др.
Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж.Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников. Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии, упоминает
наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.
Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (город Фивы). Придворный писец не только перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III, но и развил определенную концепцию истории его царствования: он рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего мира. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.
Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона (Мер-не-Тхути), написанное в IV—III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.
Похожие статьи:
poznayka.org
Реферат - Источниковая база изучения истории Древнего Египта
Реферат - Источниковая база изучения истории Древнего Египтаскачать (37.7 kb.)
Список использованной литературы_________________________________15
3
Введение
История Древнего Египта, как любая дисциплина исторической науки, базируется на исторических источниках, которые дают нам информацию о далеком прошлом. Единственная возможность воссоздать историю древнейших на земле цивилизаций заключена в обращении к тем следам, которые они оставили после себя. И таким следом реальной действительности в жизни древних египтян являются исторические источники. Исторические источники по изучению истории Древнего Египта делятся на четыре группы : 1. Древнеегипетские письменные памятки 2. Сообщения античных авторов и Библии 3. Жанровые сцены , изображённые на стенах храмов и гробниц 4. Памятки материальной культуры Источников сохранилось достаточно,но не следует забывать , что нужно критически относится к историческим источникам.
4
^
Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж. Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников.
Древнеегипетских текстов сохранилось немало , потому что египтяне любили писать и нередко писали на «вечном» материале : на стенах гробниц, на каменных плитах, на палетках(костяные дощечки), печатях, амулетах , и.т.п..
Из письменных источников египтологи наиболее ценят списки фараонов , найденные на стенах храмов в Карнаке, Абидосе, Саккаре. В этих списках содержатся не только имена фараонов, но и года их правления ,что делает их незаменимыми при составлении хронологии. В разных списках фараоны именуются по-разному и это нередко ставит египтологов в тупик.
Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная с доди-настического периода до V династии, упоминает наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.
Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амо-на-Ра в Карнаке (город Фивы). Придворный писец не только перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III, но и развил определенную концепцию истории его царствования: он рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего мира. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.
Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона (Мер-не-Тхути), написанное в IV—III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах.
5
Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как
жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.
Ценнейшими источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве. Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее древним является архив, найденный в храме царя Нефериркара (V династия. XXV— XXIV вв. до н. э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.
Интересные документы о частном хозяйстве средних размеров, включая организацию рабочей силы, хозяйственных отраслей, связи с рынками, взаимоотношения владельца поместья с арендаторами соседних районов, дошли от времен XI династии (XXI в. до н. э.; архив жреца Хека-нахта).
Один из богатейших архивов был найден при расколках города Ахетатона (совр. Эль-Амарна)— столицы фараона Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н. э. Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии, которые характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н. э., дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад коалиций различных государств. Ценность документов из Ахетатона повышается еще и потому, что некоторые письма этих фараонов обнаружены в архиве хеттских царей Богазкёя (около совр. Анкары), что позволяет определить степень достоверности содержащейся в документах информации. Материалы эль-амарнского архива помогают установить время правления упомянутых фараонов, азиатских царей, важных событий, поскольку в них приводятся датировки по местным летосчислениям, из них некоторые надежно определяются по астрономическим данным.
6
Дополнением к дипломатическим материалам эль-амарнского архива служат сохранившиеся тексты договора. (1280 г. до н. э.) между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н. э.— Хеттским царством. Тексты этого договора сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме). В богазкёйском архиве найдена табличка с текстом того же договора, написанная клинописью.
.Из других документальных материалов следует отметить длинную надпись фараона Сети I в Наури (около 3-го нильского порота), где перечислены дары фараона жречеству его поминального храма в городе Абидосе. Надпись с аналогичными привилегиями жречеству нескольких храмов с любопытным описанием тревожных событий правления была составлена при Рамсесе III (XX династия, XII в. до н. э.; «Большой папирус Харрис»).
В гробнице Рехмира, одного аз везиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.
Для изучения ливийско-саисского времени (первая половина I тысячелетия до н. э.) большое значение имеют документы из архива богатой египетской семьи в северной части Верхнего Египта. По этим документам можно проследить быт, хозяйство жреческой и сановной семьи, ее взаимоотношения с номовой и центральной администрацией на протяжении почти двухсот лет (XXVI династия, VII—VI вв. до н. э.).
