«…графическое изображение - это отпечаток души, созданный при помощи резца и большого желания...» - говорил римский зодчий Апполодор Дамасский (II век н. э.) Поэзия каллиграфии трогает нас и поныне. В её форме застыли чувства и мысли. А прекрасным образцом такой гармонии является классическое римское письмо.
Римское письмо (I-V вв.)
Латинских манускриптов дошло до наших времён немного. Древнейшие памятники являются по большей части эпиграфическими (высеченными на камне). А в дневной переписке римляне употребляли вощёные дощечки - «таблеты», на которых писали заостренной палочкой – «стилусом» (отсюда - стиль)/
При быстром письме на таком материале некоторые элементы букв пропускались, для лучшей связи букв добавлялся плавный штрих, некоторые буквы сливали воедино, иную букву писали крупнее других, а всё письмо приобретало наклонное положение, преобразуясь со временем в курсив. Курсив подразделяется на ранний и поздний. Ранний, или маюскульный курсив (majuscula - прописная буква), который употреблялся в I-VI веках, - это письмо прописными буквами, связующих элементов между буквами ещё мало. В минускульном курсивном письме (minuscula - строчная буква), развившемся к IV столетию, форма букв приобрела резко отличный от маюскульного характер. Этот курсив можно считать далёким предшественником современных строчных букв.
В VIII веке до н. э. Среднюю Италию - земли между реками Тибр и Арно, населяли этрусские племена неизвестного происхождения, с нерасшифрованным до сих пор языком. Воинственные этруски покорили соседние племена и переняли их культуру. Для письма этруски вначале использовали западногреческую азбуку, а в последней четверти VII века уже имели свою азбуку, состоявшую из 26 знаков. По форме буквы этрусской азбуки были сходны с буквами финикийско-греческой, письмо было направлено справа налево. Из этрусского письма постепенно и развилось латинское письмо.
Культура, созданная этрусками, стала колыбелью римской цивилизации. Историческая заслуга этрусской культуры состоит в том, что она послужила своеобразным мостом между греческой и римской цивилизацией. В I веке до н. э., когда Рим покорил Грецию, на культуру Римской империи большое влияние оказала культура греческого народа. Через посредство греческой литературы в римский язык перешло много греческих слов.
Латинская архаическая азбука имела 21 знак. Буквы этой азбуки напоминали буквы финикийско-греческой азбуки. Римляне писали справа налево. Изменение направления письма произошло в конце III века до н. э., становление графики букв продолжалось несколько веков. Архаические формы многих знаков постепенно были заменены более совершенными. Сложилась основная форма римского монументального письма. С III по I века до н. э. в римском монументальном письме образуются новые переходные формы, характерной чертой которых было появление засечек. Различают переходную форму с ярко выраженными засечками (II—I века до н. э.). В I в. до н. э. для нанесения рисунка букв на каменную плиту использовался ширококонечный инструмент, который оставлял тонкие или толстые штрихи в зависимости от угла письма.
Под влиянием письма ширококонечным инструментом возникла классическая форма римского монументального письма. Красивое письмо становится искусством. Появляется новая профессия - мастер шрифта. Во II веке в Римском государстве было около 25 общественных библиотек, в которых не только хранились книги, но устраивались публичные чтения еще пишущихся книг. Наряду с общественными, росло и число частных библиотек. Римские шрифтовики развили искусство шрифта. Богатые римские граждане, любители литературы, открывали предприятия по переписке и распространению книг. Книжные магазины открывали обычно на самых оживленных торговых улицах. В мастерских по переписке книг работали писари или копиисты - грамотные, специально обученные каллиграфии рабы. Рукописи писались на папирусе и имели форму свитков. С появлением писчего материала, допускающего фальцовку (пергамена), книга приобрела форму кодекса - скреплённых в блок листов материала для письма.
Чтобы лучше понять структуру римского капитального шрифта, его следует рассматривать в единстве с античной архитектурой. Классический образец римского капитального письма - на знаменитой колонне Траяна в Риме (II век). В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который замечается и у римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз - эти же элементы в преображённом виде прослеживаются и в буквах.
