История античной архитектуры. Особенности древней греции
История. Культура Древней Греции и Древнего Рима: общие черты и различия
История Древней Греции и Древнего Рима, культура этих государств и народов, их населяющих, не перестают привлекать к себе как профессиональных историков и искусствоведов, так и обычных людей, интересующихся достижениями античной цивилизации. Несмотря на кажущуюся удаленность времени расцвета Греции и Рима от наших дней (Греция была включена в состав Римской республики во II веке до н.э., а Западная Римская Империя пала под ударами германских племен в V веке), основные достижения античности не утратили своей актуальности. Люди в школе изучают евклидову геометрию, современное право во многом базируется на древнеримских принципах, любой философ начинает выстраивать свои концепции с упоминания Платона и Аристотеля.
Необходимо учитывать, что выделение античной цивилизации, как цельного этапа в истории человечества, базируется на чертах, общих для культуры Древней Греции и Древнего Рима. О различном же, проистекающем из разного отношения к миру, упоминается вскользь, будто бы это не более чем частный случай проявления одного из общих принципов. Между тем, особенности культуры Древних Греции и Рима проявились уже в формах государственного устройства: Греция - конгломерат демонстрирующих высокую степень автономности полисов (Афины, Спарта, Коринф), Рим - централизованная республика.
Определение понятия культура
Прежде всего, необходимо определиться с самим понятием культуры. Определение этого термина имеет множество вариантов, зависящих от подхода конкретного исследователя или философской школы. В самом широком смысле культурой называют все, созданное человеком, используя в качестве синонима определение "вторая природа". Однако такой подход оставляет в стороне идейную составляющую человеческой деятельности. В связи с этим в научных трудах вводятся две составляющие культуры: материальная (строения, произведения искусства, костюм) и духовная, в которую входят искусство, наука и образ мыслей. Это разделение является зыбким, поскольку оба аспекта культуры всегда взаимосвязаны: идейная сфера определяет формы выражения (скульптура, живопись, архитектура), а материальные объекты стимулируют эволюцию мира идей (множество средневековых и ренессансных литературных произведений созданы с явной ориентацией на античные образцы).
Общее и особенное в идейной сфере
В отношении менталитета и образа мыслей общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима кратко определяется отношением к человеку и к миру. Как греки, так и римляне во главу угла ставили человека. Если хронологически предшествующие им культуры Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Персия) вписывали человека в окружающий мир, причем не как самый главный его элемент, мыслители античной цивилизации предпочитали наделять богов чисто человеческими качествами. Они способны испытывать чувства, не всегда благородные (гнев, ревность, зависть), совершать мотивированные поступки (в "Илиаде" Гомера боги наравне со смертными участвуют в сражениях) и даже образ их жизни ничем не отличается от того, что вели состоятельные люди. Пожалуй, главным доказательством близости менталитета греков и римлян является тот факт, что по завоевании Греции римляне полностью восприняли греческий пантеон и мифологию, сохранив лишь имена своих божеств.
При этом есть и серьезное отличие. Греки исследовали мир и решали сложные философские проблемы во многом из чисто умозрительных побуждений. Римляне же сразу зарекомендовали себя как прагматики. Постановка проблемы и поиски методов ее разрешения определялись лишь получением практической выгоды. Продолжая тему религии, необходимо отметить, что римляне все из тех же практических побуждений населили сверхъестественными силами каждый уголок. От домашних божеств, ларов и пенатов, охраняющих благосостояние и здоровье членов семьи, римляне дошли до обожествления навозной кучи: бог Стеркул благоприятствовал своевременному и качественному удобрению полей.
Римский практицизм привел к тому, что между человеком и богами установились партнерские отношения: человек приносил жертву, а бог за это должен был выполнить просьбу. Постепенно это вело к обеднению духовной сферы. Вера становилась все более зыбкой, а боги не так уж и часто отзывались на молитвы. Заимствование соседних культов по мнению римлянина с одной стороны увеличивало могущество Рима, а с другой давало надежду, что чужеземный бог скорее откликнется на просьбу. В связи с этим пантеон становился все шире и в итоге рухнул, под натиском централизованной и детализированной христианской религии.
Воспитание и обучение в античной цивилизации
Для сравнения культуры Древней Греции и Древнего Рима особый интерес представляет процесс передачи знаний и традиционных ценностей от одного поколения к другому. В этом отношении античная цивилизация тоже сделала шаг вперед в сравнении с древневосточными: если в последних преобладали зубрежка и механическое запоминание правил, то римляне и греки стремились к тому, чтобы ребенок воспринял причины и следствия того или иного процесса.