О завоевании Египта кушитским царем Пианхи подробно повествуется на стеле Пианхи, поставленной в городе Напате (между четвертым и пятым нильскими порогами). Текст составлен в духе победных египетских надписей, написан хорошим литературным языком, проникнут определенной авторской концепцией, имеет продуманную композицию.
Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажу имущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие. Многочисленные документальные данные — надежная основа для восстановления египетской истории.
«Поучения» и «пророчества» как источник. Распространенным видом египетской литературы являются так называемые поучения и пророчества, которые можно отнести к дидактическому жанру. Как правило, они написаны конкретными авторами, чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на
7
два разряда: «поучения» фараонов (т. е. написанные от их имени), например гераклео-польского царя Ахтоя или фараона-основателя XII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной и являющиеся политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства; «поучения» частных лиц, как, например, «Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими (ремесленника, земледельца, пастуха, стражника и др.), «Поучение Аменемопе», в котором отец дает наставление своему сыну, как вести себя в обществе, как делать карьеру, достичь богатства и благополучия..
Особой разновидностью дидактической литературы стали так называемые пророчества, наиболее известные из которых «Речение Ипусера» и «Речение Неферти». «Речения» представляют собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни. Различные бедствия, о которых «пророчествуют» авторы Ипусер и Неферти, настолько реалистичны и живы, красочны и точны, что исследователи считают их описанием подлинных народных восстаний против существующего порядка, которым авторы придали форму пророчества. Как свидетельства о взрывах народного возмущения «Речение Ипусера» и «Речение Неферти» являются ценнейшими историческими источниками по истории Древнего Египта.
Произведения собственно художественной литературы, как, например, «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рассказ Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», сказания о фараоне Хуфу, несмотря на наличие художественного вымысла и сказочные мотивы, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из жизни египетского общества. Среди сказочных сюжетов были довольно популярными сказания о далеких морских путешествиях. Ярким примером является «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». В ней описывается далекая морская экспедиция, скорее всего в загадочную страну Пунт, во время которой буря уничтожила корабль, а сам герой был выброшен на неведомый остров, наполненный всевозможными плодами и богатствами; на острове царствовал огромный и добрый змей. Описания заморских приключений пополняют наши сведения о внешних связях Египта, особенно усилившихся в эпоху Нового царства. Видимо, такие сказания создавались на основе рассказов путешественников, которых правительство посылало в далекие страны с официальными поручениями. Сохранились два отчета о реальных экспедициях. Один из них был записан на стенах храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри с подробным изложением подготовки, пребывания в Пунте и возвращения экспедиции в Египет (XVI в. до н. э.). Другим примером является «Путешествие Уну-Амона в Библ» (XI в. до н. э.), рассказывающее о злоключениях египетского посла в Финикии и Сирии. Подлинные описания путешествий позволяют не только, получить сведения об
8
окружающих Египет странах, но и определить степень политического влияния Египта в тогдашнем мире.
Сохранилось множество произведений религиозного характера. Древнейшие сведения о египетской религии содержат так называемые «Тексты пирамид», т. е. надписи богословского характера, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V—VIII династий (XXIV— XXII вв. до н. э.)жВо времена Среднего царства появляются тексты аналогичного содержания на стенках деревянных саркофагов, принадлежавших вельможам. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» наряду с другими религиозными текстами послужили основой для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии — так называемой «Книги мертвых», содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, чтобы достичь вечного блаженства на «полях Иалу» (ср. «Елисейские поля» греческой мифологии). Интересные сведения о египетской религии содержатся в «Мемфис-ском богословском трактате», в котором рассказывается о том, как бог Птах (покровитель Мемфиса) своим словом творит мир. Этот трактат, в своей основе восходящий к эпохе Древнего царства (Ш тысячелетие до н. э.), дошел до нашего времени в записи конца VIII в. до н. э.
Сохранившиеся медицинские папирусы (они называются по именам их современных владельцев или по месту хранения: Большой папирус Эберса, Хирургический папирус Эдвина Смита), математические произведения (Лондонский математический папирус Ринд и Московский математический папирус из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и др.) дают представление о развитии научных знаний в Древнем Египте.
