Пираты древнего мира. История Средиземноморья. Пиратство в древности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первые пираты. Истоки морского разбоя. Пираты древнего мира


Пираты Древнего мира

Как вы думаете, когда появились первые пираты? В эпоху географических открытий? Во времена европейских революций? О нет, все началось много-много раньше: профессия «пират» по возрасту может сравниться с египетскими пирамидами. А начиналось все довольно просто…

Древнее изображение финикийского корабля

Древнее изображение финикийского корабля

Еще историк Геродот писал о развитом египетском флоте. Несмотря на достаточное богатство собственных земель, египтяне значительное внимание уделяли торговле со всеми близлежащими и даже отдаленными государствами, так как долгое время Египет фактически оставался «пшеничным монополистом». Кроме того, строительные материалы для величественных египетских построек было куда проще доставлять водным путем, чем сухопутным. 

ТОРГОВЛЯ И ГРАБЕЖ

Уже в III тысячелетии до н. э. грузовые египетские суда начали выходить в Средиземное море, и корабельные команды набирались исключительно из самых отважных людей, ведь согласно легендам покидавший страну лишался защиты богов. Именно такие отчаянные моряки не отличались мирным нравом. О нет, если рядом проплывало большое (тем более военное) судно, египтяне спокойно следовали дальше в соответствии со своей торговой миссией. Но когда показывался некрупный, хуже защищенный корабль с малочисленной командой, египетские капитаны не брезговали пополнить свой товар за счет соседа, захватывая чужой груз, а команду обращая в рабов. Ко II тысячелетию до н. э. воды Средиземного и Красного морей описывались современниками как «нерестилище злобных разбойников». Впрочем, к тому моменту уже почти все соседние народы взяли пример с египтян и «каждый грабил каждого» — на просторах водной стихии окончательно воцарился закон силы. 

О близком соседстве профессии мореплавателя и разбойничьего промысла свидетельствовало само слово «пират», которое происходило от греческого peirates, однокоренного с peirao, что означало «пробовать, испытывать». Смысл слова «пират» — не грабитель и не разбойник, но «пытающий удачу на море». А подобное название в равной мере можно отнести к мореплавателям вообще. Кстати, именно поэтому впоследствии пиратов будут называть «джентльменами удачи».

ЗАКОНЫ ФАРАОНОВ

В XV в. до н. э. египетский фараон Тутмос III издал свод законов для прибрежных городов и всех, кто пересекал водные просторы. По морю курсировали корабли, обеспечивающие безопасность египетского судоходства. Впрочем, запреты на морской разбой, как ни странно, не распространялись на самих египтян, которые беззастенчиво грабили островные государства и племена. Но вот и разгадка — каждый пират платил дань со своей добычи в правительственную казну! Так что можно смело сказать, что к XV в. до н. э. египетское пиратство вышло на государственный уровень.

Следующие фараоны настолько способствовали развитию морского разбойничьего промысла, что к I тысячелетию до н. э. начали возникать целые пиратские крепости (Сидон, Тир, Берит и т. д.).

ПИРАТЫ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Со временем морских бандитов начали использовать в качестве военной силы — разведка боем, стычки с пиратами-конкурентами уже принимали форму не разбоя, а защиты национальных интересов. Тем более что ситуация подогревалась нешуточным соперничеством между самими злодеями. Египтянам буквально дышали в спину ликийские пираты, использовавшие остров Крит в качестве перевалочной базы, и финикийцы, совершавшие вояжи на такие далекие расстояния, что историки до сих пор сомневаются, не преувеличены ли древние свидетельства. 

РАБОТОРГОВЛЯ

Как и египтяне, финикийцы изначально занимались торговлей: собирали по берегам моллюсков редких видов, добывали пурпурную краску для тканей и перепродавали соседям этот эксклюзивный товар. Но как только выяснилось, что похищение и продажа людей в рабство могли приносить не меньший, а то и больший доход, финикийцы «переключились» на морской разбой с таким энтузиазмом, что жившие у водной кромки обитатели буквально бежали от прибрежной полосы, срочно перенося города и селения. 

КИПР — ПИРАТСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ

В конечном счете главной точкой дислокации пиратов стал остров Кипр — самые разные шайки разбойников, даже соперники, регулярно приплывали сюда, чтобы заключить перемирие и выступить против общего врага. Именно так подготавливались организованные набеги ликийцев на Египет. Нужно заметить, что как раз пираты стали одной из причин, по которой Египетское царство — самое могущественное и богатое — окончательно пришло в упадок.

Изобретательности древних пиратов можно только позавидовать — горожан заманивали на якобы торговые суда, пираты инсценировали кораблекрушение и притворялись несчастными путниками, приходили в города с торговой миссией и назначали столь низкие цены, что в ловушку сбегались жители всех окрестных поселений.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Пираты Древнего Рима

Римляне захватили едва ли не половину европейских территорий и государств, за что и поплатились, получив в «наследство» и греко-египетских пиратов. 

Впрочем, особо по этому поводу Рим не тревожился, так как большим флотом не обладал и морских завоеваний не вел, а что там происходило с греческими и египетскими купцами, римлян мало волновало. Это равнодушие самого могущественного из государств не могло сразу не сказаться на численности пиратов, которых появилось невероятно много.

Руины древнеримского города Остия

Руины древнеримского города Остия, некогда подвергшегося нападению пиратов

ФИНИКИЙСКИЕ ПИРАТЫ

В 146 г. до н. э. под натиском римских легионов пал великий Карфаген — обитель финикийских пиратов. Лишившись своей базы, они почти на 300 лет ушли на вольные хлеба, промышляя вдоль африканских и ближнев осточных берегов. Однако, вопреки римским надеждам, невзгоды не сломили разбойников, а, напротив, озлобили их до такой степени, что началась  повальная вербовка соседних народов. К I в. до н. э. финикийское пиратство обрело невиданный размах — разбойники контролировали практически все Средиземноморье, без опаски вторгаясь и в италийские земли. Рим ничего не мог противопоставить распоясавшимся пиратам — разве что отлавливать одиночные корабли и распинать экипажи на крестах вдоль дорог. Ни один поход против разгулявшихся финикийцев, санкционированный Сенатом, так и не принес даже мало-мальски ощутимого результата — морские разбойники продолжали свирепствовать.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. Даже Гай Юлий Цезарь не избежал киликийского плена. Впрочем, не обратив на разбойников особого внимания, он продолжал составлять речи для Сената, чем немало озадачил киликийцев, поспешивших узнать, что за персону они захватили. Узнав от свиты Цезаря, кто он такой, разбойники долго спорили о размере выкупа и, наконец, назвали неслыханную цену в 10 талантов (эквивалент 262 кг серебра). Услышав это, Цезарь возмутился столь низкой оценкой и настоял на увеличении суммы до 50 талантов. Пираты пришли в такой восторг, что толком не расслышали слова Цезаря о том, что после его расчета с ними настанет время их расплаты. Гай Юлий Цезарь был не из тех, кто бросает слова на ветер. Заплатив выкуп, он вернулся на стоянку пиратов, на радостях забывших о всякой осторожности, и с пятью сотнями воинов не только вернул свои деньги, но и сам захватил в плен 30 киликийских вожаков.

