Письменность древней греции. Письменность и литература Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПИСЬМЕННОСТЬ И НАУКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Письменность древней греции


История письменности. Греческий алфавит - Путешествие во времени

Греческий алфавитГреческий алфавит в его древнейшей форме был точной копией финикийского: у греков сохранилась та же последовательность букв в алфавите, что и у финикийцев, и даже наименования букв обозначались искаженными семитическими словами.

бустрофедонВ древнегреческих надписях сохранилось и семитское направление письма: знаки писали справа налево.И только в IV веке до н.э. греки перешли на письмо слева направо.бустрофедонТак писали и читали греки. Называется это «бустрофедон» – бычий поворот (письмо, подобное ходу пашущих быков).

? Удобно ли так писать и читать?

Греческий алфавит

От греческого алфавита ведут свое происхождение почти все европейские алфавиты. На Западе алфавит распространился через греческие колонии, расположенные в южной части Апеннинского полуострова.

Греческие коллонии

От греков алфавит был заимствован римлянами, и от них распространился по всем странам Западной Европы. В конце IV – начале V вв. алфавит оказал влияние на возникновение армянского алфавита. В VI в. возник грузинский алфавит – часть из греческого с добавлением нескольких букв.Греческий алфавитГреки применили новый материал для письма – это был пергамен, выделывавшийся из кож животных. Он был более прочным, чем папирус. Применение кож для письма началось с очень давних времен в Египте, Греции, Малой Азии, где оно получило наибольшее распространение.

Пергамен

По преданию в городе Пергаме в I веке до н.э. был изобретен новый способ получения материала для письма из кож животных.

Пергам

ПтоломейРимский естествоиспытатель Плиний рассказывал, что пергамен был изобретен в Малой Азии вследствие того, что один из Птоломеев, боясь конкуренции малоазиатских библиотек с Александрийской, решил уменьшить вывоз папируса из Египта.

Этот рассказ является легендарным, так же как и предание о происхождении пергамена в городе Пергам.

Библиотеки Древнего Рима

Древнейшие кусочки пергамена с сохранившимися отрывками текстов относятся к I веку до н.э., но применять его стали только со II в. н. э. Для изготовления пергамена употребляли шкуры овец, коз, ослов, телят. Шкуры вымачивались в известковой воде, соскабливали с них шерсть, натягивали на раму, высушивали, выглаживали пемзой и обрабатывали мелом.

Пергамен был прочен, имел гладкую и светлую поверхность. На нем можно было писать с двух сторон. Пергамен окрашивали в желтый, голубой, черный, пурпурный цвета и использовали для роскошных рукописей. На пурпурном писали золотом или серебром.

Тысячу лет книга, из пергамена господствовала в Европе, тогда как в азиатских странах совершала свой победный путь бумага. Благодаря пергамену сохранилось значительное количество рукописей эпохи раннего Средневековья.

В Греции для письма применялись и церы – деревянные дощечки, покрытые воском. Писали палочкой – стилем. «Поворачивать стиль», т.е. стирать написанное, означало отделывать красоту языка. Отсюда появилось выражение «литературный стиль».

Церы Церы

Восковые дощечки употреблялись главным образом для заметок и для написания писем, но иногда на них писали литературные и научные тексты. Несколько дощечек скреплялись вместе с помощью продернутого с одной стороны ремешка или шнура. Так получалась книга.

Церы ЦерыЭтот способ письма получил большое распространение в Риме. Позже он проник в страны средневековой Европы. В Париже еще в XIII в. существовали мастерские для изготовления восковых дощечек.

Певцы-аэды

И письмо, и счет, и книги потребовались людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, сберечь опыт прошлого, расширить возможности человеческой памяти.

В Древней Греции, например, задолго до возникновения письменности были широко распространены героические песни. Их читали бродячие певцы-аэды.

Они декламировали, аккомпанируя себе на кифаре. Певцы пользовались большим почетом. Греческие владыки любили окружать себя виднейшими поэтами и учеными.

Центром греческой культуры была Афинская рабовладельческая республика со столицей Афины, где жили величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедийный автор Аристофан. Знаменитые философы Сократ, Платон, Аристотель. В Афинской республике, как и в других греческих городах-государствах, народное образование стояло на значительной высоте: дети всех граждан обучались в школах.

Платон  Аристотель  Эсхил

В Афинах существовали также и высшие школы, где юноши изучали науки под руководством учителей-философов. Наиболее известными были: школа Платона и школа Аристотеля. Учение Платона было абстрактным. Преподавание Аристотеля основывалось преимущественно на наблюдении явлений природы. Он читал свои лекции во время прогулок с учениками.

Некоторые взгляды и открытия Аристотеля до сих пор вызывают изумление ученых. По-видимому, некоторые из сочинений, дошедших до наших дней под именем Аристотеля, являются записями его лекций. Одним из высших проявлений эллинского творчества было театральное искусство. В период расцвета афинской культуры поэты создавали замечательные комедии и трагедии, многие из них в позднейших списках дошли до нас. Однако греческая культура была поставлена на службу только свободным гражданам, рабы оставались в стороне. Если среди рабов и встречались образованные люди, то это было редким исключением.

Афины

Книга того времени представляла собой папирусный свиток. Папирус доставляли из Египта. Текст на свитке писали узкими столбцами, направление строк было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана.

Свиток Свиток

? Попробуйте скатать свиток из бумаги и написать на нем как на папирусе. Удобно ли это?

Вследствие того, что папирусные свитки не переносили влагу, которая разрушительно действовала на них, подлинных книг того времени не сохранилось. И только египетские и греческие свитки сохранились в течение двух-трех тысячелетий в абсолютно сухом египетском песке. Большинство известных свитков сохранилось в виде отрывков, но иногда эти отрывки значительны.

Сокровища греческой литературы сохранились благодаря большой любви греков к творчеству своего народа: сочинения писателей и ученых множество раз переписывались и тщательно хранились. В Афинской республике было широко распространено искусство письма, существовали профессионалы переписчики и велась торговля книгами.

Свитки мертвого моря

? Если бы не существовало письменности, была бы культура?искусство письма

Библиотеки Древней Греции

 P.S. Немного каллиграфии и основы искусства письма на следующих занятиях.

Источник

Как были изобретены буквы и алфавитИстория письменности. Наскальные рисункиИстория письменности. Шумерская клинописьИстория письменности. Узелковое письмо – кипуИстория письменности. ИероглифыИстория письменности. Финикийский алфавитКнига должна жить долго

farta.livejournal.com

ПИСЬМЕННОСТЬ И НАУКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. Письменность в древней Греции.

Древнейшая греческая письменность, забытая в конце II тысячелетия до н. э., никогда уже не была восстановлена.

