Особенности философии древнего мира. Особенности философии Древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные понятия и персоналии. Особенности философии древнего мира


Основные понятия и персоналии

Характерные черты древневосточной философии, протофилософия, принцип недея­ния, "Веды", ведическая литература Ригведа, Брахманы, Упанишады, первосубстанци, субстанция, Брахман, атман, сансара, кар­ма, джайнизм, буддизм, нирвана, Сиддхартха Гаутама, Будда, Восьмеричный путь Будды, закон Кармы, махаяна, хинаяна, индуизм, даосизм, эмбри­он Дао, Лаоцзы, Конфуций, моизм, Мо Ди, легизм, Шан Ян, школа "инь-ян", школа "имен".

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. - М. : Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск : ЮЗГУ, 2012.

История религии : Учебник для студ. вуз.: В 2 т. Т. 2 / Под общ. ред. И. Н. Яблокова. - М. : Высшая школа, 2002.

Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. - М. : Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М. : Мысль, 2010.

Религиоведение [Текст] : учебное пособие / под ред. М. М. Шахнович. - СПб. : Питер, 2009. - 432 с. - (Учебное пособие).

1.Особенности философии древнего мира

Философия древнего мира рождается в классовом обществе, ко­торое неспособно решать новые проблемы традиционными способа­ми. Она ориентирована на формирование того идеала, который по­зволяет обществу оттолкнуться от сущего и искать себя в должном; позволяет отдельно взятому человеку выходить за пределы своей природы и проектировать свое желаемое "Я". Философия рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как олицетворение его новых форм.

Предпосылкой становления философии явилось развитие язы­ка, письменности; совершенствование способности человека к от­влеченному мышлению и познанию мира. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции, когда поиски генетического начала мира до­полняются поисками субстанции. Поиск субстанции и ее последую­щее осмысление приводит к деантропоморфизации и демифологиза­ции мира. Воображение вытесняется мышлением. Однако этот про­цесс был длительным и сложным. Несмотря на значительные успехи древней цивилизации Вавилонии и Египта, там философия не сло­жилась из-за отсутствия должного уровня свободы как меры самовы­ражения.

Восточная философия, как и европейская, прошла длительный исторический путь развития от своих ранних форм к зрелым классическим учениям.

Характерные черты древневосточной философии:

- ей присуще слияние как с обыденным нравственным сознанием, так и с религиозно-мифологическим мировоззрением;

- предпочитает принцип недея­ния;

- духовная природа человека еще переплетена с природным содер­жанием, осознает себя через природные формы (классический об­раз древневосточной духовности - Сфинкс, чудовище, из звериного туловища которого вырастает человек).

- может быть оха­рактеризована как протофилософия, характерны пережитки мифологии, практически отсутствует философская терминология и кон­цептуальный характер, но, тем не менее, протофилософия - это пер­вый шаг становления философии и освобождения ее от мифологи­ческих архетипов.

studfiles.net

Тема: Философия Древнего мира

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 10Следующая ⇒

Методические рекомендации:

Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций, выполните задания, обозначенные в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Составьте конспект необходимых статей. Дайте общую характеристику состоянию и развитию философских идей в эпоху Древнего мира. Определите причины зарождения философской теоретической мысли, специфику западного и восточного стилей философствования. Изучите основные философские учения Древней Индии и Древнего Китая, выявите особенности философских школ, проблемы. Изучите основные положения философских школ. Объясните влияние культуры на развитие философских идей. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- содержание философских концепций и учений рассматриваемого периода, их авторов, источники, повлиявшие на создание данных учений;

- особенности философского мировоззрения Древнего Востока, основные философские школы Древней Индии и Древнего Китая;

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах, направлениях философской мысли.

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

1. Зарождение и предпосылки формирования философской теоретической мысли. Философия Древнего мира (Египет, Вавилон) как пра-философия.

2. Основные черты и особенности философской мысли Древней Индии. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Характеристика основных школ.

3. Характерные особенности китайской философии. Философские школы Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен) и их характеристика.

3. Особенности восточного и западного стилей философствования. Влияние древневосточной философии на формирование европейской философии.

Основные понятия

Апория – (гр. аporia – нет выхода) – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

Благо – то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В наши дни понятие блага вытеснено понятием ценности.

Гедонизм – (гр. hedone – наслаждение) – учение, согласно которому высшим благом признается наслаждение.

Идеал – (гр. idea – идея) – совершенство или высшая цель стремлений.

Идея - (гр. idea – идея) – то же, что эйдос, форма, сущность, философский термин, который систематически использовал Платон. В науке на смену ему пришел термин понятие.

Космос – (гр. kosmos - порядок) – мир, понимаемый как организованное и упорядоченное целое; вселенная, вся совокупность бесконечной в пространстве-времени движущейся материи, включая Землю, солнечную систему, все галактики.

Субстанция – (лат. substantia – сущность) – в обычном понимании синоним материи, вещества, материала. В философии – нечто устойчивое, неизменное по отношению к меняющимся состояниям, свойствам.

Субъект - (лат. sudjectum – лежащий в основе) – то же, что и субстанция. Под субъектом понимается активно действующий сознанием и волей человек.