КИЛИКИЙСКИЕ ПИРАТЫ

Ту часть Средиземноморья, которая была свободна от влияния финикийцев, контролировала едва окрепшая империя киликийских пиратов. Без какого-либо отпора она развилась настолько, что согласно Плутарху разбойники имели гарнизоны и маяки на всем азиатском берегу, набили арсеналы оружием и боевыми машинами, наладили организованную связь и систему разведки между войсками. Наводила ужас и сама грандиозность киликийского флота — тысяча поистине роскошных триер с золочеными пурпурными парусами неслась по морю, направляемая обитыми серебром веслами. Ни до, ни после в истории не существовало примера столь откровенной демонстрации пиратской добычи. 

_

Богатый порт Делоса пострадал от пиратского нашествия

ДОГОВОРЫ С ПИРАТАМИ

У приморских городов просто не оставалось выбора — с одной стороны финикийцы, с другой — киликийцы. Греки были вынуждены заключать с пиратами договоры, платить дань за проход судов, открывать гавани для починки кораблей, а рынки — для торговли награбленным.

Между тем, пираты распоясались окончательно — в 87 г. до н. э. киликиец Менофан разграбил богатый порт острова Делос. В 69 г. до н. э., следуя его примеру, Афенодор захватил порт вторично. 

ПИРАТЫ ПРОТИВ ПИРАТОВ

Прямые столкновения с пиратами так и оставались безрезультатными, зато весьма эффективной оказалась стратегия «сталкивания лбами». Первых успехов удалось добиться, когда римляне догадались использовать одних бандитов против других. Во время войны с Митридатом VI Евпатором за господство на море Рим привлек на свою сторону разбойников с Кипра и Родоса. Таким образом, он получил значительный перевес сил и принялся разорять пиратские базы. Но самая успешная кампания была еще впереди! 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. В результате операции Гнея Помпея пираты были быстро разгромлены, а их удивительные корабли-либурны попали в руки римлян в качестве трофеев. Победители быстро оценили преимущества либурн и принялись их совершенствовать. В результате появился боевой корабль длиной до 30 м, шириной 6 м и осадкой в 2,1 м. Изюминкой римской либурны стал необычный парус – треугольный или косой, впоследствии названный латинским. Он позволил либурне идти только повинуясь ветру и даже против него, имея при этом великолепную маневренность и самое главное – скорость до 9 узлов.

НОВЫЕ КОРАБЛИ

Со временем пираты стали все больше склоняться к парусным судам, чем к весельным. Они совершенствовали классический финикийский корабль. В результате их стараний во ІІ в. до н. э. возникла иллирийская либурна — корабльлебедь, так как фигура этой птицы украшала нос судна. Главное отличие либурны от финикийского предшественника и римских бирем заключалось в иной конструкции корпуса — полные обводы позволяли хорошо держаться на крутой волне. При этом площадку, где размещались гребцы, подняли выше. Это позволило морякам и гребцам подменять друг друга, находясь на одной палубе, ведь предсказать заранее, как повернется бой, было невозможно.

Остров Сицилия

Остров Сицилия в древности был еще одним пиратским пристанищем

ИМПЕРИЯ ОБЪЯВЛЯЕТ ВОЙНУ

В 67 г. до н. э. против пиратов выступила огромная армия Помпея Великого — 120 000 воинов на 500 кораблях. Талантливый полководец приказал строить корабли, аналогичные бандитским, чтобы разбойники не могли скрыться на своих быстроходных судах. Далее все средиземноморское побережье было поделено на 13 секторов. В каждый подобный район направляли отдельный отряд под командованием «охотника на волков», который должен был выманивать пиратов из бухт, преследовать и топить. Только за полтора месяца были очищены Сицилия, Сардиния и Африка, Испания и Галлия. Оставшихся разбойников Помпей загнал в горы Киликии, где и истребил окончательно. Всего в течение трех месяцев пиратство в Средиземном море было полностью ликвидировано, а Помпей Великий — увенчан лаврами победителя. 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПИРАТОВ

Битва между пиценами и пиратами

Битва между пиценами (древний народ из Северной Италии) и пиратами. Изображение на стеле из Новилары. VI–V вв. до н. э.

После смерти Помпея и Цезаря поднялась новая волна пиратства во главе с сыном самого Помпея Секстом. Он возглавил бандитский флот с базой в Сицилии и подчинил себе все западное италийское побережье.

Это заставляло задуматься. Возможно, все дело в развернувшихся гражданских войнах — и Секст выбрал пиратский промысел как единственный подходящий способ борьбы. Впрочем, не исключено и то, что победы Помпея Великого были следствием не только военного гения, но и дипломатических переговоров с пиратами. Впрочем, древняя история — это нескончаемые тайны и сотни вопросов без ответов. Следует признать, что сыну Великого Помпея удалось собрать великолепную команду. Среди его соратников особенно прославились Аполлофан (бывший раб, ставший неукротимым пиратским капитаном), Менекрат и его преемник Демохар. Аполлофан и Демохар слаженным союзом смогли разгромить эскадру Октавиана Августа в Мессинском проливе. Флоту и войскам Октавиана понадобилось много лет, чтобы окончательно сокрушить флот Секста Помпея в битве у Навлохуса. После этой победы пиратство в Средиземном море вновь затихло. На время…

Римляне первыми в мире стали использовать абордажные крючья. С помощью крючьев они цеплялись за борт вражеских судов. Затем перекидывали на корабль противника специальные мостики, по которым перебирались на палубу, и вступали в рукопашную схватку с противником. Эта тактика сразу принесла успех,позволив одержать не одну победу в морских сражениях.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

История пиратства в Древние века.