Различия состояли в объеме знаний. Римский практицизм требовал, чтобы ребенок обладал лишь необходимыми навыками: чтением, письмом, счетом. Даже впоследствии, когда образовательные программы расширились, целью изучения, к примеру, классических поэтов и ораторов являлась имитациях их стиля, уже зарекомендовавшего себя как успешный. Греки же стремились к гармонии между интеллектуальным, физическим и музыкальным воспитанием, полагая, что именно в этом состоит красота человека.
Античная культура - Древняя Греция и Древний Рим в этом едины - создавалась и распространялась прежде всего в мужской среде. Хотя женщины могли играть значительную роль в общественной жизни (известны поэтесса Сапфо, римские императрицы - Агриппина, Мессалина, выдающийся математик Гипатия), целью их воспитания прежде всего ставилось умение вести домашнее хозяйство. Разумеется, им преподавались элементарные знания - счет, письмо, но интеллектуальные разговоры, занятия философией в обоих государствах долгое время считались чисто мужским занятием.
Античное искусство
Если говорить о культуре древних Греции и Рима кратко, то все ее формы и разновидности сведутся к постулированию человека как центра мироздания. Одного взгляда на произведения росписи и рельефы, к примеру, Древнего Египта, достаточно, чтобы понять: изображался не конкретный человек, а некоторый идеальный образ. Иначе в Греции. Скульпторы стремились прежде всего придать своему творению портретные сходства с моделью. При этом представления о красоте требовали все же некоторых корректив. Афинский политический деятель Перикл обладал головой неправильной формы, напоминающей луковицу, именно поэтому скульптор Фидий на всех бюстах этого политика маскировал его дефект шлемом.
При этом греческие мастера стремились к аллегории и символизму. Во многом это связано с тем, что большая часть изображаемых сцен (например, росписи сосудов) бралась из мифологии. Фигура человека передавалась не в статике, а в динамике: таковы скульптурные изображения некоторых известных атлетов - победителей Олимпийских игр. В связи с этим греческое искусство открыто миру, находится во взаимодействии с ним.
В сравнении с культурой Древней Греции, Древний Рим больше внимания уделял анализу изображаемого. Греческая пластичность здесь уступает место живописности. Изображения императоров - Нерона, Калигулы, Клавдия - характеризуются реалистическим подходом к их созданию: римский скульптор передает мелкие детали внешности, не стремится к приукрашиванию своей модели.
Особенности архитектуры
Культура античного мира - Древних Греции и Рима - наиболее зримо воплощается в памятниках архитектуры. Греческая открытость миру выражалась в создании построек, по которым можно было перемещаться, не утрачивая связи с окружающей средой. По большей части культовые и общественные сооружения представляли собой лишь выделенное в мире место, предназначенное для исполнения какой либо функции. Характерная черта античного полиса - наличие агоры, то есть площади, на которой может собраться большое количество людей для обсуждения какого-либо вопроса. Отсутствие центральных органов управления в привычном смысле слова, полисная организация не требовали специфических зданий.
Рим же, как централизованное государство, неизбежно столкнулся с необходимостью создания инфраструктуры. Постоянный рост числа жителей города требовал возведения общественных сооружений: амфитеатров, цирков, бань, библиотек. Это потребовало введения новых строительных технологий. Если греки использовали определенное количество колонн, на которых лежат каменные плиты, исполняющие функцию потолка, то римляне применяли бетонную кладку, позволяющую возводить прочное здание за короткий срок. Воспринятые от греков эстетические категории (например, три ордера - дорийский, ионический и коринфский) очень быстро превратились лишь в декоративный элемент.
Литература
При упоминании литературы первое, что вспоминается из истории культуры Древней Греции и Древнего Рима - эпическая поэзия: "Илиада" и "Одиссея" Гомера и написанная в подражание и продолжение им "Энеида" Вергилия. Возможно, именно в этой сфере в наибольшей степени сказалось влияние культуры Древней Греции на Древний Рим. Оратор Цицерон назвал свои речи против Катилины катилинариями, как прежде греческий оратор Демосфен назвал свои речи по имени македонского царя филиппиками. От греков же было воспринято искусство театра и драматургия.
Греция имела богатую устную традицию, на базе которой возник эпос. С заимствованием и модернизацией финикийского алфавита оказалось возможным письменно зафиксировать народное творчество. Римский народ, в силу своей практичности, игнорировал эту область культуры, предпочитая записывать необходимые вещи: значительные события, договоры, речи политических деятелей. Это предопределило подражательность римского эпоса: создавать нечто оригинальное в условиях взаимодействия с греческой традицией оказалось невозможным. Первые писатели занимались лишь адаптацией классических текстов под римские реалии.
В этом можно усмотреть и положительную сторону. От греков римляне заимствовали историографическую традицию, представленную прежде всего трудами Геродота и Фукидида. Римское стремление к анализу и скрупулезному описанию деталей привело к тому, что историческая наука распалась на несколько ответвлений. Самостоятельным стало географическое описание (например, "География" Страбона в семнадцати книгах). Историки же описывали как биографии известных деятелей ("Жизнь двенадцати цезарей" Светония), так и создавали обширные исследования ("История от основания города" Тита Ливия).
