Сложную историческую эволюцию прошла персидская (иранская) цивилизация. Основную часть территории Древнеперсидского государства составляло огромное Иранское плоскогорье, расположенное к востоку от Месопотамии. Природные условия позволяли заниматься земледелием и скотоводством. Горы богаты лесом, металлом (золото, серебро, медь, железо, свинец), мрамором.
В 3-м тысячелетии до н. э. на территорию плоскогорья проникают из Азии так называемые иранские племена. Около 670 г. до н. э. одно из этих племен – мидяне– образовало государство Мидию и, объединившись с вавилонянами, разгромило ассирийскую державу. Однако в 550 г. до н. э. они покорились другому племени – персам. Объединенное Персидское государство возглавил выдающийся полководец и государственный деятель древности Кир II Великий (558–529 гг. до н. э.)[36]. Он покорил Армению, Каппадокию, Лидийское царство, где были захвачены огромные богатства царя Креза, первого правителя, который стал чеканить металлические деньги. Кир подчинил себе Вавилон, Палестину и Финикию. По решению просвещенного правителя в завоеванных территориях поддерживались прежние порядки, почитались местные боги и традиции. Кир II предположительно погиб во время одного из походов в Среднюю Азию.
При сыне Кира Камбизе был покорен Египет, и Персия – вслед за Ассирией – стала, по существу, мировой державой. Персия была местом, где проводились крупные социальные преобразования. При Дарий I(522–486 гг. до н. э.) страна была разделена на сатрапии, которые облагались денежными или натуральными налогами. Впервые в истории чеканилась единая для всего огромного государства золотая монета – дарик. Сатрапы могли чеканить серебряную и медную монету. Впервые в истории были обустроены дороги: на них через каждые 20 км располагались почтовые станции, гостиницы, сменные лошади. «Почтовые смотрители» одновременно были «ушами царя», его информаторами. Денежная система, дорожная сеть, разнообразие товаров, производимых в разных частях Персии, обеспечивали устойчивое экономическое развитие, оживленную торговлю.
Персы занимали особое положение в государстве: служили в армии, были чиновниками, занимались земледелием и скотоводством, полностью освобождались от всех налогов и повинностей. Опорой царской власти была армия. Командующие пятью военными округами подчинялись непосредственно царю.
Отец истории Геродот сообщал о персах следующее: «…Самым большим праздником у персов признается день рождения каждого человека. В этот день они считают нужным устраивать более обильное, чем в другие дни, угощение. Люди богатые тогда подают на стол зажаренного в печи быка, коня, верблюда или даже осла, а бедные выставляют лишь голову мелкого рогатого скота. Обеденных яств у них немного, зато в изобилии подаются десертные блюда одно за другим. Поэтому персы утверждают, что эллины встают из-за стола голодными, т. к. у них после обеда не подают ни одного стоящего блюда. Если бы у эллинов подавался десерт, то они ели бы не переставая. Персы – большие любители вина. В присутствии других людей у них не принято извергать пищу и мочиться. Эти обычаи персы строго соблюдают. За вином они обычно обсуждают самые важные дела. Решение, принятое на таком совещании, на следующий день хозяин дома, где они находятся, еще раз предлагает (на утверждение) гостям уже в трезвом виде. Если они и трезвыми одобряют это решение, то выполняют…
При встрече двух персов на улице по их приветствию легко можно распознать, одинакового ли они общественного положения: ведь в таком случае вместо приветствия они целуют друг друга в уста. Если один лишь немного ниже другого по положению, то целуются в щеки. Если же один гораздо ниже другого, то низший кланяется высшему, падая перед ним ниц…
Персы больше всех склонны к заимствованию чужеземных обычаев. Они носят ведь даже мидийскую одежду, считая ее красивее своей, а на войну надевают египетские доспехи. Персы предаются всевозможным наслаждениям и удовольствиям по мере знакомства с ними. Так, они заимствовали от эллинов любовное общение с мальчиками. У каждого перса много законных жен, а, кроме того, еще больше наложниц…
Главная доблесть персов – мужество. После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей…
О том, что им запрещено делать, персы даже и не говорят. Нет для них ничего более позорного, как лгать, а затем делать долги. Последнее – по многим другим причинам, а особенно потому, что должник, по их мнению, неизбежно должен лгать… В реку персы не мочатся и не плюют; рук они и сами не моют в реке и никому другому не позволяют этого делать. К рекам вообще персы относятся с глубоким благоговением.
Эти известия о персах я могу сообщить как безусловно достоверные. Напротив, сведения о погребальных обрядах и обычаях персы передают как тайну. Лишь глухо сообщается, что труп перса предают погребению только после того, как его растерзают хищные птицы или собаки. Впрочем, я достоверно знаю, что маги соблюдают этот обычай».