В переводе с латинского, слово «пират» переводится как «морской разбойник пытающий счастья». История пиратства берёт свое начало с древних времён, и грань между разбойником и мореплавателем, была практически не видна.

Пираты в Средиземном мореБольшая часть жителей побережья стран мира, занимались пиратством, нападая на проходящие мимо по морю торговые корабли. Они похищали людей, забирали товары перевозимые на кораблях и даже убивали. Пленных людей продавали  рабство, с целью получить прибыль, особенно если в плен попадали знатные персоны.

 Действия пиратов ярко описывались в великими поэтами в поэмах, стихотворениях и мифологии.  По мере того как развивалась цивилизация и морская торговля, между странами континентов, развивалось и пиратство, с каждым днём становясь все более преступней и кровожадней. Попытки бороться с морским разбоем, редко заканчивались успехом.

 Периодом самого большого пика расцвета пиратства, стал период Гражданских войн в Римской империи. Войны, отсутствие монархии поспособствовало тому, что морские торговцы перестали выполнять только торговые действия. Алчность сделала торговлю источником лёгкой наживы. Главное место сбора всех древних пиратов располагалось на острове Крит и горных местностях, на  которых находились крепости.

Особенно быстро пиратство начало набирать обороты, когда Митридат VI Евпатор, подписал договор и киликийскими пиратами, и выступил против Римского правительства. Морские разбойники совершали набеги на порты Рима.

 

Основная техника ведения боя пиратов: пиратские корабли подплывали как можно ближе к своей жертве, находясь параллельно,  перебрасывали на корабль специальные снасти и «кошки» благодаря которым корабли держались рядом и разбойники переходили на корабль который захватывали.

В 67 году до н.э. чиновник Гней Помпей, предпринял решительные действия по ликвидации пиратов, своим флотом загнав пиратские корабли на их базу, в киликийские крепости. Но тишина на море не продлилась долго. Новые гражданские войны, разожгли новую волну набегов, и только после полной стабилизации правительства и окончания гражданских войн, прохождения по морю стало безопасным.

Тех же пиратов которых поймали, были казнены через распятие.

 

piraty.pp.ua

Пираты Древнего мира. Всемирная история пиратства

Пираты Древнего мира

Дионисий из Фокиды

(Dionysius the Phocaean), V век до н. э.

Дионисий, греческий пират, охотившийся на Средиземном море, стал пиратом вынужденно. К этому его побудила война с Персией. Когда персы в 495 году до н. э. разгромили греческий флот портового города Фокеи, которым командовал Дионисий, он оказался на распутье. Будучи профессиональным военным, он достаточно разбирался в стратегии, чтобы не питать иллюзий по поводу судьбы своего родного города. Оставшись без флота, Фокея была беззащитна, а потому обречена. Однако сам Дионисий и не думал складывать оружие. Путь был один – идти в пираты, чтобы не дать персам расслабиться на территории его родной страны. Он, действуя быстро и находчиво, захватил три персидских корабля. Пиратская эскадра была готова! После этого Дионисий принялся настойчиво курсировать вдоль финикийского побережье, доставляя немалые хлопоты купцам, у которых сумел отобрать немало богатых товаров и прочих ценностей.

Фокея была родиной многих пиратов. Такое развитие событий диктовалось самой жизнью.

Лет за сорок до описываемых событий фокейским пиратам крепко досталось у побережья Корсики. Их обидчиками явились карфагеняне и этруски, чьи корабли, объединившись, пристали к берегу, заведомо зная о том, что там расположена колония пиратов. Внезапность атаки и серьезный численный перевес обусловили триумф нападавших. Не удовольствовавшись тем, что они взяли пиратов в плен, карфагеняне и этруски забили их камнями до смерти.

Дионисий, естественно, не мог не помнить о жестокой расправе, постигшей его товарищей по оружию. Теперь, когда у него была своя собственная эскадра, Дионисий решил сквитаться. Он взял курс на Сицилию. Именно там он решил устроить свою базу. Со своей базы Дионисий мог контролировать движение судов в этом регионе Средиземного моря и внезапно их атаковать. Согласно Геродоту, он никогда не нападал на греческие корабли, зато карфагенским и этрусским судам особо рассчитывать на его милость никак не приходилось. В итоге Дионисий взял столько богатейших трофеев, что, можно сказать, вполне поквитался за ущерб, нанесенный Фокее и ее вольным корсарам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История Средиземноморья. Пиратство в древности

Эти люди были прекрасными мореходами и непревзойденными бойцами. Благодаря им появился военный флот. Они способствовали появлению новых, быстроходных и надежных типов кораблей. Нередко они первыми шли в неизведанные земли. Они вмешивались в историю стран и народов; их опасались даже могущественные монархи. Поэтому интерес к ним так велик.

Но за все свои подвиги они получали не награды и почести, а ненависть и жестокие преследования. Почему же в течение столетий творилась такая несправедливость? Но это не было несправедливостью. Потому что эти люди — пираты, и все свои подвиги они совершали совсем не с благородными целями и совсем не благородными методами. Но все же — кто они? Почему появилась эта кровавая профессия и почему столько времени с ними не могли справиться короли и адмиралы?

Первые ласточки

Вероятнее всего, первые мореплаватели пустились в путь по Средиземному морю. Точнее даже, по определенной его части, зажатой между Балканским полуостровом и Малой Азией. Этот огромный залив, именуемый Эгейским морем, густо нашпигован островами; именно здесь, шаг за шагом, перебираясь с одного острова на другой, люди учились совершать первые путешествия по большой воде.

Впрочем, это было настолько давно, что мы не знаем точно, так ли все происходило. Может быть, древние египтяне раньше всех освоили Красное море; может быть, жители древнего Вавилона прежде других народов вышли в Персидский залив. А может быть, первыми были далекие индийцы. Но то, что Средиземное море — один из древнейших «театров» мореплавания — это известно точно. Некоторые археологические находки позволяют предполагать, что первые дальние плавания по этим местам люди совершали еще в VII тысячелетии до н. э.

Конечно, «дальность» этих плаваний — понятие весьма относительное: полторы сотни километров в открытом море по нынешним меркам — смешное расстояние. Но не забывайте: люди только начинали осваивать море.

