Социальная мысль древней греции. Методическая разработка Социально-утопическая мысль Древней Греции: генезис и эволюция
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Методическая разработка Социально-утопическая мысль Древней Греции: генезис и эволюция. Социальная мысль древней греции


Политико-правовая мысль Древней Греции.

Поиск Лекций

План:

1. Особенности формирования политико-правовых воззрений в Древней Греции

2. Основные этапы развития политико-правовой мысли в Древней Греции

3. Политико-правовое воззрение Платона и Аристотеля

4. Политические учения эпохи Эллинизма (эпикурейство и стоицизм)

Древняя Греция по праву считается колыбелью современной Европейской цивилизации. Классовое общество здесь возникает в начале 1 тыс. до нашей эры. Это общество рабовладельческого типа. Однако уровень развития производительных сил был более высокий нежели на Древнем Востоке. В Древней Греции в силу особенностей природно-климатического характера, земледелие получает ограниченное состояние, но хатло греки ведут активно морскую торговлю, осваивают новое пространство, основывают колонии.

Политическая жизнь отличалась от древнего Востока. Древняя Греция никогда не была едина в государственном смысле. Состоянии. Она состояла из отдельных городов государств – полисов. В этих полюсах существовали разные формы правления: там были монархии, аристократии, тираниии демократия. При этом существовала определенная тенденция связанная с тем, что определенные формы правления изживали себя, и если не исчезли полностью, то количество городлов где онасуществовавла сокращалась, определенные формы провления, которые были связаны с установлением более новых форм общественных отношения получали все более широкое распространение. Так в первом случае сокращается количество монархий. Они преобразуются в аристократию, демаократию, теранию, а во второн говориться только о демократии (Афины) . Демократия - афины, Аристократия – спарта.

В древней греции Боги отличались от богов Древнего востока. Эти боги небыли носителями тех качеств которые приписывались Восточным богам, греческие боги о\чень похожина людей. И вера в таких богов не выстьупала в качестве ограничителя социальной активности людей, не выступала в качестве инструменка учевавечивания существующего строя.

Общественная жизнь древней Греции обладала неизмеримой большей динамикой. Граждание древней Греции независимо от форм правления принимали активное участие в политической жизни. Это повлияло на характер общественного сознания, и в частности на содержание тех политико-правовых идей, которые получают распространение в Древней Греции. Здесь мы обнаруживаем размышление о положении человека в обществе, о том какие действия должен осуществлять человек и есть ли у него моральный выбор, какими правами и обязанностями обладают граждане полиса. Древние греки вопросы политико-правового характера поднимают на высокий уровень изучения. Эти идеи обнаруживаются в произведениях философов того времени. Возможность выбирать широкий политический кругозор древних греков их социальная, политическая активность , предопределил их способность задаваться вопросом о том какой политический строй, какое государство является самым правильным . для политико-правовой мысли Д,Г. характерен Поиск идеального государства.

История Древней Греции, как и история Греческой политико-правовой мысли имеет ряд периодов:

1) 11-6 века до н.э. « Ранний» или, «предфилосовское». У древних греков родоплеменной строй разлагается, формируется классовое рабовладельческое общество, у власти родоплеменная знать. Форма организации – военная демократия. Формирование государств здесь связанно с вторжением дарийцев. До этого момента заметным влиянием пользовались племена греков ахейцев.

2) «Философский» или «Классический». В это время политико-правовая мысль достигает… политико-правовая мысль приобретает заметные научные черты. В это время в Древней Греции достигает кульминации политического влияния Афин., центра всех демократических тенденций – рабовладельческая демократия. Должности распределяются с жребием. Правление Перикла. Этот период заканчивается тем, что Афины начинают войну со Спартой и терпят поражение. Поражение в войне знаменуют заката древнегреческой цивилизации, начала упадка, кризиса. Древняя Греция покорена была Македонией. Греческая культура получает широкое распространение по всему миру, но распад империи Александра составной частью которой была Греция. Оборачивается тем что Греция становится жертвой нового претендента на мировое могущества – Рима. Духовная жизнь этого времени о себе заявляет несколько учений, которые содержат в себе принципиально новые предположение, в отличие от тех которые получали распространения ав Классический период. Высшей ценностью – выступал полис. Эпоха эллинизма , знаменует появление новой вида государственности. Торжествует государственность имперского типа. Отдельный человек не может сделать все.

В древности о себе заявляют ряд мыслителей. Это Гомер и Гесиод. Гомер это древнегреческий сказитель, автор «Эллада» и «Одиссея». Эти произведения носят мифологический характер, так боги являются непосредственными участниками событий. Призыв уважать обычаи и традиции, прославление власти аристократов, это признание то что война является делом нужным, необходимым. У Гесиода «Теогония» мы обнаруживаем повествование о том откуда появились боги. И в частности которые устанавливают справедливость, установление законов. Богиня Деке – богиня справедливости родилась в браке Зевса и Фемидой. «Труды и дни» Гесиод рисует нам картину развития человеческого общества. Смысл тех идей, которые высказывает Гесиод « мы живем в несовершенном обществе. Это – железный век, а начало существования человеческого он связывает золотой век». Мы обнаруживаем ностальгию по временам когда не было имущественного расслоения, жестоких войн . в ранний период о себе заявляет ученый, математик Пифагор. Он пытается с помощью математического инструментария изучать ПП форм, общество . учение Пифагора носило мистический характер. «справедливость это воздаяние равным за равное». Гераклит вопрос о том кто должен править. У власти должны находиться лучшие люди. А их достоинства выражается в том что они люди подготовленные, мудрые и знающие как управлять государством. « Правитель должен понимать веление Логоса» . Логос – закон мироздания.

