Переяславское княжество: географическое положение, культура, переяславские князья, история. Переславль древней руси
Переяслав-Хмельницкий. Часть 1: Переславль-Исходный: varandej
Переяслав-Хмельницкий - маленький городок (27 тыс. жителей) в левобережой части Киевской области, на речке Трубеж в нескольких километрах от Днепра (в смысле реки, а не Днепра-города, который я показывал в прошлый заход). Нынешний Переяслав - это самый настоящий Музей Украины: разного рода музеев, музейчиков и музейных комплексов вплоть до огромного скансена тут 26 штук. Последний - самая известная достопримечательнось Переяслава, но о нём я расскажу лишь в третьей части; во второй части пройдёмся по центру города, ну а в первой заглянем и туда, и туда: хотя в историю Переяслав раз и навсегда вошёл как место, где в 1654 году на казацкой раде было решено объединиться с Россией, лучшие его времена минули гораздо раньше.
Ещё не Переяслав, а целый Переславль, в летописях -Русский или -Южный, был одним из главных городов Киевской Руси, центром мощного княжества, для Киева игравшего ту же роль, что для Москвы Рязань, прикрывая столицу с юго-востока от беспокойной Великой степи. Более того, Рязань - его не просто аналог, а прямой "потомок", ведь изначально она называлась Переславль-Рязанский, а есть ведь ещё Переславль-Залесский, и в каждом из них - своя речка Трубеж.
За Днепром от Киева начиналась земля северян - одного из крупнейших древнерусских народов, чьё название по большинству гипотез никак не связано с Севером, да и относительно того же Киева их земли простирались как на северо-восток по Десне за Чернигов, так и на юго-восток, к самому краю степи. Там в 992 году князь Владимир разбил печенег и основал на границе город Переяславль, причём Переяславом ("перенявшим славу") в таком этимологии выходит сам князь-победитель. Официально, впрочем, датой основания города считается и вовсе 907 год, но скорее всего это ошибка более поздних летописей. Положение Переяслава было, как сказали бы сейчас, стратегическим: он держал самый сложный фланг Киевской Руси и сам вёл экспансию вглубь Дикого поля, в лучшие годы удерживая земли до нынешних Полтавы и Днепропетровска. Ровно за 600 лет до Переяславской Рады оформилось Переяславское княжество, в бесконечной древнерусской "игре престолов" не бывшие самостоятельным игроком, но служившее своеобразным ключом от Киева, а зачастую и последней "ступенькой" перед киевским троном. Наконец, княжеские распри с севера и кочевничьи набеги с юга сделали своё дело, и в 12 веке переяславцы потянулись в Залесскую Русь, но и там города, во второй раз "переявшие лаву", остались велики и влиятельны - основанный в 1154 году Юрием Долгоруким Переславль-Залесский и ныне один из красивейших городов Золотого Кольца с богатейшей историей и её наследием, а основанный в 1094 году Переславль-Рязанский и вовсе после разрушения "настоящей" Рязани Батыем принял её роль и престол одного из нескольких великих княжеств. Сам же старый Переяславль-Русский тоже был опустошён Батыем и вступил в длительную полосу упадка; в 1363 году Переяславское княжество подчинила Литва, и в дальнейшем Переяслав был заурядным городком, вновь напомнившим о себе лишь в эпоху Богдана Хмельницкого, в честь которого и получил второе название по освобождении от фашистов в 1943 году.
2.
Из Киева в Переяслав маршрутки бегают от метро "Черниговская" - вообще, если вы приехали в Киев с целью осмотреть его окрестности, лучше селиться именно в том районе, так как полустихийная автостанция на "Черниговской" и соседней "Лесной" обслуживает веер направлений от Чернигова до Черкасс, куда входят и древние городки переполненной достопримечательностями Левобережной Малороссии. По дороге - Борисполь, ныне более всего известный своим крупнейшим на Украине аэропортом, но имеющий вполне древнерусское прошлое: с 1015 года в Переяславском княжестве известен Летский городок, или просто Льтеч на реке Альта, где Святополк Окаянный убил князя Бориса - впоследствии первого из русских святых, в память о котором в 1117 году была построена каменная церковь, так называемая Летская божница. Льтеч был разрушен Батыем, а возродился под Литвой уже как Борисполь, ну а нынешний Покровский собор с кадра выше, своего рода преемник Летской божницы, возведен в 1989 году.Ближе к Переяславу виден далёкий берег Днепра над лесистой поймой, да Три Брата-кургана в чернозёмном поле, упоминавшиеся в стихах Шевченко:
3.
Сам же Переяслав в кварталах у автостанции выглядит как совершенно заурядный постсоветский городок:
4.
5.
Хотя и с указателями улиц от Тёмы Лебедева:
5а.
Главная улица в городе Переяславской Рады - конечно же, Богдана Хмельницкого. На полпути от автовокзала в центр - дворец налоговой службы (почему-то на Украине здания этого органа часто особо капитальны) и местный "пенёк Ильича" в удивительно невзрачном месте:
6.
Чуть дальше - заболоченная Альта, через несколько километров впадающая в Трубеж:
7.
Тем удивительнее, что из неё выловили в своё время древнерусский якорь, достойный немаленького морского судна, везшего наверное товары в далёкий Царьград. Якорь лежит у памятника Первому упоминанию Украины (2008) с фигурой князя Владимира Глебовича, на похоронах которого в 1187 году "плакошася по нем все переяславцы, о нем же и Украина много постона"... впрочем, рискну предположить, что как и в случае с "первой в мире конституцией" гетмана Орлика (о ней я писал здесь) это лишь игра слов, и в данном случае "украина" значило "округа", "прилегающие земли", а историческая область с таким названием оформилась гораздо позже.
8.
Чуть дальше ещё один памятник (1993) тому самому Бояну, что "растекался мысью по древу" в "Слове о полку Игореве" открывает центр Переяслава, который я оставлю на следующую часть. А пока лишь точечно покажу осколки тех времён, о которых вещает сказитель:
9.
Между памятников улица Грушевского ведёт налево к оплывшим валам, прикрывавшим Переяславль со стороны, противоположной Трубежу - в поперечнике городской посад был не менее километра:
10.
А в тихом месте на углу славящейся своими музеями улицы Шевченко с до сих пор не переименованной Московской стоит павильон в хорошо заметном сталинском стиле:
11.
Прежде на его месте была деревянная Спасская церковь, но её то ли снесли при Советах, то ли она сгорела в войну, а под ней в 1953 году обнаружился фундамент домонгольского храма, в 1957 накрытый павильоном. Такие вот руины церкви в павильонах - вообще характерная достопримечательность Западной Руси, сходу я могу вспомнить подобное в Луцке, Гродно и Турове, но переяславский опыт был первым. В павильоне ныне музей, темноватый и давно не знавший ремонта, и одинокая смотрительница открыла нам дверь, когда мы постучались:
12.
Небольшая Спасская церковь на окраине древнего посада была построена в 11 веке как усыпальница местной знати, и простоял до нашествия монголов. Переяславские церкви часто называют "божницы", и в этом есть своя логика - именно в Переяславском княжестве в конце 11 века, при епископе Ефреме, возникла первая в истории русского зодчества региональная школа. Переяславское княжество было среди древнерусских земель едва ли не самым "каменным", имея собственную артель зодчих-каменщиков и собственные производства кирпичей, стекла, утвари, внешне заметно отличавшихся от тогдашних киевских. Отличалось от киевских и само устройство здешних "божниц" - небольших, богато украшенных, как правило без внутренних столпов или с двумя столпами, смещёнными к выходу или к алтарю. Из последних и была Спасская церковь:
13.
В храме сохранились отстаки пола и фресок, а атмосферы добавляют витражи в окнах павильона:
14.
Разрушение и пожар чудом пережила металлическая люстра 11 века - согласитесь, ни на что из послемонгольских эпох не похожая. Здесь же фрагмент колонны да скифский кувшин-зерновик из Трахтемировского городища на том берегу Днепра, сделанный порядка 2500 лет назад.
15.
Видимо, одно из княжеских надгробий:
15а.
Фрагменты росписей, отделки, утвари да плинфы. Каменные "божницы" на Переяславщине строили не только в княжьем городе, но и во второстепенных городках и чуть ли не сёлах, а переялсавские мастера работали и за пределами своей земли - например, справа плинфа (в том числе камень с изображением орла) каменного храма из правобережного Зарубина.
16.
В углу музея - диорама о взятии Переяслава монголами, изображающая в том числе и облик города накануне его разрушения. Уже знакомые нам валы очерчивали посад, за пределами которого лежали три предместья - Киевское (за валом), Альтицкое (за Альтой) и Задолгомостское (за Трубежем), ну а в широком углу Альты и Трубежа стоял переяславский детинец - Каменный город:
17.