Но постепенно флот перерастал пору младенчества. Утлые, несовершенные, но все-таки уже настоящие морские корабли отправились к другим берегам. И оказалось, что там, на других берегах, тоже живут люди. И в следующее плавание предприимчивый капитан брал с собой уже не только запас воды и пищи, но и кое-какой товар. А на обратном пути из первой морской торговой экспедиции он повстречался и с первыми пиратами…

Конечно, это утрировано. Но лишь немного — морской разбой действительно возник практически одновременно с торговым судоходством, то есть в такой седой древности, о которой мы имеем только самое смутное представление. Уже современники Одиссея, пускаясь в путь, молили богов не только о хорошей погоде, но и об избавлении от пиратов. Откуда же они взялись? Нетрудно понять. В любом обществе всегда были лихие люди, признававшие только один закон — закон силы. Что я отобрал, то — мое! А море широко и неспокойно, и никто не узнает, просто так утонуло торговое судно или ему помогли…

Примечание на полях. Первая известная нам европейская цивилизация зародилась на острове Крит. Ее расцвет пришелся на 2000-1450 годы до н. э. Крит был мощным государством, державшим в страхе все народы, населяющие средиземноморское побережье. Задолго до легендарных финикийских мореходов критяне на своих кораблях исходили Средиземное море вдоль и поперек. Мы мало знаем об этой удивительной стране, однако точно известно, что эти смелые мореплаватели уже столкнулись с проблемой пиратства. Древнегреческий историк Фукидид называет легендарного критского царя Миноса «победителем пиратов» и сообщает, что для борьбы с ними на Крите был создан военный флот. Через полторы тысячи лет уже финикийцы принимали такие же меры для защиты своих кораблей.

Примечательно, что первые торговые плавания подчас ничем не отличались от самых обычных пиратских налетов. Законов о борьбе с пиратством тогда, естественно, еще не существовало, поэтому никто не преследовал удачливого путешественника, если он вдруг по пути прихватывал товар у менее расторопного конкурента. Правда, в другой раз ему могло и не повезти, но, как известно, кто не рискует… Ведь даже известный нам из мифов достославный поход Ясона за золотым руном — не что иное, как самый обычный грабительский налет; две тысячи лет спустя его назвали бы пиратским рейдом.

Однако уже в Афинах в эпоху расцвета греческой культуры на пиратство был наложен запрет. Впрочем, и тогда уже хватало отчаянных людей, которые сделали пиратство промыслом в чистом виде, живя только за счет грабежей.

Примечание на полях. Еще в VI в. до н. э. был известен некий Поликрат. Он базировался на острове Самос, где у него был огромный флот — более сотни больших и малых кораблей. Поликрат, наверное, был первым, кто широко применил систему рэкета: греки и финикийцы платили ему дань, чтобы их корабли не были разграблены самосскими пиратами.

Киликийский кошмар

На южном побережье полуострова, который теперь называется Малой Азией, а в те далекие времена именовался Анатолией, люди селились издавна. Воинственные киликийцы и ликийцы, не раз принимавшие участие в крупных битвах того времени, издревле сделали пиратство своим главным ремеслом. Климат в этих местах спокойный, много хорошего дерева, годного для постройки кораблей, есть хороший камень для возведения крепостных стен и домов, много укромных бухт. А столицы древних государств располагались далеко… Словом, это были идеальные места для тех, кто хотел иметь под руками все необходимое, но не хотел лишний раз попадаться на глаза — именно для пиратов. Вдобавок совсем недалеко оттуда во времена расцвета Рима проходил важнейший торговый путь — из Египта на Апеннинский полуостров. В I в. до н. э. киликийские пираты стали настоящим кошмаром для римских мореплавателей. Их столицей был город Карацезиум (ныне известный курортный город Алания). Всего за несколько десятков лет киликийские пираты разграбили множество морских судов и около четырехсот небольших городков. Даже молодой Гай Юлий Цезарь, тогда еще не ставший императором, как-то оказался их пленником.

Примечание на полях. Пираты заметили среди захваченных ими пленников богато одетого молодого человека, который спокойно читал какую-то рукопись, нимало не обращая внимания на грабителей. Такое пренебрежительное отношение возмутило главаря пиратов, поэтому он назначил за этого странного пленника огромный выкуп — 20 талантов. Когда Цезарю (а этот спокойный человек был именно Цезарь) перевели заявление пирата, он оторвался от рукописи и произнес: — Скажите этому человеку, что он плохо знает свое ремесло. Я стою не меньше пятидесяти талантов. Когда выкуп был собран и Цезарь получил свободу, он снарядил военную экспедицию против своих обидчиков, сумел схватить их и жестоко казнил.

Наконец, в 67 году до н. э. терпение римского сената истощилось: пираты перехватили идущий из Египта караван с хлебом, из-за чего в Риме вспыхнул голод и народные волнения. Знаменитому полководцу Помпею Великому были предоставлены диктаторские полномочия для борьбы с пиратами. Помпей собрал все корабли, которыми располагал Рим, посадил на них тысячи добровольцев (из числа тех римских граждан, которые как раз и бунтовали из-за голода) и с этой огромной флотилией прошел по Средиземному морю с запада на восток, уничтожая все встречные суда. Последний оплот пиратов — Карацезиум — был взят штурмом и разрушен до основания. На долгие годы, даже на столетия в средиземноморье воцарился мир.

Примечание на полях. Сегодня в Алании гиды показывают развалины старинной крепости и уверяют туристов, что именно в этой цитадели базировались киликийские пираты. Однако это не так. От древнего Карацезиума к нынешним временам не осталось ничего; та крепость, которая сегодня является одной из главных достопримечательностей Алании, была возведена турками в XIII веке на месте древних укреплений.

Рухнула Западная Римская империя, но за спокойствием на море следила ее преемница — Византия. В Западной Европе на обломках Рима только зарождались новые государства. Но богатая Византия могла позволить себе содержать мощный военный флот и контролировать всю восточную часть моря.

Примечание на полях. В известной мере пиратство способствовало развитию корабельного дела. Нам известно о морских сражениях древности, например, о знаменитой Саламинской битве (480 год до н. э.) Однако первоначально военный флот, судя по всему, был изобретен критянами именно для борьбы с пиратами, так как могущественному Криту никто другой на море не мог оказать сопротивления. Да и самим разбойникам требовались самые лучшие, самые быстроходные корабли.

Мусульманское озеро

Но вот на исторической сцене появилось новое действующее лицо. В VI-VIII веках арабы захватили северную Африку, завоевали Пиренейский полуостров. Поначалу эти жители пустынь с недоверием относились к морю. Но когда под их властью оказались потомки карфагенских и финикийских мореходов, все изменилось. Арабы научились строить корабли и управлять ими, и вскоре ученики превзошли своих учителей. На море началось многовековое противостояние мусульманского и христианского мира. В Ифрикии (ныне эта страна называется Тунис) появилась новая база пиратов.