После поездки в Италию в начале двухтысячных годов классическими римскими шрифтами вдохновился ведущий американский дизайнер по шрифтам Чанк Дизель. Он разработал несколько современных версий римского капитального шрифта и среди них - ставший популярным в штатах «Marieke» (см. фото ниже).
Латинским алфавитом с различными дополнительными знаками и двойными буквенными обозначениями для звуков, не существовавших в латинском языке, сейчас пользуется громадная часть человечества. В Средние века латынь стала международным языком, и в течение многих столетий она играла роль языка учёного мира. На ней сочинялись теоретические трактаты и излагались результаты экспериментальных исследований. Энциклопедисты и просветители, естествоиспытатели и математики переписывались на латыни, письма носили характер научных статей и их обсуждений, ведь периодических научных журналов ещё не существовало.
Фотографии из открытых источников и архива автора.
Источники:
Богдеско И.Т. Каллиграфия. - СПб.: Агат, 2005;Истрин В.А., Возникновение и развитие письма, М., 1965;Кондратов А.М., Книга о букве, М., 1975;Щепкин В.Н. Учебник русской палеографии, М., 1918.
Остальное здесь:
okultureno.ru
Презентация на тему: Древний Рим
Время возникновения и конца
История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году н. э.Период делится на три
основных этапа: царский (середина VIII ст. до н. э. — 510 г. до н. э.), республиканский (510-30гг. до н. э.) и императорский (30 г. до н. э. — 476 г. н. э.).
Периодизация
1. Принципат — форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты, существовала в I веке до н. э. — III веке н. э. Период Принципата можно разделить на следующие этапы:
а) Правление династии Юлиев-Клавдиеви формирование системы принципата (27 до н. э. — 68 н. э.)
б) Год четырех императоров — масштабный кризис власти (68-69)
в) Правление династий Флавиев И Антонинов — расцвет системы принципата (69192)
г) Правление династии Северов — начало формирования военно-бюрократическойсистемы(193—235)
д) Кризис III века — полномасштабный социально-экономическийи политический кризис Римской империи(235—284)
2. Доминат (284—476гг.) — политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:
а) Правление Диоклетиана и Константина I — формирование системы домината, административные, военные и социально-экономическиереформы(284—337)
б) Империя IV века н. э. — достаточно стабильное существование сисеты, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337—395)
в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395—476)
Язык
Говорили римляне на латыни - языке, который сегодня называют мертвым, поскольку ни один народ больше не пользуется им в повседневной жизни. Но этот мертвый язык живет сегодня во многих языках, следы его влияния находим мы и в русском, и в английском, и во французском, и в арабском. А такая важная наука, как медицина во всем мире разговаривает на латыни - французский врач без труда поймет русского, потому что все лекарства, все болезни имеют латинские названия.
В истории латинского языка различают три периода:
- период классической(античной) латыни;
-период средневековой (христианизированной)
латыни;
-период новой (терминологической) латыни.
Культура
Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.
Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—Iвв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслились даже некоторые традиционные идеалы.
Письменность
Римляне говорили на латинском языке, который обогащался за счет греческих, сабинских и этрусских слов. Возможно, уже в VIII в. до н. э. они пользовались письменностью. Об этом рассказывают античные авторы, но никаких письменных памятников этого времени не сохранилось. Древнейшая латинская надпись датируется концом VII в. до н. э. Латинский алфавит сложился на основе греческого. В основном латинский алфавит оформился в конце IV в. до н. э. Он был реформирован Аппием Клавдием Цеком, цензором 312 г. до н. э.
Историк Дионисии Галикарнасский, живший в конце I века нашей эры, утверждал, что собственными глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Договор был вырезан на медной колонне. Буквы в тексте по своей форме напоминали древнейшие греческие.
В 1900 году на римском Форуме при раскопках на месте легендарной гробницы Ромула был найден так называемый "Черный камень", который содержал надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д.). Формы букв этой надписи также сходны с греческими. Надпись практически не поддается дешифровке. Видимо, в ней содержится какое-тозаклятие, потому что встречается слово "царь".
Древнейшим памятником латинской письменности, который удалось дешифровать, является упомянутая выше пренестинская фибула. К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. К сожалению до нас не дошли памятники древнейшей народной поэзии, которая существовала у римлян, как и у других народов, но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности.