Туда, на берег Трубежа, и отправимся дальше. Надо заметить, центр нынешнего Переяслава - именно в бывшем посаде, а образовавшийся на месте детинца Епископский двор стоит посреди одноэтажного предместья, в которое вклинивается площадь с памятником Переяславской Раде, который я оставлю на следующую часть. С 2010 года в бывшем Епископском дворе обитает маленький, уютный и вечно пустой Михайловский монастырь. Вход - через звонницу, построенную в 1670-е годы, но известно, что надвратная церковь Святого Фёдора была здесь и в 11 веке:
18.
Само название Каменный город говорит о том, что обилием каменных построек Переяславский детинец уже тогда выделялся на фоне прочей Древней Руси. Здесь были одними из первых в русских городах каменные стены, Михайловский собор, церкви Андрея у Ворот и Богородицы при княжеском дворе, епископские палаты и даже каменная баня 11 века, едва ли не единственная не то что в домонгольской, а и в допетровской Руси. У входа встречают скульптуры - уже знакомые князь Владимир Глебович, Боян и между ними епископ-летописец Сильвестр. Епископы тут вообще были яркие, как уже упомянутый строитель Ефрем или Митрофан, при котором в 1261-69 годах Переяславская епархия окормляла христиан Золотой Орды:
19.
Нынешняя Михайловская церковь - одна из старейших (1646-48) в Левобережной Малороссии, построенная ещё под властью Речи Посполитой, когда о вычурном украинском барокко не было и речи. Но стоит она буквально на фундаменте домонгольского Михайловского собора, главного храма Переяславского княжества с уникальным пятинефным планом и кривыми линиями стен. Макет собора нахлобучен прямо на её крышу - нигде больше такого не видел, и по-моему это гениальная идея:
20.
Древний храм был существенно крупнее казацкой церкви, и с одной стороны от неё выложены контуры его стен:
21.
С другой стороны - и вовсе подземная галерея вдоль фундамента, вмещающая музей древнерусской архитектуры Переяслава, судя по чужим фото весьма интересный.
22.
Но увы - двери были наглухо закрыты, а телефон, который нам дали в церковной лавке, не отвечал. Как я понимаю, застать этот музей работающим в принципе удавалось немногим: как и наше "Золотое Кольцо", Переяслав - город для туристических групп, не рассчитанный на одиночных туристов (да и те скорее поедут из Киева в какую-нибудь заброшенную усадьбу, где не увековечен Баян).
23.
Так что более всего, помимо собора-макета на крыше, Михайловским монастырь мне запомнился скромным, но очаровательным декором казацкой церкви, сделанным в 1740-х годах после пожара:
24.
В целом же судьба переяславского зодчества, как и всюду в Западной Руси, была печальной: если в Европе с тех времён от каждой региональной школы сохранились десятки памятников, а в России единицы, то на Украине и в Беларуси с их бесконечными войнами и сменами религий даже один частично уцелевший домонгольский храм - уже немало. Единственный памятник Переяславского княжества сохранился не в Переяславе, а на северной периферии его владений у границы землями Чернигова: Юрьева божница, или вернее лишь её одинокая апсида с остатками росписей в глухом и маленьком городке Остёр.
25. 2011
...Главная достопримечательность Переяслава - конечно же, его Музей народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья, не только скансен, но и целый комплекс тематических музеев внутри него. Основанный в 1964 году, ныне он содержит 185 объектов, из которых привычные для украинских, белорусских и прибалтийских скансенов хаты с соломенными крышами, хозпостройки да колодцы-журавли составляют лишь малую часть. И тему Киевской Руси прекрасно продолжает встречающий у главного входа Археологический сектор музея, где есть как подлинные древние находки, так и научные реплики домонгольских зданий.
Вот например сельская хата 11 века, реконструированная вокруг древней печи-очага из деревни Сосновка:
26.
Городской домик тех же времён:
27.
Реплика от начала до конца и внутри, и снаружи:
27а.
А вот киевский домик 14 века построен вокруг опять же аутентичной печи из плинфы. Так жили в Средние века - топившийся по-чёрному дом, где жило может быть и десять человек, сейчас не сгодился бы и для сарая. По сути дела это и были сараи, в которых люди вместе с бесхитростным скарбом хранили и самих себя, и жизнь каждого из них ценилась немногим более, чем этот скарб. Подлинный фргамент плотной и бедной застройки деревянного города Древней Руси есть в белорусском Бресте.
28.
А вот усадьба богатых киевлян 11 века, где жил может быть купец, хаживавший торговать в Царьград, Баку или Сигтуну, или боярин, знавший немало кровавых интриг, или какой-нибудь дальний родич князя, здесь же отравленный собственным сыном.
29.
Их достаток был уже посолиднее, судя по размеру изб - примерно как у крестьян-середников в 19 веке. В одном доме жили хозяева, в другом - обслуга:
30.
Но судя по деревянному дымоходу, даже здесь "белая" печь была роскошью:
30а.
Интерьеры. Вроде бы часть утвари - подлинная домонгольская, и вот она как раз не очень-то изменилась за много веков:
31.
А неподалёку под навесом аутентичные фрагменты древнего сруба с Подола, по мотивам которого видимо и была построена эта усадьба.
32.
С репликами древнерусских жилищ соседствует реплика дома "черняховской культуры", которую отождеставляют с ост-готским государством "речной страны" Ойум, где помимо германцев-готов жили так же последние скифы, сарматы, гето-даки и фракийцы, а с ними венеды и анты - предки славян.
33.
Черняховская культура, в основном располагавшаяся в пределах нынешней Украины, существовала на излёте античности, и Ойум смело то же нашествие гуннов, что потрясло вскоре Рим. Но именно после черняховской культуры на сцену выходят славяне, и именно из готского языка в славянские языки попали такие слова, как "хлеб", "котёл" или "церковь".
33а.
Примерно с тех же времён, а то и старше вот эти металлургические горны из Черкасской области - шлаки да фрагменты однораздовых глиняных печей, разбиравшихся после плавки:
34.
Гончарная печь 10 века, вроде бы подлинная:
35.
А вот пара колодезных срубов - не столь древние, 17 века, и набирать из них воду вполне могли какие-нибудь казаки, ехавшие на Переяславскую Раду:
36.
Сруб в общем-то как сруб, о возрасте по виду и не скажешь:
37.
Равно как и бесчисленные кресты и стелы вокруг - какие-то из них древерусские (тут могу вспомнить не так давно найденное кладбище в белорусской деревне Бабцы), какие-то века 15-17, но в целом то, что называют на Украине "казацкими крестами", ставилось на кладбищах вплоть до 19 века.
38.
39.
40.
41.
Но помимо древнерусской культуры здесь представлено наследие и злейших врагов Киевской Руси - половцев, пришедших в 11 веке из глубин Великой степи и прогнавших ослабевших печенег, часть которых перешла на русскую службу в Поросье. Половцы известны так же как куманы или просто кипчаки, чей язык лёг в основу казахского, киргизского, татарского и ряда других языков, а самыми прямым потомками половцов можно считать крымских татар, продолживших одолевать своими набегами Речь Посполитую и Москву. Внешне, впрочем, они были совсем другими - светловолосыми европеоидами с лёгким монголоидным налётом в чертах лица. Половецкий народ делился на 11 племён, множество родов-куреней, объединявшихся в союзы-"орды", каждую из которых возглавлял хан, бывший по совместительству верховным жрецом. Релгией половцев было тенгрианством с обожествлением неба Тенгри и матери-земли Умай - древняя религия едва ли не всех кочевников Великой степи где-то на стыке пантеизма с монотеизмом. Помимо верховных жрецов, тут были и шаманы-камы, и именно отсюда происходит термин "камлание" - безумные шаманские пляски. Раннеполовецкое святилище рубежа 11-12 веков, когда этот народ был на пике могущества - насыпанный заново курган с подлинными скульптурами шамана и всадников, привезёнными сюда из Запорожской области:
42.
И позднеполоцекое святилище из Херсонской области, созданное накануне тех времён, когда тюрок и русич безнадёжно объединятся против монгольской напасти - само по себе довольно примитивное, но с куда детальнее проработанными скульптурами, которым туристы по сей день кидают монетки. Оба святилища принадлежали или родам, или небольшим ордам. И если раннеполовецкое святилище - просто ровесник древнерусских храмов, то позднеполовецкое - моложе большинства из них:
43.