В древности персы поклонялись многим богам. По имени одного из племен персидские жрецы, чародеи и волшебники назывались маги (слово «магия» широко известно и в наши дни). Особенным почитанием пользовался священный огонь, считавшийся сыном верховного бога. Культ огня сохранился у части персов до настоящего времени. Широко распространенным был культ священных животных: быка, коровы, лошади и собаки. Важное место в культе занимали священные растения, из которых делался опьяняющий напиток хаома.
Около 628 г. до н. э. родился пророк Заратуштра (Зороастр), которому приписывают основание религиозной системы, построенной на едином культе верховного бога Ахурамазда. Маздаизм в правление Дария I стал государственной религией персов. Зороастризм, маздаизм, огнепоклонство иногда также называют авестизмом по названию главной священной книги «Авесты». Главное в зороастризме – борьба светлого и темного начал в мире. Светлый бог Агура-Мазда (в греческой передаче Ормузд) создал все светлое, чистое, разумное и полезное для людей: возделанную землю; домашних животных; чистые стихии – землю, воду и особенно огонь; правду, мудрость, добро. Глава духов тьмы Ангра-Майнъю (у греков Ариман) сотворил все злое, нечистое и вредное: пустыню; диких зверей, хищных птиц, гадов и насекомых; болезни, смерть и бесплодие; ложь, зло и моральную нечистоту. Людям, вставшим на сторону светлых духов, Авеста обещала счастливую жизнь[37].
Основой резкого дуализма светлого и темного начал, которым иранская религия выделяется из других религий мира, считается реально существовавший конфликт оседло-земледельческого и кочевого скотоводческого населения. Жрецы-атраваны приносили жертвы, поддерживали священный огонь. В связи с тем, что всякий труп считался нечистым и не должен был соприкасаться с чистыми стихиями – землей, водой и огнем – особые служители складывали голые тела в дакмах, специальных круглых башнях, где коршуны съедали мертвую плоть, а кости скатывались на дно колодца. Такие «башни молчания» до сих пор используются парсами, современными последователями маздаизма.
В отличие от других древних религий маздаизм включал в себя эсхатологическое учение о конце мира и Страшном суде. Согласно этому учению спаситель должен был родиться от девы и спасти человеческий род, поставить последнюю точку в борьбе с духом зла. До этого момента души почитателей Агура-Мазды пребывали в раю, а все остальные в аду. Спасителем считался Митра, который изображался воином, победителем мифического быка. Его «днем рождения» было 25 декабря – день зимнего солнцеворота (сравните «рождество Христово» в католицизме). Зороастризм оказал значительное влияние на евреев, на Римскую империю, способствовал появлению многочисленных сект: манихеев, несториан, павликиан, богомилов, иезидов и др. Сами иранцы в VII в. н. э. приняли мусульманство, будучи завоеванными арабами. Но маздаизм в первозданном виде сохранился у гебров (буквально – неверных) в Иране и у парсов в Западной Индии.
Персидская империя в первой половине V в. до н. э. безуспешно пыталась включить в свой состав территорию Древней Греции, а в 330 г. до н. э. после катастрофического разгрома Александром Македонским вошла в состав его огромного государства.
Кочевым племенам Передней Азии приписывается одомашнивание лошади в 3-м тысячелетии до н. э., а также изобретение колеса, боевых колесниц, разнообразных продуктов и изделий, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством.
На обширной территории от Каспийского моря до Персидского и Оманского заливов веками совершенствовались системы орошаемого земледелия. В VI в. н. э. иранцы стали разводить рис, сахарный тростник, научились производить шелк. Персидские ткани, в особенности ковры были ценнейшим товаром развитой иранской торговли.
Египетская, шумерская, индийская, китайская, еврейская и персидская цивилизации представляют особый интерес для познания путей, которыми развивалось человечество. В то же время нельзя не упомянуть и, некоторых других культурно-исторических системах древнейшей исторической эпохи.
studfiles.net
1.8. Персидская цивилизация. Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти
1.8. Персидская цивилизация
Сложную историческую эволюцию прошла персидская (иранская) цивилизация. Основную часть территории Древнеперсидского государства составляло огромное Иранское плоскогорье, расположенное к востоку от Месопотамии. Природные условия позволяли заниматься земледелием и скотоводством. Горы богаты лесом, металлом (золото, серебро, медь, железо, свинец), мрамором.
В третьем тысячелетии до н. э. на территорию плоскогорья проникают из Азии так называемые иранские племена. Около 670 г. до н. э. одно из этих племен — мидяне — образовало государство Мидию и, объединившись с вавилонянами, разгромило ассирийскую державу. Однако в 550 г. до н. э. они покорились другому племени — персам. Объединенное Персидское государство возглавил выдающийся полководец и государственный деятель древности Кир II Великий (558–529 гг. до н. э.). Он покорил Армению, Каппадокию, Лидийское царство, где были захвачены огромные богатства царя Креза, первого правителя, который стал чеканить металлические деньги. Кир подчинил себе Вавилон, Палестину и Финикию. По решению просвещенного правителя в завоеванных территориях поддерживались прежние порядки, почитались местные боги и традиции. Кир II предположительно погиб во время одного из походов в Среднюю Азию.
