Раннединастический период Шумера. Расцвет и закат номовых городов-государств. Периодизация древнего шумера
Периодизация шумерской истории:
28-29 века до н.э. - раннединастический период (появление клинописи – письма на глиняных табличках, знаки, сделанные на глиняных палочках.)
24-23 векадо н.э. – государство Аккад
22-21 века до н.э.– распад Аккадской державы; 3 династия Ура – эпоха расцвета
Начало 2 тысячелетия до н.э – Шумер распадается на несколько государств, преобладающее – Вавилон (диалект аккадского языка)
Раннединастический период. Становление искусства шумеров.
Характерные черты:
-развитое землевладение,
-металлургия (медь, золото, серебро),
-в архитектуре использовался кирпич-сырец, тростник – плохая сохранность
-активная торговля (появление купцов)
-во главе государства - верховный жрец-царь, другое его название – энси(жрец-строитель, контролировал сооружение храмов)
-государства небольшие, состояли из маленьких городов и сельскохозяйственных полей вокруг.
Планировка храмов регулярная, храмы выделялись центральным расположением, находились на платформе, что защищало их от разлива рек. Храмы имели прямоугольные очертания, стены с выступами и нишами (3 высокие ступени в композиции). Фасады храмов выкрашены в белый или красный цвет, сверху покрывались росписями.
Белый храм в Уруке– высокая стена, пандус, выступы.
Найдена школа, где готовили писцов, и библиотека. Центральное произведение шумерской культуры – эпос о Гильгамеше.
Шумеры верили, что у каждой горы есть свой покровитель.
Ано – бог неба,
Инадна – плодородия
Инета – плодородия
Мифы народов мира – под редакцией Тополева, 2ая редакция Милитинского.
Перед храмом находились колодцы для ритуального омовения. Волосы сбривали.
Красный храм в Уруке.
-фасады с выступами и нишами,
-эффектная игра светотени,
-вход расположен несимметрично, туда ведёт лестничный марш.
Роспись храма Урука:
-изображение леопарда на лестнице
-роспись по сухой основе
-фриз с леопардом, меняющим позы (охраняет вход).
-кладка из кирпича-сырца
Мозаика красного храма в Уруке(начало 3 тысячелетия до н.э.):
-материал – обожжённая глина, клинья (гвозди) с цветными шляпками.
-появление фрески
Красный храмукрашенфризом на фасаде, который представляет собой нечто среднее между мозаикой и инкрустацией. Фон чёрный, фигурки немного тонированы
Шумерское искусство примитивнее, чем египетское. Фигурки приземистые, господствовала изекифалия.
Монументальный горельеф из меди(середина 3 тысячелетия)
-украшал главный вход в храм в Аль-Убаиде
-индугус (львиноголовый орёл), 2 оленя
Шумеры рано осваивают металл.
Скульптурное изображение шумерских богов (Анну и богиня Нанна)
-характерная одежда – длинная набедренная повязка из шкуры овцы
Фигура из Адаранда (молящийся Диуту):
-из известняка
-скульптура замещал реального человека в храме (приносили скульптуру в храм)
Статуя Курлиля (молящийся):
-скульптура находилась в храме
-надписи обозначают молитву
-мастер пытался передать индивидуальность, особенно в профиль
-основной материал – мягкие породы камня
Стела Эаннатума:
-в честь военной победы
-войско, закрытое прямоугольными щитами
-барельеф примитивен (регистры)
-надписи сообщают о событиях
Лагоса (Лагоша?) – покровитель гор, бог Нугирсу
Известняковая плита, прикрепленная к двери – изображён царь-жрец в поле энси. Закладывание первого кирпича в фундамент храма. Представлен приближённым, застывшим. Есть иерархический масштаб.
2 эпизод – завершение строительства, пир.
Глиптика:
-вырезали печати из камня
-миниатюрная резьба
Шумеры использовали разные типы скульптуры, но всё же она оставалась примитивной.
Мастера металлообработки.