Тут вообще целый лапидарий - всё же большую часть своих земель Переяславское княжество отвоевало у Великой степи, а потому вокруг Переяслава множество скифских, печенежских, половецких и ещё бог весть чьих курганов, стел и изваяний.
44.
И куда сильнее привычных "каменных баб" меня озадачили антропоморфные стелы с едва заметными "головами" и остатками росписи охрой. Их оставили люди "кеми-обинской культуры", древние жители причерноморских степей, внешне похожие на нынешних кавказцев, от 2500 до 6000 лет назад.
45.
В основном они стоят в глубине того лапидария под навесом, но три камня, возможно первые найденные - среди старых крестов:
46.
И наконец под навесом, на самом дне здешних веков...
47.
...собрана Доброничевская стоянка первобытных людей позднего каменного века, возрастом около 15 тысяч лет. Подлинные здесь "коморы" - ямы по бокам с остатками костей да отходами обработки кремня, а вот жилище типа чума - всё же реплика.
48.
Во все эти древности вклинивается инсталлция со звучным названием "Наши бабы" - речь, конечно же, про "каменных баб" (для ясности даже дан единственный в музее перевод - Our babas), только здесь они из соломы:
49.
Скансен стоит в Задолгомостном предместье, за лугами у Трубежа. Ближе к центру - туристической комплекс Старая Гребля, при котором, по украинской моде последних лет - свой музей ретроавтомобилей:
50.
А выше по течению, в лугах у плотины, жизнь идёт свои чередом, и в этом постоянстве суть бесконечной чехарды эпох, властей, держав и археологических культур:
51.
52.
53.
В следующей части погуляем по центру города.
УКРАИНА и ДОНБАСС-2016Разорванная карта. Обзор и оглавление.Две стороны одной войны - см. оглавление.ДНР и ЛНР - см. оглавление.Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.Киевская РусьПереяслав-Хмельницкий. Древняя Русь в музее и городе.Переяслав-Хмельницкий. Город.Переяслав-Хмельницкий. Скансен.Прилуки. Густыньский монастырь.Прилуки. Город.Нежин. Разное.Нежин. Старый город.Белая Церковь. Город.Белая Церковь. Парк Александрия.Киев до и после Майдана - посты будут.Малоросское кольцо - посты будут.
varandej.livejournal.com
географическое положение, культура, переяславские князья, история
Древнерусское Переяславское княжество сформировалось вокруг города Переяславля, первое достоверное упоминание о котором относится к 992 году, когда его основал князь Владимир Святославович. Крепость была построена в качестве части засечной черты, защищавшей страну от степных кочевников: сначала печенегов, а затем половцев. Само княжество появилось в 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, за которой последовал период политической раздробленности Руси.
Географическое положение
Переяславская земля находилась на территории бассейнов Трубежа, Сулы и Супы. На северо-западе от нее находилось Киевское княжество. С юга и востока переяславские владения были окружены дикой степью, где заправляли разбойничьи орды. На протяжении всей своей истории Переяславское княжество противостояло кочевникам и множество раз разорялось ими.
Возникновение
Удельное Переяславское княжество откололось от Киевского одним из первых. В 1054 году оно досталось младшему сыну Ярослава Мудрого Всеволоду Ярославовичу. Тогда Переяславль считался третьим по важности городом Руси после Киева и Чернигова. Из-за близости половецкой степи в нем находилась мощная дружина. Южная граница княжества была усыпана заставами. Археологические находки в их руинах показывают, что эти крепости захватывались, сжигались, разрушались и отстраивались заново.
Первый опустошительный поход в Переяславское княжество половцы предприняли в 1061 году. До того момента о них лишь ходили слухи, и Рюриковичи относились к кочевникам недостаточно серьезно. В 1068 году половецкое войско встретилось с объединенной дружиной трех Ярославичей – Изяслава, Святослава и Всеволода. Битва произошла на реке Альте недалеко от самого Переяславля. Половцы одержали победу. Князьям пришлось бежать в Киев, где недовольное пассивностью власти население подняло восстание.
Междоусобицы
В 1073 году переяславский князь Всеволод получил от старшего брата Святослава Чернигов. С этим решением был несогласен его племянник Олег. Конфликт привел к войне. Хотя переяславские князья, как никто, много воевали с половцами в степи, им приходилось сражаться с кочевниками и во время внутренних междоусобиц на Руси. Некоторые Рюриковичи (как Олег Святославович) не гнушались обращаться за помощью к орде.
В 1078 году князь Всеволод Ярославич разбил племянника. После той победы он стал еще и киевским правителем, передав Переяславль своему сыну Ростиславу, а Чернигов отдав другому сыну - Владимиру Мономаху. Наследник исправно защищал уделы отца. В 1080 году он отправился на Переяславщину, чтобы подавить восстание торков.
Княжение Мономаха
Ростислав Всеволодович трагически погиб в 1093 году в битве против половцев на реке Стугне. Его брат Владимир наследовал Переяславское княжество. Географическое положение этого удела требовало постоянного напряжения сил. Мономах отдал Чернигов Олегу Святославовичу, а сам сконцентрировался на защите Переяславля от степных орд.
Владимир Всеволодович стал главным героем своего времени. Он первым среди русских князей не просто оборонялся от кочевников, но и сам предпринимал походы в их земли. Древнерусское государство давно нуждалось в таком лидере. Именно при Мономахе достигло пика своего политического значения Переяславское княжество. История тех лет сложена из множества ярких побед над половцами. В 1103 году Мономах убедил прочих Рюриковичей объединить свои силы и отправиться одной дружиной далеко в степь. Армия спустилась по днепровским порогам и разгромила не ждавшие удара вежи кочевников.
Ярополк Владимирович
Как самый влиятельный князь Руси, в 1113 году Владимир Мономах занял киевский престол. Это был последний период, когда Древнерусское государство еще имело признаки сплочения. Владимир передал Переяславль своему сыну Ярополку. В 1116 году он вместе с отцом участвовал в походе против минского князя Глеба Всеславича. Ярополк захватил Друцк и поселил часть его жителей в городе Желди в низовьях Сулы.
В том же году сын Мономаха отправился в половецкое Подонье, где взял приступом три города: Балин, Шарукан и Сугров. В союзе с переяславским князем тогда действовал сын черниговского правителя Всеволод Давыдович. Победы русского оружия сделали свое дело. Половцы на время оставили в покое восточнославянские княжества. Мир продержался до 1125 года, когда в Киеве умер Владимир Мономах.
Борьба за Переяславль
Наследником Владимира в Киеве стал его старший сын Мстислав Великий. Он умер в 1132 году. Ярополк занял место старшего брата. После этой ротации в Переяславле начался период постоянной смены правителей. На город стал претендовать ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. В ходе междоусобной войны он изгнал из Переяславля двух сыновей Мстислава Великого (Всеволода и Изяслава).
В 1134 году Ярополк Киевский признал права своего брата Долгорукого на южное княжество. Однако этим решением были недовольны представители черниговской ветви Рюриковичей. В союзе с половцами эти князья опустошили Переяславскую землю. Они даже подступили к Киеву, после чего Ярополк пошел на переговоры. Переяславль был передан еще одному его младшему брату Андрею Владимировичу Доброму, правившему там в 1135-1141 гг.
Дальнейшая судьба княжества
В середине XII века прежде единая Русь окончательно раскололась на множество княжеств. Некоторые уделы стали полноценно независимыми от Киева. Переяславль относился к типу второстепенных княжеств, где не утвердилась своя династия, а сам город с окрестными землями хаотично менял правителей в результате междоусобных войн и дипломатических комбинаций.
Основная борьба за этот край развернулась между киевскими, ростовскими и черниговскими правителями. В 1141-1149 гг. в Переяславле правили сын и внук Мстислава Великого. Затем княжество перешло к потомкам Юрия Долгорукого, чьи ближайшие старшие родственники контролировали Суздальскую Северо-Восточную Русь.
В 1239 году Переяславль оказался на пути вторгшихся на Русь монголов. Город (как и многие другие) был захвачен и разрушен. После этого он так и не смог полноценно восстановиться и стать важным политическим центром. Переяславль был включен в собственность киевского князя и перестал играть самостоятельную роль. В начале XIV столетия Южная Русь оказалась в зависимости от Литвы. Окончательно Переяславское княжество было присоединено к ней в 1363 году.
Культура и религия
Древнерусское Переяславское княжество, культура которого пережила свой расцвет в XI-XII вв., находилось на территории восточнославянских племенных союзов полян, северян и уличей. Относящиеся к ним археологические памятники встречаются в бассейнах Сулы, Сейма, Воркслы, Псла и Северского Донца. В основном они носят погребальный языческий характер (курганы, могилы и т. д.).