3) Характерна научное творчество представителей такой школы как софисты. Софисты это платные учителя философской мудрости, ведения публичной полемики. Появление софистов как участников политической жизни, жизни интеллектуальной неслучайно. В это время получают распространение демократические формы государства. Публичная политическая жизнь предполагала умение вести публичные споры, принимать решения, ведение полемики. Для софистов было характерно стремление истолковывать те явления, которые имели место общественной жизни с позиции релятивизма, с позиции которого все в мире относительно. Она может быть представлена в политике, этики. А где она присутствует там нет ответов на поставленные вопросы. Протагор доказывает то что люди обладают одинаковые качествами, и в силу этого каждый может принимать участие в жизни государства. Протогор поддерживает демократическое течение. Младшие софисты Агригенский Пол доказывал что в мире царит насилие угнетение, а если так то лучше творить несправедливость самому. Для софистов характерно стремление осмыслить проблему как соотносятся законы искусственные, писанные с законами природы, неписанный. Гипий говорит «есть законы человеческие, и есть естественные». Фрасимах заостряет эту проблему « законы созданы для пользы сильнейшего». Антифон говорит « естественные законы определят равенство людей, а неравными делают законы человеческие» известное влияние софистов испытывает Сократ. Он развивает свою ПП концепцию : у власти должны находиться мудрые. Цель деятельности государства достижении справедливости. Справедливость должна находить отражение в законах, в государстве законное и нравственное совпадают. Сократ живет в период когда Афины воюют Со Спартой. На поле он проявляет как мужественный воин. После того как в Афинах рухнула демократия там установилась тирания 30-ти. Платон (427 – 347): юноша аристократ , потомок царского рода, потомок царя Кодра, после того как Сократ был арестован и казнен покидает Афины, и совершает ряд путешествий. Он наберется жизненного опыта. Платон (широкоплечий). Настоящее имя Аристокол. Платон был человеком прекрасным и умственно развитым. Он выступает как один из философов древней греции. Платон был Автором в которых поднимается ПП проблематика : «государство», «законы», «политик». Он делает политику автором своего размышления. Он делает 2 проекта по идеальному государства. Он связывает это с тем что у людей разные потребности. Человек не в состоянии делать все то что ему нужно. Имеет место разделение труда. Платон подчеркивает что управление государством как вид деятельнгости, занятие сложное, занятие предпологающее наличие определенных знания и способностей У Платона есть ряд идей, которые он высказывает :

1. Откуда взялось государство. Платон размышляет, откуда взялось государство. Он философ идеалист. Так он связывает появление государства с разделением труда « Каждый человек, осуществляя определенную функцию, должен осуществлять её хорошо.». «Люди управляют государством плохо». Принцип соответствия дарований и наклонностей с теми видами деятельности, которые тому человеку должны быть открыты. Платон подчеркивал, что философы это люди невластолюбивы. Оказавшись в роле правителей, они будут заботиться о благе общем.

2.

 



poisk-ru.ru

Политическая мысль Древней Греции и Средних Веков — Мегаобучалка

Этические основы политики заложил древнегреческий мыслитель Со­крат. Он не оставил после себя письменных трудов, но глубина его диа­логов, которые в течение восьми лет записывал за ним его ученик Платон, до сих пор поражает проникновенной мудростью. И позже именно Платон заложил фундамент теорий со­циалистического типа и основу идеального государства, которую видел в обществен­ной собственности. «Утопию Платона нередко характеризуют как первое произве­дение утопического коммунизма, поскольку в его идеальном обществе пра­вители, высшая социальная группа, не обладают иной, кроме личной, собст­венностью. Тем не менее, Платоновскую утопию нельзя считать коммунисти­ческой, не смотря даже на то, что она послужила прообразом для ряда после­дующих, утопически-коммунистических сочинений».[21]

Идеальное государство, которое представляет философ, противопоставляется рабовладельческому строю и является его отрицанием. В идеально устроенном обществе, по убеждению Платона, нет рабства. Основными социальными группами являются свободные земледельцы и ремесленники, воины и прави­тели – наиболее образованная, умудрённая часть общества, которых Платон называет философами. Каждое сословие занято своим делом: философы – мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им дос­тупно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земле­дельцы создают материальные средства жизни. Причём, первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи. Философ вполне ясно даёт понять, что экономически эффективнее будет труд, когда каждый будет специализиро­ваться в своём деле.

Платон попытался построить рациональную модель идеального государ­ства. По мнению Платона, государство как совместное поселение создаётся благодаря многообразию человеческих потребностей и разделению труда. Таким образом, он одним из первых связал появление политики, государ­ства с социальными изменениями, т. е. разделением труда, появлением клас­сов, неравенства.

И. Кант, рассуждая над наследием Платона, определил его значение так: «Хотя совершенного строя никогда не будет, тем не менее, следует считать правильной идею, которая выставляет этот maximum в качестве прообраза, чтобы руководствуясь им, постепенно приближать законосообразное обще­ственное устройство к возможно большему совершенству» [22].

Фундамент теории либерального толка создал другой древнегреческий мыслитель Аристотель, которого по праву называют учеником Платона, дерзнувшим заявить: «Платон мне друг, но истина дороже». Главным поли­тическим произведением Аристотеля является «Политика»[23]. Этот труд философ создал, проанализировав 158 греческих полисов, по сути дела, столько же видов государст­венного устройства. Он не только обобщил опыт существования греческих полисов, но и на большой фактической основе разработал технологию форм государственного устройства. Одной из самых лучших мыслитель признавал политию, которая основана на частной собственности граждан и является своеобразным двигателем прогресса. Аристотель полагал, что в природе человека заключено желание заботиться только о том, что принад­лежит ему. Имущественное равенство, отсутствие частной собственности, отстаиваемое Платоном, приведёт к застою в жизни общества и недовольству со стороны сильных и талантливых, т.к. без собственности нельзя проявить своих лучших качеств: трудолюбия, уважения к женщине, любви к детям, щедрости и благотворительности.

