История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Почему Спарта являлась одним из самых сильных полисов Древней Греции? Полис древней греции спарта


Спарта как тип греческого полиса

Спарта как тип греческого полиса

Наряду с Афинами, древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Так же как и в Афинах, в Спарте наблюдается античная форма собственности в качестве коллективной собственности сограждан – спартиатов. Политическая жизнь была сосредоточена в рамках только коллектива спартиатов. Имела место и традиционная для полиса тесная связка гражданин-воин. Для Спарты был характерен республиканский, правда в отличном от Афин, вариант государственного устройства.

Однако между Афинами и Спартой существовали и глубокие различия. Если в Афинах политический строй имел форму рабовладельческой демократии, то в Спарте господствовала рабовладельческая олигархия. Динамичная экономика Афин торгово-ремесленного типа резко контрастировала с застойным характером спартанской экономики аграрного характера. Имела место разница и в социальной структуре общества этих двух типов полисов.

Начало формирования спартанского полиса и его государственности относится ко времени конца дорийского завоевания. Племена дорийцев оседают на территории Пелопоннеса около XII–XI вв. до н. э. В X веке до н. э. в Лаконике возникает поселение Спарта, объединившее пять деревень, в которых обосновались переселенцы. Дорийцы заняли также Арголиду и плодородную Мессению.

Местное ахейское население было завоевано и частично истреблено. Но некоторым представителям ахейских родов все же удалось поладить с завоевателями, и в состав более поздней спартанской аристократии вошли несколько древних ахейских родов, один из которых даже был царским. К этому же времени относится формирование спартанской государственности. Возникновение спартанского государства определилось завоеванием обширных чужих территорий, достаточно коротким по времени. При этом завоеватели-дорийцы стояли на очень низком уровне социально-экономического развития, переживая период разложения родовых отношений. Это и создало предпосылки для длительного сохранения в спартанском государстве ряда пережитков родового строя.

Фактом завоевания определялся и характер социальной структуры спартанского полиса. Покорив соседнюю плодородную Мессению в ходе двух Мессенских войн VIII–VII вв. до н. э., спартиаты поделили все принадлежащие им земельные угодья примерно на 9 тысяч участков. Каждый полноправный спартиат, член «общины равных», получил такой участок земли вместе с находившимися на нем семьями завоеванных местных жителей – илотов – в пожизненное владение. Однако сами спартиаты производительной деятельностью не занимались. Поэтому именно илоты стали основной эксплуатируемой массой в Спарте. Илоты обладали относительной хозяйственной самостоятельностью, владели орудиями труда, отдавали значительную часть урожая в общину спартиатов и были лишены каких-либо гражданских прав.

Илоты целиком принадлежали всей спартанской общине, но не отдельному спартиату. Только коллектив спартиатов мог распоряжаться их имуществом и жизнью, причем даже самый незначительный протест с их стороны карался жесточайшим образом. Именно община спартиатов осуществляла своеобразные террористические акции устрашения илотов (криптии), безнаказанно уничтожая самых активных и сильных из них. Таким образом, спартанских илотов можно считать типичной рабской массой, но рабами государственными, в отличие от частновладельческих рабов Афинского полиса.

В спартанском обществе существовала еще одна социальная группа населения – периэки («живущие вокруг»). Это были преимущественно потомки завоевателей-дорийцев, не вошедшие по разным причинам в состав спартанской «общины равных». Проживали они в основном в прибрежных областях и занимались ремеслом и торговлей. Поселения периэков обладали правами внутреннего самоуправления, но находились под контролем специальных спартанских чиновников. Периэки должны были выставлять небольшие контингенты в состав воинского ополчения спартанского полиса. Политическими правами и, соответственно, правом владения землей они не обладали. В этом смысле положение периэков можно сблизить с положением афинских метеков, за исключением участия периэков в составе воинского ополчения. Метекам это было запрещено.

Спартанское государственное устройство было более архаичным по своему характеру, нежели в Афинах. Формально во главе общины граждан-спартиатов стояли два царя-военачальника. Характер спартанской диархии определялся тем, что одной царской династией была ахейская, другой – дорийская. Функции спартанских царей были весьма ограничены. В основном это были военачальники, в мирное же время они осуществляли некоторые жреческие и, частично, судебные обязанности.

Оба царя пожизненно входили в состав спартанского совета старейшин – геруссии, состоящей из 30 членов (2 царя не моложе 30 лет – возраст совершеннолетия в Спарте) и 28 выборных старцев-геронтов (не моложе 60 лет). Геруссия готовила спартанские законы, являясь одновременно верховным судебным органом и высшим военным советом.

