Первым каменным храмом Древней Руси является какой храм? Каменные храмы древней руси
Первые каменные храмы Древней Руси
Строители первых русских каменных храмов осваивали и использовали приемы, выработанные византийским зодчеством. При этом обязательным был тип здания с набором основных помещений и конструктивная крестово-купольная система.
Как в плане, так и в вертикальных построениях исходным элементом, своеобразным модулем, служил размер стороны подкупольного квадрата с его производными /диагональ квадрата и кратные его соотношения, Откладывая в определенном порядке эти соотношения, зодчие получали при разбивке здания ширину нефов, место размещения столбов, апсид, наружных и внутренних стен, а также высоту второго яруса, завершений пилонов /пят закомар, шелыг, сводов и пр.
ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ
Рядом с княжеским двором поднялась многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. Он был по строен в 991-996 гг. греческими мастерами. В середине XI в. церковь с трёх сторон была обстроена галереями, что характерно для древ нерусских храмов домонгольской эпохи. За образец была принята церковь Большого императорского дворца в Константинополе, также посвящённая Богоматери .Десятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Вот только плинфу здесь использовали особую - светложёл тую и необычно тонкую (всего два с половинойтри сантиметра). На протяжении нескольких десятилетий, пока не был построен главный храм Киева - храм Святой Софии, Десятинная церковь оставалась самым значительным и самым почитаемым храмом Руси. В 1240 г., в чёрную годину нашествия Батыя, Десятинная церковь была разрушена.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИИ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ заложен по приказанию князя Мстислава Вл. в сер. XI в.,за образец он пожелал взять Десятинную церковь. полагают, что собор строи ли константинопольские мастера. возведён из-плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкрапленного в кладку. Кирпичи об-разовывали полосы на поверхности стены благодаря особой технике, применявшейся в Константинополе: кладке "с утопленным рядом". Слой раствора скрывал рады плинфы, чуть сдвинутые в глубь стены. Эти так называемые "утопленные ряды" чередовались с обычными. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орнамент, выполненный с помощью чуть розоватого раствора из-за добавленного в него толчёного кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую лёгкость. На стенах апсид мастера выкладывали высокие полукруглыеплоские ниши (тремя и двумя ярусами соответственно на центральной и боковых апсидах). В своей основе это был пятиглавый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью и нар тексом ~ притвором, помещением с западной стороны храма. Из-за него храм получался вытянутым, пря моугольным. Нартекс обязательно отделялся от наоса - центральной части храма - стеной, но с арочными проёмами, ведущими соответственно в каждый из нефов. Один из самых красивых элементов архитектуры Спасо-Преображенского собора - тройные аркады, располсзженные втрухярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Сами аркады - очень древний архитектурный мотив, встречающийся в византийских храмах с V в. Вторящие друг другу широкие и торжественные арочные дуги придают пространству храма зрительные единство. Внутреннее пространство- оч.пластично. В покое стен чувствуется перетекание тяжести от одной опоры к другой, перед глазами выстраивается всё сложное многообразие арочных переходов. Русская архитектура начиналась здесь триумфом света, величия и необычайной гармонии. Стены храма задают ритм внутреннему пространству и, построив объём, создают красоту крупных, весомых и как бы круглящихся объёмов. В Спасо-Преображенском соборе явлено в рукотворном творении торжество небесной власти. Мудрое и высокое наследие Византии, может быть, нигде более так не ощущается в архитектуре Древней Руси.
СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ
В конце 30х - начале 50х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был возведён самый величественный и знаменитый из всех рус-ских храмо Церкви в - собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). византийской художественной традиции. Для собора характерны триумфальность и праздничность, Огромный пятинефный собор с большими хорами"палатами", светлыми и широкими, имел купол с не обычным взлётом в самом центре, перед алтарём, где сияют древ-ние мозаики на мерцающем золотом фоне. В XI в. Софийский собор был тридцатикуполь-ным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос Вседержитель располо-жен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали, а в алтаре, на стене централь ной апсиды, - сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении. Если древние фрески едва-едва проступают на стенах собора, то мозаики так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма.