Выявив на основе анализа греческих полисов формы государственного устройства, Аристотель предложил три «правильных» и три «неправильных» формы государства. Правильные – это царская власть, аристократия и поли­тия, а неправильные – это тирания, олигархия и, так называемая, неумеренная демократия.

Западная политическая мысль уходит корнями в эпоху античности. Причем, современным представлениям о научном стиле изложения проблем политики более соответствуют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому, Аристотеля чаще всего и называют основателем политической науки.

Эпоха средневековья ознаменовала собой не только то, что в обществе господствовали теологические рассуждения, далёкие от политической тео­рии, но также и то, что идеология католической церкви категорически запрещала личностное самоопределение в духовных вопросах. «Любое внутреннее со­противление церковной опеке тотчас парировалось тем, что лучшие и под­линнейшие побуждения индивида таинственны до неощутимости, что чело­век сам не ведает, чего он в действительности хочет, заблуждается… в отно­шении своего призвания, блага, пользы, коренного интереса и т. д. … Чего мирянин хочет нехотя, того церковь хочет для него сознательно, ибо мыслит и знает за него».[24]

Главный принцип средневековой политической мысли теократизм, т. е. преобладание над индивидом и государством идеи Божественной воли и церкви. Теократическая идея получила развитие в связи со становлением и укрепле­нием Церкви как общественно-политической организации, окончательное оформление которой происходит к ХIII веку. Следует заме­тить, что в средние века господствовала христианская политическая док­трина, которая брала свои идеи из библейского учения, провозглашавшего равенство всех людей перед Богом, ценность каждой человеческой личности, божественную предопределённость, отдельное сосуществование духовной и политической власти (Богу-Богово, а кесарю-кесарево) и т.д. Ценным вкладом христианства является то, что оно, наряду с адапти­рованным средневековым обществом античным культурным наследием и традициями разлагающегося варварства, образовало тот неповторимый сплав, который стал базой современной европейской цивилизации и культуры, со­ставляющих до сих пор стержень общечеловеческой системы материальных и духовных ценностей.

Средневековый мыслитель Августин Блаженный в своём труде «О граде Божьем» за­тронул важные вопросы, касающиеся, в том числе, и политической жизни го­сударства. История человечества, по мнению Августина, это вечная борьба добра со злом. Государственная власть в виде «большой шайки разбойников» не может победить в этой борьбе, единственное спасение человека – в приобщении к Богу, христианской добродетели, в граде Божьем.

Авторитетный средневековый мыслитель Фома Аквинский также размышлял над вопросами государственной власти, права, морали, экономики. На его взгляд: «Государственное сообще­ство является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели».[25]

Представления о периоде средневековья как о застое в общественной жизни и научной мысли не совсем справедливы. В этой связи, прав Ф. Шлегель, зая­вивший: «Если средневековье и можно сравнить с тёмной ночью, то эта ночь звёздная».

Если основная тема средних веков – град Божий, то главная ценность эпохи Возрождения – это человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая основа эпохи Возрождения – это гуманизм.

Никколло Макиавелли и Эразм Роттердамский в своих политических фи­лософиях возвращаются к рационализму, стремясь отделить политическое от религиозного. По этому поводу есть высказывание Ф. Бэкона о Макиавелли: «Нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать».[26]

Выдающийся итальянский мыслитель XIV - начала XV вв. Н. Макиавелли сам принимал непосредственное участие в политической жизни и был послом в ряде государств, воспринимая политику изнутри. Оче­видно, это укрепило его в мысли, что политическая наука – это наука практи­ческая, служащая решению жизненно важных задач. Именно использование эмпирического подхода к анализу политической действительности позволяет рассматривать Макиавелли предтечей современной политической науки. Свои измышления философ наиболее полно выразил в книге «Государь»[27].

Он считал, что только монарх-реформатор, избранный народом, может объединить страну, создать национальное государство, независимое от пап­ства. Для реализации этой высшей политической цели хороши все средства. Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши. Широко известно высказывание Н. Макиавелли, которое прочно вошло в современную политику: «Цель оправдывает средства». Мыслитель писал, что строя национальное го­сударство, князь должен быть отважнее льва и хитрее лисы, может не выпол­нять своих обещаний, если это идёт на пользу дела. Более всего ему следует заботиться о силе, так как хорошие друзья всегда будут, если будут хорошие войска. Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует бес­порядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, стра­дает всё население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.

Никколло Макиавелли стоит у истоков политической науки Нового времени. Он оказал значительное влияние на западную политическую мысль. В языке политики сложилось понятие «макиавеллизм», в основе которого лежит идея, что для достижения выбранной цели в политике все средства допустимы.

megaobuchalka.ru

Реферат Политическая мысль Древней Греции

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

  1. Введение ……………………………………………………..2

  2. Ранний период политической мысли Древней Греции..3

  3. Период расцвета политико-правовой мысли

    Древней Греции……………………………………………..6

  4. Период эллинизма политической мысли

    Древней Греции……………………………………………..10

  5. Заключение…………………………………………………..12

Список используемой литературы……………………….14

1. ВВЕДЕНИЕ

Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.

Одну из главенствующих ролей в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. [1, стр. 8]

Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:

  • ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;

  • период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;

  • период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

Остановимся подробнее на каждом из этих периодов.

2. РАННИЙ ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Право и закон ещё не выделились в особую сферу норм и существуют в виде аспекта религиозно одобряемого порядка частной, общественной и государственной жизни. В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.

Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами. Но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни.

Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах) эти мудрецы сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и политические сентенции. Мудрецы настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Многие их них сами были активными участниками политических событий, правителями или законодателями и приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.

С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.

Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о числах. Число, по их представлениям - это начало и сущность мира. Исходя из этого они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям. При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия “равенство”, столь существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании общественных отношений.

Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное.

Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы. Законопослушание они считали высокой добродетелью, а сами законы - большой ценностью.

Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию.

Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.

