Мифы древней армении. Армянская мифология: боги, мифы, тотемы и культовые места
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пантеон языческих богов древней Армении. Мифы древней армении


Легенды Древней Армении | Вне Строк

Легенды Древней АрменииДавным-давно, когда земля была еще плоской, в Армении люди верили во всесильность природы, боялись стихий и создавали богов по образу своему.

Но могущество языческих божеств таяло по мере того, как человек шел вперед, и время их безвозвратно ушло, канув в пучину истории.

Остались лишь мифы и легенды, связанные с грозными силами природы. И вода была среди них началом начал, источником жизни и любви.

Ожерелье Шамирам

Множество легенд связано с тремя большими озерами Великой Армении — Севаном, Урмией и Ваном. Одна из самых красивых — о царице Ассирии Шамирам (Семирамида). Она была своенравной женщиной и, убив своего мужа, царя Нина, стала единоличной владычицей страны — редчайшее явление на Древнем Востоке.

По одной из версий, именно для нее вавилонский правитель Навуходоносор II построил висячие сады — одно из семи чудес света. Но было нечто, ради чего Шамирам готова была отказаться от своего престола.

Она страстно полюбила Ара Прекрасного, царя Армении. Асси­рийские послы передали ему символы власти — корону, ски­петр и меч — вместе со словами Шамирам: «Приди, владей мною и моей страной».

Надев свое самое дорогое ожерелье из семи рядов розовых жемчужин, которое, по слухам, обладало волшебной силой, Шамирам уже готовилась к встрече с царем, но получила унизительный отказ. Разъяренная царица по­шла войной на Армению, приказав своим командирам взять обидчика живым.

Но, к ее ужасу, Ара Прекрасный погиб в битве. Убитая горем, Шамирам вернулась в Ассирию, но там ее ждали предатели, за время ее отсутствия свергшие ее с престола. Она бежала обратно в Армению.

У озера Ван, где она остановилась, чтобы отдохнуть, ее настигли преследова­тели. И, чтобы не попасть в руки врагам, Шамирам сорвала с шеи свое чудесное ожерелье и бросила в воды Вана.

Вода поглотила жизненную силу царицы, и она превратилась в каменное изваяние. С тех самых пор вода озера обладает жи­вительной силой, а жители города Ван поют песню о царице, которая отдала свою жизнь воде.

Вода любви

Богиней воды в языческой Армении была Астхик, дочь богини-праматери Анаит. Она была возлюбленной бога огня Ваагна, и храм ее в Аштишате армяне называли комнатой Ваагна.

Огнен­ный бог приходил сюда, чтобы встретиться со своей любимой, и от слияния огня и воды шел благодатный дождь. Своей красотой невеста огня превосходила женщин на земле и на небе, об этом знали все юноши.

Они также знали, что каждую ночь, когда садилось солнце и земля покрывалась черным саваном, Астхик ходила к реке Евфрат, чтобы искупаться в священной воде. Плененные рассказами о красоте богини, юноши разжигали на окрестных скалах костры, чтобы при их свете увидеть прекрасную Астхик.

Но богиня окружала себя туманной завесой, непроницаемой для любопытных взоров. С Астхик связан один из самых любим

vstrokax.net

боги, мифы, тотемы и культовые места

Армяне – один из древнейших индоевропейских народов, а Армения – первая в мире страна, принявшая христианство как государственную религию. Это событие произошло в 301 г. при правлении царя Трдата III.

Переходу к этой форме общественного и личного сознания предшествовал (как и у других народов) длительный период язычества или мифологии. Под ней понимается форма коллективного сознания народа, в которой ещё не произошло разделение отображения окружающего мира на религиозный, бытовой и художественный компоненты. Поэтому армянские (не только) мифы не тождественны фольклору, который представляет мир в художественной форме.

Армянская мифология упоминается в трудах древнегреческих (Платон, Геродот, Ксенофонт, Страбон), византийских (Прокопий Кесарийский) и армянских историков раннего Средневековья (Мовсес Хоренаци, Агатангехос, Езник Кохбаци, Анания Ширакаци). Среди памятников народного творчества самый значительный – эпос «Сасунци Давид» («Давид Сасунский»).

Изображения древнеармянских богов и героев были обнаружены во время археологических раскопок. Самый ценный экспонат – бронзовая статуя богини Анаит, хранящаяся в Британском музее Лондона. Много античных культовых статуэток было найдено при раскопках в районе города Арташата – древней столицы Армении. Мифологические сцены и персонажи часто изображались на армянских миниатюрах, украшавших древние рукописи.

Статуя богини Анаит из Британского музей

Содержание статьи

Этапы армянской мифологии

Истоки армянской мифологии берут начало в верованиях народов, участвовавших в этногенезе армянской нации в XII–VI вв. до н. э. Это, в первую очередь, племена – носители протоармянского языка, хурриты, урарты и лувийцы. В древнеармянских мифах в модифицированном виде нашли отражение и исторические события того времени, например, борьба между Ассирией и Урарту.