Народное собрание (апелла) являлось верховным государственным органом спартанской гражданской общины. Оно состояло из полноправных воинов-спартиатов. Но спартанская апелла, в отличие от афинской экклесии, не обладала правом законодательной инициативы и только утверждала или отклоняла решения, подготовленные геруссией. Интересно отметить архаичный способ голосования в апелле: только по шуму и крикам специальная комиссия определяла, «за» или «против» проголосовало народное собрание.

Еще один орган государственного устройства Спарты – эфорат. Коллегия 5 эфоров возникла как орган верховного контроля за деятельностью царей и геруссией и вскоре превратилась в дополнительный верховный орган власти спартанской олигархии. Избирались эфоры по одному от каждого из пяти спартанских поселений сроком на один год. Они обладали высшей контрольной властью, имели право привлекать к ответственности любого спартиата, включая геронтов и царей, наблюдали за выполнением законов Спарты и правил спартанского образа жизни. Эфоры также руководили внутренней и внешней политикой спартанского полиса, а также террористическими мероприятиями против илотов.

Весь этот достаточно архаический по характеру государственный строй получил название Ликургова по имени установившего его законодателя, легендарного Ликурга. Однако считается, что такой строй установился не сразу, а складывался постепенно.

Реформы Ликурга превратили Спарту в единый военный лагерь. Это было необходимо, учитывая потенциальную опасность илотских мятежей. Важным политическим принципом, положенным в основу «Ликургова строя», был принцип равенства всех граждан спартанской общины. В соответствии с этим и складывалась «община равных». ВСпарте была разработана и действовала целая система мер для того, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения спартиатов, исключить возможность их имущественного неравенства. Именно поэтому из денежного обращения была изъята вся серебряная и золотая монета и роль денежного эквивалента выполняли неудобные железные слитки-прутья, давно вышедшие из употребления в Греции. Торговля и ремесло считались занятиями, позорящими спартиата. Сделки по купле-продаже земли были под запретом, трудились на ней исключительно илоты. Все спартиаты, независимо от их общественного положения и происхождения, носили одинаковую простую одежду, ели одинаковую пищу за общественными трапезами-сисситиями, пользовались одинаковой домашней утварью.

Все это, несомненно, способствовало консолидации гражданского коллектива Спарты. Спартанская фаланга долгое время не знала себе равных на полях сражений. Уже в VI веке до н. э. Спарта, подчинив себе такие крупные полисы Греции, как Коринф, Мегары и другие, стала во главе первого военно-политического объединения Греции – Пелопоннесского союза.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

8. Спарта как тип полиса.

В истории Греции VI–IV вв. до н.э. наиболее заметную роль играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.

8.1. Спарта в древности.

Территория Спарты – Лаконика расположена в южной части Пелопоннеса. Это плодородная долина, спускающаяся к морю и орошаемая рекой Эвротом. С трех сторон долина ограждена горными возвышенностями; морское ее побережье неудобно для мореплавания. В глубокой древности на территории Лаконики, как и на территории смежных с ней Арголиды и Мессении, находился ряд центров микенской культуры. В «Илиаде» упоминается, что в Лаконике существовало 12 отдельных общин, подчиненных легендарному парю Менелаю. В числе этих общин была и древняя Спарта. Памятниками микенской культуры в Лаконике являются замечательные по богатству и художественности найденных в них вещей погребения древних Амикл (современная деревня Вафио) и др.

8.2. Вторжение дорийцев.

В XII-XI вв. до н.э. в Лаконику вторглись дорийцы. Коренное ахейское население этой области частью было уничтожено или порабощено победителями, частью с ними ассимилировалось, частью бежало в горы или переселилось в более далекие области. Во время этого вторжения, очевидно, был разрушен и древний город Спарта. Известный позднее под этим названием город на реке Эвроте, судя по раскопкам, возник позже, – по всем признакам, в IX в. до н.э. Может быть, эта позднейшая Спарта возникла в результате слияния двух общин: дорийской и ахейской, поскольку из двух совместно царствовавших в дальнейшем в Спарте династий одна считала себя по происхождению дорийской, а другая – ахейской.

8.3. Мессенские войны.

