Знаменитый символ Глаза — Символ армянской богини Айа. Армянские древние символы
История символов и гербов Армении
В этой публикации собраны национальные символы, эмблемы и гербы Армении. Здесь представлен не полный список, но опубликованные ниже материалы достаточно интересны для просмотра и изучения.
Самыми распространенными символами Армении, с древнейших времен до наших дней, являются Орёл и Лев.
Итак, 230 г. до н. э. Монета короля Аршама II из армянского царства Софена. На оборотной стороне изображен орёл на молнии.
Царь Софены. Аршам II. Около 230 г. до н.э.
189 г. до н.э. — 12 г. н.э.: монета Тиграна Великого царя Армении, с изображением герба его династии Арташесидов. Восьмиконечная звезда, окруженная двумя орлами с обеих сторон.
Монета Тиграна Великого, 95-55 B.C.
6 н.э. -12 н.э. Драпированный бюст Тиграна V, профиль с длинной остроконечной бородой с тиарой на голове. Орел на оборотной стороне.
6 н.э. -12 н.э. Драпированный бюст Тиграна V, профиль с длинной остроконечной бородой с тиарой на голове. Орел на оборотной стороне.6 н.э. -12 н.э. Драпированный бюст Тиграна V, профиль с длинной остроконечной бородой с тиарой на голове. Орел на оборотной стороне.
643 н.э. -652 н.э.: Царский орел из руин собора Звартноц в Армении.
Орел из Собора Звартноц
861 н.э. -1118 н.э. : Лев на воротах средневекового города Капитолия в Ани. Изображение герба армянской династии Багратидов (Багратуни).
Лев на воротах АниСимыолы Багратуни на двух армянских церквях. Церковь Нораванк (слева) и монастырь Гегард (справа)1000 н.э.-1260 н.э. : Герб династии Рубенидов. Изображение льва, держащего крест.Монета короля Левона I Киликийской Армении (1198-1219)
Герб Армении (слева) и армянской Трои (справа). Обратите внимание, что крест был превращен в меч, пробивающий льва. Из Sammelband mehrerer wappenbücher (Аугсбург — Бавария — 1530).
Царский герб Армении и герб Трои в Армении
Герб Армении из немецкой книги — (Вергилий Солис Wappenbüchlein — Германия — 1555)
Герб Армении
Царский герб Малой Армении под названием «Рекс герменей» в Ричентале, иллюстрированный мастером Милтенбергером.
Царский герб Малой Армении под названием «Рекс герменей» в Ричентале, иллюстрированный мастером Милтенбергером.Герб Великой Армении, из «Хроники Совета Констанции».
1341-1375: Герб Объединенного королевства Армении, династия Лузиньян. Иллюстрация Ле Бретона.
Герб Объединенного королевства Армении
1432 — 1458: Герб Дома Лузиньян из королевства Армянской Киликии. Из замка Колосси на Кипре.
vstrokax.net
Арарат, абрикос, гранат или дудук символ Армении?
Армения не отпускает меня. После поездки некоторые вещи уже нераздельно связаны с этой страной. Символизм все-таки удивительная штука. До сих пор не понимаю, как какой-то один предмет рождает бурю чувств и эмоций и переносит тебя совершенно в другое место на планете. Где ты был хоть и давно, а словно вчера.
Армения, как и любая другая страна, имеет свои символы, которые туристы увозят с собой как в виде сувениров, так и просто в сердце.
Кроме официального флага и герба, есть в Армении и неофициальные символы. Первый из них – Арарат, может показаться парадоксальным. В смутное время вековой давности библейская гора разделила участь Западной Армении, и отошла к Турции. Но армяне верят, что историческая справедливость восторжествует. Изображённый на гербах всех трёх (включая советскую) армянских республик Арарат снова станет армянским.
Увидеть Арарат можно даже из Еревана, а так же у арки Чаренца и, конечно же, рядом с Хор Вирап.