В конце гомеровского времени греки познакомились с письменностью небольшого народа - финикийцев,  живших на восточном побережье Средиземного моря. Финикийцы писали знаками, каждый из которых обозначал отдельный звук. Но у них были только согласные буквы. Греки добавили гласные буквы и выработали свой алфавит, в котором - 24 буквы.bukvy-grecheskogo-alfavita

Писали греки на папирусе, который привозили из Египта, на глиняных черепках, а также на дощечках, покрытых тонким слоем воска. На воске они выцарапывали буквы металлической палочкой с острым концом. Эта палочка называлась стилем.

Греческая книга из папируса имела вид длинной ленты, свёртываемой в трубку. Древние греки любили книги, их много раз переписывали и бережно хранили. Благодаря этому часть греческих книг дошла до нашего времени, хотя множество их погибло при пожарах и других несчастных случаях.

 

2. «Отец истории».

К наиболее любимым в Греции книгам принадлежали сочинения по истории. Греки гордились историей своей родины. С особенной гордостью они вспоминали победы, одержанные над могущественной Персией.

В V веке до н. э. грек Геродот  написал «Историю греко-персидских войн». В своё сочинение он включил много сведений о народах, участвовавших в этих войнах. Геродот посетил Египет, Вавилон, берега Чёрного моря. Он записал и то, что видел сам и что ему рассказали жители этих стран. Книга Геродота сообщает нам много сведений об истории Греции, стран Востока и народов, населявших в древности юг нашей страны.

Древние греки так высоко ценили исторические труды Геродота, что назвали его «отцом истории».

Геродот Демокрит Аристотель

3. Учение Демокрита.

Большой вклад в развитие естествознания сделал афинский учёный V века до н. э. - Демокрит. Он высказал смелую мысль, что весь мир состоит из мельчайших частиц - атомов. Демокрит пришёл к выводу, что никакой души у человека нет. Он доказывал, что вера в богов возникла из беспомощности и страха древних людей перед грозными явлениями природы.

Учение Демокрита, разрушавшее веру в богов и в бессмертие души человека, вызывало страшное озлобление у многих греческих рабовладельцев. Один из злейших противников Демокрита призывал уничтожать его сочинения, а его последователей «одних казнить, других бить плетьми и заключать в тюрьмы, третьих лишать прав гражданина».

 

4.Успехи науки в Грециив IV веке до н.э.

Дальнейших успехов в развитии науки греки достигли в IV веке до н. э. Учёные Греции создали труды по медицине, зоологии, ботанике, астрономии, математике. Передовые греческие учёные догадывались, что Земля имеет форму шара, но они ошибочно считали, что Солнце и звёзды вращаются вокруг Земли. 

В IV веке до н. э. жил величайший учёный древней Греции-- Аристотель. Он не только изучил все науки, существовавшие в древности, но и продвинул их вперёд. Аристотель был и выдающимся педагогом. Он основал в Афинах лучший в Греции гимнасий - высшую школу, в которой сам преподавал.

 

5.Значение древнегреческой культуры. 

В V-IV веках до н.э. греческая культура достигла блестящего расцвета. Она оказала очень большое влияние на культуру других стран.

Греческая азбука послужила основой для многих современных азбук, в том числе и для русской.

Много греческих слов вошло в современные языки, например

  • «арифметика»,
  • «демократия»,
  • «история».

Многие наши имена, например

  • Пётр,
  • Николай,
  • Евгения,

греческого происхождения.

Греция была родиной театра. Произведения Гомера и многих других древних греческих писателей переведены почти на все современные языки. Постройки древних греков были образцами, на которых учились архитекторы более позднего времени. Древнегреческие статуи, вазы и другие произведения искусства украшают музеи всего мира.

Каждые четыре года проводятся состязания, называемые Олимпийскими играми. На торжественном шествии в честь открытия игр греческая делегация проходит первой. Так молодёжь выражает своё уважение родине Олимпийских игр.

6. Причины расцвета культуры в Греции.

Главной причиной расцвета культуры древней Греции было установление рабовладельческой демократии в Афинах и в других греческих городах-государствах. При рабовладельческой демократии значительная часть свободного населения принимала участие в создании культуры. Не случайно Афины стали культурным центром Греции.

В них рабовладельческая демократия установилась раньше, чем в других городах-государствах, и достигла наиболее полного развития.

Греческая культура была создана греческим народом. Но создавалась она за счёт жесточайшего угнетения рабов.  Искусство и просвещение были доступны лишь меньшинству населения древней Греции. Для рабов Греция была тюрьмой, где им доставались только непосильный труд, побои и унижения.

  • < АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  • -> УПАДОК ГРЕЦИИ И ПОДЧИНЕНИЕ ЕЕ МАКЕДОНИЕЙ >

hist-world.com

Письменность и литература Древней Греции | history-thema.com История

Греческая алфавитная письменность, имеющая небольшое число букв, возникла в IX – VIII веках до нашей эры на основе финикийского алфавита. Последний изначально состоял из символов, обозначающих тот или иной звук, причем включал в себя обозначения только согласных. Воспользовавшись этим алфавитом, греки изменили его, добавив к согласным и гласные звуки, и в уже греческий алфавит вошли 24 буквы.

A

альфа а

N

ню н
В вита в Ξ кcи кс
Г гамма г Ο oмикрoн о
Δ дельта д Π пи п
Е эпсилон э (е) Ρ рo р
Ζ дзета дз Σ сигма с
Н эта э (е) Τ тaу т
Θ тета близко к англ. глухому th Υ ипсилон и
I йота и Φ фи ф
К каппа к Χ

x

Λ ламбда л Ψ пси пс
М мю м Ω омега о

Впоследствии основатели славянской письменности взяли греческий алфавит за образец, добавив к нему буквы, обозначающие шипящие звуки. Этим видоизмененным алфавитом до сих пор пользуются многие народы, в том числе – российские.

 

Создание удобной письменности способствовало развитию в Греции литературы.

В VIII в. до н. э. (вторая половина) поэт Геспод, живший в Беотии, написал два крупных литературных произведения: «Геогония», которая излагала взгляды древних греков на происхождение богов и мира, и «Труды и дни».

 

алфавит и литература древних грековГреческая лирика в VII – VI веках до н. э. достигла высшего развития. В стихах греческих поэтов нашла свое отражение эпоха борьбы между демосом и аристократией в греческих полисах. Стихи отражали настроение и мысли людей того времени. Они были краткими и в немногих словах описывали сильные чувства (горе, радость и т.д.).

Одним из основоположников греческой лирики является уроженец острова Парос Архилох, лично принимавший участие в социальной борьбе. В одном из своих стихотворений он говорит о смене удач и неудач на жизненном пути, советует довольствоваться тем, что есть.

 

В древнегреческих стихах не существовало рифмы. Они декламировались обычно под игру струнного музыкального инструмента – лиры, откуда и пошло само название «лирика».

 

VI век до н. э. — на острове Лесбос прославились поэт Алкей и поэтесса Сафо.