Согласно легенде, после битвы при Марафоне греческий воин Филиппид добежал до Афин, чтобы возвестить о победе афинян над персами, и умер от перенапряжения. А так как преодоленное им расстояние составило примерно 40 километров, именно такую дистанцию стали называть марафонской. На самом деле эта легенда стала смешением двух разных эпизодов. Филиппид (по другим источникам Фидиппид) преодолел бегом всего за сутки гораздо большее расстояние — 225 километров от Афин до Спарты — чтобы попросить военной помощи. Но афиняне в битве при Марафоне в итоге справились сами, а затем совершили очень быстрый марш-бросок в 40 километров до своего города, чтобы не допустить туда другую часть персидской армии, плывущую по морю, и тем самым закрепили свою победу.
При сыне Кира Камбизе был покорен Египет, и Персия — вслед за Ассирией — стала, по существу, мировой державой. Персия была местом, где проводились крупные социальные преобразования. При Дарии I (522–486 гг. до н. э.) страна была разделена на сатрапии, которые облагались денежными или натуральными налогами. Впервые в истории чеканилась единая для всего огромного государства золотая монета — дарик. Сатрапы могли чеканить серебряную и медную монету. Впервые в истории были обустроены дороги: на них через каждые 20 км располагались почтовые станции, гостиницы, сменные лошади. «Почтовые смотрители» одновременно были «ушами царя», его информаторами. Денежная система, дорожная сеть, разнообразие товаров, производимых в разных частях Персии, обеспечивали устойчивое экономическое развитие, оживленную торговлю.
Персы занимали особое положение в государстве: служили в армии, были чиновниками, занимались земледелием и скотоводством, полностью освобождались от всех налогов и повинностей. Опорой царской власти была армия. Командующие пятью военными округами подчинялись непосредственно царю.
Отец истории Геродот сообщал о персах следующее: «…Самым большим праздником у персов признается день рождения каждого человека. В этот день они считают нужным устраивать более обильное, чем в другие дни, угощение. Люди богатые тогда подают на стол зажаренного в печи быка, коня, верблюда или даже осла, а бедные выставляют лишь голову мелкого рогатого скота. Обеденных яств у них немного, зато в изобилии подаются десертные блюда одно за другим. Поэтому персы утверждают, что эллины встают из-за стола голодными, т. к. у них после обеда не подают ни одного стоящего блюда. Если бы у эллинов подавался десерт, то они ели бы, не переставая. Персы — большие любители вина. В присутствии других людей у них не принято извергать пищу и мочиться. Эти обычаи персы строго соблюдают. За вином они обычно обсуждают самые важные дела. Решение, принятое на таком совещании, на следующий день хозяин дома, где они находятся, еще раз предлагает (на утверждение) гостям уже в трезвом виде. Если они и трезвыми одобряют это решение, то выполняют…
При встрече двух персов на улице по их приветствию легко можно распознать, одинакового ли они общественного положения: ведь в таком случае вместо приветствия они целуют друг друга в уста. Если один лишь немного ниже другого по положению, то целуются в щеки. Если же один гораздо ниже другого, то низший кланяется высшему, падая перед ним ниц…
Абдул Кассим Исмаил — великий визирь Персии (10 век) всегда находился рядом со своей библиотекой. Если он куда-то отправлялся, то библиотека «следовала» за ним. 117 тысяч книжных томов перевозились четырехстами верблюдами. Причем, книги (т. е. верблюды) располагались в алфавитном порядке.
Персы больше всех склонны к заимствованию чужеземных обычаев. Они носят ведь даже мидийскую одежду, считая ее красивее своей, а на войну надевают египетские доспехи. Персы предаются всевозможным наслаждениям и удовольствиям по мере знакомства с ними. Так, они заимствовали от эллинов любовное общение с мальчиками. У каждого перса много законных жен, а, кроме того, еще больше наложниц…
Главная доблесть персов — мужество. После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей…
О том, что им запрещено делать, персы даже и не говорят. Нет для них ничего более позорного, как лгать, а затем делать долги. Последнее — по многим другим причинам, а особенно потому, что должник, по их мнению, неизбежно должен лгать… В реку персы не мочатся и не плюют; рук они и сами не моют в реке и никому другому не позволяют этого делать. К рекам вообще персы относятся с глубоким благоговением.
В древности персы поклонялись многим богам. По имени одного из племен персидские жрецы, чародеи и волшебники назывались маги (слово «магия» широко известно и в наши дни). Особенным почитанием пользовался священный огонь, считавшийся сыном верховного бога. Культ огня сохранился у части персов до настоящего времени. Широко распространенным был культ священных животных: быка, коровы, лошади и собаки. Важное место в культе занимали священные растения, из которых делался опьяняющий напиток хаома.