Следующий символ – абрикос, юридически безупречен. Его латинское название – Prúnus armeniáca (армянская слива). Его также называли армянским яблоком. Армения – одна из первых (если не первая) территорий, где стали выращивать этот чудесный фрукт. Уникальный вкус армянского абрикоса трудно описать словами. Но человек, попробовавший его, согласится с армянами, считающими его фруктом №1.
Летом в Армении очень много и других вкусных фруктови даже если вы не попали в сезон абрикос, не расстраивайтесь.
Абрикосовое дерево – лучший материал для изготовления армянского язычкового духового инструмента – дудука. Его оригинальное армянское название – циранапох (абрикосовая труба). Музыка дудука получила всемирное признание как объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Выразительная, одухотворённая и печальная, она звучит во многих известных кинофильмах.
Послушать дудук в Армении можно не только в ресторанах и на концертах, но и, например, посетив храм Гарни. На территории звучит мелодия дудука.
Побывавшие в Армении непременно обратят внимание на множество изящных фонтанчиков с вкусной питьевой водой. Их можно встретить на улицах городов, в сёлах, на дорогах. Своей распространённостью они напоминают знаменитые хачкары, а иногда даже составляют одну композицию с ними. Часто они воздвигаются в память о людях, уже покинувших сей мир. Утоливший жажду прохожий помянет их добрым словом.
Древний армянский знак вечности в виде вихревого круга называется Аревахач (Солнечный крест). Он символизировал солнце, а в более широком смысле – вечное движение во Вселенной. Подобно языческим праздникам, он со временем христианизировался, плавно перейдя в композицию хачкаров. Аревахач – главный символ немногочисленных армянских неоязычников.
Кроме абрикоса, в Армении очень популярен гранат. Он употребляется в пищу, из него делают сок и вино. Многочисленные зёрна плода считаются символом рассеянной по всему свету диаспоры. Всевозможные сувенирные изображения граната можно приобрести на ереванской ярмарке Вернисаж и около исторических памятников. Среди армянских сувениров с гранатом могут соперничать только очень почитаемые буквы армянского алфавита.
Несколько лет назад в школьную программу Армении, впервые в мире, были включены шахматы в качестве обязательного предмета. Этому решению способствовал шахматный бум, вызванный успехами на международной арене. Маленькая Армения – одна из сильнейших шахматных держав, она дала миру девятого чемпиона. Школьное нововведение вызвало большой интерес в шахматном мире.
Армянский алфавит так же является символом Армении. Про него я очень подробно писала уже.
И конечно же список символов был бы не полным без упоминания о хачкаре. Если спросить меня, что по моему мнению главный символ в стране и что мне больше всего запомнилось, я бы сначала назвала хачкар. Они действительно встречаются везде, по всей стране и где бы вы ни были, вы обязательно встретитесь с этой историей и памятью армянского народа.
Советую почитать: Хачкар — главный символ Армении
Содержание статьи
Как быть всегда онлайн в поездках?
Купить евро карту для интернета и звонков. У меня лично карточка Оранж выбрать карту и тариф
Как я экономлю на отелях?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования. отели со скидкой здесь
sestrik.com
Шестиконечная звезда в истории Армении
Армянское Колесо Вечности (см. ниже в видеоролик), самый знаковый и важный символ среди многих древних армянских символов. В некоторых случаях армяне изображали Колесо Вечности внутри шестиконечной звезды.
Сегодня большинство людей связывают шестиконечную звезду (гексаграмму) с еврейской звездой Давида (Маген Давид), так как это современный символ еврейской идентичности и иудаизма.
В 1948 году он был даже принят на официальном флаге Израиля. Согласно Википедии: «Его использование в качестве символа еврейской общины относится к 17 веку».
Однако, как и многие другие аспекты армянской культуры, об армянском использовании гексаграммы было написано не так много. Хотя его использование в науке, искусстве, архитектуре, украшениях и даже в религиозных целях было обширным на протяжении всей истории.
Исторически армяне — опытные математики, архитекторы и ремесленники, а геометрия всегда была очень особенной для армян. Древние армяне обладали утонченным знанием астрономии и могли предсказывать астрологические события.
Известно, что самые древние известные обсерватории расположены в Армении, датированные еще в 4200 годом до нашей эры, например Карахундж.
