Книги по истории для студентов. Первые древнейшие цивилизации возникли
Trojden | Древняя восточная цивилизация
2. Древняя восточная цивилизация
К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.
Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой — около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.
Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии. Несколько позднее — в III—II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ — китайская.
Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации — западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточный и западный.
Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения — каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами — аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство — Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.
В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.
Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство, первые географические карты и много другое.
Словом, шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.
Каковы особенности древней восточной цивилизации?
Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.
В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство — поэтому человеку весла не нужны.
Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя — к своему извечному порядку. Восточная цивилизация ориентирована прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.
Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.
Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму я характер труда.
Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.
Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы. Глава государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответствен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу.
Важный признак восточного деспотизма — политика принуждения, а то и террора. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Один из мыслителей эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689—1755 ) отмечал, что народы Азии управляются палкой, которая всегда должна быть прочной и постоянно находиться в руках правителя. Страх — единственное движущее начало этого образа правления. И если правитель хотя бы на миг опускал карающий меч, все шло прахом. Режим начинал медленно распадаться. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью, как это ни парадоксально, сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящие на всех ступенях продажной администрации. Единство страха и любви создавало внутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма.
Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. За частными лицами признавались владельческие права, в некоторых случаях — права на мелкую собственность, в основном на жилье и хозяйство.
В условиях восточного деспотизма ни одно частное лицо не имело хозяйственной свободы. Над всем хозяйством был административно-бюрократический контроль.
В социальном плане структурной основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще.
Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) — строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т. п. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии — сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т. п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.
Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно — беспрекословное повиновение.
Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трех ведомств: 1) военного; 2) финансового и 3) публичных работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое — изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т. п. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Как видим, военное и финансовое ведомства служат дополнениями ведомства публичных работ, а все три ведомства являлись главными ведомствами управления на Древнем Востоке.
Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера. Старейшины и руководители этих коллективов выступали как связующее звено между государственным аппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека: вне их жизнь индивида была невозможна.
Сельские общины, экономически независимые и самоуправляющиеся, в то же время не могли обходиться без центральной, организующей власти: хороший или плохой урожай зависел здесь от правительства, от того, заботилось оно или нет об орошении.
Именно на сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждилась достаточно цельная и стабильная система восточнодеспотической власти.
Вместе с тем, исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития. В государствах Древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления. Правители избирались советом старейшин. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.
В Древней Индии даже в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности власти монарха. Более того, в Древней Индии наряду с монархиями существовали государства и с республиканской формой правления (демократические — «ганы» и аристократические — «сингхи»).
Поэтому утверждать, что восточная деспотия — это такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей, не совсем верно. Действительно, такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке.
Как это ни парадоксально, подданные восточных правителей не мыслили себя вне этого, по их мнению, вполне справедливого, порядка вещей. Они не стремились освободиться от него. Жесткость норм повседневного бытия воспринималась людьми как нормальное явление.
В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь графически выглядит в виде пружины, где каждый виток — это один цикл, в нем можно выделить 4 стадии:
1) усиление централизованной власти и государства;
2) кризис власти;
3) упадок власти и ослабление государства;
4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.
При таком циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записывать поэтические тексты, а на каменных стеллах высекать надписи о важных исторических событиях.
Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географий, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы египетских книг появились в XXV в. до н. э. и китайских — в XIII в. до н. э. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до н. э.). Появление первых книг в Китае относится к VII—VIII вв., когда уже было известно применение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введен ксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).
trojden.com
Первые цивилизации
Понятие «цивилизация» происходит от древнегреческого слова «город», и означает оно развитое состояние организации общества.
К 10-ти тысячному году до н.э. следы человека уже были практически везде. Люди уже умели создавать орудия труда, украшения, фигурки. А изобретя орудие труда, человек познал земледелие.
11000 лет до н.э. в натуфийской культуре люди начали жить вместе поселениями по 300 человек.