Армия франков сумела остановить завоевателей на суше (в битве при Пуатье, 732 год), но франки не имели мощного флота. И арабы чувствуют себя на море полновластными хозяевами. Они грабят торговые караваны; убедившись, что на морских просторах приходится слишком подолгу ждать добычи, начинают устраивать набеги на прибрежные деревушки Франции и Италии. Террору подвергаются даже крупные города: разграблены Рим, Марсель, Генуя… Южная часть Западной Европы оказалась в запустении, а северная Африка купается в роскоши, созданной руками тысяч христианских рабов. Слабеющая Византия тоже боится пиратов. Только Адриатическое море, где процветает мощная Венецианская республика, закрыто для разбойников.

Примечание на полях. Венецианцы даже сумели наладить вполне деловые отношения с разбойниками. Некогда великое государство, остров Крит оказался полностью под властью арабских пиратов. В XIII веке венецианцы купили у пиратов эту землю и превратили остров в мощную военную базу.

Арабское владычество на море длится даже не десятилетия — века. В течение этих веков Средиземное море даже называют «мусульманским озером», и это не преувеличение. Но в XI веке христианский мир берет реванш.

Еще двести лет назад, став полновластными хозяевами моря, арабы впервые столкнулись со странными пришельцами. Белокожие и светловолосые чужаки, отважные воины ворвались в Средиземноморье через Гибралтар. Они приплыли на длинных черных кораблях с высоко поднятыми драконьими мордами на носу. Это были викинги, норманны. Первые схватки не принесли успеха пришельцам: они страдали от непривычной жары, они не были знакомы с местными течениями и ветрами, а арабы были у себя дома. Зато норманны овладели северной Францией. Скоро слава о них, как об умелых и бесстрашных воинах, готовых за звонкую монету служить кому угодно, распространилась по всей Европе. К их услугами прибегают и василевсы Византии, и даже сам папа.

В XI веке несколько провинций южной Италии, бывшие под властью Византии, восстали против сюзерена, и мятежники призвали на помощь норманнов. Но очень скоро норманнские бароны сами захватили власть в мятежных землях и провозгласили их своим королевством. Попытки уничтожить узурпаторов ни к чему не привели; наконец, запуганная Европа признала два новых государства, основанных в южной Италии.

Но на этом дело не кончилось. Младший брат одного из новоявленных королей, Роже де Отвиль, тоже рвется на трон. Он добивает остатки византийских городов в Италии, однако ему этого мало. Сицилия — вот достойная цель. Сицилия находилась под властью арабов, но Роже это не останавливает. К 1091 году он захватывает остров и провозглашает себя королем. Роже довершил победу, отбив у арабов Мальту.

Арабам в Ифрикии пришлось нелегко: им позарез нужно сицилийское зерно. Ради этого приходится идти на уступки. Король Роже I согласился поставлять зерно арабам, но взамен потребовал мира на море. Этот мир соблюдался до самой смерти короля. Перемирие, впрочем, нарушили вовсе не арабы. Новый король Сицилии, Роже II, прекращает поставки зерна в Ифрикию, а затем сам совершает несколько страшных налетов на африканские берега. Вскоре он вообще захватил Ифрикию и присоединил эти земли к своему королевству. Власть, правда, не удалось удержать надолго; всего через одиннадцать лет арабы отбили африканские земли обратно. Но стрелка весов уже качнулась в другую сторону. Теперь христиане могут спокойно плавать по Средиземному морю, а на долю мусульман достаются грабежи и насилие.

Примечание на полях. Понятно, что целиком и полностью пиратство изжить не удалось. Взгляните на карту Средиземного моря — его берега изрезаны, по всей акватории разбросано множество островов. Есть много мест, где можно укрыться от врагов и непогоды, отдохнуть и отремонтировать корабль. Но все-таки время владычества на море норманнских королей можно считать относительно спокойным. Именно в эту пору начались знаменитые крестовые походы; для некоторых из них использовались морские пути. В те дни, когда в средиземноморье хозяйничали арабские разбойники, такие крупные морские караваны не смогли бы безопасно пройти через все море.

Под флагом Османской империи

Арабов потеснили на море. Но и на суше вскоре им пришлось нелегко. В Африке арабские государства живут спокойно, но в Испании начинается упорная война. В 1492 году их католические величества, Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская, захватили последний оплот мавров (поначалу так называли арабов, живущих в Испании; впоследствии это название распространилось на всех жителей северной Африки) — Гранаду. В течение всей этой войны, по мере того, как испанцы захватывали все новые и новые земли, мавры тысячами переселяются на африканский берег. Среди них оказалось немало тех, кто хорошо знает побережье Испании. Другие имеют деньги; они в состоянии снаряжать морские экспедиции. И пламя пиратской войны разгорелось вновь. Разница лишь в том, что теперь христиане могут дать отпор. И в ответ с Сицилии, Мальты, Корсики пираты европейских стран отправляются на поиски приключений и сокровищ.

Жизнь не любит повторений. Схожие события в разное время определяются разными факторами. В новой волне насилия в Средиземном море таких новых факторов было два. Первый — уже упомянутое возмужание флота христианских стран. Несомненно, арабским пиратам пришлось бы намного тяжелее, чем раньше, если бы не вмешался второй фактор.

Как раз в это время, к концу XV века на исторической сцене появились османские турки. В 1453 году они уничтожили остатки Византийской империи, захватили Константинополь и в свою очередь развязали безудержный грабеж на море.

Известно, что кроме пиратства существовало еще и каперство — морской террор против враждебного государства во время войны. Капер получал соответствующий патент, разрешающий захватывать и уничтожать корабли неприятеля, за что отчислял в казну долю своих доходов. Но в средиземноморье в ту пору никто никому никаких патентов не выдавал. Состоятельные люди, нередко занимавшие важные посты в государстве, сами для себя снаряжали пиратские экспедиции, сами же и пользовались их плодами. Причем по творимым жестокостям пираты-христиане ничуть не отставали от своих мусульманских собратьев по ремеслу. На суше еще поддерживалась видимость мира, а на море шла самая настоящая война.