Христианство пришло в Переяславль, как и в другие русские города, в конце X века после крещения князя Владимира Святославовича. Существует неподтвержденная теория о том, что именно в этом городе находилась первая резиденция митрополитов до тех пор, пока Киев не обзавелся Софийским собором.
Торговля
Экономическое и культурное развитие Переяславского княжества стимулировалось близостью к торговым путям, по которым Русь торговала с восточными и южными странами. Главной из них была речная артерия Днепра, связывавшая восточных славян с Византией. Помимо пути «из варяг в греки», был также Соляной путь, по которому торговали с побережьем Азовского и Черного моря. Через Переяславщину купцы достигали далекой восточной Тмутаракани и частично Поволжья.
Именно защита прибыльной торговли была одним из главных факторов особенного внимания князей к обороне этой лесостепной земли. Караваны и флотилии (в том числе на днепровских порогах) часто подвергались нападениям кочевников и просто бандитов. Вследствие этого укрепленные крепости и городки строились как раз на торговых путях. Корабли переяславских купцов входили в русло Днепра через Трубеж. В устье этой реки существовала торговая стоянка. На ее месте археологи обнаружили обломки греческих амфор.
Города
Крупнейшими городами княжества, помимо самого Переяславля, были построенный Владимиром Мономахом Остерский городок, транзитный торговый пункт Воинь, Баруч, Кснятин, Лукомль, а также крепость на месте нынешнего Миклашевского городища. Большая их часть относилась к Посульской оборонной линии, огибавшей приток Днепра Сулу. Их упадок произошел после нашествия Батыя.
Главной достопримечательностью самого Переяславля был Михайловский собор. Резиденция князя находилась на детинце. Там же жило высшее духовенство города. Двор епископа был защищен каменной стеной, руины которой сохранились до нашего времени. Как и в других средневековых городах, население в основном жило на посаде. Археологи нашли там множество предметов торговли и ремесла. В городе была редкая для своего времени мастерская по изготовлению стекла.
fb.ru
История Руси, живущая в веках. Переславль-Залесский
История Руси, живущая в веках. Переславль-Залесский
Переславль-Залесский известен тем, что когда-то в нем располагался прототип российского флота Петра I – сейчас о тех временах напоминает музей «Ботик Петра І». С городом связывают имена Юрия Долгорукого, основавшего в 1452 году Переславль (так поначалу назывался город), Александра Невского, который здесь родился в 1220 году, его сына Дмитрия Александровича Переяславского, который был князем Владимирским и жил в Переяславе.
Богатство духовного наследия, которое сохранил Переславль-Залесский
Город сильно пострадал в «гражданскую войну» (типа татаро-монгольское иго), а также в Смутное время. Однако Переславль-Залесский жив и до сих пор славится своим Горицким монастырем, основанным в XIV веке и являвшимся мужской обителью. Правда, в XVII веке монастырь передан женщинам – там до сих пор обитают монахини. Он был построен на возвышенности, или «горица», у которой и позаимствовал свое название.
Город может похвастаться и Никитским монастырем – одним из старейших. Он был выстроен во имя св. Никиты Великомученика. Этот монастырь является наиболее давним в городе, поскольку был основан сыном Владимира Красное Солнышко князем Борисом около 1186 года. Архитектура этого памятника состоит из собора Великомученика Никиты, построенного по приказу Ивана Грозного, трапезной палаты, Благовещенской церкви, новой шатровой колокольни, каменной часовни.
Заслуживает внимания путешественников и Никольский монастырь, возведенный во имя Николая Чудотворца в 1350 году Дмитрием Прилуцким. Он процветал до начала XVI века, потом была разграблена литовско-польскими войсками. Только вначале XVII века старцу Дионисию удалось возродить монастырь.
Древняя крепость
Такой можно назвать кремль Переславля-Залесского, возведенный в 1152 году Юрием Долгоруким. Поражает вал этой крепости, единственный сохранившийся до наших дней – его диаметр составляет 850 м – это в три раза больше, чем у Московского Кремля. Высота этого земляного вала составляет 12 м, а ширина – 10 м. Практически, как и Змиевы валы, в Киевской области, на окраине той древней Руси…
Переславль-Залесский, Россия
В предыдущей статье автор писал про:Гостиницы Казани с трансфером
Следующая статья автора будет про:Мегалиты Пума-Пунку
Похожие статьи
begin-journey.ru
Переславль-Залесский достопримечательности фото и описание
Переславль-Залесский – город в Ярославской области, все еще сохранивший притягательность и обаяние древнего города Руси. Многочисленные монастырские и церковные постройки, а также Национальный парк «Плещеево озеро» составляют ценное ядро маршрута «Золотое Кольцо России».
История города Переславль-Залесский
Переславль-Залесский был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким, который за 5 лет до этого основал Москву. Как известно, прозвища просто так не дают, и прозвище «долгорукий», очевидно, тоже неспроста. Долгие или, по-другому, длинные руки могут рассказать многое о своем хозяине. Судя по всему, сын киевского князя Владимира Мономаха Юрий любил простирать свои руки ко всему, что видел. Он очень хотел править в Киеве, как и его отец, но, к сожалению, он не был старшим сыном, и ему пришлось довольствоваться княжествами в центральной части современной России. Регулярно пытался взять киевский престол силой, и порою это удавалось, но вскоре он снова его терял – желающих княжить в Киеве всегда было хоть отбавляй (как и сейчас 😉 ).
В промежутках между походами на Киев Юрий Долгорукий образовывал оборонительные крепости в самых благоприятных для этого местах. Так и появились города: Москва, Юрьев-Польский, Дмитров, ну, и конечно, виновник нашего сегодняшнего «чаепития» — Переславль-Залесский.
Находясь в самом центре России, недалеко от Москвы, Переславль-Залесский, безусловно активно участвовал в жизни нашего нестабильного и во все времена веселого государства. В эпоху так называемой феодальной раздробленности, когда княжества Руси жили сами по себе, да еще активно воевали между собой, Переславль действовал в содружестве с Москвой. А в темные времена монгольского ига, именно в Переславле прошел съезд бояр и князей, на котором было выработано принципиальное решение о начале освобождения Руси от цепкой хватки ненавистного врага. Это событие стало переломным в жизни нашего государства.
Еще одно значимое для Руси событие свершилось в 1220 году. В Переславле-Залесском родился Александр Невский. Потом, конечно, он не имел отношения к этому городу, но то, что переславская земля дала Руси такого человека уже много значит.
Достопримечательности Переславля-Залесского
Основными достопримечательностями Переславля-Залесского являются, конечно же, пять монастырей, которые в далекие века привлекали православных паломников, среди которых были и русские цари. Самые известные среди них — Иван Грозный, Борис Годунов и Петр Первый. После Петра акценты в российском государстве немного сместились на запад, и в городах центральной России настал некий упадок.
Своеобразными печальными датами для всех этих монастырей Переславля стали дни нашествия саранчи польско-литовских войск в Смутное время, которые пожгли, порушили и пограбили почти всё вокруг, а также наше местное «смутное время» — 20-е годы XX века, когда «доблестная» власть Страны Советов неистово рушила всё, что было накоплено веками.
На данный момент действующими являются четыре из пяти монастырей.
Никитский монастырь
Основан в XII веке, назван в честь Никиты Великомученника, благодаря деяниям которого и получил известность. Главной постройкой монастыря является Никитский собор (1561- 1564), возведенный по приказу Ивана Грозного. В 1918 году монастырь был растаскан на частные коллекции партийных деятелей национализирован, а в 1923 и вовсе закрыт. Открыт заново лишь в 1993 году.
Никитский монастырь в Переславле-Залесском
Никольский монастырь
Основан в 1350 году, назван в честь Николая Чудотворца. Изначально был мужским монастырем, но со временем мужчины монахи иссякли, и в 1899 году было решено изменить курс. Так Никольский монастырь стал женским.
Главным храмом монастыря был Собор Николая Чудотворца (1680-1721). Но, с приходом к власти товарищей, его в 1923 году по-товарищески взорвали, а монастырь закрыли, развернув там вскоре животноводческую базу. Неплохая эволюция для религиозной постройки. В 1999-2003 годах на фундаменте старого собора был возведен новый, ничего общего не имеющий с предыдущим, кроме фундамента.
Главная святыня – Корсунский крест с частицами мощей многих святых. Таких крестов было всего 10, и датируются они X веком.
Никольский монастырь в Переславле-Залесском
Свято-Троицкий Данилов монастырь
Основан в 1508 году иноком Даниилом, который в последствии стал крестным отцом новорожденного Ивана Грозного. Именно в честь рождения Ивана Грозного возводится главный собор монастыря – Троицкий собор (1530—1532).