Около 628 г. до н. э. родился пророк Заратуштра (Зороастр), которому приписывают основание религиозной системы, построенной на едином культе верховного бога Ахурамазда. Маздаизм в правление Дария I стал государственной религией персов. Зороастризм, маздаизм, огнепоклонство иногда также называют авестизмом по названию главной священной книги «Авесты». Главное в зороастризме — борьба светлого и темного начал в мире. Светлый бог Агура-Мазда (в греческой передаче Ормузд) создал все светлое, чистое, разумное и полезное для людей: возделанную землю; домашних животных; чистые стихии — землю, воду и особенно огонь; правду, мудрость, добро. Глава духов тьмы Ангра-Майнъю (у греков Ариман) сотворил все злое, нечистое и вредное: пустыню; диких зверей, хищных птиц, гадов и насекомых; болезни, смерть и бесплодие; ложь, зло и моральную нечистоту. Людям, вставшим на сторону светлых духов, Авеста обещала счастливую жизнь.
Основой резкого дуализма светлого и темного начал, которым иранская религия выделяется из других религий мира, считается реально существовавший конфликт оседло-земледельческого и кочевого скотоводческого населения. Жрецы-атраваны приносили жертвы, поддерживали священный огонь. В связи с тем, что всякий труп считался нечистым и не должен был соприкасаться с чистыми стихиями — землей, водой и огнем — особые служители складывали голые тела в дакмах, специальных круглых башнях, где коршуны съедали мертвую плоть, а кости скатывались на дно колодца. Такие «башни молчания» до сих пор используются парсами, современными последователями маздаизма.
В отличие от других древних религий маздаизм включал в себя эсхатологическое учение о конце мира и Страшном суде. Согласно этому учению спаситель должен был родиться от девы и спасти человеческий род, поставить последнюю точку в борьбе с духом зла. До этого момента души почитателей Агура-Мазды пребывали в раю, а все остальные в аду. Спасителем считался Митра, который изображался воином, победителем мифического быка. Его «днем рождения» было 25 декабря — день зимнего солнцеворота (сравните «Рождество Христово» в католицизме). Зороастризм оказал значительное влияние на евреев, на Римскую империю, способствовал появлению многочисленных сект: манихеев, несториан, павликиан, богомилов, иезидов и др. Сами иранцы в VII в. н. э. приняли мусульманство, будучи завоеванными арабами. Но маздаизм в первозданном виде сохранился у гебров (буквально — неверных) в Иране и у парсов в Западной Индии.
Персидская империя в первой половине V в. до н. э. безуспешно пыталась включить в свой состав территорию Древней Греции, а в 330 г. до н. э. после катастрофического разгрома Александром Македонским вошла в состав его огромного государства.
Кочевым племенам Передней Азии приписывается одомашнивание лошади в третьем тысячелетии до н. э., а также изобретение колеса, боевых колесниц, разнообразных продуктов и изделий, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством.
На обширной территории от Каспийского моря до Персидского и Оманского заливов веками совершенствовались системы орошаемого земледелия. В VI в. н. э. иранцы стали разводить рис, сахарный тростник, научились производить шелк. Персидские ткани, в особенности ковры, были ценнейшим товаром развитой иранской торговли.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
esoterics.wikireading.ru
Древняя персия - Одна из величайших мировых цивилизаций
Одна из величайших и древнейших мировых цивилизаций Древняя персия поистине загадочна и уникальна и является объектом пристального внимания многих историков. Древняя Персия занимала огромную территорию от южных предгорий Урала, Волги и Черноморских степей до Индийского океана.
По мнению многих ученых, это могущественнейшее из государств своего наивысшего расцвета достигло в эпоху правления царей из династии Ахеменидов в 558-330 годах до н. э. вскоре после того, как властителем местных племён стал царь Кир II Великий (? - 530 до н. э.), а в дальнейшем - правитель Дарий I и его сын Ксеркс I.
Вероучение
В основе могущества любого государства, как известно, лежит идеология. Учение пророка Зороастра (Заратуштра), жившего в VII-VI веках до н. э., послужило той первоосновой, из которой в древней Персии родилось верование в Ахура Мазду, «господа премудрого», и подчинённых ему богов, призванных помогать Верховному богослову. В их число входили «святой дух» - творческая ипостась Ахура Мазды, «благая мысль» - Воху Мана, «истина» - Аша Вахишта, «благочестие» - Арматай, «целостность» - Хаурватат как полнота физического существования и её же противоположность - старость, болезни, смерть и, наконец, богиня загробного мира и бессмертия - Амертат. Не случайно на фризе одного из Ахеменидских дворцов в Сузах (современный Шуш, Иран) были начертаны слова: «Я - сын Дария-царя, Ахеменид, соорудил этот дворец как райскую обитель. Ахура Мазда и другие боги да хранят меня от всякой скверны и то, что мною сделано».