Армянская мифология испытала влияние крупной соседней страны – Персии. Иранское происхождение имеют армянская богиня любви и плодородия Анаит и верховный бог-творец Арамазд. В эллинистическую эпоху (III–I вв. до н. э.) они были соответственно армянскими Артемидой и Зевсом.

Главный сюжет древнеармянской мифологии – борьбы с иноземными захватчиками. Во многих, особенно письменных мифах, происходившие события включены в конкретную историческую и географическую среду. Армянские боги и герои – основатели государственности, а злые духи и демоны – чуждые этнические вожди.

С принятием, распространением и развитием христианства некоторые из мифологических верований трансформировались в христианские. Черты языческих богов и духов переносились на библейских персонажей. Например, армянский Карапет стал отождествляться с Иоанном Крестителем.

Персоны и объекты верований

Языческие верования армян, как и других индоевропейских народов, основаны на культах. Объектами поклонения были:

  • боги;
  • духи и фантастические существа;
  • герои и цари;
  • храмы и культовые места;
  • тотемы.

Боги

Древние армяне разделяли с другими индоевропейскими народами поклонение создателю Вселенной богу Ару. Он сочетал в себе могущество Солнца, природу, весну и возрождение. Боги собственно армянской мифологии назывались «диц» (мужского рода) или  «дицуи» (женского). Армянские языческие боги довольно многочисленны, поэтому будут коротко описаны главные из них.

Анаит – первоначально богиня любви и плодородия, дочь Арамазда. В фольклорных источниках изображалась армянской женщиной с младенцем в руках. В дальнейшем её начали называть богиней-матерью, матерью целомудрия, покровительницей армян. Анаит были посвящены многочисленные храмы на территории исторической Армении. До настоящего времени Анаит – одно из самых распространённых женских имён.

Арамазд – армянский аналог зороастрийского Ахурамазда. В первые века нашей эры Армения испытывала сильное влияние могущественного соседа – Персии, исповедовавшей зороастризм. Арамазд, как и его прототип – Ахурамазд, творец мироздания и отец богов. В более ранний эллинистический период сопоставлялся с Зевсом.

Арев или Арегак – персонификация Солнца в образе юноши. Согласно мифам, его дворец находится на краю света. К концу дня усталый Арев возвращается во дворец, где его встречает мать. В армянском языке заход Солнца называется «майрамут», что переводится как «вход к матери». По другому мифу, ложе Арева расположено на дне озера Ван. Когда он умывается, горы и равнины покрываются водой. Перед рассветом ангелы облачают Арева в огненную одежду. Затем он на огромном льве мчится по небосводу.

Астхик («звёздочка») – богиня любви и красоты, покровительствующая девушкам и беременным женщинам. Возлюбленная бога Ваагна, после встреч с которым идёт дождь. Каменные изваяния в форме рыбы (вишапы) имеют отношении к её культу (есть легенда о принятии богиней Астхик образа рыбы). Популярный и сейчас народный праздник Вардавар (см. ниже), многие исследователи связывают с культом Астхик. Имя богини – распространённое женское имя и современной Армении.

Ваагн – бог войны, огня, молнии и охоты, «поразивший дракона» (вишапаках), один из предков армян. Согласно легенде, появился на свет из огнедышащего тростника (аналогично Гераклу). Статуя богатыря, поражающего дракона, украшает въезд в один из районов Еревана. Ваагн-персидский топоним, на армянском звучащий как Тешуп.

Гисанэ – армянский аналог Диониса, умирающий и воскресающий бог природы.

Лусин («луна») – персонификация Луны. Её фазы связывались с этапами жизни бога Лусин – юностью, зрелостью, старостью и смертью, за которой следует возрождение.

Михр или Мгер – бог Солнца, небесного света и справедливости. Считался сыном Арамазда и братом Анаит и Нанэ.

Нанэ – богиня войны, материнства и мудрости, дочь Арамазда. Подобно греческой Афине, изображалась в воинских доспехах. В разговорной речи имя приобрело нарицательное значение как мать или бабушка.

Спандарамет – бог подземелий и мёртвых, армянский аналог Аида.

Тир – бог мудрости, письменности, знаний, писец Арамазда. Он открывал людям будущее в сновидениях. В храмах Тира жили жрецы-оракулы.

Цовинар (от слова «цов»– море) – богиня воды, моря и дождя. Во время грозы скакала по небу на огненном коне.

Пантеон армянских богов можно увидеть на горе Немрут, что сейчас находится на территории Турции.

Пантеон армянских богов на горе Немрут в Турции

Духи и мифические существа

Аралезы – духи в виде крылатых собак. После сражений спускались с небес зализывать раны павших с целью их воскрешения.

Аралез крылатая собакаАвтор: Gegart at

Бахт («везение», «счастье») – персонификация счастья.

Вишапы – демоны в виде драконов, живущие в небе, на вершинах гор или в озёрах. Большой вишап способен проглотить солнце, вызвав его затмение. Борьбу с вишапами ведёт бог Ваагн (см. выше).

Камень вишап в форме рыбы

Гишерамайрер («матери ночи») – злые ведьмы, преследующие солнце, персонификации ночной тьмы.

