Рабы были очень важны для римлян. Без рабов богач Рима не мог вести свой образ жизни так, как захотел бы.
Кто же такие римские рабы? В основном это люди, которые были захвачены (пленены) в сражениях. Они отсылались в Рим, где и продавались в рабство. Также рабами могли стать и брошенные дети. Даже существовал закон, который гласил, что отцы, из-за нехватки денег, могли продавать своих старших детей в рабство.
Богатые римляне покупали рабов на рынке. Молодые рабы, которые имели какие-либо знания или умения (профессию), имели хороший спрос и очень дорого стояли. Таких рабов приобретали на длительный срок, и деньги, потраченные на их приобретение, как правило, очень быстро окупались. Особенно ценились рабы, которые имели профессию «повара», соответственно и стояли они очень дорого.
После того как раб был куплен, он становился рабом на всю жизнь. Свободу он мог получить только в двух случаях:
если сам хозяин освободит его от рабства;
а также раб мог купить свою свободу, но чтобы это сделать он должен был заплатить хозяину денежную сумму равную сумме, по которой хозяин приобрел его, как правило, это практически невозможно было сделать.
В случае если римский раб женился, и у него рождались дети, то они автоматически тоже становились рабами. Были распространены случаи, когда родители убивали своих маленьких детей, таким образом, они спасали их от рабства.
Нет точных цифр о том, сколько рабов существовало в Римской империи. Примерно считается что, в стабильные годы величия Рима, 25 % всех жителей Рима являлись рабами. Богатому римлянину могло принадлежать около 500 рабов, а у императора в распоряжении насчитывалось порядка 20 000 рабов.
Логически предположить то, что у римских рабов была плохая жизнь, можно только потому, что они являлись рабами. Но были случаи, когда предусмотрительный хозяин заботился о хорошем рабе, поскольку очень трудно было найти достойную замену действительно хорошему рабу, да еще и заплатить пришлось бы не маленькую сумму. Хорошего раб-повара чрезвычайно ценили, поскольку элитные и богатые семьи Рима устраивали разнообразные банкеты (пиршества) и пытались перещеголять на таких мероприятиях друг друга в разнообразии и оригинальности угощений – в этом и заключалась важность обладания хорошим раб-поваром.
О тех рабах, которые работали в шахтах или не имели никаких способностей (умений), заботились менее хорошо и слишком не беспокоились за их жизни, так как всегда можно было найти им замену за небольшую сумму.
Рис. 1 Рабы ухаживают за своей госпожой
День раба начинается на рассвете. Если его хозяин живет в холодном климате, то первое что должен сделать раб - это разжечь печь. Затем он должен ждать, когда проснется господин и помочь ему одеться. В течение дня группа рабов выполняет закрепленные за ними определенные задачи, такие как отвести детей в школу, сделать уборку в вилле, постирать одежду, привести в порядок сад и т.д. Другая группа рабов работает на кухне, готовит еду на день. В случае если хозяин и его семья купаются дома, рабы после окончания купания должны помочь вытереться и одеться. Также в обязанности рабов входит нести своего господина на носилках, если он захочет куда-либо отправиться. Когда же хозяин развлекается, рабы должны подносить ему еду и питье. Если господину приходиться возвращаться домой в темное время суток, то рабы должны идти впереди него и освещать дорогу факелами.
Римский писатель Сенека полагал, что хозяин должен хорошо относиться к своим рабам, поскольку хорошее отношение – это залог продуктивной и добросовестной работы.
vse-lekcii.ru
Рабы в Риме. Рабство в Древнем Риме. Рабы Древнего Рима.
Жители Древнего Рима разделялись на многие категории: мужчины, женщины, свободные граждане, рабы, солдаты, сенаторы, артельщики... Каждая из них имела свой определённый политический и экономический вес. Но остановимся на двух наиболее важных - свободных гражданах и рабах.
Последние обычно являлись военнопленными, но иногда были случаи, когда свободные люди для выплаты долгов продавали себя в неволю. Они не имели ни политического, ни юридического права.
Они занимались как тяжёлым, так и умственным трудом, в зависимости от их возможностей и уровня образования. При совершении кражи приговаривались к смертной казни.