После завоевания Лаконики дорийцы начали упорную борьбу за овладение соседними с Лаконийской долиной областями – Кинурией на востоке и плодородной Мессенией на западе. Кинурию спартанцам удалось завоевать в VI в. до н.э. Завоевание Мессении, начавшееся еще в VIII в. до н.э. и длившееся около столетия, вылилось в две большие войны, осложненные социальными потрясениями в самой Спарте. В результате войн вся территория Мессении была поделена между победителями на участки; большая часть ее населения была обращена в государственных рабов – илотов. Именно это повлияло на складывания этнического характера государства в Спарте, в том смысле, что привилегированной частью населения, полноправными гражданами стали завоеватели дорийцы (включавшие ахейский элемент), а низшим слоем населения стали завоеванные автохтоны, так основой социальных противоречий стал не столько сам социальный фактор, а социо-этнический. Это же породило и военизированный характер государства и его гипертрофированную роль в жизни общества: для того, чтобы удерживать свое господствующее положение спартиаты должны были держать в постоянном повиновении илотов, которых было в десятки раз больше. В численном отношении полноправные спартиаты вместе с семьями вряд ли составляли более 10% от общего числа жителей своего государства; по преданию, их первоначально насчитывалось 9 тыс. семейств.

studfiles.net

Спартанский полис

ПЛАН

Введение

I. Возникновение государства

II. Общественный строй

1. Население Спарты

2. Спартанское воспитание

а) воспитание в возрасте от 7 до 15 лет

б) воспитание в возрасте от 15 до 20 лет

в) воспитание в возрасте от 21 до 30 лет

г) женское воспитание в Спарте

III. Государственный строй

1. Народное собрание - апелла

2. Государственные институты: коллегия эфоратов и совет старейшин (герусия)

3. Спартанское право

Заключение

Список использованных источников

Введение

Спарта (Лакония, Лакедемон) - одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции.

Основателями Спарты в IX в. до н.э. были дорийцы, вторгшиеся в Лаконию (область южной Греции) и завоевавшие в VIII веке до н.э. соседнюю богатую и плодородную область Мессению, что сделало Спарту одним из крупнейших греческих государств. К началу периода архаики спартанцы торговали с другими греческими государствами и ввозили из-за границы лучшие товары.

События VII в. до н.э. (поражение в войне против Аргоса, длившееся 20 лет, восстание мессенцев против Спарты) убедили спартанцев в необходимости усилить армию. К началу классического периода Спарта стала самым сильным в военном отношении государством в Греции, ее воины славились дисциплиной и храбростью.

Идеальный полис, Спарта, была государством, которое, по преданию древнегреческих историков, не знало смут и гражданских распрей. Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга. Согласно Плутарху и другим древним авторам, время жизни Ликурга приходится примерно на первую половину 7 в. до н.э. Это было время смут и беззаконий. Изучал законы и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины и установить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду между спартанцами.

Вернувшись в Спарту, Ликург вместе с 30 верными ему знатными гражданами приступил к реформам. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской общиной. Античные писатели утверждают, что Ликургом был создан Совет старейшин (герусия) из 28 человек.

Чтобы добиться согласия и мира, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в государстве. Всю землю, которой владела община, он поделил на примерно равные участки (клеры), 9 тысяч клеров получили спартанцы по числу семей, 30тысяч было отдано периэкам-жителям окрестных мест

Для сохранения всеобщего равенства Ликург запретил употреблять в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, и ввел очень тяжелые железные деньги. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте

Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальные предписания указывали, какие дома строить, какую одежду носить, и даже еда должна быть у всех одинаковой.

Жажда господства над всей Грецией привела олигархическую Спарту к войне с богатыми и процветающими демократическими Афинами. Война длилась 27 лет (431-404гг. до н.э.). Спарта победила в Пелопонесской войне, но ценой предательства интересов Эллады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов. Война вывела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и община равных вступила в полосу смут, как и все другие греческие полисы.

Целью данной контрольной работы является изучение Спартанского полиса, а так же основ общественного и государственного строя.

По структуре контрольная работа состоит их введения, основной части, заключения, списка использованных источников.

IВозникновение государства

Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Самое дорическое из всех государств Древней Греции. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония — сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемоном, поэтому обитателей этой местности часто именовали "лакедемонянами", что практически равнозначно словам "спартанец" или "спартиат".

С VIII века до н.э. Спарта начала расширяться за счет покорения соседей - других греческих городов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов.Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными греческими городами-государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать около 550 до н.э., оформился около 510-500 до н.э.) Спарта фактически превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.