Билет 8.
Вопр. 1
Браханизм
Религиозная система, предшествовавшая и фактически являющаяся второй стадией формирования хинду-самая. Развивалась преимущественно на территории современной Индии в 1 тысячелетии до н.э.
Брахманизм явился результатом приспособления к ведической религии местных культов индийского автохтонного населения.
Верховные божества - Брахма, Вишну и Шива. Большую роль в культе играли анимистические представления и почитание предков.
В основе философии брахманизма лежат концепции сансары и кармы, исходящие, в свою очередь, из добрахманистско-ведических представлений.
Брахманизм отличает сложный ритуал, обрядовая регламентация жизни. Аскетические подвиги рассматриваются как средство улучшения кармы.
Вопр.2
Основны конфесии христианства
Одна из трех основных мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).
История христианства
(история I века н.э. дается в церковном толковании, т.е. с допущением историчности Иисуса Христа)
Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе спасителя. Характерной особенностью средиземноморского региона в это время было развитие и широкое распространение эллинизма. На возникновение христианства также повлияли три философские школы - стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.
Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. В этот время и до III в. н.э. в империи распространен и чрезвычайно популярен культ Митры и герметизм.
В 6 г. н.э., после смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору.
Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.
Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло из себя ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.
Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.
Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло из себя не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156.
Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.
В начале IV века христианство становится в государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привелигированной частью которой становится епископат.
До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии.
Начиная с VII в. христианство сталкивается с исламом и теряет почти всю Африку и Ближний Восток.
Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов.
В 1054 г. произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь, которая, в свою очередь, раздробилась на множество церквей.
В XIII - XIV веках христианство распространяется среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и начиная с этого времени начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров. К концу XX века число приверженцев христианства во всем мире превышает 1 миллиард, из них около половины проживает в Европе. Более половины христиан - католики, около трети - протестанты, остальные - православные и приверженцы других восточных церквей.
Идеология христианства
Христианство возникло как религия угнетенных масс, потерявших уверенность в возможности улучшения своей жизни на земле и искавших избавления в приходе мессии. Христианская идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве божьем.
К IV веку христианство из религий угнетенных превращается в государственную религию Римской империи.
Христианство очень быстро распространилось среди различных этнических и социальных групп Римской империи. Этому способствовали христианский космополитизм и универсализм нравственных принципов, нивелирующие классовые и национальные различия.
На формирование идеологии христианства оказали влияние восточные культы, иудейские мессианские секты и греческая философия.
Бог, согласно христианским догматам, существует в трех лицах (Троица), или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Для христиан Троица является главным объектом веры и поклонения. Отцы церкви утверждают абсолютную непознаваемость сущности Бога человеческим разумом.
Христианская мифология основана на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес и вознесся на небо.
В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.
Христианство (в меньшей степени это касается протестантизма) характерно наличием строгих заповедей и правил, установленных для его приверженцев. Последователи христианства должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни. Как за соблюдение, так и за несоблюдение всех правил христианам обещано воздаяние в загробном мире. Основной закон христианства - "каждому воздастся по его вере".
В первоначальном христианстве отсутствовали появившиеся позднее представления о Троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении.
Христианская догматика формировалась несколько столетий. Сформированный Никейским и Константинопольским вселенскими соборами символ веры неоднократно дополнялся и исправлялся.
Во все периоды формирования христианской идеологии как между отдельными христианскими объединениями, так и между отдельными теологами велись ожесточенные споры по различным вопросам понимания догматов.
В ходе формирования христианства оно распалось на три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм, в каждой из которых началоь формирование собственной, практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии.
В настоящее время в христианстве происходят сложные и зачастую противоречивые процессы. С одной стороны, наблюдается социальная и политическая дифференциация различных конфессий. С другой стороны, в христианстве появились серьезные экуменические настроения и движения.
Общая численность приверженцев христианских конфессий (на конец XX века) - около 1400 миллионов человек, из них:
· католики - 850 миллионов
· протестанты - 470 миллионов
· восточные церкви - 150 миллионов
Вопр.3
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Первым каменным храмом Древней Руси является какой храм?