Вещи, найденные в Уре:
1) Золотой шлем царя-жреца Мескаламдуга
-найден в гробнице
-воспроизводит царскую причёску (волосы собраны)
-из цельного куска золота
-пряди отчеканены
2)штандарт (прямоугольная пластина)
-позволяет судить о шумерской живописи, мозаике
-изображение двустороннее
-композиция разделена на 3 регистра: верхний – пир в честь успешного окончания войны.
Погребальные сооружения примитивные. Вырывали прямоугольную яму, вход оставляли открытым. Приближённые умерщвлялись с помощью яда. Придворные, женщины опускались в яму по наклону из цветов. Въезжали повозки с быками, занимали специально отведённые места. У каждого была чаша с ядом. Музыканты до самого конца играли на арфах и лирах.
Фигурки из перламутра; ромбики из красного сердолика (украшенные регистры)
Гробница царя Пуабе:
-погребён в подземном склепе
-найдены многочисленные предметы:
1)антилопа, опирающаяся на куст(сделана из золота, глаза инкрустированы, хорошо проработанная пластика)
2)головной убор царицы (молелировал причёску)
3)ожерелье (листья, колышащиеся лепестки)
4)рамы деревянной арфы (украшены золотой головой быка, борода из чёрного лазурита)
?Зиккурат в Уре:
-из обработанного кирпича
-первый храм из обожжённой глины
-высокая ступенчатая башня
-в плане – квадрат, он центричен
-лестница в небо
-зиккурат не прямоугольный, а компактный
-4 ступени, каждая из которых окрашена в свой цвет
-наверх ведёт крутой лестничный марш (1 ярус – чёрный, 2 – красный (горы), 3 – белый (простор между небом и землёй), 4 – голубой)
-венчает статуя Нанны
-на низшей террасе был висячий сад
-окончательно сформировался тип зиккуратов
Скульптура
На развитие монументальной скульптуры значительно повлияла аккадская культура.
-изображения блокообразные, фронтальные
-скульптура статична
-складки намечали параллельными линиями
Портрет Гудея
-статуя молящегося Гудея
-налысо обритый
-поверхность зашлифована
studfiles.net
Раннединастический период Шумера. Расцвет и закат номовых городов-государств
В Раннединастический период территория Шумера представляла собой конгломерат множества «номов» или, как раньше выражались ученые, городов-государств, которые уже к середине III тысячелетия до н. э. превратились в четко выраженные классовые общества с утвердившейся государственностью. Наиболее ярким внешним проявлением этого стал рост монументального строительства: в первые века III тысячелетия до н. э. номовые центры обносятся оборонительными стенами и принимают законченный вид «города» (отсюда и определение государственного образования по главенствующему центру как города-государства).
Разумеется, община сохраняла важнейшее значение, но над ней выросла независимая от нее управляющая иерархия (т. е. собственно государство), которая своей властью налагала на общину повинности и выводила на войну ее ополчение. Номовое государство унаследовало многие черты первобытной общинной демократии, кроме главнейших из них — выборности и сменяемости «снизу» членов правящей верхушки, а также необходимой роли народного собрания в принятии важных решений. Регулярные налоги с общинников, однако, еще не собирались.
В номах развивалась как государственная, так и частновладельческая эксплуатация, в результате чего сложилась общественная верхушка — знать, которая сосредоточила в своих руках за счет этой эксплуатации подавляющую часть богатств и громадное влияние, что позволяло подчинять себе все общество. Складывалась эта верхушка прежде всего из состоятельных людей, занимавших высшие административные должности, и членов их родов. В их число входили сам верховный правитель, верхи административного аппарата, военачальников и храмового персонала, а также совет при правителе, наследник былых советов общинных старейшин, который превратился теперь в главный оплот знати и существенно ограничивал реальное могущество правителя.
Представители правящей верхушки, жившие в центре нома — городе, по должности осуществляли государственную эксплуатацию населения, что позволяло извлекать из нее собственную выгоду, но они же, благодаря своему богатству и влиянию, обладали наибольшими возможностями и в сфере эксплуатации частной (прежде всего путем втягивания рядовых общинников в долговую кабалу). Крупнейшими собственниками земли выступали храмы. Кроме того, отдельные семьи могли покупать и продавать свою землю в пределах общины, что в условиях бурной имущественной дифференциации создавало благоприятные возможности для концентрации земель в руках богатых и знатных людей.