Древняя Спарта представляла собой рабовладельческое государство, но с сильными пережитками общинного быта. Основой экономики здесь было сельское хозяйство. Ремесло было развито крайне слабо. Необходимость держать в постоянном страхе и повиновении рабов, число которых в несколько десятков раз превышало число свободных, заставляла рабовладельцев всеми силами поддерживать дисциплину и единство в своей среде. Отсюда - стремление коллектива рабовладельцев искусственными мерами задержать рост частной собственности, предупредить накопление движимых богатств в одних руках, тенденция соблюдать уравнительность в среде этой организованной по военному ассоциации рабовладельцев. По этой причине в Спарте очень долго сохраняет свой авторитет наследственная аристократия, тогда как в Афинах родовой власти был нанесен сокрушительный удар еще в VI в. до н.э. (реформы Солона и Клисфена). В Спарте самым многочисленным классом были рабы (илоты), которых насчитывалось приблизительно около 220 000 чел. Положение илотов в Спарте значительно отличается от положения рабов в других античных государствах. Считают, что илоты - это завоеванное население, обращенное в рабство. Это государственные рабы, сидящие на земле, т. е. прикрепленные к ней и отдающие половину урожая государству. Следовательно, Спарта не знала частной собственности на рабов. Спартанцы сообща владели всеми рабами и всей землей. По существу, класс спартиатов был небольшой группой правящего класса, эксплуатировавшей рабов. Чтобы держать этих рабов в повиновении и беспощадно расправляться с рабскими восстаниями, нужна была определенная военная организация. Спартанцы уделяли огромное внимание созданию сильного и боеспособного войска. Вся система воспитания спартанцев была подчинена одной цели: сделать из граждан хороших воинов. Вся полнота государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов.

II Общественный строй

1. Население Спарты

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы:

· спартиаты;

· гипомейены;

· периэки;

· илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных". Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилетнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов. Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

2. Спартанское воспитание

Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались с детства.

а) воспитание в возрасте от 7 до 15 лет

Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.

В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.

mirznanii.com

Спарта как тип полиса / Наука / Лента.co

   Читать оригинал публикации на postnauka.ru   

Спарта (ее более полное тождественное название — Лакедемóн) — это достаточно уникальный греческий полис, и уникальный потому, что в нем сохранились черты какого-то архаического гоплитского полиса. Любой греческий полис — это гражданская община, где верховная власть в конце концов принадлежит гоплитам, то есть воинам, гражданам. В Спарте эти черты вычленены наиболее ярко. Возникновение такого гоплитского полиса восходит к реформам Ликурга. Ликург — это, может быть, мифическое, может быть, реальное лицо. Очевидно, он жил во второй половине VII века до нашей эры, и он провел целый комплекс реформ, которые изменили Спартанское государство. Цель этих реформ была в том, чтобы спартанцы стали более боеспособными. В это время спартанцы завоевали уже Мессению — огромную область к западу от Лаконики (от области, где жили спартанцы) — и поработили местное население. Для того чтобы держать их в подчинении, спартанское общество должно было приобрести черты военного лагеря, способного в любую минуту подавить восстание илотов. Реформы Ликурга были направлены именно на это. Известно, что Ликург получил ретру (изречение Дельфийского оракула), которая послужила толчком к реформам. Они вызвали неудовольствие части спартанского коллектива. Известно, что Ликургу нанесли увечья. Но в конце концов реформы были приняты большинством спартанских граждан. В чем они заключались?

Первое и главное: плодородные земли Спарты были разделены на 9 тысяч участков-клеров (клер по-гречески — это ‘жребий’). Некоторые историки считают, что в действительности этих участков было меньше — 6 или 7 тысяч. И вот каждый спартиат по жребию получал этот клер. Но клер — это не просто земля, а это земля, обрабатываемая илотами, зависимыми земледельцами. В каждом клере было 7 семей илотов, которые обязаны были содержать спартанцев, отдавая им половину урожая. Этих илотов (это были как ахейцы, дорийское население Спарты, так и дорийцы из Мессении, их сородичи) считают то рабами, то крепостными крестьянами. И для того и для другого есть основания, потому что клер нельзя было продавать без илотов. Илоты были прикреплены к этому клеру, и они обязаны были отдавать владельцу клера половину урожая — это было возможно потому, что земли Лаконики и Мессении были очень плодородными по меркам Древней Греции.

Кроме илотов в Лаконике и Мессении жили периэки. Периэки — это свободные неграждане, которые пользовались ограниченными правами. Они избирали на самоуправление, они были лично свободные, они могли заниматься ремеслом и торговлей, они служили в спартанском войске как гоплиты (сначала отдельно от спартанских граждан, впоследствии уже вместе с ними). Но они были вполне лояльными к Спартанскому государству. Но на вершине всего были спартанские граждане, или спартиаты. Их было 9 тысяч, и потом их количество постепенно уменьшалось. К середине IV века до нашей эры их число достигло одной тысячи.