Алкей, занимавшийся политической деятельностью на стороне аристократии, писал на гражданские и личные темы. В стихотворении «Корабль», где он описал опасное путешествие корабля в бурю, отражено положение аристократии в борьбе с демосом.

Землячка Алкея поэтесса Сафо получила в молодости хорошее образование. У нее был брат, который вел легкомысленную и беспутную жизнь, что являлось постоянной причиной ее печали, поэтому стихи Сафо полны скорби. Но, конечно, поэтесса писала не только горестные стихи. Ее таланту принадлежат и свадебные песни, и знаменитое стихотворение, посвященное богине красоты и любви Афродите.

 

Даже в будто бы «грубой и черствой» Спарте не чуждались лирики. Выдающийся поэт Тиртей воспевал патриотические чувства и победителей на Олимпийских играх, и победителей в гимнастических и военных состязаниях в Спарте, прославлял обычаи и подвиги земляков.

 

В архаический период в Греции зародилась новая литературная форма, до этого еще не известная нигде в мире – басня. Греческая басня писалась в прозе. Под видом животных и предметов подразумевались люди.

Первым баснописцем был Эзоп – по легенде, раб, ведущий тяжелую, безрадостную жизнь. Подлинно же известно только то, что он жил в одном из Греческих полисов Малой Азии.  В его баснях ярко показана борьба бедных и богатых. Многие произведения Эзопа переписаны Лафонтеном, И. Крыловым и другими баснописцами в более поздние времена.

 

В VI в. до н. э. возникла сатирическая поэма. Наиболее знаменита из них «Война мышей и лягушек», переведенная на русский язык В. Жуковским.

2 181

history-thema.com

Письменность | ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Письменность впервые появилась в Месопотамии (современный Ирак) приблизительно в середине четвертого тысячелетия до нашей эры.

Глиняные таблички с идеографическим письмом

Глиняные таблички с идеографическим письмом (3200-2900 до н.э.)

Примерно  тем же периодом датируется появление письменности и в Египте.

Первая письменность в эгейском регионе появилась на острове Крит. Речь идёт о критском иероглифическом письме, которое основывалось на большом количестве пиктограмм и на идеографических знаках. Это письмо насчитывало порядка  90 силлабических знаков.

Кноский глиняный медальон

Кноский глиняный медальон. Критское «иероглифическое» письмо.

Около 1800 года до нашей эры в распоряжении сложного управленческого механизма минойских дворцов появилась своеобразная система письменности, схожая с силлабической.

Так называемое критское «А – линейное письмо», полностью пока не расшифровано, а язык, на котором тогда разговаривали на острове Крит, остается всё ещё неизвестным.

Сравнительная таблица силлабических знаков А-линейного и Б-линейного письма

Сравнительная таблица силлабических знаков А-линейного и Б-линейного письма

Самые древние артефакты из фестского дворца, на ряду с другими находками, сделанными во всех значимых местах минойской культуры указывают, что эта система письменности использовалась вплоть до 1400 года до нашей эры.

Гораздо ранее, приблизительно около 2000 года до нашей эры, на самой южной окраине Балканского полуострова появились первые греко-язычные племена, пришедшие с севера. Однако прошло несколько столетий прежде, чем была сделана первая запись именно на греческом языке. Это произошло приблизительно в середине второго тысячелетия, а сама система силлабического письма была названа современными учеными «Б – линейным письмом».

«Б-линейное письмо» основывалось на минойском «А-линейном письме». Использовалось 90 силлабических и 90 идеографических обозначений, а так же определённые знаки, обозначающие цифры.

Основные силлабические знаки Б-линейного письма

Основные силлабические знаки Б-линейного письма

Как в минойской, так и в микенской дворцовой культуре, для нужд власти требовалась передача неискаженной информации непосредственно с места и момента ее появления. Надписи, относящиеся к «Б – линейному письму», были найдены на керамических сосудах и табличках при раскопках Микен, Тиринфа, Кноса, Фив, Асин и Пилоса.

Глиняная табличка с Б-линейным письмом

Глиняная табличка с Б-линейным письмом из Пилоса

На протяжение многих лет содержание этих надписей оставалось неизвестным, пока в 1952 году эта система «Б – линейного письма» не была расшифрована английским архитектором М. Вентрисом (М. Ventris) в сотрудничестве с известным эллинистом Дж. Чедвиком (J. Chadwick).

Предполагается, что относительно ограниченный круг людей мог использовать эту систему для чтения и еще меньшее число людей могло делать записи.  Появление данной системы письма, в первую очередь, было продиктовано необходимостью удовлетворения непосредственно управленческих нужд административного механизма микенских дворцов.

С упадком микенской дворцовой культуры, где-то около 1200 года до нашей эры, письменность исчезает, по большому счету из-за распада централизованной системы административного управления.

В действительности, с упадком микенской культуры, создание письменных памятников на греческой территории не происходило в течение нескольких веков.

В эпосах Гомера, которые, помимо прочего,  имеют большое значение, как источник информации о так называемых «темных веках» (12-9 века до нашей эры),  повествуется о жизни героев в обществе, в котором не было письменности.

Только приблизительно в 800 году до нашей эры, когда слабо организованные сообщества, управляемые местными правителями-архонтами периода «темных веков» стали замещаться греческими городами-полисами, была адоптирована новая система письменности, так называемое «алфавитное письмо», которое совершенно отличалось от «Б – линейного письма».

Для «Б – линейного письма»  характерным было то, что каждый из силлабических знаков обозначал  отдельно произносимый слог. Несмотря на то, что в «Б – линейном письме» имелись обозначения и для обыкновенных гласных звуков, которые в основном использовались в начале слов, в сменившем его новом виде письменности, основанном на на принципе «один звук одна буква», полностью игнорировались старые символы «Б – линейного письма».

Греки переняли письменные знаки и их названия из северо-семитской системы письменности, причем сами буквенные обозначения были модифицированы в соответствии с особенностями греческого языка.

Северо-семитский алфавит, основанный на принципе «один звук одна буква», состоял из букв, которые обозначали только согласные звуки.

Однако для соответствующего восприятия информации, передаваемой письменно на греческом языке, потребовалось использование графических символов для обозначения гласных звуков, которые ставились либо в середине, либо в окончании слов.

Для графического обозначения гласных звуков греки использовали буквы, которые в северо-семитском алфавите обозначали согласные или полугласные звуки. Были заимствованы семитские обозначения непосредственно для греческих гласных букв α, ε, ι, ο, в то время как графическое обозначение гласных букв υ и ω является именно греческим изобретением.

Предполагается, что изначально в греческом алфавите было  порядка 26 или 27 букв. Тем не менее, по всей видимости, ни в одном из греческий полисов не использовались абсолютно все буквы алфавита. В каждом из полисов использовалось ровно столько букв, сколько было необходимо в зависимости от диалектных особенностей языка.