Образование 9 декабря 2014
Символом православной культуры древней Руси всегда являлись храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни - православных храмов.
От дерева к камню
Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.
История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.
Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.
Каменное строительство
С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.
Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.
Видео по теме
Символ веры и традиции
Отношение верующих к храмам всегда было особым в православии. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования.
Своими корнями традиция уходит во времена Ветхого завета. По летописям установлено, что первым каменным храмом Древней Руси является церковь Святой Богородицы, или по другому - Десятинная церковь. После Крещения Руси, в первые годы, было начало строительство церковного великолепия по традициям византийской и болгарской архитектуры. Основоположником благородного дела стал князь Владимир, отдававший десятую часть доходов.
До наших дней не удалось сохранить первый каменный храм Древней Руси в первоначальном виде. Он был разрушен монголо-татарами во время захвата Киева. Восстановительные работы начались в XIX веке. Однако проектирование данной церкви существенно отразилось на архитектуре храмов по всей Руси.
О первом каменном храме
Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - Десятинная церковь.
Несомненно, первым каменным храмом Древней Руси является строение, которое можно считать дворцовой церковью. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали выводы, что рядом были возведены дворцовые здания. Существенное разрушение не позволяет восстановить их первоначальный архитектурный облик, но по заключению специалистов это были парадные помещения.
Жилые дворцовые помещения были деревянной частью вторых этажей каменных дворцов, либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Является историческим фактом то, что Киев выделялся среди прочих городов каменно-кирпичной архитектурой. Столицу государства отличало монументальное строительство.
Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном проектировании Спасо-Преображенского собора.
Во времена княжества Мстислава и Ярослава страна была разделена. Тогда начался следующий этап строительства. В стольном городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил начало фундамента Спасского собора.
Точная дата начала строительства не прослеживается в письменных источниках. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «яко на кони стояще рукою досящи», что означает «очень высоки». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.
В Киеве Софийский собор возведен позже черниговского Спасского собора. Анализируя политическую обстановку и некоторые исторические данные, периодом, когда был возведен каменный храм, можно считать 1037 год. Собор Святой Софии отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец как крестово-купольное сооружение при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.
В 1073 году заложен Успенский собор киевского Печерского монастыря. Данный храм сыграл весомую роль в развитии русского зодчества. В «Печерском Патерике» есть запись: «...мастери церковнии 4 мужи», - так охарактеризован приезд зодчих для строительства этого здания из Константинополя. На композицию церковного сооружения Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. Непростая история Успенского собора убеждает православных в силе веры – собор, взорванный в 1942 году, был восстановлен в 1990-е гг.
В конце XI века крупный древнерусский город Переяславль приобретает военно-политическое значение. За его стенами Киевская земля и всё Среднее Приднепровье нашли прикрытие от вторжения половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» - церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились врата с надвратной церковью Федора. В 1098 г. на княжеском дворе начинается строительство церкви Богородицы.
Согласно упоминаниям летописей, вне города нашлись следы небольшой церквушки на реке Льте. К сожалению православных людей и историков, переяславльские памятники не сохранились до настоящего времени.
Значение церкви - от учебы до царского титула
Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.
В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.
Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.
Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.
Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.
Прекрасное убранство с пользой для потомков
Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси – отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.
Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.
Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.
Храмы Древней Руси несли на себе функцию музеев, куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.
Благословляя на защиту русской земли
Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу.
В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.
Почитая святое – во благо себе
Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.
Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.
Взглядом архитектора
Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.
В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов – сруб.
Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.
Шатровые храмы распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).
Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.
Разрушение и возрождение храмов
На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.
Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.
Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь – история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Духовное развитие Свято-Ильинская церковь - первый православный храм Киевской Руси
Стольный град Киев не может не восхищать своими историческими святынями и архитектурными памятниками, некоторым из которых насчитывается уже более 1000 лет. Одной из таких святынь является Свято-Ильинская церковь, пос...
Образование Какими были в Древней Руси боги?