Спартанские граждане должны были заниматься только войной: им законодательно запрещено было заниматься и ремеслом, и торговлей, и любой другой сферой деятельности, кроме военной. На это было направлено все воспитание спартанских граждан — мальчиков и девочек тоже. Но мальчики получали общественное воспитание. С семи лет мальчика забирали из семьи, и они воспитывались в таких отрядах — агелах (стадах). Очень жесткая дисциплина под руководством иренов (руководителей юношей). Подростки воспитывались с целью выработать бесстрашие, умение подчиняться и командовать, жестокость, ненависть к илотам. Обрядом инициации были так называемые криптии, когда эти юноши-спартиаты (спартанские граждане) охотились за илотами и убивали наиболее здоровых молодых илотов. К двадцати годам они получали некоторые гражданские права (уже могли жениться), а к тридцати — полные гражданские права. Вся система воспитания называлась агогэ, без нее стать спартиатом было невозможно. Девочки тоже воспитывались: физические упражнения, религиозные ритуалы. Девушки и женщины в Спарте пользовались бóльшей свободой, чем в других греческих полисах, и выходили замуж не раньше восемнадцати лет. В Спарте сохранялись разные архаические обычаи, в том числе полиандрия (многомужество), два брата могли иметь одну жену и так далее. Все это было направлено на рождение как можно бóльшего числа здоровых и боеспособных граждан, спартиатов.

Государственное устройство Спарты было тоже особым. Верховным органом власти, как и в других греческих полисах, было народное собрание — апелла (возможно, это связано с именем бога Аполлона), которое решало главные вопросы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира, но решало способом, который Аристотель называл «детским», — оно решало силой крика: кто громче крикнет, тот и победил. То есть вопросы не обсуждались на народном собрании, они только решались. Зато очень важную роль играла герусия — это совет старейшин, состоявший из 28 геронтов (старцев) — полноправных спартиатов старше шестидесяти лет, которых народное собрание избирало пожизненно. И герусия пользовалась очень большими правами. Но в нее входило 30 человек, кроме геронтов в нее входили два царя. В Спарте сохранялась царская власть. Спартанские цари были наследственными пожизненными военачальниками. Было два царя из династии Гераклидов. Они пользовались огромными правами на войне, были верховными жрецами Зевса, обладали всякими почетными обязанностями, но при всем при том политической роли в Спарте, в самом городе, они не имели.

Зато очень важную роль играли так называемые эфоры — это должностные лица, которые были введены, очевидно, уже после Ликурга. Эфоров (наблюдателей или соглядатаев) пять, они избирались на год и обладали контрольными функциями: они могли отстранять любое должностное лицо или наказывать любого спартанца за несоблюдение неписаных спартанских обычаев. Они могли отстранять даже царя и налагать штраф на него. Раз в 9 лет они ночью наблюдали звезды и, если видели падающую звезду, отстраняли царя от власти, а затем направляли запрос в Дельфийский оракул: что значит это предзнаменование. То есть их власть была большой. Это разделение властей способствовало тому, что спартанский строй был очень стабильный. Другие греки восхищались тем, что спартанцы не меняли своего строя в течение почти 500 лет (более 400 лет). В Спарте не было тирании.

Мы знаем о Спарте из афинских источников. Афинские аристократы восхищались Спартой, поэтому возник спартанский миф, но он основан на реальных фактах, на боеспособности спартанской армии. Спартанская армия была очень боеспособна. Известен подвиг царя Леонида и 300 спартанцев. Спартанцы не отступали, и в течение долгого времени, вплоть до 371 года до нашей эры, спартанцы были непобедимыми в пешем бою, спартанская фаланга считалась образцовой. И Спарта сыграла огромную роль в отражении персидского нашествия: Спарта возглавляла сухопутное войско, которое разгромило войско персидского царя Ксеркса.

lenta.co

Почему Спарта являлась одним из самых сильных полисов Древней Греции?

Спарта была одним из сильнейших греческих полисов. Она соперничала с Афинами и другими государствами. Именно Спарта возглавляла некоторые греческие союзы. Спартанцы считались великолепными воинами.

Такое могущество Спарты имеет определенные причины.

Причины могущества Спарты

Чтобы понять, почему Спарта являлась одним из самых сильных полисов Древней Греции, следует разобраться в причинах ее могущества более подробно:

  • Сила и влияние любого полиса основывались на армии. Поэтому, в Спарте традиционно уделялось особое внимание обучению войска. Оно состояло из тяжеловооруженных пехотинцев – гоплитов. Спартанские воины постоянно занимались военными играми, упражнялись во владении мечом;
  • В Спарте существовала особая система воспитания юношей. Они воспитывались вне семьи. Были созданы специальные школы, куда юношей помещали с детского возраста. Там они обучались военным наукам. И к совершеннолетию, каждый спартанский юноша становился отличным воином. Поэтому, армия Спарты состояла из всего мужского населения данного полиса;
  • Много внимание уделялось единству воинов. Проводились особые ритуальные пиры, на которых участвовали только мужчины. Они вместе охотились и принимали участие в общих жертвоприношениях.

Спартанская армия была дисциплинированной и храброй. Воины беспрекословно слушались командиров. Они с детства были готовы к войне и воспринимали ее как возможность отличиться и завоевать славу.

