Особенности искусства древнего рима. Особенности художественной культуры древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности искусства древнего Рима. Особенности искусства древнего рима


Особенности художественной культуры древнего Рима — МегаЛекции

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский орден, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. Но основным было все-таки влияние греческого искусства. Говоря словами Горация, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила».

Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Прекрасное, «надлежащая мера во всем», было для грека и идеалом и принципом культуры. Греки как уже отмечалось, признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались — социальная установка была совсем другая. Отсюда и формула исследователей римской культуры: «великие деяния были совершены римлянами, но среди них не было великих людей» — великих художников, архитекторов, скульпторов. Уточним — не было равных по значимости гениям античной Греции. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Они переработали принципы греческой архитектуры и прежде всего ордерной системы.

Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основы греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений, и рядом — нищие лачуги бедняков, тесные кривые улочки и городские трущобы.

В области монументальной скульптуры римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторические рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.

Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он прослеживался с начала 1 века до н. э. Римляне явились авторами нового понимания этого жанра. Они, в отличие от греческих скульпторов, пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон — человек практического склада ума, хранитель строгих нравов. Примером подобного образа служит остро индивидуальный портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и скептической улыбкой. Гражданские идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост — статуях Тогатуса («Облаченный в тогу»), обычно изображенного стоящим прямо, в позе оратора. Известная статуя «Оратор» (начало 1 века до н. э.), изображает римского или этрусского магистра в момент обращения с речью к согражданам.

В конце 1 века до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемы «римский мир» — время затишья классовой борьбы в период правления Августа (27 г. до н. э.—24 г. н. э.) стимулировал высокий расцвет искусства. Античные историки характеризуют этот период как «золотой век» Римского государства. С ним связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.

Конец 1 и начало II вв. н. э. — время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха. Рядом с древним республиканским Форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров. Строились многоэтажные дома — они определили облик Рима и других городов империи. Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы.

Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима — Колизей, место грандиозных зрелищ и гладиаторских боев. Строители должны были удобно разместить в его огромной каменной чаше 50 тыс. зрителей. Мощные стены Колизея разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. Спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон, пленяющий свободной гармонией. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классический образ центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось недосягаемым.

Художественные идеалы римского искусства 111-IV вв. н. э. отражали сложный характер эпохи: распад древнеантичного уклада жизни и миропонимания сопровождался новыми исканиями в искусстве. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и в его провинциях напоминает архитектуру Древнего Востока.

В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный Алтарь мира (13-9 гг. н. э.) по случаю победы Августа в Испании и Галии. Верхняя часть алтаря завершается рельефом, изображающим торжественное шествие к алтарю Августа, его семьи и римских патрициев, наделенных точными портретными характеристиками. Мастерство исполнения, свободный рисунок свидетельствуют о греческом влиянии.

Ведущее место в римской скульптуре по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм». В век Августа резко изменился характер образа — в нем отразился идеал строгой классической красоты, это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились парадные придворные портреты в рост, исполненные сдержанности и величия.