До принятия христианства наши предки, славяне, поклонялись целому пантеону богов. В отдельных местностях они существенно различались. История сохранила более сотни имён, чьи функции вполне определённы и утилитарны. Пр...
Образование Первые пушки и ружья Древней Руси: трофеи и производство
Вопрос о том, когда появились первые пушки и ружья Древней Руси, далеко не так прост, как кажется. Обороноспособность любой страны напрямую зависит от качества и модернизации оружия, пригодного для обороны государства...
Образование Столица древней Руси: первая и очередные
Интерес к истории славянских племен, в частности восточной ветки, сегодня возрастает с каждым днем. Регулярно в прессе появляются теории и гипотезы, которые ломают установленные факты, опровергают их или же подтвержда...
Образование Древняя Русь: столица. Какой город был столицей Древней Руси?
Древняя Русь, столица которой была очень красивым городом, имела высокий авторитет в мире. Началом первого государства восточных славян принято считать Киевскую Русь, а посему первой столицей именуется славный город К...
Образование Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте: из какой эпохи они к нам пришли?
Возникновение письменности произош...
Образование Первые правители Руси. Правители Древней Руси: хронология и достижения
На просторах Восточно-Европейской равнины издревле жили славяне, наши прямые предки. До сих пор точно неизвестно, когда же они туда пришли. Как бы там ни было, но вскоре они широко расселились на всем протяжении велик...
Путешествия Первый буддийский храм в Москве
До 1991 года в Москве в основном действующими были православные церкви, но со вступлением в силу закона Конституции о вероисповедании, который во времена Советского Союза действовал только на бумаге, все в корне помен...
Дом и семья Что такое сословие? Сословия Древней Руси и Российской империи
Издавна на Руси между определенными людьми, обладающими наследственными правами и обязанностями, которые были закреплены государством или традициями, существовали классовые отношения феодализма. Характерной для них бы...
Дом и семья Сценарий колядок - с Древней Руси до нашего времени
Новогодние праздники продолжаются ожиданием Рождества – а значит, весёлых поздравлений и колядок. Эта традиция, как и многое в российском христианстве, сильно переплетена с языческими обрядами. Так, сценар...
monateka.com
Первым каменным храмом Древней Руси является какой храм?
Первым каменным храмом Древней Руси является какой храм?
December 9, 2014
Символом православной культуры древней Руси всегда являлись храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни - православных храмов.
От дерева к камню
Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.
История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.
Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.
Каменное строительство
С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.
Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.
Символ веры и традиции
Отношение верующих к храмам всегда было особым в православии. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования.
Своими корнями традиция уходит во времена Ветхого завета. По летописям установлено, что первым каменным храмом Древней Руси является церковь Святой Богородицы, или по другому - Десятинная церковь. После Крещения Руси, в первые годы, было начало строительство церковного великолепия по традициям византийской и болгарской архитектуры. Основоположником благородного дела стал князь Владимир, отдававший десятую часть доходов.
До наших дней не удалось сохранить первый каменный храм Древней Руси в первоначальном виде. Он был разрушен монголо-татарами во время захвата Киева. Восстановительные работы начались в XIX веке. Однако проектирование данной церкви существенно отразилось на архитектуре храмов по всей Руси.
О первом каменном храме
Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - Десятинная церковь.
Несомненно, первым каменным храмом Древней Руси является строение, которое можно считать дворцовой церковью. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали выводы, что рядом были возведены дворцовые здания. Существенное разрушение не позволяет восстановить их первоначальный архитектурный облик, но по заключению специалистов это были парадные помещения.
Жилые дворцовые помещения были деревянной частью вторых этажей каменных дворцов, либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Является историческим фактом то, что Киев выделялся среди прочих городов каменно-кирпичной архитектурой. Столицу государства отличало монументальное строительство.
Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном проектировании Спасо-Преображенского собора.
Во времена княжества Мстислава и Ярослава страна была разделена. Тогда начался следующий этап строительства. В стольном городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил начало фундамента Спасского собора.
Точная дата начала строительства не прослеживается в письменных источниках. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «яко на кони стояще рукою досящи», что означает «очень высоки». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.