Моральное воспитание юношей

Таким образом, Спарта была одним из самых сильных полисов Древней Греции благодаря своей армии. Но помимо военных наук, много внимания уделялось и воспитанию юношей. Спартанцы не признавали роскошь и удобства. Они предпочитали спать на простых постелях, не носили украшений, не окружали себя многочисленными рабами.

Суровое воспитание, готовность спокойно переносить боль и лишения, делали спартанцев лучшими воинами Древней Греции. Кроме того, спартанцы регулярно устраивали массовые убийства илотов - потомков покоренного населения Пелопоннеса, живших там до прихода ахейцев. Это объединяло свободных мужчин Спарты, давало им ощущение единства интересов.

vashurok.ru

Спарта как тип полиса. Реформы Ликурга и своеобразие спартанских социальных институтов

39

Лекция 5

Спарта как тип полиса. Реформы Ликурга и своеобразие спартанских социальных институтов

Особое место среди греческих полисов занимала Спарта. Для многих поколений греков она была чем-то близким реальному воплощению идеального государства, и даже противники спартанского государственного устройства отдавали должное его цельности, устойчивости и эффективности.

Спарта (Лакедемон) была главным городом Лаконии, области в южном Пелопоннесе, которая охватывала плодороднейшую долину реки Эврот и прилегающие гористые местности. Дорийцы пришли в Лаконию, очевидно, в XI в. до н. э. и обосновались там, постепенно подчинив местное ахейское население. Полис Спарта образовался в результате объединения четырех поселений, впоследствии к ним присоединилось и пятое поселение — Амиклы. Порабощенное население спартанцы называли илотами по названию ахейского поселения Илос в южной Лаконии. Часть населения, периэки («живу-

40

щие рядом»), была свободной, имела внутреннее самоуправление, но не имела прав гражданства.

К середине VIII в. до н. э. вся Лакония уже была подчинена, и Спарта вела войны с Аргосом за обладание пограничной областью Кинурией. В это время другие греческие полисы в значительной степени из-за нехватки земли стали активно выводить колонии за пределы Балканской Греции. Спарта основала лишь Тарент в южной Италии в конце VIII в. до н. э. (колонистами стали, согласно преданию, дети от смешанных браков спартанских женщин и неграждан), хотя в Спарте ощущался земельный голод и нарастали социальные противоречия, как и во всей Греции. Раздражители были теми же, но реакция оказалась иной: все силы Спарты были направлены на завоевание Мессении — соседней области на юго-западе Пелопоннеса. В результате I Мессенской войны (736 — 720 гт. до н. э.) Мессения была захвачена спартанцами, а ее население превращено в илотов. Век спустя, во второй половине VII в. до н. э., мессенцы восстали под предводительством Аристомена (II Мессенская война). Но несмотря на поддержку со стороны полисов Аркадии и Аргоса, мессенцы были вновь порабощены.

Мессенские войны потребовали мобилизации всех сил спартанского гражданства и послужили толчком к принятию «законов Ликурга», о которых до сих пор много спорят историки. Еще греческий историк римского времени Плутарх в биографии Ликурга писал: «О законодателе Ликурге невоз

41

можно сообщить ничего строго достоверного: и о его происхождении, и о путешествиях, и о кончине, а равно и о его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы. Но более всего расходятся сведения о том, в какую пору он жил». Сейчас невозможно выяснить, насколько реален его образ. Во всяком случае, с именем Ликурга связывались те изменения в законодательстве, которые сделали Спарту уникальным в Греции «гоплитским государством». Согласно традиции, Ликург получил в Дельфах оракул, предписывавший ему произвести преобразования. Эти реформы проводились, очевидно, в конце VII — первой половине VI в. до н. э.

Гражданский коллектив Спарты был преобразован в общину «равных» (гомеев). Было нарезано 9 тысяч примерно равных участков («клеров» — жребиев), каждый из которых должны были обрабатывать несколько семей илотов. Половина урожая должна была отдаваться спартанцу — владельцу (точнее — пользователю) клера. Мужчины-граждане становились воинами и только воинами. Любой другой вид деятельности для них стал немыслим. Обогащение сделалось невозможным, а само стремление к нему считалось постыдным. Жизнь спартанца регламентировалась от рождения до смерти. Должностные лица, а не родители решали, оставить ли в живых новорожденного с физическими недостатками, или умертвить его. Дети и подростки воспитывались в специальных группах — агелах, где их воспитатели и старшие сверстники

42

(ирены) стремились привить им качества, необходимые истинному спартиату, — отвагу, ловкость, смелость, немногословие (лаконизм).

