Древняя китайская философия. Древняя китайская философия
Древняя китайская философия
Китайская философия — это интеллектуальная традиция китайской культуры от их ранней истории до сегодняшнего дня. На основные философские темы китайской философии в значительной степени влияли идеи таких важных фигур, как Лаози, Конфуций, Менций и Мози, которые все жили во второй половине династии Чжоу (с VIII по III век до нашей эры). Китайская культура в целом сформировалась под влиянием этих интеллектуальных лидеров.
ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫГуманизм был главным атрибутом китайской философии. Роль людей и их место в обществе всегда была главной темой китайских мыслителей. Практические, моральные и политические проблемы были одобрены метафизическими спекуляциями, поскольку китайская философия, как правило, касается мирских дел.
Это не означает, что метафизические идеи отсутствуют в китайской мысли. Примером важного текста метафизики в китайской традиции является неясный документ по имени Йи Цзин (И-Цзин) или «Книга изменений». Некоторые китайцы использовали Книгу Переменных как руководство предсказания. Те, кто мог понять его послание, как полагали, поймут все законы природы.
Вместо того, чтобы выражать свои мысли в логической и систематической прозе, китайские мыслители имели тенденцию быть более поэтичными. Они не проявляют серьезной озабоченности при предоставлении строгих правил; идеи, как правило, являются ориентирами. Тексты китайской философии часто наполняются афоризмами, аллюзиями и притчами. Общая тенденция должна быть наводящей на размышления: чем больше выражение выражено, тем менее наводит на мысль. Поэтому изречения и писания китайских философов часто расплывчаты, поэтому их смысл почти безграничен.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕОснова этой традиции возникла в период 800-200 до н.э., времени глубоких политических и социальных изменений и интеллектуального пробуждения в Китае. Период 500-200 до н.э. был зенитом, иногда называемым «классической эпохой», китайской философии. За это время Китай увидел постепенный распад династии Чжоу, который закончился в 256 году до нашей эры, когда армия Цинь взяла под свой контроль город Чэнчжоу. По мере приближения конца династии Чжоу, центральная власть распалась. Этот сценарий способствовал длительной борьбе между государствами, конкурирующими за контроль и объединение Китая.
На протяжении большей части династии Чжоу политическая организация Китая очень напоминала феодальную систему, с королем королевского дома Чжоу во главе социальной структуры и сотнями князей под ним, каждый из которых управлял государством. Земля этих государств также была разделена на разные феодалы, каждый из которых контролировался феодалом, который доложил князю. Под феодалами были простые люди, которые не были частью аристократии. Эта структура была обеспечена семейными отношениями, связывающими всех разных правителей с королевским домом Чжоу. Если семейных отношений не существовало, они были устроены путем брака. В конечном итоге местные лорды ожидали, что власть короля станет главой большой семьи.
В рамках этой системы образование было доступно только аристократам. В то время как простые люди не имели доступа к формальному обучению, дома феодальных правителей были центрами образования. По мере того как династия Чжоу начала ухудшаться, многие аристократы потеряли свои земли и титулы. В результате многие бывшие судебные чиновники, которые обучались в разных областях обучения и искусства, стали безработными и рассеянными среди населения. Чтобы зарабатывать на жизнь, они будут использовать свои специализированные навыки и обучать за вознаграждение за вознаграждение. Впервые в истории Китая мы видим рождение профессионального учителя, отличного от чиновника суда.
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ МЫСЛИРаспад общественного порядка породил множество идей, поскольку китайские мыслители пытались решить и ответить на вызовы, которые испытывает общество. Сочетание идей было настолько обширным, что некоторые древние писатели ссылаются на это время как «Сто школ» мысли. Сима Тан (около 165-110 гг. До н.э.), Великий астролог Ханского двора, написал сводку, в которой классифицируются основные школы мысли в Древнем Китае. Его список представляет собой лишь часть школ мысли, которые были активны в древнем Китае.
Инь и Ян школа (Инь-Ян Цзя)
Также известная как Школа натуралистов, школа Инь и Ян получила свое название от принципов Инь-Ян, которые в китайской традиции считаются двумя основными принципами китайской космологии: Инь, будучи женским принципом, и Ян мужским принципом , Сочетание и взаимодействие этих двух противоположностей считают китайцы причиной всех универсальных явлений.
Возможно, эта школа возникла в тех судебных чиновниках, которые занимались оккультными искусствами. Некоторые из этих неясных практик включали астрологию, гадание и магию. Все аристократические дома полагались на услуги чиновников, обучавшихся в некоторых из этих оккультных искусств, которые регулярно консультировались правителями.
Конфуцианство (Ru jia)
Также известная как Школа литератур, конфуцианство первоначально было составлено из набора политических и моральных доктрин с учением Конфуция в качестве основы. Позже в эту школу вошли также учения Менчиуса (Мэн Цзы) и Сюньцзи (Сюнь Цзы). Гуманистический акцент в китайской философии во многом обусловлен огромным влиянием конфуцианства. В течение большей части истории Китая конфуцианство рассматривалось как хранитель традиционных китайских ценностей и хранитель китайской цивилизации как таковой.
Считается, что эта школа возникла с теми судебными чиновниками, которые специализировались на преподавании классики и исполнении традиционной церемонии и музыки. После битвы во время династии Цинь, конфуцианство стало последним и постоянным победителем в течение более позднего периода Хана, и благодаря патронажу правителей Хань, это будет доминировать над китайской мыслью после этого.