Грох («пишущий») – дух смерти, записывающий во время жизни добрые и злые деяния человека для предъявления на Страшном Суде. При рождении Грох записывает на лбу человека его судьбу «чакатагир» (буквальный перевод – «записанное на лбу»), определяемую Бахтом.

Джрахарс («водяная невеста») – русалка.

Дэв – покрытый шерстью злой великан, похищающий женщин.

Кадж («храбрый») – дух бури и ветра.

Пах («хранитель») – домовой, леший, добрый или злой дух.

Пери – добрые или, иногда, злые феи в виде прекрасных девушек. Имеют доступ в царство мёртвых. Добрые феи помогают людям, посылая им в помощь волшебных зверей или птиц. Такие феи способны побеждать злых демонов (падающие звёзды). Иногда вступают в брак с людьми и рожают детей.

Тзук – карлик, гном.

Торк Ангех – живущий в горах уродливый исполин, обладающий огромной физической силой.

Урваканы – призраки и духи умерших.

Хазаран Блбул – жар-птица.

Чарк («злыдень») – злой дух. Внешне похожи на людей, но с вывернутыми пятками вперёд ступнями.

Герои и цари

Айк – прародитель армянского народа, по имени которого названа страна («Айастан» – Армения). Победив вавилонского тирана Бэла, увёл народ в «страну Араратскую». Айк – одно из самых распространённых мужских имён.

Ара Гехецик (Ара Прекрасный) – армянский античный царь. Наслышанная о его красоте, ассирийская царица Семирамида («Шамирам» по-армянски) предложила ему брачный и государственный союз. Получив отказ, Семирамида пошла войной на Армению, наказав своим военачальникам взять Ара (имя не склоняется) живым. Но тот погиб в бою. Эта история подробно описана главным армянским историком Мовсесом Хоренаци в V в.

Арам – предок армян, давший стране иноязычное имя. Арам и Ара – распространённые мужские имена.

Артавазд – персонаж эпоса «Випасанк», сын армянского царя I в. Арташеса.

Карапет («предшественник») – хранитель армян и покровитель искусств. Ему молились народные певцы-сказители («гусаны»). С распространением христианства стал отождествляться с Иоанном Крестителем.

Санасар и Багдасар – персонажи армянского эпоса «Сасна црер» («Неистовые сасунцы»), сыновья богини Цовинар, основатели города Сасун Западной Армении.

Саркис – один из римских военачальников III в., христианин. При Юлиане-отступнике нашёл убежище в Армении, затем стал командующим персидскими войсками. Шаху Шапуру не понравилась христианская вера Саркиса, и он потребовал от него стать огнепоклонником. Саркис отказался и сокрушил статую истукана. За это он, его сын и 14 воинов-христиан были убиты. Его мощи изобретатель армянской письменности св. Месроп Маштоц перенёс и захоронил в Аштаракском районе Армении.

Почитаемый Армянской Апостольской церковью (ААЦ) св. Саркис – один из самых любимых в народе. С ним связано несколько легенд и преданий. Он считается покровителем воинов и молодых. Саркис – распространённое мужское имя. В Армении есть и праздник св. Саркиса.

Святой Саркис

Храмы и культовые места

Гарни – единственный на территории Армении языческий храм I в. до н. э. Он построен армянским царём Трдатом в традициях классической эллинистической архитектуры, и посвящён армянскому (не только) богу солнца Михру. Упоминается Тацитом и армянскими историками V в. Разрушенный землетрясением в XVII в., храм был восстановлен в 70-х годах XX в. Храм Гарни и ущелье, в котором он расположен – одна из главных достопримечательностей Армении.

Храм Гарни в Армении

Масис – армянское название библейской горы Арарат. Гора изображена на гербе Армении и является священной для армян. Uора в центре Армянского нагорья – посредник между людьми и богами. Никто из смертных не должен быть на её вершине. Мовсес Хоренаци связывал название горы с правнуком Айка по имени Амасия. С Ноева ковчега, приставшего по легенде к вершине Арарата, началась новая история человечества.

Монастырь Хор Вирап на фоне Масис и СисФото: Diego Delso

Портакар («пупочный камень») – продолговатый ритуальный камень, связанный с культом богини плодородия и любви Анаит. Желающие забеременеть женщины ложились на него и прижимались животом.

Пупочный каменьИсточник: http://www.headheritage.co.uk

Тотемы

В разные периоды язычества армяне к священным животным относили орла, льва, быка, медведя, кошку, собаку. Некоторые из них считались тотемами рода. Священные растения – можжевельник, платан. Тотемами были и рыбы.

Аист («арагил») представлялся защитником полей и вестником Ара Прекрасного. Орёл («арцив») в эпосе «Давид Сасунский» – посланец богов. Петух («акахах») воскрешает людей от временной смерти – сна. Объектами почитания были и змеи, наиболее часто – безвредный уж («лорту»).