Естественно, что рабы не были довольны своим положением, поэтому нередко вспыхивали волнения, самым известным из которых является бунт под предводительством Спартака. В Римской Империи существовал закон, приговаривающий всех рабов, находящихся в доме, к смертной казни, в случае убийства или самоубийства хозяина. Они нередко пытались сами покончить жизнь самоубийством. В этом случае, при последующей их перепродаже, хозяин был обязан упомянуть об этом, в противном случае он налагался крупным штрафом, поскольку новый владелец не желал терять свой вложенный капитал, покупая такого раба.
Престиж и богатство свободных граждан Древнего Рима определялись по количеству принадлежащих им рабов. Древрие римляне обладали большим количеством рабов, захваченных в плен во время военных походов. Так во II веке до н. эр. из Картагена были доставлены 100 тысяч человек, из Сардинии - 80 тысяч, а из Греции - 150 тысяч. Не случайно половина жителей Помпей являлась рабами. Эта масса рабов способствовала падению их цены, поэтому богатые римские граждане предпочитали использовать этот труд для возделывания приобретённых земель. К тому же рабы освобождались от воинской повинности. Свободные жители, работавшие ранее в сельской местности, были вынуждены искать новые заработки в городе.
В богатых римских домах по соседству с обеденным залом, обычно, находились специальные комнаты, в которых рабы и рабыни должны были удовлетворять все желания хозяев и их гостей. Стены этих заведений были украшены эротическими росписями.
В Древнем Риме также существовали и свободные женщины, практиковавшие эту профессию. Их деятельность была узаконена и облагалась налогами. Публичный дом - lupanara, находился на окраине города.
Эти заведения открывались только вечером. Все женщины, работавшие там, были зарегистрированы и не имели право сохранять свою прежнюю фамилию. Они одевались в одежду определённого цвета и не могли украшать волосы теми же убранствами, что и римские матроны.
Современное итальянское название этих женщин - puttana, берёт своё начало от латинского - putere / puzzare, что переводится как глагол - вонять. Современное слово troia (троя), также берёт название из латыни. Troiaio - означает свинарник. В связи широким распространением проституции и низким уровнем гигиены в Древнем Риме были довольно широко распространены венерические заболевания.
Сколько зарабатывали проститутки в Древнем Риме? Те, которых называли "лупа", т. е. волчица, и принимали клиентов в публичном доме (лупанара) брали с каждого клиента от 2 до 8 assi. Проститутки, работающие на площадях и около амфитеатров, брали с каждого клиента от 4 до 10 sesterzi. Куртизанки получали с каждого клиента от 20 до 100 sesterzi. Ежедневный заработок артельщика того времени составлял 12 assi (или 3 sesterzi). Ежедневная оплата легионера - 10 assi.
Вместе с рабами, привезёнными из Греции, в Древнем Риме начали распространяться гомосексуальные отношения. Обычно их практиковали с рабами, которые были обязаны во всём ублажать своих хозяев. Считалось зазорным принимать пассивную позицию с равным по рангу человеком.
К тому же из двух гомосексуалов наказывался только тот, который играл пассивную роль, при поимке он обычно выплачивал большой штраф. В 438 году н. эр. император Теодозио II издал указ о сожжении на костре всех пассивных гомосексуалов, а после него император Джустиниано приговорил к этой же казни всех гомосексуалов как пассивных, так и активных.
Каждый свободный гражданин Римской Империи являлся обладателем трёх имён. Первое - личное имя, второе - название семьи, из которой он происходил и третье - прозвище. Одевались эти жители в туники, а по праздникам набрасывали широкие шерстяные накидки. Сенаторы и кавалеры имели на белых туниках кайму пурпурного цвета разных оттенков, остальные римляне носили белую однотонную одежду.
denis-balin.livejournal.com
Рабство в древнем Риме - gavr_am
Рабское население
Среди населения древнеримского обществе была очень высокая доля рабов. Некоторые историки подсчитали, что у 90 процентов свободного населения, проживающего в Италии к концу первого века до нашей эры, были предки-рабы. Доля рабов была настолько значительной, что некоторые римляне оставили письменные свидетельства об опасности этой ситуации.
В сенате было выдвинуто предложение, что рабов следует отличать от свободных людей по одежде, но оно было отклонено из-за опасности того, что "тогда рабы смогут пересчитать нас" (Сенека, "О Милосердии": 1,24).