Могистская школа (Mo jia)
Ведущей фигурой этой школы был Мози, также известный как Мо Цзы или Мо Ди, который был первым противником Конфуция. Последователи этой школы были организованы как сплоченная организация, и был установлен строгий кодекс дисциплины. Контраст между Конфуцием и Мози является одним из самых интересных в китайской философии. Конфуций очень уважал традиционные институты, ритуалы, музыку и литературу ранней династии Чжоу, и он старался рационализировать и оправдывать их в этическом плане. Mozz, с другой стороны, поставил под сомнение их обоснованность и полезность и попытался заменить их чем-то более простым, но, по его мнению, более полезным. Конфуций рассматривается как хранитель, рационализатор и оправдывающий старые способы, в то время как Мози был его критиком.
Считается, что военными специалистами, которые служили королевскими семьями во времена феодальной династии Чжоу, стало происхождение этого движения. Строгая дисциплина, применяемая могистами, и тот факт, что их лидеры часто имели право убивать школьников, могут считаться реликтами военного происхождения школы. Когда феодалы потеряли свои земли, рыцари стали безработными, превратившись в рыцарей-рыцарей. Рыцарей обычно привлекали из нижнего класса: для этой группы типичные ценности конфуцианства (ритуала и музыки) были бессмысленными. Это могло бы помочь объяснить негативное отношение, которое могисты имели к ценностям конфуцианства.
Школа имен (Ming jia)
Иногда эта школа упоминается как «софисты» или «логики», эта школа сосредоточила внимание на связи между мином (имя) и ши (действительностью), чем-то вроде предмета и предиката. Его члены были хорошо известны, чтобы вести любую дискуссию по парадоксальным проблемам, они были готовы спорить с другими и намеренно утверждали, что другие отрицали и отрицали то, что утверждали другие.
Известный отрывок из книги, написанной Гунсун Лонг (Kung-Sun Lung), членом Школы имен, описывает такие парадоксы, которые создаются, когда логики практиковали свои интеллектуальные трюки:
[…] во время верховой езды в один прекрасный день он [Gongsun Long] был остановлен привратником, который сказал ему, что лошадей не пускают за пределы. Кунг-лун [Gongsun Long] объявил: «Это белый конь, а не лошадь!»
(Hucker, 74)
Согласно Wing-tsit Chan, они [логики] представляют единственную тенденцию в древнем Китае к интеллектуализму ради себя ».
Происхождение этой группы трудно идентифицировать. Даже сама школа трудно отличить от других школ: наследие ее идей мало повлияло на историю Китая, и мнения ее членов не имеют однородной основы. Некоторые ученые считают, что эта школа возникла с «дебатами», которые были чиновниками, специализирующимися на искусстве говорить.
Школа юристов (Fa jia)
Слово fa означает шаблон или закон. Эта школа была исключительно озабочена тем, что должно быть сделано и как люди должны и не должны вести себя, чтобы обеспечить процветание государства. Поскольку эта школа не интересуется моральными соображениями, ее иногда воспринимают как противоположную мысль конфуцианства, основанного на моральных принципах. С точки зрения правоведа, моральные институты не являются хорошим ориентиром для общества, и хорошее правительство должно основываться исключительно на фиксированном кодексе права и практике.
Во время династии Цинь (221-206 гг. До н. Э.) Легизм стал официальной государственной политикой, достигшей своего пика влияния. Плохая репутация, которую впоследствии предоставили китайским историкам правителям Цинь, и многочисленные жестокости, с которыми они были обвинены, в конечном итоге подорвали респектабельность школы-юриста.
До того, как династия Чжоу начала свое упадение, у феодального общества были два разных принципа поведения: неписаный кодекс чести, регулирующий поведение аристократов и другой кодекс наказаний, применяемый к простым людям. Правители использовали наказания для обеспечения послушания своих подданных. Предполагается, что происхождение Легалистов находится в тех министрах, которые отвечают за управление этими принципами поведения.
Даосизм (также даосизм или Дао Цзя)
По мере того, как династия Чжоу начала рушиться, были люди, которые скептически относились к способности правителей и самого общества положить конец растущему хаосу и восстановлению порядка, что они стали отшельниками и отшельниками, уходят из общества и ведут простую жизнь в одиночестве. По мнению некоторых ученых, ответвление этого эскапистского отношения привело к развитию даосизма. Он бросает вызов многим идеям конфуцианства, сосредотачиваясь на личной жизни над социальным долгом и духовностью над мирским. Фактически, конфуцианские тексты описывают многие эпизоды, в которых отшельники будут издеваться над Конфуцией и его бесполезными усилиями (в взглядах отшельников) в попытках улучшить общество. Даосский образ жизни следует за простотой, спонтанностью и бездействием или бездействием (позволяя природе выполнять свою работу).
Даосская философия сосредоточена вокруг понятия, которое трудно определить, Дао (Дао) или Пути, описанного Винг-Цит Чаном как «Единое», которое является естественным, вечным, спонтанным, безымянным и неописуемым ».