Иранские правители Кир, Дарий и другие были веротерпимы к религиям покорённых ими народов. Цари понимали, что веротерпение - залог их спокойной и благополучной жизни. В то же время они поклонялись священному огню, который возжигался в специально построенных башнях-святилищах - чортагах (отсюда и пошло название - чертоги царские). Древние персы поклонялись также крылатым быкам, лошадям, некоторым диким животным. Кроме того, они верили в существование мифического шаха Джамшида, обладавшего удивительной чашей, в которой отражалось всё, что происходит в мире. В любой момент сын владыки солнечной сферы шах Джамшид мог узнать, что где происходит, стоило только заглянуть в чашу. Неудивительно, что с таким «багажом» персам удалось многого достичь как в науке, так и в искусстве, не говоря уже о государственном правлении.
Бехинстунская летопись
Одним из достижений Дария I стало строительство «царской дороги» протяжённостью 2700 километров! Если учесть, что большая часть её прокладывалась в горной и полупустынной местности, а ездить по ней на лошадях можно было на хорошей скорости, если принять во внимание, что дорогу обслуживало 111 почтовых станций (!), а надлежащая охрана была призвана защищать путников от грабителей, можно не сомневаться, что налоги с завоёванных стран, собираемые сатрапами (наместники царя в областях), поступали в казну без каких-либо задержек. Остатки этого пути сохранились и поныне, а если следовать этим маршрутом из Тегерана в Багдад, то в одной из горных областей можно увидеть огромную скалу, на которой на высоте около 152 метров от земли и сегодня отчётливо видны и огромные барельефы, и какие-то письмена.
С барельефами учёные давно разобрались. Безвестные каменотёсы изваяли в камне девять пленённых царей со связанными руками и петлёй на шее, а десятого Дарий попирает ногами. Благодаря стараниям английского археолога Г. Роулинсона удалось там же прочитать древнюю надпись, сделанную на трёх языках - персидском, эламском и вавилонском. На «странице» каменной книги шириной 8 метров и высотой 18 метров повествуется о деяниях Дария I, о его становлении как царя, не привыкшего сомневаться в своей правоте. Вот некоторые выдержки из текста, где сообщается о строительстве одного из его роскошных дворцов: «Дерево горного кедра из Ливана доставлено... Золото из Сард и из Бактрии доставлено... Самоцвет ляпис-лазурь и сердолик из Согдианы доставлен. Самоцвет синий - бирюза из Хорезма доставлен... Серебро и бронза из Египта доставлены. Мастера, которые тесали камень, были мидийцы и ионяне. Золотых дел мастера были мидяне и египтяне. Люди, которые делали кирпич - они были вавилоняне...» Уже одной этой записи достаточно для того, чтобы понять, каким богатым и могущественным был ахеменидский правитель Дарий I. Неудивительно, что сказочно богатой была и столица древней Персии - Парсастахра, которую греки называли Персеполисом.
Видео: Тайны древней Персии
Райская обитель
Персеполь был основан Дарием в местности Парс в 518 году до н. э. Основное строительство велось между 520 и 460 годами. Белокаменный город возводился на равнине Мерв-Дешт, а его красоту подчёркивала сама природа - чёрные базальтовые горы Милосердия, подступавшие к долине с севера и юга. На протяжении более полувека ночью и днём тысячи рабов разных национальностей возводили столицу персидских царей. Дарий был убеждён, что именно здесь пребывал мифический шах Джамшид с его чашей. Он должен был служить религиозным и представительским целям. На мощном фундаменте-подиуме высотой до 20 метров возвели 15 величественных зданий, из которых самыми роскошными были Парадный зал - Амадаха, Тронный зал, Ворота Ксеркса, Гарем, Сокровищница, а также ряд других помещений, включавших жильё для гарнизона, обслуги и местопроживания гостей - дипломатов, артистов и прочих. Диодор Сицилийский (около 90-21 годов до н. э.), древнегреческий учёный, автор известной «Исторической библиотеки», в одной из 40 книг писал о Персеполе: «Выстроенный город был богатейшим из всех существующих под солнцем. Частные дома даже незнатных людей отличались комфортом, были обставлены всевозможной мебелью и украшены разнообразными тканями».
Въезд во дворец был оформлен Пропилеями Ксеркса (Ворота Ксеркса), представлявшими собой 17-метровой высоты колонны, образующие как бы тоннель. Их украшали фигуры крылатых быков, обращённых попарно внутрь и наружу. Одна пара быков имела человеческие бородатые головы в тиарах. При въезде гостей поражала надпись Ксеркса: «С помощью Ахура Мазды я сделал эти ворота всех стран. Много других прекрасных построек было возведено здесь, в Парсе, я их построил и отец мой (Дарий) построил их. И то, что построено, стало прекрасным».
Широкие каменные лестницы, украшенные барельефами на религиозно-мистические темы, а также сценами из жизни персидских царей, вели на подиум и далее в приёмный зал дворца - Ападану, площадь которого составляла 4000 квадратных метров! Зал украшали 72 стройные колонны высотой 18,5 метра. Из зала по особым лестничным устройствам на колеснице (изобретение персов), запряжённой восьмёркой гнедых лошадей, правитель мог подняться на встречу с солнцем в один из главных праздников империи - День весеннего равноденствия, отмечавшийся как Новый год - Науруз.