В Киеве Софийский собор возведен позже черниговского Спасского собора. Анализируя политическую обстановку и некоторые исторические данные, периодом, когда был возведен каменный храм, можно считать 1037 год. Собор Святой Софии отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец как крестово-купольное сооружение при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.
В 1073 году заложен Успенский собор киевского Печерского монастыря. Данный храм сыграл весомую роль в развитии русского зодчества. В «Печерском Патерике» есть запись: «. мастери церковнии 4 мужи», - так охарактеризован приезд зодчих для строительства этого здания из Константинополя. На композицию церковного сооружения Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. Непростая история Успенского собора убеждает православных в силе веры – собор, взорванный в 1942 году, был восстановлен в 1990-е гг.
В конце XI века крупный древнерусский город Переяславль приобретает военно-политическое значение. За его стенами Киевская земля и всё Среднее Приднепровье нашли прикрытие от вторжения половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» - церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились врата с надвратной церковью Федора. В 1098 г. на княжеском дворе начинается строительство церкви Богородицы.
Согласно упоминаниям летописей, вне города нашлись следы небольшой церквушки на реке Льте. К сожалению православных людей и историков, переяславльские памятники не сохранились до настоящего времени.
Значение церкви - от учебы до царского титула
Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.
В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.
Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.
Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.
Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.
Прекрасное убранство с пользой для потомков
Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси – отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.
Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.
Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.
Храмы Древней Руси несли на себе функцию музеев, куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.
Благословляя на защиту русской земли
Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу.
В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.
Почитая святое – во благо себе
Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.
Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.
Взглядом архитектора
Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.
В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов – сруб.
Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.
Шатровые храмы распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).
Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.
Разрушение и возрождение храмов
На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.
Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.
Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь – история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.
Рекомендуем ознакомится: http://fb.ru
fix-builder.ru
Первые каменные храмы Руси. Десятинная церковь
Перейти к контенту
Главное меню:
Всеобщая история архитектуры
Первобытнообщинный период
Первобытнообщинный период
Рабовладельческое общество
Рабовладельческое общество
Карта раздела «Рабовладельческое общество»
Рабовладельческое общество
Древний Египет
Эфиопия
Эгейский мир
Двуречье и Месопотамия
Передняя Азия
Закавказье
Иран
Иран
Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
Иран. Пасаргады. Дворцы
Иран. Персеполь. Дворцы
Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
Иран. Дворцы Дария
Иран. Сузы. Дворец Дария
Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
Иран. Святилища
Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
Парфия
Парфия. Селевкия, Ктесифон
Парфия. Хатра
Парфия. Ашшур, Дура-Европос
Парфия. Жилые дома
Парфия. Дворец Хатры
Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
Парфия. Культовые сооружения
Парфия. Фортификация
Парфия. Гробницы
Парфия. Общественная архитектура
Иран. Сасанидское государство
Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
Иран. Ктесифон. Фортификация городов
Иран. Арки, своды, купола
Иран. Арки, своды, купола 2
Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
Иран. Особенности общественного строительства
Иран. Искусство
Иран. Искусство 2
Средняя Азия
Афганистан
Юго-Восточная Азия
Дальний Восток. Китай
Дальний Восток. Корея
Дальний Восток. Япония
Америка. Этапы развития
Архитектура античного мира
Архитектура античного мира
Карта раздела «Архитектура античного мира»
Архитектура античного мира
Архитектура древней Греции
Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
Архитектура греческой метрополии
Архитектура Великой Греции
Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
Расцвет аттической архитектуры
Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
Греция Эллинизм. Общественные сооружения
Греция. Эллинизм. Культовое строительство
Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
Архитектура античных государств Северного Причерноморья
Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
Архитектура древнего Рима
Этрусская архитектура
Архитектура Римской республики
Римская республика. Общественные сооружения
Римская республика. Инженерные сооружения
Римская республика. Жилые сооружения
Римская республика. Виллы
Архитектура Римской империи
Римская империя. Градостроительство
Римская империя. Общественные сооружения
Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
Римская империя. Инженерные сооружения
Римская империя. Жилые сооружения
Римская империя. Погребальные сооружения
Ордер
Декор
Декор 2
Композиция
Роль римской архитектуры
Раннехристианская архитектура
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
Архитектура Византии
Архитектура Армении
Архитектура Армении
Архитектура IV—VII вв.