Обсерватория 2800 г. до н. э. В Мецаморе позволила предкам-армянам развить геометрию до такого уровня, чтобы они могли измерять расстояния, широты и долготы, знать о реальной форме земли и предсказывать солнечные и лунные затмения за 1000 лет до египтян.
Армянская архитектура с геометрическими параллельными линиями, соединяет несущие конструкции с математической точностью.
Геометрия армянской архитектуры выдержала испытание временем, сохранив многие древние здания в регионе, где преобладают война, бедность и стихийные бедствия.
Города и храмы крепости, которые были раскопаны в Армении, некоторые из них имеют возраст до 7000 лет и более, показывают замечательное понимание использования геометрии в строительстве священных зданий, используя сложную систему квадратов, прямоугольников, кругов, многоугольников с пересекающимися узорами.
Геометрия возникает из изучения естественных законов. С такими знаниями можно строить структуры, создавать устройства и прогнозировать астрологические события. Такие геометрические формы считаются магическими древними.
Без геометрии вы ничего не можете построить, и ее знание стало ключом к выживанию и считалось ключом к раскрытию секретов вселенной. Эта любовь к созданию / строительству позволила ранним армянам ценить геометрические формы и символы, придавая им видное место в армянской культуре.
Среди многих символов армяне использовали шестиконечную звезду для архитектурных целей. Ранние армяне считали, что символ обладает магическими силами и включили его в архитектуру, астрономию и священное искусство.
План средневековой армянской церкви
Подтверждением этому являются многочисленные армянские церкви, фундамент которых построен в форме шестиконечной звезды.
Гексаграмма также использовалась, для поддержки купола, или использовалась просто как священное украшение, защищающее церковь.
Первый и самый важный армянский собор Эчмиадзина (303 г. н.э., построенный основателем христианства в Армении) на самом деле украшен множеством орнаментированных гексаграмм.
Другой пример можно увидеть на гробнице армянского князя династии Хасан-Джалалян Хачен (1214 г.) в Гандзасарской церкви Арцаха. (см. ниже)
Возможно, самым известным примером архитектурного использования гексаграммы можно полюбоваться в Армянской церкви XII века, в храме Святого Иакова в Иерусалиме.
Рукоятка кинжала, раскопанного в погребении Аштарака (Неркин-Навер) (3-е тысячелетие до нашей эры, Армения)
Там, где арки в форме гексаграммы поддерживают купол. Подобные купольные дуги в форме шестиконечной звезды можно встретить во всей древней Армении.
Назвать несколько; отличное мастерство купола Хоракертского монастыря 13-го века. Монастырь Хоранашат (см. Рисунки ниже)
То, что армяне знакомы с этим символом с незапамятных времен, вновь стало ясным, когда древнее известное изображение шестиконечной звезды (относящееся к III тысячелетию до нашей эры) было раскопано в кургане Аштарак в «Неркине Навре» (в Армения). Это подтверждается радиоуглеродным анализом артефактов, проведенным в лабораториях Германии и США.
Арки и купол армянского собора
Геометрия, в частности, имеет долгую историю в армянском искусстве, религии, а также науках. Хотя использование гексаграмм было значительным на протяжении всей истории Армении, в армянской культуре существует много других геометрических форм и символов.
Геометрия в конце концов связана с армянской культурой. Например, восьмиконечная армянская звезда заслуживает, о которой уже было сказано на страницах сайта Вне Строк. (см публикацию по ссылке: Генеалогия восьмиконечного креста и восьмиконечной звезды — От Армении до Европы
The Armenian Wheel Of Eternity peopleofar
Мраморный надгробный камень великого князя Армении Хасан Джалал Вахтангяна (1214-1261)
vstrokax.net
Знаменитый символ Глаза - Символ армянской богини Айа
Айя (на армянском языке ая означает прабабушка) была матерью целомудрия, а также благодетелем всего человечества. Через нее существует армянская земля, от нее она черпает свою жизнь; она — слава нашей нации и ее защитница, и к ней древние армяне испытывали сильную любовь и обожание.