Религия и классовый слой
Подобно всем другим религиям древних народов, религия Рима выражала собой противопоставление римской общины всему внешнему миру. Боги Рима были покровителями государства в его борьбе с врагами. Но это противопоставление переносилось и внутрь общины. Плебеи вначале не участвовали в официальном культе. Они не имели права прибегать к ауспициям. На этом основании патриции отказывали плебеям в праве занимать общественные должности. Когда плебеи добились равноправия, неравенство не исчезло, а было еще более углублено: с развитием рабства религия становилась одной из форм противопоставления рабовладельцев рабам. Рабы, чужеземцы по происхождению, уже одним этим отстранялись от культа. Так как за рабом вообще не признавалось человеческих прав, его труд и время принадлежали его хозяину, то понятно, что его хозяева не одобряли расходование рабами своего времени на дела культа.
Достижения древнего Рима
В 312 г. до н. э., когда в Риме цензором был Аппий Клавдий, построили водопровод и дорогу; оба этих сооружения навеки сохранили его имя.
Римляне называли Аппиеву дорогу (Виа Аппиа) царицей дорог, так как это была первая вымощенная камнем дорога в истории Италии; она вела на юг и сначала соединила Рим с Капуей, а потом ее продолжили до Беневента и Брундизия.
Водопровод Аква Аппиа - «Аппиева вода» - первый водопровод в истории Рима. Его длина достигала 16 км 617 м. Он представлял собой крытый канал четырехугольного сечения, местами вырубленный в скале, а частично сложенный из каменных плит. Такую конструкцию водопровода римляне заимствовали у греков. В отличие от греческого образца первый римский водопровод на протяжении 90 м, там, где местность была неровной, подняли на субструкции (искусственные каменные подпорки).
Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфеля в Германии — очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.
При строительстве применялись передовые строительные материалы
— такие как водостойкий пуццолановый бетон.
Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Пон-дю-Гарв Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.
Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гарпроходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.
studfiles.net
Письменность Рима. - style_pro
Римская империя представляла бы собой всего лишь кратковременный результат завоевания, если бы ей удалось только навязать миру путем насилия свою политическую организацию и свои законы. Ее подлинное величие было заключено в особенностях ее духовного света, который оставался неизменным. Именно этот свет открыл для ряда стран Запада путь к развитию различных форм мышления и культурному развитию, а на Востоке дал возможность сохранить плодотворную силу эллинистических сокровищ духовной жизни и искусства. Иной раз можно попытаться пофантазировать о мире, в котором не было бы Рима, но это позволило бы только лучше оценить ту грандиозную роль, которую сыграл Рим в истории человеческой мысли.
Среди чудес, которые внесли свой вклад в процесс превращения Рима в то, чем он стал, возможно, самым поразительным является следующее: как язык латинских крестьян менялся в течение всего нескольких веков и стал одним из самых утонченных, дольше всего сохранившихся инструментов мысли, которые только известны человечеству. Многие страницы истории латинского языка нам неизвестны. Кропотливый труд филологов, этих археологов языка, восстановил некоторые утраченные страницы, и теперь мы знаем, что латинский язык, тот, на котором писали Цицерон и Вергилий, является результатом продолжительной эволюции, начатой за тысячелетия до них в самом сердце индоевропейской общности. Несомненно, что между VI и II веками до н. э. развитие языка резко ускорилось, и деревенский язык Лациума, в которой смешалась речь итальянская, этрусская и других племен, сумел выразить представления об окружающем мире, которые медленно вырабатывались в городе римлян. Нам также известно, что письменный язык, язык писателей-классиков, не был повседневным языком римлян: правила и нормы литературной латыни были результатом сознательного отбора, добровольного отказа от вульгарности и примитивности разговорной речи; этот язык иногда сохранил эти просторечия, и их можно найти в поздних текстах, когда наблюдается упадок культуры.
А известно ли вам, что трансформаторные подстанции нашли широкое применение не только в различных отрослях промышленности, но и в частной жизни. Это сложное многокомпонентное электротехническое устройство. Качественные и надежные трансформаторы производит ОАО "Свердловский завод трансформаторов тока".
style-pro.livejournal.com
письменность древних римлян (сообщение), история
Yulia200105
06 июня 2014 г., 13:50:26 (4 года назад)
Письменность
Римляне говорили на латинском языке, который обогащался за счет греческих, сабинских и этрусских слов. Возможно, уже в VIII в. до н. э. они пользовались письменностью. Об этом рассказывают античные авторы, но никаких письменных памятников этого времени не сохранилось. Древнейшая латинская надпись датируется концом VII в. до н. э. Латинский алфавит сложился на основе греческого, но в передаче греческой письменной традиции участвовали этруски. В основном латинский алфавит оформился в конце IV в. до н. э. Он был реформирован Аппием Клавдием Цеком, цензором 312 г. до н. э. Историк Дионисии Галикарнасский, живший в конце I века нашей эры, утверждал, что собственными глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Договор был вырезан на медной колонне. Буквы в тексте по своей форме напоминали древнейшие греческие.
В 1900 году на римском Форуме при раскопках на месте легендарной гробницы Ромула был найден так называемый "Черный камень", который содержал надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д.). Формы букв этой надписи также сходны с греческими. Надпись практически не поддается дешифровке. Видимо, в ней содержится какое-то заклятие, потому что встречается слово "царь". Древнейшим памятником латинской письменности, который удалось дешифровать, является упомянутая выше пренестинская фибула. К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. К сожалению до нас не дошли памятники древнейшей народной поэзии, которая существовала у римлян, как и у других народов, но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности.
istoria.neznaka.ru
История латинского письма | sebulfin.com
Латинским письмом в настоящее время пользуются примерно 30-35% населения Земли. Это жители почти всей Европы (за исключением Греции, Болгарии и частично республик бывшей Югославии), Африки, Америки и Азии (Турция, Индонезия, Филиппины).
История латинского письма берёт своё начало в древнем Риме. Первоначально оно было только у жителей Рима и маленькой области вокруг Рима (Лациум). Оно не было изобретено самими римлянами, а было результатом занесённого сюда греческими колонистами западно-греческого алфавита и местного этрусского письма.
Римское государство росло, тем самым расширялись границы использования латиницы. После разделения Римской империи на Восточную и Западную латинский язык и письменность остались средством общения в Западной Римской империи.
В 476 г империя пала, но язык на её территории остался – он был спокойно воспринят молодыми «варварскими» народами, основавшими на территории бывшей Западной Римской империи новые государства.
За свою историю латинская письменность неоднократно менялась под влиянием территориальных факторов, местного письма, изменений материала письма (камень, металл, восковые таблички, папирус, пергамен или бумага), изменений орудий письма (резец, стиль, калам, перо).
Первые памятники латинской письменности, которые дошли до наших дней, относятся к VIII – VI вв.до.н.э. Они представляют собой надписи, сделанные на камне и металле, только к I веку относятся надписи на папирусе, к IV-V векам – на пергамене и лишь к XIII веку – на бумаге.
Самой древней формой латинских надписей было «капитальное» письмо на камне. Подобная техника обусловливала большие размеры и форму букв – наподобие наших печатных. Применительно к латинскому письму подобный тип написания называется «маюскул» (от латинского majus – «больше»). Буквы в таком письме не связаны друг с другом и занимают пространство между двумя проводимыми горизонтальными линейками: A S D F G H
Минускул - противоположный маюскулу тип письма (от латинского minus – «меньше») и представляет собой письмо строчными (маленькими) буквами. В нём часть букв располагается уже не между двумя, а между четырьмя линейками, при этом петли и линии, отходящие от строчных букв вверх и вниз, называются выносными, а та часть буквы, остающаяся в пределах двух средних линеек, именуется корпусом (телом) буквы. В латинском минускуле буквы с выносными – b d f g h l p q t y.
Минускул можно сравнить с нашими печатными строчными буквами, в латинском письме он появился позднее маюскула. В античности было только лишь маюскульное письмо, оно было создано специально для твёрдого материала (камень, резец). Затем с ходом времени оно перекочевало и на пергамен и бумагу.
Но деловое письмо требует скорость и удобство писания, именно так появился курсив (от латинского сursus – бег). Он подразумевает связывание букв одним непрерывным движением пера, сильный наклон вправо и обилие слитных букв (лигатур). Курсив можно сравнивать с нашими письменными буквами – текста написанного от руки, а не печатным способом.
В ранние времена курсив представлял собой небрежное и трудное для чтения черновое письмо, которое находили на восковых табличках, свинцовых пластинках, на черепках и даже на стенах домов, например, в Помпеях – там они были обычными «заборными» надписями (вроде наших современных – «здесь был Вася» или что-нибудь типа этого). Только в императорскую эпоху происходит совершенствование курсива – он становится языком деловой переписки, документов и грамот.
С течением времени происходит совершенствование и книжного латинского письма и делового, т.е. маюскула и минускула. На всём протяжении эволюции отмечалось общая тенденция к сближению этих видов письма.
Самыми древними дошедшими до нас памятниками латинского книжного письма были папирусы, написанные капитальным письмом. Они представляли собой произведения античных авторов: Вергилия, Цицерона, Плавта.
В хронологическом порядке за капитальным письмом следует унициал – книжное письмо на пергамене IV-VIII века. В основном они были христианскими текстами, поэтому унициал часто именуют «христианским» типом письма. Происхождение слово «унициал» достаточно спорно. Основная версия, что это слово произошло от латинского initiales (т.е. начальные), так как в последующие эпохи, вплоть до наших дней, унициал наряду с капитальным письмом используется только для заглавных букв текста, для начала книг и заголовков.
По сравнению с капитальным письмом унициал характеризуется большой округлостью и мягкостью. Это объясняется с переходом к пергамену – более мягкому и податливому материалу, чем папирус. Данный тип письма служит первым шагом к курсиву, в нём впервые появляются выносные, хотя по классификации это в целом маюскульный тип письма.
В XI –XII веках появилось готическое письмо. Его появление связано с изменением эстетических вкусов эпохи. Характерной чертой готического письма является излом букв, постепенно усиливается разница между жирными и тонкими (волосными) линиями – жирные линии утолщаются, а тонкие становятся тоньше. В местах их соединения буква немного изламывается, вертикали и выносные получают угловатые окончания. В буквах с закруглёнными очертаниями корпуса, таких как b,d, o, p, q, овалы превращаются в ромбики. Такая постепенность в развитии излома объясняется постепенностью в изменении заточки пера. В дополнении, удлинённые пропорции и их тесное расположение внутри слова давали возможность более экономно расходовать писчий материал. С XII века в странах Европы начали появляться первые университеты. Это увеличило спрос на книги, но писчим материалом по-прежнему оставался дорогой пергамен. Нехватка писчего материала обусловила необходимость поиска более экономных форм письма.
А вот по мере распространения бумаги с конца XIII, и особенно XIV-XV веков, в готическом письме стали утрачиваться именно те черты, которые делали его экономным. Оно становится свободным, с длинными выносными, хотя и сохраняет принятый по эстетическим нормам того времени излом. Не случайно одно из первоначальных названий этого письма – «фрактура» (т.е. перелом), а «готическим» или «монашеским» его назвали итальянские гуманисты, противопоставив его как средневековый своему новому письму эпохи Возрождения.
Таким образом, в XIII – XV веке готическое письмо стало универсальным во всей Западной Европе, хотя каждая страна обладала своим его национальным вариантом.
В XV столетии были предприняты попытки возродить античную культуру и античное письмо – littueral antique (древнее письмо). По мере внедрения книгопечатания, данное письмо стало основой создания первого печатного итальянского шрифта и его названия – антиква. Кстати, первая Библия была напечатана И.Гутенбергом в 1450-1456 годах именно готическим шрифтом.
В XVI веке типографский шрифт был именно такой, каким писали ранее книги – готический шрифт в Германии и возрождённая антиква в Италии.
Готический печатный шрифт и готическое обычное письмо существовали длительное время и вышли из употребления лишь в середине XX века, а вот шрифт антиква применяется и в наши дни.
Дешёвые авиабилеты в отпуск!
Вконтакте
Facebook
Pinterest
Одноклассники
Мой мир
LiveJournal
Google+
sebulfin.com
1. РАННЯЯ РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПИСЬМЕННОСТЬ
Ввиду того что римскую литературу, точнее - ее памятники, связанные с письменностью, принято считать наследницей литературы греческой, уместно будет напомнить, что древнейший памятник греческой литературы- поэмы "Илиада" и "Одиссея", создание которых вероятнее всего относить к IX и VIII вв. до н. э.[1], - получил свою более или менее окончательную форму в VI в. до н. э., т. е. в то время, ог которого дошли до нас древнейшие памятники латинской письменности - надписи на "пренестинской заколке" (Fibula Praenestina - CIL, XIV, 4123) и на обломке каменного столба, найденного на римском форуме в 1899 г. (CIL, 12, 1) [2], а также надпись на вазе, найденной у основания Квиринала в 1880 г.[3]Таким образом, начало римской письменности относится к тому времени, когда греки в гомеровских поэмах и в лирике Архилоха, Алкея, Сапфо и Анакреонта создали крупнейшие произведения, которые были закреплены на письме и вошли в сокровищницу мировой литературы. Но начало римской письменной художественной литературы обычно относят к значительно более позднему времени, а именно - к эпохе утверждения господства Рима в Италии и к окончанию первой Пунической войны, т. е. к III в. до н. э. Первым же римским поэтом считается грек из Тарента - Ливий Андроник, который перевел на латинский язык "Одиссею", поставил на "Римских играх" в 240 г. до н. э. первую свою пьесу на латинском языке и сочинил гимн Юноне в 207 г. Дату постановки пьесы Ливия Андроника и принято считать началом римской художественной литературы.Таким образом, начало римской литературы относится к тому времени, когда литература греков уже пережила свой расцвет в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида и продолжала свое развитие главным образом не и самой Греции, а в Александрии египетской и была представлена такими поэтами, как Феокрит, Каллимах, Аполлоний Родосский и Эвфорион [4].
[1] См. История греческой литературы, т. I, стр. 124 сл.[2] См. Hülsen. Roman Forum. Roma, 1909 2, p. 195.[3] Ср. Ч. Лоукотка. Развитие письма. М., ИЛ, 1950, стр. 177.[4] Имя Эвфориона тесно связано с римской поэзией. Подражателей ему Цицерон пренебрежительно обозвал «подголосками Эвфориона» (cantores Euphorionis). См. «Тускуланские беседы», III, § 45, где Цицерон говорит об Эннии: «O poetam egregiumî Qiiamquam ab his canloribus Euphorionis conlemnilur».
simposium.ru
Латинский алфавит в Древнем Риме
Надписи на камне обычно
выполняли капитальным письмом (состоящим из заглавных
букв). Также его использовали
для записи официальных документов (внизу).
Латинский алфавит - это одно из тех богатств, что оставили древние римляне в наследство последующим цивилизациям. На его основе было создано большинство алфавитов современных европейских языков.
Происхождение
Считается, что римляне заимствовали свой алфавит у греков. Возможно, это произошло при посредничестве этрусков . Буквы не сразу приобрели знакомый нам вид и форму. Латинский алфавит классического периода, то есть начиная со II в. до н. э., состоял из 23 букв: отсутствовал знак W, а знаки I и J, U и V не различались.
Заостренная метал
лическая палочка для
письма на восковых
табличках называлась
стиль
Написание
В зависимости от материала, на котором писали, и характера записываемого текста написание букв могло быть различным. Капитальное письмо, состоящее из заглавных букв, использовалось для надписей на триумфальных арках, на основаниях колонн и статуй, а также на надгробных памятниках. «Афиши», объявления и другие тексты на городских стенах тоже писали капитальным письмом. Частные письма и деловые записи на деревянных табличках, покрытых тонким слоем воска, писали курсивом, пропуская некоторые элементы букв или, наоборот, соединяя их вместе.
Латинский язык
Население огромного римского государства говорило на десятках языков, но официальным языком международного общения, администрации и торговли был латинский, родной язык основателей Рима . После падения Римской империи латынь долгое время была языком науки, права, католической церкви и литературы. Многие современные языки (итальянский, французский, испанский, португальский и румынский) сформировались на основе латинского.