Одной из работ этой традиции является Лаози (Лао-цзы) или Даоджинг (Дао-те-Чинг), иногда переводимая как «Классика пути и добродетели». Даосская традиция приписывает создание этого текста Лаози, старейшему современнику Конфуция, но сегодня ученые считают, что в работе много авторов.
demon-angel.ru
Древнекитайская философия - это... Что такое Древнекитайская философия?
Кита́йская филосо́фия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
Суть учения
Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – Ян и женского – Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.
Отличия от западной философии
цельное (холическое) восприятие вместо аналитического;
периодичность процессов вместо их статичности, линейности.
История развития
Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)
В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными – полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также предзнаменования.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков.
В VII-VI вв. до н.э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.)
Глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. – распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами – нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;
конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;
школа имён («мин-цзя»). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;
школа «инь-ян» (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй,Цзоу Янь;
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировозренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)
Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. В I веке н. э. в Китай проник буддизм. Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н.э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н.э.- 18 н.э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27-ок.97 г.н.э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии.Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145-86 гг. до н.э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н.э.
Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)
Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 — дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 — причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма — — 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию.
Из значительных мыслителей следует упомянуть Ван Янмина, который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. Значительно позднее выступает педагог Янь Юань (XVIII век). Среди представителей в XX веке следует в первую очередь упомянуть Гу Хунмина, который ведет борьбу за чистоту китайской философии, а также Сунь Ятсена, Фэн Юланя и Лян Шумина.
Ссылки
Литература
Иванов А.И. Материалы по китайской философии. СПб., 1912.
Петров А.А. Очерк философии Китая. – В кн.: Китай. М. – Л., 1940
Петров А.А. Ван Чун - древнекитайский материалист и просветитель. М., 1954.-104 с.
Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957
Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1897). М., 1960
Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961
Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
Древнекитайская философия, тт. 1–2. М., 1972–1973
Буров В.Г. Современная китайская философия. М., 1980
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
Ян Хиншун Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984.-181 с.
История китайской философии. М., 1989
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989
Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1989. -188 с.
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Лукьянов А.Е. Дао «Книги перемен» М., 1993. – 240 с.
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб, 1994
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 – 573 с. ISBN 5-244-00757-2
Антология даосской философии. М., 1994
Ломанов А.В. Современное конфуцианство:философия Фэн Юланя. М., 1996.-248 с.
Абрамов В.А., Абрамова Н.А. История философии Китая (истоки,основные этапы развития,современность). Курс лекций. Ч.1 и 2. Чита,1997.-205 с.
Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997.-503 с.
Великие мыслители Востока. М., 1998
История восточной философии. Учебное пособие. М., 1998.- 122 с.
Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, 1998
Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб: Евразия, 1998.
Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае: Собрание трудов. М., 1999.- 384 с. ISBN 5-02-017868-3
Кобзев A. Категория «философия» и генезис философии в Китае // Универсалии восточных культур — М.: Восточная литература, 2001. С. 200-219.
Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. – 606 с. ISBN — 5-02-018063-7
Гране М. Китайская мысль. М., 2004.- 526 с. ISBN 5-250-01862-9
Еремеев В.Е. Символы и числа «Книги перемен».2-е изд., испр. и доп. М., 2005.- 600 с., ил. ISBN 5-86218-383-3
Спирин В.С. Построение древнекитайских текстов. СПб., 2006.- 276 с. ISBN 5-85803-323-7
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Китайская философия Википедия
Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
История существования[ | код]
Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)[ | код]
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.
В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии:
Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ),
глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей»,
сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
В VII—VI веках до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
По утверждению Юрия Пинеса, крупнейшими фигурами в интеллектуальной жизни доконфуцианского Китая были четыре политические фигуры 6 века до н. э.: Шусян 叔向 и Нюй Шуци 女叔齊(司馬侯) из царства Цзинь, Янь Ин (англ.)русск. 晏嬰 из царства Ци и Цзы Чань (англ.)русск. 子產 из царства Чжэн[1].
Древняя китайская философия (VI—II века до н. э.)[ | код]
Глубокие политические потрясения в VII—III веках до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ[2]:
даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма:Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань
конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо,
ru-wiki.ru
Китайская философия | Наука | FANDOM powered by Wikia
Кита́йская филосо́фия (中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – Ян и женского – Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.
Отличия от западной философии Править
цельное (холическое) восприятие вместо аналитического;
периодичность процессов вместо их статичности, линейности.
История развития Править
Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.) Править
В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными – полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также предзнаменования.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков. В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идеи и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии. Например, Ши Бо (VIII век до н.э.), историограф династии Чжоу, выдвинул понятие гармонии (хэ), глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н.э.) выдвинул идею «парности всех вещей», сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н.э.) объяснял происшедшее в 780 году до н.э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
В VII-VI вв. до н.э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.) Править
Глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. – распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами – нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;
конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;
моизм. Представители: Мо Ди; Мэн Шэн.
школа законников («фа-цзя», по-европейски – легизм). Представители: Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; Часто также сюда относят Шэнь Дао.
школа имён (мин цзя). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;
школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан;
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировозренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.) Править
Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика.
В I веке н. э. в Китай проник буддизм.
Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н.э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н.э.- 18 н.э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27-ок.97 г.н.э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии.Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145-86 гг. до н.э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н.э. Считается, что во время правления династии Хань в творчестве таких мыслителей как Мэн Си (90-40 гг. до н.э.) и Цзин Фан (78-37 гг. до н.э.) было положено начало календарным приложениям « И цзин». К этому направлению, развивающему календарно астрономические аспекты « И цзина», можно отнести также деятельность ученика Мэн Си Цзяо Яньшоу, автора сочинения « И линь» («Лес перемен»), а также работы Чжэн Сюаня (127-200), Сюнь Шуана (128-190) и Юй Фаня (164-233).
Во втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна (ок.100-170), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.Сочинение Вэй Бояна было построено в форме комментария к классической "Книге перемен" ("Чжоу и"). В ханьское время было создано сочинение "Тай пин цзин", авторство которого приписывают даосскому мудрецу Юй Цзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли. Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226-249). При династии Ранняя Вэй ( 220-264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений "Чжоу и чжу" ("Комментарий к "Чжоуским переменам") и "Лао-цзы чжу" "Комментарий к "Лао-цзы"). Содержание "Чжоу и" Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи "ценности небытия" (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь Пэй Вэй (267-300), автор сочинения "Чун ю лунь" ("Рассуждение об уважения бытия").
Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.) Править
Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 — дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 — причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма — — 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию.
Из значительных мыслителей следует упомянуть Ван Янмина (1472-1529), который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. Значительно позднее выступает педагог Янь Юань (XVIII век).Крупным мыслителем XVII века был философ-конфуцианец Ван Чуаньшань (1619-1692), в основе натурфилософских построений которого лежит учение о "Великой пустоте" (тай сюй) одного из основоположников неоконфуцианства Чжан Цзая (1020-1078). В XVII веке протекает также деятельность ученого-энциклопедиста( филолог, историк, географ, экономист, астроном) Гу Яньу (1613-1682), основателя учения о естестве (пу сюэ), своеобразного эмпирико-конкретного направления. Оригинальным и глубоким мыслителем XIX века в Китае был казненный вместе с пятью другими активными деятелями реформаторского движения один из организаторов и идеологов этого движения философ и поэт Тань Сытун (1865-1898). Среди представителей в XX веке следует в первую очередь упомянуть Гу Хунмина, который ведет борьбу за чистоту китайской философии, а также Сунь Ятсена, Фэн Юланя и Лян Шумина (1893-1988). Известным популяризатором марксистской идеологии в Китае выступал философ Ай Сыци (1910-1966). Из принципов марксистского мировоззрения исходил также в своей исследовательской деятельности философ и историк китайской философской и общественной мысли Хоу Вайлу (1903-1987).
Леонтьев А.Л. Опыт древней китайцев философии о их нравоучении и правлении, с приложением проповеди. СПб.,1794.
Иванов А.И. Материалы по китайской философии. СПб., 1912.
Петров А.А. Очерк философии Китая. – В кн.: Китай. М. – Л., 1940
Петров А.А. Ван Чун - древнекитайский материалист и просветитель. М., 1954.-104 с.
Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957.-423 с.
Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1897). М., 1960
Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961.- 737 с.
Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
Древнекитайская философия, тт. 1–2. М., 1972–1973
Буров В.Г. Современная китайская философия. М., 1980.-311 с.
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
Ян Хиншун Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984.-181 с.
История китайской философии. М., 1989.-552 с. ISBN 5-01-001036-4
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989.-309 с.
Ломанов А.В. Восприятие идей неопозитивизма в китайской философии 1940-х годов //1-я Всероссийская научная конференция "Китайская философия и современная цивилизация". Тезисы докладов. ИДВ РАН.Экспресс-информация. вып.5. М.,1995.
Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1989. -188 с.
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Лукьянов А.Е. Дао «Книги перемен» М., 1993. – 240 с.
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб, 1994
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 – 573 с. ISBN 5-244-00757-2
Антология даосской философии. М., 1994
Ломанов А.В. Современное конфуцианство:философия Фэн Юланя. М., 1996.-248 с.
Абрамов В.А., Абрамова Н.А. История философии Китая (истоки,основные этапы развития,современность). Курс лекций. Ч.1 и 2. Чита,1997.-205 с.
Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997.-503 с.
Китайская философия и современная цивилизация. Сб. статей. М., 1997.
Великие мыслители Востока. М., 1998
История восточной философии. Учебное пособие. М., 1998.- 122 с.
Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, 1998
Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб: Евразия, 1998.
Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае: Собрание трудов. М., 1999.- 384 с. ISBN 5-02-017868-3
Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. – 606 с. ISBN — 5-02-018063-7
Гране М. Китайская мысль. М., 2004.- 526 с. ISBN 5-250-01862-9
Еремеев В.Е. Символы и числа «Книги перемен».2-е изд., испр. и доп. М., 2005.- 600 с., ил. ISBN 5-86218-383-3
Спирин В.С. Построение древнекитайских текстов. СПб., 2006.- 276 с. ISBN 5-85803-323-7
Encyclopedia of Chinese Philosophy, Antonio S. Cua (Editor), Routledge, 2003.
Tadeusz Czarnik. Starożytna filozofia chińska Kraków, 2001. 135 с. ISBN: 83-233-1460-8
Karyn L. Lai. An Introduction to Chinese Philosophy. Cambridge Academ. 2008. 328 стр. ISBN: 0521608929 ISBN-13(EAN): 9780521608923 ISBN: 0-521-60892-9 ISBN-13(EAN): 978-0-521-60892-3
Статьи:
Буров В.Г. Историко-философская наука в КНР. М., 1978.