Представление объектов и явлений природы

Согласно армянской мифологии, небо представляет собой город с каменными стенами и медными воротами. Небо и землю разделяет бездонное море. Около него расположен рай. У его ворот течёт огненная река, через которую переброшен «мази камурдж» – мост из единственной волосинки. В конце света воскресшие усопшие пройдут через мост. Его на пути в рай смогут преодолеть только праведники. Под тяжестью грехов грешники упадут в огненную реку ада.

У древних армян был распространён культ солнца и луны. Изображающие их статуи находились в храме армянского города Армавир. Согласно одному из мифов, Млечный путь образовался от молока, вылившегося из груди гигантской женщины-оборотня. Звёзды ассоциировались с культом предков. Каждый человек имеет в небе свою звезду. Она меркнет, если ему грозит опасность.

Согласно древним верованиям, Земля находится на рогах гигантского быка. Когда он трясёт головой, происходят землетрясения. По другой версии, они связаны с движениями плавающей в мировом океане огромной рыбы, на которой расположена Земля.

Гроза – роды земли от соития с небом, а гром – её крики. Ветер связывается с передвижением св. Саркиса, а роса – со слезами луны. Огонь и вода – поссорившиеся брат и сестра. Молния – божий огонь в наказание людям.

В мифах превалирует антропоморфное происхождение гор. Считалось, что они были братьями-великанами. Со временем они разленились, и боги превратили их в горы. Долины – их пояса, а родники – слёзы.

armeniagid.com

Легенды Армении...

Легенды Армении...

Вы еще не были в Армении?! Тогда советуем незамедлительно отправиться в поездку по этой удивительней стране, в которой найдется множество потрясающих мест, способных удивить Вас! И каждое место имеет свою не менее удивительную легенду, мы познакомим Вас с некоторыми из них, а продолжите Ваше знакомство уже в Армении!

 

 

"Арарат и Ноев ковчег"

Когда воды Всемирного потопа обрушились на землю, началось страшное наводнение, длившееся 40 дней и ночей. Вода стояла так высоко, что ею были закрыты самые высокие горы. Лишь спустя 150 дней вода стала убывать, и в первый безоблачный день Всемирного потопа Ной и его спутники увидели искрящуюся в лучах утреннего солнца вершину горы Арарат. Ной направил к ней свой ковчег.

Вслед за отступающей водой внизу стала постепенно открываться суша. Кто-то из спутников Ноя выглянул из ковчега и воскликнул: «Ерева анд!», что означает «Виднеется там!». Ной со всем семейством стал спускаться по каменистым склонам вниз, к тому месту, что «виднелось там».

Перед взорами путников предстала удивительная картина: освещенная солнцем, простиралась перед ними зеленая долина, и легкий ветерок колыхал молодые травы. И первым растением, которое Ной посадил в эту прекрасную землю, стала виноградная лоза.

А спустя столетия в живописной долине у подножия горы Арарат расположился один из красивейших городов мира – Ереван. 

 

 

 

Озеро Севан «Камень невестки»

Высокогорное озеро Севан, глубокие воды которого переливаются разными цветами от лазурно-синего до зеленого и светло- и темно-серого, овеяно множеством легенд и преданий.

Когда-то на этом месте расстилались плодородные земли и цвели пышные сады, орошаемые чистейшей ключевой водой. Ключ был небольшой, но сильный, и его течение приходилось задерживать, закрывая источник большим валуном.

Но однажды одна молодая девушка, набрав воды, забыла закрыть отверстие родника. Всю ночь вода хлестала из источника, переполнила речку и стала затоплять окрестности. А девушка тем временем крепко заснула. Проснувшиеся люди выбегали из заливаемых водой домов и приговаривали: «Пусть окаменеет тот, кто оставил родник открытым!»

Когда забывчивая девушка, наконец, проснулась и выбежала из дома, она тут же превратилась в камень.

А вода все прибывала, и образовалось озеро, над синей поверхностью которого виднеется камень, как голова той самой девушки. Этот камень называется Арснакар – «камень невестки».

 

 

 

 

 «Хранилище древних рукописей»

Удивительной сокровищницей Армении является Музей Матенадаран в Ереване – одно из крупнейших хранилищ древних рукописей в мире.

В Матенадаране собрана уникальная коллекция староармянских книг, книжной живописи и старинных рукописей на пергаменте.

Кожевники в Армении изготавливали пергамент из овечьей и телячьей кожи. Приезжавшие в Армению чужеземцы удивлялись огромному количеству пергамента, производимого для создания книг.

Существует легенда:

Однажды встретились иноземный купец и армянский философ.

– Куда это ведут такое большое стадо овец? – спрашивает чужеземец.

– На бойню. Чтобы получить пергамент, – отвечает философ.

– И сколько из такого количества пергамента можно изготовить книг?

– Одну большую книгу.

– А надо ли в такой неурожайный год писать книги? – удивляется купец.

– Не хлебом единым жив человек, – отвечает ему философ. – От недостатка хлеба умирает тело человеческое, а от недостатка книг умирает душа.

Матенадаран так и переводится с армянского как «хранилище рукописей», и его коллекция продолжает пополняться.

 

 

Отправиться в Армению и узнать еще больше легенд можно всего за 18655 рублей!

