Старинные шахматы Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Древние шахматы картинки
Картинки старинные шахматы, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения старинные шахматы
billiondigital
4383 x 3236
ViktoriaSapata
7360 x 4912
ViktoriaSapata
7360 x 4912
ViktoriaSapata
7322 x 4887
moreno.soppelsa
3872 x 2592
ViktoriaSapata
7057 x 4710
ru.depositphotos.com
История шахмат ч.1: Тхаайям, Сатуранкам, Аштапада.
Подобравшись к шахматам, поневоле отступаешь: шахматы занимают в человеческой культуре столь важное место, что давно стали чем-то большим, нежели игра. Это уже не тактический симулятор, не спорт и не философия, а комплексная модель войны и мира, сложный, многозначный символ деления общества на группы, классы и прослойки. Шахматы не только самая популярная, но и самая узнаваемая игра современного мира, с ними знакомы все цивилизованные люди. Даже человек, совершенно не знающий правил и ходов фигур, не спутает шахматы ни с чем другим (разве что с другими их разновидностями). Если в жизни возникает «шахматная» параллель (сравнят, допустим, человека с пешкой, а событие – с рокировкой, или скажут: «Это просто шах и мат!») – всем сразу всё становится понятно, не возникает никаких вопросов. В этом смысле даже начало «е2-е4» давно стало нарицательным. Ко всему прочему, шахматы – отлаженный бизнес, где крутятся миллионы. Это единственная интеллектуальная игра, ради которой специально построено несколько городов (все прочие города-казино служат исключительно азарту). В XX веке оказалось, что шахматы – отличная модель для отработки и проверки алгоритмов ЭВМ на пути к созданию искусственного интеллекта. А уж количество художественных произведений, посвящённых шахматам и навеянных ими, невозможно сосчитать. Попробуем во всём этом разобраться.
Спроси сегодня у любого, где возникли шахматы, и каждый второй ответит: в Индии. Это правильный ответ, с одной оговоркой: в Индии шахматы были изобретены, но не придуманы. Подобно тому, как цифры, которые мы называем арабскими, на деле появились в Индии, так и эта индийская игра тоже возникла совершенно в другом месте. Шахматы в их современном виде довольно молоды. Несмотря на обилие гипотез, уточнить дату их происхождения не представляется возможным. Популярная версия о том, что шахматы родились в Индии в VI веке н.э., а уже оттуда попали в соседние страны Азии, пошла гулять по свету с лёгкой руки Гарольда Мюррея и его книги «История шахмат» изданной в 1913 году. Сегодня это утверждение вызывает серьёзные сомнения. Исследования новейшего времени предлагают новые, весьма неоднозначные и очень интересные версии происхождения «игры королей» и «королевы игр». Легенды и мифы описывают изобретение шахмат по-разному. Философ и учёный Аль-Бируни приписывает создание шахмат некоему брамину. За своё изобретение тот попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую – два зерна, на третью – четыре зерна и т.д. На поверку оказалось, что такого количества зерна не собрать на всей планете (оно равно 2 в 64-й степени − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, этого достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). История эта весьма поучительная, к тому же, свидетельствует о больших достижениях древних индийских математиков, которые сумели всё это сосчитать. А вот корейская версия происхождения шахмат куда занятнее. Якобы древнейшие прото-шахматы возникли около 4500 лет назад в Месопотамии. Некий воинственный царь, проводивший время в походах и битвах, придумал эту игру для своей супруги, чтобы она не скучала в его отсутствие. Игра так понравилась царице и придворным, что вскоре распространилась за пределы дворца, по всей стране, а затем и дальше – в Индию, Китай и, соответственно, в Корею. Любопытно, что востоковед фон Борк в 1935 году опубликовал работу, в которой доказывал, что в 1250 г. до н.э. переселявшиеся в Индостан племена заимствовали в Эламе древнюю игру, которая получила развитие в Индии и распространилась оттуда на восток и на запад. Правда, согласно фон Борку получается, что шахматы возникли около 3250 лет назад. Во вторых, по легенде это Месопотамия, а по фон Борку – Элам (хотя Элам, в принципе, граничил с Месопотамией, занимая территорию современного юго-западного Ирана). Корейская легенда почти дословно совпадает с индийским мифом на ту же тему, согласно которому шахматы изобрела жена Раваны (предводителя демонов и владыки Цейлона) Мандодари, придумавшая их для своего развлечения, когда ее муж уехал на войну с Рамой. Вряд ли такое совпадение случайно, потому возможно, что корейские и индийские легенды основаны на реальных фактах. Рискну предположить, что в этих легендах совершенно не обязательно речь должна идти о шахматах: история знавала случаи, когда, допустим, слова «шахматы», «затрикий», «кости», «чаупар» использовались в более широком контексте и обозначали просто «настольная игра». Так что, возможно, под словом «шахматы» подразумевается какая-то более древняя игра. А если мы вспомним, что самый знаменитый комплект Королевской игры Ур был найден в усыпальнице шумерской царицы Шуб-Ат, исторические параллели станут более отчётливыми. Весьма возможно, что легенда повествует об истории создания древнейших игр нардового типа, прото-гонок, предшественниц табулы и нард с одной стороны и крестово-круговых игр типа чаупара и пачизи – с другой. Как по мне, версия вполне правдоподобная. Я уже неоднократно отмечал, что Урская доска с её уникальной разметкой сильно отличается от прочих подобных, как ранних, так и поздних. В конце концов ведь оказалось же так, что на подобных досках, считавшихся исчезнувшими, вплоть до начала XX века преспокойно играли жители еврейского анклава города Кохин в Индии! Македонский историк Павле Бидев, российский индолог Н.В.Соколов, американцы Сэм Слоан, Дэвид Х. Ли и многие другие отсылают нас к китайским играм, летописям и гадательным практикам. Их аргументы заставляют задуматься. Но чтобы понять, как шла эволюция великой игры, придётся ненадолго вернуться к «гонкам круга и креста», только на квадратной доске.