Одним из ее символов является вода … В древние времена армяне ощущали определенное почитание по отношению к воде, которую они боялись загрязнять. Многие реки и источники были священными и наделены благотворными достоинствами.
Горячий источник в Арцахе. Настоящая красота Матери-природы
Источники Евфрата и Тигра являлись объектом поклонения. Священные города были построены вокруг реки Аракс и ее притоков. Даже сейчас есть много священных источников с целебной силой, которые обычно называются «источниками света».
Айя — Мать-Земля, которая со временем превратилась в Хаю. Некоторые люди не хотят принимать это, потому что думают, что вернут нас к матриархату, и женщины будут править людьми, но дело в том, что это не имело никакого отношения к матриархату, но оно имело много общего с почитанием матери.
Символом глаза является чистый женский символ, которому также поклонялись мужчины. Глаз на армянском означает akn. Первоначально akn (этот знаменитый глаз) был символом женского органа, который дает рождение (ребенок, новая жизнь), как анк (анкх-кянк (жизнь на армянском языке), был символом жизни для египтян или так называемых символ рыбы для ранних христиан, все они были поклонниками Айи.
Караундж — Армения
Символ глаза имеет более древние корни: он символизирует рождение, женский вывод и принцип. На армянском языке AK (N) можно перевести как источник (Ակնաղբյուր), глаз, и это связано с источником (աղբյուր, սկզբնաղբյուր, ակունք, սկզբնապատճառ, սկիզբ, ակնաղբյուր), headwaters (ակունք, սկիզբ, ջրի մակերեվույթ), outfall ( ակունք, գետաբերան, սկիզբ), отток (ակունք, արտահոսում, սկիզբ). Все, что связано с DOT IN A CIRCLE, является AKN на армянском языке: AK (N) мельницы, улья, тонир, тележка (Ջրաղացի ակն, Փեթակի ակն, Թոնրի ակն, սայլի ակն) и т. Д. ….
AK (N) является частью как Солнца (AregaAk), так и Луны (LusneAk), (ԱրեգԱկ, ԼուսնեԱկ) … На армянском языке у нас есть ряд высказываний с AKN.
Некоторые кочевые племена, завоевавшие Армянское нагорье и почти все, изменили значение Айя, сделали его доминирующим матриархальным и начали использовать по своему образу мышления: в основном как эротический источник. Но армяне, которые всегда уважали своих женщин, дочерей, во всяком случае, всегда поклоняются своим матерям.
Они считали, что Мать — маяк света, семьи. И они поклонялись своим матерям, которые дают жизнь им и их женам, которые дают жизнь своим детям. Это было частью священных законов, возникших на Армянском нагорье и являющихся частью армянского наследия.
Буква H (h) очень важна для армян, это звук, который исходит из легких, когда вы дышите или выдыхаете. Я думаю, что Айя стал Хайя с первым дыханием, превращением природы в человека. narinnamkn.wordpress.com
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
vstrokax.net
Крест в наскальном искусстве Армении - Этимология знака
»Наследник и старейший первовоспреемник всего рожденного общечеловеческим источником культурного наследия, верным хранителем, щедрым сеятелем и терпеливым взращивателем всей совокупности этих традиций на востоке и западе!» (академик Н. Марр об армянской культуре)
О кресте написано множество работ. Его история связывается с язычеством и продолжается с распространением христианства. Крест оказал огромное влияние на сознание человека, на культуру, на традиции символического описания окружающего мира.
Однако генеалогия происхождения и истоки разнообразия семантики креста мало изучены, более того не выявлены причинно-следственные связи в культурном влиянии, закономерности трансформации универсальных знаний о кресте.
Первоначально *krьstъ означало «Христос» и связано с древненемецким krist, christ. Затем появилось значение «распятие» (лат. Crucifiхus). Лат. crux «крест», изначально «столб», считается предположительно финикийского происхождения (http://ru.wiktionary.org/wiki/).
На арм. «кар» означает камень, а также четверть, «каратев» переводится как четырехкрылый крест. Следовательно, наиболее полно форма и семантика изображения креста передается в армянской версии значения слова крест.