Монастырь был закрыт в 1923 году, и открыт вновь в 1995.
Данилов монастырь в Переславле-Залесском
Феодоровский женский монастырь
Основан в 1304 году в честь великомученника Феодора Стратилата. Доминанта монастыря — Феодоровский собор, возведенный в 1556 году Иваном Грозным в честь рождения сына Фёдора.
До 1667 года монастырь был мужским, но эпидемия чумы, прокатившаяся по многим местам Руси, выкосила почти всех послушников. Так как женщин осталось в Переславле гораздо больше, то было решено переделать монастырь в женский.
В 1923 году монастырь был закрыт. Службы возобновились лишь в 1998 году. В данный момент является действующим женским монастырем.
Феодоровский женский монастырь в Переславле-Залесском
Горицкий монастырь
Основан в XIV веке при Иване Калите. Название произошло от слова «гора», так как располагается на возвышенности. В 1744 году монастырь был закрыт по причине того, что Переславль стал центром епархии. Горицкий монастырь же являлся самым крупным из всех близлежащих комплексов, и поэтому ему пришлось стать местом жительства главы епархии. Вскоре епархию расформировали, но возрождать монастырскую деятельность не стали. Монастырь опустел и со временем пришел в упадок.
Но неожиданно пришло спасение откуда не ждали. В 1917 году комплекс зданий монастыря национализируют, а в 1919 в нем организовывают музей. И это защитило его от сноса и дальнейшего разрушения временем.
По сей день на месте Горицкого монастыря действует Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который является одним из самых крупных музеев России. В коллекции музея порядка 95 тысяч экспонатов.
Горицкий монастырь в Переславле-Залесском
Переславский кремль
Заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. С этого времени и начинается жизнь города Переславль-Залесский. Переславский кремль имел некоторую схожесть с московским, так как был построен практически в одно и то же время одним человеком. Переславский «собрат» значительно больше московского, но до наших дней сохранилось гораздо меньше, чем у его конкурента. Стены до нас не дотерпели, остались только насыпные валы. Имеется своя Красная площадь, но сейчас это больше похоже на парк с тропинками, деревьями и небольшой поляной.
В том же 1152 году началось возведение Спасо-Преображенского собора. Это единственный собор Северо-Восточной Руси домонгольских времен, дошедший до нас практически в неизменном виде. В течение своей жизни он пережил ряд реконструкций, но все они носили преимущественно косметический характер. Поэтому историками он считается самым аутентичным собором того времени.
Сейчас в нем действует музей, иногда проводятся службы. Рядом памятник Александру Невскому, который был крещен в Спасо-Преображенском Соборе.
Красная площадь в Переславле-Залесском
В 1659 году в стенах кремля основывается Сретенский Новодевичий монастырь, просуществоваший недолго — до 1764 года. Потом расформирован, оставив после себя две церкви.
Сретенский Новодевичий монастырь в Переславле-Залесском
Также в пределах кремля находится церковь Петра Митрополита, построенная в 1585 году, но на данный момент она в весьма плачевном состоянии. Тем не менее, несколько раз в год там проходят богослужения.
Национальный парк «Плещеево Озеро»
Плещеево озеро – одна из главных достопримечательностей Переславля-Залесского. Именно здесь была организована «потешная» флотилия Петра I. С этого события и берет начало весь российский морской флот. На берегу озера есть музей-усадьба «Ботик Петра I», посвященный «потешной» флотилии.
Ботик Петра Первого в Переславле-Залесском
В нем представлен деревянный ботик «Фортуна», доживший до наших дней.
Ботик «Фортуна»
На берегу озера можно отыскать огромный камень массой 12 тонн, под названием Синь-камень. Ему поклонялись местные славянские племена, жившие до христианизации Руси. Даже в наше время многие неоязычники время от времени приезжают в Переславль-Залесский к синему камню на поклон.
Синий камень на Плещеевом озере
В средние века Плещеево озеро славилось наличием особого вида рыбы ряпушка, которая водилась только в нем. Она так и называется переславская ряпушка. В свое время она подавалась на стол царям, и была своего рода местным деликатесом. Сейчас же ее осталось совсем немного, и она занесена в Красную книгу.
На гербе города Переславль-Залесский наш любимый наблюдательный читатель может заметить эту рыбку. Целых два экземпляра.
Герб Переславля-Залесского
Александрова гора на плещеевом озере дает возможность насладиться отличными пейзажами местности
Вид с Александровой горы на Плещеевом озере
Переславль-Залесский – входит в маршрут «Малого Золотого кольца» России. Небольшой город, насыщенный достопримечательностями, достоин того, чтобы уделить ему свое внимание.
gawain.ru
Залесский - Города и веси России
Этот город является родиной великого князя Александра Невского. Языческий камень до сих пор притягивает людей, множество музеев знакомят с историей города, а православные храмы погружают во времена Древней Руси.
История Переславля-Залесского
Археологические раскопки показали, что первые древние поселения возникли на территории сегодняшнего Переславля-Залесского ещё в начале нашей эры. Народ меря, принадлежавший к финно-угорской языковой группе племен, стал селиться вдоль озера Плещеево. Позже, в IX-X веках здесь стали также селиться и славяне, пришедшие сюда из Приднепровья (кривичи) и Новгородской земли (ильменьские словене). Первый город, являвшийся предшественником Переславля-Залесского, назывался Клещин. Возник он на одном из холмов возле озера. Город был окружён земляными валами, прилегающими селищами и курганными могильниками.
В летописях от 1152 года говорится, что один из младших сыновей Владимира Мономаха, Юрий Долгорукий, перенес город Клещин в другое место. Таким образом, новый город оказался на пересечение важных торговых путей близ устья реки и «...заложи град велик и церковь постави Святого Спаса…». Но с новым расположением город получил и новое имя - Переяславль Новый. Так на карте появился третий по счету с подобным названием - после Переяславлей Киевского (993 г.) и Рязанского (1095) город. Только в ХV веке у Переяславля окончательно утвердилось название города - Переславль-Залесский. Исчезла буква "я", а из-за его местоположения от Киева «за Брынскими лесами» добавилось "Залесский".
Богатырские бои (устраиваются в Переславле-Залесском каждый год в июне)
Вокруг нового города была возведена крепость, уступающая только владимирской крепости на Клязьме. А кольцо земляных валов высотой 10 - 16 м, достигающее в окружности до 2,5 км добавило городу мощную защиту. На земляных валах возвышались деревянные рубленые стены с башнями. С внешней стороны крепость огибали реки – Трубеж, Мурмаш и искусственный водоем - глубокий ров с врытыми остроконечными кольями по краям. Внутри валового кольца был возведен Спасо-Преображенский собор, сохранившийся и до наших дней.
До 1174 года Переславль-Залесский входил в состав Суздальского Княжества. Во времена правления Всеволода Большое Гнездо и его сына Ярослава город достиг наибольшего расцвета, став одним из значительных центров культуры Владимиро-Суздальской Руси. В Переславле в это время создавалось самостоятельное летописание, историческая хроника «Летописец Переславля Суздальского».
В мае 1220 года на Переславской земле родился, воспитывался и княжил младший сын Ярослава, знаменитый полководец Александр Невский. Сейчас этот великий князь входит в число семи переславских святых.
Центральная улица
В 1276—1294 годах (с перерывом) сын Александра Невского, Дмитрий Александрович Переяславский княжил в Переславле-Залесском. Он являлся также великим князем Владимирским. Но резиденцию он обосновал именно в Переяславле, а не во Владимире, фактически сделав этот город столицей северо-восточной Руси.
В 1302 году, после смерти князя Ивана Дмитриевича, Переславль-Залесский по его завещанию отошёл к Московскому княжеству. Начиная с XV века, город бурно развивался как ремесленный и торговый центр. Сюда часто приезжали московские князья и цари на охоту и богомолье в местные монастыри. Также из Москвы сюда ссылались многие неугодные для власти люди. В Переславле побывали мать тверского князя, дети угличского князя Андрея Васильевича, сюда были высланы вместе с семьями знатные новгородские бояре и купцы.
Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн писал о городе тех времён следующее: «Переславль – город и крепость на северо-востоке, отстоит от Москвы на 24 мили и лежит при озере, в котором ловятся, как на острове Соловках, рыбки сельди. Поля довольно плодоносны и обильны; после жатвы князь тешится на них охотой. На тех же полях есть озеро, из воды которого выпаривается соль. Через этот город отправляются те, которые должны ехать в Нижний Новгород, Кострому, Ярославль и Углич».