К середине III тысячелетия при правителе уже существует многочисленное (до прибл. 5 тысяч человек) постоянное войско, содержащееся за его счет и вооруженное гораздо лучше, чем общинное ополчение. Войско состояло из тяжеловооруженных пехотинцев и четырехколесных колесниц, запряженных дикими ослами (лошадей тогда в Месопотамии еще не знали).
Социально-политическая история Раннединастического периода заключалась во все нараставшей борьбе между отдельными номовыми государствами за гегемонию, а также в постепенном развитии противостояния между правящей верхушкой, приобретавшей устойчиво наследственный, аристократический характер, и основной массой общинников, которая подвергалась все более тяжелым повинностям и податям со стороны государства в целом и в то же время существовала под извечной угрозой (из-за военного разорения, долгов и т. д.) утраты собственной земли и превращения в зависимых работников чужого хозяйства, храмово-государственного или частного (т. е. принадлежавшего, как правило, члену той же правящей верхушки). Эти два процесса переплетались и привели в конце концов к крушению «номового» аристократического строя в Шумере и формированию централизованной общемесопотамской деспотии, опиравшейся на военно-служилую прослойку, где вопросы происхождения особой роли не играли.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Хронология Шумера. Урукский период
В распоряжении современной науки нет способов и достаточного количества надежных источников, для того чтобы точно воспроизвести хронологию развития шумерской цивилизации. Расшифрованные глиняные таблички, относящиеся к ранним периодам Древнего Шумера, содержат лишь экономические и хозяйственные сведения о количестве собранного урожая, обмера полей, списки инструментов и другие. Записи, в которых появляются имена правителей, построивших наиболее монументальные сооружения, а так же имена богов, в честь которых они сооружались, датируются приблизительно третьим тысячелетием в. до н.э..
Есть разрозненные сведения о политико-административном устройстве городов, военных действиях и религиозной направленности, которые ученым удалось соединить воедино. Итак, составим поступательный план развития жизнедеятельности шумерской цивилизации.
Урукский период
В начале третьего тысячелетия до н.э. плавный процесс развития Месопотамии получает резкое ускорение. Все изменения в культурной и политической жизни происходят стремительно, скачкообразно на протяжении очень короткого в исторической ретроспективе временного промежутка. Основная отличительная черта этого периода - это бурное развитие городов как центров общественно-политической и культурной жизни. Этот период можно назвать периодом расцвета шумерских городов - государств. (В истории он носит название урукского по имени одного из крупнейших городов - Урука).
До урукского периода на протяжении длительного времени шел процесс увеличения сферы деятельности храмов, росло число административных функций принадлежащих им. Все это привело к расширению храмового аппарата управления настолько, что в раннеурукский период дворец правителя становится организацией параллельной храму. Он владеет землями, ведет строительство ирригационных сооружений, занимается сбором налогов и содержит войско.
В то же время начинается стремительный рост городов вокруг храмов.
Сюда переселяются жители близлежащих селений, которые начинают заниматься ремеслами. Города привлекают священнослужителей всех рангов, и людей, связанных с управлением. В этот период города превращаются в центры политической, административной и духовной жизни общества.
Величайшим наследием данного периода следует считать письменность, которая становится мощным ускорителем процесса развития во всех сферах хозяйственной и культурной жизни.
В этот период у шумеров появляется цилиндрическая печать, назначение которой служить средством удостоверения личности и собственности.
Массовое производство керамики становится возможным благодаря изобретению гончарного круга.
На первоначальном этапе в шумерских городах формируется государственный уклад, носящий все признаки демократического общества. Должность правителя города носит выборный характер. Правитель имеет титул «Энси», жрец-строитель. Его обязанности сводятся к руководящей деятельности во время строительства храмов и иных сооружений, надзору за хозяйственной жизнью, сбору налогов, отправлению общественного культа. Правители наиболее крупных городов или городских объединений носили почетный титул «лугаль»- господин, царь, но, фактически, функции его оставались те же.