Автором одной из таких идеальных моделей полиса был Фалей Халкедонский, который утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо уравнять земельную собственность всех граждан.

Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.

Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита является выбор ими интеллектуального критерия для определения того, что есть «лучший», «благородный» и т.п. [3, стр. 42]

Социально-политическое неравенство оправдывается Гераклитом как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему логосу (всеуправляющему разуму), понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим.

3. ПЕРИОД РАСЦВЕТА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права. [3, стр. 43]

В учениях Демокртита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.

Таким образом, человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.

В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство.

Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы, соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны.

В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико-правовая тема широко обсуждалась и связывалась с именами софистов. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права.

Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании). [3, стр. 45]

Сократ являлся принципиальным и основным критиком софистов. Уже при жизни он был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.

Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий. Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в данной области.

Сократ различал естественное право и закон полиса, но он считал, что и естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного.

В плане практической политики сократовские идеи означали правление знающих, т.е. обоснование принципа компетентного правления, а в теоретическом плане - попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

Учеником и последователем Сократа был Платон. Государство трактуется им как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе.

В своём диалоге “Государство” Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

«Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом», - писал Платон. [4, стр.6]

Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.

Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало. [3, стр. 53]

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики.

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, сферой применения этого принципа - область гражданского-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами). [3, стр.58-59]

Результатом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.

Аристотель в своем труде «Политика» пишет: «Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни». [4, стр. 26]

Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается развитие этой политической природы человека.

4. ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий. [3, стр. 64]

Учения Эпикура, стоиков и Полибия являлись отражением политико-правовая мысль этого периода.

По своим философским воззрениям Эпикур был продолжателем атомистического учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным законам, без участия богов.

Этика - связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями. Этика Эпикура носит индивидуалистический характер. Свобода человека - это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.

Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности. [3, стр. 64]

Основателем стоицизма был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании”. Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.

В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.

Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.

Учение стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля.

Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

Полибий пишет: «Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить другой, и помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и потому нельзя было указать лучшего государственного устройства».[4, стр. 50]

Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”. Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Каждое время, обращаясь к творческому наследию древних греков, по-своему учились у них, интерпретировало их теоретические достижения и их духовный опыт при решении актуальных проблем своей современности.

Громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями эпохи Просвящения. [2, стр. 62]

Далеко за пределы античности вышло влияние политико-правовых идей Аристотеля.

Широкое распространение в последующей политической мысли получило предложенное им определение государства как объединение граждан ради общего блага.

В политическую идеологию Средневековья и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном государственном устройстве. [2, стр. 62]

Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.

В прошлом и ныне представители различных теоретических и идейно-политических направлений, школ и движений постоянно черпали и продолжают черпать из истории древнегреческой философской и политико-правовой мысли разнообразные сведения, знания и аргументы для обоснования отстаиваемых ими позиций, критики в адрес своих противников. [1, стр. 258].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.

  2. История политических и правовых учений. Учебник под ред. О.Э. Лейста. М.: Зеркало, 1999.

  3. История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С.Нерсесянца. М.: Инфра-М, 1996.

  4. История политических и правовых учений. Хрестоматия под ред. О.Э. Лейста. М.: Городец, 2000.

  5. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Наука, 1988.

Реферат Политические и правовые учения Древней Греции Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства.

Реферат Политические и правовые учения в древнем Риме История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие ив своей эволюции отражает су­щественные изменения в социально-экономической и полити­ко-правовой жизни Древнего Рима за долгое время. Саму исто­рию Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754—510 до н. э.), республиканский (509—28 до н. э.), импера­торский (27 до н. э. — 476 н. э.).

Реферат Социально-политическая борьба в Афинах в конце 5 века до н.э. ***Социально-политическая борьба в Афинах в конце 5 века до н.э.*** Оглавление: 1.Вступление. 2.Эпоха Греко-персидских войн. 3.Греция после Греко-персидских войн. 4.Правление Перикла. 5.Социально-политическая борьба в Афинах во время Пелопоннесской войны. 6.Заключение. 7.Список источников и литературы.                                                               Вступление.

Реферат Демократия Древней Греции. Пути и возможности достижения Все в современном мире «помешаны» на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться демократического строя в своей стране. Но мало кто вспоминает при этом яркий опыт наших предков – жителей Древней Греции (эллинов).

Реферат Общественно-политические учения в Древней Греции Общественно-политические учения в Древней Греции. 1. Демокрит и его учение об обществе и государстве. Видное место в составе учения Демокрита занимает этика. Демокриту удалось в блестящей литературной форме выразить свои этические взгляды, общие со взглядами передовой части греческой рабовладельческой демократии конца 5 в. до н. э.

Реферат Контрольное задание по социологии В обыденном сознании понятие “социальное” очень часто отождествляется с понятием “общественное”. “Общественное” же является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название “общественные науки”.

Реферат Этапы развития экономической науки 1.   Тема этого реферата – «Этапы развития экономической науки», или, по-другому, «История экономических учений». В нём я попытался рассказать, как развивалась экономическая наука, какие учёные и философы внесли в неё свой вклад.

nreferat.ru

генезис и эволюция — Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Разработчик

Филимонов Владимир Альбертович - страница на сайте СыктГУ |[[1]]

Адрес сайта, созданного для семинара Web.2.0 |[[2]]

Дисциплина

Спецкурс по дисциплине специализации Социально-утопическая мысль Древней Греции: генезис и эволюция. Для специальности «020700 – История»

Теоретический материал

Специальный курс «Социально-утопическая мысль древней Греции: генезис и эволюция» входит в цикл дисцип-лин специализации (ДС) и представляет собой дисциплину по выбору студента основной образовательной программы. Рабочая программа кура составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения, осваивающих основную профессиональную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности «История».