 

Ждем Вас по адресу: г. Москва, ул. Образцова, 7, оф.203

Тел.  + 7 (496) 789-86-74,  +7 (495)668-14-85

Мы подберем для Вас лучшее предложение!

 

 

 

bravotours.ru

История Армении

Однаждый Ованес Туманян останавливается в одной деревне. Там он знакомится со старыми жительями, которые рассказывают ему про крепость Тмкаберд. Из деревни видна гора, на которой по преданию была крепость. Но враги с помащю предательства смогли зайти в крепость и завоевать её.На этих фактах Туманян и написал свою поэму" Взятие крепости Тмук ".

Пролог

Эй, молодежь, сбирайся в круг!Красавицы, ко мне!Расскажет странник вам, ашуг,О давней старине.

Друзья! Мы в жизни гости все.Со дня рожденья мыБредем по суетной стезе,И жует нас царство тьмы.

Пройдет любовь, умрет краса.Всему придет черед.Для смерти смертный родился,Деянье — не умрет!

Пойдет молва из века в векПро добрые дела.Бессмертен смелый человек,Чьим подвигам хвала.

А злым деяньям сужденыПроклятья без конца,Равно суровы для жены,Для сына, для отца...

Но речь моя про доброту.Да улыбнется всяк!Кто не признает славу ту?Воздаст ей даже враг.

Друзья, настройтесь песне в лад!Запев не долог мой.Как пулю, песню шлют. КрылатЕе полет прямой.

I

Собирает орды шах Надир.Раздается звон мечей.Тучами он крепость заградил,Что чернее всех ночей.

«Слушай, князь Татул, лихой боец!С жизнью смертною простись,Я принес в подарок твой конец.Так спускайся с башни вниз!»

«Шах Надир! Не хвастай до поры! —Отвечает смелый князь, —Много черных туч окрест горы,А гора сверкает, не склонясь».

Витязей ведет он за собой,Меч отточенный свистит.Конь заржал. И прямо в смертный бойС конницей Татул летит.

Сорок суток бились храбрецы,Не смолкая, бой кипел.Крепостные высятся зубцыНад кровавой грудой тел.

Вышел весь Иран и весь Туран.Звон мечей немилосерд.Бьет и бьет по крепости таран,Но не дрогнул Тмкаберд.

И в победной радости клонясь,Возвращаясь в замок свой,Целовался утомленный князьС черноокою женой.

II

«Клянусь душой,С такой женойБойцом бы стал ашуг!И, не дрожа,Не взяв ножа,На шаха б встал ашуг.

О, жар любви,Огонь в крови.Лишь усмехнется взор —И сумрак прочь,И сразу ночьСияет ярче зорь...

Залог победТех уст привет, —Нежнее роз уста.Услышь — и страх,И смерть, и шахИсчезнут без следа».

III

И у шаха уже не смолкает в ушах,Как прославили эту армянку друзья.«С ней и гуриям нашим иранским, о шах,Ни красой, ни осанкой сравниться нельзя!Дочерьми черноокими славен Джавахк,В черном омуте глаз не один потонул:Вот она, — словно кряж в снеговых кружевах,У джавахских предгорий высокий Абул.Это князя Татула и мощь и душа.И, от знойных, от розовых губ охмелевИ пьянея любовью, встает он, круша,В гущу брани бросается он, будто лев.Завладей этой женщиной, шах, и Татул,Обессиленный, сдастся, не встанет с колен;Тмкаберд, что так долго ярмом не согнул,Ты согнешь до земли и возьмешь его в плен».

IV

Мы с юности помним о песне твоей,Не раз ты певал Фирдуси-соловей:Герой, безупречный в отваге своей,Не молись на жену,Не вверяйся вину!

Ты светел, как солнечный ясный зенит.Ты горд и незыблем, как горный гранит.Кто наземь повергнет и в прах превратит?Не молись на жену,Не вверяйся вину!

Выходишь на битву и пляшешь, смеясь.Не ходишь — летаешь, в просторы смотрясь.Но с облачной выси ты свалишься в грязь!Не молись на жену,Не вверяйся вину!

Весь мир в рукопашной — тебе одному.Ты воли не сдашь никакому ярму.Ты встанешь, Рустаму грозя самому.Не молись на жену,Не вверяйся вину!

V

Шах отправил ашуга в нагорный Тмук.«Достучись, чарователь, до той госпожи!О любви моей спой, об огне моих мук,И про мощь, и про славу мою расскажи!

Обещай госпоже мой престол золотой!Пусть звенит у нее от желаний в ушах!Обещай ей все то, что жене молодойВ силах дать очарованный женщиной шах! »

И куда не пробиться свирепым бойцам,Там желанен ашуг, там звенит его саз.Все приветствуют бедного странника там.Он пришел к Тмкаберду в предутренний час.

VI

А над крепостью вновь содроганье и гул.И стоит против шаха Татул, как вчера.Бьются витязи шаха, — не дрогнет Татул.Кровь потоками хлещет и бьет, как Кура.