Архитектура IX-XI вв.
Развитие Армении политическое IX—XI вв
Развитие Армении экономическое IX—XI вв
Ани, Лори-берд
Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
"Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
Архитектура XII—XIV вв.
Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
Архитектура XV—XIX вв.
Роль архитектуры феодальной Армении
Архитектура Грузии
Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
Архитектура VIII—IX вв.
Архитектура X—XI вв.
Архитектура XII—XIII вв.
Архитектура XIII—XV вв.
Архитектура XVI—XVIII вв.
Архитектура Болгарии
Архитектура Сербии и Македонии
Сербия и Македония. Особенности развития
Сербия и Македония. Особенности развития 2
Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
Культовая архитектура раннефеодального периода
Период господства Византии
Рашская архитектурная школа
Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
Роль архитектуры Сербии и Македонии
Архитектура Молдавии и Валахии
archisto.info
Первым каменным храмом Древней Руси является какой храм?
Символом православной культуры древней Руси всегда являлись храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни - православных храмов.
От дерева к камню
Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.
История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.
Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.
Каменное строительство
С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.
Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.
Символ веры и традиции
Отношение верующих к храмам всегда было особым в православии. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования.
Своими корнями традиция уходит во времена Ветхого завета. По летописям установлено, что первым каменным храмом Древней Руси является церковь Святой Богородицы, или по другому - Десятинная церковь. После Крещения Руси, в первые годы, было начало строительство церковного великолепия по традициям византийской и болгарской архитектуры. Основоположником благородного дела стал князь Владимир, отдававший десятую часть доходов.
До наших дней не удалось сохранить первый каменный храм Древней Руси в первоначальном виде. Он был разрушен монголо-татарами во время захвата Киева. Восстановительные работы начались в XIX веке. Однако проектирование данной церкви существенно отразилось на архитектуре храмов по всей Руси.
О первом каменном храме
Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - Десятинная церковь.
Несомненно, первым каменным храмом Древней Руси является строение, которое можно считать дворцовой церковью. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали выводы, что рядом были возведены дворцовые здания. Существенное разрушение не позволяет восстановить их первоначальный архитектурный облик, но по заключению специалистов это были парадные помещения.
Жилые дворцовые помещения были деревянной частью вторых этажей каменных дворцов, либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Является историческим фактом то, что Киев выделялся среди прочих городов каменно-кирпичной архитектурой. Столицу государства отличало монументальное строительство.
Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном проектировании Спасо-Преображенского собора.
Во времена княжества Мстислава и Ярослава страна была разделена. Тогда начался следующий этап строительства. В стольном городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил начало фундамента Спасского собора.
Точная дата начала строительства не прослеживается в письменных источниках. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «яко на кони стояще рукою досящи», что означает «очень высоки». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.
В Киеве Софийский собор возведен позже черниговского Спасского собора. Анализируя политическую обстановку и некоторые исторические данные, периодом, когда был возведен каменный храм, можно считать 1037 год. Собор Святой Софии отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец как крестово-купольное сооружение при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.
В 1073 году заложен Успенский собор киевского Печерского монастыря. Данный храм сыграл весомую роль в развитии русского зодчества. В «Печерском Патерике» есть запись: «...мастери церковнии 4 мужи», - так охарактеризован приезд зодчих для строительства этого здания из Константинополя. На композицию церковного сооружения Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. Непростая история Успенского собора убеждает православных в силе веры – собор, взорванный в 1942 году, был восстановлен в 1990-е гг.
В конце XI века крупный древнерусский город Переяславль приобретает военно-политическое значение. За его стенами Киевская земля и всё Среднее Приднепровье нашли прикрытие от вторжения половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» - церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились врата с надвратной церковью Федора. В 1098 г. на княжеском дворе начинается строительство церкви Богородицы.
Согласно упоминаниям летописей, вне города нашлись следы небольшой церквушки на реке Льте. К сожалению православных людей и историков, переяславльские памятники не сохранились до настоящего времени.