Буров В.Г. Китайская философия на перепутье. // Вопросы философии. 1981. № 3.
Буров В.Г. Некоторые проблемы изучения истории китайской философии // Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. Душанбе, 1983. С.177-180.
Горохова Г.Э, Традиционная китайская философия в современной историко-философской науке КНР // Общественные науки в КНР. М., 1986. С.337-369.
Дёмин Р.Н. "Трудные каноны" в древнекитайской философии и поиски методов созерцания четвертого измерения в Англии в конце XIX -начале XX веков // Компаративное видение истории философии. СПб., 2008. С.25-29.ISBN 978-5-93682-457-9
Дононбаев А. К вопросу о методе исследования этико-философской мысли древнего Китая. // Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. Душанбе, 1983. С. 181-189.
Зоммер Н. Об основаниях новой китайской философии // Учёные записки, издаваемые Императорским Казанским университетом за 1851 г. Кн. 1. Казань, 1852. С. 109—167.
Карапетьянц А.М. Древнекитайская философия и древнекитайский язык // Историко-филологические исследования.М., 1974.
Кварталова Н.Л. Логика и структурализм в анализе китайской философии. Вопросы методов изучения. // Человек и духовная культура Востока. Альманах.Выпуск 2. М., 2003._ С.9-15.
Кобзев А.И. Нумерологическая методология классической китайской философии. // Четырнадцатая научная конференция « Общество и государство в Китае». Ч.I. М., 1983.
Кобзев А.И. О категориях традиционной китайской философии. // Народы Азии и Африки. 1984 .№ 4.
Кобзев А.И. Современное состояние историко-философской науки в историографии КНР // Общественные науки в КНР. М., 1986. С. 303-336.
Кобзев A. Категория «философия» и генезис философии в Китае // Универсалии восточных культур — М.: Восточная литература, 2001. С. 200-219.ISBN 5-02-018233-8
Кобзев А.И. Знание / разум и вера/ благонадежность в китайской философии // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М., 2008.С.29-37.
Кожин П.М. От жречества к философии.// Двадцать пятая научная конференция "Общество и государство в Китае". М., 1994. С.177-180.
Ломанов А.В. Место метафизики в философии периода Китайской республики // 4-я Международная научная конференция "Китай и мир". Тезисы докладов. Ч.2. М., 1993.
Ломанов А.В. Китайское измерение Всемирного философского конгресса // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 6.
Ломанов А.В.Восприятие идей неопозитивизма в китайской философии 1940-х годов // 1-я Всероссийская научная конференция "Китайская философия и современная цивилизация". Тезисы докладов. ИДВ РАН. Экспресс-информация, вып.5. М., 1995.
Лукьянов А.Е. Понятие философии у древних китайцев // Информационные материалы.РАН. Институт Дальнего Востока. Центр научн. информации и банка данных. Сер.: Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: национальные традиции и поиски путей модернизации. М., 1998. Вып.3. С.10-16.
Лю, Ган. Философия информации и основы будущей китайской философии науки и техники / Вопросы философии. 2007. № 5 .- С.45-57
Мао, Иньмао. Русская философия в Китае // Вопросы философии . 2007г. № 5.- С.68-79.
Петров А.А. Философия Китая в русском буржуазном китаеведении. // "Библиография Востока". Вып.7. Л., 1935.
Позднеева Л.Д. К проблеме источниковедческого анализа древнекитайских философских трактатов // Вестник Древней истории. 1958.№ 3.
Познер П.В. О развитии традиционной философской мысли в древнем и средневековом Вьетнаме (Опыт сравнительного анализа философских систем Китая и Вьетнама). // Седьмая научная конференция "Общество и государство в Китае". Ч.I. М., 1976. С.137-147.
Сенин Н.Г. Проблема философского наследия Китая в современной синологии США. // Проблемы Дальнего Востока. 1981. № 4.
Спирин В.С. Геометрические образы в древнекитайской философии //Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока.Душанбе,1983.
Сунь Вайпин. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае //Вестник Российского философского общества. 4(44), 2007.- С.89-95
Феоктистов В.Ф. К вопросу о «борьбе материализма и идеализма» в китайской классической философии. // II Всероссийская конференция «Китайская философия и современная цивилизация». ИДВ РАН. М., 1996.
Феоктистов В.Ф. Китайская философия на пороге XXI века. // Философские трактаты Сюнь-цзы. М., 2005. C.414-419.
Феоктистов В.Ф. Становление отечественной философской синологии. // Китай на пути модернизации и реформ. М., 1999. С.129-135. См. также Феоктистов В.Ф. // Философские трактаты Сюнь-цзы. М., 2005. С.406-413.
Цзя, Цзэлинь. Изучение русской и советской философии в Китае // Вопросы философии. 2007. № 5.- С.64-67
Чан Шэнь. Диалектика Гегеля и китайская традиция диалектического мышления. // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. М., 2000. С.335-347.
Эймс Р.Т. Исследования китайской философии в Америке // Философские науки. 1997. № 2. С. 542-544.
Юркевич А., Кобзев А.И. Словарь китайской философии и культуры // Проблемы Дальнего Востока. 1993.№ 3. С. 153-164.