Восстания рабов
В римской истории было довольно много задокументированных восстаний рабов. Сирийский раб по имени Евн был лидером одного из этих восстаний на Сицилии в период 135-132 г. до н.э. Было принято считать, что Евн представил себя пророком и утверждал, что имел ряд мистических видений.
Римляне разгромили армию рабов Евна и подавили восстание, но этот пример вдохновил другое восстание рабов в Сицилии в 104-103 г.г. до н.э. Самым известным восстанием рабов в Древнем Риме является восстание под предводительством Спартака. Римская армия воевала с армией Спартака в течение двух лет (73-71 до н.э.), прежде чем смогла подавить восстание.
Жизнь в кандалах
Условия жизни и ожидания рабов в Древнем Риме были однотипными и тесно связанными с их родом занятий. Рабы, участвующие в изнурительной работе, такой как сельское хозяйство и добыча в рудниках, не имели никакой жизненной перспективы. Добыча полезных ископаемых слыла самой тяжелой работой.
Домашние рабы, с другой стороны, могли ожидать более или менее гуманного обращения с ними, а в некоторых случаях, они имели возможность иметь собственные деньги и каким-либо имуществом. В конце-концов, если раб сумел накопить достаточно средств, он мог попытаться купить свою собственную свободу и стать "вольноотпущенником" - социальным классом, который считался чем-то средним между рабами и вольными людьми.
Человек как собственность
Владение рабами было широко распространенной практикой среди римских граждан, независимо от их социального статуса. Даже самые бедные римские граждане могли владеть рабом или двумя. В Римском Египте, у каждого ремесленника было 2-3 раба. Состоятельные люди могли владеть гораздо большим количеством рабов.
К примеру, у Нерона было 400 рабов, которые работали в его городской резиденции. Согласно сохранившихся записей, у богатого римлянина по имени Гай Цецилий Исидор было 4 166 рабов на момент его смерти.
Спрос на рабов
Спрос на рабов в Риме был очень высок, по ряду причин. За единственным исключением (государственные должности), рабы были заняты почти в каждой отрасли. В рудниках, в сельском хозяйстве и домашнем хозяйстве был неизменно высокий спрос на рабов.
В своем трактате, известном как "Сельское хозяйство", Марк Теренций Варрон рекомендует использовать в максимально опасных местах вольнонаемных рабочих, поскольку "в отличие от смерти свободных фермеров, смерть рабов имеет негативные финансовые последствия".
Человек как предмет для продажи
Рабами обзаводились четырьмя основными способами: в качестве военных пленников, в виде жертв пиратских набегов и разбоя, в результате торговли или путем селекции. Во время разных этапов римской истории были более актуальными разные методы. К примеру, в начале расширения Римской империи значительное число военнопленных были превращены в рабов. Пираты из Киликии (современная южная Турция) были известными поставщиками рабов и римляне часто торговали с ними.
Киликийские пираты обычно привозили своих рабов на остров Делос (Эгейское море), который считался международным центром работорговли. Согласно сохранившихся записей, только за один день по крайней мере 10 000 человек были проданы в рабство и отправлены в Италию.
Незыблемый постулат
Сегодня люди считают рабство аморальным и негуманным. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что об этом даже задумывались в римском обществе. Все основные экономические, социальные и правовые силы в Древнем Риме действовали сообща, чтобы система рабства сохранялась бесконечно.
Рабы считались необходимым социальным противовесом свободным людям. Гражданская свобода и рабство были двумя сторонами одной медали. Даже когда были введены более гуманные законы, которые улучшили условия жизни рабов, это ничуть не подразумевало то, что количество рабов нужно сокращать.
Беглые рабы
Рабы, сбегающие от своих хозяев, были распространенной проблемой среди рабовладельцев. Основным способом справиться с этим был найм профессиональных ловцов, известных как "fugitivarii", которые выслеживали, ловили и возвращали рабов их владельцам. Естественно, это все происходило за плату.
Иногда рабовладельцы объявляли о вознаграждении за возвращение беглецов, а в других случаях они пытались найти беглецов сами. Еще одним способом борьбы с беглыми рабами было одевание на них специальных ошейников с инструкциями о том, куда нужно вернуть раба, если его поймают.