Впрочем, Европа не сразу осознала новую опасность. Но в 1504 году некий Харудж захватил две папские галеры, шедшие из Генуи. Мусульманские гребцы освобождены, а захваченные христиане вместо них посажены на весла. В ответ король Фердинанд снарядил экспедицию, в ходе которой блокировал магрибские порты (Магрибом в ту пору называли северное побережье Африки от современного Алжира до Западной Сахары). Харудж поклялся отбить их. Воспользовавшись смертью Фердинанда (в 1516 году), он выполнил свою клятву, однако сделал это с такой жестокостью, что восстановил против себя освобожденных арабов. И они призвали на помощь… тех же испанцев. Новый король, Карл V, послал войска в Магриб. Испанцы снова утвердились в северной Африке, Харудж был убит.

Примечание на полях. Харудж родился на острове в Эгейском море, в христианской семье, оказавшейся под властью турок. В молодости он принял ислам и поступил на турецкое пиратское судно. Став капитаном, он подбил свою команду заниматься пиратством самостоятельно, ради чего перебрался в Тунис. Он платил тунисскому бею долю прибылей за покровительство и, кроме того, он стал первым пиратом, всерьез вмешавшимся в международную политику. Вместе с Харуджем на поиски славы и богатств отправились и трое его братьев; двое из них погибли в боях, но третьему брату была уготована примечательная судьба.

Но пираты не остались без руководителя. Их главой стал младший брат Харуджа — Хайраддин, известный на западе под именем Барбаросса (краснобородый). Он не только отважный воин, но и умный политик. Он снова захватил разоренный Магриб и тут же объявил своим сюзереном (владыкой) турецкого султана Селима I. Селим в ответ назначил Хайраддина беглейбеем («бей беев», очень высокий титул — во всей Османской империи их было всего семь) и оказал ему значительную военную помощь. Барбаросса снова начинает террор на море. Его успехи таковы, что на невольничьих рынках рабы резко упали в цене. Карл V бросил в бой своего лучшего адмирала — венецианца Андреа Дориа. Захват кораблей, разграбление городов продолжаются и с той, и с другой стороны. Это уже не пиратство: с новой силой вспыхнула война между христианской Европой и мусульманами.

В конце концов французский король Франциск I, которому сильные позиции Испании не давали спокойно жить, заключил договор с Селимом I, по которому главный адмирал османского флота, Хайраддин Барбаросса, становился союзником Франции. Он обосновался в Тулоне и изредка, уже без особого рвения посылал экспедиции против Испании. Хайраддину Краснобородому исполнилось уже семьдесят лет. Вскоре он вернулся в Константинополь и умер в 1546 году, в славе и почестях. Поныне Хайраддин считается героем ислама.

Так причудливо порой складывались людские судьбы в то время. Сегодня — пират, глава шайки разбойников, завтра — адмирал могучей страны, уважаемый человек, с которым считаются короли и государства.

В восточной части моря тоже неспокойно, несмотря на то, что венецианцы сумели договориться не только с арабами, но и с турками. Они владели ключевыми базами в том районе — островами Крит и Кипр. Основным занятием киприотов было пиратство, причем кипрские разбойники-христиане с равным успехом грабили сирийские прибрежные деревушки, арабские и турецкие суда, и даже христианским кораблям приходилось их опасаться. Османская империя решила с этим покончить. В 1571 году алжирский беглейбей Очиали захватил Кипр.

Но этот успех обернулся поражением для турок. Папа Пий V призвал к священной войне против мусульман; венецианцы, раньше соблюдавшие нейтралитет, вошли в союз против Турции. В кровавой морской битве при Лепанто (тот же роковой 1571 год) турецкий флот был разгромлен. Связи турецких адмиралов с магрибскими пиратами были разорваны; страшный морской террор лишился поддержки Османской империи.

Почтенная профессия

Однако пираты вовсе не перестали существовать. Лишение политической поддержки не убавило активности магрибских разбойников; пиратство стало чисто коммерческим предприятием. К началу XVII века в северной Африке образовалась невероятная смесь народов: арабы, турки, греки, бежавшие от турецкого ига и ради этого принявшие ислам, испанцы, французы, венецианцы, голландцы, тоже по разным причинам обратившиеся в веру Магомета. В большинстве своем это люди, тесно связанные с морем; как правило, это те же пираты, которым стало слишком неспокойно на своих родных берегах. Они приносят с собой новые знания о корабельной технике и тактике. И пираты постепенно начинают отказываться от использования устаревших гребных галер. В их распоряжении оказываются суда нового типа — высокобортные парусники. Благодаря этому пираты уже могут выходить за Гибралтар, в Атлантический океан, где подстерегают испанские каравеллы, идущие из Нового Света. В 1627 году они разграбили даже Рейкьявик!

Примечание на полях. Прекрасно известный всем герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо, как вы помните, тоже оказался в плену у салехских пиратов. Салех — это город и порт на атлантическом побережье северной Африки. Примечательно, что Крузо был захвачен в плен именно в Атлантике, а в распоряжении пиратов была не галера, а вполне современное парусное судно. «Однажды на рассвете, когда мы после долгого плавания шли между Канарскими островами и Африкой, на нас напали пираты… Они издали заметили нас и на всех парусах устремились вдогонку. … Нас отвезли в качестве пленников в морской порт Салех, принадлежавший маврам. Других англичан отправили вглубь страны, ко двору жестокого султана, а меня капитан разбойничьего судна… сделал своим рабом». Интересно, что Дефо называет пиратов турецкими, хотя к описываемому времени Османская империя уже не являлась главой пиратства в средиземноморье.

Новая волна пиратства в XVII веке имеет свои причины. Мы видели, как изменялась картина на протяжении столетий. VIII-XI века — арабские мореплаватели практически не имеют конкурентов на море, и потому возможна широко распространенная пиратская анархия. XV-XVI века — европейские страны уже в состоянии справиться с разрозненными пиратскими бандами, но пираты получают мощную государственную поддержку Османской империи. А в XVII веке пиратство стало индустрией, основанной на том, что слишком обострилась борьба европейских стран между собой. Испания, Англия, Франция, Голландия наперебой стараются заключить мировое соглашение с маврами, чтобы их корабли не трогали, а корабли других стран — пожалуйста: это политикам только на руку. Глупое и недальновидное поведение: мавры, получив звонкую монету за перемирие, через год, а то и через полгода забывали о договорах, снова грабили корабли и города недавних союзников и вынуждали их снова платить за очередное перемирие.

На этой почве стало возможно возникновение вполне респектабельной (по тем временам и для тех стран) профессии: раис. Так называли предпринимателя, который вкладывал деньги именно в организацию пиратских рейдов: покупал судно, оснащал его всем необходимым, нанимал команду. Понятно, что львиную долю прибылей раис забирал себе, немалую часть отдавал местному бею (или дею, или султану). Но и сами пираты внакладе не оставались. Между прочим, многие раисы были европейцами, принявшими ислам.