На протяжении всего раннеурукского периода в городах действуют совет старейшин и выборное народное собрание. Они уполномочены избирать и низвергать правителя, надзирать и контролировать его деятельность, особенно в военных вопросах. В их ведении находилось управление общинным имуществом и поддержание общественного порядка, а также судебные функции.
Около 2600г. до нашей эры привычно-рациональный уклад жизни шумерских городов претерпевает значительные изменения. На арене политической жизни появляется новая фигура, независимая от совета старейшие – лугаль-гегемон. Опираясь на свою личную дружину и своих приверженцев, он мог единолично решать вопросы объявления войны и мира, мог завоевывать другие города, устанавливая, таким образом, свою власть выше власти совета старейшин, которые руководили лишь жизнью внутри города.
Вознаграждение преданных сторонников и дружинников требовало значительных средств, прежде всего земель, и лугали-гегемоны добираются до храмов, в распоряжении которых находятся основные земельные наделы. Они заставляют признать себя одновременно и верховным жрецом и правителем, а общинных старейшин заменяют зависимыми и преданными людьми.
Появление правителя, наделенного функцией единоличной власти, становится переломным в ходе развития Месопотамии. Между династиями, царившими в городах-государствах, разгораются разрушительные и кровопролитные войны за власть и могущество, которые разрушают и ослабляют богатые шумерские города.
melma.ru
Хронология и периодизация древних культур Месопотамии (от истоков земледелия до персидского завоевания). Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
Хронология и периодизация древних культур Месопотамии (от истоков земледелия до персидского завоевания)
I. Северная (Верхняя) Месопотамия
1. Докерамический неолит (Джармо, Магзалия) (сер. VIII – сер. VII тыс. до н. э.). Земледелие и скотоводство появились, но нет керамики.
2. Предхассунский период (сер. VII тыс. – ок. 6000 г. до н. э.). Появление керамики.
3. Хассуна-Самарра (6000–5500 гг. до н. э.). Полностью сложившая земледельческо-скотоводческая культура.
4. Халаф (5500–4500 гг. до н. э.).
II. Убейдская культура (4500–3500 гг. до н. э.). Господствует над всей территорией Месопотамии.
III. Южная Месопотамия
1. Урукский период (3500–3100 гг. до н. э.).
2. Протописьменный период или Джемдет-Наср (3100–2800 гг. до н. э.).
3. Раннединастический период I–III (2800–2370 гг. до н. э.).
4. Аккадский период (2370–2200 гг. до н. э.). Господствует над всей территорией Месопотамии.
5. Период смуты и господство гутиев (2200–2116 гг. до н. э.).
6. III династия Ура (2113–2006 гг. до н. э.). Господствует над всей территорией Месопотамии.
7. Династии Исина (2006–1794 гг. до н. э.) и Ларса (2025–1763 гг. до н. э.).
8. Старовавилонский период. Вавилония, I династия (1895–1595 гг. до н. э.). Ассирия, ранние цари (XIX–XIV вв. до н. э.).
9. Касситский период (1595–1200 гг. до н. э.).
10. Первая Ассирийская империя (XIV–XII вв. до н. э.).
11. Новоассирийская империя (X–VII вв. до н. э.).
12. Нововавилонское царство (626–539 гг. до н. э.). Заканчивается захватом Вавилона персами во главе с Киром в 539 г. до н. э.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Презентация на тему: Периодизация истории Древнего Междуречья
XIX-XII вв. до н. э. Объединение Месопотамии под властью Вавилона.
IX-VII вв. до н. э. Усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном.
VII-VI вв. до н. э. Новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство.
539 г. до н. э. Завоевание Вавилона Киром, персидским царем
IV-II вв. до н.э. Господство в Месопотамии грекомакедонских завоевателей.