Бьются насмерть, сшибаются витязи вновь.Хлещет кровь, словно горная в пене река.И ашуг запевает про шаха любовь,Как богат его шах, как страна широка.

Слышит песнь молодая Татула жена,И томит ее тайна, гнетет ее стыд.И соблазном предательская поражена,И мечтает о царстве, и ночи не спит,

«Внемли, красавица, внемли!Ты несравненна и сладка.Шах — повелитель всей земли,Могучи шаховы войска,

Но, как и мы, душой он слабИ любит женщин молодых.Как диадема подошла бК тебе, владычица владык!»

Слышит песню ашуга, не спит госпожаСтолько дней и ночей, столько дней и ночей!И задумчиво ждет и бледнеет дрожа,И дремота бежит от прекрасных очей.

VII

Битва кончена. Князь возвращается вновь,Возвращается с войском могучий Татул,И с кривого клинка отирает он кровь.И в Тмуке движенье и праздничный гул.

Там устроила пир госпожа. И покаТемнота на земле, там пируют всю ночь.Льются вина, как горная в пене река.Весь Джавахк на пиру, и подняться невмочь,

Госпожа угощает гостей дорогих,Наблюдает за пиршеством зорко она,Чтоб веселье росло, чтобы говор не стих,Чтобы пили глубокие чаши до дна:

«Сдвигайте, гости, чаши в кругИ пейте до конца!Да будет славен мой супругПо милости творца!

Эй, пусть господь его хранит!Пусть будет меч остер! —Пусть нас навеки осенитМогущества шатер!»

Гремит Тмук средь мощных гор.Отгул далече раздался.Не молкнет песня, дружен хор.Грозны мужские голоса:

«То сквозь тучу не с гор опустился орелНа прямых, на широких, на плавных крылах,Славный князь Тмкаберда на землю сошел,На врагов нагоняя смятенье и страх.

То не туч грохотанье в расщелинах гор,Не блеснула свирепая молния там —Это схватка Татула в расщелинах гор,Это сабля Татула, сверкнувшая там.

Не сравнится нагорный орел с храбрецом —Шах пред ним растеряется, дрогнув лицом».

Все беспутнее пир, все пьянее поток.Брызжут вина Кахетии, чаши звончей.Гости пьют за растущий на скалах цветок, —За свою госпожу, за утеху очей.

Пьют здоровье и честь храбрецов дорогих,Что для ближнего жизни в бою не щадят...Пьют за славу живущих и в память других,Тех, что с неба на жаркую битву глядят.

Госпожа угощает гостей дорогих,Наблюдает за пиршеством зорко она,Чтоб веселье росло, чтобы говор не стих,Чтобы выпили полные чаши до дна.

«Свидетель бог, твое виноВсе выпито до дна.Мы до краев полны давно,Мы пьяны допьяна!»

И стих чертог. И черен сталЗубцов немой венец.Татул с дружиною устал.Храпят. Храпят. Конец.

VIII

Под зловещими сводами еле видны,Спят вповалку, повержены ниц.И витают, витают их тяжкие сны,Вьются тяжкие сны чередой верениц,

Снится, снится Татулу — мутит его мрак, —Снится, будто вползает на башенный мостЗмей кольчатый, дракон. Обвивается врагВкруг стены крепостной и кусает свой хвост,

Подымается медленно чудище. ВотЗапрокинулось черной своей головой.Голова уже с башнями вровень плыветИ глядится в татулов чертог огневой.

И как будто Татул не один в эту ночь,И как будто с женою любимою он,И как будто он молвит: «Привстань, чтоб помочь,Я дракона убью, я прерву этот сон!»

Так Татул говорит. Но, вглядевшись, дрожит,Ибо чувствует он сквозь смятенье и муть,Что не с милой женой, как бывало, лежит,Что вдавилась драконья глава в его грудь.

IX

Стряхните сон! Всмотритесь в ночь!Хоть и темным-темна...Чья это тень метнулась прочь,Не знающая сна?

Иль то отчаявшийся враг,Победой не кичась,Предательски глядит во мрак,В ночной, могильный час?

Сомкнитесь, воины, в цепи!Здесь бродит человек!Эй, стража львиная, не спи!Ты все проспишь навек!

Вас опоила госпожа,Чтоб дверь открыть врагам!И дверь откроется, визжа,За дверью свист и гам.

Встань! Там измена! Напролом!В бой! На коней! Вперед!И лязгает железный ломВ тугой затвор ворот,

Х

Ясный день открывает большие глаза,И опять он глядится на мир, на Джавахк.А над крепостью отбушевала гроза, —Все в развалинах, в дымных густых кружевах.

Упоенные славой побед и вином,Крепко спят и войска. И отважный ТатулБеспробудным, навек обнимающим сном,Не узнав об измене, навеки уснул.

Перед шахом, пред сумрачным взором его,Пир вчерашний, и чаши, и снедь на столах...Сиротеющий трон. Все черно и мертво.Кончен пир. И о бренности думает шах.

Все пройдет. Все изменит. Все тщетно, как дым,Так не верь ничему, не вверяйся душойНи счастливым часам, ни удачам своим,Даже чаше, что подана милой женой!