ТХААЙЯМ Сегодня никто не может с уверенностью сказать, какие гонки древнее – на квадратной доске или на крестообразной: те и другие известны в Азии с незапамятных времён. На квадратных досках играют от двух до четырёх игроков, фишки начинают путь из бортовой «крепости», а заканчивают в центре поля, их маршрут при этом, словно волос на бигуди, закручен в сложную спираль – меандр. Варианты на досках 5х5, 7х7, 9х9 («тхаайям», «чаука бара», «аштакаште», «аштачанга», «сатуранкам» и др.) и по сей день популярны в южной Индии и на Шри-Ланке. Для них не требуется большое матерчатое поле, как для чаупара, и на улицах индийских городов и деревень нередко можно встретить увлечённых игроков, примостившихся в тенёчке и расчертивших квадратики прямо на земле. Все эти игры играются с четырьмя ракушками каури или палочками, или двумя продольными костями D4. Часто используют семена тамаринда – они имеют форму, близкую к кубической, с трёх «граней» снимают кожицу, три другие оставляют тёмными, получая те же дайсы D2. В качестве типичного примера можно рассмотреть тхаайям – это самая маленькая игра в семействе, на доске 5х5. У каждого игрока четыре фишки, и они могут рубить фишки соперника везде, кроме крепостей. Выбросивший наибольшее количество очков начинает игру. Стартовым квадратом для каждого игрока является крепость на его стороне доски. Чтобы зарядить фишку на доску, надо выбросить единицу, очки, выпавшие до этого, не засчитываются. Фишка рубит, вставая на квадрат, занятый фишкой противника везде, кроме крепостей; её владелец при этом получает дополнительный бросок. Если на квадрате находится несколько фишек противника, настигшая фишка рубит их все. Срубленные фишки заряжаются на доску заново в обычном порядке. В отличие от чаупара и других подобных гонок круга и креста, в тхаайяме каждый играет сам за себя, передвигая фишку на соответствующее количество очков, выпавших на костях, причём сначала делаются броски, пока не выпадет 2 или 3, и только потом двигают фишки. Очки считают по выпавшим белым сторонам палочек или устьицам ракушек, от 1 до 4 соответствуют количеству очков, выпавший «0» (все тёмные) считается за 8. Очки можно суммировать для хода одной фишкой или распределять между разными. Очередь хода переходит по часовой стрелке, 1, 4 и 8 дают дополнительный бросок. Фишка движется против часовой стрелки по внешним квадратам доски, пока не достигает квадрата перед своей крепостью, после чего переходит на внутреннюю дорожку и движется уже ПО часовой стрелке, пока снова не описывает полный круг, после чего входят в центральную крепость (для этого требуется точный бросок). Первичная цель игры – первым завести все свои фишки в центральный квадрат. Когда все фишки игрока собираются в центральной крепости, начинается выброс – фишка снимается с доски, когда выброшена единица. Почти везде в таких играх траектория движения фишек в виде свитой змеи. Да и сама доска имеет отношение к культу змеи: в государственном музее Мадраса (Индия) выставлен камень с ритуальным рисунком (5x5) в виде переплетения тела кобры – короля нагов. Такие рисунки на камне делаются тамильскими женщинами для удачи. Змеям поклоняются как символу плодородия, на камни со змеиным рисунком кладутся угощения змеям. Индийские женщины, желающие зачать ребёнка, обязательно делают подношения на «нагакале» – змеином камне. В старинных домах штата Керала двор имеет форму квадрата и в центре его размещается змеиное святилище. Зачёркивание клетки крепости диагональным крестом встречается в древних нардовых играх и, по замечанию шахматного историка Д.И.Саргина, означало максимальную длину хода (без удвоения). В тхаайяме кратность доски числу 4 соблюдена, при увеличении размеров доски (7x7, 9x9) такая разметка уже не соотносится с длиной хода по игральным костям. Как и в чаупаре, разрешается сдваивать фишки, но далеко не везде, а только если они встретятся в чужой крепости, расположенной напротив своей. Вообще, правила квадратных гонок довольно жёстко регламентируют такие вещи. Больше двух фишек объединять нельзя. Двойняшку может срубить только другая такая же, но и она не может атаковать одиночные фишки. Количество выброшенных очков для двойняшки уменьшается наполовину, да ещё и округляется в меньшую сторону, если число нечётное. Насчёт судьбы срубленной двойняшки в разных регионах существуют разногласия. В штатах центральной Индии каждая фишка вводится на доску заново как обычная, одиночная, на юге Индостана и Шри-Ланке двойняшка может быть введена в игру только как двойняшка, если за очередь выпало две единицы (скажем, 1-4-1-8-2). Когда двойняшка доходит до центральной крепости, она становится двумя одиночными фишками, которые снимаются с доски в обычном порядке. Прочие игры этого семейства играются также или схожим образом. На юге Индии и на Шри-Ланке была популярна игра «сатуранкам», которая играется на доске 9х9, с восемью ракушками или двумя таранными костями, и двумя фишками у каждого игрока. Немного изменена траектория движения фишек (простая спираль), количество фишек и крепостей, но основные принципы те же. Лингвисты сходятся в том, что «сатуранкам» – ни что иное, как искажённое санскритское «чатуранга». Однако сейчас нас интересует совершенно конкретная игра на доске 8х8 с севера Индии под названием «аштапада».
АШТАПАДА Аштапада известна примерно с V века н.э., но как и где она возникла, неясно. Слово «аштапада» (санскр. «восемь квадратов») на деле отсылает к пауку – существу с восемью ногами. Как это ни прискорбно, правила этой игры утеряны, маршрут движения фишек также остаётся загадкой, непонятно даже, где был стартовый квадрат – на борту или в центре доски. Есть несколько любопытных реконструкций, но ни одна не выглядит достоверной. В сущности, до нашего времени дошло только игровое поле – одноцветная доска с разлиновкой в 64 клетки, но и она может поведать много странного и необычного. При общей схожести стратегии и тактики с другими гонками, вплоть до чаупара и пачизи, аштапада сильно от них отличается. Количество клеток на ней чётное (на других подобных досках обязательно есть центральное поле), крепостей по сравнению со всеми прочими гораздо больше: на каждой стороне их по две, в углах доски – ещё четыре дополнительные, и квадратов в центре тоже четыре. Сравните сатуранкам (слева) и старинную аштападу (справа). По мнению большинства исследователей именно аштапада – предтеча шахматной доски, но на старинных рисунках ясно видно, что изначально игра была именно гонками. Учёные предлагают разные трактовки касаемо движения фишек. Наиболее интересны следующие три:
1. Традиционная трактовка, основанная на использовании пространства квадратных досок в нескольких традиционных играх Индии и Шри-Ланки. Каждый игрок вводит в игру фишки из своего дома (перечёркнутая клетка перед ним - d1 в шахматной нотации) и ведёт их против часовой стрелки по внешней границе доски до своей стороны, затем двигает их уже по часовой стрелке и далее по спирали к центральной клетке доски (дом в центре). Эту трактовку поддерживал и Мюррей, который писал в своей «Истории шахмат»: «Существующие досочные игры этого специального типа в Южной Индии и Цейлоне все играются на досках с нечётным количеством клеток, таким образом, чтобы одна центральная клетка служила точкой выхода для всех четырёх игроков. В пахиси (т.е. пачизи – Д.С.), с другой стороны, каждый игрок имеет свою собственную точку выхода, и кажется, нет причин, почему аналогичные меры не должны были опробованы на чётной квадратной доске. Очевидно, в том случае, когда квадрат будет с чётным числом клеток, четыре центральных клетки будут служить как четыре точки выхода для четырех игроков».
2. Альтернативный вариант движения, предложенный Жаном-Луи Казо с учётом маркировки клеток доски, основан на примерах кругового движения в корейской игре Ньоут (Йоут-Нори), тибетской игре Шо, игре патолли у индейцев Америки, а так же на игре Индии чаупар. Траектория движения проложена только по клеткам с разметкой. От центрального «дома» фишка должна по часовой стрелке обходить четыре малых квадранта, но – как видно на рисунке – возвращается фишка в соседнюю центральную клетку, а не на исходную. Вряд ли эта теория заслуживает внимания: при такой схеме движения не используются 16 клеток – фактически четверть доски. К тому же, становится недостаточно (или наоборот - избыточно) клеток между разметками для 4 и 8 очков – обычного для Индии результата при 4 костях D2.
3. Альтернативный вариант пути – «движение по лабиринту Раваны», основанный на индийской мифологии, предложил автор сайта «Древность шахматных игр» Александр Шиляев. Она очень любопытна. Данная траектория более сложна, нежели традиционная. Однако и для выбора этого направления есть свои веские причины: Во-первых, он основан на индийской мифологии и лабиринте в замке Раваны. Во-вторых, существует стойкая традиция связывать индийскую шахматную игру с сюжетом из Рамаяны. В-третьих, данный тип траектории так же относится к змеиному типу лабиринтов и он также является традиционным для Индии. План крепости Раваны – Ланки, приводит в своём труде «Индия» философ Аль-Бируни пересказывая индийскую легенду о замке Раваны. По такому же принципу, кстати, был устроен знаменитый Критский лабиринт, изображения которого встречаются на кносских монетах IV века. Надо сказать, подобная схема очень экономно использует пространство на доске. Всё вышеизложенное позволяет предположить, что аштапада, возможно, была не изобретена, а заимствована индийцами и приспособлена к местным игровым традициям. Откуда - неизвестно, быть может, с той же Шри-Ланки. Новейшие исследования подтверждают эту теорию: разметка аштапады действительно мало напоминает прочие индийские доски, зато имеет много общего с одной древней китайской игрой. Но об этом в следующей главе. *
Zefirka > Интересности > 25 интересных фактов о шахматах
Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы — это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.
1.
Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.Возможно, так выглядели первые шахматные партии
2.
Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.Исключительное право пешки на первый ход
3.
Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.Император Суй Вэнь-ди, по-видимому, не одобрял шахматы
4.
Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.Литографии участников первого шахматного турнира в США
5.
Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода (на фото в чёрном жилете)
6.
Первая партия «Космос — Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.Матч космонавтов с Землей закончился вничью
7.
Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной
8.
Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.Иллюстрация к старейшей из шахматных партий
9.
Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.Тьюринг интересовался и шахматами
10.
«Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека
11.
Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».Самый старый шахматный набор сыграл свою роль в кино о Гарри Поттере
12.
Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.Эммануэль Ласкер много лет оставался непобедимым
13.
Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.Иллюстрация к одной из первых печатных книг по шахматам
14.