Вольная для рабов
В римском обществе рабовладелец имел возможность предоставить свободу своему рабу. Данный процесс, который был известен как "вольная", мог быть достигнут различными способами: владелец мог дать вольную в качестве награды за верность и безукоризненную службу, вольная могла быть выкуплена рабом у владельца, а также иногда раба было целесообразнее освободить.
Примером этого последнего случая были купцы, которые нуждались в ком-то, кто мог подписывать контракты и проводить различные операции от их имени и имел законное право делать это. С юридической точки зрения, рабы не имели права представлять своих хозяев. В некоторых случаях рабу давали вольную взамен на то, что он будет предоставлять какие-то услуги своему бывшему хозяину. Бывшие рабы даже имели возможность стать римскими гражданами, а иногда, они (по иронии судьбы) становились рабовладельцами.
Самый известный римский раб
Спартак был римским рабом фракийского происхождения и, возможно, самым известным римским рабом всех времен. Он сбежал из гладиаторского тренировочного лагеря, расположенного в городе Капуя, в 73 г. до н.э., захватив с собой около 78 других рабов. В итоге Спартак привлек на свою сторону тысячи других рабов и нищих римлян, бросив вызов огромной империи на целых два года.
При этом трупам в руки давали оружие. С расстояния это создавало впечатление, что армия была намного большей и лучше организованной, чем это было на самом деле.Восстание было окончательно подавлено римским полководцем Крассом. После того, как армия Спартака потерпела поражение, более 6000 рабов, которые принимали участие в восстании, были распяты вдоль Аппиевой дороги между Римом и Капуа.
www.dnevniki.ykt.ru
Рабы Рима
Истоки рабства
Рабство как абсолютное управление волей и свободой людей появилось более 5000 лет тому назад. Его источником служили межплеменные войны и захват чужих территорий. Первые рабы в массе своей были женщины и дети. Мужчин как правило убивали.
При этом рабовладелец использовал силу страха и принуждение. В античном мире это явление переросло от спонтанного проявления силы в систему, защищенную кодексом и законами общества. Так возник рабовладельческий строй.
Древний Рим создал, пожалуй, самую изощренную и невиданную по масштабам систему управления подневольными людьми.
Торговля людьми в Древнем Риме
В отличие от патриархального рабства, дешевая и полностью управляемая рабочая сила в Древнем Риме явилась закономерным результатом демократизации сословий плебеев и должников. Плебеи получили права, земельные участки и экономическую самостоятельность, а образовавшийся вакуум рабочей силы пришлось восполнять извне. Как вы знаете, первые завоевательные миссии римлян имели целью расширение территорий. Однако войны II – I вв. до н. э. уже являлись по существу способом колонизации прежде всего рабочей силы.
Слово раб (лат. servus) стало второй монетой Рима, а порабощенные - капиталом, которым нужно было разумно распорядиться. Однако учитывая, что в Древнем Риме все делалось с размахом и приобретало лавинообразный эффект, легко понять, что индустрия "производства" рабов позволила патрициям приступить к реализации грандиозных проектов, которые требовали все большего количества человеческих ресурсов, что в свою очередь стимулировало новые потоки рабов и т. д.
Последствия
Так на почве повышенного спроса появились многочисленные местные и региональные рынки-аукционы рабов. Оптовые покупатели нередко сопровождали легионы Рима во время завоевательных войн или карательных миссий.
Но сколько мог стоить раб? В зависимости от возраста, пола, физических данных или умений (в том числе - знание греческого языка), цена могла колебаться в значительных пределах. Дадим условную максимальную цифру - 2.500 сестерциев. Один сестерций равняется примерно 2,0 евро.
Полезно:
Рабы, гладиаторы, Форум и Палатин: все в одной экскурсии
Рим на ленте времени - видео
Иерархия рабов
Подневольные труженики, занятые в сельском хозяйстве, каменоломнях и строительстве грандиозных сооружений, как правило считались самой низшей частью в классе рабов. С другой стороны, рабы в городских семьях обладали бòльшим статусом и ценностью в глазах римлян. Некоторые из них (латинское название этих рабов - dominus) имели даже право владения собственностью. Так называемые vicarius, или "заслуженные" рабы, могли иметь в свою очередь рабов (которых называли ordinarius), но фактически не были собственниками последних, а лишь получали права управления оными. Рабам, за редкими исключениями, запрещалось вступать в брачный союз, но сексуальные связи позволялись при условии оплаты этой привилегии трудом или деньгами.