Если говорить кратко, культура Древнего Рима и Древней Греции на примере литературы демонстрирует высокую степень взаимопроникновения. Страбон, известный как римский географ, по происхождению был греком, и это касается многих других древних ученых.
Театр
Одним из наиболее значительных достижений античной культуры Древней Греции и Древнего Рима является драматическое искусство. Изначально представления были элементом священного действия во время жертвоприношений Дионису - богу виноделия. Со временем их формы усложнялись и к V веку до н.э. складываются основные театральные жанры: трагедия (чаще всего на мифологические сюжеты) и комедия (очень рано приобрела жесткую политическую направленность). О высоком качестве древнегреческой драматургии свидетельствует то, что и поныне трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида и комедии Аристофана продолжают ставиться на сценах ведущих театров мира.
Наличие театральных представлений является общим в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Различное же в данном случае проявилось во включении театра в программу празднеств, часто устраивавшихся в Риме. Постановки осуществлялись после гладиаторских боев или цирковых представлений. В отличие от греческого, римский театр не стал самостоятельным явлением духовной жизни. На это явно указывает тот факт, что актерская профессия воспринималась римлянином как урон чести и достоинству.
Письменность
Общее и различное в культуре Древней Греции и Древнего Рима достаточно ярко проявилось в способе фиксации знаний. Общим было наличие алфавитного письма, где отдельный знак обозначает отдельный звук, различия же проявились в фонетическом составе речи. Греки могли обходиться 24 буквами, римлянам же потребовалось 26 (включая те, которые требовались для передачи греческих звуков). Использование легкого способа письма, не требующего много материала, позволило зафиксировать многие достижения науки и искусства.
Научные знания
Сравнение культуры Древней Греции и Древнего Рима было бы неполным без обзора научных знаний в этих обществах. Греки, влекомые любопытством и стремлением во всем разобраться, способствовали дифференциации древней натурфилософии на отдельные научные дисциплины. Особую роль играла математика, в первую очередь - геометрия. Греки сформулировали принцип золотого сечения и решили ряд сложных задач, пользуясь лишь циркулем и линейкой без шкалы. Вместе с тем отмечается стремление к сакрализации математического знания: Пифагор и его ученики полагали, что в числе заключено знание обо всем мире. Поэтому они стремились найти особые числа: дружественные, простые, совершенные и так далее.
Римский практицизм не позволял увлечься изысканиями пифагорейцев. Вместо этого ученые занимались более практическими дисциплинами, такими как агрономия, правоведение и филология.
Бытовая культура
Как известно из истории культуры Древних Греции и Рима, мужчины играли преобладающую роль в обществе. К их распоряжению были различные объединения и союзы, где можно было пировать в компании единомышленников, а затем размышлять на сложные темы (особенно ярко это продемонстрировано в "Пире" Платона).
Особенностью культуры Древней Греции и Древнего Рима была сильная патриархальная власть внутри семьи. Она распространялась не только на домочадцев, но и рабов. Выдав опостылевшей жене личные вещи, муж мог отправить ее в родительский дом - это заменяло собой развод.
Римляне стали изобретателями фамилий в современном смысле слова. При рождении ребенок получал личное имя (их выбор был ограничен, наиболее частые: Марк, Гней, Тиберий, Гай) и родовое имя - прообраз фамилии (Семпроний, Юлий и так далее). Вольноотпущенники или принятые в виллу богатого человека иноплеменники получали родовое имя хозяина. За особые заслуги человеку присваивалось третье имя. Наиболее известные среди них: Цезарь, Август, Калигула.
fb.ru
Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции
Исторические условия, сделавшие возможным необычайный по сравнению с культурами Древнего Востока прогресс философии, науки и искусства античной Греции, сложились в период классики, в 5 и 4 вв. до н.э.
В основе расцвета искусства Древней Греции лежит прежде всего развитие в греческих рабовладельческих городах-государствах свободной гражданской жизни.
Греческая демократия была демократией ограниченной, рабовладельческой, обеспечивавшей интересы только свободных, и в первую очередь рабовладельцев. Выключение рабов из жизни общества, лишение их человеческих прав было уродливой чертой рабовладельческого общества.
Но по сравнению с общественным укладом восточных деспотий она вмела огромное прогрессивное значение. Свободные члены общины были гражданами, а не бесправными подданными владыки, как на Востоке. Они активно участвовали в управлении государством. Более того, свободный отличался от раба именно в той мере, в какой был полноправным членом своей общины, своего города-государства. Искусство Древней Греции было проникнуто духом служения идеалам коллектива политически активных свободных граждан.