^
О достоверности исторического сообщения часто судят по тому, насколько точно в нем переданы разные подробности: обычаи, нормы поведения, имена, титулы. Что в этом отношении можно сказать о первых двух книгах Библии — Бытии и Исходе? В своем труде Гарроу Данкан так отзывался о записанном в Бытии сообщении об Иосифе, сыне Иакова, а также о книге Исход: «[Писателю Библии] были очень хорошо знакомы язык египтян, их обычаи, верования, жизнь при царском дворе, система управления и этикет. ...[Он] употребляет титул, который использовался в то время, и делает это абсолютно верно… [...] В действительности ничто в Ветхом Завете так убедительно не свидетельствует о честности писавших его и о доскональном знании египетских устоев, как использова
ние в разных контекстах слова „фараон"... [...] [Писатель] абсолютно точно передает дворцовый этикет и язык действующих лиц, которые предстояли перед фараоном» (New Light on Hebrew Origins). 9
Изготовление кирпичей. Будучи рабами в Египте, израильтяне занимались изготовле
нием кирпичей. Для этого они брали глину и смешивали ее с соломой (Исход 1:14; 5:6—18). В книге «Материалы и ремеслен
ные производства Древнего Египта», изданной в 1926 году, отмечается: «Мало где [изготовление кирпича] достигло такого развития, как в Египте, где высушенный на солнце кирпич был (да и теперь является) основным строительным материалом». Да
лее в книге говорится, что «употребление египтянами соломы при изготовлении кир
пича» подтверждает интересную историче
скую подробность, записанную в Библии.
В древние времена еврейские мужчины всегда носили бороду. Однако в Библии сообщается, что, перед тем как предстать перед фараоном, «Иосиф обрился» (Бытие 41:14). Зачем? Оказывается, того требовали правила приличия: в Египте рас
тительность на лице считалась признаком нечистоты. Древние египтяне, как пишется в книге «Быт древних египтян», «гордились тем, что были гладко выбриты» (Еvеryday Life in Ancient Egypt). Интересно, что в еги
петских гробницах были найдены наборы цирюльничьих принадлежностей, которые хранились в изящных ларцах и куда входи
ли бритвенные лезвия, щипчики и зеркала. Совершенно очевидно, что летописец Моисей отличался большой скрупулезностью. То же можно сказать и о других писателях Библии, упоминавших о Древнем Египте.
Пророк Иеремия, написавший обе книги Царей, тоже обращает внимание на некоторые интересные детали. Напри
мер, говоря о торговле лошадьми и колесни
цами, которую царь Соломон вел с египтянами и хеттеями, Иеремия уточняет, что «колесницу доставляли из Египта за шестьсот сиклей серебра, коня — за сто пятьдесят» (1 Царей 10:29).
Согласно книге «Археология и религия Израиля», как сообщения древнегреческого историка Геродота, так и археологиче
ские находки подтверждают, что во времена Соломона велась оживленная торговля лошадьми и колесницами. В книге отмечается, что «обычно за одну египетскую колесницу давали четыре... коня» (Archeology and the Religion of Israel). Итак, сведения, при
веденные в Библии, весьма точны.
Иеремия, а также Ездра описывают вторжение в Иуду фараона Сусакима «в пятом году царствования Ровоама», то есть в 993 году до н.э. (1 Царей 14:25—28; 2 Летопись 12:1—12). В течение долгого времени Библия оставалась единственным источником, повествующим об этом событии. Но однажды в Карнакском храме (Египет, древние Фивы) был обнаружен примечательный настенный рельеф. На нем изображен стоящий перед богом Амоном фараон Сусаким, который занес руку над трепещущими пленниками. Кроме того, на рельефе высечены названия захваченных израильских городов. Многие из них удалось отождествить с теми, о которых говориться Библии. Также в тексте рельефа упоминается «поле Аврама» — это
10
самое раннее указание в египетских хрониках на библейского патриарха Авраама (Бытие 25:7—10).
Как видно, изложенные в Библии события не вымысел. Напротив, осознавая свою ответственность перед Богом, писатели Библии всегда были честны, даже когда указывали о победах фараона Сусакима в Иуде. Такая беспристрастность резко контрастирует с явно приукрашенными хрони
ками древних египтян, в которых опущены любые нелестные подробности о правителях и подданных Египта.
Только сам Автор Библии, Бог, может точно предсказать будущее. Например, он вдохновил Иеремию высказать пророчество о двух египетских городах — Мемфисе и Фивах. Когда-то Мемфис, или Ноф, был знаменитым политическим, торговым и религиозным центром. Тем не менее Бог предрек: «Ноф превратится в ужасное зрелище. Он будет подожжен, так останется без единого жителя» (Иеремия 46:19). Так и случилось. В одной книге рассказывается, что «внушительные руины Мемфиса» были разграблены арабами-завоевателями, которым требовались камни для строительства. Также в книге говорится, что сегодня «в пределах древнего города взору предстает только черная земля без единого камня на ней» (In the Steps of Moses the Lawgiver).