Значение церкви - от учебы до царского титула
Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.
В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.
Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.
Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.
Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.
Прекрасное убранство с пользой для потомков
Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси – отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.
Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.
Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.
Храмы Древней Руси несли на себе функцию музеев, куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.
Благословляя на защиту русской земли
Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу.
В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.
Почитая святое – во благо себе
Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.
Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.
Взглядом архитектора
Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.
В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов – сруб.
Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.
Шатровые храмы распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).
Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.
Разрушение и возрождение храмов
На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.
Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.
Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь – история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.
загрузка...
fjord12.ru
Архитектура древней Руси 2
Архитектура древней Руси
На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя. Новой чертой становится окружение храма открытой галереей-гульбищем и возведение его на высоком цоколе - подклете. Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. Этим особенно отличались соборы Владимира - Успенский и Дмитровский, а также храм Покрова на Нерли - жемчужина русского зодчества 12 века. Мотивы белокаменной резьбы напоминают не только традиционные славянские резные деревянные узоры, но во многом сходны с романской скульптурой Западной Европы. В 13-14 веках, в связи с татаро-монгольским нашествием, зодчество Древней Руси практически везде затухает, кроме Новгорода и Пскова, чтобы в 15 веке пережить новый бурный расцвет, особенно во время правления Ивана III. Новгородский собор св.Софии . Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына — Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году. Святой князь Владимир по освящении собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 года и похоронен был в церкви Святой Софии. Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. На нем шесть глав, из которых пять находятся посередине, а шестая на юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Средняя глава в 1408 году была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие главы собора были крыты свинцом. Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. Наверху креста средней главы находится металлический голубь, который служит символом осенения Духа Святого над храмом и всеми молящимися. Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но потом были сооружены еще пять приделов. По внешнему виду собор представляет собой правильный четырехугольник, возвышающийся без уступов от основания до кровли. С восточной части он выдается тремя полукружиями по числу трех составных частей его: трапезы (престола), жертвенника и диаконника. До реставрации 1900 года входов в собор было три (с западной, северной и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был устроен еще один вход — для духовенства. Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках одного князя. Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы потом уйти. За этот срок София Новгородская утратила в сознании горожан неразрывную связь с князем и стала своего рода символом Новгородской республики. Рядом с храмом собиралось вече, в нем служили торжественные молебны в честь военных побед, возводили избранных на высшие должности, хранили казну. Поэтому в течение 58 лет собор оставался не расписанным. О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений. Известно только, что для росписи главного купола специально были вызваны греческие иконописцы. Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была изукрашена фресками. И после смерти святителя Никиты роспись собора продолжалась на средства, которые остались после него. Об изображении Христа Пантократора в куполе собора сохранилась древняя легенда, записанная в Новгородской летописи. Предание рассказывает, что мастера, расписавшие фреску, изобразили Спасителя с благословляющей рукой. Однако на другое утро рука оказалась сжатой. Трижды художники переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари! О, писари! Не пишите мя благословляющею рукою (напишите мя со сжатою рукою). Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу; когда сия (рука) моя распространится, тогда будет граду сему скончание». К сожалению, изображение это в годы Великой Отечественой войны было утрачено. В южной галерее храма сохранилось изображение Константина и Елены, о котором до сих пор ведутся споры исследователей. Образы византийского императора, провозгласившего христианство государственной религией, и его матери, нашедшей в 326 году в Иерусалиме крест, на котором был распят Христос, как нельзя более подходят главному собору Новгорода. Они наглядно демонстрировали торжество христианства и святость благочестивых царей. Необычными же были техника исполнения и стилистические особенности изображения. Ученые установили, что и техника живописи, и подбор красок были нетипичны для русских мастеров. Поэтому исследователи предположили, что изображение это писано западноевропейским или скандинавским мастером в 1144 году (или около этого года). Гипотеза эта имеет основание, ведь Новгород по своему географическому положению тяготел к северным странам Европы. Да и в самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры (в частности, техника кладки стен из огромных, неправильной формы камней). Могучие стены храма, сложенные из диких камней с их неровной шероховатой поверхностью, не были оштукатурены до середины XII века. Зато потом штукатурка придала собору цельность и эпический характер. Из древней фресковой росписи собора осталось очень немногое. Лишь в главном куполе Софии Новгородской во всем своем светозарном величии взирает с небес Пантократор-Вседержитель.