Святой источник недалеко от Никитского монастыря
После Куликовской битвы, состоявшейся в 1380 году, в которой участвовали и переславские дружины, в 1382 году на Русь пришел хан Тохтамыш. Разорению подверглась тогда не только Москва, но и Переславль. Жители, во время нашествия Тохтамыша - отплыли в лотках на середину озера, что и спасло их от гибели. Город же был сожжён. Едва спаслась от врагов супруга Дмитрия Донского - Евдокия, пришедшая сюда из Москвы. В благодарность Богу за свое спасение Евдокия, по сказанию пролога, основала в Переславле Горецкий монастырь. Следующее и последнее татарское разорение города произошло в 1408 году, войсками хана Едигея. Город тогда был сожжен практически дотла, почти все жители погибли.
В 1468 году новый великий князь всея Руси Иоанн принимал в Переславле посла Казимира, польского короля. В 1487 году на Переславскую землю были переселены многие именитые Новгородцы.
Несколько раз Переславль-Залесский посещал и великий царь Иоанн Васильевич Грозный. Освящение храма в Никитском монастыре состоялось при его личном присутствии в 1564 году. По его приказанию, в Фёдоровском монастыре была устроена церковь во имя Федора Стратилата в память рождения царевича Феодора, который появился на свет на пути Грозного в Москву, в деревне Собилово.
В 1608 году во время польско-литовской интервенции город оказался под власти Лжедмитрия II, вошедшего в историю под именем Тушинского Вора. Но уже в следующем году, армия под командованием Скопина-Шуйского освободила Переславль-Залесский.
Храм Сретения Господня
Будущий император России молодой Петр I был не равнодушным к Переславской земле и её природным богатствам. В первую очередь, его привлекало Плещеево озеро, на котором молодым царевичем было начато строительство знаменитой «потешной флотилии», которая стала основоположницей военно-морского флота России. В июне 1688 Пётр Алексеевич осмотрел озеро во время своего приезда, после чего приказал основать верфь для постройки кораблей. И хотя первые первые три судна были готовы уже в 1689 году, первое своё плавание Пётр совершил только через 2 года после этого. К тому времени, на южном берегу Плющеева озера, для приездов царя был выстроен деревянный одноэтажный дворец с окнами из слюды.
Зимою 1691 года Пётр собственноручно построил в Переславле корабль, который и был торжественно спущен на воду 1 мая 1692 года. В конце июля того же года прибыли в Переславль - царица Наталья Кирилловна и супруга Петра, Евдокия Федоровна, и весь август был посвящен маневрам и торжествам. Весной 1693 года Петр І ещё раз провел 3 недели на озере, и это было в последний раз, после он бывал в Переславле только проездом. В 1693 году Петр I уехал в Архангельск – строить новую флотилию, уже не «потешную».
Памятник Петру I (Музей-усадьба «Ботик Петра I»)
В 1708 году город был приписан к Московской губернии, а начиная с 1719 года Переславль-залесский стал центром Московской губернии. В 1778 году город получил статус уездного города Владимирского наместничества, а потом и губернии. В 1744 году произошло создание Переславской Епархии, центром которой стал Успенский Горицкий Монастырь.
В 1759 году была разобрана старая деревянная крепость на городском валу, из-за отсутствия былой необходимости. Четырежды в течение 18 столетия город полностью выгорал и застраивался заново, преимущественно деревянными домами. Местные купцы к концу XVIII века не только сами перестроили свои деревянные дома в каменные, но и заменили практически все деревянные храмы города каменными.
Соборная площадь
В 1783 году произошёл большой пожар, в результате которого сгорели все корабли петровской флотилии. Сохранился только бот "Фортуна", находящийся сейчас в музее "Ботик", открытом в 1803 году.
В 1837 году в Переславле числилось 44 Каменных дома и 931 деревянных, площадей - 2, улиц и переулков -72, жителей - 3046 душ мужского пола и 3207 - женского. В 1848 году в Переславле состоялось торжественное открытие первой в России шоссейной дороги «Москва-Ярославль». В 1884 году в городе был построен водопровод.
В XIX веке в Переславле-Залесском бурно развивалась промышленность, практически все население работало на фабриках. В это время строились больницы, школы, приюты, открывались училища и гимназии. Уровень жизни в городе был достаточно высоким, поэтому процветала и торговля в самом городе, рассчитанная на местных жителей.
Троице-Сергиевская церковь (не сохранилась)
В 1917 году советская власть установилась в Переславле практически без сопротивления. И уже в начале 1918 года здесь образовался Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Гражданская война город обошла стороной, хотя неподалеку, в Ярославле, были серьезные волнения.
После Великой Отечественной Войны окончательно завершилось строительство узкоколейной железнодорожной ветки, соединившей город с Северной железной дорогой. Это ускорило развитие городских предприятий, сильно помогло строительству, позволив подвозить быстрее и больше строительных материалов. С 1950-х годов в городе стали проявлять интерес к переславской старине, к памятникам архитектуры и истории города. Начались реставрационные работы в храмах и монастырях, уцелевших после сноса. В 1960-1980-х годах благодаря усилиям архитектора-реставратора И.Б.Пуришева было восстановлено множество памятников.
Достопримечательности Переславля-Залесского
Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - основан в 1919 году историком и краеведом М.И. Смирновым на месте бывшего Горицкого монастыря. Расположен в южной части города на горе. Около полувека в ХVIII столетии Горицкий монастырь был центром епархии, часть сохранившихся до нашего времени построек обители относятся именно к этому периоду. Самым уникальным архитектурным памятником является Успенский собор, украшенный внутри великолепным иконостасом в стиле барокко. Рядом с ним расположена Богоявленская церковь с высокой колокольней. В основе музея-заповедника коллекция предметов старины и искусства, вывезенные в 1918 году с барских усадеб и закрывшихся тогда же переславских церквей и монастырей.
Дендрологический сад имени С. Ф. Харитонова - заложен был заслуженным лесоводом России С.Ф. Харитоновым почти пятьдесят лет назад. В этом большом саду, площадь которого составляет около 60 гектаров, растёт более 600 видов растений, кустарников и деревьев из различных стран мира. Гуляя по дорожкам дендросада можно увидеть реликтовые лианы, корейские кедры, пробковые деревья, множество видов хвойных растений и многое другое. Сад включен в состав Совета ботанических садов России и зарегистрирован Карловским университетом Праги в международном каталоге ботанических садов. Вход на территорию дендросада платный.
Клещинский комплекс - расположен на берегу Плещеева озера. В его состав входят остатки древнего славянского городка, курганный могильник, Александрова гора (бывшая прежде языческим капищем), а также Синий камень. В глубокой древности на этой территории находилось первое поселение меря и славян, название у которого было Клещин. Позже, при Юрии Долгоруком, Клещин был перенесён в другое место, и город получил новое название. Но и сейчас можно увидеть сохранившиеся земляные валы XII века. Также в комплекс входит Ярилина плешь, где в древности также жили племена мери и славян.
Синий камень - согласно древней легенде, наши предки приходили к камню для совершения языческих жертвоприношений древнему богу солнца Яриле. Во времена распространения христианства, чтобы язычники не могли добраться до места поклонения, камень закапывали и топили. Но "Синий" камень всё время возвращался на берег озера. Сейчас сюда приходит много туристов, чтобы загадать желание. Экскурсоводы рассказывают, что для исполнения любого желания, нужно встать на камень голыми ногами.
Музей ремёсел - Музей ремёсел, или как его ещё называют, музей хитростей и смекалки находится недалеко от Красной площади. Здесь можно познакомиться с бытом наших предков, познакомиться с крестьянской утварью и предметами домашнего и прочего обихода. В небольших помещениях музея можно окунуться во времена прошлого, потрогав руками старинные орудия труда: прототипы современных соковыжималок, необычные орехоколы, музыкальные бутылки, чашки для усачей, чашы для приготовления пива, приспособления для рыбалки и охоты. Экскурсовод расскажет, какими ремеслами и промыслами занимались переславцы, какую продукцию изготовляли своими руками.
Музей утюга - расположен в черте старого города напротив парка Пушкина в бывшем купеческом доме. Здесь собрана огромная коллекция утюгов, принадлежащая местному коллекционеру Андрею Воробьёву. Внутри музея на полках расставлены утюги и различные предметы быта наших предков. Всё оформлено в шуточной атмосфере, а экскурсоводы музея заставляют с интересом слушать историю создания утюгов. Здесь можно также увидеть предшественников утюга – скалку и рубель. Но особенно занимательно в музее рассказывают о принципах работы утюгов разных веков и стран-производителей, а также об особенностях использования утюгов в России – непредсказуемой и загадочной стране.