Ян Хиншун. Зарождение философии в Китае. // Вопросы философии.1955. № 1.
Chang Wing-tsit. Neo-Confucianism and Chinese Scientific Thought // Philosophy East and West. Honolulu, 1957.Vol.6 N 4.
Hu Shih. The Scientific Spirit and Method in Chinese Philosophy // The Chinese Mind.Honolulu, 1967.
Torchinov, E. A. Philosophical Studies (Sinology and lndology) in St.Petersburg (Leningrad), 1985-1990 // Philosophy East & West. Vol.42. No.2. April 1992. P.331.ar:فلسفة صينية
ca:Pensament xinès cs:Čínská filosofie de:Chinesische Philosophie en:Chinese philosophy es:Filosofía china fi:Kiinalainen filosofia fr:Philosophie chinoise he:פילוסופיה סינית hu:Kínai filozófia id:Filsafat Cina kaa:Qıtay filosofiyası mk:Кинеска философија nl:Geschiedenis van de Chinese filosofie pl:Filozofia chińska pt:Filosofia chinesa ro:Filozofie chineză sh:Kineska filozofija sk:Čínska filozofia sr:Кинеска филозофија sv:Kinesisk filosofi ta:சீன மெய்யியல் vi:Triết học Trung Quốc zh:中国哲学
ru.science.wikia.com
Китайская философия — Википедия РУ
Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.
В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии:
Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ),
глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей»,
сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
В VII—VI веках до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
По утверждению Юрия Пинеса, крупнейшими фигурами в интеллектуальной жизни доконфуцианского Китая были четыре политические фигуры 6 века до н. э.: Шусян 叔向 и Нюй Шуци 女叔齊(司馬侯) из царства Цзинь, Янь Ин (англ.)русск. 晏嬰 из царства Ци и Цзы Чань (англ.)русск. 子產 из царства Чжэн[1].
Древняя китайская философия (VI—II века до н. э.)
Глубокие политические потрясения в VII—III веках до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ[2]:
даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма:Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань
конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.
моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.
школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун. Иногда относят Инь Вэня.
школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
Средневековый период китайской философии (II век до н. э. — X век н. э.)
Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика.
В I веке н. э. в Китай проник буддизм.
Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н. э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н. э. — 18 н. э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27 — ок. 97 г. н. э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. э. Считается, что во время правления династии Хань в творчестве таких мыслителей как Мэн Си (90—40 гг. до н. э.) и Цзин Фан (78—37 гг. до н. э.) было положено начало календарным приложениям « И цзин». К этому направлению, развивающему календарно астрономические аспекты « И цзина», можно отнести также деятельность ученика Мэн Си Цзяо Яньшоу, автора сочинения « И линь» («Лес перемен»), а также работы Чжэн Сюаня (127—200), Сюнь Шуана (128—190) и Юй Фаня (164—233).
Во втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна (ок.100-170), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.Сочинение Вэй Бояна было построено в форме комментария к классической «Книге перемен» («Чжоу и»). В ханьское время было создано сочинение «Тай пин цзин», авторство которого приписывают даосскому мудрецу Юй Цзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли.
Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226—249). При династии Ранняя Вэй (220—264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений «Чжоу и чжу» ("Комментарий к «Чжоуским переменам») и «Лао-цзы чжу» "Комментарий к «Лао-цзы»). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и учёный из государства Западная Цзинь Пэй Вэй (267—300), автор сочинения «Чун ю лунь» («Рассуждение об уважения бытия»).
Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)
Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 — дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 — причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосов (формальное запрещение даосизма — 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию. Видным мыслителем XI века был Чжан Цзай, один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ («учение о принципе»), также известный как Чжан Цзыхоу, Чжан Хэнцзюй и Чжан-цзы (1020—1078).Его основные сочинения — «Си мин» («Западная надпись»), «Дун мин» («Восточная надпись»), «Чжэн мэн» («Наставление непросвещённым»), «Цзин сюэ ди ку» («Бездонность принципов изучения канонов»), «И шо» («Учение Канона перемен»). Чжан Цзай в своем учении о человеке исходил из признания существования в человеке двух «природ» — небесной и «эфирной». Согласно Чжан Цзаю, ци (эфир) является первоосновой как всех вещей, так и Вселенной в целом. Ци заполняет великую пустоту (тайсю). По мнению основателя юнцзяской школы философа Е Ши (1150—1223), вселенная образована из вещества, состоящего из пяти первоэлементов и восьми видов вещества, которые символически обозначаются восемью триграммами. Из значительных мыслителей более позднего времени следует упомянуть Ван Янмина (1472—1529), который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. Значительно позднее выступает педагог Янь Юань (XVIII век). Крупным мыслителем XVII века был философ-конфуцианец Ван Чуаньшань (1619—1692), в основе натурфилософских построений которого лежит учение о «Великой пустоте» (тай сюй) одного из основоположников неоконфуцианства Чжан Цзая (1020—1078). В XVII веке протекает также деятельность ученого-энциклопедиста(филолог, историк, географ, экономист, астроном) Гу Яньу (1613—1682), основателя учения о естестве (пу сюэ), своеобразного эмпирико-конкретного направления. Крупнейшим представителем этого направления являлся также философ и учёный XVIII века Дай Чжэнь (1723—1777).