К сожалению, мало что сохранилось от Стоколонного зала. Стены его украшали рельефы, изображающие воинов из гвардии царя и данников, несущих дары к трону. Дверной проём украшали резные изображения царских побед в сражениях. Художники-камнерезы выполнили свою работу столь виртуозно, что у любующихся рельефами не возникало и тени сомнения, что сам царь, восседающий на троне, - посланник бога на земле и что приносимых даров со всех концов империи бесконечно много.
Иран на карте - древняя Персия
До сих пор историки затрудняются дать ответ на вопрос, какими сокровищами обладали цари династии Ахеменидов, и сколько жён у них было. Известно лишь то, что в царском гареме были красавицы из многих стран Азии, покорённых персами, но лучшими искусницами в любви считались вавилонянки. Историки уверены также и в том, что в Сокровищнице находилось несметное количество уникальных изделий из золота, серебра и драгоценных камней. После того, как Персеполь был взят войсками Александра Македонского в 330 году до н. э., понадобилось три тысячи верблюдов и десять тысяч мулов (!) для того, чтобы вывезти огромную казну правителей Ирана. Значительная часть бесценных сокровищ династии Ахеменидов (например, блюда, ритоны для питья, женские украшения) сейчас хранится не только в петербургском Эрмитаже, но и в музеях разных стран мира.
Видео: Сокровища Древней Персии
Персеполь – жемчужина Персии
Персеполь - древнеперсидский город, возникший в 6 - 5 ст. до н. э., столица огромной империи Ахеменидов.
Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится на расстоянии 60 км к северу от Шираза, примерно в 900 км к югу от Тегерана. Там сохранились остатки дворцового комплекса, культовых сооружений и многое другое. Сейчас развалины Персеполя представляют собой огромный дворцовый комплекс площадью 135000 м2 на высокой платформе. В пяти километрах от него находятся царская гробница Накше-Рустам. Знамениты также скальные рельефы в Накше-Рустам и Накше-Раджаб. В Персеполе был водопровод и канализация, при его строительстве не использовался труд рабов.
Персополь на карте - столица древней Персии
В 70 км к северо-востоку от Персеполя находится предыдущая столица Древней Персии Пасаргады. Там сохранились руины многих сооружений древнего периода, наиболее знаменит дворец Ападана с церемониальным залом с 72 колоннами.
Сохранившиеся и по сей день руины, несмотря на их размеры, дают лишь весьма слабое представление о великолепии и богатстве этой древней царской резиденции. Многое становится ясным из описания греческого историка Плутарха: он пишет, что Александру Великому, завоевавшему Персеполь в 330 г. до н. э., понадобилось 10 000 мулов и 5000 верблюдов, чтобы вывезти все сокровища. Богатства эти принадлежали династии Ахеменидов, а Персеполь являлся одной из трех их столиц.
Богатства в сокровищнице Персеполя хранились немалые. Прекрасные ювелирные изделия, бесценные произведения искусства и многие другие дары - все пополняло казну персидских правителей. Так, греческий историк Диодор пишет, что во время завоевания Ахеменидами Египта из резиденции фараонов были изъяты многочисленные предметы из драгоценной слоновой кости, золотые и серебряные сосуды, скульптурные фигурки Исиды и других богов Древнего Египта, а также прекрасные алебастровые вазы. Многое стало достоянием персидских царей и хранилось в Персеполе. Здесь же оказались кубки хеттских царей и кубок ассирийского царя Ашшурбанипала.
История
Пасаргады были столицей Империи Ахеменидов при персидском царе Кире Великом, однако уже Кир стал оборудовать Персеполь для новой столицы, он был основан около 560 г. до н. э. Царь Дарий I перенёс сюда столицу после 520 г. до н. э., затеяв массивное строительство.
Город строили по плану: каменные здания, сооруженные по приказу Дария I, должны были быть квадратными и строго привязанными к прямоугольной системе координат. Отдельные постройки соединены площадями. Он возводился на каменной платформе, специально для этого созданной. Он получил название Парсокарта - «город персов» или, как его называли греки, Персеполь.
Основные строения располагались на большой, имеющей почти прямоугольную форму платформе, которая была сооружена Дарием Великим между 520 и 515 гг. до н.э. Здания, развалины которых сохранились до наших дней, возведены Дарием и его преемниками: Ксерксом (правившим в 486 - 465 гг. до н.э.) и Артаксерксом I(правившим в 465 - 424 гг. до н.э.).
Но в мае 330 г. до н. э. город был захвачен армией Александра Македонского.Овладев Персеполем, он захватил сокровища персидских царей. «Кроме царских дворцов, Александр Македонский отдал на разграбление своим воинам весь город. Они набросились на золото, роскошную утварь и расшитые золотом и выкрашенные в пурпурный цвет одежды. Богатую одежду и дорогие сосуды с высокохудожественной отделкой разрубали мечами на части, и каждый брал свою долю». Восточный дворец Ксеркса был подожжён, и пожар распространился на весь город. Предполагают также, что акция была предпринята в виде мести за сожжение Акрополя во время греко-персидских войн.