Этимология знака
Существует множество различных версий происхождения и значений креста. Согласно А. Миллеру, крест это «форма простейшего разрешения задачи орнаментального порядка» — простейший двухмерный знак, заполняющий поверхность предмета и переходящий в ромб.
Для эпохи неолита для настоящей статьи представляет интерес трактовка креста М. Гимбутас. Она считает, что в неолите Юго-Восточной Европы знак косого креста с шевронами в двух противоположных междукрестиях является эмблемой Великой богини и отображает пару дождевых облаков (Gimbutas M. The gods and goddesses of Old Europe. Los Angeles, 1974. Р. 53).
А. Голан пишет, что крест в неолитической религии является символом бога преисподней и земли (Голан А. Миф и символ. С. 50). На этом же основана трактовка креста как символа четырех сторон света. Универсально представление о том, что мир (страна) состоит из четырех частей, покоится на четырех столпах.
А. Бобринский считает, что крест и свастика первоначально являлись графическими символами летящей птицы (О некоторых символических знаках… С. 9-10). О мотивах креста говорится в труде Топорова В.Н. (Крест // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992, с. 12-14).
Закономерности трансформации и толкований креста в рельефной орнаментике средневековой Армении и влияние на традиции национальной культуры наскального искусства Армении рассмотрены в диссертационном исследовании Ваганяна В. Г. (Трансформация животных и растительных мотивов в армянской рельефной средневековой орнаментике (IX — XIVвв.), НАН РА, Институт искусств, Ереван, 2011г.).
Методология изучения и трактовка креста, изложенного авторами, отличается от известных подходов.
Сравнительный анализ самых ранних исторических артефактов и различных сюжетов и схем наскальных рисунков Араратских гор (Армении) позволил авторам идентифицировать историю развития формы и мотивов креста, выявить предысторию его культурного влияния. В наскальном искусстве Армении (11-5 тыс. до н.э.) встречается почти вся гарнитура известных форм креста.
Среди них образы, напоминающие греческий, латинский, православный, папский, армянский и другие формы кресты. По результатам сравнительного исследования выявлено, что крест не только архаично универсален, инвариантен, в то же время цельный, единый, множественный, способный в индивидуализированной форме выразить явления окружающего мира.
Его формы характеризуют этапы становления и развития архаичного мышления, моделирующего действительность человека и его отношения к миру действительности. Образ креста симметричен и поэтому относится вместе со своим каменным носителем к самым ранним артефактам в истории мировой культуры, в истории знаний и развития мышления сознательного или культурного человека.
Известно, что религия – это выраженное в идеях и моделях сознания человека его бессилие перед силами и явлениями природы, землетрясениями, извержениями вулканов, падением комет и ураганов, бессилием перед своей биологической, животной сущностью и потребностями, перед дикими проявлениями подобных, но не развитых в культурном отношении людей.
Именно знания путем познания, исследования и когнитивного осмысления истоков этих сил, попытки их обьяснить, описать, идентифицировать, передавать последующим поколениям и естественно управлять поведением, прогнозировать явления природы для выживания выделили культурного человека от предстваителей животного и растительного миров и себе подобных.
В этой парадигме самых древних и сохранившихся документов, иллюстрирующих визуальные формы развития мышления культурного человека, авторы рассматривают наследие наскального искусства Араратских гор (Армении) и особенно обнаруженные в нем архетипы мировой символики, нашедшие применение в наиболее распространенных мировых религиях, в универсальном мифологическом описании истории человеческих социальных отношений, как выраженная в каменных страницах энциклопедическая история об истории религии и науки. Среди данной истории символики наиболее характерным и универсальным является феномен креста.
Прежде всего, крест в наскальном искусстве Армении моделирует и описывает мир, силы и явления природы в наиболее простой визуальной форме, которая отражает знания о роли местного человека и его месте в природе, путем выявления и идентификации универсального цикла жизни и смерти.