Территория плодородного полумесяцаареал расселения древних
шумеров и аккадцев
Шумерская
цивилизация
Шумер – древнее название южной Месопотамии, границы которой тогда лежали примерно на 100 км севернее, чем теперь. В отличие от своих соседей наюго-западе-семитов,народ, населявший эту страну, принадлежал
к кавказскому типу, как и его северные соседи – эламиты, жившие На другом берегу р.Тигр. Население цивилизованного Шумера представляло собой смесь различных рас, куда входили жители, жившие
здесь раньше и и пришедшие сюда позже.
Гильгамеш – царь Урука, живший около2700 г. до н.э. Со временем он превратился в тирана и
подданные обратились к богам с просьбой обуздать его. Эпос о Гильгамеше – древнейшая в мире повесть. Она появилась во
времена Шумерского царства и, как установили, была написана вскоре после 2000 г. до н.э. Гильгамеш - реальный персонаж –стал
первым действующим лицом и героем мировой литературы. В эпосе доминирует мрачное настроение. Гильгамеш совершает великие подвиги, стремясь противостоять жестоким законам богов, против которых люди бессильны,
но к конце концов боги побеждают и Гильгамеш умирает.
Герои, мудрецы – у всех за взлётом следует падение. Люди спросят:
«Кто из царей обладал столь полной властью и могуществом, как он?» Без него нет света, мрак, как
втёмный месяц года. О, Гильгамеш, таков был смысл твоей мечты. Тебе вручено царство; такова была твоя судьба;
Тебе не суждена вечная жизнь.
Глиняная табличка с текстом эпоса.
г.Мари (ныне Тель Харири, Сирия) был построен
у р.Евфрат почти 5 тыс. лет тому назад. Город
Ур – Намму
обезлюдел после того, как в XVIII в. до н.э. его
(2112-2094ггразграбил. до н.э.)Хаммурапи. Царь из III династии Ура
Ур-Наммуполучает
Штандарт г. Ура
Раннединастический
период – 2750-2315гг. до
н.э. Крупные города-
государства- Ур, Урук,
Лагаш, Киш, Ниппур и др.
и войны между ними. В
Раскопки в Эбла (Сирия) обнаружили храмы,
потамии
дворцы и стены 2600-1600гг. до н.э.
Мари и
и дворцовые архивы. Тысячи глиняных
.
табличек сохранились благодаря тому, что были обожжены огнём пожара.
Зиккураты
Ни в дном другом обществе
Зиккурат Ура, люди не ощущали себя до такой степени зависимыми
реконструкцияот воли богов. В Нижней
Первые зиккураты были сооружены царем
Месопотамии, где не было гор,
Ур Намму в III тыс. до н.э.
а лишь плоские заболоченныеЗиккурат Дир-Куригалзу
На вершине ступенчатых сооружений
равнины, где над головойбыл построен для
возвышался храм, где жрецы совершали
палящее солнце, неистовыецаряетры,касситов в XIV в.
жертвоприношения,неодолимаячтобысилабогинаводнений,послали хорошийдо н.э.
урожайгубительные. В Междуречьезасухирелигии– такой ландшафтПервыеотводиласьисследователи
приняли его за
значительнаязаставлялроль, налюдейжертвоприношенияпомещать и
развалины Вавилонской
богов на «высокихсодержаниеместах», которые
Развалины зиккурата в честь башни. богини плодородия Инанны в г. Уре.
Высота его верхней части была свыше 30 м, а основание – 30 на 45 м.
Между 2400 и 22350 гг. до н.э. города Шумера были захвачены Саргоном I, царём семитского города Аккада. О нем известно как об одном из создателей единой империи, объединившего Шумер и Аккад, посылавшего свои войска даже в Египет и Эфиопию. Народ, которым он управлял, был одним из
тех народов, что в течение тысячелетий оказывали давление извне на цивилизацию Междуречья.
Аккадцы навязали Шумеру своё господство силой, но вместе с тем заимствовали лучшее из шумерской культуры. После них остался новый стиль шумерского искусства, где преобладала тема торжества царской власти. Возникновение Аккадской империи не означало конца Шумера – это был второй главный этап его истории. Во времена Саргона возникло настоящее государство, основанное на разделении светской и религиозной властей