Женщины пользовались в Спарте, по сравнению с другими греческими полисами, относительной свободой, и их жизнь не была подчинена столь жесткой регламентации; большими правами они пользовались и в семье. Воспитание девушек имело целью воспитание будущих матерей.

Подчинению интересов индивида интересам коллектива граждан способствовали и совместные трапезы (фидитии или сисситии), присутствие на которых было обязательно для мужчин-граждан (кроме больных и немощных). Исключение не делалось ни для кого: когда после победоносного похода один из спартанских царей-полководцев захотел пообедать с семьей и не пришел на общественную трапезу, на него был наложен штраф.

В Спарте в необычной для Греции форме сохранилась царская власть: два царя (басилея), которые считались потомками Геракла, пользовались большим почетом, возглавляли спартанское войско во время походов, однако их функции в самой Спарте были незначительны. Вместе с 28 геронтами (старцами) они составляли герусию (совет старейшин) — орган, который играл важную роль и фактически предопределял решения народного собрания — апеллы. Апелла, на которую собирались все спартанцы, считалась высшим органом власти: она избирала должностных лиц, утверждала решения по важнейшим вопросам — войны и мира и др. Но

43

на рассмотрение апеллы выносились уже готовые проекты, которые одобрялись либо отвергались весьма примитивным способом — учитывалась сила крика. Чисто спартанским институтом был эфорат, полнившийся несколько позже Ликурговых законов. Каждый год избирались пять эфоров (наблюдателей), призванных обеспечить исполнение и неизменность Ликурговых законов. Их права были столь велики, что они могли отстранять от власти даже царей.

Сложившееся в Спарте политическое устройство обеспечивало права господствующей социальной группы спартиатов [гомеев — равных) и эффективную систему подчинения и угнетения других социальных групп спартанского общества, весьма значительных по численности. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в битве с персами при Платеях в 479 г. до н. э., помимо 5 тысяч спартиатов, принимали участие 5 тысяч периэков и 35 тысяч илотов.

Периэки жили в поселениях в гористой местности в Лаконии и пользовались внутренним самоуправлением. В каждом периэкском поселении был гармост, представитель Спарты, осуществлявший надзор. Периэки служили в спартанском войске гоплитами и, несмотря на отсутствие политических прав, оставались в целом надежной опорой спартиатов. Их главными занятиями были ремесло и в небольшой степени торговля. После запрета спартиатам заниматься любыми связанными с обогащением видами деятельности периэки в этих сферах

44

были вне конкуренции, и, несмотря на упадок внешней торговли после реформ Ликурга, обеспечивали Спарту всеми необходимыми товарами — особенно ценились лаконское оружие и простые предметы обихода.

Илоты были самой многочисленной группой населения Спартанского государства. Фактически они находились на положении государственных рабов, вынужденных отдавать спартанцам половину урожая.

Точно ослы, отягченные тяжелым бременем,

Несли они своим господам под гнетом тяжкой необходимости

Половину плодов, которые приносит земля, —

так писал о них поэт Тиртей в конце VII в. до н. э. Илотами стали и жители завоеванной спартанцами Мессении, так что общая их численность, вероятно, в десять раз превосходила численность спартиатов. В отличие от рабов в других греческих государствах илоты жили компактно семьями, принадлежали к одному племени, ненавидели спартиатов («готовы были пожрать их живьем», — писал один древний автор). Всегда существовала опасность восстания илотов, особенно в периоды внешней опасности или внутренних неурядиц в Спартанском государстве. Так, в 464 г. до н. э., после страшного землетрясения, когда погибло много спартиатов, илоты восстали и даже пытались захватить саму Спарту, а затем в течение десяти лет сопротивля

45

лись угнетателям. Постоянная опасность восстания илотов и была главной причиной милитаризации Спарты. По отношению к илотам любая жестокость считалась оправданной — время от времени спартиаты устраивали криптии (облавы на молодых и сильных илотов). При этом преследовалась двойная цель; убийство молодых и сильных илотов уменьшало опасность восстания, а участвовавшие в этих акциях молодые спартиаты приучались ненавидеть угнетенных и не страшиться жестокости по отношению к ним.

Реформы Ликурга изменили характер спартанского общества. До первой половины VI в. до н. э. Спарта не выделялась из других архаических греческих полисов: в ней процветала поэзия, лаконская расписная керамика и бронзовое литье считались одними из лучших в Греции. Но после середины VI в. до н. э. происходит перелом: отныне и вплоть до римского времени Спарта не дала Греции ни одного поэта, философа, художника; деградирует лаконское ремесло, переключившееся на выпуск простых, примитивных в художественном и техническом отношении, вещей. Значительно сократилось даже число олимпийских победителей-спартиатов. Все силы спартанского общества были направлены на сохранение системы равенства среди граждан и на подавление угнетенных слоев населения.