В армянских наскальных рисунках есть типы креста, которые символизируют жизнь (крылатый крест) и смерть (прямой, бескрылый крест). Такое дуальное представление основных начал, двух взаимосвязанных понятий через центр — инвариант с трансформациями сторон или крыльев является, на наш взгляд, уникальным достижением в истории и в теории познания, проявлением гибкости в искусстве моделирования, высокого уровня развития одновременно логического и визуального мышления для инвариантного описания земного и небесного миров.
История развития креста в наскальном искусстве является документальным свидетельством содержания и формы архаичных знаний в когнитивной антропологии эволюции логоса.
Крест использовался в наскальных рисунках как центр, вокруг которого описывается сюжет истории, как ключевое средство коммуникации, как типичный, инвариантный язык для передачи знаний, идей, для визуального выражения мыслей, чувств, эмоций, для отображения начала и конца жизни – рождения и смерти, важных явлений и событий в космосе посредством небесных и земных, природных, растительных и животных миров.
Крестом задолго до архаичного политеизма, языческого и библейского описания мировоззрения изображали в Араратских горах такие общечеловеческие культурные и универсальные религиозные и мифологические ценности, как древо жизни и его познание, древо добра и зла и его познание, структу
vstrokax.net
Символы истории и культуры Армении
У Армении долгая и богатая история, но даже при всем при этом не представлял, что в истории и культуре Армении так много символов. В предыдущей статье были опубликованы видеоматериалы о пяти из множества символов Армении. В этой статье опубликованы еще несколько культурных символов.
Священная гора Арарат
В Армении тысячи достопримечательностей. Каждая из них незабываема и оставляет потрясающее впечатление. Однако, любой, кто посещал эту страну, в первую очередь и навсегда запоминает самую волшебную и благородную панораму в мире — ошеломляющий вид Священный горы Арарат.
Гора Арарат (арм. Масис) – символ армянского народа. Арарат представляет собой две горы в 11 километрах друг от друга. Это Малый Арарат (Сис, 3896 м) и большой Арарат (Масис, 5165 м). Сис и Масис имеют вулканическое происхождение. Уже на высоте 4420 метров начинается линия вечных снегов. Масис – самая высокая вершина в мире по относительной высоте (4300м).
Абрикос-символ Армении
Согласно трактовке символики трехцветного армянского национального флага, состоящего из красного, синего и оранжево-желтого цветов: красный является символом огня и крови, синий — цвет неба, мира и спокойствия, а желтый это цвет абрикоса (цирани). Царственный цвет связанный со всеми царскими династиями Армении — символ Армянского нагорья. Согласно ряду источников, армяне выращивают абрикосовые деревья с древнейших времен.
Легендарный Армянский Коньяк-символ Армении
Виноделие в Армении ведет историю с древнейших времен — по последним данным в Армении, в пещере Армени, найден самый древний винный пресс датируемый 4100 лет до нашей эры (См. подробнее здесь). Коньяк — это тоже продукт полученный в результате обработке винограда. (См. подробнее здесь)
Лаваш
Однажды кто-то сказал, что все гениальное просто. Так просто, как лаваш — армянский хлеб. Это чудо природы – лаваш, тонкий, как пергаментный листочек древнего манускрипта, – возникло на древней армянской земле и распространилось по всему свету вместе с армянами-странниками. На сегодняшний день очень трудно найти такой уголок, где бы ни продавался вкусный армянский лаваш рецепт армянского лаваша в домашних условиях очень прост: Мука , горячая Вода и Соль. Армянский лаваш вошел в список нематериального наследия ЮНЕСКО
Шарль Азнавур-Самый известный армянин
Шарль Азнавур (Шанур Вагинак Азнавурян) родился 22 мая 1924 года в Париже, его родители – армянские эмигранты, которые бежали от Советской власти во Францию. В девять лет Шарль выступал на сцене, пел и играл, в двенадцать лет впервые снялся в кино. Первоначально Азнавур выступал в дуэте с композитором Пьером Рошом
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
vstrokax.net
Герб Армении: значение, история, современность
Армения пережила на протяжении своей истории достаточно много. Когда-то она была великим государством, потом частью СССР. Сегодня это суверенная страна, идущая в своем развитии самостоятельной дорогой, хоть и не каждый взрослый уверенно покажет ее на карте. И уж тем более мало кто сможет сказать что-то определенное про герб Армении, значение цветов на ее флаге, назовет ее политического лидера. Стоит все же частично заполнить этот пробел.