Позднее создаются произведения жизненные и убедительные, и портрет достигает одной из вершин своего развития. Стремление к индивидуализации образа порою доходило в своей выразительности до гротеска. В пору кризиса античного мировоззрения (II в. н. э.) в портрете фиксируется индивидуализм и одухотворенность, самоуглубление и вместе с тем утонченность и усталость, характеризующие период упадка. Тончайшая светотень и блестящая полировка поверхности лица заставляли светиться мрамор изнутри, уничтожали резкость линий контура; живописные массы беспокойно льющихся волос, оттеняли своей матовой фактурой прозрачность черт. Таков портрет «Сириянки», облагороженный тончайшими переживаниями. В изменившемся от освещения выражении лица сквозит еле заметная ироническая улыбка. При изменении точки зрения улыбка исчезает — выступает оттенок грусти и усталости. Третий век — эпоха расцвета римского портрета, все более освобождающегося от традиционных идеалов, художественных приемов и типов и обнажившего самую сущность портретируемого. Этот расцвет совершился в сложных противоречивых условиях упадка, разложения Римского государства и его культуры, изживания форм высокого античного искусства, но вместе с тем и зарождения в недрах античного общества нового общественного феодального порядка, новых могучих творческих тенденций. Усиление роли провинций, приток варваров, часто стоявших во главе империи, вливали свежие силы в увядающее римское искусство, определяли новый облик позднеримской культуры. В нем намечались черты, получившие развитие в средневековье на Западе и Востоке, в искусстве эпохи Возрождения. В портрете появились образы людей, исполненные чрезвычайной энергии, самоутверждения, эгоцентризма, властолюбия, грубой силы, рожденные жестокой и трагической борьбой, захватившие в то время общество. Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией. Таким образом в римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства. Образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира. Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Разрушенный, разграбленный варварами в IV-VII вв. Рим опустел, среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить. Художественные образы Древнего Рима вдохновляли мастеров Возрождения.

Подчеркивается связь мира и процветания с военными заслугами императора.

megalektsii.ru

Особенности искусства древнего Рима

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами)

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Искусство древнего Египта

Религия:Боги олицетворялись животными. . Каждая часть Египта признавала свое божество. Политеизм. Обожествление сил природы, животных и растений.

 

Архитектура: Пирамиды строились не рабами, а крестьянами. Самая известная ступенчатая пирамида фараона Джосера. Известен комплекс пирамид в Гизе: Микерин, Хефрен и Хиопсу. В пирамиде Хиопсу 3 камеры на трех уровнях по мере строительства. На вершине устанавливались позолоченные камни. Сфинкс – легендарное чудовище, полулев-получеловек.

Храмы – особенность эпохи Нового царства, раньше они были частью гробниц, теперь храм стал отдельным строением. Он предназначался для торжественных церемоний. храм разделен на две части: вход, аллея сфинксов, за ней внутренняя часть храма под открытым небом, тут оставались люди и проводились праздники. Гипостиль – небольшой зал, обрамленный массивными колоннами (зал явления). Последняя часть храма самая маленькая для статуй божеств и храмовой утвари.

Скульптура:

Скульптура делится на:

1. Круглая – статуи, монументы

2. Рельеф:

a. Контррельеф (древний Египет, Месопотамия)

b. Барельеф – объемные изображения

c. Горельеф – сильновыпуклые, более половины объема, изображения

В эпоху Нового Царства появился ушебти вид мелкой скульптуры, помещался в гробницу, отображали деятельность умершего.

Живопись:

Росписи выполнялись минеральными красками, она долговечная, но не дает оттенков цветов. Это могли быть сцены войн, жизни царей

Архитектура Древней Греции

Древнейший период – критомекенская культура.

· Отсутствие жесткого канона, независимость от религии, стремление к роскоши комфорту

· Искусство отличается динамикой, живописными и световыми эффектами, богатой фантазией

· Тематика – морская тема, растительный и животный мир, дворцовая жизнь, быт

· Отсутствие монументальности, симметрии и строгости

Храмы состояли из трех частей: Пронаос-аналог притвора

Наос-основной зал

Хранилище

 

Типы греческих храмов

3 Периптер (Парфенон)

4 Амфипростиль

5 Простиль

6 Храм в антах

7 Диптер

 

 

Ордер:

· Стереобат (ступенчатое основание)

· Колонна

ü База (основание)

ü Фуст (ствол)

ü Капитель (голова)

· Антаблемент

ü Архитрав (соединительная балка)

ü Фриз (рельефная полоса по периметру)

 

Древнегреческая скульптура

Изготавливали из мрамора. Статуи раскрашивались для придания реалистичности. Скульптор не стремился к жисненности он стремился к идеалу: боги, победители, герои, атлеты.