Кивский собор Собор Святой Собор Покрова Золотые ворота Дмитровский
Святой Софии, Софии в Новгороде на Нерли 1164 Владимир собор
XI в. Украина, 1045-1052 Новгород 60-е века 1194-1197
Киев Влад. обл. Владимир
Церковь Покрова Богородицы на Нерли . Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека. Речка Нерль чистая да быстрая. И храм тут с большим смыслом поставлен: путь по Нерли в Клязьму — это ворота земли Владимирской, а над воротами так церкви и подобает быть. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть зашита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский, который князь Андрей Боголюбский самолично установил. Вот и встал храм в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея. Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей. Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме. Поэтому зодчий, заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти четыре метра и засыпал его землей. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом цоколе, как на пьедестале, и была воздвигнута церковь. Церковь Покрова на Нерли рождалась в беспокойное, но и светлое утро для земли Владимирской, когда в глазах современников небесный покров как будто действительно осенял державу великого князя Андрея. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть владимирского правителя над корыстным боярством, и высока была рука его на недругов. Вздыбленных барсов на щитах Андреевых ратников видели под своими стенами Киев и Новгород, и золотое солнце южных степей текло по копьям суздальских дружин. Из далекого Вышгорода вывез князь в Залесский край знаменитую византийскую икону Богородицы с младенцем, которой суждено было стать под именем «Владимирской» настоящим палладиумом Древней Руси. Прибытие иконы ознаменовалось чудесами, в которых владимирцы могли усмотреть особое расположение к ним царицы небесной. Пребывание иконы во владимирских войсках во время похода на Волжскую Болгарию (1164 год) предрешило в глазах современников его победоносный исход. В атмосфере этих чудес и возникла церковь, посвященная новому празднику в честь Богородицы — Покрову. Инициативу создания праздника приписывают самому Андрею Боголюбскому и владимирскому духовенству, обошедшимся без санкции киевского митрополита. Появление нового богородичного праздника во Владимиро-Суздальском княжестве представляется явлением закономерным, вытекающим из политических устремлений князя Андрея. В «Слове на Покров» есть моление о том, чтобы Богородица защитила божественным покровом своих людей «от стрел, летящих во тьме разделения нашего», моление о необходимости единения русских земель. Легенда говорит, что храм в устье Нерли был посвящен победоносному походу владимирских полков в Волжскую Болгарию в 1164 году, и болгары в качестве своего рода контрибуции якобы возили сюда камень. В благополучном исходе этого военного похода современники видели явное свидетельство покровительства Богоматери владимирскому князю и владимирской земле. Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова с военными мероприятиями князя Андрея могут служить зарисованные в прошлом веке Ф.А.Солнцевым фрагменты ныне уже утраченной фресковой росписи барабана нерльского храма. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики, похода «за веру христианскую». Павшие владимирские воины (и среди них княжич Изяслав, сын Андрея Боголюбского) и должны были быть сопричислены при этом лику мучеников. Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр. Все конструктивные и декоративные средства выражения подчинены здесь одной цели — передаче изящной стройности здания, его устремленности ввысь. Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых. Скульптурная фигура библейского певца венчает средние закомары фасадов храма по излюбленному в средневековье принципу троичности. Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. В одном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородицу в храме Софии. «Слышу Давида, поюща тебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев...». Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. Богоматерь называли «Давидовым проречением». Тема прославления Марии звучит и в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов. Эти девичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичных храмов, и только богородичных. Храм Покрова на Нерли — величайший шедевр русского искусства, не найти ей подобной в других странах, ибо только на русской земле могла возникнуть она, олицетворяя тот идеал, который и сложиться-то мог только в русской земле. Именно в таких памятниках и раскрывается душа нашего народа.