Прогрессивные стороны греческой культуры во всей их полноте сложились не сразу.
История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.
1. Так называемая гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.) — время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.
2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии.
3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.
4. Эллинистический период (конец 4 - 1 в. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.
Наиболее своеобразным и характерным периодом в развитии древнегреческого искусства является период классики, период наивысшего расцвета античного искусства и культуры, когда раскрылись во всей полноте наиболее прогрессивные черты рабовладельческой демократии. Не случайно Маркс, сравнивая эпоху Перикла, вождя афинской демократии 5 в., и эпоху Александра Македонского, говорил о первой, как об эпохе наибольшего внутреннего расцвета, а о второй, как об эпохе наибольшего внешнего расцвета.
В цветущую пору развития греческого общества сознание свободных граждан было проникнуто чувством гражданской ответственности, характеризовалось непосредственным переплетением личных и общественных интересов. Право гражданства было великой честью, непременным условием для существования действительно достойного человека.
Так, свободнорожденный афинянин в день своего восемнадцатилетия торжественно включался в списки граждан; при этом он произносил клятву: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве, буду защищать и один и со многими все священное и заветное, не уменьшу силы и славы отечества, но увеличу их; буду разумно повиноваться существующему правительству и законам, установленным и имеющим быть принятыми; а если кто будет стараться уничтожить законы или не повиноваться им, я не допущу этого и буду бороться с этим против него и один и со всеми; буду также чтить отечественные святыни. В этом да будут мне свидетели боги».
Одной из важнейших привилегий и обязанностей гражданина была защита отечества с оружием в руках: полисы постоянно враждовали друг с другом, правда, объединяясь в случае нападения на Грецию общего врага (так, например, было при войнах с Персией и Македонией). Еще большее значение имело право каждого гражданина участвовать в управлении государством. В ряде наиболее демократически организованных полисов, например в Афинах, некоторые общественные должности замещались ежегодно в порядке жеребьевки. В пору своего расцвета греческий город-государство почти не знал особого сословия чиновников. Высшим законодательным органом было собрание всех граждан полиса.
Конечно, не во всех общинах господствовали демократические порядки. Но даже там, где господствовала аристократия, члены общины были лично свободными и в той или иной мере участвовали в общественной и политической жизни государства. Естественно и то, что среди свободных граждан не было внутреннего единства. В каждом полисе шла ожесточенная борьба, полная драматических перипетий, между массой трудящегося демоса (то есть народа) и представителями старой родовой аристократии и нарождающейся новой богатой верхушки. И все же во время самой ожесточенной классовой борьбы граждане полиса в период его восходящего развития ощущали свою кровную связь с народной общиной, с государством, на непосредственном опыте убеждались в прямой связи своего личного благополучия с благоденствием и силой своего родного полиса в целом.
Так, Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны» вкладывает в уста Перикла — вождя Афинской демократии — следующие слова: «Я держусь того мнения, что благополучие государства, если оно идет по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели благополучие отдельных граждан при упадке всего государства в его совокупности. Ведь если гражданин сам по себе благоденствует, между тем как отечество разрушается, он все равно гибнет вместе с государством...». Для грека идеал гармонически развитого совершенного человека, так же как и свойственный архитектуре или театру широкий общественный характер, был естественным следствием всего строя его общественной жизни.
Следует подчеркнуть, что подлинный расцвет города-государства и в особенности его культуры был связан с тем начальным периодом развития рабовладельческих отношений, когда не выявилась полностью их враждебность труду свободного производителя (крестьянина и особенно ремесленника), разоряемого и унижаемого конкуренцией дешевого рабского труда. Наоборот, на первых порах рост обмена и торговли, накопление материальных богатств в связи с эксплуатацией рабов способствовали развитию земледелия и ремесел. Крестьяне и ремесленники, иногда использующие труд одного или нескольких рабов, но всегда лично занятые производительным трудом, составляли военную и политическую основу могущества полиса в цветущую пору его развития.
Именно благодаря активной роли демоса греческое искусство, особенно в 5 в. до н.э., носило общественно-гражданский характер, было проникнуто духом народности.
На развитие труда свободных граждан в античном обществе в классическую пору его существования обращает внимание Маркс, отмечая, что «как мелкое крестьянское хозяйство, так и независимое ремесленное производство... представляют экономическую основу классического общества в наиболее цветущую пору его существования, после того как первоначальная восточная общинная собственность уже разложилась, а рабство еще не успело овладеть производством в сколько-нибудь значительной степени» (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т. XVII, стр. 368, прим. 24.).