Оригинальным и глубоким мыслителем XIX века в Китае был казненный вместе с пятью другими активными деятелями реформаторского движения один из организаторов и идеологов этого движения философ и поэт Тань Сытун (1865—1898). Среди представителей в XX веке следует в первую очередь упомянуть Гу Хунмина, который ведет борьбу за чистоту китайской философии, а также Сунь Ятсена, Фэн Юланя и Лян Шумина (1893—1988). Известным популяризатором марксистской идеологии в Китае выступал философ Ай Сыци (1910—1966). Из принципов марксистского мировоззрения исходили также в своей исследовательской деятельности философы и историки китайской философской и общественной мысли Хоу Вайлу (1903—1987) и Ду Госян (1889—1961).В последнее десятилетие получили известность работы философа и геополитика Чжан Вэньму, касающиеся наиболее актуальных проблем глобализации и геостратегии. В связи с тем, что в XX веке среди различных зарубежных философских течений наиболее глубокое влияние на развитие китайской философии оказала советская философия, ряд китайских исследователей уделяет внимание изучению истории советской философии, советского периода в истории русской философии и истории русской философии (Цзя Цзэлинь, Ань Цинянь, Ли Шандэ, Бао Оу, Ма Иньмао, Чжан Байчунь и др.).
http-wikipediya.ru
Китайская философия - это... Что такое Китайская философия?
Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
История развития
Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.
В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии:
Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ),
глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей»,
сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
Древняя китайская философия (VI—II вв. до н. э.)
Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ.[1]:
даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма:Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань
конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.
моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.
школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.
школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)
Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика.
В I веке н. э. в Китай проник буддизм.
Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н. э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н. э.- 18 н. э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения "Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27-ок.97 г.н. э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145-86 гг. до н. э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. э. Считается, что во время правления династии Хань в творчестве таких мыслителей как Мэн Си (90-40 гг. до н. э.) и Цзин Фан (78-37 гг. до н. э.) было положено начало календарным приложениям « И цзин». К этому направлению, развивающему календарно астрономические аспекты « И цзина», можно отнести также деятельность ученика Мэн Си Цзяо Яньшоу, автора сочинения « И линь» («Лес перемен»), а также работы Чжэн Сюаня (127—200), Сюнь Шуана (128—190) и Юй Фаня (164—233).
Во втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна (ок.100-170), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.Сочинение Вэй Бояна было построено в форме комментария к классической «Книге перемен» («Чжоу и»). В ханьское время было создано сочинение «Тай пин цзин», авторство которого приписывают даосскому мудрецу Юй Цзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли.
Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226—249). При династии Ранняя Вэй (220—264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений «Чжоу и чжу» ("Комментарий к «Чжоуским переменам») и «Лао-цзы чжу» "Комментарий к «Лао-цзы»). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь Пэй Вэй (267—300), автор сочинения «Чун ю лунь» («Рассуждение об уважения бытия»).
Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)
Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 — дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 — причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма — — 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию. Видным мыслителем XI века был Чжан Цзай, один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ («учение о принципе»), также известный как Чжан Цзыхоу, Чжан Хэнцзюй и Чжан-цзы (1020—1078).Его основные сочинения — «Си мин» («Западная надпись»), «Дун мин» («Восточная надпись»), «Чжэн мэн» («Наставление непросвещённым»), «Цзин сюэ ди ку» («Бездонность принципов изучения канонов»), «И шо» («Учение Канона перемен»). Чжан Цзай в своем учении о человеке исходил из признания существования в человеке двух «природ»- небесной и «эфирной». Согласно Чжан Цзаю, ци (эфир) является первоосновой как всех вещей, так и Вселенной в целом. Ци заполняет великую пустоту (тайсю). По мнению основателя юнцзяской школы философа Е Ши (1150—1223), вселенная образована из вещества, состоящего из пяти первоэлементов и восьми видов вещества, которые символически обозначаются восемью триграммами. Из значительных мыслителей более позднего времени следует упомянуть Ван Янмина (1472—1529), который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. Значительно позднее выступает педагог Янь Юань (XVIII век). Крупным мыслителем XVII века был философ-конфуцианец Ван Чуаньшань (1619—1692), в основе натурфилософских построений которого лежит учение о «Великой пустоте» (тай сюй) одного из основоположников неоконфуцианства Чжан Цзая (1020—1078). В XVII веке протекает также деятельность ученого-энциклопедиста(филолог, историк, географ, экономист, астроном) Гу Яньу (1613—1682), основателя учения о естестве (пу сюэ), своеобразного эмпирико-конкретного направления. Крупнейшим представителем этого направления являлся также философ и ученый XVIII века Дай Чжэнь(1723—1777).
Оригинальным и глубоким мыслителем XIX века в Китае был казненный вместе с пятью другими активными деятелями реформаторского движения один из организаторов и идеологов этого движения философ и поэт Тань Сытун (1865—1898). Среди представителей в XX веке следует в первую очередь упомянуть Гу Хунмина, который ведет борьбу за чистоту китайской философии, а также Сунь Ятсена, Фэн Юланя и Лян Шумина (1893—1988). Известным популяризатором марксистской идеологии в Китае выступал философ Ай Сыци (1910—1966). Из принципов марксистского мировоззрения исходили также в своей исследовательской деятельности философы и историки китайской философской и общественной мысли Хоу Вайлу (1903—1987) и Ду Госян (1889—1961).В последнее десятилетие получили известность работы философа и геополитика Чжан Вэньму, касающиеся наиболее актуальных проблем глобализации и геостратегии.