Кто мог стать рабом в Древнем Риме?
В первую очередь - военнопленные и/или члены их семей.
Нередко - должники, не оплатившие долг в установленный срок.
Законопреступники, осужденные за свои деяния.
Жертвы кораблекрушений, по иронии судьбы спасенные для продажи.
Жертвы пиратских нападений.
Дети, не признанные или проданные родителями за долги.
Беженцы, ставшие жертвами нападений варваров.
Иммигранты, гонимые голодом и невзгодами.
Дети рабов, которые не имели прав свободных граждан по закону.
Права рабов
Провинившиеся рабы могли быть проданы школам гладиаторов. Это была суровая степень наказания для рабов-мужчин. Тем не менее, рабовладелец был обязан по закону соблюдать правило Optimo Pater Familias - "примерный отец семейства", что подразумевало также гуманное отношение к рабам. Однако сами рабы не могли быть заслушаны на суде и не имели права на защиту или самозащиту. Рабы могли убежать от жестокого хозяина и попросить справедливости у подножия Капитолия, но на практике это заканчивалось новым рабством. Закон запрещал рабовладельцу скармливать неугодного раба хищникам без решения суда. Городские рабы, в отличие от деревенских, имели право посещать таверны, цирки и общественные бани. Однако они должны были носить на шее табличку с указанием владельца и фразы Tenemene fucia et revo cameadomnum et viventium in aracallisti - "Арестуйте меня, если убегу, или верните меня в добрый дом моего хозяина". Рабы не имели права исповедовать публично свою религию.
Раб мог получить желанную свободу многими способами, но не все они несли ему свободу в настоящем смысле слова. Простейший пример - раб больной или достигший преклонного по римским меркам возраста, который стал обузой для владельца.
Дарование свободы как акт доброй воли рабовладельца в разные времена осуществлялось по разным законам. Сначала такой ритуал выполнялся в зале суда, позднее было достаточно сделать декларацию в присутствии свидетелей (друзей). Раб мог также выкупить свободу за определенные деньги и предложить свою рабочую силу на бирже труда на базе полученного аттестата. Как ни странно, факт приглашения раба на трапезу, выраженный письменно или устно, означал, что хозяин считает его свободным и равным в правах.
Обязанности рабов в римских домах
В домах римлян были разные категории рабов. Система разделения труда и названий "должностей" сложилась со временем и претерпевала изменения. Перечислим некоторые:
Деловодство и финансы:
arcarius - казначей
amanuensis - переписчик
dispensator или bibliothecarius - библиотекарь
sumptuarius - бухгалтер
procurator - распорядитель
anagnostes - чтец, переводчик с греческого
librarius - секретарь
Питание и меню:
captor - ответственный за разделку туш животных
analecta - раб, убирающий со стола
structor - аналог нынешнего официанта, накрывал стол для хозяина
cocus - повар
pistor - пекарь-булочник
cellarius - разносчик вин и напитков
Гигиена и красота:
iatraliptes - массажист
tonsor - парикмахер
ornatrix - советник по выбору одежды
Воспитание детей:
Precector - учитель
pedagogus - воспитатель
calculator - учитель математики
grammaticus - обучающий языку или языкам
Статистика потоков рабов
Чтобы дать вам представление о масштабах феномена рабства в Древнем Риме, приведем некоторые неполные цифры.
В 209 г до н. э. были проданы в Риме 30,000 жителей Таранто (современная Апулия). В 167 г. до н. э. стали рабами Рима 150,000 жителей Греции, Албании и Македонии. Более 50, 000 карфагенцев и столько же коринфцев пополнили армию рабов в 146 г. до н. э. Около миллиона галлов попали в списки в результате завоевательных походов Юлия Цезаря в 58-50 гг. до н. э. Целые города и поселения Испании стали рабами Рима в I в. до н. э. Более 50,000 даков (Румыния) влились в армию подневольных жителей Рима во времена императора Траяна. И т. д.