Собственно говоря, первые признаки кризиса античного города-государства и всего рабовладельческого общества, возвестившие конец наиболее цветущей поры античной культуры, были связаны в значительной степени именно с наметившимся уже в самом конце 5 в. до н.э. упадком труда свободных. «Не демократия привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьные педанты, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным» (Ф. Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1952, стр. 123.).
Весь уклад жизни и в период архаики и особенно в годы расцвета города-государства носил по преимуществу общественный характер; большую часть своего досуга свободнорожденный проводил не в своем узком семейном кругу, а на площади народных собраний, в храме, в палестрах, в театре. На людях, в коллективе проходила самая интересная и содержательная часть личной деятельности и личного досуга свободного гражданина. В этих условиях искусство не могло не иметь общественно-воспитательного характера.
Вся скульптура и живопись, не говоря уже об архитектуре, принадлежала непосредственно общине. Вплоть до 4 в. до н.э. в частном пользовании отдельного гражданина находились лишь художественно исполненные вазы, небольшие статуэтки и другие произведения, главным образом прикладного искусства.
Физическую силу и красоту высоко ценили в Греции повсеместно. Физическая и волевая закалка имела огромное значение в подготовке полноценного участника народного ополчения — защитника отечества. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове) приобрели огромное значение: это был смотр физической и духовной доблести; на состязания не допускались люди, запятнавшие себя неблаговидными, противообщественными поступками. По олимпиадам велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи. Созерцание на состязаниях прекрасных обнаженных тел и вместе с тем представление о неразрывной связи физической силы и красоты с душевной значительностью безусловно способствовали расцвету искусства, в частности скульптуры. Большое значение в развитии эстетического чувства имели театральные представления, первоначально связанные с общенародными культовыми празднествами, так же как и состязания певцов на празднествах в честь богов. Способствовали развитию художественного вкуса и торжественные процессии в честь бога — покровителя полиса; так, например, традиционное шествие афинян в праздник Больших Панафиней, посвященное богине Афине, являлось по существу демонстрацией могущества и красоты афинского народа.
Искусство Древней Греции во многом было связано с религиозным культом. Не следует, однако, забывать, что и сама греческая религия при этом являлась одной из форм общественной государственной деятельности. Каждая община имела своего бога-покровителя, олицетворявшего единство общины. Боги эти (как, например, Афина Паллада, покровительница Афин) занимали вместе с тем свое особое место в общегреческом сонме богов, обитавших на Олимпе. В Греции отсутствовала специальная каста жрецов, подобная той, которая существовала в Египте или государствах Двуречья. Лишь при некоторых общегреческих святилищах существовали немногочисленные жреческие организации. Так, большое значение имел Дельфийский оракул, как своего рода олицетворение идеи культурного и народного единства политически разрозненной Греции (но еще большее значение в этом отношении имели олимпийские игры).
Религиозные воззрения греков в значительной мере сохранили свою связь с народной мифологией и не превратились в систему строго установленных догм, сковывающих всякое самостоятельное проявление мысли и творчества, как это было, например, в средневековом христианстве. Античная мифология, особенно в пору своего сложения и развития, не сводилась к системе религиозных представлений. В античных мифах-сказаниях, сложившихся еще в конце доклассового общества, была воплощена в наивно-фантастических и художественно наглядных образах вся совокупность представлений греков о действительности.
Гениальная догадка и наивное заблуждение, правда и вымысел здесь тесно переплетались. В мифологических воззрениях древних греков содержались зачатки истории и философии, а не только религии. Мифологический характер мышления во времена перехода от первобытной общины к классовому обществу определялся тем, что человек далеко еще не подчинил себе силы природы; законы развития общества тем более не могли быть им научно поняты, поэтому его представления носили подчас фантастический характер. Но вместе с тем развитие художественной фантазии, воплощение самых общих представлений о природных и общественных силах в наглядных конкретных образах-олицетворениях способствовали расцвету искусства. Само сознание имело поэтически-образный характер.
Маркс подчеркивает, что «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву» (К. Маркс, К критике политической экономии, 1953, стр. 225.).
Если эпос, возникший на заре истории греческого общества, в образах богов и народных героев-богатырей давал в непосредственно-наивной мифологической форме широкую картину жизни греческого народа и воплощение его идеалов, то в эпоху расцвета города-государства дело обстояло уже иначе.
Греки в эту пору уже заложили основу философско-материалистического объяснения мира. Зарождались точные науки, делались первые шаги по созданию науки исторической. Вера в силу и величие ума и воли человека получала все большее распространение. Но, все изучая и все испытуя согласно законам разума, философ-мудрец мыслил не только в формах логических категорий, но очень часто в форме живых образов, наглядных олицетворений. Так, представление о законе необходимости, господствующем в жизни, формулировалось не в форме точных логических положений, а в образе «все живое бичом голода и любви гонится к корму». Диалектическая идея вечного движения и развития воплощается в образном сравнении «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит Эфесский, фрагмент 91).