И горчайшее слово он молвит: «Скажи,Госпожа Тмкаберда! Бледна ты, как мел,Черноокая женщина, полная лжи!Разве не был твой муж и прекрасен и смел?»

«Он прекраснее был, и смелей, и честнейВсех на свете, мой мертвый владыка и муж!Он предательством женским не брал крепостей!Никогда он обманщиком не был к тому ж!»

Так ответила. И, разъяренно рыча,Содрогаясь всем телом, как бешеный зверь,Шах поднялся и крикнул: «Позвать палача!»Только крикнул — тотчас открывается дверь.

XI

Весь в красном с головы до пятВ чертог палач вошел.Из этих сумрачных палатОн женщину увел.

Ее привел он на скалу,Что и сейчас видна,И сбросил женщину во мглу,Где не достанешь дна.

Дрались волчица и лиса,В ущелье труп грызя.Стервятник хищный сорвался,Ей выклевал глаза.

И та, чьи очи так нежны,Чьи так влажны уста, —Цветок неслыханный весны, —Исчезла без следа.

И мощный шах прошел, как дым,Со славой ратных дел.Татул, что был непобедим,Покинул наш предел.

И лишь одно дошло до насПредание о них.Не смолкнет памятный рассказИ для времен иных!

XII

Эй, молодежь, сбирайся в круг!Красавицы, ко мне!Расскажет странник вам, ашуг,О давней старине.

Друзья! Мы в жизни гости все,Со дня рожденья мыБредем по суетной стезе,И ждет нас царство тьмы.

Но нас дела переживут, —Злой, доброй ли молвой,Блажен, кто безупречно тутВесь путь проходит свой! 

arm-legends.livejournal.com

Армянские мифы и легенды Армянская культура

ostarmeniaДревние армянские мифы построены по принципу особого двойственного противопоставления. Положительную или добрую сторону воплощают своеобразные и добрые герои, а негативную сторону – чужеземные и злые противники. Эта противоположность и борьба в основном заканчивается победой добра и поражением зла.

ostarmenia

 В основе эпической истории мифического предка армянского народа была положена легенда борьбы  мифического охотника, лучника Айка против  деспота Бела, который символизирует тьму. Айк стал основателем и родоначальником армянского народа и страны, а его  соперник Бел – вавилонским деспотом, который вторгся в чужую землю. Айк начал борьбу против Бела, убил его и спас свой народ и страну. Айк – армянское имя созвездия Орион, Бел – имя верховного бога западных семитских племен. По имени Айка и Арама были названы народ и страна армян.

ostarmenia

 Миф умирающего и воскресающего молодого бога воплощает историзированная легенда Ара Прекрасного (Гегецик) и ассирийской царицы Шамирам (Семирамида)

 Старинный миф борьбы бога грозы против драконов нашел свои разные выражения в армянском старинном эпосе “Випасанк”, особенно в эпизодах про Тиграна и Аждахака, Ваагна, Артавазда. Армянский бог грозы родился между небом, землей и морем.  Сразу после рождения он начал бороться с драконами тьмы.

ostarmenia

 В эпических эпизодах с Тиграном и Аждахаком бог грозы вошел в историю как армянский царь Тигран, а его противник-дракон – враждебный царь Мидии Аждахак.

 Ваагн вошел в историю как второй сын Тиграна, а в другой легенде – как предок армянского народа, кто крадет солому у ассирийского предка Баршама и оставляет следы в небе – “Млечный путь” (“Ардагохи чанапар”).

 Разными проявлениями мифического сюжета героя, загражденного в водах или скалах, являются эпические легенды о сыне Арташеса — Артавазде или Шидаре, сыне Давита – о Мгере Младшем, о Ерванде. Артавазд и Мгер Младший завершили свой земной пить в скале. Разными проявлениями раннего культа святых близнецов являются сказания об Ерванде и Ервазе, Санасаре и Адрамелике, Мамике и Крнаке, Деметре и Гисане.

ostarmenia

Ряд легенд сохранилось также в устной традиции. В эпосе “Сасна црер” (“Сасунские сумасброды”) или “Давид Сасунский” сохранилось имя армянского бога солнца и небесного света Мигра (Митра) и эпические мотивы.

Разные традиционные сказание есть также о Солнце и Луне, созвездиях, воде и огне, происхождении птиц, животных, растениях, этимологии имен.

С легендами ассоциируются предания, короткие, прозаичные  сказания информационного характера и рассказы о событиях и лицах местного значения, природных и культурных предметах, явлениях. Также существовали суеверные сказания («бан», «банс») и др.

Подготовил Баграт МовсесянПеревод Ануш Кеян

ostarmenia.com

Пантеон языческих богов древней Армении

Пантеон языческих богов древней АрменииДва имени носил этот город у подножия священной горы Нпат, и оба говорят о его культовом значении. Багаван, что значит «место капищ», и Дюцазнаван – «место богов» был знаменит храмом верховного бога Арамазда и двенадцатью другими святилищами, посвященными покорным ему богам.