Алфавиты греческих полисов_1

Алфавиты греческих полисов

Из всех букв алфавита в целом только 5 букв были полностью разработаны греками: две гласных буквы υ и ω, а так же согласные буквы φ, χ и ψ. Остальные 22 буквы, как графические обозначения, так и их названия, берут свое начало из северо-семитской системы письма (к этому числу так же относится и буква «двойная гамма»).

Отметим, что около 800 года до нашей эры для кипрского диалекта греческого языка использовалась силлабическая система письма, так называемая кипрская слоговая письменность, которая насчитывала 55 силлабических знаков и представляла собой усовершенствованную версию силлабической письменности, которая более точно соответствовала языковым потребностям, в отличие от  «Б – линейного письма».

Кипрские силлабические знаки

Кипрские силлабические знаки

Сейчас мы можем говорить, что основой греческому алфавиту послужил финикийский, однако мы не можем утверждать, что первым алфавитом был именно финикийский алфавит.

На самом деле до сих пор ведутся дискуссии о том, когда и где был изобретен первый алфавит. Некоторые ученые склоняются к тому, что впервые алфавитная письменность   стала использоваться в Египте, а именно в третьем тысячелетии на полуострове Синай. Другие же полагают, что алфавит впервые появился в Сирии и Палестине в первой, либо во второй половине второго тысячелетия до нашей эры.

То, что греки заимствовали алфавитное письмо у финикийцев, подтверждается ещё и тем фактом, что почти все самые ранние, хотя их и не так много, надписи, созданные с использованием структурированного и полностью разработанного «согласного» алфавита (10-й век до н.э.), относятся к финикийскому языку и, естественно, имеют финикийское происхождение — территория современного Ливана.

Археологические данные, которых становится от года к году все больше и больше, подтверждают, что существовали интенсивные связи между греками и новой формацией торговцев – финикийцами, которые, начиная с 1100 г. до нашей эры, монополизировали торговлю в средиземноморском бассейне, на востоке и западе.

Археологические раскопки в Аль Мине, что в Сирии открыли свету греческие поселения, которые были основаны у устья реки Оронт. В свою очередь надписи на финикийском языке подтверждают присутствие финикийцев в эгейском регионе, в особенности на Крите и в Эритрее.

Кроме того, письменные источники, дошедшие до наших дней, так же подтверждают взаимодействие двух культур.

Так в эпосах Гомера отмечается, что финикийцы знали толк в обработке меди, были превосходными мореплавателями, однако могли промышлять разбоем и воровством, то есть занимались пиратством.

Положительные и отрицательные аспекты жизнедеятельности финикийцев, которые вызывали как восхищение, так и определённую настороженность, вероятно, способствовали возникновению в Средиземноморье своего рода конкуренции со стороны греков.

Геродот (приблизительно 484-420 гг. до н.э.) дает некоторую информацию о колонии финикийцев в Греции. Упоминается и письменность среди многих прочих новшеств, которые финикийцы внедряли среди греков. Так же сообщается, что буквы имели финикийские названия, что подтверждается надписью датированной серединой 5-го века до н.э. найденной в городе Теос, в Ионии (Малая Азия).

Содержание самых ранних надписей не указывает конкретных причин и предпосылок, по которым греки пришли к тому, чтобы использовать именно этот вид письменности.

Тем не менее, учитывая, что в действительности алфавит был финикийским, очевидно, что греки заимствовали систему этой письменности в первую очередь по причинам, связанным с торговлей, так как основные связи греков с финикийцами были именно торговыми.

Само по себе изобретение алфавита считается одним из наиболее значимых достижений пришедших к нам из древности.  Простота алфавитной системы письма послужила основным фактором, способствовавшим распространению знаний, развитию мысли и системы образования в целом.

Однако, прослеживая  историю других народов, стоит отметить, что в древности значительных результатов в астрономии и математике достигли в Вавилоне, где использовали силлабическую систему письма.

Поэтому было бы не корректно утверждать, что жители Сирии и Палестины, использовавшие алфавитную систему письменности, были в чем-то  умнее или рассудительнее  жителей Месопотамии, которые, как предполагается, использовали силлабическую письменность с использованием пиктограмм.

Стоит отметить, что письменность древнего востока, будь то алфавитная система письма (древнеперсидский язык), либо идеограммы и силлабические знаки (акадская система письменности), по сути, была достоянием малочисленного класса профессиональных писцов, в то время как способность большей части населения использовать письменность оставалась на очень низком уровне.

Не стоит забывать, что даже к 18 веку уже нашей эры, когда мир находился на пороге индустриальной революции, и по прошествии трех веков после изобретения книгопечатания, 90% европейского населения  оставалось не просто безграмотным, но не имело даже возможности научиться читать и писать.

Тем не менее, необходимо ещё раз подчеркнуть, что изобретение алфавита было значительным событием. Прежде всего, алфавитная система была довольно простой в освоении, и поэтому ее распространение происходило относительно быстро.

Первые надписи имеют датировку до 700 года до н.э. и их происхождение локализируют в  тех городах, которые, по всей видимости, до этого  использовали письменность на основе «Б-линейного письма».

Несмотря на быстрое распространение алфавитной письменности  во многих греческих полисах, в большинстве своем это не привило росту общей грамотности.

Взглянем, на пример на Спарту, которая была одним из наиболее мощных полисов, существовавших в архаичный период, и на какой-нибудь другой греческий полис 5-го – 4-го веков с публичным образованием.

Помимо того факта, что сыновья граждан достигших определенного возраста изучали письмо и чтение, спартанцы не показывали особых достижений в литературе или философии, а на политическом уровне не продвинулись дальше завоеваний 7-го века.

В этом свете можно упомянуть и о Крите, который с середины  5го века представлял собой ещё один пример общества, где кроме использования письменности в  административных целях, о чем свидетельствует появление так называемого  «кодекса Гортины» и других административных законов, не проявлялось даже намека ни на демократическое общество, ни на рост общей грамотности.

А вот в Афинах, напротив, благодаря политической системе прямой демократии были созданы предпосылки для массовой грамотности в период 5-го и 4-го столетия до нашей эры.

Участие в управлении полиса, то есть в народных собраниях и в так называемом «Совете Пятисот», было возможно даже для самых низших социальных слоев граждан таких как «феты».

Впервые в истории человечества государственные решения,  которые касались внутренней политической и общественной жизни, так же как и внешней политики полиса, выносились на общественное обсуждение.

Что касается надписей, внесенных в так называемый «Научный свод греческих надписей»  (Corpus Inscriptionum Graecarum) — это надписи из Афин или Аттики.

Большая часть текстов на афинских надписей передавали идею прозрачности и открытости общественных институтов, что по сути является основной чертой демократии, как в соответствии с современной политической теорией, так и в соответствии с   древнегреческими канонами.

Например, в трагедии  Еврипида «Умоляющие» Тесей  говорит, что написанные законы  являются характерной чертой демократии, в то время как тиран трактует закон только в своих личных интересах.