Искусство гораздо более непосредственно, чем наука, было связано с мифологией. Во-первых, искусство того времени было связано с миром народных этических и эстетических представлений. Система же этических и эстетических взглядов древних греков воплощалась в значительной мере в известных каждому греку образах, олицетворениях и сюжетных ситуациях древних мифов. К мифам и мифологическим образам, которые были насыщены большим общественным и этическим содержанием, и обращается в первую очередь греческое искусство. Греческие мастера развивали или перерабатывали их в связи с изменением общественных и этических взглядов общества. Близкие и знакомые с детства каждому греку образы богов и героев, как и события их воображаемой жизни, получали соответственную духу времени трактовку.
Но мифология не только была арсеналом греческого искусства, не только вооружала его рядом знакомых народу образов и тем, но и являясь его почвой, его образно-поэтической основой. Поэтически художественный склад сознания древнего греческого общества развился первоначально в мифах и в них выразился.
Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства — это ее антропоморфизм, то есть глубокое очеловечение мифологических образов. Именно интерес к человеку, утверждение величия и красоты мира его чувств, мыслей и поступков получили наибольшее развитие в Древней Греции, что и выделило ее мифологию среди мифологий других народов древности и сделало ее особенно благоприятствующей расцвету искусства.
По мере сложения античного общества космогонические представления отходили в мифологии на второй план. Антропоморфные же олицетворения сил природы и общества приобретали все более конкретно-реальные и пластически законченные очертания. В образах Аполлона, Афины, Геракла, Тезея находили свое воплощение представления древних греков о наиболее типических и совершенных качествах общественного человека, о господстве разума, закона, гармонии, порядка как качеств общественных, побеждающих в героической борьбе неразумное, звериное, стихийное. Так, миф о Касторе и Полидевке утверждает идею нерушимой силы дружбы-товарищества; мифы о Геракле и Тезее воспевают величие подвигов, совершаемых на благо человечества; миф об Оресте говорит о святости возмездия за совершенное преступление.
Мифологические воззрения древних греков в своем дальнейшем развитии утверждали в качестве меры высшего совершенства красоту человека. Образам полулюдей-полузверей (кентаврам, сатирам) была отведена подчиненная роль олицетворений низших стихийных сил природы.
В отличие от греческой мифологии мифология древневосточных деспотий так и не освободилась от тех причудливо-фантастических форм, которые были связаны с древнейшими тотемическими представлениями и воплощали силы рода и племени в образах священных животных. Древневосточное общество, в целом враждебное достоинству человека, за редкими исключениями, не ушло в своих мифологических и поэтических представлениях дальше образов, «божественность» которых была неотделима от их полузвериной, чудовищно фантастической, а не светлой человеческой природы.
Греческий же герой Геракл завоевал свое право на включение в сонм богов именно своей борьбой против диких сил природы и победой над ними. Греческие храмы постоянно украшались изображениями победоносной борьбы людей — греков, руководимых богом солнца и творчества Аполлоном и богоподобными героями Тезеем и Перифоем, — с безобразными и свирепыми полузверями-кентаврами.
Поэтому, хотя общественное сознание Древней Греции в своем развитии в эпоху расцвета и отошло от буквального понимания мифов, определенная мифологическим мышлением поэтическая сила образов в высокой мере содействовала жизненной силе и реализму искусства греческой классики.
Прогрессивная роль греческого реализма в общих чертах может быть сведена к следующим моментам.
Во-первых, в греческом искусстве раньше, чем где бы то ни было, была всесторонне раскрыта в художественно совершенных образах физическая и духовная красота реального человека.
Во-вторых, в греческом искусстве основным содержанием впервые в истории стало реалистически правдивое отражение основных задач и противоречий жизни общества. Иногда это отражение жизни давалось непосредственно. Так, например, в драме Эсхила «Персы» была отражена героическая борьба греков против персидского нашествия и решена в духе интересов рабовладельческой демократии тема патриотизма. Но в большинстве случаев основные задачи общественной жизни отражались греками все же косвенно — в образах, почерпнутых из мифов и сказаний. Правда, древними греками осознавались вполне отчетливо общественный смысл этих образов и их связь с важнейшими идеями современности( Блестящий пример раскрытия действительного общественного смысла трилогии Эсхила «Орестея» дает Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», М., 1952, стр. 9—10.).
В-третьих, огромным завоеванием явилось утверждение светской общественно-воспитательной роли искусства, лишь по форме носившего часто культовый характер. По сравнению с искусством Древнего Востока это было большим шагом вперед.
Эстетическое совершенство и реалистическая жизненная сила искусства Древней Греции имели значение всемирно-исторического прогрессивного переворота в судьбах мировой художественной культуры.