Они перестали кочевать, занялись земледелием, одомашнили животных. К 8-му тысячелетию до н.э. в Иерихоне (долина Мертвого моря) обитало около 1500 человек.
Так как люди перестали охотиться, а начали сажать культуры, у них появилось свободное время. Его они должны были посвятить размышлениям о своем существовании, изобретениям, прогрессу, но почему-то этого не произошло. Земледелие повлекло за собой новые опасности. Из-за увеличения пищи росла численность населения. Быстрый рост населения привел к зависимости от хороших урожаев. Теперь люди стали более зависимы от природы.
Но урожаи не всегда были богатыми.
Непогода и насекомые уничтожали культуры. Еще одна опасность была в том, что большое скопление людей приводило к болезням. От недоедания больше страдали земледельцы, нежели охотники-собиратели (кочевники). Отсюда и жизнь земледельца была короче жизни кочевника.
Тогда почему же люди перешли от охоты к земледелию?
Существует версия о том, что у людей не было выбора, так как первых земледельцев принудили обрабатывать землю, чтобы кормить других людей. То есть произошло расслоение людей: класс управителей и класс управляемых. Классы в свою очередь привели к возникновению городов (полисов).
В 8 веке до н.э. в древнем городе Чаталхиюк проживало около 5000 человек (рядом с Турцией). Так как местность здесь ровная, люди строили свои дома из необожженной глины. Дорог не было. Войти или выйти из дома можно было только через крышу.
По теории все цивилизации должны были развиваться параллельно. Месопотамия (современный Ирак) – в переводе с греческого – «земля между двумя реками» (Тигром и Евфратом). Арабы называли ее «Альджазира», что означает «остров». Здесь зародилась первая цивилизация. Так как в Месопотамии дожди были очень редки, земледельцы начали орошать землю с помощью рек. Таким образом, земледелие процветало, и население росло.
Первый город возник около 4000 года до н.э. на юге Месопотамии – Шумера, что в переводе означает «местность». Также ранними городами являются Окат, Вавилон, Ур, Урук, Ашшур, Ниневия, Эриду. Для удобного обрабатывания земли были изобретены колесо и плуг, появились первые лекарства на основе трав, ткани, начали развиваться такие науки как математика и астрономия. Месопотамия представляла собой территорию с множеством городов, управляемых большим числом царей. Объединяла эти города общая культура.
Вскоре появилась еще одна цивилизация – Египетская, в 1000 км к западу, около Нила. Здесь также процветало земледелие. К 4000 году до н.э. произошло развитие гончарного дела и обработки металлов. Зародилась власть, начавшись с установления наследственной монархии. Первый из царей назывался фараон. К 2700 году до н.э. Египет именовался Древним царством, и управлял им фараон.
Приверженцами геометрически спроектированных монументов – пирамид – стали фараоны Египта. Первая пирамида была ступенчатая, построенная во времена 3-й династии для фараона Джосера в Саккаре. Вскоре в Гизе была построена самая крупная пирамида – для 4-й династии фараона Хеопса, высота которой составляла 147 м. Строительство было закончено в 26 веке до н.э. Рядом с ней находятся пирамиды Хеффена и Микерина, построенные из массивных блоков, вырезанных из известняка.
С 3000 года до н.э. до завоевания Египта Цезарем в цивилизации ничего не менялось. Культура Египта оказала большое влияние на культуру Месопотамии и Рима.
Земледелие на территории Индии и Пакистана возникло позднее. Для ирригации использовались воды Инда. Это привело к возникновению крупных городов, таких, например, как Махенжедара (холм смерти), построенного около 2500 года до н.э. Город возведен на реке Инд в 250 км к северу от Аравийского моря. Население составляло 40000 человек. Жители выращивали рис, горчицу, финики, пшеницу, пряли хлопок и мастерили одежду. Люди держали овец, свиней, цыплят, использовали силу буйволов и коров.