Примечание на полях. Несомненно, капитан, взявший в рабство Робинзона Крузо, был именно раисом, так как корабль, на котором он вершил свои набеги, принадлежал лично ему. Но, похоже, он был не слишком богат или удачлив, иначе он спокойно сидел бы на берегу, а головой за него рисковали бы другие.

Все же терпение по отношению к вероломным «союзникам» имело пределы. Первые карательные экспедиции проводились уже в начале века, а с середины века европейские государства наконец-то начинают предпринимать совместные усилия по борьбе с пиратами. Однако пиратство — слишком доходный промысел, более того — это экономическая основа существования целой страны. Уничтожение пиратов означало уничтожение всего уклада тогдашней жизни в северной Африке. Поэтому, несмотря на то, что соотношение сил постепенно менялось в пользу европейцев, алжирские, тунисские, салехские пираты снова и снова отправляются в море.

Закат

Завершение кровавой эпопеи было долгим. Постепенно, не сразу, но все-таки усиление европейских стран подорвало эффективность пиратства. Набеги становились все более опасными, а добыча — все менее богатой. Страны, живущие за счет грабежей, постепенно приходят в упадок. Талантливые политики и полководцы, равные Хайарддину или Роже де Отвилю, находят себе другие поприща. Беднеет техника, теряются знания и традиции. К концу XVII века флот алжирского дея состоит всего из десятка устарелых кораблей — не сравнить с огромными флотилиями Барбароссы! Но все же эта напасть еще долго бушевала на просторах Средиземного моря. Последний всплеск пиратства в средиземноморье пришелся на времена французской республики и империи, когда Европа, сотрясаемая страшными войнами, была больше занята своими внутренними проблемами.

Последнюю точку в мрачной истории средиземноморских пиратов поставили колониальные завоевания. В 1830 году Франция захватила Алжир, а скоро вся Северная Африка оказалась под ее властью. Страшные мавританские пираты, гроза и ужас Средиземного моря, перестали существовать.

Галера — парусно-весельное судно, прообразом которого были еще финикийские корабли. Очень долго галеры были самым распространенным кораблем в средиземноморье. Они имели небольшую скорость под парусами, зато на веслах могли идти против ветра. Гребцы на галерах содержались в ужасных условиях: прикованные цепями к веслам, они были вынуждены на одном месте и спать, и есть, и отправлять естественные надобности. Поэтому, кстати, от этих красивых, часто богато изукрашенных кораблей ужасно воняло. Но с развитием парусной техники появились корабли, которые могли лавировать против ветра и не боялись выходить в океан. Они значительно быстрее ходили под парусами, на них не требовалось грузить большие запасы пищи для гребцов, и вдобавок их борта были намного выше, что облегчало абордажные атаки. Примечательно, что строить такие корабли магрибских пиратов научили европейцы, по разным причинам оказавшиеся в Африке и принявшие ислам.

Об этом стоит знать:

pirate-islands.com

Первые пираты. Истоки морского разбоя

Едва появились корабли и морская торговля, как тут же в море вышли и первые пираты. Обычно эпоха пиратства в нашем представлении ограничивается XVI веком и началом XVII, а временные рамки и того уже — 1690-1730 годами. Тем не менее пиратство началось еще с в стародавние времена.

Первые пираты появились еще до того как были построены египетские пирамиды. В XIV веке до н. э. морские разбойники, известные как «луки», бесчинствовали на побережье Малой Азии. (Но вообще считается что пиратство в Восточном Средиземноморье возникло намного раньше). «Лукки», которые были в союзе с империей хеттов, нападали на корабли египтян и совершали набеги на Кипр.

В течении следующих двухсот лет в Восточном Средиземноморье правила шайка морских бродяг, прозванных «людьми моря»; они практически задушили всю средиземноморскую морскую торговлю. Надпись на гробнице египетского фараона Рамзеса Великого повествует о том, как он сокрушил «людей моря», когда в 1186 году до н. э. они отважились напасть на Египет. После этого «люди моря» осели в Палестине и, как считается, стали предками филистимлян и финикийцев.

Древнегреческие историки, в том числе и Геродот, тоже писали о пиратах и о борьбе с ними греков. В то время пиратские корабли, имея базы в Иллирии и Киликии, буквально заполонили Эгейское море, северо-восточную Адриатику и Восточное Средиземноморье, а остров Крит на протяжении почти 800 лет являлся пиратским гнездом.

Справиться с морскими разбойниками удалось только Римской империи. Это была крупнейшая пиратская антикампания всех времен и народов. В 67 году до н. э. Помпей, получив в свое распоряжение 500 кораблей с 120-тысячную армию, за три месяца избавил Средиземноморье от киликийских и иллирийских пиратов. Больше 10 000 человек было убито, а остальные попали в ссылку или на каторгу. С пиратством в этом регионе было покончено на 400 лет, и лишь с закатом Римской империи в V веке н. э. оно начало распространяться вновь.

Об этом стоит знать:

pirate-islands.com

Античные пираты | Pirate Island

В начале первого века до наше эры сложилась ситуация, когда носитель звания «властитель морей» не вызывал сомнений, и он не желал делить его ни с кем. Этими властителями морей были античные пираты.

Пираты чувствовали себя в Средиземноморье как дома, их рейды, по словам Плутарха, были больше похожи на увеселительные прогулки: «выставляя на показ вызолоченные кормовые мачты кораблей, пурпурные занавесы и оплавленные в серебро весла, пираты словно издевались над своими жертвами и кичились своими злодеяниями». Их флот превышал тысячу кораблей и был, пожалуй, равен сумме всех государственных флотов Средиземноморье, превосходя их к тому же по качеству. Попытки сопротивления подавлялись немедленно и безжалостно.

Пираты держали в своих руках до 400 прибрежных городов. Население этих городов формировали их ударные отряды на побережье. У них были свои якорные стоянки, гавани, береговые службы наблюдения и связи, свои методы вымогательства и расправы.

В 79 году до нашей эры пираты осадили римский город Популоний, а в 88 и 69 году эвпатариады удачи дважды захватывали и предавали «огню и мечу» остров Делос. Пиратами был захвачен город Кайета, где этими молодчиками был разграблен знаменитый храм Юноны. Наглость пиратов дошла до того, что они осмелились похитить римских преторов Секстиния и Беллина вместе со слугами и почетной стражей.