  • Цели курса
    • дать понятие об основных тенденциях, закономерностях и особенностях развития социально-утопической мысли древней Греции;
    • сформировать представление о роли и месте социально-утопической мысли древней Греции в истории всемирной общественно-политической мысли,
    • научить правильно оценивать и понимать значение вклада древнегреческих мыслителей в развитие мировой цивилизации.
  • Задачи курса
    • формирование у студентов основ профессиональной эрудиции, научной культуры для выполнения творческих заданий;
    • овладение студентами категориальным и понятийным аппаратом, понимание ими теоретико-методологических проблем курса;
    • получение конкретных знаний,
    • овладение навыками исторического мышления, использования методов исторического исследования; речевой культуры обучающихся;
    • усвоение нравственных понятий и норм профессиональной этики.

Преподавание дисциплины ведется в седьмом семестре и построено традиционно:

  • теоретические занятия проводятся в лекционных аудиториях в соответствии с программой курса
  • самостоятельная внеаудиторная работа предусматривает подготовку в читальных залах, методических кабинетах, компьютерных классах.

Текущий контроль осуществляется на лекциях, аттестации студентов (раз в два месяца). Итоговый контроль за уровнем теоретических знаний проводится в форме зачета. Лекционный курс рассчитан на 34 аудиторных часа. Программа курса состоит из следующих разделов: Введение

  1. Тема I. Генезис греческой социальной утопии
  2. Тема II. Греческая утопия позднеклассического периода
  3. Тема III. Социальная утопия Платона
  4. Тема IV. Политический идеал Аристотеля

Заключение

Тематический план

Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов
Введение 2
Тема I. Генезис греческой социальной утопии 4
Тема II. Греческая утопия позднеклассического периода 10
Тема III. Социальная утопия Платона 8
Тема IV. Политический идеал Аристотеля 8

Источники

  1. Аристотель. Сочинения в 4-х т. / Пер. Н.В. Брагинской, С.А. Жебелева, В.П. Карпова и др. / Под ред. В.Ф. Асмуса, З.Н. Микеладзе и др. М., 1976–1983.
  2. Геродот. История / Пер. Г.А. Стратановского. СПб., 1993.
  3. Гесиод. Работы и дни / Пер. В.В. Вересаева. М., 1927.
  4. Гомер. Илиада / Пер. Н.И. Гнедича. М., 1978.
  5. Гомер. Одиссея / Пер. В.А. Жуковского. М., 1981.
  6. Исократ. Речи / Под ред.К.М. Колобовой // Вестник древней истории. 1965–1969.
  7. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия. М., 2003
  8. Ксенофонт. Гиерон // Книга Государя: Антология / Пер. с древнегреч. Р.В. Светлова СПб., 2004.;
  9. Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия. М., 2003.
  10. Ксенофонт. Киропедия // Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия М., 2003.
  11. Ксенофонт. Лакедемонская полития / Пер. М.Н. Ботвинника // Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.
  12. Ксенофонт. О доходах / Пер. Э.Д. Фролова // Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.
  13. Пиндар. Оды // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Изд. подгот. М.Л. Гаспаров. М., 1980.
  14. Платон. Сочинения в 3-х т. / Пер. Я.М. Боровского, А.Н. Егунова, С.А. Ошерова и др. / Под ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. М., 1968–1972.
  15. Эсхил. Трагедии / Пер. С.Е. Апта. М., 1978.

Литература

  1. Абашмадзе А.В. Очерки по истории политических учений. Тбилиси, 1977.
  2. Алленова И.В. Концепция монархической власти в политической литературе Греции IV века до н.э. (по сочинениям Платона, Исократа, Ксенофонта). Автореф. дис… канд. ист. наук. Тамбов, 2002.| [[3]]
  3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
  4. Асмус В.Ф. Государство // Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971.
  5. Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.
  6. Баталов Э.А. В мире утопии: пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопическом эксперименте. М., 1989.
  7. Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966.
  8. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
  9. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I – III, M., 1958 -1962.
  10. Борухович В.Г. Исократ и Демосфен // Уч. записки Горьковского ГУ. Вып. 43. 1957.
  11. Борухович В.Г. Фролов Э.Д. Публицистическая деятельность Исократа // Вестник древней истории. 1969. №2.
  12. Борухович В.Д. Место «Киропедии» в истории греческой прозы // Ксенофонт. Сократические сочи-нения. Киропедия. М., 2003.
  13. Бузескул В. Краткое введение в историю Греции Харьков, 1910.
  14. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
  15. Виндельбанд В. Платон. СПб., 1994.
  16. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей. М., 1975.
  17. Гомперц Т. Греческие мыслители в 2-х тт. Т. 2. СПб., 1999.
  18. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989.
  19. Доватур А.И. «Политика и «Политии» Аристотеля. М.-Л., 1965.
  20. Евдокимов Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве платоновских «Законов» // Платон и его эпоха. М., 1979.
  21. Жаров С.Н. Политические и правовые взгляды Ксенофонта // Вестник ЮУрГУ, серия «Право», №8(08), 2001. | [[4]]
  22. Жигунин В.Д. Стоик Зенон и эллинистическая социальная утопия // История и историография зарубежного мира в лицах. Вып. IV. Самара, 1999.
  23. Зайцев А.И. Аристотель об отношении «Законов» Платона к его «Государству» // Античное общество / Под ред. Т.З. Блаватской, М.Л. Гаспарова и др. М., 1967.
  24. Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Т. I–IV, Cпб.-Пг., 1905 – 1922.

25. Исаева В.И. Античная Греция: в зеркале риторики. Исократ. М., 1994.