Собранные урожаи складывались в специальные зернохранилища. Существовала также система канализации, считавшаяся самой первой. Археологами обнаружены первые письмена, торговые документы, списки товаров. В Месопотамии были найдены печати индийского происхождения. Это указывает на торговые отношения между Махенжедарой и Месопотамией.
Американская цивилизация развивалась самостоятельно. Здесь были обнаружены следы нескольких небольших по числу урбанистических поселений, их возраст составлял несколько тысячелетий. Поселение Теохан (Мексика) не разводило овец, коз, крупного рогатого скота. Поэтому основным средством пропитания было земледелие. Люди начали использовать мотыги. Выращивали фасоль, кукурузу, перец Чили, рыбачили и охотились. Летом жили под открытым небом, зимой – в пещерах.
Земледелие получило развитие к 2500 году до н.э. Но следы первой цивилизации прослеживаются только к 1200 году до н.э. На юге Мексики появился народ – Ольмеки (что означает – земледельцы). Народ Майя – это города-государства, постоянно воевавшие друг с другом. Города начали появляться приблизительно с 1000 года до н.э.
Китайская цивилизация также развивалась самостоятельно.
Было развито земледелие. За 6000 лет до н.э. люди выращивали рис на берегах реки Янцзы, разводили свиней и другой домашний скот. Первые властители Китая были из династии Ся в 2200 году до н.э. Династия Ся начиналась в культуре Луншань. Ее население располагалось около рек Хуанхэ и Янцзы. Люди жили в землянках или лачугах с тростниковыми крышами. Мастерили каменные орудия, ели мясо домашних животных.
Династия Ша свергла династию Ся приблизительно в 1750 году до н.э. При этой династии была создана ирригационная система и канализация. Также произошло развитие политической структуры: царями могли стать только аристократы, а простолюдины в основном были рабами. Столицей был город Анань. Здания строились из дерева, а фундамент из камня. Династия Ша оставила современности богатства в виде бронзового искусства, письменности и литературы.
Китайские знаки с того времени не изменились. В Альгазаре и Иордане нашли мелкие жетоны, похожие на фигурки животных. Они обозначают какое-либо действие или сведение о чем-либо. Жетоны складывали в своего рода полый кувшин. Чтобы каждый раз не заглядывать в него для просмотра изображения на жетонах, люди додумались наносить такие же на внешней стороне кувшина. Постепенно кувшин стал плоским, вследствие чего начали появляться глиняные таблички. Так зарождалась письменность.
Первой письменностью считается клинопись (от латинского «cuneus» - острие, клин). Для упрощения записи знаки изображали в виде клиньев (шумерские письмена).
Письменность в Китае появилась с помощью гадания. Для этого ритуала китайские шаманы использовали кость, в которой просверливали небольшое отверстие. В это отверстие вставляли раскаленную головешку. Кость трескалась. По трещинам шаманы гадали, предсказывали будущее или разговаривали с духами. Затем из этих трещин образовались китайские иероглифы. Китайская письменность состояла более чем из 3000 знаков. Каждый символ означал различные понятия.
Люди никогда не разгадали бы египетские иероглифы, если бы в 1799г. французский ученый не нашел розеттский камень. Текст там был на греческом и древнеегипетском языках.
Народ Майя также имел свою письменность, которая была глиптической – каждый знак не только писался, но и звучал, и также имел свое значение. Археологи считают величайшей дешифровкой разгадку тайн письменности Майя.
medbe.ru
1.9. Древнейшие цивилизации Америки. Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти
1.9. Древнейшие цивилизации Америки
Наряду с цивилизациями Древнего Востока, которые можно назвать базовыми, стартовыми для всего последующего культурно-исторического развития человечества, цивилизации развивались и в других регионах. Появление человека на американском континенте связывают с миграцией через Чукотку — Берингов пролив — Аляску около 30 тысяч лет назад. Первоначально мигранты занимались собирательством и охотой. В результате неолитической революции основой экономики в Америке становится земледелие. Долгое время почти единственным культурным злаком здесь был маис.