пиратская команда

Успехи настолько вскружили пиратам головы, что с начала 60 годов до нашей эры они начали угрожать непосредственно Риму. Совершив нападения на Мисен и Кайету, пираты подобрались к главной гавани Рима того времени — заливу Остин, где уничтожили оказавшийся там консульский флот.

Перед Римом вырисовывалась крайне безрадостная перспектива. Сенат, пытаясь решить проблему с пиратами, заседал непрерывно, но каждый раз сенаторы безнадежно застревали в хитросплетениях древнего права: ведь «враги — это те, которым или объявляет официальную войну римский народ, или они сами римскому народу: прочие называются разбойниками или грабителями». Пираты никогда не объявляли войну Риму. Покоритель всего Средиземноморья считал ниже своего достоинства замечать вышедшую из повиновения чернь.

Выход из создавшегося положения нашел народный трибун Авл Габиний. Не война — карательные акции. В начале 67 года до нашей эры по его предложению, поддержанному Гаем Юлием Цезарем, Гнаю Помпею для искоренения пиратства были вручены диктаторские полномочия сроком на три года. В любом месте Римской республики он мог в случае нужды потребовать войска, денег и корабли. В его полную власть переходила вся береговая полоса до 400 стадиев в глубину. В его распоряжение передавались 20 легионов по 6000 человек в каждом, до 5000 всадников, 270 кораблей и сумма в 6000 талантов на нужды кампании. Все должностные лица и правители подвластных Риму государств обязывались беспрекословно выполнять его требования.

Помпей прекрасно понимал, что не количество войск и денег, а также не титулы его навархов решат исход сражения. К слову сказать — и денег, и кораблей у пиратов было побольше, хотя Помпей вместо 270 кораблей снарядил 500, отдав предпочтение излюбленному типу пиратских кораблей того времени — либурне (небольшое, очень маневренное и быстроходное парусно-гребное судно, на котором можно было легко догнать и захватить любого «торгаша», а в случае опасности — столь же легко и быстро удрать). Нужен был план кампании — и Помпей нашел его лучший вариант. Он первый наглядно продемонстрировал достоинства принципа «разделяй и властвуй».

Понимая, что обычным, традиционным путем ему с пиратами не справиться, он решил разгромить их по частям, но одновременно.

С этой целью, Помпей разделил Средиземное, Черное, Эгейское, Адриатическое и Мраморное море на 13 секторов и в каждый из них направил флот, чья численность зависела от трудности задачи. Расстановка сил была следующей:

  1. Тиберий Нерон и Маилий Торкват — Иберийское море и часть Атлантики от устья Тага до Балеарских островов.
  2. Марк Помпоний — Балеарское и Лигустинское моря от Балеарских островов до Апеннин.
  3. Поплий Атилий — Корсика и Сардиния.
  4. Плотий Вар — Сицилия и Африканское море.
  5. Лентул Маркеллин — североафриканское побережье от Египта до Иберийского моря.
  6. Лукий Геллий Попликола и Гней Лентул Клодиан — Тирренское и Адриатическое побережье Италии.
  7. Лукий Сисенна — берега Пелопоннеса и Македонии, западное побережье Эгейского моря.
  8. Теренций Варрон — Эпир от Корифанского залива до пролива Отранто и патрулирование моря между Сицилией и Кикладами.
  9. Лукий Лоллий — Греческий архипелаг и Эгейское море со всеми островами.
  10. Метелл Непот — Южное побережье Малой Азии, Кипр и Финикия.
  11. Кепион — западное побережье Малой Азии.
  12. Публий Писон — Черное Море.
  13. Марк Катон (под началом Писона) — Мраморное море.

Составив план и обговорив с навархами (наварх — командующий эскадрой или флотом) детали операции, Помпей скрытно расставил флоты по местам, и в условленный день и час, было начато одновременное наступление на главные пиратские базы. Основная тяжесть легла на Метелла Непота. Бежать пиратам было некуда: густой римский гребень вычесывал их укромных архипелагов, настигал в бухтах и открытом море. Эскадра Плотия Вара наглухо отрезала пиратов западной и восточной частей моря друг от друга, а Теренций Варрон, захвативший Крит (Крит в то время был пиратским государством и одним из главных покровителей пиратов), лишил их возможности укрыться в лабиринтах Адриатики. Сам Помпей с 60 кораблями неизменно оказывался там, где требовалось подкрепление.

Начал он с западного Средиземноморья: здесь пиратов было меньше, а их поражение должно было оказать деморализующее воздействие на остальных. С пиратством в западных водах было покончено за 40 дней. Это облегчило задачу Попликолы, и в результате Апеннинский полуостров был освобожден от экономической блокады, а Помпей, обеспечив себе тыл, смог перебросить часть флота и войск на восток, чтобы приступить к выполнению решающей и самой трудной части плана.

пираты античности

Особенно тяжелые бои разыгрались у южных берегов Малой Азии. Почуяв, что опасность на сей раз нешуточная, пираты в панике бросились в свои гавани и крепости, считавшиеся неприступными. Но это было предусмотрено планом Помпея. Его детали неизвестны, но результат был ошеломляющим. В морской битве у Коракесия, взятого приступом, было уничтожено и захвачено более 1700 пиратских кораблей, 10000 пиратов нашли здесь свою смерть, 20000 попало в плен. Были разрушены все пиратские стоянки и сожжены верфи. Захваченная добыча превзошла самые смелые ожидания. Вся операция была осуществлена за три месяца вместо трех лет.

Казнив лишь пиратских главарей (их набралось несколько сотен), Помпей, воспользовавшись данной ему Сенатом властью, объявил амнистию всем остальным: и тем, кто был захвачен в плен, и тем, кому удалось унести ноги из этой мясорубки. Амнистированным он отвел для поселения несколько городов равнинной Киликии, разрушенных набегами армян: Эпифанию, Маллос, Адану и малонаселенные Солы, переименованные благодарными разбойниками в Помпейополь. Западным пиратам был отведен город Диме.

Эксперимент Помпея явно удался: примерно на полтора десятилетия, по словам Страбона, мореходы наслаждались полной безопасностью, а Рим забыл, что такое голод. И не его вина, что пиратство, как птица Феникс, возродилось все в той же Киликии (хотя, справедливости ради, надо отметить, что «властителями моря» пираты уже не становились никогда).

Об этом стоит знать:

pirate-islands.com


Смотрите также