***
Памятники древнегреческого искусства доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и дают яркое представление о жизни и мировоззрении эпохи, ушедшей в далекое прошлое. Однако произведения греческого искусства, сохранившиеся до наших дней, — это лишь ничтожная часть былого богатства. Произведения ряда крупнейших мастеров Греции не дошли до нас в подлинниках. Поэтому восстановление истинной картины развития греческого искусства вызывает необходимость в сложной работе как по исследованию сохранившихся памятников искусства, так и по изучению всех косвенных сведений, дающих нам представление о художественной жизни Древней Греции.
Основным источником наших знаний об искусстве Древней Греции являются сохранившиеся памятники. Архитектурные и скульптурные памятники Афин, Пестума или Олимпии дают нам высочайшие образцы художественного творчества греческого народа. Но многие античные статуи, до нас дошедшие, не являются греческими подлинниками. О значительной части памятников мы можем иметь представление лишь по мраморным копиям, выполненным древнеримскими мастерами. В эпоху расцвета Римской империи (1 - 2 вв. н.э.) римляне стремились украшать свои дворцы и храмы копиями с прославленных греческих статуй и фресок. Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были переплавлены в годы гибели античного общества, а мраморные — в большей своей части разрушены, то часто только по римским копиям, обычно при этом неточным, мы можем судить о ряде шедевров греческой скульптуры.
Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. Большое значение имеют фрески позднеэллинистического характера (воспроизводящие иногда более ранние образцы), сохранившиеся в раскопанных из-под засыпавшего их пепла и лавы римских городах Помпеях и Геркулануме, а также некоторые фрески, найденные в развалинах древнего Рима, в Болгарии, на юге СССР и в ряде других мест. До некоторой степени представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать изображения на греческих вазах. Но греческие вазы, прекрасные по форме и украшенные росписью, удивительной как по своему реализму, так и по тонкому чувству формы сосуда, дошедшие до нас в большом количестве, сами по себе представляют высочайшую художественную ценность.
Изображения на греческих монетах, маленькие статуэтки, ювелирные изделия, также художественно ценные сами по себе, часто интересны и тем, что сохраняют нам более или менее приблизительные копии несохранившихся памятников монументального греческого искусства.
Большое значение при изучении греческого искусства имеют также письменные свидетельства древних авторов, описания памятников искусства и упоминания о них в древнегреческих и древнеримских литературных произведениях, стихах, философских трактатах и т. п. Наибольшее значение в качестве источников истории греческого искусства имеют «Описание Эллады Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филостратов, старшего и младшего, «Описание статуй» Каллистрата, «Десять книг об архитектуре» Витрувия.
antique.totalarch.com
Особенности культуры Древней Греции | Блог о Греции
Культура Древней Греции является истоком античной культуры. Древние греки создали культуру, которая была названа в более позднее время "греческим чудом". Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основу многих сторон европейской культуры в самых разных ее сферах. Для наших времен греческая культура является образцом гуманизма и полноты взгляда на мир. Это было обусловлено многими обстоятельствами.
Существенное влияние на особенности культуры Греции мало выгодное географическое положение, что способствовало развитию торговли и другим внешним отношениям. Одной из особых причин, обусловивших развитие культуры Греции, была колонизация и связанная с ней торговля. Колонизация дала возможность грекам приобрести нового взгляда на мир, отличного от их первобытных верований, сравнить свой ??мир и мир других народов.
Динамизм и величие античной культуры нельзя отделить от динамизма общественной жизни. К VIII - VI вв. до н.э. относится формирование рабовладельческих государств-полисов. Греки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости (Аристотель). Жить по-человечески для греков означало жить в полисе, участвовать в полисном жизни. Рабы, которые не имели права участвовать в жизни полиса, людьми не считались.
На территории Древней Греции существовало несколько сот полисов. В среднем каждый из них занимал территорию не более 300 квадратных километров и примерно имел 10-15 тыс. населения. Один из крупнейших полисов Афинский.
В античном классическом полисе государство является действительным и единственным смыслом жизни и свободы гражданина, она была чуть ли не единственным местом, где он чувствовал себя в опасности, находился под защитой богов, которые занимались городом (как, например, Афина Паллада - Афинами) и мог жить полноценной жизнью. Полисной жизни с его духовной и экономической автаркией, независимостью и свободой были для гражданина высшей ценностью, поскольку полис был главным условием его собственной свободы, мог гарантировать защиту его гражданских прав и имущественных интересов. Общественное мнение и законы праздник оберегали общественные интересы и подчинения личных интересов общественным было обязательным. Одним из важнейших критериев оценочного отношения общества к индивиду была степень его участия в общественной жизни.