На северо-западе современного государства Перу в области Центральных Анд во второй половине второго тысячелетия до н. э. возникла и свыше 500 лет просуществовала цивилизация Чавин, которую считают «прародительницей» всех андских цивилизаций. Здесь развивалось земледелие, охота и рыболовство, были одомашнены ламы. Местные жители в ремесленной деятельности использовали камень, золото, серебро и медь. В древней крепости Чавин-де-Унтар, которая для окрестных территорий была безусловным «мировым центром», обнаружены храмы, площади и другие свидетельства инженерной мысли, строительной культуры древних перуанцев. О степени развития государства, религии цивилизации Чавин среди специалистов идут споры.
Один из центров культуры ольмеков — город Сан-Андрес, находившийся примерно в 5 км к северо-востоку от Ла Венты (сейчас это часть города Вильяэрмоса). При раскопках обнаружили удивительную находку, отодвинувшую дату появления первой письменности в Мезоамерике как минимум на 300 лет, — это размером с кулак цилиндр из керамики, с изображенными по бокам иероглифами.
Внезапно исчезнувшую цивилизацию Чавин сменила цивилизация Паракас («песчаный дождь» на языке местных индейцев), существовавшая к югу от современной столицы Перу. Здесь были обнаружены сотни мумий, завернутые в ткани различного качества с нанесенными на них узорами и изображениями рыб, змей, богов и т. д. Странные клиновидные черепа из могильников позволили предположить, что здесь широко использовалась трепанация, применялись обезболивающие и обеззараживающие средства. На развитие цивилизации Паракас, просуществовавшей около 500 лет на рубеже первого тысячелетия до н. э. и первого тысячелетия н. э., влиял климат, близость Тихого океана, некоторые достижения цивилизации Чавин.
Наследницей цивилизации Паракас можно считать цивилизацию Паска, существовавшую в области Центральных Анд (Южная Америка). В центре внимания исследователей этой цивилизации оказались не «трепанированные» черепа, а огромные геометрические линии, фигуры и орнаменты, прочерченные в пустыне, на склонах гор («Канделябр Паракаса»), на земле. Эти загадочные изображения, впервые обнаруженные в XX в. с самолета, до сих пор служат предметом дискуссии: то ли это календарь, то ли «следы космических пришельцев». Насканская цивилизация позже слилась с культурой Тиауанако.
Основой хозяйства цивилизации Мочика (или Мучик) также в Центральных Андах служило развитое орошаемое земледелие. Создатели культуры Мочика были искусными металлургами, градостроителями, ювелирами, создавали сосуды, в виде человеческих фигур, покрытые рисунками. Пирамиды, жилища, разнообразные предметы религиозного назначения позволяют предполагать, что у мочика в середине первого тысячелетия н. э. сложилось государство, которое просуществовало до конца VII в.
Доинкская цивилизация индейцев Тиауанако (конец первого тысячелетия до н. э. — первое тысячелетие н. э.), существовавшая на территории современных Боливии, Перу и Аргентины, названа по одноименному городищу, расположенному к юго-востоку от озера Титикака. Памятники монументальной каменной скульптуры и архитектуры: Ворота Солнца, развалины архитектурного комплекса Каласасайя, пирамиды Акапана, высококачественная полихромная керамика с геометрическими орнаментами, а также другие археологические находки свидетельствуют о развитом хозяйстве и возможном существовании раннеклассового государства.
У ацтеков было принято приносить человеческие жертвы, это они взяли у еще более ранних цивилизаций как ольмеки. Ацтеки считали, человеческая кровь дает Вселенной силы существовать, а солнцу — двигаться.
В Центральной Америке проживало множество различных племен. Земледелием и скотоводством они начали заниматься несколько позднее, чем народы Ближнего Востока. Хлопок в Америке стали выращивать около 3000 г. до н. э. Около 2500 г. до н. э. в Мексике начали возделывать кукурузу (или маис). Примерно в 2300 г. до н. э. появилась керамика.