В 318 г. до н. э. город был столицей Древней Персии как провинции Македонской Империи. Однако город потерял своё могущество.
В 200 г. до н. э. город Истахр (Стахр) возвысился в пяти километрах к северу от Персеполя, где обитал губернатор. Истахр стал духовным центром зороастризма. Позднее Истахр какое-то время был столицей империи Сасанидов. Истахр был разрушен во время арабского завоевания, некоторое время использовался как укреплённая крепость.
Видео: Персеполь - история города, столицы Древней Персии
Состав комплекса
Город был спроектирован специально для проведения представительных царских церемоний. У царя, его семьи и свиты были, конечно, и частные покои, но самая важная роль отводилась приемным помещениям, в особенности аудиенц-залу (Ападане) Дария Великого.
Его стены имели толщину 4,5 - 5,5 м и высоту от 11,5 до 15 м. Парадный въезд в город украшала огромная монументальная лестница со ступенями восьмиметровой ширины, каждая из которых была вытесана из цельного каменного блока. Лестница насчитывала 106 ступеней, ведущих к «Воротам всех народов», которые возводились при царе Ксерксе I. «Ворота всех народов» представляли собой большой зал квадратной формы с четырьмя резными колоннами. Их «охраняли» скульптуры крылатых быков с человеческими головами. Надпись в верхней части лестницы-входа сообщает, что зал был построен при преемнике царя Дария Ксерксе I. Эта надпись, как и многие другие, сделана на трех языках: эламском, вавилонском и древнеперсидском.
Ападана
Центром комплекса являлась Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. Платформа занимала площадь 448 X 297 м и была снабжена прекрасно продуманной водопроводной сетью каналов и подземных сооружений. К ней вели две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней - шествие слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. Такое же действие запечатлено и на рельефах самой Ападаны: здесь в процессию выстроены представители покоренных народов.
Многие исследователи давно считают, что процессии данников, украшающие лестницы Ападаны, буквально воспроизводят некое, ежегодно проводимое здесь мероприятие, возможно приуроченное к празднованию Нового года. У восточной двери Ападаны изображен восседающий на троне Дарий I, за ним стоит наследник престола Ксеркс.
Сама Ападана представляла собой большой квадратный зал размером 60x60 м (3600 м2), окруженный вестибюлями. Высота потолка составляла 18 метров. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась 72 каменными колоннами, 13 из которых сохранились. Зал мог одновременно вместить 10 тыс. человек.
Трипилон и Стоколонный зал
За Ападаной приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся еще один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса. Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн, по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Оба парадных помещения - Ападана и Зал ста колонн - почти квадратной формы; к зданиям, где они расположены, сзади примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились практически только одни фундаменты. Стоколонный зал был еще больше Ападаны (длина его сторон равнялась 70 метрам). В этих постройках преобладал известняк, но в свое время здесь были еще и деревянные колонны, и деревянные крыши, а также множество украшений: яркие краски, изысканные плитки, золото, серебро, слоновая кость и мрамор.
Тачара
Завершая строительство Ападаны, Дарий принялся за строительство личного дворца.Тачара, что в переводе означает «жилой зимний дворец», - такое имя он выбрал для своей частной резиденции. Это название написано на южной платформе здания. Сама платформа возвышается над остальной территорией на 2,5 м в высоту. Этот дворец был построен на 1160 м2, справа от Ападаны. Его размеры - около 30 м в ширину и 40 м в длину. Потолок Тачары поддерживали 12 колонн. Дворец был украшен рельефными изображениями. Сегодня от Тачары остались только фундамент, каменные порталы с дверными проемами и нижние части стен с уцелевшими барельефами.
Гарем Ксеркса
В южной части платформы были дворец Ксеркса, жилые и подсобные помещения, а также царская сокровищница, украшенная прекрасными рельефными изображениями Дария и Ксеркса. Наиболее интересным из них является здание, названное первым персепольским археологом Эрнстом Херцфельдом Гаремом Ксеркса. Оно состояло из двадцати двух небольших двух-трех-комнатных помещений, где могли проживать множество женщин с малолетними детьми.
Гробница Дария III
На окраине Города ученые обнаружили гробницу печально известного Дария III, последнего царя династии Ахеменидов. Оставшаяся незавершенной и разрушенная природными условиями, она выглядит забытой и заброшенной. В ней так и не нашлось место телу бесславного царя, её рельефы непрорезаны и схематичны. Этот монумент служит мучительным напоминанием о печальном финале некогда прославленной империи.
Кроме того, на склонах горы, за Персеполем, были найдены высеченные в скале гробницы Артаксеркса II и Артаксеркса III. В нескольких километрах к северу, на другом берегу реки Пулвар, на отвесном утесе находятся гробницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса I и Дария II. Это место называется в настоящее время Накше-Рустам(Рисунки Рустама).