Город почитался как священный не только армянами, – сюда приходили на поклонение иранцы, халдеи, эллины и даже индийские адепты.

Кроме Багавана, святилища Арамазда стояли в крепости Ани области Даранаги, на горе Пагат в Васпуракане, в Аштишате на берегу священной реки Арацани. В первые же годы принятия христианства как государственной религии Багаван был сожжен, и пламя поглотило колоссальное собрание рукописей авестийской эпохи.

И.А. Орбели настаивал, что часть библиотеки сохранилась благодаря потайным подземным камерам в храме Арамазда. Увы, в середине XX века турки взорвали возведенную на его месте христианскую церковь VII века, и манускрипты оказались окончательно погребены под руинами.

В обход общеарийской традиции происхождения имени Арамазда народ толковал его как соединение имени Арама, одного из эпонимов нашего народа, с корнем «аст» (астцвац – бог), то есть «божество Арама» и наделил «творца неба, земли и божеств, дарителя изобилия и плодородия» эпитетом «ари» – «мужественный, благородный».

Тождественны ли персидский Ахура-Мазда и армянский Арамазд? Ахура-Мазда означает «Господь Мудрый». Между тем из двух корней имени «Ара­мазд» один (Aram/arm) – этноним, а другой (azd/ast) озна­чает сотворение и составляет основу армянского слова astvats (бог). Полагается, что Ahura-Mazda возник благодаря контами­на­ции Арамазда.

Со временем в ближневосточных языках вос­ста­нови­лась изначальная версия в разных вариантах – «Армазд», «Ормазд», «Ормизд» с восстановлением исходного смысла – «творец».

Как и полагается верховному божеству, Арамазд имел множество детей, среди которых больше всех любил, пожалуй, свою дочь и супругу – богиню Анаит, родившуюся из его головы. В мистическом осмыслении голова верховного божества – это символ верхних слоев эфира, и подобное рождение символизирует выход в высшие космические миры через купол неба.

Арамазд поручил дочери покровительствовать Армении и в ее же честь повелел назвать

Анаитидой область Екегеац. О своей покровительнице армяне говорили, что «ею жива наша страна Армянская», звали ее «славой и спасительницей нашего народа», «матерью всех добродетелей, благотворительницей всей человеческой природы», «великой госпожой», «великой матерью» (Мецамор) за то, что способствовала плодородию, хранила домашний о

vstrokax.net

Качи - Мифы и легенды Армении

Качи - Мифы и легенды АрменииКачи – звено в естественной цепи между армянским драконом и теперешними армянскими дэвами. В действительности они идентичны широко известным (не теологическим) дэвам. Они – не кто иные, как европейские эльфы, кобольды и т. д.

Их название значит «храбрые»; древний эвфемизм (как современное армянское выражение «наши лучшие» или шотландское «хороший народ») употреблялся применительно к миру духов с целью задобрить властных, безответственных существ, в чьих намерениях никогда нельзя было быть уверенными.

Из рассказов об их привычках и деяниях можно ясно себе представить, как люди связывали их с драконами или даже путали с ними. Нашими источниками стали древние и средневековые авторы.

В отличие от драконов качи были, несомненно, бестелесные создания, духи, сами по себе добрые, по словам Давида Философа, но Бог часто избирал их для совершения наказаний. Подобно дэвам, они прекрасно сохранились в каменистых местах, с которыми всегда были связаны, а одним из их любимых прибежищ была гора Масис.

Тем не менее они встречаются почти всюду. В стране было множество мест со следами их присутствия, носящих их имя: камень Качи, город Качи, деревня Качи и поле Качи – Качавар (где охотились качи) и т. д.

Как и драконы, качи строили свои дворцы в самых высоких местах. В древней песне сказано, что именно эти духи унесли злобного Артавазда на Масис, где он по сей день остается беспокойным пленником.

К тому же они удерживали в Риме Александра Великого, а царя Ерванда в мутных водах в тумане. Они развязывали войны, что является характерной особенностью общностей змей и эльфов, и охотились.

Они крали зерно с гумна и вино прямо из-под давильного пресса. Они часто находили удовольствие в том, что избивали, таскали волоком и мучили людей, дочерна щипая свои жертвы, так же как их западные сестры и братья. Люди сходили с ума из-за их пагубного влияния.

В средневековой Армении посвятившие себя искусству магии, как Фауст и ему подобные, имели обыкновение умчаться к отдаленным местам и, пройдя по воде, добравшись до чужих земель, накрыть стол перед ненасытными качи, чтобы получить от них знания.

И наконец, средневековые качи (а возможно, и их предки) были очень музыкальны. Людям часто доводилось слышать, как они поют, хотя нам неизвестно, зачаровывало ли их пение так же, как пение западных эльфов и греческих сирен.

Однако современные представители качи своей собственной предпочитают музыку, исполняемую людьми. Согласно Джаванширу, историку, писавшему об иверийцах Закавказья, коварный армянский царь Ерванд построил храм качи в Дзунге, недалеко от Ахалкалаки в Иверии (Грузия).

Автор: Ананикян Мартирос — Мифы Армении

vstrokax.net


Смотрите также