К 1200-900 гг. до н. э. относится существование Ольмекской культуры, «праматери мексиканской культуры». Археологические материалы говорят о наличии у ольмеков системы цифр, календаря, иероглифической письменности. Ольмеки строили огромные святилища на вершинах холмов, что свидетельствовало о наличии оригинальных строительных технологий, т. к. ни колеса, ни металлических изделий они не знали. Весьма развитой была скульптура, о чем свидетельствуют высеченные из базальта гигантские головы людей с несколько приплюснутым носом, опущенными углами рта, толстыми губами.
В Центральной Америке существовала цивилизация майя. Города-государства майя в первые века нашей эры представляли собой деспотии восточного типа, религиозные и политические центры, к которым тяготели сельскохозяйственные общины.
Городами-государствами управляли наследственные правители, которые опирались на многочисленное чиновничество. Основой социальной жизни была община. Землей пользовались семьи, но зачастую проводились и общие работы, т. к. подсечно-огневое земледелие, строительство террас, осушение болот требовало совместных усилий. Труд общинников использовался на строительстве и ремонте храмов, дорог.
Жрецы майя накопили значительные познания в географии, математике и особенно в астрономии. Они могли предсказывать солнечные и лунные затмения, вычисляли период обращения ряда планет. Солнечный календарь майя отличался большой точностью.
Город Теотиуакан, давший название еще одной цивилизации, по своей площади превосходил Рим времен Империи. Здесь строили пирамиды, имевшие культово-религиозное значение, занимались земледелием. Эту цивилизацию разрушили местные «варвары» — толътеки, которые многое взяли от предыдущих цивилизаций. Их монументальные архитектурные и скульптурные памятники имеют ярко выраженную военную направленность. У тольтеков предполагают наличие классов и государства. Господству тольтеков в VIII–XII вв. положило конец нашествие ацтеков. Тольтеки стали легендарным народом. Интересно, что их правитель Топильцин-Кецалькоатль (Пернатый змей) пытался запретить жертвоприношения, наладить нормальную жизнь своего народа.
Ученые установили, что первые люди в Мезоамерике появились примерно 20 тысяч лет назад. Существует несколько версий того, откуда прибыли первые поселенцы в Америку. Согласно наиболее распространенной из них, первые жители — родом из Азии: из Чукотки попали в Северную Америку, с тихоокеанского побережья — в Центральную и Южную.
На территории Перу существовала также цивилизация инков-кечуа. Они выращивали маис, картофель, тыквы, бобы, хлопок, бананы и т. д. У инков были развиты животноводство, ремесло. Для мореплавания строили большие плоты. Они строили мощеные дороги, величественные храмы, знали искусство мумифицирования, «узелковое письмо» и иероглифическую письменность, создали систему почтовой связи и оповещения с помощью скороходов. Государство инков возглавлял Сапаинка («Единственный инка»), «сын Солнца», который сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную, судебную и религиозную власть.
Одну из наиболее развитых культур создали ацтеки. Они пришли из Ацтлана («место цапель») и в XII в. появились в долине Мехико. На островах озера Тескоко ацтеки основали в 1325 г. город Теночтитлан (современный Мехико). Правитель ацтеков обладал значительной властью, которая постоянно увеличивалась и превратилась в наследственную монархию типа восточной деспотии. Родовая община постепенно трансформировалась в территориальную. У ацтеков существовало рабство, но дети рабов становились свободными. Военнопленных обычно приносили в жертву богам. Основу хозяйственной жизни составляло земледелие, в том числе на насыпных островах. Среди ацтеков было немало гончаров, ткачей, оружейников, каменщиков, металлургов, ювелиров, мастеров изготовления одежды и украшений из птичьих перьев и других ремесленников. Соответственно, процветала торговля. Значительного уровня развития достигли у ацтеков мифология, поэзия, танцевальное искусство, архитектура, скульптура, живопись.
Древнейшие цивилизации Америки хранят много тайн, так как значительная часть их культурного наследия была уничтожена европейскими завоевателями.