Об истории
Этому государству уже больше 2,5 тысячи лет, а народ известен и того больше. Армения пережила множество взлетов и падений, завоеваний и освобождений, входила в состав империй и обретала полную самостоятельность. И ее богатая история просто была обязана отразиться в ее современных символах. Как известно, у каждого государства их обычно три: гимн, герб и флаг. Стоит поговорить о них чуть подробнее.
Национальные символы Армении
К сожалению, современный триколор не имеет никакого отношения к истории этой страны и появился лишь в 1918 году. Красный, синий и оранжевый цвета были выбраны и утверждены искусственно, они не отражают символику, использовавшуюся на протяжении веков. В рамках СССР использовалось традиционное алое полотнище с некоторыми деталями, отличными для каждой отдельной республики, но после провозглашения независимости Армения вновь начала использовать досоветский триколор. Значение его цветов объясняют следующим образом: красный - олицетворение крови местных солдат, синий - небо, а оранжевый символизирует плодородные поля.
Гимн тоже не имеет серьезной истории, впервые он появился в 1918 году и просуществовал всего пару лет, после вхождения в СССР его использование прекратилось на длительный срок. К нему вновь вернулись после развала страны в 1991 году, и он действует до сих пор. Автором строк является Микаэл Налбандян, а музыки - Барсег Каначян.
А вот о про герб Армении стоит поговорить отдельно и чуть поподробнее. Именно по нему можно судить о прошлом страны, ведь в отличие от флага и гимна он имеет достаточно богатую историю.
Герб
Несмотря на то что он, как и флаг с гимном, был утвержден лишь в 1918 году, когда республика получила независимость, но до вхождения в СССР, он в большей степени, чем они, основан на ее истории. При первом взгляде на герб Армении, довольно сложно понять, какой стране он принадлежит, вряд ли можно сразу подумать об этом небольшом современном государстве. Основными цветами являются золотистый, красный, синий и оранжевый. Лев и орел держат щит, разделенный на четыре сектора и центральную часть. В каждом его углу располагается символ одной из великих династий, управлявших Арменией. Всего их четыре: Багратиды с IX по XI век с бегущим львом на красном поле в левом верхнем углу, Аршакиды с I по V век с двумя орлами на синем слева внизу, Арташесиды, правившие до нашей эры, с птицами на алом ниже и, наконец, Рубениды, правившие до XIV века, графическое отражение которых находится в оставшейся части. По центру располагается главная гора Армении - Арарат с Ноевым ковчегом на вершине.
Герб Армении был вновь утвержден в 1991 году, его художниками были знаменитые Александр Таманян и Акоп Коджоян. Несмотря на их авторитет, не так давно был обнаружен ряд предположительных геральдических неточностей или ошибок. На любой иллюстрации или фото герб Армении выглядит очень солидно, однако специалистам бросаются в глаза некоторые мелочи.
Так, лев, обычно являющийся символом силы и мудрости и изображается с открытой пастью, здесь, наоборот, с закрытой. В этом случае он может трактоваться как свидетельство слабости и уязвимости. Также некоторые эксперты считают упущением отсутствие девиза на ленте в нижней части символа. Возможно, в ближайшие годы герб Армении претерпит некоторые незначительные изменения, сохранив общую картину неизменной.
Парадокс
Те, кто знает, что гора на гербе Армении символизирует Арарат, могут задаться вопросом, как так вышло, что она находится на территории Турции. Дело в том, что на протяжении длительного времени она действительно располагалась в границах государства, символом которого является. Однако в 1921 году, когда Армянская ССР уже вошла в состав Советского союза, по условиям Московского и Карсского договоров, некоторая территория отошла Турции. В результате гора оказалась за пределами страны, в 32 километрах от нее. Тем не менее она все еще остается ее неформальным символом и присутствует в том числе и на гербе.