 

Древнегреческая драма

Театр – от греческого «смотрю». Располагался под открытым небом, был вместителен. Состоит из 3 частей:

· Амфитеатр (места)

· Орхестра (круглая сцена)

· Скена (закулисы и гримерка)

 

Древнегреческая драма (действие). Основные элементы: действие, диалог, хор. Истоки – культ земли. К 6 веку культ бога Диониса, виноделия. Дифирамб – торжественное песнопение хора и солиста. Из него произошла трагедия.

Комедия (Аристофан) произошла от веселых песен, посвященных культу земли. В комедии диалог – это спор. Яркие костюмы, смешные, в них облачали не только героев, но и хор.

Особенности искусства древнего Рима

Одна из особенностей культуры: сформировалась от завоеванных народов.

· Царский период 8-5 века до н.э.

· Республика 5-1 века до н.э.

· Империя 1-5 век н.э.

Аппиева дорога – под камнями 1м толщиной подушка из бетона.

Акведук – часть римского водопровода.

Виадук – мост из арок.

Форум (площадь) – там строили храмы, трибуны для ораторов.

Римские храмы:Ротонда и Базилика

 

megapredmet.ru

Особенности и периодизация искусства Древнего Рима

Особенности и периодизация искусства Древнего Рима.

 

История Рима начинается как история небольшой родовой общины на Тибре.

1. Искусство этрусков.

2. Искусство Рима времен республики. 

3. Искусство Рима эпохи империи.

 

 

Искусство Рима эпохи империи.

Искусство конца 1в. до н.э. - 1в. н.э. служило укреплению авторитета императорской власти. 

Возведение сводов и куполов большого размера (бетонно-кирпичная система). 

Архитектура отличалась большой простотой композиционных решений. 

В 13году до н.э. построен театр Марцеллы. Частные дома типа особняков, многоэтажные доходные дома. 

Колизей - самый большой амфитеатр. 

2в. до н.э. - "Пантеон" Апполодека Дамасского. 

Термы Каракаллы, стены Аврелиана, дворец в Солоне. 

4в - арка Константина в Риме. 

 

Изобразительное искусство, скульптура (1в. до н.э. - 1в. н.э.).

Официальный стиль в портрете и рельефе на основе греческой классики. 

Статуя Августа и его жены Ливии. 

В портретах частных лиц августовского времени развивается старая традиция реалистического портрета. 

Алтарь Мира на Марсовом поле. Камея Августа. 

Новые художественные формы, большая реалистичность, динамичность. Портрет Клавдия. 

Хотя формы тела идеализированы, но лицу приданы индивидуальные черты. "Портрет Нерона", "Бюст Веспасиана". Знаменитая арка Тита. 

2в. н.э. - "варваризация" античного стиля. "Андриан", "Антиной" - любимец императора. 

 

Искусство Рима времен республики.

Три храма - Капитолий, Поиатин, Квипинал, а между - площадь древнего Рима - Римский форум (форум Романум). 

Имперские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Трояна.. 

Государственный архив - Табумериум; перед ним храм Согласия и Веспасиана. 

На юго-западе храм Сатурна. Рядом большая базилика Юлия. Далее храм близнецов Кастора и Полукса. 

Северовосточная стена застроена ранее базиликой Эмилия. 

Главная трибуна на стороне Капитолия, а справа Триумфальная арка. 

Полное овладение греческими орденами. Храм Весты и храм фортуны на Бычьем форуме.

В изобразительном искусстве влияние греческого и этруского искусства. Портрет получил доминирующее значение. Развивается станковая картина повествовательного характера и настенная декоративная живопись. 

Бронзовая капитолийская волчица. Мастера 1в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто по мертвому лицу. 

Характерным для республиканского портрета являются небольшие размеры бюста, захватывающего пол-плеча. 

Изображение исключительно мужчин, как правило, пожилого возраста. Лица женщин очень точно передают некрасивые грубоватые черты покойных. 

2в.-1в. до н.э. в Риме создаются картины с изображением битв и триумфов. 

 

dobroslov.su