  1. Исаева В.И. Идеологическая подготовка эллинизма // Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.
  2. Исаева В.И. Особенности политической публицистики Исократа // Вестник древней истории. 1978. № 2.
  3. Исаева В.И. Политическая программа Исократа в речи «Филипп» // Вестник древней истории. 1974. № 2.
  4. Исаева В.И. Принципы межполисных отношений конца V – середины IV в. до н.э. // Античная Гре-ция. Проблемы развития полиса. М., 1983. Т. 2.
  5. Исаева В.И. Проблема patrios politeia у Исократа // Вестник древней истории. 1976. №3.
  6. Исаева В.И. Фракийские сюжеты у Исократа и Демосфена // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. М., 1984.
  7. Исократ // Античные писатели. Словарь. СПб., 1999.
  8. Исократ // Википедия // |[[5]].
  9. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999.
  10. Кареев Н.И. Государство-город античного мира. СПб., 1903.
  11. Кареев Н.И. К вопросу о классификации образов правления в «Политике» Аристотеля / Вступ. ст., прим. и комм. В.П. Золотарева и В.А. Филимонова // Рубеж. 1996. № 8-9.
  12. Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. М., 2003.
  13. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. М., 1963.
  14. Кирвель Ч.С. Социальная утопия и ее роль в жизни общества. Л. 1983.
  15. Кожев А. Тирания и мудрость. [1949] |[[6]]
  16. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Соч. Т. 1. М., 1968.
  17. Лосев А.Ф. Законы // Платон. Соч. т. 3.ч. 2 М., 1972.

43. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

  1. . Лосев А.Ф. Платон // Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967.
  2. Лурье С.Я. История античной общественной мысли. М., 1929.
  3. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М.-Л., 1947.
  4. Лурье С.Я. Платон и Аристотель о точных науках // Архив истории науки и техники. Вып. 9. М.-Л., 1936.
  5. Маринович Л.П. Греческое наемничество IV века до н.э. и кризис полиса. М., 1975.
  6. Маринович Л.П. Место наемников в общественно-политических взглядах Исократа // Вестник древ-ней истории. 1965. №3.
  7. Миллер Т.А. Письма Платона и Исократа // Античная эпистолография. М., 1967.
  8. Миллиор Е.А. Исократ и II Афинский морской союз // Ученые записки ЛГУ. Вып. 4. №39. Л., 1939.
  9. Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984.
  10. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.
  11. Никитюк Е.В. К развитию представлений об идеальном человеке в греческой литературе V-IV вв. до н.э.: понятие и образ κάλο καγάτον у Ксенофонта // Вестник СПбГУ. 1994. Сер. 2. Вып. 1 (№ 2).
  12. Новосадский Н.И. Пиндар // История греческой литературы. Т.I. М.-Л., 1946.
  13. Панченко Д.В. Геродот и становление европейской литературной утопии // Проблемы античного источниковедения. М.-Л., 1986.
  14. Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910.
  15. Попов П.С. Об изучении философии Платона // Философские науки. 1958. № 3.
  16. Радциг С.И. К вопросу о политической тенденции Эсхила в «Эвменидах» // Вестник древней истории. 1968. № 2.
  17. Россиус А.А. Полемика Исократа с Академией Платона // Вестник древней истории. 1987. № 2.
  18. Ростовцев М.И. Древний мир и современность // Вестник древней истории. 1997. № 2.
  19. Самохина Г.С. Панэллинская идея в политике Македонии конца III в. до н.э. // Социальная структу-ра и политическая организация античного общества. Межвузовский сборник. Лг., 1982.
  20. Сизов С.С. Утопия и общественное сознание. Л. 1988.

64. Соболевский С.И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения // Ксенофонт. Сократические сочинения. Ки-ропедия. М., 2003.

  1. Строгецкий В.М. Формирование представлений о мире человека в классической Греции // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 3. СПб., 2004.
  2. Трубецкой Е.Н. Социальная утопия Платона. М., 1908.
  3. Фролов Э.Д. Греческие тираны (IVв. до н.э.) СПб., 1972.
  4. Фролов Э.Д. Ксенофонт и поздняя тирания // Вестник древней истории. № 1. 1969.
  5. Фролов Э.Д. Политические тенденции трактата Ксенофонта «О доходах» // Проблемы социально-экономической истории древнего мира. М.-Л., 1963.
  6. Фролов Э.Д. Тирания в древней Греции в IV в. до н. э. Автореф. дисс... д. ист. н. Л., 1977.
  7. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991.
  8. Харченко А.А. Панэллинская идея в произведениях Ксенофонта и Исократа // Cogito. Альманах ис-тории идей. Ростов-на-Дону, 2006.
  9. Чернышов Ю.Г. О некоторых новых подходах к изучению античных социальных утопий // Методология и методика изучения античного мира. М., 1994
  10. Чернышов Ю.Г. Утопизм античный и современный: историография проблемы // Историография актуальных проблем античности и раннего средневековья. Барнаул. 1990.
  11. Чернышов Ю.Г. Характерные черты греческой социальной утопии // Социальная структура и идеология античности и раннего средневековья. Барнаул. 1989.
  12. Широкова Н.С. Идеализация варваров в античной литературной традиции // Античный полис. Л., 1979.
  13. Шишко Е.П. Политические идеалы Ксенофонта // Проблемы античной истории. Сб. науч. ст. СПб., 2003.
  14. Шофман А.С. Идеологическая подготовка восточных походов в греческой историографии, литера-туре и публицистике // Вопросы историографии всеобщей истории. Вып. 2. Казань, 1967.
  15. Штраус Л. Еще раз о «Гиероне» Ксенофонта // Штраус Л. Введение в политическую философию. М., 2000.
  16. Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона // Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1992.
  17. Яйленко В.П. Платоновская теория основания полиса и эллинская колонизационная практика // Платон и его эпоха. М., 1979.

wiki.iteach.ru

генезис и эволюция — WikiSyktSU

Разработчик

Филимонов Владимир Альбертович - страница на сайте СыктГУ |[[1]]

Адрес сайта, созданного для семинара Web.2.0 |[[2]]

Дисциплина

Спецкурс по дисциплине специализации Социально-утопическая мысль Древней Греции: генезис и эволюция. Для специальности «020700 – История»

Теоретический материал

Специальный курс «Социально-утопическая мысль древней Греции: генезис и эволюция» входит в цикл дисцип-лин специализации (ДС) и представляет собой дисциплину по выбору студента основной образовательной программы. Рабочая программа кура составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения, осваивающих основную профессиональную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности «История».