Музей чайников - расположен в простой деревенской избе, украшенной росписями и весёлыми надписями. Внутри можно увидеть настоящую русскую печь, заставленную различными чайниками, самоварами и полезными хозяйственными предметами прошлых столетий.
Музей-усадьба «Ботик Петра I» - является одним из старейших провинциальных музеев России, основанный в 1803 году. Расположен на горе Гремяч у Плещеева озера, в древнем селе Веськово. На этом месте, ещё в конце ХVII века, юный Пётр I, основал "потешную флотилию", ставшую основоположницей русского флота. До наших дней сохранился уцелевший до наших дней бот «Фортуна», по преданию, сооруженный самим юным Петром. В комплекс музея входит Ботный дом (внутри которого находится бот "Фортуна"), Белый Дворец (с экспозицией, посвященной истории русского военно-морского флота), Памятник Петру I, памятник-стела из финского гранита, триумфальная арка.
Музей Александра Невского - был открыт 6 декабря 2012 года в честь своего великого уроженца. Здесь находится собрание экспозиций, относящихся к истории края во времена правления Александра Невского. В музее представлены экспозиции: Макет города Переславля-Залесского во времена XII века; Макет "Три воина": рыцарь Тевтонского ордена, татаро-монгол, русский ратник; Иконы с изображением святого Александра Невского Ордена и медали имени А.Невского.
Музей Радио - открыт в 2013 году стараниями частного предпринимателя Геннадия Семенова, в основе музея лежит его личная коллекция. В музее, расположенном в просторном доме, представлена коллекция первых магнитофонов и телевизоров СССР, трансляционные громкоговорители и радиоузлы, радиоприборы, радиодетали, радиолампы. Почти вся экспозиция посвящена ламповому радио и представляет собой собрание бытовых радиотехнических устройств. Основные отделы музея – «Западное ламповое радио» и «Ламповое радио СССР». Второй этаж музея предлагает посетителям увидеть уютно оборудованные рабочие места радиомехаников и радиолюбителей. Здесь можно услышать забытый звук старого радио, а также волшебные звуки из прошлого.
Музей старинных швейных машин - это частный музей, в коллекции которого собрано 80 экземпляров старинных швейных машин XVIII, XIX и XX веков. Посетители могут увидеть здесь такие марки, как «Pffaf», «Veritas», «Kaizer», BERNSTEIN & CO KONIGSBERG OSTPREUSSEN , «Singer», «Супруги Поповы», «Singer и Попов», «Госшвеймашина», «ПМЗ». New Home, «Veras», Gritzner Durlach, «naumann», «Frigga» и другие. Отдельная витрина посвящена маленьким, похожим на игрушечные, швейным машинкам. На них, в XIX и начале XX веках пришивали детали отделки дамских нарядов – банты, рюши, кружева.
Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов «Дом Берендея» - музей представляет из себя высокий деревянный терем с яркими резными наличниками и живописным крыльцом. В коллекции музея представлены произведения местных мастеров росписи по дереву: матрёшки, фигурки животных и людей, свистульки и прочие занимательные вещицы. По заявке в музее организуются веселые праздники: «Масленица», «Медовый спас», «Иван Купала» и другие.
Музей "Рождение сказки" - в музее можно познакомиться с героями славянской мифологии и сказочными персонажами: Лешим, Водяным, Полудницей, Домовым, Бабой-Ягой, Машей и Медведем, Кощеем. Вся территория музея выполнена в стиле русского деревянного зодчества со «сказочными» элементами. Посетители могут воочию увидеть избушку на курьих ножках с поворотным механизмом, а также камень с надписью «Пойдешь налево – пузо набьешь, направо – праздник найдешь, а прямо пойдешь – в сказку попадешь!». Также можно встретить грозного ворона, который охраняет книгу мудрости.
Музей Денег "Монетный двор" - открыт в начале 2010 года, и расположен напротив музея чайников, через дорогу. Экспозиция создана его владельцем Александром Алтуниным на основе собственной коллекции. Посетители могут увидеть монеты, которыми пользовались ещё в Древней Греции, Византии, средневековой Европе, допетровской Руси, царской России, монеты, банкноты и ценные бумаги XX века. Также среди экспонатов - коллекция европейских и российских наград,. Есть также небольшая коллекция фарфора и старинных игрушек.
Музей узкоколейной техники «Музей паровозов» - расположен на маленькой железнодорожной ветке, проложенной когда-то для разработки торфа в окрестностях Переславля в деревне Талицы. Является единственным в России Музеем узкоколейных железных дорог. В экспозиции музея находятся вагоны, локомотивы, железнодорожная атрибутика и автомобили конца ХIХ – первой половины ХХ столетия.
Музей «Усадьба Ганшиных» - усадьба расположена на берегу реки Шахи в небольшой живописной деревушке Горки, что в 28 км от Переславля. Когда-то этот красивый деревянный дом с небольшим парком принадлежал А.А. Ганшину. Старинное имение воссоздано почти полностью по воспоминаниям членов семьи Ганшиных, чертежам и старым фотографиям. В музее-усадьбе собрана интересная экспозиция, которая подробно знакомит с жизнью переславской деревни конца ХIХ века – бытом, промыслами, искусством.
Дом художника - небольшой выставочный зал, расположенный внутри старинного бревенчатого дома. Здесь представлены следующие художественные работы: живопись, графика, скульптура, керамика, сувениры. Проект задумала и реализовала при поддержке переславских художников руководитель столичной туроператорской компании «Карнавал путешествий» Людмила Ларкина.
Федоровская часовня-крест - эта старинная часовня «Крест» расположена у самой дороги в южной окрестности Переславля. Представляет собой нарядный, украшенный изразцами, открытый шатер на колоннах. Согласно легенде, неподалеку от этого места родился сын Ивана Грозного Фёдор. В честь этого события, видимо, первоначально был поставлен крест. Отсюда и дошедшее до наших дней название Федоровской часовни – «Крест».
Спасо-Преображенский Собор - небольшой одноглавый храм, построенный в 1152-1157 годах во времена основания здесь Юрием Долгоруким Переяславля. Расположен на Красной площади. Является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимиро-Суздальской школы зодчества. Храм выполнен из белого известняка, высота собора — 34 метра, ширина стен — 1 метр 30 см. До нашего времени сохранились храмовая икона «Преображение» ХIV века (она находится в Третьяковской галерее) и дар Юрия Долгорукова собору — серебряный потир ХII века, который можно увидеть в Оружейной палате Кремля. Древние храмовые фрески ХII века утрачены, мраморный иконостас установлен в ХIХ столетии.
Все храмы Переславля-Залесского
Никитский монастырь - этот самый древний монастырь в Переславском крае, был заложен ранее, чем сам Переславль, на месте языческого капища во время распространения православия на Руси. Во второй половине ХII столетия эту обитель прославил своими молитвенными подвигами раскаявшийся грешник Никита столпник, здесь же принявший мученическую смерть. Сохранившиеся до наших дней каменные стены, башни и Никитский собор тесно связывают с именем Ивана Грозного, неоднократно бывавшего здесь на богомолье. Также здесь сохранились постройки XVII-XIX веков. К ним относятся: кельи, Благовещенская церковь с трапезной палатой, часовня над столпом Никиты и надвратная колокольня. В настоящее время в Никитской обители покоятся мощи святого Никиты Столпника и хранятся его железные вериги.
Свято-Никольский монастырь - основан в XVI веке сыном переславского купца, общеизвестным русским святым, Димитрием Прилуцким, который являлся учеником и другом преподобного Сергия Радонежского. Первые каменные постройки на территории монастыря появились лишь в конце ХVII - начале ХVIII столетия, возведенные на средства московских купцов и граждан Щелягиных, братьев Холщевниковых и Герасима Обухова. А в конце ХIХ века Никольский монастырь был обращен в женский. До революции 1917 года были отреставрированы почти все церковные здания, имеющиеся в тот момент на его территории. Однако в советские годы эта обитель лишилась монастырских стен, колокольни и своего главного храма – Никольского собора.
Переславль-Залесский является одним из самых древних городов России. Этот небольшой город расположен на берегу озера Плещеева. Он находится в 130 км северо-восточнее Москвы и в 120 км южнее Ярославля. Доехать до города можно по автодороге М8 «Москва-Холмогоры».
Этот тихий и ничем не примечательный с виду город таит в себе множество исторических тайн. Ведь когда-то Переславль был важнейшим стратегическим и культурным центром. События, которые в нем происходили, значительно повлияли на историю Древней Руси.
Можно сказать, что именно Переславлю стольный город Москва обязан своим возвышением, т.к. мощное Переславское княжество было завещано последним бездетным переславским князем своему другу - князю Московскому, что дало ему значительное историческое преимущество.