Объект – (лат. objectum – предмет) – вещь, предмет, который противостоит субъекту, то есть сознанию, внутреннему миру.

 

Темы рефератов

1. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего мира и Вавилонии?

2. Философские аспекты буддизма.

3. Социальный космос Древнего Китая.

4. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы: сравнительный анализ.

5. Даосизм и экологическое значение представлений о естественном законе, естественных циклах, равновесии, самодвижении.

6. Нравственность конфуцианства.

7. Йога: философия и практика.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные философские школы Древнего Востока.

2. Определите исторические корни философии.

3. Назовите материалистические школы Древнего Востока.

4. Дайте характеристику философским достижениям Древнего Египта или Вавилона.

5. Раскройте этические идеи конфуцианства.

6. Определите отличительные черты конфуцианства и неоконфуцианства.

7. Раскройте содержание философских учений ортодоксальных школ Древней Индии.

8. Представьте основные положения неортодоксальных философских школ Древней Индии.

9. Раскройте особенности моизма.

10. Расскажите о философии буддизма.

11. Назовите основные философские школы Древнего Китая.

 

Семинарское занятие 4

Тема: Античная философия

Методические рекомендации:

Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Составьте конспект необходимых статей. Дайте общую характеристику состоянию и развитию философских идей в эпоху Древней Греции и Рима. Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Определите причины зарождения философии в Древней Греции. Изучите основные философские учения, выявите философские школы, основные идеи их представителей. Изучите основные положения философских школ. Объясните влияние культуры на развитие философских идей. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- содержание философских концепций и учений рассматриваемого периода, их авторов, источники, повлиявшие на создание данных учений;

- особенности философского мировоззрения Древней Греции и Древнего Рима;

- основные философские школы Древней Греции и Древнего Рима, их представителей;

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах, направлениях философской мысли.

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

 

1. Предпосылки возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Периодизация и характерные черты античной философии. Основные проблемы античной философии

2. Натурфилософия Милетской школы: проблема первоосновы бытия. Диалектика Гераклита Эфесского. Элеаты: учение о бытии, проблема различения истины и мнения. Софисты. Механизм и атомизм античной философии: Эмпедокл. Анаксагор, Демокрит.

3. Классический период. Этический антропологизм Сократа, учение о знании. Открытие идеальной реальности и соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом Платоном. Энциклопедическая философская система Аристотеля.

4. Философия эллинско-римского периода. Этика эпикурейства и стоицизма. Эклектики, скептики, неоплатоники.

5. Космоцентричность, всесторонность и универсаль­ность античной философии и ее место в историко-культурном развитии человечества.

Основные понятия.

Антропоцентризм – (гр. antropos – человек) – принцип философии, согласно которому человек - центральное звено мироздания.

Пантеизм – (гр. pan – все, theos – бог) – философское учение, согласно которому бог и природа совпадают друг с другом, составляют единое целое.

 

Темы рефератов:

1. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

2. Пифагор и учение о числах.

3. Сократ: начало логики и этики.

4. От Пифагора к Платону: становление образа Антич­ного Космоса.

5. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.

6. Учение Эпикур о преодолении страха.

7. Трактат Платона «Государство»: современный аспект.

Темы докладов:

Первые «университеты» в истории человечества.

Атомизм Демокрита.

Милетская школа: основание материализма.

Натурфилософия античности.

Логика Аристотеля.

Этика Древней Греции: гедонизм, стоицизм, эпикурейство.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные черты античной философии.

2. Определите основные школы Древней Греции.

3. Укажите особенности материализма Древней Греции и Рима.

4. Назовите основные материалистические школы.

5. Докажите, что античная философия носит космоцентричный характер.

6. Дайте представление о софистах.

7. Расскажите о философии Пифагора и его учеников.

8. Раскройте толкование проблемы истины античными мыслителями.

9. Определите основные идеи философии Сократа.

10. Представьте решение проблемы метода познания античными философами.

11. Диалектика формы и содержания в наследии Платона и Аристотеля.

12. Античная диалектика и ее отличительные особенности.

13. Расскажите об идеальном государстве Платона.

14. Определите суть спора Платона и Аристотеля.

15. Расскажите об атомистических гипотезах мыслителей Древней Греции и Рима.

 

Семинарское занятие 5

Читайте также:

  1. I. Философия и мировоззрение.
  2. IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники
  3. XIX век: иррационализм и философия жизни.
  4. А.Каревский. Униформологический портрет адмирала А.В. Колчака.
  5. А.Н. Радищев «философия человека»
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.

lektsia.com

Особенности философии Древнего мира

Поиск Лекций

Философия древнего мира рождается в обществе, которое неспособно решать новые проблемы традиционными способами. Она ориентирована на формирование того идеала, который позволяет обществу оттолкнуться от сущего и искать себя в должном; позволяет отдельно взятому человеку выходить за пределы своей природы и проектировать свое желаемое «Я». Философия рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как олицетворение его новых форм. Она выражает и закрепляет дух этноса в системе мировоззренческих координат, отличных от мифологических и религиозных. Философия есть душа культуры того народа, который располагает мерой свободы индивидуального самовыражения.

