Древнерусская литература - Памятники древнерусской литературы. Памятники древней литературы
Древнерусская литература - Памятники древнерусской литературы
В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале - пергамене, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях - "Физиолог". Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова "потаенный". Самым популярным был апокриф "Хождение Богородицы по мукам".В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, "Житие Алексея, человека Божия".Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них "Слово" ("Моление") Даниила Заточника.В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод - "Повесть временных лет". Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.Выдающийся памятник древнерусской литературы, - "Поучение" Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". В основе произведения - предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись "Слова" сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.
mirznanii.com
Древнерусская литература - Памятники древнерусской литературы
В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич. Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек. Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале - пергамене, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами. Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях - "Физиолог". Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека. К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова "потаенный". Самым популярным был апокриф "Хождение Богородицы по мукам". В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, "Житие Алексея, человека Божия". Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них "Слово" ("Моление") Даниила Заточника. В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод - "Повесть временных лет". Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей. В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников. Выдающийся памятник древнерусской литературы, - "Поучение" Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных. И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". В основе произведения - предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись "Слова" сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.
doc4web.ru
Реферат – Памятники древнерусской литературы
Оглавление
Введение 31. Памятники древнерусской литературы 42. Памятники древнерусской истории 73. Наследие древнерусской философии 12Заключение 15Список литературы 16
Введение
В конце X века, возникла литература Древней Руси, литература, на основе которой развилась литература трёх братских народов – русская, украинская и белорусская. Древнерусская литература возникла вместе с принятием христианства и первоначально была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.Актуальность работы заключается в рассмотрении того, что принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси. Цель работы состоит в изучении памятников древнерусской литературы.Достижение цели предполагает решение ряда задач:1) рассмотреть памятники древнерусской литературы;2) охарактеризовать памятники древнерусской истории;3) изучить наследие древнерусской философии.Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.
1. Памятники древнерусской литературы
Письменность в Древней Руси возникла задолго до христианства и поэтому появление письменности не могло быть результатом заимствования извне. С появлением государственности и развитием торговли потребовалась письменность. Некоторое время славяне использовали греческий алфавит. Происхождение славянской азбуки связана с братьями Кириллом и Мефодием (около 815-885 г). Славянская письменность имела два алфавита: глаголицу и кириллицу. Наука предполагает, что сначала Кириллом была создана глаголица, «глаголить» ― говорить [2; с. 23]. Позднее элементы глаголицы и греческого алфавита составили новую азбуку ― кириллицу. Кирилл и Мефодий переводили с греческого на славянский язык многие книги, некоторые сохранившиеся говорят о почтительном отношении к грамоте и книжности. Но не только книжники на Руси обладали грамотой. К сожалению, древнерусских книг сохранилось слишком мало (в одних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки. Даже малая доля сохранившегося позволяет представить себе содержимое библиотек. Самым древним считается Остромирово евангелие 1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи. Составлялись различные «Изборники», в которых содержались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и советского содержания. Особенности литературы Древней Руси было в соединении произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Ранняя русская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей. Интересно «Поучение» Владимира Мономаха, обращенное к князьям и детям своим. От изложения принципов он переходит к описанию собственной жизни как образца для подражания. В «Поучении» говорится, что с 13 лет Владимир трудился, бывал в походах, всего перечислено 69 походов. Главное место в «Поучении» отводится моральным качествам правителя, он должен быть милосердным, верным в своих клятвах.В результате расширения экономических и политических связей Древней Руси с Западом и Востоком в древнерусской литературе возникает жанр ― описание путешествий. В древнерусской литературе существовал жанр записок путешественника, например «Житие и хождение Данила, руськыя земли игумена». Автор описывает природу Палестины, устои и обычаи Иерусалима, вставляет в повествование легенды и сказания, излагает свои думы о земли русской. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина XV века ― «первое в европейской литературе описание Индии, сделанное с большей наблюдательностью» [4; с. 28].После Куликовской битвы 1380 г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера в разум. Начинается этап ― жития святых в произведениях Епифания Премудрого, изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологические побуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя ― против неравенства по рождению.Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности и грамотности. Первые грамотеи, переписчики формировались в школах, которые открывались при церквях, а позднее при монастырях. Cуществовали не только школы для мальчиков, но была и школа для девиц в Киеве при Андреевском монастыре, где девиц обучали письму и женским ремеслам. С древних времён школы на Руси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму и богословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек.Христианская литература «знакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширяла умственный кругозор и сообщала многие сведения исторического, географического характера» [4; с. 32].Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением «Поучения» Владимира Мономаха, «Слова о полку Игореве», за исключением «Моления Даниила Заточника», весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников ― писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.
refbox.org
«Памятники литературы Древней Руси»
Памятники литературы Древней Руси: XII век. [Djv-ZIP] Вступительная статья Д.С. Лихачева. Составление и общая редакция Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. Оформление художника В. Вагина.(Москва: Издательство «Художественная литература», 1980. - Серия «Памятники литературы Древней Руси»)Скан, OCR, обработка, формат Djv: Trismegistos, предоставил: AbsurdMan, 2016
СОДЕРЖАНИЕ:Д.С. Лихачев. Литература эпохи «Слова о полку Игореве» (5).ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ. XII ВЕК«Хождение» игумена Даниила. (Подготовка текста, перевод и комментарии Прохорова Г.М.) (25).Из Синайского патерика. (Подготовка текста, перевод и комментарии Колесова В.В.) (117).Апокрифы. (Подготовка текста, перевод и комментарии Рождественской М.В.)Беседа трех святителей (137).Сказание, как сотворил бог Адама (149).Сказание отца нашего Агапия (155).Хождение богородицы по мукам (167).Из «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского. (Подготовка текста, перевод и комментарии Прохорова Г.М.) (185).Повесть о Варлааме и Иоасафе. (Подготовка текста, перевод и комментарии Лебедевой И.И.) (197).Сказание об Евстафии Плакиде. (Подготовка текста, перевод и комментарии Лихачевой О.П.) (227).Повесть об Акире Премудром. (Подготовка текста, перевод и комментарии Творогова О.В.) (247).Послание Климента Смолятича. (Подготовка текста, перевод и комментарии Колесова В.В.) (283).Из «Притч» и «Слов» Кирилла Туровского. (Подготовка текста, перевод и комментарии Колесова В.В.)Притча о человеческой душе (291).Слово о снятии тела Христова с креста (311).Повесть об убиении Андрея Боголюбского. (Подготовка текста, перевод и комментарии Колесова В.В.) (325).Слово о князьях. (Подготовка текста Рождественской М.В., перевод и комментарии Еремина И.П.) (339).Летописные повести о походе князя Игоря. (Подготовка текста, перевод и комментарии Творогова О.В.)Из Ипатьевской летописи (345).Из Лаврентьевской летописи (365).Слово о полку Игореве. (Подготовка текста, перевод и комментарии Творогова О.В.) (373).Моление Даниила Заточника. (Подготовка текста, перевод и комментарии Лихачева Д.С.) (389).Поучения к простой чади. (Подготовка текста, перевод и комментарии Колесова В.В.) (401).«Слово» Моисея Выдубицкого. (Подготовка текста, перевод и комментарии Колесова В.В.) (409).Киево-Печерский патерик. (Подготовка текста, перевод и комментарии Дмитриева Л.А.) (413).Комментарии (627).
Аннотация издательства: В книгу вошли разнообразные по тематике и жанровым признакам произведения, появившиеся на Руси, охваченной процессом феодального дробления; среди них такие известные, как «Хождение» игумена Даниила, отрывки из Синайского патерика, Киево-Печерский патерик, летописные повести о походе Игоря, а также жемчужина древней русской литературы - «Слово о полку Игореве».
Памятники литературы Древней Руси: XIII век. [Pdf-ZIP] Вступительная статья Д.С. Лихачева. Составление и общая редакция Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. Оформление художника В. Вагина.(Москва: Издательство «Художественная литература», 1981. - Серия «Памятники литературы Древней Руси»)Скан, обработка, формат Pdf: ???, предоставил: AbsurdMan, 2015
СОДЕРЖАНИЕ:Д.С. Лихачев. Литература трагического века в истории России (5).ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. XIII ВЕКДевгениево деяние. Подготовка текста, перевод и комментарий О.В. Творогова (28).Житие Авраамия Смоленского. Подготовка текста, перевод и комментарий Д.М. Буланина (66).Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году. Подготовка текста, перевод и комментарий О.В. Творогова (106).Повесть о битве на Липице. Подготовка текста, перевод и комментарий Я.С. Лурье (114).Рассказ о преступлении рязанских князей. Подготовка текста, перевод и комментарий Д.С. Лихачева (128).Слово о погибели Русской земли. Подготовка текста, перевод и комментарий Л.А. Дмитриева (130).Летописные повести о монголо-татарском нашествии. Подготовка текста, перевод и комментарий Д.М. Буланина (132).Повесть о Николе Зараэском. Подготовка текста, перевод и комментарий Д.С. Лихачева (176).Повесть о разорении Рязани Батыем. Подготовка текста, перевод и комментарий Д.С. Лихачева (184).Похвала роду рязанских князей. Подготовка текста, перевод и комментарий Д.С. Лихачева (200).Слово о Меркурии Смоленском. Подготовка текста и перевод В.В. Колесова, комментарий Л.А. Дмитриева (204).Легенда о граде Китеже. Подготовка текста, перевод и комментарий И.В. Понырко (210).Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора. Подготовка текста, перевод и комментарий Л.А. Дмитриева (228).Галицко-Волынская летопись. Подготовка текста, перевод и комментарий О.П. Лихачевой (236).Житие Александра Невского. Подготовка текста, перевод и комментарий В.И. Охотниковой (426).«Слова» Серапиона Владимирского. Подготовка текста, перевод и комментарий В. В, Колесова (440).Послание Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу, Подготовка текста, перевод и комментарий В.В. Колесова (456).Наставление тверского епископа Семена. Подготовка текста, перевод и комментарий Д.С. Лихачева (464).Сказание об Индийском царстве. Подготовка текста, перевод и комментарий Г.М. Прохорова (466).«Физиолог». Подготовка текста, перевод и комментарий О.А. Белобровой (474).«Пчела». Подготовка текста, перевод и комментарий В.В. Колесова (486).Чудо Георгия о змие. Подготовка текста, перевод и комментарийВ.В. Колесова (520).Комментарии (531).
Аннотация издательства: В третий выпуск серии «Памятники литературы Древней Руси» включены произведения, созданные в XIII веке, в эпоху татаро-монгольского нашествия. Читатель найдет в книге такие известные памятники древнерусской литературы, как «Слово о погибели Русской земли», летописные повести о Батыевшине. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского» и другие произведения. Книге предпослана вступительная статья академика Д.С. Лихачева.
knimir.com
Памятники древнерусской литературы Древнерусская литература Разное :: Litra.RU :: Только отличные сочинения
Есть что добавить?
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Разное / Древнерусская литература / Памятники древнерусской литературы
В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.
Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.
Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале — пергаменте, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.
Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях — "Физиолог". Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.
К этому же периоду времени относятся такие вьдающиеся памятники церковной литературы, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова "потаенный". Самым популярным был апокриф "Хождение Богородицы по мукам".
В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, "Житие Алексея, человека Божия".
Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них "Слово" ("Моление") Даниила Заточника.
В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод — "Повесть временных лет". Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.
В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.
Выдающийся памятник древнерусской литературы, — "Поучение" Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.
И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы — "Слово о полку Игореве". В основе произведения — предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись "Слова" сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.
17917 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Разное / Древнерусская литература / Памятники древнерусской литературы
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
www.litra.ru
Реферат – Памятники древнерусской литературы
2. Памятники древнерусской истории
Почётное место в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие записи в одну-две строки. Постепенно летописи становятся подробными. Первая летопись была составлена в X веке. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Учёные считают что, до появления летописи существовали отдельные записи: устные рассказы и церковные. Это истории о Кие, о походах русских войск против Византии, о путешествиях Ольги в Константинополь, об убийствах Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни, жития святых. К первой летописи можно отнести «Поучение детям» Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знали ни Болгария, ни Византия. Следующий свод был написан Иларионом, который писал его под именем Никона.Древнейшая из дошедших до нас летописей ― «Повесть временных лет». Она была составлена на основе предшествующих ей летописей, в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В «Повести временных лет» «рассказывалось о происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянских племён. О первых киевских князьях, об истории Древнерусского государства до начала XII века» [6; с. 57].Происхождение Руси Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Русь ― это один из европейских народов. Используя предыдущие своды, летописец развертывает широкую панораму исторических событий. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи ― князья, бояре, купцы, посадники, церковные служители. Он рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей. Нестор постоянно касается жизни народа, его настроений. На страницах летописи мы прочитаем о восстаниях, убийствах князей. Но автор все это описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает, честность, смелость, мужества, верность, благородство он превозносит. Именно Нестору «Повести временных лет» обязана своим широким историческим кругозором. Именно Нестор укрепляет, совершенствует версию о происхождении русской княжеской династии. Главная ее цель состояла в том, чтобы показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ ― не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться.Летописное повествование Нестора «отражает особенности летописей вообще, описывая события, выражал своё отношение к ним. Меняются летописцы ― меняются и оценки» [1; с. 36]. Одни авторы делают главный акцент на крещение Руси, другие ― на борьбе с враждебными племенами, третьи ― на военных походах и деяниях князей. Но ведущей темой большинства летописей становится идея единства Руси.В «Повести временных лет» можно выделить два типа повествования ― погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание.«Повесть временных лет» являлась частью местных летописных сводов, которые продолжали традицию русского летописания. «Повесть временных лет» определяет место русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование русского государства. Нестор перечисляет народы, платящие дань русачам, показывает, что народы, которые угнетали славян, исчезли, а славяне остались и вершат судьбами своих соседей. «Повесть временных лет», написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.Древнерусские писатели и летописцы поднимали в своих сочинениях важнейшие политические проблемы, а не только рассказывали о событиях, прославляли героизм. Центральной проблемой было стремление объединить все русские княжества в совместной борьбе против иноземного вторжения.Той же теме ― обличению княжеского несогласия посвящено и «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве. Суть поэмы ― призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольского полчища. Именно разобщённость русских князей сыграла роковую роль в годы нашествия монголо-татар. «Слово» ― это памятник литературы. Поэма н»е только взволнованный призыв к единению Русской земли, не только рассказ о мужестве русского народа, не только плачь о погибших, это ещё размышления о месте Руси в мировой истории, и связи Руси с другими народами» [1; с. 45].Игорь, Всеволод, Святослав ― все они доблестные воины, но личная смелость в бою не показатель патриотизма. Своим необдуманным походом Игорь нанёс большой вред своему делу и соседним княжествам. Автор «Слова» любуется и осуждает своего героя, он мирится с раздробленностью Руси, так как время для создания централизованного государства ещё не наступило. Автор «Слова» мечтает о том времени, когда за землю Русскую совместно выступят все русские князья, и защитят землю Русскую, он смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси. Автор говорит как равный со всеми, требует, а не молит. Главным героем произведения является Русская земля, автор поднимает её до необычайного мастерства. Образ родины создан с чувством страстной любви к ней. Но как бы ни заслуживал осуждения поход Игоря, сам герой остаётся воплощением княжеских доблестей. Игорь мужествен, но он пренебрегает предзнаменованием-затмением солнца. Действие «Слова» разворачивается от Новгорода Великого до Карпат. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем жизненнее становится ее образ, где оживают реки, наделяются разумом птицы и звери. Ощущение пространства и простора, постоянно присутствует. Автор «Слова» находился под сильным влиянием устной поэтической культуры и народного языческого миросозерцания. Фольклорные элементы слиты с литературными. Это особенно чётко видно в «словах» и «плачах» (плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач русских жён).Безымянный автор был «человеком с широким историческим кругозором, хорошо разбирался в сложных ситуациях своего времени, патриот, знаток древнерусской книжности, талантливый писатель, хорошо знающий устное народное творчество» [6; с. 59]. Это произведение составляет славу литературы.
refbox.org
Реферат – Памятники древнерусской литературы
Оглавление
Введение 31. Памятники древнерусской литературы 42. Памятники древнерусской истории 73. Наследие древнерусской философии 12Заключение 15Список литературы 16
Введение
В конце X века, возникла литература Древней Руси, литература, на основе которой развилась литература трёх братских народов – русская, украинская и белорусская. Древнерусская литература возникла вместе с принятием христианства и первоначально была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.Актуальность работы заключается в рассмотрении того, что принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси. Цель работы состоит в изучении памятников древнерусской литературы.Достижение цели предполагает решение ряда задач:1) рассмотреть памятники древнерусской литературы;2) охарактеризовать памятники древнерусской истории;3) изучить наследие древнерусской философии.Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.
1. Памятники древнерусской литературы
Письменность в Древней Руси возникла задолго до христианства и поэтому появление письменности не могло быть результатом заимствования извне. С появлением государственности и развитием торговли потребовалась письменность. Некоторое время славяне использовали греческий алфавит. Происхождение славянской азбуки связана с братьями Кириллом и Мефодием (около 815-885 г). Славянская письменность имела два алфавита: глаголицу и кириллицу. Наука предполагает, что сначала Кириллом была создана глаголица, «глаголить» ― говорить [2; с. 23]. Позднее элементы глаголицы и греческого алфавита составили новую азбуку ― кириллицу. Кирилл и Мефодий переводили с греческого на славянский язык многие книги, некоторые сохранившиеся говорят о почтительном отношении к грамоте и книжности. Но не только книжники на Руси обладали грамотой. К сожалению, древнерусских книг сохранилось слишком мало (в одних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки. Даже малая доля сохранившегося позволяет представить себе содержимое библиотек. Самым древним считается Остромирово евангелие 1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи. Составлялись различные «Изборники», в которых содержались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и советского содержания. Особенности литературы Древней Руси было в соединении произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Ранняя русская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей. Интересно «Поучение» Владимира Мономаха, обращенное к князьям и детям своим. От изложения принципов он переходит к описанию собственной жизни как образца для подражания. В «Поучении» говорится, что с 13 лет Владимир трудился, бывал в походах, всего перечислено 69 походов. Главное место в «Поучении» отводится моральным качествам правителя, он должен быть милосердным, верным в своих клятвах.В результате расширения экономических и политических связей Древней Руси с Западом и Востоком в древнерусской литературе возникает жанр ― описание путешествий. В древнерусской литературе существовал жанр записок путешественника, например «Житие и хождение Данила, руськыя земли игумена». Автор описывает природу Палестины, устои и обычаи Иерусалима, вставляет в повествование легенды и сказания, излагает свои думы о земли русской. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина XV века ― «первое в европейской литературе описание Индии, сделанное с большей наблюдательностью» [4; с. 28].После Куликовской битвы 1380 г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера в разум. Начинается этап ― жития святых в произведениях Епифания Премудрого, изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологические побуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя ― против неравенства по рождению.Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности и грамотности. Первые грамотеи, переписчики формировались в школах, которые открывались при церквях, а позднее при монастырях. Cуществовали не только школы для мальчиков, но была и школа для девиц в Киеве при Андреевском монастыре, где девиц обучали письму и женским ремеслам. С древних времён школы на Руси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму и богословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек.Христианская литература «знакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширяла умственный кругозор и сообщала многие сведения исторического, географического характера» [4; с. 32].Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением «Поучения» Владимира Мономаха, «Слова о полку Игореве», за исключением «Моления Даниила Заточника», весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников ― писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.