Но слава Персеполя жива в еще сохранившихся скульптурах. Длинные рельефные фризы на стенах и лестнице изображают людские процессии. Конечно же, это представители благородных родов и чужестранцы, что прибыли на аудиенцию к царю или принимают участие в празднествах, одновременно передавая властителю дань. На подходе к аудиенц-залу Дария можно полюбоваться одинаковыми фигурами левостороннего и правостороннего изображения на разных стенах. На одной из лестниц есть 23 рельефа, где представлены многие подданные империи Ахеменидов. Это изображения 23 представителей народностей, приносящих дары персидскому царю - там и сирийцы, и эфиопы, и лидийцы, и ионийцы, и армяне, и вавилоняне, и скифы... Каждый народ в своей национальной одежде, лица и прически у всех разные, соответственно их типу, и у каждого свои дары.
В личных покоях, меньших по размерам, больше раскрыта частная сторона жизни. Здесь есть портреты царских слуг, которые подают полотенца и благовония купающимся и веерами отгоняют мух.
На одном из зданий сохранилось изображение битвы львов (символизирующих добро) и быков (символизирующих зло).
Археологические раскопки начались в 1931 году. Сегодня он является одним из наиболее хорошо изученных древних городов. Его раскопки практически завершены, ведутся работы по реставрации и укреплению зданий. В настоящее время от него остались только руины, но здесь каждый камень - свидетель и современник великих событий, овеянных мифами и легендами. Его развалины столь величественны, что и сейчас позволяют нам соприкоснуться систорией 2500-летней давности, почувствовать ее дыхание. Весь комплекс Персеполя, несомненно, представляет большую историческую и культурную ценность, открывая все новые подробности о жизни древних персов. Но, в то же время, весь древний город представляет собой настоящее произведение искусства. Глядя на руины, понимаешь, что это был один из самых роскошных городов, существовавших когда-либо на Земле.
Интересные материалы:
Америка была открыта на деньги арабов Идол раскрыл тайну уральской цивилизации
nlo-mir.ru
ПЕРСИЯ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ - Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА АХЕМЕНИДОВ - Словарь Кольера - Русский язык
К статье ПЕРСИЯ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ
Если не считать нескольких кратких ахеменидских надписей, основные сведения о государстве Ахеменидов мы черпаем из работ древнегреческих историков. Даже имена персидских царей вошли в историографию так, как их писали древние греки. Например, имена царей, известных сегодня как Киаксар, Кир и Ксеркс, по-персидски произносятся как Увахштра, Куруш и Хшаяршан.
Главным городом государства были Сузы. Вавилон и Экбатана считались административными центрами, а Персеполь - центром ритуальной и духовной жизни. Государство было разделено на двадцать сатрапий, или провинций, во главе которых стояли сатрапы. Сатрапами становились представители персидской знати, а сама должность передавалась по наследству. Такое сочетание власти абсолютного монарха и полунезависимых наместников составляло характерную особенность политического устройства страны на протяжении многих веков.
Все провинции соединялись почтовыми дорогами, самая значительная из которых, "царская дорога" длиной 2400 км, пролегала от Суз до средиземноморского побережья. Несмотря на то, что по всей империи были введены единая административная система, единая денежная единица и единый официальный язык, многие подвластные народы сохраняли свои обычаи, религию и местных правителей. Период правления Ахеменидов отличался терпимостью. Долгие годы мира при персах благоприятствовали развитию городов, торговли и сельского хозяйства. Иран переживал свой Золотой век.
Персидская армия по составу и тактике отличалась от прежних армий, для которых были типичны колесницы и пехота. Главной ударной силой персидских войск стали конные лучники, засыпавшие противника тучей стрел, не вступая при этом с ним в прямое соприкосновение. Армия состояла из шести корпусов по 60 000 воинов в каждом и элитных соединений численностью 10 000 человек, отобранных из членов знатнейших семейств и называвшихся "бессмертными"; они же составляли личную охрану царя. Однако во время походов в Грецию, а также во время правления последнего царя из династии Ахеменидов Дария III в бой шла огромная, плохо управляемая масса конников, колесниц и пехотинцев, не способная маневрировать на небольших пространствах и зачастую значительно уступавшая дисциплинированной пехоте греков.
Ахемениды очень гордились своим происхождением. Бехистунская надпись, выбитая на скале по приказу Дария I, гласит: "Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, населенных всеми народами, давно уже царь этой великой земли, простирающейся еще дальше, сын Гистаспа, Ахеменид, перс, сын перса, арий, и предки мои были ариями". Однако цивилизация Ахеменидов представляла собой конгломерат обычаев, культуры, общественных институтов и идей, существовавших во всех частях Древнего Мира. В то время Восток и Запад впервые вступили в непосредственный контакт, и возникший в результате обмен идеями никогда после этого не прерывался.