Заключение
Рабы Рима стали частью его истории. Их количество и этнический потенциал стали одной из причин восхода и упадка великой империи. Вряд ли будет справедливо измерять аршином современности события далекого прошлого. Рабство как явление живо сейчас и будет жить в самых скрытых и уродливых формах долгие десятилетия. Несомненно одно - Рим стал ярчайшим примером эксплуатации человека в примитивных условиях античного мира, вписав тем самым яркую и запоминающуюся страницу в историю человеческой цивилизации.
www.rivitalia.com
10 малоизвестных и интереснейших фактов о рабстве в Древнем Риме
Подписаться
Лента публикаций
Последние публикации
Лучшие публикации
за все время
за полгода
за месяц
Категории
Города и страны
История
Космос
Личности
Наука
Среда обитания
Технологии
Человек
НАУКА И ЖИЗНЬ Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ
interesnosti.com
Рабство в Древнем Риме Википедия
Рабство в Риме получило наибольшее распространение по сравнению с другими древними государствами, но зачастую это отвечало интересам тогдашнего общества, послужив важным катализатором его развития.
Общая характеристика рабства в Древнем Риме[ | код]
Источники рабов[ | код]
Основным источником рабов был захват в плен. Именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме, о чём свидетельствует анализ многочисленных письменных источников, в частности, надгробных надписей. Например, как указывает известный французский историк С. Николе, большинство рабов в Сицилии в конце II в. до н. э. (когда рабство на острове достигло наибольших масштабов) были уроженцами Малой Азии, Сирии, Греции, которые были до этого захвачены Римом[1].
В понимании римлян, — пишет историк, — раб ассоциировался с иностранцем. Также как древние греки считали всех варваров низшей расой, у которых естественным состоянием было рабство, такие же взгляды разделяли и римляне. Например, Цицерон писал о распространенном мнении, согласно которому некоторые расы предназначены для рабства[2].
Другим источником рабов было морское разбойничество, достигшее кульминационного пункта в эпоху первого триумвирата (середина I в. до н. э.), которое в отдельные периоды римской истории также значительно содействовало увеличению числа рабов.
Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника. В частности, такое право было легализировано законами двенадцати таблиц (V в. до н. э.). По истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы; если долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору (jure addicitur) и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев количество хлеба, которое получал заключенный (не менее 1 фунта на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба (servus), которого кредитор мог продать, но только вне римской территории. Те же законы двенадцати таблиц давали отцу право продавать в рабство своих детей.
Вместе с тем, в IV в. до н. э. в Риме был принят закон Петелия, который запрещал обращать в рабство римских граждан — отныне рабами могли быть лишь иностранцы, и лишь в исключительных случаях (например, совершение серьёзного преступления) ими могли стать граждане Рима. Согласно этому закону римлянин, публично объявлявший о своей несостоятельности (банкротстве), лишался всего своего имущества, которое отбирали в уплату долгов, но сохранял личную свободу[3]. С. Николе пишет в этой связи об «отмене долгового рабства» в Риме в 326 г. до н. э. Хотя есть упоминания о том, что данный закон в последующем обходили, но, как полагают историки, речь идет не о долговом рабстве, а о неких формах отработки долга, без формального обращения в рабство[4].
В период римского завоевания Средиземноморья во II—I вв. до н. э. долговое рабство вновь стало важным источником пополнения рабов — но уже за счет жителей покоренных стран. Известно много случаев массового обращения в рабство на завоеванных Римом территориях за неспособность уплатить высокие римские налоги (см. далее).
Были и такие случаи, когда государство подвергало гражданина maxima capitis diminutio, то есть превращало его в раба, за совершенные им преступления. Осуждённые на казнь преступники зачислялись в разряд рабов (servi poenae), потому что в Риме только раба можно было передавать в руки палача. Позднее для некоторых преступлений наказание было смягчено, и «рабов наказания» ссылали в рудники или каменоломни.
Если, наконец, свободная женщина вступала в связь с рабом и не прекращала её, несмотря на троекратный протест господина, она становилась рабыней того, кому принадлежал раб.