Примечания
↑ Следует учитывать, что традиция членения на «школы» цзя 家 восходит к Сыма Таню, который ок. 110 до н. э. впервые выделил указанные шесть направлений. Это разделение отнюдь не выступало жестким ограничением при взаимодействии различных интеллектуальных традиций.
Литература
Использованная литература
Рекомендуемая литература
Ссылки
По времени
По географическомуположению
По отношению крелигии
dic.academic.ru
Китайская философия
· Введение.
Китай – одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества.
· Зарождение философии в Китае.
В эпоху Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение.
Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными – полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что “воля неба” постигается через гадания, а также предзнаменования. Религиозно-мифологические представления освящали систему господства родовой знати. Государь, правитель выступал перед своими подданными как сын неба.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В этот культ входило также почитание мифических героев древности. Мифы изображали их великими благодетелями человечества. Почитание предков было также приспособлено для укрепления положения родовой знати. Для древнекитайской религии также было характерно жертвоприношение духам природы и предкам. Высшим посредником между духами и людьми являлся государь. Только он мог приносить жертвы духам неба и земли, на долю знатных людей оставались жертвоприношения предкам.
В мифологии существовало и своё объяснение происхождения мира, природы. В глубокой древности, когда ещё не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. Согласно одному мифу, в бесформенном мраке родились два духа – инь и ян , которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: дух ян стал управлять небом, а дух инь – землёй. По другому мифу, мифический первочеловек Пань-гу ударил топором по мраку, в результате чего всё легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. В мифах о происхождении Вселенной просматриваются зачатки натурфилософии.
Мифологическая форма мышления просуществовала вплоть до первого тысячелетия.
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III вв. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и нормы правильного поведения человека. Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материалы.
Как и философии других народов, древнекитайская философия тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают как исторические предания о прошлых династиях, но они содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становление мира и его взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе”- тайцзи, о силах инь и ян и даже учение о Дао, ведут своё начало от мифологических построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.
Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежат силы инь и ян , возникают концепции, которые были связаны с “пятью первостихиями”. Живое созерцание природных явлений привело древнейших китайских мыслителей к принятию таких взаимосвязанных между собой первоначал, как вода, огонь, металл, земля, дерево. “Небо создало пять первоначал, и народ пользуется ими всеми. Стоит упразднить одно. И жизнь станет невозможна”.
В VII-III вв. до н. э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественно отличные оттого, что знала китайская мысль предшествующего периода, и что было обусловлено серьезными социальными изменениями.
В этот период в Древнем Китае происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел, применением новых орудий и инструментов в сельском хозяйстве и промышленности, улучшением самих способов обработки почвы.
Указанный период китайской истории характеризуется также острой социальной борьбой внутри выдвинувшихся своей экономической и военной мощью царств, кровопролитной войной между ними, уносившими, по свидетельству источников, сотни тысяч жизней. Единое Чжоуское государство фактически развалилось. Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
Глубокие политические потрясения – распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами – нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии.
Наследственная рабовладельческо-родовая знать по прежнему цеплялась за религиозные идеи “неба”, “судьбы”’, правда, видоизменяя их применительно к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, находившиеся в оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против веры в “небо” или вкладывая в понятие небесной судьбы совершенно иной смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, выработать новые правила взаимоотношения между различными социальными группами населения, определить место отдельного человек, страны в окружающем мире, определить отношения человека с природой, государством и другими людьми.
Именно в этот период происходит формирование китайских философских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем огромное влияние на все последующие развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.
· Особенности развития философии в Китае.
В истории философии ярко раскрывается процесс освоения человеком природы, его попытки осмыслить своё место в мироздании, выявляются многогранные стороны созидательного человеческого гения. Одновременно история становления и развития философии, будь то китайская, или греческая, или индийская, неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе. В конечном итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии – материалистического и идеалистического – с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.
Специфика китайской философии непосредственно связана с её особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов, как это было, например, в Древней Греции. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Философы, первооснователи и распространители разных школ, странствующие конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный слой, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными классами и социальными группами населения в обществе, регламентаций отношений между “верхами” и “низами”, а также внутри господствующего класса, вопросы этики заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни общества. Поэтому китайские мыслители и древности и средневековья уделяли много внимания проблемам управления страной.
Другая особенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Единственным исключением в этом роде являлась школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили своё существование. Заложенные моистами традиции соединения философской рефлексии и естественнонаучных наблюдений, проведенных для подтверждения общефилософских выводов, не получили дальнейшего развития. Канонизация конфуцианства, которое с самого начала в лице Конфуция выразило своё крайне пренебрежительное отношение ко всем естественнонаучным наблюдениям и прикладным знаниям, которое считало основной задачей самосовершенствование нравственности человека, создала идеологический заслон для привлечения данных естественных наук в философии и политические суждения, принизила общественный статус естественнонаучных наблюдений и прикладных знаний.
Они молчаливо были признаны уделом людей низших, лишенных возвышенных идей. Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного всестороннего мировоззрения, а естествознание, презираемое официальной идеологией, оставалось уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия.