Папирусы древнего египта. Секреты Древнего Египта: какова технология изготовления папируса?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое папирус и из чего его делали? Папирусы древнего египта


Папирус в древнем Египте

Большая часть жизни в Нижнем Египте была связана с папирусом. Он использовался для изготовления ковриков, сандалей, плотов и записи исторических данных и государственных указов.

Неудивительно, что он служил символом северной части древнего Египта, где огромные участки земли были покрыты ростками папируса, а царь носил корону, словно вылепленную из его стеблей. Скипетр, символ власти, изображался как папирус начиная с Древнего царства, что является характерным для культа Хатхор и Бастет. Хапи, покровитель Нила, носил стебель папируса на голове.

В искусстве древнего Египта папирус символизировал мир, который был зарожден в глубоких водах Нила. В архитектуре в виде стеблей папируса строились колонны, держащие крыши храмов, словно служившие поддержкой для небес.

Сборщиков папируса на берегах Нила во времена древнего Египта было настолько много, что можно было выделить их в отдельную профессию.

Употребление папируса в пищу в древнем Египте

Нижняя часть растения, погруженная в воду, была мягкой и менее всего подходила для производства материала для письма, что твердая верхняя часть.

«Стебли папируса возвышаются над болотом. Верхнюю его часть отсекают и используют для других целей, а то, что остается ниже около локтя в длину египтяне едят или продают; тем же, кто желает употреблять папирус в самом лучшем виде, советуется испечь его на огне» (Геродот, «Истории», книга 2).

Папирус и одежда древнего Египта

В трудах Геродота сообщается:

«Священники носят белье и сандалии из папируса, и другой одежды они не могут одеть…» (Геродот, «Истории», 2)

Папирусовые сандалии использовались для церемониальных целей в римские времена. Из него изготавливали веревки, сумки, корзин и циновки.

Плоты и лодки из папируса

Первые речные суда в древнем Египте были сделаны из стеблей папируса. Камыши связывали в пучки, а затем строили из них плоты. Деревянные лодки были достаточно дорогими в производстве и отличались низким качеством. Для обычного жителя дельты реки Нил, которому нужно было преодолевать каналы и небольшие реки, плот из папируса был доступным средством передвижения и не требовал больших затрат на строительство.

При изготовлении лодок папирус и, вероятно, другие виды тростника, были основными видами уплотнительных материалов для вязки канатов и папирусов.

«Они вырезали куски дерева около двух локтей в длину и связывали их, придавая форму лодки. Длинные болты продевались через каждый локоть материала. Ребер у таких лодок не было, поперечные элементы закреплялись на верхней части. Они делали одно рулевое весло, у них была мачта и паруса» (Геродот, «Истории», книга 2).

Цветы папируса в искусстве древнего Египта

Цветы растения использовались как украшение наряду с лотосом, который, на самом деле, является водяной лилией, которая росла на водах первобытного образования Навин. Лотос являлся символом торжества и радости, его присутствие было уместно как в мире живых, так и мертвых. Связки папируса можно увидеть на фресках храма Дендера (Луксор), возможно, они преподносились ей при поклонении.

Храмы древнего Египта являлись вселенной в миниатюре и повторяли ее строение. В садах возводились водные бассейны, где разводились растения.

«Я сделал для тебя рощи и беседки, усаженные деревьями, озера с цветами лотоса и плодами мирры, сладкой и ароматной, для твоего красивого лица» (надпись в храме Рамзеса III в Хелиполитан Ра).

Папирус и ладан

Жесткий внешний слой тростника покрывал мягкую сердцевину. Она не использовалась для производства бумаги, а для других целей. Традиция использования ладана в храма древнего Египта была заимствована из государства Пунт.

Письменность на папирусе Древнего Египта

Как материал для письма папирус начали использовать с конца IV тысячелетия до нашей эры. Его подготавливали в виде листов за счет давления. Они склеивались раствором на крахмальной основе.

«Любая бумага изготавливалась на доске, смоченной водой из реки Нил: мутная жидкость служила связующим веществом. Сначала полосы папируса укладывали на нее, затем создавали пресс. Образованные таким образом листы сушили на солнце, соприкасая их друг с другом. Иногда количество листов в рулоне достигало двадцати четырех». (Плиний Старший, «Естественная история», Книга XIII, Глава 23)

Папирус был дорогим материалом, редко доступным для простых граждан. Иногда старые записи смывали с листов и использовали папирус повторно.

С начала второго тысячелетия папирус начали экспортировать с Древнего Египта, в первую очередь, в Левант. Папирус продавался в Грецию с конца первой половины I тысячелетия до нашей эры.

В первом веке нашей эры папирус стал широко использовать всеми цивилизациями Средиземноморья.

Во времена Нового царства стали популярны погребальные маски из папируса. Они были сделаны в несколько слоев: из папирусных свитков и ткани, которые были склеены гипсом и окрашены.

drevniy-egipet.ru

Папирус Древнего Египта. Тайны и загадки Древнего Египта

Папирус Древнего Египта

Египетское слово «папирус» первоначально означало «то, что принадлежит дому». В приблизительно то же самое время, когда древние египтяне перешли от предыстории к истории, развивая письменный язык, они обнаружили, что возникла потребность не только в камне, но и местах для более широкой письменности. Они смогли решить эту проблему благодаря растению папируса, треугольного тростника, который символизировал Древний Низкий Египет. Растение было легким, сильным, тонким, и легким для переноски, и в течение тысяч лет, не было изобретено ничего лучше для письма и документирования. Самый ранний существующий зарегистрированный папирус датируется 1-ой Династией Египта, но предполагается, что папирус уже, возможно, использовался 4 000 лет до н. э.

Помимо использования для письма, папирус также использовался для матрацев на кроватях, для сооружения стульев, столов, и другой мебели, а также для циновок, корзин, коробок, сандалий, посуды, веревок и лодок. Кроме того, корень папируса был источником для пищи, медицины и духов. Папирус производился, и продолжает сегодня производится из тростника папируса, который растет в пресноводных болотах вдоль реки Нил.

Полосы из растения папируса вымачивались в воде, чтобы удалить сахарное содержание. Затем, полосы просушивались и раскладывались. Второй набор полос помещался под прямым углом к первому, снова накладываясь немного. Затем, сырой лист папируса пропускался еще раз, и оставлялся под тяжелым весом (обычно каменная плита), чтобы высохнуть в течение приблизительно шести дней. Остающийся сахар в пределах этой смеси запечатывает полосы вместе. Наконец, после высыхания поверхности листа полируется к гладкому концу при протирке (например, с раковиной или частью гладкой слоновой кости). Хотя во время различных периодов египетской истории, этот процесс мог быть немного различным. Например, Плиний, во время греческого периода, описывает процесс несколько по-другому и предлагает информацию относительно различных сортов папируса.

Практически, папирус был ограничен стандартным размером 47 см в длину максимум (29–33 см в среднем), и 22 см в ширину. Для более длинных документов страницы соединялись друг с другом, чтобы создать рулон папируса (свиток). Фактически, листы папируса обычно не продавались индивидуально, а в рулонах (приблизительно 20 листов), с волокнами, бегущими в том же самом направлении, за исключением последних листов. Однако, в более поздние периоды, были найдены также книги из папируса, названные старинной рукописью, которая, наконец, одержала победу над рулоном.

Точно так же как есть много различных видов и качеств бумаги сегодня, то же самое было верно для папируса. Каждый тип использовался для различных целей. Очень дешево сделанный грубый папирус использовался торговцами, чтобы обертывать различные предметы. Самые прекрасные и самые дорогие варианты были сохранены для религиозных или литературных работ. Качество зависело от многих факторов: где растения папируса были выращены, возраст растений, сезон, когда они были собраны, и др. Самый лучший папирус был сделан, используя самые внутренние слои стебля растения. Типичный рулон обычно строился из листов папируса переменного качества. Лучшие листы использовались для окончания рулона, так как они были наиболее подвержены износу, а худшие по качеству листы использовались для внутренних секций рулонов.

Различные варианты и размеры папируса часто называли в честь императоров или чиновников. Эта информация, особенно во время римских и Византийских периодов, была написана на первом листе рулона и была названа протоколом. Дополнительно, протокол часто включал дату и место изготовления папируса. Однако, для юридических документов, эта практика была запрещена согласно Законам Юстиниана. Практика добавления протокола к законченному рулону папируса продолжалась в Исламские времена. Обычно, древние Египтяне писали только на одной стороне папируса, с ориентируемым листом так, чтобы волокна шли горизонтально (лицевая сторона листа). Египетские правители, понимающие важность Папируса, сделали его производство государственной монополией, и охраняли тайну Папируса. Египтяне даже экспортировали свой папирус «бумагу» за пределы Египта.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

папирусы

ВСТУПЛЕНИЕ

Древняя земля, протянувшаяся среди песчанных просторов в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом. Египет стал для древнего мира колыбелью науки и архивом преданий медицинских знаний.Усиленный интерес египтян к врачеванию, целенаправленный и научный подход к болезням, довольно сложная рецептура приготовления лекарств — все это не может не поражать воображение даже специалистов, наших современников.

Традиции врачевания в Древнем Египте оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины. Об этом свидетельствуют многие высказывания древних греков.

Наши знания о древнеегипетской медицине основаны на текстах древних медицинских руководств и сборников предписаний, свидетельствующих о эрудиции врачей и их отношении к больным. Некоторые сведения медико-гигиенического характера, а также косвенные свидетельства об уровне развития медицины и состояния медпомощи в Древнем Египте имеются в памятниках письменности религиозного содержания, государственных и дипломатических документах, литературных произведениях.

Стоит отметить, что древнеегипетская медицина надолго «пережила своих творцов; ее рецепты попадаются у Гиппократа и даже в народной европейской медицине» [1, 7]. Многие знания не утратили своей актуальности и сегодня, активно используются в современной медицине.

Целью данного реферата является рассмотрение и анализ медицинских папирусов, письменных памятников Древнего Египта.

До наших дней сохранилось всего десять медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Эдвин Смит, Херст, Чес-тер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г.Эберс).

Наиболее древним медицинским папирусом является Кахунский, датируемый примерно 1950 г. до н.э. Папирус был найден в Файюмском оазисе, недалеко от поселка Иллахун, но ошибочно назван Кахунским. Папирус состоит из трех частей, посвященных медицине, ветеринарии и математике.

Медицинский раздел состоит из трех листов. Первый лист сохранился в нескольких фрагментах, причем еще в древности он ремонтировался путем подклейки папирусных полосок с обратной стороны. Второй лист имеет дыру в центре и только семь строк сохранилось полностью. Третий лист был восстановлен египтологом Гриффитом из 46 отдельных кусочков.

Первые два листа содержат 17 гинекологических рецептов. В качестве лекарств рекомендуется пиво, молоко, финики, травы и некоторые вещества. В целом этот раздел имеет много общего с рецептами папирусов из Рамсессума и Эберса.

Третий лист содержит 17 рецептов, касающихся определения беременности (по состоянию женских грудей, цвету лица и глаз), выяснения пола будущего ребенка. Рекомендации аналогичны тем, которые изложены в Берлинском папирусе.(ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Столь же древними являются два папируса из Рамсессума IV и V. Папирус IV — это магико-медицинский, напоминающий Кахунский, что во многом помогло заполнить лакуны последнего. Рецепты касаются родов, ухода за новорожденным, прогноза его жизнеспособности. Имеется один рецепт по предотвращению зачатия с применением экскрементов крокодила.

Папирус из Рамсессума V — чисто медицинский. Начало и конец утеряны. В оставшейся части приведено более 20 рецептов, большинство из которых упоминается в папирусах Эберса и Херста. В основном рецепты касаются болезни, называемой «негибкость членов».

Особенностью этих папирусов является то, что они написаны иероглифическим письмом, а не иератическим, как большинство медицинских папирусов. Названия рецептов написаны в горизонтальную строчку наверху страницы а сам рецепт размещен в вертикальной колонке под названием. Используемый шрифт и форма размещения напоминает надписи на саркофагах. Без сомнения, это свидетельствует о древнем происхождении этих двух медицинских текстов.

В Берлинском папирусе, написанном примерно в 1300 г. до н.э., имеются главы о ревматизме и о кровеносных сосудах, приводится способ определения пола будущего ребенка, дается совет, как определить, сможет ли женщина родить.

В папирусе для установления, родится мальчик или девочка, рекомендуется смочить зерна ячменя и пшеницы мочой беременной женщины и посмотреть, что прорастет раньше: если пшеница — будет девочка, если ячмень — будет мальчик.

«Для распознания женщины, которая сможет родить и которая не сможет, растение «бедедука» растереть и смешать с молоком женщины, которая родила мальчика, и дать проглотить. Если это вызовет рвоту — то будет рожать, если вспучит — никогда не будет рожать».(ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

В папирусе Херста на 18 с половиной «страницах» описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми.

В Лейденском папирусе, написанном примерно в 1250 г. до н.э., приводятся рецепты и описаны приемы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах.

В Лондонском папирусе основное внимание уделено магическим приемам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печени, в изобилии содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своем составе касторовое масло. [2, 44]

Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.

Исторические параллели:

Представление о том, что искусство врачевания было даровано людям богами, было свойственно многим культурам Древнего Востока. Именно поэтому медицинские школы создавались при храмах. Египтяне приписывали составление древнейших медицинских папирусов Имхотепу и Тоту, вавилоняне считали, что тайны искусства врачевания впервые поведал людям Оанн, человек-рыба, посланник бога Эа — обитателя вод. В Индии автором священных медицинских текстов считался Брахма (Брама), один из триады высших богов. Легенды и летописи рассказывали о том, что первые медицинские трактаты, открывающие секреты искусства врачевания, падали с неба, передавались мудрецам в форме священных (сакральных) текстов и ритуалов или были найдены в храмах во времена первых царей. Это часто затрудняет датировку древних, античных и средневековых медицинских текстов, дошедших до нашего времени. Например, невозможно определить время написания классического канона тибетской медицины «Чжуд-ши». Согласно преданию, текст его был изречен Буддой и утерян. Много лет он передавался в устной форме, а потом был найден в колонне одного из древних монастырей. (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, «Средство для изгнания крови из раны», затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: «варить, смешать». В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной. Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли. Родина этого растения — засушливые области Африки и Мадагаскара. Здесь алоэ достигает 10 м высоты. Нижняя часть его стебля постепенно деревенеет и освобождается от листьев. Этой особенностью объясняется происхождение названия «алоэ древовидный».

Применение тех или иных лекарств зависело от времени года. Например, одно лекарство для глаз рекомендовалось применять только зимой, другое — во всякое время года. При назначении лекарства учитывали и возраст больного. Так, взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лекарство на основе зеленых фиг, а детям для той же цели рекомендовали делать припарки из папируса, пропитанного маслом. Если подростку давали лекарство в виде пилюли, то для маленького ребенка его растворяли в молоке. На полях медицинских папирусов постоянно встречаются пометки против некоторых лекарств: «это лекарство хорошее», «мне удавалось вылечить», «заметь это, так как это действительно хорошее средство». В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).

Исторические параллели:

Среди множества лекарственных растений в папирусе Эберса упоминается трава Диа-Диа, которая обладает обезболивающими и снотворными свойствами. Под этим именем египтянам была известна мандрагора. Папирус Эберса содержит первое в истории медицины упоминание об этом растении, сок которого египетские хирурги использовали для обезболивания. Искусство получения снотворных и болеутоляющих лекарств из корня мандрагоры позже перешло из Египта в Грецию. Во время хирургических операций древние греки применяли для наркоза губки, пропитанные горячим соком мандрагоры. Вдыхая пары этого сока, больной крепко засыпал. Великий римский врач Гален (IIв. н.э.) писал о том, что настойку корня этого растения ввозили в Рим ежедневно в большом количестве. Римский писатель Фронтинип (Iв. н.э.) писал о мандрагоровом вине, с помощью которого воины Карфагена одержали победу над врагом. Они покинули лагерь и оставили на видном месте вино из мандрагоры, погружающее в глубокий сон. Вернувшись в лагерь, карфагенские солдаты легко одолели спящих противников.

В эпоху средневековья сок мандрагоры был основой наркотического состава для облегчения страданий больных и особенно для проведения хирургических операций. Вот рецепт его приготовления: «Возьми опий, сок незрелой шелковицы, черной белены, болиголова и листьев мандрагоры, смешай с соком, выжатым из стеблей плюща и семян щавеля. Размешай все это в медном сосуде и опусти в него губку. Пусть жидкость кипит до захода солнца в самый жаркий летний день. После того, как губка впитает в себя все содержимое сосуда, она готова к употреблению». Такие губки готовили впрок и хранили до нужного времени. «Когда понадобится, — пишет далее автор, — положи ее на час в горячую воду и держи у ноздрей больного до тех пор, пока он не заснет. Тогда можно приступать к операции». Когда надо было разбудить больного после операции, проведенной под наркозом, это делали с помощью губки, пропитанной уксусом.

Широко применялись в медицинских целях части тела и жир животных. Так, например, мазь для роста волос готовилась из следующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир крокодила, сало бегемота. Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей. Египетский врач был искусным в косметике, он должен был знать, как можно изменить цвет лица и цвет волос, сделать тело красивым.

В теоретической части папируса Эберса изложены представления о причинах болезней: естественных (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды и т.д.) и сверхъестественных (например, вселение злого духа умершего человека в тело больного), дано описание сердца, сосудов, многих органов и тканей. (ПРИЛОЖЕНИЕ Г) Перечислены основные методы обследования больного: осмотр, ощупывание и выслушива:е. Особое внимание уделено многочисленным «мету» — сосудам, которые поддерживают связь между душой и телом. Один из них, по мнению египтян, шел от z:sinma к сердцу. Этим объясняется обычай погружать мизинец в напитки, прино-:пмые в жертву, позже перешедший из Египта к другим народам Древнего Востока. I гмечена связь между заболеваниями глаз и ушей. Ее объясняли ходом кровеносных сосудов: направляясь к вискам и ушам, они затем следуют к глазам.

Исторические параллели: Если греческие врачи считали вены «происходящими» из печени, то, по мнению египтян, «источником» и «местом стечения» всех сосудов было сердце. В папирусе Эберса нарушение сердечной деятельности описано с помощью выражений, имеющих прямые ассоциации с современными медицинскими представлениями: «побег», «уколы», «забытье». Сердце считалось средоточием кровеносных сосудов, по которым болезнь проникала в организм и распространялась в нем. К сосудам были обращены слова заклинателей:

«Говорю я Вам, о Сосуды, через которые прошла болезнь...».

«Откройте Ваши устья, о Сосуды... выбросьте из себя болезнь, которая в Вас»

Представление о роли сосудов в распространении болезни и инфекции в организме человека было развито в медицине Древней Греции, в Александрийской школе эпохи эллинизма и в медицинских трактатах Китая и Индии. Тибетская медицина называет сосуды каналами, через которые в тело приходит болезнь.

В папирусе Эберса говорится и о лечении заболеваний, требующих хирургического вмешательства. При ожогах для перевязки ран предлагается испольн:вать мед, ячмень, масло и воск наряду с такими экзотическими Z.IA нас средствами, как кошачья шерсть и хрящи каракатицы. Необходимым сопровождением этих операций были магические заклинания, молитвы и жертвы богам.

Исторические параллели: Заклинания и священные песнопения традиционно сопровождали ритуалы врачевания или приготовления лекарственных средств в разных странах Древнего мира — Египте, Ассирии, Вавилоне, Персии, Греции. Египетские мифы повествуют о том, что Гор, сын Осириса и Изиды, верховный врач бога солнца Ра, всегда сопровождал лечение священными изречениями и магическими заклинаниями, которые и обеспечивали успех.

Согласно преданию, жена Асклепия, древнегреческого бога врачевания, пела священные песни во время приготовления лекарств. Греческие и римские источники рассказывают о лекарственных средствах, применение которых должно было непременно сопровождаться исполнением священных гимнов. Например, упоминание о средстве от головной боли в сочинении великого философа Платона (V—IVee. до н.э.) звучит mак: «средством этим служит лист, употребление которого однако следует соединять с заклинанием или священной песнью; если употребление листа соединить с этим напевом, то средство это совершенно излечивает; без этой песни лист остается недействительным».

Папирус Эберса содержит одно из самых древних описаний ингаляции, которая рекомендовалась при лечении болезней груди и горла: «растереть растения Гем и Емем, поставить на огонь и поднимающийся пар втягивать через тростинку в течение дня.» А вот описание другого метода ингаляции: «возьми семь камней, накали их на огне; возьми один из них, наложи на него немного этого снадобья и заключи его в новый сосуд с пробитым дном, вставь тростинку в дыру, возьми тростинку в рот так, чтобы ты мог втягивать пар, и съешь потом чего-нибудь жирного, например, жирного мяса или масла».

Древнеегипетские хирурги пользовались разнообразными инструментами, в том числе каменными и металлическими ножами, ланцетами, пинцетами, бритвами и.т.д. Они делали такие сложные операции, как ампутации конечностей, трепанации черепа, операции на позвоночнике. Папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках позади глаз», так называли операцию по удалению катаракты. Однако основные сведения по хирургии содержатся в папирусе Смита. (ПРИЛОЖЕНИЕ Д)

Исторические параллели: Упоминая о катаракте; уместно вспомнить о языковых параллелях в названиях болезней, пришедших к нам из древней медицины. В древнеегипетском языке болезнь глаз катаракта называлась «спад воды», а в современном французском, английском и итальянском языках слово «cataracte» обозначает также водопад.

Папирус Эберса является одним из наиболее содержательных письменных памятников медицины того времени. Особенно обширную информацию он дает в области фармации.

Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.). На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления. Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью.

Исторические параллели: Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии. Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия. В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.

До публикации папируса Смита ученые не имели никакого представления о древнеегипетской хирургии, можно было думать, что в стране Нила в те давние времена знали лишь 2 операции — ритуальное обрезание и кастрацию (раздроблением, реже — кровавым путем). На косяке двери захоронения придворного вельможи эпохи 2423— 2262 гг. до н. э. запечатлена операция обрезания на 2 подростках. Процедура выполнялась примитивным каменным ножом представителями низшей из каст духовенства.

В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить. И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади».

Подобным образом и в наше время хирурги лечат повреждение ключицы: отводят плечи назад и связывают сзади руки больного.

Наряду с рациональными средствами хирурги использовали заклинания. Особенно часто — при лечении серьезных ран и травм. Так, при лечении раны лба, размозжившей часть черепа, папирус Смита рекомендует произносить такие слова:

Изыди враг, который в ране,

Выходи дьявол, который в крови.

Соперник Гора по обе стороны рта Изиды.

Эта крепость не падет,

Нет врагов изнутри..

Я под защитой Изиды,

Мой спаситель — сын Осириса

Медицинские папирусы не содержат учения о пульсе в таком виде, как, например, оно было разработано позже в китайской, арабской и тибетской медицине. Однако начало этих представлений можно увидеть в папирусе Смита: «Обследование — это подобно подсчету некоторого количества... Измерение подобно подсчету ...делает возможным... применить подсчет в случае болезни человека, чтобы знать о работе сердца. А каналы или сосуды от сердца идут ко всем членам. Итак, если жрец богини Сохмет или любой другой врач положит свои руки или коснется пальцами головы, затылка, любой ноги, он измеряет работу сердца, потому что совместно с сердцем пульсирует каждый сосуд всех членов... понятие измерения вводится для того, чтобы знать, что произошло». Интересно отметить, что рассуждая о происхождении болезней в результате изменений сердца и кровеносных сосудов, авторы различных медицинских папирусов ссылаются на «Книгу сердца» — более древний источник, не дошедший до нашего времени.

Исторические параллели: Упоминания об утраченных медицинских трудах египтян содержат сочинения многих авторов античного мира и эпохи эллинизма. Так, Диодор Сицилийский (I в. н.э.) писал, что в Египте существовал сводный труд по медицине, составленный знаменитыми врачами древности. Климент Александрийский (III в. н.э.) указывал на то, что в Египте существовали отдельные книги, посвященные вопросам анатомии, отдельным болезням, лекарственным травам. Египетский жрец Гораполлон (Ve. н.э.) сообщает, что руководством по лечению всевозможных болезней египетским врачам служила книга «Амбрас», безвозвратно утерянная.

Вероятно, существованием единого древнего источника объясняется то, что папирусы Эберса и Смита, как и другие дошедшие до нашего времени медицинские тексты Египта, содержат много совпадений. Возможно, египетские врачи умели считать пульс, используя для этой цели клепсидру — водяные часы, известные в Египте уже с середины II тысячелетия до н.э. [3, 57]

Таким образом, папирус Эдвина Смита ,один из наиболее важных и древнейших медицинских текстов Древнего Египта, представляет собой ценный памятник истории, литературы и медицины Древнего Египта.

ВЫВОДЫ

Дошедшие до нас папирусы, как показывает анализ их содержания и тщательная палеографическая экспертиза, являются копиями очень древних медицинских трактатов. Древность этих источников подтверждается прямыми ссылками в текстах. Так, в папирусе Эберса приведено средство для ращения волос, впервые приготовленное для матери фараона I династии (начало — около 3000 г. до н.э.). В этом же папирусе имеется ссылка на папирус о кровеносных сосудах, найденный под скульптурным изображением бога Ануби-са в Летополе во времена правления третьего фараона I династии. Об этом же факте сообщается и в Берлинском папирусе.

Древнеегипетская медицина имеет много общего с месопотамской медициной, о чем можно судить на основании анализа коллекции текстов старовавилонского периода, обнаруженных в Ашуре и в Ниневии. Большинство текстов этого периода составлено почти так же, как и папирус Эдвина Смита.

Описание заболеваний дается подробно с использованием устойчивой терминологии для передачи субъективных ощущений и объективных симптомов. В текстах даются детальные инструкции врачу относительно лекарств, их приготовления и процедуры приема больным. Все это описывается с использованием широкого набора медицинских терминов. Обычно каждая запись заканчивается заверением: «он поправится...», но иногда и предупреждением, что больной не справится с болезнью.

В своей практике врачи были обязаны строго придерживаться указаний, изложенных в медицинских руководствах и сборниках, подобных, по всей видимости, сохранившимся папирусам Г.Эберса и Эдвина Смита. Одновременно, как сообщают греческие авторы, в Египте существовало еще 36 медицинских трактатов, таких, как «Книга сердца», «Книга глазных болезней». Доступ к этим трактатам имели только особо посвященные врачи и жрецы. При лечении по ним принимались в расчет целительная сила души и некие внеземные силы. По всей видимости, число медицинских трактатов — 36 неслучайно. Это число в Древнем Египте имело некий магический смысл: от 36 полных декад в году (египтяне выделили 36 особо почитаемых ярких звезд на небе, сутки они делили на 36 равных промежутков).

Таким образом, проанализировав содержание древнеегипетских папирусов и изучив историю их происхождения, можно сделать выводы о состоянии египетской медицины того времени ,сопоставить ее с медициной в других странах древнего мира, определить ее роль в общем развитии медицины в историческом контексте.

Литература:

1.Тураев Б.А. История древнего Востока / Под редакцией Струве В. В. и Снегирёва И. Л. — 2-е стереот. изд. Л.: — Соцэкгиз, 1935 — Т. 1. — С. 97.

2. Марченко Ю. Ф. Медицина в Древнем Египте //«Твое здоровье» – «Знание» – 1994 . –№3–С.43-48

3. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории гл.2.2–изд. «Европейский дом», 2003. – 272 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Кахунский медицинский папирус, относящийся к 1850-м годам до н.э. длина — 1 м, ширина — 32 см

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Берлинский медицинский папирус датируется приблизительно 1300-ми годами до н.э.; длина — 5,2 м, ширина — 20 см

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Анубис взвешивает на весах сердце.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Папирус Эберса. Первое письменное описание цинги.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

1.Хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый 1550-ми годами до н.э. по палеографическим данным, но, вероятно, восходящий к куда более древней рукописи;Нью-Йорк, Академия медицины; длина — 4,7 м, ширина — 32 см

2.Хирургический папирус Эдвина Смита

studfiles.net

Что такое папирус и из чего его делали?

Практически у каждого из нас слово «папирус» ассоциируется с Древним Египтом – с его Сфинксом, фараонами и скарабеями. И это закономерно, ведь многое из того, что нам известно о египтянах, их духовной и повседневной жизни, человечество узнало благодаря папирусу.Впервые он появился примерно в III тысячелетии до нашей эры и активно использовался представителями древней египетской цивилизации, а впоследствии – всеми государствами античного мира. Что же такое папирус? Из чего и как его изготавливали?

Что такое папирус?

В эпоху Древнего Египта такого понятия, как бумага, не существовало. Она была изобретена только в XII веке, однако потребность людей в писчем материале возникла намного раньше – когда в ранних цивилизациях появилась необходимость вести документацию и заниматься литературой. В связи с этим людям приходилось использовать для письма тот материал, который был под рукой.

В Вавилоне придумали клинопись на глиняных табличках, в Нормандии высекали руны на огромных камнях, а в Египте основным материалом стал папирус. Он был весьма удобен и отличался длительным сроком хранения. В европейских странах папирусные свитки хранились на протяжении более 200 лет, в Египте же с его сухим жарким климатом они были практически вечными.

Из чего делали папирус?

Для производства папируса египтяне использовали тростниковое растение из семейства осоковых, которое в изобилии произрастало на берегах Нила.Оно имело мягкие стебли толщиной в человеческую руку и достигало высоты до 3 метров. В древности из него изготавливали не только писчий материал, но и обувь, ткани и даже лодки. К слову, известный норвежский путешественник Тур Хейердал переплыл Атлантику именно на папирусном челноке.

В диких условиях папирус образовывал настоящие заросли у побережья, однако во времена расцвета папирусного производства под его выращивание отводили целые плантации. Владельцы таких угодий считались зажиточными людьми и хорошо зарабатывали на сдаче в аренду отдельных участков.

В Египте существуют древние документы, свидетельствующие о том, что одной из крупнейших плантаций владела жительница Александрии, которая, помимо арендной платы, брала с арендаторов охапки растений.

Как изготавливали папирус?

Технология изготовления папируса дошла до наших дней благодаря историку Плинию Старшему, описавшему процесс изготовления в своем труде «Естественная история». По его словам, материал делали на специальных столах, которые постоянно смачивали водой из Нила. Илистая мутная вода значительно усиливала клеящиеся свойства папируса и удлиняла срок его «жизни».Стебли растений разрезались на полоски и аккуратно расправлялись, затем прикладывались друг к другу. Поперек них помещались новые полоски, которые приклеивались нильской водой либо мукой из пшеницы и отправлялись под пресс. Полученные листки раскладывали на открытом воздухе и высушивали, после чего склеивали между собой в виде ленты и сворачивали в свитки.

Для чего использовался папирус?

Папирус использовался преимущественно для письма и служил отличным материалом, на котором египтяне фиксировали свои астрономические познания, навыки в медицине и математике. Среди сохранившихся свитков существуют архивные и исторические документы, гимны, проза.

На одном из листов была прочитана интересная история, на основании которой композитор Джузеппе Верди написал оперу «Аида». Помимо письменного назначения, материал выполнял ряд других функций. В частности, многие мумии, обнаруженные в Египте, были обернуты папирусными листами.

Писали на папирусах чернилами с помощью срезанного наискосок тонкого тростника. Для выведения линий различной толщины его разворачивали под разным углом. Чтение подобных рукописей было достаточно сложной процедурой, поскольку свитки приходилось постоянно перематывать. Тем не менее, папирус выступал основным писчим материалом на протяжении многих веков – вплоть до появления пергамента.Долгое время Египет был единственной страной, изготовлявшей материал, причем с I тысячелетия до нашей эры на его производство существовала царская монополия. Несмотря на появление пергамента, папирус использовался вплоть до XII века, когда его окончательно вытеснила китайская бумага.

www.vseznaika.org

Папирус Древнего Египта

Папирус — это растение (cyperus papyrus), которое когда-то росло в изобилии, прежде всего в дебрях египетской дельты, но также в других местах долины реки Нил, но сейчас довольно редко. Папирусные почки открывались из горизонтального корня, растущего в мелкой пресной воде и глубоко насыщенной грязи Дельты. Стебли достигали до 16 футов (5 м), заканчивающиеся маленькими коричневыми цветами, которые часто приносили плоды. Эти растения когда-то были просто частью естественной растительности в регионе, но как только люди нашли для них утилитарную цель, их выращивали и управляли на фермах, собирали в значительной степени, а их предложение истощалось. Папирус все еще существует в Египте сегодня, но в значительно сокращенном количестве.

Папирус Египта наиболее тесно связан с письмом — на самом деле английское слово «бумага» происходит от слова «папирус», но египтяне нашли много применений для растения, кроме письменной поверхности для документов и текстов. Папирус использовался как источник пищи, чтобы сделать веревку, для сандалий, для ящиков, корзин и матов, в качестве оконных теней, материала для игрушек, таких как куклы, в качестве амулетов для защиты от заболеваний горла и даже для изготовления небольших рыболовных судов. Он также участвовал в религиозной преданности, поскольку он часто связывался вместе, чтобы сформировать символ анха и предлагал богам в качестве подарка. Папирус также служил политическим символом благодаря его использованию в Сма-Тауи, знаках единства Верхнего и Нижнего Египта. Этот символ — букет папируса (связанный с Дельтой Нижнего Египта), связанный с лотосом (символ Верхнего Египта).

Считалось, что растение также может быть замечено в камнях на храмах и памятниках, символизирующих жизнь и вечность, поскольку египетская загробная жизнь, известная как поле тростника, считалась зеркалом плодородной долины реки Нил вплоть до изобилия папируса. Название «Поле тростника» на самом деле относится к тростникам папирусного растения. В то же время, однако, папирусная чаща представляла неизвестные и силы хаоса. Короли регулярно изображают охоту в папирусных полях Дельты, чтобы символизировать наложение порядка над хаосом.

Темная и таинственная природа полей папирусов часто использовалась как мотив в мифологии. Папирусные поля имеют ряд важных мифов; в первую очередь, Осириса и Исиды после Осириса убит его братом Сет и Исида, который прячет своего ребенка Хоруса в болотах Дельты. Папирус тростника в этом случае спрятал мать и ребенка от намерений Сета убить Хоруса и так снова символизирует порядок, преобладающий над беспорядком и светлым тьмой.

ИМЯ И ОБРАБОТКАПапирус — это греческое название растения и может происходить из египетского слова папуро (также дано как па-а-аа), что означает «королевский» или «фараон», потому что центральное правительство контролировало обработку папируса, поскольку они принадлежали земля, а затем контролировала фермы, на которых растение росло. Древние египтяне называли растение джет или цюфи или вадж, формы концепции свежести. Wadj далее обозначает пышность, цветение, зелени. После того, как папирус был разрезан, собран и обработан в рулоны, он назывался djema, который может означать «чистый» или «открытый» относительно свежей поверхности письма.

Папирус был собран с начала преднавального периода в Египте (около 6000-c.3150 г. до н. Э.) И продолжал находиться по всей истории Египта вплоть до династии Птолемеев (323-30 г. до н. Э.) И в Римский Египет (30 г. до н. Э. — c. 640 CE). Полевые работники собирали растения из болота, разрезая их на дно острыми лезвиями, соединяя стебли вместе и перенося их на некоторую транспортировку, которая привела их в процессинговый центр. Историк Маргарет Бунсон описывает процесс, посредством которого растения были превращены в рабочие листы:

Стержень растения папируса разрезали на тонкие полоски, которые были уложены бок о бок перпендикулярно. Раствор смолы с растения был заложен, а второй слой папируса был установлен на месте горизонтально. Затем два слоя прессовали и давали высохнуть. Огромные рулоны папируса можно сделать, соединяя отдельные листы … Стороны папируса, где волокна бегут по горизонтали, являются ректо и, где волокна движутся вертикально, наоборот. Прямо было предпочтительным, но наоборот использовалось и для документов, позволяя включать два отдельных текста в один папирус. (201)

Египтолог Розали Дэвид добавляет к описанию, подробно описывая этапы этого процесса формирования растений в листах:

На первом этапе стебель растения был нарезан на кусочки, а кулак был вырезан и избил молотком для производства вафель. Они были расположены бок о бок и крест-накрест в двух слоях и затем избиты в листы. Затем отдельные страницы склеивались одинаково, чтобы сформировать стандартный бросок по двадцать страниц; иногда рулоны склеивались вместе, чтобы обеспечить еще более длинную поверхность письма. После высыхания на солнце полная полоска была свернута горизонтальными волокнами с внутренней стороны. Это был «ректо», который будет написан первым. (200)

Листы, которые теперь соединены в рулоны, затем транспортировались в храмы, правительственные здания, рынок или экспортировались в торговле. Хотя папирус тесно связан с написанием в целом, он фактически использовался главным образом только для религиозных и правительственных текстов, поскольку издержки производства были довольно дорогими. Мало того, что ручной труд на полях и болотах был дорогостоящим, потребовалось, чтобы квалифицированные рабочие методично избили и обработали растение, не разрушив его. Все существующие папирусы — это храмы, правительственные учреждения или личные коллекции богатых или, по крайней мере, состоятельных людей. Письменные произведения часто появляются на кусках дерева, камня или остраки (осколки глиняных горшков). Образ египетского писца, сгорбившегося над его свитком из папируса, точным, но задолго до того, как он взял руки на этот свиток, он потратил буквально много лет на то, чтобы писать на черепах, кусках камня и кусках дерева.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРИМЕРЫКнижники древнего Египта потратили годы на изучение своего ремесла и, даже если они были из богатых семей, им все еще не разрешалось тратить драгоценный материал на свои уроки. Дэвид отмечает, что «самыми распространенными и самыми дешевыми материалами для письма были острака и куски дерева, которые часто использовали школьники для своих писем и упражнений» (200). Только один раз, когда кто-то освоил основы письма, разрешалось практиковать на свитке папируса. Дэвид отмечает, что упражнения, которые практикуются на остраке, иногда дублируются на папирусе, который часто передает недостающие слова или фразы в произведения, которые являются неполными в любой форме.

В качестве письменного материала папирус использовался для гимнов, религиозных текстов, духовных увещеваний, писем, официальных документов, прокламаций, любовных стихов, медицинских текстов, научных или технических руководств, ведения записей, магических трактатов и литературы. Экстремальные свитки варьируются от фрагментов до одной страницы до знаменитого папируса Эберса, длина которого составляет 110 страниц на свитке длиной шестьдесят пять футов (20 метров). Папирус Эберса — медицинский текст, который обычно цитируется как свидетельство того, как медицина и магия были связаны между собой в Древнем Египте. Наряду с другими свитками папируса, такими как Кайунский гинекологический папирус, лондонский медицинский папирус и Эдвин Смит Папирус, это лишь некоторые из них, эти работы свидетельствуют об обширных медицинских знаниях и навыках древних египтян и о том, как они шли, незначительные травмы, различные недомогания и серьезные состояния, такие как рак и сердечные заболевания. Случаи тревоги, депрессии и травмы также рассматриваются в медицинских текстах Египта, таких как аборт, контроль над рождаемостью, менструальные судороги и бесплодие.

Папирус также, конечно, использовался для литературных текстов. Термин «литература» обычно применяется к массиву древних египетских произведений из медицинских текстов, королевских указов и прокламаций, писем, автобиографий и биографий, религиозных текстов и других, помимо произведений воображения. Некоторые из этих работ были записаны в гробницах, на стенах храма или на стеле и обелисках, а те, которые соответствуют общему определению «литературы», были написаны на папирусе. Некоторые из самых известных — «Сказка о потерпевшем кораблекрушение моряке», «Доклад Венамуна» и «Рассказ о Синухе», но есть и многие другие.

Древние египетские книжники писали черными и красными чернилами. Красный был использован для имен демонов или злых духов, чтобы отметить начало нового абзаца, для акцента слова или прохода и для пунктуации в некоторых случаях. В книжках был нанесен деревянный футляр, в котором были помещены торты из черной и красной краски и колба для воды, чтобы смешать и разбавить краску чернилами. Ручка первоначально была тонким тростником с мягким наконечником, но была заменена в третьем веке до нашей эры стилусом, более прочный тростник заострен до очень тонкой точки. Писец начнет работу над реккой рулона папируса, напишет до тех пор, пока он не будет заполнен, а затем переверните его, чтобы продолжить текст на верху. В некоторых случаях папирусный рулон, на котором использовался только ректо, был взят другим писцом и использовался для другой работы, дополняющей или полностью не связанной.

Однако, как отмечалось, папирус не использовался исключительно для написания. Завод можно испечь и съесть, и Геродот сообщает, что корень папируса был основным продуктом египетской диеты. Его вырезали и готовили в разнообразных блюдах, так как позднее картофель попадал в другие культуры. Папирус был не только источником пищи, но и склонялся к невероятно разнообразному спектру применений. Самые ранние египетские лодочки были сделаны плотно ткаными стеблями папируса и привязывали их веревкой, также сделанной из папируса. Этот метод создал легкую водонепроницаемую лодку, которую можно было легко достать охотникам или рыбакам. Папирусский скиф представлен в многочисленных гробницах и картинах храмов и имеет значительно отличающуюся, более линейную форму, чем более поздние деревянные лодки, построенные по тому же проекту. Папирус продолжал оставаться важным аспектом египетской лодки даже после того, как древесина заменила его как основной материал. Когда небольшие деревянные суда превратились в большие парусные суда, завод был соткан в канаты для парусов. Однако папирусная веревка использовалась для ряда целей, помимо парусного и папирусного волокна, которое было довольно сильным, оказалось полезным в других продуктах.

Маты и оконные шторы были сплетены по технике, подобной той, которая использовалась для изготовления письменных материалов. Валы растения устанавливались вертикально, а затем сплетены с другими горизонтально и плотно притягивались; они затем связывались с более тонким волокном с растения. Сандалии были сделаны путем наматывания папируса и были настолько прочными, что многие примеры их были найдены через тысячи лет после того, как они были сделаны в хорошем состоянии. Папирусные сандалии требовали большого мастерства и были слишком дороги для большинства людей. Геродот сообщает, что священники Амона носили только сандалии папируса, которые, наряду с другими доказательствами, ученые интерпретировали как дополнительное доказательство великого богатства священников. Куклы или другие фигурки игрушек делались путем группировки стеблей, а затем их формирования через плотно связанные волокна для создания головы, рук и ног.

Эта «группировка» растения использовалась при создании народного приношения богам: форма анк. Анк, символ жизни и обещание жизни вечной, был одной из самых важных икон древнего Египта и часто помещался с приношениями богам в храмах или обелисках. Египтолог Ричард Х. Уилкинсон отмечает, что «анк может быть символизирован цветочными букетами и« папирусом »(связки цветов и листвы растений, связанные вокруг центральной кучки стеблей папируса), которые обычно предлагались богам» (161). Эта же техника использовалась при создании символа Сма-Тауи, представляющего единство страны. Объединение папируса с единством и богов согласуется с тем, что растение, подобно богам и дарам земли, было неотъемлемой частью жизни людей.

demon-angel.ru

Секреты Древнего Египта: какова технология изготовления папируса?

Древняя технология изготовления материала, заменявшего египетским жрецам и чиновникам бумагу, на протяжении многих веков пребывала в забвении. Виной тому не только государственная монополия на производство папируса и ревностное оберегание секретов ремесла, но и изменение климата в дельте Нила и экологические проблемы. В результате последних папирус в Египте практически вымер. Только во второй половине 20-го века энтузиаст Хасан Рагаб озаботился возрождением этого растения и изучением возможностей его применения. Именно благодаря его изысканиям современному человеку известен процесс изготовления папируса.

Значение папируса для древних египтян

Тропическое влаголюбивое растение, относящееся к осокам и родственное сыти, несколько тысяч лет назад образовывало впечатляющие заросли на топких берегах Нила в его нижнем течении. Папирус представляет собой высокий гладкий побег, увенчанный «зонтиком» из узких ланцетообразных листьев. Соцветие папируса напоминает опахало, состоящее из множества колосков. Трехгранный стебель папируса жесткий, гибкий и прочный.

процесс изготовления папируса

Его применяли как материал для мебели, лодок, плотов. Из оболочки изготавливали веревки, корзины, обувь. Высушенные корни растения использовали в качестве топлива. Мягкую часть побега, которая находилась под водой, употребляли в пищу. Эта же часть идеально подходила для изготовления «бумаги».

Этапы изготовления папируса: расщепление, «сборка», сушка под прессом, полировка, склейка

Нижнюю часть стебля очищали от оболочки, освобождая плотную, волокнистую и липкую мякоть. Её расщепляли на тонкие пластины длиной 40-50 см. Современная технология предполагает вымачивание полос в течение нескольких дней.

Готовые пластинки (филюры) укладывали внахлест на ровной поверхности, застеленной тканью и кожей: первый слой – параллельно краю стола, второй – перпендикулярно. Поначалу ширина готового листа составляла не более 15 см, но позже египтяне научились делать довольно широкие полотна. В процессе укладки материал смачивали водой из Нила.

этапы изготовления папируса

Затем листы помещали под пресс. Это нужно было для того, чтобы полоски склеились между собой, и папирус стал тонким и однородным.

Нюансы и малоизвестные факты

Какова технология изготовления папируса, объяснить несложно. Вся сложность заключалась в нюансах. Так, чем дольше папирус выдерживали под прессом или предварительно вымачивали, тем он получался темнее. Важно было не затягивать процесс: египтяне предпочитали светлый материал. Поверхность листов обрабатывали специальным составом, который предотвращал растекание чернил. Его изготавливали из уксуса, муки и кипящей воды. Вынув листы из-под пресса, мастера отбивали их специальными молотками и выглаживали полировальными камнями, кусками дерева или кости. Подготовленные папирусы высушивали на солнце. Потом их склеивали, чтобы получился свиток. Египтяне уделяли внимание направлению волокон, поэтому обнаружить «шов» было практически невозможно. Писали, как правило, на одной стороне (которую римляне впоследствии называли recto). Изготовление папируса в Древнем Египте было поставлено на поток. Продавали его рулонами: «отрезами» и «на вес».

Папирус в античности

«Па пер аа», или «материал царей», - так называли свою «бумагу» сами египтяне. Они начали применять папирус еще в 3-м тысячелетии до н. э. Греки заимствовали термин, несколько изменив его произношение. Нужно отметить, что Египет обеспечивал папирусом весь античный мир, и так продолжалось примерно до 800 года н. э. На нём записывались указы, художественные и религиозные тексты, делались красочные иллюстрации. В 1-м веке н. э. историк Плиний Старший в своем труде «Естественная история» коснулся вопроса о том, какова технология изготовления папируса. Однако информация, приведенная им, была довольно скудной для того, чтобы восстановить ремесло.

изготовление папируса в древнем египте

Согласно Страбону и Плинию, существовало несколько сортов папируса. Августовский, ливиевый и иератический считались во времена Римской империи самыми лучшими. Далее следовали амфитеатральный (александрийский), саитский и тенеотский. Все они были предназначены для письма. Также египтяне торговали «купеческой бумагой» - дешевым «оберточным» папирусом.

Возрождение секретов ремесла

«Какова технология изготовления папируса?» - этот вопрос стал волновать Хасана Рагаба, египетского посла в Поднебесной, когда он познакомился с китайской семьей, занимавшейся производством бумаги традиционным способом. Это было в 1956 году. Вернувшись на родину, Рагаб купил землю под плантацию, привез из Судана местный папирус и занялся научными изысканиями. Рагабу и его ученикам удалось изготовить папирус, не уступающий по качеству древнейшим образцам. На нём талантливые египетские художники выполняли росписи: копии найденных в гробницах иллюстраций и оригинальные работы.

какова технология изготовления папируса

Пока сложно сказать, будет ли современный папирус Рагаба столь же долговечен, как древнеегипетский. Кроме того, климат изменился, стал более влажным, а от влаги папирус портится. Неизвестно также, насколько точно Рагаб воспроизвел процесс выделки папируса. Возможно, он привнес в него что-то свое. Но, так или иначе, современные свитки и декоративные панно успешно продаются, а информация о том, какова технология изготовления папируса, доступна каждому любознательному туристу.

fb.ru

Папирусы из Египта – значение рисунков и иероглифов

Содержание:

Сегодня Египет переживает расцвет сил – это роскошная курортная зона с чистейшими пляжами и прекрасно развитой инфраструктурой туризма. О прошлом величайшей цивилизации напоминают лишь молчаливые пирамиды, руины красивых некогда храмов и папирус из Египта, имеющий для древних египтян огромное культурное и историческое значение.

Лампа и свиток

Сведения о папирусе

Египетский папирус – это растение семейства осоковых, произрастающее вдоль берегов реки Нил. Само слово «папирус» переводится как «дар реки». Стебли этого уникального растения жители древнего Египта использовали в самых разных сферах своей жизни, но самое главное применение папируса – из него делали бумагу, на которой затем писали. Благодаря этому египтяне имели возможность записывать, хранить и передавать ценную информацию.

Изготовление папируса было сложным и кропотливым процессом, а нынешнее его описание мало чем отличается от старинного. Стебли вымачивали в воде, затем разрезали их на продольные полосы. Они сплетались крестиком и укладывались под пресс. Выделяющееся из разрезанных стеблей клейкое вещество склеивало полосы между собой. Для большей прочности готовый лист покрывали этим же клейким составом и отправляли сушиться под открытое солнце. Полученную бумагу сворачивали в свитки и так хранили.

Рычажные весы

Папирус изготавливался только в царских мастерских, а его продажа в другие страны приносила Египту огромный доход. На нем писали ценнейшие сведения, раскрывающие многие тайны могущественного государства. Рукописи, сохранившиеся до наших дней, хранятся в музеях Луксора и в Каира.

Символика

Сегодня свитки папируса изготавливаются в качестве сувениров и пользуются большим спросом у туристов, приезжающих в Египет. На них наносят различные изображения (иероглифы, божества, фараоны, царицы), поэтому если вы хотите преподнести близкому человеку такой подарок – уточните значение рисунков на нем. Например, Анк приносит богатство и благополучие, а Уаджет (Всевидящее око) защищает от сглаза. Наверняка многие видели этот символ на фото в книгах по истории древнего Египта.

Иероглиф глаз

Популярны папирусы с изображением священного насекомого — скарабея. В древности он являлся земным воплощение бога Солнца, и по сей день считается, что он приносит большую удачу. Но обратите внимание на такой момент – жук должен быть четко прорисован, у него должны быть видны крылья, лапки, усики. Схематичное же изображение скарабея в древнем Египте использовалось при проведении обрядов погребения.

Весы и Анубис

Это самые популярные символы древнего Египта, но есть и другие – они также привлекают счастье, благополучие и удачу. Однако если картинки на папирусе изображают божеств сидящими или стоящими на какой-то возвышенности – это символизирует горе и беду.

Где купить папирус

Папирус продается в любом курортном городе Египта. Лучше всего покупать такой сувенир в больших магазинах – так гораздо меньше шансов приобрести подделку. Настоящий папирус плотный, он не ломается, не мнется и не сыплется, при погружении в воду он также остается невредимым.

Самый лучший вариант – покупка папируса на специальной фабрике. Так можно не только купить по-настоящему качественный сувенир, но и воочию увидеть процесс изготовления уникального изделия и сделать прекрасные фото. Такие фабрики есть при музеях папируса в Луксоре и Каире.

Производство папирусов

Стоимость свитка папируса варьируется от его размера и сложности нанесенной на него картинки. Небольшой рисунок стоит от 5 до 7$, цена больших полотен со сложными рисунками может превышать 100$.

Папирус не запрещен к вывозу из Египта, так как эта сувенирная продукция востребована и может приносить доход. Многие люди, побывавшие здесь, хранят дома уникальный свиток, ставший своеобразным символом некогда могущественной страны фараонов.

Еще по теме

Как отдохнуть в Египте самостоятельно?

Как правильно загорать на пляже в Египте?

Лучшие рестораны Хургады

Как выйти замуж за египтянина?

Какие лекарства следует взять с собой в Египет?

Все о погоде

Обзоры популярных отелей Египта по городам

Подробные обзоры египетских отелей с фотографиями и отзывами!

5 звезд

4 звезды

3 звезды

egyptfan.ru


Смотрите также