Претерпевает некоторые изменения и внешняя политика Спарты. После завоевания Мессении Спарта отказывается от намерения расширять

46

свои владения в Пелопоннесе: заканчиваются многолетние войны с Тегеей. Начинается формирование Пелопоннесского союза — достаточно аморфного федеративного образования полисов Пелопоннеса, в котором Спарта играет главенствующую роль (его официальное название — «лакедемоняне и союзники»). Союзники не платили дань, сохраняли независимость во внутренних делах, но должны были выступать вместе против общего врага.

К Пелопоннесскому союзу примкнули не только аграрные полисы полуострова, но и такие богатые города Истмийского перешейка, как Коринф и Мегара, нуждавшиеся в помощи Спарты в борьбе с Афинами. Единственным крупным полисом Пелопоннеса, не примкнувшим к союзу, был давний враг Спарты Аргос. Спарта и Пелопоннесский союз играли консервативно-стабилизирующую роль в Греции: они способствовали низвержению тираний (например, тирании Писистратидов в Афинах), препятствовали распространению демократических преобразований. Пелопоннесский союз во главе со Спартой, наряду с Афинами, сыграл решающую роль в отражении персидского нашествия на Грецию.

Многие греческие историки и философы рассматривали Спарту как воплощение мечты об идеальном «гоплитском» государстве, в котором существует равенство граждан. Этому способствовало то, что аристократы греческих полисов считали спартанцев своими естественными союзниками в

47

борьбе против демократических преобразований. Наблюдателей поражала стабильность спартанского общества, отсутствие периодов тиранического правления, законопослушность спартиатов. Впрочем, и Платон, и Аристотель указывали, что совершенства удалось достичь лишь в сфере военной и физической подготовки — мужество, смелость, ловкость и дисциплинированность спартанцев вошли в поговорку. Однако в жертву было принесено интеллектуальное развитие, развитие литературы, искусств, философии. Спарта, несмотря на ее огромное значение, осталась единичным, уникальным примером, в котором многие характерные черты полиса были доведены до логического конца, вне всякой корреляции с реальным развитием общества.

Подготовлено по изданию:

Карпюк С. Г.Лекции по истории древней Греции. — М.: Ладомир, 1997. — 160 с.ISBN 5-86218-205-5© Карпюк С. Г. Лекции, 1996.© Гаврилин Е.В. Оформление, 1996. © Научно-издательский центр «Ладомир», 1996.

www.sno.pro1.ru

Почему Спарта являлась одним из самых сильных полисов Древней Греции?

Спарта была одним из сильнейших греческих полисов. Она соперничала с Афинами и другими государствами. Именно Спарта возглавляла некоторые греческие союзы. Спартанцы считались великолепными воинами.

Такое могущество Спарты имеет определенные причины.

Причины могущества Спарты

Чтобы понять, почему Спарта являлась одним из самых сильных полисов Древней Греции, следует разобраться в причинах ее могущества более подробно:

  • Сила и влияние любого полиса основывались на армии. Поэтому, в Спарте традиционно уделялось особое внимание обучению войска. Оно состояло из тяжеловооруженных пехотинцев – гоплитов. Спартанские воины постоянно занимались военными играми, упражнялись во владении мечом;
  • В Спарте существовала особая система воспитания юношей. Они воспитывались вне семьи. Были созданы специальные школы, куда юношей помещали с детского возраста. Там они обучались военным наукам. И к совершеннолетию, каждый спартанский юноша становился отличным воином. Поэтому, армия Спарты состояла из всего мужского населения данного полиса;
  • Много внимание уделялось единству воинов. Проводились особые ритуальные пиры, на которых участвовали только мужчины. Они вместе охотились и принимали участие в общих жертвоприношениях.

Спартанская армия была дисциплинированной и храброй. Воины беспрекословно слушались командиров. Они с детства были готовы к войне и воспринимали ее как возможность отличиться и завоевать славу.

Моральное воспитание юношей

Таким образом, Спарта была одним из самых сильных полисов Древней Греции благодаря своей армии. Но помимо военных наук, много внимания уделялось и воспитанию юношей. Спартанцы не признавали роскошь и удобства. Они предпочитали спать на простых постелях, не носили украшений, не окружали себя многочисленными рабами.

Суровое воспитание, готовность спокойно переносить боль и лишения, делали спартанцев лучшими воинами Древней Греции. Кроме того, спартанцы регулярно устраивали массовые убийства илотов - потомков покоренного населения Пелопоннеса, живших там до прихода ахейцев. Это объединяло свободных мужчин Спарты, давало им ощущение единства интересов.

shkolnikru.com