Предпосылкой становления философии явилось развитие языка, письменности; совершенствование способности человека к отвлеченному мышлению и познанию мира.

Рассматривая становление, формирование и развитие философии, следует исходить из того, что философия зарождается вместе с религией, выступая правопреемницей мифологии. Но если религия как мировоззрение является «скрепами» общества, то философия инициирует развитие общества, выступая одновременно и мудростью, и любовью к мудрости.

Что касается истории философии, то эта отрасль знания представляет собой не описание жизни интересных людей, не комментарии к их изречениям, а является совокупностью системно-рационализированных концепций рассмотрения и разрешения наиболее актуальных проблем человечества, обеспечивающих преемственность эпох и поколений. Критическое отношение к миру и к самому себе, усиленное сомнением, формировало философию как особый способ освоения мира.

Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции, когда поиски генетического начала мира дополняются поисками субстанции. Поиск субстанции и ее последующее осмысление приводит к деантропоморфизации и демифологизации мира. Воображение вытесняется мышлением. Однако этот процесс был длительным и сложным. Несмотря на значительные успехи древней цивилизации Вавилонии и Египта, там философия не сложилась из-за отсутствия должного уровня свободы как меры самовыражения. В Древнем Китае и Древней Индии она возникла в несколько иных формах, чем на Западе. Древневосточной философии присуще слияние как с обыденным нравственным сознанием, так и с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Если древневосточная философия предпочитает принцип недеяния, то протофилософия Древней Эллады, внося свой вклад в процесс демифологизации мира, обращается к проблеме меры, ориентирует на активные формы освоения мира, закладывает основания европейской философии как особого типа мировоззрения с претензией выполнить роль демиурга, творца нового мира. Хотя в целом для протофилософии характерны пережитки мифологии и практически отсутствует философская терминология, а также концептуальный характер, тем не менее протофилософия — это первый шаг становления философии и освобождения ее от «реликтов» прошлого.

 

Донецкий национальный медицинский университет

 

Реферат на тему:

«Философия Возрождения и Нового времени»

 

 

Подготовила:

Студентка 1 курса 3 группы

Стоматологического факультета

Кравцова Мария

Преподаватель: Давидов П. Г.

 

Философия Возрождения и Нового времени

 

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центр философских изысканий поставлен человек. В философии же эпохи Возрождения два центра - Бог и чело­век. Это означает, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Основные идеи философии эпохи Возрождения.

1. Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание философов направлено на человека. Мыс­лителей интересуют уже не столько проблемы религии, сколько человек, его природа, самостоятельность, творчество, самоутверждение, красота. Са­мим ходом истории выявилась особая роль творчества и активности человека.

2. Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Воз­рождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи - жи­вописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт, оба к тому же талантливые фи­лософы.

3. Эстетическое - доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была ши­роко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-при­родному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились по­дозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

4. Гуманизм - воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Шел принципиальный спор: о новом мировоззрен­ческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схола­стика, то есть оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии было введено парламент­ское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Гуманисты считали, что основу человече­ских отношений составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма.

Основные идеи философии Нового времени.

Основателем фи­лософии Нового времени считается выдающийся французский философ Рене Декарт. Суть его учения сводится к следующему.

Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его следует обосновы­вать, причем настолько убедительно, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скептика. Оно должно быть ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт при­водит свое знаменитое: "Я мыслю, следовательно, существую". Две вещи очевидны, я суще­ствую и я мыслю. Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек разумный

1. Начало: им должны быть самые простые, очевидные идеи, присущие мышлению человека. С таких очевидных идей начинаются науки. Откуда берутся эти идеи? Из сознания, благо­даря интуиции. Слово "интуиция" произошло от латинского глагола "всматриваться". По Де­карту, ясные идеи человек обнаруживает, пристально всматриваясь в свое сознание, они из­начально присущи сознанию.

2. Середина: исходя из ясных, простых идей, следует по законам дедукции выводить более сложные идеи. Дедукция означает выведение частного знания из общего. Частное знание уже содержится в общем, человек в процессе дедукции лишь вычленяет его из общего. Дедукция ясна и очевидна, она не может обмануть. По правилам дедукции строятся многие доказательства в математике, в кото­рой Декарт был очень силен.

3. Конец: полученное опытом, с результатами эксперимента.

Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, и Нового времени необ­ходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уни­кальности ренессансной культуры в целом, эпоха Возрождения долгое время не считалась оригинальной в развитии философии и, следовательно, достойной выделения в качестве са­мостоятельного этапа философской мысли.

Что же касается эпохи Нового времени, то очень трудно сделать вывод в окончательной правоте какой-либо из описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта одной школой и отрицание организующего начала в качестве более сложной системы (со­ставной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет нам сделать этого.

Литература

1. Алексеев С.С. Философия права / С.С. Алексеев. - М., 1998.

2. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1996.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия / С.Э. Крапивенский. - М., 1998.

4. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII в. / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. - М.,1986.

 

poisk-ru.ru