Подобная судьба постигла и город Фи
вы, который раньше назывался Но-Аммон, или просто Но. Его мертвые боги ничем не смогли ему помочь. Вот какое пророчество Иегова изрек о городе Фивы, который одно время был столицей Египта и цен
тром поклонения богу Амону: «Вот, я об
ращаю внимание на Амона из Но, на фараона, на Египет, на его богов... Я отдам их... в руки вавилонского царя Навуходоно
сора» (Иеремия 46:25,26). Как и было предсказано, Египет, в том числе и прославленный Но-Аммон, был завоеван царем Вави
лона. Позднее, в 525 году до н. э., персидский царь Камбис II вновь разорил город. От этого удара город уже не оправился и в конце концов был окончательно разрушен римлянами. Итак, достоверные пророче
ства делают Библию поистине уникальной книгой и дают основание доверять тому, что она говорит о будущем.
^
Важные сведения о Египте содержатся в произведениях античных авторов. Большой интерес представляют произведения четырех греческих авторов: «История греко-персидских войн» Геродота (V в. до н. э.), «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), «География» Страбона (I в. до н. э.— I в. н. э.) и трактат Плутарха «Об Осирисе и Исиде» (II в. н. э.). Особую ценность имеют сведения Геродота. Геродот, посетивший Египет, познакомился с местной письменной традицией, осмотрел многие храмы, города и местности, дал достаточно подробный очерк древнеегипетской истории, до сих пор являющийся одним из необходимых источников по истории Древнего Египта.
11
Первостепенное значение труд Геродота имеет для истории Позднего Египта (VII—VI вв. до н. э.), довольно фрагментарно представленной в египетской традиции, но самым обстоятельным образом описанной Геродотом.
В распоряжении современных ученых имеется огромный материал различных категорий источников, который позволяет изучать и реконструировать многие стороны египетской цивилизации.12
Раздел 2 Изображения на стенах гробниц, памятники материальной культуры
В целом многочисленные письменные источники позволяют воссоздать историю, жизнь и культуру Древнего Египта с достаточной полнотой. Однако историю Древнего Египта невозможно изучать без археологических материалов, памятников материальной -культуры, необычайно разнообразных и благодаря современным методам исследования дающих богатую информацию о его истории и культуре. Огромное количество отдельных категорий вещей (керамики, посуды, предметов быта и культа, орудий труда, статуй, рельефов, фресок и др.) хранится во многих музеях мира. Особую ценность представляют большие археологические комплексы: остатки гробниц-пирамид и мастаб, городов, храмов, крепостей, морских портов, некрополей. Из погребальных комплексов кроме великих пирамид III—IV династий можно назвать одно из древнейших погребений, возможно, правителя верхнеегипетского царства в городе Энхаб (Нехен) и гробницу фараона Тутанхамона, найденную в 1922 г. неразграбленной. Из других царских захоронений большую ценность представляет своего рода «склад» мумий фараонов Нового царства, которые были изъяты из своих первоначальных погребений и тайно перезахоронены в скалах Дейр-эль-Бахри (к западу от Фив) при XXI династии, чтобы предохранить мумии фараонов от надругательства грабителей. Обнаруженные в тайнике мумии фараонов позволяют с помощью современных методов исследования установить физический тип, болезни, возраст египетских владык и другие данные, важные для уточнения хронологии правления.
Кроме царских обнаружено большое количество погребений номовой знати. Если в эпоху Древнего царства многие ее представители строили гробницы около пирамиды своего повелителя-фараона, то во времена Среднего и Нового царства знать предпочитает устраивать захоронения е своих номах. Хорошо сохранившиеся вельможные гробницы обнаружены в Анти-лопьем номе (совр. Бени-Хасан). Они вырублены в скалах и представляют собой просторные помещения, стены которых покрыты великолепными фресками и рельефами, реалистически отражающими земную жизнь вельможи, показывающими его хозяйство, поля, мастерские, работающих там людей. Эти изображения — ценнейший источник по изучению экономики и социальных отношений египетского общества.