Что примечательно, люди ответственные за редактирование и опубликование текстов с законами были простыми гражданами, которые получили соответствующие  знания чтения и письма в своих семьях или посещая частные уроки.

Вкратце, можно сказать, что это была не просто форма обучения письму и чтению, а именно система обучения, которая отражала общественные условия того времени и которая определяла, кто и на каком уровне может учиться писать и читать.

Серединой 8 века до нашей эры датируются первые греческие алфавитные надписи, происхождение которых локализируется на греческом полуострове, например, самая древняя стихотворная надпись на сосуде, найденном при раскопках Дипилон – главных ворот древних Афин (ориентировочно 740 г. до н.э.), на островах Эгейского моря, как надпись на родосском скифосе (ориентировочно 720 до н.э.) и надпись на  большом сосуде из Феста на Крите (датируется до 700 г. до нашей эры).

Кувшин с надписью, найденный у Дипилон

Кувшин с надписью, найденный у Дипилон

Так же, при раскопках самой древней греческой колонии на западе – Питекузы, что в южной Италии,  была найдена самая большая надпись, и снова в стихотворной форме, той же эпохи (датирована периодом 750-700 г. до нашей эры), выгравированная на кубке Нестора.

Надпись на кубке Нестора

Надпись на кубке Нестора

Речь идет о своеобразном виде гравировки,  которая обычно наносилась простыми людьми на глиняные изделия после обжига, на сосуды  или глиняные таблички, и на другие предметы, сделанные в честь или память кого или чего-либо, на бронзовые или каменные статуэтки.

Фляжка с изображением танцоров (580 г. до н.э.)

Фляжка с изображением танцоров (580 г. до н.э.)

Содержанием первых надписей были имена, незамысловатые описания особых празднеств с танцами и застольем, размышления о вопросах поклонения божествам, что, в целом, и отличало алфавитное письмо от «Б-линейного письма», которое, как мы уже заметили, использовали только для дворцовых нужд, а именно, для составления официальных отчетов и, в некоторых случаях, мастерами для взаимодействия с очень ограниченным кругом лиц.

Напротив, ранние алфавитные надписи, вероятнее всего, были творением простых людей, которые не были профессиональными писцами.

Другими словами, можно сказать, что греки в древности, на раннем этапе использования новой легко осваиваемой системы письма,   использовали ее с целью придания уникальности предметам своего обихода, для самовосхваления, что считалось вполне приемлемым с учетом антагонизма в те древние времена, а так же для  прославления своих божеств.

C течением времени письменность стала все больше и больше проникать во все сферы повседневной жизни. Торговцы могли вести запись своих ценных товаров, ремесленники и мастера подписывали свои изделия, а поэты записывали свои поэтические творения.

В середине 7-го века  острые социальные конфликты, которые  сотрясали  полисы  на всем греческом пространстве, послужили образованию новых греческих колоний от Черного моря до Гибралтарского пролива, а письменность была именно тем средством, которое способствовало контролю стабильности, взаимопониманию и общему укреплению взаимоотношений как в самой Греции, так и между колониями.

Локрия — колония на юге Италии, была среди первых полисов, имеющих записанные законы уже в середине 7-го века, а вот уже в начале 6-го века Солон Афинский (политик и составитель законов) пытался разрешить междоусобный конфликт, который разгорелся в Аттике, с помощью именно записанных законов.

В различных греческих полисах списки имен чиновников использовали как хронологическую систему.

В Афинах велся список фамилий чиновников начиная с  683 г. до нашей эры, в то время как в Спарте существовал список смотрителей начиная с 754 г. до нашей эры.

Так же, софист Иппиас Элидский, после исследований в храме Зевса около 400 г. до н.э., подготовил полный каталог победителей Олимпийских игр в соревнованиях по бегу с момента их введения до его дней. Именно его стараниям мы обязаны наличию точной хронологии первых олимпийских игр с 776 г. до н.э. Список олимпийских чемпионов использовался греками последующих поколений как основная хронологическая система .

Несмотря на все богатство устного литературного творчества древних греков, именно письменность обеспечила сохранность многих литературных произведений.

В 6-м веке, в годы правления тирана Писистрата, в Афинах были записаны гомеровские эпосы, которые начиная с 8-го века приобрели, более или менее, окончательный вид.

В классический период поэты, философы и историки записывали свои труды, по всей видимости, на папирусных листах.

Отмечается, что философ Гераклит Эфесский представил свою рукопись в эфесском храме Артемиды (500 г. до н.э.), а Перикл записал свою речь, прежде чем произнести её перед народным собранием.

Во второй половине 5-го столетия ученные, писатели и философы, такие как Иктин — архитектор Парфенона, автор трагедий Софокл, скульптор Поликлит, философ Анаксагор, именно записывали свои мысли, касающиеся вопросов искусства и науки, а так же параллельно выпускали в свет пособия по различным видам искусств и наук, таких как риторика, медицина.

В четвертом веке, оратор Исократ, используя свое влияние, не только выступал перед народным собранием, а так же распространял свои речи в письменном виде. В эту же эпоху философ Платон выражал свое критическое отношение к письменности и считал, что письменность была неподходящим средством для передачи истинных  знаний.

Так или иначе, процесс письма является своего рода искусством, а при использовании письменного инструмента необходима согласованная координация глаз и рук, что требует длительной практики.

В странах востока профессиональные писцы изучали  письмо организовано в школах. Греки же изучали письмо в зависимости от обстоятельств, зачастую, применяя его сразу на практике, либо обучение происходило непосредственно в семье – это касается так называемого первого исторического периода древней Греции (8-6 век до нашей эры).

Такие авторы древности как Геродот (5-й век до н.э.)  и Павсиний (2-й н.э.) информируют нас о функционировании школ уже  в начале 5-го века до н.э. Однако мы не располагаем информацией о методике преподавания в течение пяти веков существования независимых  греческих полисов, но у нас есть достаточно ясная картина о систематическом подходе в преподавании письма, который использовали учителя в школах эпохи эллинизма, функционирование которых обеспечивалось за счет пожертвований правителей или богатых граждан.

Само по себе детальное исследование языка, которое было начато софистами (5-й век до н.э.) и продолжалось в Академии Платона и Лицее Аристотеля (4-й век до н.э.), было более значимым в кругах греческих философов и филологов.

К примеру, большая часть трудов философа-стоика Хрисаппа (3-й век) была посвящена изучению таких тем как система склонения и синтаксиса.

Изначально греки делали записи без пропусков между словами и предложениями. И такой способ письма, пожалуй, послужил тому, что четкое и интонационно раздельное чтение стало обязательной необходимостью в течении многих веков, хотя уже в 5 в до н.э. в Аттике некоторые афиняне практиковали чтение про себя.

Учебная доска, найденная в Египте (2-й век н.э.)