В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.Первый теоретический труд о шахматах составил Руи Лопес де Сегура
15.
Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.По мнению врачей, шахматы улучшают память и тренируют ум
16.
Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».Королю не убежать!
17.
В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.Психологическое давление Роберта Фишера на Бориса Спасского так и не было установлено
18.
Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.Самому юному мастеру ФИДЕ 9 лет
19.
В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» — ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.Сильный шахматист подобен ладье
20.
Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.Изобретательный священник нашёл способ обойти запрет на шахматы
21.
Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.Без часов невозможно проведение шахматного турнира
22.
В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира
23.
Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.Самый долгий матч в истории шахмат закончился ничьей
24.
Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.В шахматной партии возможно сделать более пяти тысяч ходов
25.
Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.Всевозможные партии в шахматах вряд ли когда-нибудь будут сыграны
Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.
Источник: www.publy.ru
Интересности
Октябрь 13, 2015
20 118 просмотров
zefirka.net
Самые древние шахматы и их история происхождения
Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около 1000 г. до н.э. индийским математиком или брахманом (по другой версии), а может быть брахманом-математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень.
Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: «Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую — два, на третью — четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки». Правитель обрадовался, полагая, что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени — окажется что это число больше чем все зерно мира.
Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии. Далее шахматы стали проникать из Индии, в древний Иран (Персию) и этот процесс описывается в персидской книге 650-750 годов.
Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, преподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана.
Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.
Шахматы были завезены в страны Запада мусульманами, которые завоевали территории от Индии и Персии на Востоке до Испании на западе.
Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает «четыре», а анга означает «отряд»). В персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави ( среднеперсидском языке), которая носила название «Учебник шахмат».
В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначения современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента — земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также, что слово шахматы произошло он персидского «король» (шах) и термин шахматы происходит от персидского «Король умер».
Есть и еще одна теория, которая доказывает, что в начале 6 века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга (предположительно, от санскр. чатур — четыре и анга — часть). Именно эта игра с таким названием была прямым предком шатранжа, который возник на востоке и позже попал в Европу.
Именно чатуранга имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений — трактат хорезмского учёного 11 века Аль Бируни, в котором содержится лишь неполное описание чатуранги.
Приведённые ниже правила игры — реконструкция, которая может не быть точной. Кроме того, правила чатуранги наверняка имели местные варианты и, совершенно точно, изменялись со временем.
Игра основывалась на структуре индийской армии, состоявшей из 5 частей:
Пехота, представленная в игре линией пешек
Король и его советник (визирь) или генерал в центре
Боевые слоны в центре армии
Кавалерия, представленная в игре конями
Боевые колесницы, представленные ладьями (современное название)
Из-за малой подвижности фигур партия чатуранги длилась очень долго — 100—200 ходов. Игра напоминала в некотором смысле бридж. Два партнёра, сидящие друг против друга, играют с другой парой. Игрок, поставивший своего короля на королевском поле дружественного партнёра, принимал командование над обеими армиями. Цель игры — взять 2-х королей противника.
В Древней Индии пользовались большим признанием также «большие шахматы». На шахматной доске размером 12×12 сражалось 48 фигур. Каждый игрок имел 12 пешек, короля, птицу Аанца, крокодилов, жирафов, единорогов, львов и ладей.
Источник — http://www.kailash.ru/420.html
byku.ru
Шахматные фигуры: красота и практичность
С художественной точки зрения шахматная фигура – это миниатюрная скульптура, а шахматная доска с фигурами на ней – художественное пространство. Именно поэтому самые красивые шахматы – больше чем просто фигуры, это произведения искусства, имеющие прикладное значение лишь номинально. Однако с точки зрения практика шахматы должны быть несложными в изготовлении, шахматные фигуры – понятными игроку с первого взгляда. Вся история шахматных фигур – это борьба и компромиссы между этими двумя мнениями. Могут ли шахматы быть только декоративной деталью интерьера? Не слишком ли однообразны и скучны простые типовые решения фигур?Наша статья о самых красивых и известных шахматах разных стран. Вы увидите, как по-разному, иногда удачно, иногда нет, во все времена художники сочетали в них красоту и практичность.Статья написана по материалам книги «Шахматы. История. Фигуры. Игроки», Г. Вильямс, сайта «Anonymous Chess Collector», The British Museum, Picasa
1. Шахматы из Афрасиаба. (современное название - Самарканд) VII век н.э.Их средняя высота 3 см. Это самые ранние из дошедших до наших дней шахмат. Найдено всего семь фигур, вырезанных из слоновой кости. Это шах, визирь, колесница, слон, два всадника и два пеших воина.
2. Исламские шахматы абстрактной формы.Хотя в Коране нет специальных запретов, касающихся резных шахматных фигур, они всегда существовали внутри исламской культуры. На смену объемной резьбе пришли геометрические формы. На фото иранские шахматы IX века н.э.
3. Шахматы с острова Льюис.Считается, что эти шахматы в идеальном соотношении соединяют в себе декоративные и функциональные качества. Состоят из фигур, представляющих королевский двор XII века. Вырезаны из слоновой кости.
4. «Шахматы Карла Великого»Прежде считалось, что они принадлежали Карлу великому, но сейчас установлено, что их сделали в XI в. в Южной Италии. Главные фигуры поражают своими размерами – около 12 -13 см. По мнению Ю. Авербаха, в шахматах отражен реальный конфликт между византийским императором и честолюбивым норманнским военачальником.5. Шахматы Балдассаре Эмбриаччи.В эпоху Возрождения шахматы подверглись существенным изменениям как в правилах, так и во внешнем виде. Сложные резные фигуры уступили место выполненным с помощью токарного станка. Шахматы Эмбриаччи – один из самых ранних образцов шахмат нового типа. Впрочем, доска для этих шахмат, в отличие от фигур, все же украшена сложной резьбой. Прим. 1450 г., Оксфордский музей.6. Шахматы Джорджа ВашингтонаК 1750 году шахматные фигуры стали почти похожи на современные. Во второй половине XVIII века в Англии стали популярны красно-белые шахматы. Красный и белый – цвета св. Георгия, покровителя Англии. Такие шахматы были подарены Джорджу Вашингтону, когда они только начали входить в моду.7. Шахматы «ячменное зерно», около 1840 г.Эти шахматы получили свое название по резному орнаменту, который можно видеть на поверхности фигур короля и ферзя. Высота этих фигур – до 12,7 см
8. Шахматы Карпентера.Роберт Карпентер из бата был художником и резчиком. Бат был торговым городом, через который велась торговля с Северной Африкой. Арабов в традиционных одеждах можно было увидеть на рынках этого города. Поэтому Карпентер, создавая свои шахматы, опирался на традиции столь непохожих культур, как римская и арабская. Комплект из фигур крестоносцев и сарацин. Слоновая кость, около 1800 г.9. Шахматы Стаунтона.Были сделаны по эскизам Натаниэля Куки, зарегистрировавшего их специальным актом в 1840 году. По его просьбе Стаунтон – известный чемпион по шахматам – вписал в документ свое имя. В 1924 году Всемирная шахматная федерация, выбирая фигуры для международных турниров, остановила свой выбор на стаунтоновских шахматах.Лондонские архитекторы, испытывавшие сильное влияние греческой и римской культур,проектировали модные особняки в неоклассическом стиле. Появление шахматных фигур нового типа, ставших символом респектабельного общества, было связано с этим стилем. Форму пешек и сейчас можно угадать в парапетах балконов, рассматривая лондонские здания Викторианской эпохи.10. Шахматы Селенуса.Густав Селенус – автор книги «Шахматы, или королевская игра», где впервые были изображены эти шахматы. В Англии эти шахматы носили название «тюльпан». Фигуры абстрактной формы соответствовали убранству садов и парков, окружавших дворцы знатных особ Германии и Австрии. Фигуры напоминают цветы, бутоны, фонтанчики, имеют плавные очертания.11. Шахматы Эделя. (ок. 1840 г.)Михаэль Эдель – известный мастер токарного дела из Мюнхена. Эти шахматы – настоящий шедевр токарного искусства. Сохранив мотив цветка как основу для белых фигур, мастер внес изменения в черные фигуры за счет применения вставок из эбенового дерева.
12. Шахматы Аугсбургских мастеров.Веками немецкие резчики создавали и совершенствовали особый метод изготовления своих скульптурных произведений с их оживленными натуралистическими формами. Замечательным образцом мастерства являются шахматы 1735 года из Аугсбурга.13. Индийские шахматы мусульманского типаФигуры окрашены в любимые в Индии цвета, красный и зеленый, и необычны тем, что имеют просверленные узоры, внутри каждой фигуры помещены серебряные бубенчики, отчего при движении они издают мелодичный звон. Прим. X век, слоновая кость.14. Раджастанские шахматы.Выполнены в традиционном, наивном, но привлекательном стиле, сохранявшимся в течение многих веков. Фигуры внушительных размеров (высота короля 15 см) окрашены в зеленый и золотистый цвет против золотисто-белых. Начало XIX века.
15. Индийские шахматы.Образцом для них служили английские шахматы из слоновой кости. Индийским резчикам удалось придать фигурам более привлекательный вид, сделав их в то же время более удобными. Шахматы демонстрируют вариации традиционной резьбы мастеров-индусов. В своей работе резчики следовали полученному в наследство стилю, который на протяжении веков применялся каменотесами, чьи скульптурные шедевры, изображающие индуистские и буддистские божества, были объектами поклонения в древних храмах, построенных на всем протяжении субконтинента. 16. Шахматы из Муршидабада.Стиль этих шахмат свободен от европейского влияния. Они изображают армию Моголов: король и ферзь изображены верхом на слонах, слон и конь также изображены со всадниками, ладья представлена верблюдом с седоком. Высота короля – 10 см, шахматы выполнены примерно в 1800 г.17. Китайские шахматы.Самое сильное впечатление производят китайские шахматы, в которых фигуры помещены на подставки «шар в шаре». Размеры самых больших фигур достигают 30 см, такие шахматы предназначались исключительно для украшения интерьера. В Викторианскую эпоху они превратились в символ определенного общественного положения. (На фото современные шахматы этого типа)18. Холмогорские шахматы.В России сложилась собственная традиция изготовления шахматных фигур. Это шахматы «с личиками». Шахматы условной формы, завершавшиеся резными головками. Так же могли называться и шахматы, изображающие человеческие фигуры. Большинство шахматных фигур из кости, сохранившихся до наших дней, происходит из Холмогор.
На нашем сайте вы сможете увидеть еще шахматы.
history-of-art.livejournal.com
Десять веков шахмат в фотографиях. / История шахмат. / Территория шахмат
ДМИТРИЙ СКИРЮК делится изображениями из сумасшедше редкой книги, «Художественных шахматных фигур десяти столетий». Первое издание этого фолианта напечатано в 1963 году, и содержит, как указано в названии, фотографии шахматных фигур, вырезанных ещё в раннем Средневековье. По страницам этой книги можно проследить развитие шахмат от древней Японии до наших дней.
Künstlerishe Schachfiguren aus zehn Jahrhunderten; 45 Bildtafeln (Insel-Bücherei Nr. 752)” - «Художественные шахматные фигуры десяти столетий»: 45 фотографий из музеев всего мира, первое издание 1963 года, с комментариями. Я слыхал об этой книге, видел сканы обложки в Сети, но и только. И не сказать, чтоб я так уж её вожделел, но заглянуть внутрь мне было бы интересно.
И вот в минувшую субботу я совершенно случайно увидел её на развале и не поверил глазам: она! Корешок оторван, но внутри всё в прекрасном состоянии. Ещё и с автографом! (непонятно, правда, чьим).
Я уже привык к тому, что на барахолке в Измайловском кремле попадаются странные и удивительные вещи, но к такому был всё-таки не готов. Наверное, эта книга была действительно хоть сколько-нибудь нужна дай бог двум-трём людям в Москве. Но мир действительно тесен. Цена вопроса оказалась приемлемая. Пара часов работы со сканером — и вот вам фотографии. Наслаждайтесь.
Ладья, Египет, слоновая кость, 3 (!) век нашей эры. Находка единичная, и потому не совсем понятно, шахматная ли это фигура, но эксперты склоняются к мысли, что таки да, это шахматная ладья.
Слева: король, исламский Египет, арабская шахматная фигура из горного хрусталя, 11 в. н.э.
Справа: немецкие и британские костяные фигуры, сделаные под влиянием абстрактных форм фигур исламского периода (слева направо): слон, король и конь, 12 в. н.э. Король и слон были найдены в 1950 году при земляных работах в Лондоне, конь был обнаружен в германском Тюбингене в 1932-м.
Слева: ладья, резная кость, Нижний Рейн (предп. Кёльн), вторая половина 11 в. н.э. Гипсовая копия (оригинал сильно пострадал во время пожара).
Справа: слон, резная кость, Кёльн, вторая половина 12 в. н.э.
Обе фигуры относятся к редкому типу «двуглавых» фигур — это был недолгий период, когда шахматы, сохранив в целом свою абстрактную исламскую форму, уже стали «европеизироваться». Бивни абстрактной фигуры слона превратились в две головы. Фигурки богато украшены пластичной, вычурной резьбой, среди которой встречаются не только образы людей, но звери и мифические существа — две большие птицы (предп. гусь и фламинго), кентавр и сатир. Оборотную сторону можно видеть на следующем фото.
Слева: слон (оборотная сторона), резная кость, Кёльн, вторая половина 12 в. н.э.
Справа: король, предп. клык моржа, Северная Германия или Скандинавское побережье, 12/13 вв. н.э. Фигура изображает короля, сидящего на троне, у подножия которого сидят два пажа. Резьба компактная, но от исламской абстракции уже почти не осталось следа, фигура уже не круглая в сечении, мифические существа тоже исчезли, на оборотной стороне фигуры растительный орнамент. Это гипсовая копия. Местонахождение оригинала в настоящее время неизвестно.
Слева: ферзь (королева), предп. клык моржа, Северная Германия или Скандинавское побережье, 14 в. н.э. Конная фигура амазонки в женском седле, с державой или чашей в левой руке. Обнаружена при раскопках в Дитмаршене.
Справа: король, Германия, слоновая кость, 14 в. н.э. Крупная скульптурная композиция, изображающая короля, сидящего на троне. Видны отголоски скандинавской традиции (возможно, хнефатафла), поскольку король вооружён, а за спинкой трона находится отряд рыцарей-телохранителей. В правой руке у него меч, на левой сидит птица — символы силы и мудрости. Оборотную сторону фигуры можно видеть на следующем снимке.
Слева: король, слоновая кость, Германия, 14 в. н.э. — Оборотная сторона фигуры с фото №9.
Справа: слон или конь (не выяснено, поскольку в данном случае мы имеем предположительно фигуру епископа верхом на лошади, что, вообще-то, для шахматной символики весьма нетипично), Южная Германия, бивень нарвала, 14 в. н.э. Позади всадника находятся две фигуры монахов, всю композицию обрамляет барельеф с мелкими фигурками крестьян или воинов. Изделие невероятной красоты и сложности.
Слева: конь, предп. Южная Германия, клык моржа, 14 в. н.э. Откровенно — рыцарь на коне, в шлеме, с мечом и щитом, в окружении крестьян или оруженосцев. Фигура выполнена в том же стиле, что и неустановленная фигура с фото №11. Гипсовая копия (оригинал уничтожен пожаром).
Справа: ладья, чернёная бронза, Италия, 16 в. н.э. Фигура изображает слона, на спине которого двухэтажная башня — мобильная крепость. Заметно сильное индийское влияние. У фигуры появляется цоколь.
Слева: пешка, позолоченная бронза, Северная Германия, 1570 год. Невероятно красивая фигура, изображающая ландскнехта в традиционных шароварах pluderhose, шляпе с нашитыми железными бляшками и кирасе. У пояса короткий меч курцшверт, в руках древко алебарды (наконечник, видимо, даже не отломан, а так и не был отлит, чтоб не пораниться во время игры).
Справа: конь и король, эбеновое дерево, Венгрия, г. Эгер, 1700 г. Изображают воинов в восточных одеждах, король в чалме, конник — в тюрбанном шлеме. Очень реалистичные, художественно проработанные скульптуры.
Слева: ферзь (королева), слоновая кость, предп. Южная Германия, изображает амазонку на лошади, даму, одетую по последней тогдашней моде, сидящую в женском седле.
Справа: пешка, Нидерланды, работа резчика Адриана ван ден Верфа (1659-1722), о чём свидетельствует надпись с изнанки на цоколе. Изображает бюст латника в шлеме и панцире, идущего в атаку. Обратите внимание на характерное выражение лица — то, что Бабель, а за ним и Высоцкий назвали «гибельным восторгом». Настоящее произведение искусства, упомянутое во многих каталогах, безотносительно его принадлежности к шахматам.
Слева: король, пешка и ладья, позолоченное серебро, Южная Германия, 1700 г. Белые фигуры, изображающие индийских воинов, идущих в атаку. В полном наборе им противостоят фигуры испанцев из тёмного серебра. Фигуры литые, украшены тонкой золочёной гравировкой.
Справа: король и ферзь (королева), слоновая кость, Нидерланды или Бургундия (возможно, Франция), первая половина 18 в. н.э. Фигуры царственной четы на маленьких точёных постаментах; король в панцире, королева в модном платье с расшитым корсажем. Посмотрите, сколько изящества в этих маленьких фигурах, как чувственно и преданно они смотрят друг на друга! Самое любопытное — их позы и разворот головы таковы, что на доске в начале партии их просто невозможно поставить неправильно :)
Слева: ферзь (королева), конь, король, золотисто-жёлтый янтарь, Северо-восточная Германия, вторая половина 17 в. В этих фигурах интересен не только материал, из которого они сделаны, но прежде всего стиль — это фигуры-бюсты, характерные для побережья Северного моря, очень популярные в то время. Появляется классическая фигура головы и шеи коня. Тонкая, красивая резьба. Обратите внимание: фигура королевы немного выше фигуры короля.
Справа: король и ферзь (королева), белый фарфор, Германия, г. Майсен, 1711 г., продукция мастерской Иоганна Фридриха Бёттгерса. Фигуры в живописных, раскованных позах, в свободном и вычурном стиле барокко, предположительно были выполнены по эскизам и работам скульптора Йоганна Георга Фрицше. В руке у короля не меч, не скипетр, а чаша, и он явно навеселе. Поза королевы насмешливая и слегка недовольная и даже укоряющая. Всё вместе представляет собой законченную жанровую сценку.
Слева: король и пешка, белый фарфор, Германия, г. Майсен, 1740 г. Фигуры выполнены по эскизам Иоганна Иоахима Кяндлер-унд-Эдер. Дрезденский орнаментальный стиль в постаментах. Бюсты, люди в движении, позы раскованные, свободные. Крестьянин, который заламывает шляпу набекрень, король в бронированном панцире, взирающий на поле боя… Интересно, что ладью опять изображала штурмовая башня на слоне, а королева восседала на лошади.
Справа: король и две пешки, слоновая кость, южные окраины Российской Империи, Кавказ, вторая половина 18 в. Король в одежде Петровских времён — кафтане, камзоле, сорочке с брыжами, коротких штанах и чулках, с лентой и орденом на груди, намного крупнее пешек. Пешки изображают, скорее, средневековых и даже византийских воителей в кольчугах с мечами. Чрезвычайно интересный экспонат.
Слева: ферзь (королева), король, пешка, слоновая кость, чёрный лак, Россия, Сибирь, ок. 1800 г. Фигуры в ориентальном стиле, в местных одеждах. Что интересно — вместо привычного для России ферзя — дама.
Справа: конь, король, пешка, расписная кость, Россия, начало 18 в. Фигуры точёные на станке, конь вырезан вручную. Очень характерный русский «скомороший», лубочный солярный орнамент в виде множества концентрических кругов. Яркие, праздничные, потешные фигуры.
Слева: король, слон и пешка, слоновая кость, Испания, 19 в. Это фигуры красного цвета (то есть белые). В основе всех фигур лежат сферы, украшенные резным орнаментом с изображением цветов и птиц, среди которых доминируют геральдические лилии. Слон (епископ) изображён с головой и лицом.
Справа: слон, король и пешка, слоновая кость, Ближний Восток, 17 в. Точная датировка и место изготовления не установлены. Абстрактные фигуры красного цвета.
Слева: конь и предп. ладья, китовый ус, Исландия, 17/18 вв. Фигуры интересны прежде всего тем, что органично сочетают в себе старые скандинавские традиции резьбы (только взгляните на морду коня) и современные абстрактные формы. Явно сделаны на токарном станке. Чернение выжжено.
Справа: слон и ферзь (королева), окрашенная слоновая кость, последняя треть 18 в. Фигуры лани и львицы на высоченных постаментах. Анимализм чистой воды. Королевскую чету в этом наборе олицетворяли лев и львица, коней — разумеется, кони, пешек изображали гончие псы, и только ладьи были сделаны в виде традиционных башен.
Пешка, слон и король, слоновая кость, Южная Германия, последняя треть 19 в. Комические, слегка карикатурные изображения зверей в стиле лесных историй и басен. Снова короля и королеву изображают лев и львица, слонов — лисы и гончие собаки, а всех пешек — разные мелкие животные: овечки, барсуки (на снимке), мопсы, кошки, ёжики, зайцы и даже, почему-то, марабу. Очень жаль, что нет снимка всего набора.
Справа: ферзь (королева), слоновая кость, красный лак, Восток (возм. Индия), 16/17 вв. Амазонка в дамском седле, с двумя ловчими птицами в руках. По мнению искусствоведов и экспертов, фигура индийская, изготовлена около 1610 года.
Слева: два слона и пешка, слоновая кость, Восток (предп. Персия), 16/17 вв. Слонов изображают леопарды. Жёлтые фигуры играют против зелёных.
Справа: две пешки, слоновая кость, золотая инкрустация, Индия, начало 19 в.
Слева: король, слоновая кость, Индия, начало 19 в. Слон с боевой площадкой с огромным балдахином на спине, с махаутом, раджой, слугой и пушкой.
Справа: ферзь (королева) и король, дерево лимба, Китай, 17/18 вв. Индийские шахматы были известны в Китае, но непопулярны, а европейские пришли туда довольно поздно. Китай играл и играет в сянци. Но местные резчики не могли пройти мимо такой возможности освоить ещё одно поле.
Слева: король, пешка, ферзь (королева), розовый («кошачий») кварц, Китай, 19 в. Ярко выраженный китайский стиль.
Справа: конь, слоновая кость, Япония, 19/20 вв. В Японию шахматы пришли уже в XX веке как продукт европейской культуры и широкого распространения не получили, но вызвали определённый интерес.
Слева: пешка, слоновая кость, Япония, 19/20 вв. По сути это классическое нэцке, фигурка монаха с посохом.
Справа: ладья, слон и пешка, чугунное литьё, красная и белая эмаль. Художественные шахматные фигуры работы Хуана Хунивера, 1950 г. Экспонируются в Нью-Йорке. Уже по сути и не шахматные фигуры, а артефакты. Безликие, абстрактные пластические формы Западного искусства середины XX века, увидав которые, Хрущёв бы позвонил бульдозеристам. Играть такими, я полагаю, очень сложно.
Слева: король, глазированная керамика, кракелюры. Работа Альфреда ван Лоена, 1954 г. Подражание эллинской и римской мозаике, яркая стилизация, свободные формы, вдохновлённые картинами Пикассо, Брака, Руо, Модильяни и других художников середины XX века. Жаль, что нет фотографии полного сета, и жаль, что фото чёрно-белое. Думаю, объект настолько известный, что можно найти его фото в Сети.
Справа: слон и пешка, слоновая кость, Монголия, вторая половина 20 в. Монгольские шахматы (шатар), о которых я уже когда-то писал, традиционно выглядят как набор статуэток, изображающих различных домашних и диких животных. Вместо слона обычно верблюд.
Слева: слон и две ладьи, чёрный базальтовый сланец, рыбья кость, США, Аляска, 1955 г. У эскимосов Аляски шахматные фигуры также сделаны в виде зверей и птиц — тюленей, моржей, песцов, китов, белых медведей, сов, гагар и т.д. Честно говоря, я сомневаюсь, что и морж, и сова обе изображают ладьи — здесь какая-то ошибка, скорее всего, быстрая и не слишком сильная сова лучше смотрится в роли слона или коня.
Справа: пешка, дерево, Германия, г. Цвиккау, 1950 г. Авторская фантазия Эриха Шульца на тему старинных немецких шахматных фигур из комплекта 1524/25 годов.
Слева: ладья, гончарная керамика, соляная глазурь, Великобритания, Лондон, 1901 г. Авторская работа скульптора Мартина Броза, вдохновлённая средневековыми шахматными фигурами.
Справа: король, ферзь (королева), конь; дерево, Германия, г. Веймар, 1923 г. Так называемые «Баухаус-шах» — новые шахматные фигуры XX века, в основе которых лежал куб, были разработаны в начале века немецким дизайнером Йозефом Хартвигом из культовой студии Баухаус. Конструктивизм в своём высшем проявлении. В эпоху Веймарской республики, «золотых двадцатых», они выпускались промышленно и существовали в нескольких вариантах (фото ниже). До сих пор весьма популярны и (с небольшими перерывами) до сих пор выпускаются. Оригинальные комплекты выпуска 20-х годов прошлого века уходят с аукционов за неплохие деньги.
Страницы с пояснениями выкладывать не буду.
Думаю, вы понимаете, что я сейчас чувствую :)
terrachess.ru
Шахматы - Артефакты, диковинки, интересности...
Германия. 16-й век.
13-й век.
12-й век. Иран. Музей Метрополитен.
Индия. 19-й век. Слоновая кость.
20-й век. Бирма. Слоновая кость.
Индия. 1830. Дерево.
Россия. Холмогоры. 18-19 век. Слоновая кость, орех.
Chess and Goose Game Board. 16-й век. Италия.
Египет. 7-8 век.
Индия. 18 век.
Скандинавия. 20-й век.
Германия. 14-й век. Моржовая кость.
Голландия. 1500. Слоновая кость.
Англия. 1250. Моржовая кость.
Германия. 1510-1530. Слоновая кость.
Англия. 1370. Слоновая кость.
Испания. 19-й век. Дерево, кожа, золото.
Индия. 19-й век. Слоновая кость.
Франция. 19-йвек. Слоновая кость.
Франция. 19-й век. Слоновая кость.
Япония. 19-й век. Слоновая кость.
Германия. 19-й век. Янтарь.
Китай. 19-й век. Слоновая кость.
Китай. 19-й век. Слоновая кость.
Китай. 19-й век. Слоновая кость.
Эскимосы. 19-й век. Моржовая кость.
Англия. 19-й век.
Chess Set Max Esser. 1932. Германия. Серебро, золото, слоновая кость, чёрное дерево.
Китай.
Шахматная фигура. Норвегия. 1150. Моржовая кость.
Современные.
Швеция. 1930. Олово.
Бирма. 18-й век. Слоновая кость.
Источники: Rijksmuseum-первые и последнее фото,большинство -Метрополитен музей.