Чтобы ощутить очарование переславской земли посмотрите обзорную экскурсию с высоты птичьего полёта над зимним Переславлем.
История возникновения Переславля-Залесского
История Переславля-Залесского начинается еще с эпохи неолита. Наши предки не могли не оценить красоту и богатство мест вдоль озера Плещеева. Первые поселенцы пришли на эти места с берегов рек Волги и Клязьмы. С начала нашей эры Переславский край становится центром проживания племени меря. Несколько веков спустя, берега озера Плещеева начинают заселять славяне, пришедшие из Приднепровья и Новгородской земли. Так, постепенно возникает город Клещин. Он становится предшественником Переславля Залесского.
Но в 1152 году город Клещин по приказу Юрия Долгорукого переносят на новое место. Если ранее город был расположен на холме, то теперь его переносят в низину, в район устья реки Трубеж. С этого момента уже начинается история города Переславля Нового. Такое название город получил от названия родины Юрия Долгорукого Переславль Южный. Впоследствии из названия выпала буква «я» и добавилось слово «Залесский». До сих пор некоторые историки спорят о причине перенесения города и смене названия.
Город Переславль Залесский имел огромное культурное и историческое значение во времена Владимиро-Суздальской Руси. Здесь была библиотека Всеволода Большое Гнездо и его сына Ярослава, в которую стремились попасть все образованные люди. На Переславской земле княжил величайший полководец Александр Невский. Многое можно было бы рассказать об истории этого удивительного и таинственного города. Но давайте посмотрим, каким Переславль представляется сегодня.
Большой массив исторических документов Переславля-Залесского вы сможете найти на сайте Переславской краеведческой инициативы.
Переславль сегодня
Сегодня Переславль считается третьим по величине городом Ярославской области. Население города составляет более 42 тысяч человек. В городе сохранилось немало древних церквей и монастырей. Они хранят в себе летопись лет, внося резонанс в современный вид города.
Новости и публикации о реальной жизни Переславля-Залесского вне официальной подачи вы можете узнать на портале Переславль.РФ .
В городе интенсивно развивается промышленность, система образования. Переславль Залесский с каждым годом набирает популярность среди туристов. Город входит в туристический маршрут «Золотое Кольцо России». Причем количество туристов, которые посетили Переславль за год, больше числа постоянных жителей города в несколько раз. За один год город посещает более 180 тысяч туристов. Среди них есть и иностранцы.
В отличие от большинства малых городов в Переславле есть Университет. Это Университет имени А.К. Айламазяна. Университет обладает всем необходимым оборудованием и функционалом. Преподавание в нем ведется на базе Российской Академии Наук (РАН). Так что, если вы решите переехать в этот маленький чудный город, то можете не беспокоиться об образовании своих детей. Качество образования в университете не ниже, чем в московских и петербургских вузах.
Переславль - провинциальный город
По своей психологической и энергетической атмосфере и темпу жизни Переславль очень тих и уютен. Небольшие улочки города часто бывают пустыми. В городе нет вечно спешащей на работу толпы, которая сбивает с ног в метро и в маршрутках. Нет больших очередей, многочасовых пробок и шумного, беспорядочного движения. Наличие древних монастырей и церквей способствует внутреннему созерцанию, разговору с самим собой, своей семьей. Этот городок хорошо посетить людям, которые устали от напряженной быстрой жизни.
Конечно, в Переславле нет таких возможностей, которые предоставляет человеку современный мегаполис. Такой как Москва или Санкт-Петербург. Нет массы клубов с огнями, больших развлекательных центров. Но в городе немало прекрасных уютных кафе, есть рестораны.
Закоренелые жители больших городов могут не согласиться переехать в такой маленький и скромный город. Однако в последнее время в Переславле на живописнейших берегах озера Плещеева и реки Трубеж стали появляться многочисленные дома и коттеджи. Многие люди покупают загородный дом по одной простой, но важной причине. Чтобы отдохнуть. Ведь как хорошо, когда есть своя дача в Переславле. В этом удивительном историческом и просто красивом месте. Вдоль реки и озера идет интенсивное строительство. Можно купить уже готовый деревянный дом в Переславле, чтобы просто приехать и отдохнуть всей семьей.
Ремёсла и промыслы
Переславль славился своими зодчими и плотниками. Было время, когда в город на строительство церкви или монастыря съезжались мастера со всей страны. Так, строилась знаменитая Покровская церковь, Владимирский собор и самый древний Спасо-Преображенский собор, который сегодня считается настоящей «жемчужиной» города. Поэтому, если вы решили затеять строительство дома или дачи в Переславле, то можете рассчитывать, что найдете немало хороших мастеров своего дела.
Широко развита строительная отрасль и строительные услуги в Переславле. С распадом крупных строительных трестов и ПМК после развала демократами СССР, появилось множество строительных бригад - шабашников. Позже часть из них трансформировались в строительные фирмы. Множество новых строительных фирм появилось на волне дачного бума 2000-ых.
Кроме строительной индустрии, в Переславле имееются много народных промыслов. Здесь вы сможете приобрести или заказать много диковенных вещей: от старинного текстиля, до художественной ковки и изделий из коряг в стиле Берендея. Декоративные изделия соседствуют с насущно полезными. Можно приобрести домашнюю утварь и предметы быта в старинном стиле. Много в городе и мастериц разного рода украшений и изящных изделий. Большим спросом пользуются изделия из натурального бисера и камней.
Недвижимость в Переславле-Залесском
Сегодня покупать недвижимость в Переславском районе достаточно выгодно. Если сравнить с Подмосковьем и другими элитными районами, то Переславль выигрывает и по цене, и по качеству.
Местность Переславля-Залесского не менее живописна. В городе мало предприятий и заводов, тогда как в том же Подмосковье обитатели коттеджей и дач постоянно жалуются на экологию и грязную Москва-реку. Город находится не так и далеко от столицы. Если говорить об этом моменте, то стоит заметить, что иногда москвичи преодолевают большее расстояние, когда едут в деревню к родственникам. Так что как говорил философ « все относительно».
Цены же недвижимость иногда даже ниже средних цен по России. Все зависит от того, какой именно дом вы захотите построить или приобрести.
Есть немало красивых мест в России. Каждое место, каждый город имеет свои особенности и тайное предназначение. Мне кажется, что сегодня Переславль помогает людям отдохнуть душой от вечной погони за деньгами, за комфортом материальной жизни. Поживите несколько дней в Переславле, посетите монастыри, искупайтесь на озере, почувствуйте историю этих мест и вы поймете, что вам захочется возвращаться в эту обитель снова и снова.
Удачного вам отдыха. И помните, что жить надо там, где легко и комфортно душе и сердцу.
pzland.ru
В Древней Руси были три города, названия которых говорили о том, что они переняли славу... По...
Со старославянского Переяслав переводится как «перенял славу»
1.Переяславль-Залесский. Сейчас это Пересла́вль-Зале́сский в Ярославской области
Город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.Основанный Юрием Долгоруким город находился за лесами в Залесье — области полей и земледелия; поэтому к названию города стали добавлять дополнительное определение: Переяславль-Залесский. С XV века произношение изменилось на Переславль-Залесский. В этом городе родился Александр Невский.
2.Переяславль-Русский или Переяславль-Южный.Сейчас называется Перея́слав-Хмельни́цкий. Один из древнейших городов Руси.Расположен на берегу реки Трубеж в Киевской области Украины.
По легенде, в 893 году, на месте города древнерусское войско одержало победу над печенегами, после того как безымянный киевский кожемяка сразил в поединке знаменитого печенежского богатыря и этим «переял его славу».Князь Владимир Святославич заложил здесь большую крепость для защиты южных рубежей Руси.С середины X века город был столицей Переяславского княжества.
3.Переясла́вль-Ряза́нский — название современной Рязани до 1778 года.
В лето 6603 ( 1095) года заложен был град Переяславль-Рязанский около церкви Николы Старого на озере Быстрь.
Первоначально молодой Переяславль занимал небольшую территорию на севере Кремлёвского холма, в том месте, где сегодня располагается церковь Святого Духа. Впоследствии со временем произошло три крупных расширения, и город постепенно занял весь холм.
Само имя «Рѣзанъ» является краткой формой страдательного причастия от «резанный» и глагола «резать», таким образом, «Рѣзань» — «Резанов город».
Предположительно именно это наименование края и послужило основой для названия древней столицы княжества — Рязани, а затем топоним перешёл и на современный город, именовавшийся в то время «Переяславлем Рязанским» — «перенимающим славу» Рязани. Переяславль был переименован в Рязань в 1778 году Екатериной II в память о богатом историческом прошлом бывшей столицы княжества.