В общественном мнении сложилось презрительное отношение к равнодушию индивида к событиям общественной жизни. Это презрение стало настолько важным фактором отношения общества к личности, что, опираясь на общественное мнение, афинский правитель Солон сформулировал редкий в мировой истории закон, согласно которому бесчестным и лишенным прав гражданства объявлялся тот, кто во время восстания не поддержал ни одну из сторон. Закон требовал от каждого гражданина участвовать в борьбе, а не ждать когда судьбу государства решат другие. И поэтому для полисного индивида страшным наказанием было изгнание из родного города, то, что римляне называли "лишением огня и воды", то есть лишение гражданских прав. В греческих городах для этого была разработана специальная процедура остракизму - отправление в изгнание лиц, не нарушали законов, однако были опасными своим влиянием.
Похожие статьи
comfortgreece.ru
6.1. Общая характеристика культуры Древней Греции
Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика
6.1. Общая характеристика культуры Древней Греции
Культура Древней Греции оставила неизгладимый след во всей мировой культуре и особенно повлияла на культуру Европы. Многие европейские духовные ценности, особенности менталитета, черты искусства Европы зародились в недрах древнегреческой цивилизации. В Древней Греции родились демократия и философия, которая повлияла на всю последующую философскую мысль Запада. Греческая литература, скульптура, архитектура находили позже многочисленные отклики в культуре Европы. В Древней Греции появился классический театр. Олимпийские игры, приковывающие в наши дни внимание миллиардов людей во всем мире, стали впервые проводиться также в Древней Греции. В отличие от других цивилизаций древности, родившихся на Востоке, в Древней Греции появилась выборная система управления государством. В такой системе свободные люди принимали участие в принятии политических решений. Древние греки верили, что человек является «существом политическим». Именно участие в общественной жизни и занятия философией и отличали эллина (так называли себя греки) от варвара и свободного от раба. Понятию гражданского долга придавалось очень большое значение. На городской площади (агоре) проходили жаркие политические обсуждения и баталии. В связи с этим греки очень ценили искусство риторики, умение отстаивать в споре свою позицию, точно формулировать понятия, ясно излагать мысли. Несмотря на большую значимость личностного начала в культуре Древней Греции, общественные интересы доминировали и влияли на нравственные идеалы греков. В Древней Греции не было касты жрецов. Именно это обстоятельство послужило отделению интеллектуальной сферы от религии и зарождению науки, хотя чаще ее называют протонаукой. Она имела в основном теоретический характер и редко обращалась к опыту. «Царицей всех наук» в то время была философия. Родина философии представляла собой рабовладельческое государство. Люди, размышлявшие о метафизических проблемах, природе добра и зла, нравственности и безнравственности, считали, что рабство - вполне естественное состояние для определенных людей. Хотя именно в Древней Греции свобода начинает пониматься как одна из высших ценностей. В основе расцвета культуры Древней Греции лежит, прежде всего, развитие в городах свободной гражданской жизни. Греки считали, что человек должен быть развит всесторонне. Ему следует закалять свое тело и заниматься спортивными упражнениями, но также и быть добродетельным, патриотом своего отечества, достойным гражданином своего полиса (города- государства). В связи с этим возникло понятие о гармонично развитой личности, о равновесии тела и духа, благородной состязательности- агонистике. Достаточно большую роль в развитии эстетического чувства греков играли общественные культовые празднества, а также театральные представления, состязания певцов, поэтов, музыкантов. Духовная культура в Древней Греции носила телесный, пластичный характер, сосредотачиваясь на выявлении формы бытия вещей. Это прослеживается в скульптуре, в философии. Восхищение греков человеческим телом - одна из характерных черт древнегреческой культуры. При этом прекрасное тело выражало вселенскую гармонию, гордая осанка и величественный жест были символами достоинства личности. Религия древних греков была политеистической, боги имели антропоморфный (человеческий) облик, да и в целом по характеру были очень похожи на людей. Они могли любить, ревновать, сплетничать,вступать в конфликты или быть благородными и великодушными по отношению друг к другу. От людей их отличали только большие возможности. Главным из богов был Зевс-громовержец. Посейдон считался богом моря, Афина - богиней мудрости, Арес - богом войны, Гермес - покровителем торговли. Мифы Древней Греции, полные увлекательных историй о богах Олимпа, героях и приключениях, любимы многими и по сей день. В Древней Греции не было централизованного государства, а существовали отдельные города-государства - полисы. Крупнейшими полисами были Афины и Спарта. Демократическое устройство было только в одном из них - в Афинах. Оба эти полиса очень часто соперничали и даже воевали друг с другом. У Спарты была самая сильная сухопутная армия. Спартиаты с малых лет занимались тренировкой военных навыков, физическими упражнениями. Новорожденного младенца несли старейшинам. Если те видели, что младенец родился слабым или больным, то его сбрасывали со скалы. Афины были сильны на море и имели самый многочисленный из греческих полисов флот.