Учебная доска, найденная в Египте (2-й век н.э.)

Аристофан Византийский  (257-180), один из первых управляющих александрийской библиотекой, ввел знаки препинания такие как знак придыхания и ударения. Что характерно, помимо слитного написания, алфавитная система письма древних греков  основывалась на фонетической, а не на этимологической орфографии.

Основные трудности в обучении письму и чтению в первую очередь представляли собой письменные принадлежности. Помимо дорогостоящих, таких как папирус и пергамент,  существовали и менее затратные формы письменных принадлежностей.

Каждый, кто хотел, мог с легкостью найти большие или маленькие кусочки глиняных сосудов, чтобы написать сообщение соседу, другу или родственнику или даже, при голосовании, записать имя человека, который подвергнется остракизму.

Так же, не так дорого стоили  деревянные дощечки, которые покрывались воском или слоем гипса  и использовались как дощечки для письма, для обнародования призывных списков на военную службу, для обнародования законов и  объявлений различного рода.

На деревянных дощечках, покрытых воском, писали буквы специальным приспособлением – стилусом, изготовленным из  кости, серебра, бронзы или меди, кончик которого был заострен с одной стороны для насечки букв, а другая сторона имела расширенную форму для сглаживания воска.

На «побеленных» дощечках, покрытых гипсом, писали, как и на папирусе, используя  перо и чернила.

Восковые, так и «побеленные» таблички  могли использоваться для записей несколько раз.

Содержание текста, записанного на «побеленной» или восковой дощечке  могло быть с легкостью изменено, что часто и делали на протяжение всего периода их использования, в то время как гравировка на эпитафиях и досках из мрамора или бронзы, не позволяла такого рода легкий изменений в тексте, которые, в случае такой необходимости, были затратными по средствам и времени.

Ειλητάριο. Θεία Λειτουργία Μεγάλου Βασιλείου 12ος αι. Σινά, Μονή της Αγίας Αικατερίνης.

Свиток-книгаБожественная литургия святителя Василия Великого (12-й век, Синай, монастырь Святой Екатерины)

В классический период под понятием книга (библос  или библион), зачастую, подразумевался предмет цилиндрической формы, который состоял из одного большого рулона папируса, свернутого на деревянном или костяном стержне.

Текст записывали столбцами (полосами), которые были относительно большими, если текст записывался в прозе, и имели меньший объём, если текст записывался в стихотворной форме.

Читатель текста, записанного столбцами, держал цилиндр с пергаментом в горизонтальном положении, и каждый раз, понемногу разворачивал пергамент своей правой рукой и  снова скручивал в обратном направлении левой рукой.

Одним из древнейших изображений такого рода книг-свитков является вазовый рисунок художника Онисима, датируемый ориентировочно 490 годом до нашей эры, на котором сидящий молодой человек,  в присутствии двух других подростков, читает свиток, который держит двумя руками.

Упоминается, что во второй половине 6-го века тиран Писистрат Афинский и Поликрат Самоский владели библиотеками. Так же известно, что в Афинах велась торговля книгами во уже второй половине 5-го века.

В 4-ом веке библиотеками владели философские школы в Афинах, например, такие как академия Платона, Лицей Аристотеоля и школа эпикуреизма «Сад Эпикура».

Тем не менее, ни одна из них не могла сравниться с греческой библиотекой александрийского музея, которая, согласно византийскому ученому Иоанну Дзедзису,  содержала 490 000 свитков книг.

Папирусные свитки просуществовали вплоть до конца 2-го столетия нашей эры и были уникальным средством распространения греческой литературы.

В последствие, начиная со второго века, вместо того, чтобы склеивать листы папируса, формируя при этом большие свитки, их начали складывать вдвое и сшивать примерно таким же образом, как и современные книги.

Автор: Анна Миссиу

Перевод: Дмитрий Симаков

Источник

greek-language.ru

Развитие письменности и словесности в Древней Греции, как информационных технологий. Часть 1. - Сергей Алданов

Письменность является важнейшей информационной технологией определенного этапа развития человечества. С нею связано развитие словесности, архивов, стенографии, кодов, специальной лексики (например, медицинской, математической, инженерной), которая требует фиксации.

Один из секретов быстрого технического и общественного развития Древней Греции состоит, безусловно, в том, что греки с редкостной скоростью  прошли многие стадии развития и освоения письма, создавая попутно все новые и новые институты, которые служили его применению и прогрессу.

Займемся хронологией развития  письменности и словесности в Древней Греции, и многое станет ясно. Оценим также темпы развития древнегреческой цивилизации и современной нам западноевропейской.

 

1. Алфавит. В конце IX века - начале VIII вв. до н.э. греки перенимают и адаптируют финикийский алфавит, причем в нем появляются буквы для обозначения гласных. Интересно, что в  алфавитах разных регионов Древней Греции позже появились некоторые отличия, но очень небольшие. Это говорит о том, что алфавит был воспринят и адаптирован однократно и распространялся из предполагаемого первичного центра, которым считается Эвбея или Иония. Геродот рассказывал, что туда пришел финикиец Кадм   с некими людьми, гефирейцами (вероятно, искаженное эвбейцы или эритрейцы по мнению Плутарха), которые, общаясь с греками, постепенно приспособили свой язык и алфавит к греческому языку и этот алфавит у них переняли ионийцы.   

Ранние фрагментарные греческие надписи датируют периодом   770-750 до нэ. и они характерны архаичными формами букв[i].

 

 

Рис. 1 Надпись на  сосуде для вина, найденном на  кладбище архаического периода Диплион в Афинах, около 740 года, одна из старейших надписей на греческом языке. О надписях на нем и другой ранней греческой керамике можно прочесть тут

 

   

Рис. 2. Кубок Нестора, найденный на острове Ишия в Южной Италии, где находилась эвбейская  колония Питикоуссаи, относимый к примерно 720 г до нэ. Место производств кубка – возможно, Родос,  географический пункт, удаленный от Афин, что свидетельствует о широкой географии распространения алфавита в VIII в до н.э .

 

 

2. Папирус. Около 700 г. до нэ. начинается импорт египетского папируса для письма, вначале через финикийский Библос, откуда пошло его греческое название и многочисленные производные, такие, как библиотека и бибиография. Потом, когда в Египте появляется греческая торговая колония Навкратис при фараоне Псамметихе (663-610), начинается прямой ввоз папируса из Египта[ii].

            3.  Ранний период появления школ. Появление школ точно зафиксировать сложно, но наличие людей, оставляющих надписи, такие на сосуде Диплион (рис. 1) или кубке Нестора (рис. 2), может говорить по крайней мере о распространении обучения грамоте. Поскольку VIII и VII вв. до нэ были  первыми веками Великой Греческой колонизации, дальней торговли и появления купечества, нуждающемуся в грамоте, то, вероятно, в это время появились платные учителя и небольшие  частные школы для  состоятельной  части населения (рис 3, 4).   