Примерами массовых захоронений являются некрополь раннединастического времени, насчитывающий около 10 тыс. могил (около Мемфиса), захоронение воинов в Фивах, павших при осаде Гераклео-поля (XXI в. до н. э.), и знаменитый некрополь в Абидосе. В этом общеегипетском религиозном центре культа Осириса со времен Среднего царства многие жители со всего Египта стремились построить себе кенотафы (т. е. параллельные гробницы с пустым саркофагом; погребение же умершего производилось там, где он умирал). Некрополь Абидоса — около полутора тысяч стел, жертвенников, статуй, миниатюрных моделей храмов —
13
содержит богатейший материал по религии, культуре, общественному устройству Египта.
Обильную информацию дают раскопки древнеегипетских городов. Наиболее древним археологически исследованным городом является город Энхаб — предполагаемая столица верхнеегипетского царства (конец IV— начало III тысячелетия до н. э.). Со времени Среднего царства сохранились остатки города Иллахуна (или Ка-хуна) у входа в Фаюмский оазис, построенного по плану с делением на жилые кварталы с однотипными жилищами для средних прослоек и особняками для знати, ремесленными мастерскими. Одним из лучших памятников египетского градостроительства является столица фараона Эхнато-на — город Ахетатон в средней части Верхнего Египта (совр. Эль-Амарна), представленная обширным царским дворцовым комплексом, храмами Атона, особняками знати, административными зданиями, жилыми кварталами, пристанями и некрополем. Город Ахетатон, построенный в короткий срок по специально разработанному плану, был покинут вскоре после смерти Эхнатона и заброшен, что и определило его хорошую археологическую сохранность.
Из городов более позднего времени хорошо исследован город Танис в Дельте. Раскопки городов дополняются исследованием египетских крепостей. Наиболее крупные из них обнаружены на территории Нубии. На берегу Красного моря был открыт древнеегипетский порт Гасуу.
Величественными памятниками монументального строительства являются многочисленные храмы, обнаруженные в огромном количестве в разных местах. Из них можно назвать заупокойный храм при пирамиде Джосера (III династия), храмы бога Ра, возведенные в Абусире и Бубастисе (V династия), храмово-погребальный комплекс Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахри и грандиозный храм Амона-Ра в Фивах (в Луксоре и Карнаке). Оригинальными формами храмового строительства стали храмы, вырубленные в скалах, например полупещерный храм царицы Хатшепсут (XVIII династия) и храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии.
14
Выводы
Учёными на протяжении изучения истории Древнего Египта было сделано множество открытий, этому способствовали их труд и исторические источники . Правильное осмысление и целеустремлённость сделали своё дело. Жаль только, что портится огромное количество исторических источников.
15
Список использованной литературы
1.История Древнего Востока,под ред. В. И. Кузищина, «Высшая школа», 1979
2. М. Д. Бухарин, И. А. Ладынин, Б. С. Ляпустин, А. А. Немировский История Древнего Востока,Дрофа,2009
3. Авдиев В. И. История Древнего Востока,Госполитиздат,1953
4. Доступный с < http://konan.3dn.ru/publ/egipet_na_stranicakh_biblii/37-1-0-1233>
Скачать файл (37.7 kb.)
gendocs.ru
Основные источники по истории Древнего Египта
Количество просмотров публикации Основные источники по истории Древнего Египта - 63
Историю и культуру Древнего Египта на протяжении почти 4 тыс. лет изучают на базе многочисленных и разнообразных источников, сохранившихся до настоящего времени в виде памятников письменности, обычаев, духовной жизни, предметов материальной культуры, языка.
Можно выделить семь больших типов источников˸ 1. Письменные источники˸ исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др. Размещено на реф.рф2. Памятники материальной культуры˸ остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные предметы культа и др. Размещено на реф.рф3. Памятники устного народного творчества (фольклор)˸ песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания. 4. Данные языка˸ заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д. 5. Этнографические материалы˸ обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время. 6. Данные антропологии˸ мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках или рельефах. 7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей˸ остатки каналов, дамб, дорог и др.
Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж.Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников. Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии, упоминает
наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.
Памятником исторического характера являются ʼʼАнналы Тутмоса IIIʼʼ (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (город Фивы). Придворный писец не только перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III, но и развил определенную концепцию истории ᴇᴦο царствования˸ он рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего мира. ʼʼАнналы Тутмоса IIIʼʼ написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.
Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона (Мер-не-Тхути), написанное в IV—III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. ʼʼИсторияʼʼ Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о её больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения её важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.