Ко всем перечисленным источникам рабства нужно присоединить ещё некоторый естественный прирост несвободного населения за счет рождения детей у рабынь. Ввиду медленности этого роста и спроса установилась торговля рабами. Рабы ввозились в Рим отчасти из Африки, Испании и Галлии, но преимущественно из Вифинии, Галатии, Каппадокии и Сирии. Торговля эта приносила большой доход казне, так как ввоз, вывоз и продажа рабов были обложены пошлиной: с евнуха взималось 1/8 стоимости, с остальных — 1/4, при продаже взималось 2—4 %. Работорговля была одним из самых выгодных занятий; ею занимались самые знатные римляне, напр. Катон Старший, рекомендовавший ради большей доходности скупать и дрессировать рабов для перепродажи. Первое место в работорговле принадлежало грекам, за которыми было преимущество опыта. Для ограждения интересов покупателей принимались многочисленные меры. Цены на рабов постоянно колебались в зависимости от спроса и предложе
ru-wiki.ru
Рабы в древнем Риме - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Рабы в древнем Риме
Читайте так же еще статьи по разделу:
- Падение Западной Римской империи
- Философия Древнего Рима
Рабство существовало уже на заре римской истории. Среди древнейших римских рабов было много земледельцев, не выплативших долга ростовщику и обязанных его отработать. Положение этих кабальных рабов мало чем отличалось от положения чужеземцев, захваченных в плен и превращенных в рабов. В ходе длительной борьбы плебеев против патрициев кабальное рабство для римских граждан было отменено. Римлянин, не сумевший -выплатить долга, терял свое имущество, но не свободу. Но лица, ее обладавшие римским гражданством, по-прежнему за неуплату -долгов или податей обращались в рабов.
Рабами становились также военнопленные.
Рабы в древнем Риме
Массовая продажа пленных в рабство часто являлась наказанием за восстание против римского господства. Но, конечно, десятки тысяч пленников продавали не только для устрашения покоренных народов. Владение рабами было выгодно. Рабы избавляли римлян от изнурительного труда в рудниках, на полях. Эксплуатация рабского труда приносила большие доходы рабовладельцам.
В то же самое время рабский труд отличался крайне низкой производительностью. Раб работал из-под палки и не был заинтересован в результатах своей работы. Он не получал никакой выгоды от того, что работал лучше, и поэтому, как только за ним прекращался надзор, он бросал работу, портил орудия труда, калечил скот. Этим объясняется крайне медленное развитие техники в период господства рабства. Некоторые технические изобретения использовались только в военном деле и строительстве. Рабам давали лишь самые грубые орудия, которые было трудно испортить.
Общество, основанное на рабстве, таило в себе непримиримые противоречия, которые привели его к гибели. Эксплуатация рабов в древнем мире Не знает пределов. Она приводит к физическому истреблению огромной массы людей, занятых необходимым для общества производительным трудом. Отсюда ясно, что для существования такого общества необходим постоянный приток рабов.
Период расцвета рабовладельческого строя в Риме — III в. до н. э. — II в. н. а,—это время бесконечных войн, обеспечивших поступление на рынки массы рабов. Тяжесть войн выносили на своих плечах свободные крестьяне и ремесленники, служившие в войске или отдававшие в солдаты своих сыновей. Господство рабского труда в земледелии и ремесле приводит к разорению свободного населения империи, занятого в производстве. Одновременно приходит в упадок римская армия. Победы сменяются поражениями, завоевательные войны — оборонительными. Источник постоянного пополнения рабов иссяк. Присущие рабскому труду отрицательные стороны проявляются все сильнее и сильнее. Наступает общий упадок производства. Приходят в запустение города, расстраивается торговля.Рабовладельцы начинают отпускать на свободу рабов, так как труд их становится невыгодным. Растет число вольноотпущенников. Появляется новый слой трудящихся, занимающий промежуточное положение между свободными и рабами — колоны, прежде свободные мелкие земледельцы, попавшие в зависимость к крупным земельным собственникам и обязанные нести ряд повинностей в их пользу.Так возникла историческая необходимость замены рабовладельческого строя другим, более передовым общественным строем. Однако класс рабовладельцев упорно .отстаивал свои права и преимущества! Сохранялось рабовладельческое государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса. Для уничтожения рабовладельческого строя требовалось .сломить сопротивление рабовладельцев, разрушить рабовладельческое государство. Это сделали народные массы, поднявшиеся на борьбу против угнетателей. Удары изнутри сочетались с ударами извне. «Варвары» вторглись в пределы империи и совместно с колонами и рабами уничтожили рабовладельческое государство. Исчезли все препятствия на пути к новому, более передовому общественному строю.