Рис. 3. Школьная принадлежность, появившаяся  ранний период овладевания грамотой в Древней Греции: деревянная рамка, на которую наносился слой воска, пригодный для многократного письма стилосом, деревянной заостренной палочкой. Появилась она, собственно, до возникновения школ. Подобная вощеная табличка упоминается еще  у Гомера.

 

Рис. 4. Греческий школьник пишет на вощеной табличке, около 500 г. до нэ. В шутку ее называют ноутбуком античности, имея в виду внешнее сходство с портативным компьютером, как на этом рисунке. В  этом есть и доля правды: оба предмета являются частями развития информационных технологий, и ноутбук это табличка для письма на новом этапе их эволюции.

 

В начале VI века афинский реформатор Солон стремился, чтобы элементарное образование стало доступным всем детям граждан полиса. В школе первой ступени дети учились читать,  писать и считать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах — кифаре, флейте и лире, учили наизусть и декламировали отрывки из Гомера и других поэтов (рис 5).

Рис. 5. Изображение школы первой ступени на аттической вазе

 

4. Школы 2 ступени и «университеты». Греки, что очень хорошо их характеризует, стремились формировать личность, и учить тому, что создает возможности для ее проявления и развития. С этой точки зрения очень важной оказываются шкалы второй ступени, которые посещали дети из более обеспеченных семей с 14 лет (рис. 6) В такой школе учили софистике, естественным наукам, риторике, геометрии, астрономии и метеорологии, причем учителями зачастую были странствующие софисты, такие, как Зенон Элейский или Анаксагор. Личность, созданная таким обучением, была способна к квалифицированной государственной деятельности.

Собственно, греки создали и то, что можно назвать высшей школой, о чем я писал ранее – от тайного ордена пифагорейцев конца VI века до нэ и до школ-орденов философов IV века. Конечно, они не похожи на современные университеты, но никак не уступают первому университету в Византии и ранним университетам средневековой Европе. Образование в Академии Платона включало математику, логику, диалектику и то, что сегодня называется социальными науками. Многие из учеников Платона занимались политикой и создавали законы.

Правда, еще раньше школ философовпоявилисьмедицинские школы - к примеру, Книдская школа Гиппократа, появишаяся около 430 г. до н.э. 

Рис. 6. На краснофигурном блюде художника из Эретрии изображены учитель Линос и ученик Мозаиос (человек Муз). Учитель разворачивает папирусный свиток с книгой по софистике, ученик держит вощеную табличку и стилос. Париж, Лувр G 457, около 430 г. до н.э.

 

 

5. Писаные законы. В конце VII века и особенно в VI веке до нэ о многих греческих городах появляются писаные законы, которые выставляются на деревянных или каменных щитах в месте собраний. Примерно тогда же, считается, письменные послания стали использоваться для дипломатических целей и коммерции.

 

6. Литераторы.  В VII веке во многих греческих полисах появляются литераторы, записывающие свои произведения (рис. 5). Греческая литература начинает свое развитие. Греки оценили поэзию, как особенно краткую и емкую форму сообщения, воздействующую на ум и чувство.

 

Рис. 7. Поэтесса Сафо читает стихи слушательницам, аттическая ваза около   435 г. до нэ. Сафо родилась между   630 и 612 гг,  и умерла   570 г до нэ. Хотя и считается, что женщин в Древней Греции учили лишь заботам о доме, но хорошо образованные женщины встречались в Древней Греции, в том числе и среди учеников Платона.

 

[i] Pierre Swiggers, "Transmission of the Phoenician Script to the West," in Daniels and Bright, "The World's Writing Systems," 1996

aldanov.livejournal.com

Письменность и наука в Древней Греции

Письменность в древней Греции. Древнейшая греческая письменность, забытая в конце II тысячелетия до н. э., никогда уже не была восстановлена.

В конце гомеровского времени греки познакомились с письменностью небольшого народа — финикийцев, живших на восточном побережье Средиземного моря. Финикийцы писали знаками, каждый из которых обозначал отдельный звук. Но у них были только согласные буквы. Греки добавили гласные буквы и выработали свой алфавит, в котором — 24 буквы.

Писали Греки на папирусе, который привозили из Египта, на глиняных черепках, а также на дощечках, покрытых тонким слоем воска. На воске они выцарапывали буквы металлической палочкой с острым концом. Эта палочка называлась стилем.

Первые буквы греческого алфавита

Рис. 109 Первые буквы греческого алфавита

Греческая книга из папируса имела вид длинной ленты, свёртываемой в трубку. Древние греки любили книги, их много раз переписывали и бережно хранили. Благодаря этому часть греческих книг дошла до нашего времени, хотя множество их погибло при пожарах и других несчастных случаях.

«Отец истории». К наиболее любимым в Греции книгам принадлежали сочинения по истории. Греки гордились историей своей родины. С особенной гордостью они вспоминали победы, одержанные над могущественной Персией.

В V веке до н. э. грек Геродот написал «Историю греко-персидских войн». В своё сочинение он включил много сведений о народах, участвовавших в этих войнах. Геродот посетил Египет, Вавилон, берега Чёрного моря. Он записал и то, что видел сам и что ему рассказали жители этих стран. Книга Геродота сообщает нам много сведений об истории Греции, стран Востока и народов, населявших в древности юг нашей страны.

Древние греки так высоко ценили исторические труды Геродота, что назвали его «отцом истории».

Учение Демокрита. Большой вклад в развитие естествознания сделал афинский учёный V века до н. э. — Демокрит. Он высказал смелую мысль, что весь мир состоит из мельчайших частиц — атомов. Демокрит пришёл к выводу, что никакой души у человека нет. Он доказывал, что вера в богов возникла из беспомощности и страха древних людей перед грозными явлениями природы.

Учение Демокрита, разрушавшее веру в богов и в бессмертие души человека, вызывало страшное озлобление у многих греческих рабовладельцев. Один из злейших противников Демокрита призывал уничтожать его сочинения, а его последователей «одних казнить, других бить плетьми и заключать в тюрьмы, третьих лишать прав гражданина».

Древнегреческие бюсты

Рис. 110 — 112. Древнегреческие бюсты.

Успехи науки в Греции в IV веке до н. э. Дальнейших успехов в развитии науки греки достигли в IV веке до н. э. Учёные Греции создали труды по медицине, зоологии, ботанике, астрономии, математике. Передовые греческие учёные догадывались, что Земля имеет форму шара, но они ошибочно считали, что Солнце и звёзды вращаются вокруг Земли.

В IV веке до н. э. жил величайший учёный древней Греции — Аристотель. Он не только изучил все науки, существовавшие в древности, но и продвинул их вперёд. Аристотель был и выдающимся педагогом. Он основал в Афинах лучший в Греции гимнасий — высшую школу, в которой сам преподавал.

Значение древнегреческой культуры. В V — IV веках до н. э, греческая культура достигла блестящего расцвета. Она оказала очень большое влияние на культуру других стран.

Греческая азбука послужила основой для многих современных азбук, в том числе и для русской.

Много греческих слов вошло в современные языки, например «арифметика», «демократия», «история». Многие наши имена, например Пётр, Николай, Евгения, греческого происхождения.

Греция была родиной театра. Произведения Гомера и многих других древних греческих писателей переведены почти на все современные языки. Постройки древних греков были образцами, на которых учились архитекторы более позднего времени. Древнегреческие статуи, вазы и другие произведения искусства украшают музеи всего мира.

Каждые четыре года проводятся состязания, называемые Олимпийскими играми. На торжественном шествии в честь открытия игр греческая делегация проходит первой. Так молодёжь выражает своё уважение родине Олимпийских игр.

Причины расцвета культуры в Греции. Главной причиной расцвета культуры древней Греции было установление рабовладельческой демократии в Афинах и в других греческих городах - государствах. При рабовладельческой демократии значительная часть свободного населения принимала участие в создании культуры. Не случайно Афины стали культурным центром Греции. В них рабовладельческая демократия установилась раньше, чем в других городах - государствах, и достигла наиболее полного развития.

Греческая культура была создана греческим народом. Но создавалась она за счёт жесточайшего угнетения рабов. Искусство и просвещение были доступны лишь меньшинству населения древней Греции. Для рабов Греция была тюрьмой, где им доставались только непосильный труд, побои и унижения.

gl-lib.ru

Письменность Древней Греции - Древняя Греция

письменность древней греции

Письменность в греческой  культуре  XXII-XII  вв.  играла  ограниченнуюроль. Как и многие народы мира, жители  Эллады  прежде  всего  стали  делатьрисуночные записи, известные уже во второй половине  III  тыс.  Каждый  знакэтого пиктографического письма обозначал целое  понятие.  Критяне  некоторыезнаки, правда немногие, создали под  влиянием  египетского  иерографическогописьма, возникшего еще в IV  тыс.  Постепенно  формы  знаков  упрощались,  ачасть стала обозначать  только  слоги.  Такое  слоговое  (линейное)  письмо,сложившееся уже к  1700  г.,  называется  письмом  А,  которое  до  сих  поростается разгаданным.

После 1500 г. в Элладе была выработана более удобная форма письменности - слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма  А,несколько  десятков  новых  знаков,  а  также  некоторые  знаки  древнейшегорисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на  десятичномсчислении. Записи слоговым  письмом  В  велись  по-прежнему  слева  направо,однако  правила  письменности  стали  более  строгими:  слова,   разделенныеспециальным знаком  или  пространством,  писали  по  горизонтальным  линиям,отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками.  Тексты  чертили  наглиняных табличках, выцарапывали на камне, писали  кистью  или  краской  иличернилами на сосудах.

Ахейское письмо было доступно  лишь  образованным  специалистам.  Его  зналислужители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан.Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической  сцены  призагадочных, до конца еще так и не  проясненных  обстоятельствах  примерно  вконце XII в. Эпоха же античной  цивилизации  начинается  лишь  через  три  споловиной и даже четыре столетия.    Археологические исследования последних лет позволили выяснить подлинныемасштабы страшной катастрофы, пережитой  микенской  цивилизацией  на  рубежеXIII-XII вв., а также проследить основные  этапы  ее  упадка  в  последующийпериод. Логическим  завершением  этого  процесса  была  глубокая  депрессия,охватившая основные районы материковой и  островной  Греции  в  течении  такназываемого субмикенского периода (1125-1025  гг.).  Основная  отличительнаяего  черта  -  удручающая  бедность  материальной   культуры,   за   которойскрывались  резкое  снижение  жизненного  уровня  основной  массы  населенияГреции и столь же резкий упадок производительных  сил  страны.  Дошедшие  донас изделия субмикенских гончаров производят самое безотрадное  впечатление.Они очень грубы по форме, небрежно  сформованы,  лишены  даже  элементарногоизящества. Их росписи крайне примитивны и  невыразительны.  Как  правило,  вних повторяется мотив спирали - один  из  немногих  элементов  декоративногоубранства, унаследованных от микенского искусства.    Общая численность изделий из металла, дошедших от этого периода, крайненевелика. Крупные  предметы,  например  оружие,  встречаются  крайне  редко.Преобладают мелкие поделки вроде фибул или колец. Судя по  всему,  населениеГреции страдало от хронического недостатка  металла,  прежде  всего  бронзы,которая в  XII  -  первой  половине  XI  в.  еще  оставалась  основной  всейгреческой индустрии. Объяснение этого дефицита следует, по-видимому,  искатьв том состоянии изоляции от  внешнего  мира,  в  котором  балканская  Грецияоказалась  еще  до  начала  субмикенского  периода.  Отрезанные  от  внешнихисточников сырья  и  не  располагавшие  достаточными  внутренними  ресурсамиметалла, греческие общины вынуждены были ввести режим строжайшей экономии.    Правда, почти в это же самое время в Греции появились и первые  изделияиз железа. К самому началу периода относятся разрозненные находки  бронзовыхножей с железными вкладышами. Можно предположить, что ко второй половине  XIв. техника обработки железа в  какой-то  степени  была  уже  освоена  самимигреками. Однако очаги железной индустрии были еще крайне  немногочисленны  иедва ли могли  обеспечить  достаточным  количеством  металла  все  населениестраны. Решающий шаг в этом направлении был сделан лишь в X столетии.  Аналогичный разрыв  с  микенскими  традициями  наблюдается  и  в  сферекульта. Даже в наиболее крупных греческих  святилищах,  {существовавших  какмикенскую эпоху, так и в более поздние времена (начиная примерно  с  IX-VIIIвв.), отсутствуют какие бы то ни было следы культовой деятельности:  остаткипостроек,   вотивные   статуэтки,    даже    керамика.    Такую    ситуацию,свидетельствующую о замирании религиозной жизни, археологи  обнаруживают,  вчастности, в Дельфах, на Делосе, в святилище Геры на Самосе  и  в  некоторыхдругих местах. Исключение из общего  правила  составляет  только  Крит,  гдепочитание богов в традиционных формах минойского ритуала,  как  кажется,  непрерывалось на протяжении всего периода.

Если попытаться экстраполировать все эти симптомы культурного упадка  ирегресса в недоступную нашему непосредственному наблюдению сферу  социально-экономических отношений, мы почти неизбежно должны  будем  признать,  что  вXII-XI вв.  греческое  общество  было  отброшено  далеко  назад,  на  стадиюпервобытнообщинного строя и, по существу, снова  вернулось  к  той  исходнойчерте,  с  которой  когда-то  (вw  XVII  столетии)  начиналось   становлениемикенской цивилизации

serres.ru


Смотрите также