  • Цели курса
    • дать понятие об основных тенденциях, закономерностях и особенностях развития социально-утопической мысли древней Греции;
    • сформировать представление о роли и месте социально-утопической мысли древней Греции в истории всемирной общественно-политической мысли,
    • научить правильно оценивать и понимать значение вклада древнегреческих мыслителей в развитие мировой цивилизации.
  • Задачи курса
    • формирование у студентов основ профессиональной эрудиции, научной культуры для выполнения творческих заданий;
    • овладение студентами категориальным и понятийным аппаратом, понимание ими теоретико-методологических проблем курса;
    • получение конкретных знаний,
    • овладение навыками исторического мышления, использования методов исторического исследования; речевой культуры обучающихся;
    • усвоение нравственных понятий и норм профессиональной этики.

Преподавание дисциплины ведется в седьмом семестре и построено традиционно:

  • теоретические занятия проводятся в лекционных аудиториях в соответствии с программой курса
  • самостоятельная внеаудиторная работа предусматривает подготовку в читальных залах, методических кабинетах, компьютерных классах.

Текущий контроль осуществляется на лекциях, аттестации студентов (раз в два месяца). Итоговый контроль за уровнем теоретических знаний проводится в форме зачета. Лекционный курс рассчитан на 34 аудиторных часа. Программа курса состоит из следующих разделов: Введение

  1. Тема I. Генезис греческой социальной утопии
  2. Тема II. Греческая утопия позднеклассического периода
  3. Тема III. Социальная утопия Платона
  4. Тема IV. Политический идеал Аристотеля

Заключение

Тематический план

Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов
Введение 2
Тема I. Генезис греческой социальной утопии 4
Тема II. Греческая утопия позднеклассического периода 10
Тема III. Социальная утопия Платона 8
Тема IV. Политический идеал Аристотеля 8

Источники

  1. Аристотель. Сочинения в 4-х т. / Пер. Н.В. Брагинской, С.А. Жебелева, В.П. Карпова и др. / Под ред. В.Ф. Асмуса, З.Н. Микеладзе и др. М., 1976–1983.
  2. Геродот. История / Пер. Г.А. Стратановского. СПб., 1993.
  3. Гесиод. Работы и дни / Пер. В.В. Вересаева. М., 1927.
  4. Гомер. Илиада / Пер. Н.И. Гнедича. М., 1978.
  5. Гомер. Одиссея / Пер. В.А. Жуковского. М., 1981.
  6. Исократ. Речи / Под ред.К.М. Колобовой // Вестник древней истории. 1965–1969.
  7. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия. М., 2003
  8. Ксенофонт. Гиерон // Книга Государя: Антология / Пер. с древнегреч. Р.В. Светлова СПб., 2004.;
  9. Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия. М., 2003.
  10. Ксенофонт. Киропедия // Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия М., 2003.
  11. Ксенофонт. Лакедемонская полития / Пер. М.Н. Ботвинника // Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.
  12. Ксенофонт. О доходах / Пер. Э.Д. Фролова // Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.
  13. Пиндар. Оды // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Изд. подгот. М.Л. Гаспаров. М., 1980.
  14. Платон. Сочинения в 3-х т. / Пер. Я.М. Боровского, А.Н. Егунова, С.А. Ошерова и др. / Под ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. М., 1968–1972.
  15. Эсхил. Трагедии / Пер. С.Е. Апта. М., 1978.

Литература

  1. Абашмадзе А.В. Очерки по истории политических учений. Тбилиси, 1977.
  2. Алленова И.В. Концепция монархической власти в политической литературе Греции IV века до н.э. (по сочинениям Платона, Исократа, Ксенофонта). Автореф. дис… канд. ист. наук. Тамбов, 2002.
  3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
  4. Асмус В.Ф. Государство // Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971.
  5. Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.
  6. Баталов Э.А. В мире утопии: пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопическом эксперименте. М., 1989.
  7. Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966.
  8. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
  9. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I – III, M., 1958 -1962.
  10. Борухович В.Г. Исократ и Демосфен // Уч. записки Горьковского ГУ. Вып. 43. 1957.
  11. Борухович В.Г. Фролов Э.Д. Публицистическая деятельность Исократа // Вестник древней истории. 1969. №2.
  12. Борухович В.Д. Место «Киропедии» в истории греческой прозы // Ксенофонт. Сократические сочи-нения. Киропедия. М., 2003.
  13. Бузескул В. Краткое введение в историю Греции Харьков, 1910.
  14. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
  15. Виндельбанд В. Платон. СПб., 1994.
  16. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей. М., 1975.
  17. Гомперц Т. Греческие мыслители в 2-х тт. Т. 2. СПб., 1999.
  18. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989.
  19. Доватур А.И. «Политика и «Политии» Аристотеля. М.-Л., 1965.
  20. Евдокимов Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве платоновских «Законов» // Платон и его эпоха. М., 1979.
  21. Жаров С.Н. Политические и правовые взгляды Ксенофонта // Вестник ЮУрГУ, серия «Право», №8(08), 2001. | [[3]]
  22. Жигунин В.Д. Стоик Зенон и эллинистическая социальная утопия // История и историография зарубежного мира в лицах. Вып. IV. Самара, 1999.
  23. Зайцев А.И. Аристотель об отношении «Законов» Платона к его «Государству» // Античное общество / Под ред. Т.З. Блаватской, М.Л. Гаспарова и др. М., 1967.
  24. Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Т. I–IV, Cпб.-Пг., 1905 – 1922.

25. Исаева В.И. Античная Греция: в зеркале риторики. Исократ. М., 1994.

  1. Исаева В.И. Идеологическая подготовка эллинизма // Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.
  2. Исаева В.И. Особенности политической публицистики Исократа // Вестник древней истории. 1978. № 2.
  3. Исаева В.И. Политическая программа Исократа в речи «Филипп» // Вестник древней истории. 1974. № 2.
  4. Исаева В.И. Принципы межполисных отношений конца V – середины IV в. до н.э. // Античная Гре-ция. Проблемы развития полиса. М., 1983. Т. 2.
  5. Исаева В.И. Проблема patrios politeia у Исократа // Вестник древней истории. 1976. №3.
  6. Исаева В.И. Фракийские сюжеты у Исократа и Демосфена // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. М., 1984.
  7. Исократ // Античные писатели. Словарь. СПб., 1999.
  8. Исократ // Википедия // |[[4]].
  9. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999.
  10. Кареев Н.И. Государство-город античного мира. СПб., 1903.
  11. Кареев Н.И. К вопросу о классификации образов правления в «Политике» Аристотеля / Вступ. ст., прим. и комм. В.П. Золотарева и В.А. Филимонова // Рубеж. 1996. № 8-9.
  12. Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. М., 2003.
  13. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. М., 1963.
  14. Кирвель Ч.С. Социальная утопия и ее роль в жизни общества. Л. 1983.
  15. Кожев А. Тирания и мудрость. [1949] |[[5]]
  16. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Соч. Т. 1. М., 1968.
  17. Лосев А.Ф. Законы // Платон. Соч. т. 3.ч. 2 М., 1972.

43. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

  1. . Лосев А.Ф. Платон // Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967.
  2. Лурье С.Я. История античной общественной мысли. М., 1929.
  3. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М.-Л., 1947.
  4. Лурье С.Я. Платон и Аристотель о точных науках // Архив истории науки и техники. Вып. 9. М.-Л., 1936.
  5. Маринович Л.П. Греческое наемничество IV века до н.э. и кризис полиса. М., 1975.
  6. Маринович Л.П. Место наемников в общественно-политических взглядах Исократа // Вестник древней истории. 1965. №3.
  7. Миллер Т.А. Письма Платона и Исократа // Античная эпистолография. М., 1967.
  8. Миллиор Е.А. Исократ и II Афинский морской союз // Ученые записки ЛГУ. Вып. 4. №39. Л., 1939.
  9. Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984.
  10. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.
  11. Никитюк Е.В. К развитию представлений об идеальном человеке в греческой литературе V-IV вв. до н.э.: понятие и образ κάλο καγάτον у Ксенофонта // Вестник СПбГУ. 1994. Сер. 2. Вып. 1 (№ 2).
  12. Новосадский Н.И. Пиндар // История греческой литературы. Т.I. М.-Л., 1946.
  13. Панченко Д.В. Геродот и становление европейской литературной утопии // Проблемы античного источниковедения. М.-Л., 1986.
  14. Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910.
  15. Попов П.С. Об изучении философии Платона // Философские науки. 1958. № 3.
  16. Радциг С.И. К вопросу о политической тенденции Эсхила в «Эвменидах» // Вестник древней истории. 1968. № 2.
  17. Россиус А.А. Полемика Исократа с Академией Платона // Вестник древней истории. 1987. № 2.
  18. Ростовцев М.И. Древний мир и современность // Вестник древней истории. 1997. № 2.
  19. Самохина Г.С. Панэллинская идея в политике Македонии конца III в. до н.э. // Социальная структура и политическая организация античного общества. Межвузовский сборник. Лг., 1982.
  20. Сизов С.С. Утопия и общественное сознание. Л. 1988.

64. Соболевский С.И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения // Ксенофонт. Сократические сочинения. Ки-ропедия. М., 2003.

  1. Строгецкий В.М. Формирование представлений о мире человека в классической Греции // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 3. СПб., 2004.
  2. Трубецкой Е.Н. Социальная утопия Платона. М., 1908.
  3. Фролов Э.Д. Греческие тираны (IVв. до н.э.) СПб., 1972.
  4. Фролов Э.Д. Ксенофонт и поздняя тирания // Вестник древней истории. № 1. 1969.
  5. Фролов Э.Д. Политические тенденции трактата Ксенофонта «О доходах» // Проблемы социально-экономической истории древнего мира. М.-Л., 1963.
  6. Фролов Э.Д. Тирания в древней Греции в IV в. до н. э. Автореф. дисс... д. ист. н. Л., 1977.
  7. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991.
  8. Харченко А.А. Панэллинская идея в произведениях Ксенофонта и Исократа // Cogito. Альманах истории идей. Ростов-на-Дону, 2006.
  9. Чернышов Ю.Г. О некоторых новых подходах к изучению античных социальных утопий // Методология и методика изучения античного мира. М., 1994
  10. Чернышов Ю.Г. Утопизм античный и современный: историография проблемы // Историография актуальных проблем античности и раннего средневековья. Барнаул. 1990.
  11. Чернышов Ю.Г. Характерные черты греческой социальной утопии // Социальная структура и идеология античности и раннего средневековья. Барнаул. 1989.
  12. Широкова Н.С. Идеализация варваров в античной литературной традиции // Античный полис. Л., 1979.
  13. Шишко Е.П. Политические идеалы Ксенофонта // Проблемы античной истории. Сб. науч. ст. СПб., 2003.
  14. Шофман А.С. Идеологическая подготовка восточных походов в греческой историографии, литера-туре и публицистике // Вопросы историографии всеобщей истории. Вып. 2. Казань, 1967.
  15. Штраус Л. Еще раз о «Гиероне» Ксенофонта // Штраус Л. Введение в политическую философию. М., 2000.
  16. Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона // Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1992.
  17. Яйленко В.П. Платоновская теория основания полиса и эллинская колонизационная практика // Платон и его эпоха. М., 1979.

komiwiki.syktsu.ru